Даосизм и буддизм: сходства и различия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

ШКОЛА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

кафедра философии и социально-гуманитарного  образования

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине  «История религии»

Специальность «Культурология»

на тему «Даосизм и буддизм: сходства и различия»

Выполнил  студент  гр. С10204       Салионова А. Ю.Проверил  преподавательЗайцева Н. Ю.            ________________________________________                       зачтено/незачтено

г. Уссурийск 2011

Содержание

Введение…………………………………………………….…..…..3

  1. Даосизм……………………………………………….………4
    1. Формирование…………………………………….….…….…4
    2. Основные категории даосизма………………………….…..5
    3. Духовное обновление………………………………………..8
    4. Энергия Ци…………………………………………..…….….9
    5. Ритуалы и обряды……………………………………………10
  2. Буддизм…………………………………………..……………12
    1. 32 признака Будды…………………………….……………..16
    2. Махаяна и Тхеравада…………………………………………17
  3. Даосизм и буддизм – сердце китайской культуры..………..18
    1. Даосизм и дзен-буддизм…………….………………………..20

Заключение……………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………..23

Введение

На пороге XXI столетия в  общественном сознании все более  утверждается мысль о том, что  человечество находится на крутом переломе. Сегодня наблюдается экстраординарный глобальный кризис, охвативший сразу искусство, науку, философию, религию, право, политику.

Вокруг царит всеобщая раздробленность, как науки и религии, теории и практики, так и человека и природы, мысли и чувства, сознательного и бессознательного. В условиях культурного кризиса, человек ищет опоры в традиционных культурных ценностях. В XXв.

внимание как ученых, так и «простых людей» все чаще привлекают восточные культуры, в том числе культура Китая, являющаяся базовой культурой стран Дальнего Востока.

Культурное наследие Китая  всегда привлекало ищущих людей непостижимой гармонией части и целого, человека и природы, «внешнего» и «внутреннего». В условиях кризиса западной философии  и религии многие находят опору  в учениях китайских мудрецов Конфуция, Лао-цзы, Чжуан-цзы.

Чань-буддизм, имеющий на Западе довольно большую  популярность и оказавший влияние  на творчество многих известных западных писателей и ученых, возник именно в Китае.

Некоторые исследователи  считают, что именно идеи даосизма и  буддизма могут помочь преодолеть глобальный культурный кризис современного общества, что лишь обратившись к традиционным ценностям Востока, мы найдем спасение.

Цель данной работы – изучить даосизм и буддизм.

Для достижения поставленной цели нам нужно выполнить следующие задачи: раскрыть вопрос истории возникновения данных религиозных учений, описать их основные положения, показать, что учения даосизма и буддизма являются основой для постижения всей восточной культуры, показать сходства двух религий. Объектом исследования данной работы являются древние культуры: даосизм и буддизм. Предмет – особенности каждой из изучаемых культур: ритуалы и обряды, традиции.

Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», всеобщем Законе и Абсолюте китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки.

Даосизм в стабильной религиозной организации оформился во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские  культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.

Философские сочинения, относящиеся  к даосизму, начинаются с эпохи  Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.

Другим знаменитым текстом  раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

В начале II века н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира — Пань-гу.1

    1. Основные категории даосизма

Дао — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире

Дэ — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая, которую он мог передавать своим подданным.

У-вэй — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать

Пу — буквально «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

Дао многозначно, это бесконечное  движение.

В основе учения даосизма лежит принцип  дао, который буквально переводится  как “путь”, “дорога” (второе его значение — “метод” и “высший принцип”). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает  все сущее». Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира.

Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Дао даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Даосизм ставит перед человеком задачу добиться слияния его души с мировым порядком Дао.

Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Досизм учит, что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом “пассивность” или понятием “плыть по течению”. С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е.

добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь.

Мужское начало — ясность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь. 
        Начиная со II в. н.э. о Лао-цзы появилось много легенд.

В одной из них, в частности, утверждается, что он был зачат лучом света, что мать носила его во чреве 72 года и на свет Божий он появился у нее через левую подмышку. Лао-цзы родился с седыми волосами, а долго жил благодаря помощи магических сил.

 Развитие религиозной формы даосизма (Дао цзяо) было связано с обрядами, врачеванием, изгнанием злых духов и народными праздниками. Цель приверженцев даосизма (даосов) – достичь гармонии с природой посредством медитации, следуя Дао, путем, который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия (в последнем даосизме – бессмертия).

    Даосизм – это не просто пассивное созерцание. Труды Лао-цзы служили последующим поколениям религиозно настроенных мыслителей, старавшихся «превзойти пределы человеческого существования». Они стремились «украсть секрет неба и земли», вычленить из него тайну происхождения жизни, чтобы обрести бессмертие.

  Важнейшим текстом даосизма считается «Дао дэ цзин», где «Дао» означает «путь», «метод», а «дэ» – «благодать», «благую мощь». Его авторство приписывают Лао-цзы. В книге предложена модель мира, в которой над всеми богами царит таинственная сила Дао. Например, секрет долголетия заключается в том, чтобы следовать Дао. Дао – всеобщее начало и правило, управляющее вселенной, природой и человеческим обществом. Дао присуща мощь (дэ), посредством которой она и проявляет себя.

Религиозный даосизм в  начале средних веков разделяется  на философское и религиозное  направление, что связано с крушением  империи Цино и Хань, войнами и  междоусобицами.

В даосизм проникают  древние божества, и формируется их иерархия; возрождается практика молитв и медитации, ведущих к бессмертию (сянь). Большое развитие получила и алхимия (создание «золотой пилюли бессмертия»), совершенствовались практика йоги и медитации.

