Национальные блюда монголии – что едят потомки чингисхана?

Традиционная кухня Монголии – список национальных блюд с описанием и фото которые стоит попробовать

Национальные блюда Монголии - что едят потомки Чингисхана?

Всем хорошо известно, что монгольская еда не выигрывает кулинарные награды на мировых конкурсах, на самом деле, им самим нравится относить ее к еде кафетерия!

Направляясь в Монголию, мы понятия не имели, какая будет еда, на самом деле, наш монгольский друг просто сказал “не слишком надейтесь и вы не разочаруетесь!” Эта статья направлена на то, чтобы дать советы по посещению Монголии в отношении еды, которую действительно подают. P.S. Очень много баранины.

Ресторан / Придорожная закусочная

Позы – монгольские манты из баранины

Это блюдо можно попробовать во всей Монголии, часто в придорожных закусочных. Мы обнаружили, что многие обычные рестораны даже не предлагают это блюдо. Несмотря на то, что позы считаются национальным блюдом Монголии.

Хуушуур ( произносится хушур)

Во многих туристических юртах на восточной стороне Монголии предлагают этот жареный во фритюре сверток. Также является главным блюдом, предлагаемом на Надоме. Вы увидете людей, жадно кушающих их из пакета!

Цуйван – жареная лапша с бараниной

Попробовать можно везде, особенно в местах для отдыха. Это блюдо может сильно различаться по вкусу, все зависит от того, кто готовил. Некоторые – великолепные, а некоторые – очень и очень невкусные!

Многие местные жители добавляют кетчуп, чтобы придать “изюминку”.

Суп из баранины

Ничего кроме баранины, сала и бульона, иногда (если повезет) подают с булочкой, приготовленной на пару.

Кебаб из баранины

Специально подают на стол во время Надома. Трудно найти в ресторанах. Да, белые кусочки – не грибы, это настоящее сало!

Домашнее угощение: Еду часто подают не в юртах

Сухой сырный бисквит ( “Курт” или “Арул”)

Любимое блюдо всех монголов! Готовят из отжатого кислого молока, оставленного на улице, для того, чтобы он засох, и затем подают, как десерт.

Попробуйте, но он окажется в вашем списке “Еда, которую никогда не стоит снова кушать”.

Монгольские сливки – урум

Для тех, кто пробовал густые топленые сливки, запах покажется достаточно знакомым, для тех, кто не пробовал – пикантные, жирные, потрясающие сливки! Они были одним из любимых блюд Томмо в Монголии.

Масло из бычьего молока

Это очень соленое, с резким привкусом масло, изготовленное…из молока ячих. Просто для справки, семьи, как правило, делают его большими партиями, чтобы сохранить во время зимы, однако, из-за недостатка морозильной техники в юртах, масло хранят в желудке овец.

Точно! Они помещают его в желудок овцы, зашивают и оставляют в прохладе! Вы практически можете попробовать желудочную кислоту! Если вас тошнит от этого, возможно, лучше не стоит пробовать.

Обычный монгольский завтрак

Кобылье молоко – “Кумыс”

Еще одно национальное любимое блюдо. Кобылье молоко – кисломолочное ( и да, оно алкогольное). Следует отметить, что считается грубым отказ от предложенного кумыса, у вас есть 3 варианта: 1. выпить до дна, 2. поднести чашку к губам и притвориться, что вы пьете, 3. слегка опустить средний палец в молоко, смахнуть три раза влево, затем вправо, и, наконец, вверх, словно подношение духам.

Суп из баранины и лапши – Гурилтай Шол

Название говорит само за себя, блюдо обычно достаточно вкусное, если лапша хорошо посолена и домашнего приготовления.

Пять пальцев

Семейное блюдо ни с чем не сравнится. Все части овцы тушат вместе в большом горшке, включая мясо, желудок, жир и, конечно же, голову, которую умело разделывает самый старший мужчина в юрте…если вам повезет, вам могут предложить глазное яблоко!

Традиционно, разные органы должны быть съедены разными членами семьи…если соблюдается традиция, у вас может не остаться выбора и вам придется скушать потроха! В любом случае, как только мясо окажется на тарелке, в темной юрте, каждый кусок, своего рода, что-то неизвестное!

И сейчас немного о чем-то отчаянном…

Сурки

Часто встречающееся в западной части Монголии это пушистое существо до сих пор известно, как переносчик бубонной чумы! Мы не кушали сурков, находясь в Монголии, но один водитель предложил убить одного для нас на обед…мы вежливо отказались!

Меню монгольской кухни

Так как блюда в Монголии не слишком различаются в городах, мы убедились, что это английское/монгольское меню действительно полезно. Часто мы показывали его официантке и она указывала, что они могут приготовить… Находясь в Монголии, невозможно “отделаться” от еды…вы ведь должны что-то скушать, не так ли???

Мы заметили, что даже не испытав миллион вкусов, многие из блюд были вполне съедобны и иногда даже вкусны! Вы никогда не узнаете, если не попробуете новое и как вы сможете найти новую вкусняшку…вам нравится баранина??? Вам действительно должна понравиться баранина!

Источник: http://travelask.ru/questions/8554-kakaya-natsionalnaya-kuhnya-traditsionnye-blyuda-i-eda-v-mon

Монгольская еда пугает холестеринофобов, но монголы отвечают им анекдотами

АРД

Как оказалось, блюда монгольской кухни часто вызывают нелестные комментарии в соцсетях. Мало кто понимает специфику местности, природные и климатические особенности, сформировавшие пищевые привычки монголов. Но монголы не унывают, умея остроумно ответить на любые выпады против «мясоедов», и продолжают гордиться традициями своей кухни

Об этом рассказал сайт Moscow mongols, часто выкладывающий в одной из российских соцсетей фото и рецепты, а также статьи о монгольской кухне. Многим она кажется непривычной и нередко комментаторы высказываются об этом негативно – «чего стоит только возмущение от вида мясных блюд», сообщает сайт.

Такие пользователи считают, что мясные блюда монголов могут стать причиной «холестериновых бляшек», развития гипертонии и как следствие – инсульта, инфаркта миокарда. «Ешьте больше овощей и фруктов, мясо только нежирное, постное», – советуют они.

И предпринимает попытку объяснить, чем продиктованы особенности монгольской национальной кухни:

“Монгольская пища как нельзя лучше подходит к местным природным и климатическим условиям. Она и жирная и питательная.

