Священные животные буддизма и индуизма – что они олицетворяют?

Священное животное буддизма

Священные животные буддизма и индуизма - что они олицетворяют?

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Согласно буддизму, священные животные, существуют для комфортной человеческой жизни, но и человека воссоздали для животных. Попечение о природном мире — это важная составляющая всей религии. Ценность взглядов состоит в мудром отношении буддизма к животному миру, и к природе в целом.

Как утверждает философия взглядов буддизма, все на Земле пребывает в гармонии, любви и взаимосвязи. Можно заметить пример абсолютного, морального, глубокого согласия между людьми и животными.

В буддизме принято беспокоится не только о людях, а и проявлять свою любовь к животным. И речи о том, чтобы лишать какое-либо существо жизни, не может и быть, все люди и звери имеют равные права на жизнь. То, что человек владеет умом должно быть использовано во благо и процветание природного и животного мира. Природа нуждается в человеческом бережном отношении, сострадании и помощи.

Животные в буддизме и их значение

Буддисты считают себя не главными созданиями, а членами общины. Одну из первых ниш в такой общине занимает животный мир. Принято почитать всех зверей, однако, особое место занимают следующие:

  • Слон — священное животное, являлся перед рождением Будды его матери. Олицетворяет духовное совершенство.
  • Золотые рыбки – один из главных восьми символов буддизма, символизируют богатство;
  • Тигр – олицетворение мощи и силы.
  • Кошка – является равноправным членом семьи, ее убийство карается смертной казнью. Символизирует теплоту домашнего очага.
  • Олени — они слышали первую проповедь Будды.
  • Собака – в нее превращался махасиддхе Куккурипе (Кукурадже), им была дарована Дхарма.
  • Корова – символизирует материнство. Она сильно почитаемое животное, ей уступает дорогу абсолютно весь транспорт, её лелеют, ей поклоняются.
  • Обезьяна – сам Будда дал ей молитву: «Моя любовь к безногим, моя любовь к двуногим, моя любовь к четырехногим, моя любовь к многоногим. Пусть безногие, двуногие, четырехногие, многоногие не вредят мне, и пусть все чувствующие существа без исключения будут счастливы и не ведают никакого зла».

Так же читайте:  Женщина в буддизме

Буддистские обычаи

Буддисты почитают абсолютно все, что есть в природе: горы, лес, растения и, конечно же, животных. Много обычаев, связанных с животным миром, сохранились до наших дней:

  • Принято отпускать рыб и зверей из неволи, давая обет о том, что Вы не тронете больше зверей.
  • Нужно спасать от убийства животных в буддизме всеми доступными способами;
  • Нужно быть очень терпеливым и сострадательным ко всему, что окружает нас, особенно ко зверям, птицам и рыбам.
  • Другие существа (рыбы, птицы, даже бесхребетные) на Земле – это наши спутники и помощники обретения нирваны.
  • Согласно Буддизму существует смена жизни, и ты сможешь оказаться на месте животного или растения, потому должен с почитанием и любовью помогать им.

Перерождение человека в животное

Согласно буддизму, у человека и у животного ум один и тот же. У них равные потенциалы. Тело человека — это дом. Приобретает человек то или иное тело в соответствии с кармой, которую он сам воссоздал. Когда мы делаем положительную карму, то мы обретаем человеческое подобие.

Когда же наоборот мы имеем плохую карму, мы получаем худшее тело – животное. Ум же остается прежним в обоих случаях. Это, так называемая, кастовая цепь. Поощряется жизнь в тишине и гармонии со всем природным миром, и глубоко осуждает буддизм смерть животных.

Смотрите еще видео рассказ о животных в религии:

Священное животное буддизма

Источник: https://tolkovanie.info/svyashhennoe-zhivotnoe-buddizma/

10 священных животных со всего мира

С давних времен во многих культурах и религиях присутствуют разные животные, которые считаются священными. А поклонение животным – это религиозный ритуал, где животные являются божествами. Считается, что эти животные представляют божеств и имеют божественные свойства.

Зоолатрия (поклонение животным) является очень важной частью религии древнего Египта и Индии. Эта религия основана на том, что животные обладают качествами, которыми люди не обладают вообще или в меньшей степени. В разных частях мира, животным поклоняются по разным причинам.

Вот десятка самых священных животных во всем мире:

Свинья

В древнем Египте свиней считали священными и часто приносили их в жертву во имя Бога. Греки также практиковали ритуал принесения в жертву свиней для их богини Деметры.

Богиня представляла урожай, плодородие, чистоту и молодость, а также сохранение браков. В Китае свинья считается одним из двенадцати благоприятных животных.

Кельты также поклонялись богу «свиней»под именем Moccus, после церемониальной молитвы происходило ритуальное приготовление свинины.

Змея

В штате Карнатака, Индия до сих пор поклоняются змее. Поклонение змеям присутствует в нескольких старых культурах и традициях. Особенно в индуистской культуре: Бог Шива носит «очковых змей» на шее в качестве украшения. Кобра является самой священной из всех змей в Индии. Существует специальный фестиваль змей, который называется Нагапанчами, где все поклоняются змеям и их божествам.

Тигр

По данным китайских мифов тигры находятся в списке 12 зодиакальных животных. Китайская живопись и боевое искусство считают тигра символом земли. Для культуры восточной Азии тигр является символом бесстрашия и гнева. В Китае есть пригород Куньмин, который является главным местом для поклонениятигру.

Здесь поклонение тигру является туристической достопримечательностью. В индуизме тигр,связанный с индуистским богом Шивой и Дурги. В Непале отмечается праздник тигра под называнием Баг Джатра. Во многих частях Вьетнама, почти в каждой деревне есть храм тигра.Часто можно увидеть изображение тигра на входе в храмы и дворцы.

Считается, что они уберегают эти места от злых духов.

Буйволы и Коровы

В индуизме крупного рогатого скота, считают святым, даже древнеегипетская и греческая культуры также считают их благоприятными. В южной Индии,выполняется ритуал Тода, когда в год быка в жертву приносяттеленка, а потом его едят взрослые мужчины.

В Египте быки празднуют день рождения каждый год и их мумифицируют после смерти и хоронят в могиле. Похожие ритуалы соблюдаются в Ниле. В Индии коров уважают больше всего среди всех других животных.

