Особенности буддийского погребального обряда, поминки

Содержание скрыть

Буддийский погребальный обряд

Буддисты относятся к смерти как к очередному перерождению, переходу в новый жизненный цикл. Поэтому родным не рекомендуется выражать горе по поводу кончины близких людей.

Буддизм вообще не одобряет излишних привязанностей человека к чему или кому-либо, поэтому скорбь в связи с любыми потерями советует подавлять и изживать.

Самому же уходящему из жизни следует расставаться со своим телом максимально осознанно и подготовленно.

Для этого существуют особые духовные практики, освоением которых священники советуют заниматься в течение всего своего земного существования. Гаутама Будда уходил в реинкарнацию, медитируя. Повторяя его путь, буддистские мастера также стремятся умирать в сознании, очищенном медитацией.

Подготовке к смерти и погребению

В ритуалах буддизма занимают особое место. Ведь правильно пересеченный порог очередного пути существования открывает душе человека дорогу в новое существование.

Простому мирянину, с точки зрения религии, следует уходить из жизни под руководством ламы или другого духовного учителя, который поможет ему настроиться на переход. Сам же умирающий должен лечь на правый бок, подложить правую руку под голову и думать о прекрасном и возвышенном.

Переход к лучшей жизни (которая, с точки зрения буддизма, ждет каждого, кто провел эту часть своего существования в гармонии с собой и миром) нужно осуществлять в просветлении, прислушиваясь к тому, как медленно “отключаются»”телесные функции, и душа освобождается для нового рождения.

Не бояться, быть спокойным, уйти с легким сердцем для буддиста очень важно, так как это благоприятно повлияет на состояние кармы. После смерти тело готовится к погребению только мужчинами, на которых указал предсказатель. Они обмывают и обряжают покойного в саван согласно обычаям конкретного этноса. После этого покойного кладут на спину, выпрямляют ему конечности и зашивают веки.

Сразу после кончины близкого семья приглашает в дом астролога, который читает по священной книге судьбу отлетевшей души. Для этого он должен точно знать время и обстоятельства кончины человека.

В результате он дает информацию о том, как должно проходить погребение:

– в какой день и час нужно организовать похороны;

– как и в какую сторону света необходимо выносить тело из помещения;

– кто из родственников может прийти на церемонию, а кто нет;

– кому из них обязательно надо будет совершить священное касание к телу при прощании;

– какие молитвы нужно будет читать родным после сразу погребения и в поминальные дни.

По поверьям, если не будут соблюдены все эти тонкости, то этим семья умершего навлечет на себя разнообразные несчастья вплоть до новых смертей.

Источник: https://danila-master.ru/articles/buddijskij-pogrebalnyj-obrjad.html

Похороны в Буддизме

Буддизм наряду с православием, иудаизмом и исламом – одна из четырёх ведущих по численности конфессий на территории РФ. Традиционно адепты данного учения проживают в прилегающих к Монголии и Тибету территориях. Буддизм исповедует большая часть населения Калмыкии, Бурятии и жителей Забайкалья. Урбанизация населения привела к распространению буддизма и в больших мегаполисах.

Как при жизни, так и после смерти, каждый человек стремится обрести благодать согласно своей вере. В христианстве это Царствие Небесное, в исламе – Райский сад с гуриями, в буддизме – достижение нирваны. Но прежде чем получить желаемое необходимо разорвать путы, связывающие с земным воплощением человека. Поэтому так важно соблюсти все похоронные обряды над телом умершего буддиста.

Нет исповеди

Чувствуя приближение смерти – на пороге неизведанного – человеку свойственно бояться. В такие моменты часто призывают священнослужителя для получения последних наставлений.

В отличие от монотеистических религий, в буддизме нет понятия исповеди. Ламу призывают не для получения отпущения грехов или бесед о прожитой жизни.

Духовный учитель помогает избавиться от страхов и с достоинством принять неминуемое.

В позе эмбриона

Умирающий лежит в удобной позе. Нередко можно встретить описания старинного обряда обязательного укладывания в позе эмбриона на правый бок, но в наши дни этому не уделяется особого внимания. Такая традиция возникла неспроста.

Чтение вслух молитв ламой, медитативные техники и воскурение ароматических трав нацелены на успокоение умирающего. В таком состоянии человек постепенно примиряется со своей участью – дыхание тяжелеет, функционирование организма прекращается и с последним вздохом сущность покидает бренное тело.

6 посмертных миров для воплощения

Вселенная буддистов состоит из 6 миров. Каждый из них населён особыми существами – богами, полубогами, людьми, животными, полудемонами и демонами. В зависимости от кармы душа воплощается в одном из них.

Если при жизни человек накопил положительную карму, ему отмерен определённый срок пребывания в пространстве между богами и полубогами, если отрицательную – среди демонов или полудемонов. При равном количестве деяний сущность вновь обретает человеческое тело.

Однако прохождения между сферами заставляют человека забыть о том, что он узнал в прошлой жизни. Лишь склонности и умения могут как-то себя проявить в будущей жизни.

От сансары к нирване

Пройдя полный жизненный цикл, сущность человека обретает спокойствие и умиротворение, после чего покидает сансару и устремляется в нирвану. Но чтобы достичь этого, нужно отречься от неведения, привязанностей и отвращения.

Действия над телом

Раньше в буддизме была традиция оставлять умершего на 3 суток в недвижимом состоянии и лишь затем совершать какие-либо действия над телом. Почему?

  • родственники за это время убеждались, что человек действительно умер
  • душа находится всё это время возле тела и не надо её тревожить зря
  • перед домом почившего развешивались белые ленты-указатели, по которым знакомые и друзья находили путь ко входной двери – появлялось время для прощания для тех, кто идет издалека

Церемония воды

По наступлению смерти исповедующие буддизм по японскому обряду смачивают губы усопшего водой смертного часа. Проделывают Церемонию воды с помощью ватного тампона. Палочки или пинцет передаются поочерёдно каждому из присутствующих родственников по старшинству.

Нож на грудь усопшего

На прикроватном столике усопшего располагают его фотографию, украшенную цветами, зажигают свечи и благовония.

