Праджня в буддизме – что это такое и как ее достичь?

Буддизм: что такое, краткие сведения, основные учения, история появления

Праджня в буддизме - что это такое и как ее достичь?

Вероятно, у каждого в жизни возникают вопросы, ответы на которые найти не так просто. Многие задумываются о духовном начале, начинают искать путь к осознанию своего бытия. Одна из древнейших религиозных конфессий — буддизм, помогает в таких поисках, учит постижению мудрости и повышению собственной духовности.

Что это за религия

Ответить кратко, что такое буддизм, сложно, поскольку эта религия, её постулаты больше напоминают философское учение. Одним из принципиальных положений является утверждение того, что постоянно только непостоянство. Говоря проще, в нашем мире постоянен лишь непрекращающийся круговорот всего: событий, рождения и смерти.

<\p>

Считается, что мир возник сам по себе. А наша жизнь это, по сути, поиск причин нашего появления и осознания целей, для которых мы появились.

Если говорить о религии кратко, то буддизм и его путь — это нравственное и духовное развитие, осознание того, что вся жизнь есть страдание: рождение, взросление, привязанности и достижения, боязнь потерять достигнутое.

Конечная цель — просветление, достижение высшего блаженства, то есть «нирваны». Просветлённый независим от каких-либо концепций, он постиг своё физическое, ментальное, разум и дух.

Истоки буддизма

На севере Индии в городке Лумбини в царской семье родился мальчик Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н. э., по другим сведениям — 1027-948 гг. до н. э.).

В возрасте 29 лет, задумавшись о смысле жизни, Сиддхатрха, покинул дворец и принял аскетический образ жизни.

Поняв, что суровый аскетизм и изнуряющие медитативные практики, не дадут ответов, Гаутама решил очистить сознание путём глубокой концентрации.

К 35 годам он достиг просветления, став Буддой и учителем для своих последователей. Основатель буддизма Гаутама прожил до восьмидесяти лет, проповедуя и просвещая. Примечательно, что буддисты принимают в качестве учителей просветлённых других религий, например, Иисуса и Магомета.

Отдельно о монахах

Сообщество буддийских монахов считают самым древним религиозным сообществом. Образ жизни монахов не подразумевает полное отдаление от мира, многие из них активно участвуют в мирской жизни.

<\p>

Обычно путешествуют небольшими группами, останавливаясь вблизи от мирян, разделяющих их веру, так как именно на монашество возлагается миссия сохранения, просвещения в вере, наставление и распространение учения Гаутамы.

Примечательно, что после принятия решения посвятить свою жизнь монашеству от посвящённых не требуется полного разрыва с семьёй.

Монахи живут за счёт пожертвований мирян, довольствуясь лишь самыми необходимыми вещами. Кров, пищу и одежду им предоставляют миряне. Считается, что мирянин, помогающий монаху в его миссии, улучшает свою карму, прорабатывая её негативные моменты. Поэтому верующие миряне обеспечивают монастыри материально.

Задача же монахов — показать своим примером правильный образ жизни, изучать религию, самосовершенствоваться и нравственно и духовно, а также хранить религиозные письмена, священную книгу буддизма — Трипитака.

Основы учения

В отличие от других религий в буддизме больше философии, чем мистицизма или слепой веры. Основные идеи буддизма зиждутся на «четырёх благородных истинах». Рассмотрим кратко каждую из них.

Истина о страдании (духкха)

Истина о страдании заключается в том, что оно непрерывно: мы рождаемся из страдания, в течение жизни испытываем его же, постоянно возвращаясь мыслями к каким-то проблемам, достигнув чего-либо, боимся потерять, опять страдая по этому поводу.

Мы мучаемся в поисках исправления поступков прошлого, испытываем вину за проступки. Постоянные переживания, боязнь болезней, страх пред неминуемой старостью и смертью, неудовлетворение, разочарования — это и есть круговорот страдания. Осознание себя в этом круговороте — это первый шаг к истине.

О причине страдания (тришна)

Следуя по пути самосознания, мы начинаем искать причину постоянной неудовлетворённости.

При этом все мысли и поступки поддаются скрупулёзному анализу, в результате приходим к тому, что жизнь — это постоянная борьба со страданием.

Стремясь к чему-то и получая желаемое, человек начинает желать ещё большего, и так по кругу. То есть первоисточником наших страданий является ненасытная жажда всё новых и новых свершений.

