Буддизм в Китае

Существует множество преданий и легенд о том, как буддизм попал в Китай. Самая распространённая – эта легенда о Белой лошади. Она повествует о том, как первые буддийские сутры были привезены в город Лоян на белой лошади, в честь которой был основан первый буддийский монастырь в Китае – Байма-сы или Храм Белой лошади.

История буддизма в Китае тесно переплетается с историей Великого Шелкового пути. Начиная с первых веков до н.э., буддийские монахи сопровождали все торговые караваны из Индии в Западный Китай. Отсюда буддизм стал проникать вглубь Китая и стран Дальнего Востока.

Огромное влияние на развитие буддизма в Китае оказали и купцы из Средней Азии, на территории которой в период существования Кушанского царства буддизм был государственной религией. Уже к III веку буддизм становится господствующей религией в Восточном Туркестане (Синьцзянь).

В этот период начинается активное строительство буддийских храмов и монастырей, особенно на территории Восточного Туркестана.

Здесь широкое распространение получили так называемые пещерные монастыри, которые представляли собой цепь выбитых в скалах небольших пещер-келий, украшенных фресками и росписями по буддийской тематике.

Среди таких храмов самыми известными являются пещеры Могао (Дуньхуан) и Кызылские пещеры (Кучар). Самые большие кельи и места для молитв в них размером напоминают небольшие храмы, а статуи Будды достигают 17-метровой высоты.

Основы буддийской философии

В основе буддийской философии лежит теория о том, что люди сами виноваты в своих несчастьях и страданиях. Однако от страдания можно избавиться путём самоограничения и достижения нирваны. Одним из главных правил буддизма считается достижение просветления на основе собственного опыта.

На основе этого правила в буддизме сформировалось несколько философских школ.

Одни за основу своей буддийской философии брали поклонение Будде и обрядовые церемонии, другие считают, что просветления можно достичь путем медитации и совершения благих деяний.

Однако все они опираются на «Четыре Благородные Истины» и «Восьмеричный путь» – первые проповеди Будды, которые лежат в основе всех его 84 тысяч проповедей.

Четыре Благородные Истины представляют страдание и причины этого страдания. Способы избавления от причин страдания даются в канонах Восьмеричного Пути, а прекращение страдания называется в буддизме нирваной.

Кроме того, различия между школами буддизма определяются еще и тем, каким путем они следуют в своём просветлении: «махаяна» – большая колесница или «хинаяна» – малая колесница. Последователи махаяны считают, что просветления должны достичь все люди.

В отличие от них последователи хинаяны концентрируются на личном просветлении.

Особенности буддийского культа в Китае

Самым распространённым культом буддизма в Китае на сегодняшний день является культ Будды Амитабхи (в переводе с санскрита «амитабхи» означает безграничный свет), который основал один из основоположников буддийской философии в Китае монах Хуэюань.

Считается, что Амитабха – один из пяти Будд Мудрости, который был правителем, но просветлев, отрёкся от трона и стал монахом.

Очень часто Амитабху сравнивают с зороастрийским богом солнца и света Митрой, что символично, так как Амитабха в буддизме олицетворяет свет в прямом и переносном смысле.

Культ бога Амитабхи самый многочисленный и распространённый не только в Китае, но и во всей Юго-Восточной Азии. Буддисты верят, что это божество помогает в перерождении и совершенствовании. Фигура Амитабхи в той или иной степени отражена почти во всех фресках буддийских пещерных храмов Синьцзяня.

Буддизм в Китае имеет свои характерные особенности. Во многих сохранившихся пещерных храмах Синьцзяня до сих пор можно встретить фрески, где сквозь призму буддийской философии отражены другие древние религии этого региона: даосизм, манихейство и зороастризм, поэтому китайский буддизм в отличие от традиционного – это скорее воплощение нескольких религий в одной.

Источник: https://www.advantour.com/rus/china/religion/buddhism.htm

Буддизм в Китае

Буддизм был впервые привезен в Китай из Индии, миссионерами и торговцами проходившими по Шелковому пути, который соединял Китай с Европой в конце династии Хань (202 до н.э. — 220 г. н.э.).

