Будда Вайрочана – представитель буддийского пантеона

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с одним интересным представителем буддийского пантеона. Имя ему – Будда Вайрочана. Статья ниже расскажет, кто это такой, чем он известен, как изображается и каким образом повлиял на буддийскую культуру, находя выражение в литературе, живописи и скульптуре.

Что ж, приступим!

Кто это

Будда Вайрочана известен также как Махавайрочана, то есть «великий Вайрочана». Его имя в переводе с санскрита значит:

  • сияющее солнце;
  • подобный солнцу;
  • лучезарный;
  • иногда также используют перевод «тот, кто делает видимым».

Он считается одним из пяти дхьяни-будд – будд Мудрости в ваджраянском направлении буддизма, которые восходят от изначального Ади-будды. Каждый из них соответствует определенной стороне света и скандхе – группе привязанностей.

Вайрочана выражает всеобъемлющую мудрость, которая называется «дхармакаей». Она отражает истинную природу Будды. Смежное с ним понятие – «дхармадхату», это настоящий мир, пространство, где царит мудрость и все так, как представляется в действительности.

Вайрочана в общих представлениях и в мандалах занимает место в центре, в то время как остальные дхьяни-будды рассредоточены по сторонам света. Он превращает неведение, заблуждение во всепроникающую мудрость. Он же становится источником знания для других дхьяни-будд.

Вайрочана передает бодхисаттвам знание об обретении себя и просветлении, без которого невозможно закончить пребывание в сансаре. Сам он тоже достиг совершенного просветления – абхисамбодхи.

Вайрочана олицетворяет пространство, теплое, гармоничное, а также эфир и форму. Цветом этого будды считается белый, а иногда – нежно-голубой. Это помогает ему воздействовать на эфир, трансформировать неведение в сознание.

Обязательным атрибутом можно назвать колесо учения, которая символизирует глубину дхармы, буддийского учения. Это колесо имеет восемь спиц как образ Восьмеричного пути, который Будда Шакьямуни назвал благородным и которого завещал придерживаться своим последователям.

Этот будда очень почитается в ранних направлениях буддистской философии в Японии. В первую очередь сюда относятся школы сингон и кэгон. Глубже понять природу будды может священное писание «Махавайрочана-сутра».

Не меньшее значение Будда Вайрочана имеет в Китае, а именно в направлении хуаянь. Оно подробно объясняет концепцию пустотности и зависимости в появлении всего сущего. Согласно философии хуаянь, этот будда является также воплощением пустоты.

Как его изображают

Вайрочана в живописи изображается белым – как мы уже говорили выше — это его цвет, символ чистоты, непорочности ума, познавшего просветление, а также олицетворение пустоты. Поза у него непринужденная.

Как говорит «Тибетская книга мертвых», в состоянии бардо все преображается, видится как абстрактные образы и свет, а потом все вокруг начинает светиться синим и появляется Вайрочана. В руках у него колесо учения с восемью спицами – дхармачакра. Нередко он изображается в образе яб-юм со своей спутницей Дхатвишвари, или Белой Тарой.

Иногда Вайрочана изображается четырехликим – все лица смотрят по разным сторонам света, и тогда он вбирает в себя качества других дхиани-будд. Будда может быть также двухруким или восьмируким. 

Кроме колеса, он держит лук и стрелы, четки, ваджру. Хотя в редких случаях Махавайрочану изображают без круга — тогда его руки складываются в специальную дхармачакра-мудру.

Вайрочана в искусстве

Как мы уже сказали, Вайрочана в деталях описывается в буддийской литературе — в «Махавайрочана-сутре» и в «Тибетской книге мертвых». Кроме того, этот будда имеет много воплощений в другом виде искусства – в скульптуре.

Крупнейшая японская статуя Вайрочаны находится в монастыре Тодай-дзи, который относится к школе кэгон. Среди знаменитых бамианских статуй, которые располагались в центральной части Афганистана, самой крупной была скульптура Вайрочаны. К сожалению, эти статуи были разрушены в 2001 году.

Статуя Будды Вайрочаны в Японском храме Тодай дзи.

Но самое удивительное и красивое изваяние, посвященное Вайрочане, находится в Китае, в знаменитом храмовом комплексе Лунмэнь. Эти пещерные храмы расположились на территории современной провинции Хэнань, на десяток километров южнее города Лоян.

Статуя Вайрочаны известна как своими размерами, так и культурным наследием – она считается шедевром искусства империи времен Тан. Она расположилась в гроте Фэнсянь на открытом пространсве. Масштабы поражают: рост –17,5 м, лицо – 4 м, а уши – почти 2 м.

Черты лица настолько живые, что в них угадывается полуулыбка, спокойствие и бесстрастность. Если приглядеться, можно понять, что пропорции тела соблюдены не совсем правильно.

Статуя будды Вайрочаны в храмовом комплексе Лунмэнь

Однако в этом и заключается задумка скульпторов: статуя находится на возвышении, и предполагается, что на нее будут смотреть снизу вверх – это очередной раз подтверждает величественность скульптуры.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, наша статья была для вас полезной, и вы узнали сегодня много нового.

Если вам понравилась статья, поддержите блог — поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорой встречи!

Источник: http://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/budda-vayrochana

Пять дхьяни будд и Будда Ваджрасаттва

Ади-Будда (Изначальный Будда) – самая глубокая и чистая мудрость, которая отражает естественное состояние каждого человека. В этой мудрости – свобода от всех привязанностей. Известно пять основных привязанностей (клеши).

А именно: гнев, страсть, неведение, зависть и гордость. Эти пять ограничений изначально нам не свойственны.

Они обретены в результате того, что наша истинная сущность, которая есть природа будды, начала искать вовне и захватилась иллюзорными проявлениями.

Эти проявления в йоге называют тремя гунами, а в буддизме их рассматривают в аспекте трёх корней или трех ядов: Жадности, Ненависти и Невежества. На протяжении неисчислимых кальп мы искали что-то, что могло бы удовлетворить нас.

Мы погружались в новые переживания и отождествляли себя с теми состояниями, которые временно приносили нам радость. Так у нас формировались опыт и карма. На основе опыта мы могли судить о вещах и обретали новые представления. У нас появились чувства, они стали реакцией на внешние изменения.

В Мире Форм проявилась форма существ. Так постепенно мы шли к нашему нынешнему существованию. Таким образом, человек представляет собой совокупность скандх. Слово “скандха” переводится как накопление.

Изначально скандхи проявляются как свет, но, как результат работы различающего сознания, свет обретает цвет, дискретность, форму, и так проявляются скандхи.  Каждая из пяти скандх в очищенном аспекте представляет собой свет соответствующей мудрости.

Наш мир разделен на “я” и “другие”. Здесь лежит начало всех импульсов нашего эго. Эго видит весь мир дуалистически, разделяя его на две области, одна из которых называется “здесь”, и к ней относятся “я” и “мое”, тогда как другая называется “там”, и в ней находятся “другие” и “их”.

Стена, воздвигнутая между внутренним и внешним пространствами, приводит к бесконечной борьбе. И обычный поиск счастья и успокоения состоит в попытке преодолеть эту преграду, присвоив себе все существующее. Но беда в том, что чем больше эго пытается овладеть ситуацией, тем прочнее становится воздвигнутое им самим препятствие.

В этой борьбе эго полностью теряет все свои ориентиры, что и является истинной причиной страдания.

Основа всех страданий и неврозов состоит в том, что эго постоянно пытается контролировать захваченную территорию и защищаться от внешних воздействий, которые являются порождением его собственной фантазии.

Медитативная практика замедляет стереотипные реакции, и в успокоенном внутреннем мире вещи начинают быть видимы несколько более ясно.
Когда усилия эго по защите своего мира ослабевают, основополагающие энергии индивидуума могут наконец воссиять в нем как мудрость.