Читайте об экскурсии в Храм и музей Священного Зуба Будды.

О прекращении страдания (ниродха)

Вращаясь в круговороте борьбы с собственной неудовлетворённостью, многие ошибочно полагают, что избавиться от страданий можно путём победы над своим эго. Однако этот путь приводит к саморазрушению. Прийти к пониманию пути без страдания можно, лишь прекратив борьбу с ним.

Отпустив негативные мысли (злость, зависть, ненависть, разрушающие ум и душу эмоции), начав искать в себе благочестие, мы можем отстранёно посмотреть на свою борьбу. При этом приходит понимание об истинной цели — прекращение борьбы есть нравственное очищение, отказ от нечестивых мыслей и желаний.

Истина о пути (марга)

Важно правильно понять истинный путь к просветлению. Будда называл его «серединным путём», то есть саморазвитие и духовное очищение без фанатизма. Некоторые его ученики понимали истину о пути превратно: они видели её в полном отречении от желаний и потребностей, в самоистязании, а в медитативной практике вместо спокойного сосредоточения, старались ввести довести себя до транса.

Это в корне неверно: даже Будда нуждался в еде, одежде, чтобы иметь силы для дальнейшего проповедования. Он учил искать путь между суровым аскетизмом и жизнью в наслаждениях, без крайностей.

На пути просветления важную роль играет медитативная практика: при этом сосредоточение направлено большей частью на обретение душевного равновесия и наблюдения за потоком своих мыслей в настоящий момент.

Научившись разбирать свои поступки здесь и сейчас, в будущем можно избежать повторения каких-либо ошибок. Полное осознание своего «я», умение шагнуть за пределы эго приводят к осознанию истинного пути.

Во что верят буддисты: этапы буддийского пути

Последователи учения Будды считают, что каждый человек появился на этой земле не случайно, у каждого из нас с каждым нашим появлением (реинкарнация) есть шанс очистить карму и достичь особой благодати — «нирваны» (освобождение от перерождений, состояние блаженного покоя). Для этого нужно осознать истину и освободить свой разум от заблуждений.

Мудрости (праджня)

Мудрость заключается в решимости следовать учению, осознании истин, проявлении самодисциплины, отречении от разрушающих эмоций и желаний. Это — видение ситуации сквозь призму сомнений и принятие самого себя и окружающей действительности таковыми, какими они есть.

Постижение мудрости заключается в противопоставлении своему «я», интуитивном прозрении путём медитации, преодолении заблуждений. Это — одна из основ учения, заключающаяся в постижении реальности, незамутнённой мирскими предубеждениями. Само слово на санскрите означает «сверхзнание»: «пра» — высший, «джня» — знание.

Нравственности (шила)

Нравственность — ведение правильного образа жизни: отказ от насилия в любой его форме, торговля оружием, наркотиками, людьми, злоупотребление алкоголем. Это соблюдение морально-этических норм: чистота речи, без употребления бранных слов, без сплетен, лжи, грубого отношения к ближнему.

Сосредоточения (самадхи)

Самадхи на санскрите — объединение, завершение, совершенство. Овладение методами сосредоточения, осознание себя не как индивидуальности, а в слиянии с высшим космическим разумом. Подобное просветлённое состояние достигается путём медитаций, успокоения своего сознания и созерцания, в итоге просветление приводит к совершенному сознанию, те есть к нирване.

О течениях буддизма

За всю историю учения образовалось много школ и ответвлений от классического восприятия, на сегодняшний момент выделяют три основных течения, о них и поговорим. По сути, это три пути к знанию, которые Будда передал ученикам разными методами, в разной интерпретации, но все они ведут к одной цели.

Хинаяна

Хинаяна представляет собой старейшую школу, претендующую на точную передачу учения его основателем — Буддой Шакьямуни (в миру — Гаутамой), основанной на первых проповедях учителя о четырёх истинах. Основные постулаты веры последователи черпают из самых авторитетных (по их утверждению) источников — Трипитаки, священных текстов, составленных после ухода Шакьямуни в нирвану.

Читайте также:  Буддийские храмы в индии - путешествие по родине буддизма

Из всех школ (восемнадцать) хинаяны сегодня существует «тхеравада», больше практикующая медитативные занятия, чем философия учения. Цель последователей хинаяны — уйти от всего мирского путём строго отречения, достичь просветления, подобно Будде, и покинуть цикл сансары, уйдя в состояние блаженства.

