Тамчинский дацан в бурятии – чем он примечателен?

Тамчинский дацан. Достопримечательности — Путеводитель по Бурятии

Тамчинский дацан в Бурятии - чем он примечателен?

Буддийский монастырский комплекс (дацан), ламаистский монастырь в Бурятии. Относится к Буддийской традиционной сангхе России, традиция гелугпа.

Местоположение

Расположен в селе Гусиное Озеро Селенгинского района Бурятии. 

Праздник Цам в Гусиноозерском дацане National Library of Russia, Public Domain

Центр Буддизма России

Тамчинский дацан на протяжении многих лет считался центром буддизма России, где с 1809 по 1938 г.г. служили четырнадцать Пандито Хамбо лам – верховных иерархов российского буддизма.

История

Дацан основан в 1741 году на юго-западном берегу Гусиного озера у горы Цогто Хонгор монголом-хатагином Лубсан-Жимбой Ахалдаевым, прибывшим в Забайкалье из Сайн-нойон-хановского аймака Монголии в 1720-х годах.

Изначально представлял собой войлочную юрту, но уже в 1750 году обрёл деревянное здание. В 1848 году в комплекс дацана входило 17 храмов. В 1858—1870 годах бурятское духовенство, заручившись поддержкой администрации Восточной Сибири, отстроило главный храм дацана (Цогчен-дуган) из камня.

Школа Цанид

В 1861 году при монастыре открылась религиозно-философская школа Цанид для подготовки духовных кадров, в значительной степени соответствовавшая образовательным стандартам, принятым в Тибете и Монголии того времени, что, по мнению специалистов, сняло проблему острой зависимости бурятских лам и мирян от наставлений со стороны зарубежных Учителей Дхармы. В Забайкалье появились собственные буддийские учёные высокого класса.

Тамчинский дацан, где с 1809 года находилась резиденция высших буддийских иерархов, оставался религиозным центром Бурятии вплоть до 1930-х годов, когда началась масштабная антирелигиозная кампания Советской власти.

Закрытие и возрождение

Постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР № 4 от 13 января 1938 года дацан был закрыт. В первые годы после закрытия в зданиях дацана размещалась тюрьма для политических заключённых. В 1941 году в дацане открылся филиал антирелигиозного музея.

В 1957 году постановлением Правительства Бурятской АССР Гусиноозёрский дацан объявлен историко-архитектурным памятником.

Основные храмы дацана сохранились. В 1973 году Дэважин-дуган Тамчинского дацана был перевезён в Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ, став одним из экспонатов вновь открывшегося музея. В марте 1973 года дуган Аюши дацана был подарен правительством Бурятской АССР Новосибирскому музею Сибирского отделения АН СССР.

В 1990 начала возрождаться гусиноозерская буддийская община, которая совместно с энтузиастами архитекторами пытается восстановить дацан, как центр бурятской буддийской культуры и как архитектурно-художественный памятник. Ему возвращено его старое название — Тамчинский. В июле 1991 в связи с торжествами по случаю 250-летия официального признания буддизма в России его посетил и освятил Далай-лама XIV.

Из Новосибирска был возвращён дуган Аюши. 1 ноября 1996 года состоялось освящение нового здания дугана Аюши.

Мистерия Цам

Буддийская мистерия Цам проводилась в монастыре до конца 1920-х годов. Фрагменты одного из последних Цамов в Тамчинском дацане были запечатлены в 1928 году во время съёмок художественного фильма В. И. Пудовкина «Потомок Чингисхана».

Церемония Цам в Гусиноозёрском дацане, 1890-е годы National Library of Russia, Public Domain

Источник: https://buryatia.drugiegoroda.ru/attractions/13863-tamchinskij-dacan/

Тамчинский Дацан

Тамчинский дацан был основан в середине XVIII века на юго-западном берегу озера Гусиное (по-бурятски Галун-нур). Это был один из первых буддийских монастырей на территории современной Бурятии. Более столетия он был центром буддизма в России; в годы расцвета в нем служило 900 монахов. С 1809 по 1938 год здесь была резиденция Пандита Хамбо-ламы, официального главы буддистов России.

Тамчинский дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию. В 1741 году был официально объявлен центром буддизма в России царицей Елизаветой. Два из 17 храмов, памятники бурятской культовой архитектуры 18-19 веков, сохранились до наших дней.

В1738 г. к Гусиному озеру прикочевал лама Ахалдайн Жинба и в 1741 г. отстроил большую юрту-кумирню. Деревянный дацан, построенный здесь в 1750 г., стал из первых стационарных буддийских храмов.

Божеством – хранителем Тамчинского дацана является богиня Балдан Лхамо.
По описанию академика П.С. Палласа, посетившего дацан в 1772 г., комплекс состоял из главного двухэтажного и 4-х малых храмов.

Паллас отмечал, что архитектура Гусиноозерского дацана «во вкусе большого храма на Чикое (т. е. Цонгольского), но по величине он приблизительно равен лишь находящимся там храмам и имеет примерно размеры квадрата со сторонами в 5 саженей».

В домиках и юртах дацана проживало в то время свыше 80 лам.

После длительной борьбы с Цонгольским дацаном Гусиноозерский стал первым за Байкалом, в 1783 г. он становится резиденцией официального главы буддийского духовенства, имевшего влияние по левую сторону Селенги, а в 1809 ему были подчинены и все остальные буддийские монастыри.
В период между 1790 и 1820 годами произошла замена старого здания храма на новое, более крупное.

Так, А. Мартос, посетивший дацан в декабре 1823 г., сообщает: «При Гусином озере всех кумирен одиннадцать; десять расположены в квадрате одна от другой в одинаковом расстоянии, главная в центре». В 1848 г было уже 16 малых храмов (сумэ), некоторые с четырьмя, другие с восемью стенами.

В 1858 г. дацану было разрешено строительство нового каменного главного храма, которое в том же году и началось. По сведениям Б. Барадийна «мастера были местные, буряты, под руководством русского мастера Воронина, мещанина г. Селенгинска». Строительство храма в основном было завершено к 1870 г. Вслед за главным постепенно были заменены новыми зданиями и остальные храмы.

В 1903 г. в дацане насчитывалось около 300 домов. При монастыре из 900 лам постоянно проживали лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 900 монахов и мирян.

К началу XX века Гусиноозерский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. В центральном прямоугольнике (60 x 70 саженей) размещался главный трехэтажный храм дацана — Цогчен, что означает «дом всеобщего собрания». Его окружали 7 малых храмов (сумэ, дуганов) и до десятка вспомогательных зданий типа русских изб.

Среди них выделялся двухъярусный храм Майдари. В нем помещалась высотою в 6 саженей, позолоченная статуя бодхисатвы Майдари, выполненная из дерева бурятскими мастерами. Гусиноозерский дацан был не только религиозным, но и культурным центром Забайкалья.

При дацане работала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках.

В 1938 г. Гусиноозерский дацан был официально закрыт. В настоящее время на месте сохранились только два храма Цогчен и Чойра.