К этому времени буддизм в Индии уже просуществовал 500 лет, в Китае же Буддийская философия стала процветать только после падения династии Хань и конца строгих конфуцианских убеждений, т.к. династия Хань была глубоко конфуцианской. Конфуцианский Китай изначально был не очень дружелюбен к буддизму.

В Буддийской философии выросли два основных течения. Были последователи традиционного Буддизма Тхеравады, который основывается на строгой медитации и первоначальном учении Будды. Буддизм Тхеравады хорошо распространен в Шри-Ланке, и в большинстве стран Юго-Восточной Азии.

Буддизм в Китае — это Буддизм Махаяны, который включает в себя различные формы, такие как Дзен-Буддизм, Буддизм Чистой Земли и Тибетский Буддизм — также известный как Ламаизм.

Махаяна буддисты верят в более широкое обращение к учению Будды по сравнению с абстрактные философскими вопросами, поставленными в Буддизме Тхеравады.

Буддисты Махаяны также принимают современных Будд, таких как Амитабха, которых нет в Тхеравада Буддизме.

Махаяна Буддизм говорит, что все физические формы, должны быть лишены внутренней самости (учение, называемое шуньята , что означает «пустота») и индивидуальной автономии.

Согласно Махаяне, индивидуальное просветление не представляется возможным.

Идеал в Махаяна Буддизме — это возможность всем живым существам быть просветленными вместе, не только из чувства сострадания, а потому, что мы не можем отделить себя друг от друга.

Одним из ключевых моментов успеха буддизма — был даосизм. Чтобы помочь понять китайцам буддийские понятия, буддисты заимствовали идеи из даосизма через китайский язык. И буддизм, и даосизм имел выгоду от этого обмена. Даосы расширили свои представления о космосе и способах структурирования их монашеских орденов.

Буддисты получили лексику, которая сделала его более понятным для изучения. Со временем буддизм стал популярным в жизни китайского народа, от простых людей до самого императора. Действительно, в шестом веке, буддизм соперничал с даосизмом в популярности и политическом влиянии. Именно в это время, и в течение последующих трех столетий,были сформированы основные школы китайского буддизма.

Две школы, которые сохраняют свое влияние сегодня: школа Буддизма Чистой Земли и Чань(Дзэн) буддизма. Даже в Китае, где религия часто подавлялась правительством, эти две школы китайского буддизма продолжают практиковать. Буддизм в Китае, как и в случае с религиозными учениями даосизма и конфуцианства, также претерпел множество изменений на протяжении всей истории Китая.

В так называемом классическом периоде буддизма в Китае (династия Тан, 618-907 н.э.), существует целый ряд школ буддизма, которые учили и распространяли собственные философии и медитации. Учения различных школ повлияли, и впоследствии прижились в Корее и Японии.

Несмотря на то, что коммунисты взяли под контроль Китай в 1949 году, и в стране появился атеизм, буддизм продолжал развиваться, особенно после экономических реформ 1980-х годов.

Читайте также:  Дацан на лысой горе – что расположено вокруг храма

Популярность Буддизма, привела к быстрому обращению в буддизм более поздних китайских правителей. Последующие Суй и Тан Династии —  все приняли буддизм в качестве своей религии.

Сегодня насчитывается около 100 миллионов последователей буддизма в Китае и более 20.000 буддийских храмов. Это самое крупная религия Китая.

Источник: http://AziaLand.ru/buddizm-v-kitae/

Буддизм История

Буддизм впервые пришел в Китай из Индии около 2000 лет назад, во времена династии Хань.

  Китай во времена правления династии Хань был глубоко конфуцианским, а конфуцианство сосредоточено на поддержании гармонии и общественного порядка в мире здесь и сейчас.

Буддизм, с другой стороны, придавал особое значение монашеской жизни, чтобы найти реальность за её пределами. Конфуцианский Китай был не очень дружелюбен к буддизму.

Тем не менее, буддизм нашел союзника в другой коренной религии Китая -даосизме.

Даосские и буддийские медитации и философии были во многом сходны, и некоторые китайцы проявили интерес к буддизму с даосской точки зрения.

Ранние переводы буддийских текстов с санскрита на китайский язык заимствовали даосскую терминологию. Тем не менее, во времена династии Хань очень немногие китайцы практиковали буддизм.

