Обычаи и традиции Монголов

Содержание скрыть

Чем опасен оттопыренный мизинец, почему в юрту надо входить через Африку и что делать со шляпой? 10 запретов страны степей.

Монголы не навязывают свои правила приезжим, поэтому мало кто из туристов разбирается в тонкостях местного этикета. И напрасно, ведь многие невинные по российским меркам поступки здесь считаются дурным тоном. Вот самые главные «нельзя».

Давать деньги как попало

Смятые, испачканные, зажатые между пальцами, брошенные на стол, извлеченные из потайного кармана лифчика… В России деньги — это всегда деньги, ценные сами по себе. Для монголов деньги — это форма проявления уважения. В первую очередь к праотцу нации, великому Чингисхану, чей портрет венчает каждый тугрик.

Во вторую — к человеку, кто эти тугрики получает. Поэтому, расплачиваясь за что-то в Монголии, важно помнить, что деньги нужно протягивать правой рукой, развернув купюру лицом Чингисхана вверх, макушкой Чингисхана — в сторону продавца.

Для выражения пущего почтения можно подать купюру обеими руками на раскрытых ладонях.

Спрашивать гостя, будет ли он чай

«А может, чайку? Или покушать?» — эти вопросы считаются в Монголии неприличным. Гостя не спрашивают, ему сразу наливают чай и подают еду. И делают это до тех пор, пока тот не покажет, что хватит.

Гостю, в свою очередь, важно не переоценить свои силы, ведь доедать ему придется все, что лежит на тарелке, независимо от того, нравится ему или нет.

Недоеденная пища считается проявлением неуважения к тому, кто угощает, будь это хозяйка дома или одинокий пастух, только что потушивший козлятину в канистре с помощью паяльника.

Монгольская кухня непредсказуема, поэтому иностранцам стоит быть точными в изъявлении своих пожеланий. Попросив чай с колбаской и не уточнив, где именно последняя должна находиться, можно получить кружку зеленого чая с плавающими в нем копченостями. Это не байка, а реальный опыт девушки из России.

Просить монгола снять шляпу

Русские учителя в школах Улан-Батора, бывает, возмущаются: какое неприличие, монгол-отец сидит на родительском собрании в головном уборе! Они еще не знают, что мужская шляпа в Монголии — олицетворение мужского достоинства.

Поэтому в публичных местах ее не снимают, а в гостях и дома кладут только на возвышенные места, поближе к алтарю. Хозяину дома не понравится, если кто-то, кроме жены, прикоснется к его шляпе.

Оскорбится он и за весь мужской род при виде иностранца, поместившего свою кепку на неподобающе низкую поверхность — стул или вообще на пол.

Подавать чай абы как

В Монголии начинают всегда чаем, даже если это настоящие мужские посиделки. При этом важно соблюдать тонкости чайной церемонии. По мнению монголов, как мы в России подаем друг другу чай, «так у нас собакам воду наливают».

Кружка ни в коем случае не должна ставиться на стол перед гостем. Она передается из рук в руки, правой рукой. При этом левая рука может поддержать правую за локоть.

Этот жест говорит о том, что гостю нечего скрывать и он не нанесет коварный удар слева.

Ходить в юрте против часовой стрелки

Юрта — это маленькая вселенная, существующая по своим незыблемым законам. Если представить ее в качестве Восточного полушария Земли, то вход в нее окажется на Южном полюсе, а алтарь — на Северном.

В Европе поселятся мужчины, на Дальнем Востоке — женщины, а в Австралии поставят холодильник. Любого гостя независимо от пола усаживают в обители женщин. К своему месту ему следует идти по часовой стрелке, через Африку, огибая очаг слева.

Входить в юрту положено, как и в храм, с правой ноги. При этом голова должна обогнать ногу на полшага.

Считать мух и пить чай с оттопыренным мизинцем

Молодые монголы русского языка практически не знают и могут неправильно истолковать восклицание «муха!». Дело в том, что русское слово «муха» созвучно монгольскому «плохо».

То же самое значит жест, которым грешат некоторые любители чаепитий, — оттопыренный в сторону мизинец.

Монголы чувствительны к грубости и, вероятно, обидятся на «неадекватность» русского туриста, откровенно демонстрирующего свое недовольство.

Обращать внимание на женщин, кормящих грудью на публике

«Однажды я видела девушку, которая прямо при ринпоче кормила грудью. Это никого не смутило, кроме меня», — делится русская студентка Буддийского университета в Улан-Баторе. Таких «бесстыдных» женщин очень много в общественных местах Монголии.

Кормящая мать здесь — образ, лишенный сексуальных коннотаций, настолько естественный, как естественна потребность в еде и справлении нужды.

В степи куда спрячешься? И куда денешься, если хочется послушать лекцию буддийского учителя тогда, когда пришла пора кормить ребенка?

Обращаться на ты к старшим

«Даже если собеседник старше тебя на два часа и он твой друг, обращайся к нему только на вы», — увещевала автора монголка средних лет на пути из Бурятии в Улан-Батор.

Российская привычка «тыканья» как общения на равных в Монголии совершенно не прижилась. Здесь правит настоящий азиатский культ предков.

Старшим уступают места, им первым подают кушанья, их ни в коем случае не хлопают по плечу в качестве прощания или приветствия.

Ходить без пояса в национальном костюме

Если для нас народный костюм — пережиток прошлого, то для монгола — праздничная одежда. Поэтому примерять его нужно добросовестно, то есть обязательно подпоясавшись. Халат нараспашку, без пояса, смотрится в глазах монгола вульгарно и неприлично.

Быть снобом

Снобизм — это то, из-за чего в Монголии начинаются драки. А ведь именно русские туристы, по мнению опрошенных нами монголов, грешат категоричностью и высокомерием. «Это невкусно, это неправильно», — слышат они от наших соотечественников.

И, в свою очередь, советуют: «Если вы хотите кушать в этой стране, научитесь слушать, принимать и благодарить».

А кроме того, в целях безопасности советуют избегать общения с нетрезвыми незнакомцами: фирменное монгольское миролюбие под воздействием винных паров уступает место жгучему желанию поставить сноба на место.

