Что такое ступа в буддизме и какие их виды существуют

Что такое буддийская ступа? И зачем ступы строятся на Западе?

stupaman

Что такое ступа?

Ступы – это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и до сих пор оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной. Сегодня они строятся в Германии, Испании, Франции, Венгрии, Мексике, России и других странах.

Ступы – это так же хранилища реликвий Учителя, достигшего совершенства. Они наполняется символами тела, речи и ума всех Будд, статуэтками, формами из глины (цаца), текстами и реликвиями. В России ступы есть в традиционных буддийских регионах Калмыкии, Бурятии, Тувы.

 Самая большая, семиметровая, ступа находится в Элисте, её освятил в 1999году великий Лама линии Кагью Лопен Цечу Ринпоче.

Зачем мы строим ступы?

Мотивация возведения ступ в Европе – это уверенность в том, что ступы приносят мир и счастье тем регионам, где они построены. Ступы обладают силой умиротворять вредные энергии, защищать от негативных влияний, увеличивать благосостояние.

Буддийские ступы – это рукотворные места силы, в которых заложены реликвии реализованных мастеров. Это сознательно создаваемые объекты, помогающие сохранять и распространять благословение всех Будд, приносящее вневременную пользу всем без исключения.

 Одновременно ступы – это символы Просветления, поэтому, делая им подношения, можно накапливать в уме позитивные впечатления – причины будущего счастья.

Воспринимая ступу не просто как архитектурное сооружение, а как выражение Будда-природы нашего просветленного ума, мы создаем основу для собственного Освобождения – состояния вне страданий и Просветления – полной реализации человеческого потенциала.

Как построить ступу?

Многие думают, что построить ступу просто, главное — иметь необходимые финансовые условия, но это не так. Чтобы такой проект осуществился, должно быть накоплено огромное количество заслуги — позитивных отпечатков в уме и сойтись действительно множество условий. Ведь когда ступа построена, она работает как живой Будда. Поэтому для строительства любой ступы, требуются как минимум:

• Прошедший необходимую подготовку опытный буддийский лама для духовного руководства;

• Участок земли с разрешением на строительство;

• Сильная Сангха — сообщество практикующих, способных выполнить эту задачу.

Это три необходимых условия соблюдаются и на Западе. Ламы, строящие ступы сегодня, получают для этого подробное образование и проходят специальные долговременные ретриты. Ступы на Западе построены по традиционным законам, c соблюдением указаний о точности форм и внутреннего заполнения, а всю подготовку и строительство обеспечивают практикующие буддисты.

Что можно делать, находясь рядом со ступой?

Самая распространенная практика – делать хорошие пожелания на благо всех. Эти пожелания обязательно сбудутся, возможно, не сразу, не на следующий день, а когда созреют условия, все зависит от того, какие это пожелания.

Если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что наше сегодняшнее состояние является результатом пожеланий, сознательных и бессознательных, которые мы совершали в прошлом. Делая пожелания, мы строим своё будущее. А делая пожелания рядом со ступой, мы многократно увеличиваем их силу.

Конечно, хорошо делать действительно важные пожелания, которые принесут пользу всем. Можно делать «кхору», то есть обходить вокруг ступы по ходу солнца. Можно медитировать рядом или просто повторять мантры.

Делая подношения (это могут быть как традиционные подношения воды, огня, света, так и собственно медитационная практика) собственной Будда-природе в виде ступы, мы, во-первых, подтверждаем важность цели нашей практики – Просветления, во-вторых, – делаем сознательное усилие на пути к ней.

 Вам очень повезло, если вы живете рядом со ступой, день и ночь вы будете получать просветленные энергии, которые помогут вам все яснее осознавать, как все устроено в этом мире, а значит, приближаться к высочайшему Просветлению – вневременному счастью.

Сайт о ступах со всего мира

Источник: https://stupaman.livejournal.com/38237.html

Буддийские ступы

Приветствую вас, мои доргие читатели!

Вчера мы с друзьями совершили поездку к Буддийской ступе, котороя находится недалеко от волшебного городка Валье де Браво в Мексике. И пока свежи эмоции, я спешу поделиться ими с вами. Для начала предлагаю ознакомиться с общей информацией об этих священных ступах.

ИСТОРИЯ БУДДИЙСКИХ СТУП

Ступа — это буддийский культовый памятник, воздвигнутый во имя какого-то события в буддизме или просто во имя мира, процветания и грамонии.

Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей античной Индии.

После смерти Будды его тело было кремировано с царскими почестями. После чего, восемь различных сторон, представлявших разные области Индии, разделили между собой священный прах Будды и воздвигли десять ступ: 8 — священным останкам Будды, 1 — сосуду в котором кремирован Будда, и 1 — золе из погребального костра Будды.

Об этих первых ступах в текущее время мало что известно, в частности, из-за того, что среди остатков древних архитектурных сооружений Индии до сих пор не удалось определить что-либо относящееся к этим ступам.

Далее с распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.

Буддийские ступы в разных странах имеют различные архитектурные решения.

 Наиболее ранние ступы имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта.

 Встречаются ступы полусферические, квадратные ступенчатые, башнеобразные, колоколообразные, бутылеобразные. В ступах тибетского типа на вершину ступы устанавливают соёмбо — символ огня, солнца и луны.

ЗНАЧЕНИЕ СТУПЫ В БУДДИЗМЕ

Согасно верованиям буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, посещающим их, внести гармонии в свою жизнь, очистить себя от различным пороков и развить добродетели.

Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением ступы, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения доброй кармы.

Гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: сначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростёршись на земле, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом.

Обход ступы обычно не ограничивается одним кругом вокруг неё — рекомендуется совершить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов и на каждом круге произносить мантру «ом мани падме хум».

«Ом мани падме хум» — это очень сильная матнра, наделенная множеством значений. Её буквальный переводом звучит, как: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!». Далай-лама XIV поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды.

