Морин хуур

Морин хуур — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения.

Морин хуур распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае).

В Китае морин хуур называют матоуцинь, что означает «инструмент с лошадиной головой».

Происхождение, история

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны.

Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы.

Китайские исследователи предполагают происхождение морин хуура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.

В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 году во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

У алтайцев в дополнение к морин хууру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль (бытует вместе с морин хууром в ансамблевой практике), у хакасов — ыых. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент — эрху.

Устройство

Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. В некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.

Морин хуур имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями.

В XX веке стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке.

Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.

На шейку натягиваются две струны из конского волоса: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.

Игра на морин хууре

На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении уртын дуу и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.

Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется.

Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.

Видео: Морин хуур на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Источник: https://eomi.ru/bowed/morin-khuur/

Волшебный моринхур

       Переделал свою старую статью, может кому будет интересно.

     Если на самом деле бывают волшебные музыкальные инструменты, то в их число, несомненно, входит морин хуур. Морин хуур – монгольский традиционный двухструнный смычковый музыкальный инструмент или монгольская скрипка, на бурятском – моринхур, в дальнейшем для удобства буду пользоваться именно бурятским написанием названия инструмента. Инструмент очень древний, пришедший в наше время из глубины веков. Одна из множества легенд о возникновении моринхура гласит, что когда-то в незапамятные времена один монгольский табунщик имел прекрасного и быстроногого скакуна, который был быстрее ветра и на всех скачках приходил первым. Коварный завистник убил скакуна. Тогда табунщик, для того, чтобы дух коня был всегда с ним, сделал из его черепа и гривы музыкальный инструмент. А когда табунщик заиграл на созданном им  инструменте, то из-под смычка послышались звуки быстрого бега и голос его любимого коня.Моринхур пожалуй самый распространенный инструмент у монголов, в прежние времена, трудно было найти жилище монгола, в котором не присутствовал бы моринхур.Хотел было сравнить моринхур с каким-нибудь русским народным инструментом, однако у нас даже близко нет ничего подобного. Безусловно, мы самые-самые, все у нас самое великое, но вот, своего смычкового нет. Что конечно не говорит о неразвитости народной музыкальной культуры, например в Забайкалье, у казаков народным деревенским инструментом была скрипка, причем кустарного производства.Не каждый воспринимает на свой взыскательный европейский слух народные мелодии монголов, (что касается меня, то я, можно сказать, вырос на бурят-монгольских мелодиях) поэтому для знакомства с моринхуром предлагаю послушать, хотя монгольскую, но адаптированную мелодию написанную, без всяких преувеличений, по настоящему выдающимся монгольским композитором Нацагийном Жанцанноровым, кстати, он выпускник Киевской консерватории.  Принято образно говорить о том, как плачет, или рыдает скрипка, а вы послушайте, как плачет моринхур, это просто неизбывная тоска.
  Тоже Жанцанноров, только играет уже ансамбль

         Я назвал моринхур волшебным инструментом, он и на самом деле делает чудеса, например с помощью игры моринхура в Монголии до сих пор приваживают верблюдицу или корову к своему теленку, бывает такое в сельском хозяйстве, когда самка под впечатлением от тяжелых родов отказывается кормить и оберегать своего детеныша. Подобный обряд в прошлом веке практиковался и в Забайкалье.

Однако настоящее волшебство моринхура заключается вовсе не в этом, а в его перевоплощении в скрипку или вилончель. Конечно и на балалайке можно сыграть классику, но балайка в гитару не превратится, и классика будет не совсем классикой.

И хотя моринхур имеет всего две струны богатство звучания достигается тем, что натяжение конского волоса на смычке регулируется в ходе игры. Такая вот особенность моринхура, кстати, родина европейского смычка это степи Центральной Азии.

Читайте также:  Индийские национальные блюда – угощения на родине будды

         Для начала «Чардаш» Витторио Монти.

       А это просто забавно “Ну погоди!”

