Даосизм – что заключает в себе данное учение?

Основные идеи даосизма (кратко)

Даосизм - что заключает в себе данное учение?

Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.

Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам.

Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок».

По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой.

Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Формы проявления даосизма

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:

Философско-этическая —  помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистическая  – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.

Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.

В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.

Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения.

Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха.

Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования.

Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной.  Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского —  активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/daosizm/

Даосизм. Суть, Принципы, Идеи и Философия

Добро пожаловать в Дао Поднебесной, или в так называемый китайский Даосизм, из лабиринта этого восточного учения, а также из всех жизненных передряг и проблем, мы постараемся выбраться с помощью идей, сути, принципов и философии Даосизма, как одного из известнейших в мире религиозных учений.

Что такое Дао?

Для начала надо понять, что слово Дао означает «запредельное». Выход за рамки двойственности и любых полярностей, это объединение мужского и женского в человеке, жизни и смерти. И как сказал великий мастер Даосизма Лао-Цзы – Дао пусто, но благодаря ему существует все.

История Даосизма

Обычно считается, что исторически, Даосизм берет свое начало от правления китайских императоров династии Чу, где уже тогда развивались мистические шаманские ритуалы и культы. И все же настоящая традиция начинается с легендарного мастера Лао-Цзы (Мудрый Старец) VI-V века до нашей эры, создавший основополагающий трактат «Дао Дэ Цзин».

И слово Дао можно перевести как Абсолютное Знание, которое не выразить словами, но все же можно пережить. А слово Дэ – это способ бытия или как пребывать в таком Абсолютном Знании. Дао движет всеми вещами, но которое за пределами представления о них.

Суть Даосизма

Суть Даосизма в том, что Дао без формы и цвета, там нет личности и даже «я» нет. Более того усилий и целей тоже нет. Традиций нет и храмов нет, и служить не о ком, некому и незачем — пребывай в пустоте и не следуй за мыслями и явлениями, а просто наблюдай и будь свидетелем.

Пойми что пустота опора всему, Дао без формы и без имени, но оно является опорой всему, это запредельный аспект, который связывает все воедино. Это просто Вселенский порядок, и в Дао обычно не строят храмы, и нет там священников и ритуалов – существует лишь чистое понимание.

Однажды даосский мастер Ли Цзы путешествовал со своим учеником. Присев у дороги, чтобы перекусить, он увидел череп, и сказал своему ученику указывая на череп: «Только он и я знаем, что ты не рождался и не умрешь». Так же он добавил, что люди не знают истины и просто несчастные глупцы, а череп и мастер знают истину за пределами смерти и рождения, и потому счастливы.

Путь Дао

Даосизм как религия учит быть на пути и не отличатся от пути, потому что все существование само по себе едино, и мы часть его. Обычно всех нас учат как отдельных личностей, но как же быть тогда в гармонии с окружающим? Счастье – это быть неразрывным с целым, это путь Даосизма или просто Дао.

Если у вас есть «я» или хотя бы понятие о «я», тогда вы не на пути. Понятие святости в даосизме – это быть в гармонии с единым, быть единым.

И понимание библии там иное — у всех нас были родители и у них тоже в свою очередь были родители. И мы доходим до Адама и Евы – и их получается родил Бог. А кто родил Бога, ведь Он где-то должен существовать, ведь, по крайней мере, должно быть пространство для его существования или энергия созидательная, вакуум или пустота.

Есть ли Бог в Даосизме?

Поэтому в даосизме главным является не Бог, а Дао – которое включает и Бога, если хотите и все что существует, это просто Бытие или Единство. Как только вы считаете себя отдельным от остального живого и неживого, значит вы уже отделены от Бога.

Обычно люди копаются в прошлом и будущем, но это просто измерение времени, а когда вы едины – вы в пространстве связаны со всеми и находитесь за пределами времени. В этом Бытии нет страданий и печалей, они возникают, когда мы отделены от целого, когда есть «я».

Даосская Притча

Однажды, один царь позвал к себе министра и сказал: «Я хочу быть счастливым – позаботься об этом, иначе я тебя казню». Министр, ответил, что, наверное, нужно найти рубашку счастливого человека и принести ее.

И долго искал он счастливого человека, но оказывается, все были несчастными, и министр опечалился.

И тут кто-то подсказал ему, что на берегу реки кто-то постоянно играет по ночам на флейте веселую музыку.

Тогда министр отправился туда и действительно увидел человека, играющего на флейте чарующую музыку, и спросил его: «ты счастлив?», тот ответил «да, я и есть счастье».

Министр был безмерно счастлив и попросил о рубашке. Но человек долго молчал, и лишь затем сказал, что нет у него рубашки, он голый. «Тогда, почему ты счастлив?» — спросил министр.

Человек ответил: «В один день я потерял все, в том числе и рубашку…и стал счастливым. У меня ничего нет и у меня нет даже себя самого, но все же я играю на флейте, и целое или единое играет через меня. Вы понимаете – меня просто нет, я не знаю кто я, я никто и ничто».

Основные идеи даосизма

Иногда Дао называют путем без пути, там существует лишь понимание. А основная идея даосизма в том, что обычный человек постоянно находится в размышлениях, он постоянно думает о себе или о чем-то внешнем и ему просто некогда жить, жить настоящей жизнью.

Когда человек не един со всем окружающим, он напряжен и постоянно защищается и борется за свое выживание. И если правильно подметить – этот мир становится иллюзией, если мы не едины. Это главная идея Дао.

Все является иллюзией, которая исчезает, когда возникает наблюдающий или познающий. И когда вы слиты со всем, когда вы стоите в центре всего бытия, вы истина, а истина есть вы. Иногда пробужденные мастера восклицали: «Я есть истина».

Как обрести просветление и Дао?

Так, о чем же говорил Лао-Цзы и остальные мастера – чтобы познать реальность надо быть в состоянии бездействия, потому что, действуя, вы удаляетесь от себя, от единства с Дао. Вы не контактируете с внешним, все мосты сожжены.

