Когда праздник Весак в 2019 году?

Содержание скрыть
2 Особо благоприятные дни для практики в 2018 году

Буддийский календарь насчитывает немало праздников: День Бодхи, Буддийский Новый год (Сагаалган), 15 чудес Будды (Монлам Чхенмо), Паварана, Катина, Нисхождение Будды на Землю (Лхабаб Дуйсэн) и др.

Особое место среди них занимает День рождения Будды Шакьямуни, который также носит название День Весак (Сага Дава Дучен, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал).

В этот день буддисты отмечают рождение, просветление и уход в паринирвану Гаутамы Будды. Примечательно, что все эти события произошли в один и тот же день, с разницей между первым и последним событиями в 80 лет.

Буддийский праздник Весак в 2019 году

«Когда будет праздноваться Весак в 2019 году?» – интересуются многие люди. День рождения Будды Шакьямуни будут отмечать в пятнадцатый день четвертого лунного месяца (Сага Дава), который обычно выпадает на конец мая – начало июня по григорианскому календарю.

В 2019 году эта дата приходится на 19 мая. Правда, из-за различия в вычислениях в разных странах даты могут не совпадать.

Праздник приходится на священный буддийский месяц Сага Дава или «месяц тысячекратного приумножения», когда во множество раз увеличиваются результаты или следствия всех деяний – как от дурных намерений и поступков, так и от действий, направленных на благо всех существ.

Поэтому буддисты, когда наступает день Весак, особенно усердны в своей духовной практике. Верующие принимают обеты махаяны и обеты бодхисаттвы, совершают паломничество по святым местам, обхождения храмов, делают подношения монашеским общинам и неимущим.

Проводятся массовые медитации, шествия, устраиваются песнопения, а верующие дают обеты. Считается, что в это время нельзя заниматься работами на земле и любой деятельностью, которая может причинить вред живым существам.

Верующие придерживаются вегетарианства и не употребляют спиртные напитки. В некоторых странах в период празднования закрывают все магазины, которые продают мясные продукты и алкоголь.

В День рождения Будды Шакьямуни в буддийских храмах и монастырях пройдут большие молебны. Храмы украсят флажками, цветами, фонариками, которые зажгут с наступление вечера. Монахи будут читать молитвы и рассказывать верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

По традиции в День Весак прихожане, которые надевают белые одежды, проводят целый день в храмах, оставаясь там до рассвета. Люди ведут длинные беседы с монахами, слушают их наставления и медитируют. Они приносят подноше

ния – в основном цветы и сладости. Недаром в переводе с тибетского языка название этого торжества означает «Праздник тысячи подношений». Когда приходит время отмечать праздник Весак, повсюду зажгут свечи и фонарики, олицетворяющие просветление и последние слова Гаутамы: «Будь светом самому себе».

В эти дни принято поднимать буддийский флаг и петь гимны во славу Трех Святых Драгоценностей – Будды, Дхармы (его учения) и сангха (его учеников). В некоторых регионах выпускают на волю птиц, насекомых и животных, что символизирует освобождение.

Статуи Будды омывают подслащенной водой или чаем и осыпают цветами. После этого устраиваются праздничные трапезы. К столу подают сладкий рис кхир, ведь именно его принесла к дереву бодхи для медитирующего Сиддхартхи Суджата.

Зная, дату на которую приходится праздник Весак в 2019 году, вы можете отправить своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых изображены памятные события из жизни Будды. Поздравьте близких по духу людей с этим прекрасным днем и пожелайте им мира и добра!

Традиции празднования Дня рождения Будды Шакьямуни

Расскажем немного об истории этого праздника. Хотя День Весак отмечается уже несколько столетий, официально он был закреплен на первой конференции Всемирного братства буддистов в Шри-Ланке только в 1950 году.

Праздник отмечают в Индии, Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Гонк Конге, Тайланде, Камбодже, Тайване, во Вьетнаме, Непале, Шри Ланке, в буддийских республиках России – Калмыкии, Бурятии и Туве. В каждой стране он имеет свое название и свои уникальные традиции и обряды.

Особо пышные торжества устраиваются в городах, которые связаны с главными событиями жизни Сиддхартхи: Лумбини (где он родился), Бодхгае (где на него сошло просветление), Сарнатхе (где состоялась его первая проповедь) и Кушинагаре (ге произошел его уход в нирвану).

В День рождения Будды Шакьямуни в Индии даже будет ходить специальный поезд для паломников-буддистов – «Махапаринирван Экспресс».

Будда Шакьямуни – духовный учитель, легендарный основатель буддизма. Его также называют «Пробужденный» или «Просветленный», то есть тот, кто очистил завесы сознания и достиг просветления.

Рассказы о его жизненном пути и учении, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы легли в основу буддийского канона – «Трипитаки». Дхарма, или Учение Будды, включает 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к Освобождению и Просветлению, постижению истинной реальности.

Перед тем, как уйти в паранирвану (окончательную нирвану, которая может быть достигнута обычно лишь после физической смерти), Будда сказал своим ученикам:

«Я ухожу счастливым, потому что не скрыл в ладони ничего, что могло бы быть вам полезным. Не верьте ни единому слову только потому, что так говорил Будда – проверяйте все учения на собственном опыте, будьте путеводным светильником сами себе».

Он оставил нам огромное духовное наследие, благодаря которому каждый человек на земле может улучшить свою жизнь, что в результате будет способствовать достижению человечеством более высокого уровня духовно развития.

