Что такое Випассана: простая техника выполнения

Содержание скрыть

Медитация Випассана – это простой практичный способ достичь настоящего душевного спокойствия. Слово «випассана» означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». Это рациональный метод очищения ума.

Время от времени мы все чувствуем разочарование и внутреннюю дисгармонию. Ощущая страдание, мы не ограничиваемся собой, а распространяем его на окружающих, хотя понимаем, что это не очень хороший способ вести себя.

Мы все хотим жить в гармонии с собой и с окружающими. В конце концов, люди – это социальные существа, нам необходимо взаимодействовать с другими людьми.

Как же научиться жить в мире? Как оставаться гармоничными и поддерживать мир и гармонию вокруг нас?

Випассана позволяет испытать и понять, что такое внутренняя гармония. Она очищает ум, освобождает его от страданий и убирает глубоко укоренившиеся причины страданий. Практика ведет шаг за шагом к высшей духовной цели – полному освобождению от негативного влияния ума.

История Випассаны

Випассана – это один из самых древних видов медитации. Ее вновь открыл для большого количества людей 2500 лет назад Гаутама Будда. Будда обнаружил, что причину страдания можно фактически стереть, узнав свою истинную природу. Это радикальное понимание. Это означает, что наше счастье не зависит от внешнего мира.

 Медитация Випассана – это суть того, что практиковал и преподавал Будда во время своего 45-летнего служения. Во времена Будды большое количество людей на севере Индии освободились от уз страдания, практикуя Випассану.

Со временем техника, благодаря простоте и эффективности, распространилась на соседние страны: Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд.

В течение следующих 500 лет Випассана постепенно исчезла в Индии. Чистое учение Випассаны было потеряно и в других странах. Однако в Мьянме практика Випассаны сохранилась цепью преданных учителей. Из поколения в поколение, в течение двух с половиной тысяч лет, эта посвященная линия передала технику в первозданной чистоте до наших дней.

Сегодня медитация Випассана вновь популярна в Индии и больше чем в 80 странах благодаря С. Н. Гоенке. Он был уполномочен преподавать Випассану известным бирманским учителем Саяджи У Ба Кхином.

До своей смерти в 1971 году Саяджи смог увидеть воплощение своей мечты.

Он хотел, чтобы Випассана вновь вернулась в Индию, в страну происхождения этой практики, чтобы помочь индийскому народу выбраться из многочисленных проблем.

С.Н. Гоенка начал проводить курсы Випассаны в Индии в 1969 году. Через десять лет он начал преподавать медитацию и в других странах. За 35 лет преподавания Гоенка провел большое количество десятидневных курсов Випассаны и обучил больше 800 преподавателей во всем мире.

Также во всем мире созданы центры для проведения ретритов и курсов. Бесценный алмаз Випассаны, который долго время хранился в маленькой стране Мьянме, теперь можно найти во многих местах по всей Земле.

Сегодня все большое количество людей имеют возможность изучить это искусство жизни, которое приносит несокрушимый покой и счастье.

Техника выполнения Випассаны дома

В этой медитации нет ничего сложного, на самом деле суть Випассаны очень проста. Практиковать Випассану значит наблюдать и осознавать, что происходит в настоящий момент.

Практикуя технику Випассаны, вы просто сидите удобно и дышите нормально несколько минут, без каких-то дополнительных усилий. Затем вы сосредотачиваете внимание на  движениях живота туда-сюда в процессе дыхания.

Это все, что находится в вашем внимании. Больше ничего не происходит в настоящем моменте.

Мысли должны быть полностью сосредоточены на подъеме и падении живота, как будто вы про себя повторяете мантру «вдооох — выыыдох».

Когда ум блуждает, а это непременно будет происходить, вы называете про себя объект, на которой ум отвлекся, простым словом. Например, если вы отвлеклись на звук, вы обозначаете про себя: «звук».

Если мысли ушли в прошлое или в будущее, отмечаете: «воспоминание» или «планирование».

Идея не в том, чтобы наказать себя за это отвлечение, а в том, чтобы просто осознать его и вернуться к наблюдению за поднимающимся и падающим животом.

Можно практиковать Випассану самостоятельно, например, по часу в день. Но такую осознанность желательно принести во все свои действия в течение дня, как это делается на обучающем десятидневном ретрите. Осознавайте и обозначайте каждое действие. «Открываю дверь», «Мою посуду» — внимание всегда присутствует.

Суть техники в полном присутствии во всем, что вы делаете. Мы часто отвлекаемся и настолько отключены от настоящего момента, что не видим вещи такими, какие они есть на самом деле.

Например, мы обычно видим мытье посуды как раздражающую бытовую задачу. Таким образом, мы навешиваем на грязную посуду негативный ярлык и раздражаемся при этом. Вместо этого, медитация Випассаны побуждает нас думать, что эта задача не плохая и не хорошая, это просто «мытье посуды».

Никакие вещи и события, по сути, не плохие и не хорошие. Только наши мысли о них делают их плохими или хорошими для нас. Осознавая эти мысли, вы можете изменить свое настроение и отношение в сторону счастья и удовлетворенности.

Что дает Випассана: осознаность

Чтобы осознавать настоящий момент, нужно в высшей степени находиться здесь и сейчас, быть в курсе того, что происходит в теле и разуме в настоящий момент. В такой момент вы не помните о прошлом и не ждете будущего. Предыдущее дыхание осталось в прошлом, следующее дыхание еще не произошло, только настоящее дыхание (звук, движение) реально.

Но как мы можем выжить в мире, пребывая в настоящем до такой степени? Чтобы функционировать в повседневной жизни, конечно, мы должны помнить и планировать. Мы должны оценивать, анализировать информацию. Нам нужно использовать язык и воображение. В этом случае, мы не можем полностью осознавать настоящий момент, но можем все равно повысить внимательность к действиям и мыслям.

Но каждый день мы можем выделять особый час для развития осознанности. На это время мы можем отпустить все умственные процессы любого рода. В этот период нет необходимости думать о вчерашнем происшествии или о будущем деле, даже о следующем дыхании.

