аудиокурс английского языка

Содержание скрыть

Рассмотрим происхождение языков: когда то количество языков было небольшим. Это были так называемые «протоязыки». Со временем протоязыки начали распространяться по Земле, каждый из них стали родоначальником своей языковой семьи. Языковая семья это самая крупная единица классификации языка (народов и этносов) по признаку их языкового родства.

Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой».

Языки одной языковой группой сохраняют много общих корней, имеют похожесть грамматического строя, фонетические и лексические совпадения.

Сейчас насчитывается более 7000 языков из более чем 100 языковых семей языков.

Языковые семьи языков

Лингвисты установили более ста основных языковых семей языков. Предполагается что языковые семьи не связанны друг с другом, хотя имеется гипотеза о едином происхождении всех языков от единого языка. Основные языковые семьи приведены ниже.

Как видно из списка ~45% населения Земли говорит на языках индоевропейской семьи языков.

Языковые группы языков

Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой».

Языки одной языковой группы имеют много совпадений в корнях слов, в грамматическом строе и фонетике. Имеется и более мелкое деление групп на подгруппы.

Индоевропейская семья языков.

Индоевропейская семья языков — самая распространённая в мире языковая семья. Число носителей языков индоевропейской семьи превышает 2,5 млрд. человек, которые живут на всех обитаемых континентах Земли.

Языки индоевропейской семьи произошли в результате последовательного распада индоевропейского праязыка, начавшегося порядка 6 тысяч лет назад.

Таким образом все языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка.

Индоевропейская семья включает в себя 16 групп, включая 3 мертвые группы. Каждая группа языков может делиться на подгруппы и языки. В таблице, представленной ниже, не указаны более мелкое деление на подгруппы, а так же отсутствуют мертвые языки и группы.

Индоевропейская семья языковЯзыковые группыВходящие языки

Армянская Армянский язык ( восточноармянский, западноармянский язык)
Балтийская Латышский, Литовский
Германская Фризские языки (Западнофризский, Восточнофризский,Севернофризский языки), Английский язык, Шотландский (англо-шотландский) язык, Нидерландский язык, Нижненемецкий язык, Немецкий язык, Еврейский язык (идиш), Исландский язык, Фарерский язык, Датский язык, Норвежский язык (Ландсмол, Букмол, Нюнорск), Шведский язык (Шведское наречие в Финляндии, Сконское наречие), Гутнийский
Греческая Новогреческий язык, Цаконский язык, Итало-румейский язык
Дардская Глангали, Калаша, Кашмири, Кхо, Кохистани, Пашаи, Пхалура, Торвали, Шина, Шумашти
Иллирийская Албанский язык
Индоарийская Сингальский, Мальдивский, Хинди, Урду, Ассамский, Бенгальский, Бишнуприя-манипури, Ория язык, Бихарские языки, Панджаби, Лахнда, Гуджури, Догри
Иранская Осетинский язык, Ягнобский язык, Сакские языки, Язык пушту Памирские языки, Белуджский язык, Талышский язык, Бахтиярский язык, Курдский язык, Диалекты Прикаспия, Диалекты Центрального Ирана, Зазаки (язык заза, димли),Горани (гурани), Персидский язык (фарси), Хазарейский язык, Таджикский язык, Татский язык
Кельтская Ирландский язык (Ирландский гэльский), Гэльский язык (Шотландский гэльский), Мэнский язык, Валлийский, Бретонский, Корнский языки
Нуристанская Кати (камката-вири), Ашкун (ашкуну), Вайгали (калаша-ала),Трегами (гамбири), Прасун (васи-вари)
Романская Аромунский, Истрорумынский, Мегленорумынский, Румынский, Молдавский, Французский, Нормандский, Каталанский, Провансальский, Пьемонтский, Лигурский (современный), Ломбардский, Эмилиано-романьольский, Венетский, Истророманский, Итальянский, Корсиканский, Неаполитанский, Сицилийский, Сардинский, Арагонский, Испанский, Астурлеонский, Галисийский, Португальский, Мирандский, Ладино, Ретороманский, Фриульский, Ладинский
Славянская Болгарский язык, Македонский язык,Церковнославянский язык, Словенский язык,Сербско-хорватский язык (штокавский), Сербский язык (экавский и иекавский), Черногорский язык (иекавский), Боснийский язык, Хорватский язык (иекавский), Кайкавское наречие, Молизско-хорватский, Градищанско-хорватский, Кашубский, Польский, Силезский, Лужицкая подгруппа (Верхнелужицкий и Нижнелужицкий, Словацкий, Чешский, Русский язык, Украинский язык, Полесский микроязык, Русинский язык, Югославско-русинский язык, Белорусский язык

Классифиция языков объясняет причину сложности изучения иностранных языков.

Носителю славянского языка, который относятся к славянской группе индоевропейской семьи языков, легче изучить язык славянской группы, чем язык другой группы индоевропейской семьи, такие как языки романской группы (французский) или германской группы языков (английский). Еще сложнее изучить язык другой языковой семьи, к примеру китайский язык, который не входит в индоевропейскую семью, а относится к сино-тибетской семье языков.

Выбирая иностранный язык для изучения, руководствуются практической, а чаще экономической стороной дела. Для получения хорошо оплачиваемой работы, выбирают в первую очередь такие востребованные языки, как английский или немецкий языки.

Аудиокурс VoxBook поможет вам в изучении английского языка

Дополнительные материалы по языковым семьям

Ниже представленя основные языковые семьи и языки входящие в них. Индоевропейская языковая семья разобрана выше.

Сино-тибетская (китайско-тибетская) языковая семья

Сино-тибетская – одна из крупнейших языковых семей мира. Включает более 350 языков, говорящих более 1200 млн. чел. Китайско-тибетские языки делят на 2 группы, на китайскую и тибето-бирманскую.
 ● Китайскую группу образует китайский язык и его многочисленные диалекты, число носителей языка более 1050 млн. человек. Распространен в Китае и за его пределами.

и миньские языки с числом носителей языка более 70 млн. человек.
 ● Тибето-бирманскую группа включает около 350 языков, с числом носителей около 60 млн. человек. Распространены в Мьянме (бывшая Бирма), Непале, Бутане, юго-западном Китае и северо-востоке Индии. Основные языки: бирманский (до 30 млн. говорящих), тибетский ( более 5 млн.), каренские языки ( более 3 млн.

), манипури ( более 1 млн.) и другие.

Алтайская (гипотетическая) языковая семья включает тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую языковые группы. иногда включают Корейскую и Японо-рюкюскую языковые группы.  ● Тюркская языковая группа — широко распространённых в Азии и Восточной Европе. Число говорящих более 167,4 млн человек.

Делятся на следующие подгруппы:     ・ Булгарская подгруппа: чувашский (мертвые – булгарский, хазарский).     ・ Огузская подгруппа: туркменский, гагаузский, турецкий, азербайджанский (мертвые – огузский, печенежский).

    ・ Кыпчакская подгруппа: татарский, башкирский, караимский, кумыкский, ногайский, казахский, киргизский, алтайский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский. (мертвые – половецкий, печенежский, золотоордынский).     ・ Карлукская подгруппа: узбекский, уйгурский.

    ・ Восточно-хуннская подгруппа: якутский, тувинский, хакасский, шорский, карагасский. (мертвые – орхонский, древнеуйгурский.)  ● Монгольская языковые группа включает несколько близкородственных языков Монголии, Китая, России и Афганистана. Включает современный монгольский (5,7 млн. чел.

), халха-монгольский (халха), бурятский, хамниганский, калмыцкий, ойратский, шира-югурский, монгорский, баоаньско-дунсянский кластер, могольский язык — Афганистан, дагурский (дахурский) языки.  ● Тунгусо-маньчжурские языковая группа родственные языки в Сибири (включая Дальний Восток), Монголии и севера Китая.

Число носителей 40 — 120 тысяч человек. Включает две подгруппы:     ・ Тунгусская подгруппа: эвенкийский, эвенкский (ламутский), негидальский, нанайский, удэйский, ульчский, орочский, удэгейский.     ・ Маньчжурская подгруппа: маньчжурский.

Языки австронезийской языковой семьи распространены в Тайване, Индонезия, Явы — Суматры, Бруней, Филиппины, Малайзия, Восточный Тимор, Океании, Калимантана и Мадагаскара. Это одна из крупнейших семей ( число языков свыше 1000, число говорящих свыше 300 мил. чел.). Делятся на следующие группы:  ● западные австронезийские языки  ● языки восточной Индонезии  ● океанийские языки

 ● Семитская группа     ・ Северная подгруппа: айсорский.     ・ Южная группа: арабский; амхарский и др.     ・ мертвые: арамейский, аккадский, финикийский, хананейский, древнееврейский (иврит).

    ・ иврит (возрожден государственный язык Израиля).  ● Кушитская группа: галла, сомали, беджа.  ● Берберская группа: туарег, кабил и др.  ● Чадская группа: хауса, гвандараи др.

