История китайского тетра – как зародилось это искусство

Театральное искусство в Китае: история развития. Интересно знать

История китайского тетра - как зародилось это искусство

В Китае история зарождения драматургии уходит корнями в глубокую древность и основывается на народных религиозных обрядах, танцах и песнях. Основа театральных представлений была заложена в XII-III веках до н. э. в период правления династии Чжоу. AnyDayLife расскажет, как зародилось и как развивалось театральное искусство в Китае.

Период династии Чжоу длился в Китае около 800 лет. Именно в этот период, по утверждениям историков, зародились песенно-танцевальные формы, которые стали основой китайского театра.

Стали популярными выступления и пантомимы придворных шутов. Такие представления часто имели элементы поэзии и сопровождались цирковыми номерами.

Эти действия получили название «байси», что в переводе означает «сто игр».

В VII-IX веках популярной формой театрального искусства стал фарс (вид народного театра комедийно-сатирического содержания) «игра о цаньцзюне», в котором главный герой постоянно попадал в глупое положение и терпел побои.

К XII веку фарсы уже состояли из нескольких частей и превратились в «цзацзюй», или «смешанные представления». На сцене выступало уже до пяти человек.

Хоть тексты таких выступлений и записывались, до наших дней дошли только названия.

В XII веке в юго-восточных регионах Китая появился новый жанр «наньси», который соединял в себе элементы фарса-цзацзюй с песнями, танцами, диалогам, и, что самое главное, импровизацией. В наньси уже присутствовало разделение трагических и комических ролей. Возникли и специальные литературные произведения для театра под названием «сивэнь».

К XIV веку театральное искусство в Китае достигло зрелости. Появился жанр драматического представления «цзацзюй». Пьеса разделялась на 4 акта, в каждом из которых один из персонажей пел свою мелодию. Пьесам этого времени была присуща простота и четкость композиции, а также особая напряженность конфликта.

Одним из основоположников юаньской драмы, как еще называется жанр «цзацзюй», считается Гуань Ханьцин, признанный классик драматургии, живший в 1210-1280 годах. Этот жанр театрального искусства Китая был особенно популярен в северных регионах страны.

Стоит отметить, что актерами чаще всего становились члены семей, существовала практика исполнения женских ролей мужчинами и наоборот. Представления были платными, существовал и обычай одаривать актеров во время выступления. В южной части Китая жанр «наньси» перерос в «чуаньци».

Эти представления не имели четкости композиции, не были ограничены по длительности и числу персонажей. Спектакли могли длиться несколько дней подряд.

В XIV-XVII развились дальнейшие направления театра, ставшие крупнейшими. Это иянское направление, для которого характера народная тематика пьес и использование народных мелодий, и куньшаньское направление, развлечения для китайской аристократии. Куньшанский театр был придворным и к середине XIX века практически исчез.

Факты об искусстве

Самые маленькие книги в мире

Для того чтобы прочесть некоторые книги, требуется увеличительное стекло, а порой даже микроскоп. Потому что их создатели поставили перед собой цель — создать самые маленькие книги в мире. Как правило, они выставляются в частных коллекциях или в музеях, чтобы удивить посетителей своими размерами.2351

Факты об искусстве

Любопытные факты о картинах Шишкина

Одним из самых известных художников-пейзажистов можно назвать Ивана Шишкина, чьи творения исполнены таинственной атмосферой леса, который он так любил изображать на полотнах. Любопытные факты о картинах Шишкина приоткроют их тайны для любителей живописи.2275

Факты об искусстве

Удивительный мир кино: 7 актрис в роли мужчин

Известно, что в древности женщинам запрещали выходить на сцену, из-за чего женские роли в театре играли мужчины. Однако эти правила остались в далеком прошлом. Сегодня ситуация в корне изменилась — порой все происходит как раз наоборот. И способствовал этому удивительный мир кино. 7 актрис в роли мужчин стали примером необычной актерской игры.944

Факты об искусстве

Топ-5 самых высоких замков из песка в мире

Создание песчаных замков — одно из самых любимых детских развлечений и в то же время популярное хобби среди взрослых. Оно требует мастерства и терпения, поскольку на подобные шедевры уходит много времени и сил. Предлагаем топ-5 самых высоких замков из песка в мире, в существование которых трудно поверить.799

Факты об искусстве

Самые маленькие репродукции картин в мире

В последнее время стала популярной нанорепродукция — технология копирования мировых шедевров, но в очень маленьких размерах. Она позволяет художнику не только прикоснуться к творчеству великих мастеров, но и попробовать себя в новом качестве. Таким образом появились самые маленькие репродукции картин в мире.918

Факты об искусстве

Увлекательные факты о картине «Последний день Помпеи»

Самой известной картиной русского живописца Карла Брюллова является «Последний день Помпеи», написанная в течение 1830-1833 годов. Она произвела неизгладимое впечатление на многих художников и писателей, вдохновив их на новые произведения. Увлекательные факты о картине «Последний день Помпеи» расскажут, чем она способна удивить.2195

Факты об искусстве

Самые масштабные музыкальные концерты в истории

О больших концертах мечтают многие музыканты, однако только единицам суждено собрать многотысячную толпу и запомниться своим выступлением на долгие годы. Большая популярность и огромные денежные вложения — вот залог успеха для певцов и коллективов. Самые масштабные музыкальные концерты в истории подтверждают это.1417

Сегодня в кинотеатрах проходят десятки премьер ежемесячно. Некоторые фильмы оказываются очень популярными и бьют рекорды по кассовым сборам, а других, наоборот, ждет полный провал. Продолжение известной фантастической киносаги можно смело отнести к первым, о чем свидетельствуют рекорды проката фильма «Звездные войны: Пробуждение силы».1091
Факты об искусстве

