Как медитируют тибетские монахи – практики ваджраяны

Тибетские монахи

Как медитируют тибетские монахи - практики Ваджраяны

Интересные статьи и публикации по эзотерике и религии на тему Тибетские монахи вы найдете в онлайн ленте статей раздела Религия.

С незапамятных времен Тибет притягивал умы ученых и мистиков со всех концов света. В этой статье вы узнаете о повседневной жизни тибетских монахов, а также об отшельниках, уходящих в пещеры для обретения духовной свободы.

Школа терпения

Среди мировых религий буддизм, по мнению многих богословов, является самой мирной религией.

Действительно, последователи Будды, то есть Просветленного, никогда не навязывали своей веры другим, не обращали неверных в истинную веру, не устраивали…

– Я помню, как в детстве, когда я гулял по лесу и оставался один, меня вдруг посещало желание петь. И я пел очень странные песни, они не были похожи на то, что я слышал вокруг: на эстраду, на то, что звучало по радио.

Это были какие-то протяжные мелодии, текучие и независимые… В них не было той жесткой фиксации, какая обычно бывает в песнях. И всё же они были узнаваемы: один и тот же стиль, одни и те же приемы, одно и то же общее настроение.

Мне всегда было странно осознавать, как сильно они…

Гормональная гимнастика используется тибетскими монахами на протяжении многих веков. Этот комплекс упражнений прост в исполнении. Он влияет на физическую и эмоциональную составляющие, помогая человеку вновь почувствовать себя здоровым и полным сил.

Комплекс упражнений не занимает много времени. Достаточно регулярно заниматься, уделяя этому 10-20 минут в день. Использование гимнастики увеличивает продолжительность жизни, благотворно влияет на все органы, позволяя организму омолодиться и…

Тибетская йога – одно из направлений йоги, сформировавшееся в лоне буддийской традиции.

Буддизм проник в Тибет из Индии в середине VII века (по крайней мере, так считает большинство исследователей тибетского буддизма) и очень скоро распространился по всему Тибету в форме махаяны – одного из своих основных течений.

Буддизм оформился в Тибете в виде ряда школ и направлений. Наиболее известны из них: нингма, карджу, гелуг, ваджраяна. Они имеют свои особые линии преемственности, свои подходы к…

Количество тибетских целителей в Москве, кажется, уже сравнялось с количеством «потомственных колдунов» и «белых магов».

Идя на встречу с одним из них, я обнаруживаю на небольшом отрезке Садового кольца несколько заведений, предлагающих услуги тибетских врачей вперемешку с «восточными благовониями» и «китайским чаем» – и следуют они буквально друг за другом.

Это увлечение пришло к нам, конечно, не вчера: new age с модой на все умиротворяющее восточное – голливудский буддизм, йогу, Тибет, лам…

История тибетской медицины складывается как накопление и осмысление медицинских знаний, реализованных и описанных в различных трактатах.

Можно указать две ветви истории медицины: научную, которая прослеживается по медицинским источникам различных времен и народов, и легендарную, описанную в “Чжуд-ши” и других трактатах.

Причем часто, при детальном исследовании, информация изложенная в виде легенд подтверждается.

Основой теории тибетской медицины является Аюрведическая медицина. Исторически…

Искусство Тибета отражает комплексный характер тибетской культуры, родившейся на перекрестке великих культур Индии, Китая и Центральной Азии.

Тибетское искусство, как мы знаем, это искусство религиозное по самой своей сути, развившееся с середины VII века до начала XIII века благодаря проповеди буддизма в Тибете.

Это религиозное искусство наложилось на древнее орнаментальное искусство кочевых племен, для которого характерен так называемый «звериный стиль», то есть использование анималистических…

Техника тибетской махаяны базируется на классической буддийской традиции, выразителем которой является “Вишуддхимагга”. Они также имеют примесь классических, чисто тибетских элементов и тантризма.

В основах теории и практики медитации Далай Ламы (1965) по сути дается та же теория, что и в “Вишуддхамагге” тхеравадинов или, как махаянисты называют тхераваду, в традиции хинаяны (которую махаянисты называют также “малой колесницей” в противоположность их “большой колеснице”). Критическое различие…

В какое же время своей недолгой жизни молодой человек по имени «Ха-Ноцри», как в детстве звали Иисуса его современники, мог “познакомиться” с жителями покинутой Им на время Страны? Ведь новое тело Учителя было зачато далеко от того места, откуда пришел Его дух. И существуют ли какие-либо исторические свидетельства, подтверждающие эту встречу? На сегодняшний день единственным тому подтверждением является «Тибетское Евангелие».

Горы очень часто фигурируют как в Ветхом, так и в Новом Завете, в…

Довольно долго тема тибетских амулетов не освящалась на Западе, так как внимание исследователей тибетской культуры в основном уделялось более выразительным видам тибетского искусства – живописи тханг-ка и скульптуре.

Тем временем, всевозможные амулеты всегда использовали жители Гималайского региона – с древних времен и по наши дни.

Так в Тибете в качестве амулетов применяются драгоценные камни зи (gzi), различные символы и божества сделанные из металла (тхогчаги, thog lcags) и из глины (ца-ца…

Воспользуйтесь поиском, в случае, если найденной информации по теме Тибетские монахи вам оказалось не достаточно.

Источник: https://www.SunHome.ru/religion/tibetskie-monahi

Тибетская медитация в домашних условиях

Существуют и широко практикуются два основных вида медитации. Аналитическая и однонаправленная. Отличительная особенность однонаправленной медитации – концентрация сознания на одном-единственном объекте. Однонаправленная медитация называется Шаматхой. Шаматха – это особенный тип медитации в буддизме. Ее главная цель заключается в достижении ментального покоя и полной ясности сознания.

