Что значит дзен – искусство пребывания в моменте

Что такое дзен и как его постичь?

Что значит дзен - искусство пребывания в моменте

Ответ на вопрос о том, что такое дзен, должен знать каждый человек, начинающий знакомство с буддизмом. Это понятие формирует сильную личность, способную на разумный анализ своих поступков и созерцание их со стороны. Целью этого процесса должно стать истинное просветление.

Дзен – что это?

В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:

  1. Знания и мудрость, передающиеся не на письме, а от учителя к ученику во время личного общения.
  2. Таинство Дао – безымянного источника существования земли и неба.
  3. Отрицание усилий по осознанию дзен: считается, что чем больше силишься его понять, тем быстрее он удаляется от сознания.
  4. Множество способов постичь дзен: на протяжении всей истории человечества дзен передается совершенно бессознательно от человека к человеку через эмоции, прикосновения, шутки.

Что такое дзен-буддизм?

Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» – философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем.

Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии.

Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

Дзен и Дао

Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения – работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.

Дзен-буддизм – основные идеи

Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:

  1. По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
  2. Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
  3. Получение отклика от своего Будды, который находится внутри человека.

Коаны дзен-буддизма

Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:

  1. Мастер задает ученику коан, для которого он должен найти правильный ответ. Каждое утверждение делается с целью вызвать у неопытного последователя буддизма противоречие.
  2. Находясь в медитативном или близком к нему состоянии, ученик достигает сатори – просветления.
  3. В состоянии самадхи (единства познания и познающего) человек понимает, что такое настоящий дзен. Многие считают его близким с ощущением катарсиса.

Дзен-медитация

Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности.

В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов.

Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:

  1. Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
  2. Для удобной посадки рекомендуется принять позу полного лотоса или полулотоса.
  3. Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
  4. Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.

Что значит «постичь дзен»?

Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны.

Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности.

Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:

  1. Следование советам первых учителей буддизма. Они рекомендовали сохранять покой даже в сложных ситуациях и отречься от жизненных неприятностей.
  2. Нахождение источника зла. Если религиозного человека одолевает череда неудач и проблем, то он должен искать причину превратностей судьбы в себе или своих врагах.
  3. Пересечение границ классического мышления. Правила дзен гласят, что человек слишком привык к благам цивилизации, чтобы познать свою сущность. Ему нужно выйти из зоны комфорта, чтобы услышать голос души.

Дзен-буддизм – книги

Каждая религиозная школа и методика научного познания имеет свои литературные труды, позволяющие понять его концепцию даже неискушенным новичкам. Философия дзен также предполагает знакомство с целой библиотекой книг, в которую входят:

  1. Коллектив авторов с комментариями Алексея Маслова «Классические тексты дзен». В одну книгу вошли работы первых наставников чань-буддизма, которые затрагивают все сферы человеческой жизни – как в древности, так и в современной жизни азиатских стран.
  2. Сюнрю Судзуки, «Сознание дзен, сознание начинающего». Она раскрывает содержание бесед опытного наставника с его американскими учениками. Сюнрю удалось не только осмыслить, что такое дзен, но и научиться сосредотачиваться на главных целях.
  3. Вон Кью-Кит, «Энциклопедия дзен». Книга посвящена трудностям понимания бытия, простейшему уяснению его закономерностей и понятий. Путь дзен, по мнению автора, завершается мистическим опытом переживания Абсолюта – вспышки постижения вне времени и пространства.
  4. Тит Нат Хан, «Ключи дзен». Работа японского автора содержит исключительно комментарии к сутрам и коанам южного буддизма.
  5. Миямото Мусаси, «Книга пяти колец». Воин Мусаси 300 лет назад написал монографию об управлении государством, людьми и собственными эмоциями. Средневековый вехтовальщик считал себя учителем дзен, поэтому книга написана в формате беседы с учениками-читателями.
Гедонизм в современном мире – плюсы и минусыГедонизм означает стремление получать от жизни наслаждение и уклоняться от неприятностей. Вполне безобидное желание, пока оно не становится главной целью, для приближения к которой можно пренебречь любыми условностями. Продолжительность жизни человека в разных странах и как ее увеличить?Важным показателем развития общества является средняя продолжительность жизни, по которой можно оценить многое, например, экономическое положение страны, развитие медицины, уровень экологии и так далее. Это значение обязательно учитывают специалисты ВОЗ.
Сатори – описание чувства и как достичь сатори?Сатори является духовной целью дзен-буддизма. Этот опыт как пробуждение ото сна, вспышка внезапного осознания. Он поможет избавиться от ненужных мыслей, переставит жизненные приоритеты. Специальные техники медитации и дыхания подарят ощущение спокойствия. Кто такие мормоны, во что они верят и как стать мормоном?Чтобы узнать о том, кто такие мормоны, придется сначала столкнуться с тем, что это одна из самых закрытых религиозных общин, существующих в мире. Последователи Церкви не смотрят телевизор, одобряют полигамию и знают, как можно оспорить заветы Библии.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-dzen-i-kak-ego-postich

Буддийский мастер дзен объясняет определение «искусства отпускать» и его значение для отношений

Тих Нахт Хан, буддийский мастер дзен, дает несколько интересных советов о том, что в действительности означает слово «отпустить». Многие люди ошибаются в трактовке этого определения. Практически каждый думает, что это означает полный разрыв с кем-либо, включая как эмоциональное, так и физическое разъединение.