Второе слово (мани — «драгоценность») означает стремлением к Пробуждению, состраданию и любови. Третье слово (падме — «цветок лотоса»), соотносится с мудростью.

Четвёртое слово (хум) олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.

Некоторые верующие могут проходить или проползать много кругов в течении нескольих часов, а то и дней, в зависимости от того, насколько хвтаает сил и желания.

Таким образом, ступы являются одним из мест паломничества буддистов и не только, с целью совершения ритуальных обходов вокруг них, а также медитации и молитв.

Религиозной заслугой и доброй кармой считается совершение пожертвований на постройку и ремонт ступ. Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни.

Вы также можете совершить паломничество к ступам в России. Они были возведены в Бурятии, Калмыкии, Республике Тыва, на Алтае и в других регионах. Здесь их называют субурганБуддийская ступа есть и в столице нашей Родины — Москве, она находится в центре города на Пушкинской площади.

ПОЕЗДКА К БУДДИЙСКОЙ СТУПЕ

Нас собралась довольно большая компания, около 30 человек, практически все «паломники» являются студентами студии Бикрам йоги, в которой я работаю на данный момент.

Таким дружным коллективом мы двинулись в путь, несколько раз потерялись по дороге, и через пару часов добрались таки до ступы. Она встретила нас прекрасной погодой и обволакивающим спокойствием. Помимо нас там находилось всего 5 человек, медитирующих на полянке рядом с храмом.

Все участники поездки запланировали пройти 108 кругов и прочитать мантру, как полагается. От простирания было решено воздержаться.

Некоторые товарищи оказались гораздо подготовленней меня и привезли с собой четки и браслеты, для того чтобы не считать круги в уме, а отмерять их бусинками на браслете. Мне выделили один браслетик в знак уважения.

После прохождения кругов четки и браслеты полагалось оставить на ступе в качестве дара.

Все пустились в путь, кто-то шагал очень быстро, чуть ли не бежал, кто-то наслаждался каждым совершенным шагом, кто-то просто прогуливался в свое удовольствие.

Я решила совмещать обходы с фотографированием людей и места. Мой браслет состоял из 27 бусинок, то есть мне нужно было пройти 4 полных браслета. После 27 кругов я прерывалась для того, чтобы сделать фотографии.

В следующий раз, я хочу пройти все 108 обходов без перерыва.

К слову сказать, использование браслетов и четок — отличная идея. Вы просто механически перебираете бусинки, вместо того, чтобы считать круги в уме. В результате чего вы можете больше концентрироваться на настоящем моменте, на своих ощущениях, на произнесении мантры.

Мне очень понравилась такого рода медитация. В начале кажется, что впереди долгий путь, морально готовишься пройти его, собираешься с силами, но уже после одной четвертой понимаешь, что круги пролетают незаметно, как годы твоей жизни. Не успеваешь отмерить бусинку, как уже пальцы тянуться за другой, и вдруг начинаешь браслет заново.

Ум спокоен, мысли приходят и незаметно растворяются, а сердце наполнено приятной радостью, не по какой то причине, а просто так. Потому что чудесная погода, прекрасная энергетика места и замечательные люди вокруг. Все просто волшебно!

После совершения обходов, я мечтала расположиться на травке, закрыть глаза и предаться медитации, но вся наша группа была уже духовно насыщена и физически голодна, поэтому я отказалась от этой идеи. И мы отправились в Валье де Браво обедать.

Валье де браво

Мне бы хотелось сказать пару слов об этом замечательном городке.

Вальей де Браво является волшебным городом Мексики. Колониальная архитектура, красивое озеро Авандаро в окружении живописных гор превратили этот городок в центр туризма и отдыха местных жителей.

Здесь вы можете совершить прогулку по озеру на лодке или водных лыжах или осуществить полет на параплане, прогуляться по рынку в центре города, вкусно покушать и купить оригинальные сувениры работы местных мастеров.

Ежегодно здесь проводится фестиваль «Лас Альмас», на котором выступают коллективы из разных стран. В прошлом году мне удалось побывать на этом фестивале и провести два незабываемых дня в городке.

В заключении мне бы хотелось отметить, что несмотря на то, что буддизм — это достаточно незнакомое учение для нашей страны, оно все глубже проникает в наше сознание.

И лично мне принципы буддизма близки.

Мне нравится посещать буддийские храмы, и после посещения ступы я чувствую некую наполненность, осознание того, что все события в жизни имеют смысл и случаются именно тогда, когда вы к ним готовы.

Читайте также:  Джоканг - главный буддийский монастырь лхасы

Планирую время от времени посещать священные ступы в разных местах для медитации и совершения обходов. Всем гармонии и радости.

С искренней симпатией, Олеся.

P.S. Более подробную информацию о буддийских ступах вы можете получить на сайте www.stupaman.org.

Источник: https://bebalance.ru/meditaciya/buddijskie-stupy.html

Что такое буддийская ступа?

Буддийская ступа – что это такое? «Макушка, вершина» – таков один из вариантов перевода слова «ступа» с древнего санскрита. Народы, исповедующие буддизм, возводили культовые сооружения полусферической формы. Буддисты уверены, что эти памятники способствуют процветанию и гармонии во всем мире.

Немного истории

У многих народов издавна существует традиция отмечать курганами места захоронения предков и посещать их в знак уважения. Первые ступы появились в Индии еще до того, как буддизм оформился в религиозное течение. В те времена им отводилась роль памятников великим античным правителям.

Буддийская ступа – это куполообразное сооружение, заполненное изнутри мелкими камнями или землей. Иногда в таких строениях располагается храм. В странах Азии после смерти человека, его тело кремируют. Со временем в ступы стали помещать то, что осталось от кремации прославленных в духовном плане людей. В Тибете святилища строились в качестве путевых знаков высоко в горах.