То, что часто неправильно понимается — это степень внимательности во время практики Випассаны. Это намного более экстремально и точно, чем думают многие. И это сильно отличается от осознанности, на которую мы способны в повседневной жизни.

Люди обозначают разные вещи словами «сейчас» или «настоящий момент». В практическом смысле мы можем думать, что у «сейчас» есть степени.

Представьте, что вы смотрите в телеобъектив на лес вдалеке. Когда вы приближаете картинку, вы видите каждый листочек на деревьях, когда отдаляете, деревья становятся менее отчетливыми.

Здесь мы используем расстояние, как метафору для времени. Для тех, кто находится вдалеке от деревьев, жить в настоящем может означать жить сегодняшним днем, не заботясь о пенсии. Для человека, который находится ближе к деревьям, жить в настоящем означает осознавать каждое действие в настоящем моменте, не думая даже о следующем вдохе. Но предел ли это? На самом деле нет.

Это нам кажется пределом, потому что мы не тренировали осознанность систематически. С развитым вниманием мы можем приблизиться гораздо ближе и обнаружить, что «сейчас» открывается на многие другие уровни.

Постепенно нам становится понятно, что раньше отсутствие внимания искажало наше восприятие внешнего и внутреннего мира. По мере того, как осознанность становится более резкой, мы можем воспринимать намного больше деталей и тонкостей, которые не замечались раньше. До тех пор пока не сможем четко осознать момент, когда ум вступает в первоначальный контакт с реальностью.

Випассана: как правильно практиковать

Чтобы научиться Випассане, нужно пройти десятидневный курс обучения под руководством квалифицированного преподавателя. Такой курс часто называют ретритом. Курсы проводятся в специальных центрах Випассаны и в других местах. На протяжении всего ретрита ученики должны оставаться на территории центра без всякой связи с внешним миром.

Они воздерживаются от чтения и письма и от любых других религиозных и духовных практик. Также обязательное условие ретрита – сохранение полного молчания в течение всех десяти дней. Нельзя общаться с другими участниками курса ни жестами, ни взглядами. Можно только задавать вопросы преподавателю или обсуждать материальные проблемы с администраторами.

Весь период обучения ученики живут по жесткому графику, включающему до 10 часов сидячей медитации в день.

Обучение состоит из трех шагов. Во-первых, студенты практикуют воздержание от действий, которые причиняют вред. Они следуют пяти моральным предписаниям, воздерживаясь от убийства, воровства, лжи, потери сексуальной энергии и употребления интоксикантов. Соблюдение этих заповедей позволяет уму достаточно успокоиться, чтобы приступить к выполнению поставленной задачи.

Во-вторых, в течение первых трех с половиной дней, ученики практикуют Анапану — медитацию на дыхании. Эта практика позволяет развить контроль над непослушным умом.

Эти первые два этапа здоровой морали и развития контроля над разумом необходимы и полезны. Но они недостаточны, если не сделан третий шаг: очищение ума от негативных факторов. Третий этап длится оставшиеся шесть с половиной дней и представляет практику Випассаны – каждый ученик проникает в свою физическую и психическую структуру со всей ясностью осознавания.

Студенты получают систематические инструкции по медитации несколько раз в день, и каждый вечер объясняется прогресс прошедшего дня.  Полное молчание соблюдается в течение девяти дней.

На десятый день ученики начинают разговаривать, чтобы постепенно вернуться в обычную жизнь. Курс завершается утром одиннадцатого дня. Закрывается ретрит практикой доброжелательности.

Это медитационная техника, в которой чистота, развитая во время курса дарится всем живым существам.

 Курсы Випассаны

Курсы Випассаны постоянно проводятся в специально созданных для этого центрах или других арендованных местах.

В дополнение к регулярным десятидневным курсам опытным практикующим иногда предлагаются также и более длительные ретриты 20, 30, 45 и 60 дней.

Все ретриты по всему миру проводятся бесплатно. Плата не взимается: ретриты полностью финансируются за счет пожертвований от студентов, окончивших предыдущий курс, и желающих поделиться той пользой, которую они сами получили, предоставив пожертвование для студентов, которые приходят после них.

Согласно этикету Випассаны, эта практика должна преподаваться свободно для всех желающих, без каких-либо финансовых ограничений.

Несектантский подход

Хотя Випассана – это часть учения Будды, она не содержит никакого религиозного или сектантского окраса, и может практиковаться людьми любого происхождения.

Эта простая техника не призывает к помощи бога, духа или любой другой внешней силы, но опирается на наши собственные усилия.

Сам Будда учил следовать дхарме, то есть идти своим собственным путем, он не называл своих последователей «буддистами».

Техника Випассаны работает на основании того, что все люди имеют одни и те же проблемы и представляет прагматичный метод , который может искоренить эти проблемы.

Курсы Випассаны открыты для всех, кто искренне хочет научиться технике, независимо от расы, национальности, веры или касты. Индусы, джайны, мусульмане, сикхи, буддисты, евреи, христиане успешно практиковали Випассану.

Болезнь универсальна, поэтому средство от нее тоже должно быть универсальным. Например, когда мы испытываем гнев, это не индуистский  или христианский гнев, не китайский или американский гнев.

Точно также любовь и сострадание не привилегия какого-то одного народа, это универсальные человеческие качества, являющиеся результатом чистоты разума.

Современная мировая среда

Открытия в области науки и техники, медицины, транспорта, коммуникаций и сельского хозяйства коренным образом изменили жизнь человека на материальном уровне. Но на самом деле этот прогресс носит лишь поверхностный характер. Современные люди живут в условиях сильного эмоционального и психического стресса даже в развитых странах.

Проблемы и конфликты, возникающие из-за национальных, расовых, религиозных, этнических предрассудков затрагивают граждан любой страны. Бедность, война, оружие массового уничтожения, болезни, наркомания, угроза терроризма, эпидемии, разрушение окружающей среды и общий упадок оральных ценностей – все это бросает тень на будущее нашей цивилизации.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Однозначно, да. Во всем мире сегодня очевидны перемены. Люди во всем мире стараются найти метод, который может принести мир и гармонию, восстановить уверенность в эффективности моральных человеческих качеств и создать свободу от религиозных, социальных и экономических ограничений. Медитация может стать таким методом.

