Калачакра-тантра

Содержание скрыть

Калачакра-тантру называют царем тантр, то есть наивысшей тантрой, и не следует думать, что это как-то некорректно по отношению к другим тантрам.

Таранатха писал: «Поскольку подтверждение методов и мудрости других тантр часто находится в Калачакра-тантре, то можно даже сказать, что это своеобразный сборник остальных тантр».

Другие тантры не содержат столь подробных наставлений о том, как устроен внешний мир, как соотносятся внешний мир и внутренний, как производить глубокую внутреннюю трансформацию с помощью работы с тонкими энергиями. В тантре Калачакры все это подробно объясняется.

Калачакра дословно означает «Колесо Времени»: «кала» на санскрите время, «чакра» — колесо. В Калачакра-тантре есть внешний, внутренний и тайный уровень.

Будда Шакьямуни передал тантру Калачакры царю чистой земли Шамбалы, Сучандре, в ответ на его просьбу. Считается, что Сучандра был воплощением Ваджрапани, бодхисаттвы благой силы.

Вернувшись в Шамбалу, царь записал саму коренную тантру объемом в двенадцать тысяч строф и составил также комментарий к ней в шестьдесят тысяч строф. Благодаря силе этих учений он смог объединить людей различных духовных традиций и принес мир в свое царство.

Лишь существа с очень высокими духовными достижениями, такие как царь Сучандра, смогли непосредственно воспринять и увидеть просветленную форму Калачакры. Также большой вклад в развитие учения Калачакры помимо дхармараджи Сучандры внесли и ригдены Шамбалы, особенно первый и второй — Манджушри Яшас и Пундарика.

Так Пундарика (тиб. Пема Карпо) написал комментарий под названием «Чистейший свет» (санск. «Вималапрабха»). Пема Карпо объединил также коренную тантру, полученную от Будды Шакьямуни, и комментарии Сучандры.

Через два года после того, как получил Калачакра-тантру от Будды, царь Сучандра умер, так как все цари Шамбалы живут по сто лет, но за эти два года он успел построить дворец в форме мандалы Калачакры.

В нашем мире учение Калачакра-тантры было передано Калачакрападе-старшему во времена правления одиннадцатого ригдена. Калачакрапада был прославленным мастером в Индии и освоил все три уровня практики Калачакры (внешний, внутренний и тайный). Калачакрапада демонстрировал множество чудес: мог уменьшать и увеличивать размер своего тела, читать мысли.

Он передавал Калачакра-тантру своим ученикам, главным из которых был его брат Калачакрапада-младший. Тот, в свою очередь, передал учение Налендрапе. Налендрапа получил образование в самом известном буддийском университете Наланда, а затем приступил к практике Калачакра-тантры и реализовал ее.

Его учеником был Соманатха, родом из мусульманской семьи. Реализовав тантру Калачакры, он захотел принести ее в Тибет, однако дважды попытки его были тщетны из-за языковых проблем, и лишь во время третьего посещения Тибета он смог дать посвящение и наставления с помощью переводчика — Дротон Лоцавы.

Далее уже Дротон Лоцава передавал это знание ученикам на тибетском языке.

Следующими в линии преемственности были ламы Лхадже Гомпа и Дротон Намцег. От Дротон Намцега передачу получил великий махасиддха Юмо Микье Дордже.

Первым в непрерывной линии преемственности, основавшим центр отшельничества для практики Калачакры в Тибете, в местности Джомонанг, был Кунпанг Тукдже Цондрю (XIII век).

Отсюда получила название традиция, а Кунпанг Тукдже Цондрю считается первым учителем в традиции Джонанг. Он основал монастырь в том месте, где Гуру Ринпоче обратил двенадцать могучих местных божеств в защитников Дхармы.

Кунпанг Тукдже Цондрю стал первым, кто написал комментарии к практике, до этого они передавались устно.

Следующими в линии преемственности были Джангсем Гьялва Йеше и Йонтен Гьямцо. Их совершенное постижение практики Калачакры — они собрали все десять тонких ветров в центральном канале и растворили их — выражалось в демонстрации необычных способностей: они, например, могли перелетать с горы на гору.

Учеником Йонтена Гьямцо был великий Долпопа. Сначала он следовал методам традиции Сакья, но затем услышал о традиции Джонанг, практикующей Калачакра-тантру, о йогах, способных летать и трансформировать свое тело.

В возрасте тридцати одного года он посетил центр практики Джонанг и был поражен тем, как много людей усердно занимаются духовной практикой. Он получил все необходимые наставления от Йонтена Гьямцо, ставшего его коренным учителем, и со временем реализовал шесть йог Калачакры.

Благодаря этому он осознал и сформулировал взгляд жентонг и начал широко учить ему.

У Долпопы насчитывалось много учеников, среди которых немало женщин.

Примечательно, что среди них были достигшие столь высокого уровня в своем развитии, что, когда Долпопа давал учение в высокогорной пещере, они слетались к нему, слушали и улетали обратно.

Сохранились жизнеописания его четырнадцати ближайших учеников. Один из них, Чогле Намгьял, был учителем Ламы Цонкапы по тантре Калачакры.

Существует множество историй о выдающихся мастерах Калачакры, обладающих контролем над пятью элементами. Не так давно ушел из жизни Пенам Ринпоче, который мог воткнуть деревянную пурбу (короткий трехгранный нож) в скалу прямо во время своей лекции.

Лама Йонтен Зангпо оставил отпечатки своих ступней в камне — в тибетских сапогах с заостренным мыском. Лама Кунга Тукдже Пал, мой коренной учитель, также оставил отпечатки своих ступней в камне, — а ходил он всегда босиком. Это мастера нашего времени.

Гуру Ринпоче, живший в VIII веке, смог отпечатать след своей ноги на маленьком камушке. Кюнга Дролчог, предыдущее воплощение великого Таранатхи, в XVI веке нарисовал пальцем мантру на скале, и надпись до сих пор сохранились.

Сам же Таранатха оставил в камне отпечаток нижней половины тела, и этот камень также сохранился — в нем видны четкие очертания его ног.

