Буддийские святыни России – какие дацаны стоит посетить

Содержание скрыть

Здравствуйте, уважаемые читатели! Недавно мы рассказали вам о самых известных российских буддийских монастырях, и сегодня этот список пополнят другие интересные буддийские святыни России.

Возрождение

После долгих лет репрессий и гонений советского периода буддизм начал своё возрождение в нашей стране с того, что в Бурятском институте общественных наук при Сибирском отделении Российской Академии Наук начала работать группа буддологов.

Одновременно с этим начались работы по реставрации тех буддийских храмов, которые уцелели, и возведению новых культовых сооружений.

Батор Буянтуев написал о печальных фактах в жизни российских буддистов своё стихотворение «Памяти лам Анинского дацана»:

Анинский дацан

Описанием Анинского дацана (Ганда́н Шаддубли́нга) мы и продолжим наше повествование.  Его основал в 1795 году тайша Д. Иринцеев.

Расположился монастырь на правом берегу реки Она̒, недалеко от Хоринска, возле села Алан в Восточной Бурятии.

Монастырский комплекс являлся центром посёлка в несколько десятков тысяч жителей. На тот период на прилегающей к нему территории было не менее 26 ступ – субурганов.

Анинский дацан. Конец XIXв.

Дацан хранил знамёна 11 родов хоринских бурят, которые хоринцы получили от Петра I в начале XVIII века.  Бюст Екатерины II, считавшейся бурятами воплотившейся Белой Тарой, занимал почётное место на алтаре храма.

Дацан выполнял до 30-х годов XX века несколько функций. Он:

  • был религиозным центром;
  • являлся образовательным учреждением;
  • имел печатню;
  • славился иконописью и графикой;
  • представлял театральное искусство в рамках мистерии Цам.

С именем храма связаны такие известные люди, как нетленный Итигэлов, XII Хамбо-лама, потративший на учёбу в нём почти четверть века, и Намжил Лайдапов, бывший сначала настоятелем Анинского дацана, а затем XIII Пандито Хамбо-ламой.

В 1937 году дацан закрыли, большое количество построек разрушили, в других были конюшни, скотобойня, гаражи. Многие монахи были расстреляны.

В 90-е годы началась реконструкция этого храмового комплекса. Сейчас он сохраняет семейные и родовые реликвии, это первый прецедент в российской буддийской вере.

108 ступ по периметру территории хранят родословные такого же количества семей хоринцев. Их освятили в 2011 году, в честь 350-летнего юбилея присоединения республики Бурятия к России.

В ближайших планах по реконструированию этого храма – разделить принадлежащую ему территорию на 9 равных частей, по гектару каждая. Это будет символизировать 9 драгоценностей.  Дополнительно построят ещё 17 небольших храмов – дуганов.

108 дуганов Анинского дацана

Агинский дацан

Дэче́н Лхундубли́нг или Агинский дацан является самым большим буддийским храмом в Забайкалье. Расположен недалеко от посёлка Агинское, в селе Амитхаша.

Появление лам в этих местах связывают с перекочеванием сюда восьми родов хори-бурят из Анинского дацана.

Дата основания святилища – 1811 год. Каменный главный храм возводили те же русские строители, которые участвовали в постройке Анинского дацана. 

В этом же году возвели два небольших сумэ для аймаков Чойра и Дуйнхор, а на пять лет позже два других – Манла и Гунриг. Аймачный сумэ – это аналог приходской церкви.

В конце XIX века главный храм реконструируют, и при нём братьями Данжиновыми открывается медицинский факультет.

Агинский дацан XX в.

В штате дацана на тот момент числилось около 700 лам. Астрологическая, философская и медицинская школы храма были широко известны не только в Забайкалье.

Славился он и своей типографией. Хорошее материальное обеспечение печатни, включавшее сорок тысяч досок со священными сутрами на монгольском и тибетском языках и клише книжных изображений и религиозных иллюстраций, позволило издавать учебную литературу, относящуюся к:

  • медицине,
  • философии,
  • тантризму, 
  • астрологии.