Випассана и социальные изменения

Техника Випассаны – это путь, ведущий к свободе от всех страданий. Он искореняет невежество, которое лежит в основе страданий. Те, кто практикует технику Випассаны, постепенно уменьшает коренные причины своих страданий и неуклонно выходит из темноты прежней напряженности, чтобы вести счастливую, здоровую, продуктивную жизнь. Есть много примеров, свидетельствующих об этом.

Проводимые исследования подчеркивают, что социальные изменения должны начинаться с индивида. Социальные изменения не могут быть вызваны простыми проповедями.

Дисциплина и добродетельное поведение не могут быть привиты просто через учебники. Преступники не станут хорошими гражданами из страха наказания.

Ни религиозные, ни этнические разногласия не могут быть устранены карательными мерами. История изобилует такими неудачными попытками.

Ключ к решению социальных проблем – каждый отдельный человек. К нему нужно относиться с любовью и состраданием.

Человек должен быть обучен улучшать себя посредством подлинного желания измениться, а не пропагандой и увещеваниями о необходимости следовать моральным принципам.

Его нужно научить исследовать самого себя, инициировать процесс, который может привести к внутренним изменениям и очищению ума. Это единственное изменение, которое будет устойчивым.

Випассана способна трансформировать человеческий ум и характер. Это возможность, ожидающая всех, кто искренне желает приложить усилия.

Источник: https://yogalib.ru/chto-takoe-vipassana/

Випассана

Випассана, или «медитация прозрения» (на санскрите – विपश्यन) – эффективный путь совершенствования и очищения человеческого сознания при помощи буддийской медитации. Предложенная более 2500 лет назад Буддой, випассана помогает раскрыть в человеке «высшее видение», устранив омрачения ума путём глубокого сосредоточения и отрешённого наблюдения.

Читайте также:  Что такое пагода в буддизме и какие они бывают?

Ум обычного современного человека не дисциплинирован и склонен к постоянному блужданию и отвлечению. Природная склонность ума, сопровождающаяся стремлением к пленению объектами, чувствами и мыслями ставит перед практиком, идущим путём развития осознанности, задачу формирования навыков управления поведением ума.

Випассана, как действенный метод созерцания, может оказать большую помощь в овладении искусством осознанного управления поведением ума, а, следовательно, и поведением эмоций вместе с телесными проявлениями.

Простота выполнения випассаны делает её универсальным средством избавления от страданий, которое доступно человеку любого сознательного возраста.

Существует ряд методик выполнения випассаны. В данной публикации мы остановимся на наиболее простых и доступных техниках.

3 простые техники выполнения випассаны

— тотальное привлечение внимания к тому, что вы делаете в ходе повседневной жизни.

Когда вы идёте по улице, стремитесь полностью сфокусироваться на этом процессе: осознавайте движение ног, контакт стопы с поверхностью земли, движение рук и т.д.

Старайтесь выбирать один объект для концентрации за раз, предотвращая «перескакивание» и «блуждание» ума.

Например, вы можете дать себе следующую установку: «Я буду концентрироваться и осознавать движение своей правой руки в течение 5 минут, устраняя любое отвлечение».

Выделяйте в течение дня время на такой вид развития осознанности, подбирая разные форматы жизнедеятельности: мытьё посуды, прогулка с собакой, ранний завтрак и т.д.

Во время практики такого варианта випассаны стремитесь остаться не вовлечённым в эмоциональную сферу, сохраняя состояние отрешённого наблюдателя.

Если в вашем уме рождается мысль или идея – постарайтесь во время практики випассаны сохранить разотождествление со своим умом, наблюдая со стороны развитие ментального процесса.

– осознавание собственного дыхания в области живота.

Глубокое и спокойное дыхание сопровождается движением грудной клетки и живота. Наиболее простой и доступный способ постоянного наблюдения за своим дыханием – это отслеживание движений живота во время вдоха и выдоха.

По мере того, как степень контроля внимания в ходе наблюдения за движениями живота будет увеличиваться, вы сможете всё больше успокоить собственный ум и подойти к состоянию глубочайшего умиротворения, лишённого эмоциональной суеты.

– осознавание дыхание в области носа.

Данный способ также подходит каждому, кто стремиться увеличить степень своей осознанности и приобрести навыки эффективного управления собственным вниманием.

Техника выполнения предельно проста: вам необходимо наблюдать за областью носоглотки, осознавая, как на вдохе поток воздуха входит через ноздри и проникает внутрь, слегка охлаждая слизистую оболочку воздухоносных путей, а на выдохе созерцайте, как наружу выходит более тёплый воздух.

Просто наблюдайте за этим процессом – и вы придёте к тому же состоянию, которое описано в предыдущей технике.

Если вы ещё только начинаете выполнять данную практику, то стремитесь к регулярности и постепенному увеличению времени тренировки.

Рост вашей осознанности будет более гармоничным и стабильным, если вначале вы будете уделять несколько минут (например 5-10) выполнению этих простых техник, но регулярно (например, ежедневно), чем если вы в один день заставите себя упражняться в течение 2 часов, а потом на неделю прекратите тренировки ввиду развития мощного сопротивления ума.

Книги о випассане

Для более глубокого знакомства с практикой випассаны рекомендуем Вам ознакомиться со следующей литературой:

Махаси Саядо «Медитация Сатипаттхана Випассана»Махаси Саядо «Медитация Сатипаттхана Випассана»

Уильям Харт «Искусство жизни. Медитация Випассана, как ее преподает С.Н.Гоенка»


Источник: http://slavyoga.ru/vipassana.html

Что такое випассана

Что это такое – випассана? К данному вопросу со временем приходит каждый, кому довелось осваивать медитативные практики с целью развития личности, познания своего «Я». Избавившись от всего лишнего, что таится в сознании и подсознании, человек достигает внутренней гармонии, избавляется от телесных и душевных болезней.