Как в православии перед изображением почившего ставят стопку водки с хлебушком, так и в буддизме порой ставят пиалу с рисом и воткнутыми вертикально вверх столовыми приборами.

Часто на грудь почившего клали нож, чтобы отогнать злых духов от тела. Домашний алтарь занавешивают белой специальной бумагой. При желании то же можно сделать с зеркалами.

Похороны на 3 день

Как и в православии, буддисты придерживаются правила хоронить тела своих родных на третий день. При этом накануне обязательно проводится обряд отпевания и всенощное бдение у гроба.

Единственной препоной для совершения обряда в установленное время могут быть праздники или неблагоприятные дни (томобики).

Узнают о том, можно похоронить в тот или иной день у священника в ближайшем буддийском храме.

Часто такую сверку с календарём путают с астрологическими прогнозами и усматривают нечто сакральное в дне и времени смерти.

Омовение

Омовение тела проводят горячей водой и проспиртованными ватными или марлевыми салфетками. Естественные отверстия тела затыкают ватными тампонами, а веки зашивают. Делает это специальный человек – буянчи.

Бальзамирование, но не вскрытие

Буддисты положительно относятся к бальзамированию и посмертной косметике, но вскрытие тела не приветствуется.

Белые погребальные одежды

Одежды покойного должны быть чёрного (иногда – белого) цвета. У мужчин это костюм, у женщин – платье или кимоно (халат). На одеянии не должно быть рисунков, вышивки или прочих украшений. На ноги одевают гетры, гамаши и соломенные тапочки, на запястья – молельные чётки. Поверх головы повязывают белую косынку. На шею вешают кошель с шестью монетами для загробного путешествия.

Наизнанку и шиворот-навыворот

Стараются при облачении совершать действия наоборот или навыворот, чтобы случившееся несчастье не коснулось живых. Например, запахнуть на другую сторону полы халата или надеть носки наизнанку.

Положение во гроб

Особых требований к гробу у буддистов не существует, поскольку к домовине прибегали лишь при захоронении в землю. Для остальных видов погребения использовали плотное одеяло или мешок, складывая тело в нём в позе эмбриона.

На дно гроба укладывается небольшая белая простынь, а в изголовье – подушка. Одетое в ритуальное облачение тело аккуратно перекладывается в гроб. Руки умершего складываются ладонями друг к другу, как для совершения молитвы. Торс укрывают плотным покрывалом белого или золотого цвета, на лицо – лёгкую белую ткань.

Отпевание

Буддизм, наверное, единственная религия, в которой умерших не вносят в храм. Считается, что усопший представляет собой «нечистое», что не должно осквернять святыни. По этим же причинам домашний алтарь также скрывают под белой бумагой, пока умерший находится в доме или до его погребения. Для проведения отпевания ламу приглашают в дом.

Молитвы 3 дня:

  • В день смерти проводится краткая поминальная служба, на которой присутствуют только домочадцы. Часто священника просят подобрать новое имя почившему. Кайме или посмертное имя подбирается в соответствии с характером или особенностями, проявленными при жизни.
  • На следующий день, перед всенощной, распорядитель похорон в 6 часов вечера зажигает ладан и произносит небольшую молитву во славу усопшего. Родственники совершают традиционный сёко – добавляют щепотку ладана в курильницу. В конце службы присутствующим предлагается небольшое угощение.
  • В день похорон обряд совершается в отдельном зале для прощания, куда переносится гроб. Для этих целей вполне подходит ритуальный зал морга. Об этом следует договариваться заранее, поскольку чтение сутр занимает время.

Черно-белые одежды

Во время последнего отпевания все скорбящие должны быть одеты в строгие одежды. Члены семьи надевают чёрные наряды, а знакомые и коллеги – белые. На нарядах не должно быть вышивки или рисунков. Из украшений разрешены только изделия из жемчуга.

Денежное пожертвование

На отдельном столике устанавливается фотография умершего и памятные вещи. Каждый из преставившихся подносит цветы в знак скорби, а родственникам вручает конверт с символической суммой «на похороны». Чем ближе человек знал усопшего – тем денежное пожертвование должно быть больше.

Прощание с умершим

В буддизме не принято совершать похороны с особой помпой. Посещение кладбища в день захоронения дозволено только родственникам мужчинам или женщинам преклонного возраста. Потому прощание с умершим возможно при последнем отпевании в доме почившего.

Ещё один способ поддержать членов семьи в их горе – прийти в дом на следующий день после трагического события. Во время всенощного бдения домочадцы принимают пришедших выразить свои соболезнования.

Способ погребения

По буддийским традициям тело должно быть передано во власть одной из стихий:

Земле. Наиболее привычен для народов России.

Воде. Позволительно проводить в приморских городах.

Огню. Кремация стала популярной в наши дни по причине уменьшения свободных участков на кладбищах.

Воздуху. «Небесное погребение» осталось востребованным в Тибете и прилегающих районах. Формально этим обозначается скармливание человеческих останков птицам-стервятникам.

Дереву. Является пережитком прошлых времён, когда умерших оставляли просто в деревянной домовине до полного разложения или забрасывали выкорчеванными пнями.

Похоронная церемония

Вслед за буддийским священником, прочитавшим заупокойные сутры, берут слово близкие усопшему. Они кратко рассказывают о деяниях почившего, возносят ему хвалу. Далее организатор печальной церемонии зачитывает слова соболезнования, написанные на листочках, уложенных на столике. Тогда же озвучиваются телеграммы, прибывшие от дальних родственников, не присутствующих на похоронах.

В конце церемонии происходит окончательное прощание с покойным. В гроб укладывают цветы и фото со столика. Делают это как в случае предания земле, так и при кремации. Если далее планируется транспортировка гроба с телом на малую родину от этого придётся отказаться. Ведь санитарные нормы предписывают в обязательном порядке получение справки о невложении посторонних предметов.

Крышку гроба после этого водружают на своё место и забивают. Каждый из присутствующих на церемонии мужчин прикладывает к этому руку. Считается, что забитый с двух ударов гвоздь приносит счастье. В качестве инструмента используется не молоток, а камень.

