Колесо сансары в буддизме – как вырваться из круговорота страданий

Колесо Сансары: путь освобождения

Колесо сансары в буддизме - как вырваться из круговорота страданий

Колесо Сансары отражает циклическое течение жизни, развивающейся по космическим Законам Вселенной.

По древнему приданию Будда первым изобразил этот символ рисом на песке, дабы объяснить человечеству причины его страданий и открыть ищущим путь освобождения.

3 яда ума:
Неведение
Привязанность
Гнев

В центре Круговорота Сансары в символической форме представлены три яда ума.

Неведение в образе свиньи – первостепенный яд, из которого происходят все остальные.
Не зная о своей истинной природе, человек начинает отождествлять себя с тленным материальным миром, что рождает привязанности и страх потери.

Символ привязанности и вожделениякрасный петух,

Змея в свою очередь, обозначает ненависть и гнев.

Вместе эти три яда приводят Колесо Сансары в движение, все больше втягивая человека в порочный круг злодеяний и зависимостей.

В дословном переводе Сансара означает «блуждание» или странствование. Это вечное скитание души по пространству иллюзии, причина которого карма – принцип воздаяния за совершенные действия.

Благие поступки или деструктивные — любая деятельность создает карму, положительную или отрицательную. От характера созданной кармы зависит результат – возмездие или покровительство сил небесных.

6 миров Сансары

Закон Кармы работает в двух направлениях: он может вознести или низвергнуть. Эта дуальная направленность Колеса Сансары обозначена разделением второго круга на два сегмента противоположных цветов. Черный — символизирует упадок и духовную деградацию. Белый – развитие и духовную эволюцию.

Третий круг символа Колеса Жизни разделен на 6 сегментов, обозначающих 6 миров Универсума. 3 нижних мира пронизаны мучениями. К ним относятся сферы по соответствию с каждым ядом ума.

3 нижних сферы:

  • Инфернальная или адская сфера – обитель гнева и злости;
  • Сфера голодных духов – обитель вожделения и страсти;
  • Мир животных — проживающих свое воплощение в неведении.

Высшие сферы Сансары представлены тремя формами бытия, в которых преобладает счастье, однако, они также не лишены страданий.

3 высших сферы:

Воплощенные в качестве божества находятся в состоянии блаженства от существования, но им также свойственна гордость; Полубоги или асуры наполнены энергией действия, но им присуща зависть и ревность;

Воплощенные в мире людей имеют равные пропорции печали и радости. Считается, что в этой реальности наиболее высокие шансы достичь просветления и стать Буддой, познав в равной степени оба аспекта бытия. Но люди также подвержены влиянию сомнений, эмоций и желаний. И потому путь эволюции – это всегда путь преодоления.

Держит Колесо Сансары в своих зубах владыка смерти и повелитель загробного мира — Яма. Он олицетворяет Принцип Кармы – суровый и неподкупный. Его образ напоминает о том, что созданные причины всегда возвращаются закономерным следствием к душе, ее породившей.

Таково бытие в изменчивом мире форм. Но истина в том, что жизнь и смерть – лишь иллюзия, которая кажется реальностью. Потому просветленный Будда вынесен за пределы круга. Он наблюдает со стороны за круговоротом жизни и видит три его главных качества.

3 качества Сансары

Ее природа — Пустота. Течение времени делает все непостоянным. Любая форма, будучи рожденной, сразу начинает стремиться к разрушению. Но истина вечна и бессмертна. Ее нет в том, изменчиво. Все, что мы боимся потерять – не истинно.

Ее проявление — Иллюзия. Сознание, скитающееся по кругу Сансары не способно видеть целого. Но любое явление – только одна из возможных альтернатив. Все, что нас окружает – мы сами создаем в своем уме. А главная иллюзия ума – это отождествления себя с материальной невечной формой.

Ее характеристика – Страдание. В буддийской традиции антипод страдания – тихое блаженство от существования. Любые эмоции уводят ум из состояния гармонии и умиротворения, что толкает на разрушительные действия, рождающие Карму. Но действия, совершенные без привязки к желаниям позволяет выйти за ее пределы.

Как выйти из Колеса Сансары: 4 благородные истины

Каждое действие, спровоцированное желанием, создает новую Карму, которая делает человека заложником Круговорота Сансары.