В 1990 г. началось возрождение буддийской общины, а в июле 1991 г. дацан посетил Его Святейшество Далай-лама.

С буддийским храмом связано немало интересных историй. В середине XVIII века в Селенгинской степи подул божественный ветер.

Говорят, что на месте нынешней середины Гусиного озера буддийский священник Ахалдайн Жинбэ (Жамба Ахалдаев) в 1741 году поставил большую войлочную юрту, которая служила кумирней.

Так начиналась история Тамчинского (Гусиноозерского) дацана. Место под его строительство указал первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржаа Заяев.

По преданиям, после установления кумирни в один прекрасный день ламы стали свидетелями настоящего чуда: вокруг колодца, находящегося возле храма Будды, вдруг выступила вода. Она расширяла свои границы. Так что дацан пришлось дважды переносить на более возвышенные места.

Со времени основания Тамчинского дацана ему покровительствует божество огня — богиня Балдан Лхамо, основной сахюусан (хранитель) дацана, место обитания которой — священная гора Бурин-хан.

Богиня традиционно изображается едущей на муле или коне… Постепенно буддийский монастырь менял свой облик. В 1750 году здесь построили деревянный храм.

Вместе с расширением дацана росло его влияние и значимость среди буддистов, населяющих южную сторону Байкала.

1809 год — особая веха в истории дацана. Тогда Тамчинский дацан стал Хамбын Хуреэ, т.е. резиденцией Пандито Хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром буддизма в России.

В 1858 году началось возведение нового главного храма Цокчен (Сокшин). И в 1870 году пейзаж Тамчинской долины украсило величественное белое трехэтажное каменное здание, украшенное наверху двумя позолоченными оленями с колесом между ними. Новый Сокшин-дуган стал первым образцом нового типа храмов в бурятском культовом зодчестве.

Расцвет Тамчинского дацана пришелся на начало XX века. В это время он превратился в большой поселок.В 1903 году здесь насчитывалось около 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам.

На протяжении многих лет Тамчинский дацан был центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. Один из известных Хамбо-лам Тамчинского дацана Дампил Гомбоев в одном из своих отчетов писал, что в дацане издавалось 97 наименований книг на монгольском и тибетском языках.

Сам Гомбоев, занимавший высокий пост с 1878 по 1896 год, отличался не только высокими нравственными и интеллектуальными качествами, но и был «ревнителем просвещения», одаренным и высокообразованным человеком.

Особое уважение в научной среде он снискал тем, что подарил Восточно-Сибирскому отделению Российского Географического общества коллекцию предметов буддийского искусства.

В дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа для хувараков. Преподавание разделялось на пять групп, разбитых на 14 классов. На первом курсе, на протяжении 2 лет изучали старомонгольскую и тибетскую грамоту, заучивали наизусть молитвы и ламаистские богослужебные уставы, рисование и некоторые другие ремесла.

В 3 и 4 классах изучалась логика, с 5 по 9 классы — медицина, в 10 и 11 – астрология и астрономия, далее следовали тибетское богословие и буддийская философия.

Гусиноозерский (Тамчинский) дацан, являясь центром изучения религии и буддийской философии (цаннит), широко практиковал диспуты между ламами, которые проводились либо на открытых площадках перед храмами, либо в специально предназначенном дугане Чойра.

В Тамчинском дацане имелся также специальный храм Мамба, посвященный Будде врачевания Отоши.

Эмчи-ламы получали образование, не только изучая тибетскую медицину, они осваивали также европейское врачевание, составляли подробное описание лекарственных растений, применяли терапевтические и хирургические приемы, вели истории болезней своих пациентов.

За помощь в переводе знаменитого медицинского трактата «Чжуд-ши», оказанную ламами Тамчинского дацана исследователю-буддологу А. Позднееву, многие из них были награждены золотыми и серебряными медалями.

В дацане также была столярная мастерская. Все работы выполнялись вручную. Изготавливались деревянные детали и украшения дацанских построек, мебель, божницы, фигуры тигров, львов, мифического животного «луу» (дракона), слонов.

Главный храм и малые дуганы освещались, кроме лампад, европейскими керосиновыми лампами. Для отопления в зимнее время устанавливались железные печки.

Тамчинский дацан принимал в своих стенах и знаменитых ученых-исследователей и путешественников, известных учителей-лам и ученых буддийского мира.

Тамчинский дацан был одним из немногих монастырей Забайкалья, где проводилась буддийская мистерия «цам». Одна из мистерий была снята на кинопленку режиссером В. Пудовкиным для художественного фильма «Потомок Чингисхана» в конце 1920-х годов, где главную роль сыграл первый профессиональный бурятский киноактер Валерий Инкижинов, и где запечатлены прекрасные виды Иволгинской долины.

С конца 1930-х годов открывается мрачная страница истории Тамчинского дацана. После закрытия дацана в 1938 году ценное имущество дацана было передано республиканскому краеведческому музею, в главном храме разместили казарму для заключенных Южлага, строивших железную дорогу в Монголию.

В храме Чойра расположился лазарет, в дуганах наспех сколотили нары, на которых спали рабочие. О сотнях умерших заключенных напоминают ряды безымянных могильных холмиков в ограде и за оградой монастыря.

В декабре 1940 года власти приняли было решение о размещении в Тамчинском дацане филиала Антирелигиозного музея, но это решение так и осталось на бумаге. На деле после ликвидации лагеря монастырские здания приспособили под сельскохозяйственную школу, инкубатор и жилье.

Часть построек была снесена или разобрана, разрушены субурганы, барабаны-хурдэ, исчез оленный камень – Алтан-сэргэ, который являлся одной из святынь Тамчинского дацана.

Сегодня, как мы видим, на месте из всего уникального комплекса сохранились лишь три сооружения: Цогчен-дуган, Чойра-дуган и возвращенный в 1992 году из Новосибирска и восстановленный на территории дацана Аюши-дуган, которые внесены в список историко-архитектурных памятников республиканского значения.

Восстановлена также и Алтан-сэргэ («золотая коновязь») – древний археологический памятник «оленный камень». Об этом удивительном памятнике, загадочной каменной стеле с выбитыми на ее гранях изображениями оленей, писал европейский путешественник А.И.

Термен, объехавший Забайкалье в начале XX века, в своей книге «Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области»: «Перед Гусиноозерским дацаном стоит камень: лама мне говорил, что этот камень найден в горах и приписывают изображенные на нем рисунки таинственному происхождению… По поверью, недоступные человеческому глазу бурханы на невидимых конях собирались на церемонию «цам» в дацан и привязывали своих коней к этому камню. С раннего утра ламы выводили коня желтой или золотистой масти, украшали его, привязывали к священному камню – Алтан-Сэргэ – и не кормили, чтобы конь ржал и своим ржанием «оповещал» бурханов и весь народ, что пора собираться на «цам». И люди спешили в дацан, веря, что бурханы съезжаются на праздник и привязывают своих лошадей к «золотой коновязи».