В 2000 году День рождения Будды Шакьямуни был признан Генеральной Ассамблей ООН. Эта организация выпустила резолюцию «Международное признание Дня Весак в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций и в других ее отделениях».

ООН отметила значительный вклад, который внес буддизм в духовное развитие человечества на протяжении двух с половиной тысячелетий. Генеральный секретарь этой организации Пан Ги Мун сказал в своем выступлении по случаю этой даты:

«Предлагаю всем, кто исповедует буддизм и другие религии, в связи с празднованием Дня Весак задуматься о том, каким образом мы можем изменить свои действия с тем, чтобы проложить путь к более поступательному развитию в будущем».

Источник: https://www.prazdniki-na-nosu.com/kogda-prazdnik-vesak-v-2019-godu.html

Особо благоприятные дни для практики в 2018 году

В эти дни мы накапливаем посредством наших действий, речи и мыслей более сильную карму (энергию), чем обычно (в некоторые из них — в миллионы раз).

Сангха “Дзогчен Шри Сингха” старается собираться для коллективной практики во все нижеуказанные дни.

Если вы не имеете возможности присоединиться к коллективной практике, мы рекомендуем вам расширить и усилить личную практику и активность в соответствии с рекомендациями Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче.

Новый год по тибетскому лунному календарю (тиб. Лосар)

1-й день первого лунного месяца

15 февраля 2018 г.

Превосходное время чудес Будды Шакьямуни (тиб. Чотрул Дучен)

15-й день первого лунного месяца

2 марта 2018 г.

Годовщина Кхенпо Пенце Ринпоче

25-й день первого лунного месяца

11 марта 2018 г.

Весеннее равноденствие

20 марта 2018 г.

Годовщина Кхенпо Чочаб Ринпоче

3-й день третьего лунного месяца

18 апреля 2018 г.

День рождения Будды Шакьямуни

7-й лунный день четвертого лунного месяца

21 мая 2018 г.

Превосходное время просветления и ухода Будды Шакьямуни (тиб. Сага Дава Дучен)

15-й день четвертого лунного месяца

29 мая 2018 г.

Летнее солнцестояние

21 июня 2018 г.

День рождения Далай Ламы XIV Тензина Гьяцо

6 июля 2018 г.

Превосходное время поворота Буддой Шакьямуни колеса Дхармы (тиб. Чокхор Дучен)

4-й день шестого лунного месяца

16 июля 2018 г.

Годовщина Гуру Падмасамбхавы

10-й день шестого лунного месяца

22 июля 2018 г.

Полное лунное затмение

27 июля 2018 г.

Частичное солнечное затмение

11 августа 2018 г.

Звезда Риши

Естественные источники воды преображаются в очищающий нектар.

9 сентября 2018 г.

Осеннее равноденствие

23 сентября 2018 г.

Годовщина Ригдзина Джигме Лингпы

3-й день девятого лунного месяца

11 октября 2018 г.

Превосходное время схождения Будды Шакьямуни из миров богов (тиб. Лха Баб Дучен)

22-й день девятого лунного месяца

31 октября 2018 г.

Зимнее солнцестояние

22 декабря 2018 г.

День рождения Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче

3 января 2019 г.

Частичное солнечное затмение

6 января 2019 г.

Полное лунное затмение

21 января 2019 г.

Годовщина Всеведущего Лонгчена Рабджама

18-й день двенадцатого лунного месяца

23 января 2019 г.

Отбрасывание препятствий уходящего года (тиб. Гутор)

29-й лунный день двенадцатого лунного месяца

3 февраля 2019 г.

Источник: http://www.dzogchenlineage.ru/every-year-practice-center

16 мая начался священный месяц Ур Сар (Урюс Сар) | Буддизм в Калмыкии

16 мая наступил священный для калмыков месяц Ур Сар (у тибетцев – Сага Дава).

В этот благословенный месяц любая духовная практика или благое действие приносит кармическую заслугу, сила которой в сто тысяч раз больше, чем в другие месяцы года.

Месяц Ур Сар (Сага Дава), на который приходятся главные события в жизни Будды Шакьямуни, называют “месяцем стотысячекратного увеличения”. Он продлится до 13 июня.

Согласно традиции тхеравады и древнеиндийскому лунному календарю в пятнадцатый лунный день этого месяца (в текущем году он приходится на 29 мая) в разное время Будда Шакьямуни совершил три великих деяния: родился, достиг Просветления и ушел в Паринирвану. Поэтому для буддистов это тройной праздник. По-тибетски этот день именуется Сага Дава Дучен.

29 мая честь Дня рождения, Просветления и ухода в Паринирвану основателя буддизма в Центральном хуруле РК “Золотая обитель Будды Шакьямуни”состоятся торжественные мероприятия (соответствующая программа прилагается ниже).

В Калмыкии стало доброй традицией соблюдать в Ур Сар пост: не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, брать на себя обеты. Обеты, можно сказать, священные заповеди буддийской этики, тесно связаны с калмыцкой культурой и традициями.

В месяц Ур Сар благоприятно обходить хурулы, ступы, совершать подношения нуждающимся или Сангхе, начитывать мантры, мантру Будды любви и сострадания Арьябалы (Авалокитешвары) «Ом Мани Падме Хум», избегать совершения десяти неблагих деяний, ведущих к неблагому рождению.

Будда предоставил в распоряжение человечества большое количество подходов, при помощи которых мы можем свое кармическое наследство сделать положительным. И одним из важных элементов духовной практики является принятие обетов. Поддержание обетов в чистоте – пресекает рождение в аду. Кроме того, практикующий получает мощные отпечатки для встречи с Учением Будды в следующей жизни.

