Синтез искусств в буддийском храме – восхитительные ваты

Урок по искусству в 9 классе: Храмовый синтез искусств Учитель изобразительного искусства Остова Тамара Анатольевна ГБОУ СОШ 591 Невского района Санкт. – презентация

Синтез искусств в буддийском храме - восхитительные ваты

1 Урок по искусству в 9 классе: Храмовый синтез искусств Учитель изобразительного искусства Остова Тамара Анатольевна ГБОУ СОШ 591 Невского района Санкт -Петербург<\p>

2 Синтез искусств – это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.<\p>

3 В оформлении храмов ярко проявляется синтез: архитектуры, декоративно-прикладное искусство монументальное искусство (фрески, мозаики) Скульптура Живопись Церковная музыка<\p>

4 Храм – это культовая постройка, которая воплощает образ мироустройства в той или иной религии, её основные ценности. Храм есть земное жилище Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом, место спасения души. Поэтому образ храма содержит в себе идею Божественного начала.<\p>

5 Христианская архитектура воплощает в себе и православные храмы и католические соборы. Мусульманские храмы состоят из мечети и минаретов. Буддийские храмы имеют в основе пышный и тяжелый орнаментально- скульптурный декор.<\p>

6 Православный храм Для молящихся отводится основное помещение храма. Дмитровский собор Владимир<\p>

7 Храм Христа Спасителя Владимирский собор<\p>

8<\p>

9 Для молящихся отводится основное помещение храма.<\p>

10 Зримым напоминанием о Боге и призывом к нему является икона<\p>

11 Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых Николай Чудотворец Серафим Саровский<\p>

12 В XVIII в.эти напевы сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал как основы государственности России. Хоровое пение без сопровождения (акапелла)<\p>

13 Католический собор Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами – витражами, Звучание органа Католический Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии<\p>

14 Кёльнский собор Готический собор в Кёльне (Германия), объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Строительство: гг., гг. С высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.<\p>

15 Миланский собор Кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965 года.<\p>

16 Собор Лас-Лахас (Илеалес ) В Колумбии, недалеко от границы с Эквадором, на мосту через реку Гуаитара. В своем величии имеет все– редкую по красоте архитектуру, сказочный образ и поэтичную легенду. Началось Строительство Собора Лас-Лахас внутри каньона реки Гуаитара в 1916-м году и продолжалось вплоть до 1949-го года. Собор был возведен на пожертвования на месте старой часовни, построенной в 19-м веке.<\p>

17 Мусульманский храм (мечеть) Символизирует единого Бога (Аллаха), Минарет (башня около мечети) – его пророка (Магомета) Включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал Мечеть Джами Маджида<\p>

18 минареты<\p>

19 Купола мечетей<\p>

20 Главные архитектурные элементы: огромный купол, архитектурные «сталактиты» – ниши создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную красоту, а минарет – божественное величие. На стенах изречения из Корана<\p>

21 Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Художественный стиль ислама – декоративный, орнаментальный. Орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов, а в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и преданности Аллаху<\p>

22<\p>

23<\p>

24 Буддийский храм Сооружается из мощных обтесанных камней и плит; Пышный и тяжелый орнаментальный скульптурный декор, охватывающий всю поверхность; Отсутствие арки и свода; На кровлях висят многочисленные колокольчики (защита от злых духов).<\p>

25 Буддийский храм Ват Кунарам<\p>

26<\p>

27 Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театральными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.<\p>

28 Монахи исполняют танец с масками<\p>

29<\p>

30 Вопросы: Что общего между храмами, представляющие мировые религии? Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?<\p>

31 Ресурсы интернета<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/995000

Конспект по искусству на тему “Храмовый синтез искусств” (9 класс)

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Тамбовская область, г. Моршанск

КОНСПЕКТ УРОКА ИСКУССТВА В 9 КЛАССЕ

ТЕМА: «ХРАМОВЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ»

Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории

Цель: знакомство с разными видами религий и их воплощением в

произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки.

Оборудование:компьютер,мультимедийная презентация

ХОД УРОКА

«Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания… Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими…» (Павел Флоренский)

Рассказ учителя проходит на фоне презентации:

Ученье – свет, а неученье – тьма.

На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял пытливые умы и побуждал их к открытиям неизведанного. В искусстве знание немыслимо без стремления к красоте, ибо именно красота спасет мир. Стремление к знаниям и красоте заставляло людей творить то, что сейчас называется нашим культурным наследием.

Россия, в отличие от Запада, развивалась особым, предназначенным ей путем. Самобытность русской культуры проявлялась в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки. В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы.

В них писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества.

