Храм и монастырь Джоканг, Лхаса

Буддийский храм Джоканг был возведен приблизительно в 646 году первым правителем Тибетской империи Сронцзангамбо в центре исторической части города Лхаса. В те времена и сейчас это место входит в число наиболее величественных храмов Тибета, интересных с точки зрения паломничества и эзотерического туризма, а также отнесено к перечню всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

История построения храма в Лхасе довольно необычна и связана с помолвкой правителя и непальской принцессы Вэньчэн. Осматривая свои новые владения, ставшая царицей Вэньчэн испугалась небольшого озера, которое напомнило ей сердце дьявола.

Дабы ублажить царицу был принят указ, согласно которому водоем должен быть полностью засыпан землей, а на месте бывшего озера возведен величественный храм, знаменующий собой победу над злыми силами.

К проектированию и строительству храма были привлечены лучшие мастера Тибета, Китая и Непала, о чем говорит уникальное сочетание древних стилей зодчества.

Со временем храм и монастырь Джоканг (Дом Будды) стал священным не только для всех буддистов из Тибета, но и для паломников, странствующих в поисках просветления и ответов на извечные философские вопросы.

Достопримечательности и особенности

Центральный зал храма Джоканг украшает статуя Шакьямуни – изображение 8-летней девочки в натуральную величину, привезенное в страну самой царицей Вэньчен в качестве приданного.

Собственно, ради сбережения этой статуи и возводился Джоканг. Статуя полностью отлита из золота и украшена бесчисленной россыпью драгоценных камней, что делает ее не только чрезвычайно величественной и ценной, но и вызывает духовный трепет у паломников.

Поклонения статуе Шакьямуни проходят практические ежедневно.

Не менее уникальной достопримечательностью монастыря Джоканг в городе Лхаса является ива, растущая перед входом в храм. Монахи считают, что дерево было посажено самой царицей. Рядом с ивой установлен каменный монумент высотой три метра, на котором в 823 году были высечены условия сотрудничества между Китаем и Тибетской империей.

Необыкновенно зрелищное событие можно наблюдать в Джоканге и его окрестностях в дни празднования тибетского нового года. К стенам храма стекаются тысячи последователей буддизма, совершая красочные ритуалы и обряды во славу памяти предков. Сие действо носит название Праздник тысячи молитв.

Рекомендации туристам

Дадим несколько ценных советов туристам, которые решили посетить храм Джоканг в Лхасе (Тибет):

  1. Спланируйте распорядок дня таким образом, чтобы попасть в Джоканг ближе к вечеру. В это время ламы занимаются чтением сутр. Их смысл вы не поймете, но ритмичное песнопение завораживает и гипнотизирует.
  2. Храм принимает посетителей весь день. Если вы желаете попасть на экскурсию с гидом, то приходить стоит пораньше, так как экскурсоводов не так много.
  3. Соблюдайте правила приличия. Не смейтесь, громко не разговаривайте, не тыкайте пальцами и уж тем более не трогайте священные для буддистов реликвии.

Напоследок — подборка фото монастыря и храма Джоканг:

8242bfbe9f4a1c3234888f0eef9

Расскажи друзьям!

Источник: http://ezoturizm.com/hram-i-monastyir-dzhokang-lhasa/

Монастырь Jokhang

Jokhang (Дом Будды) – первый буддийский храм Тибета, возведенный в VII, веке находится в километре восточнее дворца Потала на высоте 3655 м. Его возраст насчитывает более 14 веков. Строительство города Лхасы началось именно с этого места и с этого монастыря. Время основания Джокханга предположительно считается с 639 по 647 год.

В Лхасе есть два исторических центра, к которым примыкают жилые кварталы. Один из них находится вокруг священной Поталы, другой – вокруг храма Джоканг. Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джокханг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете.

Но прежде чем посетить его, паломники должны совершить вторую внутригородскую Кору, маршрут которой идёт по древней улице Баргхор, окружающей этот храм. Улица эта была в прошлом религиозным святилищем, но сейчас стала самым крупным торговым рынком столицы.

Закончив кору Баргхор, паломники направляются в священный Джоканг.

У входа в сам храм и рядом у его стен располагается множество людей, непрерывно совершающих обряд простирания, только совершаемый на одном месте. История этого старейшего в Тибете храма довольно необычна.

Когда царь Сонгцен Гампо стал укоренять буддизм в Тибете, построив первые 12 монастырей, он столкнулся с тем, что у него не было ни одной священной статуи Будды.

Появление самой важной статуи Будды рассказывает древняя буддистская легенда.

В ней говорится о том, что когда Будда Шакьямуни собрался покидать Землю, он согласился оставить людям своё изображение. Но небесный скульптор Вишвакарам никак не мог снять размеры фигуры святого из-за трепетного дрожания рук. Тогда Будда стал у воды и велел снять пропорции с отражения.

По ним из священного состава из семи металлов были отлиты четыре прижизненных статуи. Одна затем попала в Непал, другая – в Китай, а две сокрыты в Ашрамах Шамбалы. Чтобы взять в приданное священные статуи Буд¬ды, Сонгцен Гампо женился на непальской и танской царевнах.

Китайская прицесса Венченг, привезшая статую Будды Шакьямуни, вознамерилась построить для неё специальный храм в Лхасе и стала выбирать место. Она была волшебницей и занималась гаданием по пыли, земле и воде. Магические действа показали ей, что всю территорию Тибета покрывает лежащее на спине тело демоницы – синмо.

Три холма Лхасы: Марбори, Чакпори и Бонпари – это лобок и груди демоницы, а в центре города, где лежало озеро Отханг, было её сердце, залитое кровью.

Венченг бросила в него волшебное кольцо, и оно вытянуло за собой со дна большой остров. Горный козёл наносил земли из божественной страны нагов и засыпал остатки озера.

Небольшой рельеф, изображающий фигуру козла, можно увидеть в капелле Майтрейи на южной стене нижнего этажа святилища. На этом месте в 653 г.н.э. и был воздвигнут храм Джокханг, куда и поместили священную статую Будды. Непальская же принцесса Бирикути привезла статую Будды Акшобьи.

Говорят, что изначально Джоканг строился правителем для размещения в нем изображения Будды Акшобьи. Для прекрасной статуи Джово Шакьямуни был построен храм Ramoche. Но после смерти Сонгцэна Гампо Джово Шакьямуни был перенесен из Рамоче и спрятан в Джоканге.

С тех пор изображение так и осталось в Джоканге, и является наиболее почитаемым в Тибете изображением Будды. Кстати, слово «Джоканг» или «Джовокханг» означает на тибетском «капелла Джово».

Двор храма, именуемый Чам-ра, где, по обычаю, в дни праздников, проводятся торжественные богослужения лам со всех тибетских монасты¬рей, так как Джоканг является общим святилищем для всех сект буддизма. Многочисленные камни вдоль стен испещрены текстами священных молитв. Дым от можжевеловых воскуре¬ний, означающих кровь Будды, столбами поднимается в небо.