Буддизм в Китае: первые успехи и неудачи

Династия Хань пала в 220 году, начался период социального и политического хаоса в Китае. Северная часть Китая была захвачена некитайскими племенами, а южная часть находилась под властью последовательности слабых династий. Этот хаос также ослабил позиции конфуцианства среди правящего класса.

В Южном Китае, своего рода “дворянский буддизм” стал популярным среди образованных китайцев, которые выделяли учения и философию. Элиту китайского общества стали ассоциировать с растущим числом буддийских монахов и ученых. Диалог буддизма и даосизма продолжился, и китайцы, благодаря влиянию даосизма, отдали предпочтение Махаяне вместо буддизма Тхеравады.

В северном Китае, буддийские монахи, которые были мастерами гадания стали советниками правителей “варварских” племен. Некоторые из этих правителей стали буддистами и поддерживали монастыри и текущую работу по переводу санскритских текстов на китайский язык. Такое разделение севера и юга Китая послужило началом развития северной и южной школ буддизма в Китае.

В 5-м веке, династия Вэй из северного Китая поглотила  другие племена, а в 440 году  она контролировала весь северный Китай.

В 446 правитель Вэй, император Тайу, начал зверское подавление Буддизма – должны были быть уничтожены все буддистские храмы, тексты и искусство, и монахи должны были быть казнены.

По крайней мере, часть северной сангхи скрылась от властей и избежала казни, однако Тайу умер в 452 году, а его преемник, император Вэньчэн, закончил подавление и начал восстановление буддизма, включая скульптуры из великолепных гротов Юнганг.

Буддизм в Китае: основные школы

Вот только четыре из школ буддизма Махаяны, которые появились в Китае:

В 402 г. н.э. монах и учитель Хуэй-юань (336-416) основал общество Белого Лотоса на горе Лушань на юго-востоке Китая. . Это было началом школы Чистой Земли Буддизма. Чистая Земля в конечном счете стала бы популярной всюду по обширным частям Азии. Сегодня это – доминирующая форма Буддизма в Японии.

В 500 году, индийский мудрец по имени Бодхидхарма (ок. 470-543) прибыл в Китай. В Монастыре Шаолинь, который в настоящее время находится в провинции Хэнань, Бодхидхарма основал школу буддизма Чань, более известную на Западе по ее японскому названию Дзен.

Тяньтай стала отдельной школой через учение Чжии (также пишется Чжи-я, 538-597). Наряду с тем, по праву будучи главной школой, упор Тяньтай  на Сутру Лотоса повлиял на другие школы буддизма.

Хуаянь (или Хуа-Йен, Кэгон в Японии) сложился под руководством ее первых трех патриархов: Ту-Шунь (557-640), Чи-йен (602-668) и Фа Цанг (или Фацзанг, 643-712 ).

Большая часть учения этой школы были поглощены в чань (дзэн) во время династии Тан.

Буддизм в Китае: Север и Юг воссоединяются

Северный и южный Китай воссоединился в 589 при императоре династии Суй Ян Ди. После столетий разделения, северный и южный Китай имели мало общего, кроме буддизма. Император собрал реликвии Будды и закрепил их в пагодах по всему Китаю, в качестве символического жеста, что Китай снова стал одной нацией.

Буддизм в Китае: династия Тан

Влияние буддизма в Китае достигло своего пика во время династии Тан,  с 618 до 907 года. Буддийские искусства процветали, и монастыри становились богаче и сильнее.

Некоторые конфуцианцы и даосы думали, что буддизм и правда стал слишком богатым и сильным.

Фракционная борьба достигла своего апогея в 845, когда император начал подавление буддизма, разрушив более 4000 монастырей и 40 000 храмов и святынь.

Это подавление нанесло сокрушительный удар по китайскому буддизму и положило начало длительному упадку. Буддизм никогда уже не будет доминировать в Китае, как это было во времена династии Тан. Тем не менее, после тысячи лет буддизм насквозь пронизал китайскую культуру, а также повлиял на конфуцианство и даосизм.

Из нескольких отдельных  школ, возникших в Китае, только Чистая Земля и Чань пережили подавление с заметным числом последователей. Тяньтай процветала в Японии как Тэндай. Хуаянь выжила в Японии как Кэгон. Учения Хуаянь также видны в Чань и Дзэн-буддизме.