Далее домовину выносят 6 нанятых носильщиков ногами вперёд и устанавливают в катафалк. Специализированный транспорт отправляется в крематорий или на кладбище. За ним следуют только члены семьи усопшего. В руках старший мужчина несёт памятную табличку. При необходимости, их может сопровождать лама.

На кладбище

Некрополь в день захоронения посещают только мужчины и женщины преклонного возраста. Для последних данный визит необязателен. Запрещено на погосте появление беременных или женщин с маленькими детьми.

Обряд предания земле скромный. Гроб погружают в землю и закапывают. После погребения каждый из присутствующих омывает руки и окуривается ладаном или благовониями.

Кремация

Перед погружением гроба в печь приглашённый буддийский священник вновь читает положенные сутры. Члены семьи совершают сёко. Далее служители крематория выполняют свою работу. Принято некоторое время родственникам оставаться в траурном зале, поминая добрым словом покойного.

В Японии существует целый обряд переложения сожжённых останков в урну. Двое служащих аккуратно перекладывают кости упокоенного, начиная с ног и заканчивая подъязычной. В России при кремации прах измельчается и в таком виде выдаётся родственникам.

Окончание похоронной церемонии

Существует обычай одаривать пришедших почтить память почившего небольшими презентами. Обычно их стоимость рассчитывают согласно близости к покойному и примерно составляет ¼ – ½ от положенных пожертвований. В качестве подарков выступают вещи нужные в хозяйстве – платки, полотенца, мыло, сладости, кофейный набор и т.п.

Читайте также:  Почему монахи не едят мясо – обычаи в буддизме

Сопутствующие обряды

Буддийские похороны нацелены больше на очищение дома и родственников почившего от возможных несчастий в будущем. Не уделяя большого внимания самому телу, духовные практики наставляют близких на спокойное восприятие случившегося.

Следует понимать, что от исполнения того или иного обряда не зависит дальнейшая судьба усопшего. Единственная цель их совершения – задобрить духов смерти, чтобы те не унесли ещё кого-то с собой. Сущность, покинувшая тело, больше никаким образом не связана с останками.

Прах уподобляется покинутому дому. Дословно – становится «бесполезным как бревно».

Проявления скорби

Тем не менее, часто можно встретить следующие проявления скорби со стороны домочадцев:

Облачение в специальные траурные одежды. Порой голову повязывают белой лентой для сообщения окружающем о переживаемом трауре.

Хождение с костылём. Обессиленная и хромающая поступь показывает, что люди выбиты из сил от безутешного горя.

Чтение сутр. Медитативные техники и молитвы помогают при сильной душевной травме.

Жертвоприношение. Иначе – благотворительность или подаяние. Выражается в виде цветов в храм или угощения фруктами.

Воскурение благовоний. Скорее это следует отнести к аромотерапии в моменты психологического кризиса.

Сколько длится траур

Ещё недавно глубокий траур следовало носить все 49 дней со дня смерти дорогого человека. Поскольку такой длительный период отсутствия на работе или учёбе в современном мире не приветствуется, его ограничили следующим количеством дней:

  • 10 дней – по супругу,
  • 7 дней – по родителям,
  • 5 дней – по детям,
  • 3 дня – сёстры и братья, бабушки и дедушки,
  • 1 день – внуки, тёти, дяди.

По окончанию 49-дневного траура с домашнего алтаря снимается прикрывающая его белая бумага. В первый год по кончине вся семья не справляет свадьбы, не посещает увеселительные заведения, не молится в храме.

Поминовение

Поминальными днями считаются каждые седьмые сутки со дня смерти – вплоть до 49 дня. Поминки справляют на 7 и 49 дни. На 14, 21, 28, 35 и 42 дни поминовение происходит в узком кругу семьи. Это связано с верованиями, что душа проходит 7 различных испытаний в загробном мире, способствующие её успешному перерождению. Во все указанные дни на дом приглашают священника для чтения молитв.

Если останки было решено кремировать, то урна находится в доме до 49-го дня и лишь потом происходит её захоронение.

Имя усопшего наносится на ритуальную табличку, устанавливаемую возле домашнего алтаря в том доме, где он проживал. Это необходимо, чтобы потомки всегда помнили об ушедших из жизни предках.

Особыми считаются 1, 2, 6, 12, 16, 22, 26, 32 и 49 годовщины. На первые две поминальные даты службы проходят с участием священнослужителя. Остальные – в тихом семейном кругу.

При совпадении двух и более поминовений в один год – их объединяют.

Перевоплощение через 49 лет

По прошествии 49 лет считается, что упокоенный уже потерял идентификацию и воплотился в ином теле. Потому табличку переносят в семейный храм, а поминки справлять перестают.

Поминальные дни

Как и в других религиях, у буддистов существуют определённые даты, в которые происходит поминовение усопших родственников. В эти дни проводятся службы в храмах, близкие посещают могилы, произносят молитвы.

О-бон. 13-16 августа души умерших посещают дома, где обитали при жизни. В эти дни готовятся угощения, которые почившие любили при жизни. В первый год по смерти дом украшают снаружи белыми лентами или фонариками, чтобы душа нашла дорогу к родным. В последний день вечером зажигают огни, чтобы достойно проводить душу обратно в загробный мир.

О-хиган. Недели весеннего и осеннего равноденствия. Посвящены благоустройству примогильной территории.

Надгробие

Часто можно встретить описание захоронения буддиста строго по частям света, с определённым могильным камнем в изголовье и шестом с молитвами в изножье. На самом деле эти ритуалы мало связаны с буддийскими канонами. Исповедующим скорее характерна простота и спокойное отношение к смерти. Излишнее почтение следует проявлять только в отношении умерших лам.

Могилу последователя Будды следует оформлять в сдержанных тонах. Обычная прямоугольная плита с высеченными данными о почившем – лучший способ выразить почтение. Как правило, перед надгробием оставляют небольшую площадку. Её используют для воскурения благовоний во время визита и возложения цветов. Садовые цветы также можно высадить непосредственно у самой могилы.

Отношение к самоубийцам

В буддизме нет однозначного отношения к людям, наложившим на себя руки. С одной стороны такое решение оборвать свою жизнь порицается, если оно было принято во гневе или исступлении.