Кроме этого печатались:

  • азбука,
  • грамматические учебники,
  • ритуальные и обрядовые пособия,
  • различные виды словарей,
  • просветительская и воспитательная литература.

В 1934 году прошлого столетия дуган закрыли. Большую часть монахов расстреляли. Из 700 лам осталось только 32. Но в следующем году расстреляли и их, увезя в Читу.

Монастырские помещения использовались не по назначению. Там размещались медицинские учреждения, какое-то время расквартировывалась воинское подразделение. 

Собственность храма была разграблена. Музеи Улан-Удэ, Ленинграда, Москвы приняли уцелевшие её остатки. 

И только в 90-е гг. местные жители добились возрождения своей святыни. Вернулась на место часть предметов культа, храм был освящён Далай-ламой XIV.

В 2004 году провели первую службу, после 70-ти лет бездействия. Для того чтобы это стало возможным, в течение 10-ти лет проводились восстановительные работы.

Годом позже восстановили Ступу примирения — Юндун Шодон. Её высота – 22 метра. К ней добавили ещё комплекс из 8-ми священных ступ.

Ступа примирения

Агинский дацан примечателен своей Буддийской Академией. Это название присвоено высшему духовному учреждению в 2003 году.

Три факультета этого учебного заведения обучают:

  • медицине,
  • философии,
  • живописи.

Окончив её, можно стать живописцем танка, богословом или инструктором тибетской медицины.

Заключение

На этом мы пока прощаемся с вами, друзья, но наш рассказ о буддийских святых местах будет обязательно продолжен.

Поддержите блог — рекомендуйте статью в социальных сетях, если она вам понравилась!

Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/buddiyskie-svyatyni-rossii

Буддийские святыни в России – Terraoko – мир твоими глазами

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия. Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.

 Санкт-Петербург

Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте.

Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений.

На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода.

Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов.

Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.

Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.

Калмыкия

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).

Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.

Байкал

Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо.

Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину.

Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Тыва

Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи.

После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины.

Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ.

А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.

Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Алтай

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.

Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках.

Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю.

Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).

Бурятия

Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря).

Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов.

Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах.

Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири.

В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

Еще хотите узнать новости интересные в мире, тогда посещайте наш портал каждый день.

Источник

Источник: http://terraoko.com/?p=342810

Главный буддийский монастырь в России — Иволгинский дацан

Иволгинский дацан

Восточная религия во все времена привлекала людей, в основном своей открытостью и мистицизмом. Популярным, для туристов в последнее время стал Иволгинский дацан (Бурятия), здесь ежегодно собирается большое количество паломников. Иволгинский дацан основан в 1945 г. в настоящее время является главным буддийским монастырём в России.

Читайте также:  Плавучие деревни камбоджи – удивительные места в азии

Монастырь стоит на заболоченном месте, по периметру, выложена брусчатая дорожка, на ней, через каждые 10 м. установлены барабаны, они напичканы священными текстами, их можно вращать.

Многие барабаны содержат около 100 тысяч свитков. Полный поворот барабана равноценен произношению молитвы со свитка 100 тысяч раз. Люди, с утра до вечера вертят эти барабаны.

В буддийские праздники, сюда приходят тысячи верующих.

Буддисты считают, что прогуливаясь по намоленному месту, они получают успокоение ума и накапливают добродетель. Заходя в любое святое место, они делают «горо» — с молитвами обходят дацан по часовой стрелке. Ноги буддистов обязательно должны прикрываться бордовой юбкой – шамтаб, она является элементом костюма буддистов, священнослужителей.

Здесь находится буддийский университет. В России это единственный университет, где изучают религию буддизма.

Здание университета не имеет крепостных стен, нет дворцов и огромных кельней. Оно состоит из нескольких небольших храмов, с китайскими (вздёрнутыми) углами крыш и 40 обычных изб, в которых живут послушники и ламы (хувараки). Вокруг университета степь, деревенские дома с дощатыми заборами, в общем, никакой романтики.

В университете можно пройти обучение на 4 факультетах: медицинский, художественный, философский и тантры, на котором уделяется большое внимание обрядам и практикуется переход в состояние Будда.

