Ашока Великий: от жестокого царя до милосердного буддиста

Царь Ашока считается одним из величайших правителей Индии. Он был третьим царём империи Мауриев. Его военные успехи уступают достижениям его деда в этой области, но Ашока в первую очередь вошёл в историю как правитель-буддист. Его вклад в поддержание буддизма и морали сделал его выдающейся фигурой в индийской истории.

Обширная империя

Империя Мауриев ― крупнейшее в истории царство на индийском континенте. Во время расцвета империя Мауриев занимала не только территорию современной Индии, но и Бутан, Непал, Бангладеш, Пакистан, Афганистан и часть Ирана. Большая часть этих земель была завоёвана во время правления Чандрагупты Маурья, первого правителя династии и деда Ашоки.

Статуя Чандрагупты Маурья, первого правителя династии и деда Ашоки. Public Domain

Борьба за трон

Ашока родился в 304 г. до н.э. у императора Биндусары и Субхадранги. Его мать имела достаточно низкий статус среди других жён императора. Кроме младшего брата у Ашоки было несколько сводных братьев. По одной из легенд, в борьбе за трон Ашока убил 99 братьев. Он пощадил лишь младшего брата Виташоку.

Ещё в раннем возрасте Ашока продемонстрировал потенциал военачальника и руководителя. Шансы Ашоки унаследовать трон были низкими из-за старших братьев. Но из-за способностей Ашоки при дворе начали считать, что Биндусара оставит трон ему, и братья почувствовали себя неуверенно. Особенно Сусима, старший сын Биндусары, которому было что терять.

Сусима решил устранить младшего брата. Он убедил отца отправить Ашоку в Таксилу (территория современного Пакистана) для подавления восстания. План Сусимы провалился, потому что Ашоку встретили там с распростёртыми объятиями, и бунты затихли без кровопролития.

Сусима продолжал настраивать отца против Ашоки, которого в итоге на два года отправили в ссылку. Но восстание в Удджайне вынудило Биндусару вернуть Ашоку. Ашока подавил восстание, но был ранен. Лечился он у буддийских монахов. По мнению исследователей, там Ашока познакомился с учением Будды.

В следующем году (275 г. до н.э.) Биндусара заболел и умер. Между Ашокой и его братьями началась борьба за трон. Ашока победил и стал третьим правителем империи Мауриев.

Индийский рельеф, в центре предположительно изображён Ашока. Амаравати, район Гунтур, Индия. CC By SA 3.0

Жестокое начало правления

Считается, что в первые несколько лет правления Ашока был жестоким царём.

По легенде, он решил проверить министров на преданность и приказал им срубить все фруктовые деревья и цветы, и оставить только деревья с шипами. Министры были озадачены таким приказом и переспросили.

После того как они попросили повторить приказ три раза, Ашока впал в ярость, «достал меч и срубил головы 500 министрам».

По другой легенде, Ашока построил камеру пыток, которую называли «ад Ашоки». Здание было красивым снаружи, но страшным внутри. Его построили по просьбе Гирики, палача Ашоки, который вдохновился пятью пытками ада.

Две легенды о преображении Ашоки

По первой легенде, жертвой Гирики стал буддийский монах по имени Самудра. Гирика пытал его, но не смог причинить вреда Самудре.
Новость о чуде достигла императора. Ашока встретился с Самудрой.

Монах сурово отчитал его и приказал построить 84 000 ступ в соответствии с пророчеством Будды, чтобы обеспечить безопасность всех существ.

Ашока раскаялся, разрушил камеру пыток, казнил палача и исполнил требования Самудры.

Вторая легенда более известна и связана с завоеванием Калинги. Победив противников, Ашока вошёл в столицу Калинги, чтобы оценить разрушения. Количество трупов потрясло императора. Он решил отказаться от насилия и принял буддизм.

Послы Ашоки заключают мир. Иллюстрация из «Истории наций» Хатчинсона. После завоевания Калинги Ашока раскаялся и стал верующим буддистом. Public Domain

Ашока принимает буддизм и распространяет учение

После принятия буддизма император начал пропагандировать буддийскую религию в своей империи и за её пределами. Это видно из его указов, которые вырезали на скалах и столбах, чтобы все могли прочесть. Эти приказы касаются различных областей жизни и приняты под влиянием буддийского учения. Например, один из указов связан с охраной животных.