Кунпанг Тукдже Цондрю, о котором говорилось выше, обладал контролем над элементом земли: он вытягивал руки, на них садилось по пять человек, и его руки ничуть не прогибались.

Долпопу, которого принято называть «кумчен» — «всеведущий», однажды пригласил к себе император Китая. Когда прибыли китайские гонцы, Долпопа давал учение по Калачакре своим четырнадцати ученикам сердца.

Он сел в повозку, запряженную несколькими лошадьми, и сказал гонцам, что отправится с ними, если они смогут сдвинуть его с места. Лошади тянули, а гонцы сами толкали повозку сзади, но не могли сдвинуть ее ни на сантиметр.

Долпопа таким образом продемонстрировал контроль элемента земли.

Среди мастеров Калачакра-тантры были также женщины. Две самые известные — Мачиг Тулку Джобум и Тринле Вангмо, младшая сестра Таранатхи.

Мачиг Тулку Джобум помнила наизусть всю Калачакра-тантру, достигла мастерства в йоге сновидений. Во сне она могла возвращаться в свои прошлые жизни и очищать в них свою негативную карму.

Тринле Вангмо, когда давала посвящения, поднималась и зависала в воздухе. Это результат контроля над элементом воздуха.

Что касается внешней Калачакра-тантры, то в ней исследуется природа внешнего мира, функционирование пяти элементов, их взаимозависимость. В учении Калачакра-тантры говорится о том, что пять элементов находятся во взаимосвязи, постоянно дополняя друг друга.

Также объясняется, как эти элементы постепенно смешивались, переходили друг в друга, и в итоге образовывались части нашего мира. Считается, что первоначально в нашем мире образовалась гора Меру, из которой возникли три мира — мир желаний, мир форм и мир без форм.

Во внутренней Калачакра-тантре проводятся параллели между внешним миром и нашим телом. Так, миру желания и горе Меру соответствует область от сердца до горла, миру форм — от горла до лобовой чакры, миру без форм — от лобовой чакры до макушки.

Главный принцип Калачакры — что снаружи, то и внутри. Например, движение солнца по небосводу связано с движением ветров в правом канале, движение луны — с движением ветров в левом канале, тогда как центральный канал соответствует пространству.

Есть описание энергий, связанных с различными планетами: есть планеты мирные и гневные, и они тоже взаимодействуют с тонкими каналами нашего тела. Есть двадцать восемь звезд, и им соответствует определенное расположение чакр. Из астрологии мы знаем, что существует неблагоприятное для человека положение звезд, и оно влияет также на его тело.

Так вот — с помощью йоги, уравновешивая энергию в каналах и чакрах, можно также влиять изнутри на внешние события. Также в Калачакра-тантре большое внимание уделяется описанию процессов дыхания — слово «кала», время, указывает на количество циклов дыхания в течение тех или иных промежутков времени.

И циклы дыхания, опять же, связаны с движениями планет и звездами. Считается, что в течение суток мы делаем 21 600 циклов вдохов-выдохов.

Три раздела калачакры: внешняя, внутренняя и тайная

Внешняя Калачакра относится к материальному миру, который является опорой, поддерживающей жизнь всех существ. Внешняя Калачакра состоит из шести элементов: земли, воды, огня, воздуха, пространства и мудрости, кроме того, всех объектов обоняния, зрения, вкуса, осязания, звука и Дхармы.

Также в строение внешней Калачакры входит Вселенная: в центре — гора Меру, окруженная четырьмя континентами и восемью субконтинентами; вокруг пика горы Меру — планеты нашей Солнечной системы: Солнце, Луна, звезды и так далее.

Эта система подчинена циклам времени из лет, месяцев и дней, также описываемая как «процессия внешних солнечных и лунных дней».

Внутренняя Калачакра описывает тело и ум живых существ, психофизиологические составляющие, органы чувств и так далее; шесть типов живых существ (боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и обитатели адов); шесть энергетических центров тела (чакры), десять жизненных энергий, энергетические каналы, восемь капель, которые несут склонность к двум омрачениям и так далее. Внутренняя Калачакра охватывает астрологию внутренних энергий, чакр, каналов и капель и их взаимосвязь с состояниями ума и чувствами, органами тела и в целом с процессами трансформации. Обычно тонкие энергии тела перемещаются синхронно с циклом планет, а перемещение цикла планет и есть предмет астрологии внутренней Калачакры. Другими словами, внешняя и внутренняя Калачакры охватывают всех живых существ, внешний мир и их астрологическую связь.

Внешняя и внутренняя Калачакры (живые существа и материальная вселенная) — это основы, которые должны быть очищены, в то время как тайная или другая Калачакра включает в себя йогические практики (посвящение, стадии зарождения и завершения), которые способствуют этому очищению и в результате приводят к просветлению.

Через Калачакру практик, являющийся микрокосмом, может трансформироваться и проявить себя как мир, макрокосм, космический порядок и универсальная гармония, образцом для которых является мандала Калачакры.

Источник: http://jonang.ru/ru/jonang/kalachakra.html

Что такое Калачакра?

«Калачакра» означает «циклы времени». Время – мера изменений, как внешних, в мире и во вселенной, так и внутренних, в пределах тела. Они могут измеряться множеством способов.

Во внешних изменениях есть цикличность вращения планет вокруг орбиты, а также месяцы, времена года, фазы луны, часы и тому подобное, не говоря уже об исторических циклах или периодах войны и мира.

На внутреннем уровне есть циклы жизненных периодов (младенчество, детство, юность, зрелость и старость), менструальные циклы, циклы сна, суточные (циркадные) циклы, количество вдохов в день и тому подобное. Эти внешние и внутренние циклы параллельны друг другу.

Так же как звёзды, галактики и вселенные проходят сквозь циклы формирования, существования, разрушения и исчезновения, так и люди проходят через циклы рождения, жизни, старости и смерти, а также промежуточного периода бардо. Кроме того, внешние и внутренние циклы продолжаются с безначальных времён в силу перерождения вселенных и существ.