Необычные факты о стрит-арте

Стрит-арт стал одним из самых известных направлений в современном искусстве. Во многом он похож на граффити, однако не ограничивается им. Сегодня художники используют стены и другие поверхности на улицах, чтобы заявить о себе и показать свои творения. Необычные факты о стрит-арте расскажут об этом виде самовыражения и уникальных работах наших современников.1428

Факты об искусстве

«Назад в будущее»: Марти Макфлай прибыл в будущее

Поклонники трилогии «Назад в будущее» с интересом ждали 21 октября 2015 года, ведь именно в этот день главный герой научно-фантастического фильма Марти Макфлай прибыл в будущее. Наконец эта дата наступила. Хотя многое из предсказанного создателями трилогии не сбылось, многие отмечают этот день и находят удачные предсказания. Предлагаем интересные факты об этом фильме, его героях и необычном дне, который обещал людям необычайный прогресс.1039

Факты об искусстве

Картина «Прозерпина»: интересные факты

Одним из самых известных художников-прерафаэлитов стал Данте Габриэль Россетти. Его стиль легко узнается любителями живописи, но особенное восхищение у людей вызывает картина «Прозерпина». Интересные факты о ней помогут лучше понять это произведение искусства и узнать необычную историю его создания.1959

Факты об искусстве

7 интересных фактов о Шалтае-Болтае

«Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне» — такими словами начинается детское стихотворение. Его главный герой стал известным благодаря книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», однако история его происхождения намного интереснее. AnyDayLife расскажет 7 интересных фактов о Шалтае-Болтае.1855

Факты об искусстве

Топ-5 самых высоких церквей в мире

Христианские культовые сооружения отличаются высокими куполами, шпилями и колокольнями. Самой крупнейшей исторической христианской церковью считается собор Святого Петра в Ватикане, но он далеко не самый высокий. Примечательно, что в топ-5 самых высоких церквей в мире каждое сооружение имеет свою уникальную, а иногда и рекордную особенность.1420

Факты об искусстве

Топ-5 самых длинных литературных произведений

Проходя в школе роман Льва Толстого «Война и мир», наверняка не один школьник задумывался, что длиннее произведения и быть не может. Оказывается, в списке 5 самых длинных литературных произведений этому роману не нашлось места, так как в разных странах в разные века издавались и более длинные книги.2280

Факты об искусстве

Топ-5 известных памятников политикам, открытых в XX веке

Политика меняет ход истории, развязывает войны или наоборот их предотвращает. Именно поэтому самые влиятельные политики вписывают свое имя в историю, а за свои выдающиеся заслуги удостаиваются чести быть увековеченными в произведениях искусства. AnyDayLife представляет 5 памятников известным политикам, открытых в XX веке.1245

Факты об искусстве

Долина каменных Кувшинов в Лаосе

В Лаосе в провинции Сиангкхуанг располагается группа удивительных историко-археологических памятников, которые планируют внести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это Долина Кувшинов, где тысячи больших каменных горшков, вес которых достигает 6000 кг, разбросаны у подножия Аннамского хребта.1439

Факты об искусстве

Самый романтичный замок Шотландии: замок Эйлен-Донан

Замок Эйлен-Донан, лежащий в шотландском фьорде Лох-Дуйх, называют одним из самых романтичных в стране. Эта крепость неоднократно фигурировала в кинематографе, в том числе в культовом фильме «Горец» (1986) и в 19-м фильме «бондианы» «И целого мира мало» (1999). AnyDayLife расскажет больше об этой постройке.1308

Факты об искусстве

Пирамида Солнца в Теотиуакане

Третья крупнейшая в мире после пирамиды Хеопса и пирамиды Чолулы пирамида Солнца находится в легендарном заброшенном городе Теотиуакан, что в 50 км от современного Мехико, столицы Мексики. AnyDayLife расскажет об истории этой величественной постройки.1346

Факты об искусстве

Великая пирамида Чолулы в Мексике

Путешественники, которые впервые прибывают в бывший индейский, а сегодня мексиканский город Сан-Педро-Чолула, сразу обращают внимание на красивую церковь XVII века, построенную на вершина холма. На самом же деле этот холм является одной из крупнейших по объему пирамид в мире. Это Великая пирамида Чолулы, строительство которой началось еще во II веке до н. э.1469

Факты об искусстве

Загадки испанских пирамид: пирамиды Гуимар

В Древнем мире пирамиды были довольно распространенной формой архитектурного сооружения. Они строились в основном в качестве монументов, храмов или гробниц. Древние пирамиды сохранились до наших дней не только в Египте, известны также пирамиды в Латинской Америке. Немало споров вызвали и испанские пирамиды Гуимар, расположенные на острове Тенерифе.1261

Факты об искусстве

Топ-10 фактов о фильме «Крепкий орешек»

Культовый американский боевик «Крепкий орешек», вышедший на киноэкраны в 1988 году, принес мировую известность восходящей в то время голливудской звезде Брюсу Уиллису. AnyDayLife собрал самые интересные факты о фильме «Крепкий орешек».1558

Факты об искусстве

Комплекс Саксайуаман в Перу

Саксайуаман — это крепость и храмовый комплекс в знаменитом перуанском городе Куско, который инки превратили в центр огромной империи. Эта большая цитадель в древности была местом дислокации гарнизона и при необходимости могла вместить все население Куско. Больше об этом необычном памятнике инкской цивилизации, который знаменит на весь мир своей удивительной кладкой, расскажет AnyDayLife.1666

Факты об искусстве

Самая большая мечеть в мире

Мусульманские молитвенные архитектурные сооружения мечети трудно спутать с другими постройками, так как они отличаются особой изящностью форм, куполами-гамбизами, башнями-минаретами и, конечно, удивительной красоты богатым декоративным убранством. В этой статье AnyDayLife расскажет, где находится и чем примечательна самая большая мечеть в мире.1430

123456789  

Источник: https://anydaylife.com/fact/post/1010

3.1. История возникновения, национальные особенности и эстетические принципы китайского театра

Европейцев, посещавших Китай в XIX веке, привлекал и одновременно поражал уникальный вид народного искусства, соединявший музыку, пение, пантомиму и акробатику.

