Хадак. Общество — Путеводитель по Бурятии

Хадак это шёлковый платок прямоугольной формы или шарф. Его преподносят важным, уважаемым и дорогим людям. Этот ритуал —  символ уважения, пожелания счастья и мира. Хадак относится к буддийским символам.

Далай-Лама дарит хадак Ричарду Гиру. 17 октября 2007 года Bidgee, CC BY 2.0

Универсальный дар

Хадак — универсальный дар. Он может быть преподнесён по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребёнка, окончание университета, прибытие или отбытие гостей и прочее.

В Тибете хадак преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома.

Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Тибетцы обычно желают удачи (tashi delek), когда дарят хадак.

Встреча гостей с хадаком и белой пищей Вячеслав Дмитриев, CC BY-SA 3.0

Обряд поднесения хадака

Хадак подносят в развёрнутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами. Хадак складывается посередине, образовывая 2 слоя. Открытая сторона хадака обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится – это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку.

Принимают хадак также почтительно обеими руками. Принимающий должен поклониться касаясь лбом хадака, затем может накинуть хадак на шею (завязывать его на шее не принято) или сложить и убрать во внутренний карман (в былые времена убирали за пазуху дэгэла).

Гостеприимная Бурятия с хадаком в руках. Скульптурная композиция в Улан-Удэ Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Нельзя выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека. Потому хадаки хранят дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить и не затоптать.

Разрешается передать хадак другому человеку или вывесить его в святых местах, повязать на дерево возле обо или бурхана.

Изготовление

В Тибете хадак изготовляют из неокрашенной ткани — хлопчатобумажной или шёлка. В Бурятии хадак может быть белого, синего, жёлтого или зелёного цвета. Особенно популярен голубой цвет, символизирующий небо или долголетие.

Цветовая символика

Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурят обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия.

Синий хадак обозначает Вечное синее небо у монголов и бурят, его подносят Будде и божествам. символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. Этот цвет также символ мужского начала.

Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни (жёлтый – цвет веры, процветания Учения Будды).

Красный хадак — символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.Символ домашнего очага.

Зелёный хадак — символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зелёным цветом буряты обозначали мать-землю. Символ роста и процветания.

Хадак как элемент герба Бурятии. Юбилейная монета Банка России Банк России, CC BY-SA 3.0

Известно, что Далай-лама преподносит хадаки в качестве даров дипломатам, гостям или другим монахам, символизируя чистоту намерений и начало отношений.

В геральдике

Хадак используется как геральдический символ в гербах Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы, использовался также на гербе Агинского Бурятского автономного округа.

Источник: https://buryatia.drugiegoroda.ru/culture/7738-xadak/

Хадаки и их назначение

Как вы знаете, скоро Новый год по лунному календарю. В этот день многие граждане будут ходить в гости подносить пожилым людям хадаки.

Как написано в Википедии, хадак – ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов. Прежде всего это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия, дружеского и радушного отношения и сострадания. Хадак это универсальный дар.

Он может быть преподнесен по любому случаю, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета и так далее. О том как дарят хадак, как его держат писалось немало и поэтому я не буду говорить об этом.

Хочется поделиться со своими слушателями о том как его использовали с древности, каких цветов бывает хадаки, из чего их делают, а также ознакомить вас с видами хадаков.

Хадаки бывают пяти цветов. Белый – символ чистоты и доброты. Его можно дарить на свадьбу и на похороны. Синий обозначает вечное синее небо.

Такие хадаки дарят повсеместно и на любой случай, но с древности прежде всего преподносили Будде и другим божествам. Жёлтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка. А также знания, веры. Его преподносят своим учителям в знак уважения и с просьбой стать учеником.

Красный хадак является символом домашнего очага, а зелёный – роста и процветания.

Три вида таких хадаков используется больше всего при различных буддийских мероприятиях. Мы часто видим как Далай лама преподносит хадаки дипломатам, политических деятелям и другим гостям символизируя чистоту своих намерений и начало отношений. Хадак также часто используется как геральдический символ.

Длина хадаков разная. Но в большинстве случаев это 50 см. Бывают в том числе более длинные хадаки, их длина может составлять три метра. Такие хадаки большая редкость и используются только в редких случаях.

В основном на них вытканы изображения буддийских божеств и узоры, а также тибетские буквы. Среди таких узоров особое место знамают “алхаа хээ”, что означает шаг, улзий или “узел счастья”, найман тахилга – “восемь буддийских ценностей”.

Каждый хозяин старался непременно держать у себя дома хадаки всех пяти цветов.

Во времена социализма использование хадаков было ограниченным и только с с началом 90-ых годов его стали использовать повсеместно. Это привело к тому, что теперь хадаки можно увидеть даже вывешенными на мостах, деревьях. Такое положение дел вызывает нарекания со стороны буддийских ламов и особенно старых людей. Например Г.

Дэмбэрэл вспоминает, что в детстве праздник цагаан сар или новый год по лунному календарю был самым ожидаемым праздником. Он выходил из дома с одним хадаком и повесив хадак за средний палец здоровался со всеми. Но если он подарил этот хадак семье в которой гостил, то хозяева в свою очередь обязаны были дарить ему хадак. Но при этом хадак не мог быть хуже подаренного гостем.

Раньше они были признаком почета и поэтому был дорогим. А посему его использовали даже как денежный знак. Например, хадак аюуш ценился в одну корову. А более короткие одной овцой. Как говорит Дэмбэрэл это сейчас хадаки обесценились и пользуются лишь одним видом. Ведь ранее для оказания почета родителям, старшим или бурхану использовались разные виды.