Источник: https://infoportalru.ru/obychai-i-tradicii-mongolov.html

Иммиграция в Монголию: как получить гражданство, особенности и уровень жизни, как живут в стране казахи, русские и другие национальности + отзывы

Монголия раскинулась на огромных просторах Азии, её площадь составляет 1,5 миллиона квадратных километров. Страна не имеет выхода к морю и расположена почти в центре континента. На севере она граничит с Россией, на юге — с Китаем.

Соседство с этими двумя странами во многом определяет судьбу и динамику развития. Многие, не углубляясь в изучение сегодняшней Монголии, почему-то считают её отсталой и дикой страной. И часто ошибаются.

Жизнь в столице сейчас вполне соответствует стандартам двадцать первого века.

Как живут обычные люди в Монголии

На развитие монгольского народа оказала сильное влияние близость двух соседей. История Монголии неразрывно связана с Россией и Китаем. К примеру, сегодня каждый четвёртый дипломированный специалист в этой стране учился в Российской Федерации или ещё в Советском Союзе.

Монгольская Народная Республика хронологически стала вторым в мире социалистическим государством, на её территории в своё время располагались значительные силы Советской Армии. В то же время страна имеет тесную связь с Китаем, их объединяют общая история, культура и религия.

Столица Монголии Улан-Батор сочетает в себе традиции и современность

Уровень жизни

Уровень жизни в Монголии нельзя назвать высоким, государство расположилось на девяностой строчке мирового рейтинга стран по уровню жизни по итогам 2015 года. Для сравнения: Россия заняла 50-е место, Казахстан — 56-е, Украина оказалась на 81-м месте.

Экономика страны развивается стабильно, она показывает ежегодные темпы роста в 4–6% уже несколько лет подряд. ВВП на душу населения составляет 11 700 долларов. Сильное влияние на экономику в последнее десятилетие оказывает соседний Китай.

Средняя зарплата в стране не приближается к средней по России. Сегодня в Улан-Баторе доход в 500 долларов стал уже привычным. Наиболее востребованными специалистами в Монголии сегодня продолжают оставаться врачи и инженеры.

Пенсия в стране не очень большая и составляет в среднем около ста тысяч тугриков (1 доллар равен 2,490 тугриков). Мужчины выходят на пенсию в Монголии в 60 лет, женщины — на пять лет раньше.

Но пенсионное обеспечение в стране получают далеко не все.

Значительная часть населения ведёт кочевой образ жизни, и поэтому, как правило, не имеет официального места работы и трудового стажа, а подчас даже паспортов.

Некоторые монголы до сих пор ведут традиционный кочевой образ жизни

Особенности менталитета и уклад жизни

Монголы улыбчивы и дружелюбны, ритм их жизни размерен и спокоен. В степной Монголии уклад сохраняется почти без изменений в течение многих столетий.

В Улан-Баторе опытные туристы советуют быть очень внимательным на улицах, поскольку в городе много карманных воров. В столице нет проблем ни с интернетом, ни с общественным транспортом, ни со связью.

Крупные монгольские города также не остались вдали от цивилизации.

Основной религией монголов много столетий назад стал буддизм, который и сегодня определяет черты монгольского характера: терпимость, дружелюбие, отсутствие внутренней агрессии. Сегодняшние монголы уже не похожи на воинственных ордынцев Чингизхана.

Монголы привыкли вести кочевую жизнь, юрта по-прежнему служит некоторым из них жилищем. Тысячи лет монгольские кочевники переносили с места на место свои дома, остатки которых можно сегодня раскопать на территории европейской России и современной Украины.

Золотая Орда была величайшей империей мира по площади. В Монголии до сих пор развит культ Чингизхана, великого завоевателя и основателя этой империи. А его дальние потомки, которые сегодня живут в Монголии, стали привилегированной кастой в обществе страны.

Уважение среди монгольского народа к власти огромно. Здесь исторически развито чинопочитание. Для простых людей представитель власти — безусловный авторитет. Немаловажным фактором служит политическая стабильность страны, преемственность её руководства и прогнозируемые действия правительства.

Миграция

Внутри страны скотоводческие племена ведут традиционный кочевой образ жизни. Государству сложно поставить таких людей на учёт и даже контролировать передвижение. Зато этот образ жизни стал предметом исследование этнографов.

На 2016 год около 130 тысяч граждан Монголии работает и учится за границей. Преимущественно они едут в азиатские государства и США. Эмиграция из страны больше, чем количество приезжающих сюда жить.

Монголия — страна бескрайних просторов

Монгольский климат

Климат страны резко континентальный, с очень холодной зимой и жарким летом. Значительную часть территории занимает пустыня Гоби.

Видео: Монголия глазами россиян

Статистические данные

Численность населения

Численность населения Монголии — немногим более 2,9 млн человек, 94% из которых являются коренными монголами (согласно переписи 2012 года). Столица страны — город Улан-Батор. Он представляет собой вполне современный город-миллионник, а его население, по состоянию на 2012 год, составляло 1 318 100 жителей. В городах проживает 57%.

Около 95% населения — этнические монголы. Но здесь живут и представители других национальностей: казахи, калмыки, буряты, китайцы, русские.

Средняя продолжительность жизни

По средней продолжительности жизни страна занимает 125-е место в мире (мужчины — 65 лет, женщины — 73 года), а по плотности населения — последнее, 193-е. В стране проживает только два человека на один квадратный километр (для сравнения — на Украине этот показатель составил 76 человек).

Низкая плотность населения объясняется тем, что большие территории Монголии не пригодны для жизни

Как уехать жить в Монголию из России и других стран СНГ

Для естественной натурализации в Монголии необходимо прожить на территории страны не менее пяти лет. Россиянам можно въехать без визы и находиться в Монголии не более месяца. Гражданам других стран СНГ придётся оформлять монгольскую визу. Они бывают нескольких категорий, в зависимости от цели визита.

Как получить вид на жительство

Если иностранный гражданин отвечает нормам монгольского иммиграционного законодательства, то он имеет право на получение разрешения на проживание в течение длительного срока — ВНЖ.