Пищевой рацион традиционно определяется продуктами скотоводства. Это мясо (в основном баранина, говядина и конина), молочные продукты (чай с молоком, сыр “бяслаг”, сушеный творог “ааруул”, простокваша “тарак”, пенки “ором”, молочная водка “архи”, кумыс “айраг”, топленое масло “шар тос”).

Конечно, с развитием Монголии пища монголов изменилась. Но всегда традиционными остаются как мясная, так и молочная пища. В монгольской кухне методы приготовления пищи просты, отражая уникальные взаимосвязи кочевой культуры и традиций”.

АРД также не раз публиковал рецепты монгольской кухни и рассказывал о некоторых её особенностях.

И может подтвердить, что не всегда у представителей иных культур, непривычных (или уже отучившихся от такой еды, утративших традиции национальной кухни) эти особенности встречают понимание.

Хотя есть и мнение о том, что именно утрата народных традиций питания ведет к ухудшению состояния здоровья. А навязывание своих пищевых привычек можно рассматривать даже как культурную агрессию, умышленное вредительство или попытку ассимиляции…

Впрочем, монголы не унывают, встречая неприятие традиций своей национальной кухни у жителей других климатических зон. И даже цитируют народные поговорки о мясе и «остроумные ответы мясоедов». Например:

И даже рассказывают исторические анекдоты из жизни выдающихся личностей монгольского мира:

Однажды Бямбын Ринчен обедал с одним иностранцем. Тот решил подшутить над ним и сказал:

— Вы, монголы, едите одно мясо, как волки.

А Ринчен ответил:

— А вы, европейцы – одну зелень, как бараны.

А любимые блюда монголов, на наш взгляд, выглядят настолько аппетитно, что даже у тощеньких холестеринофобов, пытающихся насаждать всем подряд пищевые привычки, присущие западной «цивилизации», наверняка потекут слюнки. Только они вряд ли в этом признаются…

Источник: http://asiarussia.ru/news/8404/

Что едят монголы

Монголия – не та страна, которая у многих вызывает кулинарные ассоциации. Вместо этого обычно на ум приходят военные успехи Чингис-хана, кочевники и пустыня Гоби. Монголия – страна с самой низкой плотностью населения в мире, страна, в которой до сих пор значительная часть населения ведет кочевнический образ жизни.

В тоже время около 65% монголов предпочли бескрайним просторам современную жизнь в городах – на столицу Улан-Батор с населением около одного миллиона жителей приходится 1/3 всего населения страны.

Мир меняется, стираются границы и Монголия не стоит в стороне, в городах легко можно найти заведения, предлагающие понятные блюда и разнообразные мировые кухни, в том числе, русскую и украинскую. Но побывать в Монголии и не распробовать национальные блюда – это значит потерять значительную часть впечатлений.

Конечно, кухня, сформировавшаяся под влиянием суровой природы и кочевого образа жизни лежит немного за гранью кулинарного комфорта нежных желудком, но она того стоит. Монголы – нация мясоедов.

Даже сейчас, когда население распробовало кухни других народов, и на прилавках всегда полно китайских овощей и фруктов, основу рациона неизменно составляет мясо. И это совсем не удивительно, учитывая, что на 2,8 миллиона населения приходится более чем 40 миллионов голов скота.

Популярная поговорка: “Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу” имеет монгольские корни и точно описывает традиционный для монголов распорядок дня. Самыми большими и важными приемами пищи в Монголии являются завтрак и обед. Они обычно состоят из вареной баранины с большим количеством жира и муки, молочных продуктов и риса.

Монголы – большие любители чая, но не простого, а с молоком и солью, а иногда еще и со сливочным маслом или бараньим жиром. Такой чай обычно заваривается в термосе утром и затем пьется на протяжении всего дня. Называется этот напиток сутэй цай, попробовать его можно практически во всех ресторанах Монголии.

Этим же напитком с удовольствием угощают путников дружелюбные монголы в своих юртах, разбросанных по необъятным просторам. Из крепких алкогольных напитков наибольшей популярностью пользуется молочный самогон архи. Крепость напитка составляет сорок градусов, при этом по вкусу он напоминает молочную сыворотку и пьется легко.

Это очень коварный напиток, не привыкший к нему человек может сильно опьянеть всего от нескольких пиал.

Мясо и молочные продукты являются основными компонентами монгольской кухни. Летом и осенью монголы, ведущие традиционный образ жизни, едят преимущественно молочные продукты, зимой и весной основу рациона составляет мясо. Такая модель питания возникла, как следствие образа жизни кочевников.

Считается, что “белая пища”, а именно так обычно называют молочные продукты, нужна для того, чтобы дать отдых желудку после нескольких месяцев переваривания мяса. Самые популярный молочный продукт – это айраг (кумыс), который готовят из кобыльего молока. Монголы убеждены, что он обладает целебными свойствами.

Несмотря на то, что кумыс содержит примерно 7% алкоголя, его дают детям, конечно, не в таких количествах, как взрослым. А еще этот напиток прекрасно утоляет жажду.

Арул – второй по популярности молочный продукт, он представляет собой сушеный творог и является важным источником витаминов для кочевников. Существует также сладкий арул, который обычно подается в качестве десерта по особым случаям.

Баранина, конина, говядина, козлятина и мясо верблюда называют “красной пищей”. В кулинарии используется не только мясо, но и субпродукты и кровь. Самое популярное мясо в этих краях – баранина, а одно из самых интересных блюд из баранины – хорхог: мясо, тушенное с раскаленными камнями в казане, непременно на открытом огне.

В ресторане такое блюдо не попробовать, только под открытым небом в степи, в компании кочевых монгол. Похожим образом готовят и бодог, запекая с камнями козье мясо в желудке животного или мясо сурка в его собственной шкуре. Сушеное мясо борц – еще одно традиционное блюдо, дошедшее до современности в неизменном виде.

Готовят борц просто – нарезают говядину полосками и развешивают в тени. В городах иногда можно увидеть полоски мяса, развешанные на балконах – вот она, сила традиций. Мясо высыхает очень быстро и становится таким жестким, что его невозможно нарезать ножом.

Местные жители обладают крепкими зубами, и потому могут есть борц даже в сухом виде, но чаще окунают его в молочный чай или варят из него бульон.