«Раньше на кухне царя Пиядаси каждый день убивали сотни животных для приготовления карри. Но теперь, после принятия этого указа, разрешено убивать только трёх животных: двух павлинов и оленя, оленя ― не каждый день. В некоторые дни не убивают даже этих трёх животных».

В Британском музее размещён фрагмент одного из столбов Ашоки, на котором написано о милосердии правителя.

«Я думаю над тем, как принести счастье всем людям, не только своим родственникам или жителям столицы, но и тем, кто живёт далеко от меня. Я отношусь с одинаковым уважением ко всем. Я одинаково отношусь ко всем сословиям. Я почтил представителей всех религиозных учений приношениями. Считаю своей обязанностью наносить личные визиты людям».

Камень с одним из указов Ашоки, Гуджарат, Индия. CC by SA 3.

Упадок империи и религии

Благодаря покровительству Ашоки статус буддизма повысился, но ненадолго. Ашока умер в 232 г. до н.э., а империя Мауриев пала 50 лет спустя. Буддизм исчез в Индии. Тем не менее благодаря Ашоке буддизм стал одной из мировых религий и по-прежнему популярен в соседних с Индией странах.

Источник: ancient-origins<\p>

Источник: https://www.epochtimes.ru/ashoka-velikij-ot-zhestokogo-tsarya-do-miloserdnogo-buddista-99007638/

Буддизм при царе Ашока

Буддизм при царе Ашока

«До сих пор высится в Бодха Гайя колонна и ступа, воздвигнутые царем Ашокой у смоковницы Будды. Они сохраняют непреходящую художественную ценность. Ибо Ашока построил их … для того, что бы возвеличить божественного Будду, указавшего путь человечеству к избавлению от страданий». Рабиндранат Тагор

В V век в долине Ганга на территории древней Индии рождалась новая цивилизация. Возникали новые государства и города. С ростом городов росли царства и республики. Так, в учебнике грамматики индийского ученого V или IV века до н.э. Панини, одного из создателей санскрита, упоминается более 30 государств.

Развитие новых государств привело к долгим годам междоусобиц и войн за новые территории и расширение границ. Однако не только политические события оказывали влияние на жителей новых государств. Их духовный мир так же претерпевал огромные перемены. Среди этих людей буддизм нашел преданных приверженцев.

Первые монахи основывали монастыри и возводили ступа вблизи или в самих городах, где численность населения была достаточно велика для того, чтобы собирать милостыню и пожертвования.

Рядом с восточными воротами в Каушамбри, раскопки обнаружили руины большого монастыря – ограду квадратной формы вокруг внутреннего двора с верандой и с кельями для монахов. Этот монастырь, по преданию, построил для Будды его ученик банкир по имени Гхошита.

Людям, подобным Гхошите, древняя ведическая религия со всеми ее ритуалами, жертвоприношениями дорогих животных, руководством и управлением привилегированными с брахманами казалась архаичной.

Они начинали думать, что жесткая кастовая система плохо подходит для повседневной жизни больших городов, когда даже члены самой низшей касты, шудры, могут скопить такое состояние, которое позволит им нанимать слуг среди представителей социально превосходящего класса. Жители городов принимают новую веру, более соответствующую их жизни и амбициям. Первые ступа – скромные кирпичные или земляные курганы, возведенные в честь Будды, очень отличаются от более поздних величественных монументов, таких как ступа в Санчи.

Большая ступа в Санчи

Недалеко от границы с Непалом, по предположениям археологов, находился город Капилавасити, где прошло детство Сиддхарты Гаутамы. Когда юный принц здесь жил, городу было уже несколько столетий.

Именно здесь, в окрестностях монастыря Капилавасту, Сиддхарта стал свидетелем четырех видов глубокого человеческого страдания, что заставило его оставить мирскую жизнь и пустится в путешествие в поисках Просветления.