В буддизме существует восемь мест паломничества. Часть из них отмечена Буддой Шакьюмани, вторая часть связана с совершенными им чудесными вещами. Эти святилища выполняют функции реликвариев, в них хранятся телесные останки Будды. Восемь памятников носят название ступы:

  1. Лотоса.
  2. Просветления.
  3. Схождения с неба Тушита.
  4. Примирения.
  5. Мудрости.
  6. Чудес.
  7. Совершенной победы.
  8. Паринирваны.

Древнейший памятник буддизма

Буддийская ступа в Санчи признана одним из самых древних архитектурных памятников Индии, имеющих отношение к культуре буддизма. Сооружение в Санчи обладает куполообразной формой. Оно не имеет никаких внутренних помещений. Ступа в Санчи возведено на круглом основании (более поздние памятники воздвигались на квадратном цоколе).

На древнейшей буддийской ступе изображено описание жизни Будды, мир, населенный растениями, животными и людьми. Стена из камня окружает культовое место. Со всех четырех сторон света в стене сооружены ворота, открывающие путь к просветлению.

Ворота также рассказывают о периодах жизни Будды на Земле. Восточный проход олицетворяет юношеский этап существования Будды, этап пышности и наслаждений. Аскетический образ жизни просветителя символизируют северные врата пробуждения разума.  Южная сторона отражает зарождение религиозного течения буддизма. Распространение буддистской философии за пределы Индии символизируют западные ворота.

Смотрите видео о том, что такое буддийская ступа.

Буддийская ступа Просветления

Буддийская ступа Просветления главенствует среди остальных форм памятников. Она является символом цели жизненного пути приверженца буддизма. Полное просветление обозначает освобождение от всего земного, совершенствование человеческих способностей, в особенности развитие ума.

Буддисты уверены, что все, кто приходит поклониться Будде, обретут жизненную гармонию. Существует особый ритуал обхода святилища в направлении движения солнца. Ритуал призван помочь человеку справиться с пороками. Значение имеет количество совершенных обходов: три, семь, одиннадцать или двадцать один. Наиболее действенным считается совершение ритуала сто восемь раз.

Традиционный архитектурный вариант ступы Просветления состоит из трех частей:

  • львиный трон (основа святилища квадратной формы);
  • ступа Причин;
  • ступа Результатов.

Все части являются символами понятий буддизма. Буддизм распространился по миру из Индии. Буддийская ступа в Индии – это культовое место. В этой древней стране Будда родился, вырос, начал свой путь проповедника.

Буддийская ступа на острове Огой

Небольшой байкальский остров Огой стал идеальным местом для постройки святилища. На острове никогда не жили люди, следовательно, негативная энергия некоторых человеческих поступков не загрязнила землю Огоя. В тибетском учении буддизма матерью всех Будд считается дакиня Трома Нагмо. Очертания острова похожи на танцующую дакиню. Святилище воздвигнуто в самом высоком месте острова.

Буддийская ступа на острове Огой возводилась под руководством бутанского ламы, построившего самое большое памятное сооружение в Бутане. В разработке технической части проекта принимали участие архитекторы из Иркутска. В проекте учитывались местные климатические особенности (туманы, сильные ветра, резкие перепады температуры).

Строительные материалы для постройки буддийская ступа на Байкале завозились с материка на остров на небольших катерах. Затем волонтеры на руках переносили их к вершине острова. После завершения строительства на купол святилища нанесли влагоотталкивающую краску, обладающую и светоотражающими свойствами. Благодаря белоснежному сиянию сооружение видно на значительном расстоянии от острова.

Буддийская ступа на Огое возводилось по всем правилам и с совершением обязательных ритуальных действий. Лама из Непала провел ритуал покорения Земли, который по свидетельствам очевидцев сопровождался чудесными знаками.

Буддистские сооружения в России

Культура буддизма имеет влияние по всему миру, в том числе и в России. Кроме памятника на Огое святилища возведены в Калмыкии, в Бурятии, в Туве. В 2007 году в московском музее Рериха была построена первая столичная ступа Просветления.

Осенью 2017 года еще одна буддийская ступа открылась в Москве. Постройку культового сооружения благословил Далай-лама XIV, награжденный Нобелевской премией мира. В основание мемориала заложили подарки духовного наставника всех буддистов: священные статуэтки и свитки.

Строение имеет конструкцию, состоящую из трех уровней, символизирующую главное стремление буддистов – достижение просветления. Во время подготовки проекта московская постройка получила наименование «ступы преумножения добра и счастья».

Предназначение всех буддийских святилищ – нести в мир гармонию, бесследно растворять негативные эмоции человечества. Возле этих культовых сооружений нельзя мусорить, причинять вред природе и окружающим людям. Плохие деяния ступа может усилить и обратить против обидчика.

Какие еще интересные факты о буддизме знаете вы? Делитесь своими знаниями в комментариях! А также смотрите видео о будийских ступах.

Источник: https://www.rutvet.ru/chto-takoe-buddiyskaya-stupa-11106.html

Буддийская ступа – история и назначение


Исторические корни буддийских ступ.

С древних времен, люди отмечают места захоронений и приходят на них в знак уважения к предкам.

Во многих культурах мира, после смерти известного человека, над погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и поклониться кургану в память о достижениях похороненной здесь личности.

Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально были памятниками на могилах правителей античной Индии. Само санскритское слово «ступа» означает узел из волос» или «макушка», верхняя часть головы, а так же «куча камней и земли».

Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, нужно было лишь сохранять пепел или несгоревшие останки. Поэтому в ступы помещались лишь то, что осталось после кремации. Так, постепенно, ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.

Во время жизни Будды ступы продолжали возводиться, также и в его честь. Например, Ступу лотоса или Источника благоприятности, построил король Суддходана, отец Будды в Лумбини, Непале, месте рождения Будды Шакьямуни при жизни Будды. Она цилиндрической формы, с четырьмя или семью уровнями лотосов.