В представлениях почти не использовался реквизит, но актеры были одеты в великолепные костюмы и причудливые маски.

Поскольку в этих спектаклях драма смешивалась с пением, как в привычной им опере, европейцы называли их Пекинской оперой. Исторически она берет свое начало из средневековья.

Начало средневековой эпохи в Китае, так же как и в Западной Европе, было связано с нашествием «варваров» — различных кочевых племен. Китай оказался раздроблен на множество мелких государств.

Объединение Китая в единое могущественное феодальное государство произошло при династиях Тан (618–907) и Сун (960–1279).

Начиная с VIII века в Китае развивались города, становившиеся крупными экономическими и культурными центрами.

В IX веке насчитывалось свыше 2000 городов. Некоторые из них, например Кантон и Ханчжоу, имели по миллиону жителей. Гуревич А.Я. Среднвековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 33.

В средневековом Китае интенсивно развивались науки — математика, астрономия, география, история. Существовало даже высшее научное звание «Хань Линь», которое присваивалось выдающимся ученым-литераторам. Многие библиотеки Китая того времени насчитывали сотни тысяч рукописей.

Достигли большого расцвета литература, живопись, гравюра, ксилография, производство изделий из фарфора, бронзы, слоновой кости, дерева и камня.

При Танской и Сунской династиях происходит дальнейшее развитие китайской музыкальной культуры на основе народной песенной и танцевальной музыки.

Появляются профессиональные мастера музыки, чему немало способствует организация так называемой «Консерватории грушевого сада» (название связано с тем, что она помещалась в императорском грушевом саду). В пору ее расцвета количество учащихся — будущих музыкантов, актеров и танцовщиков — доходило до 1000 человек. Груббер Р.И. Указ. соч. С. 181.

Уже эта школа подготавливала исполнителей, которые должны были владеть искусством пения, танца, пантомимы, игры на музыкальных инструментах. Чтобы выдержать строгие экзамены, учащиеся должны были усиленно заниматься.

Наряду с музыкой народной, развивалась и дворцовая, храмовая, в исполнении которой участвовали громадные коллективы. Количество оркестров Сунской империи при императорском дворе доходит до 10. Там же.

Возникают первые ростки музыкально-театрального искусства; это произведения в форме диалогов с определенным сюжетным стержнем, насыщенные песнями и плясками. Такие произведения известны с середины VI века. В VIII веке складывается искусство балета.

XII и XIII века ознаменованы зарождением китайской «оперы», классического китайского театра, сохранившего свои основные эстетические принципы до наших дней.

Уже в середине XIII века было написано свыше 60 пьес для так называемой «Северной оперы» на основе северокитайской народной музыки. На юге Китая на основе южнокитайской народной музыки возникла «Южная опера».

Наибольшую известность из всех традиционных форм китайского театра получила пекинская опера.

Не будучи связана с какой-либо одной провинцией, пекинская опера объединяла достижения целого ряда местных театров.

Она включала более разнообразные и богатые мелодии, пользовалась большим количеством различных инструментов, нежели другие театры. Пекинская опера представляла собой классическую оперу.

Китайский театр был в полном смысле народным. У большинства традиционных спектаклей неизвестен был композитор. Обычно он попросту отсутствовал, так как спектакль создавался целым коллективом музыкантов-исполнителей и актеров — «поющих, говорящих, танцующих…». Не было в старом Китае и авторов-постановщиков. Все театры были передвижными.

Несмотря на то, что китайский классический театр сочетал воедино сложный комплекс приемов драматического, музыкально-вокального мастерства и акробатической техники, — в основе театрального представления лежало музыкальное начало.

Важно указание знаменитого китайского артиста Мэй Лань-фаня о том, что разговорный диалог в пекинской опере, как правило, рифмован и подчинен ритму музыки и поэтому скорее похож на пение, чем на разговорный диалог. Таким образом, наиболее подходящим определением сущности китайского театра является название — музыкальная драма. Образцов С. Театр китайского народа. М.: «Искусство», 1957. С.188.

Подавляющее большинство спектаклей китайского театра, возникшего в средние века, — как бы зрелищное изложение наиболее любимых народом исторических и сказочных романов и легенд.

Герои спектаклей во многих случаях — исторические личности, народные герои Китая, защищавшие страну от нашествия врагов, герои крестьянских войн, легендарные «сто восемь богатырей» Так, в одном из спектаклей можно узнать всю жизнь одного из 108 героев..

«Китайский народ обогащал исторические былины и народные сказания своим творчеством и создавал в различных операх и музыкальных драмах образы любимых героев. Симпатии народные целиком на стороне угнетенных и обездоленных.

В китайской музыкальной драме, в которой нет ни декораций, ни мизансцены, проявилась не только великая сила реализма, сила народной морали, стремление народа к свободе в условиях феодального режима; показаны такие положительные черты народного характера, как смелость, трудолюбие, доброта и природный ум» Образцов С. Указ. соч. С. 125..

Отсутствие декораций и мизансцены предполагает наличие огромного мастерства, выразительнейшей игры в сценическом действии «с несуществующими предметами» и свободно позволяет менять место действия столько раз, сколько это необходимо. Таких смен на протяжении одного спектакля бывает даже более пятидесяти.

«Несуществующими предметы» – особый прием китайского театра. Так, например, палка с несколькими пучками конского волоса в руках артиста означает, что он едет верхом; артист берет весло и делает небольшой прыжок — он уже в лодке. Зеленая ветка означает, что действие происходит в саду.

В старом классическом театре существуют и пантомимические жесты, определяющие общественное положение персонажа, его поведение, манеры (таковы образы богатого, знатного, бедного, глупого, коварного и т. п.).