Проявление этой мудрости будет различным в зависимости от индивидуальных особенностей, и потому мы можем говорить о пяти семействах будд. Далеко не каждый человек полностью подходит под одну из категорий, и большинство людей представляют собой сочетание нескольких семейств.

Они называются семействами Ваджра (неразрушимого драгоценного камня), Будды, Ратны (драгоценности), Падмы (лотоса) и Кармы (действия). По сути — это пять фундаментальных энергетических потоков, проявляющихся в любом феноменальном опыте.

Пять дхьяни-будд или Пять Будд Медитации, или Пять Татхагатт, олицетворяют свободу от захваченности пятью скандхами (накоплениями).  Этим Буддам соответствуют и пять побеждаемых ими “ядов”, или “клеш”  – неведение, страсть, ненависть, гордыня и зависть.

Ниже приведена классификация, которая часто встречается в литературе.

Акшобхья Ваджра Буддалочана Абхирати – Совершенная Высшая Радость синий рупа – форма: телесная оболочка, внешность, тело гнев  зеркало-подобная изначальная мудрость «Непоколебимый»
Ратна-самбхава Ратна Мамаки Область Великолепия желтый ведана – ощущения: чувства гордость изначальная мудрость равенства «Тот, от которого возникают драгоценности»
Амитабха Падма Пандара-васини Сукхавати (Девачен) – Совершенная Высшая Радость красный самджня – представления: понятия, образы страсть различающая мудрость, познающая различия между всеми явлениями «Безграничный Свет»
Амогха-сиддхи Карма Самайятара Чистая Земля Совершенства Просветлённых Действий зеленый самскара – сформированный опыт: склонности сознания, направляющие наши действия зависть мудрость, способная совершать все деяния «Верное Достижение»
Вайрочана Будда Дхатвешвари (Белая Тара) Акаништха – небеса, с которых невозможно падение в миры сансары белый виджняна – различение: работа сознания, движения души неведение изначальная мудрость абсолютного пространства «Татхагата наивысочайший и блистательный, повсеместный глаз-сокровищница»

Из пяти скандх самыми глубокими и первичными являются различение и сформированный опыт, далее возникают представления, затем ощущения и форма. А в духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т.е. освобождаемся сначала от более грубых накоплений, а затем от более тонких.

Согласно Тибетской книге мертвых (Бардо Тодол) , когда после смерти человек попадает в состояние бардо (промежуточное состояние между жизнью и смертью), перед ним проявляются каждый из пяти Будд, и пытается помочь душе умершего перевоплотиться в одной из чистых земель. Подробнее вы можете прочитать об этом в Тибетской книге мертвых.

Далее будут более подробно описаны Дхьяни Будды и их проекции на живых существ в мире людей. Далеко не каждый человек полностью подходит под одну из категорий, и большинство людей представляют собой сочетание нескольких семейств.

Будда Вайрочана

 Он представляет семейство «Будда», изображаемый в соединении со своей супругой Дхатвешвари, символизирующей изначальную мудрость абсолютного пространства. Вайрочана относится к чистому измерению центра (местопребывания дхьяни-будд соотносят со сторонами света).

Тело Вайрочаны белого цвета, что символизирует чистоту и пустотную сущность пробуждённого ума. Колесо с восемью спицами в руках Вайрочаны — это Колесо Закона (дхармачакра), символизирующее учение будды, освобождающее от пут беспокоящих ум страстей.

   Иногда Вайрочану изображают без Колеса Закона в руках, тогда его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения дхармы).  Известны изображения Вайрочаны с четырьмя лицами (Сарвавид-Вайрочана). Вайрочана смотрит в разные стороны, в этом случае он воплощает в себе аспекты всех дхьяни-будд.

Четырёхликого Вайрочану изображают с двумя или с восемью руками; в руках он держит дхармачакру, ваджру, чётки, стрелу, лук.

В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Будды связан с элементом пространства, или эфиром. В непросветленном состоянии он вялый, ленивый, немного глуповатый и склонен к полноте.

Рассредоточенность — вот самая точная характеристика человека этого типа, который всегда как будто немного спит. Он обычно не любит мыть тарелки и вообще заботиться о себе; ему кажется, что всякое действие требует слишком много усилий.

Мудрость семейства Будды — это Мудрость Всеобъемлющего Пространства, и, став просветленным, носитель этого свойства вялости становится теплым, спокойным и открытым, как само пространство.

Будда Амогхасиддхи

Амогасидхи – Будда северного направления, относится к семейству Карма, которое связано с зимой, темно-зеленым цветом, чувствомзависти. Этот Буддадарует йогину силу настойчивости, упорства, необходимых для успеха во всех йогах, а также силу безошибочного распознавания последствий непогрешимого действия.

 В одиночной форме Амогхасиддхи сидит в медитативной позе на лотосовом троне, его правая рука сложена у груди в абхая-мудре (жесте защиты и благословения): ладонь развёрнута наружу, пальцы выпрямлены.

В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Карма очень активен и всегда чем-то занят. Дакини семейства Карма часто изображается в профиль, поскольку она слишком занята, чтобы стоять перед вами анфас.

Эта скорость связана с элементом воздуха, и наделенное ею существо бывает весьма раздражительным и импульсивным, что порождает страх потерять направление, а потому в результате возникает стремление организовать все и вся и держать вещи под полным контролем.

Будучи преобразована в мудрость, эта энергия становится “Всеисполняющей Мудростью” и проявляется как активность, деятельность просветленного существа.

Будда Амитабха

Будда Амитабха – будда западного направления. Будда Амитабха персонифицирует различающий разум и дарует йогическую силу познания каждой вещи в отдельности, а также всех вещей в единстве. Красный цвет его тела символизирует осуществление им помощи всем живым существам.

Особой формой будды Амитабхи является Будда Бесконечной Жизни — Будда Амитаюс (дальневосточная традиция, в отличии от тибетской, полностью отождествляла Амитабху и Амитаюса). Одной из эманаций будды Амитабхи является Гуру Падмасамбхава. В бардо дхарматы Амитабха является после будды Ратнасамбхавы, на четвёртый день.

Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабхе, является сутра «Сукхавативьюха».

До достижения состояния будды Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он зародил в сознании решимость создать особый мир будды, обладающий всеми совершенствами, где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него.

После достижения состояния будды Амитабха создал такой мир, который стал называться Сукхавати (Исполненное Счастья [Поле]), и стал им управлять.  Упоминания об Амитабхе появились в текстах, относящихся к колесницам Махаяна и Ваджраяна.

Читайте также:  Поющая чаша — что она делает и для чего применяется

Амитабха упоминается в сочинениях таких индийских Учителей, как Асанга и Нагарджуна.

В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Падма легко соблазняется материальными вещами и склонен к накопительству. Общение занимает в его жизни важную роль. Он желает привлекать к себе людей и распоряжаться ими.

Для него характерен дилетантизм и беспорядочная активность. Проекты возникают и исчезают по мере пропадания интереса к ним, всегда очень поверхностного. Фактор наслаждения очень важен, а боль почти непереносима.

Мудрость, возникающая после того, как эта энергия освобождается из-под власти эго, называется Мудростью Различающего Осознавания и дает возможность рассматривать все вещи при помощи Праджни, глубокого постижения.

Просветленная эстетика этой энергии способна видеть взаимоотношения всех вещей и создавать замечательные произведения искусства.

Будда Акшобхья

 Будда восточного направления, относится к семейству Ваджра. Чистая Земля Будды Акшобхьи называется Абхирати («Высшая Радость», «Совершенная Радость») и находится в восточном направлении. 

