Значения тибетских мандал – тайны буддийских ритуалов

Что такое тибетская мандала, значение и применение

Значения тибетских мандал - тайны буддийских ритуалов

Мандалы встречаются во многих буддийских традициях, но они наиболее распространены в тибетских общинах, где они могут быть огромными. Иногда они достигают несколько метров в поперечнике, вышитые на ткани и свисающими у стены в храме, в ресторане или в доме.

Мандала — это санскритское слово, означающее «круг» украшенный геометрическими узорами и буддистскими фигурами или сценами. Помимо своей эстетической ценности мандалы также имеют значительный ритуальный и символический смысл в традиции тибетского буддизма.

Несколько слов о буддийских убеждениях и мандалах

В качестве визуального представления священного пространства мандалы выполняют несколько функций в тибетском буддизме:

  • Мандалы используются в ритуалах, чтобы инициировать монахов
  • Мандалы — инструменты медитации, чтобы сосредоточить ум
  • Мандалы создаются и уничтожаются, чтобы представлять непостоянство
  • Мандалы продаются для распространения знаний о буддизме и буддийской философии

В буддизме все существа способны достичь просветления или «Будды». Таким образом, большинство буддистов полагают, что Будда не был божественным существом таким же образом, что Иисус Христос обычно считается физическим воплощением Бога. Скорее, Будда был обычным человеком, который достиг особого трансцендентного состояния под названием «нирвана» или просветления.

Крайне важно в изучении буддийской мысли понять, что мы все способны достичь просветления так же, как человек, которого мы называем Буддой. Фактически, в истории мультивселенной было много Будд. Бесчисленные Будды. Бесчисленные Будды в бесчисленных мирах в бесчисленных царствах.

Достигая просветления, каждый Будда создает особое влияние на мир, в котором он находится. Некоторые Будды известны для установления отдельных царств, чистых и священных пространств, называемых «Поля Будды». Одна из интерпретаций мандал состоит в том, что они представляют эти Поля Будды.

Тибетская мандала сегодня

В тибетской традиции правильные мандалы обычно сделаны из песка или окрашены на тяжелую бумагу. Они являются обычными сувенирами для иностранцев, путешествующих в Тибете, Непале, Северной Индии и других районах с большим тибетским буддистским населением. Они увлекательные произведения искусства, и вы, возможно, столкнулись с одним в доме друга или в гималайском ресторане.

Изящные золотые и янтарные оттенки картин тангены часто образуют декоративные мандалы. Для большинства тибетцев это вполне подходящие способы взглянуть на мандалу, и нет никакого святотатства в размещении такого священного искусства в светских пространствах.

Традиционные мандалы и посвящения

В тибетских тантрических ритуалах посвящения духовный учитель, называемый ламой или гуру, разрабатывает мандалу в освященном пространстве. Мандала представляет собой совершенный мир, в который вступят вышестоящие, и скрывается от них до соответствующего времени. Лама выполняет роль Будды мира, представленного этой мандалой, и посвященные должны поклоняться ему соответственно.

Конкретные действия, которые следуют выполнять, варьируются от места к месту и зависят от обстоятельств, но цель посвященного состоит в том, чтобы «войти в мандалу» и стать Буддой этого мира.

Инструмент медитации

Духовно, мандала представляет собой чистое и священное царство, которое монах может вызывать путем длительной медитации.

В качестве медитативной помощи монахи иногда вкладывают большие усилия в созерцание образа мандалы. Работа состоит в том, чтобы изучить тонкости мандалы, чтобы монах мог вспомнить их из памяти. Практически, огромная концентрация, вовлеченная в этот процесс, успокаивает ум.

Размышление о непостоянстве

В специальном ритуале тибетские монахи создают огромную песчаную мандалу из цветных зерен песка, расположенных на плоской поверхности.

После совершения всех необходимых обрядов, мандала ритуально разбирается в точном порядке. Иногда половина песка из мандалы будет отдана зрителям.

 Остальное должно быть вылито в близлежащую реку с проточной водой, проносящей мирную энергию ритуала вдоль её пути и, в конечном счете, к открытому океану и всему миру.

Поворот колеса

Благочестивые буддисты считают своим идеалом «путь Бодхисаттвы». Бодхисаттвы — это существа, которые, подобно Буддам, достигли просветления. В отличие от Будд, бодхисаттвы предпочитают оставаться в царстве, где они родились, ни переходящие в другую чистую землю, ни исчезновение в просвещенное блаженство.

Когда мы распространяем знания о Дхарме, буддийских учениях, мы называем это «поворот колеса» Дхармы. Тибетская мандала  удерживает взгляд  и захватывайте сердце зрителя, поворачивая колесо и приглашая всех нас войти в эти уникальные и священные места.

Плетение тибетской мандалы, видео

В видео показана как создать тибетскую квадратную мандалу в технике «интуитивное плетение».

Шаблоны тибетской мандалы для чакр

Выбирайте мандалу для проработки необходимой чакры и тех аспектов жизни за которые она отвечает. Скачивайте и распечатывайте шаблон, кликнув по картинке можно ее увеличить.

Перед раскрашиванием хорошенько подумайте чтобы вы хотели изменить в своей жизни, визуализируйте уже готовый результат, прочувствуйте на эмоциональном уровне ваш успех.

После раскрашивания поработайте, помедетируйте с мандалой до появления «отклика», после чего ее можно разместить на видном месте чтобы усилить эффект.

Сахасрара считается основной, имеет форму короны, наполнив её чистой энергией, человек достигает самадхи, просветления.

Чакра Аджна контролирует зрение, логическое мышление и память. От ее функционирования зависит сбалансированная работа левого и правого полушарий.

Вишудха чакра. Она имеет голубой цвет и отвечает за слух, творческие способности и саморазвитие человека.

Анахата, чувств и эмоций. Эта воплощение человечности, отвечает за дыхание, сердечную деятельность.