По мнению настоятеля петербургского дацана Буды Бадмаева, самоубийство является проявлением высшей степени эгоизма.

Несогласный с мироустройством не находит иного способа получить желаемого, как укорить весь мир своим уходом из жизни.

В то же время героические поступки, совершённые на грани самоубийства, вызывают почтение. Пожарник, ценой своей жизни спасший детей, или служащий правоохранительных органов, погибший при исполнении должностных обязанностей, достойны положительных отзывов.

Отношение к отступникам

Самого понятия отступничества в буддизме не существует по той причине, что это не монотеистическая религия. Одновременно верить в нескольких Богов допустимо и не воспрещается. От количества верований не зависит дальнейшее перевоплощение души. Лишь прижизненные деяния могут повлиять на дальнейшее местопребывание сущности.

При выборе обряда, по которому следует проводить захоронение, следует учитывать прижизненное волеизъявление человека. При отсутствии оного решение принимают близкие родственники и уточняют данную возможность у священников соответствующего храма.

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/pokhorony-v-buddizme/

Буддизм – праздники, традиции, обычаи. Основные буддийские праздники :

Культура и философия Востока давно занимала умы европейцев своим особым отношением к жизни, живым существам и миру в целом, но особенно манящим был буддизм: эта религия стала третьей самой массовой, после христианства и мусульманства. Буддийские праздники и обряды всегда отличались красочностью, помпезностью и особыми, специфическими ритуалами, уходящими корнями в древнейшие времена. В их основе – учение великого святого Будды Готамы (Гаутамы).

Коротко о буддизме

Основателем этого религиозного учения стал Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), реально существовавший человек, достигший Просветления на 49-й день медитации.

Стоит заметить, что Будда – это не имя, а скорее обозначение конкретного состояния сознания: дословно оно обозначает «просветленный, пробудившийся».

Именно Сиддхартха стал основателем одной из самых мощных и влиятельных религий на земле, хотя на самом деле буддизм – это скорее наука, чем вера в божественное. Будда сформулировал четыре истины, на основе которых и выросло учение – «Четыре Алмазные (Благородные) Истины»:

  1. Жизнь – это страдание.
  2. Причина страдания – желания.
  3. Избавление от страданий – в Нирване.
  4. Достигнуть Нирваны можно, следуя Восьмеричному пути.

Буддизм подразделяется на несколько основных и множество мелких школ, между которыми существуют незначительные, но все же различия во взглядах на свое учение:

  • Махаяна – одна из ведущих школ в буддизме. Одна из основных ее идей – это сострадание ко всем живым существам и непричинение вреда всему сущему.
  • Ваджраяна – некоторые называют её еще тантрическим буддизмом. Суть учения и его техники подразумевают применение мистических практик, способных существенно влиять на подсознание человека, приводя его к просветлению. Некоторые исследователи утверждают, что школа Ваджраяны – это ветвь первого учения, Махаяны.
  • Тхеравада – самая ранняя ветвь буддизма. Сторонники этой школы утверждают, что их учение наиболее точно передает слова и наставления Будды Шакьямуни, изложенные в «Палийском каноне» – древнейшем учении, которое передавалось устно довольно длительное время и сравнительно недавно было записано, хотя и с некоторыми искажениями, как утверждают знатоки. Монахи Тхеравады свято верят, что просветления может достигнуть только самый ревностный и старательный последователь учения, этому в подтверждение приводят истории о 28 просветленных мастерах (столько их было за всю историю буддизма).

Китайский буддизм и Дзен также считаются ответвлениями буддизма, но в них упор делается на достижения поздних мастеров, а не самого Будды Готамы.

В чем особенность буддийских праздников?

Восточный менталитет существенно отличается от европейского, а религиозный и тем паче: «праздник – значит, отдыхаем и гуляем» – это не про буддистов.

Наоборот, в эти дни они ревностно соблюдают различные ограничения, аскезы и обеты, выполняют различные ритуалы, так как знают, что энергия праздничных дней особенная и в сотни раз может усилить действие поступков: как положительных, так и негативных.

Другая особенность в том, что буддийское летоисчисление идет по лунному календарю, а так как лунный месяц короче солнечного, практически все даты праздников – переходящие, то есть скользящие по числам (христианская Пасха – тоже переходящий праздник). Также многие даты берут начало отсчета от некого определенного события, дня рождения Будды, например. Поэтому астрологи постоянно занимаются подсчетами будущих празднований, памятных событий и важных мероприятий.

Самые важные праздники в буддизме

Независимо от принадлежности к разным течениям буддизма, большая часть праздников – общая, а значит, отмечаются они одновременно во всех регионах и школах. Ниже приведенный список праздников в буддизме включает события, которые важны для всех приверженцев этого течения.

  • День рождения Будды Гаутамы: обычно выпадает на конец мая или начало июня по европейскому календарю.
  • День, когда Будда открыл свое учение первым ученикам – начало срока затворничества для бхикху, буддийских монахов. Приходится на полнолуние в июле.
  • Праздник Калачакры приходится на апрель – май и празднуется три дня, но самое торжественное действие приходится на 15-й лунный день третьего месяца по буддийскому календарю.
  • Круговращение Майтрейи (Майдари Хурал) – одно из почитаемых событий, на которое собирается многотысячная толпа. Из храма на колеснице вывозят огромную статую Будды Майтреи и объезжают территорию храма, двигаясь по ходу движения солнца. За колесницей следуют верующие, образуя живое колесо (оправдывая название), поют мантры, читают молитвы. Процессия продвигается медленно, часто останавливаясь, поэтому действие затягивается до глубокого вечера.
  • Праздник тысячи лампадок (Зула Хурал) – день ухода в нирвану Богдо Цзонхавы, боххдисаттвы, основавшего школу Гелуг в Тибете, которая считается на данный момент основной во всем мире. Празднование приходится на 25-й день луны первого месяца и продолжается целых три дня, на протяжении которых непрерывно зажигаются масляные лампадки и свечи в память о великом Учителе.
  • Нисхождение Будды с Неба на Землю (Лхабаб Дуйсэн) – в 22-й день 9 лунного месяца великий Будда спустился на Землю для своего последнего перерождения в теле человека (Сиддхартхи Готамы).
  • День Абхидхаммы – восхождение Будды на небо Тушита, отмечается в апреле по григорианскому календарю, в полнолуние седьмого лунного месяца – по буддийскому.
  • Сонгкран в разные годы отмечают между концом января и второй декадой марта.