Этот новый даосизм стали называть религиозным даосизмом (дао цзяо), чтобы отличить его от учения Лао-цзы и Чжуан-цзы, стремящихся лишь к долголетию.

У китайцев долголетие ценится  как знак того, что человек идет по «Дао – пути неба и земли», подчиняется  естественному порядку вещей, принимая все радости и невзгоды как  должное. 

В формировании даосизма значительную роль сыграли и такие древние  мыслители,  например Ле-цзы и автор труда «Хуайнань-цзы», а также школа «Пути истинного единства» и более поздние школы – «Высшей чистоты» и «Пути совершенной истины».

В современном Китае чисто  религиозный даосизм сходит на нет, а из некогда крупных школ сохранились  лишь две: «Путь совершенной истины»  и «Путь истинного единого». В  религиозном даосизме (Дао цзяо) особое значение придавалось поискам  бессмертия. К бессмертию шли чрез медитации, ритуальную практику, алхимию  и философию.

Направление даосизма (Дао  цзяо) складывалось из деятельности многочисленных сект, групп и школ. Так в 12 веке, в основном сформировался канон  даосских текстов «Дао Цзан».

В некоторых  школах основное внимание уделяется  достижению гармонии космических потоков  инь и ян при помощи ритуального  действа; другие больше внимания уделяют  занятиям медитативной практикой, дыхательными упражнениями и экспериментами по установлению контроля над разумом и телом.

В среде китайцев, сохраняющих  верность традициям, религиозный даосизм  и сегодня играет организующую роль во многих народных празднествах, а  служители культа по прежнему практикуют врачевание и обряд изгнания бесов: изгоняют злых духов, стремятся установить контроль над опасным переизбытком силы Ян, чтобы таким образом сохранить  гармонию на космическом, социальном и индивидуальном уровнях. Однако управление энергетическими потоками и обретение бессмертия доступны лишь немногим адептам и учителям. Бессмертие трактуется буквально – обретение нетленного тела, состоящего из некой субстанции, либо символически – как достижение внутренней свободы и раскрепощенности духа.2

    Помимо праздников в честь  бесчисленных святых, бессмертных  и героев, даосская религия обращает  большое внимание на отправление  основных обрядов жизненного  цикла (рождение детей, и в  первую очередь сыновей, свадьбы,  похороны), а также соблюдение  постов: «тутаньчжай» (пост грязи  и угля), «хуанлучжай» (пост желтого  талисмана). Важная роль отводится  празднованию Нового года (по  лунному календарю).   

  Даосизм обращает особое внимание на поддержание и сохранение мужской и женской энергий. Даосы, как и Буддисты, придают большое значение ритуальному чтению канона.

Они верят, что так достигается моральное совершенствование и духовное обновление не только религиозной общины, но и общества в целом. Кроме того, участники обряда упражняются в медитации и созерцании религиозных символов.

Ритуал помогает сконцентрировать внимание на главном в даосизме – на установлении равновесия сил инь и ян и на достижения гармонии с природой.    Даосизм основан на слиянии человека с природой.

  Чтение канона тоже играет огромную роль, так как считается, что всем его участникам и покровителям гарантировано признание заслуг в духовном мире. Чувство красоты и желание достичь слияния с Дао продолжает питать эту религию и сегодня.   

 Даосизм оказал сильное  влияние на литературу, искусство,  а также на иные сферы китайской  культуры и науки; он до сих  пор пронизывает все китайское  общество. Некогда закрытое мистическое  учение перешло на уровень  бытового сознания. Например, вся  китайская медицина – иглоукалывание, дыхательная гимнастика и прочее  – вышла из даосской практики.

Даосизм дал жизнь многим направлениям народной медицины в Китае. Даосизм по-прежнему имеет своих приверженцев в Китае, а также во Вьетнаме и на Тайване, однако точное их число установить невозможно, ведь участвующий в даосских магических обрядах китаец может быть преданным буддистом.

По очень приблизительной оценке, к концу 20 века наиболее ревностных даосов насчитывалось около 20 млн. человек.   

Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков организованной субстанции ци, которая аналогична крови или  «жизненной силе». Потоки энергии ци в теле соотносятся с потоками энергией ци в окружающей среде и  подвержены изменениям. В концентрированной  форме энергия ци представляет собой  некое семя, называемое цзин.

Этот термин иногда служит для обозначения половых  гормонов, но может относиться и  к гораздо более тонкой сфере  сексуальной энергии, проявляющейся  в виде эмоциональных и психических  реакциях. Ци представляет собой вдыхаемый  воздух,(позднее дух – пневму) и даже некую тончайшую субстанцию духа, разума или сознания – шэнь.

Даосизм указывает на тесную связь  между телом, разумом и окружающей средой. Из этого постулата следует  многие принципы китайской медицины и различных психофизических  практик. Управление энергией ци получило направление в дыхательной гимнастике. Концентрируясь, человек должен был  свою энергию ци, соединить с природной  энергией ци.

Гимнастика позволяла  усовершенствовать свою внутреннюю энергию ци, для достижения долголетия и увеличения возможностей человека. Гимнастика тай-цзицюань воплощает  принципы, сформированные в «Дао дэ цзин», важнейшем тексте даосизма.

Она призвана обеспечивать концентрации энергии цзин для того, чтобы противостоять противнику, опираясь на силу земли и энергию ци неба.

Источник: http://referat911.ru/Kulturologiya/daosizm-i-buddizm-shodstva-i/43813-1374137-place1.html

Даосизм и буддизм

В VII-VIII веках под влиянием буддизма произошел новый расцвет даосской философии. В это время были созданы трактаты, которые до сих пор имеют огромное значение для даосизма. В первую очередь это «Книга о единении сокрытого» — Инь-фу цзин и книга «Мудрец Инь с заставы» — Гуанъ Ицъ-цзы.