Корова является символом достатка, а питье коровьей мочи приносит удачу и процветание.

Слон

В Таиланде люди считают, что белый слон содержит душу мертвого человека. В Индии, Бог Ганеша имеет голову слона. Во время фестиваля под названием Alunam, незамужние женщины посвящают свои танцы и песни слону.

В некоторых культурах статуэтки слонов используются для отображения важности. Культура Северного Борнео рассматривает слонов как символ чести. Слон занимает особое место в индуистской культуре и традициях.

Есть храмы в южной Индии, которые специально готовят слонов, которым позже поклоняются. Это потрясающее зрелище для туристов.

Обезьяна

По данным китайского зодиакального календаря обезьяна находится на девятом месте в цикле благоприятных животных, который состоит из 12 животных. Буддийская религия считает, что обезьяна является воплощением Будды.

Но некоторые также считают, что они нечестные и некрасивые. Китайская буддийская религия использует метафору «разум обезьяны», которая означает нарушенное, нетерпеливое состояние человеческого разума.

В некоторых культурах обезьяны также рассматриваются как бессмысленные создания символизирующие жадность.

Волк

Волк занимает значительные позиции в фундаментальных мифологиях Евразии и Северной Америки.Во многих культурах, волки ассоциируются с воинами, военачальниками и главными в племени.

Шаманы тюркского народа считают себя, потомками волков. Но, для многих народов мира волк это символ злобы, агрессивности и кровожадности, а для китайцев еще и символ разврата.

Часто под шкурой волков скрываются подлые и хитрые люди.

Собака

В Непале и части Индии собаки несут религиозное значение. Собакам поклоняются на протяжении пятидневного фестиваля, известного как фестиваль Toyhar. В индуизме, собака является посланником бога смерти. Считается также, что они охранники дверей Неба. В Непале 14-й день в ноябре отмечается как Kukurtoyhar, что означает день собаки. В этот день собакам поклоняются, украшают их гирляндами.

Коза

Во многих культурах коза, как и корова, символизирует плодовитость и материнскую заботу.

Образ козы Амалфеи, вскормившей младенца Зевса своим молоком, ассоциируется не только с материнской заботливостью, но и с изобилием, поскольку именно ее чудесный рог, согласно одному из вариантов мифа, является легендарным Рогом Изобилия.

По китайской зодиакальной системе, люди, родившиеся под знаком козы, считаются стеснительными, часто одинокими, творческими, а также интровертами.

Лошадь

Поклонение лошади в основном практикуется турецкими и индоевропейскими людьми. Они также считают, что Посейдон, бог воды, ранее являлся в образе лошади. Лошадь и мул,также святые для римского народа. В индуизме и буддизме, лошадей возглавлял бог по имени Хайагрива.

На коне передвигаются боги и герои.Во все века лошади ценились очень высоко, особенно боевые кони, верные товарищи воинов и властных вождей.

Заслуги преданных животных не оставались без награды: Александр Македонский основал в честь своегопавшего в бою любимца город Букефалию.

Источник: https://interesnosti.com/818817744746056188/10-svyaschennyh-zhivotnyh-so-vsego-mira/

Символы Индии: слоны, манго и море специй

Вы здесь

  1. Лотос – главный цветок в индуизме
  2. Священное животное
  3. Сладкий плод
  4. Приправы

У каждой страны есть свои символы. Некоторые из них – более известны. В случае и Индией, более известно, что священным животным в далекой стране является слон, а верят там в Будду и буддизм. Гораздо менее известный факт – то, что лотос и манго – такие же символы Индии, как и вышеупомянутые.

Лотос – главный цветок в индуизме

Цветы в этой стране – большая и интересная тема. Ведь каждый из них, согласно религии, обозначает что-то свое. Но особое место среди своих собратьев занимает лотос.

Как сила и источник жизни воспринимается этот цветок, символ Индии и индуизма. Кроме того, особенное значение придается его семенам. Они символизируют собой воскрешение, рождение, плодородие. В Индии на похоронах лотос используют как обозначение перерождения.

На рисунках Лакшми сидит на розовом цветке, а Сарсвати – на белом. На некоторых изображениях из пупа Вишну произрастает лотос.

Священное животное

Олицетворяет символы Индии слон, который в стране считается священным животным. Он – лицо мудрости, силы и благоразумия. Кроме того, как и в Китае, а также в Африке, это животное здесь используется как эмблема власти царя, ведь это животное обладает достоинством и не дюжим интеллектом, терпением. Эти качества нужны идеальному правителю.

Среди других значений – счастье, верность и долголетие. Можно сравнить роль слона в Индии с той, которую исполняет лев в Европе.

Еще в древности он в далекой стране служил олицетворением мощи. Индра, глава пантеона, ездил по владениям на белом слоне Айравате, который, по преданиям, родился свет при пахтанье океана. Кроме того, считалось, что четыре огромных слона, имеющие по четыре клыка, поддерживают землю.

Сладкий плод

Еще одним нетрадиционным символом можно назвать манго. Это без преувеличения национальный фрукт. Поговаривают, что в стране столько же его сортов, сколько и диалектов. Некоторые даже считают, что их более тысячи.

В переводе это название обозначает «неспелый фрукт». Существует легенда о том, что его послали Будде, когда тот пребывал в печальных раздумьях. Он съел сладкий плод и велел ученику посадить косточку. Над нужным местом он омыл руки. Сразу же после этого появилось роскошное дерево, все в плодах и цветах.

Кроме того, индусы вывешивают перед домом листья манго, таким образом привлекая достаток.

Приправы

Индия – страна для тех, кто любит экзотические вкусы. Является ли приправа символом Индии – вопрос открытый. Но здесь специй превеликое множество.

Все виды перца чтят в этой стране. А урожай здесь чаще всего собирают вручную. Мускатный орех также представлен в большом ассортименте. Дерево, на котором растут орехи – более 10 метров в высоту, зеленеет оно круглый год. Не советуют потреблять больше двух орехов в зеленом виде.

Ваниль также импортируется отсюда. Эта сладкая приправа придется по вкусу сладкоежкам.

