Чайная церемония в Японии: традиции и фото :

Содержание скрыть
2 4 правила японской чайной церемонии
2.4 4 рецепта кофе с сиропом и особенности приготовления Иногда так хочется вырваться из повседневной суеты и побаловать себя чем-нибудь необычным и приятным. Кофе с сиропом прекрасно подойдёт для этого! Ведь вы сможете выбрать вкус, […] 4 особенности черного чая Сколько уже сказано о чае, этом удивительном напитке! Завезенный английским купцами для королевской семьи еще в XVI веке из Индии, он стал настолько популярен, что вскоре уже не […] Источник: https://ahotcup.com/chai/prigotovlenie-chai/kak-prokhodit-chajjnaya-ceremoniya-v-yaponi.html История чая в Японии В Японию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи (часто называтся имена Сайсе и Енгри) из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия священной горы Хэйдзан в 801 (или в 802, или в 805) г. Есть, правда, источники, которые утверждают что в 710-794 годах, во времена правление Нарской династии, на землях некоторых буддийских храмов появились чайные плантации. Все в том же восьмом веке японские буддисты создали обряд под названием инча — религиозную церемению, после которой проводилось массовое чаепитие. Собственно об этом чаепитии можно говорить как о первой японской чайной церемонии. Совсем, конечно, не такой, как современная. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141—1215). Вместе с несколькими японскими буддийскими монахами он побывал в Китае. Вернувшись на родину в 1191 г., Эйсай начал проповедовать среди японцев дзэн-буддизм. Кроме того, он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях («О пользе для здоровья от питья чая») особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья. Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма в Японии священник Догэн (1200—1253), также побывавший в Китае. В XII—XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая получает популярность не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов. Начало

Япония – страна удивительных традиций, кулинарных шедевров, восхищающих туристов всего мира. Одной из самых зачаровывающих особенностей этой культуры является японская чайная церемония.

Это настоящее искусство приготовления и питья чая, красивый ритуал, который нужно обязательно увидеть хотя бы раз в жизни. Чайная церемония в Японии стала частью жизни, традицией, заложенной еще в давние времена, но сохранившейся до наших дней.

Поэтому она привлекает тех, кто желает прикоснуться к одному из самых ценных ритуалов этой страны.

Немного истории

История чайной церемонии берет свое начала в средних веках. Чай появился в Японии в VIII веке. Считается, что привезли его буддийские монахи или путешественники. Чай выращивали на территории монастыря и преподносили Будде. Его использовали во время медитаций и религиозных мероприятий.

Именно буддийские священники зародили традиции чайной церемонии в Японии.Стали проводиться турниры по угадыванию лучших сортов этого напитка. Среди простых людей проводились чайные собрания, на которых пытались познать эстетику этого процесса. Сама чайная церемония была придумана Муратом Дзюко. Он добавил к этому искусству философию и язык жестов.

Это были попытки уйти от мирской суеты к умиротворению и тишине.

Особенности ритуала

Японская чайная церемония – это не просто технология приготовления и употребления чая. Это множество составляющих, которые должны сопровождать этот ритуал. Чайный домик для проведения церемонии, по замыслу основателей, должен был представлять собой маленькую крестьянскую хижину с соломенной крышей.

Позднее он был усовершенствован последователями учения. Искусство чайной церемонии в Японии предполагает использование специальной керамической посуды, изготовленной местными мастерами.Вокруг чайного домика расположен сад, созданный по определенным принципам.

Также был разработан этикет для участников церемонии, темы и характер бесед, которые должны быть непринужденными и создавать атмосферу умиротворения и отрешенности. К чайному домику ведет каменная дорожка. Вокруг расположено множество камней, поросших мхом, и фонари.

В саду преобладают кипарисы, вечнозеленые кустарники, сосны и бамбук. Все должно навевать мысли об отрешенности и спокойствии.

Чайный домик

Это один из важных элементов церемонии. Домик состоял из одной маленькой комнаты. Дверь представляла собой узкий вход не более 60 сантиметров в высоту и ширину. Один из принципов ритуала предполагает равенство всех входящих, и каждый должен при входе согнуться, независимо от положения. Такой вход не давал пронести в домик оружие, и все мечи оставались снаружи.

Внутри нет места мирской суете, здесь все прекрасно.Главной составляющей сооружения является ниша, где находится свиток с живописью, курильница с благовониями и букет цветов. Эта ниша расположена напротив входа и сразу привлекает внимание. Несколько окон разных размеров позволяют проникать свету ровно настолько, чтобы обеспечить оптимальное освещение.

Сквозь них можно любоваться красотами сада.

Развитие ритуала

С каждым годом последовательность действий и манеры поведения становились усовершенствованными. Входя в пределы чайного сада, гости погружались в атмосферу тишины и спокойствия, оставляя все проблемы за воротами.

Перед входом в домик принято снимать обувь и оставлять ее у порога. В полном молчании все входят внутрь и рассаживаются, проникаясь тишиной и красотой атрибутов.

Через некоторое время выходит хозяин церемонии и, поклонившись гостям, усаживается напротив, возле очага.

Атрибуты чаепития

Чайная церемония в Японии – это неспешный ритуал, помогающий расслабиться и предаться медитации. Для ее проведения используют особые предметы – настоящие произведения искусства.

Главными аксессуарами являются: шкатулка с чаем, деревянная ложка и чашка. Над огнем висит котелок с водой. Каждый предмет имеет определенное эстетическое и философское значение.

Это не просто ритуал – это принципы, постижение великого смысла жизни. Поэтому все атрибуты имеют большое значение.

Чайная церемония

Хозяин церемонии должен насыпать в чашку зеленый чай и залить его кипятком. Все жесты должны быть неторопливыми, без суеты. Затем четкими движениями масса взбивается при помощи бамбукового веничка. Чайный порошок должен полностью раствориться и превратиться в пену.

Все это время гости наблюдают за процессом и вслушиваются в ритмичные движения. Далее чаша передается самому почетному гостю, и тот делает первый глоток, отпивая чай. Все делается медленно, без нарушения общего спокойствия.Затем чаша отдается обратно хозяину церемонии.