В течение всего месяца все практикующие тибетский буддизм ставят перед собой задачу почтить жизнь Будды в особом порядке: активно занимаясь различными практиками и ритуалами, участвуя в медитационных ретритах, совершая паломничество в священные буддийские места, организуя учения лам, молитвенные собрания, подношения, раздачу милостыни и пищи нуждающимся и многое другое. Этот священный месяц нужно посвятить духовной практике и сделать упор на накоплении заслуг. Считается, что результаты благих деяний в дни, когда Будда совершил свои великие деяния, увеличиваются в сто тысяч раз. В течение всего месяца желательно воздерживаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. Если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, то, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно будет успешно завершена и принесет плоды, очистит карму и позволит сделать существенный шаг вперед в духовном продвижении. Также это время считается особенно благоприятным для очистительных практик. Самым важным временем месяца является пятнадцатый лунный день – когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и ушел в Паринирвану.

У ойрат-калмыков и монголов смысл праздника Ур Сар также заключался в торжестве по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад, обеспечения богатства и благополучия.

Приуроченный к окончанию периода расплода скота и наступившему изобилию, он нередко отмечался с особой пышностью, при большом стечении народа.

Так, в ставке калмыцкого хана Дондук-Даши в 1742 году на празднование Урс Сара собралось около пяти тысяч человек.

Читайте также:  Буддийские медитации – каковы их рахновидности?

Примечательно, что в этом году именно в священный месяц Ур Сар по приглашению Шаджин-ламы РК Тэло Тулку Ринпоче состоится двухнедельный визит в Калмыкию одного из выдающихся буддийских учителей современности ламы Кунделинга Ринпоче, который дарует учения и примет участие в различных мероприятиях в Элисте, Яшкульском, Лаганском и Ики-Бурульском районах.

Пресс-служба центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддизм в мире, Ур сар, центральный хурул РК

Источник: http://khurul.ru/2018/05/16-maya-nachinaetsya-svyashhennyj-mesyac-ur-sar-uryus-sar/

26 мая начинается священный месяц Урс Сар

26 мая 2017.

Согласно традиции тхеравады и древнеиндийскому лунному календарю в пятнадцатый лунный день этого месяца (в текущем году он приходится на 9 июня) в разное время Будда Шакьямуни совершил три великих деяния: родился, достиг Просветления и ушел в Паринирвану. Поэтому для буддистов это тройной праздник. По-тибетски этот день именуется Сага Дава Дучен.

Недавно Глава Калмыкии Алексей Орлов подписал соответствующий указ об объявлении 9 июня 2017 года нерабочим днем. В честь Дня рождения, Просветления и ухода в Паринирвану основателя буддизма в Центральном хуруле РК “Золотая обитель Будды Шакьямуни” 9 июня пройдут торжественные мероприятия.

В Калмыкии стало доброй традицией соблюдать в Урс Сар пост: не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, брать на себя обеты. Обеты, можно сказать, священные заповеди буддийской этики, тесно связаны с калмыцкой культурой и традициями.

В месяц Урс Сар благоприятно обходить хурулы, ступы, совершать подношения нуждающимся или Сангхе, начитывать мантры, мантру Будды любви и сострадания Арьябалы (Авалокитешвары) «Ом Мани Падме Хум», избегать совершения десяти неблагих деяний, ведущих к неблагому рождению.

Будда предоставил в распоряжение человечества большое количество подходов, при помощи которых мы можем свое кармическое наследство сделать положительным. И одним из важных элементов духовной практики является принятие обетов. Поддержание обетов в чистоте – пресекает рождение в аду. Кроме того, практикующий получает мощные отпечатки для встречи с Учением Будды в следующей жизни.

В течение всего месяца все практикующие тибетский буддизм ставят перед собой задачу почтить жизнь Будды в особом порядке: активно занимаясь различными практиками и ритуалами, участвуя в медитационных ретритах, совершая паломничество в священные буддийские места, организуя учения лам, молитвенные собрания, подношения, раздачу милостыни и пищи нуждающимся и многое другое. Этот священный месяц нужно посвятить духовной практике и сделать упор на накоплении заслуг. Считается, что результаты благих деяний в дни, когда Будда совершил свои великие деяния, увеличиваются в сто тысяч раз. В течение всего месяца желательно воздерживаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. Если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, то, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно будет успешно завершена и принесет плоды, очистит карму и позволит сделать существенный шаг вперед в духовном продвижении. Также это время считается особенно благоприятным для очистительных практик. Самым важным временем месяца является пятнадцатый лунный день – когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и ушел в Паринирвану.

У ойрат-калмыков и монголов смысл праздника Урс Сар также заключался в торжестве по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад, обеспечения богатства и благополучия.

Приуроченный к окончанию периода расплода скота инаступившему изобилию, он нередко отмечался с особой пышностью, при большом стечении народа.

Так, в ставке калмыцкого хана Дондук-Даши в 1742 году на празднование Урс Сара собралось около пяти тысяч человек.

«Урюс Сар праздновался в день полнолуния первого летнего месяца, то есть примерно в мае, – пишет исследователь Э. П. Бакаева в своей книге «Буддизм в Калмыкии» (Элиста, 1994). – Это время года — самое красивое и зеленое в калмыцкой степи. Длительность праздника была различной.