Достаточно актеру сделать резкий поворот головы — и китайский зритель понимает, что герой силен и решителен.

Помимо выражения мысли словами, актер китайского традиционного театра пользуется языком пантомимических жестов. Это сценическое своеобразие китайского театра метко определил С.

Образцов в следующих словах: «Герои имеют право проходить друг перед другом, стоять рядом на .

расстоянии нескольких сантиметров, громко петь и говорить и в то же время не имеют права друг друга замечать, так как для зрителя они находятся в совершенно разных местах действия.

Для того, чтобы им встретиться или вступить в общение, необходимо либо одному перешагнуть воображаемый порог, выйти на улицу, либо другому, перешагнув тот же порог в обратном направлении, войти в комнату» Образцов С. Указ. соч. С. 188.. Китайский зритель, привыкший к этим традиционным приемам, сам воссоздает мысленно реалистическую картину действия.

Огромную роль в китайском театре, возможно восполняющую отсутствие общепринятой в европейском театре мизансцены, приобретают замечательный подбор цветов, мастерски продуманная комбинация красок.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/12092

История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты

История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику.

Теперь театр, несомненно, нечто большее, чем шествие поющих мужчин в козлиных шкурах по городу. Он стал высоким искусством, способом отдыха высшего общества, местом культурного просвещения.

История возникновения театра – это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день. Ее мы и поведаем читателю в нашей статье. Много интересных фактов вы также найдете в представленном материале.

Итак, начнем.

В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак.

Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера.

Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.

А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими.

Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист.

Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.

Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% – при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.

В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.

Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.

История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире “фонограммы”. Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.

Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже:

  • Орхестра – часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.
  • Скена – место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном.
  • Проскений – колоннада перед скеной.
  • Параскений – боковые каменные пристройки.
  • Эстрада – возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.
  • Эккиклема – передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене.
  • Котурны – обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.

Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа».

Куклы в театральном мире

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса.

В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет.

Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок.

Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься.

Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.

Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.

История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами.

Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса. В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения.

Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.

Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.

Возникновение отечественных театральных традиций

Историю театра в России разбивают на этапы:

  • Начальный («игрищный»).
  • Средний.
  • Зрелый.

Игрищный этап

Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году.

Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами.

Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.

Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными.

Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов.

Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.

Следующий этап истории русского театра – промежуточный между игрищным и зрелым. На данной фазе возникает придворный и школьный театры. В то время правил царь Алексей Михайлович, актерами придворного театра были иностранцы, школьного – учащиеся.

После смерти Алексея Михайловича деятельность придворного театра приостановилась до прихода к власти Петра I. Он относился к «зрелищам» положительно, но, помимо развлекательной, он стал наделен еще и пропагандистской функцией.

В 1702 году появился театр для широких масс – публичный. Его здание называлось «Комедиальной храминой», там давались представления немецкой труппой. Народ этот театр не принял.

Хотя Петр I и не достиг своей цели, не сделал театр любимым местом людей, общедоступным и популярным, но он заложил к этому все необходимые предпосылки.

Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. 30 августа 1756 года был дан старт, а именно, открылся Императорский театр. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне.

Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам. Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли.

Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы.

Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров.

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной.

Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути.

Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.

История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет.

Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект.

В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.

Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу.

Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр.

Убранство было дополнено советской символикой.

Он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, приняв на себя бомбу. Здание снова реконструировали. До 1987 года постройка подвергалась только небольшому косметическому ремонту.

Сейчас Большой театр – это здание с новой сценой, где можно использовать современные эффекты.

В то же время, оно сохранило дух классической архитектуры, свою «фирменную» акустику, что дает ему право считаться одним из лучших театров в мире. Вот такая история у Большого театра.

И напоследок еще один, не менее интересный факт. Фильмы, действие которых полностью или частично происходит в театре: «Бердмэн», «Горе-творец», «Ла-Ла Ленд», «Призрак оперы», «Бурлеск сказки», «Нокаут», «Натыкаясь на Бродвей», «Черный лебедь», «Кукловод», «Ужасно большое приключение», «Влюбленный Шекспир», «Убийство в маленьком городке», «Набережная Орфевр».

История театра (драматического и остальных жанров этого искусства) будет развиваться и дальше, так как интерес к нему остается неизменным уже более двух тысяч лет.

Источник: https://www.nastroy.net/post/istoriya-teatra-poyavlenie-i-razvitie-teatralnogo-iskusstva-zanimatelnyie-faktyi

Театр в Китае

Истоки зарождения китайской драматургии уходят глубоко в древность. Своим происхождением театр этой страны обязан народному творчеству, а именно песням, танцам и, конечно же, религиозным обрядам. Китайское сценическое искусство обладает довольно длительной и невероятно сложной историей становления и развития.

Предвестниками драматургии в Китае были различные народные, ритуальные и придворные представления. К примеру, в промежуток с XII по III век до нашей эры были очень популярны пантомимы, цирковые выступления «байси», а также инсценировки придворных шутов.

Очень часто подобные представления сопровождались поэтическими текстами. В VII и IX веках получают обширное распространение фарсы «цаньцзюнь», которые уже в XII столетии превращаются в «цзацзюй», то есть смешанные представления.

Не менее популярны в этот период пьесы «юаньбэнь», которые состоят из нескольких частей, связь между которыми едва просматривалась.

Новый век – новый жанр

На стыке XI и XII веков в Китае зарождается жанр «наньси». Это пьеса с танцами, пением, диалогами, импровизацией и непосредственным общением с публикой. Этот жанр возник благодаря уникальному сочетанию некоторых элементов фарса-цзацзюй и песенно-танцевальных форм. Особенность «наньси» заключается в дифференцировании действующих лиц согласно амплуа.

Развитие театрального творчества в Китае затронуло и такой жанр как прозо-поэтические сказы «чжугундяо». Их отличительная черта состоит в чередовании музыкально-поэтических арий и прозаических повествований.