“Я даже боюсь как бы нынешние хадаки китайского производства молодежь не приняла за настоящие” сказал Дэмбэрэл.

Раньше старые люди использовали хадак для лечения различных болезней. “Когда я был маленьким мой отец, когда у него болела голова обвязывал этим хадаком голову. Но при этом использовал его очень редко. Еще использовались при температуре, или когда у только что родившей женщины опухала грудь. Тело обматывалось хадаком и болезнь отступала” говорит Дэмбэрэл.

С этого года в Монголии началось производство хадаков. Раньше в Тибете их готовили из шелка, хлопчато-бумажной ткани. Настоящий монгольский хадак отличается от хадаков например китайского производства. Это прежде всего материал, цвета и узоры на них. “Если настоящий сжечь хадак зола если можно так сказать получается нежная.

Значит такой хадак приготовили из настоящего шелка. Да к тому же нынешние хадаки не подходящие по цвету. Они темно синего цвета. Монголы никогда не использовали такие хадаки. Такого цвета хадаки использовались при исполнении очень тяжелых буддийских мероприятий. Он должен небесно голубого цвета.

Каким бывает небо,когда только всходит солнце – вот хадак и должен быть именно такого цвета” говорит лама Ариунболд.

Существует несколько видов хадаков.

Это Баранзад хадак, то есть это хадак почета. Используется при крупных государственных и религиозных обрядах. Да к тому же он самый длинный. Он украшен разными узорами символизирующими успех, благополучие, счастье и всеобщее благоденствие.

Малый хадак Аюуш – его использовали уже повсеместно. Он также был украшен узорами и с изображеним бурхана Авид.

На нем он восседает на специальном сидении вместе со своими учениками и буддийскими атрибутами. К тому же над бурханом развевается мифическая птица хангаруди.

Эта птица являлась символом силы, а бурхан Авид стабильности, счастья и всего хорошего на земле. А ваза с цветами символ оказания почета.

Большой хадак Аюуш — использовался также часто. В старинных рукописях говорится, что такой хадак преподносили дворянам, учителям, и в том числе родителям. На нем изображены узоры в виде дракона, сидение.

Причем к сидению приставлен стол, за которым сидит бурхан Авид. Слева и справа от него сидят его многочисленные ученики. Над ним опять таки развевается птица хангаруди. Такой хадак символизировал силу, а также стабильность, счастье и всё хорошее на земле.

А ученики вокруг бурхана вечное счастье и стабильность.

Хадак Соёмбо – в основном такой вид хадаков использовался только в государственных целях. На нем изображены цветы и узоры.А средли них изображен золотой соёмбо. Такой хадак сделали специально на заказ от Богдо гэгээна.

Хадак Даш – название тибетского происхождения. Используется для исполнения религиозных обычаев. Его можно было широко использовать и даже был разменной монетой. Он также по обычаю украшен цветами и узорами. Но на нем всегда были вытканы слова из мантры.

Хадак хийморь – на этом хадаке изображен бог, восседающий на ветре, спина которого украшена драгоценными металлами. В правом углу хадака изображен опять таки мифическая птица хангаруди. Эта птица держит в клюве змею.

Считается, что такое изображение помогает в улучшении душевного состояния человека, ублажает природных духов. На левом же углу расположился дракон. Дракон символ воды и считается ученым. Также на таком хадаке изображен лев.

А в другие углы хадака украшены узорами, рыбой и цветами.

Недавно в продажу поступили настоящие монгольские хадаки. Их изготовлением занимается компания «Соёмбо хадак». Производство таких хадаков начато благодаря долгим исследованиям.

Уважаемые радиослушатели мы рассказали вам о хадаках, используемых монголами издревле. С вами в студии (радио «Голос Монголии» — прим. А.) работала Бурэн. Спасибо за внимание и до следующей встречи.

Источник: https://family.budaev.org/2014/01/23/hadaki-i-ih-naznachenie/

Хадак и его значение

Слайд 1

Исследовательская работа « Хадак и его значение» Выполнил: Цыдыпов Тумэн ученик 4 класса Руководитель: Рабданова Ц. Б.

Читайте также:  Джоканг – главный буддийский монастырь лхасы

Слайд 2

Содержание I. Теоретическая часть II. Практическая часть 1.1« Хадак » – символ гостеприимства бурят. 1.2Из истории хадака . 1.3 Хадак ( залаа ) и его значение. 1.4Обычаи поднесения хадака . 1.5Правила поднесения хадака сегодня. Заключение Литература

Слайд 3

Актуальность темы: Изучая традиции связанные с хадаком , мы познаём часть своей культуры. В этом актуальность нашей работы.

Слайд 4

Цели исследования: Раскрыть значение хадака в духовной практике бурят. определить уровень знаний учащихся своей школы о хадаке : систематизировать весь материал, написать работу о хадаке : сделать презентацию . Задачи исследования: Найти и изучить литературу по данной теме, узнать об истории Хадака , также узнать виды, символы, цвета, и их значения.

Слайд 5

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : Предмет исследования: Бурятский хадак . Виды и значение хадака . Методы исследования: Изучение и анализ литературы (анализ, анкетирование, опрос, систематизация материалов). ГИПОТЕЗА: Объект исследования:

Слайд 6

Хадак – ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов. Прежде всего это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия, дружеского и радушного отношения и сострадания. Хадак это универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому случаю, такому как свадьба, рождение ребенка, окончание университета и так далее

Слайд 7

« Хадак » – символ гостеприимства бурят. Хадак – символ гостеприимства бурят, знак большого уважения к человеку. При встрече гостей им преподносят национальное блюдо – сагаан эдеэн (белая пища). Подношение хадака с пиалой с белой пищей – это непременный атрибут приветствия дорогих гостей, символ уважения, добрых намерений и всевозможных даров.