Картинка отсюда http://xuxtolbo.miniih.com/index.php/home/post/65

Источник: https://albert-motsar.livejournal.com/224709.html

Откуда берётся эта очаровательная и пленительная мелодия?

Откуда берется и из чего создается эта очаровательная, пленительная мелодия, которая звучит в просторной монгольской степи? Она становится все более ясной, чем ближе подойдешь к этому верному другу кочевников, которого они приручили в тысячелетней давности, к этому однокопытному, лохматому, с длинным хвостом животному под названием “лошадь”. И, если она берется от лошади, то как же именноэто происходит?

Следуя надлежащему образу жизни и типу хозяйствования, приспособленному к данному месту, люди в своей истории всячески пытались создавать ритмическую мелодию или музыкальное произведение посредством дудки, каменных пластин и других подручных предметов, а в результате – сегодняшние, разнообразные музыкальные инструменты. Среди них, вот и кочевники-монголы, которые из двух клочков волос от своего лошадиного хвоста смастерили свой прекрасный музыкальный инструмент моринхур, в точности напоминающий настоящего коня и по форме, и по звучанию.

Подобно тому, как они водрузили коня в государственном гербе, на почётном месте в юрте и в глубине души своей, поместили этот инструмент с изображением лошадиной головы.

Собираясь семьями, кочевники слушают мелодию моринхура, целиком вмещая весь воображаемый мир в звучании этого двухструнного инструмента.

Очень возможно, что это было стержнем развития их мировосприятия, формирования монголов как нации, отличающейся от других, живущей в согласии с законами природы, создавая тем самим специфический духовно-эстетический мир на протяжении тысячи и тысячи лет.

Вот еще почему при плетении хвоста у быстроногого скакуна монголы оставляют два пучка волос. Не каждый лошадиный хвост пригоден для моринхура, нужно правильно подбирать.

Подобранные волосы должны быть хорошо обработаны, проверены и померены поштучно. К головке инструмента они прикрепляются прочным, стойким ремешком из сыромяти.

Из волос лошадиного хвоста делаются не только струны моринхура, но и струна его смычка.

Кочевники в своей кочевой жизни постоянно совершенствовали собственную, специфическую технологию производства моринхура.

В наше время они его производят в гармоническом созвучии с другими музыкальными инструментами при сохранении формы и звука, сочетая при этом традиционный способ производства с современной прогрессивной технологией.

Отдельного внимания тут заслуживает компания “Хан мюзик”. Ее мастера умело создают моринхур, корпус которого накрываетсятрадиционной растянутой кожей, но на уровне современного профессионализма. 

Мы говорили о том, что люди пытались создавать музыкальную мелодию, опираясь на самые ближные предметы. В то время, кочевники-монголы приручили лошадь и других животных, как свидетельствуют научные данные, по крайней мере, 5000 лет, возможно и 8000 лет тому назад. Сквозь мелодию моринхура пропитаны ржание лошади, мычание коровы, рев верблюда, блеяние овцы и козы.

Тяга к звуковой силе моринхура бывает не только у самих кочевников. Монголы верно почуяли, что звучание моринхура трогает и животных, и стали использовать его в бытовой жизни, в частности, при почтении святых гор или утешенииживотныхв случае, когда они отказываются от своих детёнышей.

От хвоста лошади отрезаются два клочка волос, из дерева резают головку моринхура с точным, даже более ярким изображением лошадиной головы, придав ей живой оттенок, в котором рельефно видны ее глаза, уши, ноздри и губы.

На самом деле, этот процесс символизирует созидание фигуры живой лошади, ставшей духом нации. Кожа для растягивания на корпус, как основа звучания моринхура, изготавливается из хорошо обработанной козей шкуры.

Потом на нем изображаются орнаменты.

Таким образом, вновь рожденная, мелодичная лошадь моринхур несет из поколения в поколение игровые стили разных местностей, таких, как борджгин, сэврэй, баят, дербет, перенявших традиции у своих древних предков.