Любителям всего загадочного и необычного стоит самим побывать тут и узнать, что именно чтят и любят в этой стране. Ведь слонами, манго, специями и лотосами этот список не заканчивается. А разгадать загадку индусов можно только самому.

Смотрите видео, что такое Индия коротко и оставляйте ваши комментари ниже

Источник: https://www.rutvet.ru/in-simvoly-indii-slony-mango-i-more-speciy-6345.html

Индуизм и верховные индийские боги

Понять и принять страну без соприкосновения с ее религией, историей, культурой невозможно. В этом посте мне бы хотелось немного познакомить вас с пантеоном индийских богов.

Сразу оговорюсь, что не претендую на исчерпывающие академические знания в этом вопросе, тем не менее для вводного знакомства этого будет достаточно.

Если кто-то хочет что-то добавить или исправить – wellcome! Итак, поехали.

Не смотря на то, что официальное вероисповедание в Гоа – это католицизм (христианство), древних индуистских богов никто не отменял и не забывал. Индуизм, что в переводе означает «вечный путь», религия политеистическая, т.е, поклоняются целому пантеону богов, а не одному единственному, проще говоря, многобожие.

Основным смыслом и целью индуизма является единение с Богом через осознание единства всего сущего и достижение полного умиротворения.

Индуизм в основной массе ни коим образом не ограничивает мирские удовольствия, так как во всем, даже в саморазрушении, можно увидеть божественное проявление.

Читайте также:  Что такое реинкарнация души - как буддисты понимают перерождение

Кроме того индуизм предписывает почитать все живое, так как это возможно твое собственное воплощение (аватар) в будущих жизнях.

Универсальным божественными именем в Индуизме, а так же мантрой (молитвой) и символом является «Ом» (иногда встречается транскрипция «Аум»).

Ом – это три буквенных символа, которые олицетворяют трех главных богов и сферы их влияния: Брахма — Создатель, Вишну – Вседержитель (поддержатель) и Шива — Разрушитель.

Брахма, Вишну и Шива находятся на вершине индуистского Олимпа и составляют Тримурти (троицу), все остальные боги так или иначе происходят от них.

Брахма

По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма — это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с сотворением мира здесь все так же сложно как и у китайцев.

Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы.

Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.

Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.

Вишну

Вишну основной конкурент Брахма, один из самых популярных и почитаемых богов в индуизме. В некоторых регионах Индии ему отдают первостепенную роль создателя и хранителя вселенной.

Имя Вишну образовано от слова «виш» — наполнять, т.е., Вишну во всем, он наполняет собой все. Он следит за порядком во всех вселенных и мирах, и периодически, если возникает такая необходимость, полностью или частично воплощается в том или ином месте для поддержания порядка и приведения сил к равновесию.

Согласно индуистским мифам и легендам, в нашем мире такая необходимость возникала уже 9 раз, именно столько раз инкарнации Вишну появлялись здесь. Он может принимать различные образы, часть его аватаров животные, часть – люди. Но уже известна, какой будет его следующая 10 сущность и что ему предстоит совершить.

Первый аватар — Матсья (рыба):
Во время всемирного потопа, когда вся земля скрывалась подводами великого океана, Вишну обратился рыбой и в этом образе предупредил прародителя человечества, сына Брахмы, о грозившей опасности и помог ему, его семье, а так же 7-ми мудрецам (риши), которые помогали Брахме с созданием вселенной, спасись от неминуемой гибели.

Второй аватар — Курма (черепаха):
В результате все того же великого потопа было утрачено множество сокровищ, в том числе и амрита (индийский вариант божественного нектара амброзии), которая помогала богам сохранять молодость и красоту.

Тогда Вишну обернулся гигантской черепахой и погрузился на дно Космического океана, другие боги взгромоздили ему на спину гору Мандара, к которой привязали огромного змея Васуки. Затем боги раскручивали гору с помощью змея, взбивая воду как взбивают молоко для получения масла. В конце концов, океан вспенился и на поверхность вспыли все утерянные сокровища и даже больше.

В том числе из глубин Космического океана явилась богиня Лакшми – верная спутница Вишну во всех его ипостасях.

Третий аватар — Вараха (вепрь):
Демон Хираньякша в очередной раз утопил землю в глубинах космического океана, Вараха убил его, и поднял землю из морской пучины на своем клыке.

Четвертый аватар — Нарасимха (человек-лев):
Демон Хираньякашипу не правильно распорядился даром бога Брахмы – неуязвимостью. Никто не могу убить его ни днем ни ночью. Возомнив себя всесильным он стал творить множественные бесчинства как среди людей, так и среди богов.

Досталось от Хираньякашипу и его собственному сыну, благочестивому Прахладу, из-за чего тот вынужден был призвать на помощь бога Вишну. Вишну явился на закате (т.е.

ни днем, ни ночью, а в период когда одно время суток сменяет другое) в образе Нарасимха, получеловека — полульва и убил зарвавшегося демона.

Пятый аватар — Вамана (карлик):
И снова не обошлось без демонов. Демон Бали захватил мир и достиг такой мощи, что стал опасен даже богам. Силой справиться с ним было невозможно, тогда Вишну вынужден был пойти на хитрость.

Он явился к Бали в образе карлика и попросил подарить столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Бали не был скупым, тем более что там карлик намерит своими шагами ☺, поэтому согласился. Но Ваман обманул его: после того как согласие было получено, он превратился в великана и в два шага покрыл небо, землю и все что есть между ними.

Тем не менее, в ответ на благородство Бали, он не стал делать третий шаг и оставил ему преисподнюю.

Шестой аватар — Парашурама (Рама с топором):
Человеческий аватар Вишну. Он явился на землю в образе сына брахмана Джамадагни. Жадный злой царь Картавирья обокрал брахмана, за что был убит Парашурамой. Сыновья Картавирьи в отместку убили Джамадагни. Это привело в бешенство Вишну и он 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословиях кшатриев (воинов).

Седьмой аватар — Рама:
Герой знаменитой Рамаяны, о которой я уже рассказывала в посте Балет в Лаосе больше, чем балет. Его верная спутница Лакшми здесь представлена в образе Ситы.

Рама почитается как образец мужественности, мужской чести, любящего супруга, монарха и друга. Кроме Рамы и Ситы, в истории задействованы его братья Лакшмана, Бхарата и Шатрагхна, а так же друг и верный помощник Рамы царь обезьян Хануман.