 ● Египетская группа (мертвая): древнеегипетский, коптский.

Входят языки доиндоевропейского населения полуострова Индостан:  ● Дравидийская группа: тамильский, малалаям, каннара.  ● Группа андхра: телугу.  ● Центральноиндийская группа: гонди.  ● Язык брахуи (Пакистан).

Австроазиатские (аустроазиатские) семья языков, распространённых в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Бирма, Малайзия, Китай) и на востоке Индии.  ● Вьетнамская группа: вьетнамский.  ● Мон-кхмерская группа: мон, кхаси, кхмеры, сеной, семанги, никобар.  ● Группа мяо-яо: мяо, яо.  ● Группа мунда: мунда (Индия).

Японо-рюкюская (японская) семья языков распространены на Японском архипелаге и на островах Рюкю. японский – это изолированный язык, который иногда относят к гипотетической Алтайской семье. В состав семьи входят:   ・японский язык и диалекты.   ・рюкюские языки (амами-окинавский, сакисимский и йонагунский язык).

Корейская языковая семья представлена одним единственным языком – корейским. Корейский – это изолированный язык, который иногда относят гипотетической Алтайской семье. В состав семьи входят:   ・японский язык и диалекты.   ・рюкюские языки (амами-окинавский, сакисимский и йонагунский язык).

Тай-кадайския (тайско-кадайская, дун-тайская, паратайская) семья языков, распространена на полуострове Индокитай и в прилегающих районах Южного Китая.  ●языки ли (хлай (ли) и цзямао)Тайские языки     ・северная подгруппа: северные диалекты чжуанского языка, буи, сэк.

    ・центральная подгруппа: тай (тхо), нунг, южные диалекты чжуанского языка.     ・юго-западная подгруппа: тайский (сиамский), лаосский, шанский, кхамти, ахомский язык, языки черных и белых тай, юан, лы, кхын.  ●Дун-шуйские языки: дун, шуй, мак, тхен.

 ●Бе  ●Кадайские языки: лакуа, лати, языки гэлао (северный и южный).  ●языки ли (хлай (ли) и цзямао)

Уральские языковая семья, включает две группы — финно-угорскую и самодийскую.  ●Финно-угорская группа:     ・прибалтийско-финская подгруппа: финский, ижорский, карельский, вепсский языки, эстонский, водский, ливский языки.     ・волжская подгруппа: мордовская язык, марийский язык.

    ・пермская подгруппа: удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий и коми-язьвинский языки.     ・угорская подгруппа: хантыйский и мансийский, а также венгерский языки.     ・саамская подгруппа: языки на которых говорят саамы.

 ●Самодийские языки традиционно делятся на 2 подгруппы:     ・северная подгруппа: ненецкий, нганасанский, энецкий языки.     ・южная подгруппа: селькупский язык.

Источник: http://VoxBook.ru/stati/publication/yazykovye-semi-i-yazykovye-gruppy-yazykov

Языковые семьи, языковые группы и относящиеся к ним народы

{jcomments off}
Языковая семья – это наиболее крупная единица, при помощи которой народы классифицируются по признаку происхождения их языков от единого общего языка-основы. Языковые семьи состоят из языковых групп, в которые входят народы, изъясняющиеся на родственных языках. Наиболее крупные языковые семьи мира представлены в таблице ниже.

Индоевропейская языковая семья

Языковая группа Народы языковой группы
Германская Немцы, австрийцы, люксембуржцы, швейцарцы, голландцы, исландцы, шведы, норвежцы, датчане, англичане, шотландцы, американцы и другие.
Славянская Русские, украинцы, белорусы, чехи, словаки, поляки, хорваты, сербы, болгары, черногорцы, словенцы, македонцы, боснийцы.
Романская Итальянцы, испанцы, каталонцы, французы, португальцы, румыны, молдаване, аргентинцы, бразильцы, мексиканцы и другие.
Кельтская Ирландцы, жители Уэльса и другие.
Балтийская Латыши и литовцы
Греческая Греки
Албанская Албанцы
Армянская Армяне
Иранская Персы, курды, пуштуны, таджики, белуджи, хазарейцы, осетины и другие

Китайско-тибетская языковая семья

Языковая группа Народы языковой группы
Китайская Китайцы и народность хуэй
Тибето-бирманская Тибетцы, бирманцы, канаури, карены, невары и другие

Афразийская (или семито-хамитская) языковая семья

Языковая группа Народы языковой группы
Семитская Евреи, арабы, тигре, таграи, амхара
Кушитская Сомали, галла и другие
Берберская Кабилы, туареги и другие
Чадская Хауса

Алтайская языковая семья

Языковая группа Народы языковой группы
Тюркская Турки, татары, чуваши, башкиры, узбеки, киргизы, казахи, туркмены, каракалпаки, уйгуры, азербайджанцы, хакасы, тувинцы, якуты и другие
Монгольская Монголы, буряты, калмыки
Тунгусо-маньчжурская Приамурские народы, эвены, эвенки

Нигеро-кордофанская языковая семья

Языковая группа Народы языковой группы
Нигер-конго Малинке, волоф, фульбе, мосигруси, бомбара, йоруба, ибо, сенуфо, малава, конго, зулусы, нояруанды, банту, азанде
Кордофанская Талоди, тегали и другие

Дарвидийская языковая семья

Языковая группа Народы языковой группы
Дарвидийская Тамилы, телугу, каннара, малаяли и другие

Австронезийская языковая семья

Языковая группа Народы языковой группы
Индонезийская Индонезийские народы, малайцы
Полинезийская Таитяне, маори, гавайцы и другие
Меланезийская Фиджийцы
Макронезийская Народы Макронезии

Уральская языковая семья

Языковая группа Народы языковой группы
Финно-угорская Финны, саамы, эстонцы, карелы, мордва, коми, марийцы, венгры, удмурты, ханты, манси
Самодийская Селькупы, ненцы

Кавказская языковая семья

Языковая группа Народы языковой группы
Грузинская Аджарцы и грузины
Адыго-абхазская Абхазы, черкесы, адыгейцы, кабардинцы и другие
Нахская Ингуши и чечены
Дагестанская Лезгины, ланезы, аварцы, даргинцы и другие

Источник: http://vse-fakty.ru/fakty-obshchestvennoy-zhizni/138-yazykovyye-semi

Монгольские языки

Территория распространения монгольских языков и диалектов не является сплошной, существует не так мало монгольских народов, живущих в значительном удалении от основного массива монголов, посреди других языковых и этнокультурных стихий.

Кроме того, сегодня внутри монгольских зон встречаются анклавы тюркских и тунгусо-маньчжурских языков, а также существует множество зон контактов монгольских языков с сино-тибетскими, славянскими и другими.

Подобная картина не нова, уже в древности складывались зоны, в которых рядом с монголами проживали представители не только перечисленных языковых групп, но и самодийцы, палеоазиаты, корейцы, иранцы.

В периоды протяженных миграций хуннов, аваров, татар монголы оказывались посреди индоевропейских и тюркских народов. После распада Монгольской империи отдельные группы монголов оказались оторванными от основного массива монголоязычной популяции.

Одним из последних крупных переселений было движение ойратов в 17 веке на Волгу, где они постепенно сложились в новый этнос – калмыков. Все это предопределило заметное отличие некоторых ветвей монгольского языкового древа друг от друга, а также многообразие письменных систем.

Например, такой этнос, как дагуры (дауры), безусловно, имеют язык монгольской группы, но с таким большим процентом общей лексики с тунгусо-маньчжурскими языками, что долгое время его считали тунгусским. Интенсивно впитывали элементы сино-тибетских языков монголы, оказавшиеся в Хухэ-нуре (Кукунор), центральных районах современной КНР.

Особенности языка XIII века сохранили небольшие монгольские этносы в Китае (баоань, монгоры), Афганистане (моголы). Предки бурят, расселившиеся на обширной территории вокруг Байкала, издревле тесно контактировали с этносами тюркской и тунгусо-маньчжурской групп, перенимая от них часть лексики и, не исключено, некоторые особенности фонетики.

Бурятский язык в фонетическом плане стал одним из самых своеобразных монгольских языков, несмотря на то, что предки бурят на протяжении почти тысячелетия проживали в территориальном контакте с основной массой монголов.

Для всех основных диалектов бурятского языка характерны отсутствие аффрикат, наличие звука “h” (фарингального спиранта) на месте общемонгольского -с, а также некоторые слова, не встречающиеся в других монгольских языках. Некоторые монгольские архаизмы, такие как звук «к» сохранились у нижнеудинских бурят и ононских хамниган.

Читайте также:  Как пользоваться буддийскими четками – практика работы с мантрами

Диалект хоринцев, легший в основу литературного бурятского, имел все черты, отличающие его от языков соседних монгольских народов, таких как халха и позднесредневековых ойратских диалектов. Те же самые черты сближали хоринский с диалектами ленско-ангарских и саяно-ангарских бурят – эхиритов, булагатов и хонгодоров.

