Религия индокитая – какая конфессия преобладает на полуострове?

Ответы@Mail.Ru: Какую религию исповедуют в Азии? очень интересно

Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Однако судьба этих религий была различной.

Одни из них широко распространились и в других частях света (Христианство, Ислам, Иудаизм) , другие же остались в основном азиатскими религиями (зороастризм, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм) . В настоящее время в Юго-Западной Азии наиболее распространен Ислам.

Это относится к Турции, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике, Народной Демократической Республике Йемен, Оману, Объединенным Арабским Эмиратам, Катару, Бахрейну, Кувейту, Ираку, Ирану, Афганистану. В подавляющем большинстве этих стран ислам распространен в форме суннизма. Лишь в Иране резко преобладает шиизм.

Шииты составляют свыше половины населения в Ираке и в Йеменской Арабской Республике. Немусульманскими в этом районе являются только две страны: Кипр, где преобладают христиане, и Израиль, в котором большинство жителей исповедует иудаизм. Кроме того, в Ливане около половины верующего населения составляют христиане.

В центре Южной Азии господствует индуизм, в периферийных же районах население исповедует другие религии: на западе и востоке (в Пакистане, Бангладеш и Мальдивской Республике) – Ислам, на юге и севере (в Шри Ланке, Бутане, частично в Непале) – буддизм (в Шри Ланке – в форме тхеравады, в остальных странах – в форме махаяны) .

В Юго-Восточной Азии обычно выделяют два подрайона. В первом из них, включающем полуостров Индокитай без Малакки, среди верующих преобладает буддизм в форме тхеравады (Бирма, Таиланд, Лаос, Кампучия) или махаяны (Вьетнам) .

Во втором, охватывающем Малаккский полуостров и Малайский архипелаг, распространены главным образом две религии: в Федерации Малайзии, Индонезии, Брунее – Ислам, на Филиппинах – Христианство. В Восточной и Центральной Азии верующие исповедуют несколько религий, нередко причудливо переплетающихся между собой.

Это буддизм в форме махаяны – во всех странах (Китай, МНР, Корея, Япония) , конфуцианство – в Китае и Корее, даосизм – в Китае, синтоизм – в Японии. В последнее время из года в год растет число людей, разделяющих атеистические взгляды. Правда, атеизм еще не получил здесь повсеместного распространения, однако в социалистических странах Центральной и Восточной Азии численность атеистов весьма значительна.

В Индии только “миллион” религий.

Азия – очень обширное понятие. Израиль тоже в Азии и большая часть России. Если вы про юго-восточную азию, то там распространены в основном буддизм, даосизм, в японии есть синтоизм, в некоторых странах южнее – ислам, в Индии – индуизм, в северной корее – чучхе.

такие же как и во всех других странах

Там есть Свидетели Иеговы

В Японии есть и православные …как и в Китае…

Большинство верующих-мусульмане

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/167249271

Индокитай. Этнография, традиция, ремёсла

Полуостров Индокитай занимает более половины территории юго-восточной Азии, расположенной на крайнем востоке Евроазиатского материка и прилегающих островах. Очень живописны пейзажи многих районов полуострова с густыми лесами, саваннами,  зарослями бамбука и водопадами на горных реках.  

Общая площадь Индокитая  – около 2 млн. кв. км. На Индокитайском полуострове в настоящее время проживает около 217 млн. чел. Внешний облик абсолютного большинства жителей Индокитая типичен для южно-азиатской малой расы.

Для них характерно сочетание монголоидных признаков – желтоватый цвет кожи, плоское лицо, выступающие скулы, низкое переносье – с некоторыми австралоидными чертами: широким носом, утолщенными губами, выступающими челюстями.

Крупнейшим народом Индкитая являются вьетнамцы – вьеты (по языку и культуре им близки мыонги) а также тхо, тит и другие народы, населяющие Вьетнам.

Во Вьетнаме, среди народности тхай выделяются подгруппы «красных», «черных» и «белых» тхай.

Представительниц различных подгрупп лаосского этноса можно различить по вертикальному или горизонтальному расположению декоративных полос на их юбках, и по орнаменту на них.

Вьетнамцы традиционно носят халат, иногда даже сразу два; штаны сложного кроя и тюрбан. И женщины, и мужчины в жару и в дождь надевают конические шляпы – нон из пальмовых листьев.

Бирманцы, тайцы, лаосцы и кхмеры обертывают бедра длинным куском ткани, пропускают между ног и закрепляют на поясе. Женщины лао носят многоцветную юбку с золотым или серебряным узором, женщины лы – юбку цвета индиго с пестрым узором и т.п. Мужчины в деревнях подпоясываются широким поясом, который выполняет множество разных функций, от платка до палатки.

Традиционным хозяйством населения Индокитая являются земледелие и рыболовство. Крестьяне часто разводят быков, буйволов, свиней, лошадей и мелкий рогатый скот, хотя животноводство не является самостоятельной отраслью хозяйства. Скот используется в основном как тягловая сила.

В Юго-Восточной Азии существуют разные системы земледелия: равнинное, заливное, суходольное, террасное. Главной культурой является рис: предполагают, что именно на территории Индокитая впервые возникло искусство выращивания заливного риса.

Он прекрасно развивается в жарком и влажном тропическом климате, хорошо хранится в домашних условиях без дорогостоящих элеваторов и дает хорошие урожаи при минимальном количестве удобрений.

Помимо риса выращивают кукурузу, сахарный тростник, таро, ямс, табак, бетель, хлопчатник, а также овощи и фрукты – дуриан, папайю, манго, ананас и др., местные сорта чая и кофе. 

Существует несколько этапов выращивания риса. Поля разрыхляют с помощью деревянного плуга, в который впрягают буйволов. После вспашки залитого водой поля его выравнивают бороной.

Рисовую рассаду высаживают на затопленное поле вручную; жнут короткими серпами или маленькими ножами. Собранный рис обмолачивают, оббивая снопы о каменные ступы или прогоняя буйволов по разложенным снопам.

Все этапы возделывания риса сопровождаются разнообразными обычаями и обрядами.

С сельским хозяйством тесно связано рыболовство, речное и морское. Его развитию способствуют близость моря, множество рек и тысячи гектаров заливных полей, где разводят рыбу. Этим занимаются в основном мужчины, а женщины перерабатывают улов.

По всему морскому побережью страны сотни тысяч рыбаков выходят в море на небольших парусных джонках или моторных лодках. Добывают и крабов, креветок, омаров, кальмаров, моллюсков и другие морепродукты.

При разливе рек в сезон дождей рыба попадает на затопляемые поля, и крестьяне выходят на «лов» рыбы целыми семьями, погружая в мутную воду плетеные ловушки с отверстиями для «запуска» рыбы, оснащенными бамбуковыми остриями. Сходным образом ловят рыбу в обмелевших реках и каналах.

В запрудах, перегораживающих небольшие речки, ставят ловушки – бамбуковые верши высотой до 2 м с воронкообразным входом; в них кладут приманку – жареные кукурузные зерна или буйволиный помет.