Мы переживаем эти внешние и внутренние циклы времени благодаря нашей карме. Карма – это умственный фактор, навязчиво (компульсивно) заставляющий нас что-либо делать, говорить или думать. Он основан на неосознавании и заблуждении касательно результата нашего поведения и того, как существуем мы, другие и всё остальное.

В соответствии с некоторыми объяснениями, карма также включает в себя компульсивную энергию, с которой мы действуем и говорим, а также компульсивную форму наших действий и компульсивное звучание нашей речи. В результате кармического поведения мы переживаем неуправляемый круговорот перерождений, подверженных разрушительному действию внешних и внутренних циклов времени.

Читайте также:  Почему буддизм не прижился в индии – истинные причины

Кроме того, как результат, в этих циклах мы переживаем страдания дополнительных циклов несчастья и такого счастья, которое не длится долго и никогда нас не удовлетворяет.

К этому описанию Калачакра добавляет циклы кармических ветров, отвечающие за видимости (умственные голограммы), которые порождает наша умственная деятельность во время циклов бодрствования, сновидения, глубокого сна и случающегося время от времени переживания пика оргазмического блаженства.

Третий цикл времени, так называемая «альтернативная Калачакра», – цикл, включающий тантрическое посвящение, две ступени практики и достижение состояния будды. Этот цикл – не только альтернатива внешней и внутренней Калачакре, но и противоядие от их пагубного влияния.

В конце концов, если на нашу энергию, ясность ума и настроение влияют погода, количество солнечного света в течение дня, гормональные изменения, упадок, связанный с возрастом, и тому подобное, это не только затрудняет достижение наших собственных целей, но также мешает нам эффективно помогать другим.

Калачакра уникальна во многих отношениях. Объясняя внешние циклы времени, литература Калачакры приводит сложные математические формулы для вычисления позиции солнца, луны и планет, продолжительности дня летнего солнцестояния, даты затмений, лунного календаря и астрологических гороскопов.

Она включает в себя даже инженерные инструкции для построения механических устройств, полезных в мирное и военное время.

Объяснение внутренних циклов включает подробное описание тонкой энергетической системы организма с её чакрами, каналами и каплями, плюс множество аспектов, ставших частью тибетской традиционной медицины, а также анализ фонетики санскрита.

Посвящение Калачакры и две стадии практики также уникальны; у них есть много аспектов, отличных от других тантр ануттарайоги. Посвящение происходит шаг за шагом, подобно этапам жизни и по их образу, и включает параллели между внешней и внутренней Калачакрой.

У дворца-мандалы и тела основного медитативного образа будды те же пропорции, что и у моделей вселенной и человеческого тела. Из-за сложности внешнего и внутреннего миров и необходимости их полного очищения, мандала содержит больше фигур, чем почти все остальные тантрические системы – 722.

Они разделяются на группы, находящиеся внутри и вокруг дворца и соответствующие количеству дней и месяцев в лунном календаре, знакам зодиака, основным созвездиям, количеству костей и суставов в организме, а также чувствам, элементам и совокупностям тела и ума.

Кроме того, заключительные этапы практики, связанной с тонкой энергетической системой, предоставляют уникальный способ достижения ума ясного света (тончайшего уровня умственной деятельности) и особого вида тонкого тела («лишённой формы»), который служит прототипом для тела форм будды.

Излишне говорить, что практика Калачакры чрезвычайно продвинутая и сложная. Даже в её упрощённых формах с сокращёнными мандалами и с меньшим количеством фигур она остаётся очень сложной.

Однако если подойти к ней с должной мотивацией, подготовкой и усердием, эта практика будет чрезвычайно эффективна для достижения просветления на благо всех существ.

В отличие от других тантр, по традиции её передают большим группам людей как метод достижения гармонии и мира.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/tantra/kalachakra/chto-takoe-kalachakra

Сущность Калачакра-тантры

Близкое сходство Калачакра-тантры

В «Тантре Калачакры» много особенностей, которых нет в других системах медитативных образов будд Ануттара-йоги.

В ней есть восходящие и нисходящие аналогии общей Ануттара-йоги, за исключением практик, сходных с бардо и самбхогакаей, то есть только те практики, которые сходны со смертью и дхармакаей и с перерождением и нирманакаей.

Причины этого приведены ниже. Тем не менее, в практиках Калачакры есть дополнительные нисходящие и восходящие аналогии.

Калачакра (Dus-‘khor) означает циклы времени. Есть три цикла, каждый из которых содержит параллели с двумя другими:

  • внешние циклы времени, через которые проходит вселенная;
  • внутренние циклы, через которые проходит тело;
  • другие циклы, которые относятся к посвящению и практикам Калачакры и к просветлению.

Внешние и внутренние циклы описывают сансару. Они неуправляемо повторяются из-за ветров кармы (las-kyi rlung) и неосознавания реальности, которое движет этими ветрами. Иные циклы времени очищают нас от трёх причин истинных проблем внешних и внутренних циклов.

Например, внешние циклы включают, для вселенной это:

  • эоны зарождения;
  • эоны устойчивости;
  • эоны разрушения;
  • пустые эоны.

Для года это:

  • весну, когда листва растёт;
  • лето, когда деревья в листве;
  • осень, когда листва опадает;
  • зиму, когда деревья стоят голые.

Внутренние циклы, как и внешние, содержат кармические ветры, которые проходят через четыре тонкие творческие энергетические капли (thig-le bzhi) в тонком теле, создавая видимости четырёх событий (gnas-skabs bzhi).

Это могут быть видимости зрительных образов, звуков, запахов, вкусов, физических ощущений или способов осознавания, таких как блаженство.

  • Творческие капли тела создают видимости, познаваемые в состоянии бодрствования, которые развиваются посредством чувственного опыта.
  • Творческие капли речи создают видимости, познаваемые в сновидениях. Это устойчивые образы: они не растут органически и не стареют.
  • Творческие капли ума создают видимости, познаваемые в глубоком сне без сновидений, когда исчезают внешние переживания.
  • Творческие капли глубокого осознавания создают видимости, переживаемые в момент оргазма. Эти видимости – врата к тончайшему уровню познания, они лишены всех грубых уровней.