Помимо основных, празднуется день рождения Далай-ламы – единственный фиксированный праздник, а также множество менее помпезных, но также важных для буддийских общин событий.

Весак

Один из главных буддийских праздников имеет несколько названий, которыми обозначается этот день в разных школах буддизма – день рождения, день ухода в Паранирвану и день достижения Просветления.

Практически все школы этого учения уверены, что эти три важнейших события в жизни Будды произошли в один и тот же день, только в разные годы. Весак, Дончод-Хурал, Сага Дэва, Вишакха Пуджа – эти все названия означают одно и то же.

Целую неделю последователи Будды отмечают Весак, рассказывая миру о жизни их гуру, зажигают в его честь фонарики, сделанные из бумаги, которые являются символом просветления, к которому ведет Учитель.

В монастырях и храмах устраиваются торжественные молебны, шествия и всенощно читаются молитвы, поются мантры и зажигаются тысячи свечей вокруг священных ступ. Монахи рассказывают всем желающим интересные истории из жизни Будды Шакьямуни и его верных учеников, а гости могут принять участие в общей медитации или сделать подношение монастырю, показывающее их приверженность Дхамме.

Асалха, день Дхаммы

Самый важный праздник в буддизме – Асалха (Асала, Асалха Пуджа, Чокхор Дучен), день, когда Будда впервые произнес свою проповедь о Благородных истинах своим первым пяти ученикам, с которыми он позже основал первую общину для монахов (Сангху).

В честь такого выдающегося праздника в буддизме монахи ежегодно в этот день читают «Дхарма-чакра-правартану» – одну из сутр, а также дают наставления относительно того, как правильно следовать учению Будды.

Многие проводят этот буддийский религиозный праздник в медитации, надеясь достигнуть Просветления в такую знаменательную дату, как это случилось с Каундиньей (один из первых учеников Гаутамы).

Асола Перахара

Так называется у буддистов «Праздник зуба Будды», который особо почитаем на Шри-Ланке, хотя и не носит религиозный характер.

В истоках этого празднования лежит предание о том, что после кремации Будды Гаутамы один из его учеников заметил в пепле зуб Будды, чудом сохранившийся.

Эту реликвию поместили в буддийский храм в Индии, но в 4 веке перевезли на остров Шри-Ланка, дабы сберечь ценный артефакт для последующих поколений. Был выстроен специальный храм, в котором зуб Будды хранится до настоящего времени.

Празднование длится две недели. По улицам идут красочные шествия: разряженные слоны и танцующие люди в лучших нарядах, на одном из слонов установлен ларец с реликвией, которую проносят по всем улицам. Буддисты поют песни, запускают фейерверки, прославляя своего великого гуру.

Праздник слонов

В Индии этот праздник еще называют Шествием слонов, и имеет он больше мирское и общественное значение, нежели религиозное.

Читайте также:  Как живут люди в тибете – чем занимаются местные жители

В первооснове лежит история о том, как Будда однажды сравнил дикого необученного слона и домашнего, прирученного людьми: для того чтобы дикий слон понял, куда ему следует двигаться, его впрягают в одну упряжь вместе с обученным.

Так и с человеком: чтобы постигнуть Учение Восьмеричного Пути, следует привязать себя к уже обученному, то есть достигшему Просветления.

Как проходит буддийский праздник слонов, напоминающий последователям учения об этой проповеди Гаутамы? Массовое шествие разукрашенных слонов движется по улицам города под звуки музыкальных инструментов, ритуальных пений и восторженные приветствия жителей: более 100 животных всех возрастов участвуют в этом действии, даже малыши двух недель от роду.

Ритуалы в буддизме

Многие религиозные ритуалы отличаются специфичными верованиями и убеждениями (как для европейского человека), подчас немного странными, но при этом имеющими мистическую подоплеку всего происходящего на Земле. Именно поэтому буддисты всячески стараются своими благими деяниями повлиять на карму, причем не только свою, но и всего человечества.

1. Мэнгын Засал: раз в девять лет буддисты проводят этот ритуал для избавления от «неприятных последствий девятого года», который, по поверьям, приходится на 18, 27, 36 и т. д. год жизни человека.

В эти годы человек особенно уязвим, поэтому и проводят ритуал Мэнгын: человек собирает девять «особенных» камешков и отдает их ламе, который читает над ними специальные молитвы, дует своих благостным дыханием и велит человеку выкинуть их особым методом в разных направлениях.

Буддисты верят, что таким образом человек защищается от несчастий на целых девять лет, поэтому стараются провести его в первый месяц Нового года.

2. Тчаптуй: ритуальное омовение для тех, кто подвержен болезням или неудачам. Считается, что если такое происходит с человеком – его жизненная энергия слишком загрязнена, и ее необходимо очистить специальным ритуалом.

В закрытой комнате над специальным сосудом читается мантра в огромном количестве повторов (от 100 000 до 1 000 000 раз).

Буддисты верят, что тогда в воду в сосуде нисходит божество и наделяет ее целебной силой, которая снимает с человека негатив.

3. Мандал Шива, или Четырехчастное подношение мандалы Таре – богине, которая устраняет любые препятствия на пути.

Часто используют при рождении ребенка, бракосочетании или важном начинании нового дела, постройки дома, например.

При проведении ритуала богине Зеленой Таре подносят ароматную воду, цветы, благостную пищу и благовония, а также светильники. Затем преподносится специальная мандала из 37 элементов и поются соответствующие мантры.

4. Часум (ритуал Гьябши) – так называют языческое подношение различным тонким сущностям (дэвам, нагам, асурам, претам), негативно воздействующим на жизнь человека и планеты в целом.

При этом эти существа настолько сварливы и капризны, что время подношений должно тщательно подбираться, чтобы не навлечь еще больший гнев на человека.