Ловят рыбу бреднем, сетями, переметами с большим количеством крючков (до 150), удочками из бамбука или дерева или бьют острогой со спины бредущего по мелководью буйвола. Много рыбы остается на морском берегу после отлива и застревает в иле; ее собирают передвигаясь на специальных «санях». Рыбаки выходят в море на парусных судах и лодках – сампана, но в последнее время моторные суда становятся все более популярными.

Традиционные ремесла

Народы Индокитая издавна занимаются многими видами ремесел; в одном только Вьетнаме их начитывается более ста. Самыми популярными являются кузнечное дело, гончарное ремесло, резьба по дереву, ткачество, плетение, вышивка, ювелирное искусство. Одно из самых замечательных явлений в искусстве стран Юго-Восточной Азии – обработка дерева, с ней связана лаковая живопись.

На Индокитайском полуострове ткачество появилось сравнительно поздно. Его история связана со знанием и добыванием сырья для пряжи растительного и животного происхождения.

Самым ранним материалом для ткачества были волокна различных деревьев, конопли и крапивы. По мотивам и технике ранние формы ткачества близки к плетению сетей и корзин.

У некоторых народов это занятие окружено суеверными ограничениями и запретами, а у одного из племен Лаоса ткачество вообще запрещено.

Ткачество неразрывно связано с женским трудом. Все этапы изготовления ткани сопровождаются ритуалами, а деталям ткацкого станка и тканям приписывается магическое значение. Часто ткачихи приносят жертвы духу станка, чтобы не обрывались нити пряжи; во время работы ни с кем не разговаривают и не разрешают мужчинам присутствовать при их занятии.

Важной частью традиционной культуры народов Индокитая является искусство ведения войны.

Самобытные воинские традиции включают в себя умение вести рукопашный бой, фехтование на кинжалах и мечах, копьях и палицах, джигитовку и стрельбу из лука а также искусство ведения боя со спины слона и с борта боевого судна.

Холодное оружие народов Индокитая традиционно включало в себя средства ближнего и дальнего боя. К первым относятся наконечники пик и другого древкового оружия, а ко вторым – короткие и длинные мечи, сабли, кинжалы, крисы и т.п.

Статус кузнеца был традиционно высок, а в изделиях оружейников воплотились наивысшие достижения народов Индокитая в работе с металлом. Многие виды клинкового оружия считались наделенными магической силой, а их изготовление сопровождалось сложными ритуалами, закрытыми для непосвященных. Многие образцы холодного оружия из стран Индокитая являются подлинными произведениями искусства.

Многие традиционные праздники вошли в этническое самосознание и стали символами культуры народа. Они укрепляют дух общинной солидарности: во время праздника все члены общины эмоционально ощущают свое единство.

Особенно большую роль семейно-общинные традиции играют в новогодних праздниках: в обрядах поклонения духам предков и в почитании духа- покровителя общины. Календарные обычаи и обряды всегда были одним из важнейших истоков художественного творчества народов Индокитая: музыки, танца, мистерий, живописи, изготовления масок, кукол, костюмов и т.п.

В конце ХХ в. у многих народов Юго- Восточной Азии возрос интерес к традиционным праздникам, несмотря на утрату ими некоторых элементов прежней обрядности.

Среди многочисленных праздников у вьетнамцев самое важное место занимает Тэт Нгуен дан (Праздник первой утренней зари) – Новый год по лунному календарю, самый торжественный и веселый праздник, знаменующий приход весны.

Каждому сезону соответствуют свои праздники, например, осенью устраивают праздники на воде, праздники середины осени, средины года, двойной девятки ит.п. В Таиланде вскоре после встречи Нового года совершают праздничные обряды сезона дождей: церемонию первой вспашки, поклонение Матери риса, День рождения Будды, Праздник ракет, Церемонию вызывания дождя, начало буддийского поста и т.п. Многие праздники связаны с почитанием и обожествлением риса, главной сельскохозяйственной культуры в Индокитае.

Праздничные развлечения – это и театрализованные действа, танцы в масках, лодочные гонки, перетягивание каната, церемониальные шествия, запуск ракет, состязания воздушных змеев, обливание водой и т.п.

Традиционный театр в странах Индокитая долго сохранял связь с породившими его архаическими ритуалами; он и сейчас окончательно не превратился в развлекательное светское зрелище и не утратил свою сакральную функцию.

Наиболее популярны две формы театра – живых актеров (балет, драма) и кукольного театра (театр кукол-марионеток и театр движущихся силуэтных картин и плоских кожаных кукол). Театр теней был одним из любимых народных развлечений многие века в Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Театральные труппы возводили помост в усадьбах буддийских храмов, ставили экран из прозрачной белой ткани, и разыгрывали захватывающие истории, связанные главным образом с индийским эпосом. «Актеры» – ажурные кожаные раскрашенные куклы, вставленные в трости; в коллекции кукловода их насчитывается от 150 до 300.

Среди них – отшельники-риши, священные комики, которым приписывают большую магическую силу, короли и королевы, демоны, духи и пр. кукловод прижимает кукол к экрану, и зрители, сидящие перед ним, видят их тени или силуэты. Спектакли театра теней иногда заказывают для изгнания демонов болезни.

В классическом балете Таиланда, Лаоса и Камбоджи актеры иногда танцуют в масках из папье-маше с отверстиями только для глаз, используя жесты и пантомиму. Каждой категории персонажей соответствует определенный тип масок с цветовой символикой: зеленый цвет означает удачу, желтый – злость, синий – взволнованность, красный – ярость.

Маски положительных героев имеют широко раскрытый рот с ровными зубами, отрицательных – растянутый рот с торчащими из него клыками. Хореография балета кхон восходит к древнеиндийскому канону, только вместо 108 основных танцевальных движений, в нем использовалось 64, а позже – 19 движений с символическими значениями.

Танцевальные движения веками оттачивались при подготовке к важным придворным церемониям и ритуалам.

Разнообразные музыкальные инструменты можно разделить на ударные, духовые и струнные. Всемирную известность приобрели также донгшонские барабаны – образцы древнего искусства обработки металла, изготовления бронзы в Индокитае. Традиция литья таких барабанов дожила до ХХ в. у каренов.

Барабаны разной величины и формы; они присутствуют на всех народных гуляньях, праздниках и обрядах. Испокон веков ценным инструментом считается гонг; в прежние времена по количеству и размерам гонгов определялась состоятельность семьи.

Примером ударного тайского инструмента является гонг вонг лек – сочетание 16 медных гонгов, расположенных слева направо в порядке повышения высоты тона. Исполнитель сидит в центре горизонтально положенного на пол инструмента и ударяет по нему двумя молоточками.

Пример духового инструмента – губной орган кэн – из14 тростниковых трубок разного диаметра и длины, скрепленных полосами ротанга и снабженных латунными тростями. Трубки вставлены в деревянную полость с отверстиями для вдувания воздуха.

Бирманские классические песни обычно исполняют под аккомпанемент арфы, имеющей вид ладьи с изогнутым грифом, на котором натянуты шелковые струны. Арфа упоминается самой первой в исторических бирманских документах и считается символом всего прекрасного. Музыкальная культура богата вокальными жанрами, живыми, светлыми мелодиями, протяжными и грустными.