Сиддхартха родился в царской семье примерно в 563 году до н.э. в деревушке Лумбини всего в 16 километрах от Капилавасту у подножия Непальских гор.

Оставив жену и сына, существование полное роскоши и безмятежности, шесть лет он бродил в состоянии полного самоотречения по долине Ганга в сопровождении всего нескольких друзей. Наконец он направился в государство Магадха.

Там Сиддхарта, сидя под деревом Бодхи, медитировал в течение семи недель, сражаясь с демонами. Место его медитации впоследствии было названо Бодх-Гайи.

Храм Махабодхи. построен на месте, где по преданию Будда достиг просветления

К нему, наконец, пришло Просветление. Нирвана. Из Бодх-Гайи он пошел в деревню Сарнатх, где первый раз обратился с проповедью к своим друзьям. Вся человеческая жизнь состоит из страданий и несчастий. И покинуть этот мир можно, только достигнув нирваны (просветления), учил он последователей.

Путь к нирване лежит через Восьмеричный Благородный Путь, путь соблюдения законов праведности: (правильных воззрений, речи, устремлений, действия, образа жизни, усилия, внимания, сосредоточения), который он назвал срединным путем, избавляющим от крайностей поведения. Буддизм был не единственной религией, появившейся в Индии около V века до н.э.

, призванной определить правила поведения и мышления в духовной и мирской сферах тогдашнего общества. Учение адживиков также приобрело много последователей. Приверженцы учения джайнов, основанного монахом Вархаманом, позднее названным Махавирой («Великий герой»), проповедовали крайний аскетизм.

Они получили прозвище «одетые небом» за свою наготу. Кроме того, последователи джайнизма носили маски, закрывающие рот, чтобы не нанести вред мельчайшим созданиям таким, как насекомые. Философия буддизма имела глубокие корни в уже установившихся традициях и обычаях. Две религии, буддизм и ведизм, мирно существовали рядом в течение веков.

Буддизм позаимствовал для своих целей несколько ведических обрядов и божеств. А так же элементы еще более древних ритуалов народной религии.

Одним из правителей Индии покровительствовавший буддизму, был император Ашока — представитель династии Маурьев, правивших на большей территории Индии почти 150 лет, начиная примерно с 325 года до н.э.

В гималайских буддистских книгах Ашока был назван как один из первых покровителей и последователей учения Будды. Ашока был упасака — мужчина, последователь учения Будды, участвующий в дане, кормлении монахов (бхикшу) подаянием пищи (пиндапата) и исполняющий пять священных заповедей.Позднее он получил имя Ашоки Брахми.

Известно около 150 надписей Ашоки на каменных колоннах и камнях, очерчивающих границы его владений, простиравшихся с севера на юг Индии вплоть до Декана. Слова Ашоки были доступны людям в наиболее важных стратегических местах, сильно отдалённых от столицы Ашоки, городе Паталипутра на реке Ганг.

Эти слова создавали иллюзию присутствия и участия великого правителя в жизни его подданных. Ашока взошел на трон индийского государя около 269 года до н.э. В наследство ему досталась огромная империя, созданная Чандрагуптой Маурья. Через 8 лет после вступления на престол, Ашока принял буддизм.

По-видимому, к этому его побудило раскаяние и сожаление о множестве жизней, погубленных в его завоевательных военных кампаниях. Эдикты призывали следовать дхарме или нравственному закону, базирующемуся на принципах буддизма, таких как неприменение насилия по отношению ко всем живым существам, религиозная терпимость и поддержка нищенствующих монахов.

Ашока распространил действие дхармы за рамки религии в область общественных отношений. Эдикты-надписи на колоннах — рассказывают, что Ашока основал больницы для людей и животных, способствовал выращиванию лекарственных растений, прокладывал дороги с колодцами в тени деревьев для удобства путешественников.

Царь покровительствовал буддийским монахам, хотя он стремился сохранять хорошие отношения с последователями всех религий своего огромного государства, которое оставалось в то время в основном не буддийским.

Читайте также:  Хадаки – значение их в буддизме разных стран и республик

По легендам Ашока построил 84 тысячи ступа, увековечивших события жизни Будды и хранящие его реликвии.

