Этика дацана

Даже для тех, кто часто бывает в буддистском храме, в новинку оказываются некоторые правила поведения, установленные для посещающих дацан мирян. Группам, которые приезжают в храм на экскурсию, ламы обычно рассказывают о том, как и что положено делать на территории дацана.

Чтобы вы смогли чувствовать себя достаточно свободно, приходя в любой буддистский храм, я расскажу об основных правилах поведения в дацане.

Храм (дацан) – место, предназначенное для различных форм буддистской практики. Здесь проходят ежедневные службы; кроме того, это еще и духовная школа для лам и прихожан.

Обычно до того, как войти в сам храм, совершают гороо (обход священного места). Гороо надо делать по ходу движения солнца, то есть слева направо. Обычно гороо делают нечетное количество раз (один-три-пять-семь, в отдельных случаях – по количеству прожитых лет плюс один). Во время обхода вращают молитвенные барабаны (хурдэ), внутри которых заложены свитки с мантрами.

На поверхности барабанов имеются надписи, которые сообщают, какие именно мантры находятся внутри. Считается, что человек, вращающий барабан, знакомится с содержанием хранящихся в нем мантр.

Вход в буддистсктй храм обращен на юг. Большой зал для совершения молебнов называется дуган.

Северная часть дугана, гонкан, считается самой священной; здесь расположен алтарь – священный трон, на котором стоит изваяние Будды (также там могут стоять изваяния основателя школы гелуг – ламы Цзонкавы и других божеств).

В дугане трон настоятеля находится ближе к алтарю справа, а вдоль стен храма, обычно между колонн, размещаются сидения для остальных лам. Посещать дацан могут все желающие, независимо от их национальности и вероисповедания. По обычным дням проходят утренние и дневные молебны (хуралы).

По буддийским праздникам существует особое расписание молебнов. Входить в алтарный зал можно во время любого молебна (хотя опоздание все же нежелательно). Правила посещения дацана не включают в себя каких-либо ритуалов для мирян. Есть общие рекомендации для всех приходящих:

– Нельзя находиться в молельном помещении в головных уборах,

– В дуган следует входить без обуви, в сменной обуви, либо надев бахилы.

– В дугане принято совершать движение по ходу солнца, стараясь не поворачиваться спиной к алтарю. Этот обход молельного зала также называется гороо.

– При желании можно присесть на пол в позе лотоса или полулотоса, обычно для мирян в дацане установлены скамейки.

Сидеть на них разрешается в течение всего молебна, если лама, следящий за порядком в дугане (гэсхы лама), не попросит встать во время совершения определенных обрядов.

Не разрешается закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря. Позы сидящих не должны быть вызывающими и не должны мешать другим посетителям.

– Во время молебнов нельзя громко разговаривать и обсуждать посторонние вопросы, разговаривать по мобильному телефону, следует либо выключить телефон, либо перевести его на беззвучный режим.

Также есть нормы поведения, принятые среди членов буддистских общин:

– При входе в дуган (алтарный зал) буддист трижды подносит сложенные ладони к определенным точкам, символизируя таким образом поклонение трем драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе (где Будда – святость, пробуждение, Дхарма – учение, Сангха – община, духовное сообщество).

– Во время молебна верующие могут совершать простирания (особый обряд поклонения Будде, когда человек простирается на полу или на специальной доске, выполняется по особым правилам и определенное количество раз).

– Слева от алтаря находится специальное место, где можно оставить в качестве пожертвования так называемую «белую пищу» (светлую пищу).

– Во время хуралов ламы произносят молитвы за благополучие или за перерождения в следующей жизни. Свои записки с именами тех, за кого бы вы хотели помолиться, можно оставлять в специальном ящичке с названием соответствующего хурала.

Обычно при этом верующие делают пожертвование, деньги кладут либо в стоящий рядом ящик для пожертвований, либо, как в некоторых дацанах в Бурятии, оплачивают в кассу, а чек прилагают к записке.

Установленной суммы для пожертвований не существует, каждый оставляет сумму, которая ему по средствам.

– После хурала можно подойти к ламам и попросить благословения (адис). Благословение лама дает прикосновением к голове прихожанина культовым предметом или священной книгой.

Получив адис, можно подойти к алтарю и совершить поклоны, затем подойти к сосуду с аршаном (освященная вода), налить немного воды в левую ладонь, сделать три маленьких глотка (очищая тем самым тело, речь и ум), омыть лицо и голову.