Этот факт доказывает, что уже в XIII веке появились характерные черты, позднее составившие отличительные особенности бурятского языка. Дело в том, что значительная часть хоринцев в бурные годы становления Монгольской империи была вынуждена покинуть Прибайкалье, куда вернулась только в 1594-1613 гг.

Вернувшись на свою прародину, хоринцы менее пятидесяти лет провели в тесном контакте с носителями эхирит-булагатского диалекта. В 1640-х годах территориальная смычка хоринского и эхирит-булагатского уже исчезла, но в обоих диалектах зафиксированы общие бурятские особенности.

Очевидно, что эта общность не могла сложиться только путем взаимовлияний всего за сорок с небольшим лет не очень тесного контакта.

Примерно то же самое можно сказать о языке бурятской этнической группы хонгодоров, который обладает всеми перечисленными бурятскими свойствами, при этом, он почти равно близок к эхирит-булагатскому и хоринскому.

Происхождение хонгодоров до сих пор вызывает споры ученых, но их язык неопровержимо свидетельствует о том, что эта этническая группа происходит с той же общей территории, на которой совместно проживали предки хоринцев и носителей эхирит-булагатских говоров.

Звук “h”, отсутствие аффрикат и общая специфическая терминология заложили основы своеобразия бурятского языка, которое существовало до XIII века и сохранилось по сей день, несмотря на трудные испытания, выпавшие на долю носителей этих диалектных особенностей, и века, проведенные ими вдали от своей прародины.

Диалект монголов, обитавших на территории между озерами Хубсугул и Байкал, по Ангаре и верховьям Лены, в горных районах Восточного Саяна, конечно, складывался не сразу. К моменту образования державы Чингисхана он уже был достаточно развит и обладал некоторыми из своих устойчивых особенностей.

В частности звук “h” вместо “с” явно наличествовал в языке этносов региона уже в ту эпоху. В меньшей степени чем у бурят имеется эта особенность и у якутов, в состав которых вошли и позднее были ассимилированы тюрками монголоязычные этносы Прибайкалья.

Разрыв между предками бурят и монголоязычной частью предков якутов состоялся, по всей видимости, около XIII века.

В свою очередь, эти факты говорят о том, что этносы, говорившие на «h диалекте», проживали в особой этноязыковой и этнокультурной зоне достаточно длительное время, причем на сложение их диалекта активно влияли контакты с языками, с которыми не контактировали, или контактировали в меньшей степени, диалекты онон-керуленских и других монголов. Эта зона, скорее всего, располагалась на обширной территории вокруг оз. Хубсугул, на западном побережье Байкала, по Восточному Саяну, рекам Ангара и Лена.

Другая крупная монголоязычная зона, вероятно, с глубокой древности захватывала районы современных Маньчжурии, Восточной Монголии, истоков и верховьев Амура. Собственно говоря, по одной из теорий, именно здесь складывался протомонгольский язык, от которого ответвились все последующие языки и диалекты монголов.

Сложение протомонгольского протекало в условиях распада праалтайской языковой общности. Поиск прародины монголов соотносится с данными лингвистической реконструкции протолексиконов.

Среди общемонгольских названий основных копытных, пушных зверей и хищников таежной зоны нет тюркских параллелей, но есть тунгусо-маньчжурские и, что особенно интересно, самодийские. В праалтайском очевидны только термины, обозначающие виды благородного оленя, изюбря или марала.

До сих пор названия самца и самок этого животного впечатляюще близки во всех трех алтайских группах. Монголо-тюркские параллели выявляются в семантических группах названий диких и, частично, домашних животных, связанных со степным ландшафтом.

Но названия домашнего коня, кобылы и жеребенка в монгольских резко отличаются от тюркских, при этом обнаруживая полные аналогии в тунгусо-маньчжурских языках, общий «предок» которых зарождался очевидно поблизости от протомонгольского. 

Источник: http://asiarussia.ru/articles/306/

Народы алтайской языковой семьи

Традиционно алтайскую языковую семью делят на тюркскую, монгольскую, тунгусо-маньчжурскую, корейскую и японо-рюкюскую ветви. Считается, что тюркские и монгольские языки составляли до IV тыс. до н.э. тюркско:монгольское единство, или западную ветвь алтайской семьи.

Восточнее находилось тунгусо-маньчжурско-японо-корейское единство, распавшееся в III тыс. до н.э. на тунгусо-маньчжурскую и японо-корейскую ветви. Раскол последней произошел в IV в. до н.э.

, когда будущие японцы переселились на Японские острова и смешались там с палеоазиатскими племенами айнов.

Корейская ветвь алтайской семьи представлена одним народом — собственно корейцами. В этногенезе этого народа принимали участие, вероятно, палеоазиатские, протоалтайские и австронезийские племена.

Сегодня корейцы — народ двух современных независимых государств (КНДР и Республика Корея). В России, в Уссурийском крае, первые 19 семей корейцев появились в 1863г.

С тех пор корейцы расселились от Дальнего Востока до Северного Кавказа.

На каком языке изначально говорили кочевники-хунну, чья держава северными своими границами захватывала часть нынешних российских земель на границе с нынешней Монголией еще во II–I вв. до н.э., точно неизвестно, но есть предположения, что на неразделенном тюркско-монгольском или на древнетюркском. В V в.

тюрками (тюрк:ют) назывались «пятьсот семей Ашина» — небольшая группировка кочевников, возникшая из смешения разных племен и говорившая на одном из диалектов монгольского языка. Слово «тюрк» означало «крепкий». Семьи Ашина подчинялись хуннскому князю, владевшему областью между излучиной Хуанхэ и Наньшанем. Когда в 439 г.

хунны были разбиты и присоединены к империи Вэй, Ашина с ордой бежал на южную сторону Алтайских гор, где жили потомки хунну, смешавшиеся с автохтонным населением и говорившие на языке, который после того, как «семьи Ашина» навязали себя местным жителям в качестве аристократии и подарили им свое самоназвание в качестве этнонима, стал называться тюркским. За последующие сто лет монгольская верхушка полностью растворилась в тюркском населении и забыла родной язык. Алтайские племена за то же время усвоили этноним «тюрк». Другие тюркские племена и союзы к тому времени распространились далеко за пределы Алтая, в основном на запад. Правда, тюрками они тогда еще не назывались. Восточную Сибирь тюрки (якуты, долганы) тоже освоили задолго до возникновения этнонима «тюрк».

В VI в. возникло первое крупное тюркское государство — Тюркский каганат. В период наибольшего расцвета каганат алтайских тюрок контролировал территории Маньчжурии, Монголии, Алтая, Средней Азии и Северного Кавказа. В это время тюрки покорили хазар и булгар.

Булгары были, вероятно, периферийным тюркским племенем, ранее и далее всех продвинувшимся на запад. Происхождение хазар неясно. После тюркского завоевания они тоже стали говорить по-тюркски. После падения Тюркского каганата в VII в. в Диком поле, сменяясь, господствовали тюркские союзы хазар, булгар, печенегов, огузов.

В XI в. на территориях от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш начинают доминировать кипчаки (половцы). В XIII в. они подпадают под власть монгольских завоевателей, но становятся ядром (улуса Джучи) Золотой Орды.

Язык кипчаков становится в Орде основным и в той или иной степени влияет на языки тюркских, монгольских, финно-угорских и других народов, входящих в улус Джучи.

После ослабления монгольской империи на ее месте возникает несколько тюркских образований, в том числе Большая Орда, Ногайская Орда, Казанское и Астраханское ханства, Сибирское ханства. По мере усиления Москвы, бывшего данника Золотой Орды, все эти государства входят в состав Московского царства (Российской империи).

В настоящее время на территории Российской Федерации проживают 36 народов, говорящих на языках тюркской группы алтайской языковой семьи: чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, крымчаки, караимы, азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы, гагаузы, туркмены, узбеки, уйгуры, киргизы, алтай-кижи, теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, якуты, долганы.

Монгольские народы, вероятно, родственны тюркским, монгольские языки содержат множество тюркских корней (и наоборот), но их исторические судьбы так часто пересекались, что трудно сказать, в какой мере общность тюркских и монгольских языков обусловлена общим происхождением, а в какой — последующим взаимовлиянием.

Монголы в процессе завоеваний Чингисхана и его наследников расселились по всей территории Азии и Востока Европы, отчасти растворившись в тюркских, иранских, славянских и других народах, переняв их языки и обычаи, отчасти, напротив, наделив местные племена своими антропологическими чертами и своим языком.

Так, монголоязычный изначально народ тувинцев сейчас говорит на тюркском языке, а самодийцы-сойоты — на монгольском (бурятском).

Буряты — коренное население нынешней Республики Бурятия, Агинского Бурятского автономного округа и шести районов Иркутской области, живущее там, по меньшей мере, с эпохи бронзы.