Являясь методом освобождения ума от ненужных эмоций, переживаний и терзаний, практика випассаны помогает достичь просветления, к которому стремятся в буддизме. Прийти к этому состоянию можно самостоятельно, используя многовековой опыт тех, кто испытал на себе силу «медитативного прозрения» – випассаны.

Випассана – особенности практики и ее виды

Випассана – это древнейшая духовная практика, признанная в буддизме как методика развития личности. С санскрита слово «випассана» (випашьяна) переводится как «медитация прозрения» и «видение как есть». Именно в этом переводе кроется основное значение и понимание сути методики.

Нацеленная на очищение ума от всего лишнего, мешающего познанию себя, практика заключается в погружении в особое медитативное состояние. С ее помощью человек учится познавать свое «Я», отбрасывать все лишнее, что мешает ощутить внутреннюю гармонию. Осваивая практику випассаны, человек становится ближе к просветлению.

Считается, что зародилась випассана в Индии – там, где духовному всегда отводилась первоочередная роль. Якобы 2500 лет назад сам Будда Гаутама освоил эту практику и обучил ей своих учеников.

Шакьямуни признал випассану путем обретения гармонии и здоровья, называя ее «искусством жизни».

Она помогает исцелить многие телесные и душевные болезни, ставшие результатом физических и психологических страданий, возникающих в результате получения жизненного опыта.

Существуют разные направления випассаны в тибетском буддизме. Но, главные преобразования были осуществлены в XIX веке. Сегодня эта медитативная практика в основном ассоциируется с учениями Сатья Гоенка и Махаси Саядо.

Випассана по Сатье Гоенке – это десятидневная методика, направленная на:

  • Отрешенное наблюдение за собственным телом, его ощущениями.
  • Постижение практики нравственности.
  • Наблюдение за дыханием в районе ноздрей и верхней губы.
  • Развитие доброжелательности.

Данная методика – это курсы, включающие ежедневные медитации, продолжающиеся 10 часов, и вечерние лекции, на которых раскрываются все важные моменты випассаны и даются ответы на возникающие вопросы.

Результатом этих курсов должно стать постепенное освобождение самскары (бессознательных впечатлений), раскрытие энергичности и доброты, развитие щедрости и честности, побуждения нравственности и самоотречения. Благодаря тому, что освобождается память от острых эмоциональных реакций, человек получает такой результат.

Все, кто желает не ограничиваться десятидневными курсами, могут пройти дополнительные курсы, которые могут длиться 3 или даже 60 дней.

Випассана, интерпретированная Махаси Саядо, получила наибольшее распространение на острове Шри-Ланка и в Таиланде. Главная особенность практики – проведение медитации не только в положении сидя, но и в процессе ходьбы.

Несмотря на то, что випассана выполняется почти круглые сутки, особого утомления человек не испытывает. Это благодаря тому, что происходит чередование статичности (неподвижного положения) и динамичности (движения). Во время медитации необходимо испытать «випассана-няна» (шестнадцать осознаний). Только так можно считать, что должный результат был достигнут.

Как постичь випассану самостоятельно – способы освоения

Человек – существо эмоциональное, а потому у него накапливаются эмоции и переживания. Со временем они могут привести к болезням, от которых можно излечиться только путем избавления от негативных эмоций. Випассана помогает разобраться со «старыми» переживаниями и прекратить накапливаться новым. Как это сделать?

  • Во-первых, нужно избавиться от внешних раздражителей.
  • Во-вторых, следует успокоить свой ум.
  • В-третьих, необходимо научиться созерцанию своих эмоций и ощущений, но не реагировать на них.
  • В-четвертых, нужно дать возможность осознать все, что когда-то волновало и способствовало возникновению переживаний.

Медитация випассана дает понять, насколько тесна связь ума и тела. Во время выполнения практики необходимо сосредоточиться на состоянии ума и физических ощущениях.

Для этого могут использоваться три действенных способа, позволяющие освоить випассану самостоятельно. Их мы рассмотрим ниже. Начинать выполнять их лучше по очереди и практиковать отдельно друг от друга.

Когда придет осознание, делать их желательно все вместе.

Осознание движения и мыслей

Благодаря освоению этой техники можно научиться полностью осознавать собственные действия. Абсолютно любое движение должно быть осознанным. От чувства механического выполнения нужно полностью избавиться. Нужно понимать, что рука либо нога подчиняется вам, двигается по вашей воле. Может, этот способ покажется несколько наивным, но, на самом деле, он очень действенный.

Практикуя данную технику, вы отказываетесь от бессознательных действий. Вам необходимо следить за тем, как вы поправляете одежду, раскладываете вещи, убираетесь в жилище.

Только после того, как у вас получилось осознать свое тело, у вас получится осознать и свой разум. Нужно избавиться от необходимости оценивания мыслей и эмоций. За ними необходимо просто наблюдать.

Третьим шагом после осознания тела и разума станет осознание своего настроения.

После выхода из состояния медитации придет понимание своего тела и психологии.

Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Эта техника направлена на то, чтобы вы наблюдали за своими ощущениями, когда воздух наполняет вас при вдохе и плавно покидает тело при выдохе. Вы осознаете, что на вдохе в области ноздрей ощущается прохлада, а на выдохе чувствуется тепло на верхней губе.

Осознание дыхания

Движения живота означают движение жизненной силы. Наблюдение в данном случае ведется именно за животом, так как на нем расположен пупок, являющийся источником жизненной энергии. Ведь неспроста через него матерь соединена со своим дитем, которого она вынашивает под сердцем.

Постепенно, наблюдая за движениями своего живота, вы ощущаете, как мысли и эмоции утихают, не мешают вам чувствовать свое «Я».

Положения тела, используемые для освоения випассаны

Техника выполнения випассаны может быть представлена в двух вариантах – сидя и при ходьбе.

Для проведения медитации в положении сидя нужно принять позу, которая будет максимально удобной для того, чтобы в ней можно было просидеть 40 минут без смены положения тела. Спина и голова при этом должны быть прямыми, а глаза – закрытыми. Наблюдайте за движением живота в районе чуть выше пупка.