Читайте также:  Почему в индии корова - священное животное и ее почитают как божество?

В полном молчании, без внутреннего диалога, к примеру, если вы моете пол – пусть это полностью поглотит вас, если готовите еду, тоже самое.

И когда вы растворяетесь в том, чем вы занимаетесь, ваше «я» исчезает, это и есть «просветление» в Даосизме, еще и принцип Тантры, то есть непрерывность бытия или сознания в самом бытии, можно сказать, как угодно.

Наше эго никогда не гармонично, оно отделено от всецелого бытия и в этом вся проблема человечества, с его войнами и борьбой за выживание.

Оставаясь в бездействии «я» исчезает, если идете, просто идите, если танцуете, то просто танцуйте.

Находясь полностью в настоящем моменте, в вас начнет проникать внутренняя глубина, внутреннее счастье – это Дао, вас нет, вы растворились.

Принципы даосизма

Главный принцип Даосизма в том, что настоящее счастье можно найти лишь в слиянии, когда вы просто как свидетель – возникают мысли, вы их просто наблюдаете. Вы наблюдаете, как они приходят и уходят, так вы сливаетесь с ними. Тоже относительно движений рук и ног – вы делаете движение и просто наблюдаете.

В первое время вы будете отвлекаться, но затем состояние будет углубляться, придет внутренний покой и радость. Даосский принцип счастья – для него не нужна внешняя причина, даос может быть всегда счастливым, ведь счастье — это все существование, все что ни делает даос это счастье.

Внешнее счастье имеет свою причину и уже в этом несчастье, это рабство от внешнего. Даосы за пределами логики и причины. Одним из главных принципов Дао – это пустота и когда вы пусты, в вас входит Бог, где Дьявол не может существовать, да что ему там делать, он умрет со скуки, ведь ему нужна власть над человеком.

Пустота главная ценность

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаПосмотрите, как замечательно говорит о пустоте Лао-Цзы – он говорит, что полезны не стены самой комнаты, где вы живете, а пустота между стенами. Ведь человек пользуется комнатой, а не стенами.

Пустота — это самая ценная вещь на планете и создана она не человеком, а самим Бытием или Дао – ведь так устроена вечность, так устроен космос и все бытие. Это знаменитая пустота в буддизме и дзен – это женский аспект всего сущего.

Если вы занимаетесь Тантрой, то это ее основа и принцип работы. Даже в Ветхом Завете есть намеки, что все возникает из пустоты. Взять хотя бы историю Адама и Евы.

Считается, что мужчина или Адам был создан первым, но эта идея от того, что он близок к земле, вот и все. И говорит Бог Адаму – дай Еве имя и сказал он: «Она мое сердце», что означает просто психический или духовный аспект.

Сердце — это чувства, которые возникают, но невидимы для нашего глаза. Женский принцип — это принцип внутреннего. Самое внутреннее мы называем душой, а тело это наше внешнее.

Философия Даосизма

В философии Даосизма как вы поняли нет определенного пути, потому что, если вы куда-то идете — каждое мгновение уже есть цель сама по себе. В Дао вы отказываетесь от прошлого и будущего, да и от себя в том числе.

Нет цели и нет стремлений, это означает сдачу себя единству. Дао, о котором можно рассказать, уже не является подлинным. Ведь реальность можно познать лишь, когда ум отступает.

Идеальный пловец становится частью реки,

Он сама волна,

Разве сможет река уничтожить волну?

Жить в единстве в соответствии с философией даосизма, значит отказаться от борьбы с природой, а просто стать с ней единым целым, единым целым с бытием.

Лист падает с дерева и его просто несет ветер, и он не размышляет о том, куда и зачем – в этом красота падающего листа и всего бытия в целом.

Вывод

Если человек не познал Дао – все остальное будет только иллюзией. Кому-то нравиться жить в иллюзии, кому-то нет.

И человек похож на осенний лист, летящий по ветру — и он, и лист в одном пространстве, и все же это очень забавно – лист постоянно в гармонии и счастлив, а человек…

Путь Даосизма как религии или вернее мистического учения – это путь слияния.

Плывут облака, стань облаком, течет река, стань одним с рекой, когда читаешь, просто читай. Одним словом, пусть ваша жизнь станет Дао — ведь все явления просто поддерживают пустую природу нашего сознания, нашего подлинного бытия.

Естественно это одну из самых сложных мировых философий понять непросто, зато понявший её человек может получить практически мгновенное освобождение от состояний несчастья в своей жизни, и вся жизнь его станет в идеальной гармонии с окружающей вселенной. Чего я вам и желаю.

Кроме того в следующих рассказах читайте и о множестве других религиозных течений, их сути и философии, о дзен буддизме, Исламе, Христианстве, Индийской йоге, Православии, Индуизме, Кришнаизме, Растафарианстве, Шаманизме, Суфизме, Конфуцианстве, Синтоизме, Зороастризме и даже сатанизме и многих других религиозных течений и вер планеты земля.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/daosizm-sut-principy-idei-filosofiya/

Что такое даосизм и в чём его суть? – База ответов на любые вопросы

Даосизм имеет продолжительную историю, насчитывающую более двух тысячелетий. Наряду с буддизмом и конфуцианством он входит в число трех важнейших учений Китая, основанных на духовных практиках древних жителей Поднебесной.

Часто даосизм противопоставляют буддизму как религии и конфуцианству как философии, хотя в его догматах заложены и религиозные, и философские элементы.

В чем же состоит смысл учения? И что вообще представляет собой даосизм?

Что значит слово «даосизм»?

Главной категорией китайской философии выступает Дао – безличностная сила или наивысшее состояние бытия, действие которого заметно всегда и везде.

В буквальном смысле в переводе с китайского слово «дао» означает «путь» и указывает на принцип творения, отвечающий за происхождение всего живого.

Именно от этого понятия и произошло учение даосизм, основоположником которого считается древний философ Лао-цзы.

