Почему буддизм не прижился в индии – истинные причины

Причины распространения буддизма на Западе

Почему буддизм не прижился в Индии - истинные причины

Общеизвестно, что буддизм — одна из древнейших мировых религий, оказавшая наибольшее влияние на становление восточных народов.

Однако, буддизм интересен не только с точки зрения религии, но и философии, культуры, и даже в качестве своеобразного стиля жизни. После двух с половиной тысяч лет существования буддизма образовалось два главных направления буддизма: махаяна и хинаяна. Государства, для которых буддизм является традиционной религией, расположены в Восточной, Южной и Центральной Азии.

Процесс глобализации расширил не только географические границы буддизма, но и национальные. В настоящее время, многочисленные буддийские общины и центры локализуются не только на Востоке. Буддизм обрёл большое количество новых приверженцев в европейских странах, в Новой Зеландии, Америке, Австралии.

Европейская страна, в которой особенно распространён буддизм – Германия, около двухсот буддийских объединений возникло там, начиная с первой половины ХХ века. Примечательно, что буддизм стал одной из первых по числу приверженцев религий среди немцев и французов. Был создан Европейский буддийский союз, занимающийся постоянной организацией конгрессов в городах Европы.

Также буддийские общины не редкое явление для западной России и Украины.

Все вышесказанное делает достойным внимания рассмотрение следующих основополагающих ценностей буддийского учения, именно благодаря им буддизм интересен людям по всему миру:

Толерантность к другим вероисповеданиям

Одной из главных особенностей буддизма является то, что история его существования не знает войн против других конфессий. Чего нельзя сказать о монотеистических религиях, история которых полна военными конфликтами, происходившими в борьбе за утверждение своих учений.

Совсем не обязательно быть приверженцем только буддизма. Буддистом может стать каждый — ведь это больше духовный путь и стиль жизни, чем вера. Любой человек, какую бы религию он не исповедовал, может практиковать буддийское учение.

Например, в Китае верующий по настроению или потребности может обратиться как к Конфуцию, так и к Будде или даосизму. Также в Японии одинаково чтят учения буддизма и синтоизма.

Веротерпимость, без всякого сомнения, можно назвать одной из привлекательных черт буддизма.

Но с сожалением приходится признать, что нетерпимость к вероисповеданию – это одна из трудностей мировой общественности. Практически во всех странах мира наблюдаются этнические споры, враждебное отношение к беженцам, участились случаи религиозного экстремизма.

Различия в культе и религиозных учениях часто провоцируют религиозные войны. Это ещё раз подтверждает, что толерантность буддизма несёт огромную пользу.

Будда поощрял лояльное отношение к другим вероисповеданиям, верил, что человек сам способен обрести религиозные взгляды и духовного учителя.

Мировая общественная увлечённость буддизмом объясняется лояльностью к культурным и религиозным ценностям других религий, отсутствием стремления быть исключительной религией, готовностью к диалогу между конфессиями.

Демократизм буддийского учения

Понятия демократии и свободы неотделимы от учения Будды. В буддизме отсутствуют обязанности перед институтом церкви, обязательные посты, богослужения и религиозные ритуалы. Буддизм подчёркивает равенство всех людей, как нечто естественное.

Получается, цели демократии тесно переплетаются с буддийскими идеями общественного устройства. Главные гражданские права приходят в исполнение, гармонируя с этическими постулатами буддийского учения. Также буддийскому учению не чужда альтруистическая любовь, сопереживание и чувство ответственности перед всем обществом.

Присутствие расширенного учения психотехники

С происхождением буддологических школ буддизм изучается не только как религия, но и как один из видов духовной практики.

Немаловажной причиной распространения буддизма в странах США и Западной Европы является именно практическое применение психотехники для воспитания духа и разума, а также для решения внутриличностных конфликтов.

Сторонники буддизма ищут в нем душевной гармонии, отдыха от повседневности с её заботами и тревогами.

Психологическая практика буддизма даёт результаты в реальной жизни, а не загробной.

Наглядный пример одной из таких практик – Аннуттара-йога-Тантра или практика наивысшей йоги, с помощью которой можно добиться существенного результата в достижении самоконтроля.

