Какие народы исповедуют буддизм и где они проживают?

Культура буддизма: вся красота исповедующего религию мира

Какие народы исповедуют буддизм и где они проживают?Вы здесь

  1. Учение Будды
  2. Народы, исповедующие буддизм

Буддизм – мудрейшая и древнейшая религия многих поколений, берущая свое начало в красивой и загадочной Индии. Это один из трех китов для верующих людей по всему миру, наряду с Христианством и Исламом. Буддизм – не только вероучение, но и традиционный уклад быта, а также жизненная философия.

Учение Будды

Культура буддизма негласным своим сердцем имеет учение о четырех истинах благородства как о краеугольных камнях любой личности:

  • страдание;
  • причина внутренних мук человека;
  • состояние, характеризующее собой освобождение;
  • путь к свободе духа.

Философское значение страдания и освобождения, ниспосланных человеку некой высшей космической сущностью для самопознания, состоят в субъективном восприятии их разумом, телом и душой. Страдание идет рука об руку с желанием и приводит к счастливому следующему рождению.

Народы, исповедующие буддизм

Со стороны сложно понять всю широту этого древнего духовного мира. Для многих непонятная и недоступная религия воспринимается как некая экзотика. А для народов, исповедующих буддизм с начала своего существования, – это сама жизнь во всех ее проявлениях.

Вероисповедание складывается не только из ежедневных молитв и обрядов, продиктованных этнической принадлежностью. Культуры Востока уникальны тем, что являются основой социально-политических связей в обществе, воспитывают в молодом поколении уважение и почитание в большей степени, чем государственные законы и порядки.

Многогранная религия, пришедшая из глубин мироздания, рисует верующему человеку идеальную модель поведения, проиллюстрированную в живописи, фольклоре и искусстве в целом. Широкая интерпретация философии буддизма сделала возможной ее проникновение в идеологию различных стран с их укладом и сферами жизни общества.

На сегодняшний день буддийскую религию исповедуют страны Азии:

  • Бутан;
  • Вьетнам;
  • Индия;
  • Камбоджа;
  • Китай;
  • частично Сингапур и Малайзия;
  • Корея;
  • Лаос;
  • Монголия;
  • Мьянма;
  • Непал;
  • Таиланд;
  • Тибет;
  • Шри-Ланка;
  • Япония.

Буддизм отлично уживается с другими культурами благодаря гибкой пластичности своих учений, легко адаптирующихся под конкретную страну.

На территории РФ восточная философия официально признана со второй половины 18 века. Отвечая на вопрос, какие народы России исповедуют буддизм, следует перечислить народности Бурятии, Калмыкии, Тувы и Забайкалья. Не так давно общины русских буддистов стали возникать в значимых мегаполисах и культурных центрах – Москве, Питере, Самаре и Иркутске.

Буддизм – не просто составляющая культуры, это ее основополагающее ядро. Культурологи полагают, что именно такой подход Востока к своей философии объясняет долгожительство древней культуры.

А вам интересна культура буддизма? Расскажите, почему, в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-kultura-buddizma-vsya-krasota-ispoveduyuschego-religiyu-mira-7230.html

Буддизм в Поволжье | Буддизм Алмазного пути

Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в России  → Буддизм в Поволжье

Наталья Перла (Тольятти), куратор выставок «Тибет-Поволжье»

Исторические корни буддизма в Поволжье

Благодаря тому, что Волга с древнейших времен являлась торговым путем, на территории Поволжья соединялись различные культуры и мировоззрения. Среди них был и буддизм. Носителями буддизма оказались совершенно разные народы в различные исторические периоды: гунны, тюрки, китайцы, монголы, калмыки и др.

На основе исторических и археологических свидетельств можно выделить пять периодов в истории буддизма в Поволжье:

 – древний;

 – период первого государства — Волжской Булгарии, IX–XIV вв.;

 – период Золотой Орды, нач. XIII–XV вв.;

 – калмыцкий период XVII–XIX вв.: Калмыцкое ханство и Ставропольское ведомство;

 – современный период  XX–XXI вв.

Древний период

Тюркские кочевые племена начали переселение в Поволжье с юго-запада начиная со второй половины VII века. Буддизму следовали тюркские племена уйгуров, киданей, енисейских кыргызов, согдийцев. До исламизации IX–X вв. среди них преобладала Махаяна.

Волжская Булгария (IX–XIII вв.)

Это первое государство в Поволжье возникло тысячу лет назад, на рубеже IX–X вв. Длительное время оно являлось единственным развитым средневековым государством на крайнем востоке Европы. Оно располагалось на территории современной Чувашии, до Самарской Луки. В Самарском крае проходила ее южная граница.

Основное население составляли булгары — выходцы из Приазовья, подчинившие себе местные тюркские и финно-угорские племена. Это было многонациональное, густонаселенное государство, которое вело торговлю с Древней Русью, народами Прибалтики, варягами, южными и восточными странами — Ираном, Средней Азией, Хорезмом, Китаем и странами Европы.

Волжская Булгария стала центром торговли Волжского пути.

В 922 году съезд булгарских племен принял ислам в качестве государственной религии. Однако волжские булгары могли исповедовать и другие религии. В столице, Булгаре, сохранялся буддийский квартал, хотя вопрос о том, как он выглядел и какой буддизм исповедовали его жители, пока остается открытым.

Волжская Булгария процветала на протяжении столетий, пока не была разорена монголами в начале XIII века. Впоследствии она вошла в состав Улуса Джучи, известного сегодня как Золотая Орда.

Золотая Орда (1224 – нач. XVI в.)

Золотая орда также была многонациональным государством. В период его образования буддизм исповедовали уйгуры, кунгираты, кидани, найманы и тангуты. В Нижнем Поволжье известен ряд захоронений с признаками буддийской обрядности.

Калмыцкий период

Калмыцкое ханство и Ставропольское ведомство

О существовании буддизма в Поволжье принято с уверенностью говорить применительно к началу XVII века в связи с последней волной кочевников из Центральной Азии — ойрат-монголов, западной ветви монгольского этноса, образовавшейся путем консолидации родственных этнических групп: чоросов, торгоутов, хошоутов, дербетов. Их стали называть волжскими калмыками.