Религии и верования

Религиозная жизнь на полуострове очень разнообразна. В первые века нашей эры в странах Юго-Восточной Азии начали распространяться индийские религиозные учения – индуизм и буддизм. Во многих странах утвердился буддизм, сильно повлиявший на образ жизни местного населения. На религиозные взгляды некоторых народов воздействовал индуизм. Так, в Сиаме и Кампучии еще в ХХ в.

Читайте также:  Синтез искусств в буддийском храме - восхитительные ваты

при королевском дворе находились представители касты исполнителей брахманских обрядов. С VII–VIII вв., и особенно с XIV в. в Индокитае начал распространяться ислам. Начиная с XVI в. европейские миссионеры активно насаждали христианство в странах Индокитая. В результате на полуострове появилось некоторое количество католиков и протестантов.

Католиками являются и потомки португальцев, осевших в Кампучии в XVI в. В начале ХХ в. появились новые секты, например, каодай во Вьетнаме. Однако сохраняются и мощные пласты древних религиозных верований, сосуществующих с мировыми религиями – пришелицами; особенно стойкими оказались культ природы и аграрные культы.

Буддийские и христианские миссионеры ведут активную прозелетическую деятельность среди приверженцев местных культов.

Буддизм

Подавляющее большинство населения Бирмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи исповедует буддизм; он является государственной религией в этих странах. В центре почти каждого селения высится храм-пагода – обычно самое большое и красивое здание в округе.

Во Вьетнаме буддизм существует в северной форме махаяны и тесно переплетен с даосизмом, конфуцианством и культом предков, в остальных странах он преобладает в форме южной тхеравады, принесенной из Шри Ланки в VIII–ХI вв.

У малых тибетско-бирманских народов, живущих в Бирме, распространен ламаизм – разновидность северного буддизма.

Огромное влияние буддизм оказывает на современное общество Таиланда, Мьянмы и других стран. Ежегодно в монастырях проходят монашеский искус около 200 тыс. молодых людей в возрасте 20–24 лет.

Буддийская мораль активно пропагандируется через систему образования и средства информации. Даже при решении сугубо светских задач правительство Таиланда опирается на буддийскую церковь.

С буддизмом связаны многие стороны искусства, литературы, культуры и повседневной жизни.

Изготовление изображений Будды считается важной религиозной заслугой, обещающей благоприятное перерождение в будущей жизни.

Скульптурные изваяния Будды из самых разных материалов тиражируются в огромных количествах; их изготавливают всевозможных размеров: от маленьких фигурок, замурованных в ступах, до колоссальных статуй, размещающихся на открытом пространстве или в специальных храмах-«футлярах», как, например, 46-метровая фигура Лежащего Будды в храме Ват По в Бангкоке.

Древние культы

В Юго-Восточной Азии прочные позиции сохраняют древние культы, восходящие к тому периоду, когда местное население еще не испытывало на себе влияния мировых религий. Особенно большое значение имел культ предков.

Так, главное место в доме вьетов – алтарь предков, перед которым совершаются все семейные обряды. Обычно он представляет собой столик, на котором хранятся ритуальные предметы, в том числе таблички с именами умерших прародителей.

Культ предков сохраняется и у бирманских нага, верящих, что дух умершего живет в его черепе, и потому сохраняющих черепа в особых хранилищах.

У бирманцев сложилась система почитания натов, духов-хозяев; ими становятся после смерти души героев и вообще всех хороших людей. Верят, что в каждом предмете и явлении природы обитает свой нат.

Главными считаются наты – хозяева всего земного, га-наты, а небесные духи, му-наты и духи, обитающие в околоземном пространстве – менее влиятельными. С распространением буддизма наты были включены в буддийский пантеон как помощники и защитники учения Будды.

С древними культами связаны многие земледельческие обряды, ритуалы жизненного цикла и обычаи повседневной жизни.



Источник: http://biofile.ru/his/13125.html

Какая традиционная религия народов полуострова Индостан?

Индостан – полуостров на юге Азии, являющийся частью Индийского субконтинента. На территории полуострова проживает большое количество людей, принадлежащих к различным народам и племенам, имеющих разные языки и исповедующих отличающиеся религиозные доктрины.

Традиционная религия народов полуострова Индостан – это, скорее, религии, так как за время существования этой территории и на протяжении пяти тысяч лет истории язычество, анимизм, политеистические и монотеистические верования менялись и смешивались друг с другом.

От цивилизации Мохенджо даро до колонии Великой Британии

Территория полуострова с давних времен была заселена людьми – историю смены эпох и цивилизаций можно проследить, начиная с неолита. Самое раннее поселение здесь имеет возраст, предположительно, 20 тыс. лет до н.э. Речь идет о Мохенджо даро – одном из древнейших открытых поселений.

По версии некоторых ученых, нижние слои этого города появились в районе 20 15 тысячелетия до н.э., хотя официальная дата появления этого места – 2600 лет до Рождества Христа. Какая традиционная религия народов полуострова Индостан того периода? То было время появления индуизма, который формировался на основе цивилизации Хараппа и дравидов.

С тех пор и до нашего времени на Индостане проживали различные народы, относящиеся к дравидам, говорящим на языках дравидийской группы, ведды (они, возможно, являются древнейшим населением Южной Индии), кусунда. Кроме названных, были также представители мундской и тибето бирманской языковых семей и другие.

Позже, после прихода в регион ариев, постепенно начала формироваться система каст. Основанная на доктрине о карме, она разделила население на уровни, постепенно становясь все более упорядоченной и жесткой.

В политическом плане в регионе в разное время распространяли свое влияние множество царств и империй, среди которых Индо греческое, Индо сакское, Кушанское царство, империи Гупта и Харша, Магандха и другие. Традиционная религия народов полуострова Индостан в то время индуизм, буддизм, в некоторых местах – язычество.

Постепенно территория полуострова, пройдя через период завоеваний Александром Македонским, формирование и развитие исламских государств и время империи Великих Моголов, превратилась в колонию Великобритании.

После получения независимости от Британии полуостров Индостан оказался разделен на три независимых государства: здесь располагается территория Пакинстана, Бангладеша и частично Индии.

Традиционная религия народов полуострова Индостан

Три самые крупные религиозные доктрины на этой территории – индуизм, ислам и буддизм. Кроме них достаточно много последователей имеет джайнизм, сикхизм, анимизм.

Индуизм – наиболее традиционная религия народов полуострова Индостан: он возник примерно в 3 ем тыс. до н.э. на фундаменте еще более древних верований.

Так как эта система верований уходит корнями в ведийскую, харапскую и дравидийскую цивилизации, она считается древнейшей в мире.

Не известен единый источник или основатель индуизма, нет даже общей доктрины или традиций. Фактически, это семейство взглядов, в различных своих вариантах учитывающее моно , поли и пантеизм, монизм и даже атеизм.

Буддизм, джайнизм и сикхизм

Две другие религии, также относящиеся к традиционным для этого региона – это буддизм и джайнизм. Ни одна из них не является доминирующей ни в одном из современных государств полуострова, однако последователей много и у первой, и у второй.

Буддизм возник примерно в 6 ом веке до н.э. На развитие одного из его течений, махаяна, большое влияние оказала греко буддийская культура.