Сам храм представляет собой прямоугольное здание в три этажа с плоской крышей. Войдя в него, вы вновь попадаете в небольшой тёмный внутренний зал-дворик. Решётчатая перего¬родка отделяет его от стены, образуя коридор, называемый Чилхордин.

Это ритуальное сердце Джокханга.

По нему все вошедшие в храм должны пройти по часовой стрелке третью священ¬ную Кору Лхасы, называемую Нангкхор, символически двигаясь между двух миров: справа, во дворике, расположена золотая статуя грядущего Будды Майтрейя (по-тибетски «Чжамба»), а по левую сторону, в стене чередой идут двери, освещаемые тусклым пламенем масляных светильников. За каждой из них комната-святилище, посвященная различным богам. Паломники поочерёдно входят туда, чтобы преклониться, оставить дары и поддержать подношениями масла непре¬рывный огонь в лампадах.

Святилище Авалокитешвары. Легенда говорит, что, когда рабочие закончили строительство храма, они положили свои инструменты в одну из ниш стены. Тотчас из них возникла прекрасная статуя одиннадцатиликого Авалокитешвары, стоящая на полу в рост человека.

Вокруг неё и было создано свя-тилище. Другая легенда гласит, что статуя эта состоит из пяти слоев. Когда из Индии привезли сандаловое изображение Авалокитешвары, Сонгцен Гампо распорядился покрыть его слоем из смеси тибетских благовонных трав. А в 650 г.н.э.

сам царь вместе с непальской и китайской жёнами слились с этой статуей, растворившись в ней навсегда. После этого обе принцессы стали богинями: Белой и Зелёной Тарой. Белая Тара олицетворяет мудрость и сострадание, одаривает верующего счастьем.

Зелёная Тара освобождает от негатива, зла, болезней, бедности. Тибетцы называют её Дролма (Освобождающая) и относятся к ней с особой любовью.

Главное святилище Храма. Перед входом в главное святилище, где находится знаменитая статуя Будды Шакьямуни, висят два колокола, в которые надо ударить, сообщая о своём визите. Двухметровый Будда сидит в позе лотоса на высоком троне-киоте, крышу которого под¬держивают резные столбики, увитые телами драконов.

Правая рука его опущена к колену, а левая держит чашу нищенствующего монаха. Статуя сделана из позолоченного сандалового дерева и богато украшена. На голове надет тяжелый венец из кованого золота, обильно украшенный драгоценными камнями. Шея и грудь перевиты ожерельями из крупной бирюзы и костяными чётками.

На плечи накинута шелковая жёлтая мантия, поверх которой наброшено множество белых шарфов-хадаков.

Перед статуей, на нескольких ступенях, стоит множество золотых жертвенных чаш, доверху заполненных подношениями. Бедные паломники кладут туда зерно, бурдюки с ячьим маслом, люди побогаче – деньги, ювелирные изделия из серебра, золота и драгоценных камней.

Монахи, меняющие заполненные чаши на пустые позволяют особо щедрым посетителям подняться по ступе-ням, чтобы поцеловать колено Будды или испить глоток святой воды из серебряных кувшин¬чиков, стоящих рядом со статуей.

У ног Будды стоит золотая чаша, с помощью которой проходит обряд жеребьёвки, в ходе которого устанавливается личность мальчика-преемника Далай – и Панчен-Лам в случае их смерти. Он проходит в этом зале, непосредственно перед статуей.

Несмотря на то, что немного осталось от оригинальной постройки VII века, а большинство статуй, украшающих внутренний интерьер храма, созданы после Культурной Революции, Джоканг, переполненный верующими и окутанный тайнами, оставляет ни с чем не сравнимое впечатление.

На протяжении веков Джоканг претерпел множество изменений, однако, изначальная планировка – древняя и сильно отличается от остальных религиозных сооружений Тибета. Основное отличие заключается в расположении здания с запада на восток, в направлении Непала, якобы, в честь непальской принцессы Бирикути.

Множество изменений были произведены в течение веков, когда Лхаса оставалась на второстепенной роли в тибетской истории, но, несомненно, самые глубокие изменения Джоканг претерпел в XVII веке во время правления Пятого Далай Ламы. В этот период Лхасе было возвращена её главенствующая роль, а Джоканг был существенно расширен.

Только несколько резных колонн и арка главного входа остались такими, как их создали в VII веке неварские художники из долины Катманду.

В начале Культурной Революции большая часть внутреннего содержимого Джоканга была осквернена бойцами Красной Гвардии и считается, что многие предметы были вынесены из храма.

На каком то этапе, помещение, служившее жилищем монахов было переименовано в Гостиницу, а часть самого храма была превращена в свинарник.

С 1980 года Джоканг начал реставрироваться, и сегодня только глаз специалиста может заметить, что храм пережил невзгоды последних лет.

Выйдя во двор, можно подняться по лестнице на второй этаж. Там находятся покои Далай-Ламы и кельи монахов. А вот на третьем этаже, где расположено множество святилищ самых разнообразных святых, паломников особо интересует комната, в которой установлена статуя богини Бэлхамо.

Она считается покровительницей семейного очага, а потому чествуется жи¬телями Лхасы, особенно женщинами. Они несут к ней кувшинчики с ячменным вином, чашки с зерном и прочей едой. Вокруг этих подаяний бегают десятки тибетских мышей. Перед статуей находится большой серебряный поднос, где можно увидеть трупики до-хлых мышек.

Они считаются священными и тибетцы убеждены, что мясо мышей из Джогханга полезно при многих заболеваниях. Его даже вывозят за границу!

Позолоченную крышу храма, куда так же можно подняться, традиционно венчают большие фигуры двух оленей, смотрящих на «колесо жизни». Этот символ олицетворяет первую проповедь Будды Шакьямуни, произнесённую в оленьем парке в Сарнатхе.

В Джоканге можно увидеть много изображений как левосторонней, так и правосторонней свастики. Дело в том, что Джоканг, как и гора Кайлас, является священным местом не только для всех 4-х сект ламаизма, но и для Бон-по религии.

Четыре гигантских столба Tarchen с молитвенными флагами расположены в четырех углах Баргхора: Гаден Тарчен на северо-востоке, Жиньяк Тарчен на западе, Келсанг Тарчен на юго-западе и Шаркьяринг Тарчен на юго–востоке.

По материалам книги «Тибет — Кайлас. Мистика и реальность» (А. Редько, С. Балалаев, 2009 г.)

Источник: http://dorje.com.ua/places/jokhang.html

Монастырь Джоканг :: Тибет, Лхаса, монастырь VII в

Монастырь Джоканг (“Дом Господа”) является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. В 2000 году монастырь Джоканг включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею храмы разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью.

Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз.

Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг (“ра”- коза, “са” – земля), чтобы увековечить память тех коз.

Правдива ли эта легенда или нет, но монастырь принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

Монастырь Джоканг – массивное четырехэтажное здание с открытой крышей, на которой возвышаются две золотые лани и колесо дхармы – ранние символы буддизма. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления пятого Далай-ламы. Большинство росписей и статуй относятся к XVIII и XIX векам.