Сегодня, на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы убедимся, что храм объединяет все виды искусства.

Храмы  —  это  культовые  постройки,  воплощающие  образ  мироустройства  в  той  или  иной  религии (христианство,  буддизм,  ислам),  ее основные  ценности. 

Звучит колокольный звон.

Храм  – как бы земное  жилище  неземного  и  вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву,  место  единения  с  Богом  через  таинство,  место  спасения  души.

В  храме  человек  ищет  убежище  от  мирской  суеты. Обращаясь  в молитвенном порыве к  Богу,  осознает  единство  земного  и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное  искусство  обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и  сочувствие,  умиление и покой,  просветленная  радость  и  одухотворение.

Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? – Обилие икон. Прочитание икон – это зримое выражение самой сути Православия.

Вопросы:

1. Какими качествами должен был обладать иконописец по сравнению с художником?

2. Чем икона отличается от картины?

Синтез  искусств  —  это  соединение нескольких  разных  видов  искусства в  художественное  целое. Синтез  искусств  можно  встретить в  разных  сферах  художественной  деятельности. 

С  древних  времен  известен  синтез  архитектуры,  скульптуры  и  живописи.

Возникновение, развитие и существование  искусства  разных  народов мира  обладает  удивительным  сходством.  Это  свидетельствует  об  общечеловеческих  законах  искусства, которые  находят  свое  воплощение  в обрядах,  верованиях,  религиозных ритуалах.  В  архитектуре,  оформлении  храмов,  музыкальном  сопровождении  богослужения  отразились представления  человека  о  мире.

В  православном  храме  для  молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная  часть  —  для  божественной  сверхреальности. 

Зримым напоминанием  о  Боге  и  призывом  к Нему  является  икона.  Строгие  одноголосные  напевы (знаменный распев) созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах,  в  мозаиках,  фресках.

Прослушивание: «Знаменный распев»

В  XVIII  в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции (партесное пение),  символизирующие  могущество  и  единение  светского и церковного начал,  как основы государственности  России.

Прослушивание: «Григорианский хорал»

Золотой  фон  словно  уносит  фигуры  святых  в  недосягаемые  светящиеся  сферы.  Интенсивные  красочные пятна  в  мозаиках  придают  выразительность образам святых и реальных людей.  Сияние  огромного  количества  лампад  и  свечей,  пение  искусных и  подготовленных  певцов  усиливают благолепие  службы.

  Но  внутреннее, душевно-духовное  наполнение  обряда  молитвой  есть  дело  находящихся в  храме  людей.
Грандиозность  и  величественность архитектурного образа католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера.

  Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки. Огромные  ажурные окна  с  цветными  стеклами  —  витражами  —  делают  прозрачной  и  легкой преграду  между  интерьером  собора и  внешним  миром.

  Льющийся  через стекла  витражей  цветной  таинственный  свет,  создавая  в  храме  необычную  цветовую  среду,  отличную  от внешнего  мира,  символизирует  свет христианского  познания. 

Архитектура,  скульптура,  живопись, таинство литургического действа в православном  храме соотносятся  с  хоровым  пением  без  сопровождения  (а’cаpеllа).  В  католическом  —  не  только  с пением,  но  и  со  звучанием  органа. 

Мусульманский  храм  (мечеть)  своим  великим  куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)  —  его  пророка  (Магомета).  Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства  —  открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.

Главные  архитектурные  элементы мечети  послужили  основой  для  формирования  мусульманских  понятий  о красоте.

  Огромный  купол,  парящий над  мечетью,  так же  как  и  архитектурные  «сталактиты» —  ниши,  нависающие  друг над  другом,  создают иллюзию  бесконечного  и  непостижимого неба  и  символизируют  божественную совершенную  красоту,  а  минарет  — божественное  величие.  На  стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана.

Древний  буддийский  храм,  сооруженный  из  мощных  обтесанных  камней и плит, был основой для пышного и  тяжелого  орнаментального  скульптурного  декора,  охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием  этого  является  отсутствие арки и  свода. В буддийских храмах на кровлях  висят  многочисленные  колокольчики.

Они раскачиваются при малейшем  порыве  ветра,  наполняя  окружающее  пространство  нежным  мелодичным  звоном.  Одновременно  колокольчики были защитой святилища от проникновения  злых  духов,  входили  в состав ритуальных предметов, которые использовались  в  церковных обрядах.

Буддийские  религиозные  праздники сопровождаются  обычно шествиями  с театрализованными  представлениями, музыкой  и  ритуальными  танцами  на открытом воздухе.