Для выполнения данной практики необходимо наличие больших интеллектуальных и душевных ресурсов у практикующих, что объясняет наибольшую популярность буддизма в творческих и научных сферах деятельности.

Рациональная обоснованность буддизма, близкая связь с наукой современности

Это означает, что в буддизме не принято доверять «слепой вере». Восемь ступеней буддийского пути обходят стороной такую категорию, как «вера». Конечно, категория «веры» встречается в духовной практике буддизма, но её нельзя назвать фундаментальной. Истина познаётся путём практического познания.

Своё место буддийское учение находит также и в современных научных исследованиях, например, в физике. Параллели с буддийской мыслью обнаружил Фритьоф Капра, по утверждению которого современная физика схожа по мироощущению с философией Востока.

Если подробнее рассмотреть теорию, изучающую квантовое поле, то можно увидеть схожесть с буддийской трактовкой «пустоты» или, как её ещё называют, шуньята. В буддизме говорится о сущности, являющейся основанием всех вещей, которая не поддаётся словесному описанию, и о ней можно лишь сказать, что она является пустой.

Понятие «пустоты» в буддизме подразумевает не привычную для нас пустоту, а Пустоту как абсолютную категорию, как неиссякаемый источник жизни. Поэтому, отдельные учёные изучают квантовое поле, сравнивая его с пустотой, какой её понимают буддисты.

Они полагают, что оба эти понятия являются формообразующими источниками энергии.

В отличие от укоренившихся философских парадигм Запада, буддизм объясняет мироздание как единство всех существующих объектов, что соответствует теории современной квантовой физики.

Больше о древних религиях в Индии можно прочитать в этой статье.

Примечательно, что европейские научные работники приглашают к сотрудничеству именно буддийских учителей, в особенности тибетских. Общение наставников проходит в виде бесед, конгрессов с представителями из всевозможных течений западной науки.

Наиболее известный пример такого взаимодействия – межнациональный форум «Сознание и жизнь», проводящийся в индийском городе Дхармасала два раза в год. Целью этого форума является объединение стараний в материальном и духовном развитии. Тибетские наставники утверждают, что буддизм готов к новым научным исканиям.

Верховный глава Тибета Далай-лама не отрицает возможности научных открытий, которые могут противоречить священным писаниям. Более того, буддисты готовы принять новые научные доказательства.

Также стоит отметить, что различные области науки, такие как: экология, медицина, физика, философия, трансперсональная психология, используют буддийские учения о сущности мироздания и человеческой природе. К примеру, американский учёный и мыслитель Кен Уилбер основал в 2003 г. Институт интегративной психологии, где более 400-от учёных изучают

Читайте также:  Шаманы тувы - кто они такие и каков их образ жизни?

Источник: http://torise.ru/soul/vera/prichiny-rasprostraneniya-buddizma/

Буддизм 21 века

Сорок лет назад, посещая по одному случаю Сар Ашрам, я сказал: «Будда пришёл на нашу планету не для того, чтобы составить карту. Поэтому существует гора Меру или нет – это не забота буддизма. Это не имеет значения». Вот так. Поэтому мы свободны отвергнуть объяснение Васубандху .

Необходимо отличать буквальное значение от символического. В «Тантре Калачакры» упоминается, что гора Меру и подобные вещи символизируют человеческое тело от головы до ступней. Есть много подобных тантрических толкований. Таким образом, у этих символов есть определённое значение и цель.

Теперь о концепции адов. Мне очень тяжело принять представления «Абхидхарма-коши», написанной Васубандху, о том, что восемь различных адов находятся на глубине двадцать пагце (dpag-tshad, санскр.

йоджана) под Бодхгаей. Пагце намного длиннее километра.

Тогда, если идти всё глубже, ады, скорее всего, находятся в Америке! Утверждать, что Америка – ад, невежественно, поэтому такие идеи несложно опровергнуть.

Явления можно познать тремя способами: через чувственное восприятие, с помощью выводов, основанных на логике, и полагаясь на авторитет текста. Значит, мы полагаемся на третье лицо. Часто я говорю, что то же самое с датой нашего дня рождения: невозможно установить, когда мы в действительности родились.