Калмыки — западные монголы, ойраты, попросившие в XVII в. у русских царей защиты от казахских и ногайских ханов и получившие места для кочевий в русском государстве, современное население Республики Калмыкия.

Тунгусо-маньчжурские языки отстоят от тюркских и монгольских достаточно далеко, хотя народы, говорящие на этих языках, и живут рядом с тюрками и монголами с незапамятных времен. Первое государство тунгусо-маньчжуров, Бохай (698–926), северной своей частью располагалось на территории нынешнего Приморского края.

Вообще же прототунгусы (археологическая Глазковская культура) уже в XVIII–XIII вв. до н.э. распространились по Сибири, где активно взаимодействовали с местным палеоазиатско-юкагирским населением, отчасти вытесняя его с исконных территорий, отчасти ассимилируя, отчасти перенимая его способы хозяйственной деятельности. Тунгусы шли в Сибирь из Маньчжурии пешком.

Тяжести несли на себе. Дойдя до ареала распространения северного оленя, тунгусо-маньчжурские племена (протоэвенки) приручили это животное, научились ездить на нем верхом и изобрели оленьи упряжки. Тунгусы способствовали распространению оленеводства среди юкагиров, коряков и чукчей. В начале II тыс. н.э. тунгусский ареал в Сибири был разделен движущимися на север тюрками.

В восточной части ареала тогда начал формироваться этнос эвенов, в западной — эвенков.

Материальная культура и основные хозяйственные занятия

Корейцы в России традиционно занимались злаковым земледелием, бахчеводством, торговлей. Уже во второй половине XX в. корейцы оказали существенное влияние на кухню народов России («корейская морковка» и др.). Японцев в России менее 1 тыс. и мало кто из них живет здесь постоянно.

Хозяйственный уклад большей части тюрок России долго носил на себе отпечаток кочевого прошлого. Важное значение играло пастбищное животноводство, в частности коневодство.

В остальном многое зависело от исторических особенностей каждого народа, от территории проживания, климатических условий, влияния соседних народов. Так у якутов были хорошо развиты охота и рыболовство, волго-камские татары, башкиры и чуваши в XVIII–XIX вв.

были преимущественно земледельцами, для шорцев большое значение имели кузнечное дело и добыча железной руды, тувинцы до XX в.

занимались преимущественно кочевым скотоводством — разводили лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов, долганы, северные якуты, тофалары, алтайцы и тувинцы-тоджинцы разводили оленей, каракалпаки сочетали полуоседлое скотоводство с ирригационным земледелием, карачаевцы знамениты культивацией кефирных зерен.

Преимущественный тип жилища также сильно зависел от местных условий, но у многих тюрков и монголов долго сохранялись юрты, некоторые и сейчас используют их в качестве временного летнего жилища. Юрты в разных регионах и у разных народов тоже неодинаковы.

В южных регионах при установке юрты часто ограничивались обставлением прутьев каркаса плетеными щитами, в северных и сам каркас иногда делали из бревен, и плетеные стены обмазывали глиной или навозом. Со временем облик юрты менялся. Хакасы, например, традиционно крыли ее берестой или войлоком, а с XIX в.

у них получили распространение бревенчатые срубные шести- и восьмиугольные юрты. Для живущих на Кавказе карачаевцев характерное жилище — срубная постройка с двускатной земляной крышей.

Формировавшиеся под влиянием ненцев, энцев и эвенков долганы жили в поставленных на нартенные полозья чумах, крытых оленьими шкурами.

В основе хозяйственного комплекса у монгольских народов традиционно было скотоводство: калмыков, халха-монголов и забайкальских бурят — кочевое, у предбайкальских бурят — стойловое.

Традиционное жилище сибирских тунгусо-маньчжуров — конический (аундау, чум, дю, чорама) или двускатный (каура) шалаш, полуземлянка или сруб на сваях. В хозяйственном отношении большинство тунгусских этносов — оленеводы, охотники, рыбаки.

Религия и духовная культура

Разные тюркские народы придерживаются различных вероисповеданий. Татары, башкиры, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, кумыки — мусульмане. Тувинцы — буддисты.

Алтайцы отчасти православные, отчасти шаманисты и бурханисты. Среди шорцев, якутов, чулымцев большинство верующих — православные христиане, но встречаются и шаманисты, также распространено двоеверие.

Чуваши, кряшены, нагайбаки, гагаузы — преимущественно православные.

Верующие монголы, буряты и калмыки в большинстве исповедуют буддизм в форме ламаизма с элементами традиционных верований. Верующие тунгусо-маньчжуры — язычники (шаманисты) и православные христиане (часто лишь формально).

Русские корейцы придерживаются сложной синкретической системы верований, включающей элементы конфуцианства, православия, буддизма. Похожая религиозная ситуация и у японцев. Только к их синкретическому комплексу добавляется еще и синтоизм. Встречаются среди японцев также католики, протестанты, последователи новых религиозных течений.

Письменность

Древние тюрки пользовались так называемым орхоно-енисейским руническим письмом, восходящим, вероятно, к финикийскому или арамейскому письму (возможно, через согдийское или кароштхи).

По мере исламизации большинство тюркских народов перешло на арабское письмо. В СССР в конце 1920-х гг. тюркские народы были переведены на единый алфавит на базе латинского (янанилиф), а в конце 1930-х гг. — на кириллицу.

Читайте также:  Школы японского буддизма – какие направления существуют в стране

Язык старомонгольской письменности, общий для большей части монгольских племен, бытовал с XIII по XVII в. На основе какого диалекта он был создан, не очень ясно. Предполагают, что базой для старомонгольского письменного послужил некий язык, более древний даже, чем общемонгольский.

Возможно, язык киданей. В XIII в. началось расслоение общемонгольского разговорного языка на западную (ойратскую) и центрально-восточную (халха, буряты) ветви. В XVII в. просветитель Зая Пандит создал письменность тодо-бичиг, приспособленную к особенностям ойратских диалектов.

Это повлекло дальнейшее обособление ойратской ветви. В восточной части монгольского ареала продолжили использовать старомонгольскую письменность и созданное в конце XVII в. письмо соёмбо.

В Российской империи среди бурят формировался свой собственный вариант старомонгольского письменного языка.

В настоящее время калмыки и буряты в России и монголы Монголии пользуются алфавитами на основе кириллицы. Кириллической письменностью пользуются и тунгусо-маньчжурские народы России: нанайцы, эвены, эвенки, орочи. Причем для последних письменность была создана совсем недавно, в 1994 г.

Источник: http://xn—-ptblgjed.xn--p1ai/node/1162

МОНГОЛЫ

МОНГОЛЫ. 1) Груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на мон­голь­ских язы­ках.

Жи­вут в Северо-Восточном и Северо-Западном Ки­тае, Мон­го­лии, Рос­сии (соб­ст­вен­но монголы, дар­ха­ты, бу­ря­ты, бар­гу­ты, хам­ни­га­ны, ой­ра­ты, кал­мы­ки, дау­ры, тюр­ко­языч­ные в про­шлом сой­о­ты, хо­то­ны и алтайские урян­хай­цы, восточные юй­гу, мон­го­ры, дун­сян, бао­ань) и на се­ве­ро-за­па­де Аф­га­ни­ста­на (мо­го­лы).

Об­щая чис­лен­ность в Ки­тае 6,9 млн. человек (2000 год, пе­ре­пись), в Мон­го­лии 2,5 млн. человек (2010 год, пе­ре­пись), в Рос­сии 0,6 млн. человек (2010 год, пе­ре­пись), в Аф­га­ни­ста­не – несколько тыс. человек. См. кар­ту Мон­голь­ские на­ро­ды.

Ве­ро­ят­ные пред­ки монгол – упо­ми­нае­мые в китайских ис­точ­ни­ках дун­ху, сянь­би, хи и ши­вэй; в их фор­ми­ро­ва­нии, воз­мож­но, уча­ст­во­ва­ли тюркские и тун­гу­со-маньчжурские эле­мен­ты.

Эт­но­ним монголы (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встре­ча­ет­ся в китайских ис­точ­ни­ках с VII-X веков.

 У монгол су­ще­ст­во­ва­ли пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (овог), вклю­чав­шие как кров­ных род­ст­вен­ни­ков, при­над­ле­жав­ших к од­ной «кос­ти» (яс, ясун), так и чу­же­род­цев (жад). Ро­ды объ­е­ди­ня­лись в пле­ме­на.

В I тысячилетии от основной мас­сы Мнгол от­де­ли­лись южные монгольские на­ро­ды (восточные юйгу, мон­го­ры, дун­сян, баоань) и дауры.

В XIII веке часть монгольских пле­мён, объ­е­ди­нён­ная под вла­стью Чин­гис-ха­на (Чин­гис­ха­на), на­ча­ла за­вое­ва­ния, при­вед­шие к фор­ми­ро­ва­нию Монгольской им­пе­рии.

В XV веке северные монголы раз­де­ли­лись на западных (ой­ра­ты) и восточных (собственно монголы и бу­ря­ты) мон­го­лов.