Монастырь пострадал во время монгольского вторжения, но наихудшие разрушения постигли Джоканг после оккупации Тибета Китаем в 1959 году. Во время китайской культурной революции (1966-1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника, в других строениях располагались китайские солдаты, которые грелись у костра, сжигая древние тибетские писания.

Что посмотреть

Сегодня площадь храмового комплекса составляет 25,000 кв. м. Архитектура сочетает в себе слияние стилей Тибета, Индии, Китая и Непала. Здание состоит из нескольких залов и алтарей. Темные лабиринты соединяю залы храма с часовнями, посвященными различным богам и Бодхисаттвам.

В центральном зале находится главное сокровище монастыря – Будда Шакьямуни (также называемый “исполняющий желания”) – самая почитаемая статуя в тибетском буддизме. Статуя, изображающая в натуральную величину (1.

5м) Будду в возрасте 12 лет, вероятно, была доставлена из Индии, как часть приданого китайской принцессы Вэньчэн в 641 году.

Самая красивая статуя Тибета, вылитая из драгоценных металлов и богато украшенная драгоценными камнями, стоит в окружении царя Сонгцен Гампо и его двух жен: китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Бхрикути, способствовавших распространению буддизма в Тибете.

На третьем этаже находится статуя Палден Лхамо – единственное женское божество среди группы Восьми Защитников Дхармы и основная защитница Лхасы и Далай-ламы. По легенде, она убила собственного ребенка, чтобы положить конец бесконечной военной кампании своего мужа.

Джоканг – самый знаменитый монастырь Тибета.

Поскольку он не контролируется определенной религией, привлекает приверженцев всех школ тибетского буддизма, а также последователи Бонпо – коренной религии Тибета.

Можно прийти пораньше, чтобы посмотреть, как паломники выполняют свои религиозные обряды, а затем посетить интерьер храма. С открытой крыши здания открывается прекрасный вид на Лхасу и дворец Потала.

А в пригороде Лхасы находятся дворцы Норбулинка, утопающие в изумительно прекрасных садах, и монастырь Сера, один из самых крупных буддийских монастырей мира.

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2011-01-11

Источник: https://allcastle.info/asia/tibet/002

Тибет Лхаса Джоканг

Место в Лхасе, куда нас просто притягивало. В итоге поездки у нас образовалось 2 свободных дня. Долго думали — поменять билеты и улететь раньше, или просто побыть в Лхасе. Решили остаться и не пожалели.

Начало путешествия здесь

предыдущая страница здесь

И каждый день, куда бы мы не шли, мы оказывались снова здесь.

Монастырь Джоканг (тиб. ཇོ་ཁང, вайли Jo-khang; кит. упр. 大昭寺 , пиньинь: Dàzhāosì) в городе Лхасе в Тибете — знаменитый буддийский храм и монастырь, особо почитаемый тибетцами. Сюда сходятся многочисленные паломники и зарубежные туристы. Как часть общего комплекса храмов в Лхаса, является охраняемым объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Джоканг начал строить царь Тибета Сонгцен Гампо в 639. Китайская принцесса  исследовала местность с помощью геомантии (фэншуй). На месте храма располагалось тогда небольшое озеро.

Принцесса отождествила местность с телом огромной демоницы, озеро — с её гениталиями, а сердце — c тем местом, где сейчас находится храм Потала. Царь приказал осушить озеро и построить храм, а вокруг воздвигнуть ступы и монастыри, чтобы пригвоздить демоницу к земле и обезвредить.

С того времени храм является целью буддийского паломничества, в последние столетия храмовый комплекс продолжает расти, и сейчас площадь всего комплекса составляет 25,000 кв. м.

Перед входом в храм сразу бросаются в глаза люди, занимающиеся довольно странным, для непосвещённых, делом.

Потом мы будем встречать таких людей очень часто. Они не спят и не отдыхают. Это — простирания. Простирания (поклоны) — одна из форм буддийской практики.

Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием, в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, йидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание.

Цель совершения этой практики — обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются.

Простирания совершаются перед священными для буддиста объектами (храм, алтарь, ступа, природный объект (гора), изображение и т. д.), вокруг них или в процессе движения к ним (паломничества). Простирания совершаются как внутри помещения (перед домашним алтарем или в храме), так и под открытым небом.

Известны многочисленные случаи, когда верующие буддисты двигаясь исключительно последовательными простираниями, проходили многие сотни километров — вокруг священной горы Кайлас (где через некоторое время будем и мы), во время паломничества к местам проведения буддийских ритуалов и больших молитвенных собраний.

тут же вы можете нанять профессионала, который, за небольшую сумму, готов простираться за вас. Правда не ясно, насколько это влияет на ваше развитие?

Во время культурной революции в КНР храм был разорен, затем восстановлен. ремонтно-восстановительные работы идут везде.

Храм четырёхэтажный, крыша покрыта узорчатой бронзовой плиткой. По архитектурному стилю храм напоминает индийские вихары, но при расширении использовались элементы непальского, китайского (династия Тан) и других индийских стилей. На крыше стоят две золотые лани и колесо дхармы в память о первом выступлении Будды.

Храмовый комплекс состоит из нескольких залов и алтарей. В главном зале стоит статуя Будды Сакьямуни, которая считается самой почитаемой статуей в тибетском буддизме. Там же находятся две статуи царя Сонгцен Гампо и двух его знаменитых жён — китайской принцессы  (дочери императора Тайцзуна) и непальской принцессы , которые способствовали проникновению буддизма на Тибет.

внутри можно гулять долго, это, практически, целый город.

Главное не заблудиться, особенно, когда отходишь в сторону от основных туристических маршрутов.

вы увидите всё, что хотите, архитектуру, статуи и украшения

фрески

и внутреннее состояние.

можно подняться даже на крышу, практически без риска потерять свою….. Оттуда видно многое, даже Потала.<\p>

А некоторым даже удаётся разглядеть себя.

Правда меня не покидало ощущение (где то на грани сознания), что храм находится в осаде. Наверное, современного мира…….

Храм выходит на центральную площадь Баркор.

Так как храм считается святым местом, паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути (кора), где расставлены молитвенные колёса, там же расположены торговые ряды.

при этом торговля не мешает святости и состоянию.

это место куда нас просто затягивало….. и ты просто не замечешь, как один круг переходит в другой т ты просто сливаешься с потоком вокруг. Время здесь течёт тоже специфически.  состояние не нарушают даже постоянные китайские патрули. Ведь Джоканг был и есть центр Тибетского национального сопротивления.

В торговых рядах можно встретить практически всё. От канц и хозтоваров до старых доспехов (явно не новодел)

тут же демоны и божки, которых вы можете забрать себе домой

вот так любимые украшения из черпов яков

художники, которые рисуют свои картины тут же

куча всяческих украшений и музыкальных инструментов

тибетские книги.

и, конечно же, люди

при этом национальные одежды и атрибутика

соседствуют с современными акцессуарами

при этом все тебе улыбаются. Или не тебе,… просто улыбаются. Это, поначалу шокирует, а потом шокирует второй раз, когда ты к этому привыкаешь и возвращаешься домой, где все …….