Посредством практик, соответствующих этим четырём событиям, мы обретаем различные тела будды:

  • нирманакаю, с просветляющими видимостями, которые возникают и кажутся развивающимися;
  • самбхогакаю, с просветляющими видимостями, которые устойчивы до конца сансары каждого существа;
  • джняна-дхармакаю (ye-shes chos-sku, тело всеохватывающего глубокого осознавания), в которой концептуальное познание и ограничения уже устранены;
  • свабхавакаю (ngo-bo-nyid sku, тело природы), которая – и это особенность Калачакры – представляет собой блаженное осознавание всеведущего осознавания.

У внешних, внутренних и других циклов есть много других сходных свойств, например:

  • внешние: северное и южное склонения солнца продолжительностью в шесть месяцев, шесть типов субатомных частиц;
  • внутренние: шесть совокупных факторов познания, шесть элементов (стихий) тела, шесть типов первичного сознания, шесть познающих сенсоров и так далее;
  • другие: шесть семейств будд мандалы Калачакры и пять типов глубокого осознавания (пять мудростей будды) плюс само осознавание ясного света в качестве их основы.

Кроме того, физические пропорции вселенной, тела человека, мандалы Калачакры и её основной фигуры соответствуют друг другу.

Близкая связь — Метода и Мудрости

Мудрость в Калачакре – это не-концептуальное познание Пустотности без аспекта (rnam-med) и с аспектом (rnam-can) Ясным Светом.

Пустотность без аспекта – это Пустота как таковая, либо самопустотность, либо инопустотность (пустота другого), либо и то и другое, в зависимости от тибетской традиции.

Пустота с аспектом – это лишённая форма (stong-gzugs) медитативного образа будды.

Лишённые формы лишены грубых частиц элементов, это рефлексивные видимости (rang-snang) ума ясного света, которые возникают, когда энергии-ветры входят в центральный энергетический канал. Они напоминают видимости, возникающие в волшебном зеркале (phra-phab), и могут быть в любой форме, а не только в форме медитативного образа будды.

Мнение Гьялца Дже Дарма Ринчен

Мастер традиции Гелуг XIV века Гьялцаб Дже (rGyal-tshab rJe Dar-ma Rin-chen) объясняет, что лишённые формы лишены грубых частиц элементов в обоих смыслах поверхностной истины относительно грубых частиц – чем они являются и каким образом они, как кажется, существуют. С одной стороны, лишённые формы не сделаны из грубых частиц, и поэтому они – более тонкая форма физического явления. С другой стороны, они не кажутся истинно существующими, в то время как грубые частицы элементов всегда кажутся истинно существующими.

Чтобы появились лишённые формы, не нужно растворять энергетические ветры в центральном канале и, следовательно, не требуется, чтобы проявилась умственная деятельность Ясного Света. Более того, даже если умственная деятельность ясного света проявлена, ей не требуется познавать пустоту, чтобы возникли лишённые формы.

Метод в Калачакра-тантре

Метод в Калачакре – неизменное блаженное осознавание (mi-‘gyur-ba’i bde-ba). Это блаженное неконцептуальное познание пустоты Ясным Светом.

Но, в отличие от общей ануттара-йога-тантры, он основан на двух группах из 21600 тонких творческих энергетических каплей, расположенных одна над другой в центральном канале.

Эти две группы отличны от четырёх тонких творческих капель четырёх событий.

Хотя неизменное блаженное осознавание прерывистое – оно возникает только во время полной поглощённости пустотностью, – расположенные в энергетическом канале капли остаются на одном местедо достижения просветления.

Благодаря этому блаженное осознавание «неизменно». По достижении просветления у нас больше нет ни грубых, ни тонких тел.

Наши бывшие сансарные тела, расположенные в энергетическом канале капли и четыре капли четырёх случаев исчезают подобно радуге.

В общей ануттара-йоге:

  • блаженное осознавание и иллюзорное тело – на стороне Метода;
  • познание пустоты ясным светом – на стороне Мудрости.

Таким образом, на стороне метода и на стороне ума находятся, соответственно, причины обретения просветляющих тела и ума будды.

В Калачакра-тантре:

  • неизменное блаженное осознавание – на стороне Метода;
  • лишённые формы и познание пустоты ясным светом – на стороне Мудрости.

Таким образом, причины обретения просветляющих тел и ума находятся на стороне мудрости. У них общая причина похожего рода (rigs-‘dra’i rgyu).

Причина похожего рода – это причина одного «рода» с явлением – её результатом, которая, в некотором роде, служит моделью для своего результата. Например, модель вазы – это причина похожего рода глиняной вазы и визуализируемой вазы. Модель вазы, глиняная ваза и визуализируемая ваза относятся к одному роду явлений – к вазам.

Причина похожего рода в Калачакра-тантре

В Калачакре общую причину похожего рода имеют:

  • неизменное блаженное познание пустоты ясным светом и
  • лишённые формы, которые и создают это познание, и являются рефлексивной видимостью этого познания.

Общая для них причина похожего рода – это полная поглощённость ясного света познанием пустотности. В этом смысле связь метода и мудрости в Калачакре ближе, чем в общей ануттарайоге.

Особая основа Пустоты

В общей Ануттара-йоге во время полной поглощённости пустотой подлинным познанием ясного света в качестве основы Пустотности может появиться только очищенное иллюзорное тело.

Потому что только очищенные иллюзорные тела состоят исключительно из тончайших энергетических ветров, которые доступны лишь по достижении подлинного тончайшего уровня ясного света.

Более того, так как видимости, сделанные исключительно из тончайшего энергетического ветра, не кажутся истинно существующими, они могут появляться одновременно с полным отсутствием их невозможных способов существования.

До того как мы достигнем подлинного познания пустотности ясным светом, мы практикуем с неочищенным иллюзорным телом или с визуализируемыми телами медитативных образов будд – и то и другое состоит из более грубых уровней энергетического ветра.

Согласно традиции гелуг, более грубые уровни энергетического ветра создают только видимости истинного существования.

Поэтому такая основа пустотности может появляться только во время последующего постижения, когда уровень умственной деятельности и, следовательно, энергетические ветры грубее.

Читайте также:  Кто такой бодхисаттва и какими качествами он должен обладать?