Приходится полагаться на другого человека, например на нашу маму. А чтобы принять сказанное, нужно сначала удостовериться, что этот человек честен, достоин доверия и в своём уме. Нужно проверить другие упомянутые им сведения, которые мы можем исследовать. Если, исследовав, мы увидим, что они верны, значит, человек правдив и у него нет причин лгать или придумывать.

После этого и с другими его утверждениями можно соглашаться.

Таким же образом могут случаться загадочные явления, которые находятся за пределами нашего понимания и в которых у нас нет опыта.

Если кто-либо говорит, что столкнулся с такими феноменами, можно проверить то, что они пишут, и посмотреть, достоверны ли другие их высказывания.

Если да, на рассказ этого третьего лица о том, что за пределами нашего понимания, можно полагаться. Некоторые из объяснений буддийской литературы требуют такого подхода.

Далее, в прамане – логике и эпистемологии – . Например, согласно «Абхидхарма-коше», Солнце и Луна находятся на равном расстоянии от Земли, а по мере их вращения вокруг горы Меру наступают ночь и день.

Может показаться, что мы на самом деле наблюдаем тень горы Меру , но если это тень, мы должны увидеть и гору. В Древней Индии Васубандху не мог проверить, существует ли гора Меру, но в наши дни есть космический корабль и мы должны были бы её увидеть.

Мы бы её увидели, если она есть. Но поскольку мы её не видим, можно сказать: её не существует.

Итак, есть опровержения, основанные на том, что увидеть явление, существование которого вы пытаетесь доказать, невозможно, или на том, что вы наблюдаете противоположное ему. Таким образом, с помощью эпистемологии самого буддизма, легко доказать, что горы Меру нет. Подобные утверждения опровергнуть просто.

Однажды на большом собрании монахов-студентов в Южной Индии, где, думаю, присутствовало более десяти тысяч человек (там собрались студенты всех самых крупных монастырей), я поделился своими взглядами, что современная наука важна и что мы должны её изучать. Также я упомянул, что не верю в гору Меру и тому подобное.

Затем сказал: «Но, пожалуйста, не считайте меня нигилистом». Учение первого дня было в основном о связи буддийской и западной науки, а на второй день я объяснил буддийские учения. В первый день учение было более современным, а на второй – более традиционным и религиозным. В любом случае, опровергнуть такие идеи несложно.

Видео: Мингьюр Ринпоче – «Буддизм и наука»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Чтобы изменить язык субтитров, кликните на иконке «Настройки», выберите «Субтитры» и нужный язык.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/buddizm-v-sovremennom-mire/buddizm-21-veka

Философио.Ру

Буддизм является великой религией и философией Востока и по значению стоит несопоставимо выше джайнизма. Но возник он так же как и джайнизм, в противовес засилью и элитарности брахманизма.

Дальнейшая судьба буддизма интересна тем, что он не прижился у себя на родине, а распространился, в основном, по Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку.

Появление буддизма окутано мистической тайной, но исследователи полагают, что существовала реальная историческая личность – Гаутама Шакьямуни, который и положил начало этой религии.

Согласно легенде Сиддхартха Гаутама родился в VI веке до нашей эры в семье князя из племени шакья. Его матери перед родами приснился сон, будто ей в бок вошёл белый слон. Мальчик, названный Сиддхартхой, родился через кесарево сечение, что является косвенным подтверждением этого сна.

Дожив до юношеского возраста, он не знал никаких забот и проблем до тех пор, пока, не поехав на прогулку, не столкнулся с четырьмя событиями, круто изменившими его жизнь. Он увидел покрытого язвами изнеможённого больного, затем согбенного старика, потом похоронную процессию и, наконец, – углублённого в раздумья аскета.

Эти четыре встречи, как повествует легенда, настолько потрясли юношу, что он ушёл из дома. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, он стремился искупить вину предыдущей праздной жизни. Так прошло 7 лет.

И вот однажды, сидя под деревом Бодхи, предаваясь размышлениям, Сиддхартха внезапно “прозрел”: ему открылись четыре священные истины жизни:

* Страдания правят миром. * Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями. * Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану.

