Что буддисту делать в Индии?

Источник: http://Buddha.by/chto-buddistu-delat-v-indii

По буддийским святыням Индии

Еще в 1999 году во время личной встречи Его Святейшества Далай-лама ХIV, зная о моем профессиональном интересе к буддизму, посоветовал посетить несколько мест, связанных с биографией Будды. Он перечислил их в следующем порядке: Варанаси, Сарнатх, Бодх-Гайя, Кушинагар.

Но по объективным причинам осуществить наказ Учителя мне тогда не удалось: сроки визы истекали, накладывались мелкие дела, требовавшие срочного решения, и т.д. Однако твердо решила для себя, что в ближайшие пять лет обязательно постараюсь посетить эти святые места.

Эта мысль крепла во мне из года в год и, наконец, оказавшись в Индии во второй раз, я отправилась в это, прямо скажем, экстремальное путешествие. Ехать в одиночку или в паре с кем-то – это не то же, что ехать в группе, где всегда безопасно и на кого-то можно положиться.

Чтобы не рисковать, я дождалась приезда в Дхарамсалу моей коллеги из Москвы Лены Строгановой, которая любезно согласилась составить мне компанию в этой поездке.

Нам предстояло проехать по двум крупным штатам – Бихар и Уттар Прадеш. Бывалые люди предупредили, что Бихар – самый бедный регион, где много грабителей, безжалостно обирающих заезжих путников.

Это место славится еще и тем, что там ежегодно без вести пропадает несколько десятков иностранцев. Таких же отчаянных, как мы с Леной, решивших причаститься к буддийским святыням.

Однако мы понимали, что путь к таким местам всегда тернист, но это обстоятельство не должно стать камнем преткновения. Наше решение было непоколебимым, и мы двинулись в путь.

Варанаси, Сарнатх

Из Дхарамсалы на рейсовом автобусе мы добрались до города Патанкот, где сели в поезд, направляющийся в Варанаси. Ехали в общем вагоне, где нашими попутчиками были местные жители. Они то и дело расспрашивали, откуда мы и куда едем, есть ли там у нас знакомые и т.д. Всю дорогу угощали нас вкусными индийскими лакомствами, были всегда доброжелательны и предупредительны.

Благодаря такой душевной атмосфере долгая и утомительная дорогая была перенесена нами сравнительно легко.
В Варанаси мы прибыли ночью, взяли моторикшу и поехали в гостиницу «Санрайз», которую посоветовал нам один из попутчиков. Гостиница оказалась средненькой, она нас вполне устраивала по цене. В номере было самое необходимое: кровать, душ, туалет.

Об излишествах в такой поездке мечтать не приходилось.
Утром мы первым делом направились к берегу священного Ганга, о котором до этого много читали, слышали и видели в фильмах.

Здесь мы с Леной по отдельности друг от друга наслаждались общением с этой великой рекой, которая тысячелетиями притягивает к себе людей из разных стран и континентов, в первую очередь, самих индусов, не мыслящих свою жизнь без нее. Ганг для Индии – это все.

Сюда приходят как в самые трудные, так и в самые счастливые моменты жизни, чтобы попросить у Ганга защиты, избавления от житейских невзгод, дарования здоровья и долголетия, благополучия и удачи. Я видела, с какой искренностью люди совершают омовение, как усердно они молятся и совершают обряды. Несмотря на огромное скопление народа, здесь каждый человек общался с рекой интимно. Не лишена была этой возможности и я.

На берегу Ганга в равной отдаленности друг от друга находятся три места для кремации. Сколько людей ежедневно приходят в этот мир, столько же покидают его. Поэтому прощальные костры здесь практически не гаснут. Мне пришлось наблюдать этот священный акт, который одновременно совершался с девятью телами усопших. Первое впечатление от увиденного, как ни странно, не было тяжелым.

Никто из родственников умерших не рыдал, не стонал, не причитал. Все было чинно, благородно и в высшей степени выдержанно. Смерть для индусов – это всего лишь переход из одного тела в другое, а раз так, чего горевать. В нужное время и в нужный час человек покидает бренное тело, чтобы обрести новое и продолжить свою духовную эволюцию. Мне, буддистке, эти идеи были вполне понятны.

Однако мне трудно было преодолеть в себе этнографа, которому были интересны все детали, сопровождающие процесс кремации. Поэтому я стала выяснять их у местного гида, который оказался на редкость общительным и знающим. От него я узнала следующее. Когда человек умирает, его тело омывают водой с добавлением сандалового и розового масел, молока и меда.

Затем оборачивают его пять раз белой тканью (что символизирует пять стихий: вода, воздух, дерево, земля, железо), кладут на бамбуковые палки, покрывают вышитыми золотыми нитями покрывалом, обкладывают дровами в несколько слоев и поджигают. Если умирает глава семейства, тело его поджигает старший сын, если мать – младший сын. Если мужчин в семье нет, то это делают братья по боковой линии родства.

Женщины в кремации участия не принимают.

Тело усопшего горит несколько часов. У мужчин обычно не сгорает грудная клетка, у женщин – тазобедренные кости. Их вместе с прахом сбрасывают в воды Ганга. В этом я лично узрела законы эволюции: мужчина создан для того, чтобы своей грудью защищать свой род, семью, страну, а женщине даны сильные и широкие бедра, чтобы она рожала здоровое потомство.

В Индии не принято кремировать беременных женщин и детей, умерших до 13 лет, а также прокаженных и тех, кто умер от укуса кобры. Их тела просто предают воде, совершая при этом соответствующие обряды.

Возможно, я и дальше бы слушала рассказ гида, но дым от погребальных костров был таким густым и едким, что глаза начали слезиться с неимоверной частотой.

Это заставило покинуть берег Ганга и отправиться в другие, не менее впечатляющие части Варанаси, этого вечного города, где стирается грань между жизнью и смертью, между прошлым и будущим, где все происходящее кажется иллюзией, обманом, отделяющими нас от настоящей Реальности.