Ашока собирал и проводил Большой Совет для разъяснения принципов буддизма, продолжая 200-летнюю традицию устной проповеди, а так же посылал монахов для распространения буддизма по всему Индостану и на остров Цейлон.

Миссионеры Ашоки будут проповедовать буддистскую веру, и способствовать ее распространению по всей Южной Азии, добиваясь больших успехов на своем пути.

Будущее империи Ашоки оказалось не столь благополучным. После его смерти около 323 года до н.э., династия Маурьев правила всего лишь несколько десятилетий. В 185 году до н.э. последний из Чандрагуптов Маурьев был казнен. Империя развалилась на отдельные государства. Снова Северная Индия превратилась в мозаику независимых государств, придерживающихся индуистских верований.

Кандагарский эдикт Ашоки

Двуязычная надпись (на греческом и арамейском ) Ашоки, обнаружена в Кандагаре ( Национальный музей Афганистана).

Ашока Чакра Ашока Чакра возникшая при Ашоке-колесо Дхармачакры (Колесо Дхармы).

Картина Абанингранада Тагора (1871-1951) изображает супругу Ашоки, стоящую перед оградой буддийского памятника в Санчи ( Мадхья — Прадеш ). Небольшое приложение к статье. Выдержка из работы Алексея Федоровича Ольденбурга «Введение в историю индийского искусство.»1934 год.

Алексей Федорович Ольденбург 1963-1934 )- выдающийся русский советский индолог. По-видимому, в первой четверти III в. до н. э. на индийский престол вступил государь, который во всякой стране считался бы великим, а в Индии почти не имел себе равных,- это был Ашока, внук Чандра Гупты I.

Но раньше, чем говорить о нем, позвольте мне в нескольких словах сказать вам, как были истолкованы те надписи, которые обессмертили имя Ашока и сделали его известным в самых широких кругах. Они были впервые прочитаны англичанином Принсепом при помощи легенд на монетах и гипотезы, что ряд мелких надписей — дарственные со словом dāna — «дар» в конце.

Но первое время даже после прочтения надписей не знали, кому они принадлежат, ибо Ашока в отличие от других индийских царей, обильно дающих в надписях титулы и имена свои и предков своих, называет себя просто Приядарши, Приявади — «Любезный на вид, благожелательный».

Только сопоставление ряда данных в надписях с данными некоторых цейлонских хроник объяснило, кто этот «благожелательный» царь. Чтобы лучше всего объяснить вам Ашоку, прочту перевод некоторых его указов-надписей.

«Так говорит царь Пиядаси, любимый богами. Цари, которые правили в старину, делали процветание веры среди народов; но вера не сделала среди народов тех успехов, какие желали цари. И вот что поэтому говорит царь Пиядаси, любимый богами.

Я рассудил, что в старину цари желали процветания веры среди народов, но вера не сделала среди них тех успехов, каких желали цари, и я спросил себя: каким путем побудить народ вступить на истинный путь? Как сделать так, чтобы добиться для народов успехов в вере, какие я желаю? Как заставить его подвинуться в этом? Вот что говорит царь Пиядаси, любимый богами.

Я решил, что издам указы о вере, что я распространю учение веры, и народ, слыша эти слова, вступит на истинный путь, сделает успехи в добре и быстро преуспеет в вере. Вот почему я издал эти увещания в вере и дал обильные наставления относительно нее… Применение веры к жизни распространится, а она состоит из милосердия, милостыни, правдивости, чистоты, мягкости, доброты.

Так говорит царь Пиядаси, любимый богами. Люди следуют тем добрым делам, которые я делаю, они следуют этому примеру. Так развились и еще разовьются повиновение родителям, повиновение духовным учителям, внимание к брахманам и шраманам (нищим монахам-буддистам), бедным и рабам, и слугам. Так говорит царь Пиядаси, любимый богами.

Успехи веры среди людей происходят двумя путями: исполнением ограничительных предписаний и личным рвением. Но запреты закона значат мало, главное — это личное рвение. Под запретами закона я понимаю правила, которые я возгласил, как, например: запрещается убивать таких-то и таких-то зверей и еще многое.