Большой популярностью пользуются вареные на пару манты, которые тут называют бузы. В качестве начинки служит мясо и овощи, а также ароматный бульон. Самый удачный способ съесть бузы – это сначала откусить небольшой кусочек от верхней части и выпить жидкость, а уже затем съесть все остальное. Будьте осторожны, бузы обычно очень горячие внутри.

Хушур – еще одно популярное блюдо, представляющее вкусный союз мяса и теста. Представляет собой небольшой чебурек, соответственно, приготовленный во фритюре с начинкой из мяса. Из специй используется только соль, так что вкус мяса раскрывается в этом блюде в полной мере.

Читайте также:  Философия японии - как она формировалась и что заключает в себе

Еще одно распространенное блюдо – это цуйван: приготовленная на пару, а затем поджаренная, лапша с мясом. По одной из версий, Монголия является родиной спагетти, которые привез в Европу Марко Поло, вдохновившись именно блюдом цуйван. 

Мария Комар

Источник: http://eda.2k.ua/cooktravel/chto_edyat_mongoly/

Монголия. Сытая невозмутимость

Посмотреть, что стало с потомками Чингисхана, увидеть остовы древних динозавров пустыни Гоби и до отвала наесться мяса – вот зачем стоит отправиться в Монголию.

Улан-Батор проявляется на горизонте, как степной оазис, и неотвратимо наступает. В разбросанные по степи юрты вклиниваются билборды с рекламой арабских авиалиний и местных ресторанов, и неожиданно огромный город распахивается весь, встречая высотными бизнес-центрами и гудящими проспектами.

Но перед глазами непреодолимо витают картины бескрайних степей и низкого неба… Центральная площадь поражает размахом: на этом пространстве легко можно было бы устраивать скачки, если б не нарядная облицовочная плитка. Раньше на площади стоял мавзолей Сухэ-Батора (вождя монгольской социалистической революции), и площадь носила его имя.

В последнее время Монголия спешно освобождается от «призраков коммунизма», поэтому площадь нарекли именем другого знаменитого вождя – Чингисхана, чей памятник теперь громоздится на ступенях помпезного Дворца правительства.

И хотя сердцу города всеми силами пытаются придать цивилизованный и опрятный вид, искоренить чудесную монгольскую нелепицу, кажется, не под силу.

Обходя площадь по периметру, вы умиленно улыбаетесь соседствующим памятникам монгольским политическим деятелям и итальянскому авантюристу Марко Поло, фигуре добродушного Шрека и надписи Hollywood под окнами академического театра оперы и балета, стеле с выгравированным монгольским гимном и китайскому павильону.

Довершает«театр абсурда»расположившийся в центре площади музей с названием «Я вернулся», посвященный тарбозавру Батаар, которого нелегально вывезли из Монголии и собирались продать на аукционе в Нью-Йорке. Во временном павильоне действительно выставлен почти полностью сохранившийся скелет тарбозавра, найденный в монгольской пустыне Гоби.

Его длина – 7,3 метра, а возраст датируется 65 миллионами лет. В монгольской столице столкнулись два мира – оседлый и кочевой. И пусть оседлый образ жизни одержал здесь визуальную победу, необузданный дух кочевников сквозит из всех щелей. В спальных районах за каждым забором ютятся все те же юрты, а на городских магистралях в стихийном трафике вместе с новинками зарубежного автопрома соревнуются лошади.

Но главное, в чем сохранилась неискоренимая степная традиция, это монгольская кухня. Несмотря на обилие в столице китайских, корейских и европейских ресторанов, наибольшей популярностью пользуются оплоты местной кулинарии – незатейливые забегаловки, типа «Баянгол бууз» или других ресторанчиков с непроизносимыми названиями, написанными кириллицей.

Здесь на каждом втором столе дымятся буузы – большие пельмени, приготовленные на пару, с рубленым бараньим фаршем и обжигающим бульоном внутри. Монгольские леди аккуратно разрезают хушууры – прародителей современных чебуреков, жаренных в бараньем жире, а местные баторы (от монг.

богатыри) самозабвенно прихлебывают «черный суп» харшол – темный мясной бульон с мясом, потрохами и жиром, традиционный для монгольской кухни.

Тех же, у кого накануне были увеселительные мероприятия с алкогольными возлияниями, можно вычислить по заказанному бантану – наваристому мучному супу с мясом, который считается народным средством от похмельного синдрома. При этом мясная составляющая всех блюд монгольской кухни гиперболизировано преобладает.

Даже в аналоге русских щей – супе хуйцай – капуста и картофель кажутся приятным бонусом, а основное пространство бульона занимает все то же мясо. В ресторанах монгольской кухни вопрос: «У вас есть десерт без мяса?» не звучит нелепо. Мясное изобилие монгольской кухни – прямое наследие кочевников-скотоводов.

Суровый климат, отсутствие растительности и необходимость питаться тем, что имеется в наличие и идет за тобой само, сыграли историческую роль в том, что вегетарианцы в Монголии практически обречены на голодные муки.

Говядина, конина, козлятина, верблюжатина, мясо яка или тарбагана – в Монголии мясу каждого вида находится особое применение. Но главным козырем своей монгольской кухни считается баранину. Она наряду с пряжей из пуха яка – предмет национальной гордости. И, надо признать, небезосновательно.

Блюда из местной баранины не имеют специфического запаха, а курдючный жир считается полноценным кулинарным ингредиентом. Сами монголы объясняют вкусовые качества баранины тем, что отары круглогодично находятся на подножном корму: их ежедневный рацион составляют экологичные степные травы – никакого сена и пищевых добавок.

Кочевники – сторонники естественного подхода: животное лучше знает, что ему необходимо есть для роста и силы. Кроме того, секрет нежности мясных волокон кроется в оригинальном способе убоя и разделки туши.

В отличие от горцев, монголы умерщвляют овец, по их собственному выражению, «самым гуманным способом» (не будем вдаваться в подробности, каким именно). Здесь не увидишь подвешенные за ноги обезглавленные туши, крови не дают стекать, оттого мясо остается красным и сочным.

Одно из самых древних блюд монгольской кухни из баранины, которым почивали себя еще воины Чингисхана, –хорхог. По оригинальной рецептуре мясо вместе с костями закладывают в бидон, перемежая слои раскаленными на костре камнями.