* Существует путь, посредством которого можно избавиться от страданий и достичь нирваны.

Познав эти четыре истины, Гаутама стал Буддой. Ещё несколько дней после этого он сидел под деревом, будучи не в силах сдвинуться с места.

Всё это время его искушал злой дух Мара, предлагая ему не проповедовать своё учение, а сразу погрузиться в нирвану. Но Будда устоял.

Читайте также:  Одежда буддийских монахов в разных направлениях буддизма

Он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его первыми учениками и прочёл им первую проповедь, излагающую основные идеи новой религии.

Сущность учения Будды

Жизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности – значит избавиться от страданий. За этим лежит полной освобождение, нирвана.

Развивая своё учение, Будда разработал подробный, восьмиступенчатый путь, метод избавления от страданий и приближения к нирване. Вот ступени этого пути: 1. Праведная вера. 2. Истинная решимость. 3. Праведная речь. 4. Праведные дела. 5. Праведная жизнь. 6. Праведная мысль. 7.

Праведные помыслы.

8. Истинное созерцание.

Основы философии буддизма

Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, однако эти ощущения не являются его субъективной данностью, а есть следствие волнения дхарм – частиц мироздания. Дхарма (закон) – это нечто похожее на атомы-монады духовного начала Пуруши в Упанишадах. Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм.

Успокоить свои дхармы – значит взять свою жизнь в свои руки и тем самым добиться цели, достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Буддизм, так же как и предшествующие ему философские системы Индии, выдвигает на первый план карму человека – совокупность его добрых и злых поступков. Хорошая карма существенно приближает человека к нирване.

Но больше всего шансов попасть туда у монахов, отказавшихся от всего мирского и сосредоточившихся на духовной жизни. Среди монахов выделялись так называемые “архаты”, совсем близко подошедшие к состояниям Будды и нирваны. Простым верующим буддистам было трудно вести такую праведную жизнь в силу чисто житейских обстоятельств.

Поэтому буддизм через некоторое время выработал две формы:

Хинаяна – узкий путь к спасению. Это, по сути, учение монахов, ограниченное рамками этого сословия;
Махаяна – широкий путь к спасению. Эта форма и получила наибольшее распространение.

Возникнув в Индии, буддизм там не прижился и распространился вовне, в Юго-Восточную Азию. Но внутри Индии буддизм, равно как и джайнизм, сыграл важную роль в критике брахманизма и подготовил почву для возникновения индуизма – религии и философии современных индусов.

Источник: http://www.Filosofio.ru/filosofiya-drevnego-vostoka/buddizm.html

Буддизм. Причины возникновения. Основные идеи и понятия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение.

Наряду с ортодоксальными учениями индуизма на севере Индии развивались оппозиционные течения, как аскетического направления, так и прямо противоположного. Со временем две крайние тенденции оформились в самостоятельные философско-религиозные системы – джайнизм и буддизм.

Буддизм – это форма антибрахманского движения кшатриев в системе древнеиндийского мировоззрения, самая древняя «естественно выросшая» мировая религия.

Буддизм играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.

В VI в. до н. э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной из трех философских теорий:

  1. Ортодоксальным индуизмом, беспрекословно признающим авторитет касты браминов, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний.

  2. Аскетической практикой и медитацией, которую проповедали независимые духовные учителя (отшельники-шраманы), не признававшие авторитета «Вед» и поэтому находившиеся в оппозиции к традиционным учениям.

  3. Материалистической и гедонической философией школы локаята, объяснявшей основной целью жизни получение удовольствия.

В данной контрольной работе, состоящей из введения, четырех глав и заключения, рассматривается буддизм, его причины возникновения, а также основные идеи и понятия.

В зависимости от того, какую разновидность буддизма исповедуют те или иные люди, а также от того, где они живут, можно говорить о некоторых различиях в их взглядах и образе жизни.

Однако отметим, что в целом все буддисты следуют учению Будды – Абсолютно Просветленного – в том виде, в котором оно существует на протяжении двух с половиной тысяч лет.