Вид на жительство даёт возможность иностранному гражданину легально находиться в стране на протяжении периода действия разрешения и не заниматься дополнительным оформлением виз.

Кроме того, он обладает всеми правами жителя Монголии, за исключением избирательного.

Основанием для получения ВНЖ могут стать:

  • трудоустройство на территории страны;
  • приглашение близких родственников;
  • обучение;
  • программа защиты беженцев;
  • участие в международных гуманитарных миссиях в качестве волонтёра;
  • покупка недвижимости на территории страны.

Для каждой из этих причин потребуется предоставить подтверждающие документы, переведённые на английский или монгольский и нотариально заверенные.

Для официального трудоустройства потребуется приглашение от работодателя, заверенное в государственной Службе труда, в котором чётко оговорены все условия работы: длительность действия договора, должность и обязанности иностранного сотрудника, его график работы и оклад.

При иммиграции по программе воссоединения семьи потребуется соответствующее приглашение от родственников в Монголии, которые являются её гражданами или постоянно легально проживают на монгольской территории. Также необходимо документальное подтверждение родственных связей.

ВНЖ выдаётся сроком на год, его стоимость составляет около ста двадцати долларов. Обращаться за получением вида на жительство следует в миграционное управление страны, главный офис которого находится в столице, а несколько представительств работает в больших городах. Продление возможно через год. Оно обойдётся вдвое дешевле.

Повседневная жизнь в Улан-Баторе

Читайте также:  Буддийские монастыри в россии – москва, калмыкия и тува

Иммиграция на ПМЖ

Через три года нахождения в статусе ВНЖ подаётся прошение на ПМЖ. Для его получения необходимо показать знание монгольского языка на разговорном уровне, основ законодательства и традиций этой страны.

Важным фактором для принятия положительного решения станет отсутствие проблем с законом Монголии. Также потребуется предоставить документальное подтверждение права собственности на монгольскую недвижимость или договор долгосрочной аренды жилья.

Монгольские власти также попросят предоставить данные об источнике дохода и его размерах, которые должны быть в десять раз выше минимальной заработной платы в стране.

Получение гражданства

После пяти лет проживания в статусах ВНЖ и ПМЖ можно приступать к процессу оформления монгольского гражданства. Монголия не допускает наличия двойного гражданства, поэтому со старым паспортом придётся распрощаться.

Инвесторы имеют преимущество. Сегодня иностранец, который вложил не менее двух миллионов долларов в экономику страны, автоматически получает право на гражданство.

К тому же монгольские власти не особо интересуются источником происхождения капиталов, поэтому подобная процедура становится привлекательной для определённых бизнес-кругов постсоветских государств.

Инвесторы из экономически развитых стран рассматривают Монголию в качестве чистого листа бумаги, где можно будет написать историю успешного бизнеса.

Паспорт Монголии выдают после предоставления гражданства

Как живут русские в Монголии

В сегодняшней Монголии проживает около четырёх тысяч граждан России. Ещё в 1990 году на территории страны их было около 110 тысяч (по данным РЦНК). После отказа Монголии от коммунистического пути развития произошла массовая репатриация русского населения.

Никто точно не может подсчитать, сколько этнических русских в этой стране. Многие приняли монгольское гражданство, много детей от совместных браков. За сотни лет соседства Монголия пережила несколько периодов активной иммиграции из России, в частности после Гражданской войны.

Русские, которые длительное время проживают в Монголии, положительно отзываются об этой азиатской стране. На её земле существует русская диаспора, небольшая по количеству, но крепкая духом.

Связавшись с соотечественниками, можно получить от них необходимую поддержку и консультации. Некоторые этнические русские занимают высокие государственные посты.

Также в Монголии много выходцев из Казахстана и небольшое количество этнических украинцев, приехавших в эту страну ещё в советское время.

Отзывы русских иммигрантов о Монголии

Перед принятием решения о переезде в Монголию следует тщательно изучить иммиграционное законодательство этой страны. Не менее важно ознакомиться с её традициями.

Если вопрос об иммиграции в Монголию ещё окончательно не решён, то желательно предварительно приехать в эту страну в роли туриста и трезво оценить свои возможности жить на монгольской земле.

Монголия не является популярным направлением иммиграции сегодня, но перспективы развития этой страны говорят о том, что в ближайшем будущем ситуация может кардинально измениться к лучшему.

  • Сергей Крятченко
  • Распечатать

Источник: https://emigrant.guru/kuda/osobennosti-zhizni-v-mongolii-i-voprosyi-immigratsii.html

Таинственный мир монгольской юрты

Что мы, жители мегаполисов, знаем о кочевниках? Только то, что это народ, который все время перемещается по степи или пустыне с одного места на другое и ведет почти дикий образ жизни. А некоторые думают, что кочевники – это какие-то персонажи древних веков из исторических книжек.

«Вперед за звездой кочевой»

На самом деле кочевники есть и в наши дни, причем их не так уж и мало. Они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, пасут скот в пустынях Ближнего Востока и Африки. Кочевничество – это целый пласт человеческой культуры, который и сейчас существует на нашей планете, но люди мало знают о нем.

Одна из крупнейших сохранившихся кочевых культур в мире – монгольские животноводы. На протяжении многих столетий монголы жили в степях и выпасали скот на сочных лугах. Поскольку животные постоянно нуждались в новых пастбищах, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.

Кочевники гордятся своей культурой. Для них характерна особая ментальность, особое восприятие времени и пространства, обычаи гостеприимства, неприхотливость, выносливость, культовое отношение к скоту — главному источнику существования. И считается престижным кочевать и в сегодняшнем мире – каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, чтобы почувствовать себя повелителем степи.

В то же время современные кочевники давно приобщились к благам цивилизации. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, а внутри есть DVD, телевизор и генератор, который все это поддерживает.

В этом и состоит кажущаяся парадоксальность кочевого существования: соблюдать заветы предков и их традиции, совершать жертвоприношения, разводить животных, жить в юртах, кочевать по маршрутам, установленным для каждого рода – но при этом использовать современные достижения технического прогресса.