«Рамаяна» одна из самых любимых тем в творчестве народов Азии, особую популярность она имеет в Индии, Шри Ланке и Бали.

Восьмой аватар — Кришна:
Самое популярное божество в Индии, а так же во многих других странах, на сегодняшний день. Кто из нас не слышал знаменитую мантру «Харе Кришна» (हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa). Считается, что прослушивание, а уж тем более распевание данной мантры возвышает сознание, раскрывает ум и, самое главное, освобождает от последствий кармы.

Девятый аватар — Будда:
Да, да, тот самый основатель буддизма. Именно за счет этого аватара, достигается тесное переплетение буддизма с индуизмом и логичное включение и распространение его философии на территории Индии.

Десятый аватар — Калки:
Грядущее воплощение Вишну. В конце нашей эпохи явится Вишну в человеческом обличье верхом на белом коне с пылающим мечом в руке. Кстати, для поклонников «Игры престолов» и «Песни льда и пламени» Джорджа Р. Р.

Мартина, по одной, не самой, на мой взгляд, бредовой теории, в основу пророчества об Азор Ахайе была положена именно легенда о 10-й инкарнации Вишну.

Так вот, когда явится Калки, он осудит и покарает грешников, вознаградит праведников и наступит всеобщее благоденствие, до следующего пришествия ☺.

Шива

Еще один очень непростой персонаж индийского пантеона – это Шива.Он одновременно является богом –разрушителем, богом – танца, а так же хранителем людей от иллюзий.

Шиву обычно изображают очень миловидным молодым человеком голубого цвета с четырьмя руками и тремя глазами, иногда можно встретить изображение еще и с четырьмя головами.

Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос.

Почитатели Шивы так же наносят себе на лоб отметку, символизирующую третий глаз.Нельзя сказать, что у Шивы как у Вишну было множество аватаров, скорее он представлен во множестве ипостасях, символизирующих его божественное предназначение.

Шива бог-йог, бог-аскет:
Он предпочитает одиночество и уединенно сидит на горе Кайлаш (Кайлас) в Гималаях. Обычно он одет в тигриную шкуру, а его шею обвивают змеи (количество может разниться). Соответственно, он так или иначе покровительствует всем кто ищет просветления, развития ума и осознания.

Но как я уже говорила, Шиву часто называют богом-разрушителем. В этой своей ипостаси он имеет имя Бхайрава – «поглотитель радости». Исполняя эту миссию он со свитой демонов бродит по кладбищам и местам кремации, шею его украшает ожерелье из черепов, а в волосах копошатся змеи.

Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа. В своем магическом танце он стоит на одной ноге, опираясь на крошечную фигурку демона-карлика, лежащего на цветке лотоса. Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни.

Вторая нога бога согнута и поднята. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Сам Натараджа окружен языками пламени.

Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).

Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. С этой его ипостасью связана следующая легенда. Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом.

Единственное, что могло спасти ее, это воды великой реки Ганг, но они омывали божественные миры и струились высоко в небесах, а ее мощь была настолько велика, что если бы направить весь поток на землю, это просто-напросто разрушило ее.

На помощь пришел Шива – он подставил свою голову под поток воды, которая запутавшись в его волосах, превратилась в семь притоков и напоила землю живительной влагой.

Для передвижения Шива предпочитает использовать белого бычка Нанди, вот почему почитатели Шиву так трепетно относятся к коровам. Нанди так же заботится обо всех четвероногих существах и очень печалится, когда им причиняют вред.

В личной жизни у Шивы все намного запутаннее, чем у Вишну. Если посмотреть на список амурных похождений Шивы, как-то не очень вяжется он с образом аскета ☺. Истории нежных привязанностей всех богов Тримурти довольно интересны и заслуживают внимания, так же как и некоторые их отпрыски. Но предлагаю о женской части верховного индуистского пантеона поговорить в следующий раз.

Источник: https://trip-dream-live.ru/induizm_i_verhovnye_indijskie_bogi/

Животные в культуре Индии – Туристическое агентство «Путеводная звезда»

Животные занимают важное место в культуре Индии. Изображениями животных пестрит индийское декоративно-прикладное искусство и архитектура храмов. Они упоминаются в религиозных текстах и легендах, в индуистском пантеоне животные выступают даже транспортные средства  богов и богинь.

Бог, животные и души в индийских религиях

В доктрине многих школ индуизма духовно не существует фундаментального различия между человеком и другими животными и формами жизни.

 Все формы жизни, включая растения и животных, являются проявлением Бога, как ограниченные существа ( дживы ) и у них есть души (точнее тела животных являются одеждой их душ). Нет никаких исключений.

 Разница с точки зрения их физических тел определяется уровнем духовного развития души, что порождает различие в татвах и гунах, то есть принципах и качествах организации материи, связанных с таким уровнем души.

Дживы, как индивидуальные души, имеют ограниченное сознание и возможности, что на материальном уровне вызвано деятельностью Пракрити — природы.  Когда душа преодолевает ограничения и восстанавливает свое истинное сознание, она становится свободной от привязанности к материи и ограничений, которая природа на нее накладывает.

Естественно процесс идет поступательно, чем выше уровень сознания — тем выше уровень организации живого организма, а если происходит регресс то душа из более развитой формы жизни попадает в менее развитую в сознательном смысле форму. О чем пел В.Высоцкий «Ведь если будешь мелочен докатишься до гниды…»

В шиваизме одним из образов Шивы выступает Пашупати, то есть «господин животных», при этом пашу — это любое животное в том числе и человек, любая душа, принявшая рождение в материальном мире в силу ограниченности эгоизмом, заблуждениями, кармой.

Животные рассматриваются как одна из многочисленных эволюционных форм души на пути от не осознающих ничего бактерий к человеку, который также является переходной формой, и в каждой из этих форм есть искра божия, душа — которая собственно и дает жизнь телу.

Читайте также:  День рождения будды шакьямуни - праздник сага дава дучен

Животные в истории Индии

Согласно археологическим находкам древние индийцы использовали издревле различные виды животных.
Раскопки в долине Инда свидетельствуют, что животные играли важную роль в религиозной и экономической жизни людей Инда.