Если он отмечался скромно, торжества проводились 15 и 16 числа, в полном же объеме церемонии длились с 8 по 15 число. Обряды первых семи дней — чисто буддийские богослужения, буддийская церковь отмечала: 8-го числа — рождение и «просветление» Будды и 15-го числа — погружение Будды Шакьямуни в нирвану.

Традиционная часть праздника приходилась на 15 и 16 числа. Обряды этой части также разделялись на два отдельных комплекса.

Первый, исполнявшийся обычно 15 числа, включал те, которые отражали основной смысл Урюс Сара; второй (16-го) именовался Ова тяклгн – «жертвоприношение ова» и состоял из обрядов жертвоприношений воде и земле».

Общая символика калмыцкого праздника Урс Сар — плодородие и богатство во всех трех мирах: человеческом, животном и растительном.

В обрядовых действиях переплелись различные культы и верования — солярный культ (кибитки переставляли входом на восток, церемония начиналась на рассвете), культ белого цвета и молочной пищи, Белого Старца (Цаган Аав), а также элементы шаманизма. Сочетаясь с буддийскими ритуалами, они составили единый комплекс праздника.

Примечательно, что в этом году именно в канун священного праздника Урс Сар в Калмыкию прибыл один из величайших буддийских учителей современности лама Сопа Ринпоче, который даровал в Элисте учения для жителей и гостей республики.

«Учения нашего высокого гостя – замечательная подготовка для всех нас к этому традиционному летнему религиозному празднику, связанному с Днем рождения, Просветления и ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни», – отметил Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, по приглашению которого знаменитый духовный наставник и посетил степной регион.

22 мая в Элисте лама Сопа Ринпоче на пресс-конференции с региональными журналистами, отвечая на один из вопросов, рассказал о буддийском празднике Сага Дава (Урс Сар).

Ниже предлагаем вашему вниманию этот фрагмент видеозаписи пресс-конференции ламы Сопы Ринпоче (более полная версия встречи приведена в видеорубрике нашего сайта).

Пресс-служба центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Источник: https://vkalmykii.com/26-maya-nachinaetsya-svyashchennyj-mesyats-urs-sar

Праздник Сага Дава в Тибете

МАЙ 

В Тибете в мае проходит праздник Сага Дава (Ур Сар) — один из важнейших праздников Буддизма. Ур Сар начинается с первого дня пятого месяца по лунному календарю и считается священным.

Пятнадцатый лунный день этого месяц года в разное время своей жизни был выбран Буддой Шакьямуни для совершения трех великих деяний: рождения, просветления и ухода в паринирвану.

Поэтому для буддистов это тройной праздник.

В этот месяц в 100 000 раз увеличиваются заслуги от добродетелей и осквернения от не добродетелей.

В этом месяц буддисты Тибета практикуют паломничество и обход вокруг святых мест (кхора), отказ от животной пищи, алкоголя, сексуальных отношений, практикуют подношения монахам, монастырям, отшельникам, бедным людям, животным и голодным духам. И посвящают как можно больше времени практике добрых дел, и чтению молитв, мантр, медитации.

День рождения Будды – очень важный и ответственный день для буддистов всего мира. Важность этого события в истории буддизма в том, что к нему приурочено начало буддийской эры – год первый. Буддисты измеряют время со дня кончины своего духовного учителя в отличие от христиан, которые измеряют время со дня рождения Иисуса Христа.

Легенда гласит так: из чистой земли Тушита, земли Радости, Будда посмотрел на землю и преисполнился состраданием ко всем живым существам. Он спустился с небес Тушита, вошел во чрево матери и в 15 лунный день священного месяца родился из чрева царицы Махамайи.

Старый мудрец, увидев новорожденного мальчика по имени Сиддхартха, заплакал: «Я плачу от радости и от печали. Я счастлив потому, что в этот мир пришел великий Учитель.

Если царевич примет царство, то будет величайшим из правителей, а если изберет путь духовного развития, то станет величайшим из Учителей, и его Учение будет пребывать в этом мире долгое время».

Повзрослев, Сиддхартха понял, что, пребывая в мирских заботах, невозможно освободиться от страданий. Тогда он отправился в уединенное место и погрузился в медитацию. Здесь, в местечке Бодхгайя молодой царевич познал пустоту, понял, в чем причина всех заблуждений. Выдержав победу над Марой – демоном зла, он достиг Просветления и стал Буддой.

Просветление (нирвану) можно описать как полное озарение, достижение высшей мудрости при жизни, когда у Будды все еще оставалось материальное тело. Паринирвана же – это полное угасание, смерть.

Но смерть Будды – вовсе не смерть в обычном смысле, иначе бы это событие не было для буддистов таким великим праздником.

Это его «последняя смерть», когда Будда окончательно покинул колесо перерождений, сансару.

Но на смерти «в последний раз» биография Будды Шакьямуни не остановилась, она продолжилась в его учении, в общине и реликвиях, которые остались после кремации его тела.

Праздник Сага Дава дает людям прекрасную возможность не только позаботиться о последующих перерождениях, но и уже в этой жизни стать более здоровым и счастливым.

Статьи, видео о Кайласе:

Источник: http://www.clubprigoda.com/index.php/ru/nepal/item/90-holiday_tibet_sagadava

У калмыков начинается священный месяц ур сар

16 мая наступает священный для калмыков месяц Ур Сар (у тибетцев – Сага Дава). В этот благословенный месяц любая духовная практика или благое действие приносит кармическую заслугу, сила которой в сто тысяч раз больше, чем в другие месяцы года.