И не только поступки, но даже и слова, и мысли могут стать причиной формирования кармического груза, не освободившись от которого невозможно будет выйти из круга перерождений. Бытие в неведении, привязанностях и гневе возвращается к нам законом Кармы.

Раз за разом, совершая одну и ту же ошибку, человек создает предпосылку для нового кармического уроки, призванного напомнить ему о его истинной природе и иллюзорности физических форм.

Дабы помочь людям найти путь освобождения из Колеса Сансары, Будда Шакьямуни сформулировал 4 благородные истины. Познав эти истины, человек способен положить конец скитаниям своего ума в мирах иллюзий и достичь просветления, узнав суть и природу вещей.

Первая благородная истина звучит так: все материальное пропитано страданием. Сознание, отождествляющее себя с материей, становится заложником иллюзий. Это рождает негативные чувства и эмоции, омрачающих разум и заставляющие страдать.

Разрушить эти иллюзии можно преодолев пять препятствий:

  • Привязанность – жажда обладания и страх потери;
  • Гнев – неприятие и отторжение мира и людей;
  • Ревности и зависть – неспособность любить безусловно;
  • Гордыня – превознесение своей важности;
  • Невежество – незнание истинной природы вещей.

Незнание Законов Сансары – главный источник всех мучений. И выход из круга рождений можно найти только в достижении сознанием состояния просветления.

Вторая благородная истина раскрывает причину страданий: страдание – следствие желания.

Нескончаемая и неутолимая природа желаний не дает уму пребывать в покое. И потому ум постоянно мечется в противоречивых эмоциях и идеях.

Третья благородная истина говорит о том, что выйти из Колеса Сансары возможно через отказ от страстных желаний.

Свободный ум не ощущает ни экзальтированной радости, ни печали. Просветленное сознание находится в состоянии тихого счастья, спокойного и уравновешенного блаженства.

Четвертая благородная истина раскрывает метод, практикуя который можно выйти из Круга случайных перевоплощений и найти просветление. Этот метод изложен в восьмеричном пути, включающим такие этапы, как формирование светлых воззрений и устремлений, совершение благих действий, развитие воли, внимания и концентрации.

Выход из Колеса Сансары – это Путь эволюции сознания через преодоление препятствий и этическое развитие. Освобожденный – тот, кто нашел внутри себя гармонию и научился видеть вечное среди изменчивого и непостоянного.

Советуем прочитать:

  • САМОЕ ВАЖНОЕ!
  • Закон воздаяния Вселенной

источник

Международный Эзотерический Центр OKhelps

Обучайся легко, проведи время с пользой https://okhelps.com/

Получайте ответы на интересующие Вас вопросы от экспертов!

Источник: https://blog.okhelps.com/koleso-sansary-put-osvobozhdeniya/

Сансара Колесо жизни

Колесо жизни (бхавачакра на санскрите, или сансара для других) часто встречается на наружных стенах монастырей, по обе стороны главного входа. Сансара является синонимом слова жизни “Колесо” также сансара означает “цикл” или “вращение”.

Смысл Бхавачакра

Сансарой (бхавачакра) говорят о всех существах, которые обусловлены неведением, страданием и необъяснимым потоком времени, часто представленными, как яма держащая руль жизни.

Нирвана с другой стороны, представляет мир в противоположности негативных эмоций, который, является, природой истинного счастья.

Понятие вращения или цикла, объясняется тем, что люди или существа, не занимают стабильное место в Сансаре, но в зависимости от их Кармы они проходят от одного типа бытия к другому.

3 яда- топлива для сансары 3 яда колеса жизни

3 Позиция сансары
Под колесом жизни

Трех ядов или трех фундаментальных страданий (я имею в виду три вещи, от которых мы страдаем каждый день и каждый час, пока мы не достигнем нирваны) занимают центр колеса жизни, так как он выступает в роли “топлива”, давая импульс “колесу”.

3 яда сансары

Желание : в лице петуха. Ненависть/ревность : в лице змея.

Невежество : в лице свиньи. Бардо: между смертью и повторным рождением. Следующий круг из колеса жизни называется – Бардо и показывает душы которые утянули вниз демоны (справа). И учеников дхармы ведет вверх, вступив в борьбу, чтобы преодолеть 3 яда, и негативную Карму, которую он принес.