Проводившаяся раз в году в Тамчинском дацане грандиозная мистерия «цам» (тиб. «чам» – танец) – театрализованное костюмированное представление – имела сокровенный, тщательно скрываемый от непосвященных религиозный смысл и в то же время была рассчитана на многолюдную аудиторию.

В Тамчинском дацане традиция проведения хурала Цама докшитов – хранителей веры в гневном воплощении – соблюдалась весьма строго. Это пышное богослужение совершалось один раз в год в начале июля. Монастырские художники и мастера по изготовлению одежды, жившие при монастыре, делали маски богов, животных, птиц, шили разнообразные и сложные костюмы для персонажей мистерии.

Читайте также:  Вегетарианство в индии - почему жители этой страны не едят мясо?

В «цаме» Гусиноозерского дацана участвовало 78 персонажей. Традиция проведения «цама» пришла из Тибета, хотя некоторые исследователи видят его корни в Индии, где в древности особые актеры в масках и одеждах богов танцевали и вели диалоги на языке богов, демонов и людей.

Известно, что в дацанах хранились специальные руководства на тибетском языке по обряду священных танцев и были ламы-тантрины высокого посвящения, руководившие всей церемонией богослужения и постановкой собственно танцев и пантомимы.

Накануне публичного представления «цама» происходило закрытое богослужение внутри храма, которым руководил специально подготовленный священнослужитель – чамбон, главным атрибутом которого является «габала» – чаша из человеческого черепа с символической жидкостью-кровью, которую чамбон переливал в бараний желудок, завязывал и вкладывал в приготовленную из теста фигурку человека – Линка, врага веры, воплощение грехов. На рассвете проводился хурал, где освящали Сор – трехгранную пирамиду, оканчивающуюся на вершине подобием человеческого черепа, и ярко-красными гранями, символизирующими языки пламени. Сор представлял собой символ врагов веры.

Многие исследователи, наблюдавшие в свое время представление «цама» в монастырях Тибета, Монголии и Бурятии, не скрывали того, что им не удалось проникнуть в его содержание, что в беседах с ними ламы тщательно скрывают тайну мистерии.

Тайный смысл «цама» остается до сих пор не раскрытым, им владеют лишь ламы самого высокого посвящения, а традиция проведения «цама» в бурятских дацанах, к сожалению, утрачена.

Последний «цам» в Бурятии был проведен в Тамчинском дацане в 1931 году.

Кроме того, что Алтан-Сэргэ использовалось в Тамчинском дацане при проведении мистерии «цам», существует также легенда, что ламы специально выезжали в Монголию, чтобы привезти и установить на территории Тамчинского дацана «золотую коновязь», выбирая для этого подходящий камень из древних захоронений.

Алтан-сэргэ также использовался для совершения особых ритуалов с целью предупреждения падежа или эпидемии скота. К камню обычно привязывали животное желтой масти, читали молитвы, предотвращающие несчастье, затем освященное животное отпускали в стадо, где оно выполняло роль оберега для остальных животных.

В годы разрушения дацана исчез и Алтан-сэргэ, и только в самом начале 1990-х годов местные школьники в фундаменте одного из строений обнаружили обломок с каким-то изображением. С помощью специалистов из Улан-Удэ удалось извлечь все фрагменты стелы. Шесть крупных обломков священного камня были вывезены в Улан-Удэ для исследования и реставрации.

Выяснилось, что стела выполнена из туфа серо-коричневого цвета. Все его четыре грани заполнены многофигурными композициями. В основном это стилизованные фигурки оленей с мордами наподобие птичьего клюва и ветвистыми рогами.

На северной грани изображена ажурная пятиугольная фигура, внутреннее пространство которой заполнено поперечными линиями в виде углов, повторяющих острый выступ наверху. Здесь же изображен предмет в виде длинной, слегка искривленной рукоятки, из которой перпендикулярно выступает что-то вроде длинного клинка, кельта или боевого топора.

На западной грани выбит круг с подвеской в нижней части, утолщенной посередине и раздвоенной на конце, а также изображение топора.

Большинство специалистов после исследования камня сошлось на том, что загадочные изображения были нанесены на камень в XI-VIII веках до нашей эры, т.е. за несколько веков до рождения Будды.

В трудах и отчетах европейских путешественников и исследователей прошлого века, побывавших в Центральной Азии, нередко встречаются упоминания о каменных сооружениях – плиточных могилах и так называемых оленных камнях, подобных найденному в Тамчинском дацане.

В качестве угловых камней этих захоронений редко, но встречались плоские высокие стелы со стилизованным изображением оленей с «летящими» рогами. Эти оленные камни иногда устанавливались в качестве сторожевых камней в могильниках.

Современными археологами установлено, что использование оленных камней при строительстве плиточных могил уже было вторичным, т.е. сначала камень был установлен в честь какого-то выдающегося воина-вождя, предводителя племени или рода, на погребальном комплексе или святилище, а затем уже в более поздние века был использован в качестве сторожевого камня на одном из плиточных могил.

Следовательно, оленный камень из Тамчинского дацана, созданный неизвестным мастером в весьма отдаленную эпоху, был использован буддийскими монахами при строительстве буддийского храма и последующих ритуалах и обрядах как священный символ.

Тамчинский дацан дал российскому будизму девять Пандито Хамбо лам. Одним из самых известных Хамбо-лам Тамчинского дацана считался Гомбын Дампил (Дампил Гомбоев), который занимал этот высокий пост с 1878 по 1896 годы.

В истории Тамчинского дацана как в зеркале отразилась история нашей страны, республики. В середине тридцатых годов прошлого века волна гонений нахлынула и на главный буддийский монастырь респуб­лики.

Следы тех смутных лет гулаговского периода до сих пор хранят колонны и стены священного храма… Десятилетия, с подачи безбожной власти, продолжалось мрачное время в истории дацана, когда он подвергся грандиозному разрушению и разграблению — даже несмотря на то, что в 1960 году стал памятником архитектуры федерального значения. Лишь только с начала девяностых годов прошлого века один из крупнейших дацанов Бурятии словно обрел вторую жизнь. Степь после многолетнего молчания огласили звуки белых раковин — «дунгар» и при многочисленном скоплении верующих прошло освящение дацана. А летом 1991 года, в год 250-летия дацана, его посетил Далай-лама XIV Тензин Гьятцо. Снова в Тамчинской долине подул свежий божественный ветер:под покровительством богини Лхамо стала укрепляться буддийская вера. На прежнее место вернулся разобранный храм Аюша, нашелся и возвратился считавшийся безвозвратно утерянным священный оленный камень — «Алтай Сэргэ» («Золотая коновязь»), насчитывающий более чем 3300-летнюю историю. Начался новый период в истории дацана — его возрождение и продолжение славных традиций.