2) Собственно монголы (са­мо­на­зва­ние – мон­гол), на­род, основное на­се­ле­ние Мон­го­лии.

Яд­ро монгол Мон­го­лии со­став­ля­ют хал­ха (2,2 млн. человек – 2010 год, пе­ре­пись). На се­ве­ро-за­па­де (ай­ма­ки Зав­хан и Хувс­гел) про­жи­ва­ют прак­ти­че­ски ас­си­ми­ли­ро­ван­ные хал­ха сар­ту­лы (1,3 тыс. человек) и хо­то­гой­ты (15,5 тыс. человек), на вос­то­ке (ай­ма­ки Дор­нод и Су­хэ-Ба­тор) – узум­чи­ны (2,6 тыс.

человек) и да­ри­ган­га (27,4 тыс. человек).

Жи­вут так­же в Северо-Восточном Ки­тае (ав­то­ном­ный р-н Внутренняя Мон­го­лия, за­пад про­вин­ций Ляо­нин и Ги­рин и юго-за­пад провинция Хэй­лунц­зян), где со­хра­ня­ют­ся эт­нические под­раз­де­ле­ния: ор­дос­цы, ура­ты, дар­ха­ны, дур­бэн-ху­хэ­ты, ча­ха­ры, ху­чи­ты, су­ни­ты, узум­чи­ны, хэ­шик­тэ­ны, баа­ри­ны, он­ню­ты, най­ма­ны, ха­ра­чи­ны, ту­мэ­ты, джа­ру­ты, хор­чи­ны, джа­лай­ты, гор­ло­сы и др. Го­во­рят на мон­голь­ском язы­ке. В основном при­вер­жен­цы ти­бетского буд­диз­ма, главным образом в фор­ме ге­луг­па (ге­луг). С конца XX века рас­про­ст­ра­ня­ют­ся про­тес­тант­ст­во, ис­лам, ба­ха­изм.

Основное тра­диционное за­ня­тие – ко­че­вое ско­то­вод­ст­во; раз­во­дят «пять ви­дов ско­та» (та­ван хо­шуу мал) – ло­ша­дей, овец, коз, верб­лю­дов и круп­ный ро­га­тый скот. Мес­та­ми за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем (про­со, яч­мень, овёс). Бы­ла рас­про­стра­не­на охо­та на сур­ка (тар­ба­га­на), вол­ка, ан­ти­лоп и др.

Раз­ви­ты про­из­вод­ст­во вой­ло­ка, об­ра­бот­ка ко­жи, кос­ти, се­реб­ра. Вре­мен­ные по­се­ле­ния круг­лые в пла­не (ху­рээ, букв.

– круг) или вы­тя­ну­тые с вос­то­ка на за­пад, по­сто­ян­ные – пря­мо­уголь­ные, де­лят­ся на квар­та­лы; усадь­бы (ха­шан), тес­но при­мы­каю­щие друг к дру­гу, вы­хо­дят на ули­цу глу­хой сте­ной.

Основной тип жи­ли­ща – вой­лоч­ная юр­та (гэр) с раз­движ­ны­ми сте­на­ми (ха­на) и ко­ну­со­вид­ной кры­шей; у осед­лых групп – гли­но­бит­ная круг­лая или пря­мо­уголь­ная в пла­не по­строй­ка.

Одеж­да – шта­ны, ру­ба­ха, ха­лат (дэ­гэл) с глу­бо­ким за­па­хом на­пра­во, под­вя­зан­ный ши­ро­ким поя­сом (до 4-5 м в дли­ну), по­верх ха­ла­та – без­ру­кав­ка (муж­ская – хан­тадз, жен­ская – удж).

Жен­ский на­ряд­ный ха­лат из шёл­ка с на­шив­ны­ми по­ло­са­ми из пар­чи, ру­ка­ва с бу­фа­ми и ши­ро­ки­ми об­шла­га­ми, пе­ред­няя по­ла с от­рез­ным ни­зом на сборах. Де­вуш­ки за­пле­та­ли од­ну, за­муж­ние жен­щи­ны – две ко­сы (гэ­зэг), бо­ко­вые пря­ди об­кла­ды­ва­лись ши­ро­ки­ми по­лу­круг­лы­ми пла­сти­на­ми (хав­чик), по­верх на­де­ва­лась ко­нич.

ша­поч­ка (мал­гай). Обувь – вой­лоч­ные чул­ки с ор­на­мен­ти­ров., вы­сту­паю­щим из са­по­гов вер­хом и са­по­ги (гу­тул) с тол­стой по­дош­вой и за­гну­ты­ми но­са­ми.

Тра­диционная пи­ща – мя­со (в основном ба­ра­ни­на, ре­же ко­ни­на или го­вя­ди­на; ва­рё­ное с гус­тым буль­о­ном, коп­чё­ное, вя­ле­ное, рас­тёр­тое в му­ку), ва­рен­ные на па­ру (бу­уз) или жа­рен­ные в мас­ле (ху­шур) пи­рож­ки и ку­соч­ки тес­та (бор­цог), яч­мен­ное то­лок­но, суп с лап­шой; мо­лоч­ные про­дук­ты – сы­ры (бис­лаг, арул, ху­рут, эз­гий), пен­ки (ур­ме), про­сто­ква­ша (та­раг), мас­ло; на­пит­ки – чай с мо­ло­ком (ино­гда с со­лью, под­жа­рен­ной му­кой, пен­ка­ми, мас­лом), ку­мыс из ко­быль­е­го (ай­раг) или верб­люжь­е­го мо­ло­ка, мо­лоч­ная вод­ка (ар­хи). Ели так­же дичь, ди­кие зла­ки, лук, чес­нок, ре­вень, в го­лод­ные го­ды – ры­бу и па­даль.

Се­мья с XVIII века ма­лая, мо­но­гам­ная. Же­на­тые сы­но­вья в семь­ях с дос­тат­ком от­де­ля­лись от ро­ди­те­лей, но ве­ли со­вме­ст­ное хо­зяй­ст­во (пас­ли скот, об­ра­ба­ты­ва­ли про­дук­ты ско­то­вод­ст­ва, де­ла­ли вой­лок и др.).

Юр­ту и скот ро­ди­те­лей на­сле­до­вал млад­ший сын (от­хон). Брак за­клю­ча­ли пу­тём сго­во­ра, из­ред­ка – умы­ка­ни­ем. Су­ще­ст­во­вал обы­чай из­бе­га­ния ме­ж­ду не­вест­кой и род­нёй му­жа. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па с ге­не­рац. ско­сом «ома­ха».

Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу и от­но­сительно воз­ра­сту.

Буд­дизм рас­про­стра­нял­ся с XIII века, ут­вер­дил­ся в конце XVI – начала XVII веков. Со­хра­ня­ет­ся ша­ма­низм, куль­ты «хо­зя­ев» гор, рек, тай­ги, в честь ко­то­рых строи­лись жерт­вен­ни­ки – ка­мен­ные на­сы­пи (обо).

Но­вый год (Ца­ган сар) до XIII века от­ме­ча­ли осе­нью, при Ху­би­лае по китайскому об­раз­цу пе­ре­не­сли на первый ме­сяц вес­ны. На Ца­ган сар иг­ра­ли в иг­ру ти­па ло­то (хор­ло).

Празд­ник се­ре­ди­ны ле­та (июль) На­дом со­про­во­ж­да­ет­ся со­стя­за­ния­ми в 3 ви­дах спор­та(«Три иг­ры му­жей») – борь­бе (бэх ба­рил­дах), стрель­бе из лу­ка (сур хар­вах), кон­ных скач­ках (морь урал­дах).

Об­ще­на­род­ный ха­рак­тер име­ют буд­дий­ские празд­ни­ки.

Уст­ное твор­че­ст­во монгол сло­жи­лось во взаи­мо­дей­ст­вии с тра­ди­ция­ми древ­них тюр­ков, ал­тай­цев, ту­вин­цев, ис­пы­та­ло влия­ние куль­ту­ры Ки­тая (осо­бен­но Ти­бе­та и Восточного Тур­ке­ста­на), с начала XX века – Рос­сии.

Зна­чительная общ­ность тра­диционной куль­ту­ры на­блю­да­ет­ся у монгольских на­ро­дов Мон­го­лии, Рос­сии и Ки­тая.

Со­хра­ни­лись не­ко­то­рые раз­ли­чия в фор­мах уст­но­го твор­че­ст­ва степ­ных монгол-ско­то­во­дов (свя­за­ны с ухо­дом за до­маш­ним ско­том) и лес­ных монгол-охот­ни­ков (пес­ни-зву­ко­под­ра­жа­ния, искусство сви­ста – при­зыв «бо­же­ст­вен­но­го вет­ра», гор­ло­вое пе­ние, ша­ман­ская му­зы­ка).