Хадак – универсальный вид подарка. Его можно подарить как знак почитания. Преподносят хадак , когда просят о помощи в чем – то. Например, ламе, кузнецу или же мастеру по резьбе из дерева. В старые времена хадак был редкостью, хранили его в самом почетном месте. Считалось честью принять в дар изношенный хадак .

Итак, хадак во все времена был и будет символом почитания, уважения, гостеприимства и мира.

Слайд 8

Изучив много материала, мы пришли к выводу, что хадак был наиболее часто встречающимся элементом в обрядовой жизни кочевников- скотников. Эти ритуальные куски материи имели магическую силу, служили в качестве оберегов. Хадак повязывают на деревья в священных местах.

У всех тюрко-монголов существовал ритуал привязывания лоскутк , люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся и будут услышаны богом. Об этом я узнал из материалов интернета и газет «Бурят Y нэн » и « Толон ».

Оказывается, древние монгольские племена, заключая мир во время междоусобных столкновений, выходили навстречу друг к другу с многометровыми хадаками , обмениваясь ими в знак примирения. Также я узнал, что « хадак » – тибетское слово, что в переводе означает «небо».

Хадак представляет собой украшенный орнаментом и бахромой отрез шёлковой ткани. Издавна буряты хранили его как символ благополучия и процветания, как оберег от злых духов. Из истории хадака .

Слайд 9

Хадак ( Залаа ) и его значение. Синий хадак – « Аюуша хадаг » – самый почетный, длиной 2-4 метров, символизирует Синее небо, вечность, верность, нерушимость, спокойствие. Его преподносят Учителю, Будде и другим божествам, родителям..

Красный хадак – « Нанзат – царский» – преподносят при чтении сутр удлинения жизни, он символизирует домашний очаг, источник жизни. Желтый хадак – символизирует почитание учения Будды. Его преподносят своим учителям в знак уважения и с просьбой стать учеником.

Белый хадак – символизирует помыслы, чистые как материнское молоко и преподносят ламам Зеленый хадак – «Самба» – символизирует энергию развития и победу над злом. Зеленым цветом буряты и монголы обозначают мать- землю.

Существует несколько видов хадаков , каждый имеет свое название, символы и цвета.

Слайд 10

« Баранзан хадак » т.е это хадак почета. Используется при крупных государственных и религиозных обрядах. Да к тому же он самый длинный, длина его составляет 9 метров. Он украшен разными узорами символизирующими успех, благополучие, счастье и всеобщее благоденствие . « Баранзан хадак » преподносят Учителю и божествам.

Хара – черный хадак (по-бурятски « бутуугэй » хадаг ) – защита от несчастья, зла, болезней. Его применяется только в особых случаях, к примеру, в обрядах отстранения сглаза – порчи и т.п. или когда человек, очистившись в символическом огне от грехов, отдав дань уважения сахюусанам , готовится к встрече Нового года. Даша хадак – короткий синий хадак .

Его преподносят обычно детям. « Соном » хадак – -добродетель, благодеяние

Слайд 11

Н абор из восьми предметов, используемых в культовой практике буддизма. Эти изображения означают: 1.Зонт – шүхэр – защищает от злых помыслов; 2. Две золотые рыбы – сырня – символизирует бдительность; 3. Сосуд-бүмбэ – наполненный напитком бессмертия, сокровищница благих намерений; 4.

Цветок лотоса – бадма сэсэг – символ божественного происхождения; 5. Раковина – дунгар – символ блаженной страны; 6. Плетенка – улзы – символ бесконечного цикла перерождений в мире людей; 7. Штандарт – жалсан – символ горы Сумеру, центра буддийской Вселенной; 8.

Чакра – хорло – колесо с восемью спицами, символ восьмеричного пути к совершенству « Найман тахилтай хадак »

Слайд 12

Обычаи поднесения хадака . Монголоязычные народы с давних времен особо считали хадак высшим знаком почитания. Хадак – повязывают на деревья в священных местах. Совершая приношение и привязывая хадак , люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся.

Считается, что когда ветер колышет хадак , то тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами. К тооно новой юрты тоже прикреплялся хадак , иногда с монетой. Первый день старомонгольского Нового года т.е.

Сагаалгана предназначается для почитания старших.

В этот день вся молодежь приходит к пожилым (деду, бабушке, отцу, матери) и поздравляет их с Сагаалганом , желает доброго здоровья и счастья, непременно преподносит им хадак с чашкой молока – это символизирует долголетие и счастье в жизни.

Слайд 13

Правила поднесения хадака сегодня. Хадак преподносят в сложенном в длину виде, открытой стороной к приветствуемому, широко разостлав на ладонях, придерживая большими пальцами. При подношении денег на хадаке , их придерживают большим пальцем правой руки. Когда приветствуют гостей хадаком и чашей с белой пищей , то чашу держат на ладони правой руки.

При дарении хадака , его надо обязательно положить на ладони приветствуемого, а не на локти. Также нельзя вешать хадак на шею и плечи. Человек, принимающий хадак , должен выслушать благопожелание с открытыми ладонями, но стоящими торчком большими пальцами. Приняв хадак , приветствуемый сгибает его с правой руки на левую, сворачивая , кладет за пазуху.

Такой ритуал принятия хадака есть проявление почтения и уважения преподносящему.