Важно! Ключевое отличие Хинаяны от Махаяны: в первой Будда — реальная личность, достигшая просветления, во второй — метафизическое проявление.

Махаяна и Ваджраяна

Течение Махаяна связывают с учеником Шакьямуни — Нагарджуной. В этом направлении теория Хинаяны переосмыслена и дополнена. Это направление получило распространение в Японии, Китае и Тибете. Теоретическая основа — это сутры, письменная форма духовных откровений, по утверждению практиков самого Шакьямуни.

Однако сам учитель воспринимается как метафизическое проявление природы, первоматерия. Сутры утверждают, что учитель не покидал сансару и не может её покинуть, поскольку часть его находится в каждом из нас.

Основы Ваджраяны — тантры. Само направление вместе с практикой Махаяны использует йогу, различные ритуалы и обряды, чтение мантр для укрепления личности и её духовного роста, и самосознания. Наиболее почитают тантристы Падмасамбхаву, основателя тантрического течения в Тибете.

Как стать буддистом

Для человека, заинтересовавшегося учением, есть несколько рекомендаций:

  • До того как стать буддистом, почитайте соответствующую литературу, незнание терминологии и теории, не позволит погрузиться в учение полностью.
  • Следует определиться с направлением, выбрать подходящую для себя школу.
  • Изучите традиции выбранного течения, медитативные практики и основные постулаты.

Чтобы стать частью религиозного учения, необходимо пройти восьмеричный путь осознания истины, который состоит из восьми этапов:

  1. Понимание, которое достигается путем размышления об истинности бытия.
  2. Решимость, которая выражается в отречении от всего сущего.
  3. Данный этап заключается в достижении речи, в которой отсутствуют любая ложь и бранные слова.
  4. На данном этапе человек учится совершать только благие дела.
  5. На данном этапе человек приходит к пониманию истинной жизни.
  6. На данном этапе человек приходит к осознанию истинной мысли.
  7. На данном этапе человек должен достичь полного сосредоточения, отрешения от всего внешнего.
  8. На данном этапе человек достигает просветления, пройдя все предыдущие этапы.

Пройдя этот путь, человек познаёт философию учения и приобщается к ней. Новичкам рекомендуют обратиться за наставлением и некоторыми разъяснениями к учителю, это может быть странствующий монах.

Важно! Учтите, что несколько встреч не дадут того результата, который вы ожидаете: учитель не сможет дать ответы на все вопросы. Для этого рядом с ним нужно прожить бок о бок продолжительное время, возможно годы.

Главная работа над собой заключается в отречении от всего негативного, нужно применять в жизни всё, о чём вы прочтёте в священных текстах. Отказаться от вредных привычек, не проявлять насилия и грубости, сквернословия, помогать людям, не ожидая ничего взамен. Только самоочищение, самосовершенствование и нравственность приведут вас к пониманию самого учения и его основ.

Официального признания вас как истинного последователя можно добиться на личной встрече с Ламой. Только он решит, готовы ли вы следовать учению.

Буддизм: отличия от других религий

Буддизм не признаёт одного бога, творца всего сущего, учение основано на том, что в каждом есть божественное начало, каждый может стать просветлённым и достичь нирваны. Будда — это учитель.

Читайте о божествах индуизма – боге Шива и его жены Шакти и сына Ганеши.

Путь просветления, в отличие от мировых религий, состоит в самосовершенствовании и достижении нравственности и морали, а не в слепой вере.

Живая религия признаёт и признавала науку, плавно под неё подстраиваясь, признаёт существование других миров и измерений, считая при этом Землю благословенным местом, откуда путём очищения кармы и достижения просветления можно попасть в нирвану.

Священные тексты не являются непререкаемым авторитетом, а лишь руководством и наставлением на пути к истине. Поиск ответов и осознание мудрости лежит через познание самого себя, а не беспрекословное подчинение постулатам веры. То есть сама вера основывается, прежде всего, на опыте.

<\p>

В отличие от христианства, ислама и иудаизма, буддисты не признают идею об абсолютном грехе. Грех с точки зрения учения — это ошибка личности, которую можно исправить в последующих перевоплощениях. То есть, нет строгого определения «ад» и «рай», поскольку в природе нет морали.

Всякая ошибка поправима и в итоге любая личность путём реинкарнации может очистить карму, то есть погасить свой долг перед Вселенским разумом.