Особенно важно этот ритуал проводить тем, чья работа связана с добычей металлов, рубкой леса – любое вмешательство в природу ставит под угрозу вредителя, поэтому они стараются всячески задобрить высших существ.

Обращаясь к Будде, просящие читают молитвы и подносят светильники, пищу и луд-тормы – это человеческие фигурки, изготовленные из теста, а также цаца – рельефные изображения буддийских ступ, самого Будды из гипса или глины. Каждый вариант подношения должен равняться 100 единицам, в итоге получается 400 – поэтому и назван ритуал Гьябши – «четыреста».

Новый год по-буддийски: Саагалган

Этот праздник в буддизме символизирует начало Нового года, который в буддийской традиции приходится на весну. Интересен тот факт, что в разных странах, исповедующих буддизм, праздник Нового года может приходиться на разные даты, ведь живут они по лунному календарю, который не совпадает с солнечным, поэтому астрологи заранее высчитывают все праздничные и важные даты, оповещая народ.

За три дня до наступления Саагалгана монахи в храмах проводят особенный молебен – Дхармапалам, который посвящают десяти божествам, охраняющим учение Будды, зажигают лампады, и колокола бьют 108 раз.

Особо почитают богиню Шри-Дэви, которая, согласно поверьям, в канун Нового года трижды объезжает все владения, проверяя, готовы ли люди, достаточно ли чисто в их домах, не бедствуют ли домашние животные, довольны ли дети.

Буддисты свято верят в то, что если не спать в эту ночь до шести утра и петь мантры и молитвы, посвященные богине, то удача в наступающем году будет на их стороне. Очень важно, чтобы в новогоднюю ночь на столе были молоко, сметана, творог, масло. Также рекомендовалось проводить первый день Саалагалгана в кругу семьи.

Существует интересная традиция запускания «Коня ветра-удачи» – это изображенея на ткани, символизирующее благосостояние человека или семьи. Обязательно этот символ освящают в храме и затем привязывают к дому или расположенному поблизости дереву так, чтобы оно раскачивалось на ветру. Считается, что «Конь ветра-удачи» является мощным оберегом семьи от неудач, болезней и горестей любого рода.

В некоторых провинциях юга приверженцы школ Тхеравады надевают на статуи Будд новые монашеские одежды, которые потом отдают монахам в пользование: считается, что такие действия повышают благостную карму человека. В Лаосе в этот день люди стараются купить живую рыбу и выпустить ее на волю, таким образом также улучшая карму путем сострадания к живому существу.

Катхина-Дана

Бун Катхин – еще один праздник в буддизме, который мотивирует мирских людей делать добрые дела и таким образом «накопить» хорошую карму. «Катхина» – этим словом называют специальное лекало, по которому выкраивают одежду для монахов.

Праздник подразумевает дарение бхикху (монахам) новой одежды, для этого даритель или его семья приглашают монаха в дом на праздничный обед, перед которым читают особую молитву. После трапезы они отправляются к храму для вручения подарков. Их сопровождают миряне песнями, танцами и игрой на местных музыкальных инструментах.

Перед тем как войти в храм, вся процессия обходит его трижды, обязательно против часовой стрелки, и только потом все входят внутрь и рассаживаются для церемонии: старшие впереди, а юные – позади.

Важный момент: одеяние для монаха должно быть изготовлено за 24 часа, предшествующие празднику, то есть человек должен успеть сделать нити из хлопка, выткать ткань на станке, выкроить одеяние и после покрасить его в традиционный оранжевый цвет, а значит, не спать и не есть в течение этих суток, отдавая таким поступком дань уважения членам Сангхи (монашеской общины).

Интересно то, что в момент дарения настоятель святого места спрашивает у всех собравшихся: достоин ли (называется имя монаха) подарка, и если все присутствующие подтверждают троекратно словом «садху», только тогда бхикху получает свой подарок, благословляя изготовителя.

Это благословение считается очень ценным, поэтому сотни людей стараются успеть в канун буддийского праздника Катхины изготовить подарок для бхикху.

Источник: https://www.syl.ru/article/354616/buddizm—prazdniki-traditsii-obyichai-osnovnyie-buddiyskie-prazdniki

Обряды и обычаи в буддизме

Сегодня можно встретить большое количество последователей буддизма. В этой религии множество праздников, легенд, обычаев. 

Обряды и обычаи в буддизме

Буддизм – мировая религия

Про буддизм

Буддизм можно смело назвать одной из первых религий в истории. Но сравнивать буддизм с другими религиями достаточно сложно, т.к. о боге тут не говорят, ведь его тут нет. Буддизм – это больше философская система. 

Буддизм – мировая религия

Некоторые традиции буддизма

Говоря о буддизме нельзя не упомянуть об интересных традициях этой религии. Например, к браку тут относятся по-особенному. Нет никаких принуждений, но и измен также тут нет.

Буддизм дает некоторые советы, как сделать семейную жизнь счастливой. Итак, такие советы дает основатель буддизма: быть верным, не флиртовать, подпитывать чувства исключительно к своему супругу/супруге.

Вне брака не дозволено вести половую жизнь, и, конечно же, вести разгульный образ жизни. 

Традиции буддизма

Семейные отношения

Если человек не хочет семейных отношений – его не заставляют этого делать, все довольно добровольно. Если люди не могут жить вместе, им тяжело, то они могут договориться и разойтись. Но если следовать всем рекомендациям Будды, такой исход семейной жизни крайне редок. Также светило не советовал заключать брак людям, у которых огромная разница в возрасте.

Семейные отношения

Что для буддизма представляет собой семейная жизнь?

Для этой религии брак и семейная жизнь представляется, как возможность вместе развиваться, поддерживать любимого человека во всем. Также супружество – это отличная возможность не быть одиноким, если кого-то пугает этот фактор.

Буддийские монастыри и образ жизни монахов

Буддийские монахи

Последователи, как правило, обитают в общинах при храме. В нашем понимании, и в плане буддизма, монахи – это разные люди. В буддизме монахи не священнослужители. Это люди, которые обучаются в храме. Они медитируют и изучают священные тексты. При желании, и женщина, и мужчина может стать частью подобной общины. 

