Сравнение буддизма и индуизма – сходства и отличия двух учений

Сравнительный анализ индуизма и буддизма (стр. 1 из 2)

Сравнение буддизма и индуизма - сходства и отличия двух учений

Определение и общие сведения индуизма…………………………………………….. 2

Определение и общие сведения буддизма…………………………………………….. 2

Сравнительный анализ индуизма и буддизма…………………………………………. 2

Список использованных источников……………………………………………………10

Определение и общие сведения индуизма.

Индуизм – древнейшая национальная религия Индии. Его истоки обычно возводят ко времени существования протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до новой эры.

При этом индуизм до сих пор сохраняет многие обычаи и установления с древнейших времен, протягивая в современность традиции архаической культуры, зародившиеся на заре истории.

Такого длительного, непрерывного и полнокровного существования не имела, пожалуй, ни одна другая религия.

Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме (религиозное представление и учение о Едином Боге ) , политеизме (совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов ) , панентеизме (религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире) , и.т.д.

Определение и общие сведения буддизма.

Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Буддизм возник в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.

Сравнительный анализ индуизма и буддизма.

Буддизм возник на базе индуизма, религиозной традиции, насчитывающей около пяти тысяч лет. Само название появилось примерно в 1200 г . н.э.

в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести различие между верой индийского народа и их собственной.

Сами индийцы предпочитают говорить о бессмертном учении или законе, пытаясь подчёркнуть внеземное происхождение их верований. Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований:

  • Огромное большинство индусов тем или иным образом верят в бога, однако, есть и неверующие;
  • Одни индусы верят в то, что уважение ко всем живым существам требует от них соблюдения вегетарианского образа жизни; другие же приносят животных в жертву и с удовольствием поглощают мясо во время ритуальной трапезы на берегу реки;
  • Одни индусы поклоняются Шиве, другие Вишну или его воплощениям (аватарам) Кришну или Раме; остальные же предпочитают поклоняться богиням;
  • Объектом поклонения жителей одной деревни может быть совсем не то божество, которое покровительствует жителям соседнего селения;
  • Каждый отдельный индус может почитать одного, нескольких, многих или никаких богов;
  • Индусы могут одновременно верить в одного бога и в нескольких, являющихся воплощением единого божества;
  • Индивидуум может быть выражением истины как в конкретной, так и в абстрактной форме.

Таким образом, для индуизма название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением.

Однако в индуизме выделяются главные божества:

  • Брахма – мировая душа, проявляющаяся как в боге Брахме, так и в отдельных предметах, из которых состоит мир;
  • Вишну – бог-созидатель всей Вселенной;
  • Шива – бог-разрушитель Вселенной.

Важную роль в индуизме играет учение о дхарме – совокупности обязанностей каждого сущего – от неодушевлённых предметов до людей и богов. Выполнение своей дхармы гарантировало воплощение в лучшем теле после разрушения предыдущего.

Жизнь, по учению индуизма, есть страдание, и лишь слияние с Брахмой избавляет от страдания.

Слияние с Брахмой – привилегия брахманов – служителей индуистской религии, а остальные должны добросовестно исполнять свой долг и ждать воплощение в брахмана в одной из следующих жизней.

Миросозерцание индуизма представлено в виде песен и сказаний. Одним из самых древних является Ригведа – “песни знания”, состоящая из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одному конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Эти песни считаются откровениями Брахмы, полученными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши).

В период с 300 г . до н. э. по 300 г . н. э. проходил процесс создания того, что сейчас называют классическим индуизмом, параллельно распространялся буддизм. Это время перенесения на бумагу древних преданий, выражающих индийские взгляды на мир. Была записана “Рамаяна” и “Махабхарата”. Основой их сюжета служит цикличность мира.

В начале миром правят справедливость и порядок (дхарма), потом нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново.

Действие “Рамаяны” происходит в эпоху, когда порядок ещё оставался достаточно прочным, на этом фоне описываются приключения царя Рамы, который в результате интриг был лишён трона и жены, но с помощью царя обезьян Ханумана и своего героизма он восстанавливает справедливость.

“Махабхарата” повествует о великой войне потомков царя Бхараты. Сын царя Каурава проявил несправедливость по отношению к брату – Пандаве, отобрав у него половину царства. Сыновья Пандавы вступились за отца, хотя он не хотел воевать против брата.

Перед решающей битвой Арджуна, один из сыновей Пандавы, смутился духом, не желая убивать родственников. Однако бог Кришна, приняв облик человека, вышел на битву и занял место колесничего на колеснице Арджуны. Он изложил ему суть индуистского учения о дхарме и убедил исполнить свой долг воина.

Широкое распространение получил ещё один цикл сказаний о Кришне, который, сбежав из дома, обосновался среди пастухов Вриндабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и о проделках с жёнами и дочерьми пастухов.

Существует мнение, что для своих почитателей он приходится отцом, другом, старшим братом, но одновременно – любовником и мужем. Эротические изображение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу.

В рамках индуизма возникло несколько школ, стремившихся найти способы вечного слияния с Брахмой. Одни предлагали пост (воздержание от пищи), другие – медитацию (размышление о Брахме), третьи – отрицание насилия (отказ от убийства живых существ).

Были и такие, которые ставили целью избавление от земной жизни и воплощение на других планетах, где жизнь, по их мнению, была долгой и беззаботной.

Способом достижения этого считалось служение богам этих планет, якобы выполнявшим некоторые функции на земле.