Даже когда полная поглощённость пустотностью концептуальна, такие тела – кажущиеся истинно существующими – не могут появляться одновременно с видимостью пустого пространства, символизирующего полное отсутствие видимости истинного существования.

Другие формы основы

С другой стороны, лишённые формы в качестве основы пустоты представляют собой отражения ментальной деятельности ясного света и поэтому не кажутся истинно существующими.

Они появляются, когда энергетические ветры вводятся в центральный канал, неважно, проявлена умственная деятельность ясного света или нет и неконцептуально познание или нет. Так как они не кажутся истинно существующими, они не могут возникнуть, когда ум создаёт видимости истинного существования.

Они могут возникнуть только когда ум создаёт видимость полного отсутствия видимости истинного существования.

Другими словами, они могут появиться только во время полной поглощённости пустотой, концептуальной или не-концептуальной, при условии, что энергетические ветры были введены в центральный канал. Поэтому лишённые формы – в высшей степени особая основа пустотности, ведь они могут появляться одновременно с познанием их пустотности.

То, что мы медитируем с лишёнными формами в качестве причины достижения просветляющего тела будды только во время полной поглощённости пустотностью, объясняет, почему в Калачакре нет практик, сходных с бардо. Мы достигаем бардо только когда более грубые энергетические ветры, создающие видимости истинного существования, возникают снова после опыта осознавания ясного света смерти.

Тело бардо, которое мы затем проявляем, сделано из таких более грубых энергетических ветров. Поскольку лишённые формы не состоят из более грубых энергетических ветров, создающих видимости истинного существования, практика с ними не похожа на переживание бардо.

Напротив, до проявления подлинного неконцептуального познания пустотности ясным светом мы можем медитировать с иллюзорными телами в качестве причины достижения просветляющего тела только во время последующего постижения пустотности.

Потому что такие тела состоят из более грубых энергетических ветров, которые создают видимости истинного существования, и эти видимости возникают во время последующего постижения пустотности, как и в бардо.

Поэтому в общей Ануттара-йоге есть практики, схожие с бардо.

Особый уровень ментальной деятельности

В общей Ануттара-йоге, когда достигнута нераздельность умственной деятельности ясного света и блаженного не-концептуального познания пустоты, физическая основа, благодаря которой это достижение возможно, – более грубые энергетические ветры, которые введены в центральный канал, находятся и полностью растворяются в нём.Это происходит только во время полной поглощённости пустотностью. До достижения просветления более грубые энергетические ветры проявляются снова во время последующего постижения пустотности или во время медитации на что-либо ещё.

В таких случаях мы больше не переживаем блаженное осознавание пустотности ясным светом. Так как физическая основа блаженного осознавания пустотности ясным светом присутствует лишь время от времени, это блаженное осознавание называют «меняющееся блаженное осознавание» (‘gyur-ba’i bde-ba).

Физическая основа

В Калачакре физическая основа, позволяющая умственной деятельности ясного света быть нераздельной с неизменным блаженным неконцептуальным познанием пустотности, – это тонкие творческие энергетические капли, расположенные в центральном канале. Как и в случае с меняющимся блаженным осознаванием пустотности ясным светом, неизменное блаженное осознавание пустотности ясным светом тоже:

  • прекращается во время познания пустоты при последующем достижении и во время медитации на чём-либо ещё;
  • работает как изменчивое явление, меняясь от момента к моменту на протяжении всего того периода, как оно существует и производит результаты.

Тем не менее, в данном случае физическая основа неизменного осознавания будет располагаться в центральном канале «неизменно», до того как все более грубые уровни тела полностью растворятся навсегда. Это последнее растворение происходит с достижением просветляющего тела будды.

В Калачакре и в общей Ануттара-йога-тантре используется один и тот же уровень умственной деятельности, а именно осознавание ясного света. Однако, поскольку практика Калачакры делает этот уровень неизменным блаженным осознаванием пустотности, а не меняющимся блаженным осознаванием пустотности, осознавание пустотности ясным светом в Калачакре устойчивее, чем в общей ануттарайоге.

Вариации, относящиеся к Калачакре, в традициях, отличные от традции Гелугпа

Традиции, отличные от Гелуг, объясняют то, что в Калачакре более близкие аналогии, ближе связь метода и мудрости и особый уровень умственной деятельности, очень похоже на то, как это делает гелуг.

Однако есть небольшие отличия в том, как они объясняют лишенные формы в качестве особой основы пустотности. Причина этого в различных утверждениях о тонких энергетических ветрах, создающих видимости.

Гелуг утверждает, что тонкие создающие видимости энергетические ветры создают только видимости истинного существования, как при концептуальном, так и при не-концептуальном познании. Другие традиции утверждают, что они создают видимости истинного существующих «этих» и «тех» только во время концептуального познания.

Во время чувственного или умственного не-концептуального познания они создают видимости не истинно существующих «этих» и «тех». Однако и те и другие видимости – неочищенные. Лишенные формы как очищенные видимости – вне их.

Они – пустота с аспектом, возникающая нераздельно от Пустотности без аспекта во время глубокого осознавания неперечисляемой глубочайшей истины.

Остальная часть объяснения этого вопроса – например, о неочищенных иллюзорных телах, возникающих только во время фазы последующего достижения, где происходит концептуальное познание пустотности, – совпадает с объяснением традиции Гелуг.

Заключение по Калачакра-тантре

Мы можем успешно практиковать тантру, не понимая того, как она работает и почему ведёт к просветлению быстрее, чем сутра. Тем не менее, ясное понимание общей тантры, общей ануттарайоги и теории Калачакры помогает развить твёрдую уверенность в их особых методах и искреннее уважение к ним.

Вместе с уверенностью, уважением и вдохновением, которое мы получаем благодаря здоровым отношениям с нашими тантрическими учителями, наша практика тантры становится ещё устойчивее, что помогает обрести желаемый результат – способность наилучшим образом помогать всем остальным, когда мы достигнем просветления.

Источник: https://eshedrugpa.wordpress.com/2015/07/04/sushnost-kalachakra-tantry/

Калачакра

Калачакра-тантра (санкр. कालचक्र तन्त्र) относится к разделу ануттарайога-тантры.