Несмотря на большое количество индуистских храмов, Варанаси известен и своей буддийской святыней. Недалеко от города находится Сарнатх – место, где Будда 2500 лет назад впервые дал своим ученикам Учение о четырех благородных истинах, легших в основу буддийской философии. Оно в литературе известно так же под названием Олений парк.

Оказалось, что в этом парке действительно водятся олени. Они не крупные, живут небольшими стадами, удивительно изящные и грациозные. За ними присматривают работники парка. Здесь же возведена большая Дхамех ступа высотой в 42 метра. Именно на этом месте, как гласят источники, Будда проповедовал свое Учение.

Оно окружено небольшими прудами, на которых растут изумительной красоты лотосы.

Олений парк – место удивительно тихое и спокойное. Здесь ум сам по себе приходит в состояние внутреннего покоя, а с этого уровня все видится и воспринимается иначе.

Все житейские мелочи, которым мы в повседневной жизни придаем слишком много внимания, кажутся такими незначительными, что невольно начинаешь корить себя за мелочность и суетность собственного бытия.

Чтобы не только понять, но и глубоко осознать это, стоило приехать сюда.

Еще по поездки в эти края я разговаривала с Оракулом Далай-ламы ХIV. Он посоветовал начать путешествие именно с Варанаси и Сарнатха, так как это поможет правильному восприятию тех духовных знаний, которые разлиты в атмосфере здешних мест.


Бодх-Гайя, Раджгир, Наланда

После трех безумно насыщенных дней, проведенных в Варанаси, мы с Леной отправились дальше. На этот раз наш путь лежал в Бодх-Гайю, куда мы добирались на поезде в течение шести часов.

Все было бы прекрасно, если бы наш поезд не задержался на пять часов. Но в Индии такое случается настолько часто, что нет смысла возмущаться по этому поводу.

«Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней», – советуют в таких случаях мудрые люди.

Бодх-Гайя – место, где сидя под священным деревом Бодхи, Будда достиг просветления. Сегодня оно стало популярным местом для всех буддистов мира. Здесь построен Международный аэропорт, куда прилетают самолеты, перевозящие на своем борту паломников из разных стран мира.

Особенно активно это происходит во время больших буддийских событий и праздников. Считается, что энергетика данной местности особенно способствует проведению подобных мероприятий. Сам Далай-лама многократно дает здесь самые разные Учения и Посвящения. За последние 15 лет на них побывало немало россиян.

Для паломников построены шикарные отели со всеми мыслимыми и немыслимыми удобствами. Публика же небогатая может устроиться в скромных гостиничных номерах, которые обычно имеются при буддийских храмах. А храмы в Бодх-Гайе строят в основном японцы, тайцы, ланкийцы, бирманцы, китайцы, тибетцы, бутанцы, т.е.

народы, традиционно исповедующие буддизм. В архитектурном облике каждого из них присутствует неповторимый этнический колорит. Японский храм невозможно перепутать с тайским, тайский с бутанским, бутанский с китайским и т.д. Может, в обозримом будущем здесь свои храмы построят тувинцы, калмыки, буряты и монголы.

Почему нет? То, что сегодня кажется маловероятным, завтра может стать реальностью.

Достопримечательностью Бодх-Гайи является буддийский комплекс «Махабодхи», где имеется дерево, под которым на Будду снизошло просветление. Оно разукрашено цветными ленточками, огорожено железной оградой, а рядом с ним выставлены ступни Будды. Тут же находится храм Маха Бодхи, на внутренних стенах которого изображены самые важные события, происшедшие в жизни Будды Гаутамы.

Другими известными буддийскими местами являются Раджгир и Наланда, до которых мы доехали на джипе, арендованном в одной туристической фирме. Эти две точки мы посетили за один день. Чем они примечательны? Учение Будды впервые было записано из его уст именно в Раджгире.

Здесь он принимал горячие источники, которые даровали ему здоровье и долголетие. Японцы построили в Раджгире красивую белую ступу и храм, в котором идут службы. Поскольку эти буддийские объекты находятся на возвышенности, до них можно добраться как пешим ходом, так и по канатной дороге.

Место очень живописное и запоминающееся.

В Наланде находятся руины одного из древнейших университетов мира. В его библиотеках насчитывалось свыше 9 миллионов книг, преподавательский состав состоял из 2 тысяч человек, количество студентов достигало 10 тысяч. В этом университете учился Сидхартха Гаутама до того, как стал Буддой. В 1951 г. в Наланде был открыт Международный центр буддийских исследований.


Вайшали, Кушинагар

Вайшали примечателен тем, что здесь Будда дал свою последнюю проповедь прежде чем уйти в Паринирвану. Сто лет спустя после его ухода последователи буддизма впервые разработали здесь этические нормы для монашества, известные под названием Винаи.

Вайшали известен также как место, где красивая танцовщица и куртизанка по имени Амрапали, услышав из уст Будды его Учение, в знак глубокой признательности преподнесла ему цветок манго. Впоследствии она стала бхикшу, т.е. монашкой.
Последней точкой нашего затянувшегося путешествия стал Кушинагар.

Чем знаменательно это место для паломников? Здесь Будда провел много времени в медитации. Прежде чем покинуть тело, он дал последнюю проповедь, которая известна как Паринирвана сутра. Его святое тело было кремировано по правилам, предусмотренным для царствующих особ. Прах его был разделен на восемь частей и роздан восьми царям.

Известно, что шесть предыдущих жизней Будда прожил как Бодхистаттва в облике различных живых существ. Его последним учеником был брамин Шубхадра, проживший 120 лет и достигший состояния Архата.

Читайте также:  Одежда буддийских монахов в разных направлениях буддизма


И снова Варанаси

После всего увиденного и услышанного я почувствовала некоторое облегчение. Казалось, наказ Его Святейшества исполнен сполна, хотя до полного осмысления материала еще очень далеко. Для этого потребуется время.
На обратном пути мы остановились в Варанаси. Город уже казался привычно знакомым.

На прощание мы с Леной зашли в лавку, где торговали шелковыми изделиями местного производства. Моя напарница начала примерять всевозможные платки и шарфы, а я забилась в угол и начала неспешно следить за всем происходящим. Хозяин лавки очень ненавязчиво «толкал» товар, Лена отзывчиво откликалась на его предложения.