Основатель одной из школ, предложивший не только новую методику слияния с божеством, но и новую цель религии, известен под именем Будды (в дословном переводе с языка бенгали – “просветлённый). Сейчас не подлежит сомнению тот факт, что он был исторической личностью, и родился примерно в 560 г . до н. э.

, однако его жизнь овеяна множеством легенд и самых невероятных утверждений. Рассказывают, что Будда во время своей предпоследней реинкарнации сам выбрал себе время, место рождения и родителей.

В матери взял добродетельную Майю, которая доказала свою чистоту и совершенство на протяжении всех предыдущих жизней в течение 100 000 лет. Отец его был раджой (правителем) небольшой провинции на севере Индии. Однажды ночью Майя, давшая обет целомудрия, увидела сон, что в её чрево вошёл белый слон.

Десять месяцев спустя в священной роще в день полнолуния в мае она родила ребёнка. Через семь дней Майя умерла, так как родившая Будду не могла служить иным целям.

Назвали мальчика Сиддхарта, что означало “тот, кто добился цели”. Однако в жизни Будду звали Гаутама, в честь его знаменитого предка, учителя индуизма. Имя Будда, под которым он стал известен впоследствии, является фактически почётным прозвищем, означающим “пробуждённый” или “просвещённый”. Оно слилось с его именем так же, как и прозвище “Христос” с именем Иисуса.

Мальчика обучали искусствам, наукам и военному делу. Он жил в исключительной роскоши. В 16 лет женился на одной из красивейших девушек Индии по имени Яшодара, после смерти отца стал раджой, однако жизнь не приносила ему удовлетворения, поэтому Сиддхарта решил уйти и стать бездомным, чтобы решить основную проблему индийской религии – найти путь избавления от страданий.

Сначала он занялся йогой, но пришел к выводу, что это не истинный путь. Затем Гаутама шесть лет занимался жестоким самоистязанием, но только подорвал своё здоровье. Отчаявшись найти выход, он перешёл к медитации.

Погружённый в размышления под фиговым деревом, которое называлось “деревом просветления”, он в конечном итоге достиг высшего знания и стал Буддой. Просветление проходило в три этапа.

В первую ночь медитации перед ним прошли все его предыдущие жизни, во вторую – он сверхъестественным зрением увидел циклы рождения, смерти и перерождения и познал управляющий ими закон, а в последнюю ночь ему открылись четыре священные истины.

Теперь, когда он стал просветлённым и полностью свободным, он мог погрузиться в нирвану, но ему явился бог Брахма и попросил передать знания людям.

Вскоре Будда собрал группу последователей, привлечённых его безмятежным спокойствием, непререкаемым авторитетом и содержанием его учения. В общину принимались все, невзирая на принадлежность к кастам, и браминов, и купцов, и неприкасаемых.

Когда число монахов достигло 60, Гаутама отправил их распространять новое учение по всему свету.

Сам Будда после просветления сорок четыре года путешествовал по Индии, собирая милостыню и проповедуя. Сезоны дождей он проводил с товарищами в городских парках, где в честь него строились общественные здания (вихары). В восемьдесят лет в городе Кушинагара он, плотно пообедав, искупался и умер от сердечного приступа.

Легенды красочно живописуют его погружение в нирвану и сообщают, что в момент сожжения его тела произошло страшное землетрясение.

После смерти Гаутамы возникла необходимость упорядочить его учение и собрать в связной форме, поэтому через несколько месяцев в Раджагрихе был собран Совет (сангити), решения которого пересмотрены через сто лет на втором буддийском Совете, но решающим явился третий Совет, собранный в 253 г . до н. э.

В течение девяти месяцев тысяча монахов занималась проверкой, обработкой и классификацией ушедших в прошлое традиций, но на этой стадии материал находился ещё в устной форме и лишь в 1 в. до н. э. на острове Цейлон были записаны первые буддийские тексты.

Источник: http://MirZnanii.com/a/133407/sravnitelnyy-analiz-induizma-i-buddizma

Йога и Буддизм: сходства и различия

Йога и Буддизм являются родственными традициями, которые эволюционировали в одной и той же духовной культуре древней Индии. Они пользуются одинаковыми терминами и следуют похожим принципам и практикам.

По этой причине не удивительно, что многие из нас, рожденных на Западе, особенно после первоначального знакомства, склонны относиться к учениям Йоги и Буддизма, как к практически идентичным. Нам даже иногда хочется комбинировать их учения или практики, так как кажется, что между ними нет реальной разницы.

 Различия, которые исторически всегда существовали между этими двумя системами, которые сохраняли их отдельно, как разные традиции, менее очевидны для нас на Западе, чем их сходства. Бывает что люди, изучающие одну из этих традиций, склонны видеть другую в качестве заимствующей у первой.

Те, кто изучает Буддизм, могут обнаружить так много сходств в Йоге, что заподозрят сильное буддистское влияние на Йогу. Те, кто изучает Йогу, могут обнаружить так много сходств с Буддизмом, что они увидят сильное йогическое влияние на Буддизм.

Шиваитско-буддистское учение существовало в Индонезии в средневековье, и о многих тантрических йогах того времени трудно утверждать, были ли они индуистами, или буддистами.

Индуисты начали считать Будду аватаром Вишну во время средневекового периода, и большинство индуистов все еще считают, что мы живем в эпоху Будда-аватара. Большинство индуистов принимают Будду как великого учителя, даже если они не принимают всех учений Буддизма.

Тем не менее, кроме сходств и связей, две традиции всегда имели довольно существенные различия. 