Термин Бардо не имеет прямого перевода, а своими корнями он уходит саму в концепцию перерождения, которую считаю относительно новой для “Запада”.

Сансара начинается на подсознательном состоянии Бардо, продолжается с рождения и заканчивается в момент смерти, таким образом, изображен дословный перевод : колесо жизни.

6 миров колеса жизни

Сансара – рука об руку с кармой В процессе формирования кармы, она оказывается в соответствующем ей мире.
Если личность имеет сходство с подобными Кармами, их сознательно испытывают, через восприятия, идентичного мира.

Читайте также:  Значения тибетских мандал - тайны буддийских ритуалов

Люди, например, все имеют одинаковые органы чувств, которые дают им доступ к одному и тому же миру. Буддизм, однако, допускает множественность проявлений, действующих в параллельной “Вселенной”.
Существует 6 миров : Богов, титанов, людей, животных, голодных духов и ад.

Мы способны воспринимать только 2 мира наш и животный миры. С буддийской точки зрения, мы не можем воспринимать другие миры, но это не отрицает их существование и не доказывает, тот факт, что мы не ослеплены, что мы можем увидеть, потрогать, услышать, попробовать и понюхать.

Существование шести миров показали многочисленные просветленные существа, у которых есть способности, которые намного превосходят наши.

2 основные группы : сущность сансары 6 миров колеса жизни разделены на 2 группы: 1. Три верхних мира, которые объединяют богов, титанов и людей, в котором они имеют больше счастья, чем страдание. 2. Три нижних мира, которые объединяют животных, голодных духов и ад, в котором страдания больше, чем счастья. Колесо жизни 6 миров сансары : 1.

Боги – высшее положение в пределах Колеса Жизни Боги (déva), в течение очень долгих лет жизни, получают удовольствие от всего. Их страдание приходит в конце жизни, где отвергается их общество, и проблеск в мире, в котором они переродятся, по определению, будет меньшим миром.

Этот мир, осушает достоинства, колотые купаются в большей роскоши на протяжении веков и о которых, мы можем только мечтать.

Гордость, связанная с большими количествами положительной кармы, может приводить вас к перерождению в этой части Колеса Жизни.

Мир титанов

Титаны (assoura) или Деми-боги очень могущественные существа, чье главное занятие это страдание, суть которых быть постоянно вовлеченными в конфликты и споры.

Легенда гласит, что Древо жизни растет в этом мире, но плод вечной жизни, которую оно несет, попадает в мир богов. Который существует позади природы их ревности и постоянных конфликтов с богами.

Ревность, связанная с какой-нибудь хорошей Кармой приводит к перерождению в этом царстве колеса жизни.

Мир людей

3 – люди – наша часть колеса жизни

Люди (mansuya)страдают главным образом от: рождения, старения, болезни и смерти, однако также многих других страданий и трудностей. В отличие от других миров, в этом мире – это возможность получить духовное учение, что не характерно для случая с другими мирами.

Мир животных
4 – Животные – Повседневной Сансары

Животных (tiryanca) страдает от холода, голода, болезни, каннибализм, порабощения и эксплуатации людей. Они также страдают от ограниченного интеллекта.
Негативная Карма, связанная с невежеством приводит к перерождению в мире животных.

Мир голодных духов
5 – голодных духов – начало колесо жизни “ад”

Голодные духи страдают от голода и жажды, которая никогда не угаснет и не удовлетворяли редких случаев, они находят пищу или воду.
Жадность и негативная Карма, связанные с ней, приведет к перерождению в этом царстве колеса жизни.

6 – Проклятый – Ад в Колесе Жизни

Проклятый (Нарака) те, кто живет в буддийском аду, имеет сильные страдания и чрезвычайно долгую жизнь. Существо, которое оказываются там могут пытать огнем и льдом и многочисленными другие страдания. Отрицательная Карма, связанна с ненавистю, приведет к перерождению в Сансаре ад.

Будда для каждого мира: Сансары

Понимание колеса жизни, не было бы полным без этой жизненно важной информации: человеческий мир, благодаря балансу добра и зла, духовная практика легче выполнима и следовательно одобряется Буддами.

Но это не потому, что они выступают за наш (человеческий) мир, они вмешиваются только в то чтобы уменьшить бремя страданий и дать возможно привести на путь освобождения (просветления).