Гарнира к такому блюду не полагается, баранину едят руками под сопровождение молочной водки архи и – гулять, так гулять – завораживающего горлового пения.

Но это случится с вами в степи, где над головой парят коршуны, а в шаговой доступности пасутся цветные отары: если хотите познать настоящий вкус Монголии, не откажите себе в удовольствии и смелости заехать в одно из бесконечного множества юртовых поселений, которые встретятся на пути.

И, будьте уверены, в гостеприимстве вам не откажут нигде. Впрочем, хорхог при желании можно отыскать и в столичных ресторанах. Например, несмотря на парадоксальность, в американской сети BD’sMongolianBarbeque.

Хотя, очевидно, в подобных местах традиционные рецептуры монгольской кухни претерпевают модернизацию – таковы неминуемые издержки глобализации. К слову, кулинарный космополитизм неплохо прижился в Монголии, по крайней мере, это касается китайской и корейской кухонь.

У китайцев монголы позаимствовали любовь к лапше, которая сегодня входит в отдельный пантеон монгольских блюд: от вариаций супов до обожаемого монголами цуйвана – домашней лапши, обжаренной с мясом. С другими азиатами монголов роднят популярные здесь блюда в стиле HotPot. Хот пот – окультуренный вариант монгольской походной кухни.

Во времена завоевательных походов воины использовали свои шлемы в качестве котелка, а в варево клали все, что попадалось под руку. В ресторане TheBull по вашему выбору вам принесут ароматный мясной бульон со степными травами или диким чесноком и множество тарелок с ингредиентами: от самых базовых и интернациональных, типа лука-шалота, грибов и лапши до сугубо колоритных – бараньих субпродуктов и бычьих фаллосов. Из всего этого вам предстоит сотворить собственный кулинарный шедевр, смешав составляющие в кастрюльке на персональной плитке, вмонтированной в стол.

Дары глобализации монголы приветствуют стоя. В Улан-Баторе даже установили памятник TheBeatles в благодарность за открытие культурных шлюзов. Но, признаться, создается ощущение, будто местное население не до конца понимает, что ему делать со всеми благами западной цивилизации, свалившимися на голову.

Европейский лоск, собранность и целеустремленность степнякам не слишком к лицу. Монголы – размеренные, убийственно неторопливые и невозмутимые, поэтому идиома «что другим стресс, то монголу хамаугэ» оправдывает себя полностью. «Хамаугэ» – аналог выражения «все по барабану». И в этом их сила.

При этом современные монголы считают себя достойными потомками великого Чингисхана и порой проявляют нешуточные имперские амбиции на фоне провинциальной простоты.

В 50 километрах от столицы расположился культурно-исторический комплекс «Чингисхан». По легенде, именно здесь в 1177 году юный Тэмуджин (первоначальное имя вождя) нашел золотой кнут – символ успеха, после чего, как известно, завоевал полмира.

Сейчас в степи высится 50-метровая конная статуя Чингисхана, внутри которой разместился музей и кафе, а на голове коня – смотровая площадка. Пространство вокруг комплекса планируют заполнить десятитысячной армией статуй конных кэшиктенов. Дерзкий замысел на этом не заканчивается: любой желающий может запечатлеть свое лицо и «подарить» его конникам.

Поговаривают, Джеки Чан, посетивший Монголию в 2010 году, станет одним из первых бронзовых гвардейцев.

В общем, Монголия удивляет. И как может быть иначе в стране, где на просьбу принести пельмени и чай тебе приносят чашу с молочным чаем, в котором помимо топленого масла плавают увесистые пельмени? А на ваш немой вопрос тыкают в меню: вот же оно, блюдо под названием «Банштайцай», что не понятно? К слову, чай здесь – фетиш.

Не в том философском смысле, который придают этому напитку китайцы с их многоуровневыми церемониями, а в житейском. От кочевого прошлого монголам досталась традиция пить наваристый чай, сваренный на молоке. В основном здесь варят зеленый низкосортный чай, который реализуется в спрессованных плитках.

При варке частенько добавляют курдючное сало, поджаренную муку и соль. Раньше такой напиток хорошо утолял жажду и являлся сытным бульоном.

Сегодня эта традиция осовременилась настолько, что в любом супермаркете можно найти пакетированный чай «Хаанцай» – три в одном: перетертый в порошок зеленый чай с сухим молоком, заменителем сливок и солью.

К удивительным вещицам можно отнести и местную сладость – сушеный творог аруул, который делают из разного молока – овечьего, коровьего или верблюжьего. Он может храниться около года без потерь во вкусе: кочевники брали аруул в длительные походы. Так же, как и борц – лоскутки вяленого мяса. Обычно его заготавливают в ноябре-декабре.

Для борца мясо упитанного рогатого скота или верблюда освобождают от слоя жира и сухожилий, нарезают на полоски и развешивают на ветру. При такой сушке влага постепенно испаряется, а все питательные вещества остаются в мясе. Перед употреблением борц размачивают в воде, при этом он разбухает и его объем увеличивается в 2 раза.

Сегодня супы из борца – завсегдатаи меню практически всех монгольских ресторанов. К Монголии сложно относится серьезно. Несмотря на внешнюю суровость, она будто соткана из тысячи курьезов, которые всегда будут веселить рафинированных европейцев. Но именно в ее степях вы ощутите необъятное умиротворение, забудете о суете и поймаете себя на мысли, что в жизни, похоже, все намного проще, чем вам казалось раньше.

Текст и фото: Ирина Сысуева

Благодарим журнал Jamie за предоставление материала

Источник: http://www.breadsalt.ru/articles/9721/

Утварь, пища и напитки народов Монголии

Интересно заметить, что наряду с металлической, эмалированной, фарфоровой и другой покупной посудой, особенно в сельских районах, бытует традиционная деревянная и кожаная домашняя утварь. Она наиболее прочна и легко перевозима, что удобно при кочевом образе жизни. Таковы, например, деревянные ведерки (модон хувин) с обручами разной высоты.

К ним для удобства переноски приделываются дужки из волосяных веревок. Ведерки используются главным образом для доения молока; употребление молочных сосудов для других хозяйственных целей в силу древних традиций воспрещается. Для воды служат высокие деревянные бочонки, имеющие в поперечном разрезе форму эллипса.