7 февраля 1608 года состоялась встреча ойратских послов с царем Василием Шуйским в Москве, и был заключен договор о вхождении ойратов в состав Российского государства. В XVII веке в Россию прикочевало от 240 до 300 тысяч человек.

Калмыки пришли со своей социальной структурой, системой управления и буддийским мировоззрением.

В 1640 году было принято Великое Степное Уложение, регулировавшее правовые отношения, среди прочего закреплявшее тибетский буддизм как религию ойрат-калмыков, которые со времен прихода их в Россию не прерывали отношений с Тибетом. Они принесли с собой собственные национальные традиции буддизма.

Второй Кармапа — Карма Пакши

Несмотря на то, что наибольшее распространение у волжских калмыков, как и в Тибете, с XVII века получила традиция Гелуг, у них оставались также передачи школ Сакья и Кагью (ойраты, предки калмыков, получили серию посвящений и поучений у Второго Кармапы Карма Пакши в XIII веке).

В Поволжье было образовано первое и единственное буддийское государственное образование в Европе — Калмыцкое ханство, существовавшее c 1640 по 1771 г. на правах российской автономии.

Территория Калмыцкого ханства была «плавающей», она определялась границами кочевий калмыцких племен на Нижней и Средней  Волге и Северном Прикаспии: на юге — до реки Терек, на севере — до реки Самары, на западе — до реки Дон и на востоке — до реки Яик (Урал).

В 1655 году Далай-лама V пожаловал тайше Шукур-Дайчину (второму главному тайше калмыков) титул хана. Шукур-Дайчин признал протекторат русского царя, при нем было юридически оформлено добровольное вхождение калмыков в состав Российского государства.

В период с 1737 по 1842 г. и северные территории современной Самарской области стали заселяться калмыками. Для них был основан Ставрополь-на-Волге (современный г. Тольятти) и ряд поселений, входивших в Ставропольское ведомство.

Проживавших здесь волжских и джунгарских калмыков стали называть ставропольскими. Эти калмыки были формально крещены, но продолжали исповедовать буддизм.

Известно, что среди них оказались и восемь пожилых джунгарских лам, передававших Учение Будды новым поколениям.

Об этом свидетельствует экспозиция, посвященная истории города в Тольяттинском краеведческом музее, где есть витрина с буддийскими культовыми предметами калмыков.

Следы бытования тантрических обрядов Ваджраяны среди калмыков XVII–XIX веков обнаруживаются в Самарской области в виде предметов буддийского культа. Часть из них упомянута в архивах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.

Алабина (СОИКМ).

Они дошли до нашего времени, в том числе и благодаря православным священнослужителям XIX века, которые сохранили и передали буддийские реликвии в формирующийся фонд музея, что стало историческим примером толерантности  и взаимодействия культур. 

Часть артефактов буддийской истории XVII–XIX веков можно увидеть в экспозициях и фондах Самарского областного историко-краеведческого музея (СОИКМ) и Краеведческого музея г. Тольятти (бывший Ставрополь-на-Волге).

Редкое изображение Будды Вайрочаны в виде бронзовой статуэтки размером 19х11х6 см, покрытой золотой краской, находится в постоянной экспозиции Краеведческого музея г. Тольятти. Среди местных историков оно известно как «Улыбающийся Будда» и было обнаружено случайно одним из жителей Тольятти при земляных работах в последней четверти  XX века.

В фонде СОИКМ представлены семь предметов буддийского культа из калмыцкого наследия: 

– статуя Чакрасамвары, относящегося к ануттара-йога-тантре (высшему классу  тантры), бронза, литье, 44х46 см; 

– статуя Будды Вайрочаны;

– статуи Будды грядущих времен Майтрейи и Бодхисаттвы Падмапани 

– фрагмент статуи Бодхисаттвы 

А также уникальная находка XX века — крышка тантрической чаши XVIII века, обнаруженная на глубине 1,5 м в Самаре при прокладке труб. 

Все эти буддийские предметы и изображения, обнаруженные в Самарском крае, относятся к Ваджраяне. Часть из них не атрибутирована, другая датируется второй половиной XVIII —XIX веков,  периодом разгрома Джунгарского ханства и бегства джунгарских ойратов в Россию (1755–1758 гг.) с последующей формальной процедурой крещения и переводом в Ставрополь-на-Волге (г. Тольятти).

Обнаруженные предметы буддийского культа свидетельствуют о знании глубоких учений буддийской тантры (см. Сборник «Буддизм Ваджраяны», 2012, ст. Зудиной, Перла).

Калмыцкие ханы были лояльны России и участвовали в большинстве крупных войн Российской империи, заботясь при этом и об интересах ханства.

С XVIII века калмыки успешно служили государству в качестве калмыцких казаков, участвовали в войне 1812 года, где проявили себя героями.

В честь победы над войсками Наполеона на берегу Волги был воздвигнут буддийский храм — Хошоутовский хурул (Астраханская область). 

В советский период буддизм был уничтожен, а калмыцкий народ депортирован. После реабилитации в 1957 году Республика Калмыкия была восстановлена, но уже на меньшей территории. Буддизм в Калмыкии стал возрождаться начиная с 90-хгодов XX века. Сейчас Калмыкия широко известна как одна из трех традиционных буддийских республик России.

Возрождение буддизма в Поволжье.

Современное состоянии

В XX веке буддизм охватил страны Запада — Европу и оба Американских континента. Его стали исповедовать шире и в России, не только в буддийских регионах — Бурятии, Тыве и Калмыкии, но и за их пределами.

Сейчас в каждом крупном городе есть Дхарма-центры той или иной традиции.

Наибольшее распространение получил традиционный тибетский буддизм традиций Гелуг, Кагью, Дзогчен, есть последователи традиций Ньингма и Сакья. 