Первые философские трактаты даосизма возникли примерно в V столетии до нашей эры. Ядром, вокруг которого развилась доктрина, стало сочинение «Дао дэ цзин», трактующее Дао как единый порядок. В середине II столетия в Китае появилась первая даосская школа «Пять ковшей риса», а впоследствии по всей территории государства стали открываться учебные заведения, обучающие даосизму.

Долгое время учение было одним из основополагающих в Китае, однако в середине XIX столетия подверглось гонениям и суровой критике. Возрождение даосизма началось только в 1960-х годах.

На сегодняшний день он имеет большое влияние жизнь во многих регионах Китая и Тайваня, а также продолжает свои традиции в поэзии и прозаической литературе.

Что такое даосизм?

Под даосизмом понимают совокупность духовных практик, основанных на представлениях о священном пути к гармонии и благодати. Хотя его нельзя назвать религией, в Китае существует множество даосских монастырей и храмов, где проводятся пышные обряды и ритуалы, практикуются древние сакральные техники для совершенствования ума и тела.

За пределами Китая даосизм известен во многом благодаря разделу альтернативной медицины «цигун», включающему в себя комплекс физических и дыхательных упражнений.

В чем суть даосизма?

Как говорилось выше, в основе даосизма лежит Дао – всеобщий Абсолют и Закон, первооснова бытия, которая непостижима для человеческих органов чувств, но царит вечно и повсеместно.

Согласно даосскому учению, человек является вечной субстанцией, а его физическая оболочка – эдаким микрокосмом или результатом взаимодействия женского и мужского начал (Янь и Инь).

Чтобы обрести гармонию и счастье, каждый человек должен встать на путь Дао, постараться познать его и соединиться с ним воедино. Представители даосизма полагают, что, будучи микрокосмом, человек является вечным, как и Вселенная (макрокосм), а его смерть – это всего лишь отделение духа от физической оболочки и растворение в макрокосме.

Силу, которая дается людям на пути Дао, даосисты называют Дэ, а понимание того, когда нужно действовать в той или иной ситуации либо пребывать в бездействии, именуют У-вэй, то есть созерцательной пассивностью. Считается, что любой поступок, который противоречит Дао, является напрасным расходованием энергии и сил.

Если попытаться охарактеризовать даосизм несколькими словами, то его суть заключается в созерцательном отношении к жизни. По словам сторонников учения, наслаждения достигает не тот человек, который совершает хорошие поступки, а тот, который путем медитации прислушивается к себе и постигает мироздание.

Три сокровища в даосизме

Последователи учения Лао-цзы различают три основных добродетели, три сокровища, которые нужно защищать и всячески «вскармливать» в себе.

Первое – это ци (любовь, сострадание), то есть сила, заставляющая сильнее биться сердце и быстрее двигаться кровь.

Второе – цзянь (умеренность, бережливость), или энергия, отвечающая за внешний облик людей. От нее зависит, будет ли человек худым либо толстым, с зелеными или карими глазами и т. д.

Третье сокровище – шэнь (душа), дающее людям разум и делающее их существами, которые способны самосовершенствоваться.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-daosizm-i-v-chyom-ego-sut/

Даосизм – путь достижения счастья, суть и значение

Дао — это путь познания вещей. Даосизм является традиционным китайским учением с примесью философии и религиозных воззрений, наряду с Конфуцианством, дзен и буддизмом. В понятие даосизма включены шаманские и магические практики, учение о бессмертии и изгнании злых духов, ритуалы предсказаний и целительные методики цигун.

Суть даосизма

Восточный мистицизм оказал большое влияние на весь мир. Корни даосизма уходят в глубь веков, первые письменные артефакты датируются вторым веком до нашей эры. Так говорит о даосизме википедия. Как переводится слово «дао»? Это некая безликая сила, управляющая миром.

Она находится везде и нигде. Также «дао» переводится как «путь», который определяет направление жизни человека.

Таким образом, кратко суть даосизма можно охарактеризовать как веру в управление безликой силой, сотворившей мир и поддерживающей всё сущее и веру в бесконечное блаженство в состоянии покоя и бездействия.

Основоположник даосизма — Лао Цзы. Основные идеи учения — обретение внутренней гармонии и покоя через следование по священному пути дао. Даосизм — это не религия в чистом виде, а набор духовных практик.

Несмотря на отсутствие догматов религиозного поклонения, существует множество монастырей, в которых даосы уединились от суеты мирской жизни. Это становится понятным, если учесть основополагающую идею даосизма о состоянии внутреннего покоя как достижения духовного совершенства.

В суете будней покоя достичь невозможно, а по поверьям даосов внутренний покой может даровать долгую жизнь.

На заре становления даосизма отсутствовали какие-либо ритуальные и обрядовые церемонии. Последователи Лао Цзы искали правильный путь и смысл своего существования.

С течением времени даосизм претерпел изменения, но основная идея сохранилась. Это учение временами испытывало гонения официальных властей, что побуждало даосов скрываться и образовывать тайные братства.

Дао проповедует подавление страстей и желаний, что не всегда находило отклик в сердцах людей.

Есть ли у даосов своя священная книга? Да, она называется «Дао дэ цзин», что обозначает «Книга пути и достоинства». В этом трактате красной нитью проходит мысль о невмешательстве человека в действие высшей силы, ибо воля небес превыше всего.

Путь достижения счастья

Философия даосизма дает некий рецепт достижения блаженства и счастья в этом земном воплощении. Для этого следует встать на путь Дао, обрести силу Дэ и пребывать в полном бездействии У-вей. Что такое полное бездействие? Это состояние созерцательности, наблюдения за происходящим без какого-либо вмешательства. Это созерцательное отношение ко всему, что происходит в жизни.

Даосы считают, что ни один добрый поступок не способен сделать человека счастливым. Он может обрести счастье только через внутренний покой и медитативное состояние. Именно в медитациях можно постичь смысл мироздания и обрести блаженство. По мнению основателя учения человек должен культивировать в себе три основных качества:

  1. сострадание (ци);
  2. умеренность (цзянь);
  3. душа (шэнь).