Нам предложили выпить чаю, что было уместно в данной ситуации. Неожиданно прямо перед нами пронесли на носилках тело покойника. Процессия направлялась к Гангу. Хозяин лавки без эмоций прокомментировал: я такое вижу каждый день, а иногда по несколько раз.

Когда-то и меня понесут туда… Сколько мудрости было в его словах. Когда в Варанаси живешь долго, атмосфера, царящая в городе, невольно способствует более глубокому пониманию того, что за рождением следует смерть, за встречей – расставание, за накоплением – истощение, за взлетом – падение.

И все эти феномены пронизаны страданием. Эти вечные истины когда-то Будда Шакьямуни впервые произнес именно здесь.

Автор иили источник публикации: 

Источник: https://indonet.ru/Rasskaz/Po-buddiyskim-svyatynyam-Indii

Буддийские СТАТУИ | Буддизм Алмазного пути

Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Буддийские СТАТУИ

Среди буддийских произведений искусства одними из первых появились изображения Будды Шакьямуни. О том, когда была создана первая из них, общего мнения нет.

В соответствии с археологическими данными, изображать Будду начали только через несколько столетий после его ухода в Паринирвану. До этого существовали только символические изображения чакр, стоп Будды. Впрочем, некоторые источники говорят о статуе, созданной «с натуры» еще при жизни Будды. Этот портрет известен как «образ из Уддияны».

Он был создан по просьбе короля Уддияны. Говорится, что этот портрет излучал «божественный свет». Вот что написано об этой статуе в поздних сутрах Махаяны:

«Маудгальяяна-путра, последователь Будды, перенес художника в небесные пространства, куда Будда Шакьямуни удалился  на три месяца, чтобы передать Учение своей матери. Там художник лицезрел превосходные знаки тела Будды и запечатлел их в виде статуи из сандалового дерева. Когда Татхагата вернулся из небесных дворцов, образ из сандала поднялся и приветствовал Господина Мира».

Из найденных статуй самые ранние изображают Будду стоящим или сидящим под деревом Бодхи. Кроме того, путешествовавший по Индии в VII веке китайский монах рассказывает о статуе отца Будды Шакьямуни, стоявшей в Капилавасту, и о статуях его матери, жены и сына в других местах. Он же описывает виденные им ступы с реликвиями архатов и их скульптурными изображениями.

Позже, с возникновением Махаяны, начали появляться изображения Бодхисаттв. Хотя такие аспекты, как Тара, были известны и в самые ранние времена.

Для индийского буддизма Ваджраяны характерны также портретные изображения пандитов и сиддх — мастеров буддизма.

Хронология в истории тибетского искусства для самих тибетцев не имеет особой важности

В индийском искусстве статуи вырезались из сандала или из камня. Множество таких каменных  статуй можно увидеть в Бодхгае, а также в музее Сарнатха и Национальном музее в Дели. Позднее статуи начали отливать из металла.

Метод  отливки статуй, применяемый в северных школах Индии, повлиял на художников непальской традиции Невар, которые позднее были высоко оценены в Тибете. В конце XVI века в Тибет хлынул поток объектов искусства из Непала, что дало толчок к отливке статуй, резьбе по дереву, а также работе с серебром и золотом.

Относительно первых тибетских изображений есть такая история: «Мастер Падмасамбхава размышлял о том, чтобы покинуть Тибет и отправиться в Уддияну. Тогда художник Тами Гёнцон выполнил портрет, заменяющий Великого Мастера. Гёнцон создавал изображение с натуры в присутствии самого Мастера.

Статуя была в точности похожа на Падмасамбаву, но размером с большой палец руки».  Когда мастер благословил статую, «земля затряслась, и пространство наполнилось лучами света пяти цветов, а боги пролили дождь из цветов.

Это было проявление тела Мастера, устные наставления, рожденные из сути всех питак, непревосходимая «капля сердца», Великое Совершенство» (Five Classes of Exposition). В другой истории говорится, что Падмасамбхава дал каждому из своих восьми учеников по чаше с глиной и попросил сделать его портрет.

Один из этих восьми нгадрама-портретов хранится теперь в монастыре Румтека в Сиккиме.

В Тибете статуи «нгадрама» («совсем как я») ценятся очень высоко, поскольку они были сделаны при жизни мастера и благословлены им самим. В первую очередь эта традиция тесно связана с Падмасамбхавой.

Найденный в XI веке текст сообщает, что  первая тибетская буддийская статуя была сделана в монастыре Самье во времена правления  короля Сонгцена Гампо, и это был его портрет, у которого было название: «Король и все его королевы». Сонгцен  Гампо полагал себя воплощением тысячерукого Авалокитешвары, и статуя была сделана в соответствии с этим видением. Впоследствии это изваяние стало почитаться как защитник империи.

Следующим буддийском королем был Трисонг Дэцен, который основал монастырь Самье. В этот монастырь была помещена ростовая статуя короля.

«Кости статуи были сделаны из сандалового дерева, плоть из смолы гугуля и кожа из серебряного покрытия» — такое описание можно найти в китайских и индийских источниках, впрочем, другие ранние источники свидетельствуют о том, что эта статуя была изготовлена из серебра. Также хорошо известны сделанные Десятым Кармапой Чёйингом  Дордже костяные статуи Тилопы, Наропы, Марпы и Миларепы.

РОСПИСЬ СТАТУЙ

Традиционная тибетская манера обучения изобразительному искусству имеет по большей мере характер передачи практических навыков и очень небольшую теоретическую часть, состоящую, в основном, из тибетских фольклорных историй и легенд. Теоретические знания даются скорее в разрозненном, чем в систематическом виде.

По всей видимости, хронология в истории тибетского искусства для самих тибетцев не имеет особой важности. Что же касается различий в художественных стилях, то, как говорят тибетские мастера,  «в Тибете, если кто-либо хотел учиться живописи, то он просто шел к ближайшему мастеру и проводил рядом с ним все свое время.