Подписывайтесь на
наш Telegram-канал

Но, как объясняет Хан, отпустить – это полюбить кого-то больше, чем когда-либо.

Будда учил, что отрешение, одна из дисциплин Благородного Пути, также называемого как «ariyasaavaka». Она не является физическим актом ухода от кого-то или чего-то и, уж тем более, аскетизма.

Хотя Будда учит «бездействию, что является неотъемлемой частью правильного пути», если вырвать это из контекста, учение может создать впечатление, что мы должны развивать отсутствие заботы о других и что мы должны жить без ощущения каких-либо чувств и эмоций, отрезая себя от жизни.

Печально, но эти толкования сильно распространены, поскольку переводы оригинальных текстов с языка пали на английский не всегда правильны.

Эта форма «отстранения» является ошибочным пониманием послания Будды. Мастер Хан утверждает, что для правильного понимания этого термина мы должны научиться любить в полном смысле этого слова. Отсутствие привязанности случается только тогда, когда наша любовь к другому выходит за рамки наших собственных личных ожиданий выгоды или конкретного результата.

Хан описывает четыре формы полного отпущения. Удивительно, но они заключаются не в том, чтобы жить в придуманной для себя пещере и игнорировать всех, кто разбил вам сердце или не обращал внимания на вашу похоть и желание. Это не является истинной формой отпущения. Это означает погружение.

Майтри (Не та любовь, о который вы знаете)

Хан описывает важность Майтри с точки зрения той любви, о которой мы имеем другое представление. Он утверждает: «Первым аспектом настоящей любви является Майтри (или на языке пали «Метта») — намерение и способность дарить радость и счастье.

Чтобы развить эту способность, мы должны практиковаться в том, чтобы смотреть и слушать более глубоко. Это нужно для того, чтобы мы знали, что делать можно, а что нельзя, чтобы сделать других счастливыми. Если вы предлагаете своему любимому что-то, что ему не нужно, это не путь Майтри.

Вы должны увидеть его реальные нужды и правильно оценивать ситуацию. В обратном случае, это может принести ему лишь несчастье».

Другими словами, ваша форма отпущения должна соответствовать тому, что вы понимаете в чем именно нуждается ваш любимый человек. И вы можете перестать совершать привычные поступки, которые призваны лишь «угодить» другому.

Потому что такой образ поведения может привести к тому, что человек перестанет чувствовать себя комфортно и потеряет ощущение свободы и радости. Проще говоря, если вы видите, что ему не нужны ваши ухаживания, вы должны отпустить его.
Хан также объясняет: «Мы должны использовать свой язык более тщательно. «Любовь» — прекрасное слово.

Мы должны восстановить его значение. Слово «Майтри» происходит от «Митра», что означает «друг». В буддизме основным определением любви является дружба».

Каруна (Сострадание)

Следующей формой истинного отпущения является сострадание. Когда мы отпускаем кого-то, мы не перестаем сострадать ему, оказывая словесную или материальную помощь. Мы также не ожидаем, что их боль или страдания исчезнут. Однако, сострадание вызывает глубокую озабоченность. Это не отчуждение. Это не изоляция от других.

Читайте также:  Свадебные традиции в китае - как проходит торжество

На всех изображениях Будда улыбается, потому что он понимает, почему существует боль и страдание, и он также знает, как это преобразовать в нечто полезное. Вы становитесь более глубоко вовлеченными в жизнь, когда вы отпускаете мысли о возможных результатах происходящего. Но это не означает, что вы не участвуете в чем-либо с открытой душой и полной вовлеченностью — даже в чужой боли.

Благодарность и радость

В истинном отпущении вы практикуете благодарность. «Мудита» или радость возникают тогда, когда мы преодолеваем путь с благодарностью за все, что у нас есть.

Так что мы перестаем цепляться лишь за желаемый результат. Определение радости у Будды больше похоже на «Бескорыстную радость».

Это означает, что мы не только находим счастье, когда с нами происходит что-то хорошее, но когда и другие находят свое счастье.