Но гораздо больше процветает вера среди людей от рвения, уважением к жизни, заботою о том, чтобы не убивать ни одно существо. С этой целью я поставил эти надписи, чтобы перешли они к моим потомкам, дабы существовали они, пока существуют солнце и луна, и дабы люди следовали моим предписаниям. Ибо, держась их, достигаешь счастья в этом мире и в следующем».

Источник: https://turisheva.ru/2012/11/12/buddizm-pri-tsare-ashoka/

Ашока Великий

Ашока был внуком Чандрагупты и сыном Биндусары. Мать Ашоки была Субхадранги, дочерью бедного брамина по имени Чампаканагар. По легенде, отец отдал её в гарем потому, что получил предсказание, что сын его дочери станет великим правителем. Статус Ашоки в гареме был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери.

https://www.youtube.com/watch?v=h6v4KiB0Hxc

В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.

Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Приход ко власти

Прибыв в Удджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходный правитель. Он женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.

Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Удджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.

О дальнейших событиях источники приводят противоречивую информацию. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит при попытке захватить город.

Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.

Как говорят легенды, Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих сведений. В надписях на камне, сделанных по его распоряжению, братья Ашоки упоминаются с любовью.

В пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.

Калинга

Через восемь лет после восшествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса).

В своём эдикте Ашока сообщает, что во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.

Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвящённом завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев.

Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоёванной области.

Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страданий».

Традиция считает, что, увидев множество трупов, причинённые страдания и разрушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры.

Внутренняя политика

Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов.

Было налажено производство и экспорт медицинского сырья с целью употребления не только для медицинских нужд, но и в ветеринарии, а также создана сеть соответствующих медицинских учреждений.

Развлечениям прежних правителей Ашока предпочитал паломничества, раздачу подарков и встречи с простыми людьми.

По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения. Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог.

Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных.

Ашока даже создал нечто подобное институту правозащитников. Для этого он расширил состав верховных государственных чиновников (махаматр), добавив к ним «махаматр дхармы». Их обязанностями были наставления в практике дхармы, а также забота о поддержании справедливости во всех уголках империи. В том числе и инспекция тюрем:

Расширение границ империи Мауриев

Империя Мауриев включала огромную территорию. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям.

Судя по надписям Ашоки, а также «Артхашастре», к этому периоду уже сложилось представление о значительном по территории государстве во главе с «правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от южного океана до вершин Гималаев» Авторами политических трактатов уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его взаимоотношениях с близкими и далёкими соседями.

Для определения границ империи Мауриев при Ашоке основными материалами служат эдикты императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде Чандрагупты. Определённую ценность представляют данные китайских путешественников, особенно в том случае, если они подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами.

Читайте также:  Где находится катманду и в чем уникальность этого места?

В эдиктах Ашоки несколько раз упоминаются йоны и камбоджийцы как народы, живущие на западе страны. Под йонами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии.

Для греческого населения и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом языке.

Некоторые исследователи полагают, что йоны периода Ашоки были потомками тех греческих поселенцев, которые здесь обосновались ещё при Александре Македонском.

Эдикт Ашоки был обнаружен и в Лампаке (около современного Джелалабада), что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев (раньше об этом известно было лишь из античных источников, рассказывающих о результатах перемирия между Чандрагуптой и Селевком).

Исходя из свидетельств поздней кашмирской хроники «Раджатарангини» и дневников китайских пилигримов, можно полагать, что в империю Ашоки входила и часть Кашмира.

Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира — Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые области Непала.

Данные эпиграфики и письменных источников позволяют включать в империю территорию современной Бенгалии.

Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Условно она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг. На юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра, которые упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство.

Однако Маурии поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы, туда посылались проповедники. Дипломатические связи поддерживались со многими странами, в том числе с эллинистическими государствами Запада, с Цейлоном, некоторыми областями Центральной Азии и т. д.

В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорит:

Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкидский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были посланы: маурийские послы (дута), целью которых было распространение буддизма.

Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендрой для распространения буддизма.

Царь Цейлона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил своё посольство в Паталипутру.