При этом вся буддийская архитектура в Поволжье по-прежнему существует в рамках традиций тибетского буддизма. В Нижнем и Среднем Поволжье активно восстанавливаются и строятся храмы и ступы.

Реставрируется самый ранний из сохранившихся буддийских храмов в Поволжье — Хошоутовский хурул в с.

Речное Хараболинского р-на Астраханской области, построенный в первой половине XIX века в честь победы в войне 1812 года над Наполеоном.

В буддийской республике Калмыкия сейчас действует 25 буддийских хурулов (монастырских комплексов) и храмов. Самый знаменитый и крупнейший в Европе — Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

В Среднем Поволжье в начале XXI века возведены две ступы. Ступа Просветления в Самаре создавалась калмыками, последователями Гелуг, при поддержке жителей города, в Тибетском зале выставочного центра «Радуга».

В 1991 году благодаря ученику Шестнадцатого Кармапы  датчанину Ламе Оле Нидалу в Поволжье пришла новая волна буддизма.

Мирская, ориентированная на современность традиция Карма Кагью нашла свои исторические корни в Поволжье и быстро набрала популярность среди образованной, идеалистически настроенной молодежи.

Во многих городах на Волге возникли буддийские центры Карма Кагью: в Астрахани, Волгограде, Самаре, Тольятти, Ульяновске, Нижнем Новгороде и др. В 2012 году состоялась инаугурация Ступы Просветления, построенной учениками Ламы Оле Нидала в ретритном центре поселка Морки Республики Марий-Эл.

Читайте также:  Буддийский храм в чите - внешний вид дацана и день из жизни лам

БиблиографияАлабин 1895 — Алабин П.В. Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в самарском публичном музее. Самара. 1895. С.13.Великие учителя Кагью: драгоценная сокровищница великого собрания жизнеописаний Кагью, перевод Кхенпо Кёнчога Гьялцена. СПб, 2002.Войтов, Тихменева-Позднеева 2001 – Войтов В.Е., Тихменева-Позднеева Н.А. А.М.

Позднеев и его Восточная коллекция. Самара, 2001.Джунджузов 2009 – Джунджузов С.В. Истоки «буддийского инакомыслия», или почему оренбургские калмыки не стали христианами //Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность». СПб, 2009. С. 321-331.Джунджузов 2011 – Джунджузов С.В.

Калмыки в Среднем Поволжье и на Южном Урале (середина 30-х годов XVIII- первая четверть XX века). Оренбург, 2011.Зудина 1998 – Зудина В.Н. Археологические древности Южного Средневолжья. Самара, 1998.Зудина, Перла 2009 – Зудина В.Н., Перла Н.Ю.

Тибетский буддизм в Самарском крае: история и современность // Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность». СПб, 2009. С.418-429.Зудина, Перла 2012 – Зудина В.Н., Перла Н.Ю.

Следы тибето-монгольской ветви буддизма Махаяны и Ваджраяны в Самарском крае в XVII-XIX вв //Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию». СПб, 2012. С. 353-370.Зудина, Перла 2012 – Зудина В.Н., Перла Н.Ю.

Ставропольские калмыки и буддизм в пространстве юго-восточного фронтира Европейской России в XVIII-XIX вв. (к вопросу о сохранении традиционной веры) //Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия: история. №8/2 (99). Самара, 2012. С.87-101.Зудина, Перла 2013 – Зудина В.Н., Перла Н.Ю.

Тибетский буддизм в образовательном пространстве Самарского региона//Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: исторический дискурс и сопредельные культуры». М, 2013. С. 427-434.Зудина 2013 – Зудина В.Н.

Сведения об ойратско-калмыцком буддизме, собранные физической экспедицией Императорской Академии наук в 1768-1774 годах на российских территориях // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия: история, социология. №8/2 (109). Самара, 2013. С. 38-55.Китинов 2004 – Китинов Б.У.

Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.). М., 2004.Китинов 2009 – Китинов Б.У. Государство и религии Каспия: цивилизационный феномен тибетского буддизма//Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность». СПб, 2009. С.331-335.

Классика Самарского краеведения 2007, 3 — Классика Самарского краеведения. Антология. Выпуск 3. К.П.Головкин. Самара в конце XVIII-начале XX вв.// Под научн. редакцией Кабытова П.С. и Дубмана Э.Л., Самара, 2007.Костюков В.П. Буддизм в культуре Золотой Орды //Тюркологический сборник 2007-2008: История и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М.

Изд-во «Восточная литература» РАН, 2009.Крамарева 2005 – Крамарева И.В. Загадочная находка: к атрибуции крышки буддийской капалы// Из истории музейных коллекций. Выпуск 2. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина, Самара 2005, с.50-54.Леонтьева 2007 – Леонтьева Е.В.

Индийские корни буддийской традиции Кагью и ее тибетские основоположники // Восток, №6. Москва, 2007. Овсянников В. А. Ставрополь — Тольятти. Страницы истории. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1997.Орлова К.В. Проблема христианизации калмыков в контексте внутренней и внешней политики России (середина XVII – начало XX вв.

) //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 2006Тепикин А.В. Ставропольские калмыки – первые буддисты Среднего Поволжья // Буддийская культура и мировая цивилизация: Материалы Третьей Российской научной конференции, 22-26 сентября 2003 г. Элиста, 2003. С. 182 – 186.Федоров Н.М. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном музее. Самара, 1898 г.Шантаев 2004 — Шантаев Б.А. Школа Карма Кагью у калмыков: этапы истории, современное состояние// Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Элиста: АПП «Джангар»,2004,С.144-150.ИсточникиНаучный архив СОИКМ. Ф.4374. О.2. Д. 10. Книга учета №1 поступлений экспонатов в музей с № 1 по 140447, заполнявшаяся с октября 1922 по 15 января 1936 гг.Научный архив СОИКМ., Ф. VIII.6.4. №878-879; №982. По дневникам 1924, 1928 гг.

Отчеты Александровской Публичной библиотеки в г. Самара за 1887, 1888, 1890, 1893, 1894гг.