– Покидают дуган спиной к двери, лицом к алтарю.

Источник: https://www.svoboda.org/a/24291681.html

Правила посещения дацанов

Тибетское слово «дацан»

означает «монастырская школа»,

в которой монахи живут по законам винаи

(канон монашеской дисциплины)

и изучают различные разделы Учения.

Вера человека – это одна из самых тонких, деликатных материй, где проявление невежества и, пусть даже нечаянного, неуважения воспринимается очень болезненно. И хотя буддисты отличаются высокой толерантностью к иноверцам, не стоит при посещении дацанов вести себя как в обычном музее.

С любезного разрешения лам Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» мы приводим основные правила, которые следует соблюдать, заходя в дацан:

1) снимите головной убор – этого требуют простые правила вежливости;

2) в дугане (алтарном зале) совершайте движение по ходу солнца, то есть слева направо, стараясь не поворачиваться спиной к алтарю даже при выходе из дугана;

3) если вы хотите подольше посидеть в храме, подумать о высших истинах, морально-этических нормах и о своей жизни, то можете присесть на скамейку;

4) можно сделать подношение и пожертвование, заказать службу.

Заказывая службу, вписывая имена родных и близких и делая подношения, не ограничивайтесь родными и близкими, желайте благополучия всем живым существам. Ведь согласно тому, что существуют карма и реинкарнация (перерождение), все живые существа в прошлых жизнях были когда-то нашими матерями и были очень добры к нам. Через благопожелание всем живым существам мы приобретаем благоприятную карму.

Как нужно себя вести во время проведения служб (молебнов)?


Не опаздывайте к началу хурала (молебна). Опоздание может расцениваться как неуважение к священнослужителям.

Перед входом в дуган (алтарный зал), необходимо снять головной убор, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо) совершить поклоны и занять место для слушания хурала.

Сидеть во время хурала можно на скамейках, на ковре в позе лотоса или полулотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря. Очень важно, чтобы ваши сидячие позы не были вызывающими и не мешали окружающим.

Во время проведения хурала также рекомендуется совершать обход вокруг храма и простирания, подавляя свою гордость.

Ни в коем случае нельзя разговаривать по телефону, болтать друг с другом и решать какие-либо свои проблемы.

После хурала можно подойти к ламам (священнослужителям) и попросить благословения (адис). Благословение лама дает прикосновением к голове прихожанина культовым предметом или священной книгой.

Получив адис, можно подойти к алтарю и совершить поклоны.

Затем надо подойти к чайнику с аршаном (освященная вода), налить немножко в левую ладонь и сделать три маленьких глотка (очищаем тело, речь и ум), омыть свое лицо и голову.

http://dazan.spb.ru/

Фото предоставлены Виктором Рачковским

Источник: http://www.pearl-of-dragon.ru/ctrany-drakona-i-lotosa/religii/pravila-poseshcheniya-datsanov.php

Как себя вести в буддийском храме?

Буддизм стремится привести человека к его духовному пробуждению. И хотя со времен его возникновения прошло много веков, это учение не изменилось, буддийские монахи проводят такие же обряды, как их предки еще до нашей эры. Буддизм — это мировая религия. Она распространена по всему миру, буддийские храмы есть в Китае, Японии, Индии, Петербурге, Москве, Элисте и, конечно, в Тайланде.

Буддизм — это религиозно — философское учение о духовном пробуждении, возникшее в Индии в VI веке до нашей эры, и являющееся не только одним из самых древних в мире, но ещё и сохранившемся до наших дней без явных изменений. Учения и обряды буддийских монахов не меняются столетиями.

Подробнее: psihologiyaotnoshenij.com

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют правила поведения в дацане. Дацан — это буддийский монастырь-университет. Распространены дацаны в основном в Бурятии и Монголии. На данный момент в России существует около 30 таких храмов. Иволгинский дацан в Бурятии — это центр буддийской общины в России.

Простые миряне, не так давно принявшие прибежище в буддизме, как и все прочие посетители российских буддийских храмов, а также многочисленные туристы не всегда знают, как «сделать всё правильно» и не выглядеть профаном. Эта инструкция по поведению в буддийском храме (дугане), или монастыре (дацане), которую опубликовал в соцсети лама Олег Намжилов из Бурятии, вызвала множество благодарных откликов.