Общ­ность музыкальных тра­ди­ций раз­ных эт­нических групп про­яв­ля­ет­ся в сфе­ре ша­ма­низ­ма и буд­диз­ма, спор­тив­ных со­стя­за­ний, тра­диционных празд­ни­ков.

В про­шлом му­зы­кан­та­ми бы­ли муж­чи­ны, жен­щи­нам за­пре­ща­лось ис­пол­нять эпос, петь в ма­не­ре хо­омий (гор­ло­вое пе­ние), иг­рать на музыкальных ин­ст­ру­мен­тах (кро­ме вар­га­на аман хур).

Вар­ган (ны­не из­вес­тен в двух раз­но­вид­но­стях – ме­тал­лический тэ­мэр хур и бам­бу­ко­вый хул­сан хур) ис­поль­зо­вал­ся в бы­то­вом му­зи­ци­ро­ва­нии, а так­же ша­ман­ка­ми (на­ря­ду с по­со­хом со зве­ня­щи­ми под­вес­ка­ми та­як и буб­ном хэтс): у бу­рят вар­ган ис­поль­зу­ет­ся для при­зы­ва «бе­лых», а по­сох – «чёр­ных» ду­хов; ша­ман­ки-дар­ха­ты ис­поль­зу­ют вар­ган для при­зы­ва ду­ха, а по­сох – для его встре­чи.

Сре­ди но­си­те­лей уст­ной куль­ту­ры вы­де­ля­лись профессиональные мас­те­ра: хог­жим­чи (му­зы­кан­ты-ин­ст­ру­мен­та­ли­сты; осо­бый ста­тус име­ли хур­чи – ис­пол­ни­те­ли на смыч­ко­вом ин­ст­ру­мен­те хур), ту­ул­чи (ис­пол­ни­те­ли ге­ро­ического эпо­са), ули­гер­чи (ска­зи­те­ли ули­ге­ров), дуу­чи (пев­цы-со­лис­ты). Ос­но­ва ла­до­вой ор­га­ни­за­ции – пен­та­то­ни­ка, главным образом ан­ге­ми­тон­ная. Сре­ди музыкальных тра­ди­ций пре­об­ла­да­ют во­каль­ные – соль­ные и с со­про­во­ж­де­ни­ем ин­ст­ру­мен­тов.

Ге­ро­ический эпос (баа­тар­лаг ту­ул) вклю­ча­ет ска­за­ния «Гэ­сэр», «Джан­гар»; у раз­ных групп монгол в уст­ной фор­ме бы­ту­ют эпические ска­за­ния «Хан Ха­ран­гуй», «Хог­шин Луу Хан» и др.

Урян­хай­цы и бая­ты ис­пол­ня­ют эпос в очень низ­ком ре­ги­ст­ре в дек­ла­ма­ци­он­ной ма­не­ре (хай­лах), за­хчи­ны – в пе­сен­ной (дуу­лах); в не­ко­то­рых раз­де­лах ис­поль­зу­ют­ся встав­ки в ма­не­ре гор­ло­во­го пе­ния.

Эпос ис­пол­ня­ет­ся в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­тов: двух-струн­но­го щип­ко­во­го топ­шу­ур (в западных рай­онах Мон­го­лии), двух-струн­но­го смыч­ко­во­го игил (за­хчи­ны), смыч­ко­во­го хур (бу­ря­ты и мон­го­лы Внутренней Мон­го­лии); в про­шлом бу­ря­ты ис­пол­ня­ли «Джан­гар» в со­про­во­ж­де­нии цит­ры ят­га. В южных рай­онах Мон­го­лии и во Внутренней Мон­го­лии ули­ге­ры зву­чат в со­про­во­ж­де­нии четырех-струн­но­го смыч­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та дэр­вэн чих­тэй хур; хал­ха ис­пол­ня­ют их без со­про­во­ж­де­ния.

Ис­пол­не­ние ми­фов и ле­генд объ­е­ди­ня­ет­ся в са­мо­сто­ятельный жанр до­мог; ле­ген­да о про­ис­хо­ж­де­нии смыч­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та ис­пол­ня­ет­ся в со­про­во­ж­де­нии мо­рин­ху­ра, в западных рай­онах Мон­го­лии – иги­ла.

У бая­тов, дэр­бэ­тов, тор­гу­тов и олётов прак­ти­ку­ет­ся тан­це­валь­ное ис­пол­не­ние ле­генд. Народные пес­ни (ар­дын дуу) – дол­гие мет­ри­че­ски сво­бод­ные ур­тын-дуу и ко­рот­кие рит­ми­зо­ван­ные бо­ги­но-дуу (оба на­зва­ния встре­ча­ют­ся у хал­ха).

Дол­гие пес­ни у раз­ных эт­нических групп монгол раз­ли­ча­ют­ся по фор­ме, спо­со­бам ор­на­мен­та­ции.

Хал­ха ис­пол­ня­ют их в со­про­во­ж­де­нии мо­рин­ху­ра и/или по­пе­реч­ной флей­ты лим­бэ, по­вто­ряю­щей ли­нию го­ло­са; бая­ты, дэр­бэ­ты, тор­гу­ты и мян­га­ты – не­ред­ко с хо­ро­вым реф­ре­ном в ге­те­ро­фон­ной ма­не­ре; узум­чи­ны Внутренней Мон­го­лии – в со­про­во­ж­де­нии хо­ро­во­го бур­до­на.

Ко­рот­кие пес­ни: вос­хва­ле­ния маг­та­ал (свя­за­ны с ша­ман­ски­ми и охот­ничь­и­ми об­ря­да­ми, мо­гут вклю­чать­ся в эпических ска­за­ния), пес­ни са­ти­ри­че­ские, «обу­чаю­щие»; пес­ни-диа­ло­ги, со­про­во­ж­дае­мые дви­же­ния­ми те­ла и глаз. Ис­пол­ня­ют­ся в со­про­во­ж­де­нии флей­ты лим­бэ, мо­рин­ху­ра, ху­чи­ра, шан­зы (трех-струн­ный щип­ко­вый), ёо­чи­на (цим­ба­лы; ин­ст­ру­мент городской му­зы­ки).

Из музыкальных ин­ст­ру­мен­тов ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны смыч­ко­вые три основные форм: с ма­лень­ким ци­лин­д­рическим кор­пу­сом и про­хо­дя­щей сквозь не­го длин­ной шей­кой (ху­чир, хур); с тра­пе­цие­вид­ным кор­пу­сом и про­хо­дя­щей сквозь не­го длин­ной шей­кой (мо­рин­хур, хур); с долб­лё­ны­ми из од­но­го кус­ка де­ре­ва кор­пу­сом и шей­кой в фор­ме чер­па­ка (ша­на­ган хур, хунт хур – «ле­бе­ди­ный хур»).

Сре­ди тан­цев (бий, у хал­ха = бий­ел­гээ) – спо­кой­ные тан­цы с дви­же­ния­ми в основном в верх­ней час­ти те­ла: мор­гу­ул бий (ис­пол­ня­ет­ся в честь до­маш­них бо­жеств и изо­бра­жа­ет под­но­ше­ние ог­ню), ца­цал бий (та­нец раз­брыз­ги­ва­ния мо­ло­ка в 8 на­прав­ле­ни­ях), ун­дэс­нии бий (в честь ми­фических пред­ков и ле­ген­дар­ных ге­ро­ев, изо­бра­жа­ет ис­то­рические со­бы­тия или – у за­хчи­нов – со­бы­тия эпо­са «Джан­гар»). В Северо-Западной Мон­го­лии и у бу­рят ши­ро­ко рас­про­стра­нён кру­го­вой та­нец ёо­хор. У всех эт­ничеких групп монголии (а так­же у ту­вин­цев) из­вес­тен та­нец яс­т­ре­ба (ор­ла), ими­ти­рую­щий па­ре­ние пти­цы в не­бе; та­нец тар­ва­га хо­оруу лех ими­ти­ру­ет дви­же­ния вол­ка или со­ба­ки. Час­то тан­цы ис­пол­ня­ют­ся в со­про­во­ж­де­нии иги­ла.