Источник: http://www.buddhism.ru/buddizm-v-povolzhe/

Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм

Духовное развитие 24 декабря 2014

Религиозное пространство Российской Федерации довольно многообразно.

Занимая исключительно большую территорию и объединяя под своей политической юрисдикцией огромное множество народов и этнических групп, наша страна представляет собой площадку, где встречаются различные традиции и религии запада и востока, севера и юга.

Христианство и ислам – две мировые религии, распространенные в нашем государстве. Вместе с ними представлена и третья, которую исповедуют многие народы России, – буддизм. О том, где распространена эта религия в нашей стране, мы и поговорим далее.

Буддизм в России

Буддизм – это уникальная религия, не похожая ни на какую другую. Внутри себя различные буддийские течения и школы также существенно разнятся. Происхождением своим обязанный религиозному гению Индии, на своей родине буддизм практически утратил вес.

Сегодня традиционными странами, исповедующими буддийское учение, являются Корея, Япония, Китай, Непал и другие, среди которых особенно выделяется Тибет. На сегодняшний момент буддизм в России представлен практически всеми основными буддийскими конфессиями. Среди них есть различные школы махаяны, ваджраяны, тхеравады, дзэн, чань и многие другие традиционные и не очень объединения.

Однако большинство людей, исповедующих буддизм на территории России, являются приверженцами Тибетской религиозной традиции.

Буддийская этнография России

Предлагаем ответить на вопрос: какие народы России исповедуют буддизм сегодня?

Благодаря политическим событиям и межкультурным контактам, буддизм сначала укоренился среди калмыков и тувинцев.

Это произошло в XVI веке, когда территории этих республик вместе с населявшими их народностями входили в состав монгольского государства Алтан-хан.

Веком позже Буддизм проник к бурятам, где успешно конкурировал с традиционной религией всех сибирских кочевников – шаманизмом, или иначе тенгризмом.

Видео по теме

Буддизм в Бурятии

Бурятия – республика России, чьи границы начинаются от восточных берегов Байкала. Будучи присоединенной к Российской империи, она оказалась устойчивой к русификации и избежала христианизации.

С другой стороны, тесные культурные, торговые и политические связи с Монголией, а через нее и с Тибетом, сделали среди бурят популярным буддийское учение.

Первые каменные дацаны здесь были возведены в XVIII веке.

Хотя среди буддийских народов буряты – последние, кто принял эту религию, сегодня именно они представляют буддийское большинство и представляют буддизм в России.

В Бурятии располагается административный центр российских буддистов – Традиционная буддистская Сангха России, а также основные святыни и культовые сооружения.

Важнейшим из них является Иволгинский дацан – резиденция Бандидо Хамбо-ламы – духовного лидера значительной части буддистов России.

Наряду с буддизмом, среди бурят довольно распространенным является традиционный шаманизм, или так называемая черная вера.

Буддизм в Туве

Тува, это республика, которая была принята в состав России в начале XX века, а именно, в 1911 году. Тувинцы сегодня исповедуют ту же форму учения, что и буряты, – традицию Махаяны Тибетского буддизма.

Однако так было не всегда: первые очаги буддийского учения, преимущественно в форме хинаяны, на территории Тувы появились еще во II веке н.э., во времена Тюркского каганата. В дальнейшем тувинские племена находились в подчинении уйгуров, отвоевавших земли Тувы у тюрков.

Уйгуры исповедовали манихейскую религию, однако испытывали на себе влияние и буддизма. Разработав письменность, уйгурские ученые стали активно переводить буддистские тексты с китайского и согдийского языков.

С течением времени переводчики сосредоточились на тибетских трактатах, что и определило дальнейшее преобладание тибетской традиции. Эта тенденция была подкреплена в XIII веке влиянием монгольских учителей, воспринявших буддистскую традицию от тибетских лам.

Первые монастыри были построены в Туве в 1772 и 1773 годах. Хотя буддийская община Тувы в основном придерживается линии Гелуг, предполагающей монашеское духовенство, местные традиции санкционируют женатый институт ламства, что является ее уникальной особенностью. Как и в Бурятии, по религиозному признаку тувинцы разделяются на два лагеря – шаманисты и буддисты.

Буддизм в Калмыкии

Калмыкия, это единственный европейский регион с преобладанием буддийского населения. Представляя собой потомственные западно-монгольские племена, родословная калмыков восходит к ойратам, приобщившимся к таинствам буддийской религии в XIII веке благодаря вхождению в империю Чингисхана.

Однако в это время буддизм являлся вероисповеданием лишь политической элиты ойратов. Популяризация же учения среди простого населения происходит только в XVI-XVII веках. И, как и в случае с Бурятией и Тувой, калмыцкий буддизм также придерживается тибетских религиозных традиций.

Особенно эта связь между Тибетом и Калмыкией укрепилась после признания в начале XVII века в ойратском мальчике перерождения третьего Далай-ламы.

Распространение буддизма среди ойратов способствовало и становлению отдельного калмыцкого этноса. В состав последнего вошли ойратские племена, принявшие буддизм и расселившиеся на запад в пределах Российского государства.

При этом, подчиняясь российскому императору, калмыки образовали собственное управление – Калмыцкое ханство. Последнее просуществовало до 1771 года, когда указом императрицы Екатерины II было упразднено.

В дальнейшем калмыцкий буддизм развивался, приобретал национальные черты и, подобно бурятской и тувинской сангхам, вел религиозную борьбу с шаманизмом.

Буддизм в СССР

После Октябрьской революции буддизм в России был подвержен модному тогда духовному веянию – обновленчеству. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. даже состоялся всероссийский буддийский собор.

Однако затем политика партии переменилась, и в отношении религиозных организаций начались массовые репрессии. Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек.

Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч.

Народы России, исповедующие буддизм в наши дни

До Перестройки буддийским органом, координирующим деятельность буддийских организаций, являлся ЦДУБ СССР (Центральное духовное управление буддистов СССР). В начале 90-х годов его переименовали в ЦДУБ России. Сейчас этот орган называется Буддийской традиционной сангхой России и включает в свой состав буддийские общины Бурятии.