Випассана при ходьбе – это осознание ног, касающихся земли. Ходить можно как по прямой, так и по кругу. Делайте 15 шагов вперед и назад. При этом держите глаза опущенными вниз и наблюдайте за землей, которая находится перед вашими ногами.

Нужно наблюдать за каждым ощущением: как ступня поднимается в воздух и упирается в землю, как сгибается колено и пр.

В том случае, если возникнет какая-то преграда, устраните ее и продолжайте свое наблюдение. Постепенно уйдут переживания, смолкнет ум.

Все негативные эмоции (страхи, боль, зависть, обиды) покинут вас, а милосердие, доброта и сопереживание займут в вашей душе главное место.

Випассана – это та медитативная практика, которую с легкостью можно освоить самостоятельно. Детям она и вовсе поддается гораздо быстрее, так как их разум меньше заполнен лишними мыслями, переживаниями и негативным опытом.

Вот мы и узнали многое о технике випассана. Используя метод наблюдения за собой, человек постепенно придет к осознанию и просветлению.

Источник: https://indiada.ru/religia/vipassana.html

Самостоятельная техника медитации Випассана

Термин випассана, или випашьяна дословно переводится как «медитация прозрения». Это «видение как есть» или «высшее видение». Випассаной именуют один из курсов развития личности с помощью буддийской медитации, а также отдельные техники такой медитации.

 Люди, занимающиеся развитием «видения как есть», приходят к осознанию непостоянства, неудовлетворительности и безличности опыта.

Таким образом, данная практика приводит человека к отказу от аутентификации с элементами опыта и, как следствие, устраняет саму причину психологического, а следом и физического страдания.

Буддийская медитация випассана – релаксация Будды и его учеников

Випассана — это уникальная медитационная техника. Она делает людей, ибо випассана — это сама суть правильного видения окружающего мира и себя в нем. К этому ничего нельзя добавить, но и выбросить ничего нельзя. Во всех остальных многочисленных медитационных техниках випассана присутствует незримо, как душа.

Лучшая медитация випассана настолько проста, что выполнить ее может человек, совершенно неподготовленный, и даже ребенок. Скажу более того, маленьким детям эта техника удается даже лучше, чем взрослым людям, потому что малыш чист и невинен, и его сознание не заполнено, не захвачено ложными установками ума.

Релаксацию Випассану можно выполнять несколькими способами. Выбирайте для себя тот, который подходит вам лучше всего.

Два способа медитация випассана – выбор лучшей техники

Первый способ простой техники медитации випассана состоит в полном осознавании своих действий, своего тела и ума. Так, гуляя в городском парке, вы должны гулять с осознаванием.

Двигая рукой, поворачивая голову, всматриваясь во что-то, делайте это с осознаванием, точно зная, что и для чего вы делаете.

Огромное количество людей живут совершенно бессознательно, проходя сквозь годы своей жизни, подобно механическому устройству.

Будьте чутки к движениям, ощущениям и переживаниям своего тела. Когда вы едите, будьте внимательны к движениям, необходимым для еды, к вкусу пищи, ее температуре и качеству.

Принимая душ, будьте бдительны к теплу и прохладе, к льющейся на вас воде, и к радости, которую вы испытываете, очищая свое тело и ауру от физических и энергетических загрязнений.

Если с вами пребывает сильная медитация випассана, ваши дни уже не проходят в бессознательном состоянии.

Все это можно сказать не только о теле, но и относительно ума. Какая бы мысль ни рождалась в глубинах вашего ума, ни скользила в потоках сознания, ни пробегала по его экрану, оставайтесь наблюдателем.

Читайте также:  Что означает слон в буддизме – восточная символика

Какая бы эмоция ни затрагивала вашего сердца, оставайтесь созерцателем.

Не вовлекайтесь в токи сознания и эмоциональных водоворотов, не отождествляйте себя с происходящим, не переживайте и не давайте ибо оценки не являются частью вашей домашней медитации випассана. Вторым способом является осознавание дыхания.

Решить проблемы, мне помог Денежный амулет, который заколдован так, чтобы постоянно привлекать к ВАМ, удачу и деньги. Внимание: настоящий Талисман Удачи должен изготавливаться и настраивается строго индивидуально, я заказывала его именно здесь!

Онлайн медитация випассана – техника осознания дыхания

Научите себя осознаванию дыхания. Этот способ випассаны заключается в осознании своего живота, его подъема и опускания при дыхании.

Когда при дыхании живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается ваша жизненная энергия.

Эта сильная медитация випассана представляет собой отдельную технику: когда вы начинаете осознавать свой живот, беспокойный ум умолкает, сердце успокаивается, а эмоции сглаживаются и исчезают.

Смотреть на видео медитацию Випассана

Источник: https://www.sudba.info/samostoyatelnaya-texnika-meditacii-vipassana/

Техника Випассана развивает осознанность

Поиск Лекций

Техника Просветления Випассана – это наблюдение

Будда нашел совершенно иной угол зрения. Просто наблюдайте дыхание – входящее и выходящее дыхание.

Для наблюдения есть четыре точки. Сидя в полном умственном и вербальном молчании, просто наблюдайте дыхание, чувствуйте дыхание. В первой точке дыхание входит.

Когда дыхание вошло, на мгновение оно останавливается, на какие-то доли секунды, это небольшое мгновение и есть вторая точка. Затем дыхание разворачивается и выходит наружу – это третья точка наблюдения.

Когда дыхание полностью вышло, на долю секунды оно останавливается. Это четвертая точка наблюдения.

Если вы сможете наблюдать все эти четыре точки, то будете удивлены, изумлены чудом такой простой техники – поскольку ум в это не вовлечен. Во время наблюдения вы всегда осознанны. Випассана – это техника осознанности, техника Просветления.

Наблюдение – это не качество ума. Наблюдение – является качеством сознания, души. Наблюдение – это процесс совершенно не умственный. Когда вы наблюдаете, ум прекращает свою работу, останавливается.