В руках у многих молитвенные барабанчики всевозможных конструкций. Молитвенный барабан (тиб. མ་ནི། ‘khor)— цилиндр или валик на оси, содержащий молитвы и мантры. В тибетском буддизме молитвенные барабаны принято крутить, чтобы сочетать физическую активность с духовным содержанием.

Самым распространённым вариантом начинения барабанов является мантра Авалокитешвары «Ом мани падме хум». Эта мантра имеет резонансные вибрации, что помогает настроить человеческое существо к просветлению. Эта мантра гармонизирует, дает успокаивающий эффект и позволяет развивать ум.

Барабаны Мани имеют цилиндрический корпус, установленный на деревянной или металлической ручке.

Паломники, проходящие кору вокруг Джоканга разные. Такие:

и такие

а некоторые просто едут на своих родителях. Их к этому не приучают, они просто в этом живут…

приезжайте, тут примут и вас!

больше фото вы можете посмотреть здесь

продолжение следует…

Путешествие

Размещено 17.10.2015

Источник: http://freepsy.net/tibet-lhasa-dzhokang

Самые известные монастыри Тибета. Описание, как добраться –

Страна снегов издревле была оплотом будизма. В прежние времена в Тибете почти до четверти населения имели отношение к монашескому образу жизни. Не удивительно, что количество монастырей и различных школ было огромным. Монастыри Тибета зачастую представляли собой целые города со всей инфрастуктурой и службами.

Тибетские монастыри раньше были закрыты от любопытных глаз. Для массового туриста Тибет открыли в 1984 году. Часть монастырей Тибета и сейчас имеет квоту на посещение туристами.

Зачем люди едут на Тибет. Искать чуда?! Немногие возможно просто хотят скаться с горы, потому как все другие горы уже обкатали. Но большинство определенно приезжают как паломники или как туристы с целью посетить монастыри Тибета, а может какой-то определенный из них. На этой странице своего сайта «Моя география » я попробую рассказать вам о самых популярных тибетских монастырях.

Тем же, кто не ищет столь далеких путешествий и предпочитает более массовые направления, предлагаю посмотреть предложения тут.

Монастырь Самье

Самым древним считается монастырь Самье. Ехать к нему нужно вдоль русла реки с известным и звучным названим Брахмапутра.

На каждом перевале в Тибете можно встретить вот такую веселуху — лоскуты ткани пяти цветов колышутся на ветру, сообщая Будде и просветлённым о чаяньях людей, оставивших их здесь. В некоторых местах все это выглядет уже весьма грандиозноя, скоро наверное экскурсии будут водить.

Монастырь Самье — дата основания: 775–779 гг. н.э. Расположен в долине реки Ярлунг (она же Брахмапутра). От Лхасы ехать на юго-восток около 2 часов. До Лхасы можно добраться самолетом.

Построен монастырь в форме мандалы. Мандала представляет собой по убеждениям буддистов особую структуру, где происходит настройка сознания, которая способствует открытию тех или иных способностей человека. Многие монастыри Тибета построены по этому принципу.

Монастырь Самье  —  один из восьми геомагнитных храмов Тибета, которые были построены на местах силы с целью усмирить неспокойных духов и демонов. Усмирить демонов правду в этом месте уалось не сразу.

Считается, что возведение монастыря Самье начал монах Шантаракшита, который пришел сюда из индийского монастыря Наланда, где был настоятелем. Он определил выбранное место как благоприятное и активно приступил к строительству. Но здание через некоторое время обрушилось.

Позже место это было освящено Гуру из Уддияны (санскр. Падмасамбхава — рожденный из лотоса), приглашенным в Тибет королем Трисонг Деценом, чтобы утвердить буддизм. Гуру Ринпоче был известен как Великий сиддх, постоянно являвший чудесные мирские и духовные сверхспособности.

Короче, очень не просто все было со строительством этого монастыря. Еще он был разграблен в годы культурной революции в Китае.

В итоге, несмотря на гигантские усилия, приложенные для восстановления монастыря, до сих пор некоторые здания не отстроены, а другие находятся в плачевном состоянии.

Территория монастыря большая. Здесь проживает около 500 монахов. Множество паломников ежедневно совершают кору вокруг монастыря.

Монастыри Тибета. Дрепунг

Монастырь Дрепунг расположен в пригороде Лхасы, примерно в 10 км от города. Это самый крупный буддийский центр. Ранее входил в число трех государственных монастырей. Здесь расположен университет школы Гелуг. Монастырь является местом паломничества. Территория комплекса составляет 200 тыс. м2. Монастырь Дрепунг был самым большим среди монастырей Тибета.

Основан в 1416 г. Сейчас в нем осталось около 800 монахов. Был резидензией Далай Лам вплоть до Пятого Великого, который построил знаменитый дворец Потала.

Здания монастыря белого цвета и стоят на склоне горы, издалека напоминая горку риса. Отсюда и произошло название монастыря — Дрепунг в переводе с тибетского означает «гора риса».

Этот монастырь всегда имел большое значение в политической, культурной и духовной  жизни тибетцев. Настоятели монастыря имели вес при решении политических вопросов Тибета, влияли на состав органов лхасского городского управления.

До в 1959 года в монастыре Дрепунг насчитывалось более 15 тысяч монахов, он был крупнейшим религиозным центром Тибета. Во время китайской «культурной революции» храмовый комплекс  был  серьезно  поврежден.

Добраться до монастыря можно из Лхасы на автобусе №3, 301 и 302, затем придется пройти пешком достаточное большое расстояние. Такси  доставит вас до ворот монастыря за 20 юаней.

Монастырь Сэра

Сэра расположен в пригороде Лхасы (около 10 км от города). Один из самых крупных религиозных центров Тибета. Ранее входил в число 3-х государственных монастырей; знаменитый университет школы Гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества.

Монастырь основан в 1419 г.

Сэра — действующий монастырь, но в сравнение с прошлым в нем теперь проживают горстка монахов — чуть более сотни монахов.Кроме того, в монастыре устроен музей, открытый для посещения многочисленным туристам.

Монастырь Сэра  открыт для посещения с 9.00 до 18.30, но некоторые залы закрываются уже в 16.00. Дебаты монахов обычно начинаются в 15.00.

Добрасться можно из Лхасы на автобусе: №6, 16, 24 до станции «Sera temple»

Джоканг

Джоканг – довольно известный буддийский храм-монастырь. находится также в Лхасе. Особо почитается местными жителями и активно посещается многочисленными паломниками и иностранными туристами.

Храм Джоканг строил царь Тибета Сонгцен Гампо в 639 году. По преданиям, раньше на месте строительства храма располагалось небольшое озеро. Но жена царя – китайская принцесса Вэнь Чэн, – изучая окрестности методами геомантии (фэн-шуй), сочла, что местность вокруг озера – это тело огромной демоницы, у которой дворец Потала является сердцем, а само озеро – гениталиями.