Религиозные объединения Тувы и Калмыкии остаются независимыми. Впрочем, авторитет БТСР в Бурятии и за ее пределами признают далеко не все. В результате политических и идеологических разногласий буддийское общество пережило ряд расколов и кроме основных объединений насчитывает несколько самостоятельных ассоциаций и независимых общин.

В любом случае, буддизм в России представлен, как и прежде, тремя основными регионами – Бурятией, Тувой и Калмыкией.

Прочие буддийские общины России

Традиционные народы России, исповедующие буддизм, являются сегодня не единственными носителями буддийской культуры и традиции. В последнее время эта религия заметно популяризировалась в среде молодежи и интеллигенции. В крупных городах продолжают открываться различные религиозные центры.

Среди них, кроме традиционных школ тибетского буддизма, присутствуют представительства корейского, китайского и японского дзен-буддизма, традиций тхеравады и дзогчена. Россию за последние несколько лет посетило множество духовных учителей.

В свою очередь, среди наших соотечественников также появились представители буддийского монашества и духовенства.

Читайте также:  Молитвенный барабан в буддизме - как он работает?

Заключение

Мода на буддизм в России не уникальна, и в этом смысле наша страна разделяет общеевропейское очарование востоком. Зачастую, приобретая в количестве, отечественная буддофилия теряет в качестве, что чревато распространением в России поверхностного, маргинального варианта буддизма.

Вместе с тем, буддизм – религия в России такая же традиционная, как христианство и ислам. Поэтому его статус и будущие перспективы представляют большую важность для благополучного развития российской культуры.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Новости и общество
Что ассоциируется с Россией в восприятии народов мира

Государство имеет свои символы, необходимые, чтобы его выделяли среди других соседей по планете. Однако простые граждане едва помнят, как выглядят герб и флаг собственной страны, не то, что других. Государства восприн…

Образование
«Хождение в народ» – это движение революционной интеллигенции в России

«Хождение в народ» – это явление, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Аграрную Россию не сотрясали буржуазные революции. Против самодержавия и крепостничества поднялись лучшие представители д…

Образование
Сколько народов проживает в России? Карта народов России

Россия – это многонациональное государство. Сколько народов проживает в России? Какие из них являются наиболее многочисленными? Как они расселены по территории страны? Узнаем об этом далее.Сколько народов прож…

Образование
Какие народы живут в России? Сколько народов живет в России?

Территория России велика и разнообразна. На ее просторах прекрасная в своей многогранности природа, другие чудеса, сотворенные уже человеком. Кроме этого, территории самой большой страны мира приютили десятки разных н…

Автомобили
Категории водительского удостоверения. Расшифровка категорий водительских прав в России

Категории водительского удостоверения – тип транспорта, к управлению которым допускается владелец данного документа. На сегодняшний день есть шесть основных и четыре дополнительных разряда. Также имеются специальные р…

Автомобили
Самые дорогие машины в России: список эксклюзивных и роскошных машин

Несмотря на то что в нашей стране сейчас царит кризис, по дорогам и шоссе продолжают ездить роскошные автомобили, цены которых превышают отметки в несколько десятков миллионов рублей. Самые дорогие машины в России гов…

Автомобили
Самый экономичный внедорожник по расходу топлива в России

Оценивать внедорожник по экономии расходов на топливо как-то нелогично. Если автомобиль повышенной проходимости, значит, он по определению должен быть оснащен мощным двигателем со значительным расходом топлива. Это во…

Автомобили
Самые продаваемые автомобили в России. Статистика и рейтинги продаж

В нашей огромной стране практически каждый третий взрослый человек имеет автомобиль. И по дорогам ездят самые разные машины. Седаны, универсалы, кроссоверы, премиум- и бизнес-классов, бюджетные модели… Возникае…

Автомобили
Новые правила получения водительских прав в России. Опубликованы новые правила сдачи экзаменов на водительские права

Почти каждый человек желает приобрести автомобиль и научиться им управлять. Два года назад в силу вступили новые правила получения водительских прав. Однако далеко не все знают, какие именно изменения произошли в ПДД….

Автомобили
“Митсубиси Кантер” – малотоннажный японский грузовик, который выпускается в России

Малотоннажный грузовик “Митсубиси Кантер” (фотографии представлены на странице) производится с 1963 года. Автомобиль отличается традиционной надежностью, свойственной моделям японского автопрома. Высокий ресурс двигат…

Источник: http://monateka.com/article/49781/

Народы России

Россия — многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространённые в России.

На территории нашей страны проживает более 160 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человек или 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек), башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн. человек.

Однородный состав населения с полным преобладанием русского населения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного и Северо-Западного районов, в то время как все остальные районы, особенно Северный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения.

На территории Волго-Вятского района проживают русские, марийцы, чуваши и мордва; в Северном районе — русские, карелы, коми, ненцы и саамы: на Урале — русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки; в Поволжье — русские, татары, калмыки, казахи; в Западной Сибири — русские, алтайцы, ненцы, селькупы, ханты, манси, шорцы, казахи, немцы; в Восточной Сибири — русские, буряты, тувинцы, хакасы, ненцы, долганы, эвенки; на Дальнем Востоке — русские, якуты, чукчи, коряки, евреи, эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, орочи, нивхи и другие малочисленные народы.

Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма. В то же многие народы нашей страны придерживаются национальных и традиционных верований.

Христианство в России в основном представлено православием. Русская Православная Церковь — крупнейшая православная церковь мира. Главой ее является Митрополит Московский и Всея Руси, резиденция которого находится в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Влияние Русской Православной Церкви ощутимо по всей территории России.

Православие широко распространено среди русских, украинцев, белорусов, мордвы, марийцев, удмуртов, осетин, карел, коми, якутов и других народов. Определенное место в православии занимает старообрядчество. Значительно слабее в России распространены протестантские учения — баптизм, адвентизм, иеговизм, лютеранство.

 Всё активнее проникает в нашу страну католицизм.