По мнению даосов сострадание (любовь) заставляет сердце активно работать, то есть, разгонять кровь. Это оздоравливает организм. Умеренность во всем тоже способствует здоровью, а также позволяет разумного расходовать жизненную энергию. Развитие души — это путь самосовершенствования, без которого невозможно достичь блаженства.

Основные идеи даосизма:

  • принцип невмешательства;
  • неделание;
  • спонтанность;
  • превращение вещей.

Даосы утверждают, что постоянным принципом мироздания является перемена, все остальное — преходящее. Переменой управляет закон Дао. Нельзя сопротивляться переменам, нужно позволить им случаться в жизни. Если человек осуществляет какие-либо действия или желает чего-то, он нарушает естественный ход событий и препятствует переменам осуществиться.

Попытки что-либо изменить в своей жизни рассматриваются даосами как покушение на совершенство мира, ведь совершенство можно постичь лишь в состоянии созерцания.

Желания, по мнению дао, — путь к беспокойству и несчастьям. Человек не должен стремиться к чему-либо, но не должен и препятствовать этому случиться.

Например, даос не стремится к богатству, но не препятствует ему прийти в жизнь.

Инь и ян

Что символизирует знак инь и ян? Некоторые считают его символом дня и ночи или добра и зла. На самом деле это основополагающий символ дао, в котором заключено единство противоположностей — темного и светлого начала.

Темное принадлежит женской душе, светлое — мужской. Женская суть выражается в пассивности, мужская — в активности.

Читайте также:  История буддизма в россии - с древности до наших дней

Только единство двух начал может сформировать гармонию и блаженство, только в единстве противоположностей заключена мощь энергии ци.

По мнению даосов переизбыток одного из качеств приводит к неразумному течению жизни. Оба принципа должны находиться в гармонии и равновесии, только в этом случае жизнь будет плодотворной и эффективной. Однако в данном символе заключена идея космических принципов движения, которые осуществляют перемены в физическом мире.

Постоянство перемен символизирует замкнутый круг. Точки внутри каждой половинки знака символизируют взаимопроникновение, волнистая разделяющая линия обозначает отсутствие четких границ между принципами.

Принцип инь и ян можно встретить в китайском искусстве, национальной медицине и даже науке. Это основополагающий принцип дао, который утверждает, что:

  1. противоположности притягиваются и дополняют друг друга;
  2. все находится в процессе постоянных перемен.

Человек, следуя по пути Дао, должен постоянно находить баланс между инь и ян. Это равновесие энергий, которое приводит к балансу и гармонии. Только баланс и равновесие энергий могут даровать человеку внутреннюю гармонию и абсолютное здоровье.

Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/daosizm.html

Даосское мышление – Использование в реальной жизни

Цель этой книги рассказать о принципах жизни даосских мастеров простым и понятным современному человеку языком. Даосские мастера оставили после себя множество трактатов об искусстве совершенствования тела и духа человека, о гармоничном сосуществовании со всеми живыми существами и эффективном взаимодействии с миром.

Но эти тексты написаны для современников, живших много столетий назад, и потому зачастую весьма сложны для понимания. Не смотря на то, что наша жизнь стремительно меняется, людям присущи те же омрачения и слабости, которые были свойственны жителям древнего Китая.

Именно поэтому те крупицы мудрости, которые пригоршнями оставляли бессмертные даосы в своих трактатах, будут полезны и современному читателю.

Более того, так как научно-технический прогресс ускоряется, а лавина информации уже захлестнула современные умы, даосские принципы простой и спокойной жизни, направленной на самосовершенствование, будут как никогда кстати.

Мы живем в период перемен и должны соответствовать тем процессам, что протекают вокруг, успевая познавать себя и мир, в котором живем.

Современному человеку просто необходимо научиться отстраняться от всепроникающей суеты социальной жизни и смотреть на Вселенную глазами ребенка, который познает мир.

Уже более 10 лет меня интересует и притягивает идея «свободной» жизни, когда человек, используя определенные принципы жизни, словно ключи от секретных дверей, переходит из одной комнаты жизни в другую, из одной ситуации в следующую, наслаждаясь своим танцем перед Вечностью, превращая свою мимолетную жизнь в искусство, картину на песке.

Картину, которая смывается прибоем времени сразу после того, как “художник-человек” проводит кистью, делая очередной мазок. Такая жизнь — это высшая форма осознанности, наполненности, чистоты и непривязанности.

Даосское мышление и есть тот инструмент, который способен изменить жизнь, освободить сознание и помочь человеку развиваться, будучи при этом в высшей степени эффективным в своей повседневной жизни.

Книга “Даосское мышление” — это прежде всего сборник советов даосских мастеров, которые помогут вам эффективно жить в социуме и реализовать себя,  ежедневно заботясь о своем самосовершенствовании.

Далеко не каждый человек приходит к идее духовного саморазвития. А те, кто все-таки устремляются к самосовершенствованию, часто не имеют контакта с истинной духовной традицией, что лишает их системного подхода в своем развитии.

Эта книга как раз и дает вам такую опору и системность для улучшения себя и своей жизни.

Очень надеюсь, что “Даосское мышление” поможет вам решить какие-то простые житейские проблемы дома и на работе, и вместе с тем зародит в вас зерно любопытства: “А на что же я еще способен?” Возможно, после прочтения этой книги, вы захотите более глубоко заняться даосскими практиками и придете к нам в школу практического даосизма Чжэнь Дао, чтобы продолжить свое обучение, ставя перед собой уже не только задачи социальной самореализации, но и более высокую цель: постижения своей Изначальной природы — той огромной части Вселенной, которая находится за пределами этой Жизни, но внутри нас самих.

Прежде чем рассказать о том, что же такое «даосское мышление» и что оно может вам дать, необходимо кратко рассказать о самом даосизме, даосах и даосской философии.