В иудаизме, исламе или христианстве единственным спасением есть Бог. В буддизме спасение зависит от самого себя, постижения своей природы, следованию морально-этических норм, воздержании негативных проявлений своего эго, самосовершенствования.

Есть отличия и в монашестве: вместо полного бездумного подчинения настоятелю, монахи принимают решения всей общиной, руководителя общины выбирают также коллективно. Конечно, к старшим и опытным должно проявляться уважение. В общине также, в отличие от христианских, нет званий или рангов.

<\p>

Всё о буддизме узнать сразу невозможно, учение и совершенствование идёт годами. Проникнуться истинами учения можно, лишь всецело посвятив себя этой религии.

Источник: https://lifegid.com/bok/1921-put-praktiki-i-samorazvitiya-ili-vo-chto-veryat-buddisty.html

Сутра сердца праджняпарамиты в китайском буддизме

Главная страница » Китай » Философия и культура Китая » Сутра сердца праджняпарамиты в китайском буддизме

«Сутра сердца праджняпарамиты» (или просто «Сутра сердца») — одна из самых популярных в буддизме Махаяны.

В сжатом виде в ней излагаются идеи совершенной мудрости (праджняпарамиты), и она является одним из наиболее коротких текстов праджняпарамитского цикла.

На санскрите ее название звучит как «Праджняпарамита хридая сутра» (प्रज्ञपारमिता हॄदयसूत्र, Prajñāpāramitā Hridaya Sūtra), по-китайски — 般若波羅蜜多心經 божэ боломидо синь цзин.

♦ По теме: Буддизм в Китае: от индийских традиций к чань

Сутра сердца в Китае и Тибете

Санскритский текст «Сутры сердца» состоит из 14 шлок; шлока, в свою очередь, включает 32 слога. Китайский перевод, выполненный Сюаньцзаном состоит всего из 260 иероглифов. Но несмотря на свои малые размеры, она выражает всю суть Сутр праджняпарамиты, некоторые из которых насчитывают до 100 тысяч шлок.

Санскритский текст «Сутры сердца праджняпарамиты», из собрания Поля Пеллио

Наибольшей популярностью «Сутра сердца» пользуется в странах восточно-азиатского региона — Китае, Вьетнаме, Японии и Корее, а также в Тибете.

По мнению большинства исследователей, «Сутра сердца» была создана в I в.н.э. на территории Кушанской империи. Возможно, ее написал сарвастивадинский или бывший сарвастивадинский монах. Самой ранней записью сутры считается китайский перевод, выполненный монахом Чжицянем 支謙 (около 222-252) из Юэчжи (月支 или 月氏, Центральная Азия).

Кумараджива (鸠摩罗什, 344/350—409/411) выполнил повторный перевод этого текста. Следующий перевод был выполнен Сюаньцзаном (玄奘, 602—664) в 649 году и был близок к переводу Кумарадживы; перевод Чжицяня к тому времени был уже утерян.

В одной из биографий указывается, что Сюаньцзан узнал об этом тексте от одного из жителей провинции Сычуань и впоследствии пел ее в моменты опасности во время его путешествия на Запад.

Ряд исследователей также полагают, что первоначально «Сутра сердца» была задумана как дхарани 咒 чжоу (аналог мантры).

Так, версия Чжицяня называется 摩訶般若波羅蜜咒經 мохэ божеболоми чжоу цзин, «Сутра Дхарани махапраджняпарамиты», Кумарадживы — 摩訶般若波羅蜜大明咒經 божэ боломи дамин чжоу цзин, «Сутра дхарани великого просветления махапраджняпарамиты».

Сюаньцзан был первым, кто в названии указал «Сутра сердца» (心经 синьцзин): 般若波羅蜜多心經 боже боломидо синьцзин — «Сутра сердца праджняпарамиты». Также пока не найдено санскритских рукописей этого текста, которые бы называли его «сутрой».

Ряд тибетских переводов к названию прибавляют слово «Бхагавати» bhagavatī — эпитет Праджняпарамиты в качестве богини: «Победоносная» (Bhagavatīprajñāpāramitāhṛdaya, བཅོམ་ལྡན་འདས་མ་ཤེས་རབ་ཀྱི་ཕ་རོལ་ཏུ་ཕྱིན་པའི་སྙིང་པོ, bcom ldan ‘das ma shes rab kyi pha rol tu phyin pa’i snying po, «Сердце Бхагавати Совершенной мудрости«).