Ислам в России представлен, прежде всего, суннизмом, который исповедуют татары, башкиры, казахи и все горские народы Северного Кавказа, кроме осетин. Главный духовный центр Российских мусульман находится в Уфе.

Буддизм ламаистского толка исповедуют в России буряты, тувинцы и калмыки. Духовный центр буддистов России расположен под Улан-Удэ,

Национальной религией евреев является иудаизм

Для малых народов Сибири (алтайцев, шорцев, ненцев, селькупов, долганов, эвенков) и Дальнего Востока (чукчей, эвенов, коря-г ков, ительменов, удэгейцев, нанайцев и др.) характерны традиционные языческие верования в виде анимизма и шаманства.

Языки народов России

Насчитывается около 150 языков народов России (в т. ч. приблизительно 80 литературных). Более 1/3 из них — это языки народов, живущих в основном за пределами страны, и функционируют они в России в очень ограниченных рамках (используются преимущественно в быту).

Это не касается таких крупных групп, как украинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы и некоторых других, чей язык и в России имеет (особенно в сельской местности) довольно широкое распространение. Интересно соотношение показателей национальной принадлежности и родного языка, а также данные о двуязычии, содержащиеся в переписи населения 1989 года.

94,6% населения России назвали родным язык своей национальности (это значительно больше, чем по бывшему СССР в целом, где родным назвали язык своего народа 92,7% всего населения). Язык другой национальности назвали родным 7927 тыс. чел. (в 1959 — 5139 тыс., в 1970 — 5855 тыс., в 1979 — 6476 тыс.), из них 7495 тыс.

(94,6%) указали в качестве родного русский язык, а остальные — в основном татарский (244 тыс.) и в значительно меньшем числе — якутский, украинский, коми, белорусский и некоторые др.

Смена родного языка происходит быстрее всего в городах, но еще быстрее у национальных групп, живущих за пределами своих республик, в окружении других народов, а также у малочисленных народов. Компактно расселённое, однонациональное сельское население чаще считает родным язык своей национальности.

Так, среди сельского населения называют родным язык своей национальности 95,4% а среди городского — 94,3. Русский считают родным 90,5% евреев, 74,7 — поляков, 63,5 — белорусов, 63,1 — финнов и корейцев, 57,0 — украинцев и более половины греков, карел, латышей, эстонцев.

Высок процент с родным русским языком у народов Севера — около четверти всего населения, причём чем меньше этот народ по численности, тем выше у них процент населения, считающего родным русский язык.

С другой стороны, есть народы, где подавляющее большинство считает родным язык своей национальности: более 98% — аварцы, даргинцы, ингуши, кумыки, тувинцы, чеченцы, более 97% — кабардинцы, карачаевцы, ногайцы, табасараны. У русских лишь 55 тыс. чел. не называют своим родным русский язык. До Октябрьской революции лишь немногие народы России имели свою письменность.

Древнюю письменность (восходит к 10 веку) на основе кириллицы имели русские, украинцы и белорусы; у литовцев, латышей и эстонцев с 16 века существовала письменность на основе латинского алфавита.

С 9 века имели письменность таджики, примерно в то же время внедряется письменность (под влиянием проникновения ислама) и среди различных тюркских групп населения, образовавших впоследствии азербайджанские, узбекские, туркменские, татарские и др. этносы (все эти письменности были основаны на арабском алфавите). Своя национальная письменность существовала также у армян и грузин (с 5 века), бурят и калмыков (на основе монгольского алфавита), у евреев (с еврейским алфавитом), ассирийцев (с сирийским алфавитом). После Октябрьской революции была создана письменность более чем для 50 народов, причём для некоторых из них письменность создавалась вначале на основе латинской или арабской графики, а в 1936—41 гг. она стала переводиться на русскую графику (с добавлением необходимых букв и диакритических знаков для звуков, специфических для различных языков).

В конце 1980 – начале 1990-х гг. большинство республик объявили государственными языки основных народов, давших название соответствующим республикам.

Вместе с тем за русским языком сохраняются функции языка межнационального общения, и он признаётся официальным языком на всей территории России.

Российское государство обеспечивает всем гражданам условия для использования в различных сферах государственной и общественной жизни любые языки народов России.



Источник: http://biofile.ru/geo/13952.html

Какие народы живут в Индии и их культура

Несмотря на то, что Индия отстает от Китая по численности населения, она упорно держит свои позиции числом жителей более 1,2 миллиардов человек. Потомки современных индийцев, как правило, переправлялись сюда через Гималаи, или приплывали из океана. Это были жители Востока, Средиземноморья и даже Австралии.

Именно поэтому не стоит удивляться такому разнообразию народностей, традиций, исторических корней, которые сохранились в Индии и по сей день радуют путешественников безумной национальной палитрой. Среди многочисленных народностей можно встретить хиндустанцев, телугу, бенгальцев, маратхи, пенджабцев, каннара и так далее.

На сегодняшний день в Индии сохранилась древняя кастовая система, только благодаря которой население смогло сохранить свой богатый состав.

Больше 75% населения составляют индо-арийцы, наиболее похожие на европейцев. Ученые выдвинули предположение, что современные индусы пришли на эту землю с севера, а именно с Ближнего Востока и даже Европы.

Эти народы обитают в северной части Индии. Юг страны населяют потомки дравидского народа и монголов.

В горах и предгорьях можно встретить большое число маленьких народностей, которых осталось по несколько сот человек.

Индия – удивительная страна, ведь только здесь индусы могут сильно отличаться друг от друга. В одной части страны это могут быть низкорослые и практически черные индусы, а вот на другом краю они уже будут высокого роста и со светлой кожей. У каждой народности есть свой язык, традиции и богатая история. Так познакомимся с некоторыми индийскими народностями.

  • Телугу
  • Тамилы
  • Синдхи
  • Сингалы
  • Малаяли
  • Ораоны
  • Шина
  • Лепча

Народ Телугу

Это народность индийского штата Андхра Прадеш. Располагается она в долине рек Кришна, Годавари и Тунгабхадра. Численность населения составляет более 70 миллионов человек. Потомками народности были дравидийцы, андхра и калинга. В 3 веке до н. э.