Йога и медитация

Сегодня Йога больше всего известна своей традицией асан (йогических поз), которые являются наиболее популярной, видимой и внешней формой этой системы. Буддизм известен как традиция медитации, с помощью более популярных форм буддистской медитации, таких как Дзен и Випассана.

Читайте также:  Практика шамбхави махамудра - развиваем концентрацию

Это очень странно, потому что Йога традиционно определяет себя как медитация, или как успокоение колебаний ума, а не как асана, которая преподается только как подготовка для медитации.

В Йога Сутрах, классическом тексте о Йоге, в котором есть две сотни Сутр, только три из них упоминают асану, в то время как значительное большинство касаются медитации, ее теории и результатов.

На Западе мы слышим, как люди говорят о «Йоге и Медитации», обозначая йогу как асану, или некую другую внешнюю практику, такую как пранаяма.

Если кто-то будет утверждать такое в Индии, то он услышит: «Йога и медитация, а их разве две?!» К сожалению, те, кто изучал Йогу на Западе, обучились только практике асан в этом учении, но не практике медитации.

Некоторые из них могут поэтому смотреть в сторону буддистских учений, таких как Дзен или Випассана, в поиске практик медитации, не осознавая того, что существуют йогические и ведантические формы медитации, которые традиционно являются не только частью системы йоги, но и основного способа ее преподавания!

Сопоставление йогических и буддистских учений

Йога и Буддизм являются традициями, разработанными для того, чтобы помочь нам переступить пределы кармы и перерождения и осознать истину осознанности. Они видят страдание и непостоянство присущими всему рождению, будь то животное, человек или Божество, стремятся облегчить его через развитие более высокой сознательности.

Оба подчеркивают необходимость растворить эго, чувство себя и своей собственности и вернуться к изначальной реальности, которая не ограничивается отдельным Я. Обе традиции акцентируют реализацию просветления, или внутреннего озарения через медитацию. Обе системы признают Дхарму, принцип истины и естественного закона, как базового закона вселенной, который мы все должны понять.

Такими Дхармами являются закон кармы и единство всех чувствующих существ. Буддизм определяет себя как Будда Дхарма или дхарма просвещенных, что видится как традиция, превосходящая время и место. Йога определяет себя как часть индуистской традиции, называемой Санатана Дхарма, вселенская или вечная дхарма, которая не привязана к какому-либо конкретному учителю, или традиции.

Обе традиции называли себя Арья Дхармой, или Дхармой благородных мужчин.

Основные отличия между этими двумя системами в их наиболее важных взглядах и в способе практики… Отдельно от философских различий, обе системы разделяют одинаковые базовые этические ценности, такие как ненасилие, честность, непривязанность и отсутствие воровства. Обеты, которые дают буддистские монахи и садху в традиции Йоги — одинаковые, равно как и обеты монахов-Джайнов.

Абсолют

Веданта определяет абсолют как метафизический принцип Бытия — Осознанности — Блаженства, или как Брахман, в котором есть безупречное спокойствие и освобождение.

Буддизм полностью признает Абсолют, который недуален и вне всех рождений и смерти. Но, тем не менее, Буддизм в целом не допускает каких-либо его определений и считает таковое бесполезным.

Его иногда называют Дхармакая или телом дхармы, но все же санскритские буддистские тексты никогда его не называют Брахман.

Я и не-я

Буддизм в целом отрицает Я (Атма или Пуруша), Йога-Веданты и подчеркивает не-Я (анатман). Он гласит, что нет никакого Я в чем-либо и, таким образом, Я — это только вымысел ума. Что бы мы ни показывали как Я, буддисты утверждают, что это только некое впечатление, мысль, или чувство, но не может быть нигде обнаружена однородная сущность, такая как Я.

Буддизм имел тенденцию к тому, чтобы смешивать Я/Самость Веданты с еще одной формой эго. Традиция Йога-Веданты придает особое значение Само-реализации, или реализации нашей истинной природы. Она утверждает, что Я/Самость не существует в чем-либо внешнем.

Если мы не можем обнаружить Я/Самость в чем-либо, то это не удивительно, потому что если бы мы нашли Я/Самость в чем-то, то это была бы не Самость, а вполне отдельная вещь. 

Ум и Я/Самость

Буддизм определяет реальность в терминах ума и часто ссылается на предельную истину как на Единый Ум, или подлинную природу ума. В Йоге, ум (манас) рассматривается как инструмент сознания, коим является Я/Самость.

В ней говорится о Едином Я/Самости и о многих умах, которые являются его средствами выражения и распространения. Поэтому, ум не является основным источником, а является лишь аспектом создания.

Если мы изучим термины ум и я/Самость в двух традициях, то становится ясным, что то, что Йога критикует как привязанность к уму и эго, весьма похоже на буддистский критицизм привязанности к Я/Самости, в то время как то, что Веданта называет Высшим Я, схоже с буддистской идей подлинной природы Ума и Единого Ума.

Я/Самость — нерожденная, несозданная реальность, схожая с тем, что Буддизм упоминает как трансцедентный аспект Ума. Пробужденный ум, который пребывает внутри сердца буддистов (Бодхичитта) напоминает Высшее Я (Параматман), который тоже пребывает внутри сердца. 

Бог или Создатель

Йогическая традиция основана на признании, уважении и преданности Богу, или создателю, хранителю и разрушителю вселенной. Одним из ее основных принципов является поклонение Господу (Ишвара-Пранидхана), что считается самым прямым методом само-реализации.

Некоторая степень теизма существует в разных учениях Йога-Веданты, хотя в адвайтических системах Ишвара проявление Я-Абсолюта, который выходит за рамки даже самого Создателя. Это, пожалуй, главная разница между Йогой и Буддизмом. Буддизм отвергает Бога (Ишвару), или всеобъемлющего господа и создателя.