Слайд 14

С давних пор существует обычай хранить хадаки как добрый знак благополучия. У человека, который умеет хранить хадаки , деньги держатся и множатся. В дни празднования Белого месяц месяца хадаки 5 цветов (синий, желтый, зеленый, белый, и красный).

Преподносятся на домашний алтарь, затем хадаки убираются и хранятся на алтаре. Ни в коем случае нельзя выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека.

Потому хадак хранили дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить и не затоптать.

Слайд 15

Вопросы Нет Да Не знаю 1.В Дни Сагаалгана ваша семья преподносит ли хадаки 5 цветов на алтарь? 15 10 13 2.Знаешь ли, правило преподнесения хадака ? 4 28 6 3.Знаешь ли, правило принятия такого подарка? 3 28 7 4.Знаете ли, значение цветных хадаков ? 8 23 7 5.

Может ли хадак быть знаком примирения? 2 32 4 Методом анкетирования определил уровень знаний школьников нашей школы (5-11 классов) о хадаке . Всего в анкетировании участвовало 38 учащихся. Исходя из ответов учащихся, сделал вывод, что многие учащиеся нашей школы знают традиции преподнесения и принятия хадака . Есть учащиеся, которые не знают значение хадаков по цвету.

Я думаю, что мы, подрастающее поколение должны знать свои традиции и обычаи, ведь в них проявляется стремление к укреплению связей поколений

Слайд 16

Заключение Х адак является символом гостеприимства нашего народа, что его преподносят самым дорогим гостям. По ходу выполнения своей работы, изучив значение хадака , мы пришли к выводу, что хадак , безусловно, является символом гостеприимства, что он имеет глубокие корни, пришёл к нам издревле.

Также он является символом почитания старших, лам, родителей. Также хадак является знаком примирения. И эта традиция пришла к нам издавна. Хадак – длинный ритуальный шарф, символизирующий уважение, дружбу, пожелание счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира.

И он является символической вершиной духовного и материального богатства нашего народа.

Слайд 17

Литература Бабуева В.Д. / Материальная и духовная культура бурят/ Улан-Удэ, 2004. Бабуев С.Д., Бальжинимаев Ц.Ц. / Буряад зоной урданай байдалай тайлбари толи/. Улан-Удэ, Бэлиг , 2004. « Эхэ хэлэн ». Электронное пособие. Материалы из Интернета. Газета « Буряад Yнэн » , « Толон »

Слайд 18

Хадагууд Х y нэй байдал h уудалай Табан y нгэтэ h олонго – х y ндын тэмдэг болодог Табан y нгын хадаг лэ! Дээдэ зоноо х y ндэлдэг , Дайдын эзэдтэ y ргэдэг , Айлшан зоноо угтадаг , Табан y нгын хадаг – Айл б y хэндэ толотон , Тайбанай y лзы h олонго ! Табан Y нгын хадаг Сэдьхэл ухаан бодолой Сэбэр h айниие гэршэлэн , Эд баран,з өө рин Элбэг байлгые hy лдэлэн , Табан y нгын хадаг Айл б y хэндэ сахигдан , тайбан энхые т y х өө нэл, h айн h айханиие y рш өө нэл . Аюуша хадаг Аюуша хадагай хэмжээ Алда ута байдаг юм даа . Х y ндын ехэ hy лдэтэй тула х y ндэтэй зондо барюулагдадаг . Сагаан хадаг Сагаан y нгэтэй хадаг , Басагандата баридаг юм . Сарюун h айхан заяандаа буянтай ябаха гэ h эн даа . Даша хадаг Даша хадаг х y хэ y нгэтэй . Маша богони нариихан . Y хиб yy дэй h айхан заяатай , y лзытэй ябахын hy лдэ юм . Хара хадаг Хара хадаг хадаа Б y т yy гэй гэгдэдэг даа Хэрэгтэй х y нэй хэрэгые Б y тээдэг лэ гурим соонь . Эрдэни Дугаров Баранзан хадаг Баранзан хадаг гээшэ Бадаран дээдэ заяатай Тэнгэриин х y ндэ зорюул h ан Тэмдэг hy лдэтэй юмэл даа . Нанзат хадаг Нанзат хадаг х y ндэтэй, Галдал улаан y нгэтэй . Хаан болон дээдэш yy лдэ Халуунаар баридаг юмэл даа . Шара хадаг Шара y нгэтэй хадаг – Шажанай лзы тэмдэг – Бурханда зорюулагда h ан Боди хутагтай юмэл даа . Соном хадаг Соном хадаг гээшэмнай Соол х y хэ y нгэтэй , Бэшэн h ээ богони болобошье . Буян хэшэгэй юмэл даа . Самба хадаг Самба хадаг Сэбэр ногоон y нгэтэй , Зондо зорюулагда h ан бэщэ . Дощхон шэр yy н юмэл даа . .

Читайте также:  Техника медитации шаматха – как достичь состояния ясного сознания

Слайд 19

Ю h эн янзын хадаг Буурал урдын саг h аа Буряад монгол зоной Х y ндын дээдэ тэмдэг – Хадаг , хадаг байнал даа ! Х y ндэтэй зоноо золгожо , Хадаг баридаг заншал даа . Бурхан хадаг табижа . Басага гуйхын е h отой даа … Хадагаа з y б өө р хэрэглэхэ Х y н б y хэнэй уялгал даа . Ю h эн янзын хадагай Y нэн удхыень мэдэлтэй .

