Горловое пение тувинцев – древнее вокальное искусство

“Хоомей не принадлежит нам. Это мы, его исполнители, принадлежим ему”

Горловое пение тувинцев - древнее вокальное искусство

Исполнение пения горловым звуком, называемом тувинцами «хоомей» объясняют различными мифами и традициями. Здесь и история о плачущем верблюжонке, и традиция буддийских монахов, распевающих мантры.

Уникальностью этого искусства считают то, что исполнитель извлекает сразу две, а иногда даже три три ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное многоголосное соло.

Неразгаданной до сих пор тайной искусства горлового пения является местоположение второго источника звука.

То, что за необычностью звуковых построений хоомея кроется неизвестная науке специфическая концепция, впервые предположил А.В. Анохин: «Горловое пение стоит вне всех устоявшихся теорий и едва ли не составляет единственное в своем роде явление в области вокального искусства».

Примечательно также замечание английского путешественника Д. Каррутерса, который услышал неповторимое своеобразие тувинской музыки: «Урянхайская музыка представляет собой интерес для исследователя-этнографа, так как является особенностью этого народа.

Среди монголов нам никогда не приходилось слышать ничего похожего на эту музыку».

«В истории музыки найдется немного явлений, имевших столь ошеломляющий и повсеместный успех. Негромкое, хрипловатое пение тувинских горловиков едва не самая резонансная сенсация современной world music.

И у этой сенсации есть “крестный отец” — Тед Левин, американский музыковед и продюсер, стоящий у истоков взрывоподобной славы тувинского горлового пения на Западе» – писала в предисловии к русскому изданию книги Теодора Левина «Музыка новых номадов.

Горловое пение в Туве и за ее пределами» музыкальный критик Нина Карпинская («Там, где поют реки и горы – Where rivers and mountains sing, Indiana University, 2006).

На состоявшейся в июне этого года научной конференция «Хоомей – феномен народов Центральной Азии» прошедшей в рамках VI Международного профессор Теодор Левин (США) признался в ошибочности своих прогнозов:

“Когда я впервые увидел гастролирующих в США тувинских музыкантов, это было в начале 1990-х, то им посоветовал так: Ребята, берегите свои деньги! Потому что интерес к тувинской музыке не будет долгим. Мир капризный.

Через несколько лет, наверное, какая-то другая музыка придет из Африки, Карибского моря. И тогда интерес мира будет обращен туда. Но сегодня мне очень приятно признать, что я ошибался. Можно смело сказать, что я сильно ошибался.

Потому что сегодня интерес к тувинской музыке не только сохраняется, но растет”.

“Оказывается, это был не каприз и не случайность. Я считаю, что в тувинской музыке есть какая-то сущность, которая принадлежит нам всем.

На сегодняшний день хоомей занимает почетное место в мировой музыке и даже более того является классикой мировой музыки. Это тоже не случайно, потому что тувинская музыка не стояла на месте.

Она постоянно меняется, развивается благодаря усилиям, вкладу, содействию многих и многих здесь в Туве”.

В конце своего выступления Левин сообщил, что привез обратно в Туву все записи, которые он и его коллеги собрали во время экспедиции в конце 1980 годов в Туве. “Сегодня мы их дарим тувинскому народу, передаем институту и организациям эти записи. Так что это тоже маленький вклад в сокровищницу тувинской музыки!”

Впервые попытка классификации и описание стилей горлового пения была предпринята А.Н. Аксеновым в 1964 году. Самостоятельным монографическим исследованием, явилась работа З.К. Кыргыс «Тувинское горловое пение». Ею даны следующие характеристики 5 основных стилей:

Хоомей – звучит в среднем регистре. Основной звук (бурдон) в большинство случаев находится в пределах малой октавы. Иногда исполняется очень тихо, например, при убаюкивании ребенка.

Это один из самых спокойных стилей с большим разнообразием субстилей хоомея: эрги хоомей (древний хоомей), опей хоомей (колыбельный хоомей),  буга хоомей (подражание реву быка), бырланнадыр (подражание ручейку) и т.д.

Версия хоомейлээр – хооледир ырлаал (дословно переводится как «петь, изображая гудение).

Борбаннадыр – такой же мягкий и спокойный стиль среднего регистра. Борбак означает «круглый», борбаннадыр – «перекатывать нечто круглое». Эффект  перекатывания достигается за счет довольно частых смыканий и размыканий губ и движения языка.