После этого она передается из рук в руки, чтобы каждый участник мог ощутить структуру и теплоту глиняной поверхности. Далее начиналась неторопливая беседа. Говорить следовало о красоте свитка и букета, расположенных в нише, о свойствах чаши для чаепития. Проблемы и повседневные дела остаются за пределами чайного домика и сада.

Вся церемония проходит в три этапа. Первый – это прием пищи. Далее следует питье густого чая, то есть ритуал, описанный выше. Затем идет питье жидкого чая.

Принципы церемонии

Чайная церемония в Японии имеет четыре основных принципа. Их сформулировал основатель, Мурат Дзюко. Первый принцип – это гармония («ва»). Она должна присутствовать в движениях и мыслях. Второе – это почтительность («кэй»), которая сопровождает всю церемонию.

Третий принцип – это чистота («сэй») действий и мыслей. Последнее – это тишина и покой («сэки»). Чайная церемония в Японии проводится в тишине, спокойной обстановке, где ничто не нарушает размеренного течения жизни.

Тишина и покой подразумевают и просветленное одиночество.

Принцип гармонии

Самой главной целью любой чайной церемонии является достижение гармонии. Участники должны отрешиться от земных проблем, забот и мыслей. Во время церемонии нет различий между людьми и их происхождением. Все объединяется, и достигается гармония.

Это основа и всей культуры этой страны. Гармония помыслов, не связанных с житейскими трудностями. Участники ведут беседу о красоте, вещах, касающихся самой церемонии, и достигают единства в своих желаниях, действиях и мыслях.

Это и есть цель и смысл проведения таких мероприятий.

Принцип почитания

Этот принцип основан на проявлении терпимости и уважения по отношению к старшему поколению или к другим участникам церемонии. Он лежит и в основе воспитания, которое прививают японцам с детских лет.

Поэтому в этой стране уровень почитания пожилых людей, старших по званию и по возрасту самый высокий.

Участники ритуала должны контролировать свои ощущения и чувства и быть тактичными по отношению к другим людям, сидящим в чайном домике.

Принцип чистоты

Этот принцип подразумевает душевную и физическую чистоту. Намерения каждого участника должны быть самыми светлыми. Не должно быть никаких злых или корыстных намерений. Участники обязаны быть чисты как духом, так и телом. Согласно поверьям, такие люди будут иметь хорошее здоровье и множество благ.

Принцип покоя и тишины

Последний принцип подразумевает полное спокойствие духа и умиротворение. Каждый гость должен спокойно воспринимать всю церемонию, сдержанно и без раздражения.

Чайная церемония, фото о которой оставят самые лучшие воспоминания, создана, чтобы объединить людей и привести их к покою и умиротворению.

Во время ритуала сохраняется дружественная обстановка, вежливое и тактичное отношение между всеми участниками.

Выбор гостей

Хозяин церемонии занимается выбором гостей. Самое главное для него – это определение самого почетного участника. Этот человек должен знать традиции чайной церемонии и все правила ее проведения. Главный гость является примером для остальных участников.

Его извещают о проведении церемонии как минимум за неделю. После этого он дает свое согласие или отказывается участвовать в этом действии. Главный гость вместе с хозяином занимается подбором остальных участников.

Устроитель церемонии присылает ему список, из которого надо отобрать пять человек, или обсуждает этот вопрос при личной встрече. Когда участники церемонии отобраны, всем рассылаются приглашения. Сегодня для этих целей используют телефон. Раньше все было намного сложнее и более изысканно.

В ответ каждый гость был обязан лично посетить устроителя праздника или прислать ему письмо с благодарностью.

Одежда для чайной церемонии

Одежда для этого ритуала подбирается в зависимости от типа события. Для формального торжества мужчины надевают кимоно из шелка. Поверх него идет черная накидка с нарисованным белым знаком. Также надевают широкие штаны (хакаму) и белый пояс (таби). Требования к женской одежде более строгие.

Главным из них является скромность одежды. Она не должна быть ярких и вызывающих цветов. Обычно участники церемонии приносят с собой салфетки. Их необходимо положить за отворот кимоно. Также у них должен быть маленький и большой платок и заостренная деревянная палочка.

Это необходимые для проведения аксессуары.

Разновидности чайной церемонии

Чайная церемония, фото которой можно увидеть в данной статье, подразделяется на шесть типов. Церемония, совершаемая при луне, заканчивается не позднее четырех часов утра. Порошковый чай заваривают в ходе самого чаепития. Он должен быть очень крепким.

Ритуал, проводимый на восходе солнца, заканчивается не позже шести часов утра. Существует утренняя чайная церемония в Японии. Кратко – это чаепитие после шести утра.Послеобеденный ритуал проводят после часа дня. Из еды здесь подают только пирожные.

В шесть часов вечера начинают вечернюю церемонию. Существует еще и специальная церемония, которую проводят по особым случаям. Например, в честь какого-то памятного события. Самая распространенная – это послеобеденная церемония. У каждого ритуала есть свои особенности.

Они не заметны для обычного обывателя, но знатоки чувствуют тонкие нюансы различных церемоний.

Чай для церемонии

Отдельно следует сказать о чае, который используют для проведения чайных мероприятий. Кроме посуды, обстановки, участников, главным составляющим всего ритуала является чай. Изначально он доставлялся из Китая. Со временем японцы научились культивировать и выращивать свои сорта чая.

Их отличие от напитка китайского, индийского или цейлонского происхождения очень существенное. Поэтому для проведения настоящей церемонии следует выбирать только чай, выращенный в этой стране. Вот так проходит чайная церемония в Японии, фото которой вызывают желание посетить это действо.

Но лучше всего увидеть этот ритуал наяву и прочувствовать всю его красоту и гармонию.

Источник: https://www.syl.ru/article/173377/new_chaynaya-tseremoniya-v-yaponii-traditsii-i-foto

4 правила японской чайной церемонии

В искусстве чайной церемонии японцев выражена вся суть культуры этой нации – врожденная вежливость и скромность, простота и чувство прекрасного.<\p>

Кроме того, японцы как никто другой способны заимствовать традиции других народов, например, чайную церемонию Китая, развивая и обогащая их в соответствии со своими национальными особенностями.

История ритуального употребления чая в Японии начинается приблизительно в VIII веке, когда из Китая впервые были привезены чайные листья. Уже тогда они считались лекарственным средством для снятия усталости и лечения многих заболеваний.