Существуют не тривиальные правила, которые следует иметь ввиду перед посещением буддийского храма, в какой бы стране вы не находились.Если вы идёте не просто на экскурсию, а хотите присутствовать на священном служении (что допускается в отдельных храмах), ни в коем случае нельзя опаздывать. Опоздание может расцениваться как неуважение к священнослужителям.

Подробнее: mmp-project.

Читайте также:  Корейские художники – история живописи с древности до наших дней

net

Планируем посещение храмов: что уместно из одежды?Правила этикета в храмах ТайландаБуддийский храм правила посещения10 правил поведения в буддийских храмахПравила поведения в буддийских храмах Тайланда: не курить, не целоваться и…Как вести себя в буддийском храме? Планируем посещение храмов: что уместно из одежды? Вьетнам – страна, гармонично сочетающая в себе множество культур и религий, основными религиями, которой считаются: буддизм, христианство, даосизм. Здесь множество храмов, пагод и большинство экскурсий состоят из посещения их.

Во время путешествия по Таиланду практически каждый турист посещает хотя бы один буддийский храм. Знание правил этикета в священном для буддистов месте может избавить от досадных инцидентов и поможет полностью погрузиться в тайскую культуру.

ОдеждаНесмотря на жаркий климат, в храмах Таиланда ценят скромность в одежде. Поэтому при желании посетить священные места стоит задуматься об этом ещё на родине.

Все правила здесь похожи на те, что приходится соблюдать в церквях или мечетях: необходимо прикрыть плечи, надеть длинную юбку и брюки (ни в коем случае не шорты).

Основная часть туристов из России очень далеки от буддизма. Между нашей страной и Таиландом существуют колоссальные различия как на религиозном, так и культурном уровне.

И не удивительно, что путешествуя по королевству, россияне, порой, сталкиваются с обескураживающими ситуациями.

В нашей статье мы решили разобрать ЧаВо (часто задаваемые вопросы) по буддизму, и помочь в понимании новой, необычной страны и людей, которые в ней живут.

ОтвечаетРедакция «Тонкостей туризма»Собираясь побывать в буддийском храме, нужно учесть и соблюдать существующие правила, которые для тайцев очень важны. Входить в храм можно в одежде, прикрывающей ноги и руки хотя бы наполовину. Никакие шорты и мини-юбки не допускаются, иногда и в футболках не пускают. Собираясь войти в храм необходимо снять обувь у дверей.

Тайцы — народ миролюбивый. Но это не значит, что в святых для каждого тайца местах — буддийских храмах — можно вести себя как попало. Для удобства понаехавших (то есть нас) во многих буддийских храмах в Тайланде установлены таблички, где рассказано, как себя вести. Итак, правила поведения в буддийских храмах: белое не надевать, обтягивающее не носить, и наконец…

В нашем мире существует множество религий: некоторые менее известны и имеют небольшое число последователей, а некоторые религии насчитываю миллионы верующих. Одним из крупнейших и древнейший духовных учений нашей планеты является буддизм.

Буддизм, распространенный в основном в Азии и Индии, особенно популярен в Тайланде. Тайланд считается страной буддизма, и не зря.  Вся  территория Тайланда усеяна множеством буддистских  храмов, привлекающих к себе несметное число туристов.

Подробнее: esoterworld.ru

В общем, если помнить мудрую и древнюю поговорку о своих уставах в чужом монастыре, то проблем у туриста не будет, почти, нигде. Другими словами: самое важное – провести небольшую подготовку к посещению храма.

Спросите у гида, у служителя отеля, у хозяина магазинчика – у любого местного жителя – чего ни в коем случае нельзя делать на ритуальной территории.

Ведь, вопреки распространенному заблуждению, наша главная задача НЕ удовлетворить собственное любопытство, а НЕ оскорбить чувства верующих!

Подробнее: www.asianculture.ruЕще по теме: Иволгинский дацан последние новости

Источник: http://www.chsvu.ru/kak-sebya-vesti-v-buddijskom-xrame/

Буддийские обряды и церемонии

В буддийских дацанах молебен называется хурал, что можно перевести как «собрание» Они читаются каждый день, в основном, на тибетском языке. Хуралы бывают малые и большие. Обычно в большинстве дацанов малые хуралы начинаются: утренний в 9.00 и дневной – 15.00 часов.