Этот трактат приписывается тому самому начальнику заставы на границе, по просьбе которого Лао-цзы накануне своей эмиграции на Запад написал «Дао-дэ цзин». По легенде, Гуанъ Инъ-цзы была найдена в стене древнего дома в 742. Но по версии современных ученых, авторство этой книги принадлежит Тянь Тун-сю, который и сообщил императору Сюань-цзуну о местонахождении новой реликвии.

Читайте также:  История монастыря шаолинь – один день из жизни монахов

Слишком уж сильно влияние буддизма на этот текст. Здесь, например, процесс возникновения мира сравнивается со сновидениями, созданными силой мысли.

До тех пор тема сновидений, восходящая еще к Чжуан-цзы с его знаменитой притчей про бабочку, употреблялась для объяснения хаотического единства всего сущего, перетеканием одного в другое и бесконечными превращениями, а также об относительности разделения сна и бодрствования. Ни о какой порождающей силе сознания речи не было.

«Ведь людей в поднебесной так много, что их не сосчитать и миллиардами. И все они видят сны, и эти сны у каждого различны. И у каждого сон одной ночи отличается от сна другой ночи.

В сновидениях видят Небо, видят Землю, видят людей, видят вещи — все это создано мыслью. Ведь все это не исчислить и числом роящихся пылинок.

Откуда же знать, что эти Небо и Земля не порождены мыслью?» (перевод Е. А. Торчинова).

Что касается «Книги о единении сокрытого», то полное название — Хуан-ди Инь-фу цзин. Имя мифического императора Хуан-ди в заглавии книги говорит о том, что настоящее авторство принадлежит ему; даос Ли Цюань, представивший ее, выступает в роли посредника. Считается, что Хуан-ди жил в III тысячелетии до н.э.

и стал основателем всей китайской цивилизации. Многие даосские школы ведут свою родословную даже не от Лао-цзы, а от этого императора. Одно время даосизм так и называли «учение Хуан-Лао» — Хуан-лао сюэ. Предполагаемое авторство Хуан-ди ставило этот текст даже выше «Дао-дэ цзина».

Издание «Книги о единении сокрытого» Ли Цюань сопроводил комментариями.

Основная идея Инь-фу цзина — это учение о том, что каждая единица мира существует только за счет связей с целым. Обособленно, сама по себе, она существовать не может. Дао в трактате определяется, с одной стороны, как принцип перемен.

С другой — как некое начало, несводимое к переменам инь и ян, порождающее все сущее, в том числе и дух. В китайских традиционных учениях вообще был распространен взгляд на дух шэнъ, как утонченную форму энергии ци.

Также как лед тает и превращается в воду, тело, то есть конденсированное ци, может превратиться в дух.

На примере этих трактатов можно увидеть, как в эпоху династий Тан и Сун видимое противоречие между религиозным и философским даосизмом надумано.

Ян или инь

В смутное время Пяти династий позиции даосизма поколебались, но после восшествия на престол династии Сун (с 960 по 1279 гг.) былое влияние восстановилось. В 1275 году, в конце правления Южной Сун, школа «Путь Небесных наставников» была переименована императором в «Путь истинного единства» Чжэн и дао. Под этим названием она и выступает до сих пор.

Влияние отдельных даосов при дворе одно время стало настолько сильным, что они даже принялись интриговать и организовывать гонения на буддизм.

Один из них по имени Линь Лин-су убедил императора Хуэй-цзуна, начиная с 1117 года, отдать буддийские монастыри под контроль светской администрации, реорганизовать и переименовать на даосский манер. Буддийским монахам было рекомендовано добровольно стать даосами.

Были изменены даже ритуалы и иконография. Правда, такие кардинальные преобразования продержались недолго, но экономические санкции к буддийской сангхе применялись еще лет десять.

Во время правления династии Сун все враждебные Китайской империи государства в то время исповедовали буддизм. Таким образом, гонения на сангху можно, помимо всего прочего, расценивать еще и как борьбу с «пятой колонной» внутри страны.

Психологическая направленность буддийского учения, которое делало особый упор на работу с сознанием, позволяла даосам говорить об иньс-кой направленности иноземного учения.

Считалось, что распространение буддизма на границах Китая открывает путь демоническим силам, погруженным во мрак инь.

Привычка разделять все явления мира на два начала инь и ян отразилась и на отношении даосов к некоторым буддийским практикам. Все очень просто. Тело человека соответствует началу ян, а сознание — инь. Буддисты, как правило, основное внимание уделяли работе с сознанием, значит — развивали темное начало инь.

Сознание связано с природной сущностью син, а телесная энергия, особенно изначальная юань ци, это ничто иное как жизненность или судьба мин. Даосы полагали, что только соединение син и мин может одухотворить тело и даст возможность преобразовать не только сознание, но человека целиком, со всеми его мыслями и потрохами.

Существует легенда о споре «внутреннего алхимика» Чжан Бо-дуаня, причисленного впоследствии к лику бессмертных, с его другом буддийским монахом по имени Дин-хуэй. Монах обладал чудесной способностью. Он мог в считанные мгновения преодолевать огромные расстояния. Друзья решили устроить небольшое состязание.

Нужно было отправиться за несколько тысяч ли, в город Янчжоу, где в то время как раз цвели гортензии. Обратно надо было вернуться с цветком в руке. Несмотря на то, что Дин-хуэй вернулся первым, цветка с собой он захватить не смог. Чжан Бо-дуань несколько замешкался, зато прибыл с цветком в руке.

Свою победу даос прокомментировал так: «Когда я изучал путь золота и киновари, я совершенствовал и природную сущность (син) и жизненность (мин). Когда собираю (себя) воедино, тогда имею материальное тело, когда рассеиваюсь, то становлюсь пневмой (ци). Когда я прибыл в (Янчжоу), то был лишь истинным духом, но таи обрел материальное тело. Таков дух ян.