В ранних сутрах Будды взору читателя представляется мир, в котором существуют богачи, преуспевающие дельцы и отшельники, добровольно отказавшиеся от признания ценностей и посвятившие свою жизнь религиозным исканиям. В сутрах рассказывается, как подвижники Духа (аскеты и брамины) не чурались помощи богатых покровителей. На этом фоне Будда учил избегать крайностей гедонизма и аскетизма, материализма и полного отрицания материальных ценностей.

В современном мире буддизм представлен множеством разновидностей. Благодаря многообразию направлений это учение постоянно обогащается, что в первую очередь характерно для стран Запада.

Теория и практика буддизма доступны любому мало-мальски любознательному и непредвзятому человеку, готовому признать, что современный мир может почерпнуть для себя очень и очень многое из сокровищницы древней мудрости.

1. Происхождение буддизма. Будда.

Буддийские теологи утверждают, что основателем религии является Будда, однако каких-либо достоверных данных об основателе буддизма в литературе нет.

Основной причиной возникновения буддизма явилось усиление классового гнета, а также развитие торговли, отток населения в город и, как результат ослабление внутриклановых связей и племенных традиций.

На территории Древней Индии шел процесс разрушения родоплеменных отношений и зарождения крупных рабовладельческих государств. Классовое неравенство дополнялось неравенством сословным, т.е. кастовым. Принадлежность к касте считалась наследственной.

Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Классовая борьба принимает резкие формы и выливается в борьбу против идеологии брахманизма, переставшей отвечать новым общественным условиям.

В противовес брахманизму новая религия Индии провозгласила равенство всех людей, независимо от социальной принадлежности, в избавлении от страданий при условии выполнения всех ее предписаний. Однако это вовсе не означало призыва к социальному равенству. Буддийское равенство – это равенство в возможности достигнуть спасения.

Буддизм не осудил нищету, рабство и бесправие. Наоборот, одно из основных его положений гласит: «Чем больше человек страдает, тем вернее он достигнет спасения». Отвергнув представление о божественном происхождении каст, буддизм выдвинул новую идею, согласно которой только нравственное поведение отличает людей друг от друга.

Читайте также:  Тибетские ламы - кто эти люди в буддизме и какие они бывают?

Уравнять свое социальное положение можно лишь на основе нравственного самоусовершенствования. Таким образом, проповедуя смирение, покорность, примирение с действительностью, равенство всех каст, непротивление злу, буддизм оказался более эффективным духовным орудием подчинения народных масс. В III веке до н. э.

он объявляется государственной религией Индии и распространяется далеко за ее пределы. Возникнув как идеология рабовладельческого строя, буддизм утрачивает свое влияние в Индии с установлением феодальных отношений1.

1.1 Религия или философия?

Это вопрос вызывал горячие дискуссии. В настоящее время буддизм признается – и не без оснований – одной из великих мировых религий. В свое время было принято рассматривать это учение как философскую или этическую систему.

С точки зрения западных богословов, для этого есть все предпосылки, так как буддизм не предполагает веру в Бога и в бессмертие (и даже существование) души.

Более того, он свободен от догматизма, позволяя своим адептам верить лишь в то, в чем они могут убедиться на собственном опыте.

С другой стороны западные философы вполне признают религиозную основу учения, особенно принимая во внимание тот факт, что сам Будда не поощрял абстрактные метафизические спекуляции. В своих сутрах он предложил практический путь интуитивного постижения истинной сути вещей.

Таким образом, заповеди и наставления Будды направлены на создание условий достижения интуитивного познания и счастья и преодоление страданий.

Концептуальным ключом к пониманию морально-этических и духовных норм этого учения является теория взаимосвязи всего сущего, кардинально отличающаяся от подходов как ортодоксального индуизма, так и других оппозиционных школ.

Фактически буддизм предлагает: «Взгляните на мир иными глазами, и, возможно, то, что вы увидите, вам понравится». Для западного ума такой подход представляется скорее философским, чем религиозным, так как отсутствует откровенное эмпирическое осмысление заявленного.

Впрочем, это не означает, что буддизм не требует от неофита последующего служения, причем это относится как к монахам, так и к светским последователям учения.