Источник: http://admselenga.ru/tamchinskij-dacan/

Тамчинский дацан – история в фотографиях и чертежах

Перед началом цама в Тамчинском дацане

АРД

АРД совместно с администрацией Главы республики Бурятии продолжают серию публикаций под рубрикой “Навстречу Алтаргане-2016”, рассказывающих об истории проведения международного фестиваля бурят всего мира, о культуре, религии и традициях бурятского народа

В этом году Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия выпустил уникальную книгу о Тамчинском дацане, в которой собраны и систематизированы разнородные сведения об одном из старейших буддийских монастырей Северной Азии.

В издании впервые публикуются чертежи и фотографии из одиннадцати архивов Российской Федерации, масса новой информации, включая документы о ремонтных работах, проводимых еще в 19 веке.

Особый интерес для любителей истории и верующих должны представлять описания религиозных ритуалов и праздников. Так, например, не теряет актуальности в наши дни перечисление подготовительных мероприятий лам перед началом постройки монастыря:

«Один из почтенных лам протаскивал чугунную фигуру черепахи по линии закладки фундамента, затем по этому следу проводил особую борозду рогом зверя. В центре квадрата основания здания зарывали сосуд «бумбу», наполненный священными предметами и веществами.»

Комплекс Тамчинского дацана включал в себя храмы, здания факультетов и жилые дома

К середине 19 века многие бурятские монастыри стали представлять собой целые города с улицами и правильной планировкой. Не случайно лидеры бурятского национального движения начала 20 века считали, что процесс урбанизации и концентрации населения, в том числе — интеллектуальных сил, для бурят будет протекать вокруг дацанов.

Один из старых чертежей монастырских зданий (из книги “Тамчинский дацан”)

В 1930-х годах шедевр бурятской архитектуры Тамчинский дацан оказался под угрозой уничтожения. Часть его имущества была передана краеведческому музею, остальное нещадно разграблялось.

Постройки дацана приспосабливались под различные хозяйственные нужды, а то и просто разбирались на дрова. В главном храме размещали заключенных, строивших железнодорожную ветку на Монголию.

Здание факультета Чойры перестроили под лазарет для заключенных, позднее в нем разместили инкубаторно-птицеводческую станцию. Сумэ Аюши было отдано под квартиры, позже — под свинарник.

Дуган Мамба перестроили для проживания рабочих-строителей, дуган Курукула — под столовую, дуган Сахюусан передали сельхозтехникуму для сноса и т. д. Здания дацана постепенно приходили в упадок, ветшали, активно растаскивались доска за доской.

Разрушения бурятских культовых сооружений в 1930-40-х (фото из книги “Тамчинский дацан”)

К 1957 году, когда начались реставрационные работы на сохранившихся объектах Тамчинского дацана, комплекс уже понес колоссальные потери. Внутреннее убранство интерьеров было утеряно полностью. С 1990-х годов работы возобновились в усиленном режиме.

С 2000-х годов Бурятия добилась пристального внимания федеральных органов к восстановлению дацана, за это время был выполнен значительный объем работ.

Металлические кровли главного храма и дугана Чойра из черного железа были полностью заменены и покрыты оцинкованным кровельным железом, штукатурка фасадов отреставрирована и воссоздана в полном объеме, деревянные поверхности окон, дверей, профилированной облицовки, плоскорельефной резьбы восстановлены и окрашены.

Тем не менее, впереди предстоит еще много реставрационных работ, а этому должна предшествовать научно-исследовательская деятельность. Очередным этапом исследований и стала уникальная, богато иллюстрированная книга «Тамчинский дацан».

Источник: http://asiarussia.ru/articles/12180/

Гусиноозерский (Тамчинский) дацан в Бурятии: история, описание

Гусиноозерский (Тамчинский) дацан – это монастырь-университет буддистов России, находящийся в Бурятии. Он имеет богатую и насыщенную историю, а также прекрасную храмовую архитектуру. О дацане, истории его создания, его особенностях и многом другом будет рассказано в этой статье.

История

Тамчинский дацан находится в поселке Гусиное Озеро, относящемся к Селенгинскому району республики Бурятия в России. Он был основан в 1741 году ламой Лубсан-Жимба на берегу речки Темник. Изначально дацан представлял собой простую юрту из войлока. Чуть позже его перенесли на нынешнее место, на один из берегов Гусиного озера, к горе Цогто Хонгор.

Новое место для возведения было указано ширээтэ-ламой (кафедральный, престольный) Цугольского дацана Дамба-Дарджеем.

Построен Тамчинский дацан был в 1750 году. Стоит отметить, что это было первое здание такого типа на территории Российской империи, возведенное из дерева.

Спустя 33 года Гусиноозерский и еще четыре дацана, находящиеся на левом берегу реки Селенги, отделяются от главного буддистского монастыря, стоящего в селе Цугол. По факту Тамчинский дацан становится резиденцией высших чинов буддистов Сибири.

Дацан в XIX-XX веках

В 1848 году монастырский комплекс включает в себя уже 17 храмов. В период с 1858 по 1870 годы бурятское буддийское духовенство заручается поддержкой руководства Восточной Сибири и возводит главный храм – Цогчен (дом общего собрания) из камня.

В 1861 году при дацане открывается религиозная философская школа для подготовки будущего буддийского духовенства. Это способствовало возникновению большого количества буддийских ученых очень высокого уровня.

Тамчинский дацан в Бурятии был религиозным центром буддистов до 1930 года. Однако когда антирелигиозная кампания достигла своего пика, в 1938 году дацан пришлось закрыть. Через три года в его зданиях была расположена тюрьма для политзаключенных, а в одном из его строений открыли антирелигиозный музей.

Вторая половина XX века

В 1957 году правительство Бурятской автономии выпустило постановление, в котором говорилось о признании Тамчинского дацана памятником истории и архитектуры. В 1960 году началось проведение масштабных реставрационных работ.

В 1973 году некоторые реликвии из дацана были перевезены в Этнографический музей забайкальских народов, который расположен в Улан-Удэ.

В середине сентября 1989 года на уровне фундамента одного из полуразрушенных зданий дацана монахи обнаружили Оленный камень, который был расколот на шесть частей.

Такие камни устанавливались рядом с могилами либо непосредственно на них. Их относят к бронзовому веку и к началу железного. Для его восстановления пригласили мастеров из Эрмитажа.

Спустя год плита была полностью отреставрирована, а затем установлена перед входом в главное здание дацана.

В 1990 году Тамчинский дацан был передан в ведение Центральному буддийскому духовенству СССР. А спустя год его посетил далай-лама XIV.

Описание дацана

Дацан представляет собой довольно большой поселок, который имеет правильную сетку улиц. В центральной части прямоугольного поселка (130 х 150 метров) был создан главный храм дацана, состоявший из трех этажей – Цогчен (дом общего собрания). Вокруг него располагались семь храмов меньшего размера (дуганы, сумэ).

Читайте также:  Как живут в монголии - быт и традиции кочевого народа

Среди малых храмов особенно выделяется храм Майдари, который имеет два яруса. В нем находится двенадцатиметровая статуя Бодхисаттвы Майдари (Будда грядущего времени). Она была создана бурятскими мастерами-краснодеревщиками и покрыта слоем позолоты.