Поначалу вы много и много раз забудете, и ум войдет и начнет играть в свои старые игры. Не раздражайтесь, не злитесь, не чувствуйте вину и раскаяние. Но каждый раз, как вспомните, что забыли, просто вернитесь к наблюдению, так раз за разом, снова и снова возвращайтесь к наблюдению за своим дыханием. И тогда, мало-помалу ум станет вмешиваться все реже и реже.

Минут до Просветления

И когда вы сможете наблюдать за дыханием непрерывно 48 минут, вы станете Просветленным. Вы удивились – всего 48 минут? Это потому что вы думаете это легко… всего 48 минут! Но это совсем нелегко. Сорок восемь секунд – и вы много раз станете жертвой ума!

Попробуйте проделать эту технику, держа перед собой часы. Поначалу вы не сможете оставаться осознанным даже 60 секунд, за одну минуту вы много раз заснете. Вы забудете все о наблюдении – будут забыты наблюдатель и наблюдение. Какая-то идея или мысль уведет вас далеко, весьма далеко прочь. Затем вы внезапно осознаете… посмотрите на часы и увидите, что прошло лишь десять секунд.

Но мало-помалу… Становление осознанным – это не практика, это навык. Осознанная жизнь – это навык, мало-помалу вы это впитаете.

Потому что эти несколько мгновений, когда вы наблюдали, полны такой безмерной радости, такой утонченной красоты, что, однажды, испытав вкус осознанности, вкус этих мгновений, вам захочется возвращаться к ним снова и снова – не ради того или другого мотива, но ради сущей радости присутствовать в дыхании, быть в наблюдении.

Помните: випассана – это не тот же самый процесс, который выполняется в йоге. В йоге он называется пранаямой, но это абсолютно другой процесс, фактически совершенно противоположный тому, что Будда называет випассаной.

В пранаяме вы глубоко дышите, наполняете грудь воздухом больше и больше; затем вы опустошаете грудь насколько это возможно от углекислого газа. Это лишь физическое упражнение, которое хорошо для тела, оно не имеет ничего общего с випассаной.

В випассане вы не должны менять ритм своего естественного дыхания. Вы не должны делать долгие и глубокие вдохи, не должны выдыхать по-другому, как это делаете обычно. Пусть ваше дыхание будет естественным и нормальным. Все ваше сознание должно быть сосредоточено в одной точке – в наблюдении.

Техника Випассана развивает осознанность

И если вы сможете наблюдать дыхание, вы можете начать наблюдать и другие вещи. Когда вы что-то делаете – наблюдайте, что вы делаете. Когда вы идете по улице, вы можете наблюдать, что идете, когда принимаете пищу, вы можете наблюдать и этот процесс. Сделайте свое наблюдение тотальным. И, в конце концов, вы сможете наблюдать, что спите.

В тот день, когда вы сможете наблюдать себя спящим, вы будете перенесены в другой мир. Тело продолжает спать, а внутри продолжает ярко гореть свет. Ваше наблюдение остается непотревоженным. Тогда 24 часа в сутки продолжается наблюдение. Вы продолжаете делать обычные вещи, для внешнего мира ничто не изменилось, но для вас изменилось все. И мир изменился для вас.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИТАЦИИ

Медитация – это не остановка мышления, которое так же естественно как дыхание и кровообращение. Как череда сменяющих друг друга мыслей, так и состояние безмыслия могут быть опорами в медитации. Медитация – это наблюдение, чистое внимание к тому, что вам случается переживать в тот или иной момент.

Пока вы сохраняете осознание или внимательность, вы практикуете медитацию, вне зависимости от того, что происходит в вашей практике. Если вы можете наблюдать за своими мыслями, это медитация. Если вы не можете наблюдать за своими мыслями, это тоже медитация. Если вы становитесь усталым, или вялым, или возбужденным, это тоже медитация.

Любое из этих переживаний может быть опорой для медитации. Самое важное – сохранять осознавание, независимо от возникающих мыслей, эмоций или ощущений. Если вы помните, что осознавание всего, что бы ни происходило, – это медитация, медитировать становится гораздо легче, чем вы могли подумать.

НАБЛЮДЕНИЕ ЭМОЦИЙ

Методы использования эмоций в качестве опоры различаются в зависимости от типа переживаемой эмоции. Если вы чувствуете положительную эмоцию, укрепляющую ваш ум, то можете сосредоточиваться и на чувстве, и на объекте чувства.

Например, если вы чувствуете любовь к ребенку, то можете направлять свое внимание как на ребенка, так и на любовь, которую чувствуете. Чувствуя сострадание к человеку, попавшему в беду, вы можете сосредотачиваться и на человеке, нуждающемся в помощи, и на своем чувстве сострадания.

Таким образом, объект эмоции становится опорой для самой эмоции, в то время как эмоция становится опорой для сосредоточения на объекте, вызывающем эмоции.

Но фиксация внимания на объекте отрицательной эмоции, как правило, закрепляет мысленный образ человека, ситуации или вещи как чего-то безусловно плохого. И сколько бы вы ни развивали сострадание, уверенность или другие положительные чувства, ваш ум будет почти автоматически ассоциировать объект, связанный с эмоцией с негативными идеями и будет пытаться бороться с ним или убегать от него.

Для того, чтобы разорвать цепь стимул-отношение-реакция и научиться контролировать свои негативные эмоции, нужно просто наблюдать их, не анализируя интеллектуально. Не пытайтесь ее удерживать, но и не пытайтесь подавлять. Просто наблюдайте ее, и вы заметите, что эмоция более не кажется такой мощной и всеобъемлющей, как в начале.

Чтобы понять это, представим камень, который мы сжимаем со злостью в руке. Чем сильнее наша злость, тем сильнее мы сжимаем камень. А чем сильнее мы сжимаем камень, тем больнее нашей руке… Камень – это любой объект, вызывающий негативную эмоцию – человек, место, ситуация или вещь.

И чем дольше мы фокусируем свое внимание на этом объекте, тем сильнее наша эмоция, и тем «больнее» нашему телу. А длительное «удержание» такого объекта в уме приведет к тому, что напряжение в нашем теле приведем к «перегоранию» нервной системы и, как следствие, к болезням.