Индийцы приручили и разводили коров, буйволов, овец и быков, и, вероятно, поклонялись животным, олицетворявшими богиню Мать и прототип господа Шивы, который изображен на печати как йог в медитативной позе в окружении животных.

 К сожалению, о жителях древнего Инда не осталось точных сведений, таким образом, можно только догадываться об их настоящих целях, традициях и науках.

В ведический период появляются указания на мистические способности животных и на то, что животные помогают отшельникам и аскетам, приносят им пищу и необходимые вещи.

Появляются рассказы о людях, понимающих язык животных и получающих от них не только ценные сведения бытового характера, но и тайные знания.

Животных классифицируют и начинают за ними наблюдать в практических целях, так как животные чувствуют изменения погоды и катастрофы и могут их «предсказывать». Люди обнаруживают, что некоторые продукты животных могут лечить болезни и начинают использовать их в медицине.

Индийцы ведического периода высоко ценили крупный рогатый скот, писания подчеркивают силу пожертвования коровы браминам.

Индийцы использовали животных для получения молока, топленого масла гхи, кожи, для приготовления пищи и жертвы, в ритуальных целях — ведической народ приносил в жертву коров, овец, быков, буйволов и лошадей.

Животные использовались как пища, Есть ученые, которые изучали вопрос о ведах и коровах, они ссылаются на анализ ведического санскрита и утверждают, что коров ели, и почетный гость в некоторых текстах именовался как «убийца коровы».

Шкуры животных использовали чтобы делать кожаные мешки, обувь, стропы и тетивы для луков, что и сохранилось до настоящего времени. Ведические люди едят приготовленное мясо животных, вареное мясо кроме того употребляется в пищу также в ритуальных целях в конце некоторых жертвенных церемоний. Индийцы эпохи вед едят рыбу и мясо крупных животных: буйволов, волов и других.

Шло время и жертвенные обряды становились все более символическими, кровавые жертвоприношения ко временам упанишад уходят в прошлое за исключением жертвоприношения коня — обряда ашвадамедха, когда новый царь шел за конем и завоевывал земли, а потом коня убивали.

 Упоминание об обряде ашвадамедха встречается очень долго, чуть ли не до начала 2 тысячелетия.
Позже Коровы стали священными животными, которые не могут быть убиты ни в религиозных целях, ни для еды.

Убийство коров, как священных животных, становится социальным табу, за которое полагается смертная казнь.

Самое большое воздействие на изменение пищевых привычек древних индийцев оказал джайнизм. Джайнские монахи жили аскетической жизнью и призвали людей избегать животной пищи и вообще причинения вреда каким либо живым существам.

 Многие древние правители Индии следовали религии джайнизма, в том числе легендарный Чандрагупта Маурья в последние годы жизни, это в значительной мере способствовало тому, что городское население переходит на вегетарианскую пищу.

 Хотя буддизм указывает на добродетели сострадания он не запрещает поедания мяса, даже монашеские правила буддизма не содержат такого запрета.

Другой легендарный император Индии  Ашоки  также в зрелом возрасте склоняется к буддизму и джайнизму и необходимости сострадания и уважения к жизни животных, как любой другой жизни. Ашока также запретил бои животных и обязал хозяев домашних животных заботиться о них.

Следующие индуистские правители династий  Шунгов, Гупта и т.д., пытаются возродить древние традиции и  ведические жертвоприношения, население Индии вновь переходит к мясоедению.

Позже с внедрением в индуизм идеи ахимсы появляется запрет на убийство животных и употребление продуктов, полученных из умерших и убитых животных, как ритуально нечистых и загрязняющих человека энергией смерти.

В настоящее время табу на употребление в пищу мяса животных распространено в индуизме в практически повсеместно для большинства каст.

И если для кшатрийских каст (воинов) действует относительный запрет, что связано с их родом деятельности, то брамины в принципе не могут прикасаться к мясу.

Указанная тенденция прослеживается также в традиции оставлять обувь (которая до изобретения синтетических материалов была кожаной) за пределами храмов, ашрамов, любых культовых и религиозных сооружений.

Охота и война

Первоначально охота на диких животных рассматривалась как долг царей, поскольку они должны были обеспечивать безопасность своих владений и населения, на ней живущего, но в дальнейшем охота превращается в развлечение.

В период Маурья охота приобрела характер аристократической забавы, историки сообщают, что Чандрагупты Маурья устраивал пышные выезды на охоту за разнообразными животными, а также организовывал бои животных с своих владениях, в этот же период появились упоминания о кастах охотников.

Слоны и лошади составляли значительную часть армий царей, которые регулярно пополнялись путем охоты и завоеваний. Для верховой езды использовали лошадей, верблюдов, ослов, слонов.

 Греческие историки указывали на индийскую армию в 4000 лошадей, 300 колесниц и 200 слонов, принадлежавшую царю Пору, правившему в Пенджабе. Имеператоры Маурья по сведениям Мегесфена имели огромную армию, включавшую сотни тысяч быков и волов, лошадей и слонов.

 Чандрагупта Маурья послал дар несколько сотен слонов наместнику,  назначенному Александром Великим после завоевания территории к востоку от Гиндукуша.

Растущая популярность начале 1 тысячелетия до нашей эры новых религий джайнизма и буддизма, а также появление индуистких учений шиваизма и вайшнавизма создают новое понимание о животных, как о существах одушевленных и чувствующих, необходимости сострадания к ним, развивается концепция ахимсы.

Но влияние новых религий и учений на рубеже тысячелетий было не достаточно, чтобы остановить жертвоприношения, которые опирались на народные религии, магию и тантрический культ. Кровью жертвенных животных люди пытаются заслужить милость божеств и их поддержку.

Надписи, принадлежащих к периоду Гупта свидетельствуют о том, что люди были обязаны поставлять жертвенных животных по требованию царя.

  Сохранилось указание, что Ади Шанкарачаться, великий реформатор индуизма, указывает на необходимость отказаться от методов тантрического культа, включающих жертвоприношения животных и даже человеческие жертвы, и заменить их традиционными ритуалами  пуджи.