На период четырнадцатого столетия китайская драматургия уже обрела зрелость. В это время происходит расцвет драмы «цзацзюй», что относится к северной ветви сценического искусства в Китае.

Для этого жанра характерны такие особенности, как деление произведения на вводную сцену и четыре акта, а также напряженный конфликт и простая композиция. Каждый из актов пьесы базировался на пении в исполнении одного из действующих лиц.

Причем, для каждого акта была предусмотрена отдельная мелодия.

Параллельно с северным «цзацзюй» развивается и южная «наньси», которая вскоре трансформировалась в «чуаньци». Этому подвиду драматургии характерно отсутствие гармоничной композиции. «Чуаньци» свойственна произвольность размеров актов пьесы и количества поющих персонажей в каждом акте произведения.

В 30-е годы девятнадцатого столетия китайское театральное искусство проходит профессионализацию и европеизацию. В этот период на сценических подмостках Китая ставят пьесы западноевропейских и русских драматургов. К примеру, произведения А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, М. Горького, Г. Ибсена и других.

Ваш комментарий

Источник: http://www.letopis.info/themes/circus/teatr_v_kitae.html

Китайский театр и опера

Однозначно сказать, когда появился китайский театр нельзя, так как почти все виды театрального искусства в Китае, будь то цирковое, музыкальное или танцевальное представления, сопровождались театральными постановками. Однако первые полноценные драматические представления – наньси – появились в Китае в XII-XIV веках.

Постепенно китайский театр стал развиваться, появились отдельные площадки для спектаклей, начали создаваться труппы и постоянные спектакли. В XIV-XVII вв. начинается расцвет китайского театрального искусства, появляются два основных направления.

Иянский театр брал за основу своих постановок повседневную жизнь простого народа или исторические события. Это театральное направление было распространено среди простого народа. Представления давались на базарных площадях или в трактирах. Другое театральное направление – куньшанский театр было распространено среди аристократов и при дворе императора.

Сам по себе китайский театр уникален. В средние века существовали труппы, где и женские и мужские роли играли либо только мужчины, либо только женщины.

Кроме того, характер персонажа, можно было проследить не только по игре актера, но и по гриму, которым было раскрашено его лицо. В зависимости от цвета, зрители понимали типаж роли.

Например, красный цвет говорил о верности и честности героя, золотой использовали для мифических героев и т.д.

В XII-XIX вв. сформировался знаменитый Пекинский театр, известный как столичный – цзинси. Здесь выступали самые именитые труппы того периода. В этот период формируются театральные традиции, которые остались неизменными и для современного китайского театра.

Самым главным правилом традиционного театра является то, что все его участники должны владеть не только актерским мастерством, но и музыкальным талантом, а также ораторским искусством. Они должны отлично танцевать и владеть навыками восточных единоборств, последнее необходимо для постановок пьес на военную тематику, так любимую китайцами.

Одной из разновидностей китайского театра является опера. Китайская опера почти ничем не отличается от драматического спектакля. От артистов требуют не только уникальные вокальные данные, но и артистический талант. Следует отметить, что на сегодняшний день лучшим оперным театром Китая считается знаменитая Пекинская опера.

Сегодня китайский театр – это довольно распространённое явление. Это красочное увлекательное зрелище, которое сочетает в себе не только драматическое искусство, но и акробатические, танцевальные и музыкальные сцены.

Театральные постановки можно увидеть не только в крупных городах во время театрального сезона, в Китае широко распространены так называемые «бродячие труппы», когда представление даются артистами во время ярмарок, фестивалей или различных праздников.

Источник: https://www.advantour.com/rus/china/culture/theater-opera.htm

Китайский Театр Теней

Китайский театр теней — один из видов драматического искусства, который имеет свои корни в Китае. Легенда гласит, что Император Уди (156-87 до н.э.

) из династии Западная Хань был подавлен смертью своей любимой наложницы Ли, умершей от болезни. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать.

Однажды, министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали яркие тени на пол.

Вдохновленный этим, министр сделал из бумаги куклу — умершую наложницу императора, чтобы помочь ему преодолеть грусть. Когда наступила ночь, он пригласил императора посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Этот рассказ записан в официальной книге истории, считается, что именно с этого момента началась история китайского театра теней.

История театра теней

Теневой театр стал совсем популярным в начале династии Сун (960-1279), когда праздники были отмечены представлениями многих пьес. Во время династии Мин (1368 1644), было от 40 до 50 шоу теней в городе Пекине.

В 13 веке театр теней стал регулярным отдыхом в казарме монгольских войск. Он был распространен в далеких странах, завоеванных монголами — в Персии, Аравии и Турции.

 Позднее он был введен в Юго-Восточной Азии, также.

Теневой театр начал распространяться в Европе в середине 18-го века, когда французские миссионеры в Китае, привезли его идеи во Францию, а ??в 1767 году создали спектакли в Париже и Марселе.

Со временем Ombres chinoises, с местными отличиями и украшениями, стали Ombres Francaises и укоренились в стране. В настоящее время более чем в 20 странах существуют труппы театр теней. Некоторые люди, предполагают, что Китайские тени возвестили о кинематографической промышленности, что безусловно, способствовало ее развитию и обогащению развлекательного бизнеса в мире.

Изготовление кукол для театра теней

Сегодня куклы сделаны из кожи вместо бумаги, по той простой причине, что бумага очень хрупка и ее можно повредить, с кожаными куклами намного легче совершать различные манипуляции, так как они очень прочные.

Ввиду того, что материалом для изготовления большинства кукол служит ослиная кожа, в народе театр теней еще называют — «театр кукол из ослиной кожи».

Способ изготовления куклы заключается в следующем: кожу осла или овцы очищают и обрабатывают химически, чтобы она стала достаточно тонкой, полупрозрачной. Покрывают маслом дун и сушат. Потом вырезают различных части, поразительной точности.