Х y хэ хадаг Х y хэ y нгэтэй хадаг Х y хэ тэнгэриие бэлгэлэн , , Энхэ тайбанай хсэлтэй , эбтэй h айхан байдалай Дээдын удха шанартай дэмбэрэлтэ тэмдэг болонол . Улаан хадаг Улаан y нгэтэй хадаг Гал д y лые бэлгэлэн , Гуламтын галай залиранг y й , Гарбалда дамжан , Бадаран дэгдэхын х y сэлтэй Бата бэхиин тэмдэг болонол .

Шара хадаг Шара y нгэтэй хадаг Шаргал нарые бэлгэлэн . Шажан м y ргэлэй дэгжэхын , Б y хы мууе зайлуулхын . Баршад гай h аа зайсахын Бадарма тэмдэг болонол .

Сагаан хадаг Сагаан y нгэтэй хадаг , Эхын сагаан hy н мэтэ Сэдьхэлтэ бодисадын ухаан , y лзы хэшэг , буян гэгдэжэ , Арбан сагаан буяниие арьбажуулхын удха болонол Ногоон хадаг Ногоон y нгэтэй хадаг Ногоон ургамал бэлгэлэн , y дэн y рэжэхэ , дэгжэхын , т y лжэн арьбажаха,дэлгэрхын , y ндэр баян ургасын т y гэс удхатай болонол . Х y хэ хадаг Х y хэ y нгэтэй хадаг Х y хэ тэнгэриие бэлгэлэн , , Энхэ тайбанай хсэлтэй , эбтэй h айхан байдалай Дээдын удха шанартай дэмбэрэлтэ тэмдэг болонол . Эрдэни Дугаров

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/15/hadak-i-ego-znachenie

Хадак

Это жертвенное подношение или приветствие со знаком глубокого уважения. Это элемент чисто буддийской традиции. Однако сейчас они стали весьма популярны и за пределами буддизма. 

Согласно буддийской легенде, божества, великие йогины, после горячих молитв, просьб, обращённых к ним, прибывали с неба, с вершин гор в сиянии пяти цветов.

 Эти цвета означали единство сансары и нирваны, а именно, что всё произошло из энергии Пяти Великих Первоэлементов: энергий Земли, Воды, Огня, Ветра и Пространства. Сияние 5 цветов при приближении материализовывалось в легкие, как шелк, ткани.

Приветствуя, поднося хадаки всех пяти цветов, люди выражали самое глубокое уважение, как бы говоря, что Вы для меня как бог, Учитель. 

Это шёлковый материал в виде длинного шарфа. Хадаки бывают разных размеров от малых до весьма огромных. Размер говорит о Вашем отношении. На больших хадаках бывают изображены различные буддийские символы, знаки и лики святых.

Чаще бывают 8 Благих символов. Хадак складывается пополам по длине так, чтобы нижний край немного выступал из-под верхнего. Подносится хадак двумя руками на ладонях, обращённых кверху, сгибом к себе, а краями к тому, кому подносите.

 

В Бурятию и Монголию эта традиция пришла из Тибета. Подносится хадак в поклоне или полупоклоне. В Тибете наиболее распространен белый цвет, символизирующий чистоту помыслов и благие пожелания. В Монголии и Бурятии чаще используют синий цвет, означающий небесную чистоту помыслов. Ламам и людям пожилого возраста обычно преподносят жёлтый хадак.

На алтаре изображения, статуи святых, божеств обязательно покрывают или заворачивают в хадак. Также иногда их используют в качестве оберега, благословив и особым образом завязав узелок. Такие хадаки нужно хранить как можно дольше. Сила благословения заключена в узелке и цвете, именно они распространяют соответствующее благо.

Большую удачу, успех и благо приносят хадаки, полученные от очень уважаемых людей, высоких лам или при особых значимых событиях. Существует обычай хранить хадаки 5 цветов на домашнем алтаре. Своим символизмом они вполне могут заменить даже Мандалу. Ведь пятицветие хадаков означает Пять Великих Первоэлементов, из энергии которых сотворена вся Вселенная.

Если на хадаках есть ещё и 8 Благих символов, тогда их ценность возрастает многократно. 

СИНИЙ ХАДАК цвета синего неба – знак чистоты, спокойствия и Просветления. ЗЕЛЁНЫЙ ХАДАК – символ дерева, означает достаток, урожайность, развитие. КРАСНЫЙ ХАДАК символизирует огонь – знак душевной теплоты, любви, сохранности. 

ЖЁЛТЫЙ ХАДАК – это символ земли, означает стабильность, уверенность, мудрость, а также является знаком возвышения и распространения буддизма. 

БЕЛЫЙ ХАДАК – это символ воды, олицетворяет благие деяния, щедрость, непрерывность. 
Также эти 5 цветов соотносят с 5 дхъяни (семействами) будд или же с 5 мудростями. В тантрической традиции они могут символизировать 5 совершенно очищенных состояний сознания – энергии. Все зависит от мотивации подносящего. 

При подношении хадаков всех 5 цветов нужно раскладывать их следующим образом: снизу желтый хадак, на него ложится белый, затем красный, синий и, наконец, зеленый, т.е. земля, вода, огонь, ветер и дерево. В данном случае пространство и ветер объединены, а дерево считается самой большой драгоценностью на нашей земле. Есть ещё вариант в расположении цветов.

Синий с зелёным меняются местами, т.е. после Огня (красный хадак) следует Дерево (зелёный хадак). Завершать будет Ветер (синий хадак ). Какой придерживаться традиции – это личное дело каждого. В Белый месяц (Новый лунный год) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь.

Затем, после окончания Белого месяца, хадаки убираются и хранятся до следующего Нового года. 

В канун следующего Белого месяца хадаки подносятся ламам в дацанах, уважаемым людям, родителям или привязываются на святых местах.