В буддийских текстах упоминаются и другие ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две построенные купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, одна такая же ступа, возведенная Анатхапиндакой, и ступа, построенная им же над останками Шарипутры.

Также называются три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца.

Будда хотел, чтобы после ухода, над его останками построили ступу (Махапаринирвана сутра). Он придал ступе новое значение — объекта для подношений. Подношения в данном случае делаются собственной Будда-природе, поскольку ступа символизирует ум Будды.

Делая подношения Будда-природе, можно накапливать позитивные впечатления, постепенно все больше открывая ее себе, приходя к окончательному счастью, Просветлению. Сегодня далеко не все ступы являются реликвариями, поскольку не во всех хранятся телесные останки.

Часто в ступу вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд ли возможно рассматривать как захоронение. В ступе могут храниться одежда просветленного учителя, священные предметы или тексты.

Реликвии вообще могут отсутствовать в ступе, она может лишь отмечать памятное место, возводиться в память о событиях священной буддийской истории, такие ступы можно назвать мемориальными, или можно построить ступу, следуя обету. Существуют и монолитные ступы пещерных храмов, которые не могут содержать в себе никакие вложения.

Реликварные ступы.Считается, что после ухода Будды, реликвии, оставшиеся после кремации его тела, были разделены на восемь частей, и заложены в восемь ступ, построенных в разных частях Индии, связанных с жизнью Будды. Согласно Махапаринирвана сутре, царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджгире, личчхави — в Вайшали, шакьи — в Капилавасту, були — в Аллакапе, колии — в Рамаграме, недалеко от Капилавасту, маллы — в Паве, другая ветвь маллов — в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы — в своем родном городе. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ».

Восемь ступ Татхагаты и восемь мест паломничества.

Существуют также понятия «восемь мест паломничества» и «восемь ступ Татхагаты» или «восемь сутрических ступ», поскольку эти ступы связаны с жизнью и деятельностью Татхагаты — Будды Шакьямуни.

Четыре места паломничества были обозначены самим Буддой: это места, связанные с его жизнью, где он родился, достиг просветления, дал первые поучения, ушел в паринирвану.

Традиция отождествляет их соответственно с Капилавасту (Лумбини), Бодхгаей, Сарнатхом и Кушинагарой.

В Лумбини была построена Ступа лотоса отцом Будды, королем Суддходаной еще при жизни Будды. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

В Бодхгая была построена Ступа Просветления или ступа победы над всеми препятствиями. Ее создал Дхарма-король Бимбисара после Просветления Будды. Ступа Просветления — важнейшая форма из всех восьми. Она символизирует цель буддийского пути — узнавание собственного ума, полное Просветление. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.

В Сарнатхе была построена Ступа мудрости, или ступа 16 ворот. Это произошло в том месте, где Будда дал первые поучения, о «Четырех благородных истинах».

В Кушинагаре, месте ухода Будды, была построена Ступа паринирваны. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану.

Впоследствии к четырем местам паломничества, связанным с жизнью Будды добавились еще четыре места, связанные с чудесами, совершенными им, это: Раджгир, Шравасти, Шинкаси (Санкасья), Вайшали.

В Раджгире он усмирил взбесившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат Девадатта, создававший проблемы и раздор в сообществе практикующих. В связи с примирением сангхи была сооружена Ступа примирения, или Ступа единства. Здесь же проходил Первый буддийский собор после ухода Будды в паринирвану, на котором были зафиксированы тексты Сутр и Винаи.

В Шравасти была построена Ступа чудес в ознаменование того, что в роще Джетавана, подаренной Будде купцом Анатхапиндакой, Будда одержал победу над шестью учителями — последователями неправильных взглядов.

Он продемонстрировал двойное чудо: поднявшись в воздух, он испускал из себя одновременно струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество Будд в небе.

Эта ступа была построена человеком по имени Лисаби.

В Шинкаси (Санкасья) была построена Ступа схождения с небес Тушита.

В соответствии с практикой предшествующих Будд, Будда Шакьямуни поднялся на небеса Тушита, где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами Брахмой и Индрой, спустился на землю в Шинкаси. Схождение из мира Тушита символизируется многими ступенями этой ступы.

В Вайшали возникла Ступа совершенной победы. Здесь Будда остановил чуму, опустошавшую город, чем завоевал уважение и любовь жителей.

В другой раз, когда Будда посетил Вайшали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед.

Здесь находилась манговая роща, подаренная Будде куртизанкой Амрапали, в этой роще он объявил своим ученикам о скором уходе и по их просьбе, продлил свою жизнь на 3 месяца, победив тем самым время и смерть.

Читайте также:  Японские музыкальные инструменты - знакомимся с искусством страны

Эти места паломничества и ступы, возникшие в них, лишь частично пересекаются с великими реликварными ступами, описанными в Махапаринирвана сутре. Существуют разные списки сутрических ступ, посвященных жизни Будды, сохранившиеся в тибетских источниках, и указываются различные места их расположения.

Скорее всего, списки основываются на устной традиции, и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам, где в разное время было построено множество различных ступ.

Например, сегодня в Сарнатхе сохранились руины нескольких ступ, и ученые не могут точно сказать, какая из двух — Дхармараджика или Дхамекх, была построена на месте, где Будда дал свои первые поучения.

Можно предположить, что понятие «Восьми ступ Татхагаты» отражает не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а лишь позволяет соотнести наиболее значимые события жизни Будды с местами, где располагалось множество буддийских памятников. В результате этого в тибетской традиции утвердилась группа из «Восьми сутрических ступ», отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями.

Эти места паломничества, также как и великие реликварные ступы, расположены в Северной Индии, где жил и учил Будда Шакьямуни. Паломничества в эти города приобрели общественное значение после того, как их посетил император Ашока в III веке до н. э.

Позднее император Ашока возвел множество ступ по всей Индии. Самые древние из сохранившихся до наших дней монументов находятся в Санчи и Бхарут в Индии, а также в Патане в Непале.