Манипура, пупочная, средоточие жизненной силы, воли и характера.

Чакра Свадхистана отвечает за то, на сколько вы удовлетворены в жизни.

Первая чакра называется Муладхара (иногда её также называют корневая чакра либо нижняя чакра). Она связывает тело человека с Землей.

Еще больше шаблонов тибетской мандалы можно скачать и распечатать здесь 

Статью прочитали: 735

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/mandala/chto-takoe-tibetskaya-mandala-znachenie-i-primenenie.html

Тайна Тибетской Мандалы – OUM.RU Здравый Образ Жизни

Безчисленны совершенные миры, поражающие утончённостью линий, изяществом форм в безконечном пространстве и времени. Слыша о них, мы обретаем благославление, созерцая их с верой в сердце, очищаемся от омрачений, застилавших наш ум.

Будда Шакьямуни, достигнув Духовного Пробуждения в Бодхгайе – деревушке в Индии, существующая и ныне, медитировал и получил Просветление ума. Туда и по сей день стекается множество паломников. Будда преподал своим ученикам два вида учений.

Первые из них – сутры, которые преподавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же – тантрам – Будда учил тайно и лишь тех учеников, кто достиг достаточно высокого уровня, чтобы постичь и осуществить их.

Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветлённых существ и их дворцов – мандал.

Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передающего суть его на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Её можно читать, изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.

Осваивая тантру, ученик в мельчайших подробностях запоминает облик просветлённого божества и его дворец, готовя себя к “вхождению в мандалу “, то есть в то чистое состояние ума, в котором пребывает божество.

В медитации мандала воспроизводится в её трехмерной форме – в тантрических монастырях существуют сложные объемные дворцы, искусно вырезанные из дерева. Они служат наглядным пособием, значительно облегчая процесс визуализации.

Одновременно с мысленным построением трёхмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые могут быть живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, а так же из разноцветного песка.

Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удалённости Тибета, языковых и культурных барьеров. Они изучались в стенах крупных тантрических монастырей, куда монахи приходили для пятнадцатилетнего обучения.

В середине двадцатого века буддийский Тибет был захвачен коммунистическим Китаем, проповедующим идеи коммунизма и атеизма. Шесть тысяч тибетских монастырей, оплотов многовекового знания, с громадными библиотеками, были уничтожены, тысячи монахов и монахинь убиты и брошены в тюрьмы.

Юный в те годы Далай-лама 14-й Тензин Гьяцо – духовный и светский лидер Тибета, был вынужден покинуть свою страну, чтобы основать правительство в изгнании в Индии и оттуда оказывать поддержку своему народу. За Далай-ламой последовали тысячи монахов и мирян. Тибетцы основали в Индии поселение беженцев.

Там же была основана резиденция тибетского правительства в изгнании во главе с Далай-ламой Тибета. Перед народом Тибета встали задачи выживания и сохранения исчезающей тибетской культуры в условиях изгнания.

А поскольку для тибетцев культура и религия неотделимы друг от друга, плотно переплетены, то практически все культурные акции представляют собой религиозные ритуалы и выполняются практикующими монахами.

Монахи и ламы двинулись на запад, чтобы рассказать миру правду о трагедии Тибета и о своей культуре. Образ Тибета для западных людей – это образ загадочной страны первозданной природы и чистоты.

Тибет видится людям последней цитаделью духовности, случайно выстоявшей в мире, раздираемом войнами и противоречиями.

С огромным интересом и открытыми сердцами люди разных стран встречают тибетских монахов – вестников Добра, Сострадания, Всеобъемлющей Любви.

Его Святейшество Далай-лама 14-й принял решение разрешить монахам строить песочные мандалы на западе в 70-х годах прошлого века. Это решение было продиктовано желанием отблагодарить народы тех стран, кто поддержал тибетский народ в трудные годы, кто не побоялся протянуть руку помощи.

Ведь тантрические ритуалы, предусматривающие построение песочных дворцов и приглашение в них просветлённых существ, достигших Всеведения и раскрывших в себе все потенциальные возможности, очищают пространство, восстанавливают нарушенный баланс в природе и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров.

Как бы мы не относились к мандале: как к захватывающему дух произведению искусства или как к священному объекту, достойному поклонения, она дарит нам столько благославлений, сколько мельчайших песчинок уходит на её строительство.

Мандала избавляет нас от болезней, омрачений, страхов, дурных помыслов.

Тибетцы считают, что существо, которому посчастливилось встретиться с живой мандалой в процессе её строительства, получает многократное благословение, улучшает свою карму, накапливает духовные заслуги.

С другой, практической стороны, строительство мандал на западе дало тибетцам возможность наиболее красноречиво поведать о своей Духовной Культуре, мировоззрении и мироощущении.

Песочная живопись в той или иной степени присутствует у разных народов, однако, тибетцы достигли в этом необычайного совершенства. И термин “песочная живопись” в данном случае условен, так как материалом для мандал служит не речной песок, а измельчённые горные породы.

В Тибете, некогда вольной и очень богатой горной стране, мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими насыщенными природой красками.

Выбор в пользу столь дорогих материалов не был случаен, так как мандала является подношением просветлённым существам, обитающим в безграничном пространстве и, как всякий дар, должна обладать исключительной красотой, великолепием и совершенством.

Сегодня нам остается только представлять, какими были драгоценные мандалы в древнем Тибете. Многие тибетские монастыри, использующие тантрические ритуалы и сохраняющие сегодня эту древнюю традицию, создают мандалы из однородного мелкого песка, что значительно упрощает и ускоряет процесс их построения.

Но в монастыре Гьюдмед монахи изучают и затем применяют в ритуалах искусство построения мандал из мраморной крошки разного помола.