Зачастую художники не  отходили далеко от своей деревни и даже не знали, что живопись в соседней провинции зовется «другим стилем». Все эти различия пришли позже».

Буддийские статуи могут быть расписаны либо целиком, либо частично; может быть расписана только голова и некоторые атрибуты. Сама роспись и в особенности золочение лица или всей фигуры является подношением тому Будде, который запечатлен в статуе. Зачастую при изучении особо почитаемых и старинных статуй видно, что изначальные очертания лица практически стерты многочисленными слоями золота.

Также традиционно статуе подносится одежда. Стоит вспомнить знаменитую статую Будды Шакьямуни в Бодхгае. Каждые полчаса ее облачают в новое платье. В Тибете же принято шить для статуй  особый костюм из драгоценной парчи.

Зачастую само платье шьется отдельно из кусков различных драгоценных материалов. Сверху же  надевается замысловатая накидка-воротник. Кроме того, тибетцы любят украшать статуи многочисленными драгоценными камнями.

  Иногда  из-за обилия украшений и одежд сама статуя почти не видна. Чаще всего богато одевают и расписывают редкие, драгоценные  статуи, которые к тому же помещают так высоко, что они фактически становятся недоступными для обозрения.

Но для практикующего Дхарму тибетца это совсем не помеха, он просто знает, что от статуи исходит особое благословение, и с преданностью в сердце обращается к ней.

Первые статуи в Тибете делались из глины и расписывались целиком. Глиняная поверхность сама по себе очень благодатная основа для натуральных пигментных красок, а именно их и использовали для росписи. Изготовление минеральных красок  — довольно трудоемкое занятие.

В наши дни можно купить уже готовый порошок-пигмент, но в прежние времена приходилось измельчать драгоценные камни и растирать их в порошок. Также пигменты могут быть приготовлены из цветной глины или земли.

В качестве связующего элемента в краску добавляется мездровый или рыбий клей.

У появившихся позднее металлических статуй чаще всего золотом расписывалась голова. В некоторых случаях — вся статуя покрывалась сусальным золотом.

У особенно ценных статуй само тело может быть покрыто золотой краской и отполировано (кроме лица), а одежда покрыта сусальным золотом. Золотая краска — это золото, размельченное в порошок и смешанное с клеем.

При нанесении золотой краски поверхность приобретает мягкий золотой цвет, а при полировке начинает блестеть. У глиняных статуй лицо и обнаженные части тела также покрывались золотом.

В наши дни статуи расписываются точно также:  у металлических голова, а  гипсовые и керамические — целиком. Деревянные статуи при желании могут быть загрунтованы и расписаны целиком. Что касается скульптур, изображающих защитников, и в особенности Махакалы, то они расписываются целиком,  и фигура должна быть закрыта тканью так, чтобы видимыми оставались только лицо и руки.

Зачастую процесс росписи статуй называют «открыванием глаз», поскольку особая важность придается именно глазам Будды. После прорисовки глаз статуя «оживает», хотя для полного оживления этого недостаточно — чтобы она работала на благо просветления существ, ее следует правильно наполнить. После наполнения статуя должна быть благословлена одним из высоких лам.

В последние 30 лет на Западе появилось дольно большое количество тибетских буддийских статуй, но информация о том, как «ухаживать» за статуей, начала приходить совсем недавно. А ведь именно правильное обращение с буддийской статуей делает ее живой в прямом и переносном смысле.

БУДДИЙСКИЕ СТАТУИ В ВАДЖРАЯНЕ

Изначально скульптурные изображения Будды, архатов и великих лам создавались, чтобы заменить их личное присутствие. В этом случае статуя является основой для развития преданности. Статуя — символ тела Будды (есть еще символы речи и ума). В практике Ваджраяны очень важна визуализация, и статуя может служить основой для нее.

Но здесь нужно быть осторожным, поскольку зачастую на Запад попадают статуи очень низкого качества, изготовленные с ошибками, и такие статуи — не слишком хорошая основа для визуализации. Поэтому при выборе личной статуи ее стоит осмотреть с пристрастием и по возможности проконсультироваться со специалистом.

Кроме того, статуя может использоваться как основа для практики шинэ.

И конечно же, статуя является прекрасной возможностью для накопления заслуг.  Мы приобретаем или изготавливаем статую, наполняем и расписываем ее, помещаем ее на алтарь, делаем подношения — все это создает  позитивную энергию.

Существует масса тибетских преданий, в которых говорится о том, как статуи Будд оживали — плакали в трудные для тибетцев времена  или разговаривали. Во времена, когда  царь Лангдарма пытался уничтожить Дхарму в Тибете, многие буддийские скульптуры разрушались, и иногда на сломах выступала кровь. Но это лишь добавляло тибетцам преданности.

В Лхасе находится знаменитая статуя, которую тибетцы зовут Джово. Эта статуя была сделана в Индии и морем была переправлена в Китай. Китайский император относился к статуе с великой преданностью и во всех своих делах и проблемах советовался с ней, поскольку в те времена статуя могла разговаривать.

Тибетский царь Сонгцен Гампо решил жениться на дочке китайского императора, и, отправляясь в Тибет, она взяла с собой из Китая статую Джово. Чудесным образом огромная скульптура стала совсем легкой.

Однако царевна взяла Джово без разрешения своего отца, и когда он обнаружил пропажу, то огорчился  и сделал пожелания, из-за которых статуя перестала разговаривать.

Читайте также:  Как живут люди в камбодже – знакомство с культурой и образом жизни

В тибетской традиции Ваджраяны существует множество подобных историй, описывающих чудесные силы древних статуй и показывающих, что для тибетцев буддийская статуя представляет собой гораздо больше, чем простой объект искусства.

Используемая литература: Portraits of the masters Serindia Publications, Chicago

Дензонг НОРБУ

Мастер традиционного тибетского искусства, признанный мастер живописи тханка.