Акшобхья описан в «Писании страны Будды Акшобхьи», датируемом 147 годом. Это самый древний текст с описанием Чистой Земли.

Согласно этому трактату, монах дал обет практиковать Дхарму в Восточном мире и не испытывать злобы или гнева ни к одному живому существу, пока не достигнет просветления Будды. Всё это время он оставался неподвижным, и стал в результате Буддой Акшобхьей.

Будда Акшобхья преобразует склонность живых существ входить в ярость в чистейшую мудрость, подобную зеркалу. Эта мудрость позволяет созерцать предметы такими, какими они являются, неразделёнными и неомрачёнными.

В мире людей в невежественном состоянии человек семейства Ваджра остро реагирует на свое окружение и, чувствуя, что ситуация выходит из-под его контроля или встретившись с какими-либо неожиданностями, впадает в гнев, холодный или горячий.

Ваджрный тип интеллектуален и склонен к построению концепций; он постоянно стремится все систематизировать.

Когда этот гневливый, стремящийся к постоянному контролю надо всем интеллект преобразуется в свое изначальное состояние, он становится Зеркалоподобной Мудростью. 

Будда Ратнасамбхава

В мандале пяти дхьяни-будд Будда Ратнасамбхава является буддой южного направления. Благодаря реализации мудрости равенства, он смотрит на все вещи беспристрастно.

Первое упоминание о Будде Ратнасамбхаве встречается в «Гухьясамаджа-тантре» (III век н.э.). Земным воплощением Будды Ратнасамбхавы считают Татхагату Дипанкару (Будду Кашьяпу).

Будда Ратнасамбхава изображается жёлтого цвета, который символизирует об освобождении живых существ из круговорота сансары, восседающем в медитативной позе на высоком троне поддерживаемом конями, что символизирует равномерное существование в нём мыслей жалости и сострадания.

Левая рука Ратнасамбхавы покоится на бедре, ладонь развёрнута вверх, поддерживая драгоценность, исполняющую желания (читтамани), как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня. Его правая рука развёрнута у колена ладонью наружу в варада-мудре (жесте даяния блага, что символизирует щедрость).

Он держит у сердца драгоценность, излучающую свет, как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня. 

В мире людей в неразвитом состоянии эта энергия стремится заполнить все пространство, поскольку ей всего мало. Здесь постоянно чувствуется тенденция к главенствующей роли, желание стать центром всякой ситуации. Представитель типа Ратна стремится накапливать еду и имущество.

Негативным проявлением этого семейства является гордость, желание того, чтобы все признавали его важность. Будучи очищена и преобразована в мудрость, такая энергия становится Мудростью, Дарующей Драгоценность.

Стремление расширить свои границы, свойственное представителю семейства Ратна, не будучи привязано к эго, превращается в готовность творчески развить любую ситуацию: создаются прекрасные вещи, и мир вокруг обогащается.

 Будда Ваджрасаттва (Дордже Семпа)

 Иногда его называют шестым дхьяни-буддой.

Ваджрасаттва дарует сиддхи ясновидения сокровенной внутренней действительности, отражённой, как в зеркале, во всех феноменальных или видимых предметах.

 Буквально слово «Ваджрасаттва» переводится как «Алмазная Душа» или «Душа Молнии». В тантрическом контексте значение указывает на обладателя нерушимого состояния сознания, другими словами, ваджра — это символ природы будды.

Медитацию Ваджрасаттвы Калу Ринпоче так описал в своей книге «Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений»: «Медитация Дордже Сэмпа или Ваджрасаттвы — это наиболее эффективная и наиболее замечательная практика очищения, которая принадлежит как сутре, так и тантре. Цель данной медитации состоит в том, чтобы очистить нас от всевозможных уровней заблуждения и запутанности в уме, всего негативного, и отрицательных кармических структур, проявляющихся в результате этой запутанности и заблуждения».

Ваджрасаттву изображают в двух формах: одиночной и в союзе Яб-Юм (Ваджратопа, Ньемма).  У белой одиночной формы одно лицо и две руки, правая рука держит золотую ваджру (тиб. дордже) у сердца, а левая у бедра — серебряный колокольчик полой частью колокольчика вверх.

Форма божества сидит со скрещенными ногами в медитативной позе (падмасана, поза лотоса) на распустившемся лотосе, поверх которого лежит плоский диск луны, образующий трон Ваджрасаттвы. Ваджрасаттва имеет драгоценные украшения и шёлковые одежды Самбхогакаи.

Имеются изображения Ваджрасаттвы как белого, так и синего цвета.

Белый цвет его тела есть символ множественности буддийских драгоценностей. Правой рукой у сердца он держит пятиконечный ваджр. Этим символизируется соединение пяти тел милосердия и сострадания с пятью мудростями (ye shes lnga).

 Также интересная статья о понятии Мандала и располножении в ней Дхьяни Будд представлена в этом разделе.

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/pjat-dhjani-budd-i-budda-vadzhrasattva/

Будда Вайрочана

Будда Вайрочана (санскр. Vairocana, тиб. rnam par snang mdzad – Нампар Нангдзэ, букв. “Солнечный”, “Лучезарный”) – один из пяти дхьяни-будд, будда Самбхогакаи. Вайрочана относится к чистому измерению центра (местопребывания дхьяни-будд соотносят со сторонами света).

Вот как в “Бардо Тодрол”, тексте-тэрма Падмасамбхавы, описывается встреча в бардо души умершего (потока сознания, обретшего “психическое тело кармических наклонностей”) с этим дхьяни-буддой:

“Сын благородного семейства, очнувшись от оцепенения после четырёх с половиной дней беспамятства, ты спросишь себя: что же со мной случилось? Распознай, что это состояние бардо. В этот момент нечистое видение преобразится, и всё явится в виде образов и света.

Пространство озарится синим светом, из чистого измерения центра, Всеобъемлющего Тигле, явится благословенный Вайрочана. Его тело белого цвета, он восседает на троне, покоящемся на львах, в руках у него колесо с восемью спицами.

Он пребывает в союзе со своей супругой, Царицей Небесного Пространства”.

Тело Вайрочаны белого цвета, что символизирует чистоту и пустотную сущность пробужденного ума. Колесо с восемью спицами в руках Вайрочаны – это Колесо Закона (дхармачакра; дхарму переводят здесь как “Учение”, “Закон”), символизирующее учение Будды, освобождающее от пут беспокоящих ум страстей.

Иногда Вайрочану изображают без Колеса Закона в руках, тогда его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения буддийского закона).

Известны изображения Вайрочаны с четырьмя лицами (Сарвавид-Вайрочана). Вайрочана смотрит в разные стороны, в этом случае он воплощает в себе аспекты всех дхьяни-будд. Четырёхликого Вайрочану изображают с двумя или с восемью руками; в руках он держит дхармачакру, ваджру, чётки, стрелу, лук.

Из “Бардо Тодрол”:

“Тогда из сердца Вайрочаны с супругой к тебе изольётся синий свет скандхи сознания (санскр. vijñāna, тиб. rnam shes, сознание) в её чистом измерении…”

Каждая из пяти скандх в очищенном аспекте представляет собой свет соответствующей мудрости. Скандхе сознания соответствует Мудрость Дхармадхату.

Супруга Вайрочаны – Ваджра-Дхатвишвари (Белая Тара).

Мир Будды Вайрочаны имеет название Акаништха (санскр. Akaniṣṭha, тиб. ‘og min, букв. с санскрита “Нет моложе”, что означает Небеса Вечной Юности, и “Не ниже”, что означает Наивысшие Небеса в Мире Форм.

В переводе его имя означает “Солнечный”, “Лучезарный”.