Таким образом, это вполне традиционная религия народов полуострова Индостан, проживавших на территории современного северо западного Пакистана (греко буддийская культура появилась в результате смешения индийской, центральноазиатской, персидской и греческой и развивалась вплоть до 5 го века н.э. на землях восточного Афганистана и северо западного Пакистана).

Джайнизм и сикхизм возникли в 9 6 веках до н. э. и 15 ом веке нашей эры, соответственно. Хотя первая из них куда старше, обе сыграли значительную роль в истории региона.

Ислам

Какая религия народов полуострова Индостан способна конкурировать с индуизмом? Ответ один ислам. Именно эта монотеистическая система верований, привнесенная в регион в процессе завоеваний, начиная с VIII века.

Мусульманство является доминирующей системой верований в Пакистане и Бангладеше. Оно относительно молодо, однако находилось в числе основных религий в течение нескольких веков.

Источник: https://autogear.ru/article/160068/kakaya-traditsionnaya-religiya-narodov-poluostrova-indostan/

3.10 Современный буддизм в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии

Взаимосвязь религиозных направлений с хозяйственной деятельностью

Капитализм — это система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства…

Дзен (чань) как направление буддизма

3. Влияние Дзэн на современный мир

О своеобразии дзэн А. Уоттс говорил: «Сложность и загадочность, которые представляет дзэн для западных исследователей, есть главным образом результат незнания принципов мышления китайцев, принципов…

4. ХРИСТИАНСТВО В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Современное христианское возрождение. Вопреки всем этим трудностям христианство сегодня переживает период подъема. На это указывает целый ряд бесспорных признаков. 1. Продолжается распространение христианства во всем мире…

Мировая религия Христианство: от истоков до наших дней

Расхождение между западной и восточной церквями в VI веке

В шестом веке наметилось расхождение между западной и восточной христианскими церквями. Можно сказать, что, начиная с шестого века, восточная церковь (т. е…

2.3 Религии Южной и Восточной Азии

В индуизме существует как минимум три версии возникновения мира: – из «космического яйца»; – из «первичного тепла»; – из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела). В Ригведе, кроме того…

Основные направления в исламе и современный мусульманский мир

Глава 2. Современный мусульманский мир

Процесс становления древнего старчества в церковной традиции

1.2 Старчество в Древней Восточной церкви

В последние десятилетия, сообщает Хоружий С.С., старчество в Древней Церкви подробно изучалось целым рядом известных западных исследователей: ему посвящены труды ученых-католиков оо. Иринея Осэра, Фомы Шпидлика, Гавриила Бунге и др…

3.9 Современный буддизм-ламаизм

Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса – священный город, куда отовсюду стекаются паломники – буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи…

Религии стран Западной Азии и их роль в развитии культуры

1. Страны Западной Азии – религиозная характеристика

Одна из двух преимущественно христианских по населению стран Азии (другая – Филиппины) – Кипр. Христианство проникло на остров еще в I в. н. э. Подавляющее большинство населения – греки – придерживается почти исключительно православия…

Религии стран Западной Азии и их роль в развитии культуры

2. Характеристика ислама, как основной религии стран Западной Азии

Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Его основателем ислама был пророк Мухаммед. Он родился в 570 году н.э. При создании своего учения пророк опирался на три основные религии…

Религии стран Западной Азии и их роль в развитии культуры

3. Роль религии в развитии культуры стран Западной Азии

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд…

Символические тексты православной церкви

2.3 «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» митрополита Петра Могилы

«В составлении этого Исповедания принимали участие сам митр. Петр (Могила) и его ближайшие сотрудники по руководству основанной им Киевской Духовной Академии: Исаия Козловский и Сильвестр Косов…

Следы христианства в Центральной Азии по материалам тибетской экспедиции Николая Рериха

4. Источники по истории христианства в Центральной Азии

4.1 Тибетское эвенгилие В период Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928) одной из научных задач, которая стояла перед Рерихами, являлся сбор материала, свидетельствующего о пребывании Иисуса Христа на Востоке…

Учение святителя Феофана о христианской и нехристианской мистике

Глава 1. Святитель Феофан Затворник и его место в Предании Восточной Православной Церкви

Шаманизм и его место в человеческой культуре

Шаманизм Центральной Азии

Под центральной Азией подразумевается регион, в котором находится географический центр Азии. Народы этого региона имеют общее происхождение, историческую судьбу, обычаи, одинаковый уклад жизни. Таковыми являются тувинцы, хакассы, буряты…

Источник: http://rel.bobrodobro.ru/3967

Религия в Китае. Во что верят китайцы

Человек всегда пытается найти объяснение происходящим вокруг метаморфозам. Желание верить и приписывать непонятные для нас процессы на сверхъестественные силы присуще человеку. Так и зарождались основы религии и учений.

В Китае к религии относятся по-особому. Тонкая восточная натура китайцев внесла в нее свои коррективы. Она отличается своим многообразием и принципами.

Все существующие на сегодняшний день религии мирно соседствуют между собой, не создавая каких-либо конфликтов на этой основе.

Философия и главные особенности религии в Китае

Китайская философия влияет на все стороны политической и экономической и духовной жизни Китая. Велико ее действие и на традиционную медицину, и на политику, и на религию. Главной особенностью китайской религии является многообразие ее видов, религиозный плюрализм. Защита вероисповедания закреплена в конституции Китая. В Китае широко распространены два основных философских направления:

     Конфуцианство

Философско-этическое направление конфуцианство зародилось в 6 веке до нашей эры. Официально основателем является великий мыслитель Конфуций, но не стоит забывать о двух других философах, внесших вклад в развитие этого учения: Мен-цзы, Сунь-цзы. Их философские труды также легли в основание конфуцианства.

Основными источниками являются: 4-книжие; 5-книжие; 13-книжие; сборник цитат Конфуция «Луньуй».

Конфуцианство закладывает в себя основу взаимоотношений:

1.     Родитель-ребенок

2.     Правитель-подданый

3.     Брат-брат

4.     Друг-друг

5.     Муж-жена

Издревле изучение конфуцианства считалось признаком аристократичности. Это философское течение пользовалось активной поддержкой императорского дворца. Все взаимоотношения были построены на основе данного учения.

Основной мыслью является гуманизация социума, где каждому члену общества присуще свое место в общественном строе. Стремление стать благородным мужем «Цзюнь-цзы» развивало в человеке: доброту, честность, гуманность, верность, ответственность.

Конфуцианство актуально и в современном мире. Это учение получило широкую огласку во всех уголках Земли.

     Даосизм

Ровесник конфуцианства. Согласно историческим данным, появился на территории северного Китая. Основоположником является древнекитайский философ Лао-цзы. В состав этого учения входит около 1500 книг и трактатов. В разных провинциях может разъясняться по-разному.

Читайте также:  Далай-лама xiii - жизненный путь тибетского правителя и дипломата

Основной идеей является следование пути Дао, соблюдение ее устоев канонов. Он представляет собой путь, по которому происходят все события в мире. Они подчиняются его воле и эта материя преобладает во всех сферах жизни человека, вселенной.

Дао –  материя, его невозможно представить и ощутить. Он вездесущ и все в мире следует его пути.  В систему этого философского направления входят:

Фэн-шуй – Отдельные ее элементы широко распространены во всем мире. Так, например идеи фэн-шуя используются дизайнерами для создания оптимальной и благоприятной обстановки в доме.