Месяц Ур Сар (Сага Дава), на который приходятся главные события в жизни Будды Шакьямуни, называют “месяцем стотысячекратного увеличения”. Он продлится до 13 июня, заявили в пресс-службе центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» .

Согласно традиции тхеравады и древнеиндийскому лунному календарю в пятнадцатый лунный день этого месяца (в текущем году он приходится на 29 мая) в разное время Будда Шакьямуни совершил три великих деяния: родился, достиг Просветления и ушел в Паринирвану. Поэтому для буддистов это тройной праздник. По-тибетски этот день именуется Сага Дава Дучен.

29 мая в честь Дня рождения, Просветления и ухода в Паринирвану основателя буддизма в Центральном хуруле РК “Золотая обитель Будды Шакьямуни”состоятся торжественные мероприятия.

В Калмыкии стало доброй традицией соблюдать в Ур Сар пост: не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, брать на себя обеты – священные заповеди буддийской этики, тесно связаны с калмыцкой культурой и традициями.

Читайте также:  Тибетские ламы – кто эти люди в буддизме и какие они бывают?

В месяц Ур Сар благоприятно обходить хурулы, ступы, совершать подношения нуждающимся или Сангхе, начитывать мантры, мантру Будды любви и сострадания Арьябалы (Авалокитешвары) «Ом Мани Падме Хум», избегать совершения десяти неблагих деяний, ведущих к неблагому рождению.

В течение всего месяца все практикующие тибетский буддизм ставят перед собой задачу почтить жизнь Будды в особом порядке: активно занимаясь различными практиками и ритуалами, участвуя в медитационных ретритах, совершая паломничество в священные буддийские места, организуя учения лам, молитвенные собрания, подношения, раздачу милостыни и пищи нуждающимся и многое другое. Этот священный месяц нужно посвятить духовной практике и сделать упор на накоплении заслуг. Считается, что результаты благих деяний в дни, когда Будда совершил свои великие деяния, увеличиваются в сто тысяч раз. В течение всего месяца желательно воздерживаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. Если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, то, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно будет успешно завершена и принесет плоды, очистит карму и позволит сделать существенный шаг вперед в духовном продвижении. Также это время считается особенно благоприятным для очистительных практик. Самым важным временем месяца является пятнадцатый лунный день – когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и ушел в Паринирвану.

У ойрат-калмыков и монголов смысл праздника Ур Сар также заключался в торжестве по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад, обеспечения богатства и благополучия.

Приуроченный к окончанию периода расплода скота и наступившему изобилию, он нередко отмечался с особой пышностью, при большом стечении народа.

Так, в ставке калмыцкого хана Дондук-Даши в 1742 году на празднование Урс Сара собралось около пяти тысяч человек.

«Урюс Сар праздновался в день полнолуния первого летнего месяца, то есть примерно в мае, – пишет исследователь Э. П. Бакаева в своей книге «Буддизм в Калмыкии» (Элиста, 1994). – Это время года — самое красивое и зеленое в калмыцкой степи. Длительность праздника была различной.

Если он отмечался скромно, торжества проводились 15 и 16 числа, в полном же объеме церемонии длились с 8 по 15 число. Обряды первых семи дней — чисто буддийские богослужения, буддийская церковь отмечала: 8-го числа — рождение и «просветление» Будды и 15-го числа — погружение Будды Шакьямуни в нирвану.

Традиционная часть праздника приходилась на 15 и 16 числа. Обряды этой части также разделялись на два отдельных комплекса.

Первый, исполнявшийся обычно 15 числа, включал те, которые отражали основной смысл Урюс Сара; второй (16-го) именовался Ова тяклгн – «жертвоприношение ова» и состоял из обрядов жертвоприношений воде и земле».

Общая символика калмыцкого праздника Ур Сар — плодородие и богатство во всех трех мирах: человеческом, животном и растительном.

В обрядовых действиях переплелись различные культы и верования — солярный культ (кибитки переставляли входом на восток, церемония начиналась на рассвете), культ белого цвета и молочной пищи, Белого Старца (Цаган Аав), а также элементы шаманизма. Сочетаясь с буддийскими ритуалами, они составили единый комплекс праздника.

Примечательно, что в этом году именно в священный месяц Ур Сар по приглашению Шаджин-ламы РК Тэло Тулку Ринпоче состоится двухнедельный визит в Калмыкию одного из выдающихся буддийских учителей современности ламы Кунделинга Ринпоче, который дарует учения и примет участие в различных мероприятиях в Элисте, Яшкульском, Лаганском и Ики-Бурульском районах (см. программу мероприятий в предыдущей информации).

Ур Сар пост священный месяц

Источник: https://yugsn.ru/u-kalmyikov-nachinaetsya-svyashhennyij-mesyacz-ur-sar/

Сегодня Дончод хурал – в этот день Будда родился, достиг просветления и ушел в нирвану

Вчера в Улаанбаатаре прошел Дуйнхор хурал.

Праздник тысячи подношений (Дончод хурал), посвященный рождению, просветлению и уходу в нирвану Будды Шакьямуни отпразднуют во вторник последователи северного тибето-монгольского буддизма, в том числе и в России. Также этот праздник имеет название день Весак

Весак (тиб., монг. — Сага Дава, Дончод хурал) — один из главных буддийских праздников. В переводе с тибетского языка означает “Праздник тысячи подношений”.

Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря. Индийское название этого месяц — санскр. вишакха, пали весак — закрепилось и за этим праздником.

В странах южно-азиатского буддизма все три события отмечаются на 14-й день месяца весак. В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.