Когда бардо мирных божеств заканчивается, и начинается бардо гневных божеств Вайрочана проявляется как Будда-Херука.

rnam par snang mdzad [Нам-пар Нан-дзэ] Нампар Нангдзэ / Вайрочана
rnam par [нам-пар] нампар – совершенно, полностью
snang mdzad [нан-дзэ] нангдзэ – освещать

No tags for this post.

Источник: https://maelinhon.org/budda-vajrochana/

Будда Вайрочана

Встречи в Сириус-Центрах будут посвящены Будде Вайрочане.

Приближается конец года, и в это время нам нужно особенно внимательно следить за чистотой своего сознания и так же больше времени посвящать духовным практикам.

Мы надеемся, что духовные практики, посвященные Будде Вайрочане, помогут нам в этом. На встрече мы посмотрим новый фильм-медитацию с мантрой Будды Вайрочаны “Кунриг”, а так же послушаем одну из его Диктовок.

Имя Вайрочана означает «Тот, кто подобен солнцу» или «Излучающий свет». Вайрочана является одним из пяти Дхиани Будд. Его мудрость – это мудрость Дхармадхату. Дхармадхату – царство Истины, в котором все таково, каким является на самом деле.

Мудрость Вайрочаны также называют Всеохватывающей Мудростью Дхармакаи. Дхармакая – Тело Закона, или совершенная природа Будды.

Трансцендентная мудрость Вайрочаны открывает сферу высшей реальности и нейтрализует яд невежества, заблуждения. Его мудрость считается источником, а также итогом всей мудрости Дхиани Будд.

Его цветом является белый (или голубой), символизирующий чистое сознание. Он управляет эфиром и воплощает сканду сознания; в некоторых системах ассоциируется со скандой формы.

Его символом является – колесо учения, или колесо Закона. Оно означает учение Будды. Его восемь спиц представляют собой Благородный Восьмеричный Путь, который Гаутама провозгласил в своей первой проповеди по достижении просветления.

В своем Послании к нам от 26 декабря 2012 года Будда Вайрочана говорит о том, что каждый из нас – это тонкоорганизованная система, мы обладаем уникальным инструментом – нашими энергетическими центрами или чакрами, Следуя Духовному Пути, мы можем развить наши энергетические центры так, чтобы получить доступ к проникновению в высшие тонкие миры.

“Вы знаете, что вы являетесь не только физическим существом, состоящим из мышц и костей. Вы являетесь тонкоорганизованным энергетическим существом. И до тех пор, пока вы не обращаете внимания на вашу тонкую природу, она может не проявлять себя. Но в жизни каждого живого существа наступают моменты, когда оно готово к восприятию тонких миров.

Это подобно тому, как ваша энергетическая система расцветает. Все ваши чакры раскрываются и напоминают чудесные цветы, раскрашенные самыми нежными оттенками, с очень тонкими и определённым образом ориентированными лепестками. Ваши чакры представляют собой очень тонко настроенный механизм, способный взаимодействовать с Высшими мирами.

Это те антенны и локаторы, которые дают вам возможность проникать своим сознанием в Высшие миры.

И тогда, когда ваша энергетическая система настроена, вы получаете возможность беспрепятственного общения с более тонкими мирами и системами миров.”

Это Послание Будды Вайрочаны поистине является жемчужиной, сам Будда Вайрочана говорит о том, что в его Послании скрыто много тайных ключей, которые, наверное, могут быть даны устремленным.

“Сегодняшняя наша беседа содержит многие скрытые ключи. Я дотронулся до вашего спящего сознания отеческой заботливой рукой. И я терпеливо жду, когда лучшие представители человечества пробудятся от сладкого сна и устремятся к солнцу Божественного знания.”

Источник: https://sirius-centers.net/events/2014/10/05/index.htm

Путь чая — 37. Будды, будды, будды..

Путь чая — 37. Будды, будды, будды…

Справа от храма Чжаньтанлинь начинается ведущая наверх в горы тропа. Сбиться с нее невозможно. Она хорошо утоптана уже миллионами паломников, забетонирована, а на крутых участках сделаны бетонные ступени.

На самые высокие вершины можно подняться на фуникулерах (их там два — на ближний холм и на самый дальний, к храму Тиантай) или опять же долго и упорно карабкаться пешком по ступеням.

Или воспользоваться помощью носильщиков.

Заблудиться просто невозможно. Повсюду установлены указатели, дорожки большей частью асфальтированы. Да и в полном одиночестве здесь трудно остаться, если специально не сворачивать куда-нибудь в чащу. Вход во все монастыри и храмы — свободный. Правда, фотографировать почти везде запрещено.

Обычно конечно фотографируешь. Но только до тех пор, пока какой-нибудь доброхот со знанием английского не подойдет и не скажет «No photo!». В принципе, можно понять, почему в храмах фотографировать запретили.

Если бы этого не сделали, то ни одной статуи нельзя было бы разглядеть из-за кучи облепившей их китайцев, позирующих перед фотоаппаратами и сотовыми телефонами «на фоне» (со всеми статуями, памятниками и любыми выделяющимися на общем фоне предметами так и происходит).

Но что мне лично понять трудно, так это реакцию буддистских монахов. Они-то почему реагируют не по-буддистски.

Стоит навести на какого-нибудь обычного монаха фотоаппарат, как он сразу же начинает махать руками, ругаться, а то и агрессивно нападать. И даже в монастыре с символическим названием «Монастырь плоти смертных». Казалось бы там-то не должны держаться за преходящее.

А что уж может быть более эфемерным, чем цифровое изображение эфемерной (по большому счету тоже — цифровой по сути) телесной оболочки?В этом отношение простые местные крестьяне ведут себя более по-буддистски. И совсем не стесняются своих мирских занятий. В Цзюхуашане храмов и монастырей очень много.

Бродить по ним можно и день, и два, разинув рот от удивления, поражаясь открывающимися видами и архитектуре самих культовых сооружений. Через некоторое время голова начинает идти кругом. Уже трудно понять, что к чему. Практически в любом из этих храмов можно увидеть сотни скульптурных или живописных изображений различных божественных персонажей.

Каждый со своими внешними приметами и особенностями чудесного облика. Сразу и не поймешь, кого именно художник хотел изобразить — то ли одного из будд, то ли персонажа китайской (а то и индийской) мифологии.

Поначалу проще всего отличить уже привычные и известные нам в этом путешествии персонажи — бодхисаттву (или богиню милосердия) Гуаньинь (чаще всего с множеством рук или с кувшином). Ее мы уже видели чуть ли не во всех возможных видах на «ее острове» Путошане. Уже привычен и легко узнаваем стал и местный покровитель – бодхисаттва Кшитигарбха с посохом.

А остальные кто такие? Их ведь здесь очень много! Во всех этих статуях, скульптурах, фресках, барельефах и изображениях разобраться вряд ли когда-нибудь удастся. Но хотя бы попытаемся рассмотреть повнимательнее тех, кто очевидно занимает самые верхние позиции в буддистском пантеоне и чьи изображения встречаются чаще всего.

Будды

Читайте также:  Китайский дом – какие виды домов строят в поднебесной

В изначальном буддизме — в буддизме хинаяны — никаких богов не было. Да и сам Будда был лишь человеком — пусть и далеко продвинувшимся благодаря своим способностям и усилиям. Но в буддизме махаяны, получившем распространение в Китае, богов и божественных персонажей развелось уже достаточно много.

Для удобства ориентации их обычно разделяют на три ранга, по степени важности. К первому, самому высокому рангу относятся так называемые «великие личности» (санскр. махапуруша, кит. «дажэнь», буквально «великий человек»). В их число входят главным образом будды («просветленные»).

Считается, что они достигли высшей степени духовного совершенства, благодаря чему смогли выйти из круга перерождений и уйти в Нирвану.