Этим мастерство монахов Гьюдмеда сильно отличается от мастерства монахов других тибетских монастырей, оно – особая гордость тибетцев и их духовного и светского лидера – Его Святейшества Далай-ламы 14-ого. Основные религиозные ритуалы, в которых Далай-лама принимает участие, проходят в монастыре Гьюдмед. В данных ритуалах используются так же мандалы, искусно вырезанные из дерева. На создание деревянных дворцов уходит несколько лет, они не разрушаются, а хранятся в монастыре и к ним относятся как к драгоценным реликвиям.

Хотя мандал, как и просветленных существ, безконечное множество, различные песочные дворцы, принадлежащие к одной и той же монастырской традиции, похожи по своей структуре. В основном отличается срединная часть мандалы, её сердце, место, где пребывают божества.

Периферия же остаётся практически неизменной: дворцовые стены, украшения, благоприятные зонты и исполняющие желания деревья одинаковы в большинстве мандал.

Читайте также:  Буддийские богини - подробное знакомство с женским пантеоном

Внимательно изучив хотя бы одну мандалу Гьюдмеда, вы уже никогда не спутаете песочные дворцы этого монастыря ни с какими другими, столь характерен стиль изучаемой здесь традиции.

Мандала просветлённого божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Её нельзя оставить в музее, как экспонат, поскольку её главное предназначение – служить основой для медитации. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена.

Разрушение мандалы – это так же особый ритуал, смыслом которого является подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве Всего Сущего.

“Неважно сколько труда мы вложили в создание песочного дворца, – говорят монахи, – неважно, что в итоге получилась картина немыслимой красоты, мы не должны позволять себе привязываться к внешней форме. Всё в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение.

Ритуал разрушения – это редкая возможность задуматься о бренности бытия. Прочувствовав это на глубоком уровне, мы не станем отвлекаться на красивые картинки, но будем стремиться к истинному знанию”.

Прежде чем приступить к разрушению, монахи должны попросить просветлённых божеств, которые на протяжении всего времени строительства пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители.

Когда Будды покинут мандалу, мастер ритуала надрезает её с помощью ваджры, ритуального объекта, символизирующего неразрушимую природу ума. Затем мастер вскрывает мандалу с восточного входа и, двигаясь по часовой стрелке, проделывает это со всеми входами в мандалу.

После чего монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в чашу.

Мандала перестала быть дворцом просветлённых существ, однако песок, благословлённый многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной духовной и очистительной силой. Эта мощная сила должна быть направлена во благо всем живым существам.

По традиции монахи отправляются к ближайшему озеру или реке, чтобы принести благословлённый песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благославление по всему миру.

Вся подводная жизнь получает ни с чем несравнимое благославление, вода поднимается ввысь в виде облаков, облака разносятся ветром по всему свету и проливаются благословенным дождем, очищая окружающий мир и всех его обитателей.

Для людей, кто изо дня в день наблюдал за кропотливой работой монахов, завершающий ритуал является совершенно непостижимым зрелищем. Люди испытывают особо сильные чувства.

Эти переживания навсегда останутся в потоке их ума, ибо в этот день им посчастливилось увидеть в действии буддийское учение о непостоянстве и непривязанности.

Выходит так, что разрушение мандалы является наилучшим способом её сохранить.

Посетители, пришедшие увидеть мандалу в Краеведческий музей города Краснодара, воспринимали её, как великолепный образец древней Ведической Культуры. Но мало, кто из них знал об Истоках этой Культуры и сакральном смысле. Подобный интерес люди проявляют во всех городах России, куда приезжают тибетские монахи.

И это неслучайно, ведь Духовное и Культурное наследие Древней Ведической Руси явилось источником культурного и религиозного наследия многих народов Азии, особенно Центральной её части. Это просматривается и в письменности, и в мировоззрении, и в мироощущении народов Азии.

Основой же восточного мировоззрения является главный постулат буддизма, говорящий о Всеобъемлющей Небесной Любви в форме Сострадания ко всем живым существам во Вселенной.

Понимание и восприятие почти полностью уничтоженной Древней Ведической Культуры Руси можно возродить и усилить, давая подробные объяснения смысла того или иного культурного действа других народов, сохранивших в своих духовный традициях часть Изначальной Культуры Славян и Ариев.

Когда о своей национальной духовной культуре могут рассказать её живые представители, а тем более, хранители этой культуры, эффект осознания и взаимопонимания становится выше во сто крат . Иногда достаточно просто посмотреть друг другу в глаза, и человек понимает собеседника с одного взгляда.

Понимает всем своим сердцем.

“… летописи гласят, что Индия всегда была одной из провинций Великой Рассении (древнее название Руси)”.

До сих пор сибирские и уральские старики спрашивают долго отсутствовавших: “Ну, инде тебя носило?” Их говор иллюстрирует, что древнерусское слово “инде” означает “далеко”.

Коренным населением полуострова Индостан (Далёкий Стан) были чернокожие племена Дравидов и Нагов, живших охотой и собиранием съедобных растений.

При заселении этих территорий Славянами и Ариями, спасавшимися в одном случае от погона, в другом – от наступающего ледника, чернокожие аборигены получили в дар от наших Предков Славяно-Арийскую Ведическую Культуру, включавшую в себя не только высочайшее Духовное Ведение, но и высокоразвитую культуру градостроительства, земледелия, животноводства, ремёсел, море- и воздухоплавания.

Наместниками городов и весей Индии служили наши c Вами деды – Раджи (сочетание рун-образов: “Ра”, т.е. Небесный свет, Добро и Жизнь).

Сын одного их Великих Князей-Раджей – Гаатама (“Га”- путь, “Атаман” – Предводитель), не удовлетворился предоставленной ему отцом светской властью и ушёл в Духовное Странствие с целью постичь Истину и Путь Духовного Совершенствования.

Получив духовные наставления от нескольких Великих Волхвов и Жрецов, он стал прозревать гармоничные миры Сварги Пречистой, намного превосходящие по своему духовному уровню и количеству пространственно-временных измерений, четырёхмерный мир Яви, в котором живём все мы.