Читайте также:  Как живут люди в камбодже - знакомство с культурой и образом жизни

Высеченный на стене террасы текст «Сутры сердца праджняпарамиты» в монастыре Линъиньсы, Ханчжоу

Философия Сутры сердца праджняпарамиты

«Сутра сердца» отличается от других тем, что учение исходит не из уст самого Будды, что является традиционным для всех сутр, а бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.

Присутствие Авалокитешвары не характерно для ранних текстов праджняпарамиты, обычно там упоминается Субхути и Будда (последний упоминается только в полных версиях Сутры сердца).

Необычным является и то, что Авалокитешвара обращается к Шарипутре, который был, согласно Писанию и текстам сарвастивады и других ранних буддийских школ, провозвестником Абхидхармы (в качестве автора трактата Дхарма-скандха в составе Абхидхармы), и, согласно традиции, именно Шарипутре Будда открыл учение Праджняпарамиты (Высшей мудрости). Эти и другие особенности текста дали основания ряду исследователей считать «Сутру сердца» китайского происхождения.

В «Сутре сердца» описывается опыт постижения истинной реальности бодхисаттвой Авалокитешварой, которая пуста. По мнению исследователя даосизма и китайского буддизма Билла Портера (Bill Porter, псевдоним Red Pine), она является ответом на учение сарвастивады о том, что дхармы являются реальными.

Сутра сердца праджняпарамиты. Каллиграфия Чжао Мэнфу (1254-1322)

Сутра сердца праджняпарамиты

(перевод с китайского и комментарии Е.А.Торчинова)

[1] Авалокитешвара (кит. Гуаньшиинь — Созерцающий Звуки Мира) — великий бодхисаттва махаянского буддизма, символ великого сострадания. Его китайское имя является переводом древнейшей санскритской формы «Авалокитесвара» (или Авалокитасвара), т. е. «Внимающий Звукам Мира», тогда как позднейшее «Авалокитешвара» означает «Господь, Внимающий Миру». [2] Шарипутра — один из наиболее выдающихся учеников Будды, «Знаменосец Дхармы». [3] Здесь перечисляются пять скандх (кит. юнь), т. е. групп элементарных мгновенных психофизических состояний (дхарм), образующих эмпирическую личность: рупа скандха (сэ) — группа чувственно воспринимаемого; ведана скандха (шоу) — группа чувствительности (приятное, неприятное, нейтральное); самджня скандха (сян) — группа образования представлений и проведения различий; самскара скандха (син) — группа формирующих факторов, волевой аспект психики, формирующий карму и виджняна скандха (ши) — группа сознания. [4] Здесь перечисляются индрия — шесть органов, или способностей чувственного восприятия, к которым относится и «ум» — манас. [5] Здесь перечисляются объекты чувственного восприятия (вишая). Под «дхармами» здесь имеется в виду «умопостигаемое» как объект манаса. [6] Здесь содержится свернутое перечисление элементов психики (дхарм), классифицируемых по дхату (цзе) — источникам сознания, включающим в себя способность восприятия и ее объект (двенадцать дхату). [7] Здесь содержится свернутое перечисление двенадцати элементов причинно-зависимого происхождения (пратитья самутпада), учение о котором являлось одной из первейших основ раннего буддизма. Неведение (авидья; у мин) — первый элемент зависимого происхождения, старость и смерть — последний. Между ними располагаются следующие элементы (звенья — нидана): влечение — воление, сознание, имя и форма (психическое и физическое), шесть баз чувственного восприятия, соприкосновение органов чувств с их объектами, чувство приятного, неприятного или нейтрального, вожделение, стремление к желаемому, полнота жизни, новое рождение (в свою очередь, ведущее к старости и смерти). [8] Здесь перечисляются и отрицаются (на уровне абсолютной истины) Четыре Благородные Истины буддизма: истина о всеобщности страдания, истина о причине страдания, истина о прекращении страдания и истина о пути к прекращению страдания (то есть к нирване). [9] То есть Будды прошлого, настоящего и будущего. [10] Совершенное и всецелое пробуждение (просветление), кит. аноудоло саньмао саньпути — высшая цель буддизма Махаяны, обретение состояния Будды. [11] Мантра в китайском чтении имеет вид: Цзиди, цзиди, болоцзиди, болосэнцзиди, пути, сапохэ! Ее условный перевод: «О, переводящая за пределы, переводящая за пределы, уводящая за пределы пределов, уводящая за пределы пределов беспредельного к пробуждению, славься!»