При распространении в стране религии Дзэн, чаепитие стало неотъемлемой частью ритуалов, выполняемых монахами.

И уже в XV веке дзен-буддист Сюко впервые сформировал основы чайной церемонии – тя-но ю.

Суть их сводилась к естественности, спокойствию, простоте, безмятежности и невозмутимости. Эти принципы при правильном соблюдении помогали достичь единодушия между гостем и хозяином не с помощью слов, а с помощью общения сердец. Постепенно искусство чайной церемонии совершенствовалось и обогащалось новыми идеями.

Говоря в общем об истории формирования традиции чаепития, можно сделать вывод, что она с течением времени менялась, упрощалась и демократизировалась, сохраняя присущий ей аскетизм и атмосферу грубоватой простоты.

Знаменитый мастер чая Рикю совершил ритуальное харакири, когда не смог достичь вершины чайного искусства.

При жизни он составил основные философские правила чайной церемонии:

  1. Гармония человека с миром, ни одного лишнего предмета или цвета, нарушающего церемонию.
  2. Преодоление в душе чувства превосходства над другими, почтительность и взаимоуважение.
  3. Чистота чувств, поступков и мыслей.
  4. Спокойствие и безмятежность как на лице, так и в душе.

Несмотря на то, что искусство пить чай пришло в Японию из Китая, оно претерпело существенные изменения не только в правилах заваривания черного, зеленого, красного, молочного, белого, пуэра, ройбуша, тигуаниня и других сортов чая, но и в самой цели чаепития.

Читайте также:  Японские национальные блюда – гастрономические привычки японцев

Если у китайцев в основе традиции лежало конфуцианство и церемонии, по их мнению, должны быть радостными и оптимистичными, то японцы вложили в свой обряд принципы буддизма – отрешенность, минимализм, освобождение духа.

Для них это прежде всего путь к самопознанию.

В современном мире в чайной церемонии разрешается использовать столы и стулья вместо циновок и даже принимать участие женщинам, что ранее было категорически запрещено.

Не каждое чаепитие в Японии является церемонией, но классические правила ритуала живы и поныне – их изучают в университетах и на специальных курсах, постоянно практикуясь и совершенствуясь.

Читайте так же:  3 особенности ситечка для заваривания чая

Ни один настоящий мастер японской чайной церемонии не скажет, что он достиг идеала в своем искусстве!

Виды чайных церемоний Японии

В стране Восходящего Солнца шесть строго установленных разновидностей чайной церемонии:

  • Ночная, проходящая обычно при полной луне. Гости собираются около полуночи, а завершается церемония не позже 4 часов утра. Заваривается очень крепкий порошковый чай из перетертых в специальной ступке чайных листьев. Пить на голодный желудок такой напиток нельзя и гостей угощают разнообразной едой.
  • На восходе солнца. Эта церемония проходит в промежутке с 3-4 до 6 часов утра – время для медитаций, покоя, умиротворения.
  • Утренняя. Начинается примерно между 5 и 6 часами утра и проходит гораздо быстрее других ритуалов. Проводится в жаркие дни, когда ночная прохлада еще сохраняется.
  • Послеобеденная. Эта церемония начинается около часа пополудни. Предварительно пообедавшим гостям к чаю подаются только пирожные. Перед церемонией участники моют в саду руки, общаются и расслабляются.
  • Вечерняя. Начинается в 18 часов.
  • Специальная. Проводится в связи с празднованиями различных событий, особыми случаями – смена времен года, памятные дни, поминовение усопших, встреча с друзьями и так далее.

Существуют и такие японские чайные церемонии, как чаепитие со сладостями, чаепитие вне определенного времени и чаепитие для тех, кто пришел после основной церемонии.

Организация классической чайной церемонии

Перед началом действа гости собираются в одной комнате, где в небольших чашках им подается горячая вода. Это предварительный этап церемонии, призванный создать у участников соответствующее настроение и подготовить их к встрече с прекрасным.

После этого следует прохождение через сад к чайному домику по выложенной камнями дорожке.

Этот ритуал символизирует удаление от суеты мира, очищение сознания от забот и тревог. Гости созерцают растения сада, камни, покрытые мхом, заросший водоем и настраиваются на сосредоточение.

Перед чайным домиком (тясицу) участников встречает хозяин и после взаимного обмена приветствиями, все совершают обряд омовения перед каменным колодцем, символизирующий духовную чистоту.

Вода зачерпывается маленьким ковшом с длинной деревянной ручкой. Гость омывает руки, затем лицо, прополаскивает рот и ополаскивает ручку ковшика.

Читайте так же:  Особенности употребления успокоительного чая

Совершив омовение, участники церемонии входят в чайный домик и располагаются там, осматривая его убранство.

Неудобный низкий и узкий вход сделан с таким смыслом, чтобы даже самый знатный и богатый гость был вынужден низко поклониться – в этом символ равноправия всех присутствующих.

Таким входом невозможно было воспользоваться вооруженному воину, поэтому свой меч он был вынужден оставлять за дверью. В соответствии с японскими традициями, обувь гостей также остается у порога.

По традиции мастер входит в чайный дом последним, чтобы гости смогли неспеша рассмотреть все предметы ритуала.

Он заходит, кланяется участникам и садится рядом с очагом. Все предметы, необходимые для церемонии, расположены рядом с хозяином.

В очаге уже горит огонь, над которым греется котел с водой. В нише напротив входа (токонома) хозяин заранее помещает свиток с мудрым изречением, относящимся к цели проведения чайной церемонии, а также букет цветов и курильница.

Пока вода в котле греется, гостям предлагается легкая еда (кайсэки), предназначенная для снятия чувства голода, но не приводящая к полному насыщению.

Обычно это простые, но довольно изысканные блюда и закуски японской кухни. В последнюю очередь к столу подаются сладости к чаю (омогаси).

После принятия пищи гости выходят на некоторое время из чайного домика, чтобы настроиться на основную часть церемонии, а хозяин меняет свиток на композицию из цветов или веток, символизирующих цель ритуала.

Это может быть сосновая веточка, означающая долговечность, цветок камелии или лотоса или другие атрибуты японской культуры.