Источник: http://guidestargoa.ru/interesno/zhivotnye-v-kulture-indii/

Символы в культуре и религии Индии

В Индии помимо известных наверное всем государственных символов есть и другие. Индия вообще страна символизма и образного мышления, поэтому все стороны ее жизни во многом пронизаны символическими изображениями, мы находим символы не только в храмах, но также и в искусстве и быту.

В Индии есть огромное количество религиозных символов, и одним из самых главных считается священное слово (звук)  ОМ – ॐ, часто также пишется как АУМ (AUM).

Это мистический звук, который является одной из самых главных мантр индуизма. ОМ – это звук вселенной, звук создающий миры, вибрация имени Бога и еще много других значений.

Священный звук ОМ почитается не только в индуизме, но также в буддизме и джайнизме, подробнее о значении ОМ читайте в https://indonet.ru/Statya/Simv…

Графема на деванагари является символом индуизме и санатана дхармы – вечного закона, и в этом качестве рассматривается как духовный символ повсеместно в Индии, примером чему является запрет в христианизированном штате Гоа использования этой символики для производства одежды для туристов, что имело место год или 2 назад.

Антилопа – является ваханой, то есть ездовым животным ведического (вахана) божества Ваю, влестелина ветров, а также лунного божества Чандры.

Буйвол – вахана бога смерти Ямы.

Бык Нанди (Нандин) является ездовым животным  Шивы, фото Нанди

Полумесяц  является символом Шивы и Парвати, в традиционной индийской иконописи полумесяц обычно изображается в волосах Шивы.. 

Ворона – средство передвижения Шани, божества планеты Сатурн, одного из 9 основных небесных объектов – граха в индийской астрологии джйотиш.

Собака и лошадь – транспортные средства Шивы в образе ужасного божества Бхайрава.

Слон – является символом и ваханой ведического бога Индры. Также слоны являются символом мудрости, добродетелей и удачи вообще в Индии и в других странах Азии.

Как известно голову слона имеет индуистский бог Ганеша, говорят, белый слон возвестил о рождении Будды, и был отражен на колонне Ашоке (ставшей государственным символом Индии) в числе 4 других священных животных.

Фото и другие материалы об индийских слонах

Гаруда – большая мифическая птица, наполовину человек, наполовину орел, как правило, транспортное средство Вишну . 

Калачакра – колесо, или круг, времени, это символ совершенного творения, содержащего восемь спиц. Колесо Калачакры (Колеса времени) почитается как символ в индуизме и буддизме.

Кумбха – кувшин со священной амритой и кувшин, используемый в ритуалах индуизма. Индусский праздник кумбха-мела проходит в тех местах, где капли священного напитка упали на землю.

Сурабхи – божественная коровы, которая считается матерью всех коров.

Ранголи или колам – благоприятный символ, являющейся одной из форм народного искусства, напоминающих янтры. Калам илиРанголи обычно рисуют из крашенной рисовой муки или цветного порошка на пороге или входе в дом.

Тилака (тилак) – символ принадлежности к индуизму, подробнее о тилаке и бинди

Лингам и йони – объекты поклонения, которые можно найти в индуистсикх храмах. Они подобно китайским Инь и Янь символизируют единство и противоположность мужского и женского начала во вселенной. Лингам  представляет собой мужественность и Йони женственность.

Лотос – является священным цветком в индийских религиях, он также символизирует творение, подробнее о лотосе

Мышь (или крыса) – ездовое животное  Ганеши. В Раджастане в городе Дешнок крысам поклоняются как предкам жителей этого места, подробнее о священных крысах.

Мудра – является символическим (ритуальным) жестом. Мудра имеет широкое распространение в иконографии индуизма, буддизма и в теории индийских танцев. Существует также много целительных и лечебных мудр под названием “йога пальцев”. Материалы о мудрах

Сова – является средством передвижения богини Лакшми.

Попугай – является ваханой Камы или Камадевы (индусского божества любви).

Павлин – вахана бога Муругана (Сканды).

Баран – вахана бога Агни.

Рудракша – слезы Господа Шивы. Четки из рудракши (рудракша-мала) делают из 108 бусин, они символизируют принадлежность носителя к числу шиваитов, рудракшу носят и тантристы. Также рудракша используется в ритуальных и медицинских целях.

Шафран – цветок, который  символизирует Бога и  Санатана Дхарму. Шафран используется и для тилаков, и в медицине и в кулинарии.

Ступа – насыпной полукруглый буддийский храм, символизирует  пять элементов (таттва): земля, воздух, огонь, вода, дух. 

Свастика – является символом процветания и это второй святой по значимости символ в индуизме. Его четыре направления представляют также четыре стороны света. Свастика используется также в буддизме.

Лебедь – вахана богини Сарасвати и  Брахмы.

Тигр (и лев тоже) – ездовое средство богини Шакти (Дурги). 

Черепаха символизирует место, на котором лежит Мать Земля (Притхви), это основа мира.

Тришула – трезубец, этот символ принадлежит богу Шиве, но также тришул используют Шакти, Ганеша и Сканда.

Вель – это символ Муругана (Сканда), это копье, которым бог поражает нечистоту в сознании.

Все, что вспомнила, наверное многое еще упустила. Буду благодарна за дополнения.

Автор и источник публикации: 

achadidi, специально для indonet.ru

Источник: https://indonet.ru/Statya/Simvoly-v-kulture-i-religii-In

Чем отличается буддизм от индуизма

Буддизм и индуизм имеют общие корни. Обе религии возникли в Индии, они генетически близки. Однако за многовековую историю своего становления буддизм впитал в себя традиции очень многих народов Востока. Он стал не просто религией. Это учение о просветлении, но просветлении не Богом, а созерцанием собственного духа.

Что такое буддизм и индуизм

Буддизм – монотеистическая религия, философское учение о духовном пробуждении, учение Просветленного. Он возник в Индии, сформировался в Восточной Азии и является одной из самых крупных мировых религий.
Индуизм – древнейшая политеистическая ведическая религия, совокупность традиций и философских школ, возникшая и получившая распространение на Индийском субконтиненте.<\p>

Сравнение буддизмам и индуизма

В чем же разница между буддизмом и индуизмом? Согласно индуистскому учению, весь мир – сансара, бесконечная череда перерождений, печальное бытие всего обычного и повседневного. Мир – это иллюзия. Но за пределами сансары существует настоящий, реальный мир, в котором правит Абсолют.  Все внимание в буддизме акцентировано на созерцании собственного духа, Бога в буддизме нет.