Есть 6 групп Будд, которые действуют в каждом мире: “Жертвенное с сторицей” – белого цвета, для Богов “Великолепное одеяние” – зеленого цвета, для титанов.

“Небесный лев” – желтого цвета, для человеческого мира.

“Незыблемое Лион” – зеленого цвета, для животного мира. “Яркий Рот” – красного цвета, для мира голодных духов.

“Король Дхармы” – черного цвета, ад.

Как вы можете видеть из списка выше,нет не одного забытого мира и просветление возможно в любом из миров, но, как объяснено выше, баланс между добром и злом, существующих в мире, дает нам больший потенциал, чтобы возможно после многих часов медитации, мы наконец-то защитить себя от тисков яма.

Источник: https://ukrezo.com.ua/religiya/buddizm/sansara-koleso-zhizni.html

Колесо Сансары

Колесо Сансары представляет собой вечный круг перерождения. В Колесе большое значение имеет карма, которая зависит от деятельности и эмоций. Во время жизни каждый человек имеет возможность измениться и достичь просветления, а все для того, чтобы очистить карму. Есть еще одно название – Колесо Жизни. Его изображение можно найти на многочисленных буддистских строениях.

Из чего состоит Колесо Сансары в буддизме?

Колесо Жизни содержит в себе несколько составляющих, которые имеют свое значение. В центре в самом маленьком круге находится три главных яда ума, которые не дают человеку возможность достичь нирваны. Представлены они животными:

  • красный петух – символ алчности, привязанности и похоти;
  • зеленая змея – символ ненависти и зависти;
  • черная свинья – символ темноты и неведения.

Именно в этом месте находится энергия, которая активирует колесо. Следующий этап называется Бардо и олицетворяет он духов, которых демоны влекут вниз. Именно здесь Сансара берет свое начало.

Затем идет круг Колеса представляет собой шесть миров, которые делятся на две группы. Верхний уровень дает людям много счастья и включает:

  1. Мир Богов. Здесь осуществляется житие наивысших духов в Колесе Сансары. Если Боги поддаются влиянию ядов ума, то их отвергает этот мир и после перерождения они отправляются в низкие уровни. В основном перерождение здесь вызывает гордость.
  2. Мир Полубогов или Титанов. Титаны представляют собой существа, которые много времени тратят на конфликты и различные разборки. Согласно легенде именно в этом мире растет Древо Жизни, но плоды ее могут вкусить лишь Боги. Перерождение в этом мире вызывает ревность.
  3. Мир Людей. Здесь находятся все люди, живущие на земле. Человек за свою жизнь переживает много страданий, то при этом именно здесь есть возможность измениться и найти правильный путь, что совершенно невозможно в других существующих мирах. Перерождению способствует желание.

Нижний уровень, где больше страданий и горя, включает в себя:

  1. Мир Животных. Животные также в течение жизни подвергаются различным страданиям, к примеру, голодают, страдают от холода и т.п. Отрицательная карма и неведение приводит к перерождению.
  2. Мир Голодных духов. Духи, которые здесь находятся, страдают от голода и жажды. Перерождаются здесь не только из-за негативной кармы, но и из-за жадности, и алчности.
  3. Адский мир. Здесь находятся проклятые духи, которые подвержены огромным мучениям. Существование души прекращается, когда иссекает отрицательная карма. Ненависть и злоба приводит к перерождению.

Для человека понятны и объяснимы только два из существующих миров: мир людей и животных. В буддизме считается, что человек слеп и просто он не замечает многих вещей, в том числе и остальных важных миров. В мире существует несколько разных проявлений, которые параллельны друг другу.

Последний круг Сансары состоит из 12 изображений, которые символизируют яды ума и другие страдания. Колесо Жизни держит в своих руках демон неведения Мара.

Как выйти из Колеса Сансары?

По поводу этого вопроса споры не утихают до сих пор. Есть кардинально противоположные мнения. Одни считают, что это попросту невозможно, поскольку в каком бы мире ни находилась душа она будет подвергаться страданиям. Это объясняется тем, что Колесо держит демон.

Другие люди уверены, что покинуть Колесо Жизни, можно лишь достигнув нирваны и просветления. Необходимо понимать первоисточник привязанности в Сансаре, что позволит освободиться от нее и обрести свободу. Простыми словами только мудрость поможет выйти из Колеса Жизни.