В северном тибето-монгольском и российском буддизме День рождения Будды отмечается на девятый день четвертого месяца тибетского календаря, а Просветление и Паринирвана — в ночь на 15-й день того же месяца. Тибетцы называют этот праздник Сага Дава, а монголы и традиционные буддисты России — Дончод хурал.

В 2015 году этот день выпадает на 2 июня.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 февраля 2000 года этот день ежегодно празднуется ООН в знак признания вклада, который буддизм — одна из старейших религий в мире — внес на протяжении двух с половиной тысячелетий и продолжает вносить в настоящее время в духовное развитие человечества.

Считается, что в полнолуние четвертого лунного месяца заслуги увеличиваются в миллионы раз, поэтому в этот день буддисты особенно усердны в своей духовной практике.

В день хурала во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия.

Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды.

На территории храмов вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

1 июня утром на площади Чингисхана в Улаанбаатаре прошла коллективная медитация в честь Дуйнхор-хурала.

Отмечается Дуйнхор-хурал в течение трех дней, с 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря, и связан с связано с началом проповеди Буддой Калачакра-тантры, которая является основой философии ваджраяны.

При этом главное торжество приходится на 15-й лунный день – когда отмечается Дончод хурал. Фото Фейсбук.

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.

Во время хурала ламы читают священные сутры из Ганжура (священная книга буддизма) — “Поклонение и подношение Будде”, “Пришествие Будды с небес Рая Тушита”. Основной день хурала Дончод отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах.

После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами.

Существует традиция в дни священного буддийского месяца воздерживаться от употребления мяса и алкоголя. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, буддисты, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца.

Многие дают обет пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.

У буддистов стран Восточной и Юго-Восточной Азии в этот праздник широко распространена традиция подношения лампад в бумажных фонариках. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 году молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше десяти тысяч верующих, в небо было запущено 3,5 тысячи лампад.

В Бурятии впервые молебен подношения лампад был проведен в 2009 году.

Тэло Тулку Ринпоче.

В Калмыкии в этот день  верующие дают обет трезвости  “ради утверждения жизни”,  сообщил верховный лама Калмыкии и представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.

“В этот праздничный день мы вспоминаем сразу три деяния из жизни Будды. Нас часто спрашивают: «Как лучше всего отметить этот важный день?» Он приходится на середину священного буддийского месяца, в который мы прилагаем особые усилия для того, чтобы «накопить заслуги», совершая благие дела.

Источник: http://asiarussia.ru/buddhism/7742/

Буддисты РФ отпразднуют день Рождения Будды

РИА Новости. Владимир Песня

Праздник тысячи подношений (Дончод хурал), посвященный рождению, просветлению и уходу в нирвану Будды Шакьямуни отпразднуют во вторник последователи буддизма России; в Калмыкии в этот день верующие дают обет трезвости «ради утверждения жизни», сообщил РИА Новости верховный лама Калмыкии и представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.

“В этот праздничный день мы вспоминаем сразу три деяния из жизни Будды. Нас часто спрашивают: «Как лучше всего отметить этот важный день?» Он приходится на середину священного буддийского месяца, в который мы прилагаем особые усилия для того, чтобы «накопить заслуги», совершая благие дела.

Мы отказываемся от мяса, стремясь сохранить все существующие на Земле формы жизни; мы берем на себя обязательство воздерживаться или полностью отказаться от совершения таких греховных деяний, как принятие одурманивающих веществ — алкоголя и наркотиков, а также воровства, лжи и многих других.

Все это поступки, совершаемые нами намеренно или непреднамеренно, которые относятся к пагубным, или греховным”, — отметил представитель Далай-ламы в России.

В свою очередь глава Буддийской традиционной сангхи России в Москве, член президиума Межрелигиозного совета России Санжей лама (Андрей Бальджиров) пояснил корреспонденту РИА Новости, что Дончод хурал — одно из важнейших торжеств в буддизме.

“Это большой праздник для буддистов и как правило он отмечается в течение нескольких дней. В дни праздника читаются тексты Трипитаки (“Три корзины мудрости”), — пояснил главный буддист Москвы.

Традиции праздника

Традиционно день рождения Будды празднуется в пятнадцатый день четвертого лунного месяца (Сага Дава), который выпадает на конец мая — начало июня по григорианскому календарю.

Считается, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды в царской семье рода Шакьев, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 36 лет и уход в Нирвану (Паринирване) на 81-м году жизни.

Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество. С 2000 года Дончод хурал внесен в календарь ЮНЕСКО. В этом году праздник отмечается 2 июня.

В дни Дончод хурала во всех храмах и дацанах проводятся торжественные молебны, открывают доступ к мощам буддийских святых, устраивают песнопения, а верующие дают обеты.

Буддийские храмы специально украшают бумажными фонариками, являющиеся символом просветления, которое пришло в этот мир с учением Будды.

Читайте также:  Праздник огней в индии – как проводят осень и встречают новый год

Всю ночь накануне торжества монахи читают молитвы и рассказывают о жизни Будды, передают прижизненные его наставления.

В Москве в первый день праздника, который отмечается как Всемирный день Мира и Медитации, в буддийском зале центра «Открытый мир» тибетский лама Нгаванг Риглам Падмасамбхава проведёт молебен в поддержку Непала. Столичный буддийский центр «Рипа» организует мастер-класс по медитации. В рамках мероприятия гостям будет предложено разучить различные религиозные танцы.