Вопросы и задания:

  1. Рассмотрите  фотографии  храмов,  представляющих  основные  мировые  религии:  христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Есть  ли  между  ними  что-либо  общее?  Если  да,  то  что  именно?  Что можно  сказать  о  стилях  этих  храмов?  В  чем  специфичность  каждого?

  2. Какие  искусства  задействованы  в  религиозных  ритуалах?

  3. Послушайте  музыку,  сопровождающую  богослужения  в  разных  религиях,  и  определите, в каких  храмах  она  должна  звучать.  Соотнесите  характер  ее  звучания  с особенностями  того  или иного  храма. 

На слайде – изображение собора Парижской Богоматери и храма Покрова на Нерли.

Обучающийся читает отрывок из Р. Киплинга:

Запад есть Запад, Восток есть Восток.

Не встретиться им никогда –

Лишь у подножия Престола Божия

В день Страшного суда!

Учитель. Согласны ли с этим утверждением? Почему? Подтвердите свои высказывания деталями изображенных храмов.

Обучающиеся пытаются дать сравнительную характеристику готического и православного храмов – особенности архитектурных стилей.

Предлагается изложить эти особенности в таблице и записать на доске. В результате получается:Готический собор.

Архитектурные детали – шпили, арки, стрельчатые окна, трансепты, контрфорсы, аркбутаны, витражи, окно-роза, башни, своды. Купол, барабан, аркатурный пояс, закомары, четверик, антропоморфность.

Определите, какому древнерусскому храму посвятила свое стихотворение И. Снегова:

Свечой на ладони – на голом лугу –

Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.

Мерцает в излучине, будто из туч,

Сквозит к нему некий единственный луч.

Пропорций бесспорность иль магия лет? –

Струящийся в небо единственный свет!

И сколько б ни шел ты назад допоздна,

Идет за тобою его белизна. (Храм Покрова на Нерли)

Кульминация

На экране – слайд с изображением Собора Василия Блаженного.

Учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина «Зодчие»:

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель,-

Гласит летописца сказанье,-

В память оной победы

Да выстроят каменный храм

И к нему привели

Флорентийцев,

И немцев,

И прочих

Иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Статных,

Босых,

Молодых.

Лился свет в слюдяное оконце,

Был дух вельми спертый.

Изразцовая печка.

Божница.

Угар я от жара.

И в посконных рубахах

Пред Иоанном Четвертым,

Крепко за руки взявшись,

Стояли сии мастера.

«Смерды!

Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквей, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестись на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван,

В алтаре,

И при входах,

И в царском притворе самом.

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублева

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом…

А в ногах у постройки

Торговая площадь жужжала,

Торовато кричала купцам:

«Покажи, чем живешь!»

Ночью подлый народ

До креста пропивался в кружалах,

А утрами истошно вопил,

Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,

У плахи лежал бездыханно,

Прямо в небо уставя

Очесок седой бороды,

И в московской неволе

Томились татарские ханы,

Посланцы Золотой,

Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом

Та церковь была –

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту, –

Непотребная девка

Стояла у Лобного места

И, дивясь,

Как на сказку,

Глядела на ту красоту…

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь –

От подвалов и служб

До креста

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

«Лепота!» – молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

И клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Темных,

На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,

Где кричали дьяки:

«Государево слово и дело!» –

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь

Такая,

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

Гусляры. (1938 г.)

Вопрос на закрепление: Какие виды искусства воплощает в себе храм?

Задание на дом: Подумать, представить и описать, каким вы представляете себе храм будущего.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-po-iskusstvu-na-tiemu-khramovyi-sintiez.html

Храмовый синтез искусств

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством.

Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах.

В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . .

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.

Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в.

их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.

Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки.

Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.

Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.

Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте.

Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» — ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет — божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.

В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный.

Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики.

Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах.

Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

Литература:

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Источник: https://studopedya.ru/2-75836.html

Разработка урока по искусству на тему: “Храмовый синтез искусств”. (9 класс)

Тема урока: Храмовый  синтез  искусств

Подготовила: Алтынник Антонина Николаевна,

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.

Цель урока: Познакомить с синтезом искусств в архитектуре, с видами архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Развивать умение воспринимать духовную музыку в синтезе с храмовым искусством. Познакомить с видами храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Ход урока

Орг. Момент.

Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.

Сообщение нового материала.
Синтез  искусств  —  это  соединение нескольких  разных  видов  искусства в  художественное  целое,  сотворение оригинального  художественного  явления.

  Синтез  искусств  можно  найти в  разных  сферах  художественной  деятельности.

  С  древних  времен  известен  синтез  архитектуры,  декоративно-прикладных и  монументальных искусств, скульптуры  и  живописи.