Нашли вот такой способ прижать демоницу к земле и обезвредить — озеро осушили, а на его месте построили храм, вокруг возвели ступы и монастыри. Храмовый комплекс продолжает разрастаться и его площадь в наши дни составляет 25 000 м2.

Джоканг находится в центре столицы Тибета Лхасы и выходит на площадь Пакор. Паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути «кора», вдоль которого размещены молитвенные  барабаны – вращающиеся  цилиндры, исписанные  мантрами.

Открыт монастырь с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 открыт только для верующих).

Монастырь Ганден

Основания в 1409 году. Функционирует как один из центров традиции Гелуг. Расположен в 45 км к востоку от Лхасы. Название в переводе с санскрита на тибетский язык звучит как «тушита», что значит «легендарная обитель Будды Майтреи».

Монастырь находится на горе Вангбур на высоте 4500 м. Расстояние от Лхасы  47 км. Скорее ввиду высотности расположение, нежели из-за удаления от столицы в Ганден доезжают меньше туристов и паломников. В Сэра и Дрепунге их больше.

Но исторически именно этот монастырь является резиденцией руководителей и политических лидеров школы Гелуг.

https://www.youtube.com/watch?v=d4yLAcorXUQ

Основан ламой Цонкапой, жившим в Тибете в XV веке. Комната, где жил этот человек сохранилась до сих пор. В ней он жил и писал знаменитый труд «Ламрим Ченмо», ставший одним из важнейших текстов для тибетском буддизме.

Во время обхода вокруг монастыря открываются красивые виды на долину.

Когда-то Ганден был крупнейшим монастырем — университетом, в котором обучалось около 2000 монахов. Китайская Культурная Революция и здесь оставила свой печальный след —  большая часть монастыря была разрушена, многих  монахов репрессировали или отослали на работы с обязательным снятием обетов.

Пелкор Чёде

Основан в 1418 году Панчен Релдрупом I. Пелкор Чёде (часто просто Пелчо или Палчо) – большой буддийский комплекс в городе Гьянтзе в Тибете.

Пелкор Чоде — это именно комплекс, а не один монастырь. Представлял собой комплекс из 15 монастырей, где соседствуют три разных буддистких традиций. Преимущественно это Гелуг и Сакья. Девять монастырей принадлежали к Гелуг, три – Сакья и три – к немногочисленной традиции Будона, чей главный монастырь Шалу располагался рядом с Шигаце.

На территории Пелкора находится знаменитая ступа Кумбум со 108-ю внутренними залами и алтарями.

Монастырь Лабранг

Лабранг  – крупнейший буддийский монастырь за пределами  Тибетского  Автономного  Района и один из шести ведущих монастырей ордена Желтых Повязок (Гелугпа). Расположен на высоте 2920 м в центре поселка с тем же названием, в долине речки Дася.

Поселок Лабранг является административным центром уезда Сяхэ китайской провинции Ганьсу. В поселке население около 10 000 человек, из которых большинство занято на обслуживании туристов и паломников.

Монастырь Лабранг (или Лабранг Ташикьил) основан в 1709 году учеником Далай-ламы V, которого звали Нгавангом Цондру, учеником Далай-ламы V. Монастырь расположен близко от традиционных торговых путей, ввиду чего быстро богател, расширял свои территории и влияние. В частности, именно из Лабранга отправлялись миссионеры к бурятам, тувинцам и калмыкам.

В 1958 году власти Китая монастырь закрыли. Лабранг распространяет своё управление на 40 небольших монастырей в окрестных горах, а также на женский монастырь в западной части поселка.

На монастырской территории расположено 18 больших залов для молитв (особо среди них выделяется семиэтажный Шакьямуни), две величественные ступы, кроме того, приблизительно 500  небольших  капелл и  монашеских келий.

Вдоль стен монастыря тянется паломническая тропа (такие в Тибете называют кора) длиною 3 км, на всем протяжении которой установлены молитвенные барабаны, или колеса, высотой от 1 до 2,5 м.

 Во время прохождения коры паломник должен прокрутить каждый из 1174 цилиндров (пока ставить в барабаны электрогенераторы!).

В окрестностях Лабранга можно посмотреть несколько менее крупных храмов и монастырей, а также руины древнего городища Бацзяочэн. К природным достопримечательностям относятся  живописные луга  Сангкэ к западу от поселка и ущелье Ганцзя  в северной  части уезда.

Добраться сюда можно на регулярных автобусных маршрутах с Ланьчжоу, Синин и Хэцзо.

Монастыри Тибета. Ташилунпо

Основан в 1447 г. Относится также к школе Гелуг. Расположен в г. Шигаце, Провинция Цанг.

Основан Далай Ламой I на месте развалин древней крепости.  Строился на средства местной знати. Монастырь был значительно расширен Панчен-ламой IV – Лобсангом Чокьи Гьялцэном. Кстати, именно при нем Ташилунпо стал местом пребывания панчен-лам (многие из них содействовали расширению  и  укреплению монастыря).

Монастырь огромный, как целый город. Можно потратить весь день на его осмотр, бродя по улочках в толпе тибетских паломников.

В этом монастыре хранится множество реликвий, в числе которых мощи предыдущего Панчен Ламы, а также здесь находится самая большая в Тибете статуя (26 м) Будды Майтреи – Будды, который придет в наш мир в будущем.

В Ташилунпо расположены погребальные ступы  с  останками Далай-ламы I и нескольких панчен-лам. Самая большая была возведена в 1666 году для Панчен-ламы IV, при котором монастырь обрел нынешний облик. Эта одиннадцатиметровая ступа сделана из чистого золота и украшена драгоценными камнями. Не многим ей уступает по своему великолепию и более поздняя ступа Панчен-ламы VIII.

Монастырь Цурпу

Цурпу  — главный монастырь тибетской традиции Карма  Кагью. Кармапы считаются главой этой линии. Последний тибетский Кармапа — 17ый, официально признанный как Далай ламой, так и китайским правительством, бежал из Тибета в Индию в 2000-м году.

Монастырь Пабонка

Один из старейших монастырей Тибета. Построен при правлении царя Трисонг Децена, практически одновременно с Самье, на огромной скале.

Первое строение было разрушено еще в 841 году царем Ландармой, который вел гонения на буддистов. В 11-м веке, когда начался возврат буддизма в Тибет, монастырь был отстроен заново.

Похожее

Источник: http://mygeografi.ru/tibetskie-monastyri

Лхаса | Монастырь Джокан

Репортажи | Лхаса | Монастырь Джоканг

С нашего Тибета прошел почти год. Мое мнение до сих пор не изменилось: это самое впечатляющее место из всех, в которых мы были.

Наконец-то дошли руки разобрать оставшиеся фотографии, и вот – родился очередной тибетский пост. Сейчас это актуально, ведь конец августа – сентябрь – самое время для поездки в те края.

В общем, смотрите атмосферные фотографии. Место действия – Лхаса и окрестности.