К бокам приделываются деревянные ушки, сквозь которые продевается веревка. К деревянной посуде (сав) относятся различной величины корытца и плоские блюда (таваг) для вареного мяса, чашки (аяга) и кувшины (домбо) для чая, имеющие форму усеченного конуса и охваченные в нескольких местах металлическими обручами.

В кувшины (домбо) и чайники (данх) переливается из чаши (того) прокипяченный чай. Для толчения чая употребляются ступы (уур), сделанные из цельного куска дерева. Для хранения масла употребляются хорошо промытые и высушенные желудки и толстые кишки животных. Этот вид «посуды» чрезвычайно архаичен и встречается у многих народов не только Азии, но и других стран.

Для хранения крупы и муки нередко употребляются мешки (тулам) —шкуры, снятые целиком с телят, ягнят и жеребят. Кумыс и разных видов квашеное молоко хранят в высоких кожаных сосудах, именуемых у халха хухур, а у западной ветви монголов — архад.

Читайте также:  Свадебные традиции в китае - как проходит торжество

Необходимой принадлежностью арата являются чугунные того — чаши сферической формы; они устанавливаются на таган или в последние годы, с появлением железных печей, на круглое отверстие печки. В таких чашах варят мясо и кипятят чай. Котлы обычно чистят метелкой, сделанной из хвоста яка.

Пища и напитки

Основой питания монгольского сельского населения служат молочные продукты и мясо; в меньшем количестве употребляются мучные блюда.

Многовековое занятие скотоводством способствовало выработке большого ассортимента молочных продуктов (цаган иде), которые потребляются не только в весенний и летний периоды максимального удоя молока, но в различных видах заготовляются на зиму, когда доение скота прекращается. Недостаток свежего молока в это время восполняется мяс- дой пищей и сушеными молочными продуктами.

Молоко (су) монголы пьют только в кипяченом виде. Из него различными способами закваски и выпаривания приготовляется несколько видов сыра (бислаг, ару л, эзгий, хурут), род простокваши (тараг, айраг), напитки: кумыс (чигенъ у ойратов и гуне айраг у халха), водка, (архи) и др.

Наиболее любимой едой и одновременно почетным угощением служат пенки (урум или врмв), для получения которых свежее молоко кипятится длительное время на медленном огне.

После остывания молока толстый слой пенок осторожно снимают лопаточкой и на широком деревянном блюде или дощечке складывают вдвое таким образом, что маслянистая сметанообразная масса остается внутри ноздреватых корочек. Далее пенки немного подсушиваются и подаются к чаю.

Снятое молоко слегка подогревают и, слив в сосуды, заквашивают закваской (хорошо), в результате чего получается тараг — род простокваши, которую в летнее время едят в большом количестве. У ойратов ему соответствует айраг, он хранится в большом кожаном сосуде, называемом архат.

В этот сосуд сливается молоко разных удоев, после его наполнения в него вливается химар — теплая смесь воды и молока, что ускоряет брожение. Молоко неоднократно взбалтывается специальной мутовкой (булур), благодаря чему частицы жира скопляются на поверхности и могут быть легко отделены. Их собирают в отдельный сосуд и затем перетапливают.

Реже масло получают из сметаны или сливок, взбивая их руками. Острокислый айраг разливают в чашки и пьют. Из него же изготовляют архи. Закваска для тарага и для кумыса, оставленная на зиму, весной размельчается и растворяется в теплом молоке. По старинному обычаю монголов, чужим людям закваску не дают, женатые сыновья и дочери могут получить ее из родительского дома, однако в тех случаях, когда они берут закваску, они должны взамен принести молоко.

Другим видом молочных продуктов является бислаг — род пресного сыра, в форме большой, квадратной булки. Для его изготовления в кипящее свежее молоко вливается тараг или айраг, благодаря чему происходит быстрое свертывание молока. Творожистую массу складывают в матерчатый мешок и помещают под пресс.

Обычно для этой цели служат две деревянные доски. Хорошо спрессованный бислаг легко режется ножом на тоненькие ломтики и подается к чаю. Бислаг является летней едой. Имея отличные вкусовые качества, он, однако, может сохраняться всего лишь несколько дней. Арул — также род сыра. Он изготовляется двояко.

В одном случае это творожистая масса, получаемая при кипячении квашеного молока, в другом — это творожистый осадок, остающийся после перегонки квашеного молока на водку. Хорошо отфильтрованный творог небольшими комочками раскладывают на деревянные лотки и сушат на солнце.

Обычно, проходя мимо монгольской юрты в летний солнечный день, всегда можно видеть несколько лотков, размещенных на конической части юрты. В некоторых случаях творог спрессовывают, режут ломтиками, нанизывают на нитку и также сушат на солнце. В этом случае он называется хурут, или хурса.

Арул и хурут в большом количестве запасают на зиму.

В качестве хорошего зимнего запаса служит эзгий.

При его изготовлении, так же как и при изготовлении бислага, в кипящее свежее молоко вливается тараг или айраг, но в отличие от бислага творожистую массу не отделяют от сыворотки (шар ус), а кипятят до полного ее выпаривания.

В результате получается красноватая творожистая масса пресноватого вкуса, которая может сохраняться длительное время. У ойратов (байтов) при изготовлении эзгий вместо тарага в качестве закваски употребляется молозиво.

К числу молочных продуктов, изготовляемых домашним способом, относится и топленое масло (шар тос).

Как указано выше, при сбивании пресного молока, слитого в кожаные сосуды, масло, всплывающее на поверхности, собирают в отдельные сосуды и по мере накопления перетапливают, затем оно сливается в хорошо промытые бараньи желудки или толстые кишки.

Такой способ хранения масла обусловлен кочевым «образом жизни. При перекочевках портативность, легкость и устойчивость домашних предметов весьма ценятся. Этим требованиям отвечают несомненно и указанные хранилища масла.

В настоящее время в МНР широкое развитие получили государственные механизированные маслозаводы, куда араты продают молоко. Однако для этой цели идет только коровье молоко; овечье и козье обрабатывается домашним способом.

К числу напитков, изготовляемых из молока домашним способом, относятся кумыс и водка.

Кумыс, называемый у халха-монголов гуне айраг, а у ойратов чигенъ, или чиге, изготовляется в летние месяцы из молока кобылицы, в редких случаях — из молока верблюдицы.