Монгольская юрта

Традиционное жилище кочевника — легкая разборная юрта, которая легко перевозится с места на место и быстро собирается. Войлочная юрта (гэр) с давних пор служила жилищем кочевых народов.

Ее остов состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком, сваленным из шерсти, – из аналогичного материала делают всем известные валенки.

А поверх войлока наматывается ткань, защищающая его от дождя и снега.

Раньше ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизирует счастье, долголетие.

Круглая форма и мобильность юрты отражают в себе как защиту от непогоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта летом спасает от зноя, зимой – от холода. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой – 30°С.

Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы. А внутри юрты сохраняется постоянный тепловой режим: деревянный каркас и войлок играют роль терморегулятора. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.

Дверь юрты всегда должна быть обращена к югу. Эта особенность установки юрты позволяла кочевникам точно определять время.

Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие и скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты.

Для простоты фиксации времени использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «когда солнце осветило пол юрты»…

Правила поведения

До сегодняшнего дня сохранились определенные обычаи и правила при посещении монгольских юрт. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле: следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак – тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте.

Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи.

Разговаривать через порог не принято, а при входе на порог нельзя наступать или садиться – в старые времена гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину.

За нарушение этих правил в XIII веке гостя могли даже казнить! Так что обычно монголы сначала просовывают голову в дверь – и только затем переступают порог.

Северная половина юрты считается своего рода гостиной, но на северной почетной стороне нельзя садиться самовольно, без приглашения. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться, где попало.

Восточная половина (как правило, справа от двери) предназначается для женщин, левая — для мужчин. Это деление легко заметить невооруженным взглядом: в одной части хранится хозяйственная утварь, в другой – скотоводческий и охотничий инвентарь.

А в центре – печь и очаг, символ дома и семьи.

«Рай с милым» в юрте

Юрта – как, мы надеемся, уже стало понятно из вышесказанного, – отнюдь не шалаш и не палатка. Для кочевников она была и домом, и храмом, и дворцом – по большому счету, юрты богатых ханов и князей не так уж сильно отличались от юрт «простых смертных», по крайней мере по уровню комфорта.

Так что если хочется, с одной стороны, отрешиться от внешнего мира и насладиться общением с «дикой природой» , а с другой – не отказываться от привычных удобств, то уикенд в монгольской юрте – одно из самых романтических и экзотических приключений, которые можно придумать. Ночь в жилище кочевников обещает стать незабываемой и по-настоящему «райской» – особенно, если перед этим как следует погрузиться в древнюю культуру.

Именно это предлагает сделать P.S.BOX. Приобретя подарочный сертификат, вы проведете выходные на территории вдали от шумного города, на территории этнографического музея. Посетите ознакомительную экскурсию с обычаями монгольского народа, включающую традиционное чаепитие.

Совершите прогулку на лошадях – и ощутите свою силу и власть над их диким естеством. И наконец, останетесь в юрте вдвоем, наедине с силами природы, которые только усилят чувства друг к другу. Такой необычный уикенд – идеальный подарок любимому и способ его удивить.

В Монголии говорят, что женщина украшает дом так же, как седло – коня: так предстаньте перед своим мужчиной во всей красе!

Источник: http://www.ps-box.ru/blog/mongolskaya-yurta

Как живет Монголия в XX веке. Рассказ очевидца

Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Вы оказались в Монголии?– В последней четверти XX века я провел нескольких лет в Монголии, когда служил в рядах Советской Армии. В то время Советский союз оказывал братскую помощь Монгольской республике в развитии ее вооруженных сил, укрепления ее обороноспособности и развитии экономики.

– Мы знаем, что Вам приходилось много общаться не только с простыми монголами, но и с образованными людьми, в том числе и с руководством страны. Скажите, пожалуйста, помнят ли монголы о татаро-монгольском нашествии, о том, что их предки прошли с боями почти всю Евразию с востока на запад, покорили множество стран, в том числе и Русь?

– Простые монголы ничего не знают о татаро-монгольском нашествии. Легенд и преданий о нем у них не существует. Что касается письменных источников, то надо сказать, что современная монгольская письменность была изобретена лишь в XX веке на основе русской азбуки, а до того монголы письменности не имели. Никакой другой письменности, кроме современной, в Монголии не существует и в обозримом прошлом не существовало. А следовательно, скорее всего, не существовало никогда (письменность обычно не теряют). Поэтому письменных источников ранее XX века в Монголии просто нет.Что же касается лиц имеющих образование – а это, в основном, интеллигенция, обучавшаяся в СССР, – то они, конечно, знают о татаро-монгольском нашествии из книг и школьных учебников. Но все эти сведения пришли к ним с Запада и никоим образом не опираются на местную монгольскую традицию. Более того, многие образованные монголы в разговоре со мной выражали глубокое сомнение в правдоподобности общепринятой исторической версии монгольского завоевания Руси. Они говорили примерно следующее:

«Почему вы, русские, думаете, что наши предки-монголы когда-то завоевали Россию? Если бы это было действительно так, мы должны были бы хоть что-нибудь помнить об этом.

Но о монгольском завоевании Руси мы знаем только из книг, которые принесли нам иностранцы. А сами мы об этом ничего не помним. Вы сами говорите, что это было не монгольское, а ТАТАРСКО-монгольское иго.

Поэтому лучше бы вам поискать истоки завоевания не у нас, а у себя в Татарстане.

Вот, вы говорите, что часть монголов после завоевания Руси вернулась назад в Монголию. Причем, вернулись как победители. Но тогда они должны были бы привезти с собой какие-то новые знания, обычаи, заимствованные в России. Однако, в нашем традиционном быту нет никакого следа русских и, вообще, западных обычаев.

В народном монгольском языке нет заимствований из русского и европейских языков. У нас в Монголии так и не нашли сокровищ Чингисхана, которые, согласно русским источникам, были вывезены в Монголию. Сам имя Чингиз – татарское, очень распространенное у татар. У монголов такое имя не встречается.