Монах благодаря своей тренировке достиг результата быстро: ведь он не видел его материального тела или тени. Таков дух инъ. Дух не может передвигать вещи» (перевод Е. А. Торчинова).

Надо отметить, что даосы отдельно выделяют чань-буддизм в его раннем варианте. До шестого патриарха Хуэй-нэна эта школа продолжала линию Боддхидхар-мы.

Того самого, который, увидев в монастыре изнуренных долгим сидением монахов, заставил их делать зарядку, а потом еще и драться научил.

Поздний чань уже сосредоточился на коанах, остановке внутреннего диалога и других методов работы с сознанием.

Кроме того, даосским представлениям о единстве тела и духа вполне отвечают многие практики тибетского буддизма, продолжающего тантрические традиции. Практика «тела света», позволяющая трансформировать все тело практикующего йогина в чистую энергию, тоже вполне соответствует даосскому представлению о соединении син и мин.

Даосские учителя предупреждают: увлечение сидячими медитациями создает ощущение ложного покоя и порождает инь, а это приближает смерть. Мало того, даосы считают, что после смерти самые усидчивые практикующие имеют шанс стать призрачными бессмертными или, попросту говоря, призраками, которые не могут больше обрести телесную оболочку.

Учил ли Будду Лао-цзы?

Когда трон в Китае захватила монгольская династия Юань, школа цюанъ чжэнъ жестоко поплатилась за свою приверженность к объединению трех религий.

Поначалу отношения патриархов «Совершенной Истины» с монголами складывались неплохо. Престарелый Чингиз-хан обратился к Цю Чан-чуню, ученику основателя школы Ван Чун-яна, за лекарством от смерти.

На это даос честно ответил, что никаких чудодейственных эликсиров не существует, а бессмертие можно обрести только через внутреннее самосовершенствование. Для этого надо отринуть страсти и привязанности, очистить сердце и приобщиться к Дао.

Под впечатлением от этой проповеди, Чингиз-хан распорядился в 1224 году отдать Чан-чуню и его последователям старый даосский монастырь в Пекине, который в наше время называется Бай юнъ гуанъ и до сих пор остается центром даосизма Цюанъ чжэнъ.

Но покровительство монголов длилось недолго. В 1255 году буддисты обвинили школу «Совершенной Истины» в фальсификации исторических фактов.

Дело в том, что духовные лидеры Цюанъ чжэнъ для того, чтобы найти идейное обоснование для объединения трех религий, использовали теорию «просвещения варваров» хуа ху о даосском происхождении буддизма.

Это та самая доктрина, согласно которой Лао-цзы, отправившись на запад, добрался до Индии, встретил там Га-утаму Шакьямуни, после чего тот и стал Буддой. Арбитром в споре выступил император Хубилай. Даосам не удалось отстоять свою правоту.

Буддийские истцы довольно легко доказали необоснованность этой теории и потребовали осуждения идеи хуаху, а затем и всего даосизма в целом. Второй раунд этой дискуссии состоялся в 1281 году. Даосы опять проиграли спор, после чего Хубилай, не долго думая, распорядился уничтожить весь даосский свод Дао цзана за исключением Дао-дэ цзина.

Видимо, такой суровый приговор был обоснован не только злосчастной дискуссией. Даосизм как национальная китайская религия не мог стать основой идеологии монгольской империи Юань. «Интернациональный» буддизм лучше подходил для этой роли.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istoriya-otkrytiy/daosizm-i-buddizm.html

Даосизм и конфуцианство: единство и борьба противоположностей?

Даосизм возник в 5−4 веках до н. э. и на первый взгляд выступал «оппонентом» господствовавшего в качестве этической системы конфуцианства. Постулаты этих учений зачастую выглядят диаметрально противоположными (в данном случае речь о философском даосизме как о социально-философском учении, а не о методах психофизического тренинга и алхимической практике).

Главное отличие конфуцианской и даосской культур — отношение к природе человека, из которой вытекает и сложившееся между ними в традиционной китайской культуре «распределение ролей». Оба учения предполагали необходимость изменений с целью приблизиться к «истинной сущности человека». Но что именно вкладывалось в это понятие и в методы актуализации «истинной природы»?

Конфуцианцы считали истинной сущностью человека гуманность (жень), доброе, истинно человеческое начало. Под самосовершенствованием понималось самовоспитание, развитие в себе «гуманного» начала (носителя высоких морально-психологических качеств) и подавление в себе «дикого», «злого».

Ко времени возникновения доасизма конфуцианство являлось официальным учением, основой государственной структуры. «Центральная фигура», идеал конфуцианства — цзюнь-цзы — «благородный муж», носитель конфуцианского сознания. Его добродетели: самообладание, справедливость, почтительность к старшим, социальная ответственность.

Его цель — общественное служение; личность в конфуцианской этике подчиняется социуму.

Конфуцианская культура элитарна, основная среда ее распространения — благородные люди (главным образом, чиновники, основная деятельность которых состоит в управлении государством). Отсюда стремление к упорядочиванию, регламентирующее и ритуализирующее все возможные сферы жизни.

Как и в психологической сфере, изменения достигались за счет ограничения нежелательных факторов, главным образом через усвоение норм поведения, контролем (вначале внешним, а затем внутренним). Добродетелью «благородного мужа» считался постоянный контроль над собственной психической сферой и сохранение постоянного самообладания.

С этим соотносится и важнейший метод работы по самоусовершенствованию — самонаблюдение, призванное выявлять подлежащие искоренению «неправильности».