В озникновение, развитие и существование  искусства  разных  народов мира  обладает  удивительным  сходством.

  Это  свидетельствует  об  общечеловеческих  законах  искусства, которые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах.

В  архитектуре,  оформлении  храмов,  музыкальном  сопровождении  богослужения  отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа,  их  создавших.

Храмы  —  это  культовые  постройки,  которые  воплощают  образ  мироустройства  в  той  или  иной  религии (христианство,  буддизм,  ислам),  ее основные  ценности. 

Храм  есть  как  бы земное  жилище  неземного  и  вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву,  место  единения  с  Богом  через  таинство,  место  спасения  души. Земной  храм  является  образом Храма  вышнего,  земным  жилищем Бога.  Поэтому  образ  Храма  содержит в  себе  выходящую  за  пределы  человеческого сознания идею Божественного и в тоже время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь  в молитвенном порыве к  Богу,  осознает  единство  земного  и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, монументальность фресок,  сдержанная  пластика  скульптур,  звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-п рикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное  искусство  обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и  сочувствие,  умиление и покой,  просветленная  радость  и  одухотворение.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/izo/231930-razrabotka-uroka-po-iskusstvu-na-temu-hramovy.html

Презентация – Искусство 9 класс «Храмовый синтез искусств»

Слайды и текст этой презентации

«Искусство» 9 классХрамовый синтез искусствКак вы понимаете слово «синтез»?Подберите синонимы к этому понятию Соединение Связь Слияние Единство Целостность

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Какие виды искусства соединяются в храмах?

Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души… Дмитровский собор

Православный храм

Православный храм

Православный храм

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.Икона «Богоматерь Владимирская »

Богоматерь Великая Панагия (Оранта) 

Католический храмГрандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера.Римско-католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва

Католический храм

Мусульманский храмМусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.

Мусульманский храм

Мусульманский храмДеталь арочного свода. Каллиграфический орнамент.Буддийский храм В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя пространство мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах.Творческое задание: Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Опишите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого? Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?

Источник: http://lusana.ru/presentation/8047

Храмовый синтез искусств

Храмовый синтез искусств

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Искусства обходят кругом весь мир и циркулируют, как кровь в наших жилах»
Вольтер

На протяжении всего периода существования человечества существует и искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и души человека, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, постоянно взаимодействуя друг с другом. Такое единение и взаимосвязь называют синтезом искусств.

Синтез таких видов искусств как архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, скульптура, религиозная живопись находит свое воплощение в культовых постройка – Храмах.

Издавна образ Храма содержал в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирал все представления о мироустройстве в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм).

Храм для верующего человека является земным жилищем неземного и вездесущего Бога, местом общения с Богом через молитву, местом единения с Богом через таинство, местом спасения души.

Огромный и сложный мир Православного Храма открывается каждому из нас по-своему. Одному – глубиной святоотеческой мысли, другому – возвышенной красотой фресковой росписи и иконописи, а кому-то – торжественностью и величием обрядов.

Каждый Православный Храм неповторим. Вспомним о величественном Храме Христа Спасителя – самом крупном Кафедральном Соборе России.

Он относится к числу так называемых обетных Храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших.

Этот необыкновенный Храм был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России, как памятник мужеству русского народа в борьбе с Наполеоновским нашествием 1812 г.

Автором проекта был русский архитектор К. А. Тон, который посвятил Храму Христа Спасителя почти полвека. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, Храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Над созданием Храма под руководством К. А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени.

Свой вклад внесли архитекторы Н. В. Дмитриев, И. С. Каминский, И. И. Свизяев, К. К. Рахау, А. И. Резанов. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В. Верещагиным, П.

Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур были П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский, Н. Пименов, П. Ставассер. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Известны имена каменных дел мастеров, которые вели работы: К. Анисимов, М.

Филиппов, Рябков.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные молитвами праведников на Россию.

Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников, кто потрудился для утверждения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России.

Имена доблестных героев были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В Храме Христа Спасителя был собственный хор – один из лучших в Москве. В Храме звучали голоса Ф. Шаляпина и К. Розова. Исполнялись произведения П. Чайковского, А. Архангельского, П. Чеснокова, А. Кастальского.

В 1931г. Храм Христа Спасителя по решению ЦИК СССР был уничтожен.

«Прощай, хранитель русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал… Венчанных славою героев Россия отдала векам, Христу Спасителю построив

В сердцах нерукотворный храм…»

Считалось, что эти строки, ходившие в 1931 г. в списках, написал академик Н. В. Арнольди.