Практически всем известны знаки, означающие женское и мужское начало. В этой статье мы расскажем об истории возникновения восточных знаков Инь и Янь, а также щита Марса и зеркала Венеры. Даосские женские практикиЖенская энергия требует постоянного очищения и наполнения, чему очень хорошо способствуют восточные духовные практики. Эта статья расскажет о даосских женских практиках.
Символы Рейки и их значениеЭта статья расскажет о символах Рейки, которые принадлежат к одному из многочисленных направлений нетрадиционной медицины, где врачевание производят при помощи прикосновений ладонями. Мандала очищения от негативаВ этой статье мы расскажем о том, какие существуют мандалы для очищения от негатива, об их особенностях и о том, как можно самостоятельно сделать подобный оберег на каждый день при помощи ниток и зубочисток.
Читайте также:  Шаманизм в туве - древнейшее верование республики

Источник: https://womanadvice.ru/koleso-sansary

Колесо Сансары

Интересные статьи и публикации по эзотерике и религии на тему Колесо Сансары вы найдете в онлайн ленте статей раздела Религия.

С помощью символа “Колесо Сансары” можно разъяснять ущербность круга перерождений и благие качества обретения освобождения. Изображение называется “Колесо Сансары”, потому что оно ясно учит нас тому, чем является сансара.

Ущербность круга перерождений Это можно объяснять, опираясь на три пункта: 1) Причина круга перерождений; 2) Места, где происходят перерождения; 3) Почему это называется “Колесом Сансары”. ПРИЧИНА ПЕРЕРОЖДЕНИЙ

Существуют две такие причины.

Это наши действия…

“КОЛЕСО ЖИЗНИ” (санскр. бхавачакра, пали бхавачакка; др. названия — колесо бытия, круг сансары, круговорот перерождений) — одна из ведущих концепций будд. модели мироздания.

Любое живое существо с его чувствами, желаниями и продиктованными ими поступками замкнуто внутри “К. ж.”, где его ожидает бесконечная цепь перерождений. Три осн. причины — гнев, сладострастие, неведение (или ненависть, вожделение, иллюзия; см.

Клеша), отравляющие сознание живых существ, не дают им возможности вырваться за…

Сансара – (санскр.

samsara– «прохождение», «протекание»), в индийской философии реинкарнация, повторные рождения; когда бестелесное начало индивида после распада одной телесной оболочки соединяется с другой, что, в свою очередь, сопровождается приобретением способностей, соответствующих результатам предшествующего существования. Сансара является реализацией действия «закона кармы», неразрывно связана с неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и страданиями. Сансара – единая иерархическая…

КОЛЕСО ГОДА это колдовской календарь, который содержит 13 праздников полнолуния или эсбатов и 8 Дней Силы или саббатов (шабашей). Все эти праздники представляют собой цикл рождения и смерти.

В дни полнолуния происходит высвобождение священной энергии, которая ассоциируется с Луной и Великой Богиней. Ритуал лунного праздника исполняется в честь творческой жизненной силы, пронизывающей Вселенную.

Дни полнолуния дают магам особую возможность для установления связи с духом.

Даты Дней Силы…

Самайн — праздник, занимающий особое положение в кельтском календаре. Именно в этот день возрастает роль потустороннего мира в нашей жизни. Многие проводят спиритические сеансы, чтобы заглянуть в будущее или проститься с прошлым.

В 2017 году октябрь буквально переполнен энергетически сильными днями. Один из них приходится на кельтский праздник Самайн. Все дело в том, что древние кельты, а затем и скандинавы, верили: время — это колесо, которое крутится весь год.

Один поворот колеса — начало…

Традиционно считается, что Колесо Бытия обхватывает Яма Дхармараджа*, “Владыка Смерти”.

Существам не легко вырваться из циклического потока рождений и смерти, – цепляясь за своё бытиё, все они порождают карму, в соответствии с которой движутся к новому циклу существования в одном из шести уделов: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, в Мире Людей, в Мире Асуров, в Мире Дэвов.

В центральном малом круге бхавачакры изображены свинья, петух и змея; соответственно они символизируют три…

Самое раннее, по мнению историков и археологов, буддийское изображение, символизирующее Дхарму – Учение Будды.