Среднестатистический западный человек, к сожалению, довольно смутно знаком с основами даосского мировоззрения, и зачастую имеет ряд заблуждений, которые необходимо развеять, прежде чем приступать к знакомству с «даосским мышлением».

Что такое даосизм

Когда я впервые столкнулся со школой практического даосизма Чжэнь Дао, я имел весьма смутное представление о том, что такое Дао, даосизм и кто такие даосы. Мои познания в этом вопросе ограничивались мимолетными воспоминаниями о лекциях религиоведения в университете, большую часть которых я прогулял.

Я помнил, что в даосизме есть аналог Бога, который называют Дао, полагал, что даосы поклоняются Небу и Земле, и еще, конечно, видел распространенный символ Инь и Ян: черно-белый круг с точками.

Можно сказать, что я практически полностью заблуждался насчет даосизма и имел абсолютно неверное представление о том, кто такие даосы.

Сейчас мое понимание все равно ограничено моим текущим уровнем развития и мировосприятия, но я хочу дать вам некоторую базовую информацию, которая прольет свет на основные понятия даосизма, а в дальнейшем — и на саму суть «даосского мышления».

Итак, начнем с Дао. Дао — действительно некий аналог понятия “Бог”, но оно не персонифицировано и в высшей степени абстрактно. Дао настолько абсолютно, что включает в себя все сущее, проявленное (Бытие), и то, чего нет, что не проявлено (Небытие). То есть Дао на самом изначальном уровне представляет собой потенциал, возможность возникновения всего, что угодно.

Все, что нас окружает, то, что мы повседневно воспринимаем обычными нашими чувствами, — есть посленебесное проявление Дао. Посленебесным оно называется потому, что человек видит его после своего рождения, после того, как увидит небо. Есть также и прежденебесное проявление Дао — это то, что есть изначально и простирается в Небытие.

Конечно, поскольку любые слова ограничены и указывают на концепции из Бытия, то говорить о Дао напрямую попросту невозможно.

Все, что можно сказать о Дао, будет лишь указывать направление для его познания, но не описывать в точности, что же это такое.

Любые слова о Дао — это как лунный свет, хоть он и является порождением солнца, но этот свет не способен в точности показать нам природу самого солнца.

Цель практикующего даоса — вернуться к Истоку, отстраниться от посленебесных проявлений Дао, чтобы познать Изначальную его сущность (прежденебесную) и пойти дальше, за пределы Бытия и Небытия к Истоку.

Исток — это изначальная природа человека, которая является единой для всего сущего. И поскольку Исток является изначальной сущностью всего, познав его, человек автоматически познает и все его проявления.

Можно провести аналогию: если Дао — это солнце, то солнечный свет — это прежденебесная природа Дао, а свет, отраженный от Луны, — это весь воспринимаемый нами обычный мир, посленебесное проявление Дао.

Практикующий старается сначала с помощью медитации проникнуть к своей прежденебесной природе, проникнуть за отраженный от Луны свет (посленебесную природу) и посмотреть на солнечный свет напрямую. А дальше, научившись воспринимать прежденебесное, он старается познать само Солнце-Дао.

Так человек постигает Исток, то, что лежит за пределами Бытия и Небытия. В случае успеха, практикующий избавляется от дуальности этого мира и обретает целостность с Дао на самом глубоком уровне своего существования.

Дао представляет собой для практикующего даоса и цель, и способ ее достижения. Дао Путь или Путь Дао — это методы самосовершенствования, которые использует даос, чтобы приблизится к постижению Дао, а также все окружающие события, которые составляют саму жизнь практикующего, превращая ее в Путь к Истоку.

Есть одна сложность в постижении Дао: поскольку то, что необходимо постигать, лежит за пределами Бытия и Небытия, то использовать слова и обычные чувства для его восприятия и постижения мы не можем, в силу того, что слова и чувства сами являются лишь посленебесным проявлением Дао, далеким (и весьма искаженным) отражением Истока. Практикующему приходится использовать медитацию, чтобы погрузиться в состояние покоя и направить свой дух на постижение Изначальной природы, так как только дух (наша тончайшая сущность) может проникнуть к Истоку.

Если же мы будем пытаться постигать Изначальную природу с помощью науки, исследуя посленебесные проявления Дао, то нам не хватит на это и сотни жизней, так как Дао имеет бесконечное число проявлений, и пытаться познать источник всего Бытия, вычленяя и изучая одну его часть, просто невозможно. Это все равно что пытаться изучить дом, не выходя за пределы одной комнаты. Как ни старайся, но увидишь только одно помещение, в целом же здание останется непознанным.

Процесс постижения человеком своей Изначальной природы именуется также духовным развитием. Адепт, стремящийся к духовному развитию в даосской традиции, совершает Путь назад, к состоянию ребенка, к Истоку, к Дао.

Этот Путь требует большого количества энергии и времени, необходимых для тотальной внутренней трансформации практикующего.

Потому даосы разработали методы восстановления здоровья, продления жизни и очищения себя и своего бытия от всего лишнего, ненужного, препятствующего самосовершенствованию.

Высшей целью даосских практик является полное освобождение человека от посленебесных проявлений Дао, в результате чего проявляется его истинная сущность — Изначальная природа, тождественная Истоку.

Внешне этот процесс завершается вспышкой света, а тело, энергетическая система и дух практикующего сплавляются в одно целое и сливаются с Дао.

Такую трансформацию называют «телом света», а человек, достигший «тела света», становится Небесным бессмертным.

Как видите, даосское понимание духовного развития сильно отличается от западного. Ведь европейцы, зачастую, определяют духовное развитие как улучшение моральных качеств человека: если делаешь добрые дела — значит, духовно развиваешься.

В даосизме же взращивание добродетельных качеств — это только первая ступенька на пути самосовершенствования, которая позволяет очистить себя от эгоистичных посленебесных проявлений с целью убрать преграды на пути к Истоку.