Если вам когда-либо приходилось прощаться со своей любовью или другом, чтобы они могли продолжать свой путь, который, скорее всего, никак не связывается с вашим, вы могли ощущать боль.

Особенно сильно это проявлялось, когда они нашли кого-то нового для своей любви, или обретали новых друзей, которые заняли ваше место. Это не настоящее отречение и отпущение. Радость происходит тогда, когда вы находите счастье, даже когда другие находят радость.

Пусть она никак не связана с вами и не приносит вам никакой видимой пользы.

Упекша (Раскол)

Мастер Хан описывает последнее качество истинной любви, которая проливает яркий свет на истинный процесс отпущения.
Он утверждает: «Четвертый элемент истинной любви «упекша» означает уравновешенность, не привязанность, отсутствие дискриминации и одинаковое мышление с тем, кого вы отпускаете.

«Упа» означает «над», а «икша» означает «смотреть». То есть, вы поднимаетесь на вершину горы, чтобы иметь возможность посмотреть на всю ситуацию целиком, без приверженности к одной из сторон.

Если ваша любовь имеет привязанность, дискриминацию, предубеждение или какой-либо другой цепляющий фактор, то это не настоящая любовь.

Люди, которые не понимают буддизм, иногда думают, что «Упекша» означает безразличие, но истинное спокойствие не является ни холодным, ни равнодушным.

Если у вас есть более одного ребенка, то ни один из них не теряет свой статус. Они все ваши дети в равной мере. «Упекша» не означает, что ты не любишь.

Вы любите таким образом, чтобы все ваши дети получали вашу любовь без какой-либо дискриминации».

Хан объясняет, что без этого качества наша любовь имеет тенденцию становиться притяжательной, удовлетворяющей лишь собственной эго. Мы пытаемся поставить нашего любимого в то положение, которое удобно нам самим. Партнер должен постоянно делать так, как это устраивало бы вас, потому что в обратном случае, ваши чувства рискуют умереть Это не любовь, это разрушение.

Чтобы любовь была истинной, она должна иметь элементы сострадания, радости и невозмутимости — и это действительно отпускает ваши переживания.

Искусство отпущения не требует запредельных умений

Секрет в том, что вы должны научиться не самой технике и образу жизни, а понимать само существование. Непривязанные отношения наполнены здоровьем, силой и в них всегда присутствует элемент легкой романтики, доброты и сострадания.

Это совершенно бескорыстное чувство, потому что ваше собственное «я» больше не утверждается за счет кого-то в каждой ситуации. Если вы хотите по-настоящему научиться отпускать, вам нужно больше любить.

И многие допускают ошибку в понимании этого конкретного учения.

Автор — Christina Sarich
Перевод статьи — Famous Zen Master Explains The Art Of ‘Letting Go’ and what it means in Relationships via Клубер
Фото — blog.mann-ivanov-ferber.ru

Подписывайтесь на
наш канал в Яндекс.Дзен

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

Источник: http://www.cluber.com.ua/lifestyle/interesno/2018/04/buddiyskiy-master-dzen-obyasnyaet-opredelenie-iskusstva-otpuskat-i-ego-znachenie-dlya-otnosheniy/

«Теории»: Созерцание и самопознание. Смысл слова Дзэн

«Дзэн» – японское слово. Этимологически оно восходит к санскритскому «дхьяна», которое, перекочевав в китайский язык, стало произноситься как «чань». Современное же звучание оно приобрело именно в Японии в соответствии с фонетическими правилами японского языка.

 Когда встает проблема адекватного перевода смысла этого сложного термина на европейские языки, чаще всего используют слово «медитация». Однако помимо этого «дзэн» также означает: созерцание, самопознание, концентрацию. В любом случае определение смысла слова «дзэн» не способствует выявлению спецификума этой духовной практики.

Ведь на созерцании настаивает и йога, а к самопознанию призывал и Сократ.

Более того, если проследить трансформацию, которое претерпело санскритское слово «дхьяна» прежде чем стать японским словом «дзэн», мы обнаружим, что его смысл изменился столь же сильно, как и звучание. Если рассматривать предмет чисто исторически, формально дзэн – это секта буддийских монахов в Китае.

Основателем этой секты был легендарный Бодхидхарма, первый патриарх чань(дзен)буддизма. Своеобразие учения дзэн заключалось в смешении и взаимовлиянии различных духовных традиций: индийского буддизма и китайского даосизма.

Как гласит предание, Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа монахов-буддистов. Тот ответил: «Всё принадлежащее миру – иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я».

Затем он повернулся к стене и принялся медитировать. Когда ошеломленный император спросил: «А в чём же тогда суть буддизма?», Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».