Он не видит никакой необходимости в создателе и считает, что живущие существа являются посредством кармы сами по себе. Далай Лама недавно заметил, что Будда схож с Богом во всеведении, но не является создателем вселенной. 

Карма и перерождение

Обе системы видят карму, как главный причинный фактор, лежащий за перерождением в мире. Тем не менее, в Буддизме карма считается самосуществующим принципом. Буддизм утверждает, что мир существует благодаря безначальной карме живущих существ. В традиции Йоги, все же, карма не является самосуществующим принципом.

Мир создан Богом (Ишварой), творческим аспектом сознания. Карма, как всего лишь сила инерции и привязанности, не может объяснить творения мира, но только нашу привязанность к нему.

Карма рассматривается как сила, распределенная Богом, которая не может существовать сама по себе, подобно тому как кодекс законов не может существовать без судьи. Тем не менее, некоторые другие Ведические системы, такие как Пурва Мимамса, также придают больше значения карме, чем Богу.

Йога признает существование Дживы, или индивидуальной души, которая перерождается. Буддизм же отрицает существование такой души и говорит о том, что перерождение — это всего лишь продолжение потока кармы, а не реальной сущности.

Фигура Будды

Все Буддистские традиции берут свое начало от Будды и многие придают особое значение изучению жизни исторического Будды, Шакьямуни. Ведическая традиция, с другой стороны, признает множество учителей, и нет такого одного учителя, которому все должны следовать, или смотреть на него сквозь историю.

Нет такой единой исторической фигуры как Будда, которая доминирует, или за кем все должны следовать, почитать, или поклоняться. Индуизм принял Будду как великого учителя, но он включил его в свой поток множества учителей, гуру и аватаров. Термин Будда сам по себе привычен для ведических учений, так как это общий санскритский термин, означающий пребывание мудрым, пробужденным, или просвещенным.

Когда его упоминают в индуистской литературе, то его называют Бауддха Дхарма или Саугата Дхарма, так как нет ничего в термине Будда на санскрите, что могло бы относиться к отдельной персоне или религии. В то время как индуисты провозгласили Будду аватаром, в Буддизме Будда не может быть аватаром, так как в Буддизме нет такого Бога, выражением которого мог бы быть Будда.

Если Будда даже и считается аватаром в Буддизме, то только в силу своего просвещенного ума, но не как Создатель.

Нирвана

Обе системы рассматривают Нирвану как слияние с Абсолютом и как главную цель практики. Тем не менее, в Буддистской традиции, особенно в Тхераваде, Нирвана в целом описывается только негативно, как остановка. Ей не даются позитивные наименования.

В ведической традиции Нирвана описывается позитивным образом, как слияние с Брахманом, или Саччидананда, Бытие-Осознанность-Блаженство, реализация бесконечного и вечного Я, называемое Брахма Нирвана. И все же, обе эти системы согласны с тем, что эта истина превосходит рамки всех концепций. Веданта описывает Нирвану как свободу, или освобождение (Мокша).

Этот термин не встречается в Буддизме, который не принимает существование какой-либо души, которая могла бы быть освобождена.

Преданность и Сострадание

Йога с ее признанием Бога подчеркивает преданность и преклонение перед Богом (Ишвара-пранидхана), как один из главных духовных путей. Она содержит целый йогический метод, основанный на преданности – Бхакти Йогу, через который мы открываем наши сердца Богу и преклоняемся перед Божественной Энергией.

Так как Буддизм не признает Бога, то преданность Богу не является путем в Буддизме. Вот почему мы не находим ни одной значимой традиции великих преданных, или певцов божественной любви в Буддизме, таких как Чайтанья, Рамакришна, Тулсидас или Мирабай в индуистской традиции. Буддизм не признает преданности Будде, или веру в разум Будды.

Впрочем, преданность великим учителям, или функции просвещенного ума не затрагивает человеческое сердце с той же значимостью, как преданность Божественному Отцу и Матери всей Вселенной, создателю, хранителю и разрушителю всего, что в свою очередь подразумавает признание Бога.

Буддизм развил роль Бодхисаттвы, просвещенного, который остается после просветления для того, чтобы учить и направлять живущих существ. Согласно же Йоге, Бог и все мудрецы, что с ним слились, вечно присутствуют для того, чтобы помогать всем существам, и поэтому нет необходимости в таком специальном обете Бодхисаттвы.

Йога ценит сострадание как этический принцип и говорит, что мы не можем осознать наше истинное Я, до тех пор пока мы думаем, что мы отдельны от других созданий.

Боги и Богини / Будды и Бодхисаттвы

Будды и Бодхисаттвы, технически говоря, не являются божествами, или Богами и Богинями. Они не являются формами Божественного Отца и Матери и у них нет никакой роли в создании, поддержании и разрушенни вселенной. Они не являются родителями всех существ, а только лишь мудрыми советчиками и учителями.

Их часто описывают как великие существа, которые некогда жили и достигли просветления в каком-то моменте времени, и дали разнообразные обеты остаться в мире, чтобы помогать спасать живущих существ.

Например, пожалуй, самая великая буддистская Богиня, Тара, является такой Бодхисаттвой, просветленной личностью — не Божественной Матерью, как Дурга или Кали в Индуизме, а великим просвещенным мудрецом, которая продолжает существовать в мире для того, чтобы помогать живущим существам.

Она не является Богиней или формой Бога как вселенского создателя, но проявлением просвещенного ума и его силы сострадания. Есть также медитационные Будды (Дхьяни Будды), которые представляют архетипы просветления.