Продолжительность – 1-2 часа. При этом наиболее благоприятными для умножения добродетели считаются 8, 15 и 30 лунный день. Хуралы обладают большой силой воздействия на жизнь человека, на разрешение его проблем.

Когда ламы читают молитвы, то буддийские божества, которым посвящается молебен, незримо присутствуют в эти моменты в дацане. Внутреннее обращение человека к ним посредством молитвы, просьбы дает положительный эффект.

Во время хурала дацан наполняется мощной божественной энергетикой, очищая все вокруг и всех присутствующих. Люди разных национальностей и веры могут посещать хуралы. 

Как заказать хурал 

Обычно придя на хурал, нужно до его начала вписать имена близких, свое имя на специальной бумаге, которая лежит на кассе, затем указать сумму подношения. Сумма подношения может быть любой. Обычно, подносят 50, 100, 200 рублей. Бланк с именами и деньгами для подношения отдают в кассу.

Кассир передает их во время хурала ламам, которые читают вслух или про себя имена верующих. Либо их можно положить самому на стол, стоящий возле выхода. Об этом нужно спросить у кассира. Также можно вписать свои имена на хуралы в следующие дни заранее.

 На приеме у ламы также принято оставлять небольшое денежное подношение, которое обычно не дают в руки, а кладут на его стол. 

Как сделать подношение продуктами 

Часто люди, пришедшие на молебен, приносят собой конфеты, печенье, молоко (в основном, в упаковке), чай. Они ставят их в специально отведенном для подношений месте. Пакеты с продуктами и молоком нужно оставить открытыми. Затем обязательно произносят три молитвенных слога «ОМ А ХУНГ» троекратно, что делает подношение чистым. 

Даалга 

Часто к концу хурала лама может объявить обряд «Даалга» – обряд призвания удачи и счастья. Верующие встают со скамеек и берут в руки все или часть того, что принесли в качестве подношения, садятся с этим обратно. Сидеть при проведении этого обряда обязательно.

Если народу очень много, и нет мест, лучше что-нибудь подстелить себе и сесть на пол. Сидеть на корточках – крайне не желательно. В определенный момент лама дает знак, чтобы люди надели головные уборы или обязательно покрыли чем-нибудь свою голову.

Когда лама, ведущий хурал, начинает произносить древний возглас призвания удачи: “А хурээ!” (бурят) “Оп- куруй!” (алт) , все присутствующие громко повторяют за ним (желательно произносить громко, чтобы удача услышала ваш голос) и по часовой стрелке делают круг в воздухе руками, держа подношения.

Если подношения нет, можно держать в руках деньги: купюры или монеты. В завершение обряда лама говорит благопожелание по-бурятски, все должны повторить последнее слово каждого предложения за ним.

 После хурала, даже если Даалга не проводится, верующие забирают свои освященные подношения домой, оставляя на алтаре «дээжэ» – лучшую часть, обычно берут сверху небольшую часть конфет или печенья. После обряда «Даалга» в течение трех дней ничего нельзя никому давать из дома. Для того, чтобы энергия удачи успела сохраниться в доме. 

Хии-морин 

Священный флажок – хии-морин, конь удачи, символ психической энергии человека. Осветить хии-морин можно на хурале Хий-морин сан, который читается в начале нового года по лунному календарю или на приеме у ламы.

После освящения он вам скажет, в какой стороне вы должны водрузить флажок. После чего флажок вывешивается на дереве на территории дацана. На флажке написаны молитвы, когда он развевается на ветру, то читаются молитвы за человека, чье имя указано на флажке.

Написать свое имя можно ручкой в специальном для этого месте, которое часто выделено подчеркиванием _________. Водружение освященного хии-морина помогает в течение всего года. Приобрести хии-морин можно в дацане.

При этом цвет хии-морина должен соответствовать вашему году. Это вы можете уточнить уже на месте. 

Сэржэм 

Популярный в Бурятии религиозный обряд, который помогает обрести удачу в делах. Часто его проводят до начинания новых больших дел, бизнеса, перед поступлением в институт, выезда в дорогу.

Для этого необходимо на прием к ламе принести собой чай или молоко, нередко приносят собой водку. И попросить его провести этот обряд. Лама, читая молитвы, преобразует эти продукты в освященную воду – аршан и подносит их божествам.