В 1999г. новый Храм Христа Спасителя был восстановлен как условная внешняя копия первоначального архитектурного шедевра.

Полное единение архитектуры, скульптуры, религиозной живописи, декоративно-прикладного искусства, религиозного пения, звуков органа присутствует в величественном образе католического Храма.

Обратимся к конкретному образу – Римско-католическому собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой католический Храм России, один из двух действующих Храмов Москвы.

Собор был построен в начале 20 столетия на средства польской общины Москвы и католиков других городов России. Проект архитектора Ф. О. Богдановича – Дворжецкого был выполнен в неоготическом стиле.

Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а прообразом купола явился купол кафедрального собора в Милане. Планировка собора крестообразная.

На шпиле центральной башенки Храма установлен крест. В притворе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Стрельчатые оконные проемы украшены витражами, которые делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.

Под оконными проемами, на внутренних поверхностях стен находятся 14 барельефов – 14 «стояний» Крестного пути. За первой стрельчатой аркой потолка находятся хоры для певчих и орган. В Храме находятся частицы мощей святых, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии.

В пресвитерии собора, на стене апсиды находится Распятие. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры – Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Захлебиным. В 2005 г. в соборе установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.

Примечателен образ древнего буддийского Храма. Древние Храмы в виде пагод (ступ) возникли в древней Индии. Они имели форму перевернутой чаши. В фундамент таких построек замуровывали буддийские реликвии, священные писания, драгоценности.

В древнем Китае, а впоследствии и в Японии, пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш. На кровлях подвешивали многочисленные колокольчики, которые защищали святилище от проникновения злых духов.

В состав храмового комплекса входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека, зал для медитаций, помещение – жилище монахов и трапезная. Буддийские Храмы были украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурами, отображавшими образы Будды, образы богов-хранителей, гневных и благостных, а также буддийских святых.

Буддийская скульптура – деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая – служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения.

Древние буддийские Храмы становились произведениями зодчества и центрами многих искусств – архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства.

Обратимся к образу одного из самых крупных буддийских памятников на земле – Храму Боробудур. Храм расположен на острове Ява в Индонезии, построен между 750 и 850 гг. Боробудур выстроен в форме ступы, которая напоминает гигантскую мандалу.

Эта мандала отражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Фундамент ступы квадратный со стороной 118метров. У ступы имеются восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхние – круглые. На верхнем ярусе расположено72 малых ступ вокруг большой центральной ступы.

Каждая ступа в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены статуи Будды.

Сотни лет Храм лежал под слоем вулканического пепла. В 1984г. Боробудур был восстановлен при содействии ЮНЕСКО. В настоящее время Храм является местом паломничества и молитв.

По мере совершения ритуального обхода каждого яруса, паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения.

А прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, через выемки в ступе, согласно поверьям, приносит счастье.

В религиозной культуре ислама главным священным сооружением является мечеть. Мечеть – это мусульманское молитвенное архитектурное сооружение. С точки зрения мусульманина мечеть – это модель и символ мира. Архитектура мечети символична.

Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Великий купол мусульманской мечети символизирует единого Бога – Аллаха.

Башни, находящиеся рядом с мечетью – минареты – его пророка Магомета.

Художественный стиль ислама – декоративный. Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик или образы животных.

Мусульманские святыни обильно украшались сложнейшими орнаментальными композициями, в которых гармонично взаимодействовали элементы растительного и геометрического орнамента. Также каллиграфическое искусство в мусульманских странах было доведено до совершенства.

Арабская вязь, возникшая в Ираке, первоначально использовалась как способ украшения мечетей. Ею же переписывали священные тексты.

Одной из крупнейших в мире мусульманских святынь является мечеть Джами Масджида (Пятничная или Соборная мечеть), находящаяся в Индии. Это строение поражает величием своей архитектуры и законченностью. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Высота боковых минаретом достигает 41 м. Внутри мечети – просторный молельный двор площадью в 400 кв. м.

Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги на камне, рыжеватый волос из его бороды, глава Корана, начертанная под его диктовку и осколок надгробья, некогда стоявшего над могилой пророка.

Проблема национальной культуры становится сегодня особенно острой. А между тем, возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством.

Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в архитектуре, оформлении храмов, в религиозных обрядах и ритуалах, музыкальном сопровождении богослужения.

Храмовый синтез искусств являет нам представление человека о самом себе, о мире, о той роли и мисси, которая предначертана каждому из нас в этом мире.

Больше информации по теме: http://festival.1september.ru

Источник: http://mymylife.ru/domashnee-khozyajstvo/katalog-statej/116750-khramovyj-sintez-iskusstv

Ссылка на основную публикацию