Ступы строились в Гандхаре (территория нынешних Пакистана и Афганистана), в Центральной и Северной, Западной и Восточной Индии. Их формы постепенно видоизменялись.

Различные формы и виды ступ.

С распространением Буддизма из Индии (в основном через торговые пути, пролегавшие вдоль Шелкового пути) ступы стали сооружаться за ее пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм.

Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму или и обретали свои особые архитектурные черты.

Это было связано с формой буддизма, практиковавшегося в данной местности, а также с национальными архитектурными стилями.

В Тибете соблюдались строгие, детально разработанные архитектурные каноны для восьми сутрических ступ, наибольшее внимание уделялось внутреннему наполнению ступ.

Тибетские ученые, опираясь на древние индийские тексты, письменно зафиксировали четкие пропорции и форму тибетских ступ. Этих стандартов они придерживаются и сегодня, считается, что они исходят непосредственно от Будды.

Именно такие совершенные ступы строятся сейчас в западной части мира.

Особое место среди тибетских ступ занимает ступа Калачакры. Она относится не к сутре, а тантре. Впервые она была построена королем Ашокой в Амаравати (Дханьякатакам), Индия. В Ваджраянских источниках говорится, что в этом месте Будда дал поученияи провел церемонию Калачакры.

Буддийский монах Тараната писал: «В полнолуние месяца Чайтра в год, следующий за его просветлением, у Великой ступы Дханьякатака Будда проявил мандалу „Блистательных Лунных Дворцов“ (Калачакры)». Поскольку Тантра Калачакры стала очень популярна среди тибетцев, в Тибете было построено несколько таких ступ, их формы и пропорции также четко регламентированы.

В настоящее время известно о существовании примерно десяти ступ Калачакры в мире, некоторые из них находятся на Западе.

В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы — пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не точно придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета.

Возведенные на вершинах гор и на берегах рек буддийские пагоды не только символизировали учение Будды, но и становились украшением окружающего ландшафта, служили объектами созерцания. Гармонично сочетаясь с окружающими их горами и реками, они образовывали единый природно-рукотворный пейзаж.

Хорошим примером тому служит знаменитая пагода Лэйфэнта в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), возведенная на вершине холма Наньпиншань, на берегу озера Сиху. Постройка относится к типу «пагоды в форме терема».

Ее старинное описание звучит как: «высокая пагода возвышается ярус за ярусом, пагода в тысячу чи стоит на плоской вершине».

В Таиланде, Бирме и других странах Юго-восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде: храма — пагоды. В некоторых странах буддизма Тхеравады понятия пагоды и ступы означают храм, в других пагоды и ступы отличают друг от друга.

Обычно формы тайских и бирманских ступ — конусообразные, с более скошенными углами. Часто их красят в золото или украшают блестящей плиткой. Одной из самых известных па́год такого типа является Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма.

Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырех Будд: посох Кракуччхандхи, водяной фильтр Канакамуни, часть туники Кашьяпы и восемь волос Шакьямуни.

Самые известные ступы в Непале — Боднатх и Сваямбху. Обе они расположены в Катманду и по архитектуре они отличаются от тибетских ступ. Хотя верхняя часть ступы Боднатх также состоит из колец (в данном случае квадратных в сечении) и зонта, нижняя часть представляет собой тибетскую мандалу в несколько ступеней.

Согласно тибетской легенде ступа Боднатх была построена во времена третьего Будды Кашьяпы птичницей Шамварой и ее четырьмя сыновьями, непальские источники говорят о том, что она была построена в 6-м, 7-мвеках нашей эры. Также тибетскогоДхарма-короля Трисон Децена часто связывают со строительством этой ступы.

Ступа Сваямбху расположена на холме в долине Катманду. По легенде на когда-то на этом холме из лотоса самопроизвольно возникла хрустальная ступа после того, как Будда Манжушри прорубил мечом скалы, удерживающие воду в озере, которым была прежде долина Катманду. Позже на этом месте была построена ступа.

По другим источникам, король Ашока посетил это место в 3-м веке до н. э. и построил здесь храм, а ступа в более-менее современном виде была построена в начале 5-го века нашей эры. С тех пор — это одно из самых почитаемых буддистами и индуистами мест в Гималаях.

Традиционно на ступах, построенных в непальском стиле, на квадратной части под тринадцатью кольцами, изображаются глаза Будды.

В целом, символика формы ступы соотносится с телом Будды в позиции медитации: основание ступы — скрещенные ноги; полусферическая часть — торс; реликварий над ней — голова; шпиль — ушниша; луна, солнце, бинду — тройное украшение прически Будды. Как раз глаза приходятся на уровень под шпилем с кольцами. Эти всевидящие глаза, смотрящие на четыре стороны света, характеризуют состояние Будды, характеризуемое всеведением, что и символизируется в облике ступы.

В Тибете, Бутане и некоторых других местах получили распространение также «упрощенные» ступы, в архитектуре которых не видно четких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти ступы больше походят на небольшие домики без двери, на крыше которых расположен еще один «домик» с Будда-аспектом. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.

Мемориальные ступы.

Кроме того, с развитием буддизма, возникла особая категория ступ — мемориальные.

Их возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории сангхи.

Например, мемориальный чортен (ступа) в Тхимпху, столице Бутана, был построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуке (1928–1972).

В отличие от других ступ, здесь не содержится останков короля, в нем помещена только фотография ушедшего короля в церемониальной одежде в зале на первом этаже. Строительство этого чортена соответствует воле короля, пожелавшего построить пространственное представление ума Будды. Считается что Третий король Бутана обладал особой святостью и чудесными свойствами, поэтому ступа очень популярна у паломников.

В 17 км к югу от Пномпеня в Камбодже, расположен один из участков, известных как Поля смерти, где режим Красных Кхмеров между 1975 и 1979 годами казнил приблизительно 17 000 человек.