Древние и современные тысячи мелодий, созданных монголами для моринхура, с ясностью изображают походку и поступь коня, да и разные другие виды обращения человека с этим близким его другом.

Это – подтверждение тому, что этот удивительный инструмент наделен безграничной душевной энергией в жизни степных кочевников.

В чём же может быть таинственная сила того, как и каким образом моринхур трогает людей даже с совершенно другим укладом жизни, и не только трогает душевное состояние человека, да еще и влияет на животных?

Всего два клочка волос лошади, вольно скакающих по степи, сливаясь со степным ветром. Как они драгоценны, когда мы слышим, что звучащая от моринхура мелодия создает уникальный и неповторимый культурный феномен среди сотворенного человечеством духовного наследия на протяжении многих тысячелетий.Вот, почему моринхур включен в нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО.

Более того, современные монголы, придав почтение моринхуру указом Президента, создали самостоятельный государственный ансамбль, который своей удивительной мелодичностью доставляет удовольствие слушателям многих стран мира.

Тот факт, что моринхур прозвучал со сцены ООН, был доказательством того, как эти две струны от малорослых, но выносливых степных коней оправдывают смысл изречения “жить в согласии с природой”.

Источник: http://asiarussia.ru/news/17358/

Голос моринхура

Кто вживую слышал голос моринхура (не звук, а именно голос), тот, думаю, не останется равнодушным. Близкое знакомство с этим поистине удивительным инструментом состоялось летом прошлого года. Привезли мне его из Бурятии.

Под черным кожаным чехлом скрывалась настоящая красота — покрытый лаком деревянный инструмент, гриф которого венчает искусно вырезанная из дерева голова коня. Глаза, уши, ноздри, грива — каждая деталь точно копирует голову настоящего животного — очень красиво! Но главная его красота в звуке, а точнее в голосе.

Стоит его услышать, как перед глазами уже несется табун лошадей, и до самого горизонта разносится лошадиное ржание, смешанное с горьким запахом полыни. Звучание моринхура волшебное и бескрайнее. Как и сама Степь…

Легенда о моринхуре

Моринхур (или морин хуур) в переводе с монгольского означает «инструмент с головой лошади». Это монгольский национальный двухструнный смычковый инструмент. Очень интересна история его появления. Одна из легенд приписывает изобретение моринхура мальчику по имени Сухэ.

Читайте также:  Кто такие кочевники – каков их быт и образ жизни?

После того как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из ее тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны.

Согласно легенде, мальчик создал первый моринхур, изготовив гриф из лошадиной кости, струны — из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы.

Существует и другая легенда. Жил на свете богатырь, у которого был крылатый конь, и никто не мог победить его в бою. Однако враги дождались, пока герой и его конь заснут, и отрубили коню крылья. Крылатый конь погиб, и в память о нем богатырь сделал из его волоса, шкуры и костей первый моринхур. Он заиграл на инструменте, и в его звуках вновь услышал голос любимого скакуна.

Мужская и женская струны

Искусный музыкант с легкостью воспроизводит на моринхуре сложнейшие оттенки конского ржания. И все это благодаря спе­цифике струн и смычка. У моринхура всего две струны: «мужская» изготавливается из 130 волосков хвоста жеребца, «женская» — из 105 волосков хвоста кобылы. Из конского волоса делают и ленту смычка.

Мне удалось поговорить с Владимиром Доржиевым, владельцем мастерской по изготовлению моринхура и, кстати, нашим земляком. Он проживает в Тункинском районе Бурятии, занимается фермерством и руководит музыкальной мастерской.

— Мои корни по матери из Нукутского района, — говорит он. — Дедушка родом из села Ей, бабушка — закулейская.

Музыкантов в семье не было, отец Бадма Доржиев по профессии ветеринарный врач, мама Глафира Ильина — бухгалтер, я по образованию инженер легкой промышленности, второе образование — управление маркетингом. Ни на каких инструментах не играл и не играю.