Желающие смогут окунуться в тайны древнекитайской каллиграфии. Любителям чая расскажут о китайской традиции чаепития. А любознательные расширят свои знания на тематических лекциях от ведущих практиков буддизма. Гостям будут предложены угощения тибетской национальной кухни. В рамках мероприятия также будет организован сбор средств в помощь пострадавшим от землетрясения в Непале.

В республике Калмыкия день рождения, Просветления и ухода в нирвану Будды объявлен выходным. Ранее глава республики Алексей Орлов подписал указ об объявлении 2 июня 2015 года днем национального праздника «День рождения Будды Шакьямуни». Основные мероприятия пройдут в Элисте в центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который в этом году отмечает свой 10-лекний юбилей.

В Бурятии в дни торжеств в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи России, для верующих будет открыт доступ к нетленному телу хамбо-ламы Итигэлова.

Известно, что тело хамбо-ламы, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 году в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия.

Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни (около 560-478/80 гг. до н.э) — духовный учитель и основатель буддизма — реальная историческая личность. При рождении получил имя Сиддхаттха Готама.

Он родился в семье, принадлежавшей к касте кшатриев — знатных владетельных воинов. В 29 лет впервые покинул пределы дворца. Столкновение с увиденными человеческими страданиями перевернуло представления Сиддхаттха о жизни. Духовные поиски привели его к осознанию того, что природа ума неразрушима и бесконечно богата, а сам ум безграничен и неличностен.

В 35 лет царевич Сиддхартха, достигнув просветления, стал именоваться Буддой, что в переводе означает «Пробудившийся», а в 45 лет начал передавать свой опыт людям, помогая им прийти к очищению и совершенству. Дхарма (санскр. «истина», «природа всего сущего»), или учение Будды, — это 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к освобождению и просветлению, постижению истинной реальности.

В 80 лет Будда ушел в паринирвану — окончательную нирвану, которая может быть достигнута обычно лишь после физической смерти.

Источник: https://weekend.rambler.ru/items/30384376-buddisty-rf-otprazdnuyut-den-rozhdeniya-buddy/

Как празднуется Весак – День рождения Будды

Буддийский праздник Весак – День рождения Будды (Будда Пурнима), считающийся одним из главных в буддийском календаре, символизирует рождение, просветление и уход в паринирвану Гаутамы Будды.

Эти события произошли в один и тот же день года – в день майского полнолуния; между первым и последним событиями прошло 80 лет.

Праздник отмечают в таких странах, как Индия, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Гонк Конг, Тайланд, Камбоджа, Тайвань, Вьетнам, Непал, Шри Ланка и др.

Он существует уже несколько веков, хотя официально был закреплен на первой конференции Всемирного братства буддистов в Шри-Ланке только в 1950 году.

Когда будет День рождения Будды в 2019 году?

Дата празднования буддийского праздника Весак – меняется от года к году. В 2019 году его будут отмечать 19 мая.

Из-за различия в вычислениях в разных странах даты празднования могут не совпадать.

Как отмечается Буддийский праздник Весак?

Накануне праздника, длящегося неделю, верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых обычно изображаются памятные события из жизни Будды.

В храмах идут торжественные службы. Монахи читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Прихожане, которые надевают белые одежды и воздерживаются от употребления пищи животного происхождения, проводят целый день в храмах и остаются там до рассвета.

Они возжигают свечи и благовония, приносят подношения – в основном цветы и сладости. Недаром в переводе с тибетского языка название этого торжества означает «Праздник тысячи подношений».

Также на День рождения Будды существуют обычаи поднимать буддийский флаг и петь гимны во славу Трех Святых Драгоценностей – Будды, Дхармы (его учения) и сангха (его учеников). Статуи Будды омывают подслащенной водой или чаем и осыпают цветами.

После этого устраиваются праздничные трапезы. В этот период нельзя заниматься сельскохозяйственными работами и любой деятельностью, которая может причинить вред каким-либо живым существам.

В 2000 году буддийский праздник Весак – День рождения Будды – получил признание Генеральной Ассамблеи ООН, которая выпустила резолюцию «Международное признание дня Весак в Центральных учреждениях Организации объединенных наций и в других её отделениях».

ООН отметила значительный вклад, который внес буддизм в духовное развитие человечества на протяжении двух с половиной тысячелетий.

Источник: https://vstretim-prazdnik.com/kak-prazdnuetsya-vesak-den-rozhdeniya-buddyi.html

День рождения Будды

Эта статья посвящена празднованию дня рождения Будды в городе Гьяндзе. Гьяндзе находится в 90 километрах от Шигадзе (в сторону Лхасы). Высота над уровнем моря — почти 4000 метров. Через Гьяндзе пролегает «Дорога дружбы», соединяющая Лхасу и Катманду.

Это небольшой районный город со спокойным укладом жизни. Этот город еще можно назвать тибетским.

В Гьяндзе, как и повсюду в Тибете, тоже живут китайцы. Их дома можно довольно просто отличить от тех, в которых живут тибетцы. На крыше тибетских домов всегда стоит Древо жизни (хотя в этом районе оно больше напоминает куст или веник). На китайских домах ничего такого нет.

Здесь всего две достопримечательности. Первая — городской «дзонг» (крепость). В 1904 году защитники города героически отражали атаки превосходящих британских войск в течение 2 недель, и крепость так и осталась неприступной.

Немного поразмыслив, мы решили, что тоже не будем «покорять» ее, слишком уж круты склоны, на которых она расположена.Вместо этого мы направились в другое интересное место — монастырь Пелкор Чодэ.