Чтобы поступить на факультет, следует пройти большие испытания: написать изложение на тему буддизма, сдать экзамен по английскому языку и истории, пройти собеседование с ректором.

Если студент принят, ему следует обязательно расстаться с причёской, побритая «налысо» голова, является символом отказа от привязанностей, что расценивается как главная причина страдания людей.

Страдание – это жизнь. Это первая благородная истина учения буддизма. Причиной страданий, являются наши желания. Удовлетворив одно желание, тут же возникает другое, повлекшее за собой недовольство и беспокойство.

Третья истина говорит, что страдания и мучения, возможно, прекратить, пройдя путь, ведущий к прекращению страданий. Будда Шакьямуни 2000 лет назад этот путь назвал срединным.

Поэтому буддизм и срединный путь рассматривают как синонимы.

Ежедневно в 9 утра в самом старом из 10 храмов (Чойра дуган) начинается молебен. Храм находится в деревянном помещении, стены выкрашены в ярко зелёный цвет, колонны красные.

В настоящее время храмовый комплекс считается главной достопримечательностью Бурятии.

Главной книгой тибетского буддизма считается Ганжур, который состоит из 108 томов. Собрание сутр включает в себя несколько областей: философию, теологию, логику, историю, медицину, собрано оно самим Будда Шакьямуни.

Молебны (хуралы) начиная с 9 утра, проходят во всех храмах ламы, служба проходит около 2 – 3 часов. После молебен ламы расходятся по домикам, где идёт индивидуальная работа с прихожанами. Буддийский священнослужитель исполняет роль: астролога, психолога, доктора.

Буддисты верят, что после смерти душа перерождается. Считают, что человек будет рождаться в мире страданий, пока не станет Буддой.

Окончив институт студенты, возвращаясь на родину, пополняют приходские ламы, возглавляют открывшиеся доцаны. Многие из них становятся переводчиками буддийской литературы.

Источник: http://fideviva.ru/glavny-j-buddijskij-monasty-r-v-rossii-ivolginskij-datsan

Места, где можно погрузиться в буддизм

Поделиться Путешествие, наполненное глубоким смыслом. Иначе духовные туры и не назовешь. Особо в этом плане «отличился» буддизм. Культура буддизма буквально захлестнула массы, в том числе и российские. Постичь суть буддизма стало сродни заданию на каникулы. А если серьезно, то уж больно заманчивым кажется рецептик счастья по-буддистски.

Где его выписывают, любопытствовал .

История буддизма уходит своими корнями в 6 век до нашей эры в Древнюю Индию. Началось все с конкретного человека Сиддхартха Гаутама, который и получил имя Будда Шакьямуни.

Для достижения благих результатов в жизни и для очищения ума, Будда советовал своим ученикам запастись терпением, усердием и доверием. Согласно буддизму, если придерживаться правильного образа жизни, можно обрести счастье в этой и последующих жизнях, то есть Нирвану.

На первый взгляд идеи буддизма кажутся простыми, нет даже намеков на любое поклонение идолам. Основа философии — знание. Это ведущая тропа к избавлению от страданий. Человек в буддизме — это разновидность сознания с особым положением в мироустройстве.

Если эту мысль развить до конца, открывается непривычная для европейского сознания перспектива. Вот! Именно этой перспективой буддизм и привлекает своих последователей.

Народы, исповедующие буддизм, живут в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, , Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в , Санкт-Петербурге и в других крупных городах . Растет число последователей буддизма и в странах Европы,.

Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.

Да простят нас религиоведы за такую лаконичность и упрощенную трактовку истины буддизма. Наша сверхзадача — найти священные места буддизма, где можно всецело в него погрузиться. Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, а также и в Китае, в Бурятии.

Центры буддизма в Индии

В первую очередь постигать основы буддизма едут в Индию. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре он достиг Нирваны. Второе по посещаемости буддийское место в Индии — город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения. Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями. И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов — это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.
Центры буддизма в Тибете В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции. Здесь он принял свою уникальную форму. Тибетский буддизм представляет собой синтез двух основных течений в рамках буддизма: Махаяны и Тантризма. Оба учения направлены на достижение Нирваны. Именно тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости. Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса — тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира. К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Центры буддизма в Таиланде

В находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 — в Городе ангелов — . Самый известный — храм Изумрудного Будды, который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире — Пхре Пахтом Чеди.