Наступает самая важная часть японского чаепития – приготовление и питье густого зеленого чая. Гости возвращаются в домик и хозяин приступает к действу. Все происходит в полном молчании. Присутствующие внимательно наблюдают за священным действом, слушают звуки огня и воды.

Мастер производит символическое очищение всей посуды, двигаясь в ритме дыхания четко отработанными движениями. Чай засыпается в керамическую посудину и размешивается бамбуковой мешалкой с небольшим количеством кипятка до появления зеленой пены. Затем разводится горячей водой до необходимой консистенции.

Приготовленный напиток хозяин с поклоном подает самому старшему или почетному гостю, который принимает чашу правой рукой, ставит ее на покрытую шелковым платком левую и отпивает глоток.

Читайте так же:  Как правильно для здоровья заваривать шиповник

Затем передает следующему гостю.

Каждый участник церемонии повторяет процедуру и чаша вновь переходит к мастеру. Этот обряд символизирует единение собравшихся. После первого знакомства с чаем, пустая чаша вновь пускается по кругу, чтобы все гости могли подробно рассмотреть ее узоры и полюбоваться тонкостью рисунка.

На следующей стадии церемонии хозяин готовит легкий чай для каждого гостя отдельно. В это время начинаются беседы о свитке с изречением, чайной посуде и утвари, цветочной композиции.

Перед подачей чая участникам подаются сладкие угощения. Отведав напитка, гости вновь осматривают чайную утварь.

После завершения беседы хозяин извиняется и покидает чайный домик. Гости еще раз рассматривают очаг, цветы и свиток, а затем выходят наружу. На прощание мастер молча кланяется уходящим, благодаря за посещение.

Он проводит еще некоторое время в чайном домике, вспоминая подробности чаепития, а затем уносит всю утварь, убирает цветочную композицию и протирает токоному.

Такая уборка – символ окончательного итога церемонии. Считается, что действо должно оставить след только в сознании его участников.

Посуда и принадлежности для японского чаепития

Японцы считают, что предметы для чайной церемонии должны сохранять следы долгого использования. Поэтому “старый” вид посуды – неотъемлемый атрибут чайного искусства. Все предметы должны гармонировать между собой, составляя единый ансамбль.

Для проведения японской чайной церемонии необходимы такие предметы:

  • Шкатулка для чая;
  • Котел или чайник;
  • Общая чаша для обряда единения;
  • Чашки для гостей;
  • Бамбуковая мешалка и ложка для насыпания заварки.

Обычно это предметы скромного вида, даже грубоватые, почтенного возраста со следами использования. Простые керамические чаши, медный котел, деревянная ложка. Вся утварь должна быть идеально чистой, но не начищенной, сохранившей память о прошлом.

Для современных японцев искусство чайной церемонии не осталось забытым прошлым. Но теперь это уже не повседневный ритуал, а настоящее событие.

Это повод отойти на время от суеты мира, повседневных забот и настроиться на глубинные беседы о прекрасном в духе старинных традиций.

4 рецепта кофе с сиропом и особенности приготовления Иногда так хочется вырваться из повседневной суеты и побаловать себя чем-нибудь необычным и приятным. Кофе с сиропом прекрасно подойдёт для этого! Ведь вы сможете выбрать вкус, […] 4 особенности черного чая Сколько уже сказано о чае, этом удивительном напитке! Завезенный английским купцами для королевской семьи еще в XVI веке из Индии, он стал настолько популярен, что вскоре уже не […] Источник: https://ahotcup.com/chai/prigotovlenie-chai/kak-prokhodit-chajjnaya-ceremoniya-v-yaponi.html История чая в Японии В Японию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи (часто называтся имена Сайсе и Енгри) из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия священной горы Хэйдзан в 801 (или в 802, или в 805) г. Есть, правда, источники, которые утверждают что в 710-794 годах, во времена правление Нарской династии, на землях некоторых буддийских храмов появились чайные плантации. Все в том же восьмом веке японские буддисты создали обряд под названием инча — религиозную церемению, после которой проводилось массовое чаепитие. Собственно об этом чаепитии можно говорить как о первой японской чайной церемонии. Совсем, конечно, не такой, как современная. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141—1215). Вместе с несколькими японскими буддийскими монахами он побывал в Китае. Вернувшись на родину в 1191 г., Эйсай начал проповедовать среди японцев дзэн-буддизм. Кроме того, он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях («О пользе для здоровья от питья чая») особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья. Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма в Японии священник Догэн (1200—1253), также побывавший в Китае. В XII—XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая получает популярность не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов. Начало

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров.

Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи — приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV—XV вв.

В аристократических кругах их устраивали в двухъярусных павильонах, первый этаж которых именовался «гостевой террасой», а верхний — «чайным павильоном».

В чайном павильоне в «красном углу» вывешивались китайские буддийские свитки, иногда это были и китайские картины с изображением цветов и птиц или пейзажей. На столы перед свитками ставили китайские вазы для цветов, курильницы и подсвечники. Все эти предметы именовались «китайскими вещами». На других столиках помещали тарелки с легкой закуской и сосуды с напитками.

Обычно гости собирались на первом этаже павильона, где им подавалось угощение. После небольшого пиршества гости выходили в сад и прогуливались по его аллеям.

Сады при павильонах, где проводились чайные турниры, были прогулочными, а не «созерцательными». Пока гости любовались садом, «хозяин» чайного турнира заканчивал все приготовления.

После его приглашения гости рассаживались в определенном порядке на скамейку, покрытую шкурой леопарда, а «хозяин» — на бамбуковый стул.

Сначала три чашки чая ставились перед свитками с изображением Будды. Затем «податель чашки» (им, как правило, был сын «хозяина» чайного турнира) вручал каждому гостю по очереди чашку с растолченным порошком зеленого чая, вносил вазу с кипящей водой и бамбуковый чайный веничек, наполнял чашу гостя кипятком и размешивал чайный порошок веничком.

Когда все гости выпивали первый предложенный сорт напитка, вносились новые чашки и предлагался новый сорт. В ходе чайного турнира гости должны были отобрать «хорошие» и «плохие» сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом. Чаепития длились долго, в течение нескольких часов, и носили названия «турнир десяти чашек», «турнир пятидесяти чашек», «турнир ста чашек».

Чайные турниры превращались в веселые развлечения.