Найти дорогу к монастырю оказалось несложно — туда уже стекались местные жители, чтобы отметить праздник Сага Дава — день рождения Будды Шакьямуни.

Тибетцы не упускают возможности между делом покрутить молитвенный барабан «кхор», в котором закрыты мантры. Вращать барабанчик нужно по часовой стрелке, чтобы мантры двигались в правильном направлении.На пути к монастырю есть несколько магазинчиков, где можно купить воду, чипсы и т.д. Или просто посидеть на лавочке возле входа.Торговля идет не только в магазинах.

Кто-то продает свои товары прямо у дороги.Наконец мы добрались до монастыря и вместе с вездесущими тибетскими бабушками прошли за ограду. Надо сказать, что тибетские бабушки очень круты и не стоит стоять у них на пути, особенно в такие знаменательные дни.Монастырь был основан в 1418 году и сейчас принадлежит школе Гелуг. Хотя на его территории есть и здание школы Сакья.

На сегодняшний день в монастыре живет около сотни монахов, а в лучшие времена их насчитывалось до трех тысяч.Несмотря на раннее утро, посетителей было уже довольно много.Хотя до основных церемоний праздника оставалось несколько часов, посетители заранее старались занять удобные места.Священный праздник Сага Дава длится целый лунный месяц, однако его апогей приходится на полнолуние.

Мы должны были приехать в этот город только после обеда, но решили изменить маршрут, чтобы попасть на празднование.В этот день должны были состояться танцы лам и огненное подношение буддам. Монахи уже готовили для него специальный постамент, насыпая цветным песком мандалу.Чтобы не терять времени, мы решили вначале осмотреть главный храм, который называется Гоман.

Все фотографии внутри помещения сделаны нелегально, так как цена за фото очень приличная, а деньги у нас были только на еду.Внутри довольно темно, но повсюду расположены интересные статуи и тханки, а стены украшены замечательными фресками.

Школу Гелуг иногда называют «желтошапочной», потому что ее основатель, лама Цзонкапа, в желании вернуться к истокам решил, что его последователи будут носить не красные, а шафрановые одежды и шапки. Такого цвета одеяния носил сам Будда Шакьямуни. Такого же цвета шапки можно увидеть и на статуях учителей этой школы.Мандала Ваджракилаи.

Основным атрибутом этого будды является трехгранный кинжал килая (или «пхурба» по-тибетски). Этим кинжалом он отрезает главные отрицательные качества человека — гнев, привязанность и неведение.На алтарях по всему храму стоят светильники, одно из любимых тибетцами подношений. Они покупают масло яка заранее в магазине или прямо у входа в монастырь, а потом подкладывают его в светильники.

Вокруг основного храма находятся учебные здания, где учатся молодые монахи.Настоящей жемчужиной Гьянцзе и монастыря Пелкор Чодэ является ступа Кумбум, или Ступа ста тысяч будд. Ее высота — 32 метра. Это ступа в типичном непальском стиле, олицетворяющая основные первоэлементы мироздания: Земля, Вода, Воздух, Огонь, Пространство.

На шести этажах ступы, в 78 кельях в общей сложности имеется сто тысяч образов будд — статуй, тханок, фресок. Место просто фантастическое. На входе в ступу тщательно проверяют все сумки и не разрешают проносить фотоаппараты.Между тем торжества должны были вот-вот начаться.Зрители заняли удобные места прямо на земле.Подношения для огненной пуджи уже готовы.Ведущий начал церемонию.

На площадку вышли монахи в коронах и красочных одеяниях и под пение ведущего и звуки барабанов и труб начали исполнять замысловатый танец-хоровод.В перерыве между танцами на площадку выходил монах, переодетый в злого духа.

Мы не поняли, что он собирается делать, а он достал из сумки муку и начал посыпать людей, нам досталось по полной программе. Вся одежда, фотик, рюкзаки были белыми.

Вместе с ним выбежало несколько мальчиков-монахов, изображавших его слуг, вредных духов.

Главная задача духов — напакостить человеку. Они обсыпали зрителей ячменной мукой, воровали шапки или другие предметы…
…и даже воровали детей, чтобы потом кататься на них верхом.
Для маленьких тибетцев это было страшное зрелище. Они плакали и прятались за взрослых.
А вот взрослые наблюдали за происходящим с интересом и смехом.Считается, что людям, которые пострадали от духов во время праздника, крупно повезло — в течение всего года они больше не ощутят на себе их вредного влияния.
Судя по количеству муки, этот тибетец будет самым счастливым человеком на ближайший год!«Обижали» духи в основном пожилых людей. Это и понятно — молодым проще справиться с напастями самостоятельно, а вот старичкам нужно помочь. Мы тоже были все белые и счастливые и потом долго отмывались в гостинице от муки!Духи сделали последний круг…

…и стали раздавать тем, кого обижали, специальные шелковые шарфы «хадак». В Тибете это знак высшего уважения и почтения.

Огненная пуджа подходила к концу. В какой-то момент тибетцы стали делать простирания перед костром. Сначала их было немного, потом собралась целая толпа, и дежурившим китайским полицейским пришлось возвращать их на места. Впрочем, никаких насильственных действий не было, полиция вела себя вполне корректно.Когда костер догорел, монахи станцевали последний танец, окружили злых духов и увели их за собой. Это символизировало победу над духами, которые теперь не смогут чинить препятствия для буддийской практики.После церемонии народ стал собираться домой.

Источник: https://felbert.livejournal.com/2933536.html