С другой стороны, даосы, равно осуждая «дикость», необузданность, подверженность страстям, понимали под истинной человеческой сущностью изначально присущее каждому явлению космическое начало, воплощающее единые для всей природы универсальные закономерности. Высшая цель в даосизме — выявление и предельная актуализация «истинного начала» в человеке и полное ему подчинение, «слияние» с единым потоком движения вселенной.

Здесь изначально не идет речи о морали, об общественном благе. Даосизм ориентирован на индивидуальное совершенствование. Нравственный же рост приходит естественным образом по мере единения адепта с Дао, а не насаждается извне. Значит, и поведение даоса гораздо менее сковано условными нормами.

Читайте также:  Как живут люди во вьетнаме – быт и культура страны

Их место занимают нормы естественные, приходящие с глубинной трансформацией личности — а потому не воспринимаемые как ограничения.

Таким образом, даосизм гораздо более гуманистичен в сравнении с конфуцианством, изначально ориентированным на воспитание достойного члена общества и поддержание общественного порядка.

Оценивая подверженность страстям так же негативно, как и конфуцианцы, даосы были противниками насильственного подавления нежелательных сторон человеческой натуры.

Вместо борьбы с собой в даосской традиции практикуется культивирование в себе состояния покоя, отстраненности — в том числе и отстраненности от собственных страстей.

Предоставляя потоку сознания возможность течь самому по себе, «Я» занимает позицию наблюдателя:

«Достигнув предела пустоты, блюдя покой и умиротворение, взирая на взаимопорождение сущего, я буду созерцать лишь постоянное его возвращение» (Дао-дэ цзин).

Различаются и сами способы восприятия мира даосами и конфуцианцами.

Мышление конфуцианца по необходимости бинарно, дихотомично, основано на познании явлений через их противоположность, на противопоставлении пар типа «природное — культурное», «покой — движение», «добро — зло», «субъект — объект» и т. д.

И в человеческой природе конфуцианцы четко разделяли и противопоставляли «природное» (страсти) и «культурное», призванное эти страсти обуздать.

Такой подход, открывая путь к аналитическому познанию мира, позволяя упорядочить картину мира, одновременно «разбивает» мир на оппозиции, лишая его целостности. При этом все, не укладывающееся в эту искусственную модель мира, искажается или игнорируется. Так же конфуцианское воспитание способствовало внутренней конфронтации, ведущей к внутриличностным конфликтам.

Для даосского мировосприятия общественные правила и нормы воспринимаются, как: 1) насилие над личностью; 2) условность, искусственное образование, уже в силу этого препятствующее проявлению истинной сущности человека; 3) фактор, усиливающий отделенность человека от мира.

Даосское мировидение целостно, так называемые «противоречия» объединяются, представая неразделимыми взаимодействующими полюсами целого, и это взаимодействие является источником движения и развития. Единение с Дао стирает грань между объектом и субъектом, «Я» и «не-Я», человеком и окружающим миром.

Приверженцы конфуцианства опирались преимущественно на рефлексивный слой сознания, шли к изменениям через самоанализ и самоконтроль. «Благородный муж требователен к себе, низкий человек требователен к другим». Осознанное усвоение ли, самовоспитание должны были уравновесить природное и культурное начала личности.

Основная же задача даосских практик — позволить проявиться изначально присущему нам космическому началу, позволить ему действовать через нас.

Для этого нужно не столько приобретать новые качества, сколько устранить препятствия в виде страстей, эгоистических переживаний и прочих проявлений нашего «Я», «мешающих» естественному потоку событий.

Попытки насильственно, волевым усилием преодолеть нежелательные проявления считались неприемлемыми.

Можно сказать, что конфуцианство — это путь самоограничения, когда нежелательные стороны личности попросту подавляются путем сознательного самопринуждения (без снисхождения к тому, что и это — тоже часть нас).

Даосизм же не предполагает борьбы с собой, здесь адепт, пребывая в состоянии покоя, старается не мешать проявлению космического целого. Однако отстраненность от потока собственных мыслей и чувств отнюдь не выхолащивает эмоциональную жизнь даоса.

Напротив, невмешательство «Я» дает возможность более полно проявиться специфике каждого внутрипсихического фактора.

Конфуцианское «самоограничение» проявлялось и в определенной ограниченности сфер приложения усилий.

Стремясь к установлению всеобщего порядка, к максимальной структурированности индивидуальной и общественной жизни, конфуцианцы игнорировали или исключали из сферы воздействия то, что не поддавалось «окультуриванию».

Цзюнь-цзы сосредоточивались в основном на управленческой деятельности и элитарных сторонах культуры — например, каллиграфии, «высоких» жанрах музыки, поэзии, живописи.

Для даосов же в принципе не существовало разделения на «низкие» и «высокие» занятия — совершенствоваться можно было в любой сфере. И распространение даосской культуры не ограничивалось социальными рамками. При этом «культуризация по даосскому образцу» была гораздо глубже и основательнее конфуцианской с ее опорой преимущественно на рефлексивный слой сознания.

Однако явное противопоставление этих традиций существовало скорее на поверхности. В реальности же, в полном соответствии с даосским мировосприятием, оба учения являются неразделимыми полюсами единого социокультурного феномена.

Возникнув в государстве, где конфуцианство занимало (и после сохранило) ведущие позиции, даосизм явился своего рода альтернативной — но никоим образом не «подпольной» и не противоборствующей — культурой. Их взаимодействие, приводящее к взаимопроникновению, равно обогащало обе традиции.

Сложившийся баланс поддерживал жизнеспособность обоих течений, препятствуя как стагнации конфуцианства, так и превращению даосизма в разновидность анархии.

Восток, личностный рост, мировоззрение, философия, культура

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/46130/

Даосизм и конфуцианство

Восток – дело тонкое, этот тезис может подтвердить любой, кто интересовался культурой стран Азии.