на территории нынешних телугов появился буддизм. В 7 веке здесь стала править династия Чалукьев, которая очень сильно повлияла на развитие архитектуры. Очень многие сооружения, которые мы можем видеть сегодня, датированы временем правления династии.

Читайте также:  Новый год в буддизме - необычные традиции и обряды

На сегодняшний день телугу занимаются сельским хозяйством, выращивают разные сорта перца, рис, джовар, баджру, сахарный тростник, хлопок, кунжут и табак. Есть некоторое ответвление народа, которое занимается овцеводством. Среди населения распространены ремесла: гончарное, ткацкое, ювелирное и лаковое.

Спустя столько лет существования, народ сохранил кастовое деление. Касты разделяются по родовым группам, где сохраняются многие семейные обычаи, например брак между ближайшими родственниками. Также у телугу запрещены разводы, а вдовы не имеют права выходить повторно замуж. У телугу, исповедующих ислам, тоже существует деление по кастам.

Поселения народности имеет ряд особенностей. Все деревни разделяются на кварталы, каждый из которых населяет определенная кастовая группа. Семьи из высших каст имеют большие каменные дома с внутренними дворами. В южной части дома всегда располагается спальня, а в противоположной – святыня. Вся остальная территория занята гостевой комнатой и кладовыми.

Представители средних каст живут в домах из глины с одной комнатой. Иногда пристраивается веранда, но это редкость. Низшей касте вообще не повезло, хижины у людей построены из бамбука, реже глины. Основной пищей телугу является рис и блюда из фасоли и других бобовых. Из приправ выделяют скисшие молочные продукты, маринованный манго, лайм и некоторые классические специи.

У мусульман принята североиндийская кухня.

Народность телугу имеет богатую историю и необычайный колорит, поэтому здесь развито народное творчество, живопись и исполнительное искусство. В 20 веке на базе местной пантомимы на религиозную тему, был создан танец кучипуди.

Тамилы

Это население штата Тамил Наду. Его численность составляет примерно 65 миллионов человек. Некоторое число тамилов обитает также на Шри-Ланке. Проживают они там с начала 19 века. В целом народность проживает повсеместно во всех районах Индии, однако среди остального скопления людей, увидеть их будет довольно трудно.

Большая часть тамилов – индуисты, но немало среди них мусульман, шиваитов, вишнуитов и христиан. Происходит народность от дравидийцев в 3 веке до н.э.

Связано появление тамилов с переселением дравидийского народа с северо-запада к югу и образованием целой цивилизации Инди.

Но, к сожалению, данных о дальнейшей судьбе народа совсем мало, поэтому судить наверняка об их истории никто не решается.

На сегодняшний день тамилы процветают, занимаются пашенным земледелием, выращивают рис, просо, масличные культуры, а также следят за огромными плантациями чая и хлопка.

Городское население занимается всеми видами ткацкого ремесла, ювелирным искусством, а также созданием корзинок, ковриков и так далее. Тамилов можно назвать современным народом. В городах и деревнях развита промышленность, сфера обслуживания, наука, культура.

Населенные пункты также делятся по кастовому признаку. Дома сильно отличаются друг от друга. Как правило, они состоят из глины или кирпича с несколькими крышами. Также, практически в каждом доме есть веранда, которая используется хозяевами во время проведения досуга.

Жилые дома оснащены просторным внутренним двором. В жилищах богатых тамилов обязательно установлены качели. Спят и сидят жители всегда на циновках.

В пищу народ употребляет всевозможные вариации с крупами и бобовыми. Это и каши, и тушеные овощи, и различные бульоны. Любимым блюдом считаются рисовые лепешки с разными начинками и рисовые колобки, приготовленные на пару. В приготовлении блюд часто используется растительное масло, специи и экзотические фрукты. Всю еду подают на банановых листьях.

Тамилы славятся своими театральными труппами каттейкутту и театром кукол. На сцене очень часто ставятся драматические постановки и нередки масочные спектакли. На базе древнейшего искусства девадаси в прошлом веке был создан национальный танец бхарата-натьям.

Синдхи

Этот народ проживает в Индии, в частности в штате Раджастхан. Численность населения составляет более 2 миллионов человек. Язык синдхов очень интересен, в нем очень много заимствований из персидского и арабского диалектов. Большую часть синдхов составляют индуисты, но можно встретить также мусульман.

Главным занятием сндхов считается земледелие и выращивание круп. В основном во время возделывания применяется искусственное орошение. Жители деревень скот, в основном буйволов и лошадей.

В дельте рек развито рыболовство. Ремесла не так развиты, но от предков осталось ткачество, выделка ножей и производство ковровых покрытий.

С каждым годом появляется все больше синдхов, занимающихся умственным трудом.

Жилища в деревнях глинобитные с особой обмазкой, а вот у зажиточных семей дома построены полностью из кирпича и отгорожены высоким забором. Крыши плоские и крыты пальмовыми листьями.

В пищу синдхи употребляют лепешки из проса и разнообразные похлебки из гороха. По руслу рек основным компонентом пищи является рыба. Также к похлебкам всегда подается мясо: говядина, птица. Среди напитков популярен чай.

Сингалы

Эта народность заселяет Шри-Ланку, в основном предгорные районы острова, и хорошо развита экономически. Помимо Индии их можно встретить в Сингапуре, Австралии. Численность населения составляет 13 тысяч человек. По этническим группам сингалов можно разделить на горных и прибрежных.

И те и те разговаривают на сингальском языке, но есть явные различия. Практически все сингалы – мусульмане. Про все остальные религии писать нет смысла, так как их количество исчисляется единицами. В современном исламе можно проследить влияние древнего индуизма и традиций народа.

Основу народа составили индоарийцы, которые по легенде относились к львиному роду. В развитии сингалов огромное влияние оказали веды.

Зачатки государственного строя появились на острове в первые века нашей эры. Именно тогда на всей его площади распространился буддизм. В 15 веке местное государство Канди отбила свою независимость сначала у португальцев, а потом у голландцев. Многие годы длилась борьба за территорию острова. Закончилась она лишь в 1948 году.