В братских могилах было найдено 8 895 тел, сразу после падения режима Красных Кхмеров. Сегодня, Чоенг Эк — мемориал с буддистской мемориальной ступой.

Ступа имеет прозрачные стены, внутри она заполнена более чем пятью тысячами человеческих черепов — жертв режима Пол Пота.

Строго разграничить виды ступ невозможно.

Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной, согласно традиции, любая из вышеперечисленных ступ может быть возведена, в качестве подношения тому или иному Будда-аспекту.

То, что обычно называют видами ступ, скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, может быть возведена в качестве подношения, объектом почитания и, одновременно, символом буддизма.

Ступы сегодня.

С распространением буддизма за пределы Азии, западные ученики стали строить в своих городах и ступы, как объекты для «накопления заслуги».

Поскольку в западном мире в первую очередь получил распространение тибетский буддизм, большинство ступ построены в традиционном тибетском стиле, зачастую с использованием современных технологий. Конечно же, буддисты из Таиланда, Вьетнама, строят традиционные пагоды, а мастера из Непала — ступы в традиционном непальском стиле.

Например, в 2005 на острове Огой на Байкале под руководством Ламы Ранриг Дордже Ринпоче из Непала, была построена ступа в непальском стиле, напоминающая ступу Боднатх в уменьшенном виде.

Такое многообразие ступ, их форм и назначений не должно нас смущать. Их внешний вид с одной стороны, отражает буддийское учение, практикуемое в данной местности, с другой, в нем нашли свое воплощение местный колорит и архитектурные пристрастия.

Многообразие буддийских школ и направлений нашло свое выражение во внешнем облике ступ, пагод, субурганов и чортенов.

Суть их остается сегодня примерно одной: на символическом уровне показывать практикующим путь к освобождению и просветлению, позволять им делать подношения, помогать очищаться от негативных впечатлений, увеличивая позитивные, взращивая заслугу и мудрость. Всё это — предпосылки для достижения высочайшего Просветления.

Источник: Buddism.ru

Источник: http://religiopolis.org/publications/2056-buddijskaja-stupa-istorija-i-naznachenie.html

Сокровища буддийской ступы

СТУПА – ЧТО ЭТО ?

Когда путешествуешь по Индии, Шри-Ланке, Тибету, Непалу и азиатским странам, поражает воображение большое количество особых архитектурных сооружений – ступ.

Это не просто исторические религиозные памятники старины, а живые строения, являющиеся источниками силы Дхармы и ее защитниками.

Традиция построения ступ возникла в далеком прошлом, и линии ее передачи сохраняются по сей день известными семьями и отдельными мастерами.

Помимо буддийских, существуют индуистские ступы и ступы бона, изначальной традиции Тибета. С последней тибетский буддизм неразрывно связан. Строительство ступ идет постоянно.

По мере распространения Учения Будды на Западе мастерами всех школ буддизма совместно с их учениками и при поддержке мирян-буддистов там воздвигаются вечные символы Просветления и Защиты.

Они становятся опорами присутствия Дхармы на соответствующей территории, ограждая ее и последователей буддизма от вредоносных или прямых враждебных воздействий.

Ступы можно уподобить крепостям. Основная функция ступ – подавление негативных сил мощью священных реликвий, мантр и священных текстов, положенных в ступу, а также силой благословений великих учителей прошлого и настоящего.

НАКИДКА, ЧАША И ПОСОХ БУДДЫ

Существует легенда о том, как возникла первая буддийская ступа .

Будда расстелил на земле свою накидку монаха – это стало основанием, расположенным по всем четырем сторонам света; поставил перевернутую чашу для подаяния – это стало куполом, круглой мандалой; затем поместил деревянный посох – это стало шпилем, Древом Жизни. Поэтому все ступы, независимо от их сложности и высоты, имеют форму трехмерной мандалы.

В Шри-Ланке, где буддизм сохранился практически в своем первоначальном состоянии, ступы наиболее всего отражают легенду об их возникновении. Эти сооружения похожи на перевернутую чашу или колокол, увенчанные шпилем.

Квадратная часть представляет собой небольшой цокольный уровень, этаж, или просто четырехугольную каменную ограду. Иногда купол стоит почти на уровне земли.

В таком случае вся земля – это квадрат, представляющий накидку Будды и символизирующий территорию распространения проповеди Будды .

БОЛЬШИЕ СТУПЫ

На Ланке, в III в. н.э., была построена самая большая в мире ступа Джататалана. Ее высота 120 м. Подобного рода огромные ступы служат одновременно храмами, где проходят буддийские службы.

Многие большие сооружения имеют вход вовнутрь, на цокольный уровень. Выше начинается собственно ступа . Вход обычно находится на востоке, но бывает и на юге. Внутри ступу украшают росписью ключевых событий из жизни Будды или просветленных мастеров. В центр ставят вращающийся молитвенный барабан с мантрами. Тогда люди могут обходить ступу не только извне, но и внутри.

СОКРОВИЩНИЦА РЕЛИКВИЙ.

После ухода Будды Шакьямуни в паринирвану его тело стало драгоценной реликвией, обладающей великой силой.

Части этой реликвии были помещены преданными учениками Будды в специально построенные ступы, которые стали местом паломничества буддистов всех стран.

Несмотря на то, что существует большое количество форм ступ и методов их построения, суть остается той же – в строение, имеющее квадратные ступени, купол-чашу и шпиль, закладываются священные мощи-реликвии и «предметы силы».

Читайте также:  Правила поведения в дацане - буддийском храме

Ступа – уникальное архитектурное сооружение, где каждый из элементов символизирует те или иные грани буддийского мировоззрения. Созерцая и обходя ступу по движению солнца, человек снова и снова воспроизводит в своем уме этапы пути просветления. Тем самым устраняются завесы неведения и происходит проникновение в смысл Учения.