Самое почетное место среди всех будд занимает сам основоположник буддизма – Сиддхарта Гаутама. Согласно преданиям, он жил и проповедовал в Индии в VI в. до н.э.

Скорее всего, это был какой-то реальный человек. В канонической и художественной литературе он упоминается очень часто, но под самыми разными именами и эпитетами.

Самые распространенные из них: Шакьямуни («Мудрец из рода шакьев»), Татхагата («Так приходящий-уходящий»), Бхагаван («Благословенный»), Джина («Победитель»), Сугата («Правильно идущий»), Локаджьештха («Почитаемый Миром») или просто Будда («Просветленный»), с прописной буквы.

Кроме исторического Будды Шакьямуни в махаяна-буддизме есть еще огромное множество самых различных мифологических будд. Среди них: предшественники Будды (по одним версиям – 6, по другим — 24, по третьим — сотни и тысячи); пять будд-татхагат (они же – панча-татхагаты или дхьяни-будды) — властители отдельных частей вселенной, а также один грядущий Будда — Майтрейя.

Пять Наимудрейших

Будд-татхагат или панча-татхагат в Китае называют просто – «Пять будд» (У фо) или более возвышенно и формально – «Пять Наимудрейших Так Приходящих» (Учжи-жулай). Каждый из этих будд соотносится с одной из сторон света (пятый — с центром), с одним из пяти элементов буддистской философии (земля, вода, огонь, воздух и ветер), а также считается владыкой одной из буддистских «семей» (тысячи других богов могут рассматриваться как эманации или «дети» одного из пяти главных будд). К каноническим «Пяти буддам» относятся: Будда Вайрочана («Солнечный», «Лучезарный», по кит. Дажи-жулай, «Великосолнечный») – олицетворение солнечного света, а также владыка центральной части Вселенной, владыка семьи татхагата или трасформирующей неведение; Будда Амитабха («Беспредельносияющий», по кит. Амито) — властитель Запада, владыка семьи лотоса, трансформирующей сладострастие, творец и повелитель буддистского рая — страны счастья Сукхавати (члены буддистской секты «чистой земли» ставят своей целью, не нирвану, а возрождение именно здесь); Будда Акшобхья (кит. Ачу-жулай) — властитель Востока, восседающий на лотосовом престоле, олицетворение бесстрастности и невозмутимости, глава семьи ваджры, трансформирующей гнев; Будда Ратнасамбхава («Рожденный из драгоценности», кит. Баошэн-жулай) — властитель Юга, глава семьи драгоценностей, трансформирующей ревность, символ беспристрастности; Будда Амогхасиддха («Успешное Достижение», кит. Букун-жулай) — властитель Севера, глава семьи кармы, трансформирующей зависть. В ваджраяне он также служит символом верности. Не все пять будд одинаковы по степени значимости. В Китае, например, больше всего почитают двух первых из пятерки. Именно их чаще всего изображают в храмах. Будда Майтрея («Благоволящий», кит. Милэ) считается то буддой, то бодхисаттвой. Иногда его признают земным проявлением Будды Амогхасиддхи, который пребывает в состоянии бодхисаттвы на небе Тушита (одна из высших небесных сфер мира страстей), чтобы через многие грядущие космические циклы (кальпы) появиться на Земле в качестве нового Будды. Считается, что с его приходом на земле наступить эра всеобщего благоденствия.Чтобы понять, какой именно Будда изображен, нужно обращать внимание на цвет, предметы в руках, а также на сопровождающих изображение божества реальных или мифических птиц и животных. Так с Буддой Вайрочаной ассоциируются белый цвет, а в качестве сопровождения — лев, с Амитабхой — красный цвет и павлин, с Акшобхьей — синий (голубой) цвет и слон, с Ратнасамбхавой — желтый цвет и лотос, с Амогхасиддхой — зеленый цвет и мифическая птица Гаруда. Проще всего узнать Будду Майтрейю. Его изображают в виде лысеватого толстяка в монашеском одеянии с улыбкой до ушей и огромным животом, вальяжно развалившимся на троне с одной подогнутой под себя и одной полуспущенной вниз ногой.

Источник: http://shanin.ru/projects/without_visa/285-put-chaya-37-buddy-buddy-buddy.html

Лайт Сан – Мудры всего мира. Жесты, призывающие счастье

Восемь благородных предложений

Во время служения при помощи мудр можно совершить традиционные предложения, указывающие на щедрость и смирение, готовность жертвовать. Мудры усиливают жертвенность и улучшают окружение, их действие здесь схоже с действием мантр. Вот восемь благородных предложений:

Аргха – вода для омовения рта.

Падья – вода для омовения ног.

Пушпа – цветы для ублажения глаз.

Дхупа – благовоние для очищения воздуха.

Алока – свеча или лампа для освещения пространства.

Гхандха – благоуханная вода для омовения.

Невитья – наполнение свежестью.

Шабда – музыка для ублажения слуха.

Будды и бодхисаттвы буддийского пантеона

В различных школах буддизма махаяны («большой колесницы»), который включает в себя тибетский буддизм, китайский чань и японский дзен), признаются большинство перечисляемых ниже Будд.

Буддизм тхеравады (или хинаяны , «малой колесницей»), который распространен на Шри-Ланке, в Таиланде и Бирме, признает только Шакьямуни (и иногда Майтрейю и некоторых других Будд). Амогхасиддхи, совершающий абхайя-мудру, иногда отождествляется с Шакьямуни.

В буддизме Непала смешиваются и признаются оба Будды и индуистские божества.

Пять Дхьяни Будд – это небесные Будды, визуализируемые во время медитации и считающиеся великими целителями ума и души. Это не исторические личности, подобные Гаутаме (Шакьямуни) Будде, но трансцендентные сущности, в символической форме отображающие универсальные принципы, или силы.

1) Акшобхья

Непальские буддисты считают Акшобхью вторым Дхьяни Буддой. Он происходит из синего слога ХУМ. Он сидит в позе ваджрапарьянка, его правая рука совершает бхумиспаршамудру.

Акшобхья представляет изначальный космический элемент виджняны (сознания). Его левая рука покоится на коленях, а правая опирается на колено. Кончики средних пальцев касаются земли, ладони обращены друг к другу.

Он ездит на паре слонов, его символ – ваджра (удар молнии). Супруга Акшобхьи – Лочана.

2) Будда Амитабха (в Японии – Амида)

Амитабха – самый древний Будда среди Дхьяни Будд. Считается, что он пребывает в области небес Сукхабати в состоянии мирной медитации. Его цвет – красный; он происходит из красного слога ХРИ.

Этот Будда представляет космический элемент Санджна (имя). Он восседает на павлине. Пребывает в позе лотоса, его ладони покоятся на коленях, обращены вверх и совершают самадхи-мудру, правая лежит на левой. Его супруга – Пандара.

Имя Амитабха обозначает «безграничный, или непостижимый свет».

3) Будда Амогасиддхи

Амогхасиддхи – пятый Дхьяни Будда. Он сидит в позе лотоса, левая нога покоится на правой, ладонь левой руки обращена вверх и покоится на коленях. Правая рука совершает абхайя-мудру. Этот Будда представляет космический элемент Самскару (структура). Его цвет зеленый, символ – Вишва ваджра (двойной удар молнии). Это воплощение сезона дождей. Амогхасиддхи восседает на Гаруде.

4) Будда Ратна Самбхава

Ратна Самбхава считается третьим Дхьяни Буддой. Его символ – драгоценный камень. Руки Будды совершают варада-мудру. Он представляет космический элемент Ведана (ощущение). Его цвет желтый, а супруга – Мамаки.