Чайные мастера

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые «чайными собраниями».

В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи единомышленников.

Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии — Сюко (Дзюко) Мурата (1422—1502).

Его биография известна очень плохо. Известно, что он жил в городе Нара и очень любил чай.

Мурата часто участвовал в чайных собраниях и чайных турнирах, которые проводились в Наре и даже именовались чайными турнирами «стиля Нара».

Читайте также:  Даосизм – что заключает в себе данное учение?

Многие годы он скитался по разным провинциям Японии и, в конце концов пришел в дзэн-буддийский монастырь Дайтокудзи в Киото, где стал постигать учение дзэн под руководством великого Иккю.

Мурата обогатил искусство чая философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может «открыться», может быть «познана» даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой (язык жеста имеет в буддизме, как, впрочем, и во многих других религиях, огромное значение).

Он утверждал, что чайная церемония — это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая.

Ибо, учил Мурата, чай каждое утро преподносится Будде и только затем выпивается, а, стало быть, чайная церемония — это и молитва, вознесенная божеству, и стремление познать Истину Будды.

При дворе сегуна Ёсимасы Асикаги Мурата стал использовать для чайной церемонии крохотную комнатку Додзинсай. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту. Но, как заметил Н. И.

Конрад, «простота в данном случае была отнюдь не простой: она была изысканной и внутренне сложна». В чайной комнате Мурата установил открытый очаг («ирори»), над которым в железном котелке кипятилась вода. Чайная утварь размещалась на специальной полочке.

Наряду с богатой китайской утварью Мурата стал использовать и изделия японских мастеров. Стены комнаты украшали свитки с иероглифическими надписями.

Чайная церемония, которую Сюко Мурата проводил сам, была попыткой отрешиться от забот и тягот бренного мира, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности.

Продолжателем дела Мураты стал мастер Сёо Танэко (Дзео Такэно) (1502 — 1555). Он родился в городе Сакаи в семье богатого дубильщика. В 1525 г., переехав в Киото, Танэко стал изучать и пропагандировать чайную церемонию.

Ему принадлежит заслуга создания чайного домика («тясицу»), в котором проводилась сама церемония. Исходя из принципа «ваби», Танэко придал «тясицу» вид небольшого крестьянского дома с соломенной крышей.

Размер такого сооружения равнялся четырем с половиной «татами» (около 8 кв.м).

При проведении чайной церемонии Танэко наряду с китайскими чашами и вазами стал широко использовать керамические сосуды, которые изготовляли японские мастера в местностях Бидзэн, Сэто, Сига.

Сохранились предания о том, что Танэко коллекционировал чайные чаши, чайницы («тяирэ») для хранения порошка чая и сосуды для воды («мидзусаси»), выбирая их из утвари, которая в обыденной жизни употреблялась повседневно.

Он имел удивительную коллекцию свитков с каллиграфическими надписями («карамоно»), числом около 60 экземпляров. Каждый раз один из этих свитков вывешивался в чайном домике, с тем, чтобы создать определенный настрой именно для данной церемонии.

В чайных церемониях, проводимых Танэко, наряду с принципом «ваби» все более усиливался светский характер, что делало чайную церемонию доступной более широким (не только аристократическим) кругам общества.

Сэн-но Рикю

Учеником Сёо Танэко был выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (Сэн Рикё) (1521—1591). Рикю также, родился в городе Сакаи. Его дед был одним из советников при дворе сёгуна Ёсимасы Асикаги, а отец — богатым торговцем.

Рикю учился у Танэко, а после смерти учителя постигал основы искусства чайной церемонии и дзэн-буддизма в монастыре Дайтокудзи в Киото. Он много путешествовал по стране, изучал керамическое производство и даже принимал участие в создании новых чайных чаш и ваз.

В своих «тяною» Сэн Рикю любил использовать корейские селадоновые сосуды периода Коре (X—XIV вв.).

В 1578 г., когда Рикю был уже весьма не молод, ему оказал покровительство военный правитель Японии Нобунага Ода (1534—1582), и мастер сопровождал его в военных походах. В 1582 году случился редкий случай отхода мастера от собственных канонов – после победы в сражении при Ямадзаки Хидэёси пожелал присутствовать на чайной церемонии в храме Мёкиан в полных военных доспехах.

И Сэн Рикю, вопреки основной идее ритуала, был вынужден срочно расширить вход в помещение, где должна была проходить церемония. Когда Ода умер в этом же 1582 г., Рикю был приглашен ко двору другого военного правителя — Хидэёси Тоётоми (1536—1598).

Свою знаменитую золотую чайную комнату (огон тясицу), ставшую классикой чайной церемонии, Сэн Рикю создал в 1585 году уже при дворе этого товарища.

Широко известно, что могучий и жестокий диктатор, объединитель Японии, Хидэёси в последние годы жизни стал страстно увлекаться буддизмом, чайной церемонией, любованием сакурой (предания рассказывают о том, что храму Дайгодзи в Киото он подарил 700 деревьев сакуры).

Сэн Рикю сопровождал Хидэёси во всех его походах и, когда военачальник имел немного свободного времени, устраивал для него чайные церемонии. История сохранила немало преданий-притч, в которых повествуется о том, как мастер преподавал своему могущественному покровителю основы этих церемоний. Близость к жестокому диктатору стоила мастеру жизни. В 1591 г.

в день своего семидесятилетия он по приказу Хидэёси Тоётоми покончил с собой традиционным японским способом.

Версий самоубийства Мастера несколько (даже с датой не все ясно. По одним данным – 1591, по другим – в 1587 году). Наиболее распространено мнение, что самоубийство было всязано с тем, что мастер был принужден участвовать в чайном шоу, которое вошло в историю под названием «Великое чаепитие в Китано» («Китано дайтякай», 1587).

Оно длилось несколько дней и в нем участвовало около 5000 человек. Сэн Рикю покончил с собой, как уже было сказано, по прямому приказу Хидэёси. По одним данным, причиной конфликта стала нежелание Рикю участвовать во всей этой попсе, так не соответствовавшей его собственным эстетическим принципам.

По другим – его заподозрили в заговоре против государя и попытке отравить последнего чаем.