Закуток перед воротами важного монастыря Джоканг в центре Лхасы. С раннего утра до позднего вечера здесь медитируют и простираются. В основном, тибетцы, но изредка встречаются и западные буддисты. Джоканг – охраняемый объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Построен в 7 веке. Внутрь мы не ходили, так как по принципиальным соображениям вообще не посещали платные монастыри

Площадь перед монастырем Джоканг. Закуток на предыдущей фотографии находится за белым зданием справа

Паломники делают кору (ритуальный обход по часовой стрелке) монастыря Джоканг. Чтобы далеко не ходить, тут же сбывают привезенные из далеких деревень тханки, украшения, предметы быта.

Так многие обеспечивают себе бюджет на обратную дорогу. В обратную сторону тоже можно: продаются камни, одежда, молитвенные барабаны, бусы и серьги, пояса, полосатые фартуки и все, что душе угодно.

Для туристов все в пять раз дороже, но можно торговаться

Чтобы торговаться эффективнее, нужно выучить китайские цифры. Английского тибетцы почти не знают

Тот же самый район (он называется Баркхор), вид сверху, с крыши нашего гест-хауса. Золотая крыша посредине – монастырь Джоканг

Баркхор состоит из бесчисленного множества маленьких переплетенных улочек

Хорошая местная кафешка где-то в Баркхоре. Мы заказывали там шемдре (рис + картошка + мясо) и сладкий молочный чай, его приносят в термосе

Исчезающая Лхаса. Китайцы потихоньку трансформируют Лхасу: сносят старые дома, взамен строят унылые китайские трущобы. В относительной сохранности остается только район Баркхор, да и то условно. Часть домов китайцы сносят, чтобы построить их копии, но с магазинами для туристов на первом этаже

В обычной жизни две культуры сосуществуют

Масло яка. Хранится просто так, без холодильника. Один из основных тибетских продуктов. По сравнению с нашим сливочным маслом яковое обладает очень специфическим запахом. Мне не очень понравилось. Для тибетцев оно необходимо, особенно для тех, кто живет за пределами города. Слишком холодно!

Воротца в Поталу (экс-дворец Далай-Ламы). Для нас – только за 100 юаней

Изображение на стене Поталы

Вот и она сама

Красивые расписные ящики в лавке

Тибетская женщина выбирает обувь

Производство макаронов для тукпы (суп)

За пределами Баркхора. Одна из главных улиц в Лхасе

На южной окраине Лхасы. Кстати, в тех краях очень приятные прогулки

Монастырь Сера. Один из самых значительных монастырей школы Гелуг (ее лидер – Далай-Лама) в Тибете. Он был основан в 15 веке, и в лучшие времена там жило 5000 монахов. Тоже платный

Кора вокруг монастыря Сера

Вид на монастырь сверху. Лхаса (на фоне) издалека выглядит как Москва

Чтобы безденежные иностранцы не просачивались внутрь монастыря через забор, предусмотрена защита

Очень дружелюбный женский монастырь Чапсунг (Chapsung nunnery), недалеко от Серы. Про билет и речи не было. Зато нас пустили посидеть на службе и угостили цампой

В тех же краях расположен монастырь Пабонка, иностранцы редко туда забредают. Как добраться до Пабонки и Чапсунга, подробно описано в Lonely Planet

На крыше монастыря Пабонка. Термос – непременный атрибут тибетской жизни

Комнаты, в которых живут монахи

Вот такая она, Лхаса и ее окрестности. Здесь много уголков, где можно сесть и спокойно подумать

PS Другие фотоотчеты о Лхасе на нашем сайте:

Материал:  

Источник: http://www.rgo-sib.ru/reportage/95.htm

Монастырь Джоканг

Монастырь Джоканг находится в столице Тибета городе Лхаса в одном километре к востоку от дворца Потала и является самым старинным сооружением Лхасы, насчитывает 1400 лет!

Монастырь был построен в честь прибытия непальской принцессы – невесты царя Сронцзангамбо.

Фасадом монастырь обращен на запад – в сторону Непала, чтобы принцесса, скучая по родному дому, могла смотреть в его сторону.

Одновременно с монастырем Джоканг был построен монастырь Рамоче (Малый Джоканг), монастырь строился воротами на восток в сторону Китая в честь прибытия китайской невесты царя – танской принцессы Вэньчэн.

Каждая принцесса привезла из своей страны по ценнейшей статуе Будды Шакьямуни. Монастыри изначально были построены, чтобы стать домом для статуй. Китайская принцесса привезла статую Будды в возрасте 12 лет, а непальская принцесса привезла статую Будду в возрасте 7 лет.

Но почему сейчас в монастыре Джоканг мы видим статую, привезенную принцессой Вэньчэн из Чананя? Дело в том, что во время культурной революции на статуи шла охота, и, чтобы спасти бесценные статуи, их поменяли местами, так статуя Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет попала в монастырь Джоканг. Это древнейшая статуя, единственная в своем роде.

Ее главную ценность составляет тот факт, что она была освящена самим Буддой Шакьямуни! Увидев статую, не возможно пройти мимо, столько энергии Добра и Света она источает, это воистину Место Силы Тибета. Здесь всегда много паломников, совершающих простирания перед статуей и поклоняющихся ей в пол.

Статуя выглядит полнее, чем образ 12-ти летнего Будды, потому что ревностные паломники бесконечно покрывают ее золотом.

Монастырь Джоканг хранит в себе много тайн Тибета, на стенах главного храма есть много самопроявившихся изображений, которые покрываются золотом в честь уважения к Высшим силам, делающим людям такие напоминания. Здесь есть самопроявившееся изображение горного козла.

По преданию, царь Сронцзамгамбо, медитируя в одной из пещер комплекса Драк Йерпа, получил там видение, что на горных козлах он должен нести землю из Драк Йерпы в Лхасу, чтобы осушить болото, покрывавшее тогда место храма Джоканг, и возвести на этом месте первый храм. Сронцзангамбо так и сделал.

Фреска, подробно повествующая об истории строительства храма, находится на западной стене. Наши гиды непременно Вам ее покажут во время экскурса по монастырю Джоканг.

Составными частями монастыря Джоканг являются ворота, павильон Будд, обводная галерея, внутренний двор, внешний двор, помещения для монахов и прочее. Строительная площадь составляет 25,1 тысячи квадратных метров.

Первый и второй этажи павильона Будд относятся к периоду Танской династии, плиты, устилающие пол, деревянные колонны, дверной портик и деревянная резьба – все это сохранилось с 7-го века! Третий и четвертый этажи павильона Будд были построены в 11 вече и позднее.

Павильон Будд – главное сооружение монастыря высотой в 4 этажа.

Характерной особенностью монастыря Джоканг является сочетание в его архитектуре традиционного стиля древнекитайского классического зодчества с тибетским стилем, а также со стилями Непала и Индии.

Позолоченные черепица и торцы черепичных рядов, позолоченные украшения кровлей в виде оленей, буддистских молитвенных колес, стягов, мифических буддистских животных, огненных жемчужин и птиц придают кровле Джоканга блистательный вид.