Гаатама постиг следующие гармоничные миры, расположенные духовно выше мира Яви в порядке возрастания духовного света и количества измерений: мир Легов, мир Арлегов, Мир Аранов, Мир Сияний и мир Нирваны.

Постигнув мир Нирваны, Гаатама утвердился в целостном (не рваном) восприятии Божественного Мироустройств, и основал своё учение о том, как достигнуть этого духовно высокого гармоничного мира, имеющего 65 536 в 4 степени измерений. В силу того, что Гаатама достиг Божественного уровня мировосприятия, он получил нарицательное имя Будха ( современном звучании Будда), что значит “Духовно Пробужденный.”

“Интересно узнать, какие над миром Нирваны (как указано в Ведах) находятся ещё более совершенные миры?” над миром Нирваны находятся следующие гармоничные миры: мир Начинаний, мир Духовной Силы, мир Познаннй, мир Гармонии, мир Духовного Света, мир Духовного Достояния, мир Закона, мир Созидания, мир Истины и т.д. Мир Истины, к примеру, как указано в Ведах, имеет 65 536 в 2048 степени пространственно-временных измерений.

Личный духовный опыт, которому Гаатама Будха обучал своих последователей полностью соответствовал Духовной Мудрости, изложенной в Славяно–Арийских Ведах.

В дальнейшем, из-за сгущения духовной тьмы в наступившей Ночи Сварога (Кали Юге), личный духовный опыт Гаатамы Будхи, подтверждавший величие и возможности Ведической Культуры Славян и Ариев, распространяясь среди других народов за пределами Великой Рассении (России), выродился в учение Будды, где форма во многом заменила содержание. 

ПАВЛЕНКО Татьяна Валерьевна, президент Краснодарского регионального «Общества друзей Тибета «Урусвати», астропсихолог.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/tajna-tibetskoj-mandaly/

Символ буддизма. Мандала — рисунок из цветного песка тибетских монахов

Мандала в буддизме — это живописное или графическое изображение схемы Вселенной, и иерархическая расстановка в картине мироздания всех буддистских святых. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.

2500 лет назад Будда Шакьямуни преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике.

Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить.

Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и их дворцов-мандал.

Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни.

Ее можно «читать», изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.

Мандала —геометрический символ сложной структуры, «карта космоса». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром.

Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — изображение божеств, бодхисаттв, Будд.

Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств.

Буддизм, картина мира

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части.

Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу.

Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо.

В процессе медитации, практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

С помощью мандалы человек концентрирует свой разум и мысленно проходит, шаг за шагом, через множество измерений пространства, времени и сознания к свободе чистого «бытия», заключенного в сердцевине всех вещей.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета.

Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.
Наиболее умелым монахам, в совершенстве овладевшим искусством резьбы по дереву, доверяется создание объемных деревянных дворцов, создаваемых несколько лет. К ним в монастыре относятся как к драгоценным реликвиям.

Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики. К концу ритуала творение разрушают.

Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.

Одновременно с мысленным построением трехмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые согласно текстам могут быть либо живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, цветов, а также разноцветного песка.

Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удаленности Тибета, языковых и культурных барьеров.

Они изучались в основном в стенах крупных монастырей, куда монахи поступали для пятнадцатилетнего обучения.

Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает о том, как в 1916 г.

он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию».

В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Ситуация резко изменилась в 1959 году, когда буддийский Тибет был захвачен Китаем, проповедовавшим идеи коммунизма и атеизма. Шесть тысяч монастырей, оплотов многовекового знания, с громадными библиотеками, были сметены с лица земли, тысячи монахов и монахинь убиты, изувечены, брошены в тюрьмы.

В эти дни юный Далай-лама XIV, глава духовной и светской власти Тибета, принял решение покинуть свою страну, чтобы основать правительство в изгнании и из свободной Индии оказывать поддержку своему народу. За ним последовали тысячи монахов и мирян: все, кому удалось уйти. Перед тибетцами встала нелегкая задача сохранения своей уникальной духовной культуры в условиях изгнания.

Монахи и ламы двинулись на запад, где их ждали люди, наслышанные о мистике и таинствах Тибета от случайных путешественников, которым посчастливилось побывать в стране Снегов. Образ Тибета в сознании народов разных стран рисовался как цитадель духовности, случайно выстоявшая в раздираемом войнами и противоречиями мире.

С открытым сердцем западные люди встречали тибетских лам и монахов, и те щедро делились с ними своими знаниями. Так на Запад впервые попали тайные тантрические ритуалы, а с ними и песочные мандалы.

Читайте также:  Новый год в буддизме - необычные традиции и обряды

Это был бесценный дар народам тех стран, которые были готовы протянуть Тибету руку помощи. Считается, что тантрические ритуалы построения мандалы и приглашение в нее просветленных существ, очищают пространство и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров. Мандала лечит нас от болезней, зла, страхов и дурных помыслов. Тибетцы выражают мандале знаки почтения: совершают перед ней простирания, делают ей подношения и обходят вокруг нее по часовой стрелке.

Строя песочные мандалы на Западе, тибетские монахи знакомили людей со своей уникальной культурой, оказавшейся на грани полного исчезновения. Местом для проведения тантрических ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы

Ритуал создания песочной мандалы

Видео — как создается мандала тебетскими монахами

Ритуал перед началом создания рисунка мандалы

Само по себе овладение техникой создания мандалы из песка – лишь часть целого ритуала, включающего чтение текста ритуала, исполнение мелодий сложным обертонным пением. Материалом для создания мандалы может служить не только речной песок, но и измельченные камни, бирюза, яшма, малахит, жемчуг, кораллы.

Ведь мандала являлась подношением просветленным существам, и должна была быть красивой и совершенной. Нынче тибетские монахи используют чаще всего мрамор, который измельчают в каменной ступе в монастырском дворе.