Литература: 

По­та­нин Г.Н. Очер­ки Се­ве­ро-За­пад­ной Мон­го­лии. СПб., 1881–1883. Вып. 1–4;

Мон­го­ло-ой­рат­ский ге­рои­че­ский эпос / Пер., вступ. ст., прим. Б. Я. Вла­ди­мир­цо­ва. П.; М., 1923; 

Со­кро­вен­ное ска­за­ние мон­го­лов / Пер., вступ. ст., ком­мент. С. А. Ко­зи­на. М.; Л., 1941. М., 2002; 

Ро­на-Таш А. По сле­дам ко­чев­ни­ков. Мон­го­лия гла­за­ми эт­но­гра­фа. М., 1964; 

Ко­чеш­ков Н.В. На­род­ное ис­кус­ст­во мон­го­лов. М., 1973; 

Жу­ков­ская Н.Л. Ла­ма­изм и ран­ние фор­мы ре­ли­гии. М., 1977; она же. Ко­чев­ни­ки Мон­го­лии: Куль­ту­ра. Тра­ди­ции. Сим­во­ли­ка. М., 2002;

Ар­хео­ло­гия и эт­но­гра­фия Мон­го­лии. Но­во­сиб., 1978; 

Грай­во­рон­ский В.В. От ко­че­во­го об­раза жиз­ни к осед­ло­сти (на при­ме­ре МНР). М., 1979;

Вик­то­ро­ва Л.Л. Мон­го­лы. Про­ис­хо­ж­де­ние на­ро­да и ис­то­ки куль­ту­ры. М., 1980; 

Куль­ту­ра Мон­го­лии в сред­ние ве­ка и но­вое вре­мя (XVI – на­ча­ло ХХ в.). Улан-Удэ, 1986; Ser­ruys H. The Mongols and Ming China: cus­toms and history. L., 1987; 

Обы­чаи и об­ря­ды мон­голь­ских на­ро­дов. Эли­ста, 1989; 

Сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра мон­голь­ских на­ро­дов. Но­во­сиб., 1992.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Вла­ди­мир­цов Б.Я. Ра­бо­ты по ис­то­рии и эт­но­гра­фии мон­голь­ских на­ро­дов. М., 2002
  • Mongolia today: science, culture, environment and de­ve­lopment. Richmond, 2003
  • Мон­голь­ская им­пе­рия и ко­че­вой мир. Улан- Удэ, 2004–2008. Кн. 1-3
  • History of Mongo­lian family. Ulaanbaatar, 2007
  • Кар­пи­ни Д. да П. Ис­то­рия мон­го­лов. М., 2008.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/mongoly

Гумелёв В.Ю. Татары и монголо-татары

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2368 (дата обращения: 08.06.2018).

канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.

По классической версии монголо-татарского нашествия на Русь [1] ударной силой армии Монгольской империи были татары. Согласно [2]:

«Впервые этноним “Т.” появился среди монгольских племён, кочевавших в 6 – 9 вв. к Ю.-В. от Байкала. В 13 в. с монголо-татарским нашествием название “Т.” стало известно в Европе. В 13 – 14 вв.

оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В 16 – 19 вв. в русских источниках Т.

стали называть многие тюркоязычные и некоторые иные народности, жившие на окраинах Русского государства (азербайджанцы, ряд народностей Северного Кавказа, Средней Азии, Поволжья и др.). Для некоторых из них имя Т. стало этнонимом».

Этнонимы – это названия наций, народов, народностей, племен, племенных союзов, родов и других этносов.
Этнос – это группа людей, объединенных общими признаками: объективными либо субъективными. В эти признаки включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В русском языке синоним термина «этнос» – понятие «народ».

В [3] сообщается, что татары – народ, проживавший по соседству с монголами, были их злейшими врагами. Чингисхан, после победы над татарами в кровопролитной степной войне, снял навсегда с повестки татарский вопрос.

Монголы старательно и очень педантично истребили татар, которых в китайских источниках называют «та-та» или «да-да» [4]. Народ воинственный и доблестный.

По мнению ряда исследователей в память об поголовно вырезанных монголами врагах их союзники стали называть себя татарами.

Но взглянем на эту гипотезу, вооружившись здравым смыслом и жизненным опытом, и попробуем представить аналогичную ситуацию в более близкие нам времена.

В ходе Второй Мировой войны фюрер Третьего рейха А. Гитлер организовал массовое истребление еврейского народа, вошедшее в историю человечества как Холокост. Но соплеменники, проживавшие в других странах, смогли выкупить часть евреев у фашистов. Чингисхан – не продажный вождь немцев, он не дал шанса выжить своим врагам-татарам.

Находясь в здравом рассудке невозможно себе представить, чтобы германские союзники, например, итальянцы или венгры прямо в ходе войны стали называть себя евреями в память о народе, частично истребленном их союзником-сюзереном.

Но в науке этот абсурд проходит.

Существует несколько других версий этнонима татары. Многие из них противоречивы. Но достаточно логична версия, рассмотренная в работе [5]:

«Как сообщает Махмут Кашгари, «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси», т. е. вообще на иранских языках, так как, например, согдийцев он также именует фарсами.

Читайте также:  Мантра будды шакьямуни – как она звучит и что означает?

Кроме того, татами тюрки называли и других соседей — китайцев и уйгуров.

Первоначальное значение слова «тат» было скорее всего «иранец», «говорящий по-ирански», но затем этим словом стали обозначать всех чужестранцев, чужаков».

В названиях многих народов встречается компонент «ар». Например: болгары, мадьяры, авары, хазары и т. д.

«Ар» считается словом иранского происхождения, имеющим значение «человек». Тюркское слово «ир» – мужчина – принято отождествлять с «ар». Поэтому вполне логично название считать, что название народа «татары» имеет тюркское происхождение.

Именно в значении «чужестранец, чужак» название татары применяли монголы к истребленному ими народу.
В русском же языке есть слово «тать», очень похожее на тюркское слово «тата».

Славянские предки русских на ранних этапах своей истории крайне тесно контактировали с ираноязычными скифами, так что это слово тоже, скорее всего, иранского происхождения. Согласно [6] оно означает:

«ТАТЬ м. (таить), вор, хищник, похититель, кто украл что-либо, кто крадет заобычай, склонный к сему, малоупотр. крадун. Встарь, вор значило мошенник, своровать, смошенничать, сплутовать; а тать, прямое названье тайного похитителя. Татьба, кража, похищенье; татьба обманом, воровство; татьба насилием, грабеж, разбой; татьба простая, тайный унос вещи».

Горские евреи, проживающие на юге Дагестана и севере Азербайджана с VI века нашей эры, проникли в эти районы с территории Ирана. Соседние народы называют их татами [7], то есть «чужими».

Возникновение этнонима «татары», по-видимому, связано также и с названием народа тохары (тагары или тугары), проживавшего в Средней Азии.

Согласно [8]:

«Тохары, 1) народ, обитавший во 2 в. до н. э. – 1-м тыс. н. э. в Средней Азии; 2) Название народа, носителя индоевропейских тохарских языков. Первоначально (3 – 2-е тыс. до н. э.) жили в Восточной Европе, не позднее середины 1-го тыс. н. э. – в Центральной Азии».

Государство тохаров называлось Тохаристан [9]:

«Тохаристан, историческая область Средней Азии и Афганистана, охватывавшая юг современной Узбекской ССР, Таджикскую ССР и север Афганистана … Свое название получила от тохаров, сокрушивших во 2 в. до н. э. Греко-Бактрийское царство. Персо-таджикские и арабские авторы 9 – 13 вв. пользовались термином “Т.” с 5 до 13 вв.

Т. в 1 – 4 вв. н. э. входил в состав Кушанского царства, будучи его первоначальным ядром. После гибели Кушанского царства Т. распался на отдельные владения. В начале 7 в. в Т. было 27 отдельных княжеств. В 5 – 6 вв. княжества Т. подчинялись эфталитам, в 7 в. – тюркам. В 1-й половине 8 в. Т. был завоеван арабами».

Раннесредневековый Тохаристан территориально почти соответствовал Бактрии (рисунок 1).

Рисунок 1 – Бактрия

Бактрия представляла собой высокоразвитую культурную область еще с эпохи бронзы.

Походы Александра Македонского, величайшего полководца древнего мира, открыли путь для греческого влияния в азиатском пространстве, их приметы сохраняются даже в жизни современных жителей Узбекистана.

Слияние греческих и местных, бактрийско-сакских (саки – одно из скифских племен), черт характерно для культуры Греко-Бактрийского царства, просуществовавшего с 250 до н.э. по 125 до н.э.

Тохары и их соседи тагарцы были скифами. Среди тохаров были скотоводческие кочевые и оседлые земледельческие племена.

Тохары-кочевники вполне могли обитать гораздо восточнее, чем указано на карте, в том числе и в ареале проживания народа сяньби – предков современных монголов.

Те народы, которых монголы называли татары – обидчики и злейшие враги соплеменников Чингисхана – были для «чужыми».

Вернемся к происхождению этнонима «татары» и сформулируем свою гипотезу происхождения названия этого народа.

В определенный период своей истории (VI – VII века нашей эры) тохары попали под сильное тюркское влияние и, возможно, смешались с тюрками. Чингисхан и его соплеменники, вероятнее всего, были одним из тюркоизированных тохарских племен, имеющим скифские корни. Придя на земли волжских булгар и половцев, тохары сами для этих тюркских народов стали «чужестранцами, чужаками».

Монголы Чингисхана своих злейших врагов называли татарами, но для других тюрок сами они и тохары являлись врагами и чужаками, то есть «татарами».

Через достаточно непродолжительное время различное смысловое значение терминов «тохары» и «татары» слилось и превратилось в название целой группы народов. Покоренные тюркские народы приняли имя родственных им чужаков-тохар. Эта гипотеза ставит все на свои места.