Астрология –  Развивалась одновременно с западной.

Фитотерапия –  Используется в современном мире как эффективное средство профилактики заболеваний и поддержания общего тонуса организма.

Алхимия –  Была «болезнью» европейских ученых средних веков, искавших рецепт бессмертия и превращения любого материала в золото.

Дыхательные упражнения –  Используются при медитировании. Сейчас это уже становиться постепенно мировым трендом. Эти методики используются фитнес тренерами, профессиональными инструкторами.

Боевые искусства –  Китай славится своими боевыми единоборствами. Одни только шаолиньские монастыри чего стоят! А про шаолиньских монахов ходят легенды! Только вот трудно определить, являются ли они последователями буддизма, либо даосизма.

Последователи этого учения верят в бессмертие души. Постоянные поиски его и является истинным путем Дао. Вселенная представляет собой макромир, а человек микромир. После смерти душа человека присоединяется в общий поток макромира.

Главный принцип даосизма – не вмешиваться в процесс, а попробовать слиться с вселенной, почувствовать ее ритм. Постулаты этого учения резко противоречат идее конфуцианства.

Идеалом человека, согласно даосизму, является отшельник, практикующий медитацию и способы вхождения в контакт с окружающим миром. В конфуцианстве сохраняется идея о служении правителю.

Главный принцип – невмешательство. Все идет своим чередом и не следует нарушать течение событий своими действиями. Этот путь истинен и не должен встречать усилий со стороны человека. Человек должен быть инертен и обособлен от других, пассивен в действиях.

Подразделяется на 2 школы: северная и южная.

 

Взаимодействие религии в Китае с государством

В Китае существует свобода вероисповедания. Все учения сохранились и на сегодняшний момент имеют своих последователей.

Политика всегда тесно взаимосвязана с религией. Она является удобным инструментом управления обществом. В годы существования Империи активно пропагандировались идеи конфуцианства, основные принципы которой заключались в служении государству и поддержке традиционного строя. Даосизм напротив, получил распространение у обычных крестьян и рабочих слоев населения.

Китайская империя раньше во многих аспектах опиралась именно на философские и религиозные учения, многие политические решения принимались в соответствии с ними. Сам государственный строй не противоречил традиционным устоям.

Религия активно использовалась как инструмент политической борьбы за влияние. Европейские миссионеры и оппозиционеры использовали эти противоречия в своих целях.

Сейчас религия рассматривается как самостоятельный субъект общественной, духовной и культурной жизни государства. Китай многонациональная страна и влияние религии на государственную политику нецелесообразно.

Причины распространения религии в Китае

Существуют учения и религиозные культы, которые зародились внутри самой Поднебесной. Ими являются: даосизм, конфуцианство.

Религии, которые пришли на территорию Китая извне:

Христианство

Первые представители Христа на территории Китая были в 7 веке в лице иезуитских миссионеров. Они были представителями несторианского течения. Сейчас в Китае официально существуют: православие, католицизм, протестантство. При назначении главного духовного наставника, китайцы всегда прислушиваются мнения международных центов христианства.

Представителей христианства в Китае около 80 миллионов человек.

Ислам

Появился с помощью представителей арабских духовных проповедников и торговцев. Миграция некоторых народностей(казахи, уйгуры) также заложила фундамент исламской религии.

Существует Китайская Исламская организация, целью которой является сохранение ислама как традиционной мировой религии, контактирование с международными исламскими религиозными центрами. По всему Китаю насчитывается около 26 миллионов мусульман.

В основном центрами исламской культуры являются Западные и Юго-Западные провинции Китая.

Буддизм

Пришел из Индокитайского полуострова намного раньше других. Она более адаптирована и распространена среди китайского населения. В Китае приобрел свои черты, отличающиеся от традиционного индийского буддизма. Основными последователями являются ханьцы (самый многочисленный этнос Китая).

Основой его является достижение состояния нирваны, получаемой путем длительного соблюдения канонов буддизма и духовных практик. Послушание и самопожертвование во имя искупления своих грехов, вот основная идея буддизма.

Здесь внимание верующего направлено на очищение сознания от искажающих ум состояний, таких как: злость, страх невежество. Наличие кармы у человека обязывает его искать правильный путь на протяжении всей жизни. Основные постулаты буддизма противоречат как канонам конфуцианства, так и даосизму.

География паломников велика, и охватывает почти все провинции Китая. Самая многочисленная армия последователей именно у буддизма.

 

Основные причины прихода иностранных религиозных культов в Китай:

Великий Шелковый путь берет свое начало с двух великих китайских рек: Хуанхэ и Янцзы. Это был самый масштабный в истории человечества торговый путь.

С помощью него вели свою торговлю государства и целые цивилизации. С помощью него люди могли не только осуществлять торговлю, а также передавать мысли и идеи.

Так от приезжих торговцев китайцы постепенно узнавали о других религиях, обрядах, традициях.

Ученые синологи предполагают, что китайская нация согласно одной из теорий возникла в результате больших миграционных потоков извне. Соответственно народы переселявшиеся на территорию Китая.

Образовывали здесь поселения и населенные пункты. Совместно с этим приносили элементы духовной культуры: религия, вероисповедание, традиции, обычаи, язык, праздники, обряды.

Происходила непрерывная ассимиляция, в результате которой иностранные верования плотно укрепились в Китае.

  • Политические и исторические процессы

Китай, ранее представлял для зарубежных стран большой интерес. Сейчас Китай является одной из самых сильных и прогрессивных стран в мире, а раньше был лакомым кусочком для чужеземцев. Китай продолжительное время придерживался политики «закрытых дверей» и почти не имел связей с внешним миром. Это привело государство к постепенному ослаблению.

Еще в начале 12 века монголы, претендовавшие на территории Китая, пытались ввести несторианство. Племена кереитов, входивших в состав монгольского войска, являлись последователями несторианства, и активно занимались ее проповедованием.

  • Целенаправленное агитирование

Рассмотрим на примере христианства. Путешествующие проповедники были в Поднебесной не раз. Пришлые миссионеры пытались внедрить различные религиозные учения.

Например, в 7 веке в Китае побывали представители христианства несторианского толка, прибывшие из Персии, первая попытка оказалась неудачной, и не принесла ожидаемого эффекта.

Сюда приезжали и представители ордена иезуитов, проспонсировавшие активную деятельность христианских волонтеров. Их работа принесла значительный эффект, в Китае начали строить церкви, появились представители духовенства.

Центры паломничества в Китае

– Шанхайский храм нефритового Будды

– Пекинский храм Юнхэ

– Сианьский Большой дикий гусь

– Чунцинские наскальные рельефы Дацзу

– Тибетский Дворец Потала

– Сычуаньская гора Эмей

– Шанхайский Собор святого Игнатия

– Харбинская церковь Святой Софии

– Гонконский Собор святого Джона

– Шаньдунская гора Тай

– Аньхойские Желтые горы

– Шанхайский храм богини-хранительницы

– Сианьская мечеть

– Кашгарская мечеть Идгар

– Кучанская великая мечеть

– Сининская мечеть Дуньгуань

– Шаньдунский мемориальный комплекс

– Нанкинский квартал «Храм Учителя»

Китай всячески способствует строению религиозных учреждений, позволяя гражданам быть ближе к богам. Наличие религиозных достопримечательностей является несомненным плюсом в развитие туристической инфраструктуры и развитию паломничества.