Индуизм – религия души, стремящейся к Абсолюту. Буддизм бога и душу отвергает. Это, своего рода, скрытый атеизм.

Конечная цель личности в индуизме – разорвать кармическую цепь перерождений, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Сделать это возможно лишь путем аскезы, самоотречения и психотренинга. Основная идея буддизма – прохождение жизни средним путем, между аскетизмом и удовольствием, как двумя крайностями. Конечной целью среднего пути является Нирвана – состояние высшей благодати.
В индуизме количество хороших и плохих поступков в предыдущем перерождении называется кармой. Принадлежность к определенной касте также подчинена ей. С судьбой не спорит никто. Для индуиста призывы к социальному равенству или социальной справедливости звучат, по меньшей мере, странно. Самые высокие шансы вырваться за пределы сансары имеют представители высшей касты жрецов. Буддизм исповедует принцип равенства всех в возможности постичь высшую благодать. Он не приветствует кастовое распределение общества, акцентируя внимание исключительно на личности и ее сознании.  
Индуизм аморфен, не имеет одного основателя, не представляет из себя единой религии с определенным вероучением, а состоит из множества направлений, имеющих одни корни, но часто противоречащие друг другу. Буддизм имеет четкое учение, хоть и не является догматом, это система философских знаний.
Индуизм – национальная религия индийцев. Без связи с Индией он немыслим. Буддизм – религия вненациональная. Его приняли народы, имеющие очень разные культурные традиции. Монастырская организация буддизма отличает эту религию от разрозненного в своей организации индуизма. Буддисты имеют свои культурные и образовательные центры, свою идеологию.

Читайте также:  Тибетская астрология по дате рождения - восточный гороскоп

Буддизм, проповедуя социально-политическую индифферентность, на практике внес огромный вклад в организацию общества, осознание им своей этнополитической ценности. Общество, политика и история диаметрально далеки для последователей индуизма. Индуизм индифферентен и недоступен для перемен. Буддизм более динамичен и открыт для обновления.<\p>

Источник: http://altaiinter.org/chem-otlichaetsya-buddizm-ot-induizma.html

Особенности брахманизма, индуизма, буддизма

Брахманизм и индуизм

В начале I тыс. до н. э. оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. С постепенным усложнением культа ведической религии усилились роль и авторитет жрецов-брахманов.

Изменились состав и характер пантеона богов. И хотя установки ведичеекой религии, ее боги и традиции не претерпели резких перемен, многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии в первые века до н. э.

составили религиозное течение — брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность.

Согласно новой космогонической теории творец вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделяет яйцо на две части — небо и землю.

В процессе последующего созидания формируются стихии (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, звезды, время, рельеф и т. д. Создаются люди, мужское и женское начало, противоположности (жар – холод, свет – тьма и пр.

), животный и растительный мир.

Переход к брахманизму еще не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось свое высшее божество.

Бог Шива, в культе которого соединились различные по своему характеру религиозные верования, считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия.

Бог Вишну выступал в качестве бога – хранителя всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков.

Освещая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара (санскр.

блуждание, переход, перевоплощение души или личности) – теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы — кармы.

Человек пленник видимого, чувственного мира, он должен стремиться к освобождению, которое невозможно без нравственного усилия. Проходя цепь рождений и смертей, человек совершает поступки и обретает собственную ценность, или карму. Карма, представляя собой нравственный результат всех деяний человека, определяет характер его нового рождения.

Человек вправе совершать или не совершать те или иные поступки, но при этом должен знать, что в любом случае он определяет свою собственную карму, собственный удел. Учение о карме предполагает личную ответственность человека.

Карма (с санскр. – деяние, поступок) – цепь деяний человека, определяющая его новое рождение.

Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т. д.

могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию.

В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями: воплощение пьяницы в моль, убийцы – в хищное животное, вора – в крысу и т. п.

Дальнейшее развитие ведическая религия и брахманизм получили в индуизме, который сформировался в 1 тыс. н.э.

Уже при Гуптах, в IV—V вв., когда даже сами цари не придерживались буддизма, местные религии, впитавшие в себя многочисленные элементы брахманизма и буддизма, в новых условиях (в частности, становления кастового строя, буддизмом не признаваемого и пр.

) составили комплекс религиозных верований, который обычно называют индуизмом. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах).

Центральное место в пантеоне занимает «тримурти», или триединый образ («троица»), символизирующий сотворение мира, его существование и гибель:

·  Брахма (бог— творец, созидатель Вселенной),

·  Вишну (хранитель мирового порядка, способный к воплощению в земные смертные существа),

·  Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель).

Цементируя религию культом Брахмы – Вишну- Шивы, создавая своеобразный синтез абстрактного представления об абсолютном духе и местных богах крестьянских общин, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям, наделить их конкретными качествами и способностями участвовать в земных событиях.

«Трехликость» в индуистской иконографии: Брахма, Вишну, Шива

Так, Вишну, способный к перевоплощению, – активный помощник людям, сообщает им истину, оберегает от опасности и зла. Весьма противоречив Шива – суровое и довольно жесткое существо, бог-разрушитель. Три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополняют его необычный облик.

Выступая порою покровителем любовных утех и разгульной жизни, он в то же время оказывает покровительство искусству и учености. Скульпторы в изображение Шивы привносили олицетворение творческого начала вселенной, физически совершенного человека, полного жизненных сил и энергии.

Индуизм как вера толерантен, расплывчат, аморфен, каждый волен его понимать по-своему. Это своего рода религия повседневности. Джавахарлал Неру, считал что смысл его можно выразить так: «Живи и жить давай другим».

Одной из школ индуизма является школа тантризма, которая восприняла методы йоги и разработала систему эзотерической практики. В основе религиозно-философской концепции – идея человека-микрокосмоса и представление о мужском и женском энергетическом начале.

Тантра (с сакнскр. – ткачество, хитросплетение) – сборники священных текство поклонников женской испостаси Тримурти – супруги Шивы.