Китайский текст сутры сердца праджняпарамиты

般若波羅蜜多心經 唐三藏法師玄奘譯 觀自在菩薩行深般若波羅蜜多時,照見五蘊皆空,度一切苦厄。 「舍利子!色不異空,空不異色;色即是空,空即是色。受、想、行、識,亦復如是。 「舍利子!是諸法空相,不生不滅,不垢不淨,不增不減。是故,空中無色,無受、想、行、識;無眼、耳、鼻、舌、身、意;無色、聲、香、味、觸、法;無眼界,乃至無意識界;無無明亦無無明盡,乃至無老死亦無老死盡;無苦、集、滅、道;無智,亦無得。 「以無所得故,菩提薩埵依般若波羅蜜多故,心無罣礙;無罣礙故,無有恐怖,遠離顛倒夢想,究竟涅槃。三世諸佛依般若波羅蜜多故,得阿耨多羅三藐三菩提。 「故知般若波羅蜜多,是大神咒,是大明咒,是無上咒,是無等等咒,能除一切苦真實不虛,故說般若波羅蜜多咒。」 即說咒曰: 「揭帝 揭帝 般羅揭帝 般羅僧揭帝 菩提 僧莎訶」

般若波羅蜜多心經

А напоследок — очень красивое исполнение «Сутры сердца праджняпарамиты» на китайском языке:

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

сайта:

Telegram ВКонтакте Instagram RSS

Поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Источник: https://anashina.com/sutra-serdca-pradzhnyaparamity/

Буддизм. Бодхисаттва – это что такое?

Духовное развитие 24 июня 2016

В буддизме существует довольно интересное существо, которое называют бодхисаттвой.

Считается, что стать им довольно трудно, но возможно, поэтому многие, кто практикует этот путь, стремятся достичь нужного состояния.

В данной статье вы получите ответ на вопрос: бодхисаттва – это кто такой? Также вы сможете узнать путь, которым он следует, и принципы, которых придерживается.

Понятие “бодхисаттва”

Бодхисаттва – это человек (на нашей планете), который достиг просветления, но в отличие от Будды он не покинул этот мир, а остался.

Его цель довольно проста и в то же время сложна – помочь людям на их пути духовного совершенствования.

Следует также отметить, что бодхисаттвой можно назвать то существо, которое реализовало первую бхуми. Пока этого не произошло, применяется термин “джатисаттва”.

Бодхисаттвы часто живут в миру среди других людей, соблюдая обеты и не сворачивая с пути. Их отличает милосердие и сопереживание другим существам.

В “Сутре Вималакирти” можно найти сюжет о больном бодхисаттве.

А вот когда задали вопрос о том, почему он болеет, то в ответ получили следующее: болезнь случилась от великого сопереживания людям, которые болеют. Таким образом, он как бы настроился на их волну.

Вообще, считается, что приход такого существа на землю – это великое благо. Ведь бодхисаттвы всегда притягивают к себе людей, которые хотят услышать мудрость от них. Некоторые получают необходимый толчок, который позволяет коренным образом изменить свою жизнь.

Также следует отметить, что в разных традициях буддизма это понятие несколько отличается, равно как и подход к самому пути. Подробнее об этом будет написано несколько ниже.

Первое упоминание о бодхисаттве

Впервые бодхисаттва в буддизме упоминается еще на начальном этапе развития этого религиозного течения. Его можно найти в самых ранних сутрах, например Саддхармапундарика сутра (в ней указано двадцать три таких существа), Вималакирти нирдеша сутра (указано более пятидесяти).

Видео по теме

Предназначение бодхисаттв

Как было сказано выше, бодхисаттва – это тот, кто уже достиг просветления. Его предназначение в этом мире – принимать страдания с радостью, причем как свои, так и других людей. Считается, что это основа практики таких существ.

По некоторым данным, существует два вида бодхисаттв. Одни совершают только добро, их действия не могут принести вред ни для себя, ни для кого-то другого. Таким образом, они не накапливают плохую карму никогда, всегда поступая только правильно.

Второй вид бодхисаттв предполагает накопление плохой кармы, совершая плохие поступки во благо других. Причем он вполне осознает свои действия, а также наказание за них (попадание в нижние миры после смерти). Многие считают, что именно второй путь требует большей силы духа.