Центры буддизма в России
Постигать истины буддизма можно и не выезжая за пределы страны. Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них — Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.

Самый северный буддийский храм в мире находится в . Дацан Гунзэчойнэй располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте.

Строительство храма было закончено за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха.

Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений.

На тоже буддистская святыня имеется. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа Просветления. Катера с экскурсиями с острова Ольхон в сезон отправляются ежедневно.
Без преувеличения важным центром распространения буддизма является . Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах. К тому же энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления. В Горном Алтае недавно открылся центр «Шен Линг», где на путь просвещения ставит настоящий тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Но, к слову, это времяпровождение все-таки относится именно к религии, а не к туризму и путешествиям. Текст Ольга Иванникова

flickr.com

Источник: http://trendytrip.ru/mesta-gde-mozhno-pogruzitsya-v-buddizm/

Буддийский храм (Элиста), центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Россия Элиста Достопримечательности

Координаты: N46 18.558 E44 17.034.

Крупнейший в России и Европе буддистский хурул находится в Элисте – столице республики Калмыкия. Главная достопримечательность Калмыкии, буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», представляет собой огромное белоснежное здание, выполненное в характерном буддистской культуре стиле.

По периметру центральный хурул в Элисте обнесен забором с чередующимися через каждые пять метров небольшими статуями.

Ограда имеет четыре входа с каждой стороны света, сам же храм имеет два входа с юга (парадный) и севера (служебный).

Посетитель может войти на территорию центрального хурула через любой вход, однако главными являются южные ворота, через которые по калмыцким обычаям принято входить в храм.

У подножия храма посетителей встречает Белый старец или Цаган Аав – калмыцкий языческий бог, покровитель местности.

За статуей следуют две лестницы, между которых установлен фонтан. На вершине находится скульптура божества богатства Куберы.

Вход в храм обрамлен красными колоннами, а особое восхищение вызывают высокие красные двери, украшенные резными золотыми узорами. У входа стоят львы в характерной окраске.

Однако на этом композиция буддийского храма в Элисте не заканчивается. Особого внимания заслуживают скульптуры, разбросанные по всей территории центрального хурула: в 17-ти пагодах на пьедестале восседают позолоченные фигуры буддийских святых.

Вокруг центрального хурула (Элиста) расположены молельные барабаны «кюрде», внутри которых заложены сотни молитв.

Буддийский храм в Элисте был построен в значительно сжатые сроки: за 9 месяцев строителям и архитекторам удалось создать не только сам храм, но и украсить внутренний интерьер хурула. Авторами проекта стали С.Курнеев, В.

Гиляндиков и Л. Амнинов. Он был построен на месте завода железобетонных изделий и открыт в 2005 году. Главный храм Гол-сюме высотой 51 метр расположен на семиметровом возвышении так, что его видно из разных уголков города.

Внутреннее убранство хурула поражает еще больше, чем внешний вид здания. Войдя в хурул, можно обнаружить своеобразный гардероб, где верующие оставляют верхнюю одежду и обувь, а  также небольшую сувенирную лавку, в которой можно приобрести различные украшения и благовония.

На втором уровне, в главном зале центрального хурула, дугане, где проходят молитвы, расположены несколько скамей для верующих, а в центре комнаты – золотая статуя Будды Шакьямуни, высота которой составляет 9 метров.

Видимая часть статуи покрыта сусальным золотом, а внутрь фигуры Будды запрятаны священные для буддистов предметы –  мантры, молитвы, благовония и земля со всех уголков республики. Авторы скульптуры – заслуженный художник РФ, скульптур Владимир Васькин и группа калмыцких художников.

Внутренние стены украшены искусной росписью, олицетворяющей сюжеты буддийской культуры. Над оформлением внутреннего интерьера хурула работало девять художников-танкописцев, которые периодически освежают роспись. Также здесь находится полное монашеское одеяние Далай-ламы XIV.