Обычно молоко сливается в большой кожаный сосуд и подквашивается айрагом.

Для получения кумыса хорошего качества его необходимо часто взбалтывать, особенно в течение первых суток изготовления, для чего его взбивают мутовкой не менее часа утром, днем и вечером.

Кумыс является весьма почетным и любимым напитком монголов. Его в летнее время пьют взрослые и дети, им угощают гостей, его в большом количестве заготовляют на празднество надан. С чарой кумыса в руках ульгерчи (сказители) говорят благопожелания и поют песни в честь выдающихся людей и событий.

При угощении кумысом в юрте хозяина первая чашка кумыса подносится наиболее почетным людям — гостям и старикам, по принятому этикету она подносится и принимается всегда двумя руками.

По существующему издавна обычаю монголов, считается неприличным не выпить до дна из поднесенной чашки; если человек не может этого сделать, он должен губами прикоснуться к жидкости и передать чашку хозяину или другому лицу.

Учитывая особое почитание коня у монголов, можно думать, что обычаи почитания лошади, в частности питье кумыса, несут на себе печать очень древних традиций, связанных с первобытнообщинными отношениями. Доказательством этого является наблюдавшийся автором у монголов древний обычай, при котором чашка кумыса обходила по кругу всех присутствующих, и каждый из нее отпивал понемногу, что несомненно подчеркивало равноправное участие в питье всех присутствующих.

К числу древних напитков относится и молочная архи, которая изготовляется из любого квашеного молока в специальных перегоночных аппаратах.

Так же как и при питье кумыса, чашка архи передается по кругу.

Мясо (махан) монголы едят главным образом в вареном виде. Разрезанное на куски мясо заливают водой в большой чаше и варят, слегка подсаливая, а чаще совсем без соли.

Бульон заправляется крупой, для чего употребляется пшено (шар буда) или рис (цаган буда). Монголы любят заправлять бульон также китайской вермишелью (гоймон) или лапшой.

Сваренное мясо раскладывают по чашкам и едят, иногда обмакивая в соленую воду, затем пьют бульон.

Самое любимое, почетное и широко употребляемое блюдо — баранина.

При закалывании барана домашним способом соблюдается ряд традиционных правил, среди которых самым существенным является строгое наблюдение, во-первых, за тем, чтобы кровь не была пролита на землю, во-вторых, чтобы мясо было разрезано только по суставам; дробить кости обычай не допускает.

В старину барана убивали на войлоке. Древний способ резания животных применяется теперь лишь к мелкому скоту — баранам и козам, в отдаленные же времена он применялся и к крупным животным, особенно в тех случаях, когда они предназначались для жертвоприношения.

Барана опрокидывают на землю и разрезают живот ниже грудной кости, после чего просовывают руку в надрез, ударом кулака разрывают диафрагму и зажимают аорту. После умертвления барана начинают снимать кожу.

Сначала делают надрез кожи, идущий через грудь от середины передних ног, затем делают два надреза вокруг грудинки, после чего разрезают кожу вдоль живота, далее надрезаются, до половины задние ноги и шкура снимается. После удаления внутренностей кровь, скопившаяся внутри туши, переливается в ведро. Кровь и кишки (гэдэс) заколотого животного идут на изготовление домашней колбасы. Для этой цели в кровь прибавляется немного муки. Колбаски варятся вместе с мясом.

По старинному обычаю, грудинку с диафрагмой должны до употребления под- 1вешивать в юрте, зацепляя ее за стропила (уни) юрты близ двери, остальное мясо подвешивают к решеткам (ханам), также у двери юрты.

Печень монголы любят есть сейчас же после раздела тушки барана. Ее обычно обертывают в слой жира, снятого с желудка барана, нанизывают на вертел и жарят на костре.

На вер1 теле же жарят и нижнюю часть грудинки (керсенъ), которая отделяется вместе со шкурой.

Наиболее почитаемыми частями барана являются голова и ууц — спинная часть (позвоночник) с курдюком. Их подносили в старину в качестве жертвоприношений божествам и священным деревьям, ими угощают наиболее уважаемых людей.

Обычно эти части размещают на большом блюде так, что голова, лежащая сверх ууц, должна быть направлена в сторону бурхана (изображения буддийского божества) или почетного лица. Первый кусок, срезанный с головы, ранее подносился всегда бурхану. При еде мяса араты не употребляют вилок; разделанные по суставам кости с мясом берут левой рукой и ножом постепенно обрезают.

Иногда при обрезании мяса его придерживают зубами. Араты придают большое значение тому, каким способом едят и режут мясо. По способу употребления мяса они узнают своих соплеменников.

Следует отметить некоторые старинные обычаи и поверья. Баранью лопатку (дал), которая издавна в быту монголов являлась гадательной костью, нельзя держать в зубах, как прочие кости; мясо с лопатки женщина может есть только тогда, когда она получит ее из рук мужчины.

По старому обычаю, мужчина должен был делиться мясом с лопатки со всеми присутствующими мужчинами. Ранее монголы употребляли мясо, жаренное раскаленными камнями. Этот способ изготовления у халха носит название ботог, у ойратов — зум.

Теперь он иногда применяется при приготовлении тарбаганьего мяса.

По воспоминаниям стариков, в древние времена охотники варили мясо раскаленными камнями в коже убитых животных, для чего снятую с животного кожу подвешивали к деревьям так, чтобы налитая в нее вода но вытекала, затем бросали в воду куски мяса и раскаленные камни.

В летнее время, когда мясо не может долго сохраняться, его подвяливают или сушат. Сырое мясо разрезают на тонкие полоски, развешивают на веревочках и сушат на воздухе. Затем его складывают в мешки, где оно может сохраняться длительное время.

Грудным детям дают сосать кусочек вареного курдюка.

Как отмечалось выше, мучные продукты потребляются монголами в меньшем количестве, чем мясные и молочные. Если теперь в городских и районных центрах имеются хлебопекарни и изготовляется квашеный хлеб (талха), то в худонах еще сохранился старый способ изготовления мучных продуктов из пресного теста.

К числу широко распространенных мучных изделий относятся борцог — куски мелко нарезанного теста наподобие украинских галушек, сваренного в бараньем жиру или масле. Таким же способом жарятся, вернее варятся, пресные лепешки и другое печенье.

Иногда для их изготовления употребляют деревянные, с резным орнаментом трафаретики, имеющие удлиненную форму.