Дзэн как философия

Со временем дзэн как явление вышел за рамки религиозной секты и превратился в философскую школу. Несмотря на эту секуляризацию, дзэн сохранил определенную преемственность основных положений. А именно – пренебрежение к обрядовости и ритуальности.

В дзэн по сей день упор делается на непосредственное переживание духовных истин конкретным человеком здесь и сейчас и непосредственное воплощение их в жизни.

Характерная для дзэн ориентация на бытовой практицизм и как следствие лаконизм любых языковых объяснений, может быть проиллюстрирована следующей притчей.

Как видно из приведенного примера, стереотипное восприятие Учителя как сверхсущества, было разрушено бесцеремонным вмешательством его сестры. Чему учит этот коан? Может быть тому, что перед смертью все равны, а потому не надо делать различий при жизни? Может быть.

Важно понять, что коан – не загадка, для решения которой нужна сообразительность. Это способ сломать автоматизм восприятия реальности, вывести человека за пределы представлений о мире в сам мир.

Например, учитель спрашивает: «Каким был твой изначальный облик, прежде чем родились твои отец и мать?», и если ученик отвечает: «никаким, ведь меня тогда и в помине не было» – значит он ничего не понял.

Прозревший же ученик вместо ответа достигает состояния сатори (просветления), которое и было искомой целью вопроса. Сатори можно определить как «незамутненное видение», «состояние одной мысли». Процесс достижения сатори хорошо виден на примере свидетельства мастера Циньюаня:

Смысл практики Дзэн

Смысл практики дзен, который очень часто реализуется через коан, хорошо описал французский психоаналитик Жак Лакан. По его словам: «Лучшее в буддизме – это дзэн, состоящий в том, что на твой вопрос тебе отвечают криком. То есть дзэн помогает людям наилучшим способом, когда они хотят выйти из этого, как говорит Фрейд, адского положения».

Пожалуй самым наглядным примером сатори, которого достиг ученик в процессе вопрошания со стороны учителя, является следующая притча:

В этой притче отражена основная суть дзэн – переход от слов к действию. При этом ничто, абсолютно ничто, не должно мешать просветлению (освобождению) человека. Именно поэтому дзэн не имеет никакого официального, общеобязательного священного писания, кодекса, свода правил. Он свободен от каких бы то ни было канонов.

В дзэн, как и в «бойцовском клубе», есть только одно правило – никаких правил. Примечательны в этом отношении строки из буддийского трактата «Rinzai Roku», ставших популярными благодаря роману Юкио Мисимы «Золотой храм». Эти строки гласят: «О вы, последователи истины! Если вы хотите достичь правоверного понимания дзэн, не позволяйте другим обманывать себя.

Если вы встречаете какое-либо препятствие, внутреннее или внешнее, разбейте его без пощады. Если вы встретите Будду – убейте Будду. Если вы встретите патриарха – убейте патриарха. Если вы встретите родителя – убейте родителя. Убейте их всех без размышления: это единственный путь к освобождению.

Не позволяйте предметам завладеть собой, но подымайтесь выше их, проходите мимо, и будьте свободны!»

Как и многие другие духовные учения, дзэн направлен на самореализацию подлинного естества человека. При этом дзэн утверждает, что достигнуть внутреннего освобождения можно и через внешние действия, через повседневную практику. Это очень точно выразил японский философ Дайсэцу Судзуки. Весь смысл дзэн он свел к простой формуле: «ваш обычный опыт, но на два вершка над землей». 

Дзэн – это готовность и способность сознания воспринимать и понимать мир как неделимое целое. В записках старца Хань Шаня есть такие слова: «Я брел куда-то. Внезапно не стало ни тела, ни ума.

Все, что я мог чувствовать, было великим сияющим Целым – вездесущим, совершенным, ясным и возвышенным. Это было подобно всеохватывающему зеркалу, из которого возникали горы и реки…

Мои чувства были ясными и прозрачными, как будто тело и ум исчезли».

Сегодня, в эпоху утраты всякой целостности, дзэн существует по большей мере как стиль жизни, течение в искусстве, набор психологических техник, то есть, в сугубо прикладном значении.

Западный мир перенял инструментальную сторону дзэн, отбросив его телеологию, его основной смысл и цели.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что ничего общего дзэн Стива Джобса с дзэном Бодхидхармы не имеет, хотя…

Рекомендуем прочесть:

1. Д.Т.Судзуки – «Лекции по дзэн-буддизму»;

2. У.Эко – «Дзэн и Запад»;

Источник: http://concepture.club/post/obrazovanie/dzen

Дзен: искусство единения с собой и миром

Восточная философия для Запада — явление чужеродное и экзотическое.