Она, конечно же, необходима, но такого самоочищения совсем не достаточно для полной духовной реализации!

Более подробно о духовном развитии и промежуточных этапах духовной реализации человека вы можете почитать на сайте школы Чжэнь Дао zhendaopai.org.

А вот теперь можно поговорить и о том, что же собой представляет даосизм. Итак, даосизм — одна из древнейших систем духовного развития человека, которая возникла в Китае. Даосизм бывает религиозный и практический.

Религиозный даосизм сформировался примерно во II веке нашей эры с целью более широкого распространения этого учения. Даосской традиции было необходимо конкурировать с другими учениями и привлекать новых последователей.

А религиозные методы обучения и распространения знаний издавна были более понятны и близки людям, именно потому и возникла необходимость в создании религиозной ветви даосизма.

Но, в то же время, ритуальный аспект зачастую сильно ограничивает практикующего в постижении Изначального, так как любая форма является посленебесным проявлением Дао и становится препятствием, за которое необходимо проникнуть, чтобы начать познавать Исток.

Нас же прежде всего интересует практический даосизм, который появился задолго до религиозного, и содержит чистые, изначальные методы самосовершенствования человека. Школа Чжэнь Дао, в которой я учусь, как раз и является традиционной школой практического даосизма, что значительно облегчает восприятие ее методов западным человеком, ориентированным больше на науку, нежели на религию и мистику.

Практический даосизм представляет собой гармоничный путь развития человека. Даосские практики, с одной стороны, позволяют постигать Изначальную природу, а с другой стороны — способствуют укреплению и восстановлению здоровья человека, продлевая его жизнь.

Также особенностью практического даосизма является и то, что он не отрицает обычную жизнь в социуме. Конечно, для достижения больших результатов в духовном развитии, человеку требуется на определенных этапах уединение и весьма скромный образ жизни.

Но на начальных уровнях вы с легкостью можете вести обычную социальную жизнь и при этом заниматься духовным развитием.

Более того, даосские практики значительно улучшают жизнь, так как укрепляют здоровье, взращивают безмятежность, проявляют изначальную мудрость и помогают человеку быть значительно более эффективным в рутине повседневных дел.

Методы практического даосизма можно спокойно практиковать, будучи религиозным человеком. Ничто не мешает вам, например, ходить в церковь, и при этом заниматься даосскими практиками, или, если к даосским практикам вы еще не готовы, ограничится практикой «даосского мышления» в своей обыденной жизни. Что вам может дать практика «даосского мышления» вы узнаете дальше, читая эту книгу 🙂

Автор Михаил Польшин – продолжение следует…

Посмотрите еще:

Источник: http://zhendaopai.org/daosskoe-myishlenie/

Даосское учение

Говоря о содержательном наполнении даосского учения, следует прежде всего охарактеризовать его как целостную мировоззренческую систему, явившуюся основой для многих учений, традиционных практик и искусств.

В связи с этим можно попытаться предложить следующую схему становления даосизма: от древних религиозных верований шаманского типа, формирование религиозной практики и стихийного складывания мировоззренческих моделей, период “рационализации” мировоззрения, подведения под него философской базы в текстах; возникновение философских направлений, имеющих’ определенные родственные черты:  натурфилософия “инь-ян ” и “у син ”,  методы “обретения бессмертия” и медитативного созерцания,  сближение и синтез вышеперечисленных направлений и включение в них элементов других течений традиций “Ицзина”, отчасти конфуцианства, письменная фиксация древних и протодаосских  методов религиозной практики,  введение их в систему даосской доктрины, формирование целостного даосского мировоззрения.

Читайте также:  Искусство танки в буддизме - как их создают в тибете

Философский даосизм в VI—V вв. до н. э. начался с философии Лао-цзы, получил развитие и завершение у Чжуан-цзы и начал склоняться к упадку у Ле-цзы. Ко времени Поздней Хань (I—II в.в. н. э.

) он  превратился в смесь Философии, религии, алхимии, магии… В тоже время даосские концепции оказали сильнейшее влияние на все мировоззрение и уклад жизни Китая, его влияние очевидно в науке, в медицине, во всех традиционных искусствах: музыке, каллиграфии и живописи, воинских искусствах и т.д.

Однако нет единого мнения относительно того, что следует считать философским, а что — религиозным даосизмом.

Одни выделяли в философский даосизм “Дао-дэ цзин”, “Чжуан-цзы” и “Ле-цзы”, а другие—только “Дао-дэ цзин», в котором, нет ничего, напоминающего суеверия или религию.

Видимо, книга “Чжуан-цзы”, почитавшаяся многими поколениями даосов, не включалась долгое время в канон из-за оппозиционности Чжуан-цзы “искусственным” попыткам продлить жизнь. Впрочем, речь шла не столько о методах, сколько об установке адепта.

Лао-цзы и Чжуан-цзы учили смотреть на жизнь и смерть как на компоненты природного цикла перемен, в то время как поздние даосы проповедовали обретение бессмертия.

Весьма интересное обоснование общности раннедаосских и позднедаосских концепций , что поиски бессмертия отнюдь не противоречат таким фундаментальным даосским понятиям, как учение о  инь-ян Неба и Земли ,“у вэй” (недеяние) и “цзы жань” (самоестественность). Если  означает непротиводействие природе дающих начало “бессмертному зародышу”.

В этой связи любопытны приводимые даосская пословица и цитата из “Гуань-цзы”:

Моя судьба заключена во мне, а не в Небе

Совершенномудрый благодаря тому, что следует [за вещами], может овладеть ими.

Отсюда следует, что довольно распространенное представление о том, что даосские классики исходили из  приоритета “не-бытия”, отсутствия у, а поздние даосы—“бытия”, “наличия”ю, является не более чем недоразумением.

Во-первых, у никогда не обозначало небытия как смерти, а скорее воспринималось как некое потенциальное бытие, предшествующее оформленному наличному бытию и порождающее его. Следовательно, у выступает не как отрицание,.