Не так давно появился особый интерес к такому музыкальному инструменту, как моринхур. Даже не знаю, почему. Случайно как-то вышло. Наверное, из-за чарующего звучания…

В поисках идеального дерева

Свою мастерскую Владимир Бадмаевич открыл три года назад. Назвал «Хадор», по первым буквам фамилий: Хамаганов и Доржиев. Хамаганов — это Андрей, мастер по дереву, который собственно и делает моринхуры своими руками.

Владимир Доржиев руководит процессом, организовывает закупку сырья, контролирует дела предприятия. Большую помощь оказали неравнодушные земляки.

Они помогли приобрести три деревообрабатывающих станка, благодаря чему на сегодня удалось выпустить более ста инструментов.

— Моринхуры делаются из дерева, — рассказывает Владимир Доржиев. — Но не всякое дерево подойдет. Мы по всей Бурятии ездим ищем. Целые деревья не рубим, берем только пни. Для верхней деки, это наружная часть основания инструмента, используется ель или кедр.

Сырье, то есть комель, должно быть без сучков, диаметром около 40—50 сантиметров. Нижнюю, или заднюю, деку делаем из капа тункинской березы, из нее же — гриф и голову. Иногда голову изготавливаем из кедра.

Производим также инструменты, где дека делается из кожи кабарги либо козы.

Сегодня в современных моринхурах используются синтетические струны, хотя в недавнем прошлом они были из натурального конского волоса. Традиция традицией, но музыканты сами подтверждают, что нейлоновая струна звучит ничуть не хуже, даже не отличишь от природного волоса, а порой и лучше.

— Переход на нейлоновые струны обусловлен тем, что они долговечны, быстро не расстраиваются, прочны, в отличие от конского волоса, который состоит из органических веществ, подвержен воздействию внешних факторов, — поясняет Владимир Доржиев. — Струны мы заказываем в Монголии комплектами. А вот смычок мы делаем уже из конского волоса. В этом нам помогают коневладельцы, например Федор Шантагаров, которые предоставляют хвосты жеребцов.

Такая судьба

О других тонкостях мастер рассказывать не стал — все-таки секрет фирмы. А фирма, между прочим, хоть и молодая, но уже одержала победу в прошлогоднем конкурсе, проходившем в Бурятии. Инструментам компании «Хадор» дали высокую оценку. Кстати, оценивались не только моринхуры, но и суухэ-хуры.

— Это тоже монгольский национальный инструмент, — продолжает Владимир Бадмаевич. — Только верхняя и нижняя деки делаются из бычьего мочевого пузыря, который не так просто достать.

Он рассказал любопытную историю о том, что мастер Андрей Хамаганов до их совместной работы никогда не занимался изготовлением каких-либо музыкальных инструментов.

Владимира Доржиева он заинтересовал как умелец по деревообработке и резчик по дереву, который впоследствии переквалифицировался в мастера-инструментальщика.

Но потом в доме Андрея, где-то в кладовке, совершенно случайно обнаружилась деревянная голова лошади, предположительно от моринхура. Выяснилось, что его дед занимался изготовлением моринхуров, о чем его современный потомок даже не подозревал.

А дед Владимира Доржиева по материнской линии — Роман Ильин — занимался кузнечным делом. За что ни брался — все спорилось. Про таких говорят: рукастый. Видимо, как предполагает Владимир Доржиев, тяга к ремеслу от его мастеровитого предка. Вот такая судьба…

Песнь плачущего верблюда

В Монголии существует необычный обряд, с помощью которого пастухи могут заставить верблюдицу, отказавшуюся от детеныша, принять его обратно. Говорят, что животное начинает плакать, слушая звук моринхура.

— Это действительно так, — рассказывает Анхныбаяр Нямсурен, вот уже много лет живущий в Нукутском районе, но не теряющий связи со своей исторической родиной — Монголией.

— Иногда так бывает, что самка отказывается от родившегося верблюжонка или же детеныш остается без матери. Естественно, ему нужно молоко, чтобы выжить.