Светлейшие умы своего времени старались копировать японские-китайские-индийские обряды, но то, что для нас навсегда останется окутанной флёром мистицизма формой, для распоследнего шудры (представителя индийской варны слуг) — сама жизнь и естественный порядок вещей, не нуждающийся в дополнительном толковании и осознании.

Однако и мы, европейцы, можем почерпнуть из бездонного колодца восточной мудрости и применить некоторые принципы просветленного человека на практике.

Разумеется, не посвящая этому всю жизнь, как настоящий тибетский монах, и не отказываясь от земных радостей — так, на нашем нехитром бытовом уровне.

И все-таки, даже в отрыве от религии и стремления к сатори можно значительно облегчить себе жизнь и гармонизировать отношения с окружающими.Не меняй

Ты — крошечная песчинка в человеческом море. Как бы хороши и ясны ни были твои принципы, ты не сможешь заставить других людей их разделять. Принимай своих друзей и родственников такими, какие они есть, не пытаясь никого изменить. Кажется сложным, но подумай — ведь и к тебе постепенно начнут относиться так же.

Отдавай

Отдавая — получаешь. Еще никто не познал механики действия нашей Вселенной, но этот принцип работает всегда.

Помнишь, в школе на уроках физики учитель демонстрировал закон Бернулли? В прозрачную трубочку помещается легкий шарик, и когда дуешь на него с одной стороны, он почему-то не вылетает с другой, а двигается тебе навстречу. В природе все точно так же: если хочешь что-то получить — отдай.

Читайте также:  Школы японского буддизма - какие направления существуют в стране

Бескорыстно, искренне и не думая о награде. И не чувствуй себя обиженным, если хорошая карма не проявилась моментально: в масштабах вселенной обратная связь может быть долгой. Но она непременно будет.

Живи, а не готовься к жизниРечь даже не о том, что мы постоянно что-то откладываем на потом — черт бы с ним. Просто мы как будто не живем, а пишем черновик, намечая только основные точки и намереваясь обвести их ручкой в беловом варианте.

Вот тут ты мог бы заняться творчеством, но что-то не сложилось — ну ладно, в следующий раз. А сейчас надо работать, строить карьеру. Думать о будущем. В детстве мы готовимся к школе, в отрочестве — к поступлению, в юности — к работе, а там уже самозабвенно трудимся на пенсию.

Так и проходит отпущенное время, в подготовке к празднику, который никогда не наступит.Не желай

Современному человеку, продукту общества консьюмеризма, особенно тяжело понять и принять этот принцип. Если не желать — ради чего тогда жить? Дзен говорит — ради ощущений, эмоций и радости от пребывания в «здесь и сейчас». Все страдания от того, что наши ожидания расходятся с реальностью.

В фантазиях-то мы все сплошь успешные бизнесмены или кинозвезды, а в реальности под окнами что-то не видать ни личных секьюрити, ни толп восторженных поклонников. Такая разительная пропасть между желаемым и действительным причиняет боль.

Достаточно исключить из уравнения один ключевой элемент (желание) — и страдание исчезнет.

Не принимай ничего всерьезПредставь, что ты вовлечен в глобальную игру. Все, что с тобой происходит — это понарошку и не на самом деле. Просто такие правила, и вы договорились так играть.

Ничего на самом деле не имеет значения. Истинный дзен учит относиться так и к печалям, и к радостям, но мы, непросветленные мирские жители, можем ограничиться только горестями.

Приятными моментами наслаждайся на все сто!Не стыдись ошибок

Оступаться — нормально. Даже Сиддхартха Гаутама не сразу понял свое истинное предназначение. Ненормально — упорно раз за разом наступать на одни и те же грабли и думать, что, действуя одним и тем же образом, ты можешь добиться разных результатов. Но это же не про тебя, верно?

Цени свободуИ только ее. Это единственное, с чем мы рождаемся и умираем. И единственное, чего нельзя отнять. Помни, что свобода — это состояние, а не материальная реальность.Не учи

Откуда тебе знать, что именно твое видение мира — истинно правильное? Позволь себе быть собой, а другому быть другим. Это и есть гармония.

Говорят, что истинный дзен нельзя познать словами. Он передается из сердца в сердце. И это, пожалуй, самое главное, что нам следует помнить.

Дзен — это любовь.

Источник: https://www.colors.life/post/450676/

Дзен: искусство единения с собой и миром

Восточная философия для Запада — явление чужеродное и экзотическое.

Светлейшие умы своего времени старались копировать японские-китайские-индийские обряды, но то, что для нас навсегда останется окутанной флёром мистицизма формой, для распоследнего шудры (представителя индийской варны слуг) — сама жизнь и естественный порядок вещей, не нуждающийся в дополнительном толковании и осознании.

Однако и мы, европейцы, можем почерпнуть из бездонного колодца восточной мудрости и применить некоторые принципы просветленного человека на практике.