По своему происхождению колесо является древнеиндийским символом защиты и создания, впервые в истории встречающимся на глиняных печатях цивилизации Хараппа (около 2500 г. до н.э.) в качестве солнечного символа.

Колесо, или чакра, является главным атрибутом индуистского бога Вишну, поддерживающего установившейся порядок во Вселенной; его диск с шестью спицами под названием Сударшана…

Одним из самых древних символов буддизма является колесо учения (пали dhammacakka, санскр. dharmacakra). Первая проповедь Готамы называется “Запуском Колеса Учения”.

Многие исследователи видят в этом символе солярный знак, символ солнца, которое обожествлялось в древних культурах.

И в наших деревнях некоторые вешают очень похожие на буддийский символ колеса от телеги над входом в дом для защиты своего жилища от злых сил, или так на счастье. Это еще раз напоминает нам об общности разных культур…

Осуществив полное просветление, Будда вскоре захотел поделиться своим открытием со всеми чувствующими существами. Он прошёл сто пятьдесят миль пешком из Бодхгайи, где он пережил озарение под деревом бодхи, в город Сарнатх в Бенаресе.

Его целью было найти пятерых монахов [1.1], с которыми он до этого практиковал аскетизм. Монахи оставили его, когда он от аскетизма перешёл к срединному пути.

Сейчас, став просветлённым, он в своём великом сострадании хотел помочь своим друзьям найти путь к…

О сколько раз В Аду я пребывал, Животным был И был одним из прет. В мирах богов Я вновь и вновь терял Божественных заслуг Чудесный свет. Мой век теперь – Не более ста лет, Но если дольше – Жизнь так коротка.

Кто может мне помочь Вернуть мой Cвет? Учитель сердца, Истина одна.

Когда мы умираем, разрушаются внутренние Элементы Земли, Воды, Огня, Ветра.

Пространство изменяется, мы чаще всего теряем сознание вследствие шока, и, когда приходит осознавание, мир Бардо раскрывает нам…

Воспользуйтесь поиском, в случае, если найденной информации по теме Колесо Сансары вам оказалось не достаточно.

Источник: https://www.SunHome.ru/religion/koleso-sansaryi

Сансара приносит страдания, Дхарма приносит счастье

Счастье может быть как физическим, так и умственным. Есть и два вида страданий: физические и умственные. Мы желаем счастья, но многие из нас не знают, как достичь его. То, что мы делаем, на деле ведет к страданию.

Некоторые люди грабят и убивают, чтобы заработать на жизнь. Они думают, что это принесет им счастье. Это не так. Есть и те, кто пытается стать счастливым, занимаясь торговлей, сельским хозяйством и тому подобным в рамках закона. Многие таким образом становятся весьма богатыми и знаменитыми.

Но это счастье – не то состояние, которое может длиться вечно, это не окончательное, абсолютное счастье. Сколько бы счастья или материальных богатств мы ни имели, мы никогда не бываем удовлетворены, всегда полагая, что этого недостаточно.

Завладей мы даже всей страной, мы все равно захотим большего.

Усилия по достижению счастья не знают конца. Мы пытаемся передвигаться как можно быстрее, используя машины и прочие средства передвижения, – и эта погоня бесконечна. Поэтому мы говорим, что существование в сансаре не имеет конца, но лишь движется по кругу. Нам всем это понятно: мирские поиски и начинания не знают предела.

Цветок благоухает, пока он свеж, и опадает по мере увядания. Чего бы вы ни достигли в этой жизни, она закончится. Она постоянно движется к концу, к тому концу, где мы страдаем более всего. Возьмите, к примеру, автомобиль. Вот вы проезжаете мимо кладбища автомобилей.

Это конечный пункт, состояние, когда все превращается в мусор. Даже если машина в порядке, мы все равно беспокоимся. Мы беспокоимся о налогах и страховках, о том, что некоторые ее части придут в негодность, и так далее и тому подобное. Точно так же можно описать и наше отношение ко всем материальным предметам.

Чем больше мы их имеем, тем более беспокоимся о них.

Дхарма учит нас, как обрести умственное счастье. Для того чтобы достичь его, нам не нужно выполнять физическую работу: нужно работать с собственным умом. Ум представляет собой долгий, непрерывный поток, который перетекает в будущие жизни, приходя из жизней прошлых.