Несмотря на то, что Будды и Бодхитсаттвы не являются формами Бога, на них можно молиться для получения благодати и защиты. Например, Бодхисаттва Тара считалась спасителем бедствующих. Поклонение разным Бодхисаттвам называется Йогой Божеств в тибетской традиции.

Выбирая Путь

В большинстве случаев, гуру либо в Ведической, либо в Буддистской традиции требуют, чтобы их ученики придавали особое значение точности их учений. В этом отношении, они могут не принять то, что их последователи комбинируют учения и практики от разных гуру и от разных традиций, особенно те, что по-разному ориентированы.

Читайте также:  Шаманская болезнь - что это за состояние и как с ним справиться?

В эту эпоху эклектики, много людей совершают какие-то синтетические эксперименты, комбинируя разные духовные пути и учения согласно своим наклонностям и влияниям. Это может даже оказаться плодотворным в каих-то случаях, особенно, когда кто-то все еще ищет свой собственный путь.

Все же, часто люди теряются, или оказываются сбитыми с толку, пытаясь смешать вместе учения, которые они на самом деле не понимают. Прыганье назад и вперед между учителями и традициями может ограничить нас от какого-либо продвижения в какой-либо из них.

Искусственный синтез, который во многом является ментальным упражнением, не является заменителем глубокой практики, которая требует преданной концентрации. Цель не в том, чтобы комбинировать пути, а в том — чтобы достигнуть цели, что требует прибывания на истинном пути до конца.

В то время как может быть много путей к вершине горы, вряд ли кому удастся высоко забраться постоянно скрещивая и меняя пути. Прежде всего, пытаться объединять пути – это задача не для учеников. Это возможно для мастеров, великих носителей линии передачи в традициях, совершать таковое, если это необходимо.

Уважая все пути, следовать своему собственному

…Как утверждали ведические Риши: «То, что является единой Истиной, пророки преподают разными способами.» Это существует для того, чтобы помочь всем разнообразным типам и уровням душ.

Несмотря на то, что мы должны уважать все пути, нам просто необходимо следовать единому пути к цели.

Надо надеяться, что путь будет широких взглядов, но любой путь должен иметь определенные руководящие принципы и не каждый путь будет работать для каждого.

Выдержки из статьи Дэвида Фроули (Пандит Вамадева Шастри)

Перевод с английского Екатерины Дегтярь

Источник: http://www.wildyogi.info/

Источник: http://budsvetom.com/articles/yoga-i-buddizm-shodstva-i-razlichiya

Индуизм и буддизм — Чем отличается буддизма от индуизма? (и наоборот)… — 22 ответа



В разделе Религия, Вера на вопрос Чем отличается буддизма от индуизма? (и наоборот)… заданный автором Ѝлеонора Аквитанская лучший ответ это Прежде всего в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями.

Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в. современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга.

Люди рождаются в различных жизненных и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, – в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в “Махабхарате” и “Рамаяне”, великих эпических произведениях индуистской Индии.

Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше.Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает “импульсы”, которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей.

Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному.

В индуизме мы говорим об атмане, или “я”, перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти “я”, или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас – иллюзия, ибо в реальности все мы едины.

Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное “я”, или атман, переходящее из жизни в жизнь: “я” существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме “я” можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов.

Здесь неприемлема аналогия “я” со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей.

В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме – очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце.

Это видно на примере таких выражений, как “развитие доброго сердца”, “развитие мудрости для видения реальности” и т. д. Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр – особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

Ответ от Валера Химченко[гуру]
Индуизм история, Буддизм философия. Примерно так ))
Ответ от Алексей Васильев[гуру]
Ничем. Глупостью понимания.

Так же как и Библия от Корана не отличается ничем, кроме глупости понимания. А если все соединить вместе, получается невероятная картина.
Ответ от Zinaida[гуру]Буддисты – имперсоналисты, там НЕТ Бога.

Индуисты – персоналисты – высшая ступень,

это ЛЮБОВЬ и служение Богу.

Ответ от Ё ферзями быстрее – не меняй[гуру]Буддизм откололся от брахманизма и отверг Веды установив свой канон-Трипитаку.

Но обычные миряне-буддисты понимают Будда как Бога который пришел их спасти.

Ответ от Валера Химченко[гуру]
Индуизм история, Буддизм философия. Примерно так ))
Ответ от Алексей Васильев[гуру]
Ничем. Глупостью понимания. Так же как и Библия от Корана не отличается ничем, кроме глупости понимания. А если все соединить вместе, получается невероятная картина.
Ответ от Zinaida[гуру]Буддисты – имперсоналисты, там НЕТ Бога.

Индуисты – персоналисты – высшая ступень,

это ЛЮБОВЬ и служение Богу.

Ответ от Ё ферзями быстрее – не меняй[гуру]Буддизм откололся от брахманизма и отверг Веды установив свой канон-Трипитаку.

Но обычные миряне-буддисты понимают Будда как Бога который пришел их спасти.

Источник: http://22oa.ru/induizm-i-buddizm/

Три различия между буддизмом и индуизмом

Подробности: 21.02.2013 09:33

Каковы различия между индуизмом и буддизмом и что их объединяет? Буддизм является обучением опыту молчания. Как и в «Йога-сутре» Патанджали, он является словом о молчании.

С момента своего зарождения буддизм не был связан ни с одним определенным языком, хотя санскрит в Индии пользовался громадным почетом и уважением, и все доктрины в конце концов стали излагаться на этом языке.