Идеи буддизмаСовет

У учения несколько направлений, и каждое из них обладает своими правилами. И эти правила необходимо соблюдать.

Некоторые правила гласят отказаться от мяса, некоторые гласят перестать вести сельхоз деятельность. А некоторые гласят не быть участником социальной жизни и политики.

А на что живут монахи, спросите вы? Монахи живут от подаяния. Если человек решил следовать Будде, то он должен следовать и правилам.

Значения праздников в буддизме

Праздники в буддизме

В буддизме у праздников особый статус. Тут нет разгульных празднований, как принято у нас. В этой религии праздник представляет собой особый день, в который человек встречается с большим количеством ограничений.

В буддизме верится, что в праздник все мысли и поступки имеют большую силу – причем не важно, какие поступки имеются ввиду: плохие или хорошие.

Если правильно все соблюдать, особенно в праздники – то суть учения будет постигнута гораздо быстрее, и человек приблизится к абсолюту. 

Праздники в буддизме

Чистота везде

Праздник – это время, когда внутри и снаружи должна быть чистота. Чтобы была чистота, необходимо совершать определенные обряды, повторять мантры, играть на музыкальных инструментах. Человек, совершая все необходимые обряды, восстанавливает тонкую структуру, его сознание проходит очищение. В праздник все идут в храм, делают подношение. 

Везде чистотаСовет

Если какой-то праздник было решено отпраздновать дома, то это в норме вещей. Главное, чтобы человек имел правильный настрой и понимал, что это важно именно для него в первую очередь.

Праздники

Вишакха Пуджда

Праздник Вишакха Пуджда

В буддизме существуют разные праздники: Вишакха Пуджда, например. Это праздник посвящено основателю учения. В этот день украшаются храмы, монахи читают молитвы. Миряне слушают истории о Будде. Праздник длится неделю. 

Праздники буддистов

Асалха

Другой праздник – Асалха. Он был придуман в честь достижения просветления. Праздник проходит в июле при полнолунии. И это только часть особенных религиозных праздников.

Праздники в буддизме

Мистерия Цам

Праздник Мистерия Цам

Нельзя обойти стороной и праздник под названием Мистерия Цам. Праздник проходит каждый год и длится несколько дней. Она может быть в любое время года, празднуется в монастырях. Было принято ставить пьесы, или ритуальные танцы. Мистерия делалась с разными целями. Например, устрашить врагов учения, показать, каково же учение на самом деле.

Празднование Мистерия Цам!!!Важно!!!

Буддизм богат на праздники, причем не только религиозные, но и более мирские. Например, Новый год, праздник Калачакры и ряд других праздников. В буддизме достаточно большое количество праздников. При этом, важными считаются не только религиозные, но и другие – все они очень важные и не имеют торжественного размаха. Все празднуют довольно скромно.

Вывод:

Учение направлено на просветление, поэтому его обычаи и традиции (например, свадебные) именно к этому и подводят людей. Необходимо жить в гармонии с собой и окружающим миром. Даже в праздники последователи учения не отклоняются от правил.

Суть буддизма

Источник: http://www.xn—–6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obryadyi-i-obyichai-v-buddizme

Буддийские обряды и обычаи

Дзул–хурал

Так называется «святильный обряд», совершающийся поздней осенью. Дацанские храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением богов каются во всех случаях плохого обращения с домашними животными.

Плохой корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных страдать, – тяжелые грехи, вызывающие якобы дурное перерождение. Ведь в каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими.

Возможно, что в своих истоках дзул–хурал восходит к индийскому культу «священных» животных.

Найдани–хурал

Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается также осенью.

Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найданы были когда–то мирскими людьми, но, уйдя в отшельничество, заслужили «спасение».

Найдани–хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям.

Обо

Обо – обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса.

Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов – «хозяев местности». На камнях оставляют жертву – пищу, монеты, шелковые платки (хадаки).

Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается «хозяевами местности». Во время проведения обо нередко забивают скот.

Читайте также:  Кратко о культуре буддизма – каково ее влияние на различные страны

Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона.

Усу тяялгн

В Калмыцкой АССР изредка наблюдается проведение близкого к обо обряда усу тяялгн, т. е. жертвоприношения духу – «хозяину воды». Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели на специально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свеже–сваренной ухой.

Поклонение «святым» местам

В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места, объявленные ламами «священными». К ним верующие совершают паломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономном национальном округе Читинской области и Аршан в Тункинском аймаке БАССР.

Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша–ны), а также скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала с небольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, считая, что это принесет им благополучные роды.

Часто у «святых» мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и т. д.

Семейный алтарь

В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним.

Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурха–ны), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные «священные» предметы.

На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы.

Молитва

Молитвы, обращенные к бодисат–вам, обычно просто механически заучивались верующими, так как язык их (тибетский) оставался непонятным.

Кроме молитв верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающие могли вести «учет» произнесенным молитвам и заклинаниям с помощью специальных четок.

Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его – верующего – благочестии.

Наряду с этим ламаизм ввел своеобразную «механизацию» молитвы. В так называемые хурдэ – полые, обычно металлические, цилиндры – закладываются молитвенные тексты.

Цилиндры бывают самых различных размеров: диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Через центры крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться.

Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов.

Вера в талисманы

Бу – талисман – носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний – для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее.

Более действенным считается гу–маленькая статуэтка Будды или часть г одежды «живого бога», носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике.

После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

Гурумы и абаралы

Любое событие в жизни ламаиста заставляет его обращаться за советом к ламе–зурхачину, т. е. гадателю–астрологу. Последний указывает верующему, какие обряды и заклинания надо провести для успешной перекочевки на другое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похоронах родственника и т. п.

Немалую роль при этом играет принятый в буддизме индийский календарь. В нем годы называются по наименованию знаков зодиакального круга: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Эти названия сочетаются с одним из пяти «элементов» – дерево, огонь, земля, железо, вода.

В результате получаются шестидесятилетние циклы, «ведущиеся от 1027 г. нашего летосчисления. Сейчас идет 16–й цикл. Именно этот календарь, обычно именуемый японским, лег в основу некоторых неомистических представлений, получивших распространение в последние годы. Месяцы именуются тоже знаками зодиака или просто порядковыми номерами.