Тибетская практика медитации – как ключ к практикам релаксации

Медитируя регулярно и полной самоотдачей, в течение трех лет можно достигнуть безмятежности. Шаматха – ключ ко всем медитативным практикам.

Для успеха в занятиях тибетской медитацией необходимо знать цель медитации, а также знать, как правильно медитировать. Для начала займемся целью медитации.

Исходная цель медитации – унять и привести в порядок собственный ум. Этой цели прекрасно служит тибетская музыка для медитации.

Ум человека имеет большой потенциал, раскрепостить который можно с помощью регулярной тренировки.

Нетренированный ум пребывает в хаотическом состоянии. Он неизменно занят различными концепциями, загрязнен ложными целями, установками, негативными эмоциями. Но, ум можно очистить. Если позволить ему успокоиться, то все ненужные идеи, отрицательные эмоции растворятся, и ум станет чистым и ясным. Инструментом для умиротворения ума служит медитация Тибета.

Решить проблемы, мне помог Денежный амулет, который заколдован так, чтобы постоянно привлекать к ВАМ, удачу и деньги. Внимание: настоящий Талисман Удачи должен изготавливаться и настраивается строго индивидуально, я заказывала его именно здесь!

Уникальная музыка Тибета для медитации Шаматха

Удивительные свойства состояния Шаматха проявляются в состоянии радости и блаженства, коими наполняется сознание и тело. Эти чувства превосходят радость от любых светских удовольствий.

Когда ваш ум успокоится, и вы достигнете состояния Шаматха, вы даже сможете вспомнить свои предыдущие воплощения. В этом состоит феномен Шаматха.

 Если вы практикуете буддийскую медитацию, то знаете, что она делает ум практика умиротворенным и чистым, а красивая музыка Тибета для медитации наполняет покоем все ваше существо.

Однако лишь однонаправленная концентрация не способна создать такое состояние сознания, при котором вы в принципе свободны от каких-либо расстройств, и в котором ничто не способно омрачить ваш гармоничный мир. Однонаправленную медитацию следует сочетать с медитацией аналитической.

В этом состоянии практик приучает себя быть терпимым, снисходительным к чужим слабостям, а негативные ситуации превращает в тренинг ума. Аналитическая медитация не требует особых условий.

Заниматься ею можно в любой момент и в любой обстановке – просматривая телепрограммы, размышляя перед сном, или сразу после пробуждения, или наслаждаясь звучанием тибетской музыки для медитации.

Слушать на видео музыку Тибетской медитации

Источник: https://www.sudba.info/tibetskaya-meditaciya-v-domashnix-usloviyax/

Медитации тибетских монахов

Профилактика

Медитация первая. Поводырь души

Лягте (или сядьте) удобно, расслабьтесь, руки свободно лежат вдоль тела.

Почувствуйте на мгновение особенно остро ваше тело – его вес и все его части: ноги, которые сейчас не утруждает вечная беготня и которые просто отдыхают; расслабленные руки, от которых сейчас не требуется переносить тяжести; спину, на которую вы вечно взваливаете непомерные грузы; голову, которая сейчас не занята никакими проблемами.

Ваше дыхание становится более ровным, веки наливаются тяжестью. В такие моменты легко думается о самых далеких звездах, и вы можете представить себе все что угодно.

Сейчас вы чувствуете себя хорошо, вы даже можете улыбнуться своим ощущениям.

Запомните эти самые первые ощущения и постарайтесь сохранить их в течение всей медитации. Вы с улыбкой погружаетесь все глубже; думаете о своем теле, ногах, руках, лице.

Перед глазами появляется некий ландшафт, пейзаж, нарисованный вашей фантазией, тот самый, который сейчас подходит вам больше всего. Картина, нарисованная вашим воображением, может относиться к любому времени года и времени суток. Почувствуйте живую атмосферу того, что вы вообразили, а затем шагните в нее. Ступайте в том самом направлении, куда вас больше всего тянет.

Пока вы путешествуете по придуманному миру, внимательно, осознанно впитывайте в себя все подробности окрестностей, почти так, как если бы вы путешествовали по реальному миру.

Если в какой-то момент данного путешествия вы почувствуете максимальную расслабленность, вам больше уже никуда не надо идти. Остановитесь и ждите. Через какое-то время на небольшом удалении от вас появится некое существо, и вы сразу почувствуете, что оно принадлежит этому миру.

И совершенно неважно, идет ли речь о существе мужского или женского пола. Так или иначе вы почувствуете, что оно в чем-то очень близко вам. И чем ближе оно будет подходить к вам, тем роднее оно вам покажется.

Это – ваш духовный поводырь, обитающий в вашем внутреннем мире и знающий обо всем, что вы сами так упорно до сих пор искали в мире реальном. Как бы это существо ни выглядело, его не стоит пугаться.

Вы абсолютно спокойно можете заговорить с вашим духовным проводником, только не увлекайтесь излишней «игрой в слова», ваш поводырь и так очень многое знает о вас. Именно он будет сопровождать вас на пути по лабиринтам души, именно он откроет вам доступ к внутренним силам и возможностям.

Ваше чувство уверенности и защищенности постепенно возрастает, вы начинаете обживаться в нарисованном вашим воображением месте. Поводырь подарит вам улыбку и веру в собственное «Я». Вы ответите ему такой же улыбкой и только тут заметите, что он провожает вас домой из мира медитации.

Пока вы еще можете задать ему самый «главный», больше всего волнующий вас вопрос.

Ответ на все мучающие вас вопросы родится в первые 30 секунд возвращения в реальный мир. Мысленно попрощайтесь на время с миром души, дышите при этом ровно.