Буддистские монахи в это время переводили слова Будды, а впоследствии и различные спекулятивные трактаты (например, по логике) на все языки.

Некоторые тексты, утерянные на санскрите, дошли до нас на тибетском или китайском языках. Философские дебаты нам показывают природу разногласий. Индуизму была свойственна тенденция рассматривать знание как первичное явление. Не будучи по своей природе «человеческим», оно существовало ранее самого познающего, которому давалось в откровениях.

Буддисты же, наоборот, полагали, что истина выражается словами, произносимыми людьми, но не содержится в словах и не составляет с ними единого целого, поскольку истина – это молчание. Учитель (дешика – «тот, который указывает») дает названия с помощью слов каким-то явлениям, и этот процесс не носит лингвистического характера.

Поэтому невозможно перевести слова Будды (который не использовал санскрит и не был брахманом) на другие языки, сохранив при этом их первоначальный смысл. В определенных границах слова могут служить средством общения, они называют явления или дают возможность воспринимать истину.

Буддистские логики, начиная с Диннаги (V век), считали, что приобретение знаний опытным путем (восприятие и т.д.) является зеркальным отражением реального мира и существует только ментально–в понятиях и рассуждениях. И слова, таким образом, являются «одеждой для ума», ментальными флуктуациями, приводящими к искажению действительности.

В индуизме же знание, выраженное на санскрите, всегда предшествовало познающему, ясно отдающему себе в этом отчет. Поэтому никакой перевод в принципе невозможен, потому что истина выражается только этим языком, который во всем с ней совпадает.

Истина познается постольку, поскольку имеется законный доступ к «Ведам» или к тому, что считается таковыми (тантры или агамы). Впрочем, «Веды» санхит никогда не были переведены на классический санскрит или на какое-либо народное наречение, в отличие от «Рамаяны», «Махабхараты», речей Будды или Джины.

Первый перевод в XIX веке ведических санхит на английский язык стал настоящим событием. Поскольку «Веды», во всей их совокупности, предназначались брахманам, а в соответствии с классической индийской традицией брахманы не имели права покидать Индию, присущая им чистота фактически сохраняла и «Веды», что в меньшей степени касается индуизма в Индии.

И наоборот, относительная нечистота кшатриев, вайшиев и т.д., предоставляла им большую свободу, давала возможность путешествовать, покидать родину и изъясняться на санскрите или на любом другом языке– тибетском, китайском, английском, – поскольку имеет значение только явление, выражаемое словами, а не сами слова.

Второе отличие. В противоположность индуизму, который распространился на определенной территории и не имел воинствующего характера (в рассматриваемую нами эпоху), буддизм никогда не замыкался в индийских границах и был воинствующим, то есть миссионерским течением, поскольку считалось, что «дар Закона (дхарма) выше любого другого дара».

Почетный долг заключался в совершении «дара Закона». Буддистские монахи (бхикшу), и даже самые знаменитые из них (такие как, например, Нагарджуна) исколесили всю Индию и посещали соседние страны.

Это миссионерское движение с его взлетами и падениями продолжается и в наши дни, хотя буддизм почти полностью исчез из Индии после X века, а его последний бастион, Бенгалия, пал в XIII столетии.

Третье отличие, тесно связанное с предыдущими, заключается в наличии структур, институтов, доктрин и ортодоксии, присущих буддизму. Разумеется, в буддизме никогда не имелось всеми признаваемой власти, установившей ортодоксию по примеру Римской церкви с ее папством, но буддисты неоднократно пытались это сделать.

Существовала «сангха» – община, состоялись четыре собора, на которых были предприняты попытки утвердить доктрину и ввести церковную дисциплину (первый собор состоялся в Раджагрихе, в Бихаре, а второй – на Цейлоне). Полагают, что сам Будда организовал общины нищенствующих монахов и монахинь. Жизнь в этих общинах подчинялась строгой дисциплине.

Монахи не имели никакой собственности, за исключением личных вещей (одежда, плошка для сбора подаяния – дневной порции пищи, веер и «систр» (музыкальный инструмент), и находились на обеспечении верующих. Они представляли собой настоящее духовенство и были предшественниками церковной организации, которых никогда не существовало в классическом индуизме.

Дожди; мешали их передвижению, поэтому возведение построек стало для них насущной необходимостью. Так появились монастырские здания, которые с самого начала включали в себя три части. Сначала в Индии, а потом и за ее пределами эти здания состояли из монашеских келий, зала для общих собраний и ступы, или ковчега.

Иногда, кроме общего зала, предназначенного для служителей культа, устраивали и зал для светских лиц. Таким образом, с момента своего возникновения буддизм вооружился структурной организацией и обустроил в определенном духе свои здания, где сосредотачивалась религиозная жизнь.

С возрастанием религиозного значения монастырей выросло и их экономическое могущество (в частности, финансовое). Все это придавало буддизму силу (чего всегда не хватало индуизму), хотя и делало его уязвимым, а потому и менее жизнеспособным.

Читайте также:  Животный мир тайланда - знакомство с удивительной фауной

Разрушения, причиненные мусульманскими нашествиями X и XII веков, нанесли последний удар по буддизму, уже клонившемуся в это время к закату. Но наличие и строгое исполнение доктрины, не подвергавшей сомнению структуру общества, привело к тому, что буддизм стали исповедовать за пределами Индии. Так в различных формах буддизм начал свое шествие по миру.

Как религиозное учение он распространился в Индии, на Цейлоне, по направлению к Ирану, на Тибете, в Китае, Японии, в Юго-Восточной Азии и т.д. В рамках интересующего нас периода буддизм проявился как один из аспектов индийской цивилизации и даже как аспект индуизма.