Сэн-но Рикю продолжил традиции своих учителей. Он усовершенствовал чайный домик и разработал принципы создания сада («тянива», «родзи») около него.

Из многочисленных чайных домов, которые на протяжении своей жизни он создавал, до наших дней сохранился только павильон Тайан в храме Мёкиан (в окрестностях Киото, местность Ямадзаки). Тайан имеет размер всего в два «татами».

Сэн Рикю уменьшил до 60 см вход («нидзирикути») в «тясицу», разработал этикет для участников церемонии, определил характер бесед, которые должны были создавать настроение отрешенности от повседневности и устремления к познанию Красоты.

Примечательно, что чайная церемония как одно из величайших явлений японской культуры сформировалась в тяжелое, смутное для страны время, когда междоусобные войны, распри между феодальными кланами, кровавые сражения делали жизнь невыносимой.

Этой безысходности созданная великими мастерами чайная церемония с ее эстетикой и философией, неотрывной от дзэн-буддизма, стремилась противопоставить поклонение Красоте.

Вот в чем, очевидно, одна из причин жизнестойкости чайной церемонии, которая во всех своих основных чертах сохранилась до наших дней, хотя и претерпевала изменения в разные исторические периоды.

Так что, как это не печально, трагическая смерть Сэн Рикю для того времени была не только неудивительным, но и, пожалуй, достойным завершением жизненного пути Мастера.

После Сэн-но Рикю

Уже к 17 веку относится и один любопытный документ – завещание самурая Мунаёси, в котором он просил, чтобы, если он «упадет где-нибудь мертвым», средства, полученные от продажи чайных принадлежностей, «пошли на его похороны и на текущие домашние расходы…»

В 17 веке различные стили чайной церемонии постепенно унифицировались на основе принципов, выработанных Сэном Рикю. Ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ, которой руководили представители рода Сэн последующих поколений.

Значительную роль в утверждении школы Сэнкэ сыграл ее третий иэмото, внук Рикю — Сэн Сотан (1578—1658). В детстве он был отдан на воспитание в храм Дайтокудзи в Киото, где его приобщили к суровому аскетизму дзэн-буддизма.

С шестнадцатилетнего возраста Сотан посвятил свою жизнь распространению учения Рикю. Он стал крупнейшим специалистом по чайной церемонии, и его приглашали на службу в дом Токугава и другие крупные феодальные семьи.

Но он помнил, что деду пришлось заплатить унижением и самой жизнью за жалованье, получаемое у Тоётоми Хидэёси, и не соглашался на самые лестные и заманчивые предложения.

В возрасте 71 года Сэн Сотан удалился от дел, а его сыновья возглавили три ветви школы Сэнкэ, которые по месту расположения руководимых ими чайных домов получили названия Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Эти три школы чайной церемонии остались ведущими до наших дней.

В 18-19 веках появилось много других школ, но принципиальной разницы между ними не было, все они представляли собой дальнейшее членение трех основных ответвлений школы Сэнкэ.

После «открытия» страны в связи с курсом на общую европеизацию культуры чайная церемония как атрибут японского феодализма на некоторое время потеряла свою популярность. Мастера чайной церемонии утратили статус почитаемых наставников стереотипного этикета и лишились заработков.

Многие из них бедствовали, а некоторые пытались перестроиться и привести чайную церемонию в соответствие с духом времени. Например, двенадцатый иэмото школы Ура Сэнкэ в 1872 г. разработал этикет для чайной церемонии в европейской обстановке с использованием столов и стульев.

Однако с распространением националистических тенденций взгляд на чайную церемонию снова изменился. Она стала рассматриваться как один из видов традиционной национальной культуры и с конца 70-х годов 19 века опять вступила в полосу расцвета. С 1880 г.

чайные церемонии стали регулярно проводиться во многих крупных храмах, в 1886 г. было официально отмечено трехсотлетие со дня Великого чаепития, организованного Хидэёси в Китано, в 1887 г. в императорском дворце в Киото была устроена торжественная чайная церемония в честь императора Мэйдзи, в 1890 г.

широко отмечалось трехсотлетие со дня рождения Сэна Рикю.

Развитие «пути чая в новое время» (киндай-но садо) шло по линии дальнейшей демократизации и формализации, а деятельность учителей-наставников из проповеди этического учения стала превращаться в откровенный бизнес. Изменился и состав руководителей в мире чанной церемонии. Если до революции Мэй-дзи он был исключительно мужским, то к концу 19 века среди преподавателей и мастеров заметно возросло число женщин.

В начале 1911 году в Нью-Йорке была издана «Книга о чае» («Книга чая») Окакуры Какудзо. В книге автор попытался объяснить европейцам специфику японской культуры через отношение японцев к чаю. Книга очень интересная и мы часто будем обращаться к ней на страницах сайта – только в ней много обиженных ноток человека, столкнувшегося с западной культурой.

В настоящее время обучение чайной церемониипоставлено в Японии на поток – в основном этому искусству обучаются молодые девушки. В Японии работают около 50 чайных школ, у крупнейшей из них – Ура Сэнкэ – более 40 филиалов в 20 странах мира, в том числе и в России.

Источник: http://teatips.ru

Источник: https://www.tea-terra.ru/2013/10/01/8352/

Чайная церемония в Японии

Страна Восходящего Солнца славится своими необыкновенными традициями и обычаями. Чайная церемония в Японии по праву считается культурным достоянием и уникальной традицией, которая имеет богатые корни и характерные особенности. Наверно, ни в оной другой стране так трепетно не относятся к чаю, как это делают в Японии.

Первоначально чайная церемония представляла собой одну из наиболее распространенных форм медитации у монахов-буддистов. С течением времени она стала неотъемлемой частью японской культуры.

По своей сути чайная церемония представляет собой встречу чайного мастера и его гостей для теплой беседы и совместного времяпрепровождения, сопровождающегося чаепитием.

Конечно же, данный обычай проводится с использованием соответствующей атрибутики в специальном чайном домике (тясицу). Располагается он, как правило, в уютном уголке специально созданного сада.

Читайте также:  Японский дом – его устройство внутри и снаружи

Искусство чайной церемонии

Искусство чайной церемонии в Японии проникнуто философией буддизма и предназначено для обретения душевного спокойствия.

Как и большинство других элементов японской культуры и религии, искусство чаепития отражает японский колорит и их образ жизни.