Туловище, голову и конечности кукол вырезаются отдельно, но позже соединяют их друг с другом, так что каждой частью может манипулировать оператор, имитируя человеческие движения. Куклы окрашены в различные цвета, чтобы показать их разные качества — добрый или злой, красивый или уродливый. Высота кукол обычно составляет 30 сантиметров, но иногда бывают и 70-сантиметровые.

Шоу теней — За кадром

«Сценой» для теневого театра служит экран — прямоугольная деревянная рама, обтянутая белой тканью, за которой актеры управляют бамбуковыми палочками — фигурками-персонажами и поют. За счет света, устремленного на экран, на нем изображаются эти очень выразительные куклы, наделенные и романтичностью, и комизмом.

Актеры во время шоу теней исполняют арии, которые переплетаются с местными народными мелодиями, песнями, музыкальными драмами.

Сюжеты могут быть весьма драматичными и, когда дело доходит до сказки или истории кунг-фу, «актеры» (куклы) могут ездить на облаках или выполнять необычные движения,что с большим удовольствием принимается зрителями, особенно детьми.

В последние время много выдающихся произведений театра теней, одно за другим вывозят за границу, где они становятся экспонатами частных коллекций и зарубежных музеев. Однако, с появлением новых видов развлечений, теневому театру, как и многим другим народным искусствам Китая грозит исчезновение.

К счастью, пока современное телевидение и кино соперничают за зрителя, в Китае продолжают свое существование внушительная группа китайских художников, которые ежегодно радуют новыми образами и историями. Силой и верой этих художников театр теней продолжает развиваться и сохранять свои традиции для потомков.

Китайский театр теней — это замечательное древне-китайское искусство, которое по прежнему остается современным и новым в наши дни.

 Итнересно! Китайская Чайная Церемония

Источник: http://AziaLand.ru/kitajskij-teatr-tenej/

Китайский театр теней: прошлое и настоящее

Фигурки персонажей театра теней вырезаются из бумаги с особой тщательностью и вниманием к мельчайшим деталям одежды и прически. (Photo: CNS)

История традиционного китайского театра теней насчитывает не одно тысячелетие. А его зарождение связано с печальной историей любви китайского императора. Так, по крайней мере, гласит древняя легенда

Легенда о леди Ли

Дело было во 2 веке до нашей эры, когда Поднебесной правил император У Ди (Wu Di). После смерти своей любимой наложницы прекрасной леди Ли император погрузился в глубокую печаль. Здоровье его пошатнулось, и придворные врачи всерьез опасались за самочувствиеправителя. 

Чтобы хоть как-то облегчить скорбь императора, придворный астролог вырезал из дерева фигурку, напоминающую леди Ли, и спроектировал ее тень на занавески окна императорских покоев. Погруженный в горе император поверил, что к нему явился дух его возлюбленной. Душа императора успокоилась, а в Китае появился театр теней. 

Мнения историков по поводу достоверности этой легенды разнятся, однако большинство сходятся на том, что китайский театр теней действительно зародился в 1-2 веке до н.э. Правда, истинную популярность этот вид искусства получил лишь спустя тысячелетие.

Театр теней в Европе

Во времена правления династии Сун (960-1279 н.э.) театр теней стал весьма популярным видом досуга, особенно во время праздников и выходных. А при династии Мин (1368-1644 н.э.) в одном только Пекине работало полсотни театральных трупп.

В 13 веке слава театра теней вышла за пределы Китая, и благодарить за это надо, как ни странно, войска Чингиз-хана. Солдаты его армии ставили импровизированные театральные постановки даже во время своих дальних военных походов. Так театр теней появился, например, в Османской империи.  

И только в 18 веке французские миссионеры привезли этот неведомый до селе вид театрального искусства в Европу. Первые постановки театра теней в Париже и Марселе произвели огромное впечатление на публику.  

Визуальные эффекты и тематика

Сегодня фигуры для театра теней делаются не из дерева, а из кожи. Традиционная техника изготовления состоит из следующих этапов: овечья или ослиная кожа подвергается специальной химической обработке, в результате чего становится тонкой и мягкой. Затем она покрывается специальным маслом, а после высыхания из нее вырезаются детали фигурок. 

Фигурки людей выполняются с удивительной тщательностью, с полным соблюдением малейших деталей в одежде и прическе персонажа. Голова, туловище, руки и ноги фигуры вырезаются по отдельности и скрепляются нитями, с помощью которых кукловод заставляет фигуру жестикулировать и выполнять различные движения.

 Тени от фигуры проектируются на белый экран с помощью сильного источника света. Фигурка словно оживает на глазах у зрителя. Театральное представление сопровождается музыкой и пением кукловодов, что все вместе передает индивидуальность характеров и эмоции персонажей. Тематика театральных постановок разнообразна: от романтичных любовных историй до фантастичных драм, где герои наделены сверхчеловеческими способностями. 

В наши дни театр теней популярен на всей территории Китая, за исключением, пожалуй, Тибета и Синьцзяна. Естественно, в каждом регионе театральные постановки обладают неповторимым и уникальным колоритом, что только подчеркивает культурную значимость такого древнего вида искусства.

  • 2014-02-05T03:05:05Z
  • 2015-07-20T02:06:29Z
  • 2016-03-24T13:51:32Z
  • 2016-03-09T14:55:42Z
  • 2015-01-08T03:06:39Z
  • 2014-07-04T12:16:41Z

Источник: http://ru.gbtimes.com/zhizn/kitayskiy-teatr-teney-proshloe-i-nastoyashchee

Культура Китая

Истоки традиционного театра уходят в глубину национальных традиций. Сюжеты пьес, их герои раскрывают характер народа, нерасторжимо связаны с природой, литературой и культурой страны.