В одном из зданий Тамчинского дацана находилась типография, которая печатала книги на монгольском и тибетских языках.

Главный храм дацана

Проект Цогчена – главного храма дацана — был создан архитектором монастыря, а затем подписан верховным ламой.

Нижний этаж дацана, созданный из камня, достигал в высоту пяти метров и имел практически квадратную форму по периметру.

Внутри первого этажа находится 30 колонн, а также к нему примыкает шестиколонный портик. В этом зале собирались все ламы и монахи во время проведения различных церемоний.

В северной части зала находятся различные статуи Будды, которые располагаются на специальных пьедесталах, а рядом с ними установлены жертвенники. По другим стенам развешаны изображения Будды, а также украшения из различных тканей.

Второй этаж главного храма был создан из бревен, а затем обшит доской. Его венчает изящная крыша, каждый угол которой загнут вверх. В высоту храм достигает около 19 метров и выглядит довольно внушительно. В настоящее время в Тамчинском дацане гончик лама (Будаев) постоянно находится на территории храма; некоторым паломникам удается пообщаться с ним, что считается большой удачей.

Главный храм дацана является ярким образцом бурятского храмового зодчества XIX века и по праву считается памятником архитектуры.

Тамчинский дацан: как доехать

Дацан располагается в 150 км от Улан-Удэ, что раньше делало путь туда достаточно долгим. Однако в ноябре 2015 года была построена новая автодорога, которая позволяет доехать до дацана с комфортом.

Из Улан-Удэ доехать не получится, однако вы сможете добраться до Гусиноозерска. Для этого на автовокзале «Селенга» необходимо сесть на автобус, следующий по маршруту: Улан-Удэ – Кяхта. Спустя полтора часа вы доедете до Гусиноозерска.

Для того, чтобы попасть к самому дацану, придется добираться на попутках.

Многие добираются до Тамчинского дацана на такси. Путь от автовокзала в Улан-Удэ обойдется в 800 рублей.

Приехав в Улан-Удэ и познакомившись с его многочисленными достопримечательностями и потрясающей природой, следует обязательно посетить Тамчинский дацан, который сохранил в себе самобытную и интересную культуру Бурятии.

Чему могут научить путешествия

Зачем люди путешествуют? Неужели только для того, чтобы 2 недели отдохнуть от работы, потратить накопленные за полгода деньги и создать иллюзию того, что «могут себе это позволить»?

Вы оторветесь от дивана

Размышляя о предстоящем вояже, мы начинаем беспокоиться о трудностях, подстерегающих туристов. Мы переживаем, что не найдем место для ночлега, не сможем объясниться с жителями другой страны на своем ломаном английском. Чему учат путешествия? Тому, что все перечисленные выше страхи напрасны.

Соберитесь с духом, отбросьте волнения, сосредоточьтесь на своей цели и отправляйтесь в путь. Ошибочно думать, что для путешествие — это либо «кругосветка», когда вы сжигаете все мосты, либо пакетный отпуск, который ограничивает вас системой «все включено».

Много ли вы знаете об окрестностях вашего города? О быте жителей соседних деревень? Наверняка, рядом с вами есть много интересного. Начните открывать мир с малого.

Путешествия меняют мировоззрение

Первое, что он узнает, побывав в разных государствах – то, что экзотические места не так опасны, как кажется. В любом городе можно чувствовать себя комфортно.

Это правило касается и дикой природы: соблюдая элементарные правила безопасности, вы гарантированно избежите неприятностей.

Более того, в мегаполисе у человека больше шансов погибнуть (например, попав под машину), чем в пустыне или лесу.

Вы будете постоянно расширять кругозор

Для чего нужны путешествия? Чтобы узнать мир и познакомиться с культурой других народов. Не переживайте по поводу дружелюбия людей: коренные жители всегда к путешественникам относятся вежливо и стараются им помочь.

Если вы не из разряда поклонников «Тагила», не портите их наследия и не усмехаетесь над культурой страны, в которой вы — гость, то путешествия обязательно принесут вам новые знакомства и веру в людей.

Многие люди с радостью предоставят вам ночлег, покажут дорогу, расскажут об интересных достопримечательностях своей страны.

Чтобы повидать мир, необязательно быть миллионером

Путешествуйте больше и вы поймете, что для этого не нужно тратить миллионы. Большие деньги необходимы только тем, кто мечтает о морском круизе по экзотическим островам. Хотя, если подружиться с местными жителями, и этих трат можно с легкостью избежать.

Организовывая путешествия самостоятельно, требуется лишь располагать небольшой суммой наличных для покупки пищи, оплаты транспорта и гостиничных номеров или мест в хостелах.

Проживание в последних, кстати, несмотря на свою дешевизну, может дать вам огромный багаж опыта и впечатлений.

Вещи — всего лишь вещи

Туристы-новички считают своим долгом брать в дорогу по 10 чемоданов с нарядами на все случаи жизни и полной экипировкой на случай конца света. Но со временем путешествия учат, что обилие багажа только мешает.

Человеку в пути (как и в жизни) нужно минимум одежды, две пары обуви, гигиенические средства, деньги и документы. Начав путешествовать, вы поймете, что большинство имеющихся вещей вам абсолютно не нужны, и вы безболезненно можете избавиться от них, освободив место в шкафу.

Это же касается и ненужных эмоций, лишних забот, неинтересных людей и привычных обязательств — избавляясь от такого «хлама», вы освободите место для нового.

Узнаете, чем турист отличается от путешественника

Путешественники и туристы – не одно и то же. Первые общаются с местными жителями, знакомятся с традициями, заводят новые знакомства, меняют мировоззрение и улучшают свою жизнь. Вторые боязливо поглядывают на все происходящее из окон автобуса.

Туристов местные «разводят» на деньги, а с путешественниками делятся пищей и кровом.

Путешествия меняют людей и учат их тому, что нужно быть проще и не бояться узнавать новое, учат быть открытыми с окружающими и ценить каждого человека, появившегося в жизни.

Путешествие – не отдых

Вы наверняка не раз слышали, как путешествия меняют многих людей, сделав их сильнее и выносливей. А сами активно ездите на Кипр и в Турцию, но изменений не замечаете… И это не потому, что походы в горы или тундру с тяжелым рюкзаком – это тренировка организма.

Не потому, что в самом безобидном городе-курорте вы можете остаться без денег или попасть в сложную ситуацию. Просто, путешествуя, вы не ставите цель «отлежаться» под пальмой, снимая стресс от работы или семьи. Вы меняете сам образ жизни с привычного на улучшенную его версию. Путешествия бывают физически тяжелыми, но разгружающими разум.

Поэтому в них не ищут физического облегчения, они дают гораздо больше, чем расслабленные мышцы.