Сочетание разных стилей сказывается и в таких традиционных деталях, как стропила, украшающие балки, колонны, дверные и оконные проемы и стрехи, в рельефных и живописных орнаментах, изображающих богиню Апсару, фигуры святых, животных и так далее.

Под карнизами кровли внутренней галереи можно видеть выстроенные в ряд резные фигурки животных, а также 108 фигур сфинксов с туловищем льва и человеческим лицом, на котором выделяются плоские нос и рот. В отделке монастыря были использованы такие приемы, как бронзовая инкрустация, постепенное сужение стен кверху и другие.

Во многих таких деталях явно просматривается сочетание стилей разных народов, в целом монастырь производит большое впечатление своим высокохудожественным оформлением, в котором сочетаются пышность и торжественная строгость. Монастырь Джоканг по праву считается образцом древнетибетской культовой архитектуры.

О монастыре Джоканг ходят многочисленные легенды, в нем хранится большое собрание культурных памятников и изделий искусства. Именно поэтому монастырь притягивает множество туристов, выбравших тур в Тибет.

Например, множество бронзовых скульптур, многие из которых выполнены в стиле танской скульптуры, кроме того, имеется множество скульптур, на которых четко обозначена дата изготовления.

В собрании икон танка, насчитывающем несколько сот свитков, особенно ценными являются танка, изображающая ваджру Шэнлэ (Чакрасамвара), и танка, изображающая ваджру Давидэ, подаренные монастырю Джоканг минским императором Юнлэ с дарственной надписью. Обе танки выполнены шитьем по особой технологии и до сих пор поражают свежестью красок.

В монастыре Джоканг хранится собрание большого тибетского канона «Трипитака» издания литан (54 ящика, 108 папок). Издание выполнено исключительно тщательно и богато оформлено.

Все дощечки-обложки, крепящие бумагу текста, сделаны из сандалового дерева.

Другим сокровищем монастыря является золотая ваза-урна, подаренная императором Цяньлуном по случаю проведения церемонии выбора перевоплощенцев Далай и Панчен Лам.

Перед входом в монастырь Джоканг установлена стела в память об известном историческом соглашении о союзе между Танской империей и Тибетом. стела была установлена в 823 году, имеет высоту 5,6 метров. Верх стелы представляет собой миниатюрную крышу, какими покрывали дворцовые постройки, на верхнем коньке украшение в виде жемчужины на лотосовом ложе.

Сама стела имеет форму четырехугольного параллелепипеда сужающегося кверху с размеров лицевой стороны 1,2 метра, высота стелы венца 3,8 метров, цоколь выполнен в виде исполинской черепахи.

Текст на стеле на тибетском и ханьском языках подробно излагает эпизод заключения соглашения о союзе между танским императором Муцзуном и туфаньским правителем Чицзу Дзэданом.

В 1961 году Джоканг был внесен в первую группу важнейших охраняемых культурных объектов КНР. В ноябре 2000 года монастырь Джоканг был официально внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник: http://newwaytravel.ru/tibet/sights/jokhang.html

Монастырь Джоканг

Монастырь Джоканг расположен в центре древнего города Лхаса – столицы Тибета. Монастырь был построен 1400 лет назад, в 7 веке н.э., и является самым старинным сооружением Лхасы. Архитектура монастыря сочетает в себе индийский, непальский и тибетский стили, сочетая в себе оттенки буддизма этих стран.

Монастырь был построен королем Сронцзангамбо. В период своего правления с 617-650 г.г тибетский король активно способствовал вхождению буддизма в культурную и духовную жизнь своего королевства и достиг в этом больших результатов.

Буддизм благоприятно повлиял на духовное единение народа королевства Тибет. Для того чтобы закрепить дружественные отношения с соседними государствами король Сронцзангамбо заключил династические браки с принцессами Бхрикути и Непала и Веньчен из династии Танг.

К приезду непальской принцессы был построен монастырь Джоканг, фасадом обращенный к Непалу, чтобы принцесса, скучая по родному дому, могла смотреть в его сторону. Одновременно с монастырем Джоканг был построен монастырь Рамоче (Малый Джоканг).

Он был обращен на восток, в сторону Китая, и предназначался для принцессы Веньчен.

Существует легенда, связанная с тем, что на стенах главного храма возникают изображения. Это самопроявившееся изображение горного козла.

По преданию, царь Сронцзамгамбо, медитируя в одной из пещер комплекса Драк Йерпа, получил там видение, что на горных козлах он должен перенести землю из Драк Йерпы в Лхасу. Для этого ему необходимо было  осушить болото, покрывавшее тогда место храма Джоканг, и возвести на этом месте первый храм.

Сронцзангамбо так и сделал. Эти самопроявляющиеся изображения монахи покрывают краской золотого цвета, тем самым выражая благодарность высшим силам за посланные знаки.

Но также есть поверье, которое гласит, что непальская принцесса Бхрикути, следуя астрологическому календарю, узнала, что храм Джоканг необходимо построить на водоеме, который и по сей день располагается под храмом. Принцесса настаивала, что этот водоем является центром, сердцем зла, поэтому построенный на этом месте храм должен был искоренить зло.

Возведение храма заняло 12 месяцев. В качестве основных вьючных животных были использованы козы. Именно поэтому вначале храм назывался Ра-Са-Врул-Шанг, где «Ра» означает коза, а «Са» – земля.

Правдива эта легенда или нет, но храм Джоканг символизирует буддизм в Тибете, а город Ра-Са вырос вокруг храма и стал священной землей, которая сегодня носит имя Лхаса.

Монастырь Джоканг хранит в себе множество ценных буддийских реликвий, в том числе статуя Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет. Это древнейшая статуя, единственная в своем роде. Ее главную ценность составляет тот факт, что она была освящена Буддой Шакьямуни!

В  ноябре 2000 года монастырь Джоканг был официально внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник: http://www.tourexperts.ru/asia/tibet/cities/jokang-monastery

Горы Кайлас И Меру- Дворец Потала И Монастырь Джоканг В Тибете

Драгоценный камень снегов

Известная среди тибетцев как Ганг Ринпоче, т. е. «драгоценный камень снегов», гора Кайлас вздымается на 6716 м. Она отделена от Больших Гималаев реками, которые вытекают из горных озер с гигантской высоты 4500 м.

Эта вершина поднимается в пустынной области, представляющей собой огромный лунный ландшафт, продуваемый свирепыми ветрами. Здесь никто не живет, только пастухи кочуют с места на место, но этот район наиболее почитаем в Азии. Считается, что паломники, которым удастся совершить кору – ритуальный обход горы, – снимают с себя всю отрицательную карму и сразу же избавляются от всех грехов.

Первым европейцем, который посетил в 1715 г. этот дикий утолок Тибета, был итальянский иезуит Ипполит Десидери. Позже многие другие исследователи приезжали в этот район, восхищались священным озером Манасаровар, из которого вытекают четыре великих реки Индии: Брамапутра, Инд, Карнали и Сатледж.

Среди иностранцев первым, кто как обычный паломник обошел гору, был швед Свен Хедлин, который в 1907 г. смог на собственном опыте убедиться в ритуальной значимости горы Кайлас.