Возникновение Калачакры

Согласно традиционным представлениям, Будда Шакьямуни передал учение Калачакры царю Шамбалы Сучандре, через год после Просветления (по другим данным, он изложил эту тантру на 81 году жизни).

Будда Шакьямуни проявил себя как божество Калачакра возле ступы Шри Дханьякатака, на юге Индии. Царь Сучандра узрел трехмерный дворец-мандалу, в центре которого находился Калачакра в союзе с супругой Вишваматой.

Помимо этой мандалы, проявилась вторая, представлявшая собой космос.

Таким образом, была разъяснена Внешняя Калачакра, Внутренняя Калачакра и Иная Калачакра.

Круговороты Калачакры

Слово Калачакра буквально означает «колесо (круговорот) времени». В системе Калачакры присутствуют три таких круга – внешний, внутренний и иной.

Внешний круг связан с циклами, через которые проходит Вселенная (макрокосм). Например, космические, астрономические или исторические циклы.

Внутренний круг связан с циклами, через которые проходят отдельные существа (микрокосм). Например, это психофизиологические циклы, а также циклы, относящиеся к перерождению (рождение и смерть).

Внутренний круг включает тонкое тело человека, состоящее из энергетических каналов, чакр, энергетических ветров, тонких колебаний и творческих энергетических капель.

Такая структура аналогична структуре Вселенной, состоящей из планет, их орбит, вращения планет по орбитам, и тд.

Один и самых важных внутренних циклов – это цикл дыхания, т.к. дыхание напрямую связано с движением энергетических ветров на уровне микро и макрокосма.

А. Берзин показывает фундаментальную связь дыхания и вселенских процессов:

«На внешнем уровне, если сутки делятся на шестьдесят часов Калачакры (нет правила, что они могут делиться только на двадцать четыре часа!), тогда в трёхсотшестидесятидневном лунном году всего 21600 часов. Подобным же образом, если наши энергии сбалансированы, мы совершаем 21600 дыханий в сутки, т. е.

одно дыхание в каждые четыре современные секунды, в чём можно убедиться, если замерить время своего собственного дыхания.

Точно так же, как солнце половину года движется через северный сектор неба и половину года через южный, что известно в астрономии как северное и южное склонение солнца, подобным образом и мы сами дышим половину времени преимущественно через правую ноздрю, а остальную половину – через левую» (Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002).

И внутренние, и внешние циклы содержат кармические ветры, которые проходя через четыре творческие энергетические капли тонкого тела, создают видимости «четырех событий».

Например, эти видимости могут быть связаны со зрительными образами, звуком, запахами, вкусами или со способами осознавания. Эти видимости познаются в состояниях бодрствования, сновидений, глубокого сна без сновидений и в запредельном состоянии.

Практики, связанные с «четырьмя событиями», позволяют адепту обрести четыре тела Будды: нирманакаю, самбхогакаю, джняна-дхармакаю и свабхакаю.

Внешний и внутренний круги управляются ветрами кармы и вместе образуют сансару.

Иной круг относится к практикам Калачакры, он трансформирует адепта и дарует ему освобождение от внешнего и внутреннего кругов.

Садхана стадии зарождения и стадии завершения

Процесс освобождения от разрушительного влияния времени начинается с посвящения Калачакры. Затем адепт приступает к практике «стадии зарождения» (кьерим), и, завершив ее, выполняет практику «стадии завершения» (дзогрим).

На стадии зарождения (кьерим) адепт выполняет сложные визуализации, в которых представляет, как он, в виде определенного образа Будды, зарождается внутри мандалы. Одновременно с выполнением визуализаций, адепт вызывает в уме и чувствует различные состояния, связанные с состраданием и пустотой.

Стадия завершения (дзогрим) включает в себя практики, связанные с осознанным управлением энергией, с ее перемещением по тонким каналам, которые связывают тело с наиболее глубоким уровнем сознания – тончайшим сознанием.

В результате такой работы с энергией адепт растворяет энергетические ветры в центральном канале и подходит к самым глубоким и тонким уровням сознания, проявляется тончайшее сознание ясного света. А.

Берзин следующим образом описывает эти процессы:

«Методы стадии завершения зарождают тонкие звуки внутри центрального энергетического канала, которые помогают вводить в них энергетические ветры и там растворять» (Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002)

В результате практики этих двух стадий адепт реализует видение реальности и непрестанное на ней сосредоточение, которое приносит ему освобождение от связанности циклами времени, он обретает тело и сознание Будды.

Мандала Калачакры

Мандала Калачакры представляет собой символическую модель Вселенной; она включает в себя и время, и пространство. 

Это – местопребывание Йидама. Мандала отражает его природу и отличительные особенности, его Бытие; мандала и Йидам нераздельны. Вокруг и внутри мандалы находятся 722 будды (включая центральную пару), символизирующие очищенные состояния тела, речи и ума, а также связь адепта с пространством и временем.

Более того, каждая архитектурная часть мандалы связана с каким-либо качеством и постижением, которое адепт должен удерживать в сознании. В центре мандалы находится Калачакра в союзе со своей супругой Вишваматой.

Впервые адепта вводит в мандалу Учитель в процессе посвящения, при этом Учитель визуализируется и осознается адептом одновременно как все фигуры мандалы, а не только как центральная.

Йидам Калачакра

Йидам Калачакра является основным божеством в Традиции Калачакры. 

Он обладает телом синего цвета, имеет четыре лица (белое, красное, синее и желтое), три пары плеч, 24 руки. Большие пальцы его рук – желтого цвета, указательные – белого, средние – красного, безымянные – черного, мизинцы – зеленого.

Первая фаланга пальцев – черного цвета, вторая – красного, третья белого. Его левая нога белого цвета согнута и наступает на белого Ишваpу, правая нога красного цвета вытянута и наступает на красного Камадеву. Его длинные волосы завязаны в узел на макушке, украшенной драгоценностью и полумесяцем.

Читайте также:  Биография далай ламы четырнадцатого – удивительный путь

На голове его пребывает Ваджpасаттва. Вокруг талии – шкура тигра.