Читайте также:  Буддизм и наука – в чем схожесть этих двух систем знаний

 

Правила поведения 

Дацан имеет три двери. Входить нужно в левую дверь, правая дверь служит выходом. Центральная дверь используется священнослужителями только при больших религиозных церемониях.При входе в дацан женщины по обычаю должны пропускать мужчин вперед. Также на входе необходимо снять головной убор.

Мобильные телефоны нужно отключить. Если вы хотите что-то сфотографировать или снять на камеру внутри храма нужно спросить разрешения у священнослужителя. Нередко в некоторых дацанах любая фото или видеосъемка запрещена.

 Верующие обходят ступы, храмы, статуи и изображения буддийских божеств внутри храма по часовому кругу, а не наоборот. При этом в храме для того, чтобы отойти от алтаря, нужно сделать три шага назад и только потом можно повернуться спиной.

Если вы решите остаться на молебне, то нельзя сидеть, закинув ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря или священнослужителя. У выхода стоит емкость с освященной водой – аршаном, он очищает от скверны. Наливать можно самостоятельно.

Аккуратно налить немного аршана в левую ладонь, не проливая на пол, и выпить в три глотка. Остатками можно омыть лицо и голову. Не следует громко разговаривать, смеяться, шумно себя вести, держать руки в кармане, сорить. 

Значение хуралов: 

(знаком * отмечены молитвы за ушедших) Алтан Гэрэл – для умножения добродетелей, счастья в семье Алтан Гэрэлэй даллага – для пребывания в достатке * Абидын чого – за ушедшего Арбан Хангал – хурал, посвященный всем 10 сахюусанам – защитникам буддийской веры для защиты и спасения от всех несчастий Арюун сан – очищение любой скверны Базарсада – исправление неблагоприятных следствий 9-летнего цикла «мэнгэ» (Ваджрасаттва по-бурятски «Базарсада» – божество, которое дает верующему очищение от грехов и кармы) Балган донойн сэржэм – от воров Банзарагша – для новорожденного, а также при трудных жизненных ситуациях Барчад ламсэл – для устранения препятствий * Бардо солдэб – за ушедшего Бурхан равнайлаха или рамнай (читается как рамнээ) – освящение новой статуи божества Ганшигууд – подношение Защитникам Учения Гомбо Сахюусан – спасение и защита от несчастий. Гомбо или на санскрите Махакала, главный защитник буддизма. Имеет гневные аспекты для устранения злых сил. Гонгор – для умножения добродетелей Дара Эхын даллага – для успеха в делах Дара Эхын мандал шива – подношение мандалы Великой Зеленой Таре. Божество Зеленая Тара помогает в экстремальных ситуациях. А также в создании семьи, семейного благополучия, рождения ребенка, для успеха в делах. Ее мантра: ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРИ СОХА. Обычно проводится каждое воскресение, начало в 9.00. Даши Дондуб – для дальних дорог, закрытие ущерба от воровства Даши Зэвэг – посвящается во имя благих перерождений Даши Чарбеб сан – для очищения всего вокруг * Диваажанай чого – ритуал благопожелания перерождения всех живых существ в Чистой Земле Сукхавати Додигалсан – от болезней и страданий Доржо дэрэм – очищение скверны «черного и белого языка» Доржо Жодбо – от плохих снов, для накопления добродетелей в этой и последующих жизней Доржо Намжом – очищает всяческую скверну Зугдор Намжилма – для долгой жизни, от преждевременной смерти Тyншаг – покаянная молитва, очищающая недобродетель и падения Дэвсан – очищает всяческую скверну Дэвжид сэржэм – устраняет препятствия, порчу Дэмбэрэл додба – используется для восстановления «хий-морин», а также для умножения добродетелей Жадамба – для добродетелей в этой и последующих жизнях, для осуществления задуманного, умножения добродетелей Жамсаран – спасение от всех несчастий Жамсаранай сэржэм – спасение от всех несчастий Жанаг гагдог – исправление (неблагоприятной астрологической комбинации) «харш жэл» и мэнгэ, отрезание «черного языка» Жигжед (Ямандага бурхан) – спасение от всех несчастий Ехэ Отошо – за здравие Ламаадан – для острого ума, обретения мудрости Лхамо – от любых препятствий * Лхого намше – за ушедшего * Маанийн юрooл – для накопления добродетелей для ушедшего Найдан – для накопления добродетелей в этой и последующей жизни Найдан чого – для установления добродетелей и счастья в доме, пребывания без убытков Найман Гэгээн – для счастливых перерождений, помогает утихомирить ссоры и конфликты в семье Намдаг сан – утихомиривание лусов – хозяев земли, очищение скверны Намсарай – для умножения добродетели даяния, обретения благ Намсарайн даллага – для материального довольствия, умножения добродетелей Намхай Нинбо – книга, читаемая во время обряда “суудал hаалгаха” Ногоон Дара эхэ – для свершения дел, отвращения всего плохого Отошо – за здравие, очищение от болезней Саа Юм – книга “поправления” Сагаан шyхэртэ – отвращение (негативного влияния) «белого» языка «хвала, лесть и т.п.» Сандуйн Жyд – для добродетелей в этой и последующих жизнях, отвращение всех несчастий Санжид Монлам – для добродетелей в этой и последующих жизнях Сундуй – в честь всех перерождений Сyр – подношение хозяевам вод и земли Сэндэма – отвращение влияния дурных сплетен Табан харюулга – для устранения следствий, плохих снов, от злых языков, дурных помыслов, для быстрого осуществления задуманного * Тарва ченбо – спасение от перерождения в несчастливой участи Тvй vргэхэ – подношение божествам всего самого лучшего Хамчу нагво – для свершения дел, обрезание «белого» и «черного» языков Хий моринай сан – на хурале освещается священный флажок – хии-морин, конь удачи. Часyм – утихомиривание (гнева) лусов – владык земли Чогжy Мvнсэл – для тех, кто в пути, для устранения препятствий в дороге Чойжал – спасение от несчастий Шибдаг торма – утихомиривание лусов и хозяев земли Шалши – отвращение несчастий 