Пекинская опера прошла долгий путь становления и формирования от ритуальных песнопений, песенно-танцевальных представлений артистов ю и певцов чанъю, шутов и лицедеев пайю, представлений байси, поэтического жанра цы и чжугундяо, музыкально-драматической пьес цзацзюй, театральных направлений бэйцюй и наньцюй, драмы чуаньци, иянского и куньшаньского театров, театра куньцюй, простонародного театрального жанра хуабу, жанров пихуан и циньян, аньхойских театральных представлений до появления музыкально-драматического театра цзинси или столичной драмы. Однако именно XVIII век – время рождения пекинской музыкальной драмы (цзинси или цзинцзюй), венчающей собой тысячелетнюю историю развития китайского театрального искусства.

Пекинская опера, несмотря на свое название, зародилась не в столице, а была принесена актерами из провинции Аньхой в конце XVIII века.

Началом формирования «столичной драмы» считается 1790 г., когда в Пекин на празднования в честь 80-летия императора Цяньлуна приезжает аньхойская труппа «Сань цин бан» («Три празднества»).

Окончательно жанр можно считать оформившимся к началу 1860-х годов.

Существующий в настоящее время как национальный театр классической драмы Китая – столичный музыкально-драматический театр цзинси (пекинская, или столичная, опера) – возник на основе слияния ряда местных театральных жанров, соединив в себе высокую исполнительскую технику и литературный язык вэньянь (главным образом в ариях) с динамичностью, любовью к батальным сценам и цирковым трюкам, с разговорным байхуа в диалогах, свойственными жанрам хуабу.

Китайский народ передал своему искусству частицу своей души, фантазии и таланта. Понимание китайского театрального искусства способствует правильному и более полному представлению о специфических особенностях истории, идеологии и психологии народа, создавшего это искусство.

Пекинская опера – продукт традиционной культуры. В ней с большой полнотой и богатством красок запечатлены прошлое страны, современная действительность, верования и фантазии народа.

Купцы и лекари, судьи и военачальники, певички и знатные барышни, повстанцы и разбойники, ламы и буддийские монахи, души невинно казненные и небожители – таков пестрый и шумный мир образов пекинской оперы, охваченных в их существенных чертах и проявлениях, с присущими им взглядами и отношением к окружающей среде. Спектаклям пекинской оперы свойственно ощущение устойчивости, целостности, рациональности изображенного в них миропорядка. В этом театральном мире добро и зло, радость и страдание, обыденное и сверхъестественное сосуществуют, взаимно дополняя или на время оттесняя, но, почти никогда не уничтожая и не отрицая друг друга. Сменяются царства и династии, периоды войн и спокойствия, а миропорядок остается неизменным.

Пекинскую оперу с ее сложным комплексом идейно-эстетических свойств и концепций невозможно однозначно сопоставить с каким-либо из этапов развития хорошо изученной европейской культуры.

В совершенствовании унаследованных от прошлого художественных средств нашел свое проявление творческий гений народа, создавшего искусство пекинской оперы.

Здесь использованы, в той или иной степени, художественный опыт, формы и технические приемы, характерные для таких не похожих друг на друга явлений литературы и искусства, как классическая поэзия, прозопоэтический сказ, театральные фарсы, песенно-танцевальные представления.

Художественная культура Китая – это культура аллюзий и намека. В эпоху Тан возник особый метаязык, доступный лишь посвященному, – язык самого ядра китайской культуры.

Понимая картину, поэзию или даже танец, изобилующий символами, человек как бы проверял свою принадлежность к традиции. Для зрителей, несведущих в тонкостях пекинской оперы, остаются непонятными многие, сугубо специфические атрибуты представления.

Вопросы, возникающие при просмотре пекинской оперы, касаются знания истории, обычаев, культуры и общественных устоев Китая.

Театральной эстетике пекинской оперы отвечает парадность и пышность сценического костюма, особая манера сценической речи, основанная на модуляции слова и фразы, пронизывающие звуки фальцетного пения, громкое звучание оркестра, поражающий своей фантазией орнамент и интенсивность цвета актерского грима, символика предметов бутафории и сценического жеста.

Актеру пекинской оперы необходимо знать основы национального актерского мастерства – это «четыре умения» (пение, декламирование, перевоплощение и пантомима) и «четыре приема» (игра руками, игра глазами, игра туловищем и шаги).

Уже к началу правления династии Цин китайские театралы различали почти три десятка различных движений ногами и около сорока видов движений руками и рукавами.

Как и в более раннем театре, в столичной драме сохранилось деление персонажей на четыре основных амплуа. Они различаются по принципу пола, возраста, индивидуальных особенностей сценического персонажа.

Амплуа Чоу

Основные типы действующих лиц: шэн (мужские персонажи), дань (женские персонажи), хуалянь (амплуа мужских персонажей с раскрашенным лицом, которые также именуются цзин (в китайской мифологии – оборотни) – злодеи, коварные предатели и прочие отрицательные персонажи, которые потому и получили второе название «хуалянь» – «раскрашенное лицо» и чоу (комические персонажи). 

Амплуа Дань

Амплуа, в свою очередь подразделяются на субамплуа, как-то: шэн во флеровой шляпе или гуаньшэн (чиновники в императорском дворце);шэн с веером или шаньцзышэн (персонаж с веером в руке, интеллигент с веером); шэн с фазаньими перьями в головном уборе или чживэйшэн (выдающийся талант) и др.

Амплуа Цзинь

Китайский сценический костюм своей формой, конструкцией, орнаментом и цветом выражает древнюю космологическую символику естественного чередования Света и Тьмы, слияния Неба и Земли в акте сотворения мира.

Амплуа Шэн

Театральный костюм пекинской музыкальной драмы не является исторически конкретным. По театральному одеянию трудно определить, в каком историческом периоде действует персонаж.