Китайская религия

Интересно, что всем приходит на ум, когда речь идет о Китае. Ведь у них существует культ поклонения драконам, а в данной статье о них даже речи и не шло? Почему?

Этот вопрос было решено оставить напоследок.

Помимо всех вышеизложенных существующих религий есть еще одна религия, которая существовала еще до появления философских учений. Соответственно можно смело назвать ее самой древней религией. Она называется Шэнизм.

Шэнизм подразумевает собой поклонение предкам и духам. Много схожего у нее с традиционным шаманизмом и политеизмом в Древней Греции. Смысл заключается в поклонении божествам, коих велико множество. В состав этой религии вошли элементы китайской мифологии и философии.

Наиболее почитаемыми божествами являются: Мацзу и Хуанди.

Также в Шэнизме проповедуется культ поклонения мифическим созданиям – драконам. Принято считать что драконы являются национальным символам Китая. Не одно торжество не проходят без его участия. В среде драконов существуют как герои, так и антигерой.

Герой обитают в чудесных замках на дне рек, морей, озер. Питаются жемчугом, и оберегают мирных жителей от несчастий и напастей. Дракон является повелителем воды. Он покровительствует крестьянам при посеве, а также при сборке урожая. Он дает людям воду и возможность использовать ее дары (рыба, водоросли, жемчуг).

Антигерои обитают в массивах гор. Всячески пытаются помешать мирному существованию китайцев. Поэтому нужно было всячески задобрять его жертвоприношениями.

В Китае хороших людей принято называть драконами, это является высшим комплиментом.

Последователями традиционной китайской религии является около 500 миллионов человек по всему Китаю.

Дракон действительно является частью культуры Китая. Праздничные народные костюмы всегда имеют рисунок величественного дракона. Он является символом удачи и благополучия китайского народа.

Дракон является главным героем многих мифов и легенд. Он является поистине культурным феноменом Китая!

Узнайте почему в Китае так много людей:

Источник: http://www.nstrade.ru/blog/item/religiya-v-kitae.-vo-chto-veryat-kitajcy/

Религия в Азии

Религия в Азии

Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм.

Однако судьба этих религий была различной.

Одни из них широко распространились и в других частях света (христианство, ислам, иудаизм), другие же остались в основном азиатскими религиями (зороастризм, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).

В настоящее время в Юго-Западной Азии наиболее распространен ислам. Это относится к Турции, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике, Народной Демократической Республике Йемен, Оману, Объединенным Арабским Эмиратам, Катару, Бахрейну, Кувейту, Ираку, Ирану, Афганистану.

В подавляющем большинстве этих стран ислам распространен в форме суннизма. Лишь в Иране резко преобладает шиизм. Шииты составляют свыше половины населения в Ираке и в Йеменской Арабской Республике.

Немусульманскими в этом районе являются только две страны: Кипр, где преобладают христиане, и Израиль, в котором большинство жителей исповедует иудаизм.

Кроме того, в Ливане около половины верующего населения составляют христиане.

В центре Южной Азии господствует индуизм, в периферийных же районах население исповедует другие религии: на западе и востоке (в Пакистане, Бангладеш и Мальдивской Республике) – ислам, на юге и севере (в Шри Ланке, Бутане, частично в Непале) -буддизм (в Шри Ланке – в форме тхеравады, в остальных странах – в форме махаяны).

В Юго-Восточной Азии обычно выделяют два подрайона.

В первом из них, включающем полуостров Индокитай без Малакки, среди верующих преобладает буддизм в форме тхеравады (Бирма, Таиланд, Лаос, Кампучия) или махаяны (Вьетнам).

Во втором, охватывающем Малаккский полуостров и Малайский архипелаг, распространены главным образом две религии: в Федерации Малайзии, Индонезии, Брунее – ислам, на Филиппинах – христианство.

В Восточной и Центральной Азии верующие исповедуют несколько религий, нередко причудливо переплетающихся между собой. Это буддизм в форме махаяны – во всех странах (Китай, МНР, Корея, Япония), конфуцианство – в Китае и Корее, даосизм -в Китае, синтоизм – в Японии.

В последнее время из года в год растет число людей, разделяющих атеистические взгляды. Правда, атеизм еще не получил здесь повсеместного распространения, однако в социалистических странах Центральной и Восточной Азии численность атеистов весьма значительна.

Как же характеризуется религиозный состав населения отдельных стран?

Кипр

Кипр – одна из двух преимущественно христианских по населению стран Азии (другая – Филиппины). Христианство проникло на остров еще в I в. н. э. Подавляющее большинство населения – греки – придерживается почти исключительно православия. На острове существует автокефальная Православная церковь Кипра, влияние которой весьма велико.

Православные верующие составляют 77% населения острова. Значительную группу образуют в населении страны мусульмане (18%), которые придерживаются суннизма ханифитского толка. К ним относится турецкое меньшинство страны. Другие религиозные группы невелики. Это марониты (3 тыс.), римские католики, армяно-григориане (3,5 тыс.

), англикане, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и др.

Турция

На территории Турции с конца XI в. начал распространяться ислам, который постепенно вытеснил господствовавшее здесь прежде христианство. В настоящее время подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедует ислам, преимущественно в форме суннизма ханифитского толка.

Среди турок некоторых районов восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространен шафиит-ский толк суннизма. В стране существует ряд религиозных орденов (хотя официально они и запрещены), наиболее известны из них мевлевийя, накшбандийя, тиджанийя, а также бекташи (последний – шиитский).

Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В стране имеются последователи двух шиитских сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Хар-путской равнины, а также часть юрю-ков и туркмен) и нусайриты (арабы по границе с Сирией; 80 тыс.).

Среди курдов некоторых районов юго-восточной Турции встречаются также йазиды (70 тыс.). Из христиан (0,7% населения) представлены православные (74 тыс., главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане (70 тыс.), халдо-католики (11 тыс.), католики латинского обряда (7 тыс.

, в значительной части левантинцы), армяно-католики (4 тыс.), греко-католики (небольшая часть греков и болгар), сиро-католики (общая численность всех католиков 26 тыс.), протестанты (23 тыс.; англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, адвентисты седьмого дня и др.

, главным образом европейцы и американцы), якобиты (в пограничных с Сирией районах), копты, несториане. Живет в стране и небольшая группа иудаистов (24 тыс., почти исключительно сефарды, половина их сосредоточена в Стамбуле).

Читайте также:  Японские обычаи и традциии - какие правила приняты в этой стране?

Сирийская Арабская Республика

В Сирии также преобладают мусульмане (свыше 90% населения), хотя имеется и довольно большая группа христиан (7%).