Гора Меру

В космологии буддизма и индуизма важное место занимает священная гора Меру, центр всех материальных и духовных вселенных. Она считается обителью Брахмы и находится, согласно одной из интерпретаций, в тонком мире над Северным полюсом. По другим представлениям, гора Меру – это и есть Кайлас.

А Буддистская ступа на окаймляющем гору Кайлас пути паломников

«Легенда гласит, что вершит Кайласа представляет собой центр вселенной».

В Китае существует множество посвященных горе Меру легенд, которые дошли до нас из глубины веков, начиная с 1000 г. до н. э. То же самое относится к Японии, Индии, Центральной Азии, Яве. Кхмеры даже перенесли в Ангкор формы этого мифического места.

Индийский текст 200 г. до н. э., Вишну Пурана, описывает Меру как величественную гору высотой 84 тыс. лиг (1 лига = около 5000 м), возвышающуюся в центре вселенной в окружении концентрических колец семи океанов и семи континентов.

Гора имеет четыре поверхности – из хрусталя, лазурита, рубинов и золота, каждая из которых посылает сияние в одну из сторон света. Меру является осью, вокруг которой вращаются три мира – небо, земля и ад, а также их бесчисленные уровни.

Вокруг Меру упорядочены солнце, луна и звезды, а с ее священной вершины стекают питающие четыре стороны света четыре реки.

Круговой маршрут паломников

Гора Кайлас имеет большое религиозное значение и для индуизма, который рассматривает ее как место пребывания Шивы, и для тибетских буддистов, отождествляющих ее с горой Сумеру, космическим центром вселенной, вокруг которого вращаются Солнце и Луна.

А Ежегодно тысячи исповедующих различные религии паломников отправляются к горе Кайлас, чтобы обойти ее пешком

В Буддисты и индуисты обходят гору по часовой стрелке, а джайнисты и исповедующие религию Бон идут в противоположном направлении по окружности длиной 52 км. Тибетцы ограничиваются только посещением горы Кайлас, индуисты завершают путешествие на озере Манасаровар, как это можно видеть на фото

С Легенда гласит, что Шива обитает на вершине горы и что ее голубой цвет объясняется недостатком кислорода в атмосфере

По этой причине верующие не могут подниматься на ее вершину.

Гору почитают последователи древней тибетской религии Бон. Их духовный лидер Банчонг часто спорил с Миларепой – одним из учителей тибетского буддизма. Но Миларепа победил в этом словесном поединке и, согласно легенде, вознесся на гору верхом на лучах солнца.

Здесь же, согласно верованиям, живет Демчок – воплощение Будды Шакьямуни. Таким образом, можно констатировать, что Кайлас является самой почитаемой горой Азии.

Легенда гласит, что вершина Кайласа представляет собой центр вселенной. На протяжении тысячелетия сюда стекались толпы паломников. Верующие должны были обойти гору – окружность 52 км, – а затем окунуться в студеные воды озера Манасаровар. Это один из двух самых важных ритуалов, которые обязан совершить каждый буддист или индуист.

В соответствии с верованиями буддистов, паломник может достичь нирваны, обойдя гору Кайлас 108 раз (5615 км в сумме!). Но пока это никому не удалось.

В 1982 г. правительство Китая ограничило посещение священных мест вершины и близлежащих озер.

Дворец Потала – Святой город

Далай-ламы издавна управляли страной. Нынешний далай-лама является четырнадцатой реинкарнацией в линии преемственности. Ему было всего шестнадцать лет, когда страну оккупировали китайские войска.

А Высокие стены дворца, с их огромными деревянными дверями и лестницами защищают внутренний двор и внутренние строения Поталы

«Китайское правительство гордится реставрацией дворца».

Лхаса, название которой с тибетского переводится как «святой город», находится на равнине, расположенной на высоте около 3660 м в окружении голых неприступных гор.

Начиная с VII в., это место было духовным центром Тибета, хотя вплоть до IX в. оно не являлось столицей страны. В 1642 г.

пятый далай-лама приказал построить огромный дворец Потала, который должен был стать его резиденцией и местом нахождения правительства.

Лхаса превратилась в запретный город, куда под страхом смерти не разрешалось прибывать ни одному иностранцу. Так продолжалось до экспедиции сэра Френсиса Янгхасбэнда в 1904 г.

Китайские войска оккупировали Лхасу в 1951 г., однако далай-лама не покидал страну еще восемь лет и эмигрировал лишь после поражения тибетского восстания, поднятого против китайской оккупации. В ходе прошедшей в конце 1960-х гг. «культурной революции» Мао Цзэдуна многие строения и религиозные сокровища были значительно повреждены.

В настоящее время большая часть населения принадлежит к китайской народности цян, но Лхасу, как и прежде, продолжают посещать паломники, представляющие буддизм ламаистского толка.

А Будучи столицей тибетского буддизма. Лхаса населена в основном монахами. Кроме того, здесь встречается множество путешественников, хоть раз в жизни совершающих сюда паломничество

В Приблизительно в 5 км от Лхасы находится монастырь Дрэпунг, превращенный в университет. Это центр самого большого сообщества буддистских монахов в изгнании

с Белый дворец является частью Поталы, где проживает далай-лама. Он находится несколько ниже Красного дворца – сложного сооружения с большим количеством залов и библиотек, хранящих реликвии буддизма

Монастырь Джоканг – Дом священной тайны

Хотя Потала для тибетского народа представляет собой сооружение-символ, духовным центром этой культуры является расположенный в Лхасе монастырь Джоканг, что в переводе означает «дом священной тайны».

Это место изначально было магическим. В 640 г. дочь китайского императора вышла замуж за тибетского царя. И когда принцесса въезжала в Лхасу, ее карета с приданым, среди которого была скульптура Будды, застряла в грязи.

Предсказателей спросили, что значит этот неприятный инцидент, и они ответили, что топография Тибета напоминает лежащую вверх ртом дьяволицу. И дали совет построить здесь храм для скульптуры Будды, которая, как кол, пронзит сердце дьяволицы.

Первый проект строительства священной мандолы так и не удалось завершить. По замыслу она должна была излучать энергию для защиты всего Тибета.

Современный храм, внутри которого тысячи свечей освещают Будду, представляет собой то, что осталось от мандолы.

Обходя по кругу этот мощный энергетический центр, паломники заряжаются его энергией. Существуют три возможных круговых маршрута, которыми могут пройти верующие. Первый – вокруг Старого города, второй -вокруг центральной зоны, и третий – Нанкор – вокруг комплекса Джоканг.

По традиции тибетцы неспешно проходят круг по часовой стрелке, вращая молельные мельнички и повторяя мантру «омммани падмехум». Истые верующие совершают ритуальные коленопреклонения на всем пути, завершающемся во внутреннем дворе храма с восемью священными символами.


18.09.2018

Источник: http://mjjm.ru/pamyatnik/putevoditel/gory-kajlas-i-meru-dvorec-potala-i-monastyr.html