Как могло получиться, что наши предки за столько лет величайшего в истории завоевания ничему новому не научились, ничего значительного домой не привезли, никакого следа в народной памяти и в народном быту не оставили?И потом, скажите на милость, каким путем, по вашему мнению, монголы шли на Русь? И каким путем возвращались обратно? Если верить вашим учебникам, то получается, что нашим предкам-монголам по пути на Русь и обратно пришлось переправляться через множество рек. В том числе, и через крупные реки. Ясно, что очень часто они должны были бы пересекать реки вплавь. Но монголы с водой не дружат и боятся воды. Зимой ни один монгол не перейдет через речку даже по самому толстому льду, если только лед не посыпан сверху землей или песком. Но если бы – как вы говорите – наши предки-монголы преодолели столько рек, прожили много лет в стране, где воду любят и существует множество праздников, связанных с водой, то конечно же к воде у них выработалось бы совершенно иное отношение. Которое должно было бы передаться и всем последующим поколениям монголов. Но этого нет и следа».В общем, надо сказать, что сами монголы не очень-то верят в татаро-монгольское завоевание и относятся к нему с крайним подозрением. Потому что не видят никакого подтверждения ему у себя дома, в Монголии. Для них это – чисто книжная, чужеродная теория, принесенная в Монголию иностранцами.Я хочу добавить к этому еще одно свое собственное соображение. Из истории известно, что на покоренной монголами Руси было особое расположение властей к Православной церкви. Что никак не вяжется с мировоззрением современных монголов. Они совершенно равнодушны к христианской религии и, вообще, к любой религии.

Читайте также:  Где живет далай-лама – лидер тибетской школы буддизма?

– Александр Николаевич, скажите, являются ли монголы на Ваш взгляд воинственным народом? Или они миролюбивы?

– Монголы народ очень миролюбивый. Более того, в сознании простых монголов прочно сидит убеждение, что оружие – холодное или огнестрельное – не предназначено для применения против человека. Оружие они традиционно использовали только для охоты на диких зверей. Когда среди монголов вспыхивает ссора, они первым делом откладывают оружие в сторону. Чтобы случайно, в гневе, не убить и не ранить противника. У монголов в почете борьба и ни один праздник без нее не обходится. Русских традиций выламывать дубину из изгороди и идти биться улица на улицу в Монголии нет. Монголы испокон веков занимаются скотоводством, они мирные люди и оружием пользуются только для защиты.
– Скажите пожалуйста, видели ли Вы в монгольских селениях кузницы или какое-то железное производство? Например, в русских деревнях еще в начале XX века были кузницы, где ковались, в частности, орудия труда, необходимые в сельском хозяйстве – топоры, косы, серпы, мотыги, вилы, подковы и т.п. В прежние времена в таких кузницах могли ковать и холодное оружие, необходимое для обороны или нападения. Видели ли Вы что-нибудь подобное у монголов? Ведь если действительно это именно их предки совершили когда-то великое татаро-монгольское завоевание, значит монголы должны были очень хорошо уметь делать железное оружие и другие железные предметы. Подковы, например. Вряд ли все эти навыки были начисто потеряны их потомками – современными монголами. Имеется ли в современной Монголии железная руда и есть ли там старое металлургическое производство, хотя бы кустарное?– Никакого железного производства в монгольских селениях нет. Нет в Монголии и металлургической промышленности. Вообще-то это полуфеодальное государство. Имеется добыча угля открытым способом, но уголь низкого качества, по сути дела, он еще недозревший.

– Какой климат в Монголии и чем традиционно занимались монголы?

– В климатическом отношении Монголию можно условно разделить на три зоны. Первая – южная, которая граничит с Китаем. Вторая – юго-восточная, граничащая с нашим Дальним Востоком. Эти две области имеют весьма теплый, мягкий климат. Но они занимают сравнительно небольшую часть Монголии. Самая обширная зона – третья: пустыня Гоби и северная часть Монголии, граничащая с Тувой и Забайкальем. Там климат очень суровый. Лето теплое, даже жаркое, но оно продолжается всего два месяца, июнь и июль. В августе уже начинаются заморозки по ночам. Осенью и зимой стоит сухая, очень холодная и ясная погода. Зимой температура опускается до 40-50 градусов ниже нуля, но снежный покров на землю так и не ложится. Весь снег испаряется на ярком солнце. В Монголии зимой очень сухо и даже 50-градусный мороз легко переносится. Весной начинается дождь и ветер. В это время мороз небольшой, 5-6 градусов ниже нуля. Но из-за высокой влажности и сильного ветра он переносится гораздо хуже, чем зимой. В это время может выпасть град величиной 40-50 мм, последствия которого для российских построек и воинских подразделений бывали весьма ощутимы. А монгольским жилищам-юртам такой град способен принести лишь незначительный урон.Земледелие в Монголии почти совершенно отсутствует. Монголы живут исключительно скотоводством и охотой. При этом косить и заготавливать сено на зиму им не надо. Трава, выросшая летом, высыхает на корню и стоит так всю зиму, не покрываясь снегом. Поэтому скот в Монголии пасется круглый год – и летом и зимой. Скот пасется свободно, загонов для скота монголы не делают. Время от времени монгол выходит из своей юрты, забирается на вершину холма и сидит там весь день, поглядывая, как пасется его скот. Если приходит волк и уносит какую-нибудь скотину, монгол смотрит на это равнодушно. Значит она была слабая или больная, иначе сама бы отбилась от волка – полагает он. Все, что требуется от монгола – пометить скот, чтобы он не перепутался со скотом соседей, и перегнать стада на более богатые пастбища. Поэтому семейные юрты – а монголы живут семьями – расположены очень далеко друг от друга. По сути дела, в Монголии мы наблюдаем яркий пример самого простого, первобытного скотоводства.Монголы живут в юртах с отверстием наверху. Посреди юрты находится очаг, через дыру сверху выходит дым. Для тепла стены юрты обкладывают войлоком и шкурами. Сидят и спят на шкурах, разостланных на земляном полу юрт или на деревянных полках. Чем ближе к городу, тем больше в юртах предметов обихода. В городе Эрденете юрты ставить не разрешали. А вот в столице Монголии Улан-Баторе их очень много. Монгольские деревни называются «аймак». В них обычно от 20 до 50 юрт. Если деревня далеко в степи, то юрты в ней очень бедные, мало приглядные.На моей памяти были попытки переселить монголов из юрт в современные дома. Либо в двухэтажные дома с отоплением и водоснабжением, либо в пятиэтажные «хрущевки». Часто такие попытки кончались неудачей. Одна из главных причин – нелюбовь монголов к технике, о которой я уже упоминал. Монголы переставали топить кочегарки, отопительное оборудование замерзало и портилось, в доме становилось холодно. Тогда они шли в юрту, где тепло и уютно. Таких брошенных, разрушающихся домов в Монголии много. Монголы быстро приводили предоставленные им квартиры в негодность, ставили неподалеку юрты и переселялись в них.Под давлением СССР были попытки развивать в Монголии земледелие. Но результатов они не дали. Одна из причин в том, что обрабатывать землю по понятиям монголов нельзя. Даже обувь они носят с загнутыми вверх носками, чтобы случайно не поранить землю. Коров своих они никогда промышленно не доили и по большей части использовали их как источник мяса, а не молока. Советские попытки развить в Монголии молочное и стойловое животноводство ничего хорошего не принесли. Они заканчивались болезнями скота и перебоями в его пропитании.Для обработки почвы Монголия получала от СССР кредиты и технику, включая трактора и автомобили, а также оборудование для ее ремонта. Но надо сказать, что механики из них плохие, и в конечном итоге, они выводили все из строя. То же самое и по отношению к военной технике. В своем большинстве монголы физически довольно слабы. В военном искусстве они больших успехов, как правило, не достигали. А ведь завоевать Россию с ее огромными пространствами и искушенными в ратных делах войсками, было бы весьма непросто.