А уж если коснуться китайской философии, то отличие даосизма от конфуцианства и вовсе смогут назвать немногие. Не стоит удивляться, что эти течения рассматриваются, как философские.

Хоть в них и отражены религиозные взгляды жителей Китая, все же между ними и западными религиями лежит огромная пропасть.

Китайская философия: конфуцианство и даосизм

Прежде чем говорить о двух известных религиозно-философских течениях, необходимо пояснить общее представление о Боге в Китае. Здесь существовало три уровня религиозных воззрений: высший (философский), низший (суеверия) и средний, включавший в себя элементы обоих уровней.

В отличие от Запада в Китае никто не пытался умилостивить богов, здесь жертвоприношения только подтверждали желание жить в гармонии с Небом и Землей, соответствовать общему ритму жизни. На фоне таких воззрений и возникла древнекитайская философия конфуцианства и даосизма.

Основоположники течений Конфуций и Лао-Цзы были современниками, но даосизм сформировался позднее, поэтому его принято считать противоположностью конфуцианства, бывшего тогда национальной идеей.

Главное отличие даосизма от конфуцианства состоит в отношении к природе человека. Хоть оба течения и были уверены в необходимости изменений для достижения совершенства, понятия идеала были различными. Конфуцианцы полагали, что истинной природой человека является его доброе начало, гуманность.

Поэтому совершенствование с их точки зрения должно быть направлено на воспитание в себе гуманного начала и подавление злого и животного. К моменту формирования даосизма официальной философией Древнего Китая было конфуцианство, ставшее настоящей опорой существующему государственному режиму, так как распространялось он в основном среди благородного сословия, в частности чиновников.

Поэтому целью последователя учения надлежало быть справедливым, почтительным к старшим, социально ответственным и сдержанным, а целью его жизни должно было стать общественное служение. В конфуцианстве личное благо стояло гораздо ниже общественного. Идеал последователей учения – идеальное умение контролировать свои эмоции, поступки и мысли.

Достигалось это сначала путем усвоения норм поведения в обществе, а затем методом самонаблюдения и искоренения всех нежелательных проявлений.

Даосизм также осуждал дикость, подверженность страстям, но считал истинным космическое начало, которое говорило об общности всех природных закономерностей. Поэтому высшая цель в даосизме – полное слияние с потоком движения Вселенной. Поэтому даосов не очень сильно волновали вопросы морали и общественного служения, их ориентирами были абсолютно другие понятия о благе.

По их мнению, самосовершенствование – процесс исключительно индивидуальный, а моральные принципы развиваются по мере приобщения адепта к Дао, насаждать их извне неправильно и бесполезно. В даосской традиции осуждалась борьба с собой, вместо этого следовало стремиться к достижению состояния покоя и отстраненности, предоставляя потоку сознания двигаться по собственной воле.

Различия есть и в восприятии мира приверженцами этих учений. Конфуцианцы – аналитики, познающие все явления через противоположности.

Это помогает упорядочить картину мира, создав четкие рамки, а все, не укладывающееся в них, просто отметается или искажается под существующий в сознании миропорядок. В даосизме такой подход воспринимается, как насилие над личностью,препятствующее проявлению ее настоящей сущности.

Отсутствие рамок и условностей изначально делают даоса более свободным, позволяя усматривать нерушимую связь в так называемых противоречиях.

Обобщив, можно сказать, что различие между конфуцианством и даосизмом в способе совершенствования личности. В первом случае добродетели насаждались извне, давая ориентиры для дальнейшего развития, а во втором – все условности отбрасывались для раскрытия истинной сущности человека, которая совершенствовалась по мере познания общих вселенских законов.

Интересные факты о женщинахМногие мужчины ошибочно полагают, что знают о женщинах, если не все, то очень многое. Эта статья расскажет об интересных и неожиданных фактах, касающихся представительниц прекрасного пола.

Эта статья расскажет о самых невероятных и интересных фактах о сексе, которые мало кому известны. Еще мы расскажем о последних исследованиях в области секса, которые не только удивляют, но и шокируют.

Эта статья расскажет о том, что из себя представляет восточная философия даосизм, каноны и принципы которой используются в других философских течениях и даже некоторых видах боевых искусств. Интересные факты о мужчинах и женщинахМужчины и женщины хотя и являются представителями homo sapiens, имеют массу различий и физиологических, и психо-эмоциональных. Эта статья расскажет об интересных фактах относительно мужчин и женщин.

Источник: http://kak-bog.ru/daosizm-i-konfucianstvo

Образ мира с точки зрения даосизма

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7Следующая ⇒

В даосизме в это время возродились древние божества, заново выстроилась их иерархия.

Не замедлили появиться и новые учители, которые в очередной раз по-своему истолковали древние предания и открыли новых богов.

Характер происходивших изменений, отражённый в философской и жизнеописательной литературе той поры, можно обобщить приблизительно следующим образом.

Мир Неба начинает стремительно приближаться и обживаться. Там появляются дворцы и сады; между Небом и Землёй снуют гонцы; ладья-дракон пересекает границу между Небом и Землёй — Небесный океан; боги и духи заселяют небесное пространство.

Это уже не абстрактное Небо, а девятислойный полуводяной-полувоздушный оазис, в котором есть свой ландшафт — горы, реки, озёра, дома, улицы и переулки, а в них — хозяева и управители. Боги проявляют вполне человеческие чувства: они испытывают любовь и ненависть, им знакомы радость и печаль, усталость и гнев, их обуревают страсти и желания.