Таким образом, проявляется Даяние – парамита щедрости: делюсь всеми духовными и материальными богатствами, которыми владею.

Хорошим дополнением является хадак, если он находится на руках у верующего во время ритуала призывания Удачи и Счастья ( Далага по- бур.), особенно в 1 день Нового лунного года (Сагаалган по- бур.) 

Испорченные, старые хадаки не нужно держать дома. Их либо сжигают, либо подносят на самый низ закладки ступ, статуй.

Источник: http://shibertui.sangharussia.ru/hurals/khadak

Исследовательская работа “Хадак и его значение в традиционной культуре бурятского народа”

Министерство образования и науки РБ

Кижингинский район МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х. Намсараева

Районная научно- практическая конференция

учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Номинация: История родного края

Тема: ««Хадак и его значение в традиционной культуре

бурятского народа»

Загдажапов Женя, ученик 3 «б»класса

МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х. НамсараеваРуководитель: Доржиева П.С.

2016 г.

Проект «Хадак и его значение в традиционной культуре

бурятского народа»

Введение

Основная часть:

  1. Из истории хадака

  2. Разновидности хадака

3. Хадак – символ гостеприимства народа Бурятии

4. Обычаи поднесения хадака

Заключение

Литература

Актуальность:

На Сагаалган мои родители преподносят бурхану хадаки 5 цветов. Я заинтересовался этим обычаем и решил узнать о хадаках.

Объект исследования: традиционная культура бурят

Предмет исследования: бурятский хадак

Цель:

– исследовать историю хадаков, традиции бурятского народа, связанные с хадаком.

Для решения этой цели   поставили следующие задачи:

–     найти и изучить литературу по данной теме, узнать об истории хадака, также узнать значении хадака по цвету;

–     определить   уровень знаний учащихся своего класса о хадаке;

–     систематизировать весь материал, написать исследовательскую работу о хадаке;

Я думаю, что хадак является символом гостеприимства нашего народа, что его преподносят самым дорогим гостям, а они, принимая его должны повесить на шею. Выполняя свою работу, я хочу проверить эту мысль. Это является гипотезой моей работы.

В культуре бурят традиционные верования и обряды, возникли в глу­бокой древности и сосуществуют с буддийскими обрядами.

Хада́к  — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов, без которых не проходит ни один из его обрядов.

«Хадак» – тибетское слово, в переводе на бурятский язык означает «тэнгэри» (небо). Хадак самый почитаемый подарок, который преподносят высокоуважаемым людям, родителям и гостям.

Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, таким как свадьба, рождение ребенка, прибытие и отбытие дорогих гостей и т.д.

Его преподносят в виде поздравле­ния по случаю праздника, для пожелания удачи, в виде подношения ламам и святым во время молебнов. Буряты обычно желают удачи, когда дарят хадак.

Хадак представляет собой отрез шелковой ткани длиной от 60 см. до 4 м. Каждый хадак имеет свое название, узор, цвет.

Различают 3 вида хадаков:

– Маленький хадак называется «Һэблик», который бывает длиной от 60 см до 1 метра.

– Юрын хадак (обычный хадак) – длинной от 1 до 1,5 метров.

– «Аюша хадак» от 2 до 4 метров.

Узоры на хадаках бывают очень своеобразными и интересными.

Хадаки бывают разных цветов:

  • Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Это цвет святости и благополучия.
  • «Нанзат хадак» – красного цвета, олицетворяющий образ древнейше­го объекта почитания всех народов – Солнца и связанных с ним огня, света и тепла. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие. Символ домашнего очага. В эпосе бурят «красный» – «улаан» ассоциируется с важным культом, поэтому словосочетания Улаан-Баатар, Улаан-хаан харак­теризовали воина, богатыря, знаменосца. Красный – цвет власти и величия. Поэтому «Нанзат хадак» преподносят великим правителям, «хаанам» и президентам.
  • «Шара хадак» – желтый хадак. Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни (жёлтый – цвет веры, процветания Учения Будды). «Шара хадак» преподносят богам и буддийским ламам.
  • «Аюша хадак» – голубой хадак, самый почитаемый и наиболее распространенный хадак. Голубой цвет ассоциируется с небом и водной синью.Будучи цветом неба и воды, он символизирует вечность и бесконечность. Голубой цвет – знак согласия и спокойствия, верности и постоянства. Такой хадак преподносят уважаемым и почитаемым гостям, дарят друзьям, близким и родственникам.
  • «Самба хадак» – зеленый хадак. Зеленый цвет ассоциируется с началом пробуждения природы, прихода тепла и урожайности, поэтому это символ Земли. «Самба хадак» нельзя преподносить людям, его преподносят только на алтарь.

Я со своими родителями, по особо почитаемым буддийским праздникам, иду поздравлять старейшин своего рода с подарками и обязательно с хадаком.

Правила преподношения хадака:

Хадак по длине сгибают, подносят в развёрнутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами. Хадак складывается посередине, образовывая 2 слоя. Открытая сторона хадака обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится – это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку. Принимают хадак также почтительно обеими руками. 

Хадак можно преподнести с деньгами, чашкой молока и другими подарками, сопровождается благопожеланиями. Когда преподносят с деньгами, здесь надо учесть значимый момент, деньги ложат на хадак внутренней стороной.

Правила приёма хадака: человек, которому преподносят, стоит с рас­крытыми ладонями, подняв большой палец и до конца дослушав благопожелания, приняв хадак, благодарит.