Несмотря на то, что в разные династии стиль одежды менялся, костюмы актеров пекинской оперы практически не претерпевали изменений. Герой неизменно появляется в одежде минской эпохи, дополненной деталями, характерными для позднего или более раннего времени.

Основной критерий при выборе костюма – амплуа и конкретная роль актера. Они определяют и цветовую гамму костюма.

Так, император носит платье желтого цвета, а члены императорской фамилии – светло-желтых тонов; высшие сословия одеваются в костюмы красных цветов; персонажи добродетельные и преданные появляются в синей одежде; молодые люди – в белой, а пожилые – в коричневой.

Грим пекинской музыкальной драмы многообразен и зависит от трактовки образа: по его цвету и рисунку можно определить социальное положение героя, его характер, судьбу и т.д. Известно несколько тысяч видов композиций грима для персонажей пекинской оперы, символизирующих тот или иной образ.

Грим актеров пекинской оперы это «условный» грим. Принципы условного грима основаны на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа. Гримировальные краски меняют лицо актера и позволяют достичь нужного эффекта.

Цветовая гамма в традиционном театре строго регламентирована, и каждый из двенадцати цветов символизирует определенные свойства и черты характера.

Основные цветовые гаммы грима – красный, фиолетовый, белый, желтый, черный, синий, зеленый, розовый, серый, бурый, золотой и серебряный.

Чтобы оттенить и сгустить основные цвета, часто используют и другие краски, наложенные на лицо в виде полос.

Пекинская музыкальная драма разработала целую систему грима, история которого восходит к образцам многоцветной маски грима юаньского и минского театров, значительно усложняя его рисунок, цвет и орнаментальную символику. Многолетнее развитие искусства грима сформировало общепринятые условности способов гримировки и его символического значения.

Знание этих символов способствует лучшему пониманию сюжета спектакля. Зрители, понимающие пекинскую оперу, увидев композицию грима, сразу узнают персонаж. И эта традиция бережно передается из поколения в поколение. Вместе с тем, развитие искусства грима не вытеснило со сцены театральные маски, которые сосуществуют на сцене вместе с гримом.

В пекинской музыкальной драме одним из важнейших средств грима, позволяющим значительно изменять общий облик персонажа, является борода, которая представляет собой метод художественного преувеличения. По цвету, бороды делятся на четыре типа: черные, с проседью, белые и красные. Цвет бороды зависит от возраста и характера персонажа.

Символика сценического облика в китайском театре зачастую накладывается на вещи без учета их естественных свойств, она призвана не выражать сущность, а обозначать некую космическую структуру. Китайский театральный афоризм передает эстетическую тонкость театральной игры: «В правде проглядывает обман, в обмане – правда» .

Театр Китая не отказался от символизма народных ритуальных зрелищ, он придал ему эстетическое качество, подчинил требованию стилистического единства.

Эстетические принципы театральной традиции Китая ориентированы на совмещение символического и реального в художественном образе, а акцент на символических качествах театрального представления не исключает интереса к исторической правде жизни и деталям быта.

Условности и символика при постановке спектаклей пекинской оперы сложились благодаря многолетней практике.

Их передают личным примером из поколения в поколение и критерии в этом плане достаточно строги и, хотя на первый взгляд от актера требуется абсолютное соблюдение канонов китайского традиционного исполнительского искусства, как раз через них и проявляется индивидуальное видение и талант артиста.

Вековые традиции

Как говорят китайцы, “искусство пекинской оперы – драгоценность китайской национальной культуры, оно выражает китайский национальный дух. Искусство пекинской оперы должно передаваться из поколения в поколение”.

Именно стремление к сохранению традиций, желание с детства привить понимание, любовь, уважение к китайскому национальному искусству и воспитать новое поколение артистов пекинской оперы побудило власти г.

Харбина к созданию драмкружка пекинской оперы “Труппа пекинской оперы “Цзин Мяо” (в переводе на русский означает “всходы пекинской оперы”) в административном детском саду №1 г. Харбина.

Процесс преподавания строится исходя из психологических и физиологических особенностей дошкольников, составляется соответствующий план и выбирается содержание произведений, приемлемое для младшего детского возраста.

Принцип обучения в драмкружке таков: показывать больше примеров, больше поощрять, меньше поучать и критиковать. Со дня создания труппы пекинской оперы для малышей прошло уже 15 лет.

Она пользуется широкой популярностью среди детей и их родителей.

Сегодня в Китае в парках и скверах можно часто встретить группы пяою (актеры-любители), которые собираются и изучают пекинскую оперу, обмениваются опытом, тем самым стремясь совершенствовать свое мастерство.
В крупных городах страны, таких как Пекин и Шанхай, созданы международные дома любителей пекинской оперы.

На сегодняшний день непонимание жанра пекинской оперы современниками во многом неизбежно и в тоже время объяснимо. В связи с этим, китайское правительство придает большое значение охране, наследованию и развитию традиционного культурного наследия страны.

В декабре 2006 года правительство Пекина опубликовало Городской реестр объектов нематериального культурного наследия. В него внесены 48 объектов нематериального культурного наследия, в том числе и пекинская музыкальная драма, ранее включенная в Государственный реестр нематериального культурного наследия.

В настоящее время пекинская опера – крупнейший в Китае вид театрального искусства, который не знает себе равных по богатству сценического репертуара, числу исполнителей, количеству зрителей, а также глубокому влиянию на общество.

Пекинская опера – важное, во многом и поныне сохраняющее свою художественную и познавательную ценность явление не только китайской, но и общечеловеческой культуры.

28 ноября 2007 года Китайский театр Пекинской оперы (основан в 1955 г.) официально переименован в Китайский государственный театр Пекинской оперы; при нем официально будет работать Большой театр Пекинской оперы им. Мэй Ланьфана – одного из самых знаменитых китайских актеров Пекинской оперы.

Guangmei

StudyChinese.ru

Источник: http://studychinese.ru/articles/8/90/

Ссылка на основную публикацию