Поэтому метод работы с эмоциями заключаемся в том, что мы запускаем обратный механизм – переводим внимание с объекта на ощущения в теле и дыхание и просто наблюдаем то, как эмоция «отражается» в нашем теле.

Такое смещение внимания «включает» другой механизм – механизм сохранения энергии, и мы автоматически начинаем расслаблять тело и убирать все напряжение, которое привело к перенапряжению нервной системы.

Такое наблюдение дает нам понять что любая негативная эмоция рождается в нас самих и является не более чем букетом преходящих ощущений, которые появляются, остаются непродолжительное время и затем просто исчезают… И впоследствии мы приходим к пониманию причины такого состояния, которое было вызвано нашим отношением к объекту, но не самим объектом. И вот тут, благодаря ясности, которая возникает благодаря такому процессу наблюдения, у нас появляемся осознанность, дающая нам свободу выбора и мы можем создать новую нейронную сеть, реагируя на объект-стимул так как посчитаем нужным…

Есть одна старая поговорка: «Павлины едят яд, превращая его в красоту своих перьев». Поэтому необходимо помнить, что каждый умственный недуг на самом деле является основой мудрости.

Если мы поддаемся своим недугам или пытаемся их подавлять, то в конечном счете создаем себе дополнительные проблемы.

Если же вместо этого мы будем смотреть на них прямо, то те вещи, которые мы прежде воспринимали как смертельно опасные, постепенно превратятся в такие эффективные опоры для медитации, о которых мы могли только мечтать.

Есть два вида счастья: временное и постоянное. Временное счастье действует на ум как аспирин, давая несколько часов передышки от эмоциональной боли. Постоянное счастье происходит от устранения основополагающих причин страданий.

Когда люди едят, пьют, занимаются любовью и другими делами, у них выделяются гормоны, вызывающие физические и психологические ощущения благополучия. Стимуляция этих гормонов связана с нашим выживанием и то удовольствие, которое мы получаем от такой деятельности, генетически задумано как преходящее.

Если бы еда, питье, производство потомства и прочее вызывали постоянные ощущения счастья, мы бы делали это один раз, а потом сидели бы и наслаждались… Но вместо того чтобы судорожно повторять одни и те же действия для воспроизведения переживаний временных состояний счастья, мы можем приучить себя осознавать и принимать более длительный опыт спокойствия и удовлетворенности, и устойчиво пребывать в этом состоянии.

Источник: https://poisk-ru.ru/s15434t1.html

Випассана – медитационная техника просветления. ОШО

Випассана – медитационная техника просветления. ОШОВипассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное.

Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить. Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.

Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.

Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание.

Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни.

Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый.

Читайте также:  Какие народы исповедуют буддизм и где они проживают?

По мере того как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри.

Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта.

Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания. Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.

Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская.

У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой.

Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал маленького живота очень стар; и тем не менее дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться.

Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии! Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму…

а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным.

Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.Запомните: то, что проще, — правильнее. Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты. Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления. Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас. Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.

Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи.

Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.

Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли. Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди.

Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги. Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

По материалам из книги: Медитация – первая и последняя свобода. Ошо. 

  • Читальный зал «Знахарь» © 2010

Источник: https://znaxar.com/articles/19287-vipassana-meditacionnaya-tehnika-prosvetleniya-osho.html

Что такое випассана? Техника выполнения практики по гоенки, Ошо и йоге

Випассана – это медитация, древнейшая техника освобождения души и тела от негативных мыслей и проблем. Приход к гармонии и внутреннему спокойствию. Полученное освобождение будет наивысшим показателем счастья.

Родина Випассаны

Родиной Випассаны является загадочная страна Индия. Новое учение появилось приблизительно 2500 лет назад, но Готама Буда сделал технику совершеннее. Он представил искусство медитации не только как способ улучшения жизни, но и как исцеление от болезней. С тех пор техника дошла до наших дней почти без изменений.

Наилучшим преподавателем искусства медитации является господин Гоенка, родившийся в Мьянме в середине прошлого столетия. 14 лет своей жизни он посвятил изучению техники. После этого он поселился в Индии и стал преподавать Випассану всем, кто этого желал. Сотни тысяч людей прослушали его лекции, не только индусы, а люди из разных уголков планеты.

Випассана по Гоенке завоевала популярность в странах СНГ.

Толкование Випассаны

Что такое Випассана: означает умение видеть природу внутри вещей и воспринимать их реалистично. По мнению индийцев, Випассана формирует выносливость и силу личности, возможность изменения внутреннего «я» с помощью самонаблюдения.

Все это можно сделать на основе знаний и собственного опыта. Человек фокусируется на ощущениях, формирующих телесную жизнь и старается связать их с собственной душой. Это можно назвать путешествие от низших человеческих потребностей до высших. Важно то, что главное в данной методике – разум в уравновешенном состоянии, заполненный энергией любви.

В итоге, человек самостоятельно приходит к осознанию своих потребностей:

  • убирает ненужные заблуждения;
  • переходит в состояние спокойствия;
  • владеет собой, наслаждаясь удовлетворенностью и гармонией внутреннего мира.

Випассану практиковал мастер Ошо, и он внес свои важные дополнения.

Методы Випассаны по Ошо

По словам Ошо, великий Будда также практиковал Випассану. Ошо разработал важную технику, с помощью которой можно наблюдать за своим дыханием. Это нормальное явление, сопровождающее человека 24 часа в сутки. Мастер Ошо рекомендует употреблять вегетарианскую пищу, если человек практикует Випассану. Потому, как мясная пища снижает чувствительность и тогда медитация не столь результативна.

Ошо Випассана имеет три техники и каждый может выбрать ту, которая вам больше по душе.

Первый метод

Техника выполнения первого метода заключается в умении осознавать свои действия. Вы должны точно понимать, что в данный момент происходит с вашим разумом, сердцем.

Это важно и для и других действий:

  • Принимая душ, осознавать прохладу, влагу, очищение.
  • Во время обеда ощущать вкус и запах еды.
  • При чтении слышать шуршание страниц, ощущать свет ночника, осознавать то, о чем читаешь и т.д.