Вы — свой лучший друг и попутчик

Не получается найти попутчиков, чтобы отправиться в дорогу с веселой компанией? Это вам только на руку. Нет лучшего способа понять себя, мир, определить жизненные цели и воспитать силу духа, чем одиночные путешествия. Путешествие в одиночку – ни с чем не сравнимый опыт.

Полагаясь только на свои силы, вы станете больше верить в себя и научитесь самостоятельно принимать ответственные решения.

Это поможет вам легче сходиться с новыми людьми, пробовать непривычные вещи и примерять на себя незнакомые роли, поскольку вам ни на кого не придется оглядываться и не бояться ничьего осуждения.

Мир тесен

Долгие путешествия изменили мнение миллионов людей о том, что наша планета необъятна. Она кажется такой, только если смотреть о других странах по телевизору. В действительности же не исключено, что вы повстречаете своих знакомых, уехав в Камбоджу, Индию или на Камчатку.

Или в тихом отдаленном уголке мира познакомитесь с человеком из вашего родного города.
Путешествуйте больше и не бойтесь общаться с людьми, искать новые знакомства. Возможно, один из миллиардов человек, который изменит вашу жизнь, встретится вам там, где вы не подозревали.

Радость возвращения

Как бы ни было хорошо в пути, возвращение домой – радостный для каждого человека момент. Приехав в родной город, вы будете рады встрече с близкими, коллегами по работе. А те изменения, которые произойдут с вами в путешествии, непременно отразятся на вашей жизни. И если вы сейчас хотите изменить жизнь, попробуйте начать хотя бы с коротенькой поездки в незнакомое место.

Источник: https://news4auto.ru/gysinoozerskii-tamchinskii-dacan-v-byriatii-istoriia-opisanie/

Тамчинский дацан “Даши Гандан Даржалинг”

«История Тамчинского дацана – это важнейшая часть гражданской, духовной истории. Тамчинский дацан – это драгоценное наследие бурятского народа, которое мы обязаны сохранить и передать нашим детям». 

Мало найдется в истории Селенги, всей Бурятии, да и России, место со столь богатой историей, как Тамчинский дацан. Это уникальное явление в истории трех последних веков, с которым трудно соизмерить какое-либо другое.

Скажем, в России это – Троице-Сергиева Лавра.

Как последняя сыграла определяющую роль в становлении России – современной России, так и Тамчинский дацан сделал безмерно много для консолидации бурятского народа, его самосознания.

Увы, большинство сегодняшних жителей Селенги до конца не осознали, какого масштаба исторический памятник Божией волей (не иначе!) сохранился на территории района, где они живут.

А большинство тех, кто нынче живет за пределами нынешнего адмтеробразования «Селенгинский район», в том числе в разных частях существовавшей до революции исторической Селенги, это – иволгинцы, джидинцы, кяхтинцы, бичуряне и даже красночикойцы из сопредельного края, недоуменно отмахнутся: «Тамча – это у селенгинцев». Между тем, это всероссийская святыня, какой сегодня, безусловно, является Иволгинский дацан. И пока это и другие подобные утверждения не станут естественными для каждого нынче живущего на этих территориях, нельзя будет говорить о бурятах как о народе с развитым национальным самосознанием. 

«У каждой нации, у каждой народности, – отметил ширээтэ Тамчинского дацана Солбон лама, – есть свое историческое прошлое, из которого формируется его настоящее. 

Есть достойное, что, бережно и трепетно сохраняясь в былях, легендах, сказаниях, позволяет нам говорить о его наследии».

«1741 год – год основания нашего Тамчинского дацана, – продолжает дальше Солбон лама, – год, когда Селенгинская долина услышала звуки белоснежной раковины – Дунгар, и то было начало буддийского исчисления в жизни селенгинских родов. Исчисления времени, давшего российскому буддизму целую плеяду верховных иерархов, внесших огромный вклад в сокровищницу культуры народов Бурятии». 

Один из первых буддийских монастырей на территории Бурятии, Тамчинский дацан, с 1809 по 1930 год был центром буддизма в Восточной Сибири, где располагалась резиденция Хамбо ламы, официального главы буддистов России. Божеством-хранителем Тамчинского дацана является богиня Балдан Лхамо.

Его основателем был Лубсан-Жимба Ахалдаев, в 1783 году добившийся от губернских властей Иркутска звания Бандидо Хамбо ламы пяти дацанов по левому берегу Селенги.

А один из его последователей, его племянник Данзан-Гаван Ешижамсуев в 1809 году был утвержден «Главным Бандидо Хамбо ламой ламаистов Восточной Сибири». 

Тамчинский дацан – второй среди бурятских дацанов после Иволгинского, который в 1991-м, в год 250-летия официального признания буддизма Российским государством, 250-летия самого дацана, освятил своим посещением Его Святейшество Далай лама XIV.

В 2001 году с большим размахом прошло 260-летие Тамчинского дацана, а летом нынешнего года (2011) его 270-летие.

Нынешний юбилей был ознаменован освящением после восстановления Цокчен дугана и возвращением в дацан после 80 лет забвения мистериального хурала Цам в исполнении лам и хувараков дугана Калачакра на Верхней Березовке.

Гусиноозерский дацан был не только религиозным, но и культурным центром Забайкалья. При дацане работала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках.

В 1938 г. Гусиноозерский дацан был официально закрыт.

30 августа 1960 г. за № 1327 Советом Министров РСФСР было принято постановление о принятии на государственную охрану комплекса Гусиноозерского дацана, как памятника архитектуры федерального значения. 

В 1990 г. началось возрождение буддийской общины, а в июле 1991 г. дацан посетил Его Святейшество Далай-лама.
В 1903 г. в дацане насчитывалось около 300 домов. При монастыре из 900 лам постоянно проживали лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 800 монахов и мирян. 

Главный храм дацана Цогчен

Проект храма был составлен монастырским художником и подписан Пандидо Хамбо-ламой Иши Жамсуевым, затем утвержден Иркутской губернской строительной комиссией в 1859 г. Цогчен-дуган стал первым образцом нового типа храма в бурятском культовом зодчестве, положив начало второму поколению бурятских дацанов. 

Дуган Деважин в начале 1970-х годов был перенесен в Этнографический музей г. Улан-Удэ, а дуган Аюша в 1973 г. был перевезен в Новосибирский Историко-архитектурный музей СО АН СССР затем в 1990 г. был возвращен и восстановлен на прежнем месте. 

Читайте также:  Система образования в южной корее - с раннего детства до выхода на работу

Более десяти лет назад местные школьники в фундаменте одного из строений обнаружили обломок с каким-то изображением. На станцию Гусиное озеро срочно выехали специалисты. Из фундамента удалось извлечь все фрагменты стелы. Шесть крупных обломков священного камня были вывезены в Улан-Удэ для исследования и реставрации. 

Каменная стела выполнена из туфа серо-коричневого цвета. Все четыре грани были заполнены многофигурными композициями. В основном это стилизованные фигурки оленей с мордами наподобие птичьего клюва и ветвистыми рогами.