Постепенно начинайте шевелить пальцами рук и ног, слегка потянитесь, пошевелитесь. А затем осторожно откройте глаза и сориентируйтесь во времени и пространстве.

Оглядите со всех сторон место ваших медитативных упражнений, взгляните на часы и засеките время.

Медитация вторая. Анализ проблемы и место медитации

После того как вы выбрали помещение для медитации, где царит наиболее приятная и безопасная атмосфера, подходящая для путешествия в глубь души, не менее важно выбрать внутреннее место покоя и расслабления, из которого вы сможете сейчас и в будущем совершать свои путешествия. И лучше всего для этого отправиться в медитативный поиск.

Читайте также:  Принятие буддизма в государстве царя ашоки - как это было

Сядьте на землю (на пол) или лягте поудобнее, закройте глаза. Сосредоточьтесь на собственных переживаниях.

Сделайте пару глубоких вдохов и постарайтесь почувствовать свое дыхание: почувствуйте, как его жаркий поток разливается по всему телу, как вытекает на выдохе изо всех пор.

Положите руки на живот и представьте, что дышит только живот, как оживляет он холодные, безвольные руки.

Когда руки согреются, опустите их вдоль тела.

Почувствуйте свою глубинную связь с землей, распрямите плечи, обратите внимание на то, каким легким, каким невесомым стало ваше тело.

Если же напряжение в вашем теле не ослабевает, постарайтесь избавиться от него более радикальным образом: сделайте вдох, сосредоточьтесь на ваших проблемах, а делая выдох – «попрощайтесь» с ними, «отпустите» проблемы на волю. И все они, в компании с тягостными мыслями и чувствами, просто «стекут» с вас в землю.

А теперь представьте то пространство, тот уголок, где вы сможете почувствовать себя наиболее уютно. Позвольте данному пространству проникнуть в вашу душу. Вам, собственно говоря, ничего не следует делать для этого, прилагать какие-то усилия, просто ждите – и пространство безопасного, радостного бытия обязательно предстанет перед вашим внутренним взором.

И чем ярче будет созданный вашим воображением образ, тем реальнее он вам покажется.

Что же это за «райский уголок» такой? Что вы видите? Всмотритесь в буйство красок, изысканность форм. Почувствуйте землю сего уютного места у себя под ногами, «ощупайте» ее руками.

Почувствуйте дуновение освежающего ветерка, поцеловавшего вас в щеку, подставьте голову его «игривым пальцам». А может, вы уже уловили аромат надежности и безопасности? Что слышите вы? Впитайте в себя атмосферу данного чудесного пространства. Есть ли имя ему? Это ваше место, ваш долгожданный рай.

Это место вашей духовной безопасности. Место, где вы можете почувствовать себя уютно. Место, дающее защиту и надежность. Место, из родников которого вы черпаете энергию и силу. Помните: вы в любое время можете «прийти» сюда, потому что оно навечно ваше.

Наслаждайтесь чудесными мгновениями, занимайтесь чем угодно. А затем попрощайтесь с пространством абсолютной свободы и безопасности (не волнуйтесь и не расстраивайтесь, это ненадолго).

Медленно сосчитайте до пяти. Откройте глаза. Ну, вот вы и дома, в вашей земной реальности.

В конце медитации вы можете взяться большими и указательными пальцами рук за мочки ушей и помассировать их, пока они не разогреются и к ним не прильет кровь.

Благодаря этому действию вы массируете не только уши, но и органы всего тела, обеспечивая максимальное внимание к происходящему с вами во время медитации.

Когда уши согреются, надо осторожно открыть глаза и сориентироваться в реальном времени и пространстве.

Медитация третья. Дух растений

Лягте поудобнее и расслабьтесь, положите руки как можно удобнее вдоль тела, отстранитесь от всего, что волнует вас и занимает мысли, откройтесь навстречу опыту путешествия и закройте глаза.

Вслушайтесь в музыку, заранее включенную вами перед медитацией. Если это возможно, настройте свое дыхание на ее ритм. Пусть музыка несет вас все дальше, в мир образов и красок.

И так до тех пор, пока вы не попадете в место абсолютного покоя и расслабленности, в ваш личный рай.

Вам все еще не избавиться от докучающих мыслей? Тогда представьте себя сидящим у реки и постарайтесь увидеть, как вода уносит все проблемы, как они тонут в глубине. И тогда вы почувствуете ни с чем не сравнимое блаженство и расслабленность.

Отправляйтесь в путь, прочь от реки, уносящей ваши проблемы. Вглядитесь в открывающиеся вашему внутреннему взору картины. Видите сад? Почувствуйте волшебный аромат растений, растущих в этом волшебном саду. Чувствуете, как ветерок ласкает вашу кожу? Здесь, в этом саду, вы можете пообщаться с некоторыми растениями.

Вы можете подойти к ним поближе, правда, не касаясь растений, и, сидя рядом, попробуйте ощутить, что «чувствуют» они. По всему вашему организму растечется чувство удивительной близости всему живому из этого сада. Вы даже начнете верить, что в далекие, удивительно далекие времена вы были одним из духов природы.

А теперь взгляните вон на то дерево. Видите, к вам приближается дух растений? Протяните к нему руку. Чувствуете кору, заменяющую ему кожу? Не бойтесь и не убирайте вашу руку.

Лучше задержите ее, и вы почувствуете прилив удивительной силы и энергии. Вслушайтесь, и вы обязательно услышите все, что хочет вам сказать дух растений. Главное – не отдергивайте от него руку.

Разговор с духом растений должен продолжаться не больше 20 секунд. Поверьте, их будет вполне достаточно.

Затем прогуляйтесь по саду, чувствуя себя единым со всеми существами, населяющими его. Увидев красивый цветок, почувствуйте место, на котором он растет, почувствуйте себя этим самым цветком, таким же маленьким и нежным и в то же время удивительно сильным.