При жизни мы все имеем физическое тело и пытаемся добиться счастья для него, но после смерти продолжается только наш ум.

Таким образом, счастье, которое нам нужно, не должно быть просто «большим и прочным»; оно должно следовать за нами во все будущие жизни и не должно прерываться смертью.

Читайте также:  Чем китайцы отличаются от корейцев | внешность и манеры азиатов

Не важно, какой деятельностью – созидательной или нет – мы занимаемся; не это есть Дхарма. Дхарма – это те положительные действия, что совершаются во имя будущих жизней.

Счастье или несчастье происходят от наших действий. Что касается этих кармических действий, можно сказать, что отрицательные действия приводят к негативным последствиям, а положительные – к последствиям позитивным.

Все, что мы можем хорошо делать в этой жизни – возделывать поля, например, – является следствием положительных действий, совершенных нами в предыдущей жизни.

Если мы очень больны, несчастливы или живем недолго, это следствие отрицательных действий, совершенных в прошлом.

Например, живут два торговца. Один удачлив, другой – нет. Это происходит из-за прошлой кармы. Или возьмем двух бизнесменов.

Один упорно работает, но не добивается успеха, другой же успешен и процветает, не прилагая при этом особых усилий.

А вот другой пример: если в прошлом вы лишали жизни других людей, у вас будет короткая жизнь, полная болезней. Вы можете более подробно расспросить своего геше обо всем этом.

Если вы воздерживаетесь от отрицательных действий, вы не переродитесь в низших сферах бытия, приняв рождение в мире богов или людей. Но даже подобное рождение не принесет вам окончательного счастья, ибо и оно по природе своей страдание.

Почему? Если вы достигнете высокого положения, однажды вам придется упасть, а если вы занимаете более низкое положение, вы стремитесь подняться. Все это сопряжено с изрядной долей страдания. Например, если вы голодны, вы едите, но если вы съедите слишком много, то можете заболеть.

Если вам холодно, вы включите отопление, но со временем можете перегреться, и тогда вам необходимо будет остыть. И все наше существование наполнено подобного рода страданиями.

Сансара (подневольный круговорот существования) включает все эти виды страдания. Сансара – следствие кармы и различных беспокоящих эмоций и состояний ума. Нам необходимо развивать мудрость (распознавание) пустотности, или бессамостности.

В качестве примера можно привести тех, кто пресек существование в сансаре, – 16 архатов и других арьев, достигших подобного состояния. Хотя мы можем положить конец нашему собственному существованию в сансаре, этого недостаточно, ведь все страждущие живые существа были исключительно добры по отношению к нам. Молочные продукты приходят к нам благодаря коровам.

Если нам нравится мясо, то оно попадет к нам на стол благодаря милости животных, забитых во имя нас в расцвете сил. Зимой мы носим меховые и шерстяные вещи, которые делаются из меха или шерсти животных. Они были бесконечно добры, обеспечивая нас всем этим.

Нам нужно отплатить за доброту всех живых существ путем достижения состояния будды – тогда мы сможем помочь им всем наилучшим образом.

Шраваки и архаты не могут помогать живым существам во всей полноте. Единственный, кто может это сделать, – будда. И потому мы должны стремиться к просветлению, чтобы по-настоящему помогать живым существам. Нам нужно самим достичь состояния будды.

Как это сделать? Следуя Дхарме. В Индии известны жизнеописания 80 махасиддхов – йогинов, достигших высот в духовной практике, хотя на самом деле их было бесчисленное множество. Они достигли просветления в течение их жизненного цикла. В Тибете примером этого могут служить Миларепа и множество других великих наставников из школ кагью, ньингма, сакья и гелуг.

Как только мы достигаем состояния будды, наши усилия по следованию Дхарме становятся ненужными. Следовать Дхарме очень трудно вначале, но постепенно становится все легче и легче, и по мере продвижения по пути мы становимся все счастливее. Мы заканчиваем наши усилия на духовном пути в состоянии полного счастья. Мирские же усилия приносят нам только еще большее страдание.

Например, умирая, люди достигают своего рода «кульминации» жизни, или ее конечного пункта, что вызывает одни лишь мучения и страдания не только для них самих, но и для тех, кого они оставляют позади, как это зачастую можно наблюдать во время похорон.