Центральный храм Элисты поделен на семь уровней, каждый из которых несет свою определенную функцию. На первом уровне центрального хурула Элисты расположен и музей истории буддийской культуры: фотографии и предметы буддизма как нельзя лучше отражают специфику этой религии.

Также на первом уровне расположен конференц-зал на 460 мест и библиотека с читальным залом, на втором – молельный зал на полторы тысячи мест. Третий уровень занят кабинетами администрации, выставочными залами и комнатами индивидуального приема, куда можно попасть в определенные дни по записи.

На четвертом уровне буддийского храма располагается резиденция Президента республики Кирсана Илюмжинова и главы калмыцких буддистов Тулку Ринпоче, а также комнатами монахов.

Читайте также:  Как живут в тайланде? | нравы и повседневная жизнь страны улыбок

Пятый уровень занят резиденцией Далай-ламы XIV, шестой этаж технический, на седьмом – помещения для специальных обрядов.

Буддийский храм (Элиста) ежегодно посещают тысячи туристов из разных уголков России и зарубежья. Именно в центральном хуруле вы сможете поближе познакомиться с буддийской культурой, узнать характерные особенности и обычаи этой религии.

Илья Шувалов, Юрий Левко, Александр Орионов, Леонид Намруев.

Добавить фото/информацию

Источник: http://vetert.ru/rossiya/elista/sights/173-buddijskij-hram-hurul.php

Островки буддизма в России / Достопримечательности / Россия / Страны / Моя Планета

© katalinks / Shutterstock.com

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия.

Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.

Санкт-Петербург

© Gala_Kan / Shutterstock.com

Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте.

Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений.

На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода.

Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов.

Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.

Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.

Калмыкия

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м). 

Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.

Байкал

   
Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо.

Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину.

Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Тыва

Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи.

После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины.

Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ.

А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.

Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Алтай

© bon-po.ru

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.

Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках.

Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю.

Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).

Бурятия

Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря).

Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов.

Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах.

Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири.

В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

© saiko3p / Shutterstock.com

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

Источник: https://www.moya-planeta.ru/countries/view/ostrovki_buddizma_v_rossii_34639/

Как вести себя в дацане

Лама Олег Намжилов. Фото – фейсбук автора.

Эта инструкция по поведению в буддийском храме (дугане), или монастыре (дацане), которую опубликовал в соцсети лама Олег Намжилов из Бурятии, вызвала множество благодарных откликов.

Мы публикуем её, чтобы любой из наших читателей знал, как достичь своей цели при посещении буддийского храма в России или Монголии:

Раньше люди приходили в дацан пешком или приезжали на лошади. Лошадь оставляли за территорией дацана. Зайдя на территорию, сначала совершали обход дуганов по ходу солнца, что является знаком самого наивысшего уважительного приветствия.

Дуганы и находящиеся в них изображения божеств, статуи являются символом Тела Будды. Священные тексты (сутры), например, Ганжур, являются символом Речи Будды. Ступы-субурганы символизируют собой Сознание Будды.

Количество обходов зависит от цели визита и наличия свободного времени. Желательно делать нечетное количество обходов (гороо, бур.). Во время гороо, при наличии времени, также еще хорошо совершить поклоны-простирания (мургэл, бур.). Хотя бы поклоном, но нужно проявить уважение святым объектам.

Если у алтаря видите мандалу, нехорошо туда засовывать руки. Достаточно положить деньги и прикоснуться в поклоне лбом.

В дацане Римпоче Багша (Лысая гора в столице Бурятии, Улан-Удэ). Фото visitburyatia.ru

При входе в дуган нужно снимать головной убор. Внутри дугана все движение совершается также по часовой стрелке.

По канону все двери на территории дацана должны открываться вовнутрь, однако из-за современных противопожарных требований теперь они открываются наружу. Нехорошо хлопать ими, вообще шуметь, шуршать, шаркать, громко разговаривать, тыкать пальцами, жевать, держать руки в карманах и т.д. Нужно вести себя тихо, скромно.

Во время хурала. Фото visitburyatia.ru

Неуважением будут телефонные разговоры. Это все равно, что прийти на прием к высокому начальству и перед ним отвлекаться на звонок сотового телефона. Поэтому лучше перед входом на территорию отключить телефон или оставить его. К тому же и Вам будет легче сосредоточиться.