Ширнин – очищает любые недобродетели, устраняет препятствия

Источник: http://sangharussia.ru/buddijskie-obryady-i-tseremonii

Как вести себя в буддийском храме?

В общем, если помнить мудрую и древнюю поговорку о своих уставах в чужом монастыре, то проблем у туриста не будет, почти, нигде. Другими словами: самое важное – провести небольшую подготовку к посещению храма.

Спросите у гида, у служителя отеля, у хозяина магазинчика – у любого местного жителя – чего ни в коем случае нельзя делать на ритуальной территории.

Ведь, вопреки распространенному заблуждению, наша главная задача НЕ удовлетворить собственное любопытство, а НЕ оскорбить чувства верующих!

храм Золотого Будды на Шри Ланке

Помните о том, что любой храм – это личное пространство, интимная территория, на которую туристы вторгаются, неважно, за деньги или бесплатно, с организованной экскурсией или самостоятельно.

Поэтому, кроме максимальной аккуратности, стоит пробудить в себе благодарность к верующим и служителям.

Причем, речь идет не только и не столько о сумме, которую вы готовы положить в ящик для пожертвований…

Что одеть, а что снять?

Для посещения буддийского храма не нужно закутываться с ног до головы – достаточно прикрыть ноги до середины икры и руки – ниже локтя.

Будьте честны: всегда нелепо выглядят туристы в майках и топиках, накидывающие на плечи брюки или юбки, носовые платки, и обвязывающие попу в шортах прозрачным парео. Запрет на откровенную одежду – вполне обоснован.

Вы же не отправитесь в пляжном костюме, например, на прием к министру?! Так что, стоит дать себе труд нарядиться специально для данной экскурсии. Поверьте, и вы, и окружающие вас люди – все будут чувствовать себя достойно.

Перед входом на территорию буддийского храма нужно снимать обувь. Это правило непреложно. Оно касается и детей, и беременных женщин, и тех, кто забыл сделать педикюр… Жалко и убого смотрятся те, кто начинает спорить со служителями, требовать бахилы и так далее.

Не хотите или не можете снять обувь – довольствуйтесь осмотром храмового комплекса из-за ограды. Если у вас существуют какие-то проблемы с хождением босиком – заранее узнавайте, можно ли ступить во двор храма в носочках.

Иногда не лишним бывает обработать ноги заранее (не публично) противогрибковым кремом.

Здесь ходи, там не ходи…

В любом храме есть места, помещения и территории, куда открыт доступ только служителям или монахам. Если у вас нет гида, то лучше следите, как и где ходят верующие-миряне.