Протяните руки навстречу солнцу, как тянется навстречу солнечным лучам цветок. Потом опять прогуляйтесь по саду, осознавая, какую роль играют в вашей жизни те или иные качества разных растений – например, нежность цветов и жгучая агрессивность крапивы.

Поднимите глаза к небу и задумайтесь над тем, какую роль до сих пор оно играло в вашей жизни, – 20 секунд хватит для того, чтобы получить ответ.

Вы можете возвращаться, вы обрели первичный опыт мира растений. Попрощайтесь с этим миром стараясь не забывать все, что увидели здесь. Вслушайтесь вновь в раздающуюся как бы издалека музыку – это поможет вам вернуться в реальный мир.

Затем сделайте глубокий вдох-выдох, слегка пошевелите пальцами рук и ног, почувствуйте вашу физическую оболочку, потянитесь, привстаньте и только после этого открывайте глаза, чтобы вновь сориентироваться в реальном времени и пространстве.

Медитация четвертая. Элементы Воздуха и Воды

Лягте поудобнее, расслабьтесь, руки раскиньте по сторонам, закройте глаза. Вы спокойны, вы совершенно спокойны, вы наслаждаетесь чувством покоя, ничего больше не желая и никому ничего не задолжав. Вы просто отдаетесь воле событий, приветствуя их, и вступаете на путь в глубь собственной души.

Прислушайтесь к собственному дыханию, плывите на его волнах. Оно несет вас вперед, и с каждой новой волной вы освобождаетесь от всего наносного, вдыхая воздух и новые силы. Вы соприкасаетесь с праэлементом – с Воздухом, вы ощущаете небывалую легкость, сами становитесь воздушнее.

Плавание по реке дыхания становится частью вашего путешествия. Дыша, вы начинаете верить праэлементу. Поток энергии проникает в ваши легкие, из них в кровеносные сосуды, питает все органы и клетки тела.

Вам передается сила Воздуха, не знающая границ, вольная и небесная. Дайте себе время сполна насладиться этой силой, тем, что вы сделались легче, воздушнее, ощутите радость от прикосновения ветерка к вашему лицу.

Осознайте то, что игра ветра подобна игре мыслей человека, столь же стремительна и непредсказуема.

Именно этот ветер подхватит и понесет вас дальше. Вы опуститесь на берег реки. Осторожно коснитесь водной глади, ощутите ее живительную прохладу. Вы соприкоснетесь с силой праэлемента – с силой Воды. Войдите в реку и отдайтесь ее ритму. Не похож ли этот ритм на течение вашей собственной жизни? Что вы чувствуете в этот момент?

Умойтесь водой и выходите на берег, возвращайтесь на твердую почву материального мира. Сделайте глубокий вдох-выдох, пошевелите пальцами рук и ног, откройте глаза и сориентируйтесь в своем времени и пространстве.

Медитация пятая. Элементы Земли и Огня

Лягте поудобнее и расслабьтесь, пусть ваше тело отдыхает. И пока длится его отдых, обратите внимание на то, где вы находитесь. Пусть дыхание укачивает вас, словно младенца в люльке, грудь и живот поднимаются и опускаются на волнах дыхания.

Вы отправляетесь дорогой медитации, когда время и пространство становятся уже чем-то неважным и безразличным, вы погружаетесь все глубже, с каждым новым вдохом-выдохом отдавая земле вес вашего тела. Вас окружает мир образов и красок, вибраций и звуков, вы постепенно отстраняетесь от всего внешнего и повседневного. Теперь вы открыты новым впечатлениям.

Вы начинаете чувствовать, что лежите на земле, несущей вас, как и всех остальных живых существ, с нею вы связаны неразрывными нитями, хотите вы того или нет, чувствуете ли вы эту связь или нет. В вас становится все сильнее и ярче чувство земли, великой матери жизни, вы открываетесь данному опыту.

Ваша кожа превращается в земную кору, мысленно все ваши поры открываются, чтобы вместить в себя все силы земные, ваша душа сливается с праэлементом Земля, кости и ткани становятся крепче – они приобретают силу Земли.

Поток новой энергии проникает в вас, делая вас жизнеспособнее, а все старое, использованное и давно ненужное выходит из тканей тела и уходит в царство земной тверди, чтобы там переродиться для новой жизни.

Теперь вы чувствуете себя землей, несущей горы и долины, скалы и маленькие камешки на дороге. Теперь все первоосновы жизни сосредоточены именно в вас, вы становитесь Матерью-Землей, дающей жизнь всем формам и рано или поздно принимающей в себя все отжившее.

Постепенно в вас загорается огонь вдохновения. Энергия земли порождает в вас этот огонь. Вы чувствуете, как припекает вас, землю, солнце. И мир изменяется.

Вы задумываетесь над тем, какую роль играет в вашем существовании праэлемент Огонь? Согревает ли он вас на вашем пути? Энергичны ли вы в повседневной жизни? Сколько силы и огня черпаете из окружающего вас мира? Сколько энергии и огня можете отдать сами? И на что?

А теперь попрощайтесь с полыхающим пламенем и вернитесь в царство Матери-Земли. Подумайте, какую роль в вашей жизни играет стабильность? Крепка ли ваша душа?

Теперь сделайте глубокий вдох-выдох, немного пошевелите плечами, пальцами рук, ног и откройте глаза, стараясь сориентироваться в реальных времени и пространстве.

Источник: https://aupam.ru/pages/profilaktika/tibet_monah_zri/page_08.htm

Медитация тибетских монахов. Тибетский рецепт долголетия

Добавить в избранное

Медитативную практику, которая была получена в ходе Гималайской экспедиции. Ею поделились тибетские монахи, большинству из которых было далеко за 90 (хотя по виду этого нельзя было сказать). Как прожить дольше? Этот вопрос интересует практически каждого, особенно после определенного возраста…

Можно ли действительно что-то сделать?