Получил передачу художественного стиля  менри от своего учителя  Рензинг Ладрипы, но в дальнейшем  самостоятельно освоил стиль карма-гадри и получил специфические наставления в этом стиле от Шестнадцатого Кармапы, рядом с которым прожил более 30 лет. Руководил многочисленными росписями в храмах линии Карма Кагью в Индии, Сиккиме, Непале и Франции, а также росписью ступы в Элисте, в Калмыкии.

Ирина ПАРШИКОВА

Окончила художественное училище им. Рериха в 1997 году и через год встретила своего учителя по тибетскому искусству Дензонга Норбу.

Училась живописи тханка в Индии и во Франции, принимала активное участие в росписи буддийского храма в Ле Босте и в деятельности созданной там же художественной школы.

Принимала участие в создании настенных росписей в Калмыкии, Дании и Индии. Путешествует с Дензонгом Норбу и проводит курсы по росписи статуй в разных странах Европы.

Рожденный в лотосе

В далекой стране Уддияне, затерянной в горах к северу-западу от Гималаев, было озеро. Называлось оно Данакоша. Вся поверхность озера была усыпана листьями и лепестками лотоса, а посередине рос цветок, выделявшийся своим необычным размером. Говорили, что появился он в начале года.

Прошли весна, лето, осень, а цветок все рос, но так и не раскрывался. И вдруг в одно утро, когда первые лучи солнца, скользнув по склонам гор, поросшим деревьями, засверкали в озерной глади, лепестки распустились: внутри был изумительной красоты мальчик лет восьми.

Его лицо, покрытое прозрачными капельками пота, испускало сияние. Воздух наполняли звуки чарующей музыки и пьянящие запахи. Казалось, сама природа приветствовала появление удивительного ребенка. Рядом оказался министр Уддияны.

После долгих колебаний он решил доложить царю об увиденном, и бездетный владыка велел доставить ребенка во дворец. Он усыновил его и назвал Падмасамбхавой, что означает «лотосорожденный». Мальчик стал принцем страны Уддияны.

Так в старинных сказаниях повествуется о рождении прославленного буддийского святого Падмасамбхавы. В VIII веке он принес буддизм в Тибет. Его почитают все тибетские буддисты: для них он Второй Будда — Драгоценный Учитель, или Гуру Ринпоче.

https://www.youtube.com/watch?v=Svit1BUfWu4

Дождь мудрости ДигнагаКонцептуальное мышление —  великое неведение —  бросает тебя в океан сансары.Кто свободен от концептуального мышления,тот вне страданий навеки.

 Сутра МанасаровараДаже если понимаешь, что подлинная природа —за пределами причины и следствия,кармические действия, полезные и вредные,всегда оставляют след. ГампопаНе поправляй, не улучшай, покойся свободно.Ничему не препятствуй,пребывай в естественном состоянии.

Ничего не держи в уме, будь свободенот точки опоры. ГоцангпаКогда зарождается мысль,узнай ее сразуи непринужденно покойся в этом.Несомненно, она освободится сама собой.Кьобпа РинпочеТайная мантра —  это путь благословений.

Если ты не получил благословения Мастера —что ни делай, все лишь выдумки. СарахаПрямое наставление твоего Мастерана вкус как нектар.Если не выпьешь его сразу —умрешь от жажды

в пустыне текстов и их значений.

Сутра, предсказывающая благоСобирая иллюзорные накопления,становишься иллюзорно просветленными иллюзорно заботишься

об иллюзорном благе существ.

Лорепа

Можно долго практиковать смутное успокоениебез ясности —и не познать свою природу.Потому смотри глазами обостренного осознавания

и медитируй, повторяя короткие сессии.

Источник: http://www.buddhism.ru/buddiyskie-statui/

буддизм : Индийские путешествия

Точная дата рождения Будды неизвестна. Традиционно во всем мире, кроме Японии, день рождения Будды отмечается на восьмой день лунного месяца Вайшакха. Как правило, эта дата совпадает с первым майским полнолунием. В этом году День рождения Будды будет отмечаться 17 мая.

В этот день,  в 623 году до Новой Эры он родился в царской семье Гаутама и получил при рождении имя Сидхартха. До 29 лет Сидхартха жил во дворце, но после рождения сына он покинул дом и отправился на поиски истины. Когда ему исполнилось 35 лет, под баньяном на циновке из травы куш достиг просветления и стал Буддой.

В 80 лет, в этот же день в 543 году он покинул мир, полностью погрузившись в нирвану.

Он родился в роще Лумбини при восходе звезды Тишья в год Деревянного Тигра. Он стал Буддой в полнолуние месяца Вайшакха года Огненной Свиньи. Через 7 недель Брахма попросил Будду начать проповедь. Первыми учениками будды стали отшельники Каундинья, Ашваджит, Вашпа, Маханаман, Бхадрика. Он ушёл в нирвану в роще Шала, в Кушинагаре, в стране Малла.

Когда Будда сидел под баньяном с учениками,  прохожий спросил, есть ли бог. Будда ответил: — Есть. Через некоторое время другой прохожий, увидев Будду, задал ему тот же вопрос. — Нет! — ответил Будда.

Третий прохожий спросил Будду о том же, но Будда лишь улыбнулся в ответ.

— Господин, — спросили его ученики, — тебе трижды задали один и тот же вопрос, и ты дал три разных ответа, в который раз ты сказал правду, а когда солгал?

— Правда и ложь — это лишь наши оценки. Первый, кто спросил меня, был слишком самоуверен и горд. Я решил, что мысль о том, что бог есть, научит его смирению и умерит гордыню. Второй — слишком набожен и туп.

Его воля и его мысли были полностью поглощены его верой . Я ему ответил, что бога нет, чтобы он хоть о чем-то задумался сам. Третий спросил лишь из праздного любопытства, просто чтобы поговорить с Буддой. Ему был не нужен ответ.

  Поэтому я промолчал.

Описанные в легендарном эдикте Ашоки события произошли возле Дхаули (Dhauli). Здесь в 256 году до Новой Эры по приказу третьего императора династии Муриев Ашоки была установлена каменная плита с его ХIII эдиктом.