прихожане исполняют ритуалы – можете последовать их примеру

Ритуальный обход буддийских святынь принято совершать по часовой стрелке. Нельзя садиться перед статуей Будды (или другим священным объектом), повернув в его сторону носки или подошвы ног, или спиной к святыне. Не нужно касаться статуй, фотографироваться с ними, особенно, «в обнимку»…

Пожертвования, дары и ритуалы

Жертвовать на храм или нет – личное дело каждого. Если вы заплатили за вход, то можно предположить, что этим вы уже поддержали местную общину (не путайте с оплатой турагентству, организующему экскурсию!).

Читайте также:  Пустотность в буддизме – что это такое и как ее осознать?

Чаще всего, входящим предлагают купить (если цена не фиксирована – это не повод скупиться) дары – цветы, ароматические палочки. Их преподносят Будде.

Если вы будете внимательны, то безошибочно определите, куда и как положить дар.

нередко, при входе в храм, снимая обувь, можно сразу сделать пожертвования и задать монаху все интересующие вопросы

Некоторые гости стремятся получить все возможные благословения, поучаствовать в ритуалах. Это одна из наиболее спорных и щекотливых тем.

Пожалуй, если вы не буддист – такое поведение, по меньшей мере, странно. Если же вы не принадлежите ни к одной конфессии, являетесь атеистом – то, тем более, непонятно, зачем искать благословения.

Но, если местные монахи согласны благословить вас – то выбор остается за вами.

Общение с буддийскими монахами

Обращаться с вопросами или просьбами можно только к тем монахам, которые явно расположены к этому. Женщинам лучше вообще не начинать разговор и не предпринимать никаких действий в отношении священнослужителей.

монах на фото слева идет собирать подаяние, а монах на фото справа – явно занят

Если вы хотите передать им пожертвование – не прикасайтесь к монаху, а продемонстрируйте это желание. Он поможет вам поступить правильно – протянет чашу или укажет, куда положить дар.

Помните: у монаха нет обязанности общаться с вами. Наоборот, ему может быть запрещено это делать. Поэтому, сгорая от нетерпения начать философский диспут – проявите терпение в поисках собеседника.

Источник: http://www.asianculture.ru/content/kak-vesti-sebya-v-buddiiskom-khrame

Правила этикета в храмах Тайланда

Поиск туров     Горящие туры     Поиск круизов     Контакты     Оплата   

Туры в Тайланд, цены

Во время путешествия по Таиланду практически каждый турист посещает хотя бы один буддийский храм. Знание правил этикета в священном для буддистов месте может избавить от досадных инцидентов и поможет полностью погрузиться в тайскую культуру.

Одежда
Несмотря на жаркий климат, в храмах Таиланда ценят скромность в одежде. Поэтому при желании посетить священные места стоит задуматься об этом ещё на родине. Все правила здесь похожи на те, что приходится соблюдать в церквях или мечетях: необходимо прикрыть плечи, надеть длинную юбку и брюки (ни в коем случае не шорты).

Некоторые храмы ввели послабления в дресс-коде из-за большого количества туристов, но скромность никогда не помешает.

Во время самостоятельного путешествия стоит всегда иметь с собой лёгкую, но соответствующую религиозным правилам одежду: никогда не знаешь, когда на пути попадётся храм, в который захочется зайти.

Общий этикет
Перед входом нужно снять шляпу и солнцезащитные очки, выключить телефон и отказаться от жевательной резинки. В зависимости от храма, возможно, придётся снять обувь.

Лучший знак о том, требуется это или нет, – стоящая у входа обувь.

При этом стоит убедиться, что место выбрано правильно: нельзя разуваться непосредственно перед входом, в предназначенной для поклонения области.

Во многих храмах придётся поприветствовать монахов характерным жестом. В случае отсутствия необходимых знаний лучше со стороны понаблюдать за тем, как это делают буддисты.

Признаком большого неуважения считается неправильное положение ног: носки ног сидящего человека не должны указывать на кого-либо. Лучше сесть по-турецки или подобрать ноги под себя. Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя указывать ногами на статую или символ Будды. Нельзя также поворачиваться спиной к Будде перед выходом из храма.

Нельзя мешать молящимся, фотографировать их, в том числе и монахов, когда они поклоняются Будде или священным символам.

Правила для женщин
Женщинам, которые посещают буддийские храмы, также стоит запомнить ряд правил поведения, касающихся их взаимодействия с монахами. Они не должны передавать что-либо монаху или дотрагиваться до него. Это касается даже случайного контакта.