Все новейшие исследования в области медицины в конечном итоге направлены на то, как избавить человека от болезней и продлить его жизнь. Но вопросом долголетия интересовались еще в глубокой древности. Особенно сильно в этом продвинулись восточные учения.

Как же можно прожить дольше?

Конечно, никто не может с уверенностью сказать, что если человеку, скажем, положено прожить 50 лет, то с помощью медитации он проживет 120 или хотя бы 60. Но было замечено, что те, кто выполняют медитативные практики, занимаются самовнушением, и поддерживают в себе определенный настрой на здоровье и долголетие, живут, в среднем, на 20-30 лет дольше.

Читайте также:  Как живут в монголии - быт и традиции кочевого народа

Особенно рекордсменами-долгожителями¹ выделяются восточные страны (Япония, Китай), где медитации издревле являются частью культуры.

Хотите узнать, как долго вы можете прожить?

На Востоке считается, что длительность жизни напрямую зависит от скорости движения энергетических потоков в теле. Чем медленнее циркулирует энергия, тем дольше проживет человек.

И наоборот… Чтобы понять, как быстро циркулирует ваша энергия, закройте глаза и сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Вскоре вы почувствуете напряжение или даже некое движение.

Это и есть движение энергии.

Если напряжение будет довольно сильным, значит энергия движется быстро. Если вы практически ничего не почувствуете — значит медленно.

Оценив, насколько быстро движутся ваши энергетические потоки, вы сможете сделать соответствующий вывод.

Есть ли специальные медитации, которые помогают прожить дольше? Да, есть! Такие медитативные практики как раз направлены на замедление движения энергетических потоков. Большинство этих методик передаются на Востоке из поколения в поколение. Особо редкими техниками владеют лишь Тибетские долгожители.

Техника

1) Практик принимает удобное положение тела (можно лежа или сидя) и закрывает глаза. Расслабляет тело и успокаивает ум.

2) Затем он сосредотачивает все свое внимание на образе Вселенной, вечности… Погружается в эти ощущения.

3) После 5-7 минут (определяется интуитивно) такой концентрации практик воображает, что его жизнь становится такой же вечной и необъятной. Он погружается в вечность еще больше и буквально сливается с ней.

* Во время этой визуализации можно повторять про себя слова:

«Вечность», «Абсолютная вечность» (это помогает усилить эффект).

4) После этого практик ощущает, как поток его жизни застывает, а затем жизненная энергия начинает медленно увеличиваться (это представляется интуитивно; у каждого образ будет своим).

* Визуализация длится 15 минут или более.

5) Чтобы закончить медитацию, практик просто выходит из расслабленного состояния и открывает глаза.

Рекомендуется выполнять эту медитативную технику в тихом, затемненном помещении.

«Побочные эффекты»

Замечено, что при ежедневной практике этой медитации человек становится более спокойным, менее подверженным стрессу. Данная техника универсальна (подходит для всех людей), но наилучшие результаты наблюдались у тех практиков, чей дар связан с умением работать с энергией.

Источник

Десерт

(
Загрузка…

Источник: http://ezoterika-ru.ru/meditatsiya-kotoraya-pomogaet-prozhit-dolshe/

Практика буддизма на Западе

Если мы хотим практиковать буддизм на Западе, нам не просто нужно стать хорошими людьми, но и пойти дальше. Буддизм предлагает огромное количество практик, подходящих людям с самым разным складом ума и способностями.

Они включают обучение и медитацию. В этом нет ничего исключительно азиатского или западного. Однако самое главное – интегрировать всё, что мы изучили или на что медитировали, в свою повседневную жизнь.

Нужно сделать буддийскую практику своим образом жизни.

Просыпаясь утром, мы начинаем с того, что задаём намерение на день. Какая у нас мотивация? Мы вспоминаем, какова наша цель и что мы делаем со своей жизнью, а затем устанавливаем намерение на самом деле стремиться к этой цели.

Когда мы просыпаемся, в идеале это должно быть: «Как хорошо, что я не умер во сне, и как чудесно, что у меня впереди целый день, чтобы продолжать работу на буддийском пути».

Подобные мысли намного лучше, чем: «О нет, ещё один день!»

То же самое при отходе ко сну. Мы думаем не: «Слава богу, этот день прошёл, мне так хочется впасть в бессознательное состояние», а: «Не могу дождаться, когда я проснусь утром и продолжу». Всё это сводится к «прибежищу».

Я обычно не использую это слово, потому что, мне кажется, главный смысл здесь – иметь в жизни направление. Это направление показали нам будды, их учения и личные достижения, а также духовное сообщество, которое следует этим учениям.

Таково надёжное направление, которое защищает нас от страданий.

Если в нашей жизни есть осмысленное направление и цель, это нам невероятно помогает. Мы работаем над тем, чтобы полностью избавиться от заблуждения и беспокоящих состояний ума, а также раскрыть наш положительный потенциал. Двигаться по жизни в этом направлении означает следовать по стопам будд и их духовного сообщества.

Мы ощутим пользу, даже если сделаем лишь небольшой шаг в этом направлении. Но важно подтвердить это своим собственным внимательным анализом и экспериментом. Будда сказал не принимать ничто из сказанного им на веру. Как западным людям, нам, возможно, будет проще понять этот научный подход Будды.

Мы всегда должны поддерживать критическое отношение.

Надёжное направление в нашей жизни должно быть действительно глубоким и прочувствованным. Именно оно делает нас буддистами – не только то, что мы хорошие люди. Надёжное направление требует полной уверенности в том, что желаемых целей можно достичь. Если мы не думаем, что преодолеть все свои недостатки и полностью раскрыть положительный потенциал возможно, зачем пытаться достичь фантазии?