Паломник, обходя ступу по всем четырем сторонам света, как бы вращает буддийское Колесо Дхармы. Это важно как для него самого, так и для распространения проповеди Будды на всей земле. Так человек накапливает свои добродетельные заслуги.

И все же, помимо внешней архитектурной формы, символизирующей мандалу Вселенной и этапы пути Просветления, основное назначение ступы – быть реликварием.

Собрание реликвий составляет священную очищающую силу ступы, направленную на достижение Освобождения от страданий сансары всех живых существ без исключения. Поэтому считается, что ступа гармонизирует окружающее пространство и несет защиту от вредоносных воздействий. Для буддистов она есть образ Прибежища, т.е. Будда, Дхарма и Сангха – Три Великих Драгоценности.

КАКИМИ БЫВАЮТ СТУПЫ?

В тибетской традиции множество видов и названий ступ сведены к основным восьми формам. Эти формы связаны с ключевыми событиями жизни Будды Шакьямуни и местами, где он давал Учение . Девятая форма ступы встречается очень редко.

1. Ступа Лотоса. Символизирует рождение Будды в человеческом теле, а также место его рождения. Это событие обозначается лотосом, вырастающим изначально чистым из грязной тины.

2. Ступа Просветления. Относится к событию принятия Буддой обетов Бодхисаттвы. Считается наиболее значимой формой ступы.

3. Ступа поворота Колеса Учения, или ступа Мудрости. Возводится как символ проповеди о Четырех Благородных Истинах в Варанасе.

4. Ступа явленных Буддой чудес. Память о победе Будды в дискуссии с индуистами.

5. Ступа сошествия с небес Тушита. На этих небесах Будда давал наставления своей матери.

6. Ступа единения, или ступа Сангхи. Посвящена преодолению возможного раскола в Сангхе. Впервые это произошло после того, как одно недружественное индуистское божество посеяло раздор между ближайшими учениками Будды .

7. Ступа Победы, или продления жизни Будды ради учеников.

8. Ступа Паринирваны Будды .

9. Ступа Калачакры, или Колеса Времени. В мире существует всего лишь около десятка таких ступ. Возможно, это объясняется тем, что учение Калачакры проявилось уже в период ослабления позиций буддизма в Индии. Однако в последнее время эта форма ступы возрождается. Например, величественная ступа Калачакры была построена в Испании в Малаге общиной Оле Нидала, Учителя школы Карма Кагью.

Все ступы имеют несколько разную архитектурную форму, только верхняя часть всегда неизменна. Издревле в Тибете существовала еще одна, «народная» форма ступы. Туда помещались небольшие пирамидки из костей умершего человека. Важно, что это мог позволить себе любой человек.

СТУПА В МОСКВЕ

В Москве была открыта ступа под названием «Постоянная Основа Трех Драгоценностей Просветления». Она символизирует преодоление всех препятствий сансары и достижение нирваны. Эта ступа является экспонатом музея им. Н.К.

Рериха и частью экспозиции, посвященной 80-летию центрально-азиатской экспедиции Рерихов. Ее возведение благословил глава линии Дуджом Терсар – Его Святейшество Дуджом Пема Ринпоче.

Построение ее проводил нингмапинский мастер этой же линии достопочтенный Ранриг Дордже Ринпоче.

ЗАЧЕМ НУЖНО СТРОИТЬ СТУПЫ?

По словам Ранрига Ринпоче, «Будда пришел и Будда ушел, а его драгоценное тело превратилось в реликвию». С тех пор множество его учеников достигли реализации. Тела этих великих Учителей и принадлежавшие им вещи, вобравшие их духовную силу, также становятся реликвиями.

И когда они закладываются в ступу, люди, обходя вокруг нее, получают возможность молиться, совершать подношения и т.д. Так те, кто практикует Дхарму, освобождаются от внешних и внутренних препятствий и очищаются от загрязнений ума. Это относится к одному из методов, оставленных Буддой.

Благодаря своей бодхичитте (просветленному сознанию), он хотел дать каждому существу тот метод освобождения от сансары, который соответствует способностям и возможностям этого существа. Ведь есть люди, у которых нет возможности уделять много времени практике Дхармы и оставаться долго на одном месте. Именно для них ступа может быть очень полезной.

В тот момент, когда человек смотрит на ступу, происходит расслабление его ума и очищение. Как сказал Ранриг Ринпоче, «секунда, когда человек правильно созерцает ступу, равна 100 секундам благого состояния».

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО СТУПЫ?

В Тибете существует своя хорошо разработанная традиция геомантии, или фэн-шуя. Она называется Са-че. Когда тибетцы возводят дома или какие-то другие важные постройки, они стараются пригласить квалифицированного специалиста по Са-че.

Он производит астрологические расчеты, рисует схемы, выбирает самое подходящее место и время для начала строительства, а затем проводит соответствующие ритуалы. Начало строительства предваряет наложение на место будущей постройки схемы с изображением Нага. Самой важной областью считается «левая подмышка Нага».

Отсюда начинаются работы с землей и закладываются бумпы, заполненные нужными предметами.

Сначала мастером делаются всевозможные подношения Трем Драгоценностям, Охранителям, Защитникам Дхармы, дакиням, а потом – местным духам. Важно договориться с Нагами и Садагами – хозяевами данной местности.

Их нужно умиротворить, дабы они не только не препятствовали строительству и дальнейшему проживанию людей, но и стали их защитниками. Наги изображаются как полузмеи-полулюди. В основном они обитают в воде, но некоторые живут в земле, как и Садаги, ее хранители.

Имеются и другие классы духов, которым также необходимо сделать подношения, чтобы они не вредили. Тогда можно приступать непосредственно к строительству.

Начинать строительные работы в строго определенном месте строительной площадки очень важно. «Считается, что, используя этот метод, мы не повреждаем «тело Нага» и не вступаем с ним в конфликт», – рассказывает Ранриг Ринпоче. Земля, вырытая из области «левой подмышки Нага» становится «драгоценной». Но это имеет значение только в начале строительных работ.