5) Будда Вайрочана (в Японии – Дайничи Ньорай)

Непальцы считают Вайрочану первым Дхьяни Буддой. Он представляет космический элемент Рупа (форма). Его цвет белый, две руки покоятся у груди, кончики больших и указательных пальцев соединены в дхармачакра-мудре. Супруга Вайрочаны – Ваджрадхатвишвари.

Будда Шакьямуни

Считается, что Гаутама Будда имеет 550 воплощений. Чтобы отличать его от всех других Будд, его называют Шакьямуни (мудрец из рода Шакья). Учитель родился в 563 г. до н. э. в Лумбини (Непал) и был сыном Короля Суддходаны и Королевы Майядеви.

Он достиг просветления после 6 лет медитаций и поста и покинул этот мир в возрасте 80 лет в Кушингаре. Будда обычно изображается в позе лотоса (падмасане), его правая рука совершает бхумиспарша-мудру. Иногда он правой рукой выполняет абхайя-мудру.

Будда Майтрея (в Японии – Мироку Босатсу)

Майтрейя – Будда грядущего. Обычно он изображается стоящим, держащим в правой руке лотосный стебель либо же сидящим, с одной ногой опущенной вниз или с лежащей на левом бедре правой ногой. Его руки совершают дхармачакра-мудру.

Будда Бхайсаджья (в Японии – Якуши Ньорай)

Считается, что при правильном обращении Бхайсаджья (известный также как Будда-целитель) дарует духовное целительство. Он носит монашескую одежду и сидит со скрещенными ногами. Его левая рука, покоясь на коленях и совершающая мудру медитации, обычно держит медицинскую чашу, а правая совершает мудру милосердия или поддерживает плод индийского лекарственного растения миробалан.

Хотэй (также известный как Будай, или Смеющийся Будда)

Это японское имя китайского мастера дзен Пое-Тай Хошанга, жившего в X–XI вв. Он толстый, смешной и добродушный, символизирует состояние счастья, которое принадлежит тем, кто понимает свою собственную природу Будды. Его любят во всем мире и поклоняются как Богу удачи (иногда он воспринимается как одна из форм Майтрейи).

Амитаюс

Апармита – это имя, данное Амитабхе в его ипостаси дарующего долговечность. Он богато одет и носит 13 украшений. Его волосы окрашены в синий цвет и изображаются либо убранными, либо ниспадающими к локтям. Он восседает в позе лотоса, его руки лежат на коленях и совершают дхьяни-мудру.

Он держит сосуд с амброзией – это его особый знак. Авалокитешвара (в Тибете – Ченрезиг, в Японии – Каннон, в Китае – Куань Инь) – Бодхисаттва сострадания, защищающий от опасности. Его мантра – ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Он обычно изображается многоруким (до 1000) и многоглавым (до 11). Одна из правых рук совершает абхайю-мудру.

Воплощением Авалокитешвары считается Далай-Лама.

Зеленая Тара

Зеленая Тара считается духовной супругой Амогхасиддхи. В ее левой руке, как и у Белой Тары (см. ниже), находится полузакрытый цветок лотоса, правая нога вытянута. Зеленая Тара перевоплощается во всех добродетельных женщинах.

Четырехрукий Ченрезиг

Четырехрукий Ченрезиг – форма Авалокитешвара. Он носит все виды украшений, его цвет белый, у него четыре руки. В одной из правых рук он держит четки, а в одной из левых – раскрытый цветок лотоса. Другие две руки подняты к груди, ладони совершают намаскара-мудру, держа драгоценный камень (символ знания).

Манджушри

Манджушри – бодхисаттва Божественной мудрости. В Непале его считают основателем непальской цивилизации и создателем долины Катманду. В правой руке он держит меч мудрости и света, а в левой руке – рукопись Праджнапарамиты (книги божественной мудрости), покоящуюся на цветке лотоса. Его левая рука совершает джнана-мудру.

Ваджрадхара

Ади Будда считается высшим божеством буддийского пантеона. При представлении ему дается имя Ваджрадхара. Он носит драгоценные камни и украшения и сидит в медитативной позе. В правой руке он держит ваджру, а в левой гханту (колокольчик). Его руки скрещены у груди и совершают ваджрахункарамудру.

Ваджрасаттва Будда

Ваджрасаттва – шестой Дхьяни Будда. Непальские буддисты почитают его как священнослужителя пяти Дхьяни Будд. Он носит все виды украшений, богатое платье и корону. Он белого цвета и сидит в медитативной позе, скрестив ноги. В своей правой руке он держит ваджру, в левой руке, опирающейся на бедро, – гханту (колокольчик).

Белая Тара

Тара – женское божество буддийского пантеона. Белая Тара родилась из слезы бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.

Тара защищает людей во время пересечения ими океана бытия. Белая Тара считается супругой Авалокитешвары, иногда Вайрочаны. Обычно она изображается сидящей, одетой и украшенной короной, подобно бодхисаттве.

Иногда ей поклоняются как Саталочане, семиглазой Таре, имеющей дополнительные глаза на лбу, ладонях и стопах, на одном или обоих ее плечах лежит цветок лотоса. Она восседает в ваджра-асане. Ее правая рука дарует милость, левая совершает мудру учения и держит стебель лотоса. Она носит все виды драгоценных украшений и выглядит очень красиво.

Поклонение Белой Таре производится для обретения долголетия и ради исцеления от болезней. Китайскую женскую форму бодхисаттвы сострадания Куань Инь, Богиню Милосердия, в Японии называют Каннон (или Канзеон Босатсу).

Тара обычно несет вазу, содержащую нектар сострадания, и веничек, который воплощает повиновение высшему Закону и символизирует сострадание. Иногда она изображается совершающей анджалимудру.

Падмасамбхава

Падмасамбхава был известным тантрическим святым VIII в. из Северной Индии. Он поехал в Тибет по приглашению короля Тхи-Срон Децана и остался там на 50 лет. Падмасамбхава основывал монастыри и учил тантре.

Его изображают восседающим со скрещенными ногами на лотосе, правая рука держит ваджру, а левая, лежащая на коленях, патру. У него есть особый символ кхатванга, который он прижимает левой рукой к груди.

Цонкапа

Цонкапа родился в Тибете в середине XIV в. Рассказывают, что дерево, которое бросало тень на дом, в котором он родился, на своих листьях имело изображение Будды. Цонкапа был реформатором буддизма на Севере. Он основал секту гелугпа, позднее очень популярную в Тибете. Эта секта не утратила своего влияния и по сей день.

Источник: https://fanread.ru/book/11633994/?page=36

Дхьяни-Будды. От пяти скандх к пяти мудростям

Дхьяни-Будды, Будды Высшей мудрости — пять Будд, которые в тибетском буддизме символизируют собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды — Ади-Будды. Ади-Будда (санскр. Ādibuddha, тиб.

Читайте также:  Буддийские атрибуты – в чем их значение и применение

thog ma’i sangs rgyas) – высшая мудрость нашего изначального состояния, олицетворённая как Изначальный Будда. Эта мудрость есть свобода от любых захваченностей (санскр. и пали upādāna, букв.

захваченность, привязанность, вполне вероятно, что русское слово “падкий” имеет этимологическую связь с этим словом).

Отличие Будды от нас состоит в полной свободе от любых захваченностей. Пять накоплений захваченности, или скандхи, изначально нам не свойственны. Они обретены в результате того, что наша истинная сущность, которая есть природа будды, начала искать вовне и захватилась иллюзорными проявлениями.

(Эти проявления в йоге называют тремя гунами, а в буддизме их рассматривают в аспекте трёх корневых ядов: Жадности, Ненависти и Невежества.) На протяжении неисчислимых кальп мы искали что-то, что могло бы удовлетворить нас.