Как начинающие мы, конечно, не можем полностью поверить, что достичь буддийских целей возможно.

У нас может быть вера, основанная на харизме учителя или даже на том, что мы принимаем желаемое за действительное.

Над уверенностью в том, что достичь этих целей возможно, надо работать в пошаговой манере. Когда мы действительно будем в этом уверены, мы сможем искренне посвятить себя пути, вложив все силы.

Это одна из наших задач на буддийском пути. Буддийские цели очень важны, так как они помогают нам более стабильно идти в нужном направлении. Мы начинаем день с подтверждения этого намерения и заканчиваем посвящением и пересмотром того, что мы делали в течение дня.

Если мы злились и тому подобное, важно это признавать, сожалеть об этом и сделать очистительную практику. Всё хорошее, что мы сделали, мы посвящаем достижению наших позитивных целей.

Великий тибетский мастер Цонкапа сказал, что наше намерение должно проходить через весь день: мы вспоминаем о нём не только в начале и в конце дня, а весь день.

У современного вьетнамского мастера Тик Нат Хана есть для этого очень хороший способ – «колокольчик памятования». В течение дня в случайно выбранное время звонит колокольчик.

Все на несколько секунд останавливаются, чтобы восстановить памятование о своём намерении. Один мой ученик настроил свой мобильный телефон, чтобы он подобным образом звонил несколько раз на дню.

Есть много методов, которые помогают нам вспомнить о своей мотивации, если мы не делаем этого автоматически.

Как постоянно подчёркивает Его Святейшество Далай-лама, самое важное для нас – это так называемая «аналитическая медитация». На нашем уровне она подразумевает размышление об учениях, сопоставление их с нашей жизнью и опытом. Например, мы анализируем проблемы с каким-либо человеком на работе.

Как с этим справиться? Нам надо развивать терпение. Каковы учения о терпении? Какой метод они предлагают? Мы спокойно сидим и практикуем терпение, думая об этом человеке. Это буддийская практика, в этом вся суть слова «практика».

Мы практикуем способность проявлять терпение в реальных жизненных ситуациях.

В конце дня мы пересматриваем сделанное. Не вините себя, если не смогли жить в соответствии со своим позитивным намерением. Помните об основной характеристике сансары – в ней есть взлёты и падения.

Прогресс никогда не будет линейным: неважно, как сильно мы стараемся, будут хорошие и плохие дни.

Если мы ошиблись или причинили другим вред, то признаём это и принимаем решение делать всё возможное, чтобы это не повторилось.

Взлёты и падения будут происходить, пока мы не станем освобождёнными существами, а это будет нескоро. До этого у нас будет появляться гнев, страсть и всё остальное. Это хорошо отрезвляет! В этой ситуации самое полезное состояние ума – беспристрастие («равностность»). Если мы устали, то отдыхаем.

Это нормально, в этом нет ничего неправильного. Когда мы чувствуем, что отдохнули, продолжаем работать. Это тоже нормально. Нам надо избегать двух крайностей – слишком давить на себя и делать себе поблажки, как ребёнку. Мы просто продолжаем, несмотря ни на что.

Это называется «усердие, подобное броне», и оно защищает в любой ситуации.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/o-buddizme/kak-izuchat-buddizm/praktika-buddizma-na-zapade

Шаматха, основы тибетской медитации

Тибетское «Ши» или «шема» имеет значение «умиротворение», «замедление», «отдых», «расслабление». Тибетское «нэ» или санскритское «тха» означает «удержание», «соблюдение».  

Тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна. Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи».

Шаматха ассоциируется с достижением абсолютно объективного взгляда на мир, лишённого личных оценок. Практикующие могут достичь шаматхи за относительно небольшое время, указывают полтора-три года активных медитаций. Хотя это очень индивидуально, по другим достоверным источникам даже у опытных практиков может получиться выйти в это состояние через 25 лет.

Эту картинку нарисовал Учитель Его Святейшества Далай-ламы Тричжанг Римпоче.

Всякая возникающая у нас дурная мысль, по сути, сводится к заблуждению. Чтобы устранить заблуждение, необходима мудрость. И не только мудрость, но ясное осознание и хорошее сосредоточение. Без хорошего сосредоточения, без острой направленности ума устранение заблуждений просто невозможно.

В процессе медитации сосредоточения, ум становится настолько ясным и прозрачным, что мы способны увидеть мельчайшую частицу этого мира, таким спокойным и счастливым, что это невозможно сравнить с какими-либо другими состояниями счастья. Побочный эффект этой медитации заключается в обретении ясности сознания.

Если происходит продвижение в медитации, то улучшается память, проясняется ум. Так как здесь всего девять изображений монаха  – мы наблюдаем девять стадий развития шаматхи на этой картинке. Монах — собственно мы сами. И пока мы еще не здесь, нам только предстоит достичь этой первой стадии.

То есть, путем практики он развивает свою медитацию и достигает девятой стадии, где изображен верхом. Очень важно развивать шаматху последовательно, от одной стадии к другой, а для этого надо знать все стадии. Иначе мы не будем знать, где находимся, не будем замечать, каков наш прогресс. И когда вы доходите до какой-то стадии, вам никто не может сказать, что вы уже дошли.

Вы сами должны это почувствовать. В руках у монаха лассо и крюк. Лассо означает внимательность, осознанность. А крюк означает бдительность. Слон — это наше сознание, психика. Черный цвет слона показывает состояние возбужденности, омраченности. Обезьяна означает блуждание ума. А черный цвет обезьяны указывает на возбужденность.