– Скажите, многочисленны ли монголы? Насколько плотно заселена Монголия сегодня? Как Вы думаете, могло ли в Монголии в Средние века возникнуть такое сильное перенаселение, что оно послужило причиной массового исхода монголов, отправившихся на завоевание мира?

– Нет, монголы очень немногочисленный народ. Хотя площадь Монголии большая, но население ее всего 1,2 млн. человек. Просто плотность населения страны очень низкая. Я думаю, монголов никогда не могло быть очень много. Вероятно, причина в том, что климат большей части Монголии, как я уже говорил, весьма суровый. А значит, плотность населения Монголии никогда не могла быть большой. Страны с суровым климатом обычно мало заселены. С этой точки зрения теория о том, что Монголия когда-то якобы выплеснула из себя бесчисленные орды кочевников, отправившихся на завоевание мира, выглядит нелепо. Монголы не создают крупных поселений, живут семьями. Как правило, юрты одной семьи от другой находятся на расстоянии 25-30 км.
– На Ваш взгляд, насколько сообразительны и сметливы монголы? Все-таки, народ, завоевавший в свое время больше половины известного тогда мира, несомненно, должен был обладать выдающимися способностями. В какой-то мере эти способности должны проявиться и у их потомков. Что Вы можете сказать об общем развитии монголов?– Я ни в коем случае не хочу обидеть монголов. Они очень хорошие люди, добрые, честные, часто простодушные. Но, если исключить разве что первобытные племена Африки и Южной Америки, то трудно представить себе народ, находящийся в наши дни на более низкой ступени общественного развития, чем монголы. Приведу лишь пару примеров. Они говорят сами за себя.Пример первый: замки на юртах. Раньше у монголов не было воровства. Свои юрты они никогда не запирали. Но с приходом цивилизации появилось воровство. Монголы прослышали, что от воров защищаются с помощью замков, которые надо повесить на дверь. Тогда они всяческими способами стали добывать замки – врезные, висячие, с ключами и без ключей, работающие и не работающие. Раздобытые замки они вешали на занавес юрты. Выглядело это довольно забавно. Подходишь к такой юрте, обвешанной замками, и на первый взгляд кажется, что хозяин куда-то ушел и запер юрту. А потом, приглядевшись, видишь, что замки висят просто так и ничего не запирают. Монголы думают, что замки это что-то вроде оберегов, защищающих от злых духов. Понять – что именно на самом деле представляет собой замок и как он работает, – монголы, в своем большинстве, так не могли.

Пример второй: батарея отопления. В наших воинских частях, а также среди советских специалистов, работавших в Монголии, были случаи жульнической продажи монголам чугунных батарей отопления, старых наручных часов и т.п. Конечно, это были недостойные поступки, но, к сожалению, они были довольно распространены.

Привлекательность такого рода действий для жуликов (среди которых, кстати, были не только русские, но и представители других национальностей СССР) усиливалась тем, что им удавалось легко обманывать одного и того же монгола несколько раз одним и тем же способом. Делалось, например, так.

Чугунную батарею заливали маслом, затем нагревали паяльной лампой, отвозили монголу и говорили ему: «Купи у нас батарею. В твоей юрте всегда будет тепло. Батарея будет постоянно греть твою юрту». Монгол щупал батарею, убеждался, что та горячая и покупал. На утро батарея, естественно, остывала.

Обиженный монгол грузил ее на повозку и вез к начальнику воинской части – «дорге», по-монгольски. «Дорга, меня обманули она не греет, тугриков за нее отдал много, ничего не осталось, чичики (дети по-монгольски) мерзнут – верни тугрики!» – жаловался монгол.

Что оставалось делать? Начальник, строил роту и говорил монголу – вот, ищи того, кто продал тебе батарею. Но вся наша рота для монгола на одно лицо – как и монголы для нас. Никто, конечно, не признавался – кто, дескать, был в карауле кто на стрельбище и т.д.

Тогда начальник говорил монголу: «Зачем ты купил батарею? Помнишь, ты уже покупал эту же самую батарею несколько недель назад, привозил ее ко мне и я тебе говорил: никогда больше не покупай батарею». Монгол молчит.

Так одну и ту же батарею продавали по несколько раз и каждый раз монгол надеялся, что на этот раз ему повезет и он наконец-то купит хорошую, исправную батарею, которая будет вечно греть его юрту. С большим трудом, под угрозой строгих наказаний, командиры и руководители пытались пресечь эти безобразия, но они повторялись снова и снова. Ведь сами монголы неизменно покупали одну и ту же батарею по нескольку раз.