Принято считать, что здесь, увидев страшные жертвы войны с Калингой, Ашока раскаялся и принял буддизм, что именно последствия войны подтолкнули императора к буддизму. И здесь кроется интрига. В первом малом эдикте Брахмагири сказано: «Вот свыше двух с половиной лет, как я упасака, но не очень старался (на поприще буддизма).

Уже больше года, как я посетил сангху, и очень стараюсь»* Эта надпись датируется седьмым годом правления Ашоки и, таким образом, сделана, по крайней мере, за год до начала войны с Калингой.

В любом случае, после победы над Калингой Ашока не предпринимал попыток расширить империю, предоставил своим доменам, в частности Калинге, особые специальные права и полномочия.

В результате правитель-мечтатель, каким его воспевают буддийские и некоторые индийские источники, привел государство к развалу и разрухе. В Дхаули установлен камень с легендарным тринадцатым эдиктом.

Считается, что начиная с Ашоки, на землях нынешней Ориссы сформировалась традиция на месте крупной победы строить храм или алтарь, а не форт, как, например, в воинственной Раджпутане, Махараштре или Мадхья Прадеш.

В 1972 году на средства японских буддистов в Дхаули была построена огромная белая ступа. Ступа в Дхаули является памятником перемены в сознании императора Ашоки. Стены ступы украшены берельефами со сценами из жизни Ашоки и Будды.

В целом ступа похожа на фантастический летательный аппарат из-за установленных на куполе пяти упоров, символизирующих пять главных буддийских добродетелей — веру, надежду, сострадание, прощение и ненасилие.

Рядом с новой ступой находится старая, поменьше и храм Шивы — Дхабалешвара Мандир (Dhabaleshwara Mandir). С  вершины холма Дхаули открываются дивные виды на окрестные рисовые поля и долины.

Приезжать в Дхаули лучше поутру, когда еще нет жары и дымки, когда здесь не так много народу.

Добраться до Дхаули можно на такси или Тук-туке из Бхубанешвара (8 км) или Пури, можно заехать по дороге из Конарка. Из Бхубанешвара можно  добраться сюда и на автобусах, идущих по дороге на Пипли. Выходить нужно у перекрестка Дхаули Чоук, откуда до ступы и надписей Ашоки около километра по дороге среди кустов кешью.

*Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности; СПб.: Алетейя, 2001

Метки записи: буддизм, Орисса, путеводитель

В горах, окрестностях Чандрагири (Chandragiri), в часе-полутора езды от Таптапани, в восьмидесяти километрах от Бергампура, находится тибетская колония Пхунтсоклинг (Phuntsokling). Название Пхунтсоклинг переводится, как «Земля счастья и изобилия».

Колония состоит из нескольких деревень, расположенных в 3-5 километрах одна от другой. Общее население тибетской колонии около трех тысяч человек. Первые тибетские беженцы прибыли сюда в 1963 году. Тибетское население Чандрагири ведет традиционный быт и уклад жизни. Джейранг и Чандрагири — это маленький Тибет. Кажется, что здесь даже небо другого цвета.

По крайней мере один мальчик из каждой семьи в Чандрагири становится буддийским монахом. Сельские общины тибетцев управляются избираемым ежегодно старейшиной. Он разрешает споры между жителями и распоряжается общинной кассой.

В Джииранге (Jeerang) большой тибетский монастырь.

Новые здания Rigon Thupten Mindrolling торжественно посетил Далай Лама в январе 2010 года. После визита Далай Ламы в прессе появились сообщения о том, что в Индии в Ориссе появилась «новая достопримечательность».

Возбужденный этими статьями министр туризма Ориссы пообещал, что будет налажено транспортное сообщение между Таптапани и Джейрангом, но скорее всего, в соответствии с индийской традицией, все осталось без изменений. Некотороые публикации называют Джиранг самым большим буддийским монастырем в Южной Азии.

Здесь же, в Чандрагири есть новая большая гостиница и старый гестхаус для паломников. Некоторые европейцы останавливаются здесь надолго, некоторые живут в монастыре. Считается, что Чандрагири замечательный климатический курорт. Джейранг — закрытая территория.

Для того, чтобы остановиться здесь на ночь или более необходимо получить специальное разрешение. Инструкции и форму для получения пермита можно найти на сайте Тибетского правительства в изгнании. Обратите внимание, срок оформления пермита не менее трех месяцев.

Если Вам не удалось остановиться в Чандрагири, в Таптапани, в полутора часах езды есть неплохой отель государственной сети Phantanivas.

В Чандрагири можно приехать на такси из Бергампура (около 90 км) и Таптапани (около 20 км), на автобусе или тук-туке из Таптапани. Автобусом из Таптапани ехать до остановки Lobersing, спрашивать автобус to rfugee Tibetian colony. Автобусы ходят с интервалом в 3-4 часа, и лучше, конечно, взять машину.

Метки записи: буддизм, Орисса, путеводитель, Тибет

Оказывается, на протяжении последних нескольких десятков лет в Индии активно муссируется тема о том, что Будда родился в Ориссе. Впервые всерьез об этом заговорили после доклада Чандрадхара Мохапатра, который в середине 60-х годов высказал и аргументировл эту гипотезу.

В то время не было достаточно археологических и письменных источников , чтобы это убедительно подтвердить или опровергнуть. Главным аргументом Мохапатры была колонна с эдиктами Ашоки из Калькутского археологического музея, найденная в Капилешваре, в окрестностях Бхубанешвара.

В надписи на колонне сказано, что император Ашока посетил Капилешвар, чтобы поклониться месту рождения Будды.

Мохпатра также ссылался на то, что один из районов современного Бхубанешвара расположен на месте деревни Ламбеи, удивительным образом созвучной с Лумбини, признанной сегодня родиной Будды.
Read the rest of this entry »

Читайте также:  Интересные факты о южной корее – что меня удивило в этой стране

Метки записи: Библиотека, буддизм, записки, Орисса

Источник: http://inditrip.net/tag/buddizm/

Бодх-Гая – буддизм по-индийски

Бодх-Гая, штат Бихар, Индия, март 2013 г.
Bodh Gaya, Bihar, India

История храма Махабодхи

Небольшой городок Бодх-Гая (Bodh Gaya), расположенный в индийском штате Бихар, является одним из четырех важнейших центров паломничества для буддистов всего мира, наряду с Кушинагаром, Лумбини и Сарнатхом.