Буддизму иногда приходилось конкурировать с уже существующими религиями. Он мирно сосуществовал с религиями Китая, Японии, но иногда после периода расцвета его изгоняли (Индия, Иран, Афганистан).

Окончательно буддизм закрепился только на одной части Индокитайского полуострова – на Цейлоне, где его исповедовали в форме тхе-равады; на тибетских плато он стал именоваться религией хинаяны.

Экспансия буддизма обеспечила распространение некоторых аспектов индийской цивилизации и, в частности, санскрита.

К каноническим текстам буддизма, становление которых шло достаточно долго, относится «Трипи-така» – «Три корзины (закона)», которая существует во множестве вариантов в зависимости от сект древнего буддизма. Полное собрание «Трех корзин» древнего буддизма, названное «тхеравадой», состоит из «Сутра-питака», т.е.

«Сборника клятв», «Виная-питака» – «Сборника по дисциплине» и «Абхидхарма-питака» – «Сборника по основам доктрины» (составлены на пали). Все эти произведения в доктринальном плане не слишком отличаются от йоги: и там и здесь только монахам дано стать просветленными, светские лица могут лишь приблизиться к этому процессу.

В относительно недавних формах канонических текстов махаяны – «Большой колесницы» (или «Великого пути») –утверждается, что возможность спасения открыта для всех (словно в насмешку, адепты буддизма дали тхераваде название хинаяна, то есть «Малая колесница» или «Узкий путь»).

Различные школы махаяны по своим религиозным практикам приближаются к индуистской бхакти – религии «почтительной набожности». Существующая буддистская форма бхакти проиллюстрирована в «Бодхичарийаватара» – во «Введении к пути пробуждения» Сантидевы (начало VIII в.).

Что касается культа бодхисаттв («существ, которым обещано пробуждение»), он во многом напоминает культы множества богов индуизма, количество которых беспрерывно растет. В своих же тантрических формах индуизм и буддизм имеют так мало различий, что их можно считать практически слившимися.

Но не менее важное развитие шло и в противоположном направлении, когда религия слова стала также религией молчания. Когда индуизм привлек в брахманизм йогу, брахманы, властители слова, вступили на путь аскетизма и, удалившись от мирской жизни, стали, в свою очередь, проповедниками молчания. Специфический характер буддизма был навсегда утерян. Мы видим, что ценности буддизма завладели индуизмом, именно это и стало причиной его исчезновения из Индии.

Не будучи тесно связанным с санскритом, а также с определенной территорией и публикой, его исповедовавшей, буддизм отличался от начального индуизма тем, что для последнего истина всегда носила контекстуальный характер и имела разное значение в зависимости от исторических моментов или групп людей, которым она предназначалась, и, кроме того, была действительна только на территории Индии, но не за ее пределами. Как отмечалось рамакришнаиз-мом, универсальность публики, а не доктрины отличает буддизм от индуизма. При своем возникновении буддизм воплощал некоторую религиозную и интеллектуальную чувствительность, не связанную ритуалами, не направляемую брахманами и, таким образом, не имеющую отношения к «Ведам», вследствие чего доктрины утратили то значение, которое обычно придается им на Западе. Когда тантрический ритуализм, проникнув в индуизм и буддизм, вытеснил ведический ритуализм, почвы для существования в Индии у буддизма больше не осталось.

Источник: http://www.varsha.ru/15-indiya/religii-indii/42-ttri-razlichiya-mezhdu-buddizmom-i-induizmom.html

Что такое индуизм и чем он отличается от буддизма? – База ответов на любые вопросы

Индуизм – самая древняя из современных религий, ей примерно 5500 лет. По числу приверженцев – а их больше миллиарда – она уступает лишь христианству и исламу.

Правда, большинство индуистов живёт в Индии и соседнем Непале, остальные – в других регионах, где некогда поселились индусы.

Индуизм включает множество верований, традиций, направлений, мелких сект. Его основа – представление о том, что душа после смерти человека переселяется в оболочку другого живого существа.

Если человек жил праведно, то перевоплощение каждый раз идёт по восходящей, и так – пока душа не сольётся с богом. На этом её переселения прекращаются. Если совершать неблаговидные поступки, душа может перебраться в какую-нибудь травинку или таракана. Восхождение придётся начинать сначала.

В индуизме есть своя божественная триада – творец Вселенной Брахма, Шива и Вишну. Они способны представать в новых обликах (аватарах) и носят тысячи имён. Есть и множество божеств второстепенных, местных.

Какую роль играет в индуизме система каст?

Издавна население Индии чётко делилось на четыре сословия – касты. Высшей кастой были брахманы – жрецы и учёные. На общественной лестнице они стояли даже выше царей – те были ступенькой ниже, в касте воинов и правителей. На третьей ступеньке – торговцы, ниже – ремесленники, земледельцы, скотоводы.

В самом низу стояли неприкасаемые с их «нечистой» работой: кожевенники, гончары, уборщики, прачки. Внутри каждой касты складывалось множество подкаст общим числом свыше трёх тысяч. Каста человека наследственная и неизменна для его потомков.

Деление на касты покоится на базовых положениях индуизма – круговороте превращений и карме (действиях, влияющие на судьбу). Каждый смиренно принимает то место, которое заслужил предыдущей жизнью. И старается жить так, чтобы когда-нибудь его душа вселилась в человека более высокой касты.

Такая система делает общество стабильным, снимает конфликты.