Тохары являлись преемниками древних культур с тысячелетней историей: персидской (бактрийской), скифской, греческой и тюркской.

Тогда становиться понятным, почему «дикие кочевники» основывали новые города на завоеванных землях, а не превращали их в пастбища. Почему они обладали высочайшими навыками государственного управления и самой передовой по тем временам армией и военной теорией.

Становится понятным и происхождение слова «могол» (слово «могол» греческое и означает «великий», а Тохаристан как раз находился на землях бывшего Греко-Бактрийского царства), и почему великий полководец рыжебородый Хромой Тимур – монгол из племени барлас – родился на территории Узбекистана, а не современной Монголии.

Тимур через полтора столетия после смерти Чингисхана создал великую империю, сердцем которой являлись земли бывшего Тохаристана.

При всем глубоком уважении к Л.Н. Гумилеву и его теории следует отметить, что для создания великих империй одной только пассионарности недостаточно. Нужен определенный уровень культуры созидающего империю народа. Тюркоязычные тохары обладали таким базовым уровнем культурного развития.

Предки современных монголов (ойраты и халхи) – нет. Но именно их страна, бывшая северо-восточная окраина Монгольской империи, сохранила имперское название. Рашид-ад-дин в своем многотомном труде сообщает [10]:

« … [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, – все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени».

Похожие случаи в человеческой истории известны. Более полутора тысячелетия нет другой великой империи, но до сих пор существует страна Римляния (Румыния – Romania) и народ римлян (румыны).

Румыны – потомки даков, злейших врагов Древнего Рима, ныне говорят на сильно испорченном латинском языке.

Территория современной Румынии тоже являлась северо-восточной окраиной империи, но только Римской.

Насколько с точки зрения реальной экономики, военной истории, техники и политики самым сомнительнейшим кандидатом на роль объединителей Великой Степи предстают предки современных монголов, настолько же подходящим – тюрки. Напомним, что тюрки – народ европеоидной расы.

А теперь подробнее остановимся на термине «монголо-татары».

Вообще-то, рядом европейских и русских ученых в первой половине XIX века был введен в научный оборот термин «татаро-монголы» для обозначения национального состава армии Монгольской империи, вторгшейся на Русь и в Восточную Европу в середине XIII века.

В этой армии монголы вроде, как и присутствовали, но лишь только в государственном и военном руководстве, и то в относительно малом количестве, стремящемся к нулю. В советское время руководство страны посчитало, что термин «татаро-монголы» не совсем политически корректен. То, что предки братских народов ожесточенно резали друг друга, могло оставить нехороший осадок в межнациональных отношениях.

А вот братский монгольский народ жил заграницей – в другой стране. Поэтому постепенно татаро-монголы стали называться монголо-татарами.

Согласно классической версии монголо-татары – странная милитаризованная общность, в которой многочисленными культурными и воинственными тюркскими народами управляли малочисленные полудикие кочевники – ойраты и халхи, предки современных монголов. Господство над тюрками они, якобы, установили в ходе серии кровопролитных войн. Причем кровь побежденных еще не успела высохнуть на мечах победителей, а тюрки уже старательно погибали во славу убийц своих близких.

Американский историк Р. Пайпс так характеризует национальный состав армии Монгольской империи [11]:

«Покорившее Русь войско возглавлялось монголами, однако ряды его состояли в основном из людей тюркского происхождения, в обиходе известных под именем татар».

Хотелось бы узнать у мистера Пайпса: как быстро, по его мнению, зарежут американских военных инструкторов в боевых порядках современной афганской армии во время боевых действий этой, афганской армии, например, против Пакистана?

Подсказываем правильный ответ: очень быстро.

Монголы, тюрки, тунгусы, японцы и корейцы – народы, которые возможно относятся к одной алтайской языковой семье. То есть в современной науке вопрос – родственны эти народы друг другу или нет – скажем так, дискутируемый. Есть народы, имеющие гораздо более близкое родство, чем тюрки и монголы, и живущие недалеко друг от друга. Например, русские и немцы или евреи и арабы.

Количество евреев в наше время значительно меньше, чем арабов. При Чингисхане предков современных монголов также было на порядок, а то и несколько порядков меньше, чем тюрок.

Да и не дружат, скажем, очень мягко, в наше время арабы с евреями, как в свое время тюрки крепко не дружили с предками современных монголов.

Термин «еврео-арабы» у современных ученых не прокатит никак, а с монголо-татарами – все нормально, проходит.

Когда мы спустимся с высот исторической науки и обратимся к нормальному обыденному общечеловеческому здравому смыслу, то сразу поймем, что с термином «монголо-татары» явно что-то не так, какой-то «косяк», как принято говорить на языке современной молодежной субкультуры. Но вот если монголы – соплеменники и современники Чингисхана, являлись одним из тюркских народов, обладавшим многовековой традицией государственного строительства, то тогда термин «монголо-татары» вполне корректен.

Армия таких монголо-татар представляла серьезную военную угрозу даже для Руси – высокоразвитого и в военном отношении мощного, несмотря на междоусобицы, государства.

А на исторических картах про Чингисхана и его монголов, возможно, следует и что-то поправить. И еще …

На территории современной Монголии за всю ее историю не было создано достаточно устойчивого государственного образования, пока в начале ХХ века этим вопросом вплотную не занялся Советский Союз [12].

Если принять версию, что монголы Чингисхана были тюркским народом, то тогда получается, что тюрки, проживавшие в Средней Азии на территории исторического Тохаристана, создали в течение XIII – XIV веков одна вслед за другой три великих империи.

Первой из них была Монгольская империя – государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. Она включала в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии (площадь около 24 млн.

квадратных километров – на 2 млн. квадратных километров больше, чем площадь СССР). В последней четверти XIV века Монгольская империя перестала существовать. Далее, во второй половине XIV века монгол Тимур создал свою великую империю тюрок.

В Карсакпайской надписи 1391 года, сделанной на чагатайском тюркском языке, Тимур приказал выбить официальное название созданного им государства: Туран [13]. Туран – историческая страна в Средней Азии, существовавшая еще до нашей эры.

Она была расположенная к северо-востоку от Ирана и населена кочевыми скифскими племенами иранского происхождения с общим названием «тура» (очень похоже на слово турок, не правда ли?).

Интересно, что при создании своей империи монгол Тимур активно боролся с Могулистаном. А Могулистан или Моголистан – это государство тюрок, именно тюрок, образовавшееся в середине XIV века на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии.

В конце XIII века была создана Османская империя (1299 – 1922 годы). Ее европейское название – Оттоманская империя, официальное – Великое Османское Государство. В средневековых русских источниках Османская империя именовалась царством Турским или царством Турецким [14]. То есть русские знали, что турки-османы являются выходцами из древнего Турана.

Османы происходили из тюркского племени кайы, обитавшего на землях исторического Тохаристана. Спасаясь от монголов, часть племени добралась до Анатолии в Малой Азии, находившейся на границе с византийскими владениями [15].

Анатолию в то время уже захватили родственные османам турки-сельджуки, начавшие свое продвижение на запад из бассейна реки Сыр-Дарьи в конце X – XI веков [16]. Они дружески встретили родственных им османов.

Наибольшего расцвета империя турок-османов достигла к концу XVII столетия.

Такая активность тюрок, направленная в продолжение относительно короткого периода времени на создание мощнейших империй вполне соответствует пассионарной теории этногенеза великого советского русского ученого Л. Н. Гумилева. Среднеазиатские тюрки имели высокую многовековую культуру и реализовали ее в государственном строительстве.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Материалы русской истории. Н.М. Карамзин. История государства Российского. [Электронный ресурс] – URL:

2 БСЭ. Татары. [Электронный ресурс] – URL:

3 Сокровенное сказание Монголов. [Электронный ресурс] – URL:

4 Сайт Gumilevica. Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. [Электронный ресурс] – URL:

5 Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1989. – 128 с.

6 Толковый словарь живаго великорускаго языка Владимира Даля [Электронный ресурс] – URL:

7 Народы и языки. Сайт Алексиса Шнайдера. [Электронный ресурс] – URL:

8 БСЭ. Тохары. [Электронный ресурс] – URL:

9 БСЭ. Тохаристан. [Электронный ресурс] – URL:

10 Сайт «Восточная литература». Рашид-ад-дин. Сборник летописей Джами ат-таварих. [Электронный ресурс] – URL:

11. Ричард Пайпс. Россия при старом режиме. [Электронный ресурс] – URL:

12 БСЭ. Монгольская Народная Республика. [Электронный ресурс] – URL:

13 Википедия. Тамерлан. [Электронный ресурс] – URL:

14 Википедия. Османская империя. [Электронный ресурс] – URL:

15 Википедия. Османские султаны. [Электронный ресурс] – URL:

16 Википедия. Сельджуки. [Электронный ресурс] – URL:

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Гумелёв Василий Юрьевич»

Источник: http://human.snauka.ru/2013/02/2368