Разумеется, не посвящая этому всю жизнь, как настоящий тибетский монах, и не отказываясь от земных радостей — так, на нашем нехитром бытовом уровне.

И все-таки, даже в отрыве от религии и стремления к сатори можно значительно облегчить себе жизнь и гармонизировать отношения с окружающими.

Не меняй

Ты — крошечная песчинка в человеческом море. Как бы хороши и ясны ни были твои принципы, ты не сможешь заставить других людей их разделять. Принимай своих друзей и родственников такими, какие они есть, не пытаясь никого изменить. Кажется сложным, но подумай — ведь и к тебе постепенно начнут относиться так же.

Отдавай

Отдавая — получаешь. Еще никто не познал механики действия нашей Вселенной, но этот принцип работает всегда.

Помнишь, в школе на уроках физики учитель демонстрировал закон Бернулли? В прозрачную трубочку помещается легкий шарик, и когда дуешь на него с одной стороны, он почему-то не вылетает с другой, а двигается тебе навстречу. В природе все точно так же: если хочешь что-то получить — отдай.

Бескорыстно, искренне и не думая о награде. И не чувствуй себя обиженным, если хорошая карма не проявилась моментально: в масштабах вселенной обратная связь может быть долгой. Но она непременно будет.

Живи, а не готовься к жизни

Речь даже не о том, что мы постоянно что-то откладываем на потом — черт бы с ним. Просто мы как будто не живем, а пишем черновик, намечая только основные точки и намереваясь обвести их ручкой в беловом варианте.

Вот тут ты мог бы заняться творчеством, но что-то не сложилось — ну ладно, в следующий раз. А сейчас надо работать, строить карьеру. Думать о будущем. В детстве мы готовимся к школе, в отрочестве — к поступлению, в юности — к работе, а там уже самозабвенно трудимся на пенсию.

Так и проходит отпущенное время, в подготовке к празднику, который никогда не наступит.

Не желай

Современному человеку, продукту общества консьюмеризма, особенно тяжело понять и принять этот принцип. Если не желать — ради чего тогда жить? Дзен говорит — ради ощущений, эмоций и радости от пребывания в «здесь и сейчас». Все страдания от того, что наши ожидания расходятся с реальностью.

В фантазиях-то мы все сплошь успешные бизнесмены или кинозвезды, а в реальности под окнами что-то не видать ни личных секьюрити, ни толп восторженных поклонников. Такая разительная пропасть между желаемым и действительным причиняет боль.

Достаточно исключить из уравнения один ключевой элемент (желание) — и страдание исчезнет.

Не принимай ничего всерьез

Представь, что ты вовлечен в глобальную игру. Все, что с тобой происходит — это понарошку и не на самом деле. Просто такие правила, и вы договорились так играть. Ничего на самом деле не имеет значения. Истинный дзен учит относиться так и к печалям, и к радостям, но мы, непросветленные мирские жители, можем ограничиться только горестями. Приятными моментами наслаждайся на все сто!

Не стыдись ошибок

Оступаться — нормально. Даже Сиддхартха Гаутама не сразу понял свое истинное предназначение. Ненормально — упорно раз за разом наступать на одни и те же грабли и думать, что, действуя одним и тем же образом, ты можешь добиться разных результатов. Но это же не про тебя, верно?

Цени свободу

И только ее. Это единственное, с чем мы рождаемся и умираем. И единственное, чего нельзя отнять. Помни, что свобода — это состояние, а не материальная реальность.

Не учи

Откуда тебе знать, что именно твое видение мира — истинно правильное? Позволь себе быть собой, а другому быть другим. Это и есть гармония.

Говорят, что истинный дзен нельзя познать словами. Он передается из сердца в сердце. И это, пожалуй, самое главное, что нам следует помнить.

Дзен — это любовь.

Источник: http://www.diy.ru/post/8073/

Что такое Дзен? Дзен — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью — дзэн (чань)-буддизм. Другое (официальное) название — Сердце Будды (кит.

Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.

Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны, принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония).

Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн (япон.

“медитация”) — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь). Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я, к Источнику Бытия, к источнику насыщения.

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие.

В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты.

Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки, дзен ни теистичен, ни атеистичен.

Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления.

Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды, цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.

Дзэн родственен даосизму, веданте и йоге. Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу, Известный психоаналитик и философ Э.

Фромм в своей книге “Дзен-буддизм и психоанализ” писал так: “…дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым”.

Дзен Буддизм практикует прямое (без чего-либо неестественного и внешнего) вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе включения потенциала психической активности личности в процессе систематической тренировки ума.

Вполне естественно, что многие люди не готовы или не заинтересованы в духовной практике.