Принципиальное отличие от западного подхода состоит в том, что вера основана на собственном выборе, а не на догматах.

1.2. Отношение к индуизму.

Некоторые индусы считают буддизм неортодоксальным направлением индуизма, но сами буддисты придерживаются иной точки зрения. Существуют две проблемы, решение которых демонстрирует принципиальные различия между индуизмом и буддизмом.

Индуизм принимает идею единой божественной реальности – Брахмана, проявленного посредством многочисленных богов и богинь, и бессмертной души, которая после смерти вселяется в другое физическое тело. Буддизм отрицает реальность известного Бога (Брахмана) и высшего «Я». Нет ничего абсолютного: все сущее взаимосвязано и находится в состоянии постоянного изменения.

Индуизм принимает за основу «Веды», а буддизм отрицает авторитетность любого знания извне и придерживается эмпирического подхода в построении доказательства.

Сравнивая индуизм с буддизмом, следует обратить внимание именно на эти фундаментальные расхождения, а не на особенности этики и культовых отправлений2.

1.3. Будда.

На северной окраине долины Ганга, у предгорий Гималаев издавна обитало арийское племя шакьев. Их столицей был город Капилаваста, расположенный между городом Бенаресом и подножием Гималаев. В племени шакьев господствовал род Гаутама. У царя шакьев Суддходана обе жены были бездетны.

Наконец, старшая жена Суддходаны по имени Магамайя в возрасте сорока пяти лет родила сына, которого назвали Сиддхартха, Сиддхартха Гаутама. Его рождение стоило жизни его матери.

Отцу же было предсказано, что его сын станет монахом-аскетом, если встретит больного, старого или мертвого человека, а также монаха.

Отец не хотел этого и создал для своего единственного сына искусственную обстановку – и Сиддхартха вырос и возмужал, так ничего и не зная о черной стороне жизни: о болезнях, о старости и о смерти. В девятнадцать лет его женили на двоюродной сестре по имени Язодгара. Чрез десять лет у него родился сын.

Но к этому моменту царевич уже полностью разочаровался в жизни. Несмотря на старания отца, боги устроили так, что царский сын увидел и тяжело больного, и старого человека, и мертвого.

Открывшиеся ему страдания жизни, его неизбежное будущее так потрясли неподготовленного к этому Сиддхартху Гаутаму, что в одну из ночей он тайком бежал из дворца, обменялся одеждой со своим возничим по имени Чанка и растворился в народе.

Потом этот поступок царевича был назван «Великим Возрождением». В это время ему было 29 лет.

Сиддхартха стал лесным отшельником. Шесть лет изучал Веды. Одновременно он подвергался искушению со стороны асура по имени Мара. Бывший царевич не поддался на заманчивые предложения и продолжал истязать свою плоть. Наконец, до него дошло, что физическое самоистязание не принесет ему познания истины.

Однажды сел он под смоковницу и решил, что не сдвинется с места, пока, путем самососредоточения, не проникнет в главную правду о жизни.

И на четвертый день на бывшего царевича снизошло просветление, или пробуждение («бодхи») – и Сиддхартха стал «буддой», т.е. «просветленным», или «пробужденным».

«Бодхи» стало называться и легендарное дерево, под которым Сиддхартха Гаутама обрел искомую истину, это дерево видели якобы еще в прошлом веке. Так из Сиддхартхи получился Будда – основатель буддизма.

Когда впервые Будда выступил с проповедью своего учения, он подвергся насмешкам со стороны других отшельников. Но постепенно вокруг него сплотилось немало учеников и последователей. Так образовалась первая буддийская община.

Будда вел подвижный образ жизни и в течение сорока пяти лет пропагандировал свое учение. Членами его общины стали и некогда брошенные им жена и сын. Скончался Будда в тесном кругу своих единомышленников в возрасте восьмидесяти лет. Его последними словами были: «Ничто не вечно».

Буддизм сохранил лишь дату смерти Будды. Современная историческая наука датирует жизнь Будды 563 – 483 гг. до н. э3.

Источник: http://works.doklad.ru/view/T1oNzCNYDfw.html

Ссылка на основную публикацию