К числу почетных кушаний относится халъмаг, для приготовления которого в чаше предварительно растапливают пенки, затем всыпают муку, и смесь поджаривают. Широко распространенным мучным блюдом является ячменное толокно.

Читайте также:  Свастика в буддизме - каково изначальное значение символа?

Его употребляют не только дома, но берут в качестве запасов охотники, проводники караванов, пастухи стад и др.

Одной-двух горстей толокна достаточно, чтобы сытно позавтракать, для этого в чашке горячего напитка или чая растворяют масло, затем всыпают толокно и замешивают густое тесто, которое берут руками, едят, запивая чаем.

Под влиянием китайской кухни среди монгольского населения получили распространение пирожки, начиненные сырым мясом. Одни из них — хушуры — делают из пресного теста (круглой, расплющенной формы) и жарят в масле, другие — бууз — пекут на пару, они имеют по вкусу сходство с сибирскими пельменями.

При их изготовлении на раскатанный кружочек из теста кладут мясо, края кружочка не защипывают, а собирают в виде розетки, за которую берут бууз руками и размещают на решетке, погруженной в чашу или другой сосуд с кипящей на дне водой, но так, чтобы решетка не соприкасалась с водой.

Сверху чаша покрывается крышкой.

В магазинах монголы приооретают русское и китайское сладкое печенье (бооб), а также чай, сахар и конфеты. Чай предпочитают кирпичный, чаще всего китайский, который густо заваривают и заправляют молоком, маслом или салом и солью (худжир). Чай пьют в течение всего дня; при появлении гостя в юрте первым долгом ему предлагают чашку чая.

Заменители чая из дикорастущих трав в быту монголов существуют издавна. По исследованиям ботаника А. А. Юнатова, насчитывается свыше 30 видов местных растений, употребляемых в качестве чая.

Из растительной пищи кочевое монгольское население в некоторых районах употребляет дикорастущие растения — сульхир, мангир, луковицы сараны и др.

Источник: http://lib7.com/aziatyy/329-eda-mongol-narod.html

Еда

Монгольская национальная кухня – совершенно необычное и самобытное явления. Практически не изменившаяся за последние десять веков и слабо подверженная посторонним влияниям, она может считаться историческим явлением и национальной визитной карточкой одновременно.

Традиционная пища – мясо (в основном баранина, реже – говядина или конина, мясо яков, сайгаков и других, вплоть до грызунов), которое едят в слабопроваренном виде с соусом и почти без соли.

Мясо здесь вообще самый популярный продукт – его сушат, запекают в золе, между двумя сковородами, в тесте, а также вялят, отваривают в котле и варят без котла, прямо в шкуре животного, набивая её камнями.

В итоге получаются такие необычные блюда, как слабо проваренное без соли и специй мясо “хорхог“, зажаренная изнутри раскаленными камнями мясная грудина “боодог“, запеченный прямо в шкуре козленок “бахан“, отвариваемое в огромных котлах мясо “болхойрюк” (процедура занимает много часов),

вареное овечье сало, жареные бараньи гениталии, большие пельмени “бууз“, мясо сурка-тарбагана во всех видах (не самый безопасный продукт, так как сурки являются разносчиками многих заболеваний), вяленое мясо “борц“, мясная лапша, разнообразные мясные копчености и заготовки, и т. д.

Растительных продуктов используется очень мало.

В основном это рис, горох и прочие бобовые культуры, а также различные дикорастущие травы и коренья – лук-мангир, черемша, колба, сарана и др.

Для придания блюду вкуса и цвета используют различные дикорастущие ягоды (рябина, черемуха, шиповник и т. д.), а из пряностей – черный и японский перец, корицу, лавровый лист, бадьян и степные травы.

На втором месте по популярности находятся различные виды молочных продуктов, причем для приготовления повсеместно используются разные виды молока, что дает поразительное разнообразие блюд при ограниченном количестве исходного материала.

Практически всегда на столе присутствуют кумыс, ряженка “тараг”, сушеный творог “арул“, сыр “бяслаг“, традиционные молочные пенки (используются как самостоятельное блюдо, чаще всего – лакомство, так и в качестве ингредиента многих других продуктов), мягкие сыры “нойген-пыштак” и “кыскан-пыштак“, кашеобразная масса из вываренных в молоке корней сарана с сахаром и медом – “мойчотой тибген” и так далее.

Мучные изделия также очень своеобразны – их готовят, в основном, из пресного теста с большим количеством жира или молока вместо воды, и выпекают на сковородах или в золе. Интересны жареные в кипящем жире или вареные на пару пирожки с начинкой из сырого мяса (часто их так и зовут – “пирожки”),

жареные в масле большие пирожки с кониной “хашур“, блины-лепешки на масле или жире “борцог“, “хальмаг” (смесь из пенки и муки), местный хлеб “борц” (по-сути тот же “борцог”, но подсушенный или подвяленный на ветру) и прочие.

Из напитков вне конкуренции кислое молоко “айран“, кумыс и монгольский чай “сутей цай“, который представляет собой кипяченый в котле плиточный чай, в который добавляют молоко, соль, масло, иногда – поджаренную муку или слегка обжаренное курдючное сало. При этом пьют его без сахара.

Из алкогольных продуктов популярна водка “архи” из кобыльего молока, домашний “айраг” (также из молока лошадей) или более крепкий “шимин архи” (содержание алкоголя около 12%). Повсеместно продаются алкогольные напитки импортного производства.

Источник: http://www.best-country.org/asia/mongolia/food

Как живут современные монголы, потомки великих завоевателей

Кто такие монголы, или Как живут сегодня потомки великих завоевателей

Монголы — это не один народ, а объединенное название нескольких — дауров, ойратов, барга, монгорв и других.

Основная масса этих народов проживает на территории Республики Монголии, часть — в Китае, некоторые в других странах, включая Россию, Казахстан и так далее.

Древних монголов часто ассоциируют с жестокими воинами, покорителями огромных территорий. А кроме этого, монгольское общество было развитым, имело свою письменность.

Как живут потомки кочевников сегодня, и какие традиции соблюдают до сих пор, читайте в нашем материале.

Современные монголы

Откуда взялось название «монголы?

До сих пор этимология этого слова является предметом споров, поскольку существует несколько версий, каждая из которых имеет под собой некие основания. Самая популярная из них — слово «монгол» произошло предположительно от «монг», что переводится как храбрый.