Так, первая тысяча лет буддизма в Китае закончилась, легенды о Смеющемся Будде, называемом Будай или Пу-тай, возникли из китайского фольклора в X веке. Этот звучный персонаж остается любимым предметом китайского искусства.

Читайте также:  Как стать буддистом – что важно знать для этого?

Источник: https://www.chinahighlights.ru/travelguide/religion/fuojiao-history.htm

Первые сведения о буддизме в Китае (стр. 1 из 3)

Первые сведения о буддизме в Китае

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.

Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков.

Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165.

По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, в царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь — Баймасы (Храм Белой лошади).

В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточноханьской империи — Пэнчэне. В нач. II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на кит. языке основ буддийского учения.

[ править ] Ань Шигао

Основоположником же буддийской традиции в Китае считается парфянский монах Ань Шигао, прибывший в Лоян в 148. С помощью группы китайских помощников Ань Шигао перевёл на китайский язык около 30 буддийских сочинений.

Всего в Лояне в конце II века над переводами буддийских сутр трудились около десяти иностранных монахов. Тогда же в хрониках появляются первые упоминания о массовых религиозных празднествах, устраивавшихся буддийскими монастырями.

Однако ещё на протяжении столетия буддизм в Китае не пользовался официальным признанием, несмотря на постоянный приток иностранных миссионеров и растущую популярность.

Император Хань Уди (156-87 до н. э.) совершает ритуал с двумя статуями Будды, пещеры Мохао, Дуньхуан, VIII век

[ править ] Смутное время

Кардинальные сдвиги в положении буддизма в Китае произошли в IV веке, когда эта религия завоевала благосклонность правящих верхов страны. Успеху буддийской проповеди способствовала обстановка смутного времени и кризиса традиционной китайской идеологии.

В государствах Южного Китая буддистский идеал был воспринят в основном как иллюстрация традиционной для китайской мысли идеи «отрешения от мирской суеты», чрезвычайно модной среди аристократов того времени.

Особую популярность среди образованных слоёв тогдашнего китайского общества приобрела доктрина праджняпарамиты с ее проповедью недуальности нирваны и сансары и внутренним самообнаружением человеком его подлинной природы.

Насколько можно судить по первым переведенным буддийским текстам, первоначально в Китае проповедуется буддизм переходного типа от хинаяны к махаяне, и особое внимание уделяется практике медитации. Позднее в Китае утверждается буддизм в форме махаяны.

Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм национальной китайской религии — даосизма. Это привело к возникновению легенды о «просвещении варваров», смысл которой в том, что ушедший на Запад основатель даосизмаЛао-цзы якобы стал в Индии учителем Будды и подлинным основателем буддизма.

Этой легендой пользовались даосы в своей полемике с буддистами. Подобное восприятие буддизма отразилось и в первых переводах на китайский язык буддийских сутр: в них зачастую индийский термин передавался через то или иное понятие даосской философии, что оказало значительное влияние на трансформацию буддизма в Китае.

Например, бодхи (просветление) передавалось термином «дао» — путь, а нирвана — даосским понятием «увэй» — недеяние.

[ править ] Даоань

Наибольший.

вклад в развитие буддизма внёс монах Даоань (312—385), который, помимо комментаторской и миссионерской деятельности, создал образцовый монастырский устав, ввёл культ будды Майтреи, один из самых распространённых в раннесредневековом Китае, а также положил начало обычаю присваивать всем буддийским монахам фамилию Ши (от Шакья — род, из которого происходил Будда). Ученик Даоаня монах Хуэйюань успешно защищал тезис о неподвластности буддийской сангхи правителю и основал культ будды Амитабхи, ставшего популярнейшим буддийским божеством на Дальнем Востоке.

[ править ] Кумараджива

В Северном Китае, подвергшемся в то время нашествию ряда кочевых племён, буддийская религия немало выиграла от смешения различных этносов, а в буддийские проповеди большое значение приобрела магия, близкая шаманистским верованиям кочевников.

На Севере буддизм с самого начала развивался под строгим контролем императорской власти. Виднейшим буддийским проповедником на Севере был индийский монах Кумараджива (начало V века), заложивший основы классической школы перевода буддийской литературы на китайский язык.

Начался период «индианизации» китайского буддизма, старательного усвоения буквы буддийского канона, более строгого размежевания китайских буддистов с традициями китайской мысли.