Боги отличаются от людей тем, что живут долго, по нескольку тысяч лет, и не стареют, парят в небесах, пьют нектар, едят персики, дающие долголетие, ведают судьбами людей, хранят тайны искусства бессмертия в недоступных простому смертному книгах. Они светозарны, облачены в прекрасные лёгкие одежды и обладают чарующей внешностью. Однако они могут карать нарушителей традиций не менее грозно, чем древние боги.

Открыв, что Небо не есть нечто бесконечно далёкое и что существуют проводники туда, человек обращается к богам за помощью в житейских делах.

На первый план в средневековом даосизме выходят некоторые персонажи древнекитайской мифологии. Прежде всего, это Хуанди, которого стали почитать как первого бессмертного, основателя даосизма, а также богиня Сиванму, обладательница плодов бессмертия.

Особенно почитались и восемь бессмертных, творивших чудеса и покровительствовавших различным искусствам и ремёслам.

Популярностью пользовалось также древнекитайское предание о трёх мифических островах-горах, плавающих в океане: Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, где обитали бессмертные.

Древние мифы рассказывали, что первый человек Паньгу умер, и только тогда из его тела родилась Вселенная. Теперь космос представляется человеком, новым Паньгу, а человек — космосом с бушующими стихиями, с особым внутренним ландшафтом. Ещё Чжуан-цзы полагал, что Небесное царство зеркально отображается на земле. Во II в. до н. э. эта мысль развивается в «Хуайнань-цзы».

Автор древнего трактата рассуждал следующим образом: «Во мне, как в капле воды, — весь мир, я — микрокосм, Паньгу — макрокосм. Если я буду шириться, я познаю ширь Паньгу; если я буду сокращаться, я растворюсь в Паньгу.

Читайте также:  Чем китайцы отличаются от корейцев | внешность и манеры азиатов

Я подобен Дао, которое может быть широким и узким, великим и малым, сильным и слабым, объединять в себе все противоположности и при этом оставаться самим собой. Если оно Бог, я тоже искра Божья, если оно мать всех вещей, то все мы его дети.

Надо искать его внутри себя и вовне — ведь частица его живёт в каждом его творении. Природа озарена Божественным светом, а я — часть её».

Наряду с этим наблюдался противоположный ход мысли. Небо слишком высоко и далеко, оно правит свою волю независимо от людей. Счастлив ты, если попадёшь в унисон с ней, а нет — погибнешь со всеми своими талантами. Ведь человеческий век — лишь миг в сравнении с вечностью, составляющей миг Дао.

Помимо всех этих перемен важно и то, что в первые века новой эры в Китай пришёл буддизм.

История его проникновения в страну окутана легендами. Одна из них повествует о «золотом сне». Некий император во сне видел золотого человека высокого роста с лучистым сиянием над головой. Толкователи снов объявили, что это Будда.

Тогда император якобы отправил в Индию посольство, и оно привезло оттуда статую Будды и буддийские тексты. По этой версии, начало буддизма в Китае относится к I в. н. э.

Однако бесспорным историческим свидетельством является постройка в Китае первых буддийских храмов в конце II — начале III в.

Ранние переводы буддийских текстов были выполнены индийскими и среднеазиатскими миссионерами. Переводчики хорошо изучили собственно китайские учения, в первую очередь даосизм. При переводе терминов они широко использовали словарь даосов, примешивая к нему слова из буддийского лексикона, порой просто добавляя их к китайскому термину.

Буддисты проявляли большую гибкость, вводя в свой пантеон китайские божества, а свои «перекодируя» в китайские.

Так, культ бодхисаттвы Авалокитешвары слился с народным культом китайской Великой (или Нерождённой) Матери, и Авалокитешвара превратился в женское божество — богиню милосердия Гуаньинь, спасительницу и заступницу, ныне очень популярную в китайском буддийском пантеоне.

Даосизм первых веков новой эры проявил не меньшую гибкость и приспособляемость, впитав в себя элементы буддизма.

Не без влияния буддизма даосы начали размышлять о новых условиях жизни, задачах и целях человека. Новое богостроительство было обращено к простым людям.

В результате, конечно, снизились его высокий пафос и требования (они остались прежними для избранных и приобщённых к закрытым школам даосизма).

Афоризмы Лао-Цзы

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.

Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.

Будьте внимательны к своим мыслям, – они начало поступков.

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение, согласное с природой. Согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности.

Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаруживать свою мудрость.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.

Закон достойных – творить добро и не ссориться.

Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная красота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только понимая эту болезнь, мы можем избавиться от нее.

Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.

Знающий меру доволен своим положением.

Истинно просвященный человек никогда не воюет.

Когда все люди узнают, что доброе является добром, возникает и зло.

Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.

Когда нет врагов, то не бывает и войны.

Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие; когда потеряно добродушие, является справедливость; когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия – это только подобие правды и начало всякого беспорядка.

Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.

Первым шагом к официальному признанию даосской религии считается состоявшееся в 165 г. жертвоприношение новому божествуЛао-цзы, торжественно совершённое на государственном уровне.

Впоследствии Лао-цзы стал восприниматься как Лао-цзюнь, что означает «Господь Лао» (обычно слово «цзюнь» переводят как «господин», но здесь уместнее именно «господь»).

В более поздней даосско-буддийской литературе он выступает как божество, принимающее в разные времена различные обличья и даже, по одной из версий, облик отца Будды.

Так или иначе, Лао-цзы в новом качестве прочно вошёл в даосский пантеон.

Параллельное существование даосизма и буддизма рядом с конфуцианством создавало в образе мышления китайцев биполярную структуру: рационализм конфуцианства и мистика даосов и буддистов, находящиеся в состоянии динамического равновесия.

Вопросы для СРС

1. Какой смысл придавали индийские отшельники-философы аскетической практике?

2. Какие первые пять обетов принимает человек, вступивший в буддийскую общину?

3. Какие два основных направления существуют в буддизме?