Соответствующие предметы и атрибутика, жесты и поведения людей-участников церемонии, а также символика чайной церемонии в Японии – все это передается из поколения в поколение.

Посреди комнаты в чайном домике квадратная выемка, в которой на специальном поддоне тлеет древесный уголь. Сверху стоит котелок с горячей водой. Гости рассаживаются по обе стороны на специальных подушках (дзабутонах).

Во время традиционного чаепития имеет значение каждая деталь. Так, например, ни в коем случае нельзя сидеть, скрестив ноги – это считается признаком дурного тона и проявлением неуважения к мастеру чайной церемонии.

Правильно – сидеть на собственных пятках, подложив под колени дзабутон.

Особенности проведения чайной церемонии

Хозяйка чайного дома или мастер с поклоном подает гостям пиалы с ароматным чаем. Она наливает кипяток в фарфоровую посуду специальным деревянным черпаком, после чего ополаскивает пиалу и вытирает салфеткой.

Затем в чайную посуду кладется маленькая щепотка церемониального зеленого чая «Тен-ча», которая впоследствии заливается кипятком.

Для правильного заваривания японского чая используется специальная бамбуковая кисточка, при помощи которой взбивается непосредственно вся смесь до консистенции густой сметаны. При этом, пена должна подняться до самых краёв фарфоровой пиалы.

Интересные факты о чайной церемонии в Японии:

  • В церемонии принимает участие не более пяти человек, и общество подбирается с особой щепетильностью.
  • Для участия в церемониальном чаепитии все гости должны надеть специальную одежду.
  • Перед самым началом все присутствующие собираются у входа в чайный домик для того, чтобы настроиться на возвышенный лад и отбросить в сторону суетливые мысли и будничный настрой.
  • Японская чайная церемония может продолжаться несколько часов.

Традиционная техника, символика и атрибутика, философия чайной церемонии – все это передается из поколения в поколение. Более того, в Японии существуют специальные учебные заведения, в которых можно пройти курс обучения этому искусству.

Современная чайная церемония в Японии

На сегодняшний день существует шесть разновидностей чайной церемонии: в ночное время, на восходе солнца, рано утром, после обеда, вечерняя и специализированная.

Отдельного внимания заслуживает специальная чайная церемония, которая является единственной в своем роде.

Она проводится исключительно по особо важным случаям, накануне важного мероприятия или во время подготовки к неординарным событиям, то есть тогда, когда всем участникам необходимо полноценно расслабиться, упорядочить свои мысли и обрести умиротворение.

Так, например, несколько столетий назад специальная чайная церемония являлась неотъемлемой частью подготовки к ритуальному самоубийству. Безусловно, в этом случае мастер должен быть человеком с сильными внутренними качествами – ведь ему предстояло укрепить в своем госте намерение совершить такой мужественный поступок.

На сегодняшний день искусство чайной церемонии в Японии представляет собой метод достижения смысла в жизни. Обстановка в чайном домике и за его пределами, специализированная одежда и жесты, фарфоровые пиалы и даже ковшик для японской чайной церемонии – все это подчинено единому смыслу и несет в себе философские взгляды на жизнь.

Принять участие в чайной церемонии – значит проникнуться культурой Японии и ее непревзойденным колоритом. С помощью такой, на первый взгляд, нехитрой процедуры можно по-настоящему расслабиться, отвлечься от повседневных забот и по-настоящему насладиться умиротворением и спокойствием. Чайная церемония в Японии – это буддистская философия в своем истинном проявлении.

Источник: http://amazingjapan.info/chajnaya-ceremoniya-v-yaponii/

Виды и особенности японской чайной церемонии

Чайная церемония в Японии сродни медитации, которая освобождает участников от привычной суеты, отравляющих мыслей и гнетущих разговоров.

Чаепитие восстанавливает душевные силы и возвращает сознанию ясность.

Церемония помогает «поклониться Красоте в сером цвете будней» и вспомнить, что жизнь прекрасна! Нужно лишь взглянуть на неё под правильным углом, празднуя свои прозрения глотками ароматного чая.

Гармония в простоте – традиционная чайная церемония

Искусство чайной церемонии сложилось в Японии под влиянием дзен-буддизма, поэтому каждый элемент напоминает отточенный ритуал духовной практики.

Возвышение души через обыденные действия – обычная практика буддийских монахов, которая быстро прижилась в среде деловитых японцев.

Чайная церемония стала способом возвращения внутреннего равновесия и возможностью сосредоточить внимание на гармонии мира.

Ритуальное чаепитие оттачивалось в Японии столетиями. Буддистские монахи применяли чай, как подношение Будде. Самураи и представители аристократии устраивали особые чайные турниры, где участники состязались в знании сортов, происхождения и даже способов заваривания чая.

Фундамент традиционной церемонии был заложен монахом Мурата Дзюко. Мастер объединил разрозненные принципы в стройную систему, отталкиваясь от идеи «ваби», которая подчёркивала значимость простоты и естественности. Основными принципами церемонии стало стремление к Гармонии, Почтительности, Чистоте и Покою.

Философскую и эстетическую составляющую в дальнейшем углубил Сэн-но Рикю, который стремился распознавать красоту не в предметах роскоши, а в простых вещах.

Верный своим принципам мастер был вынужден совершить ритуальное самоубийство, получив приказ от своего сюзерена (Тоётоми Хидэёси), любящего пышные и шумные торжества.

Вопреки трагедии, стремление к простоте, стало основой японской культуры чаепития.

Структура чайной церемонии – этапы очищения

Японская чайная церемония всегда проходит без спешки в атмосфере уважительной почтительности. Условно ритуал можно разделить на несколько частей:

Приход гостей – отрешение от мирских проблем

Чайная церемония в классической форме начинается с прихода гостей. Приглашённых впускают на специальную ограждённую территорию, состоящую из уютного сада, «чайного дома» и нескольких «хозяйственных сооружений».

На входе гости получают возможность оставить лишние вещи и переобуться, после чего обязательно совершается небольшая прогулка по саду. Специальная тропинка (родзи) ведёт к дому чайного мастера, позволяя гостям неторопливо погружаться в Тишину и созерцательное состояние.