Необходимо помнить об этом и прилагать усилия в практике на пути Дхармы. Приход к кульминации, или конечному пункту, этого пути посредством достижения просветления приносит одну лишь радость не только нам самим, но и всем остальным живым существам.

Нам необходимо воздерживаться от совершения десяти отрицательных действий. Совершая положительные действия, мы испытываем счастье, а негативные приводят к страданиям.

Необходимо размышлять о последствиях наших действий, а также исследовать наше собственное сознание – источник всех наших поступков. Тогда мы сможем осознать, что есть три ядовитых эмоции и состояния ума (санскр.

клеша): желание, враждебность и закоснелое неведение (наивность).

Из них проистекают 84 000 различных беспокоящих эмоций и состояний ума. Эти 84 000 омрачения и есть наши главные враги, а значит, в поисках врагов нам нужно смотреть внутрь самих себя, а не вовне. Из 84 000 омрачений наиболее значимыми являются три яда, и самый худший из них – закоснелое неведение, укоренившееся непосредственно в потоке нашего ума.

Говоря вкратце, нам нужно смотреть внутрь себя и пытаться избавиться от внутренних врагов. Поэтому последователи буддийской Дхармы называются «внутренними» (тиб.

нанг-па): они всегда сосредоточены на внутреннем мире. Если избавиться от беспокоящих эмоций и состояний в потоке нашего ума, то можно пресечь все без исключения страдания.

Тот, кто прикладывает усилия в этом направлении, и называется последователем Дхармы.

Практика Дхармы того, кто прилагает усилия к уничтожению беспокоящих эмоций и состояний ума только у себя, относится к хинаяне.

Если же мы прилагаем усилия к уничтожению наших омрачений не только для пресечения собственных страданий, но и делаем это ради других существ, чьи интересы мы ставим превыше собственных и хотим помочь и им избавиться от беспокоящих эмоций и состояний ума, тогда мы являемся практиками махаяны. Родившись людьми, мы должны стремиться стать приверженцами махаяны, и тогда мы сможем достичь просветленного состояния будды.

Главное – всегда пытаться думать о благе каждого и никогда не причинять вреда окружающим. Если вы произносите мантру «Ом мани падме хум», вам необходимо размышлять: «Пусть положительная сила моей практики принесет благо всем ограниченным существам».

Достаточно трудно родиться в человеческом теле: эта форма существования дается нелегко. Посмотрите, к примеру, на глобус: большую его часть занимает океан. А теперь подумайте, сколько рыб обитает во всех морях и океанах нашей планеты.

Позвоночные животные и насекомые являются наиболее разнообразной и многочисленной формой жизни.

Если подумать обо всей нашей планете и о том множестве живых существ, что обитают на ней, редкость человеческого рождения может стать для вас вполне очевидной.

Видео: Мэтью Рикар — «Что такое счастье, что такое страдание?»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

На пути Дхармы постижения и прозрения приходят очень медленно. И здесь речь идет не о днях, неделях или месяцах. Только очень немногие на самом деле думают о Дхарме, не говоря уже об обретении постижений. Для этого необходимо прилагать последовательные усилия в течение длительного времени. У вас здесь есть высококвалифицированный геше (прим.пер.

: доктор буддийской философии), который может ответить на все ваши вопросы. С течением времени Дхарма Будды продолжит набирать силу и широко распространится в мире. Она все еще набирает силу и является живой традицией. Когда Будда начал проповедовать, у него было всего пять учеников.

Эти люди распространили его учение, и теперь оно очень широко представлено во всем мире.

У нас в настоящее время есть духовный лидер, величием своим равный Будде Шакьямуни. Это Его Святейшество Далай-лама, который приедет сюда в октябре. Принимайте учения Его Святейшества всем сердцем и искренне практикуйте их, воплощая в жизнь.

Суть этих учений в том, чтобы никогда не причинять вреда другим живым существам и не иметь злонамеренных мыслей и пытаться приносить другим лишь пользу. Это главное. Если вы будете поступать подобным образом, в будущем это принесет огромное благо.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/put-k-prosvetleniyu/poetapnyy-put/sansara-prinosit-stradaniya-dharma-prinosit-schastie

Ссылка на основную публикацию