Мы погружались в новые переживания и отождествляли себя с теми состояниями, которые временно приносили нам радость. Так у нас формировался опыт, кармический опыт. На основе опыта мы могли судить о вещах и обретали новые представления. У нас появились чувства, они стали реакцией на внешние изменения.

В Мире Форм проявилась форма существ. Так постепенно мы шли к нашему нынешнему существованию.

Первые четыре Дхьяни-Будды в классификации “Трех Тел Будды” (Трикая) соответствуют телу Самбхогакая, свободного от страстей и привязанностей, выраженных пятью скандхами. Пятый Дхьяни-Будда соответствует Дхармакае.

В Ваджраяне Дхьяни-будды не считаются реально существующими в пространстве и времени, они — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из пустоты (шуньяты) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. Сам термин образован от слова Дхья́на (санскр.

ध्यान, dhyāna, “сосредоточение, созерцание”) — медитативное состояние, один из уровней самадхи.

Ниже представлены Дхьяни-Будды в порядке их манифестации (проявления) в бардо смерти и соответствующие им скандхи — пять составляющих, необходимых для создания личности, в соответствии с феноменологией буддизма. Именно совокупность пяти скандх составляет “Я” инкарнированного индивидуума, в терминологии Карла Густава Юнга — самость.

Эти группы являются пятеричной классификацией, в которой Будда подытожил все физические и умственные явления существования, и в частности те, которые кажутся непросветленному человеку его “эго” или личностью. Пять Дхьяни-Будд (санскр. dhyānibuddha), или Пять Будд Медитации, или Пять Татхагат, олицетворяют свободу от захваченности пятью накоплениями.

Пять Дхьяни-Будд – это:

  • Будда Акшобхья соответствует форме (rūpa)
  • Будда Ратнасамбхава соответствует ощущениям (vedanā)
  • Будда Амитабха соответствует представлению (saṃjñā)
  • Будда Амогхасиддхи соответствует воле, сформированному опыту (saṃskāra)
  • Будда Вайрочана соответствует сознанию, различению (vijñāna)

Среди буддийских учений особенностью тантры является принцип, относящий составляющие личности (скандхи, фундаментальные элементы, чувства и их объекты) к божественным проявлениям энергии изначального состояния.

Дхьяни-Будды Пяти Семейств (Татхагаты Пяти Семейств, Пять Будд Медитации) являются буддийской тантрической классификацией просветлённого состояния, в котором чистая просветлённая природа пяти психосоматических составляющих живых существ, пяти совокупностей или скандх (формы, ощущения, распознавания, воли и сознания), рассматриваются как пять мужских будд (тиб.

Яб); они пребывают в соединении со своими супругами (тиб. Юм), воплощающими пять изначальных мудростей, являющихся чистой просветлённой природой пяти негативных эмоций (гнева, гордости, страсти, зависти и неведения).

Из “Вайро Драбаг” (тиб. bai ro ‘dra ‘bag):

Пять совокупностей – это пять татхагат,А пять элементов-первоначал – их супруги,

Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы…

Если мы свободны от пяти совокупностей (т.е. от пяти скандх, тиб. phung po lnga), это означает, что в нас реализованы пять мудростей татхагат. Символом этих пяти мудростей и являются Дхьяни-Будды.

Слово “скандха” (санскр. skandha, пали khandha, тиб. phung po) переводится как накопление, совокупность. Скандхи – это всё, что нас составляет. Изначально скандхи проявляются как свет, но, как результат работы различающего сознания, свет обретает цвет, дискретность, форму, и так проявляются скандхи. Выделяют пять видов скандх:

  • Форма (рупа) – телесная оболочка, внешность, тело;
  • Ощущения (ведана) – чувства; ощущения делятся на приятные, неприятные, нейтральные;
  • Представления (санджня) – понятия, образы; то, что обычно называют различением, является совокупностью работы сознания, сформированного опыта и образов; к представлениям относятся сновидения, интуитивное виденье, всё, что связано с любыми образами;
  • Сформированный опыт (санскара) – склонности сознания, направляющие наши действия; это накопленный кармический опыт наших поступков тела, речи и ума; то, что запечатлено на глубоком причинном уровне как информация о совершённых в прошлом действиях;
  • Различение (виджняна) – работа сознания, движения души; например, если сон со сновидениями более относится к представлениям, то сон без сновидений – к различению.

Из пяти скандх самыми глубокими и первичными являются различение и сформированный опыт, далее возникают представления, затем ощущения и форма. А в духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т.е. освобождаемся сначала от более грубых накоплений, а затем от более тонких.

Пять великих элементов (санскр. mahābhūti, тиб. ‘byung ba che, ‘byung ba chen po) символически представлены супругами (тиб. yum, букв. супруга, шакти) пяти Дхьяни-Будд. Пять победоносных супруг (тиб. rgyal ba yum lnga) – это:

  • Лочана (санскр. Locana, тиб. spyan ma – Лочана / sangs rgyas spyan ma – Будда-Лочана, букв. “Глаз Будды”) – супруга будды Акшобхьи, соответствует элементу Земли;
  • Мамаки (санскр. Māmakī, тиб. ma ma ki, производное от санскр. māmaka, букв. мой; эгоистичный) – супруга будды Ратнасамбхавы, соответствует элементу Воды;
  • Пандаравасини (санскр. Pāṇḍaravāsinī, тиб. gos dkar mo, “В белом одеянии”, “Богиня в белом одеянии”) – супруга будды Амитабхи, соответствует элементу Огня;
  • Самайя-Тара (санскр. Samayatāra, тиб. dam tshig sgrol ma, “Спасительница, давшая святой обет”), супруга будды Амогхасиддхи, соответствует элементу Воздуха;
  • Дхатвишвари (санскр. Dhātvīśvarī, тиб. dbyings phyug ma / dbyings kyi dbang phyug ma, букв. “Владычица Пространства” / также именуется Акаша-Дхатвишвари), супруга будды Вайрочаны, соответствует элементу Пространства.

Имеются тантрические тексты, указывающие на такое соотношение между юм и элементами.

Здесь интересно отметить, что в “Бардо Тодрол” говорится следующее: семейство Будды Акшобхьи появляется в день, когда в потоке сознания умершего “воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода”, а семейство Будды Ратнасамбхавы – когда “появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля”.

Первоэлементы, или Фундаментальные Элементы – Земля, Вода, Огонь, Воздух (или Ветер) и Пространство – это то, из чего построена живая и неживая вселенная. Их делят на тонкие и грубые, внешние и внутренние. И, конечно, они тесно связаны с пятью скандхами. Союз Дхьяни-Будд и их супруг олицетворяет этот принцип.

Что такое Пять Элементов (тиб. yul gyi khams lnga) на материальном уровне? В человеком теле, например, Земля – это кости и мышцы; Вода – кровь, лимфа, все текучие составляющие; Огонь – это тепло нашего тела; Воздух – дыхание; Пространство – различные полости тела.

  • Будда Акшобхья соответствует скандхе Форма, его изначальная мудрость – Мудрость, Подобная Зеркалу;
  • Будда Ратнасамбхава соответствует скандхе Ощущения, его изначальная мудрость – Мудрость Равностности;
  • Будда Амитабха соответствует скандхе Представления, его изначальная мудрость – Мудрость Различения;
  • Будда Амогхасиддхи соответствует скандхе Сформированный опыт, его изначальная мудрость – Мудрость, Совершающая Деяния (Мудрость, Достигающая Всего);
  • Будда Вайрочана соответствует скандхе Сознание, его изначальная мудрость – Мудрость, Постигающая Пустоту (Мудрость Дхармадхату).