а как источник жизни, а оппозиция ую имеет смысл оппозиции  неоформившееся—оформившееся.

В связи с этим можно заметить, что цель многих даосских медитаций — возвращение в “материнскую утробу” дао отсутствия у чтобы обрести новое рождение в качестве  “бессмертного” и совершенного человека. Из бездны “хаотического и смутного” хуанху творится “свет просветления” мин и новая жизнь, и в этом смысле “небытие”—отсутствие так же ставится выше “бытия”.

Проблема жизни и смерти является одной из центральных тем “Дао-дэ цзина”.

Дух ложбины бессмертен. Называют его Сокровенной Женственностью (§ 6).

Если объять, воедино соединить дух земли и дух небес, то им больше вовек не расстаться. Если сосредоточить ци, и мягкость этим обрести, тогда возможно уподобиться младенцу (§ 10).

Кто причастен Дао-Пути, тот нескончаем. Не гибнет самость, умирая (§16).

Поэтому я слышал, что могущий жизнь питать не встретит на земле тигра, носорога, а в бою он не страшится лат и оружия. Носорогу некуда свой рог вонзить, тигру некуда когтями своими вцепиться, оружию некуда свой клинок всадить. По какой причине это? Для него не существует сферы смерти (§50)

В отрывке  содержится даосская концепция бессмертия как вечной жизни всего психофизического комплекса человеческого существа. Именно бессмертие тела делает возможным бессмертие душ, ибо для даоса тело является как бы нитью, связывающей воедино души, разъединяющиеся по смерти тела. Поэтому вслед за первой фразой о единении, следует фраза о пути, ведущем к этому единению: это регуляция ци.

Далее  повествуется о мировоззренческой основе учения и о “продлении жизни” — об обретении единства с Дао и достижении посредством этого долговечности.

Симптоматично употребление здесь словосочетания “шэ шэн” (“хватать жизнь”), под которым понимаются обычно даосские приемы продления жизни .

Что касается “Чжуан-цзы”, то следует оговориться, что в этом тексте попытки простого продления физического существования порой осуждаются, а “истинное” бессмертие воспринимается как бессмертие единотелесной с изменениями мира “преображенной личности” совершенного человека (чжэнь жэнь).И сравните с  казалось бы, совершенно противоположной по смыслу фразой: “Мудрец видит благо и в ранней смерти, и в старости, и в начале, и в завершении”.

Обратимся к “Дао-дэ цзину”:

Утратил, он (мудрый.) вовсе личность,. поэтому совершенной может сделать личность” (§ 7).

Я потому в беде великой пребываю, что самостью  я обладаю. Если б я самостью не обладал, в какой тогда беде я мог бы пребывать?! Поэтому лишь на того, кто чтит, как сущность свою, Поднебесную всю, может положиться Поднебесная. Поэтому лишь тому, кто печется осущности своей, как о Поднебесной всей, может довериться Поднебесная (§ 13).

Иначе говоря, доктрина “уравнивания сущего” ци у требует отказа от взгляда на субъект как на некое самодовлеющее бытие цзы шэн, отказа от ограниченности и замкнутости. Но эта “жертва индивидуальностью” должна “привести” к восстановлению единства с миром и Дао, к истинному бытию “совершенного человека”, бессмертию.

В таком случае человек смотрит на весь мир как на свое “я” и таким образом приводит свое “я” к совершенству (“Дао-дэ цзин”, § 7). Понятно, что здесь речь идет не о деперсонализации, а о снятии самодовлеющей субъективности, об устранении оппозиции “субъект” — “объект”, но не об уничтожении субъекта и объекта как таковых.

По материалам Е.А. Торчинова «Даосизм». А.В.Колыбельский

Материалы Школы Ветер-Гром

Источник: https://meditation-portal.com/daosskoe-uchenie/

Религия даосизм – кто её основатель, и каковы её идеи и принципы?

Вы здесь

  1. История развития даосизма
  2. Концепция даосизма
  3. Даосизм в наши дни

Восточная философия оказала огромное влияние на весь мир, так как истоки различных верований, течений и школ зародились до нашей эры. Одним из самых интересных учений, безусловно, выступает даосизм. Согласно источникам и фактам, его основы появились еще в VI столетии до н.э.

, хотя появление религии даосизма датируется II веком до н.э. В основе учения лежало мнение, что все вещи во вселенной рождаются, развиваются и видоизменяются благодаря пути (Дао).

  В отличие от популярного в Китае конфуцианства, концепция даосизма заключается непосредственно в духовной реализации конкретного человека, а также его преображении.

Стоит отметить, что даосизм, как учение и религия, довольно резко критиковал социальное расслоение, которое присуще в обществе. Согласно основным доктринам, человечество должно вернуться к единству, что может обеспечить только общинный лад.

Каждый человек должен соблюдать естественные законы, что не будет противоречить его «пути». В итоге это позволяет сохранить свое естество и ту природу, которая изначально была присуща людям.

В целом, даосы считали, что метаморфозы, которые происходят с людьми в процессе социализации, негативно отражаются на личности, заставляя человека сбиться с предназначенного жизненного пути.

История развития даосизма

Хоть даосизм и сформировался еще до н.э., все же он никогда не был официальной религией в Китае. Учение скорее выступало в статусе общественного движения единомышленников. Большое количество отшельников и практиков, которые уединялись от социума, также было характерно для раннего даосизма. Основателем даосизма в Китае был мудрец Лао-цзи.

Согласно традициям учения, он считается автором одного из основополагающих трудов даосизма «Дао Дэ Цзин». Именно после появления этого трактата и стало формироваться само учение. Также огромный вклад в развитие движения внесли такие представители даосизма, как Инь Вэнь, Ян Чжу и Чжуан-цзы.

Последний стал автором не менее популярного трактата в даосизме, который был назван в честь автора и известен как Чжуан-цзи.