Непреложные обеты

Очень важной ступенью в достижении уровня бодхисаттвы являются обеты, которые он дает перед тем, как начать восхождение по лестнице вверх. Они предполагают заботу о других существах, искоренение различных пороков в себе, соблюдение нравственности и т. д. Также вступающий на этот путь дает клятвы и дополнительно четыре великих обета.

Читайте также:  Шаманы тувы - кто они такие и каков их образ жизни?

Качества (парамиты) бодхисаттвы

У бодхисаттв существуют определенные качества, придерживаясь которых нельзя сойти с выбранного пути несения пользы всем людям. В разных сутрах их описано разное количество, но мы выделим десять самых важных:

  • Дана-парамита. Щедрость, которая предусматривает различные благодеяния, как материальные, так и духовные, а также пожертвования.
  • Шила-парамита. Соблюдение обетов, т. е. обязательное следование заповедям и обетам, которые помогают достичь просветления.
  • Кшанти-парамита. Терпение, которое позволяет не испытывать ненависть и захваченность. Еще это качество можно назвать невозмутимостью – идущего трудно вывести из себя.
  • Вирья-парамита. Усердие (старание) – существует только одна мысль, только одно действие и направление.
  • Дхьяна-парамита. Созерцание – происходит сосредоточение, самадхи.
  • Праджня-пармита. Достижение и познание высшей мудрости, стремление к ней.
  • Упая–парамита. Уловки, с помощью которых бодхисаттвы спасают тех, кому это требуется. Особенностью является то, что к каждому находится правильный подход, позволяющий направить страждущего на путь выхода из колеса сансары.
  • Пранидхана-парамита. Клятвы, которые обязан соблюдать бодхисаттва.
  • Бала-парамита. Внутренняя сила, которая освещает все вокруг и помогает тем, кто находится вокруг высшего существа стать на путь добродетели.
  • Джняна-парамита. Знание, предполагающее возможность самостоятельного существования в совершенно различных местах.

Ступени развития бодхисаттв

Существует также десять ступеней развития бодхисаттв. Каждая ступень занимает множество перерождений, а это занимает довольно много миллионов лет.

Таким образом, эти существа добровольно обрекают себя на колесо сансары ради того, чтобы помочь выйти из него другим существам.

Рассмотрим уровни (бхуми) бодхисаттв (они взяты из двух источников – “Мадхьямикаватары” и “Священной сутры золотистого цвета”):

  • тот, кто обладает высшей радостью;
  • непорочный;
  • сияющий;
  • пламенный;
  • труднодостижимый;
  • проявляющийся;
  • далеко идущий;
  • недвижимый;
  • добромудрый;
  • облако дхармы.

Бодхисаттва в хинаяне

Также следует рассмотреть, что означает бодхисаттва в буддизме разных традиций. За то время, как появилась эта религия, некоторые начали несколько иначе воспринимать путь просветления, а также отношения к другим существам.

Итак, в хинаяне бодхисаттва – это существо (его тело может абсолютно разным, например животного, человека или представителя адских планет), которое решило пройти путь, чтобы стать Буддой. Возникнуть такое решение должно на основе огромного желания покинуть колесо сансары.

В направлении хинаяны такими существами могут быть только бывшие Будды (не больше двадцати четырех), причем до того момента, пока они не стали ими. Бодхисаттвы обязательно должны встретиться в одном из рождений с Буддой, который делает им пророчество, предрекая будущее просветление.

Следует отметить, что в традиции хинаяны бодхисаттва – это не идеал учения. Больше всего последователи стремятся достичь статуса арханта, который считается святым, прошедшим путь до нирваны самостоятельно, лишь следуя указаниям Будды. Никто другой ему тут помочь не может. Это произошло потому, что в этом учении невозможно простому верующему достичь уровня Будды.

Бодхисаттва в махаяне

Бодхисаттва в буддизме махаяны имеет несколько другой статус, но и само течение, которое сформировалось гораздо позже предыдущего, отличается. Главной особенностью махаяны является тезис, что спастись может каждый, кто верует и соблюдает обеты. Именно поэтому движение и получило такое название, которое еще переводится как “великая колесница”.

В буддизме махаяны бодхисаттва – это религиозный идеал, к которому должен стремиться каждый последователь течения. Арханты, которые в хинаяне идеализированы, подвергнуты сомнению из-за того, что они стремятся к личному просветлению, нисколько не заботясь о страданиях других людей. Таким образом, он остается в рамках своего “я”.