Философская школа тантризма провозглашает любовь творческим принципом бытия. Согласно тантризму, анатомия человека отражает анатомию космоса. Эта школа получила свое развитие в эпоху Средневековья. Суть школы выражалась в поклонении великой богине-матери в образе жены Шивы Парвати (Шакти).

Буддизм

Первым движением, поставившим под сомнение ведические ценности, был джайнизм (IV в. до н. э.). Джайнизм категорически отвергал брахманистский пантеон богов, жречество и жертвоприношение, религиозное освящение варн.

Превалирующей идеей джайнизма был аскетизм, как истинный религиозный подвиг. Буддизм, зародившийся в VI в. до н. э., предлагал «срединный путь».

Это была более успешная попытка преодоления в системе брахманизма варно-кастового деления (где путь к спасению был открыт только для брахманов — жрецов).

В Индии в VI в. до н. э. происходит бурный рост городов, жизнь людей быстро меняется. Представители низшей касты — шудры становятся материально обеспеченными и занимают высшие должности, приобретая все больший вес в государстве.

В связи с этим в обществе утрачивается традиционное представление об естественной и истинной жизни согласно Ведам, поскольку преобладающими становятся ценности низшей варны. Человеческие качества обесцениваются, их место занимают материальные, имущественные ценности, растет насилие и падает нравственность.

Все это вносило сумятицу в общество. Было очевидно, что варны изжили себя, они не вписывались в городской уклад. Но очевидно было и то, что стремление необразованных и малокультурных, но имущих и честолюбивых людей занять высшие должности, стать брахманами несет зло.

Всему этому Будда противопоставил свое учение об истинных ценностях, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности.

Будда – просветленный, осененный истиной) — пробужденный к новой жизни.

Буддизм — самая ранняя по времени появления мировая религия, которой ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н. э. — начало н. э.

Основателем буддизма считается реальное историческое лицо — Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э. по буддийской традиции, 563/560 — 483/480 гг. до н. э. — по оценке историков).

Происходил он, по преданию, из царского рода племени Шакьев (одно из имен Будды — Шакьямуни — «отшельник из Шакьев»).

Отец хотел оградить сына от суеты и волнений жизни. С самого детства он поражал своими способностями. Окруженный роскошью и великолепием, он проводил жизнь в прекрасных дворцах, побеждал соперников на рыцарских турнирах.

Жена-красавица и любимый сын довершали счастливую и беспроблемную жизнь принца. Но однажды, когда ему исполнилось 29 лет, впервые жизнь повернулась своей жестокой и прозаической стороной, ранее ему неведомой.

На одной из увеселительных прогулок он увидел людей, далеко не столь счастливых: дряхлого старика, больного проказой человека, монаха-отшельника и мертвеца. Потрясение оказалось так велико, что, оставив все, он отправился в семилетнее путешествие.

Он изучает Веды, предается суровому аскетизму, познает причины зла, достигает нирваны. Он становится Буддой. За более чем 40 лет проповедования своего учения он приобрел много учеников и последователей.

Будда осуждал брахманизм за пристрастие к богатой и обеспечений жизни, преобладание внешних форм религиозности; джайнизм – за жестокую аскезу; а высказывался за «срединний путь».

От древнендийских племенных религий он унаследовал анимистическое представление об одушевленности всего живого в природе и идею переселения души.

Центральными принципами в учении Будды считаются: «четыре благородные истины», теория причинности; непостоянство элементов; «срединный путь»; «восьмеричный путь».

Как понимать эти главные принципы буддизма?

«Четыре благородные истины»:

1)   жизнь – это страдание;

2) причина страданий – это бесконечные желания и стремления к удовольствиям и наслаждениям;

3) уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра.

4) для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути нравственного совершенства, указанного Буддой.

В конце этого пути наступают полная свобода и озарение – нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.

Теория причинности — все в мире взаимосвязано и имеет свою причину. Нет поступков и деяний в мире, которые не имели бы последствий.

Непостоянство элементов – в мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это означает, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.

«Срединный путь» – Будда призывал к умеренности, к избеганию крайностей.

«Восьмеричный путь» – этот путь ведет к цели, представляет собой постепенную трансформацию сознания и жизни человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны. Он предполагает формирование:

1)   правильных взглядов;

2) правильного стремления (достижения нирваны);

3) правильной речи (избегать лжи);

4) правильного поведения;

5) правильного образа жизни;

6) правильных стремлений;

7) правильных помыслов (свободы от своекорыстия);

8) правильного созерцания, избавления от желаний. Нирвана — это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей.

Нирвана (с санскр. — угасание) — это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей.

Будда, достигнув нирваны, проповедовал свое учение еще много лет. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности и к тому, чтобы направить эту активность на свою жизнь. Не борьба с другими за место под солнцем, борьба с другим, с чуждым в самом себе. По учению Будды люди равны по рождению.

Но люди равны и перед фактом смерти. Равенство – врожденное свойство людей, которое они утрачивают при жизни.  Жизнь является своеобразным полем-битвы, где люди возвышаются и падают, где царят законы силы, а не законы справедливости равенства. Можно ли при жизни достичь равенства людей? Будда утверждает – да! Такое состояние и есть нирвана.

Она не является бытием, напротив, нирвана это полнота бытия, где человек не цепляется за минуты жизни из страха перед смертью, его существование полнено радости и совершенства. Пожелания поэта и драматурга Калидасы соответствуют состоянию нирваны. Он писал: «Когда ты шел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись.

Сделай жизнь такой, чтобы покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».

В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н. э. легендарным царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религии. Царь посвятил ее распространению мирными средствами все силы. В I в до н. э.

буддизм распался на хинаяну (малая десница), предназначавшуюся для просвещенного меньшинства, и махаяну (большая колесница), которая представляла собой вульгаризованное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог.

 В Средние века буддизм становится одной из мировых религий, получив широкое распространение, но в основном за пределами Индии, самой же Индии к XIII в. буддистские общины в основном прекратили свое существование.

В конце XII в. махаяна распространилась в Японии, где стала называться дзен-буддизмом. Здесь выделяют две наиболее влиятельные школы буддизма – Риндзай и Сото. Существовала поговорка, отражавшая специализацию школ: «Риндзай для самураев, Сото – для простолюдинов».



Источник: http://biofile.ru/his/13695.html

Ссылка на основную публикацию