Принятие буддизма

С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Мауриев, буддизм как небольшая секта бродячих монахов к III веку до н. э стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества. В это время существовала организованная буддийская община — сангха, были оформлены основные канонические сочинения.

Судя по различным источникам, Ашока не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался с учёными различных школ — ортодоксальных и так называемых еретических направлений.

Затем Ашока посетил буддийскую общину, выяснил основы учения Будды и стал упасака, то есть светским последователем буддизма. В эдиктах он сам рассказывает об эволюции своих взглядов.

В первое время император не уделял особого внимания буддийской общине, но затем, после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице, стал активно поддерживать буддистов и помогать общине.

Особенно интерес к буддийскому учению, к его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда специальное значение приобрела политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы), хотя последователем буддизма Ашока стал ещё до начала войны.

Будучи буддистом. Ашока в течение всего царствования оставался мирянином и не выпускал из своих рук бразды правления. Мнение некоторых учёных о том, что Ашока будто бы был царём-монахом, ушедшим в конце царствования в буддийский монастырь, противоречит имеющимся материалам источников. Столь же неправильна и точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией.

Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования.

В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путём насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов и пользовались значительным влиянием в народе.

Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам.

Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм.

Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжёлым для царя и его власти последствиям.

В конце царствования Ашока входит в очень тесный контакт с буддийской общиной и, по некоторым сведениям, отступив от своих прежних принципов, начинает даже гонения против адживиков и джайнов.

Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период резко осложнились. Определённые трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. В связи с этим император внимательно следил за целостностью буддийской общины.

Он издаёт специальный указ о борьбе против раскольников — монахов и монахинь, которые подрывали единство сангхи. По указу их следовало изгнать из общины.

Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвящённых преимущественно дисциплинарным вопросам.

Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор.

Ашока был первым царём Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению. Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам.

Поэтому в надписях не упоминается о нирване, четырёх благородных истинах, восьмеричном пути и других специальных понятиях.

Главное — это практическая направленность надписей, которые сам император называл «эдиктами о дхарме».

Последние годы правления Ашоки и наследники

Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати, Сампрати) стал наследником престола.

Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади.

Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.

По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания. Одно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель.

В заговоре против царя, как повествуют источники, принимала участие и царица Тишьяракшита, тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы.

Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко не случайны.

Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.

Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле.

Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки.

Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чём свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.

В дальнейшем империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 до н. э. вследствие заговора.

Источник: http://people-archive.ru/character/ashoka-velikiy

Ашока Великий

Ашока был внуком Чандрагупты и сыном Биндусары. Мать Ашоки была Субхадранги, дочью бедного брамина по имени Чампаканагар. Статус его в гареме был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери.

https://www.youtube.com/watch?v=h6v4KiB0Hxc

В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.

Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Приход ко власти

Прибыв в Уджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходного правителя. Он женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.

Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.

Что произошло после этого, никто не знает, так как различные источники говорят по разному. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит, при попытке захватить город.

Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.

Как говорят легенды — Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих легенд. Ашока, в своих наскальных надписях, с любовью говорил о своих братьях

Читайте также:  Буддийские музыкальные инструменты – как на них играют?

Пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.

Занятие Калинга

Через восемь лет после взошествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса).

В своём эдикте Ашока сообщает, чго во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.

Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвящённом завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев.

Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоёванной области.

Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании».

Традиция считает, что, увидив множество трупов, причинённые страдания и рарушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры.

Расширение границ империи Мауриев

Империя Мауриев включала огромною территорию. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям.

Cудя по надписям Ашоки, а также «Артхашастре», к этому периоду уже сложилось представление о значительном по территории государстве во главе с «правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от южного океана до вершин Гималаев» Авторами политических трактатов уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его взаимоотношениях с близкими и далёкими соседями.

Для определения границ империи Мауриев при Ашоке основными материалами служат эдикты императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде Чандрагупты. Определённую ценность представляют данные китайских путешественников, особенно в том случае, если они подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами.

В эдиктах Ашоки несколько раз упоминаются йоны и камбоджцы как народы, живущие на западе страны. Под ионами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии.