Мраморную крошку просеивают и окрашивают акварелью или гуашью в яркие цвета, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к эффекту сверкающих природных камней.

Мраморную крошку сортируют по цвету и по размеру частичек.

Инструменты для создания песочной манадалы

Непосредственное формирование узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета.

Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Техника нанесения песка с помощью чакпу является тибетским ноу-хау и не встречается нигде в мире.

Помимо чакпу монахи также используют лопаточку, которой они выравнивают линии и удаляют лишние песчинки. Композиция и цветовой колорит песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в текстах, которые монахи выучивают наизусть. Каждый монастырь имеет свой стиль и структуру.

В основном отличается центр мандалы, где изображены божества. Боковые части, периферия остается неизменной.

Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи очищают пространство, готовят платформу, на которой будет создана мандала, инструменты и сам песок.

Ритуалы, предваряющие строительство мандалы, начинаются с обращения за прибежищем к Трем Драгоценностям буддизма: Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе (общине практикующих).

Монахи медитируют, зарождая в себе желание принести благо всем живым существам, стать лучше, мудрее, принеся добро и счастье каждому живому существу во Вселенной.

Затем воздаются почести просветленным существам и учителям, донесшим до них сквозь века благородные учения Будды.

В специальном руководстве – садхане подробно описывается центральное божества мандалы, в образе которого монахи мысленно представляют самих себя. Монахи приглашают в зал, где будет построена мандала, просветленных божеств, и преподносят им всевозможные дары.

В монастырях ритуал очищения пространства перед возведением мандалы длится около двух часов. Подобно тому, как перед постройкой жилища человек изучает и осматривает землю монахи выясняют, пригоден ли зал для возведения мандалы.

Затем нужно получить разрешение на возведение мандалы у хозяев галереи или зала. Потом разрешение нужно получить у духов и божеств. Этим духам тоже преподносится дар. Монахи очищают место с помощью горчичных семян или пепла, мантры и медитации.

Платформа для мандалы затем благословляется.

Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов и оттенков. Используется не только песок, но и частицы камня, полученные путем дробления и помола. Размер песка варьируется.

Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий — для прорисовки мелких деталей и узоров. Разметку платформы производят с помощью чистой белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Нить опускается в белый песок мелкого помола, натягивается над поверхностью мандалы и отпускают.

На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Весь декор мандалы создается из песка без предварительной прорисовки. Песок наносят от центра к периферии. Над созданием мандалы работают четыре монаха, действия их согласованны и равномерны.

Они заранее планируют работу на день, помогают друг другу в работе. Построение большой песочной мандалы занимает около десяти дней. Всё это время зал, где работают монахи, является чистой обителью просветленных существ. Каждый день монахи начинают работу с пения.

Они обращаются к центральному божеству мандалы и разжигают в своем сердце желание трудиться на благо всего живого. Создавая мандалу, монахи воссоздают в своем уме объемный дворец божества.

Мандалу нельзя оставлять в музее, как экспонат. Она служит основой для медитации.

Разрушение мандалы — подчеркивает идею о непостоянстве всего сущего. Ритуал разрушения — это возможность задуматься о бренности бытия. Монахи призывают светлых божеств, пребывавших в песочной мандале, вернуться в свои небесные обители.
Руководитель ритуала надрезает мандалу с помощью ваджры.

В буддийской мифологии Ваджра (санскр. «алмаз», «молния») — символ прочности и неуничтожимости.

Занимает центральное место в символике ваджраяны (название этого течения в буддизме — от Ваджры), где Ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр.

Ваджра — атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец Ваджры. В ваджраяне Ваджра символизирует мужское начало, активность; колокольчик символизирует женское начало (праджня), пассивность.

Мандала надрезается в местах входов, по диагональным линиям. После этого монахи сметают песок к центру и помещают его в большую чашу. Считается, что песок, очищенный в процессе ритуала, обладает очистительной силой. Эта сила преподносится всем живым существам.

Процессия монахов с трубами и цимбалами направляется к реке или океану, чтобы поднести чудодейственный песок в дар духам воды и распространить благо по всему миру. Монахи высыпают в воду песок из большой чаши, оставляя немного гостям, принимавшим участие в ритуале.

Этот песок можно затем хранить дома на алтаре или высыпать в землю, чтобы были обильными урожаи. Песком посыпают макушку умирающего, что поможет перерождению в высших мирах.

Странно наблюдать, как разрушается удивительно творение, в которое вложено столько труда. Европейскому человеку приходится наблюдать воочию буддийское учение о непостоянстве и непривязанности.

С сайта http://www.liveinternet.ru

Источник: https://zengarden.in/blogi/simvolika-buddizma-mandala.html

Тибетская мандала: мастер-класс по созданию, советы и особенности

Тибетская мандала — разновидность популярной ныне арт-терапии. Такие изображения изготавливаются в ручную и заряжены энергетически. На протяжении нескольких тысячелетий тибетские монахи рисовали мандалы с благими целями.

Для чего нужны мандалы тибетских монахов?