В целом в махаяне путь арханства – это узкий и эгоистичный путь. Махаяна обосновала концепцию трёх путей: достижение арханства, затем просветление пратьека-будд и сам путь бодхисаттвы.

Бодхисаттва в ваджраяне

Во ваджраяне бодхисаттва – это некоторая смесь идеала этого образа с йогином, который в совершенстве владеет всеми сиддхами. Это, в принципе, естественно, так как само течение возникло гораздо позже, чем два предыдущих. Еще одной особенностью является то, что некоторые бодхисаттвы являются эманациями определенных Будд. Таким образом, сам принцип пути к совершенству потерян.

Некоторые бодхисаттвы, которые жили в нашем мире

Следует отметить, что в каждом течении буддизма существует свой пантеон бодхисаттв, список которых может разниться. Например, в махаяне можно встретить реально живущих ранее бодхисаттв, которые находились на разных ступенях своего развития. Это Арьяасанга (третий уровень), Нагарджуна (девятый уровнь) и др. Самыми главными считаются Авалокитершвара, Кшитигарбха, Манджушри и др.

Майтрея – это бодхисаттва, который должен вскоре прийти на землю. Сейчас он проходит большие проверки на небе сферы желаний Тушита. Следует отметить, что именно он почитается бодхисаттвой во всех течениях буддизма.

Заключение

Теперь вы знаете ответ на вопрос: бодхисаттва в буддизме – что это такое? Несмотря на то, что отношение к этим существам в различных направлениях буддизма разное, их особенность и нужность трудно оспорить, ведь для становления на этот путь нужно иметь сильную волю и дух.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Автомобили
Колесная база – это что такое в автомобиле?

В автомобиле есть множество технических параметров – объем двигателя, вместительность багажника, клиренс. Также одним из параметров является колесная база. Новички часто задаются вопросом – что это такое, …

Автомобили
Амортизаторы – это что такое в автомобиле? Принцип работы и особенности амортизаторов

В нынешний информационный и автомобильный век любому человеку известно, что эргономичность машины во многом определяют амортизаторы. Это непременная часть подвески современного автомобиля. Как же конкурируют на авторы…

Автомобили
Трактор – это что такое? Марки и технические характеристики тракторов

Трактор – незаменимый помощник в сельском хозяйстве, на фермерских угодьях, в строительстве, коммунальной сферы и многих сопутствующих отраслей. В дальнейшем обзоре рассмотрим самые популярные модели сельхозтехн…

Автомобили
Ралли – это что такое? Значение слова «ралли»

Ралли – это вид автогонок. Проходят они на трассах, которые могут быть как открытыми, так и закрытыми. Автомобили для соревнований подбираются специальные либо модифицированные.Значение в разных словарях

Бизнес
Зенкерование – это что такое?

Технологический процесс изменения размеров и форм деталей, как правило, не обходится без такого вида механической обработки, как зенкерование. В переводе с немецкого, слово означает “проходить”, “углублять”. Если гово…

Бизнес
Рекогносцировка местности – это что такое?

Рекогносцировка местности представляет собой предварительное изучение территории. Ее целесообразно выполнять после выбора района по базовым картографическим источникам. Перед исследованием подготавливаетс…

Бизнес
Материал EVA – это что такое?

Все большую популярность сегодня набирают автомобильные коврики, при изготовлении которых используется материал EVA. Это что такое и почему коврики EVA для салонов и багажников авто стали так востребованы у автомобили…

Бизнес
Стабилитрон – это что такое и для чего он нужен?

Стабилитрон – это полупроводниковый диод с уникальными свойствами. Если обычный полупроводник при обратном включении является изолятором, то он выполняет эту функцию до определенного роста величины приложенного напряж…

Бизнес
Полиэтилен – это что такое? Применение полиэтилена

Что собой представляет полиэтилен? Какие у него характеристики? Как происходит получение полиэтилена? Это весьма интересные вопросы, которые обязательно будут рассмотрены в этой статье.

Бизнес
Фармацевтика – это что такое?

Фармацевтика – это отрасль промышленности, в задачу которой входит массовое производство стандартизированных лекарственных средств. Она является историческим продолжением фармации. Между двумя понятиями и метода…

Источник: http://monateka.com/article/47941/

Ссылка на основную публикацию