Остановиться на любой, посещающей ваше сознание мысли, и оставаться в роли наблюдателя.

Осознавать мысли можно, но оценивать или анализировать нельзя.

Второй метод

В основе второго метода – осмысление своего дыхания. Когда мы вдыхаем, живот поднимается, выдыхаем – опускается. Применяя второй метод, человек должен осознавать движение брюшной полости. При вдохе и выдохе внутренняя жизненная энергия также двигается от низа до верха и наоборот.

В древности чрево для людей имело особое место, т.к. там зарождается новая жизнь. Они считали, что чрево – это источник бодрости и мудрости. В первом методе практикуется осознание тела, разума, эмоций, а во втором – осознание движения чрева, что приводит к спокойствию разума, сердца, эмоций.

Третий метод

Данный метод основывается на четком осознании собственного дыхания. Прочувствуйте прохождение воздуха через ноздри и наполнение ним тела. Остановитесь на центре живота.

Сознательно ощутите, как выходит воздух носом, становясь теплее. Третий метод лучше подходит мужчинам, т.к. они занимаются силовыми упражнениями и привыкли контролировать дыхание.

Женщины, в своем большинстве, дышат животом.

Данные методы можно практиковать в домашних условиях, хотя существуют специальные курсы по практике Випассана.

Полезные рекомендации

Если вы примите во внимание предложенные рекомендации, вы добьетесь нужного результата:

  • На любую технику выделять минимум один час в сутки.
  • Выполнять технику каждый день без пропусков. Только систематичность гарантирует результат.
  • Не желательно практиковать Випассану за час перед сном и через час после еды.
  • Выбрать удобное тихое место, чтобы можно было уединиться.
  • Подобрать удобную позу, в которой комфортно было бы сконцентрироваться и расслабиться. Глаза закрыть, спину держать прямо.
  • Хорошо, когда есть специальная скамеечка для медитации или подушки. Они помогают полностью раствориться во время практики.

Желаемый результат не приходит сразу, нужны длительные часы медитации.

Но если систематически практиковать упражнения, перестав лениться, то несколько дней занятий Випассаны покажет, что в вашей жизни стало меньше проблем. Постепенно вы почувствуете больше свободы.

Заниматься можно дома, но курсы под наблюдением специалиста принесут больше эффективности, особенно на начальном этапе. Занятия проходят в течение 10 дней.

10 дней занятий подарят гармонию в жизни и облегчат страдания. Подобные тренинги часто проводят в тюрьмах – результаты поражают.

Как работает Випассана?

После прохождения 10-дневной практики, люди ощущают, что стали добрее, спокойнее, улучшается настроение.

Как проходит практика?

  • медитация по 10 часов в день;
  • отсутствие общения с другими людьми и с внешним миром.

Задания могут быть разнообразными. Так, если стоит задание бегать в течение 15 мин, то необходимо контролировать дыхание и пульс.

Это развивает нижние конечности, дыхание. Начать тренировки по бегу лучше с инструктором.

Когда звучит задание: «Сидеть 1,5 часа с ровной спиной, не двигаться, наблюдать за ощущениями на теле, не реагируя на них», – тренируется балансировка ума и понимание вещей.

На любое ощущение в мозге происходит эмоциональная реакция.

Если кто-либо сделал царапину на вашем авто, у вас появляется злость. Ситуация уже случилась, но злость не утихает часов 8. Такие же примеры можно привести с другими чувствами: радость, грусть, удовольствие, интерес и т.д.

В итоге эмоции активно реагируют и мешают осмысленно взглянуть на ситуацию. Но чем опытнее человек, тем разумнее он воспринимает ситуацию и правильнее действует.

Для получение такого опыта, важно не приумножать новые эмоции, а в спокойном состоянии разобраться со старыми. Это и дает медитация.

Чтобы не прибавлять эмоции необходимо:

  • Убрать внешние раздражители.
  • Прояснить ум.
  • Наблюдать за чувствами и эмоциями, но не производить какой-либо реакции.
  • Дать возможность мозгу вспомнить, осознать, пережить, волнующую проблему.

Убрать внешние раздражители лучше всего помогут курсы, где в течение 10 дней будет покой, не будет необходимости контролировать время, думать о еде, работе, не будет связи с внешним миром. Запрещается с кем-либо говорить, читать, писать. Практика проводится в помещении, где тихо и темно.

Для успокоения ума лучше всего подходит контролирование собственного дыхания, позвоночник нужно держать прямо. Если спина согнута, появятся болевые ощущения уже через 10 мин, что возвращает состояние ума из грез в реальность жизни. Чтобы этому научиться, нужно около 3 дней занятий.

Научиться наблюдать эмоции и чувства можно с помощью физиологических проявлений (лимон-слюна подкатилась, пропасть-сердцебиение учащается и т.д.). Подавить эмоции нельзя, они будут проявляться в микровыражениях.

Когда человек сидит в зале, не двигаясь, в полной тишине, мозг начинает чувствовать ощущения на тонком уровне:

  • Разница температуры входящего воздуха и выходящего во время дыхания.
  • Как сокращаются разные отделы сердца.
  • Напряженность между бровями, если вспоминается царапина на авто.

При повышенной чувствительности, человек учится сканировать собственное тело от кончиков волос до кончиков ногтей на ногах; находить ощущения, связывая их с эмоциями, и наблюдать. Это и будет называться медитация Випассана, на которую уходят следующие 7 дней.

За этот период вспоминаются, переживаются, осознаются и завершаются многие эпизоды. На уровне интеллекта происходят неожиданные прорывы в понимании той или иной проблемы и вдруг находиться способ ее решения.

Пройдя первый курс, люди замечают непрерывный поток мыслей, часто отвлекаются, много времени проводят в фантазиях, а не в реальности. Вспоминают свои поступки и переосмысливают их, осознают поведение других людей.

Но последние 7 дней медитации Випассаны проходит, как несколько лет обыденной жизни.

Источник: http://FiguraDoma.ru/joga/blog/chto-takoe-vipassana-tekhnika-vypolneniya-praktiki-po-goenki-osho-i-joge.html