Загадочные мандалы — это не просто рисунок. В изображении заложен колоссальный энергетический потенциал. Цели применения тибетских мандал следующие:

  • Используются, когда необходимо повысить ясность ума и научиться максимальной концентрации внимания. Также мандалы развивают осознанность
  • Для успокоения гиперактивного сознания, прекращения бесконечного внутреннего диалога и самокопания. Мандалы успокаивают ваш мозг и нервы, когда вы чрезмерно обеспокоены или возбуждены, тревожитесь
  • Это грандиозная работа с собственным подсознанием. Рисование цветных кругов помогает выйти за рамки, научиться управлять своим бессознательным. Это своеобразный вид медитации, творческий, йога для мозга
  • Применяются для подготовки к медитациям. Чтобы заняться духовными практиками, необходимо абстрагироваться от посторонних мыслей и максимально сосредоточиться на процессе. Именно мандалы помогают подготовить сознание к медитации — расслабляют, успокаивают, открывают бессознательное
  • Считается, что мандалы наполняют человека энергией — наполняют тонкое тело высокими вибрациями
  • Мандалы — это способ глубокой проработки собственной психики. Рисуя их регулярно, можно забыть о комплексах и негативных установках и колоссально трансформировать собственную личность через гармонизацию сознания
  • Во время творчества проще приходит ответ, как поступить в сложной, на первый взгляд, тупиковой ситуации. Сознание становится ясным, и нужное решение возникает в мыслях само собой
  • Рисование помогает освободить сознание от груза страхов, фобий, эмоциональных зажимов и даже детских психологических травм. Но требуется несколько сеансов, чтобы эффект закрепился
  • Мандалы устанавливают энергетический барьер между вами и окружающим миром. Сквозь эту невидимую стену не проникает негатив и плохая энергетика
  • И совсем эзотерическая цель — очистка и структуризация окружающего пространства

Вне зависимости от того, есть ли у вас конкретная цель, мандалы точно будут полезными. Это своеобразный, творческий способ расслабиться и уйти на время в себя, абстрагироваться от всего земного, забыть о насущных проблемах.

Зачем нужны были мандалы в Тибете?

Тибетские мандалы использовались на своей Родине с древних времен. Они являлись незаменимым атрибутом мистических ритуалов и были частью старинных традиций. Но много веков назад рисование мандал находилось в строжайшей тайне. Это был тайный обряд, который проходил только в монастырях.

Далай-Лама пожелал сохранить древние традиции и велел возвести мандалы в различных точках земного шара. Он считал, что этим принесет пользу всем живущим на нашей планете, ведь достаточно просто посмотреть на мандалу, чтобы исцелиться от всего негативного, встать на путь духовного развития и роста.

Также тибетские мандалы — неотъемлемый атрибут тантрических духовных практик. Важно соблюдать все детали: последовательность изображения, цвета, структура. Особенности создания мандал четко описаны в специальных тибетских текстах.

Особенности тибетских мандал следующие:

  1. Структура представляет собой изображение царственного дворца, двери которого обращены к четырем разным сторонам света
  2. Создание рисунка начинается от центра к периферии. Это особенно важно соблюдать
  3. Процесс создания мандалы всегда сопровождается пением священных текстов. Считается, что таким образом рисунок заряжается позитивной и очень мощной энергетикой
  4. Важно, чтобы создатель мандалы находился в состоянии, приближенном к медитативному, был сосредочен
  5. Также немаловажно выбрать правильное место для творчество — это должно быть помещение с позитивной энергетикой, наполненное гармонией и счастьем

Наверное, именно поэтому в древние времена мандалы рисовали только в храмах — ведь это место, где позитивная энергия сконцентрирована до предела.

В Тибете считается, что чем гармоничнее человек, создающий мандалу, тем более сильное влияние она окажет на окружающих. Если изображение создал просветленный, монах, то такой рисунок — благословение Будды, которое получит каждый, увидевший мандалу.

Смотрите видео о том, как создать тибетскую мандалу самостоятельно:

Способы создания тибетских мандал

Создать самостоятельно тибетскую мандалу не очень просто — это долгий и кропотливый процесс. В древности для изготовления священного артефакта использовали мелкие полудрагоценные камки, сейчас — пользуются мраморной крошкой.

Если просеивают и окрашивают в разные оттенки, сортируют по размеру и цвету. А уже затем приступают к созданию изображения.

Вы можете воспользоваться другими материалами — например, цветным песком. Для начала выложите фон будущей мандалы из наиболее крупных частиц. Затем можно наносить узоры и символы.

Для облегчения работы можно словно «вдувать» песок в рисунок при помощи специальных конусообразных трубочек.

Важно: после того, как мандала будет полностью готова, ее нужно разрушить. Зачем:

  • В процессе творчества человек выплескивает в мандалу весь свой негатив — его и нужно разрушить окончательно
  • Это действие символизирует непостоянство всего, что существует

Для завершения духовной практики необходимо «смести» получившийся рисунок к центру, а использованный песок переместить в металлическую чашу и прогреть на огне. Это уничтожит негативную энергию, но оставит позитивную.

Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/tibetskaya-mandala.html

Тибетские мандалы

x

Check Also

Как отомстить человеку, который сильно обидел тебя с помощью черной магии? Опубликовал: admin в Магия 07.02.2018 0 483 Просмотров Как отомстить человеку, который тебя обидел с помощью магии? Никто не идеален, рано или поздно у каждого появляются враги.

Как гарантированно избавиться от соперницы с помощью магии? Каждая девушка в своей жизни сталкивалась с проблемой возникновения соперницы в своих отношениях. Иногда соперница просто завлекает мужа сексуально, и он теряет к жене интерес.

Аюрведа: меню чистой энергии Согласно этой древней восточной науке, каждый продукт дает нам не только определенное количество калорий, но и более тонкую жизненную энергию – прану.

Разделение магии по природе силы на черную и белую магию является слишком упрощенным. На самом же деле, разделение природы магических сил гораздо более обширно, нежели вы можете себе представить.

Для того чтобы овладеть магией стихий, нужно уметь в первую очередь слушать себя и свои ощущения. Ведь именно чувства помогают слиться с природой и стать с ней одним целым, а, следовательно, и управлять ею. Однако большинство людей живет, не замечая вокруг себя магических природных явлений в силу привычки.

Читайте также:  Буддийские пещерные храмы - удивительная архитектура азии

Что делать, если твой мужчина – энергетический вампир? Мистика: Сексуальный вампир На самом деле, вампир — древний и многогранный символ, а в середине 20 века он стал еще и секс символом.