Звонок сотового телефона, даже просто беззвучная вибрация, имеет такую нехорошую частоту, что как будто вырывает молящего ламу из должного настроя. Даже ночью, когда мы спим, этот виброзвук будит, вырывая нас из сна. Кстати, уже доказано, что радиоволны сотовой связи губительно действуют на насекомых, особенно на пчел и тараканов.

В южных странах, где буддизм сильно распространен, с оголенными руками и ногами не пускают на территорию дацанов. Сексуальные наряды недопустимы, какими бы они модными ни были.

В дацане Римпоче Багша в Улан-Удэ. Фото Сергей Тарасенко.

Женщинам в период цикла (критических дней – ред.) также нельзя посещать дацан.

После нескольких лет буддийских практик у лам обостряются чувства. Чаще всего усиливаются обоняние и слух. Поэтому покуривший или чрезмерно надушенный человек сразу же отвлекает ламу и даже может произвести неприятное впечатление.

Обходы, простирания и вращение молитвенных барабанов являются мощной духовной и лечебной практикой. В духовном плане – это чуть ли не самые эффективные практики в очищении негативной кармы и в накоплении благой.

В буддизме существуют всего 2 физических упражнения – обходы и простирания. С лечебной точки зрения они являются, пожалуй, самыми эффективными, простыми, безопасными и доступными. Чем больше их делать, тем лучше. Очень эффективным бывает начитывание мирных мантр.

Если Вы пришли на молебен, нужно подношения сразу поставить на специально приготовленные столы и подать ламам написанный список имен.

Во время молебна очень эффективно бывает, если Вы будете начитывать про себя известную Вам мантру. Гневные мантры на улице читать нельзя. Также никто не должен слышать читаемые Вами мантры. Звук мантры не должен уходить дальше Вашего уха.

Если у Вас нет подношений, то их можно будет приобрести в Хамжане дацана. Подношения должны быть самыми лучшими в Вашем представлении.

После молебна лучше оставить подношение в дацане. Чем дольше подношение находится в дугане, тем больше будет благословения. Потом священнослужители уносят его на свой стол.

Если после подношения божествам ламы и хувараки отведают Ваши подношения, это опять будет добродетелью.

Если сладостей накапливается много, ламы угощают ими детей и пожилых в различных социальных учреждениях, это опять будет Вашей добродетелью.

Подношения в Чесанском дацане (Бурятия). Фото VK-страница дацана.

Все мы хотим, чтобы дацан функционировал. Один день содержания дацана – это великая добродетель. Подношение пищей – это определенная лепта в содержание дацана.

Читайте также:  Где живет далай-лама – лидер тибетской школы буддизма?

Одной из основных целей дацана является создание возможностей для накопления благой кармы.

Приходя в дацан, мы совершаем как можно больше добродетелей: обходы, простирания, поклоны, начитываем мантры, делаем подношения и т. д.

Чтобы очистить негативную карму и собрать позитивную, просим буддийских божеств разрешить те или иные наши проблемы. Поэтому важно понимать как можно полнее всю картину происходящего.

В Ивоглгинском дацане. Хадаки и хий-морин (флажки коня-ветра). Фото yapet.livejournal.com.

Наше отношение при покупке подношений, вообще вся мотивация возвращается потом обратно бумерангом. А в дацане во время молебна усиливается многократно. Очень печально бывает наблюдать, как ставится подношение, скажем, на 100 руб., а при Далага (призывание Удачи), берут чужую на 500 руб., а потом еще и уносят с собой.

Если Вы пришли на прием к ламе, желательно вначале сделать гороо. Если торопитесь, то можно будет это сделать и после приема. Если у Вас много вопросов, то лучше их заранее написать.

Очень хорошо помогают ламам пришедшие на молебен или прием дети. Они ведь весьма чувствительны, и наблюдение за их поведением дает порой красноречивые подсказки. Например, если на молебне ребенок уснул, это говорит о том, что энергетика молитвы благотворно повлияла на его энергетику.