Посмотрите, на первой стадии наше сознание совершенно черное, и обезьяна тоже совершенно черная. Что же надо сделать, чтобы обратить черное в белое? Петля необходима для того, чтобы поймать этого слона: набросить на него петлю внимательности, привязать его и поймать; зацепить крюком и так вести к Освобождению. 

Когда вы начинаете заниматься процессом медитации, вы обнаруживаете, что в уме появляется все больше и больше размышлений, больше даже, чем было до медитации. Но это неверное впечатление. На самом деле оно подобно тому, как мы проходим по улице мимо движения транспорта, не замечая его.

Но когда начинаем приглядываться, мы видим, как много здесь разных машин, как они движутся. Также, при занятии медитацией, мы просто обнаруживаем свое состояние сознания. Это определение нашего состояния сознания, называется “установление ума” — есть первая стадия шаматхи.

И так вы делаете раз за разом, возвращая свой ум к объекту и улучшая свое сосредоточение. Когда мы оказываемся способны обнаружить объект, удержать и пребывать на нем в течение, по крайней мере, одной минуты без отвлечения, без перерыва медитации, это означает, что мы достигли первой стадии.

Читайте также:  Интересные факты о китайском языке - более 25-ти необычных особенностей

Это на картинке в самом низу. До этого мы еще не вступили на нужный путь. 

Чем больше мы занимаемся медитацией, тем дольше сможем оставаться в сосредоточении. Вначале мы проделываем четыре стадии: отыскивание объекта медитации, обнаружение, удержание и пребывание на объекте. Затем, когда теряем объект и снова возвращаем его, уже нет смысла проделывать все четыре стадии снова, как вначале. Достаточно просто отыскивать этот объект и пребывать на нем.

Посмотрите еще раз на эту картинку. Слон сознания, которое совершенно замутнено, ведом обезьяной, то есть блужданием и возбужденностью. Что надо сделать? Надо зацепить слона и постараться привязать его к колонне. Кто это делает? Это делает тренирующий ум, обуздывающий ум — то есть вы сами.

Для обуздания нужны две вещи: лассо и крюк. Вы набрасываете веревку на слона и таким образом удерживаете свое сознание. Поначалу веревка внимания не прочна, и слон ума может порвать ее. Поэтому мы должны делать веревку нашего внимания все крепче и крепче.

Тогда слона можно будет на длительное время привязать к столбу объекта концентрации. 

Что же представляет собой внимание? Внимание имеет три характеристики. Первая из них — объект – допустим это образ Будды. Вторая характеристика — тот факт, что мы держим этот объект. А третья — то, что мы не отходим от объекта. Когда все три присутствуют, то вместе они называются вниманием. Вначале именно развитие внимания имеет наибольшее значение.

  Когда мы это внимание сохраняем более двух минут, это и называется “продолженная медитация”. Именно поэтому вторая стадия отличается от первой продолжительностью концентрации. В первом случае это всего одна минута, во втором — две.

Разница между второй и третьей стадией состоит в том, что на второй стадии наше внимание еще недостаточно хорошее, и если после двух минут мы теряем объект медитации, то не сразу это замечаем. Наш ум куда-то отходит, и только через какое-то время мы замечаем, что объекта-то перед нами нет. Ум бродит туда-сюда, получается умственное блуждание.

А когда мы достигаем третьей стадии концентрации, то не только можем удерживать объект медитации на протяжении четырех-пяти минут, но главное — мы сразу замечаем отвлечение и возвращаем сознание к объекту. Потому она называется “стадией возвращения”, установки заново. Это ясно иллюстрируется на картинке.

Если вы посмотрите на изображение первой или второй стадии, вы увидите, что веревка у монаха, который пытается контролировать слона, порвана, и слон вашего ума бегает, как хочет. На третьей стадии мы видим, что слон поворачивает голову, потому что веревка его не пускает. То есть, монах уже держит слона веревкой.

На первых двух стадиях слон ума убегает без оглядки, даже не оборачивается. А на третьей, хотя он еще и убегает, но уже вынужден оглянуться, так как веревка его держит. По разные стороны дороги, по которой следует слон и монах, располагаются разные предметы, фрукты и т.д. – это символы объектов желаний.

Фрукты – объекты вкуса, лента как символ объекта осязания, раковина с благовониями – объект обоняния, караталы (тибетские колокольчики) – как объект слуха и алтарь (иногда нарисовано как зеркало) – объект зрения. Данные предметы символизируют объекты блуждания ума. Нельзя позволять слону сходить с дороги, отвлекаясь на эти объекты.

Обратите внимание на то, что на первой и второй стадиях на слоне никого нет, а на третьей стадии на спине у слона появляется кролик. Этот кролик символизирует тонкую умственную притупленность, при которой, например, образ недостаточно ясен в деталях, может стать существенной помехой.  

Разница между третьей и четвертой стадией заключается в том, что на третьей стадии у нас присутствуют еще грубые отвлечения ума. Хотя мы можем находиться в медитации уже длительное время, объект у нас будет уходить и возвращаться. На четвертой стадии объект уже не уходит, он присутствует постоянно.

Поэтому грубое отвлечение на четвертой стадии не наблюдается. Но, как вы замечали, когда смотрите телевизор, часть вашего внимания уходит куда-то в сторону. Так же и здесь. Объект медитации здесь, но не все внимание сосредоточено на нем. Частично оно отвлекается.

Это явление называется тонким умственным отвлечением, или возбужденностью. 

Ваша концентрация очень ясная, чистая, например, в начале сеанса, и вы видите объект отчетливо и без помех, вы знаете, что эта та концентрация, которую вы способны реализовать. Потом вы устаете, ваш ум немного притупляется, уходит ясность и насыщенность.