Существует предположение о том, что название имеет аналогию с рекой Манг (Манг-кол) или скалой Манг (Манг-гун), расположенными в месте проживания племен — кочевники часто выбирали себе клановые или племенные имена именно таким образом. Встречаются также предположения об образовании названия от Менгву — племени шивей, в честь имени прародительницы Боржигидов — Манг-голиджин-гоа.

Неудержимые монгольские всадники

Некоторые ученые считают, что «монгол» состоит из двух основ, образованных от тюркских слов «мэнгу» — бессметный, вечный и «кол» — войско.

Монгольский образ жизни

Часть племен, проживающих на территории Республики Монголия и северо-востоке Китая, в ХIII веке объединились под предводительством Чингисхана и положили начало монгольской этнической общности. Образ жизни и духовная культура у представителей этой нации в основном одинакова.

Монгольский пастух

Монголы занимаются кочевым скотоводством, разводя коров, яков, лошадей, овец, коз, верблюдов. Они отдают предпочтением тем породам, которые способны обеспечить всем необходимым для приготовления пищи, обустройства жилья и изготовления одежды.

Традиционной пищей монголов является мясо, в приоритете — баранина. Самое распространенное блюдо — слабопроваренное мясо с соусом, похожее на наваристый густой бульон.

Традиционное монгольское блюдо

Хозяйки делают и мясные запасы — коптят его, вялят на солнце, перерабатывают в муку. Одним из любимых угощений монголов также являются приготовленные на пару или в кипящем жире пирожки.

Употребляет в пищу также овощные супы. Большое разнообразие молочных продуктов — отличительная черта монгольской кухни (разные виды сыров, масло, творог, кумыс, молочная водка).

На столах можно увидеть блюда из диких злаков, ягоды, дичь.

Женский монгольский костюм

Особенности монгольских имен и их происхождение

Монгольские имена самобытны и каждое имеет особенное значение. Многие из них означают предметы окружающего мира, природные явления, человеческие качества. В древние времена женские имена олицетворяли красоту, доброту, кротость, тогда как мужские — храбрость, силу, мужество.

Позже стали использовать имена, связанные с названиями растений и цветов.

Особенно это касается женских имен — Сарнай (роза), Замбага (магнолия), Сайханцэцэг (красивый цветок), Дэлбээ (лепесток), Навчцэцэг (цветок-лист) и другие.

Детей могут называть в зависимости от дня недели, в который они появились на свет — Бям-бацэцэг (Суббота-цветок), Даваацэцэг (Понедельник-цветок) или от индивидуальных качеств — Амарцэцэг (Спокойный цветок).

Монгольские дети

Монгол — первый император китайской династии Юань

В истории монголов много интересных и малоизвестных фактов.

Например, задолго до того, как Китай напал на Монголию и захватил ее, был период времени, когда Китай находился в завоеванном положении.

В ХIII веке эта многочисленная нация была захвачена монгольским войском под предводительством внука Чингисхана — Хубилая. Именно он и стал носить титул первого императора китайской династии Юань.

Хубилай — монгольский хан и китайский император

Древние монголы — талантливые математики, астрономы и врачи

В древние времена представители этой нации создали свою систему счета, придумали названия числительным, дробям, ввели наименования для мер длины, веса, площади, объема и времени. Монгольский народ создал собственные денежные единицы и оставил в наследие потомкам множество сложных загадок и логических задач, решение которых требует острого ума и сообразительности.

Ими же были изобретены приспособления для совершения математических действий — зурхайские доска и таблица умножения. Живо интересовались монголы астрономией.

Они применяли математические знания для составления календарей, вычислений местонахождений астрономических объектов, продолжительности дня и ночи, определения человеческого возраста.

Существует мнение, что монгольские кочевники составили атлас, в котором все небесные звезды были собраны в 28 созвездий.

Интересны монгольские календари — лунный, солнечный, звездный. Года в них носили названия животных, самым сложным считался год обезьяны, а цикл включал в себя 12 лет. Для летоисчисления у древних монголов применялись специальные доски — дощечка с 7 отверстиями отображала неделю, с 12-ю — год.

До 1921 года лечение людей и животных в Монголии осуществлялось исключительно с помощью народных методов. Древние историки утверждают, что медицина возникла здесь в средние века.

В исторических заметках упоминаются растения и отвары, которые спасали от болей и заживляли раны. Наиболее известная личность в медицине — врач Данзап-жанцан (XVII в).

Он являлся создателем первой медицинской школы, автором нескольких книг.

Монгольская народная медицина

Монгольские врачи знали свойства всех растений, места их произрастания и способы переработки.

Рукопожатие после топтания на ноге и другие популярные суеверия

Монголы — народ весьма суеверный. В древние времена приметам, знаковым событиям уделялось особое значение, да и сейчас многие серьезно относятся к ним.

Популярным является суеверие, говорящее о том, что если человек наступил на ногу другому, то он должен тут же пожать ему руку. Если этого не сделать, то можно на всю жизнь стать врагами.

Монгол в меховой шапке

Монгольские всадники всегда подходят к своим лошадям исключительно с левой стороны, и отсюда же садятся на них верхом. Этот обычай настолько укрепился в народе, что даже лошади все к нему приучены. Если подойти к скакуну справа — это вызывает агрессивную реакцию животного и может быть опасно для здоровья и жизни человека.

Одним из самых главных запретов в Монголии является свист в закрытом помещении. Люди искренне верят в то, что такие манипуляции призываю в дом злых духов, которые приносят беды и несчастья.

Бех — любимый вид спорта монголов

Монгольская борьба (бех) — самый популярный вид спорта в республике. Для многих мужчин это значимая часть жизни, поскольку символизирует высокий статус. Если в семье рождается мальчик, родные молят небеса о том, чтобы он стал борцом.

Чисто мужской вид спорта отражает силу, волю, ловкость и смекалку. Борцы одеваются в особый костюм, неизменной частью которого является открытая рубашка.

Существует мнение, что такой фасон возник после того, как одним из участников поединков оказалась женщина.

Быть борцом в Монголии очень почётно

источник

Источник: http://intofact.ru/kak-zhivut-sovremennye-mongoly-potomki-velikih-zavoevatelej/

Ссылка на основную публикацию