Сыгыт – это самый высокий по регистру, находящимися на границе четвертой и пятой октав, стиль. Имеет общий корень со словом «сыгы» –  «свист». Есть предание о том, что стиль сыгыт возник от подражания звуку тетивы лука.

Эзенгилээр – является звукоподражательным. Слово «эзенги» означает «стремена»,  эзенгилээр можно перевести как «стременной». При езде уздечка, чепрак и седло, соприкасаясь со стременами, издают характерный позвякивающий звук в ритме движения лошади иноходью.  

Каргыраа – самый низкий по регистру звучания звук. Глагол каргыраар имеет два значения: 1)хрипеть, издавать сиплые звуки, 2)бурлить (при кипении).

Каргыраа также имеет множество субстилей: хову каргыраазы (степное каргыраа), кашпал каргыраазы (каргыраа ущелья), даг каргыраазы (горное каргыраазы),  Ойдупаа каргыраазы (каргыраа Ойдупаа), буга каргыраазы (каргыраа – подражание голосу быка), думчук каргыраазы (носовое каргыраа).

Сами исполнители хоомея объясняют феномен горлового пения так:

«Хоомею раньше никогда специально не учили, как сейчас. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, с различными инструментами, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею.

Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей. Традиционное правило гласит – не заставлять никого учиться хоомею. С хоомеем надо быть честным и осторожным. Он никому и никогда не принадлежит. Хоомей всегда молод и красив даже тогда, когда исполнитель постарел. Хоомей — пение обо всем на свете.

Его слушают сердцем и понимают душой. Со стороны такое пение видится простым и легким. Но на самом деле это самое настоящее, трудное искусство. У каждого хоомейжи есть свои особые приемы.

Для профессионального музыканта, певца важен «чистый» звук, правильное произношение слов, соблюдение ритма и паузы. Всему этому специально обучают. В свободном хоомее нет точных правил и пауз. Хоомейжи сам решает, когда остановиться и когда продолжать.

Контролируя свое дыхание, он использует самые различные ритмы, продолжая в мыслях свой полет, свое «видение». Поэтому молодые сильные исполнители поют высоко, долго и красиво»

На протяжении почти 30 лет, с 1960 годов, когда в 1964 году А.Н. Аксенов предпринял первую попытку описать тувинское горловое пение и вплоть до 90-х годов, горловое пение были почти забыто.

Однако открытие в Кызылском училище искусств в 90-х годах отделения народных инструментов, первый выпуск профессиональных исполнителей, возникновение Центра «Хоомей» стало тем фундаментом, на котором возродилось удивительное искусство.

Сегодня творчество фолк-групп и талантливых исполнителей, как Кайгал-оол Ховалыг, Конгар-оол Ондар (1962-2013), ансамбля женских исполнительниц горлового пения «Тыва кызы», групп «Чиргилчин», «Алаш», «Хун-Хурту» и Тувинского Национального Оркестра говорит о Туве больше, чем любой туристический бренд.

В ближайшее время ожидается открытие в Кызыле Академии Хоомея, которая, по замыслу ее создателей, должна стать уникальным культурно-образовательным учреждением России, а может быть, и мира.

Источник: http://asiarussia.ru/articles/314/

Тувинское горловое пение

Алтайского региона – тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

 Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление.

Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым – – «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов».

Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.

За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» – инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».

 По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение – хоомей – заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей.

Основными считаются 5 стилей – каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей – думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

 О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

 Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение:

 1) хрипеть, издавать хриплые звуки,

 2) бурлить (при кипении, например, каши)

 Сравним также «карк» – подражание звуку, издаваемому вороной.

 Происхождение теримна «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие – с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

 В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

 Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

 У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.

 Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».

Читайте также:  Дерево бодхи - что это такое и почему оно является священным

 В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе МНР.

 Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр – свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

 Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы – причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.

 Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги – стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки.

 При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

 Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» – перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

 В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них – достаточно распространенная – гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией.

Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства.

С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается.

Феномен этот – не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

 В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.

 Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе.

Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа.

Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

 Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний – охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

 На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса.

 Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.

Так, в сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевнуЙШестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».

 Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных отношений в Туве , то есть 6-8 вв., то о времени зарождения и становления горлового пения мы не можем говорить мы не можем говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.

 Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.

Источник: https://osoznanie.org/1375-tuvinskoe-gorlovoe-penie.html

Горловое пение: слушать. Факты об искусстве

Горловое пение — реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении.

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят, тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам.

Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев.

Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили.

Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев — жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли — самобытное пение жителей Альп — тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий — на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы — журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье.

В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях.

У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв.

На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек — два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль, собиравший этнографический материал среди башкир.

Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом». Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов — «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» — бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт — стиль двухголосного пения с доминирующим свистом — наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они — разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера — сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы.

Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей.

Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им.

Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия», — говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками.

У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий.

Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее.

Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами — ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей.

Читайте также:  Праджня в буддизме - что это такое и как ее достичь?

Обычно профессиональный исполнитель — хоомейжи — владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей.

Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея — такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения.

Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков — найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

Екатерина Гудкова

Источник: https://www.culture.ru/materials/209039/golosovoe-chudo

Тувинское горловое пение имеет поклонников по всему миру

В Кызыле завершился Международный фестиваль горлового пения. Его своеобразие в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя двухголосное соло. Это древнее вокальное искусство, которым традиционно владеют некоторые народы Саяно-Алтайского региона – тувинцы, алтайцы, монголы, а также башкиры, живущие в европейской части России.

Но первый фестиваль-конкурс показал, что горловое пение имеет поклонников по всему миру.

Петь с помощью горла Чаяна научил преподаватель музыки в родном селе. Теперь 6-летний ребенок готовится к первому выступлению на большой сцене.

В Международном фестивале горлового пения в Кызыле участвуют больше двухсот исполнителей: от дошкольников до тех, кому под восемьдесят. Певцы из Хакасии, Горного Алтая, Якутии, представители Японии, Франции, Испании, Китая. У хозяев конкурса – тувинцев – горловое пение, как говорится, «в крови». Их далекие предки в свое время подражали голосам животных и птиц.

Один из самых уважаемых тувинских горловиков – Игорь Кошкендей – в конкурсном жюри. По его мнению, лучший голос фестиваля должен быть не только сильным, но и красивым и мелодичным.

Уникальность хоомея (именно так в Туве называют горловое пение) в том, что исполнитель извлекает две, а иногда даже три ноты одновременно. Такую вокальную технику на фестивале в Кызыле попытались объединить с другими музыкальными жанрами.

Хоомей в современной музыке, это, своего рода, эксперимент. До сих пор в конкурсах горловиков такой номинации не было. Но вокалисты, выступающие на этой сцене, доказывают, что горловое пение может звучать вместе и симфонической музыкой, и с рок-музыкой, и с эстрадой.

Исполнитель из Финляндии совмещает гортанное пение с электронной музыкой, гитарист из Турции – с хард-роком, квартет из Америки – с блюзом.

Соотечественник американцев – Шон Квирк – так увлекся изучением горлового пения, что даже переехал жить в Туву и выучил местный язык. Теперь собирается поступать в академию хоомея, которую планируют открыть в Кызыле.

Тувинцы добиваются признания хоомея и на международном уровне.

Шолбан Кара-оол, глава Республики Тыва: «Мы в 2008 году дошли до Франции, до штаба ЮНЕСКО, и мы показали то, что мы умеем. Очень бы хотелось, чтобы весь мир, все человечество знало, что у нас в России есть вот такое уникальное пение, которое называется хоомей».

Обладателем Гран-при после долгого обсуждения жюри признало тувинца Айхана Ооржака. Но у других мастеров хоомея еще будет возможность побороться за главный приз. Фестиваль объявлен традиционным и следующий раз пройдет в 2017 году.

tvkultura.ru

Источник: https://vcatuva.ru/news/2015/08/15/2969.html

18.docx

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийСтатья: Тувинское горловое пениеПросмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

ТУВИНСКОЕ ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ.

Горловое пение ­ уникальный вид искусства, присущийлишь некоторым народам Саяно­Алтайского региона ­ тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.

Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины19 века.

Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами.

Это пение называется горловым ­ «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие­то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность

которых всецело зависит от его умения управлять

диафрагмой.