При желании передать какой-нибудь предмет необходимо сначала дать объект другому мужчине, который затем передаст его монаху. Если вокруг нет мужчин, можно поставить предмет на пол. Такие правила не должны обижать туристок. Если монах тронет женщину, он должен будет пройти быстрый ритуалы очищения.

Даже матери монаха нельзя дотрагиваться до него.

ПожертвованияБольшинство буддийских храмов в Таиланде свободны для посещения, поскольку они существуют за счёт пожертвований. Даже доллар здесь имеет ценность, и если нет возможности оставить большую сумму, символического пожертвования вполне достаточно.

Источник: http://kpk-tour.ru/polezno/pravila_etiketa_v_hramah_tajlanda/

Иволгинский дацан Хамбын Сумэ. Достопримечательности — Путеводитель по Бурятии

Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ» — крупный буддийский монастырский комплекс, центр Буддийской традиционной Сангхи России. Является наиболее крупной буддийской общиной Бурятии. 

История

Буддийская традиция в СССР была почти полностью уничтожена в первые десятилетия Советской власти. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в СССР и России в середине XX века.

В конце Великой Отечественной войны по многочисленным просьбам верующих начали открываться храмы, церкви, дацаны. В этот период Правительством СССР были приняты определённые решения по уменьшению давления на религии в стране.

В 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга». По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари.

На собранные деньги в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие, узнав об открытии, стали принимать активное участие в строительных работах.

Чойра дуган — первое здание комплекса Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Первые молебны

12 декабря 1945 года во главе с гэбши Галсаном Хайдубом была проведена первая открытая служба «Сахюусан хурал». В феврале 1946 года новогодние службы — «Сагаалганай хурал» — прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов.

В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.

В 1970 году был построен восьмистенный храм — Соборный (монг. Цогчен) дуган.

Дэваажин дуган Дмитрий Шипуля, CC BY-SA 3.0

В 1972 году был построен главный Соборный храм — Цогчен дуган. Восьмистенный дуган был преобразован в Деважин Сумэ.

Цогчен-дуган‎ Дмитрий Шипуля, CC BY-SA 3.0

Современное состояние

В настоящее время в дацане проводятся службы-хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — Сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.

Маанин дуган Дмитрий Шипуля, CC BY-SA 3.0

Иволгинский дацан посещают множество паломников и туристов из разных стран.

Кроме того, на территории монастыря располагаются резиденция Хамбо-ламы, здание библиотеки, учебные корпуса Буддийского Университета Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева, летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

Организован прием у лам-астрологов.

Резиденция Пандито Хамбо ламы Дмитрий Шипуля, CC BY-SA 3.0

Также при дацане действует визитно-информационный центр, в котором можно узнать информацию о расписании хуралов, размещении в гостевых домах и другую информацию. У левого входа на территории дацана размещены сувенирные ряды, где можно найти различные буддийские атрибуты.

Нетленное тело Хамбо-ламы Итыгэлова

10 сентября 2002 года на поверхность земли было поднято тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года. Тело ламы оказалось нетленным. 

Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много материала о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного объяснения этого феномена пока мы не услышали.

Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена.

В монастырский комплекс входят:

  • Цогчен-дуган — главный соборный храм (построен в ноябре 1976)
  • Храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова — место хранения священной реликвии — нетленного тела великого Учителя
  • Дуган Зелёной Тары
  • Жуд-дуган — тантрический храм
  • Маанин-дуган — храм бодхисатвы сострадания Авалокитешвары (Арьяа-Баалы)
  • Гунрик-дуган — храм будды Вайрочаны
  • Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм будды Майтреи (построен в 1970-е)
  • Дэважин-сумэ — Рай Будды Амитабхи — глинобитное двухэтажное здание (построен в 1970);
  • Сахюусан-сумэ — деревянный дуган квадратной формы, посвящённый дхармапалам (построен в 1986)
  • Чойра-дуган — факультет философии Чойра — первый Цогчен дуган (построен в 1947—1948)
  • оранжерея для священного дерева Бодхи.

Маленький Будда

На территории монастыря находится замечательная скульптура Даши Намдакова «Маленький Будда». Найти ее можно на восточной стороне комплекса в специальной построенной для скульптуры оранжерее.

Правила поведения в буддийских дацанах

Источник: https://buryatia.drugiegoroda.ru/attractions/1214-ivolginskij-dacan-xambyn-sume/