Это удивительная система индивидуального самосовершенствования. Кто из нас не мечтал зажигать свечи силой мысли, либо взмахом руки. Любые магические ритуалы, практически не возможно без стихии огня.

Как научиться магии огня – полезные советы для начинающих 25.01.2018 Из этой статьи вы узнаете: Что такое магия огня Чего можно достичь, научившись магии огня Можно ли научиться магии огня Как научиться магии огня в домашних условиях Как научиться магии огня из рук Магия огня – это изумительная методика для личностного роста.

Найти информацию о фестском диске сначала меня заставило упоминание о Наталье Бекетовой, (она же Татти Вало). Это молодая женщина ( 1979г рождения), владеющая 120-ю мертвыми или просто крайне древними языками, подтвердила расшифровку артефакта под названием “фестский диск”, известным ученым-историком, по фамилии Гриневич.

Многих людей занимает вопрос: как научиться магии? Есть два варианта: врожденные способности либо развитие этих способностей волевыми усилиями. Способность к магии есть почти у каждого человека, у кого-то она выражена в большей степени, у кого-то — в меньшей.

Что подбросить человеку,чтоб подумал на мааагию. Либо другой вариант. Как напугать можно? Если нужно под дверь подбросить, то соль, мак, жженые спички, иголки, шерсть черного животного.

Сильнейший приворот по всем законам белой магии. Без последствий! пишите [email protected] Выполняют лучшие и опытнейшие экстрасенсы нашего портала. 100% гарантия. Консультация бесплатная.

Как можно приворожить парня самостоятельно в домашних условиях на расстоянии Опубликовал: admin в Привороты 18.11.2017 0 11 Просмотров Существует множество ситуаций, в которых потребуется узнать, как приворожить парня, но все они будут иметь одно общее – любовь.

Космоэнергетика: каналы, как работать с собой Отрабатывать потоки космической энергии для улучшения жизни и здоровья можно не только на посторонних людях, но и на своем собственном теле.

Заклинания с помощью магии вуду Вуду ритуалы следует проводить в полном одиночестве, в этом таинстве нет места посторонним, а потому обряды следует проводить только для решения собственных проблем.

Экономический кризис, доступность любой информации и рост количества психических отклонений сформировали парадоксальную ситуацию, когда в технологическую эпоху знания о магии и колдовстве становятся снова актуальными.

Заговоры и ритуалы магии вуду откроют удивительные тайны Шаман вуду верит в существование духов. Он умеет общаться с ними, обмениваться опытом, призывать для своих ритуалов.

Как защититься от колдовства и сглаза: простые и эффективные способы защиты Все более доступной становится магия для обычных людей. Советы даются в газетах, на телевидении, а самое главное – в интернете, где подробно описываются различные магические обряды и ритуалы.

Как заставить мужчину скучать по тебе: магия и психология Когда девушку всерьез заинтересовал мужчина, ей хочется сделать всё, чтобы расположить его к себе, вызвать у него живой интерес и желание развивать и углублять отношения.

3 способа, как развить ясновидение Всем тем, кто желает развить ясновидение, мы предлагаем три уникальных и простых способа. Тренируясь каждый день, вы сможете обрести заветный дар, но к нему надо быть готовым.

КАК ЗАГОВОРОМ НА ВЕЩЬ ПРИВОРОЖИТЬ ЛЮБИМОГО МУЖЧИНУ — ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ Опубликовал: admin в Заговоры 09.06.2018 0 8 Просмотров КАК ЗАГОВОРОМ НА ВЕЩЬ ПРИВОРОЖИТЬ ЛЮБИМОГО МУЖЧИНУ Есть в ритуалах черной магии есть заговор на любимого парня когда воздействовать на человека можно самостоятельно, через его личную вещь.

Ясновидение. Разновидности ясновидения Ясновидение известно с незапамятных времен. По сути своей это определение охватывает целый ряд совершенно разнородных явлений.

Как добиться увольнения вашего обидчика с помощью магии Работа очень важная составляющая часть для любого из нас, кто хочет чувствовать себя независимым в финансовом плане.

Особенности магии для управления человеком Кто из нас хотя бы раз в жизни не хотел завладеть мыслями какого-то человека или заставить его делать то, что удобно нам? Подобные желания могут возникать периодически, а могут носить постоянный характер и превратиться в цель.

Источник: https://selvamarine.ru/magiya/tibetskie-mandaly

Объемная мандала – Буддийская ступа

Мерцающие звезды, живые и мертвые планеты, галактические туманности, пульсары, черные дыры; и сонмы богов, и души святых; человек, взирающий на небо и вглядывающийся в себя. Все это, заключенное в геометрию кругов и квадратов, и есть сакральная мандала — модель Вселенной.

На Востоке она является священным объектом поклонения. Чаще всего мандалы изображаются на плоскостях: их вышивают или рисуют на ткани; на полах и потолках храмов; тщательно выводят на песке цветными порошками… Но бывают они и объемными.

БУДДИЙСКАЯ СТУПА

Самый удивительный пример объемной мандалы из камня — это, конечно, буддийская ступа. Первые ступы появились в Индии как памятники на могилах правителей этой страны. В эти ступы и помещали их останки после кремации. С санскрита ступа означает «груда камней» или «макушка головы».

Буддийские ступы

Позже, в буддийские времена, ступа стала приобретать более широкое значение. Ступы стали воздвигать в ознаменование значимых событий буддийской истории; как памятные места; и, может быть, в первую очередь ступа стала восприниматься в качестве объекта подношений природе Будды — его просветленному уму.

А в горах, на заснеженных перевалах ступы служили защитой и путеводными метками для странников на их опасных дорогах. Высоко в Гималаях ступа получила тибетское название — чортен. Ступы воздвигнуты во многих азиатских странах, и в каждой они приобретали свои архитектурные формы, наследуя культурные традиции этих мест.