И когда вы научитесь это замечать, можете считать, что вы на четвертой стадии. Если третью стадию мы называем “возвращением”, или “установкой заново”, то четвертую стадию — “близкой установкой”.

По картинке вы можете посмотреть, что на третьей стадии веревка, которой мы держим слона, длинная, а на четвертой она уже очень короткая. На картинке мы видим, что на четвертой стадии обезьянка еще ведет слона, а вы где-то сзади. А на пятой стадии обезьянка уже сзади, а слона ведете вы.

То есть, вы здесь главный. После четвертой стадии вы держите объект медитации очень прочно, и поэтому ваши отвлечения уходят, но может возникнуть ослабление объекта. 

Это две противоположности: с одной стороны — отвлечение, с другой — ослабление. Если мы расслабимся, не будем слишком крепко держать объект, то может возникнуть отвлечение. А если будем слишком крепко держать, может возникнуть этот провал. Поэтому нужно регулировать и держать объект медитации с необходимым усилием.

Речь здесь идет о том, что когда мы дошли до четвертой стадии, мы достигли полного развития внимания. Теперь центр тяжести переносится на развитие бдительности. С помощью бдительности мы можем распознать тонкие умственные отвлечения и устранить их. Поэтому в промежутке между четвертой и пятой стадиями самое главное — бдительность.

Теперь, когда мы движемся с пятой стадии на шестую, бдительность приобретает решающее значение. И с ее помощью мы теперь должны устранить не отвлечения — они уже все устранены — а тонкую умственную притупленность.

Когда мы укрощаем с помощью бдительности тонкие умственные отвлечения, мы применяем соответствующее противоядие, которое состоит в том, что мы расслабляемся, когда слишком напряжены. 

Но если мы расслабляемся немного больше, чем надо, теряется яркость изображения, что и характеризует тонкую умственную притупленность. Поэтому нужно опять напрячься, уменьшить расслабленность, увеличить концентрацию.

Вот эта часть процесса применения противоядия против тонкой умственной притупленности и происходит на промежутке между пятой и шестой стадиях. А когда мы полностью научимся находиться именно в той точке, в какой нужно, мы и достигнем шестой стадии.

По достижении шестой стадии тонкая умственная притупленность исчезла. Поэтому если вы взглянете на изображение слона на шестой стадии, вы увидите, что кролика на нем больше нет.

Но еще есть тонкая возбужденность, и путем обуздания этой возбужденности своей бдительностью мы достигаем следующей седьмой стадии.

На седьмой стадии нет помех притупленности и возбужденности, но тем не менее, хотя медитация не прерывается ими, совершенно необходима бдительность, чтобы удерживаться от их появления. А применяя бдительность, можно достичь следующей стадии, где притупленность и возбужденность не появляются и не могут появиться. Там бдительность уже не нужна. На седьмой ступени у слона нашего сознания еще есть помрачения, и поэтому надо применять бдительность. 

А на следующей ступени этих пятен нет. На восьмой стадии помехи не возникают и не могут возникнуть, но для того, чтобы начать саму медитацию, нужно приложить некоторое усилие для того, чтобы войти в шамадхи.

А на следующей, девятой ступени, усилий уже прилагать не надо, то есть в состояние медитации мы переходим плавным образом, спонтанно и естественно, не прилагая усилия. Вот посмотрите, здесь слон еще не полностью подчинен вам, его надо вести за собой.

А на девятой стадии вы сидите, и он просто лежит рядом, совершенно не требуя никаких усилий, то есть, ваш ум, на что бы он ни был направлен, остается совершенно покорным. Другой рисунок, где он едет на слоне, показывает, что он достигает блаженства духовного.

 И на этой стадии он подобен орлу, который уже не машет крыльями, а просто парит на этих крыльях в свободном полете. Здесь не надо применять никаких усилий, никаких противоядий для того, чтобы достичь шаматхи. Вы достигаете телесного умиротворения и блаженства, блаженства податливости тела.

Какую бы позу вы ни приняли, ваше тело испытывает удовольствие. И если, скажем, кто-нибудь положит вас в тесный ящик, вы не испытаете боли, а только физическое блаженство. Но и когда вы достигнете этого чувства, вы все еще не достигли шаматхи, вы достигли лишь телесного умиротворения, блаженства. И вы продолжаете медитацию. 

Затем в процессе медитации вы достигаете умственного умиротворения и блаженства, — это и называется шаматха. Шаматха — это пребывание в покое, безмятежность. Но шаматха не является конечной целью, как показано на картинке. Шаматха не устраняет причины страдания в мире. Чтобы устранить эти причины, надо обрести мудрость.

И на последнем рисунке вы видите, что появляется меч, который символизирует мудрость, уничтожающую причину страданий нашего существования, а также единство шаматхи — умиротворения и випашьяны — постижения пустоты, — их соединение. Когда причина страданий бытия устранена, обретается Освобождение – Нирвана.

Этот высочайший уровень, достижение истинного счастья и блаженства, изображен именно здесь, в верхней части картины. И мы, люди, на самом деле обладаем способностью достичь не просто преходящего, а подлинного высшего счастья.

Поэтому наша настоящая цель в этом процессе развития — не просто достижение шаматхи, а достижение высшей цели, т.е. Освобождения. 

Для того, чтобы стать мастером медитации, достичь высокого духовного уровня, необходимо быть настоящим ученым, много изучать и достичь полного понимания Дхармы, воплощая ее в практике. Или же надо иметь великую веру. 

В Тибете много людей, которые не понимают сложных вещей, но у них такая великая вера, что они, начитывая мантры, достигают очень светлого, блаженного и мирного состояния духа. Посмотрев на них, видишь, какая большая сила в этих простых практиках.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/meditatsiya/shamatha/

Ссылка на основную публикацию