Немаловажно учесть, что человек, который преподносит хадак и человек, который принимает хадак, должны быть обязательно в шапке, т.е. с покрытой головой. Хадак ни в коем случае не надевают на шею. Мужчины, сложив хадак на левой руке, прячут за пазуху, а женщины тоже сложив на левой руке, ложат на самое почетное и чистое место в доме.

В Белый месяц (февраль) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь. Затем третий месяц (март) хадаки убираются и хранятся в сундуке. В канун следующего Белого месяца хадаки преподносятся Учителям в дацаны, уважаемым людям и родителям.

Читайте также:  Как медитируют тибетские монахи – практики ваджраяны

С давних пор существует обычай хранить пятицветные хадаки как добрый знак безрасходности и спокойствия.

Также не возбраняется передаривать хадак или вывешивать его в святых местах, повязывают на деревья в священных местах. Человек выражает дань уважения духу местности, символ – добрых намерений.

Заключение

По ходу выполнения своей работы, изучив значение хадака, мы пришли к выводу, что хадак является символом гостеприимства нашего народа, что он имеет глубокие корни, пришёл к нам издревле. Хадак – длинный ритуальный шарф, символизирующий уважение, дружбу, пожелание счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира.

Я думаю, мы обязаны не только знать своё прошлое, но и в повседневной жизни стараться грамотно соблюдать обычаи и сохранять их во благо будущего.

Литература

  1. Бабуева В.Д. / Материальная и духовная культура бурят/ Улан-Удэ, 2004.

  2. Бабуев С.Д., Бальжинимаев Ц.Ц. / Буряад зоной урданай байдалай тайлбари толи/. Улан-Удэ, Бэлиг, 2004.

  3. «Эхэ хэлэн». Электронное пособие.

  4. Материалы из Интернета.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/issliedovatiel_skaia_rabota_khadak_i_iegho_znachieniie_v_traditsionnoi_kul_turie

ХАДАГ

Намжилма Бальжинимаева
Многократный победитель конкурсов веб-проектов в поддержку и развитие бурятского языка, сохранение традиций и культуры бурят-монгол.

Хадаки в жизни бурятского народа занимают особое место. Хадак – это самый почитаемый подарок, который преподносят высокоуважаемым людям. Представляют собой отрез шелковой ткани длиной от 60 см до 4 м. каждый хадак имеет свое название, узор, цвет, размер.

Хадак – тибетское слово, в переводе на бурятский язык означает «тэнгэри» (небо). Хадак самый почитаемый подарок, который преподносят высокоуважаемым людям, пожилым родителям и долгожданным гостям.

Он может быть преподнесено поводу свадьбы, рождения ребенка, прибытия и отбытия дорогих гостей и т.д. его преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, в виде подношения ламам и святым во время молебна.

Буряты обычно желают удачи, когда дарят хадак.

Хадак плетут из качественных шелковых нитей. Каждый хадак имеет свое нгазвание, узор и цвет. Маленький хадак называтся «Һэблик», который бывает длиной от 60 см до 1 метра. Обычный хадак – длиной от 1 до 1,5 м

«Аюша хадак» – от 2 до 4 метров.

Хадаки бывают разных цветов. «Нанзат хадак» – красного цвета, олицетворяющий образ древнейшего объекта почитания всех народов – Солнца и связанных с ним огня, света и тепла. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие.

Шара хадак – желтый хадак. Особое место занимает желтый цвет в палитре красок буддизма, что проявляется в первую очередь в названии религии – желтая вера, в одеянии лам – желтая одежда – орхимжо. Шара хадак преподносят богам и буддийским ламам.

Аюша хадак – голубой хадак, самый почитаемый и наиболее распространенный хадак. Голубой цвет ассоциируется с небом и водной синью, символизирует вечность и бесконечность.

Самба хадак – зеленый хадак. Зеленый цвет ассоциируется с началом пробуждения природы, прихода тепла и урожайности, поэтому это символ Земли. Самба хадак нельзя преподносить людям, его преподносят только на алтарь.

Даша хадак – короткий синий хадак. Его преподносят обычно детям.

Хара хадак – черный хадак. Его ставят на алтарь в Бутуу удэр – последний день старого года.

Сонном хадак – самый короткий синий хадак – до 60 см – дань усопшим.

Правила подношения хадака: хадак по длине сгибают, кладут на ладони, придавив большим пальцем и при этом надо учесть, линия сгиба смотрит на того, кто преподносит хадак. Хадак можно преподносить с деньгами, с чашкой молока и другими подарками, сопровождается благопожеланиями.

Правила приема хадака: человек, которому преподносят, стоит с раскрытыми ладонями, подняв большой палец, и до конца дослушав благопожелания, приняв хадак, благодарит.

Немаловажно учесть, что человек, который преподносит хадак, и человек, который принимает хадак, должны быть обязательно в шапке, т.е. с покрытой головой. Хадак ни в коем случае не надевают на шею. Мужчины, сложив хадак на левой руке, прячут за пазуху, а женщины, тоже сложив на левой руке, кладут на самое почетное место в доме.

В Белый месяц (февраль) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь. Затем в третий месяц (март) хадаки убираются и хранятся в сундуке. В канун следующего Белого месяца хадаки преподносятся Учителям в дацаны, уважаемым людям и пожилым родителям.

Источник: http://mungen-tobsho.com/archives/361

Страны: ТИБЕТ. 200 метров в борьбе за хадаки // ЗМ №4 (72) 2008

Тибет – далекий край, полный загадок, которые европейцы поколение за поколением тщетно пытаются разгадать.

Однажды очутившись здесь, вдохнув воздух древней цивилизации, многие понимали, что что-то в них навсегда изменилось, и они уже никогда не будут теми, кто ступил на эту землю.