За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» ­ инструменте, состоящемиз длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываютсяпевцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого­либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии». По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение ­ хоомей ­ заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей­ каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей ­ думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа). О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет,

издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин

каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип илизвуки, похожие на хрипение. Например, в современномтувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение: 1) хрипеть, издавать хриплые звуки, 2) бурлить (при кипении, например, каши) Сравним также «карк» ­ подражание звуку, издаваемому вороной.

Происхождение теримна «хоомей» трактуют по­разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие ­ с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу. В монгольском языке также существует слово «хоомий»,означающее горло, носоглотка, горловое пение.

Весьмавозможно, что термин заимствован монголами у тувинцев. Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен.

Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент. У тувинцев

существует предание, что юноша­сирота жил в течение

трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.

Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей». В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо­западе МНР. Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр ­ свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы ­ причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании. Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги ­ стремена и, пожалуй, наиболее точно передаетосновной смысл и характер его музыки.

При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали

определенный ритмический звук. Для

воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам. Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» ­ перекатывать что­то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения.Одна из них ­ достаточно распространенная ­ гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией.

Сначала народ будто бы создалэто пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства.

С этим мнениемникак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается.

Феномен этот ­ не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально­поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и

источником вдохновения у древних исполнителей­

мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность. Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми

среди всех социальных слоев и групп населения.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/statya_tuvinskoe_gorlovoe_penie-245921/273831

Горловое пение: границы искусства и дань традициям

Горловая манера исполнения — мистическая разновидность искусства, объединяющая многовековые традиции и талант современных вокалистов. Обучиться этой технике довольно сложно, но результат того стоит.

Горловое пение представляет собой уникальное ответвление певческого искусства, в котором вокалист использует одновременное извлечение двух нот — обертона и основного тона. Так получается двухголосное соло. Этот вид вокала распространен среди народностей Сибири, Тибета, Монголии и жителей некоторых других местностей.

Читайте также:  Кто такой бодхисаттва и какими качествами он должен обладать?

Запишитесь в нашу школу  на уроки вокала для начинающих прямо сейчас! Первый урок бесплатно!

Разновидности горлового пения

Говоря о горловом пении, стоит различать его разновидности и стили. Классификация по принадлежности происхождения включает следующие виды горлового пения:

  1. Тувинское горловое пение.
  2. Тибетское горловое пение.
  3. Горловое пение монахов.
  4. Горловое пение шаманов.
  5. Алтайское горловое пение.

История появления горлового пения тесно связана с ритуалами и народными сказаниями. Горловое пение тибетских монахов, например, привлекает своей необычностью исполнения и позволяет настроиться на изучение их удивительной культуры. Тибетское горловое пение слушать можно на различных страницах в сети Интернет.

Для этого достаточно ввести запрос “горловое пение тибетских монахов слушать онлайн”, и поисковая система выдаст наиболее популярные результаты в формате аудио- и видеозаписей. Так можно найти горловое пение в современной обработке, что довольно интересно для прослушивания.

Также в сети широко представлены концерты горлового пения, позволяющие сравнить исполнение разных вокалистов и остановиться на определенной технике для подробного изучения.

Современное горловое пение использует не только традиционные техники, но и их вариативные сочетания. Конечно, для начинающего исполнителя освоить горловые приемы пения довольно сложно, однако, при желании и должной регулярности занятий можно добиться значительного прогресса.

Горловое пение — как научиться этой технике, знают профессиональные педагоги, которые не просто поставят голос, но и подберут наиболее подходящий репертуар. При этом не стоит слушать примеры исполнения: горловое пение в обработке звучит потрясающе и помогает расширить кругозор относительно этой вокальной техники.

Кроме того, горловое пение монахов слушать полезно и для развития слуха, и для стабильной работы нервной системы.

Тюрген как горловое пение является отличным примером исполнения. Этот вокалист популяризировал монгольский горловой вокал и стал настоящим примером для начинающих певцов, работающих в этой технике.

Стили горлового пения

Основные направления стиля горлового исполнения включают:

  • эзенгилээр;
  • бербендер;
  • сыхыт;
  • кюмей;
  • кыркыра.

Горловая манера исполнения представляет собой не только определенный музыкальный стиль, но и вокальный инструмент, облегчающий процесс медитации. Для певца горловое пение является способом выражения образа мышления, который отражает безграничные чувства к природе.