Но даже если нет сформированного намеренья практиковать дзэн в качестве духовной дисциплины, вы можете привнести ощущение дзэн в свою повседневную жизнь, чтобы стать намного свободнее и счастливее.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен) и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума.

Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются. Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу.

Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей “сидение просто так”.

Вообще понятие “просто так”, “таковости” (татхата) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: “Так приходящий” (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так.

Дзадзэн — медитация в позе “лотоса” требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. “Просто сидеть” и, не обращая внимания ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё. Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации.

Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно. Японский глагол “сатору” (яп.

??) означает “осознавать”, и осознать можно лишь с помощью некого “шестого чувства”, которое в чань называют “не-ум” (у-синь).

“Не-ум” — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме. Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать.

Поэтому дзэнские наставники (“мастера“) чаще говорят не “достичь просветления”, а “увидеть собственную природу”. Просветление — это не состояние. Это способ виденья.

Путь к виденью собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа.

Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

  • неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство);
  • отвращение (к “неприятному”, представление о чём-то как самостоятельном “зле”, вообще жёсткие взгляды);
  • привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние).

Поэтому пробуждению способствуют:

  • успокоение ума;
  • освобождение от жёстких взглядов;
  • освобождение от привязанностей.

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация).

Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары).

В дзэне есть такое выражение: “Сансара есть нирвана“, которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.

Четыре ключевых отличия дзэн:

  1. Особое учение без священных текстов.
  2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
  3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
  4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов.

По традиции это особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- “прямым указанием”, неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению.

Сам дзэн есть некая “печать ума (сердца)“, которую не найти в священных писаниях, поскольку она “не основана на буквах и словах”.

Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки, не имеющие логически обоснованного ответа.

Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей (см. “101 история дзэн“, “Кости и плоть дзэн” и др.).

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь.

И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы.

Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.

Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных “уловок”: любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение. То же касается и боевых искусств.

Впервые боевые искусства соединились с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолине в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия. Боевые искусства Востока — это именно искусства, способ развития “духовных способностей самурая“, осуществление “Пути” (“дао” или “до“), пути война, меча, стрелы.

Бусидо, знаменитый “Путь самурая” — свод правил и норм для “истинного”, “идеального” воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти.

В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды.

Чистое, незамутнённое ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Этика дзен — не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем, свидетелем.

Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др.

Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино). Принципы дзен отражены в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А.

Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма и мн.мн.др. В 60-х гг.

“дзэнский бум” охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников.

Влияние дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом, в своей книге “Гештальт, ведущий к просветлению” прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяются.

Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически. Словно не живёт, а спит. Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте “здесь и сейчас” и наблюдать. В этом наблюдении открывается истинная красота мира.

Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное. Медитировать может каждый. Для этого нужно только желание. Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств.

Тому же, кто действительно решил открыть самые глубокие тайны жизни, потребуется усердие и терпение…

Спасибо, за интерес к теме “что такое Дзен”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/dzen/

Японская живопись дзен

Иногда мы слышим упреки в свой адрес, вроде этого: “Какое отношение имеет все выставленное здесь к дзен?” Но вы правы, для непросветленного существа совершенно никакого.

Господа, вы правда считаете, что если сайт называется Дзен Дизайнер, то он обязательно будет посвящен восточной тематике и здесь будут в этом же духе раздавать вкусные няшки? Если так, то вы не в теме.

В нашем случает “дзен” означает “делать свое дело”. Просто делать, а не искать смысла там, где его нет.

Но раз уж мы начали сей разговор, то пожалуй сделаем цикл статей о художественном искусстве дзен, дабы хоть как-то оправдать название сайта в глазах тех, кто рыщет по интернету в поисках вкусненького, только хочу обратить внимание таких искателей, что перепост запрещается!

Так что же такое дзен? Самые простые и обыденные вещи, которые, видимо, специально созданы для того, чтобы их не замечали.

Каждый день мы просыпаемся утром, завтракаем, идем на работу и заканчиваем день после ужина за развлечениями. Мы владеем некоторым количеством знаний: мы знаем, как себя вести, как делать некоторые вещи, которые считают для себя ценными другие люди, чтобы продавать эти вещи, чем зарабатывать себе на жизнь. Каждый из нас при этом ставит свои потребности выше потребностей других людей.

Но иногда кажется, что пора остановиться, просто сесть и серьезно обдумать свое поведение. Тут мы, конечно, можем включить в голове некий компьютер, который рассчитывал бы сколько у нас останется, если оплатить все счета, штрафы и раздать долги. Но является ли все это действительно таким важным, чтобы мы принудительно для себя могли бы терпеть столько головной боли?