Очень успешно шла также продажа монголам старых наручных часов. Привезут из отпуска или из командировки в Союз старые дешевые часы – как правило «Победу» – а в качестве паспорта приложат к ним программу КПСС. И говорят монголу: «Видишь часы? Кремлевские! Купи для чирика (сына-солдата)».

Он на последние деньги покупает и хвастается: «Кремль купил! Денег жаль до слез, но что сделаешь?»Таких примеров можно привести много. Бывало просто обидно за них. Ведь монголы, как правило – хорошие, честные люди, а их так нагло обманывали. Хотя для справедливости надо сказать, что и в их среде тоже встречались такие же мошенники.

Вообще, монголы – честный и очень миролюбивый народ. Они вызывали у меня искреннее чувство симпатии. Монголы веками жили крайне примитивной, буквально первобытной жизнью. Это не могло не наложить на них определенный отпечаток.

Проведя несколько лет в Монголии и хорошо познакомившись с обычаями и бытом монголов, я вынес твердое убеждение: теория историков о том, что этот народ якобы совершил когда-то самое грандиозное в истории завоевание мира – неверна. В ней кроется какая-то глубокая ошибка

Источник: https://www.tuva.asia/news/asia/2803-mongoliya.html

Юрта – жилище тюркских и монгольских народов

Юрта – национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.

Слово “jurt” имеет общее значение у тюрков – “народ” и пастбище. На киргизском и казахском языках “Ата-Журт” переводится как “Отечество”. Актуальным синонимом юрты у монгол можно считать слово “дом”. С тувинского языка, где слово юрта звучит как “ег”, при добавлении к нему окончания “-буле” юрта будет означать “семья”.

Читайте также:  Национальные блюда шри-ланки – что едят ланкийцы?

Юрты – древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э).  Как считают некоторые историки – прародителями современных юрт стали дома андроновцев.

Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже – в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно на  статуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э.

История развития этого вида жилища прослеживается  с 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.

Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, а  киргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери.

  Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны.

В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.

Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг.

В своем устройстве жилище достаточно просто – оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов.

Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк – отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять.

В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.

У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной – там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная – мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу.  Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами.

В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой.

Здесь также проводят ритуал похорон хозяина  жилища.

На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, но  пожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.

Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр “Алдын-Булак” предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.

В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово “юрт” – Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.

Железнодорожную станцию и поселок под названием Юрты можно найти в Иркутской области.  Подобное название поселков и деревень можно найти там, где жили казахи и тюркские народности.

Что касается применения юрт в архитектурном деле, то сооружения такой формы можно найти в Алма-Ате.

Ваш Vamvigvam

Источник: https://vamvigvam.ru/blog/2015-05-20/yurta-zhilische-tyurkskikh-i-mongolskikh-narodov

Монгольский уклад жизни

Монгольский уклад жизни. Начиная с 17 в. в Монголии оформился принцип двух ветвей власти – светской и религиозной. Глава светской власти – каган, или Великий хан стоял во главе Монгольского государства.

Государство делилось на несколько аймаков, правителем (а значит и феодальным владетелем) каждого из них был хан, непосредственно подчинявшийся Великому хану.

Аймаки делились на хошуны во главе с нойонами (мелкими феодалами, получившими свой надел по наследству) и тайшами (заработавшими наделы на государственной службе). Хошуны делились на несколько багов.

Все эти подразделения монгольского государства сохраняли родо-племенную структуру, позднее сменившуюся этнической. Каждое из племен, вошедших в 13 в. в состав Монгольской империи, подчинялось не только Великому хану, но и своим непосредственным владетелям – ханам, нойонам и тайшам, от которых зависела повседневная жизнь народа.

В военное время действовал порядок, установленный еще при Чингисхане. Все мужское взрослое население превращалось в боеспособную конницу, составлявшую два крыла: западное (баруун гар) и восточное (джун гар).

Каждое крыло делилось на тумены (10 000 воинов), тумены делились на 10 мянга (1000 воинов), мянга делились на сотни (100 воинов), сотня на десятки. Каждая единица имела своего руководителя, отвечавшего и за боевой дух, и за экипировку всадников.

Родо-племенной принцип организации выдерживался и здесь, близкая родня шла в бой плечом к плечу, и это делало армию еще более боеспособной.

По иерархическому принципу была построена и религиозная власть. Во главе ее стоял «живой бог» – Богдо-гэгэн, избиравшийся еще ребенком как инкарнация одного из предшествующих «богов».

Следующие ступеньки занимали ширэтуи – настоятели монастырей, за ними шли разные категории лам, официально принявших монашество.

В самом низу находились шабинеры – крепостные араты (скотоводы), которых их ханы и нойоны жертвовали в дар буддийским монастырям.

Традиционный образ жизни монголов соответствует географическим особенностям территории. Занятие животноводством обеспечивает их пищей, одеждой, материалом для постройки жилищ, топливом.

Как потомственные кочевники жители Монголии предпочитают переносные жилища – это крытые войлочными кошмами юрты (их монгольское название – гэр), в них живут и летом, и зимой; и палатки из легкой ткани майханы, которые используют охотники и чабаны, перегоняющие скот на летние пастбища.

В разряд основных продуктов питания монголов входят молоко, сливочное масло, сыр, баранина, а также ячмень, мука, просо и чай. Главным считается кисломолочный напиток айраг (более известный под тюркским названием «кумыс»), который изготавливают из кобыльего молока.

Благодаря овцам монголы получают шерсть, из которой изготавливают кошмы для юрт и овчину для пошива теплой одежды; имеют молоко, сыр и сливочное масло летом, а баранину зимой; сухой овечий, но гораздо более коровий навоз и помет используется в качестве топлива.

О монгольском искусстве верховой езды рассказывают легенды, а скачки вместе с борьбой и стрельбой из лука входят в Монголии в число национальных видов спорта.

Хотя в настоящее время преобладающая часть монгольского населения проживает в городах и многие люди работают на различных промышленных предприятиях, старые кочевнические традиции все еще не забыты. В стране немало людей, успешно совмещающих традиционный и современный уклады жизни.