Интересен тот факт, что эффект от пения шаманов имеет основу: звуковые вибрации в этом случае приближены к исходной частоте, которую издает здоровый орган.

Обучение горловому пению не просто помогает подчеркнуть способности исполнителя, но и способствует сохранению физического и духовного здоровья.

Источник: http://shkola-SiLa.ru/blog/vse-o-vokale/gorlovoe-penie

Горловое пение – где оно распространено, и как научиться разным техникам?

Вы здесь

Горловое пение — древнее вокальное искусство, сохранившееся до настоящих дней лишь у немногих народов, которые могут петь низкочастотным «жужжанием» и верхним голосом, движущегося по тонам натурального звукового разряда. Однако современные люди всё чаще обращают внимание на технику этого исполнения.

Где распространено горловое пение?

Такой вид исполнения представляет собой технику пения, которая характеризуется особенной артикуляцией в глотке или гортани. Человек, занимающийся этим пением, обретает внутреннее спокойствие, гармонию с собой и уверенность в своих силах. Кроме того, горловое пение развивает восприятие энергетических потоков, которые пронизывают пространство вокруг человека.

Где сегодня распространено горловое пение? В наши дни его можно услышать в Монголии, Тибете, Саяно-Алтайском регионе, Башкирии и в некоторых других частях света.

Жители Тибета поют таким образом речитативы буддийского канона, в Тибете существуют даже учебные институты, которые готовят специалистов, исполняющих песни горловым пением. Такие институты находятся в монастырях Гьюме и Гьюто.

В этой технике поют и некоторые южноафриканские народы коса и канадские инуиты. В Европе её можно встретить в Ирландии.

Горловое пение распространено у тюрков, хакасов, якутов, казахов, калмыков, киргизов. Однако каждому народу присуща своя, особенная техника исполнения.

Техники горлового пения

Существует много разных видов этого пения. Чтобы понять, как правильно петь горловым пением, необходимо ознакомиться с основными техниками исполнений.

Хоомей

Техника Хоомей отличается крайней мелодичностью и певучестью. Основана она на принципе звукоизвлечения хоректээр. Когда звучит мелодия в среднем регистре, подключается основной голос-обертон верхнего регистра, который или вторит низкому тону, или является своей музыкальной темой. Хоомей может исполняться как с текстом, так и без него.

Европейский хоомей

Эта техника является совершенно новым направлением, возникшим благодаря огромной популярности горлового пения в Америке и некоторых европейских странах. Отличается уникальным звучанием, характеризующимся исполнением в два голоса, один из которых аккомпанирует, а другой исполняет саму мелодию низким регистром обертоном. В Германии подобные композиции исполняет известная группа Wolfgang Saus.

Борбаннадыр

Техника имеет некоторое родство с хоомейским стилем исполнения и также основана на принципе звукоизвлечения хоректээр. Однако этот стиль отличается порывистым пением мелодий.

Сыгыт

Данный стиль тоже основан на принципе звукоизвлечения хоректээр. Основной фон — тихая мелодия, на фоне которой в верхнем регистре издаются звуки в виде пронзительного свиста. Сыгыт всегда исполняется без слов. В качестве основного звука используется ЙО, ЙА, ЙЯ или ЙЙ.

Видео о техниках горлового пения

Даг Каргыраа

Низкое горловое пение. Техника исполнения — 2 звучная или даже 3 звучная протяжная мелодия, которая поётся с помощью гортани. Может исполняться как с текстом, так и без него.

Хову Каргыраа

Эта техника характеризуется более зажатыми и высокими звуками по сравнению с пением в стиле даг каргыраа.

Чиландык

Такое пение основано на принципе каргыраа и сыгыт. В некотором смысле чиландык является совмещением этих двух стилей.

Кархара

В этой технике поют в основном алтайские народы. Принцип звучания близок к технике каргыраа. Отличается от других стилей присутствием большого объёма текстов. Алтайцы используют такое пение для рассказывания легенд, былин.

Эзенгилээр

По технике исполнения это пение напоминает стиль борбаннадыр, но на самом деле является совершенно самостоятельным стилем. Сходство с борбаннадыром заключается в присутствии «стаккато», то есть, отрывистого стиля исполнения.

Сыбысхы

Также стиль исполнения народов, проживающих на Алтае. Отличается тем, что напевы исполняются не только с помощью рта, но и носом.