На северной грани изображена ажурная пятиугольная фигура, внутреннее пространство которой заполнено поперечными линиями в виде углов, повторяющих острый выступ наверху. Здесь же изображен предмет в виде длинной, слегка искривленной рукоятки, из которой перпендикулярно выступает что-то вроде длинного клинка, кельта или боевого топора.

На западной грани выбит круг с подвеской в нижней части, утолщенной посередине и раздвоенной на конце и изображение топора. 

Датировка подобных изображений крайне затруднена. Однако большинство специалистов сошлось на том, что загадочные изображения были нанесены на камень в XI-VIII вв. до н. э., то есть за несколько веков до рождения Будды. 

Оленный камень «Алтан Сэргэ» предназначался для гостей, съезжавшихся на церемонию «цам». К нему привязывались кони, которые своим ржанием извещали о начале праздника.

Тамчинский дацан – вторая резиденция Пандито Хамбо Лам(с 1783 по 1932гг)Жимба Ахалдаев – 1783-1797Данзан Дымчик Ешижамсуев – 1797-1809Данзан Гаван Ешижамсуев – 1809-1839Данзан Чойван Доржо Ешижамсуев – 1839-1860Галсан Чойроп Ванчиков – 1860-1872Чой Васильев – 1872-1873Чойдор Мархаев – 1873-1876Дампил Гомбоев – 1876-1896Чойнзон Доржи Иролтуев – 1896-1911Даши Доржи Итигэлов – 1911-1917Намжил Лайдапов – 1917-1919Гуро Дарма Цыремпилов – 1919-1922Цыгунжап Баниев – 1922-1925

Данжа Мункожапов – 1925-1932 

Источник: http://baikal-tourist.ru/datsans/tamchinskij-datsan-dashi-gandan-darzhaling

Тамчинскому дацану – 275 лет!

gusinfoto.ru

23 и 24 сентября состоятся празднования юбилея Тамчинского дацана. За 275 лет жизни дацана свое отражение нашли все исторические события нашей страны. Буудийская традиционная сангха России специально к юбилею подготовил подборку удивительных фактов, связанных со становлением и развитием не только Тамчинского дацана, но и всего буддизма России. 

Интересные факты о Тамчинском дацане 

• Место под строительство Тамчинского (Гусиноозерского) дацана указал первый Пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев.  • Более ста лет с 1809г-го по 1932 годы Тамчиснкий дацана был центром буддизма в Восточной Сибири, служил резиденцией высшего бурятского буддийского духовенства.

  • Тамчинский дацан «Даши Гандан Даржалинг» дал российскому буддизму девять Пандито Хамбо лам.  • Отец 10 Пандито Хамбо ламы Дампила Гомбоева был великим ламой – йогином, поражавший современников своими способностями. По народному преданию, он три года находился в затворничестве на горе Нараста.

Ему поставлен субурган недалеко от села Цайдам.  • Яркий след в истории Тамчинского дацана оставил XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржо Этигилов. В 1913 году он по специальному приглашению участвовал в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освящении буддийского храма в Санкт-Петербурге.

  • На протяжении многих лет Тамчинский дацан был центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины.  • Школа цанит (Чойра) Гусиноозерского дацана считалось главной в Забайкалье, факт обучения в которой открывал в дальнейшем путь к духовной и административной карьере. Школа действовала с 1861 года.

  • Несмотря на престижность обучения в Тибетских монастырях, занять должность в бурятском дацане можно было только после окончания школы хувараков Тамчинского дацана. 

• В Тамчинском дацане имелся специальный Мамба дуган, посвященный Будде врачевания Отоши.

Эмчи ламы (медики) получали образование не только изучая Тибетскую медицину, они осваивали также европейское врачевание, составляли подробные описания лекарственных растений, применяли терапевтические и хирургические приемы. Эмчи ламы вели истории болезней своих пациентов. Нередко эти записи состояли из нескольких десятков томов. 

 vbuddisme.ru

• В дацане была своя живописная школа, мастерская по изготовлению глиняных бурханов и столярная мастерская.  • Ученики дацана, как и все штатные ламы, наделялись землей, сами обрабатывали, сеяли и убирали урожай.  • Начало ксилографического книгопечатания в Забайкалье относится к первой половине 19 века.

В реестре книг на монгольском языке, составленном Пандито Хамбо Ламой Ешижамсуевым совместно с монголистом А.В. Игумновым по запросу М.М. Сперанского, значится книга «Дара Эхын хорин нэгэн мургэл», напечатанная в Тамчинском дацане.

  • В одном из своих отчетов Пандито Хамбо Лама Дампил Гомбоев сообщал, что в Тамчинском дацане издавалось 97 наименований книг на монгольском и тибетском языках.  • В годы репрессий после закрытия в 1938 году Тамчинского дацана сохранившиеся здания дацано использовались под разные назначения.

Так, в главном храме Цогчен жили заключенные, строившие железную дорогу до Наушек.  • В здании Чойра находился лазарет для больных, который, по воспоминаниям бывших заключенных, был всегда переполнен, «где почти ежедневно умирали несколько человек».  • В декабре 1940 года власти приняли решение о размещении в дацане филиала Антирелигиозного музея.

Но это решение так и осталось на бумаге.  • После ликвидации лагеря для заключенных монастырские здания приспособили под сельскохозяйственную школу и жилье. Часть построек была снесена или разобрана, разрушены Субурганы и Барабаны Хурдэ, исчез Оленный камень – «Алтан Сэргэ». 

• Оленному камню «Алтан Сэргэ» (Золотая коновязь), который являлся непременным атрибутом Мистерии Цам, более 3300 лет.

 encycl.chita.ru

• 10 ноября 1928 года состоялась премьера фильма «Потомок Чингисхана» режиссера Всеволода Пудовкина, где зафиксировано проведение Мистерии Цам на территории Тамчинского дацана.  • В 2005 году в дацан из Монголии был привезен канон буддизма «Ганджур».

  • 17 июля 1991 года восстановленный и возрожденный дацан посетил Его Святейшество Далай-лама XIV. В присутствии многих тысяч верующих он совершил торжественный молебен.

Это были незабываемые дни для всех верующих…  Современная история Тамчинского дацана складывается из событий и деяний, направленных на возрождение и сохранение духовных традиций бурятского народа.

Он овеян той славой, которая, несмотря на трагические события, по сей день притягивает к себе людей разных поколений и вероисповеданий, ученых и политических деятелей. история Тамчинского дацана

Тамчинский дацан «Даши Гандан Даржалинг»

Гусиноозерский (Тамчинский) дацан, основанный в 1741 году на юго-западном берегу Гусиного озера, в течение столетия был центром буддизма Российской империи. В 1783 году он стал официальной резиденцией главы буддистов пяти левобережных селенгинских дацанов, а с 1809 года по 1932-й — резиденцией Пандито Хамбо лам всех бурятских дацанов России.