Чайный мастер встречает гостей вежливым поклоном, предлагая им совершить омовение рук и лица. Затем все входят в «тясицу» (чайный домик) через маленькую дверцу (высотой около 90 сантиметров) – гости вынуждены склоняться в поклоне, что имеет глубокий смысл (проявление почтительности, оставление забот за порогом, отказ от вражды).

Торжественная часть – ритуальное чаепитие

Чайная церемония начинается с момента, когда гости оказываются в таинственной атмосфере чайного домика.

Помещение обустроено предельно просто – однотонные стены, приглушённого оттенка, татами на полу и заранее подготовленная  токонома (ниша для благовоний, свитков с буддийскими текстами, цветочных украшений).

В центре домика обычно располагают простой бронзовый очаг, на котором мастер кипятит воду и готовит чай.

Считается, что голод лишь помешает постижению гармонии. Поэтому японская чайная церемония включает в себя предварительное угощение (простую пищу «кайсеки» до начала чаепития и специальные сладости «омогаси» в процессе). После принятия пищи гости могут выйти в сад, освежить голову, а затем возвращаются к ритуальной части.

В абсолютном молчании при свете очага чайный мастер приступает к приготовлению чая. Начинается волшебство отточенных движений, которые погружают наблюдателей в медитативное состояние. Треск горящих дров, звуки закипающей и льющейся воды, тихое приготовление чая в специальной посуде – мастер показывает, что каждое движение может быть проявлением высокого искусства.

Принято делать не более одного символического (при принятии чаши) и трёх полных (после трёх поворотов посуды в руках) глотков чая. А также заботиться о присутствующих – после пробы напитка нужно бережно протирать края чаши льняной или бумажной салфеткой.

После осушения напитка, каждый гость вновь имеет возможность подержать чашу в своих руках и внимательнее изучить её форму, индивидуальные особенности (окрас, трещинки) и остаточный аромат чая. Ритуальная часть считается завершённой, приходит время расслабляющей беседы.

Чайная церемония приобретает светский характер – мастер готовит чай отдельно для каждого гостя, услаждая слух присутствующих поучительными легендами и притчами, шедеврами японской литературы, философскими высказываниями. В этой части гости могут задавать вопросы о символизме чайной церемонии или вести беседы на возвышенные темы.

Чайная церемония в Японии проходит неспешно, чтобы каждый участник смог в полной мере насладиться красотой ритуала. Каждый этап направлен на очищение разума от гнетущих мыслей, сердца от груза переживаний.

Все проблемы и дела остаются за воротами чайного комплекса, чему способствует чёткая структура церемонии.

Суть процесса сводится к достижению полного умиротворения и обретению возвышенности – благодаря одухотворённым действиям мастера, гости учатся наслаждаться каждым моментом и видеть Красоту в простейших вещах.

Время пить чай – когда проводят церемонию

Ничто не остаётся неизменным – таков неумолимый закон времени. Поэтому чайная церемония может проводиться в любое время суток. Ночь, как и день – отличное время, чтобы пить чай. Впрочем, в зависимости от времени суток выделяют различные виды церемоний.

Традиционные разновидности чайных церемоний:

Ночью всё воспринимается по-другому, поэтому чайные мастера стремятся создать мистическую атмосферу для церемонии, проводящейся в ареоле лунного света. При свете звёзд из цельных листьев готовят порошковый чай, который всегда заваривают очень крепко. Гости собираются вместе около полуночи и расходятся по домам к 3-4 утра.

  • Чаепитие восходящего солнца

Восход славит жизнь, поэтому церемония проходит воодушевлённо и даже блаженно. Царит атмосфера благодарности и принятия, ведутся беседы о Добре и Любви, Труде и Мечтах. Чаепитие начинается около 3 часов ночи и продолжается вплоть до 6 утра, чтобы участники могли в полной мере оценить тонкую грань между тьмой и рассветом.

Утренняя чайная церемония начинается в районе 6 часов утра, когда солнце очень нежно греет, а воздух ещё помнит ночную прохладу. Проводят утренний ритуал обычно в жаркую погоду, когда только глубокой ночью и ранним утром доступна прохлада.

Солнце отмерило половину дня, гости успели основательно подкрепиться и нуждаются в расслабляющем чаепитии. Послеобеденная церемония начинается около 13 часов дня и дополняется только лёгкими сладостями, подчёркивающими вкус чая.

Вечер – чудесное время для проведения чайной церемонии. Гости получают возможность освободиться от всех забот дня и полностью погрузиться в созерцание – впереди вся ночь для восстановления сил, значит можно позволить душе воспарить!

  • Заказные чайные церемонии

Помимо цикла суточных чаепитий существует особый вид чайной церемонии – «специальная» (с яп. риндзитяною), которую заказывают к знаковым событиям. Популярны чайные встречи старых друзей, празднование важных семейных дат, организация юбилеев и прочих торжеств.

Зачастую на подобных мероприятиях присутствует много людей, мало знакомых с деталями чайной церемонии, поэтому мудрость и опыт мастера играют решающую роль.

От него требуется не только правильно и красиво провести церемонию, но и задать нужный эмоциональный тон, увлечь всех участников внутренней и внешней красотой ритуала.

Только чайный мастер высокого ранга обладает столь внушительными душевными качествами.

Как современные японцы пьют чай

Чайная церемония считается великой культурной традицией, нуждающейся в бережном обращении. Большинство японцев не имеют возможности часто посещать чайный домик или изучать тонкости ритуала. Допускается проведение церемонии в отдельной комнате ресторанчика или даже на дому, главное – не допускать слишком вольного обращения с правилами проведения обряда.

Чаепитие в современной Японии зачастую проходит намного проще.

Японцы известны своим героическим трудолюбием, поэтому охотно покупают холодный чай в бутылках, экспресс напитки в кафетериях или автоматах, заваривают обычный пакетированный чаёк.

Между тем, чайный дух настойчиво зовёт жителей страны восходящего солнца к таинственному чайному домику, где на бронзовом очаге кипит родниковая вода, а чайный мастер бережно готовит изысканный чай.

Советуем почитать: Как заваривать японский чай матча и сенча.

фото: depositphotos.com/eAlisa

Источник: https://cupstea.ru/istoriya-chaya-i-tradicii/chajnaya-ceremoniya-v-yaponii.html