4. Население каких стран преимущественно исповедует буддизм?

5. Что означает принцип ахимсы?

6. В чем отличие древнекитайской философии от индийской?

7. Когда, по мнению Конфуция, существовало идеальное государство?

8. Что служило для Конфуция критерием разделения общества на «верхи» и «низы»?

9. Какой смысл несет в себе выражение «стена иероглифов»?

10. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?

11. Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?

12. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства?

13. Что говорили даосские мудрецы о достижении бессмертия?

14. В чем заключается специфика китайского буддизма?

Тест-задание

1. Какая страна является родиной буддизма?

а) Лаос;

б) Индия;

в) Китай;

г) Непал.

2. В первой проповеди Будды излагаются:

а) пять благородных истин;

б) сто восемь благородных истин;

в) четыре благородные истины;

г) две благородные истины.

3. Какое из качеств не входит в перечень качеств

«благородного мужа» (цзюнь-цзы)?

а) жэнь (гуманность);

б) вэнь (культура);

в) ли (законопослушность);

г) увэй (недеяние).

4. Как называется древнеиндийский принцип, запрещающий убийство живых существ?

а) мокша;

б) анитьята;

в) ахимса;

г) анапанасати.

5. Родиной каких из предложенных религиозно-философских доктрин, является Индия?

а) джайнизм;

б) даосизм;

в) зороастризм;

г) манихейство.

6. Что включает в себя концепция «инь-ян»?

а) диалектика добра и зла;

б) диалектика мужского и женского начала;

в) диалектика силы и слабости.

7. Как называется буддийская община?

а) дхарма;

б) сангха;

в) карма.

8. Идеальное состояние, к которому стремятся буддисты:

а) сансара;

б) нирвана;

в) пуруша;

г) атараксия.

9. Какое из этих направлений не является буддийским?

а) махаяна;

б) хинаяна;

в) миманса;

г) важраяна.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-109233.html

Религии Китая: даосизм, конфуцианство, буддизм

Одна из древнейших национальных религий в мире. Его основателем является полулегендарная личность — Лао-Цзы. Его имя переводится как «старый мудрец», по преданию он родился уже стариком. Центральным звеном даосизма выступает понятие Дао, имеющее разный смысл – «путь», «всеобщий закон», «бог».

Лао-Цзы о Дао говорит: «Человек зависит от земли, земля от Неба, Небо от Дао, а Дао от самого себя. Люди лишь могут знать о существовании Дао, но они никак не могут воздействовать на него, потому что Дао – непостижимый всеобщий закон, которому подчиняется мир. Он корень всего и творец всех вещей.

Дао – есть закон вечного изменения и непостоянства».

Даосизм учит смирению, стремлению к неизменности, вечной гармонии и устойчивости жизни, отрицает насилие. Лао-Цзы учил: «Кто действует — потерпит неудачу, кто чем-либо владеет — потеряет.

Поэтому мудрец всегда бездеятелен, беден и созерцателен, так как он следует Дао».
Первоначально даосизм был просто уникальной древней философией, но в средние века его последователи превратили даосизм в религию.

Это произошло тогда, когда Лао-Цзы начали обожествлять, в его честь стали строить храмы и читать молитвы.

Конфуцианство

У этой религии был реальный основатель — Кун-Цзы (в европейской традиции Конфуций), родившийся в 551 году до н.э. в одном из средне-китайских княжеств. Большую часть своей жизни он провел на государственной службе, а в старости отошел от дел и занялся литературной деятельностью.

Учение Кун-Цзы – это учение о поведении человека в обществе. По сравнение с даосизмом оно более конкретно и понятно. О божественном и сверхъестественном в нем не говорится ни слова.

Главная мысль в философии Конфуция — точно следовать в жизни всем установкам древности, до мелочей соблюдать установленные правила и законы, следовать традиции, подчиняться старшим и уважать их.

Особый упор в конфуцианстве делается на верности долгу (и), преданности учителю, государю (чжун), сыновней почтительности (сяо), уважении к старшим (ли). Долгое время учение Кун-Цзы в Китае существовало как оригинальная философская система, но после обожествления его основателя превратилась в религию.

Буддизм

Буддизм проник в Китай из Индии в I-II веке н.э. и закрепился здесь в виде течения чань (то же самое, что дзен в Японии).

Последователи этой школы буддизма в постижении божественной истины делают упор не на слово и логику, а на озарение, достигаемое особыми физическими упражнениями, силовыми единоборствами и т.д.

Буддизм мировая религия, и включает в себя множество течений и сект. Так на Тибете, среди коренных жителей этого района Китая, получило распространение ламаистское течение буддизма.

Возможно, Вам будут интересны также статьи:

Культура Древнего Китая и Японии

Китайская цивилизация насчитывает несколько тысячелетий. Ее главная черта — рациональный, практический взгляд на мир. Поэтому и китайская мифология не получила развития — божества китайцев как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых правителей.

Снежный барс: факты и мифы

На севере Непала существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал в Мананге запрещает горным пастухам жарить мясо, так как иначе бог гор пришлет свою «собаку» (то есть снежного барса), и потери домашнего скота будут неизбежны.

Горы Китая – лестница в Небо

Горы Китая – это не только точки на карте, это, прежде всего, материальное воплощение традиционной культуры китайской нации, история великого народа.

Китайский календарь: древние символы

Двенадцать животных, символизирующие циклы летоисчисления, согласно легенде, появились по Высочайшему указанию Нефритового императора. От имени Шелкового Кота мы хотели бы еще раз выразить протест, и напомнить, что наш сородич не попал в список счастливчиков только благодаря вероломству Крысы.

Источник: http://silkcat.ru/biblioteka/25-religii-kitaya-daosizm-konfutsianstvo-buddizm