СИЛА ДРЕВНЕЙ СВЯТЫНИ

Одна из самых величественных в мире ступ находится в Боднатхе, районе Катманду, месте компактного проживания тибетцев. Ступа была заложена в V веке н. э. во времена правления короля Манадеви, в эпоху Личави. Здесь с древних времен проходила дорога из Тибета в Индию.

Буддийская ступа Боднатх, Малый Тибет

Ступа не раз перестраивалась. Сегодня ее высота составляет 36 метров, в восьмиугольном основании по всему периметру в нишах расположены крутящиеся молитвенные барабанчики. Между куполом стихии Воды и пирамидой Огня на сторонах куба изображены смотрящие во все страны света слегка раскосые, с приспущенными веками глаза Будды.

Сверху из-под зонта к основанию на веревках протянуты разноцветные флажки, символизирующие стихии природы. А вокруг ступы теснятся друг к другу невысокие здания с ресторанчиками и всевозможными лавками для туристов. Но в одном месте строй схожих строений разрывается, чтобы дать место пагоде буддийского монастыря.

В свой первый приезд в Непал я жил в Боднатхе. Вечерами я любил забираться на ступу, под ее куполообразный «второй этаж». Так и сидел там до ночи, пока пожилой тибетец не начинал внизу громыхать ключами, запирая вход на святыню.

Надо мной сияли звезды, зеленоватым лунным светом отливала кровля монастыря, из приоткрытых дверей которого доносились протяжные звуки тибетских труб (дунченов и дункаров) во время вечерней пуджи.

Ступа обладала чудодейственной силой. Отдавала благотворные энергии, накопленные ею за 1500 лет. Не нужно было никаких медитационных поз с закрытыми глазами с нашептыванием мантр.

Все получалось само собой. Чувство гармонии вселялось в меня. По телу растекалось приятное расслабление, а все заблуждения ума, казалось, навсегда растворялись в космосе… И каждый может проверить достоверность этих моих слов, посидев хотя бы часок на ступе в Боднатхе.

Буддийская ступа в Заласанто (Zalaszántó), Венгрия

ПО ОРБИТЕ ВСЕЛЕННОЙ

Последний раз в Боднатхе я был совсем недавно. Там я зашел в картинную галерею, выходящую окнами на ступу. В ней были представлены картины, выполненные в традиционном тибетском стиле. У одной из них я надолго задержался, рассматривая сидящего у горной пещеры, овеянного славой великого тибетского йогина Миларепу.

Видно, заметив мой интерес к Миларепе, ко мне вдруг подошла служительница галереи и, показывая на ступу через окно, сказала, что там, вокруг ступы, ходит известный мастер духовных практик, монах-отшельник, спустившийся только что с гор.

Я сразу выделил его из толпы тибетцев, непальцев, туристов, наматывающих круги вокруг ступы. У него была седая борода, а на голове ритуальный парик из скрученных длинных волос. Его сопровождал молодой монах в красном одеянии и с бутылкой воды. Я взял да и пошел за ними, покручивая одной рукой молитвенные барабанчики в нишах ступы.

Так и ходил я за ними несколько часов подряд. Было жарко. Но чем дольше я вышагивал по кругам этой гигантской мандалы-ступы, как по орбите Вселенной, тем все явственней мной овладевало чувство удивительной легкости, будто я вошел в состояние невесомости, сбросил с себя всю тяжесть земных перегрузок.

Надо сказать, что негативные препятствия в моей жизни устранялись потом как бы сами по себе. И кое-что хорошее получалось будто бы без всяких усилий. А правду этих моих слов может проверить каждый, кто совершит хотя бы несколько кругов вокруг ступы в Боднатхе. И хорошо, если в тот же день к ступе спустится с гор монах-отшельник.

ВО СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В клятве Бодхисаттвы (просветленного существа) говорится, что, пока существует этот мир, это пространство, он отказывается уходить в нирвану, он остается на земле для спасения всех живых существ.

Буддийская ступа — это и есть образ Бодхисаттвы, или Будды, сидящего в бесконечном пространстве в позе лотоса. Он — Точка Света в единении микро- и макрокосмоса. Сидя в позе лотоса и медитируя, человек раскрывает в себе психические центры (чакры), и его тело как бы становится пятью этажами священной мандалы, или ступы.

Самый нижний ярус, или первый этаж, представленный квадратом или кубом, соответствует элементу Земли. В ее темной глубине созревают зародыши всех наших действий, то есть карма.

Второй ярус — круглая центральная часть строения — соответствует элементу Воды. Это так называемый пупочный центр нашего тела, в нем грубые элементы преобразуются в психические, тонкие энергии.

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой летом 2005 г. на Байкале, официально именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов.

Третий ярус соответствует сердечному центру и изображается позолоченным треугольником, или конусом, пирамидой. Это стихия священного Огня, который преображает, очищает и восстанавливает в изначальной чистоте элементы нашей личности. Эта часть ступы может иметь 13 ступеней или, в ином случае, колец, символизирующих путь просветления, — это познание десяти мудростей и трех времен.

Четвертый ярус является горловым центром, элементом Воздуха, полусферической формой сосуда. На некоторых ступах он сокрыт зонтом. Это центр дыхания, из которого по телу человека циркулируют «внутренние ветры», наполняющие энергией и силой и дающие нам речь.

Пятый, самый высший ярус — головной, верхний центр с пламенеющей точкой, каплей эфира. В тибетском буддизме он называется «тхигле» — ясный свет сознания, высшая мудрость, что и выражается всем известным протослогом «Ом». Эта самая макушка, и горит она золотом в бесконечности небесного пространства.

Так построена ступа Бодхистаттвы во спасение человека.

Олег ПОГАСИЙ, журнал “Загадки ХХ века”, №8, 2017

Источник: http://paranormal-news.ru/news/obemnaja_mandala_buddijskaja_stupa/2017-05-19-13462

Ссылка на основную публикацию