При построении ступы Просветления в музее им. Н.К. Рериха Ранриг Ринпоче проводил следующие ритуалы: «открытие земли», «пуджа земли» и «пуджа нагов», а также Серчем (подношение золотого напитка).

По словам Ринпоче, в Тибете существуют две традиции осуществления «открытия земли» – сутрическая и тантрическая. В сутрической традиции все делается буквально, с расчетами, и используется схема с изображением Нага.

В тантрической традиции, к которой принадлежит сам Ранриг Ринпоче, упор делается на внутреннюю визуализацию.

До Чаши (Бумпы), или купола, идут 4 ступени. Это символы 4 уровней благих переживаний. Данная классификация наиболее характерна для традиции сутр. 1 Неизмеримая любовь 2 Неизмеримое сострадание 3 Неизмеримая радость

4 Неизмеримое равенство

БУДДЫ НА ТРОНЕ

У традиционной ступы 4 стороны. Это 4 области Дхьянибудд, восседающих на своих тронах или зверях, являющихся их символами. На основании ступы мы видим орнамент с изображениями животных. Он нанесен именно на основу ступы, а не на саму ступу. Эта основа есть пьедестал Дхьянибудд, а не они сами.

На ступе в Центре им. Рериха на одной из сторон изображены снежные львы с двух сторон от Колеса Дхармы. Если начать обход по часовой стрелке, мы увидим коней и драгоценность. Потом павлинов и расположенный между ними лотос. На четвертой, последней стороне, нарисованы слоны и ваджра.

БУМПА И ТРЕ

Сосуд имеет особое значение в тантрической традиции, методы которой основаны на визуализации во внутреннем пространстве. Во время визуализации нужна точка, с которой ее начать. Этой точкой и является Сосуд (Бумпа). В него приглашаются все тантрические божества, и нужно, чтобы они остались там.

В украшенной орнаментом нише помещают статую Будды Шакьямуни. Выше Бумпы идет очень важный небольшой квадратный уровень – Тре (bre). Здесь нарисованы глаза, смотрящие во все 4 стороны света. Это символ всепроникающего видения Будды . Далее идет шпиль, состоящий из 13 колец, которые символизируют «Десять Сил», т.е. десять аспектов мудрости Будды , и знание трех времен.

ЧТО НАХОДИТСЯ ВНУТРИ СТУПЫ

Важность закладываемых реликвий растет снизу вверх. Это касается также и текстов – сутрические закладываются ниже, а тантрические – выше. Закладывается много ваз (бумп).

Среди них нага-бумпы, бумпы, посвященные защитникам места, бумпы Дзамбалы и т.д. В основание закладывается множество ца-ца – маленьких ступ. Тем самым мы как бы сразу строим много ступ.

(Если ца-ца много, то они закладывается и в другие места).

Ступа возводится постепенно, слой за слоем.

Кроме ца-ца, бумп и священных текстов закладываются священные реликвии, статуи охранителей и статуи божеств, светильник Дхармы, земля из различных частей света, драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, рильбу, мощи великих практиков, священные лекарства, травы и цветы.

Основной ценностью, положенной в ступу Проветления Трех Драгоценностей (в главную Драгоценную Вазу), являются 6 рингселов. Это самовозникшие «жемчужины», оставшиеся после кремации тел великих практиков, достигших реализации, или проявившиеся в сакральных местах.

УВИДЕТЬ БУДДУ

Самая главная часть ступы – это та часть строения, в которую можно мысленно вписать сидящего Будду. Она начинается с львиного трона.

Будда восседает на львином троне в позе лотоса, Бумпа очерчивает его плечи, глаза находятся на уровне Тре. Верх головы и ушниша (выпуклость на макушке головы) – это шпиль.

Пять чакр Будды – ОМА-ХУМ-СВА-ХА – также имеют свои соответствия уровням ступы и связаны с мандалой пяти Дхьяни-будд.

НАВЕРШИЕ СТУПЫ

Над тринадцатью кольцами идет Зонт Дхармы – один из восьми благих буддийских символов . Он олицетворяет защиту от страданий этого мира и победу над их источниками. Его украшают гирляндой, символизирующей многообразие искусных методов учения.

Венчает любую тибетскую ступу навершие, состоящее из трех элементов – Луны (месяца), Солнца и капли-бинду. Они также несут глубокий символический смысл. Луна – мужское начало, метод, тело. Соответствует структуре каналов в теле.

Солнце – женское начало, мудрость, энергия. Это прана, движущаяся по каналам. Бинду, иногда изображаемое в виде язычка пламени или драгоценности, – это уровень Ума, Пустоты.

Бинду символизирует недвойственность, выходящую за пределы мужского и женского.

Итак, в архитектурных формах ступы заложены все смыслы и этапы буддийского Пути. Человек, который созерцает и обходит ступу, имея в своем уме правильное памятование всех этих смыслов и находясь в защитном и очищающем поле ступы, входит в состояние, соответствующее буддийскому воззрению.

Ступы очень важны для утверждения и защиты буддизма. Это проявленный, материальный символ Просветления. Будем надеяться, что их строительство будет и дальше продолжаться всеми школами буддизма.

В текст статьи вошли материалы интервью с Ранригом Дордже Ринпоче. Автор статьи выражает благодарность Рустаму Гасанову (координатору проекта строительства ступы Просветления в музее им. Рериха), ученикам Ранрига Ринпоче, Вадиму Сычевскому, Дмитрию Устьянцеву, а также всем тем, кто предоставил фотоматериал и комментарии.

Автор и источник публикации: 

Наталия Орлова, републиковано из кеша поисковиков из закрытого ныне сайта Империя Духа http://www.imperia-duha.ru/article_69.html

Источник: https://indonet.ru/Statya/Sokrovischa-buddiyskoy-stupy

Ссылка на основную публикацию