Считается, что именно в Бодх-Гая Будда Сиддхартха Гаутама достиг просветления, сидя под священным деревом Бодхи (Фикус религиозный).
На месте произрастания священного дерева еще царь Ашока в ІІІ веке до. н.е. основал главный буддийский храм города – Махабодхи.

Современный храм Махабодхи был восстановлен англичанами в 19-м веке при содействии Британского Археологического Общества, а в 2002 г. получил статус охраняемых объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Храм Махабодхи, Бодх-Гая

Храм Махабодхи, Бодх-Гая

Храм Махабодхи, Бодх-Гая

Само дерево Бодхи сейчас уже не совсем то, под которым медитировал Будда, но по приданию является его прямым потомком. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри Ланке, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым Будда нашёл Просветление.

В храме царят очень непривычные для Индии тишина и покой. Буддисты-паломники медитируют в парке возле храма поодиночке или группами, совершают простирания вокруг храма или на специальных подстилках. Входить на территорию храма, как и во все буддийские и индуистские храмы, можно только босиком.

Внутри храма Махабодхи

Внутри храма Махабодхи

Внутри храма Махабодхи

Буддийские храмы разных государств в городе Бодх-Гая

Вокруг главного храма Махабодхи разместили свои духовные миссии различные азиатские государства, где процент населения, исповедующего буддизм, достаточно высок: Таиланд, Вьетнам, Тибет, Непал, Китай, Япония, Бутан, Шри-Ланка и Мьянма (Бирма). Каждый из этих храмов выполнен в национальном стиле соответствующей страны и украшен многочисленными статуями Будды.

Буддийские храмы в Бодх-Гая

Буддийские храмы в Бодх-Гая, Храм Бутана

Буддийские храмы в Бодх-Гая, Храм Таиланда

__
Украшения тайского храма в Бодхгая

Буддийская ступа

Статуи Будды в храмах Бодхгая

Статуи Будды в храмах Бодхгая

Статуи Будды в храмах Бодхгая

Статуи Будды в храмах Бодхгая

Статуи Будды в храмах Бодхгая

Особенно запомнился японский храм. В отличие от остальных, богато украшенных разноцветными росписями и мозаиками, и наполненных золотыми статуями Будды, он выглядел на удивление сдержанно и скромно, но при этом как-то очень душевно. Именно здесь захотелось передохнуть, насладиться спокойствием и проникнуться духом буддизма.

Буддийские храмы в Бодх-Гая, Японский храм

Буддийские храмы в Бодх-Гая, Японский храм

Также в городе находится гигантская 25-метровая статуя Будды.

Гигантская статуя Будды в Бодх-Гая

Гигантская статуя Будды в Бодх-Гая

Особенности буддизма по-индийски

Несказанно порадовал город своими рекламными вывесками и названиями отелей и ресторанов. Ну где еще вам удастся поселиться, скажем, в отеле Будда Интернешенел или поесть в ресторанчике имени самого Сиддхартхи Гаутамы.

Отели в Бодх-Гая

Рестораны в Бодх-Гая

Но больше всего порадовала вот эта вывеска, прямо у самого храма Махабодхи:

Он-лайн пожертвования лорду Буддые

В остальном же Бодх-Гая совершенно типичный небольшой индийский городок. В меру шумный, совершенно не в меру грязный, и, как всегда, оживленный и колоритный.

Здесь все те же индусы и индуски:

__
Бодх-Гая, Индия: индусы и индуски

Все те же голопопые замурзанные детишки-индусы:

Бодх-Гая, Индия: детишки-индусы

Те же дома-шалаши в трущобах, построенные из того, что подвернулось под руку:

Бодх-Гая, Индия: дома в трущебах

Бодх-Гая, Индия: дома в трущебах

Бодх-Гая, Индия: дома в трущебах

Те же священные коровы:

Бодх-Гая, Индия: священные коровы

И хрюкающие свинки:

Бодх-Гая, Индия: свиньи

Те же вело-рикши:

Бодх-Гая, Индия: вело-рикши

Те же толпы уличных попрошаек:

Бодх-Гая, Индия: уличные попрошайки

Те же шумные и яркие восточные базары с дешевыми фруктами:

Бодх-Гая, Индия: восточный базар

И та же индийская привычка носить все на голове:

Бодх-Гая, Индия: носим все на голове

Бодх-Гая, Индия: носим все на голове

В общем, без сомнения можно сказать, что Бодх-Гая – еще один город индийских контрастов, где роскошные храмы с золотыми статуями соседствуют с убогими лачугами городских трущоб. Это Индия. Это буддизм по-индийски.

Источник: http://bookvachka.org.ua/node/125

Лумбини – родина Будды

Лумбини является одним из четырех основных центров буддийского паломничества, связанных с основными событиями в жизни Будды. Именно здесь, в 563 году до н.э. в красивом саду рядом с прудом родился Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда. Интересно, что все события происходили под деревьями.

Три других места находятся в Индии: Бодх Гая (здесь Будда достиг просветления), Сарнатх (здесь Будда впервые прочел проповедь своим первым последователям), и Кушинагар (смерть).

Лумбини считается такой же святыней для буддистов, как Варанаси для индусов, Западная Стена в Иерусалиме для евреев, Лурд для христиан (второе наиболее посещаемое христианами место после Рима, около 5 миллионов паломников в год).

Согласно буддийской традиции, Майя Деви родила Будду в мае 563 года до н.э. Родовые схватки начались в момент прогулки по зеленой роще. Легенды гласят, что когда Будда вошел в этот мир, он сказал: “Это мое окончательное возрождение”.

Буддийская традиция гласит, что он мог самостоятельно ходить сразу же после рождения, и, сделав семь шагов, под каждым из них расцвел цветок лотоса.

Ребенок будет расти и потом отречется от мирского существования и отправиться в путешествие, которое, в конечном счете, приведет его к Просветлению, а само место станет святым уголком для миллионов буддистов, мечтающих хоть однажды совершить сюда паломничество.