Многие из тех, кто живет в благоустроенных городских домах, стремятся иметь летнюю дачу в виде юрты или проводить отпуск у родственников в худоне (сельской местности).

Оттуда в городские квартиры везут вяленую или мороженую баранину (иногда целыми тушами), масло, сухой творог, хранят их на балконах и в подвалах домов как запас пищи на зиму.

Источник: http://xn—-7sba7adklhjup3a.xn--p1ai/292-mongolskij-uklad-zhizni.html

Mонголия: О чем думает монгольский пастух?

Когда я впервые приехал в Монголию, я практически не знал, с какими людьми мне придётся общаться. Если бы люди, начиная что-то новое, знали, что их ожидает впереди, то, наверное, больше половины всех проектов, так и не было бы реализовано.

Кто такие монголы? Чем и как они живут и о чем мечтают? Не обобщать сложно. Сколько людей — столько и разнообразия среди  них.

Конечно, можно выделить характерные черты, которые характеризуют современную монгольскую нацию. Я не ставлю перед собой цель показать только положительные черты характера этого кочевого народа.

И у меня нет желания искать что-то негативное в них. Постараюсь показать и то, и другое.

Погрузив свою небольшую поклажу в поезд, я помчался на встречу неизведанному. Если честно, сначала мне казалось, что у меня не возникнет проблем с общением. Я думал, что монголы похожи на нас. Пусть не внешне, но внутренне.

Как ни как, общие 70 лет истории наших народов должны были наложить отпечаток на их мышление и поведение.

Но очень скоро мне пришлось убедиться, что мы — русские и монголы — очень разные не только по традициям, но разные и по характеру, темпераменту, привычкам и многому другому.

Приехав сюда, первое время я считал, что мы (русские) являемся их «старшими» братьями.

Где-то глубоко внутри сидело чувство некого превосходства. Наверное, то же самое испытывали европейцы по отношению к индейцам, когда колонизировали американские континенты.

Чувство превосходства во всем было на тот момент побудительным мотивом моих действий — мне хотелось помочь монголам… стать лучше? У русских  есть такая пословица – «со своим уставом в чужой  монастырь…».

Вот у меня было что-то подобное.

Я почему-то хотел донести до них своё представление о жизни и о том, как надо работать. В расчет не принималось то, что у монгольского народа веками формировался свой собственный взгляд на жизнь, собственные традиции, которые уходили своими корнями глубоко в историю этого народа.

Монголы – это кочевники. Кочевой образ жизни сформировал за многие столетия их мышление и отношение к окружающему.

Представьте себе пасущийся скот. Идёт он медленно и  на ходу  жуёт травку. Где-то в сторонке также неспешно едет на своей лошадке  пастух. Он смотрит по сторонам: на пасущихся коз, овец и лошадей, синее небо, степи  и горы, реки и долины, леса и перелески, которые окружают его, и думает пастух свои неспешные думы.

Любопытство – это не отрицательная черта характера монгол, это жизненная необходимость. Через созерцание монгол получает всю необходимую для него информацию.

Это люди, которые живут пастушьим трудом, живут в юртах, без электричества и телевидения. Это всё равно, что вы пошли в поход и живёте несколько дней в палатке. Экзотика! Но экзотика только на несколько дней, а потом — домой, в город, под душ и к телевизору. А пастухи живут так всю свою жизнь.

Правда, сейчас цивилизация сделал большой шаг к ним навстречу: у многих стали появляться солнечные батареи, которые днём заряжают автомобильные аккумуляторы у них в юртах, что даёт возможность многим семьям смотреть телевизор и слушать радио. Но, опять же это зависит от благосостояния пастушьих семей.

О чём думает монгольский пастух, когда едет на лошадке за пасущимся стадом?

Он думает о том,  чтобы его  животные были накормлены и защищены. Чтобы  они  за лето нагуляли жир и были сильными, ибо зимы в Монголии бывают очень холодными и суровыми. Чтобы детёныши коз и овец родились крепкими и здоровыми.

Чтобы коровы хорошо доились, чтобы цены на шерсть ещё больше выросли.  Много о чем думает пастух,  сидя в своём седле. И так происходит изо дня  в день. Всё одно и то же. Жизнь, как бы замирает и движется по одному кругу. Время  останавливается.

В Монголии нет суеты, нет спешки, нет раздражения, если кто-то опаздывает.

Опоздать на 15-30 минут от назначенного времени – это норма. И с этим ничего нельзя сделать. Вначале я с этим боролся, потом смирился, затем приспособился.

Я понял одну важную вещь в общении с монголами: не надо стараться их переделать и заставить их жить так, как это нужно нам.

Монголы – очень легкие на подъём. Опять же – это на генетическом уровне любовь к движению. Они не могут сидеть на одном месте. Пастухи и их семьи кочуют с места на место как минимум 4 раза за год — летом, весной, осенью и весной.

Очень помогает им в этом их легко разборное жилище, которое называется юртой. Собрать или разобрать монгольскую юрту можно очень быстро, в течение одного часа.В доме, где я живу, за пять лет сменилось более 50% жильцов. Период смены жилья у монгол начинается в осенне-весенний период.

Не проходит и месяца, как из моего дома кто-то уезжает и кто-то приезжает на их место.

У монголов нет выдающихся учёных. Зато каждый второй монгол одарён от природы музыкальным слухом и голосом,  у них много художников, которые пишут прекрасные картины о монгольской земле, о жизни и быте кочевников.

Монгольские песни – они везде: едешь ли ты в машине или в автобусе, всегда слышишь неспешные монгольские мелодии, в которых поётся о родителях и их детях.

Я встречал очень многих монгол, которые ценят дружбу и готовы отдать последнее, лишь бы помочь.

Время летит и весь мир стремительно меняется. Меняется и Монголия, потому что она все-таки не изолирована от всего остального мира.

Изображения: Theapricity, mining.com, getintravel.com, pinstopin.com, galleryhip.com, historum.com

Источник: http://ross.msk.ru/2015/06/mongolia/