  Первоначально большую войлочную юрту-кумирню поставил в долине, заполненной сегодня водами Гусиного озера, буддийский священник Ахалда Жимбаев, прошедший полный курс обучения в Монголии в 20-х годах ХVIII века. Из-за наводнения кумирню решено было перенести. Место под строительство Тамчинского (Гусиноозерского) дацана указал первый Пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев.

  Яркий след в истории Тамчинского дацана оставил Даша-Доржо Этигилов, Драгоценное Нетленное Тело которого сегодня является одной из трех святынь российского буддизма наряду с Зандан Жуу и Атласом тибетской медицины. Весной 1911 года Даши-Доржи Этигелов был выдвинут из десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы.

В 1913 году он по специальному приглашению участвовал в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освящении буддийского храма в Санкт-Петербурге. Пандито Хамбо лама Этигелов был участником II общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 года.

Именно Даша-Доржо Этигелов после вступления в должность указал место, где были спрятаны личные вещи Пандито Хамбо ламы Заяева. Для всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый Пандито Хамбо лама является перерожденцем первого.

  Со времени основания Тамчинского дацана ему покровительствует божество — Богиня Балдан Лхамо, основной сахюусан (Главный Хранитель) дацана, место обитания которой — священная гора Бурин-хан.  В 1772 году комплекс Гусиноозерского дацана состоял из главного двухэтажного храма и четырех малых.

В период между 1790-м и 1820-м годами произошла замена существовавшего ранее сравнительно небольшого здания на более крупное. Это было связано с тем, что соперничество между Цонгольским и Гусиноозерским дацанами, длившееся около 50 лет, завершилось в пользу последнего.

Именно тогда, в 1783 году, Гусиноозерский дацан стал резиденцией официального главы буддийского духовенства и дацанов, расположенных по левой стороне реки Селенги, а с 1809 года ему были подчинены и все остальные бурятские буддийские монастыри.

  Огромная роль Тамчинского дацана «Даши Гандан Даржалинг» в распространении буддизма подтверждается тем, что он дал российскому буддизму плеяду Пандито Хамбо-лам. Это первый Пандито Хамбо лама Д.Д.

Заяев, Жинбэ Ахалдаев, Дэмчиг Ешижамсуев, Гаван Ешижамсуев, Данзан Чойбон-Доржи Ешижамсуев, Галсан-Чойроп Ванчиков, Дампил Гомбоев, Намжил Лайдапов, Цынгунжап Баниев, Данжаа Мункожапов.  В декабре 1823 года монастырский комплекс состоял из 11 сумэ, десять из которых были расположены квадратом на одинаковом расстоянии друг от друга. Главный храм находился в центре.

В 1870 году взамен деревянного Цогчен дугана был построен трехэтажный, первый этаж которого был каменным, а два верхних — деревянные. Цогчен дуган Тамчинского дацана стал первым образцом нового типа храма в бурятском культовом зодчестве, положив начало второму поколению бурятских дацанов.

  В Гусиноозерском дацане помимо Цогчена и Чойры было еще 17 храмов, посвященных особо почитаемым Буддам, бодхисаттвам и дармапалам. Один из них – дуган Деважин, построенный в 1890-х годах для размещения в нем модели «Рая Сукхавати». В начале 1970-х годов дуган был перенесен в Этнографический музей на Верхней Березовке в Улан-Удэ. Дуган Аюши посвящен культу Бодхисаттвы долголетия Аюши (Амитаюс). В 1962–1963 годах он был реставрирован, а в 1973-м перевезен в Новосибирск для размещения в Историко-архитектурном музее СО АН СССР. В 1990 году дуган Аюши был возвращен и восстановлен на прежнем месте. 

При Гусиноозерском дацане существовала школа, узаконенная «Положением о ламайском духовенстве Восточной Сибири 1853 года». Занять должность в бурятском дацане можно было только после ее окончания. С 1861 года в Гусиноозерском дацане открылась школа цаннит (Чойра), которая считалась главной в Забайкалье и подчинялась «образцам ведущего монастыря монгольской традиции» — Гоман-цаннит 

справочниктуриста.рф

В Гусиноозерском дацане имелся специальный Мамба дуган, посвященный Будде врачевания Оточи. Эмчи-ламы (медики) получали образование, не только изучая тибетскую медицину, они осваивали также европейское врачевание. За помощь в переводе знаменитого медицинского трактата «Чжуд-ши», оказанную ламами Гусиноозерского дацана А.

Позднееву, многие из них были награждены золотыми и серебряными медалями.  Достопримечательность Тамчинского дацана — каменная стела с выбитыми на ее гранях изображениями оленей. Оленный камень из древних захоронений, привезенный из Монголии, служил коновязью, когда бурханы приезжали на грандиозное религиозное представление Цам.

В смутные времена он исчез и считался безвозвратно утерянным. Но позднее оленный камень «Алтан Сэргэ», насчитывающий более чем 3300-летнюю историю, был найден и восстановлен на территории дацана.  17 июля 1991 года — особая страница в истории Тамчинского дацана.

В этот день возрожденный буддийский храм посетил Его Святейшество Далай-лама XIV, прибывший на празднование 250-летия признания буддизма Российским государством. В присутствии многих тысяч верующих он совершил торжественный молебен.

  21 августа 2005 года, после семидесятилетнего перерыва, в Тамчинском дацане состоялся трехдневный хурал-молебен «Ганджур».  За минувшие годы ламы Тамчинского дацаны во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым провели молебны и освятили на селенгинской земле несколько субурганов, посвященных Пандито Хамбо ламам.

В 2006 году большой молебен в Ацуле был посвящен 195-летию Пандито Хамбо ламы Галсан-Чойропа Ванчикова. Построен субурган на месте Ацайского дацана.  Важное по значимости событие состоялось 24- 25 мая 2007 года в местности Талын Харгана. Ламы Тамчинского дацана под руководством Пандито Хамбо ламы Д.

Аюшеева освятили место ухода в другое рождение Пандито Хамбо ламы Даржа Заяева. Здесь в 2008 году был возведен субурган памяти первого Пандито Хамбо ламы Д.Д. Заяева, а в 2012-2014 годах благодаря финансовой помощи Президента России В.В. Путина возведен Дворец Белой Тары.

Сегодня путь к храму стала короче благодаря асфальтированной дороге длиной 17 км, построенной на средства, выделенные Президентом России В.В. Путиным в итоге визита в Иволгинский дацан.

Перед началом ее строительства в июне прошлого года в селе Цайдам, неподалеку от Тамчинского дацана, состоялся cпециальный хурал, который провели ламы Иволгинского и Тамчинского дацанов под руководством Дид Хамбо ламы Д. Очирова, где прозвучала великая молитва почитания Хамбо ламы Этигэлова.

13 ноября минувшего года дорога была торжественно сдана, что стало событием не только для жителей поселка Гусиное Озеро.

Читать далее

Источник: https://www.infpol.ru/118431-tamchinskomu-datsanu-275-let-/

Ссылка на основную публикацию