Спустя столетия после смерти Будды, Лумбини превратился в центр паломничества. Он упоминается в трудах путешественников, здесь было построено множество монастырей и храмов. Но затем произошли какие-то неизвестные катаклизмы. Когда китайский паломник Фа Сянь посетил место в 403 г. н.э.

, он обнаружил буддийские монастыри покинутыми а расположенный неподалеку город Капилавасту лежал в руинах. Двести лет спустя, другой китайский паломник Сюань Тан описал 1000 заброшенных монастырей и колонну Ашоки, разрушенную молнией и лежащую на земле. С мусульманским вторжением были уничтожены оставшиеся “языческие” памятники.

Лумбини окончательно оказался заброшен, буддизм в регионе пришел в упадок, сад рождения Будды был потерян на сотни лет.

Лумбини вновь открыли только в 1896 году, когда непальские археологи обнаружили колону Ашоки и прочитали его надпись.

Колона была построена в третьем веке до нашей эры императором империи Маурьев Ашокой, с именем которого связывают массовое распространение в Индии буддизма.

Надпись на колоне утверждает, что это место является родиной Будды. Колона лежала возле разрушенного храма с рельефным изображением Майя Деви, матери Будды.

В 1967 году Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций У Тан (буддист) посетил Лумбини для молитвы и медитации.

Плачевное состояние, в котором находилось место рождения основоположника мировой религии, поразило У Тана, и на средства Организации Объединенных Наций самый известный японский архитектор 20 столетия Кэндзо Тангэ выдвинул амбициозный проект под названием “Зона развития Лумбини”.
Планы Кэндзо Тангэ состояли в создании трех зон:

• обширного парка вокруг колоны и храма; • места для монастырей с каналом, разделяющим две основные традиции буддизма, Махаяны и Тхеравады;

• места для приема и обслуживания туристов.

С момента основания  “Зона развития Лумбини”, буддийские нации многих государств мира построили монастыри, каждый из которых отражает присущую каждой стране интерпретацию буддизма.

Но тридцать лет развития так и не смогли превратить его в буддийский аналог Мекки или Иерусалима. Несмотря на важность места для буддистских паломников, Лумбини нельзя сравнить с Харидваром, Меккой или Лурдом.

Его священные пруды, сады и храмы привлекают ежегодно только  полмиллиона паломников из Китая, Индии, Японии, Шри-Ланки и Таиланда.

Правительство Непала всеми силами стремится изменить эту ситуацию, пытаясь популяризировать место рождения Будды как ”источника мира во всем мире” и открыть путь для потока паломников и туристов.

В июле 2011 года, “Агентство ООН по промышленному развитию”  и китайский “Фонд Азиатско-Тихоокеанского обмена и сотрудничества” подписали соглашение о превращение Лумбини в “особую зону развития”. В проект планируют вложить $ 3 млрд.

долларов и построить аэропорт, гостиницы, конференц-центры, новые дороги, храмы и буддийский университет.

Основные достопримечательности Лумбини

Колона Ашоки

Колона из розового песчаника высотой 6 метров в настоящее время вернулась на свое прежнее место перед храмом Майя Деви. Невыразительного вида колона очень почитаема среди буддистов. С раннего утра до позднего вечера паломники разных стран медитируют и воспевают здесь свои молитвы.

Пагода мира

Впечатляющая Пагода мира была построена японскими буддистами. Блестящая золотая статуя изображает Будду в позе на момент рождения. У подножия Ступы расположена могила японского монаха, убитого антибуддийскими экстремистами в ходе строительства пагоды.

Храм Майя Деви

Простой на вид храм Майя Деви расположен на месте предполагаемого рождения Будды. Буддистские теологи полагают, что именно здесь, посреди густых джунглей, беременная Майя Деви обнаружила пруд необычайной красоты и родила Сиддхартха Гаутаму под деревом Бодхи.

На южной стороне храма расположен священный бассейн, в котором купалась Майя Деви перед родами, и где новорожденного Будду омыли два дракона.

Возле этого храма расположен священный сад, колона Ашоки, а также остатки руин разрушенных древних ступ и монастырей, а обнаруженные археологами скульптуры в настоящее время находятся в Национальном музее в Катманду.

Ступа Лотоса

Расположенная около пруда Ступа Лотоса является одним из самых красивых храмов. Построена на средства немецкого благотворительного фонда Тара. Куполообразный потолок главного зала для молитвы украшен муралами (изображения с текстом).

Чжун Хуа

Китайский буддийский монастырь Чжун Хуа является одним из самых впечатляющих сооружений в Лумбини. Этот элегантный монастырь напоминает одно из многочисленных сооружений Запретного города в Пекине (самый обширный дворцовый комплекс в мире).

Ройал Тай

Буддистский монастырь Ройал Тай построенный из белого мрамора имеет вид вырезанного из слоновой кости сооружения.

Парк

На всей территории вокруг Лумбини между деревьями развешаны флаги, несущие молитвы и мантры к небу.

Лумбини расположен на западе Непала возле индийской границы. Большинство паломников приезжают из Юго-Восточной Азии, Японии и Тибета, но западные туристы также наведаются сюда регулярно.

Лучшее время для посещения в период с октября по март, когда погода стоит прохладная и достаточно сухая.

С апреля по июль очень жарко, с июля до сентября идут муссонные дожди, сопровождающиеся сильным ветром и отменой авиарейсов.

Другие статьи о Непале 

По этой ссылке можно просмотреть все статьи о Непале

• Катманду – жемчужина Непала
• Достопримечательности Катманду – святыни Непала
• Патан – жемчужина долины Катманду
• Бхактапур – великолепие древнего города
• Нагаркот – красота Гималаев
• Покхара – красота окружающего мира
• Непал – страна, которую забыть невозможно
• Читван – самый популярный национальный парк Непала
• http://tourist-area.com

Лучшие статьи по теме “Азия”:

Вернуться

Источник: http://tourist-area.com/nepal/lumbini-rodina-buddi