Для этого у монголов есть специальный обряд, который называется «Ингэ хёёслёх». Ингэ по-монгольски — это «самка верблюда».

Обряд заключается в том, чтобы с помощью мелодии моринхура успокоить верблюдицу и попросить ее принять детеныша. То есть с помощью звука этого инструмента можно снять стресс у животного, утешить его. Послушав мелодию моринхура и песни, самка плачет и принимает верблюжонка.

И это вовсе не выдумка или старая легенда, а самый настоящий обряд, который реально помогает и до сих пор используется в монгольских семьях.

Об этом даже снят документальный фильм совместного монголо-немецкого производства, который называется «История плачущего верблюда».

Читайте также:  Тибетская медицина. типы людей — ветер, желчь, слизь. как питаться

Знающие люди говорят, что этот ритуал действует не только на верблюдов, но и на других домашних животных, таких как овцы и козы.

Недавно этот ритуал и традиция вошли в список всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО, а в 2005 году моринхур по решению ЮНЕСКО получил сертификат об утверждении в качестве сокровищницы культурного наследия человечества.

Степные «скрипки» Унгинской долины

Несмотря на то что у моринхура всего две струны, играть на нем не так уж и просто. Например, музыкантам, играющим на таком струнном инструменте, как гитара, порой сложно приспособиться к технике игры на моринхуре. Дело в том, что струны моринхура не зажимаются снаружи — пальцы располагаются между струной и грифом, слегка касаясь струны. Может быть, поэтому смычок и извлекает такой не-

обычный, богатый и чарующий звук, похожий на плач скрипки, но плач именно «степной», «кочевой», «природный».

В Нукутском районе моринхур встретишь не часто, но все же появляются желающие иметь у себя дома такой национальный инструмент и даже научиться играть. А раньше у нас на таком инструменте играли, например, Дарья Михайловна Хамаганова из Закулея, Трофим Торонович Аленов из Зунгара.

Пели свои эпосы под звуки моринхура знаменитые улигершины Папа Михайлович Тушемилов, Парамон Дылгирович Дмитриев, Альфор Онгоевич Васильев.

Помнится, в селе Нукуты своими руками сделал из дерева простенький моринхур Ананий Аполлонович Сордонов, а его односельчанин Григорий Николаевич Барташкин переделал под моринхур классическую европейскую скрипку, заменив металлические струны бычьими сухожилиями и играя незамысловатые мелодии. Значит, была у людей потребность в этом инструменте.

Кстати, в Бурятии и Монголии считается, что подарить моринхур — значит подарить здоровье, благополучие и счастье. Недаром этот инструмент дарят молодоженам и новоселам. И прежде чем заехать в дом, сначала приглашают моринхуриста, который своей игрой изгоняет плохую энергетику, настраивая энергетику дома на добрый лад.

Ну а я пока любуюсь своим инструментом в надежде на то, что когда-нибудь и он зазвучит в моих руках, как в руках героев произведений Есугея Сындуева и Баира Дугарова…

Источник: http://baikal-info.ru/golos-morinhura

В улан-удэ открылась школа моринхуристов

(8 января 2018) В Улан-Удэ распахнула свои двери первая в Буря­тии и в России школа моринхуристов – заветная мечта Дмитрия Аюрова, президента Ассоциации моринхури­стов России, обладателя почётного звания «Лидер куль­туры Монголии».

Когда в 1993 году в Улан-Удэ приехал госу­дарственный ансамбль моринхуристов Монголии, Дмитрий Аюров навсегда «заболел» этой музыкой и стал настоящим её фана­том.

Вот так мальчик из про­стой бурятской семьи, где мама математик и психолог, а папа – физик, становится одним из лучших морин­хуристов Бурятии. Это его Величество случай, в ко­тором сыграли решающие роли Аюша Арсаланов, Вера Шамбеева и Мурдоржийн Баасанхуу, которого Дми­трий Баирович уважительно называет Баасанхуу багша.