Для V-VI веков традиция различает в Китае шесть буддийских школ, группировавшихся вокруг индийского учителя и определённого свода текстов.

Ворота храма на горе Цзюхуа а провинции Аньхой.

В 400 году образовалась даосская школа Линбао, которая переняла из буддизма учение о воздаянии и космогонию, даосские и буддийские школы стали сближаться.

Ученик Кумарадживы Даошэн (ум. в 434) первым выдвинул чрезвычайно влиятельное в дальневосточном буддизме учение о присутствии природы Будды во всех живых существах и о возможности спасения для каждого посредством «внезапного просветления».

[ править ] Династия Лян

К VI веку буддизм стал в Китае господствующим течением и фактически приобрёл статус государственной религии. Этому способствовал император У-дидинастии Лян.

Буддийские монастыри превратились в крупных земельных собственников; богатые монастыри давали деньги в рост.

Буддизм в Китае не вытеснил традиционные китайские учения — конфуцианство и даосизм, а составил единый комплекс «трёх религий» (сань цзяо), где каждое учение как бы дополняло два других.

Считалось, что учение Будды выражает «внутреннюю», «сокровенную» сторону наследия древних китайских мудрецов. Одновременно определилось место буддизма в традиционной обрядности китайцев: в ведении буддистов оказались почти исключительно заупокойные обряды.

Под влиянием буддистов с VI века приобрел популярность праздник поминовения усопших в середине 7-го месяца по китайскому календарю, сопровождавшийся молебнами во спасение всех «бесприютных» душ.

Другим популярным буддийским праздником стал день рождения Будды, отмечавшийся в 8-й день 4-го месяца.

Читайте также:  Шаманизм в бурятии – какой образ жизни ведут избранные духами?

В быт китайцев также прочно вошёл буддийский обряд «освобождения живности» — отпуская на волю рыб и птиц.

[ править ] Развитие буддизма

В конце VI века — начале VII века за довольно короткий период сформировались основные школы собственно китайского буддизма, определившие своеобразие буддийской традиции на Дальнем Востоке.

Исполинская статуя Будды в Юньгане (V в. н.э.).

Их можно разделить на три основные группы:

  • 1) школы трактатов , базирующиеся на одной из индийских шастр (трактатов) и занимающиеся по преимуществу философской проблематикой. К ним относятся такие школы, как Саньлунь -цзун (школа Трёх трактатов), Шэлунь -цзун (школа трактата Махаяна Санграха) и Фасян -цзун (школа признаков дхарм, базирующаяся в основном на трактате «Виджняптиматра сиддхи шастра», «Чэн вэй ши лунь»); название этой школы — Вэйши -цзун (школа учения о «только сознании»);
  • 2) школы сутр (Цзин-цзун), то есть школы, базирующиеся на том или ином доктринальном тексте, приписываемом традицией Будде и считающемся в данной традиции высшим выражением буддийской истины. К ним относятся такие не имеющие индийских аналогов школы, как Тяньтай -цзун (школа горы Тяньтай), основанная на учении Саддхармапундарика-сутры (кит. — Фахуа-цзин) и Хуаянь -цзун (школа Аватамсака-сутры), основанная на учении одноимённой сутры (кит. — Хуаянь-цзин). Хотя школы данного типа основывались не на философском, а на религиозно-доктринальном тексте, тем не менее они зачастую занимались и теоретическими философскими проблемами, разработав сложные системы, не сводимые к учению того или иного индийского текста;
  • 3) школы дхъяны (чань -цзун ), уделявшие внимание преимущественно практике буддийской психотехники, медитации, йоге. К этой группе прежде всего относится специфически китайская школа чань , с известными оговорками к ней можно также отнести школу мантр — молитвенных заклинаний (чжэньянь -цзун ), представлявшую в Китае начиная с VIII века, тантрический буддизм (ваджраяна, цзиньган чэн), который не получил здесь, однако, значительного распространения, и школу винаи (люй -цзун ), занимавшуюся разработкой вопросов монашеской дисциплины.

Некоторые из этих школ разрабатывали доктрину преимущественно созерцательного характера, учение же других отличалось акцентом на вере и религиозной практике. Среди «созерцательных» школ китайского буддизма на первых порах доминировала школа Тяньтай (по названию горы в провинции Чжэцзян, где находился главные монастырь школы), основанная монахом Чжии (538—597).