Дни недели – названиями семи светил. Рассчитав все «данные», лама–астролог составляет на новорожденного гороскоп, в котором, основываясь на качественных особенностях года рождения («огненный дракон», «водяная курица» и т. д.), дня и месяца появления на свет и т. п.

, «предсказывает», чего и когда надо опасаться вступающему на жизненный путь, какие заклинания произносить, на ком он может жениться и т. д.

В менее ответственных случаях гадают по трещинам, образующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо) и пр. Когда «установлена причина» болезни, кражи, стихийного бедствия, специальный лама–заклинатель (абаралчин, или гурум–чин) совершает часто сложный и дорогостоящий обряд – гурум, или абарал.

Особенно много гурумов связано с представлением о злых духах как причине болезни и смерти человека, падежа скота и т. д. Одним из популярных гурумов является аминзолик, который раньше в случае назначения ламой проводился верующим обязательно, хотя бы это вело к полному разорению. Лама изготовлял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного.

Затем путем заклинаний «загонял» туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум «жалдой» требовал сооружения на специальном столике вылепленных из теста или глины изображений людей или животных, которым надо оказать «помощь». Они окружены оградой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи.

Во время гурума «ухедэл дараха» ламы якобы ловят чертей и могут даже победить смерть.

Многие обряды и суеверия связаны с представлением о том, что счастье нечто полуматериальное, могущее быть «приданным» или «отторгнутым» от данного дома. Для «удержания» счастья в доме при удалении из него части имущества (при продаже скота, молока) верующие оставляют в доме частицу удаляемого – клок шерсти овцы, несколько капель молока, проливаемых на пол.

Источник: https://studopedya.ru/1-62371.html

Буддийские обряды

Плохой корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных страдать, – тяжелые грехи, вызывающие якобы дурное перерождение. Ведь в каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими.

Возможно, что в своих истоках дзул-хурал восходит к индийскому культу “священных” животных. Найдани-хурал Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств.

Совершается также осенью Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найдены бы ли когда-то мирскими людьми, но уйдя в отшельничество, заслужили „спасение”. Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям.

Обо Обо – обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов – “хозяев местности”.

На камнях оставляют жертву – пищу, монеты, шелковые платки (хадаки) Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается „хозяевами местности”. Во время проведения обо нередко забивают скот. Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона.

Усу тяялгн В Калмыцкой АССР изредка наблюдается проведение близкого к обо обряда усу тяялгн, т. е. жертвоприношения духу – „хозяину воды”. Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели на специально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой.

Поклонение святым местам В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места, объявленные ламами “священными”. К ним верующие совершают паломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономном национальном округе Читинской области и Аршан в Тункинском аймаке БАССР.

Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша-ны), а также скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала с небольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, считая, что это принесет им благополучные роды. Часто у „святых” мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и т. д.

Семейный алтарь В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные „священные” предметы.

На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы. Молитва Молитвы, обращенные к бодисат-вам, обычно просто механически заучивались верующими, так как язык их .(тибетский) оставался непонятным.

Кроме молитв верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающие могли вести „учет” произнесенным молитвам и заклинаниям с помощью специальных четок.

Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его – верующего – благочестии. Наряду с этим ламаизм ввел своеобразную „механизацию” молитвы. В так называемые хурдэ – полые, обычно металлические, цилиндры – закладываются молитвенные тексты.

Цилиндры бывают самых различных размеров : диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Через центры крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов. Вера в талисманы

Бу – талисман – носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний – для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу -маленькая статуэтка Будды или часть одежды „живого бога”, носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

Гурумы и абаралы

Любое событие в жизни ламаиста заставляет его обращаться за советом к ламе-зурхачину, т. е. гадателю-астрологу. Последний указывает верующему, какие обряды и заклинания надо провести для успешной перекочевки на другое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похоронах родственника и т. п.

Немалую роль при этом играет принятый в буддизме индийский календарь. В нем годы называются по наименованию знаков зодиакального круга: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Эти названия сочетаются с одним из пяти „элементов” -дерево, огонь, земля, железо, вода.

В результате получаются шестидесятилетние циклы, ведущиеся от 1027 г. нашего летосчисления. Сейчас идет 16-й цикл. Именно этот календарь, обычно именуемый японским, лег в основу некоторых неомистических представлений, получивших распространение в последние годы. Месяцы именуются тоже знаками зодиака или просто порядковыми номерами.

Дни недели – названиями семи светил. Рассчитав все „данные”, лама-астролог составляет на новорожденного гороскоп, в котором, основываясь на качественных особенностях года рождения („огненный дракон”, „водяная курица” и т. д.), дня и месяца появления на свет и т. п.

, „предсказывает”, чего и когда надо опасаться вступающему на жизненный путь, какие заклинания произносить, на ком он может жениться и т. д.

В менее ответственных случаях гадают по трещинам, образующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо) и пр. Когда „установлена причина” болезни, кражи, стихийного бедствия, специальный лама-заклинатель (абаралчин, или гурумчин) совершает часто сложный и дорогостоящий обряд – гурум, или абарал.

Особенно много гурумов связано с представлением о злых духах как причине болезни и смерти человека, падежа скота и т. д. Одним из популярных гурумов является аминзолик, который раньше в случае назначения ламой проводился верующим обязательно, хотя бы это вело к полному разорению. Лама изготовлял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного.

Затем путем заклинаний „загонял” туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум “жалдой” требовал сооружения на специальном столике вылепленных из теста или глины изображений людей или животных, которым надо оказать „помощь”. Они окружены оградой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи.

Во время гурума “ухедэл дараха” ламы якобы ловят чертей и могут даже победить смерть.

Многие обряды и суеверия связаны с представлением о том, что счастье — нечто полуматериальное, могущее быть .„приданным” или „отторгнутым” от данного дома. Для „удержания” счастья в доме при удалении из него части имущества (при продаже скота, молока) верующие оставляют в доме частицу удаляемого – клок шерсти овцы, несколько капель молока, проливаемых на пол.

Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-1621.

Источник: https://www.SunHome.ru/religion/11621