Большинство последователей ислама – сунниты ханифитского и других толков (74% населения), кроме них имеются нусайриты (12%), живущие преимущественно в Латакии, друзы (3%), обитающие главным образом в Эс-Сувейде (в обеих этих областях суннитов немного), ис-маилиты (38 тыс.), встречающиеся в округе Саламийя, ортодоксальные шииты-имамиты (15 тыс.). Суннизма придерживаются основная часть арабов и подавляющее

Источник: https://www.studsell.com/view/149476/

Мировые религии

Все мировые религии, за исключением буддизма, происходят из относительно небольшого уголка планеты, расположенного между пустынными берегами Средиземного, Красного и Каспийского морей. Отсюда выходят христианство, ислам, иудаизм и ныне почти исчезнувший зороастризм.

Христианство. Наиболее распространенной из мировых религий является христианство, последователями которого считаются 1,6 млрд. человек. Наиболее прочные позиции христианство сохраняет в странах Европы, Америке и Австралии.

Христианство появилось в начале нашей эры как развитие библейское мудрости, созидавшейся на протяжении предшествующих 2000 лет. Библии учит понимать и осуществлять смысл жизни.

Библейское мышление придает решающее значение вопросу жизни и смерти, концу Света.<\p>

Иисус Христос проповедовал идеи братства, трудолюбия, нестяжательства и миролюбия.

Было осуждено служение богатству и провозглашено превосходство духовных ценностей над материальными.

Первый Вселенский Собор, собравшийся 325 г. в Никее, заложил догматические ocновы Единой Святой Соборной Апостольской Церкви на многие века вперед.

В христианстве был принят взгляд о «нераздельном и неразлучном» соединении в Иисусе Христе двух естеств — божественном и человеческом. В V в.

были осуждены сторонники архиепископа Нестора, признававшие основной человеческую природу Христа (впоследствие обособившиеся в несториан), и последователи архимандрита Евтихия, который утверждал, что в Иисусе Христе есть только одна божественная природа.

Сторонники одной природы Иисуса Христа стали называться монофизизтами. Приверженцы монофизизма составляют определенную долю среди современных православных христиан.

В 1054 г. произошел главный раскол христианской церкви на Восточную (православную центром в Константинополе (ныне Стамбул) и Западную (католическую) с центром в Ватикане. Это разделение проходит через всю мировую историю.

Православие утвердилось в основном среди народов Восточной Европы и Ближнего Востока. Наибольшее число приверженцев православия — русские, украинцы, белорусы, греки, румыны, сербы, македонцы, молдаване, грузины, карелы, коми, народы Поволжья (мари, мордва, удмурты, чуваши). Очаги православия существуют в США, Канаде, ряде стран Западной Европы.

В истории русского православия произошел трагический раскол, приведший к появлению старообрядчества. Истоки раскола восходят еще к годам принятия христианства Русью. В те времена в Византии господствовали два близких друг к другу устава, по которым осуществлялся обряд богослужения.

На востоке Византии наиболее распространенным был устав Иерусалимский, а на западе преобладал Студийский (Константинопольский) устав. Последний стал основой русского устава, в то время, как в Византии преобладающим все более становился устав Иерусалимский (св. Саввы).

Время от времени в Иерусалимский устав привносились те или иные нововведения, так что он стал именоваться новогреческим.

Русская церковь до середины XVII в. вела обряд по архаичному Студийскому уставу двуперстным крещением, сохраняя православие в высшей чистоте. Многие православные народы смотрели на Москву, как на духовный центр.

За пределами Русского государства, в том числе на Украине, церковные обряды осуществлялись по новогреческому образцу. С связи с соединением Украины и России в 1654 г. Киев начинает оказывать огромное влияние на духовную жизнь Москвы.

Под его воздействием Москва начинает отворачиваться от старины, принимает новый образ жизни, более угодный Киеву. Патриархом Никоном вводятся новые чины и обряды. Иконы обновляются по киевским и львовским образцам.

Патриарх Никон производит редакцию церковно-славянских богослужебных книг по новогреческим изданиям итальянской печати.

В 1658 г. Никон заложил под Москвой Новоиерусалимский мужской монастырь и город Новый Иерусалим, по его замыслу, будущую столицу христианского мира.

В результате никоновских реформ в канон были введены шесть крупных нововведений. Двоеперстное крестное знамение заменено троеперстным, вместо «Исус» велено было писать и выговаривать «Иисус», во время проведения таинств обхождение храма было поведено делать против солнца.

Введение неправославного почитания царя поставило его выше религиозного духовного владычества. Это снизило роль церкви в государстве, низвело ее до положения Церковного приказа (приказ, это своего рода министерство в России тех времен).

Многие верующие восприняли никоновские реформы как глубокую трагедию, тайно исповедовали старую веру, шли за нее на муки, сжигали себя, уходили в леса, болота. Роковой 1666 год привел к катастрофическому расколу русского народа на принявших новый обряд и отвергнувших его.

За последними сохранилось название «старообрядцы».

Католицизм является другой основной ветвью христианства. Он распространен в Северной и Южной Америке.

К католикам принадлежат итальянцы, испанцы, португальцы, часть французов, большая часть бельгийцев, часть австрийцев и немцев (южные земли ФРГ), поляки, литовцы, хорваты, словенцы, большая часть венгров, ирландцы, некоторая часть украинцев (в виде униатства или греко-католичества). Крупным очагом католицизма в Азии являются Филиппины (влияние испанской колонизации). Много католиков в странах Африки, Австралии, Океании.

Западная католическая церковь смело отбрасывала старые и придумывала новые обряды, стоящие ближе по духу к европейцам и их представлениям о мире как пространстве, взывающем к покорению.

Были догматически обоснованы экспансионизм и обогащение церкви. Жестоко подавлялись выступления не-католиков и еретиков.

Результатом явились непрерывные войны, массовые репрессии инквизиции и снижение авторитета католической церкви.

В XIV-XV вв. в Европе возникли идеи гуманизма и возрождения. В ходе Реформации XVI в. от католицизма отделился протестантизм. Возникший в Германии протестантизм сформировался в виде нескольких самостоятельных течений, важнейшими из которых стали англиканство (ближе всего стоит к католицизму), лютеранство и кальвинизм.

Из протестантских церквей образовывались новые течения, носившие сектантский характер, их число в настоящее время превышает 250. Так, от англиканства отпочковался методизм, а к методизму тесно примыкает организованная на военный лад «Армия спасения». С кальвинизмом генетически связан баптизм. Из баптизма выделились пятидесятнические секты, а также отделилась секта свидетелей Иеговы.

Особое место в протестантской среде занимают мормоны нехристианского исповедания.

Оплотом протестантизма является Северная и Центральная Европа. В США протестантов около 64% населения.

Крупная группа американских протестантов — баптисты, за ними следуют методисты, лютеране, пресвитериане, В Канаде и ЮАР протестанты составляют около половины населения. Немало приверженцев протестантизма в Нигерии.

Протестантизм преобладает в Австралии и большинстве стран Океании. Отдельные формы этой ветви христианства (особенно баптизм и адвентизм) распространены в России и на Украине.

Основатель протестантизма, католический монах M. Лютер, выступил с требованиями ограничения чрезмерной власти церкви и призывами к трудолюбию и бережливости. Вместе с тем он утверждал, что спасение души человеческой и избавление от грехов совершается самим Богом, а не силами человека.