Эта школа проповедовала взгляд на мир как на совершенное целое, идею взаимопроникновения явленного и сущностного, возможность спасения в этой жизни и спасения всех живых существ.

Чжии разработал четырехступенчатую иерархию основных направлений буддизма, соответствовавших разным уровням просветлённости сознания, и стремился свести воедино буддийские толки на севере и юге Китая.

Источник: http://MirZnanii.com/a/319668/pervye-svedeniya-o-buddizme-v-kitae

3. Буддизм в Китае

В I–II столетиях н. э. в Китай проник Буддизм. Буддизм получает широкое распространение в IV в. и является единственной пришедшей извне философией и религией, которая надолго укоренилась в Китае. В VI в.

император У-ди провозглашает буддизм даже государственным (официальным) учением. Буддизм оставляет заметные следы в литературе, изобразительном искусстве, а также в философии.

Однако он никогда не прерывал естественную атеистическую традицию в китайской философии.

История ранней буддийской проповеди в Китае документирована плохо. Считается, что первые адепты этого учения появились среди высших слоев китайского общества в период Восточной Хань (25-220г.).

Первоначально в буддизме видели, вероятно, вариант учения Лао-цзы. При династиях Вэй и Цзинь (III-V вв.) буддизм рассматривали под углом зрения учения Ван Би и его сторонников. При Южных и Северных династиях (420-589) буддизм приобрел небывалую популярность и стал своеобразной модой в кругах общества, стремившихся к «просвещению».

В это же время появляются и первые критики буддизма, среди которых выделяется Фань Чжэнь (ок. 445-515).

При его жизни, согласно историческим хроникам, буддизм пользовался покровительством знатных лиц, в том числе императора, а в окрестностях столицы имелось будто бы «более пятисот буддийских храмов, сиявших великолепием и красотой».

Наиболее привлекательным аспектом буддизма современникам Фань Чжэня представлялось учение о кармическом механизме, благодаря которому праведная жизнь вознаграждалась «хорошим» перерождением, и напротив, порок вел к понижению будущего социального статуса.

Фань Чжэнь написал знаменитый трактат «Об уничтожимости души» («Шэнь ме лунь»), послуживший пособием в антибуддийской полемике многим поколениям ученых.

Основной тезис Фань Чжэня в полемике с учением о переселении душ заключается в отрицании возможности для души (шэнь) существовать вне собственной формы – тела (син), которой душа пользуется лишь во время жизни индивида, исчезая вместе с деструкцией самого субъекта: «Потому что жизнь и уничтожение тел происходит по установленному для них порядку».

Как видим, и здесь имеет место апелляция к известному «порядку вещей», при этом в трактате Фань Чжэня обнаруживаются и попытки логической аргументации, и социальные мотивы: в частности, осуждаются как противные «естеству» нравы монашествующих буддистов, подражая которым «в каждой семье забывают о родных и любимых, каждый отказывается от продолжения своего рода» и т.д.

Фань Чжэнь же призывает к социальной ответственности индивида, что предполагает приверженность традиционным ценностям, таким, как служение императору, продолжение рода, забота о престарелых родителях, младших членах семьи и тому подобное, что якобы плохо согласуется с буддийским идеалом и аскетической практикой.

Буддизм распространялся в китайском обществе и достиг наивысшего расцвета в эпоху Суй-Тан (581-907). Образовались влиятельные течения, такие как Тяньтай и Хуаянь, а также Вэйши, уделявшие особое внимание проблемам чистого мышления.

Буддизм пришел в Китай как весьма высокоразвитая система умозрения, обладающая мощным категориальным аппаратом, существенно отличающимся от всего известного китайским ученым и с огромным опытом применения логических аргументов в полемике с собственными традиционалистами.

Несколько лучше обстоит дело с таким приобретшим в наше время значительную известность явлением, как чань-буддизм (дзен-буддизм). Основателем чань-буддизма считается Бодхидхарма (Дамо), прибывший в Китай из Южной Индии в период Южных и Северных династий. Однако расцвет учения связывают с деятельностью Хуэй-нэна (638-713), шестого патриарха и основателя южной ветви течения [5].

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/10106