И ещё родители, которые всецело поддерживали любовь сына к народному искусству, к морин-хуру. Иначе как назвать их такой неординарный поступок, когда отец продаёт свою «Волгу», чтобы купить сыну морин-хур.

Так поступают настоящие отцы, и так был приобретён Дмитрием ин­струмент, исполненный высочайшим мастером своего дела Байгалжавом.

Ода морин-хуру

По словам дирижёра Монгольского государ­ственного ансамбля мо­ринхуристов Тувшинсайха­на, морин-хур – это живой организм, которому нужно относиться бережно, ува­жительно. Нельзя, напри­мер, ставить его на зем­лю, на пол. Несколько лет назад в Монголии вышел указ президента, согласно которому каждая семья должна иметь у себя дома на самом почётном месте морин-хур.

Морин-хур по решению ЮНЕСКО в 2005 году получил сертификат, утверждающий, что монгольский национальный инструмент признан со­кровищницей культурного наследия человечества. По преданию, у самого Чин­гис-хана был собственный золотой хур, который он любил, как ревнивый муж любит свою жену, и был го­тов казнить любого из своих приближённых, кто посмел бы разлучить хана с его «скрипкой».

Четыре года учёбы у великого мастера-педаго­га Мурдоржийн Баасанхуу Дмитрий Баирович считает благословением небес. Он был одним из лучших его учеников. Мастера не стало в 1996 году… Он успел толь­ко набрать учеников для следующего выпуска. Но внезапная болезнь унесла его. Когда Дмитрий Аюров посетил учителя в больнице Улан-Батора, тот попросил ученика продолжить его дело.

«Морин-хур – это игра всей моей жизни, — говорит Дмитрий Баирович, — я бла­годарен судьбе за то, что узнал его. Есть красивая легенда о происхождении морин-хура: в одной бедной семье была старая кобыла, которая родила великолеп­ного жеребёнка, с которым подружился маленький мальчик.

Ребёнок и конь стали лучшими друзьями, вместе выросли, вместе побеждали на всех скач­ках. Злобный, завистливый хан хотел купить коня, но мальчик ответил, что друга не продаст. Тогда хан убил коня.

И мальчик, взяв на па­мять пучок волос из хвоста своего верного коня, сделал морин-хур…

В 2016 году Дмитрий Аюров вместе со своими од­ногруппниками в Монголии провёл вечер памяти своего великого Учителя.

«Моя миссия в том, что­бы донести людям мечту Баасанхуу-багши, чтобы все слышали звуки морин-хура, почувствовали аромат сте­пи, дробь копыт скакунов, свистящий ветер в ушах, тоску по ушедшим великим временам, ощутили глуби­ну и бездонность вечного синего неба. Багша мечтал создать в Бурятии ансамбль моринхуристов…»

Для воплощения завет­ной мечты нужно было око­ло 20 лет пройти весь этот путь, в котором три года он возглавлял ансамбль мо­ринхуристов «Баяр» Бурят­ской государственной фи­лармонии, гастролировал с концертными номерами по странам Европы и США, сле­дил за развитием исполни­тельного искусства морин­хуристов Монголии, Китая, Кореи, Японии, Внутрен­ней Монголии, давал ма­стер-классы. Но для вопло­щения мечты его учителя – создать класс моринхури­стов в Бурятии, нужна была финансовая поддержка. И неожиданно она нашлась в лице руководства группы компаний «Полином», в их помещении сейчас и откры­лась первая школа морин­хуристов в Улан-Удэ.

Школа открылась, за­нятия уже идут. Самому юному ученику 7 лет, са­мому старшему – 72 года. Возрастных ограничений нет. Кто хочет играть на мо­рин-хуре, независимо, име­ет ли он музыкальный слух или нет, имеет шанс пройти обучение. А дальше – дело вкуса.

Источник: http://byrat.addnt.ru/v-ulan-udeh-otkrylas-shkola-morinkhuris/