Главное при посещении дацана – быть искренним и относиться с уважением к почти трехтысячелетнему наследию великого Будды.

Источник: http://asiarussia.ru/buddhism/10448/

Иволгинский дацан

Одна из главных святынь российских буддистов является символом возрождения этого вероисповедания в РФ. Каждый год тысячи туристов и паломников приезжают в Иволгинский дацан, чтобы прикоснуться к святыням или ознакомиться с уникальной достопримечательностью другой культуры.

Во времена СССР власть активно боролась с любыми проявлениями религиозного влияния. По приказу правительства уничтожались не только православные храмы, но и буддийские дацаны. Эта достопримечательность стала символом относительного примирения власти с религиозными течениями.

В 1951 году правительство дало официальное разрешение на строительство Иволгинского дацана.

Помимо главного соборного храма структура этой достопримечательности включает в себя с десяток зданий, среди которых институт буддизма и сакральные святыни, вызывающие трепет в душах последователей Будды. Гостям также предоставляется возможность побывать на ипподроме, стадионе и парке главного дацана России.

Достопримечательности буддийской святыни

Колоритная архитектура Иволгинского дацана базируется на концепции восточных традиций и тенденций русского зодчества. Аналогичные здания можно увидеть в Тибете, но пристройки и главный храм Иволгинского дацана построены из дерева. Гости святыни могут посетить главный соборный храм, институт буддизма, обитель хамбо-ламы, библиотеку, а также другие интересные места.

Во дворе дацана построен храм Майтреи – высшего существа, которое почитается во всех школах буддизма. Паломники, желающие исполнения самых сокровенных желаний, посещают храм Зеленой тары. Верующим буддистам и гостям, которые придерживаются иных вероисповеданий, предоставляется возможность посетить службу в главном храме дацана.

Прикоснувшись к субурганам, верующие получают благословение Будды – согласно верованиями буддистов, полусферические архитектурные сооружения избавляют от жадности и злобы, а также способствуют просветлению души. Легенды гласят, что первые субурганы были созданы самим Буддой, который хотел облегчить своим ученикам путь к просветлению.

Святыня или мистификация?

Буддисты почитают хамбо-ламу Итигэлова как святого – его останки находятся в Иволгинском дацане. Этот человек умер в 1927 году, и перед самой смертью он завещал ученикам вскрыть его могилу через 30 лет. Последователям не удалось выполнить наказ учителя, однако захоронение все равно было вскрыто, правда, произошло это только в 2002 году.

В могиле было обнаружено тело хамба-ламы Итигэлова без каких-либо признаков тления. Несведущему человеку могло показаться, что один из самых почитаемых святых буддийской конфессии просто уснул.

Многие ученые отказываются верить в факт нетленности человеческого тела и называют данный феномен мистификацией – у науки нет никакого объяснения относительно того, каким образом тело могло сохраниться в течение нескольких десятилетий.

После вскрытия могилы тело было перенесено в Иволгинский дацан, где и находится в настоящее время.

Источник: https://samovar.travel/place/ivolginskiy-datsan/

Святые места буддистов

Буддизм – наиболее древняя из мировых религий. Множество последователей этого учения находят в буддизме ответ на такие жизненно важные вопросы, как: «В чем смысл жизни?», «Какова ее цель?». Буддизм многим указывает правильный путь, следуя по которому, мирские соблазны уже не имеют над человеком своей власти.

Число приверженцев этого учения растет с каждым годом во всем мире. И конечно, чтобы почувствовать дух буддизма, нужно посетить святые места буддистов, ощутить их энергетику, для чего многие буддисты и отправляются в паломничество по буддийским местам. Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, но также и в Китае, в Бурятии.

Святые места буддистов расположены в первую очередь в Индии, эту страну можно назвать главным местом их паломничества. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре( второе название Бодхгайи) Будда достиг Нирваны.

Второе по посещаемости буддийское место в Индии – город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения.

Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями.

И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов – это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.

В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции, тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости.

Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса – тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира.

К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Паломники отмечают, что учение Будды освобождает, а путешествие по святым местам буддизма помогает очистить душу, прикоснувшись к древним святыням, ощутить энергетику, особую духовную атмосферу этих мест.