И какое это имеет отношение к дзен-живописи? Когда дела идут хорошо, то у вас нет никаких причин понимать это.

Но каждый знает, что мир это не то место, которое создано для удовлетворения только его потребностей и желаний. Когда человек осознает сей факт, это становится началом его духовного поиска.

Мнимые невзгоды заставляют человека думать о себе в рамках более широкой перспективы, где сливаются вместе религия и искусство.

Некогда в Азии сплав индуизма, буддизма, конфуцианства и даосизма сформировал новую для той поры философию, которую мы знаем под название Дзен (Чань, Дхьяна). В шестом веке нашей эры великий учитель Бодхидхарма (Да Мо, Дарума) пришел в Китай, чтобы преподавать буддизм китайским монахам. Его учение стало широко известно под название Чань-буддизм в Китае, а в последствии Дзен в Японии.

Смыл и цель учения Да Мо были донельзя просты: медитировать. В медитации ум освобождает себя от иллюзорных надежд на будущее и страхов, раскрывает природу ума.

Существует фраза, которая полностью раскрывает весь духовный смысл нашего бытия и реальности: “Один во всей Вселенной”. Мы можем предполагать, что прекрасно понимаем, что эта фраза означает.

Только вот это далеко не так, потому что для большинства она остается таким же понятием, как и все остальное. Дзен можно попытаться осмыслить, проанализировать, но все равно для ума в нем нет ничего, за что можно было бы зацепиться.

Дзен пуст, и будто бы даже не существует, что подтверждает и живопись дзен.

Многие мастера дзен были выдающимися художниками и каллиграфами. Кажется, что от их живописи исходит сила и просветление. Большинство картин выполнено в стиле суми-э, то есть черной краской по бумаге. Линии очень скудны, но выразительны.

Цель каждой картины – предложить, но не описать. Но намерения художников никогда не сводились к тому, чтобы запутать и внести мистику в живопись или какую-то тайну в картины. Они всего лишь хотели сказать: “Я жив. Я свободен от всех привязанностей”.

И этим духом пронизана вся дзен-живопись.

Классическая Энсо. Изображение круга.

Классическая тема картин японского дзен называется Энсо. Рисовать эту картину рекомендуется каждому практикующему каллиграфию после каждого сеанса медитации. Сюжет картины вроде бы с виду прост, но он всегда будет разный и будет отражать состояние ума в конкретный момент. Это “круг бесконечности, символ простоты”.

Второй классической темой в искусстве живописи дзен является изображения монахов, идущих собирать подаяние. В рамках традиционной школы дзен монахи регулярно покидают монастыри и ходят небольшими группами по близлежащим городам и поселкам.

Они громко выкрикивают звук “Хо-у”, чтобы объявить всем о своем присутствии, давая возможность людям сделать пожертвование в виде денег или риса.

Эта практика называется такахатсу, и призвана напоминать монахам и простым людям, что все живое взаимосвязано, что оба они – дающий и получающий – накапливают заслуги: простые люди за то, что были щедры, а монахи за то, что учатся с благодарностью принимать все то, что положили в их миски.

Тему монахов в свое время популяризовал Нантембо (1839-1925). Он и его ученики в живописи часто обращались к этой теме, как бы желая показать особенную важность данной практики. До Нантембо картины на эту тему были довольно редки.

Фугаи Ёкун. Стоящий Дарума.

Третья классическая тема японской дзен-живописи – изображения Дарума, то есть Бодхидхармы, или Да Мо по китайски.

Еще одна классическая тема в искусстве живописи дзен, правда стоящая немного особняком, является кости и черепа. Подпись к этой картине гласит: “Это простой грубый рисунок черепа, но какое сокровище. Не существует ничего, что превзошло бы его!”

Японская живопись дзен – совершенно уникальный вид искусства, являющаяся чистым выражением духовного сознания художника.

Важной составляющей живописи является то, что характер и духовная сила изображенного на картине полностью зависит от концентрации художника во время работы.

Большинство наиболее убедительных в этом отношении картин были созданы монахами уже пожилого возраста, проведшими всю свою жизнь в жесткой дисциплине буддийской практики. Их картины перекликаются с силой их понимания и многолетного опыта.

На первый взгляд японская живопись дзен кажется слишком простой, прямолинейной и забавной. Однако, как и философия дзен, эти картины отражают парадоксы ума и сознания на многих уровнях. Это очень сосредоточенная, чистая и интенсивная форма религиозного искусства. Правда к религии оно почти не имеет отношения, кроме того, что картины созданы монахами.

Следующая статья будет посвящена непосредственно художникам.

Тэг:

Источник: http://zen-designer.ru/articles/611-yaponskaya-zhivopis-dzen

Ссылка на основную публикацию