Он изображается в союзе с супругой – Вишваматой. Ее тело желтого цвета. У нее четыре лица, с тремя глазами на каждом лице и восемь рук. Она украшена пятью символическими украшениями.

Данные формы отражают множество уровней символизма, раскрыть который полноценно может только Учитель. Как утверждает А.

Берзин, сложность образов непосредственно отражает сложность процесса становления Буддой: «Буддам требуется активно поддерживать в уме полный набор своих постижений и качеств одновременно – так, чтобы использовать их эффективным образом в помощи другим.

Кроме того, Буддам требуется быть внимательными к мириадам личных деталей тех, кому они помогают, чтобы всегда делать то, что правильно» (Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002).

Мантра Калачакры

Основная мантра Калачакры:

В соответствии с объяснением Кирти Ценшаб Ринпоче (Kirti Tsenshab Rinpoche: Graz, Austria, September 1999), первые четыре слога мантры символизируют четыре ваджры: OM – это ваджра тела, AH – ваджра речи, HUM – ваджра ума, HOH – ваджра мудрости.

Следующие два слога символизируют Калачакру (HAM) и его супругу Вишвамату (KSHAH). Слог MA обозначает дворец Калачакры – мандалу, четыре слога LA VA RA YA соотносятся с четырьмя элементами – земля, огонь, вода и воздух.

HUM PHAT, как объясняет Лосанг Самтен (Losang Samten), выражает пожелание того, чтобы рецитация мантры принесла высшее благо для всех живых существ.

Классификация семейств (кула) Калачакры

Как утверждает Vesna A. Wallace, в Традиции Калачакры семейство главного божества рассматривается как три, четыре, пять и шесть семейств (кула).

Классификация по трем семействам на уровне микрокосма соотносится с телом, речью и умом, а также с левым, правым и центральным каналами (нади); на уровне макрокосма – с тремя царствами, желания, формы и бесформенности. На уровне абсолютной реальности – это три тела Будды, Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая.

Четыре семейства на уровне микрокосма соотносятся с телом, речью, умом и мудростью; с менструальной кровью, спермой, умом и мудростью; с четырьмя бинду и связанными с ними четырьмя состояниями сознания (бодрствование, сон, глубокий сон и четвертое состояние). На уровне микрокосма четыре семейства – это семейства Солнца, Луны, Раху и Кету. На уровне абсолютной реальности – это четыре тела Будды, Нирманакая, Самбхогакая, Дхармакая и Джнянакая.

Пять семейств на уровне микрокосма соотносятся с пятью скандхами. В обществе – это четыре касты и безкастовые. На уровне абсолютной реальности – это пять аспектов мудрости Будды, проявленные, как пять будд, Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи.

Шесть семейств на уровне микрокосма – это скандхи и их пустотность; на уровне общества – это четыре касты, а также домбы и чандалы. На уровне абсолютной реальности – это пять будд, о которых было упомянуто выше, и Свабхавикакая.

Линии передачи Калачакры

Царь Сучандра (воплощение Ваджрапани), достигнув реализации, передал учение своим подданным. Он записал Калачакра-тантру на родном языке, а также составил обширный комментарий на неё. Коренной текст Калачакры (Мула Калачакра-тантра) состоял из 12 тыс. шлок (до наших дней он не дошел). Далее Калачакра передавалась царями Шамбалы по наследству.

После Сучандры учение передавалось царем Манджушри-Яшасом (воплощение Манджушри), который составил краткую Калачакра-тантру, а его сын Пундарика (воплощение Авалокитешвары) написал комментарий на неё под названием “Ясный свет”.

Эти два текста в X веке были принесены в Индию махасиддхой Чилупой и Калачакрападой Старшим, они передали учение Калачакрападе Младшему. От них берет начало распространение Калачакры в Индии и Тибете. В XI веке в Тибете начали распространяться две основные линии передачи – Дро и Рва.

Линия Дро была основана учеником Калачакрапады Младшего Соманатхой и его переводчиком Дро Лоцава. Линия Рва была основана другим учеником Калачакрапады Младшего Саманташри и его переводчиком Рва Лоцава Чораб.

(Схема составлена А. Берзиным)

В настоящее время, учение Калачакры присутствует во всех линиях Ваджраяны. Практика Калачакры является основной в Традиции Джонанг.

Библиография

Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002 Лондол-лама Агван Лобсан. История Калачакры. Краткий вариант Vesna A. Wallace. The Inner Kalacakratantra: A Buddhist Tantric View of the Individual

Kirti Tsenshab Rinpoche. The Kalachakra Mantra: Graz, Austria, September 1999. Translator: Peter Roberts, transkript: Michaela Puntigam. © 2001 Edition She Drup Ling Graz

Источник: http://kama-kala.ru/vajrayana/kalachakra/

Тантра Калачакры

Первый царь Шамбалы, Суканд p а, излучение Ваджpапани, попросил Будду Шакьямуни дать ему учение о Калачакpе.

В день полной луны третьего месяца у ступы Дханьякатака на юге Индии, в присутствии неисчислимых Будд, Бодхисаттв, Даков и Дакинь, богов, нагов и якш, Будда появился в форме Калачак p ы, передал полное посвящение и дал учения по этой тантpе, принадлежащей к классу самых глубоких и возвышенных.

Вернувшись в Шамбалу, царь Суканд p а воздвиг трехмерную мандалу Калачакpы, активно занялся практикой и впоследствии передал этот цикл учений всем жителям царства Шамбалы. Передача осуществлялась царями по наследству, а затем p аспpостpанилась по Индии и Тибету.

Калачакpа означает “Колесо Времени”.

На внешнем уровне это учение имеет отношение ко вселенной и всем традиционным наукам: астрономии, астрологии, математике, медицине и т.д.

На внутреннем – к человеческому телу, его внутренней структуре и тонким энергиям, развиваемым в йогах и тант p ах.

Она может означать также полный цикл изучения и тантpической медитации на йидама Калачакpу и его мандалу.