Сегодня большая часть народа сингалов проживает в деревнях и занимается пашенным земледелием. Основными сельскохозяйственными культурами считаются пшеница и рис. Жители побережий занимаются рыболовством. Большую роль в жизни сингалов играет разведение кокосов, садоводство и огородничество. В последние годы население острова стало активно заниматься промышленностью.

Жилища не имеют каркасной основы, а строятся на земле из тростника, а покрываются пальмовыми листьями. Пол всегда застелен циновками. В пищу люди употребляют рис в сочетании с тушеными овощами в соусе карри.

Не обошлось в поселениях без кастового деления. Только у сингалов отношения имеют лишь сельско-общинную направленность. Народность занимается художественным ремеслом, а именно чеканкой по дереву, резьбой, скульптурой и живописью. Сингалы занимаются фольклором, ставят спектакли с использованием масок и танцуют.

Малаяли

Это основное население штата Керала, составляющее 35 миллионов человек. В мизерных количествах эту народность можно встретить и в других странах Азии.

В 1 веке до нашей эры малаяли образовали свое государство Чера, на современный манер Керала. В период средневековья его территория многократно распадалась на маленькие провинции. Такая вот раздробленность сохранялась вплоть до 1056 года – года образования современного штата Керала. Основная часть малаяли исповедуют индуизм. Среди них немало христиан и мусульман.

Главным занятием народа считается земледелие. Выращивают рис, маниок, кофе, овощи и фрукты. Также малаяли заняты разведением кокосов и каучукового дерева. Помимо растениеводства, индийцы занимаются животноводством.

В основном выращивают крупный рогатый скот и птицу. В зависимости от региона, меняется и основной вид животного. Из ремесел малаяли занимаются созданием лодок, рыболовных орудий.

Из растительного сырья малаяли создают циновки и корзинки.

Все дома в деревнях имеют непрерывную застройку, то есть одно жилище плавно переходит в другое. Для высших каст дома строятся из дерева в несколько этажей с черепичной крышей. Около дома всегда есть хозяйственный двор с дополнительными постройками. В каждом жилище всегда есть молельня, колодец и нередко люди создают убежища для змей.

Дома крестьян намного проще. Он состоит из нескольких комнат, крытых пальмовыми листьями. На окнах в обязательном порядке установлены деревянные решетки. Хижины самых бедных малаяли полностью построены из тростника на основе из бамбука.

В пищу народ употребляет чаще всего блюда из круп, рисовые лепешки, молочные продукты, морепродукты и разнообразные специи.

У малаяли есть культ матерей, в честь которых построены многочисленные храмы. Также они не забывают о предках и священных животных – змеях. Не обходится и без ритуалов с жертвоприношениями. Самым главным праздником считается онам, отмечающийся в конце лета сразу же после сбора урожая.

Ораоны

Эта народность в основном населяет штат Бихар, хотя ее также можно встретить в Бангладеше, но в мизерном количестве. Численность населения составляет более 200 тысяч человек. Большая часть ораонов придерживаются индуизма, а четверть – христиане. По некоторым данным пришли они из Южной Индии.

Главным занятием считается пашенное земледелие. В горных районах оно подсечно-огневого характера. Выращивают только рис. Из животных разводят мелкий рогатый скот, кур и уток. В долинах рек сохранилось рыболовство и собирательство. Сегодня очень многие ораоны работают на полях или участвуют в строительстве дорог.

Среди населения немало и представителей интеллигенции. Живут ораоны в деревнях в традиционных домах со стенами, промазанными глиной. Крыша покрыта либо черепицей, либо тростников, все зависит от достатка семьи. Управление поселением осуществляется советом во главе с махато.

В деревне можно встретить так называемые дома холостяков. Их можно сравнить с современными общежитиями, где живут только девушки, либо только мужчины. Народность уникальна тем, что спустя многие годы сохранила деление на тотемические роды. В каждой деревне существует хижина с тотемами, изображающими предков.

Регулярно жители приносят им в жертву молодых цыплят и всячески оберегают их.

Шина

Обитает народность в долине реки Гилгит и ближайших горных районах. Численность населения составляет 120 тысяч человек. Большинство шина исповедуют ислам и буддизм.

До 14 века территория была поделена на княжества, которые постоянно воевали друг с другом. Нередки были случаи рабства и продажи людей на невольничьих рынках.

Практически все деревни из-за частых нападений установили защитные сооружения, сохранившиеся до сих пор.

Основное занятие в деревнях – ручное земледелие. Выращивают рис и прочее зерно, а также овощи, фрукты. В дельте Гилгита растят виноград. Так как плодородных земель мало, шина проживают впритык друг к другу, и предпочитает не ссориться.

Связано это с тем, что между соседними поселениями часто возникают торговые отношения, например, меняют зерно на овощи, если существует такая нехватка. Жители гор занимаются разведением мелкого рогатого скота, а также добывают золото. Культуры совсем нет, так как народ живет обособленно и фактически бедствует.

На сегодняшний день сохранилась сельская община, а брачные отношения контролируются нормами шариата.

Лепча

Это малочисленная народность, не превышающая 65 тысяч человек. Проживает она в штате Сикким и Бенгалии, а также можно встретить представителей в Непале.

По историческим данным, лепча – автохтонное население Гималаев, которое в некоторых документах упоминается как киранти. На сегодняшний день лепча занимаются террасным земледелием и выращивают рис, кукурузу, гречиху и просо.

Из животных распространены козы, куры, свиньи и крупный рогатый скот. Охотой народ занимался вплоть до 19 века. А вот с ремеслами совсем туго, их просто нет.

Проживают местные жители большими семьями в деревянных добротных домах. Несколько поселений составляют общину, которую возглавляет староста. У народа сохранился культ гор, они до сих пор верят в злых духов и богов.

Источник: http://SnovaDoma.ru/reserves/Rest/people-of-India/

Ссылка на основную публикацию