В Непале находится еще одна известная буддийская реликвия – ступа, построенная в 6 веке, по соседству располагаются тибетские монастыри. Основание ступы символизирует землю, каждая из ступеней является символом определенной стихии.

Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них – Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает.

Тем, кто просит об исцелении от болезней, монахи помогают, применяя древнее тибетское искусство лечения травами, секреты которого хранятся в тайне. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан.

По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.

2014-11-18 10:43:28

Источник: https://www.astrostar.ru/articles/drevnie-kultury/indiya/svyatye-mesta-buddistov.html

Буддистский храм в Санкт-Петербурге

В начале XX века вдали от центра Санкт-Петербурга, в Старой деревне, был возведен Буддистский храм, необычный для восприятия большинства россиян. Здание словно возникло из восточной сказки. Рядом – деревья с флажками-оберегами и стойки с деревянными барабанами.

Каждый посетитель старается покрутить эти молитвенные барабаны и загадать желание. В народе же считается, что вращение барабана приносит удачу, здоровье и благополучие. А чтобы чудо сбылось, главное – не перепутать направление. Вращать нужно по часовой стрелке.

Есть тут и скульптуры львов, напоминающие, что мы все же в Санкт -Петербурге.

Буддистский храм, название которого «Дацан Гунзэчойнэй», можно смело отнести к необычным и интересным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Посетив его, Вы можете чуть-чуть окунутся в восточный мир. Службы здесь проходят совсем не так, как в православных храмах.

В Санкт-Петербурге Буддистский храм расположен недалеко от Елагина острова и посетить его удобно до или после прогулки по ЦПКиО им. Кирова.

Как вести себя в буддистском храме

Войти в Буддистский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:

  • Перед входом в закрытое помещение буддисткого храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы 
  • Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы  
  • Одежда посетителей – в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
  • Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
  • Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
  • Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
  • Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
  • В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
  • Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.

В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда – чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.

По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.

Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан – это буддистский монастырь). Лама – это религиозный учитель (монах) буддийского храма.

Молитвенные флажки и барабаны

У каждой религии есть свои священные предметы, которые помогают совершать молитвы. У мусульман это четки, у христиан и католиков – крест, а у буддистов, это молитвенные флажки и барабаны. И, конечно, придя в Буддистский храм, Вы сразу увидите эти священные атрибуты.

Молитвенные барабаны

На цилиндрах молитвенных барабанов нанесены мантры и молитвы. Мантра – это стих, заклинание – священный текст, слово или слог в таких религиях, как индуизм, буддизм и джайнизм. Барабаны нужно вращать по часовой стрелке.

Молитвенные флажки

Молитвенные флажки представляют собой кусочки ткани с написанными на них молитвами. Разноцветные флажки необходимы, чтобы благословить данную территорию и защититься от злой магии. Согласно учению, когда флажки раскачивает ветер, молитвы возносятся ввысь.

В Буддистском храме есть два ритуала для накопления молитвенных заслуг:

  • Обход святого места, например дацана или ступы, обычно это делают 3, 7 или 21 раз
  • Вращение барабана. В дацане Санкт-Петербурга на барабанах начертана мантра Авалокитешвары «Ом Мани Падме Хум» (Авалокитешвара – это божество Сострадания). Если вращать барабан вокруг своей оси с верой в сердце, то прихожанин достигает просветления.

Из истории

Буддистский храм Санкт-Петербурга построен на берегу Большой Невки по проекту архитекторов Николая Березовского и Гавриила Барановского в 1909 – 1915 годах. Первая служба состоялась 21 февраля 1913 года в дни празднования 300-летия Дома Романовых.

В качестве образца здания был взят тибетский соборный храм, так называемый цогчен-дуган, который, был видоизменен в духе северного модерна (слово дуган означает «дом собраний»).

Во время Гражданской войны дацан был разграблен, службы в нем прекратились. В советское время здание использовалось для размещения самых разных организаций – от военной радиостанции до зоологической лаборатории. В 1990 году Буддисткий храм передан верующим.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21125.htm