Однако с ростом городов и изменением всего уклада жизни кастовая система пришла в упадок. В 1997 г. президентом страны избрали Рамана Нараянана, выходца из «неприкасаемых».

Такой системы нет, да и другой – тоже. Каждый храм существует сам по себе, никому не подчиняясь. Не бывает никаких всеиндийских съездов для выработки общих норм, утверждения текстов, ритуалов.

Служители разных храмов, религиозные учителя организационно не связаны друг с другом. Таким индуизм был с самых древних времён.

Какое место среди богов индуизма занимает Кришна?

Кришна – это воплощение Вишну, посланное в мир, чтоб облегчить людские страдания. По преданиям Кришна родился в царской семье; возмужав, убив демонов, навёл порядок при дворе, вызволил из плена тысячи девушек (и взял их в жёны), победил в великой битве.

В 1960-х годах культ Кришны вышел за пределы Индии, и ныне экзотически одетые группы кришнаитов – не редкость в Европе и Америке. «Общество сознания Кришны» стало первой легальной религиозной организацией СССР. Кришнаиты – вегетарианцы, не курят, не употребляют спиртного и наркотиков, верны в браке.

Основное их духовное занятие – совместное распевание сотни имён Кришны.

Чем индуизм отличается от буддизма?

В буддизме, в отличие от индуизма, есть основоположник – Будда («просветлённый»), причём это человек, а божественных существ не предусмотрено. В чём основные отличия в системе веры? Буддисты…

— отрицают существование бессмертной души;

— главной целью ставят высшую благодать (нирвану);

— этот идеал стараются достичь без крайностей (типа самобичевания), а умеренностью;

— верят, что действия человека (карма) жёстко не определяют его будущего;

— не признают касты, считают изначально равными всех людей.

Правда ли, что индуистом стать можно лишь родившись индусом?

Нет, неправда. Хотя она и растиражирована на просторах Интернета. Ни в каких священных индуистских книгах такого запрета нет. В давние времена в стране не было других религий, и всякий новорождённый автоматически становился индуистом.

Сейчас восточные верования стали популярны на Западе. Индуистские общины появились по всему миру. Ныне в большинство индуистских сект беспрепятственно принимают тех, кто признáет основные положения индуизма.

Кстати, многие гуру индуизма считают, что достичь высшего совершенства можно и оставаясь в другой религии, главное – верить по-настоящему.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-induizm-i-chem-on-otlichaetsya-ot-buddizma/

Христианство и буддизм – различия и сходства

Иисус и Будда в сравнении

Имя

Биография

Становление как учителя

Окружение и условия

Жизнь в качестве учителя

Цель жизни

Иисус и Будда сами о себе

Христианство и буддизм<\p>

Будда был человек, который искал спасение. Иисус – Человек, Который принес спасение.

Иисус и Будда – великие деятели истории

Человек живет в бедственном положении, он страдает от верховенства зла. Поэтому человечество нуждаются в спасении и стремиться к освобождению от этой всеобщей скорби. Свобода духа и ума открывает перспективы к удовлетаорённой жизни.

Понимание внутреннего механизма страдания и зла позволило бы увидеть путь к освобождению.
Это сподвигало, по-видимому во все времена, великих учителей человечества показать заблудшим путь к освобождению.

Иисус из Назарета и Будда принадлежат в этом смысле, к великим деятелям истории и религии.

Иисус – Учитель. Учение Будды не даёт ответов

Иисус прожил на Земле всего 33 лет года , и только последние три года он был активен в качестве Учителя. Но за этот небольшой период времени Он изменил нравственную идею всего человечества.

<\p>

Рождение Иисуса было настолько экстраординарное событие для этого мира, что мы сейчас делим летоисчисление всего человечества на до и после Рождества Христова, до нашей эра и после нашей эры.

Мы работаем в течение недели и останавливаемся по воскресеньям – в дент, который получил название во многих языках мира по тому событию, которое произошло 2000 лет назад. В воскресенье мир, фактически, празднует Воскресение Иисуса Христа.

Учения же Будды абсолютно ничего не выводит как результат для освобождении человеческой природы от страданий. Хотя именно такой возможности Будда посвятил всё своё жизненное существование.

Можно сказать, что Будда не нашёл ответ на свои вопросы и, следовательно, не смог дать ответы своим приверженцам, тем более, всему человечеству. Ответ просто ещё не был в этом мире. Он пришёл с пришествием Христа и со Христом.

Спасение пришло с воскресением Иисуса Христа.

Будда искал спасение. Иисус принёс спасение

Но Будда стал положительным символом поиска человечеством своего спасения от зла и страданий. Если бы Будда родился после Христа, он стал бы – очень вероятно – христианином.

Потому что из все учений мира лишь учение Христа в теории и на практике подарило человеку надежду. Во Христе обретается целостность жизни.

“Для меня жизнь – Христос и мерть – приобретение”, – сделал вывод Апостол Павел (Фил 1, 21).

Рассмотрение фигуры Будды вызывает очевидную симпатию к этому человеку, который всю свою жизнь искал истину. Более пристальный взгляд на историю Иисуса вызывает поклонение: поклонение людей перед своим Спасителем.

Он принес нам истину. Он Сам есть Истина.<\p>

Перед смертью Будда высказал своё последнее желание. Он просил своих учеников не делать из его слов учения, а из него самого бога. Но.

Преемник Buddah не сохранили последние слова его последней воле.

Будда был человек, который искал спасение. Иисус – Человек, Который принес спасение.

Источник: http://bible8.eu/Jesus-Buddha-comparison.php

Ссылка на основную публикацию