Начиная со II века до н.э, когда даосизм стал считаться религией единомышленников, начали формироваться различные школы. Согласно источникам, известна попытка представителей даосизма установить государство даосов, но она потерпела крах в 215 году от Цао Цао.

Тем не менее даосизм не исчез, несмотря на ликвидацию государства, потому вскоре родилась первая школа учения под названием «Школа Небесных Наставников». Также весомый вклад в развитие даосизма внесли такие школы, как Маошань и Линбао.

Существует и другая теория, которая выдвигает Чжаньго в основатели даосизма, который начал писать сочинения еще в V веке до нашей эры. Эта теория приравнивает возникновение даосизма к конфуцианству, которое также зародилось в пятом столетии до н.э.

В многочисленных исследованиях и литературе часто можно встретить теорию, что основные положения даосизма позаимствованы из индийской философии. Хотя также существует мнение, что концепция была перенесена в Индию из Китая, после чего стала основой для буддизма.

В V веке нашей эры формируется канон даосизма.

Дао цзан включал более 250 текстов и был схож с буддистским каноном. Окончательное оформление трактата произошло лишь в 1607 году, когда к нему добавили последнюю группу из 56 текстов. В современном обличии Дао цзан насчитывает 1488 сочинения.

Концепция даосизма

Как у любого философского учения и религии, концепция даосизма отображает следование определенным доктринам. В основе религии лежит следование основным законам Дао, что позволяет достичь гармонии. Если сформировать основные идеи концепции учения, то можно выделить следующие аспекты:

  • Принцип ненасилия.
  • Недеяние.
  • Следование принципа старшинства в социуме.
  • Стремление к старым устоям, как примеру социального идеала.
  • Спонтанность.

Приверженцы даосизма проповедовали теорию о том, что абсолют не может быть единым и застывшим. Он представлялся скорее в форме изменчивого начала. Именно поэтому в основу религии довольно прочно вошел принцип непостоянства.

Согласно принципам даосизма, единым и неизменчивым может быть только закон, который управляет всем процессом перемен. Даосы также считали, что попытки изменить мир являются прямым посягательством на совершенство, увидеть и осознать которое мог только человек, который постоянно находится в состоянии покоя.

Именно это побуждало многочисленных приверженцев уединяться на многие годы или до самой смерти, ведя отшельнический образ жизни.

Способствовало уединению в даосизме и представление о вечной жизни. Для даосов это означало и даже заменяло стандартное представление о Рае у других верований и религий. Многие приверженцы учения считали, что благодаря уединению человек способен прожить не меньше, чем тысячу лет, придерживаясь правильного пути и образа жизни.

Основным символом даосизма является знаменитый Инь-Ян. Основная концепция и оформление принадлежат Цзоу Яню, который жил еще в IVвеке до н.э. Темное «инь» означает женское начало, в то время как светлое «ян» – мужское. В основе символа олицетворяются два основных типа вселенских сил.

Даосы считали, что инь и ян абсолютно нераздельны. Применяя этот принцип к человеческой жизни можно выделить, что она не может быть только темной. Тем не менее знак имеет еще одну трактовку, которая объясняет проявление баланса.

Таким образом, женскому началу инь приписывают абсолютное спокойствие, в то время как ян олицетворяет мощь созидания и активность. Находясь в гармонии, эти стороны дополняют и формируют друг друга.

Если же в жизни человека эти принципы не чередуются, а преобладает лишь одна сторона, то в таком случае он не находится на верном пути и его жизнь неэффективна.

В основе верования прочно закрепился принцип созерцательности, который соответствовал общим основам религии.

Он трактовался как нерушимая связь между разумом, телом и природой. Его невозможно было объяснить или постичь обычными органами чувств, так как он не имел формы. Если выделить саму суть того, в чем выражалась созерцательность даосизма, то в основе лежало познание природы деятельности, в которой скрывалась великая истина.

Даосизм в наши дни

Изначально, в отличие от других религий, даосизм отличался отсутствием обрядов и ритуалов. Любые подобные внешние признаки, как проведение каких-либо церемоний или создание храмов скорее относилось к конфуцианству, в то время как даосы проповедовали поиск пути и его воплощение в природе.

Описывая кратко даосизм и егоосновные идеи, можно было выделить следование общему незримому закону. Тем не менее в процессе правления различных династий он эволюционировал, а сами верования и концепции сильно изменялись. Особо сильное влияние на социальную сферу Китая даосизм оказал в VII-X веках, во время правления династии Тан.

Именно тогда учение стало основной частью культуры страны, проникнув в различные сферы.

Даосизм нашел отображение в литературе, поэзии, изобразительном искусстве. Тем не менее на протяжении всего времени религия переживала как значительные подъемы, так и массовые ущемления. Последователи даосизма подвергались гонениям, а само верование ложилось в основу тайных братств, которые выступали против правящей династии и общественного строя.

Видео о концепции даосизма

Революция в 1949 году также сыграла против даосизма. Во время «культурной революции», правление КНР пропагандировало активную борьбу против даосизма и тайных общин, использовавших верование как основу. Лишь после реформ Дэн Сяопина в 1978 году общее положение начало улучшаться.

Даосизм и те, кто придерживаются его основ, перестали подвергаться гонениям и могли более открыто проявлять свою позицию и верования. Сегодня значительно изменилось и само определение, что такое даосизм, если сравнивать нынешние концепции с истоками возникновения учения. В современном обществе регулярно открываются новые даосские монастыри и храмы.

Такой популяризации учение обязано технике ци-гун. Она имеет много общего с «внутренней алхимией» даосизма.

Также современный даосизм характеризуется многочисленными внешними проявлениями. Всевозможные обряды и ритуалы, а также техники, позволяющие совершенствовать тело, дух и разум, в значительной мере повлияли и на основы учения, адаптировав его к современному обществу.

Как Вы относитесь к религии под названием даосизм? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-religiya-daosizm-kto-ee-osnovatel-i-kakovy-ee-idei-i-principy-8056.html

Ссылка на основную публикацию