Первые четыре мудрости связаны с измерением Самбхогакая, а Мудрость Дхармадхату имеет непосредственное отношение к Дхармакае. Мудрость Дхармадхату – это наше изначальное состояние постигающей пустоты. Пустота – это вовсе не пустое место. Все мудрости представляют собой естественное состояние ума, свободное от захваченностей. Тулку Ургьен Ринпоче в книге “Ваджрная речь” говорил:

“Мудрость (йеше) означает изначальное знание. Это изначальная пробуждённость, независящая от объекта. Мы осваиваемся с изначальным знанием, узнавая свою сущность как изначальную чистоту.
Мудрость изначально свободна от отвлечения. Аспект неотвлечения – это пробуждённость, которая не заблуждается. Если вы пребываете в заблуждении, пробуждённость уходит”.

Неотвлечение от истинной сущности и незахваченность – это очень близкие понятия. Если сознание захватывается, то есть цепляется за объекты и устремляется к порождению нового опыта, то это является заблуждением и отвлечением.

Есть ли в этой жизни что-либо, что было бы постоянно? Всё непостоянно. Со смертью Пять Элементов нашего тела распадаются, а поток нашего сознания устремляется к новому воплощению. Но существа, достигшие Пробуждения, превосходят круговорот жизни и смерти.

Семейства Дхьяни-Будд и выдержки из Тибетской книги мертвых

  • Семейство “Будда” представлено Буддой Вайрочаной в соединении со своей супругой Ваджра-Дхатвишвари, символизирующей изначальную мудрость абсолютного пространства.
  • Все пространство воссияет синим светом, и пред тобою явится из центрального Царства Всепроникающего Круга Благословенный Вайрочана.

    Его тело белого цвета, он сидит на львином троне, держа в руке колесо с восемью спицами и обнимая супругу — Владычицу Алмазного Пространства.

    Из сердца Вайрочаны и его супруги придет к тебе синий свет скандхи сознания в его исходной чистоте, придет мудрость дхармадхату — светлая, ясная, резкая и сверкающая, пронзит тебя сиянием, невыносимым для глаз.

  • Семейство “Ваджра” представлено Буддой Акшобхьей в соединении с Будда-Лочаной, воплощающей зерцалоподобную изначальную мудрость.
  • На второй день воссияет белый свет, очищенная стихия воды, и в этот миг явится перед тобой Благословенный Ваджрасаттва-Акшобхья из синего восточного Царства Совершенной Радости.

    Его тело синего цвета, он держит в руке пятиконечную ваджру и восседает на слоновьем троне, обнимая супругу — Будда-Лочану.

    Его сопровождают бодхисаттвы Кшитигарбха и Майтрейя и женские бодхисаттвы Ласья и Пущпа, так что появляется шесть буддических форм.

  • Семейство “Ратна” представлено Буддой Ратнасамбхавой в соединении с Мамаки, воплощающей изначальную мудрость равенства.
  • На третий день воссияет жёлтый свет, очищенная стихия земли, и в это время предстанет перед тобой Благословенный Ратнасамбхава из жёлтого южного Царства Славы.

    Его тело жёлтого цвета, он держит в руке драгоценность, исполняющую желания, и восседает на конском троне, обнимая супругу — Мамаки.

    Его сопровождают бодхисаттвы Акашагарбха и Самантабхадра и женские бодхисаттвы Мала и Дхупа, так что шесть буддических форм являются из пространства радужного света.

  • Семейство “Падма” представлено Буддой Амитабхой в соединении с Пандаравасини, воплощающей различающую мудрость, познающую различия между всеми явлениями.
  • На четвёртый день воссияет красный свет, очищенная стихия огня, и в тот же миг явится перед тобой Благословенный Амитабха из красного западного Царства Блаженства.

    Его тело красного цвета, он держит лотос в руке и восседает на павлиньем троне, обнимая супругу — Пандаравасини.

    Его сопровождают бодхисаттвы Авалокитешвара и Манджушри и женские бодхисаттвы Гита и Алока, так что шесть буддических форм явятся из пространства радужного света.

  • Семейство “Карма” представлено Буддой Амогхасиддхи в соединении с Самайя-Тарой, воплощающей мудрость, способную совершать все деяния.
  • На пятый день воссияет зелёный свет, очищенная стихия воздуха, и в этот миг перед тобою явится из зелёного северного Царства Завершенных Деяний Благословенный Амогхасиддхи, владыка круга.

    Его тело зелёного цвета, в руке он держит двойную ваджру и восседает на троне из парящих в небе птиц шанг-шанг, обнимая супругу — Самая-Тару.

    Его сопровождают бодхисаттвы Ваджрапани и Сарваниварана вискамохин и женские бодхисаттвы Гандха и Найведья, так что шесть буддических форм являются из пространства радужного света.

Необходимо помнить, что “Яб-юм” (тиб. “отец-мать”) — в буддийской иконографии (тханках) изображение божеств и будд в любовном соитии (майтхуна) со своими супругами. Этот приём восходит к традициям Тантры и обозначает собой единение двух противоположных начал, мужского и женского.

Приём широко распространён в тибетской живописи. Основная интерпретация символики Яб-Юм в тибетском буддизме осуществляется в Ануттарайога-тантре.

Мужское божество в данной интерпретации пассивно и выражает сострадание (karuṇā), а с точки зрения практики — упайя (искусные приёмы); женское божество выражает активное начало и мудрость prajñā).

Оба компонента необходимы для достижения просветления и составляют две его грани, при этом преодолевается дуализм субъекта и объекта. В более широком смысле Яб-Юм выражает просветлённое состояние, необходимое при медитации с использованием идамов.

Иконография Дхьяни-Будд

Иконографически каждому из Пяти Дхьяни-Будд также соответствуют свои Чистые Земли. В соответствии с Вайрочана-мандалой, Будды располагаются следующим образом:

Акшобхья
(восток)
Амогхасиддхи
(север)
Вайрочана
(центр)
Ратнасамбхава
(юг)
Амитабха
(запад)

У каждого из пяти Дхьяни-Будд имеются свои узнаваемые символы и признаки, традиционно изображаемые на их Тханках и Мандалах, а также подробно описываемые в посвященных им сутрах и тантрах.

Дхьяни-БуддаВайрочанаАкшобхьяРатнасамбхаваАмитабхаАмогасиддхиСупругаБудда-семействоЧистая ЗемляРасположение в МандалеСимволВахана (Опора престола)ЦветСтихияСкандха (группа привязанности)Исцеляемая Клеша (порок)МудростьМудра (положение рук)

Ваджра-Дхатвишвари Будда-Лочана Мамаки Пандаравасини Самайя-Тара
Будда Ваджра Ратна Падма Карма
Акаништха – Небеса Вечной Юности Абхирати – Высшая Радость Шримат – Наделённый святостью Сукхавати – Обитель Блаженства Чистая Земля Совершенства Просветлённых Действий
центр восток юг запад север
Дхармачакра-Колесо Закона Ваджра-Алмазный скипетр Драгоценный камень или Камень исполнения желаний (Чинтамани) Лотос Удвоенная Ваджра (Вишваваджра)
Лев Слон Лошадь Павлин Гаруда
белый синий жёлтый красный зелёный
Пространство (Эфир) Вода Земля Огонь Воздух
Виджняна – Сознание Рупа- Форма Ведана – Чувства,Ощущение Санджня – Восприятие, Представление Самскара – Воля
неведение (санскр. avidyā) ненависть (санскр. dvesha) гордыня (санскр. māna) жадность (санскр. rāga) зависть (санскр. irshya)
Постигающая пустоту Зеркальная Мудрость Равенства Распознающая Устранение препятствий
Дхармачакра – обучение Дхарме Бхумиспарша – касание земли Варада – даяние, щедрость Дхьяна – медитация Абхайя – бесстрашие

Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дхьяни-будды
http://probud.narod.ru/dhyanibuddha.html

Источник: https://toxica666.livejournal.com/202921.html