Кальвинистская реформация пошла еще дальше. По Кальвину, Бог предвечно избрал одних людей к с спасению, а других к гибели, независимо от их воли. Со временем эти идеи обернулись ревизией христианских догматов.

Кальвинизм оказался проникнут антихристианским отрицанием аскетизма и стремлением поставить взамен его культ естественного человека. Протестантизм стал идейным оправданием капитализма, обожествления Прогресса, фетишизацией денег и товаров.

В протестантизме, как ни в какой другой религии, усилен догмат покорения природы, воспринятый в последствии марксизмом.

Ислам самая молодая мировая религия. Ислам ведет летоисчисление с 622 г. н. э., когда пророк Мухаммед со своими приверженцами переселился из Мекки в Медину и к нему стали примыкать бедуинские племена арабов.

В учении Мухаммеда можно заметить следы христианства и иудейства. Ислам признает пророками Моисея и Иисуса Христа как предпоследнего пророка, но ставит их ниже Мухаммеда.

В частной жизни Мухаммед запретил свинину, спиртные напитки и азартные игры. Войны исламом не отвергаются и даже поощряются, если они ведутся за веру (священная война джихад).

Все основания и правила мусульманской религии соединены в Коране. Объяснения и толкования неясных мест Корана, сделанные Мухаммедом были записаны его близкими людьми и мусульманскими богословами и составили сборник преданий, известный под названием сунна.

Позднее мусульмане, признававшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а мусульмане, признававшие лишь один Коран, а из сунны лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка, получили название шииты. Это деление существует и по настоящее время.

Религиозная догматика легла в основу мусульманского права шариат – совокупности юридических и религиозных норм, основанных на Коране.

Сунниты составляют около 90% мусульман. Шиизм преобладает в Иране и Южном Ираке. В Бахрейне, Йемене, Азербайджане и нагорном Таджикистане половина населения — шииты.

Суннизм и шиизм дали ряд сект. Из суннизма вышел ваххабизм, господствующий в Саудовской Аравии, распространяющийся среди чеченцев и некоторых народов Дагестана. Основными шиитскими сектами стали зейдизм и исмаилизм, испытавший влияние атеизма и буддизма.

В Омане получило распространение третье направление ислама ибадитизм, последователи которого именуются ибадитами.

Буддизм. Самой древней из мировых религий является буддизм, который возник в середине I тыс. до н. э. в Индии.

После более чем 15 веков господства в Индии буддизм уступил место индуизму. Однако буддизм широко распространился по странам Юго-Восточной Азии, проник в Шри-Ланку, Китай, Корею, Японию, Тибет, Монголию.

Число приверженцев буддизма оценивается приблизительно в 500 млн. чел.

В буддизме сохранены все социально-нравственные догматы индуизма, но ослаблены требования кастовости и аскетизма. Буддизм обращает большее внимание на текущую жизнь.

В начале первого тысячелетия буддизм распался на две крупнейшие ветви. Первая из них – тхеравада, или хинаяна, — требует от верующих обязательного прохождения монашества. Ее приверженцы — тхеравадины — проживают в Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде (около 90% населения этих стран), а также в Шри-Ланке (около 60%).

Другая ветвь буддизма — махаяна — допускает, что спастись могут и миряне. Последователи махаяны сосредоточены в Китае (в том числе в Тибете), Японии, Корее, Непале. Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии, а также среди китайских и японских иммигрантов в Северной и Южной Америке.

Иудаизм. К числу мировых религий иудаизм можно отнести с определенной долей условности. Это национальная религия евреев, возникшая в Палестине в I в. до н. э. Большинство приверженцев сосредоточено в Израиле (официальная религия государства), США, странах Европы и России.

Иудаизм сохранил идеи братства и взаимопомощи, из египетской религии при идеи праведности и греховности, рая и ада. Новые догматы отвечали сплочению еврейских племен и повышению их воинственности. Источники вероучения этой религии — Ветхий завет (признаваемый и более поздним христианством) и Талмуд («комментарии» к ветхозаветным книгам).

Национальные религии. Наиболее распространенными национальными религиями являются религии Индии.

Примечательна интровертность индийских религий, обращенность их к такому внутреннему и душевному соединению, которое открывает широкие возможности самосовершенствования, создает ощущение свободы, блаженства, смирения, самоотдачи, успокоения, способен сжимать, свертывать феноменальный мир до полного совпадения мировой сущности и человеческой души.

Религия Китая сложилась из нескольких частей. Самыми ранними являются верования, связанные с земледелием, освоенным в VIV тыс. до н.э.

В них считалось, что нет ничего выше того, в чем находит покой и красоту деревенский человек. Около 3,5 тыс. лет назад прежние верования дополнились культом почитания великих предков — мудрецов и героев.

Эти культы воплотились в конфуцианстве, сформулированном философом Конфуцием, или Кунфу-цзы (551-479 гг. до н.э.).

Идеалом конфуцианства стал совершенный человек — скромный, бескорыстный, обладающий чувством собственного достоинства и любви к людям.

Социальный порядок представляется в конфуцианстве таким, при котором каждый действует в интересах народа, представляемого большой семьей.

Цель каждого конфуцианца — нравственное самоусовершенствование, почтительное уважение к старшим, почитание родителей и семейных традиций.

В свое время в Китай проникли брахманизм и буддизм. На основе брахманизма почти одновременно с конфуцианством возникло учение даосизма. С даосизмом внутренне связан чань-буддизм, распространившийся в Японии под названием дзэн-буддизма.

Вместе с даосизмом и конфуцианством китайские религии сложились в миропонимание, главными чертами которого являются поклонение роду (предкам, потомкам, домашнему очагу) и поэтическое восприятие природы, стремление радоваться жизни и ее красоте (С. Мягков, 2002 г.

, Н. Кормин, 1994 г.).

Религия Японии. Примерно с V в. н.э.

японцы познакомились с мудростью Индии и Китая, восприняли буддистско-даоское отношение к миру, которое не противоречило их исконной вере, синтоизму, вере в то, что все полно духов, богов (ка-ми), а потому заслуживает к себе благоговейного отношения.

Главной особенностью преображенного под китайским влиянием японского синтоизма стало то, что он, как и даосизм, не поучает добру и не разоблачает зло, ибо «спутанные в клубок нити счастья и бед не разделить».

Искореняемое зло неизбежно пробьется такой бурной порослью, о какой и не подозревал мироустроитель. Родину японцы воспринимают как священное достояние нации, находящееся на временном попечении живущих для передачи потомкам. Приверженцами синтоизма являются несколько миллионов японцев (Т. Григорьева, 1994 г.).

Зороастризм распространен преимущественно в Индии (парсы), в Иране (гебры) и Пакистане.

Кроме основных религий в мире существуют десятки местных традиционных верований, главным образом в форме фетишизма, анимизма и шаманизма. Особенно их много в Африке, прежде всего в Гвинее-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерии, Кот-д' Ивуар, Буркина-Фасо, Того, Бенине.

В Азии последователи племенных культов преобладают только в Восточном Тиморе, но распространены также на островах западной части Океании и среди народностей Севера России (шаманизм).

Источник: http://vseprostrany.ru/index.php/2011-08-15-06-12-01/2011-08-15-06-33-58

Ссылка на основную публикацию