Год от года поток туристов со всего мира, в том числе из России, становится все многочисленней.

Кто-то хочет испытать на себе чудо тибетской медицины, кто-то хочет прикоснуться к философии и гармонии, кого-то манят горы, а кто-то просто хочет всецело насладиться красотой и экзотикой другого мира. И каждый находит для себя то, что ищет. Не останутся разочарованными и любители лошадей! Традиционные скаковые праздники пользуются огромной популярностью у туристов, которых на Тибете всегда великое множество.

От истории к современности Конные праздники со скачками на местных лошадях – очень древнее явление. С незапамятных времен они были самым популярным развлечением в Тибете. Ведь этот край может похвастаться и своей породой – тибетской лошадью.

Невысокие (порядка 135-140 см в холке), крепкие, с грубой конституцией, эти животные идеально приспособились к сложному ландшафту и большим нагрузкам.

Их традиционно используют и в качестве упряжных, и в качестве верховых, в чем можно воочию убедиться в мае или июне, когда в Тибете проходят традиционные конные праздники с полными азарта скачками и состязаниями в стрельбе из лука. Небольшой город Гьянтс знаменит тем, что именно здесь, в 1408 году, состоялись первые подобные соревнования.

Состязания носили военный характер и включали в себя скачки, стрельбу из лука с земли и верхом на лошади. Ведь маневренная конница, вооруженная луками, была в свое время одной из самых грозных военных сил Востока. Действительно, тибетцы были беспощадными воинами, вселяющими ужас в своих соседей, пока в IX веке не приняли миролюбивую философию буддизма.

Даже сегодня лучшие всадники Тибета считаются настоящими героями. Их окружают таким же почетом, как на Западе – звезд футбола или бейсбола. Из военных конные соревнования очень скоро превратились  в настоящий праздник, сопровождались ярмарками, народными гуляниями и продолжались по нескольку дней.

В наши дни в программу добавились соревнования по легкой атлетике, концерты народной музыки и танца – словом, все, что делает праздник по-настоящему зрелищным. Еще один шанс увидеть традиционные тибетские скачки представляется 10 августа, когда проходит самый важный фестиваль в Северном Тибете, знаменующий окончание сбора урожая.

Подобные традиционные праздники существуют во многих культурах, но для каждого народа этот день – особенный. Так, в Тибете тысячи сельских жителей на богато украшенных телегах привозят в города новый урожай. Начинается многотысячная ярмарка, где торговля неотделима от зрелищ – песен и танцев. В это время в пригороде проходят состязания по стрельбе из лука, скачки и, конечно, демонстрация искусства верховой езды. Ведь культура верховой езды до сих пор неотделима от уклада жизни Тибета.  

Состязания в скорости, ловкости и меткости.

Глухой стук копыт по густой траве отзывается эхом далекого прошлого, отдается в сердце и неуловимо отбрасывает в те времена, когда Тибет был страной воинов.

Глядя на то, как жители Цары (области в 70-ти километрах от тибетской столицы Лхасы) собираются на свой ежегодный праздник скачек, где за победу разворачивается очень жесткая борьба, начинаешь ставить под сомнение традиционный имидж тибетцев, которых мы обычно представляем себе миролюбивыми буддистами.

Праздник скачек, изначально совпадающий с окончанием сбора урожая, отмечается практически по всему гималайскому региону. Это свидетельство того, что, несмотря на 50 лет китайской оккупации, тибетцы сохранили самобытность своей культуры. Для таких областей, как Цара, этот праздник – второе по значимости событие в их календаре после Нового года.

Шарфы дружбы Для участия в мероприятии собираются самые ловкие тибетские мужчины на пышно украшенных лошадях – одиннадцать всадников, представляющих разные деревни области. В Царе все без исключения жители умеют ездить верхом, поэтому последить за захватывающим действом приезжает практически все население области.

Впрочем, для тибетцев лошадь – столь же естественный вид транспорта, как велосипед или автомобиль. Праздничная, почти карнавальная атмосфера царит повсюду: вдоль скаковых дорожек стоят толпы людей в широкополых шляпах в духе американских ковбоев, с традиционными красными нитями, вплетенными в волосы.

Здесь же разбивают свои палатки с пестрым ассортиментом от пива и сигарет до детских игрушек, многочисленные торговцы. Всадники в ярких черных, белых и красных костюмах уверенно гарцуют мимо зрителей, готовясь сразиться в мастерстве скачек и стрельбы из лука. Периодически они останавливаются и гордо позируют перед камерами.

Длинные перерывы между основными событиями встречают понимание, хотя сразу понятно, что все с нетерпением ждут новой скачки. Кульминацией праздника является скачка на 200 метров. Каждый из участников должен на полном скаку поднимать с земли хадаки (отрезы белой материи), разбросанные вдоль дорожки.

По окончании этого захватывающего состязания все ждут результатов, и каждый надеется на победу своей деревни. И дело тут не только в престиже и гордости за свою деревню. Всадники получают по 2 юаня (24 цента) за каждый подхваченный ими с земли хадак. Они передают полученные ими призы главе деревни, а тот в свою очередь распределяет их между жителями. Хадаки, которые сами тибетцы называют «шарфами дружбы», имеют глубокое символическое значение: это – символ благополучия, всего самого лучшего. Если приезжает почетный гость, ему обязательно вручают хадак. Если кто-то из родственников отправляется в длительное путешествие, то его провожают с хадаком.

Удачного вам путешествия! ЗМ

Источник: http://www.goldmustang.ru/magazine/countries/179.html