Узляу

В данной технике исполняют мелодии башкиры, она несколько схожа с хоомеем, но отличается более грубым звучанием и более тихим обертоном. Похожа на одну из разновидностей исполнения — колыбельную хоомей.

Charchiraa-hoomei

В данной технике поют монгольские народы, она несколько похожа на тывинскую технику (даг каргыраа), но тем не менее, является совершенно другим направлением, которое отличается более оптимистичным стилем исполнения мелодий и другим звуком.

Как научиться петь горловым пением?

Пение с помощью горла подразделяется на три основные разновидности: высокое, низкое и среднее. По мнению большинства людей, наиболее красивое — высокое горловое пение, которое походит на звучание прекрасной флейты на берегу журчащего ручья.

Видео об обучении горловому пению

Тот, кто задумывается, как научиться петь горловым пением, должен освоить несколько специальных упражнений:

  1. Обучение следует начинать с низкого пения горлом. Сначала требуется развить и укрепить связки, для чего нужно выполнять упражнения, напоминающие кашель. Новичкам с неокрепшими связками для предотвращения их излишнего напряжения следует «кашлять» не более 2-3 раз в сутки, постепенно увеличивая продолжительность занятий. Первое время в глотке будет чувствоваться напряжение и першение, но спустя 3-4 недели мышцы в горле окрепнут, станут более развитыми, что позволит издавать звуки низких тонов.
  2. Далее в уроки горлового пения включается упражнение, называющееся «трактор», которое заключается в том, что это слово произносится как можно более низким тоном.
  3. После того, как вы хорошо научитесь делать упражнение «трактор» и сможете произносить его максимально низким голосом, нужно прослушать, как исполняют такое пение разные певцы, попытаться поймать нужную волну и попробовать петь вместе с ними. Таким образом, вы быстрее сможете овладеть навыком пения.
  4. Затем можно переходить к упражнениям по исполнению среднего пения. Для этого нужно просто петь или кричать, чтобы укрепить горловые мышцы. Следует отметить, что повседневная речь воспроизводится именно средними мышцами. В основном все песни, исполняемые горловым пением, поются с помощью средних мышц.
  5. После освоения среднего и низкого пения можно приступать к тренировке исполнения самого непростого вида — высокого. Если вы достаточно хорошо натренировали свои связки низким и средним пением, то они смогут натягиваться достаточно для того, чтобы издавать высокие звуки.
  6. Послушайте, как поют певцы-тувинцы или жители Алтая и попробуйте воспроизвести такие же звуки. Для этого следует интуитивно напрягать и расслаблять мышцы горла.
  7. Нужно сжать горловые мышцы так, как при выдыхании воздуха через небольшой просвет. Это необходимо для создания высокочастотных колебаний. Тренироваться таким образом следует достаточно долго, до тех пор, пока не начнёт получаться звук, похожий на свист.
  8. Далее обучение горловому пению будет состоять из упражнений для тренировок правильного положения языка, что необходимо для высокого пения горлом. Для этого нужно многократно повторять пение звуков «йю» и «эль». Эти звуки создают колебания, прочищающие пазухи, которые проводят настоящие высокие звуки.

Польза горлового пения

Интересно, что пение с помощью горловых мышц задействует участки мозга, которые обычно пребывают в спящем состоянии, то есть мозг работает на все 100%.

Во время пения создаётся резонанс, заставляющий вибрировать клетки тела, настраивая их на исцеляющую частоту, в результате чего происходит общее оздоровление организма.

Если цель обучения заключается именно в оздоровлении, то необходимо осваивать горловое вибрато.

Тем, кто занимался вокалом, будет значительно проще освоить горловое пение. Как научиться петь человеку, не имеющему представления о простейших азах вокала?

Женщины в основном исполняют горловое пение в стиле хоомей, поскольку особенности организма представительниц слабого пола значительно отличаются от мужского.

Женщинам не рекомендуется часто петь в других стилях, так как это может привести к изменению гормонального баланса. Стиль Хоомей считается для женщины самым полезным, такое пение развивает голос, общее состояние здоровья и нормализует все процессы в её организме.

А Вы бы хотели научиться горловому пению? Слышали ли Вы его вживую? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-gorlovoe-penie-gde-ono-rasprostraneno-i-kak-nauchitsya-raznym-tehnikam-8314.html

Ссылка на основную публикацию