Для греческого населения и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом языке.

Некоторые исследователи полагают, что ионы периода Ашоки были потомками тех греческих поселенцев, которые здесь обосновались ещё при Александре Македонском.

Эдикт Ашоки был обнаружен и в Лампаке (около современного Джелалабада), что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев (раньше об этом известно было лишь из античных источников, рассказывающих о результатах перемирия между Чандрагуптой и Селевком).

Исходя из свидетельств поздней кашмирской хроники «Раджатарангини» и дневников китайских пилигримов, можно полагать, что в империю Ашоки входила и часть Кашмира.

Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира — Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые области Непала.

Данные эпиграфики и письменных источников позволяют включать в империю территорию современной Бенгалии.

Двуязычный эдикт царя Ашоки на греческом и арамейском изКандагара. Кабульский музей.Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Условно она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг.

На юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра, которые упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство. Однако Маурии поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы, туда посылались проповедники.

Дипломатические связи поддерживались со многими странами, в том числе с эллинистическими государствами Запада, с Цейлоном, некоторыми областями Центральной Азии и т. д.

В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорил “Люди из незавоеванных стран должны твёрдо усвоить, что царь для нас как отец. Как он себе сочувствует, так и нам, как дети ему дороги — так и мы.

Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкидский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр.

В различные страны были послать: маурийские послы (дута), которые рассказывали о могущественном и добродетельном царе Ашоке

Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендой для распространения буддизма.

Царь Цейлона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил своё посольство в Паталипутру.

Монета государства Мауриев с колесом дхармы и слоном, III век до н. э.

Принятие буддизма

С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Мауриев как небольшая секта бродячих монахов буддизм к III веку до н. э стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества. В это время существовала организованная буддийская община — сангха, были оформлены основные канонические сочинения.

Судя по различным источникам, Ашока не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался с учёными различных школ — ортодоксальных и так называемых еретических направлений.

Затем Ашока посетил буддийскую общину, выяснил основы учения Будды и стал упасакой, то есть светским последователем буддизма. В эдиктах он сам рассказывает об эволюции своих взглядов.

В первое время император не уделял особого внимания буддийской общине, но затем, после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице, стал активно поддерживать буддистов и помогать общине.

Особенно интерес к буддийскому учению, к его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда специальное значение приобрела политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы), хотя последователем буддизма Ашока стал ещё до начала войны.

Будучи буддистом. Ашока в течение всего царствования оставался мирянином и не выпускал из своих рук бразды правления. Мнение некоторых учёных о том, что Ашока будто бы был царём-монахом, ушедшим в конце царствования в буддийский монастырь, противоречит имеющимся материалам источников. Столь же неправильна и точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией.

Первая наскальная надпись Ашоки в ГирнареОказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования.

В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путём насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов я пользовались значительным влиянием в народе.

Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам.

Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм.

Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжёлым для царя и его власти последствиям.

В конце царствования Ашока входит в очень тесный контакт с буддийской общиной и, отступив от своих прежних принципов, начинает даже гонения против адживиков и джайнов.

Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период резко осложнились. Определённые трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. В связи с этим император внимательно следил за целостностью буддийской общины.

Он издаёт специальный указ о борьбе против раскольников — монахов и монахинь, которые подрывали единство сангхи. По указу их следовало изгнать из общины.

Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвящённых преимущественно дисциплинарным вопросам.

Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор.

Ашока был первым царём Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению. Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам. Поэтому в надписях не упоминается о нирване, четырёх благородных истинах, восьмиричном пути и т. д. Главное — это практическая направленность надписей, которые сам император называл «эдиктами о дхарме».

Последние годы правления Ашоки и наследники

Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати) стал наследником престола.

Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади.

Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.

По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания, в том числе одно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель.

В заговоре против царя, как повествуют источники, принимала участие и царица Тишьяракшита — тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы.

Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко пе случайны.

Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.

Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле.

Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки.

Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чем свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.

В дальнейшем империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 до н. э. вследствии заговора.

Источник: http://www.AyurTour.ru/articles/india/religiya/ashoka-velikiy/