Шамбала – название царства, где получила развитие эта тантpа, принесенная с юга Индии царем Сукандpой, пришедшим с севера Кашмиpа. Шамбала – эта Чистая Страна в нашем мире, доступная восприятию существ с чистым умом и ка p мическими связями для этого.

Когда всяческие бедствия, вызванные мешающими эмоциями, обрушатся на Землю, в нашем мире проявится Калачакра в виде 25-го царя Шамбалы под именем Руд p а Чакpин. По завершении духовной битвы он установит тысячелетнее счастье, p ассеив замешательство и страдание.

Будда предсказал, что получившие посвящение Калачак p ы переродятся в мандале Рудpа Чакpина.

Название “Шамбала” покрывает все многообразие учений, направленных на достижение Пробуждения в мире.

ЙИДАМ КАЛАЧАКРАЙдам Калачакра

Йидам описывается следующим образом в тантpическом тексте:

Тело его – синего цвета, он имеет четыре лица (белое, красное, синее и желтое), три пары плеч, и из каждого плеча выходит две руки, заканчивающиеся четырьмя ладонями (всего – 24 руки).

Его белая левая нога – согнута и наступает на белого Ишва p у. Его плавая красная нога – вытянута и наступает на красного Камадеву.

Его длинные волосы завязаны в узел на макушке, украшенной драгоценностью, исполняющей желания, и полумесяцем.

На нем вадж p ные украшения и тигровая шкура вокруг талии.

Большие пальцы его рук – желтого цвета, указательные – белого, средние – красного, безымянные – черного, мизинцы – зеленого.

Первая фаланга пальцев – черного цвета, вторая – красного, третья белого.

Голову его украшает Вадж p асаттва, восседающий среди языков пламени пяти цветов.

Партнерша, обнимающая его, Вишвамата – желтого цвета. У нее 4 лица и 8 рук, с тремя глазами на каждом лице.

Она – в союзе с ним, правая нога согнута, левая – вытянута.

Она обнажена и украшена пятью символическими украшениями.

Мандала – Чистая Земля йидама, отражающая его чистую природу и отличительные особенности.

Отличаясь от йидама в формальных аспектах, по сути она от него неотделима.

Калачакpа – высшее проявление ума Будды и один из основных йидамов Буддизма Ваджpаяны.

Его мандала состоит из самовозникших йидамов.

Ее составляющими также являются время и пространство, вся вселенная. Она включает в себя равным образом астрологический цикл: 12 лет, 12 месяцев, 360 дней, 4 времени года, 12 часов, 60 минут, планеты и звезды.

Различные йидамы в мандале представляют собой очищенные состояния нашего тела, речи и ума, а также нашу связь с пространством и временем.

Мандала возникает в изумительном дворец, символе совершенного мира, самопроизвольно создаваемого “таковостью” Калачакpы.

Когда ты входишь в новый мир мандалы Калачакры как ребенок…

Пытаясь объяснить ребенку различные грани нашей жизни, мы понимаем весь комплексный ха p актеp нашего ума и нашего мира.

Наши сегодняшние усилия понять сложный и глубокий смысл тантры Калачак p ы подобны усилиям ребенка понять мысли и поведение взрослого; это – трудно, но не является невозможным.

Прежде, чем войти в мандалу, нам следует оставить все свои привязанности и очистить тело, речь и ум. Затем мы представляем, что входим в восточную дверь мандалы, так как Калачак p а обращена на восток.

После того, как Алмазный Учитель ввел нас в мандалу, различные этапы посвящения подобны этапам постепенного взросления ребенка. Наше понимание мира в зрелом возрасте подобно высшему осознаванию мира в пробужденном состоянии.

При помощи тантры Калачак p ы Алмазный Учитель способствует созреванию нашего ума. До того наше сознание остается на уровне ребенка.

Через посвящение Калачакpы и руководство нашего

Алмазного Учителя мы осознаем глубокие скрытые возможности ума, а посредством pегуляpной и усердной практики – обретем высшее Просветление.

В течение четырех дней посвящения Калачак p ы и связанных с этим йидамом поучений нам следует пробуждать в себе величайшую преданность Алмазному Учителю и слушать его поучения и наставления с уважением и вниманием.

Мы должны искренне просить Ринпоче даровать нам посвящение и стремиться следовать его поучениям. Сверх того, нам следует дать рождение Духу Пробуждения (Бодхичитте) – чистому намерению войти в мандалу Калачак p ы и получить посвящение не ради сиюминутной или будущей выгоды, но с тем, чтобы достичь Просветления и помогать всем существам.

В эти дни нам следует быть точными, вставать при приходе Алмазного Учителя и с искренностью совершать п p остиpание перед ним.

Первым делом Алмазный Учитель примет на время посвящения всех участвующих в свои ученики и расскажет об истории и смысле абишеки.

Алмазный Учитель научит нас, как наблюдать за знаками, указывающими на наши будущие достижения, используя деревянную зубочистку (“со чинг”) и траву “куша”. Нам дадут также шафрановую воду для очищения тела, речи и ума, и мы будем готовы к принятию посвящения.

Во время различных фаз посвящения Алмазный Учитель будет давать по мере необходимости наставления и объяснения, нам же предстоит с уважением и верно следовать им, дабы извлечь максимальную пользу из благословения абишеки.

Временная польза:

На внешнем уровне (мир): посредством посвящения Калачак p ы и всех его ритуалов, молитв, декламаций и медитаций вносится больше гармонии в волнения и беспорядочные движения этого мира.

На внутреннем уровне (тело): восстанавливается равновесие тонких элементов тела, что влечет за собой счастье и беззаботность.

На тайном уровне (ум): ум освобождается от ментальных волнений и становится тем самым способен без помех действовать на благо всех чувствующих существ.

Окончательная польза:

Тело, речь и ум сливаются воедино с йидамом Калачакpой и достигается Состояние Будд.

Инициация Калачакры вносит умиротворение в конфликты, развивает мир и благоденствие, ослабляет страдание и усиливает любовь, сострадание, радость и счастье.

Источник: http://www.avatargroup.ru/Probuzhdenie/Mirovie_Ucheniya_i_Religii/Buddizm/Tibetskij_buddizm/Tantra_Kalachakri.aspx