Какие бывают будды – множество воплощений изначального будды

Будда — каким мы его видим

Какие бывают будды - множество воплощений изначального будды

Каждая художественная школа в странах Востока, где распространён буддизм, старалась создать свой образ Будды, чтобы с его помощью увековечить те стороны учения, которые не могут быть выражены словами, но постигаются через созерцание и размышление.

Одной из таких загадок является выражение лица Будды на некоторых скульптурах, его знаменитая улыбка. Она соответствует состоянию нирваны, которого он достиг в конце пути.

Сознание Будды, его душа, наполнены недоступной и непостижимой для смертных жизнью, только спокойная улыбка продолжает соединять Просветлённого с миром людей.

Число жителей России, исповедующих буддизм, значительно выросло за последнее десятилетие, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие из них посещают Южную и Юго-Восточную Азию в качестве паломников.

Для них, современных учеников Просветлённого, вехи его жизни связаны с глубоко личными ассоциациями и не нуждаются в постороннем комментировании. Они точно знают, в каких именно изображениях Учителя нуждаются и по какой причине.

Человеку же далёкому от буддизма, но симпатизирующему восточную эстетике, подчас бывает сложно выбрать статуэтку или ткань для личной коллекции.

Не претендуя ни на полноту изложения, ни на религиоведческую эрудицию, попробуем дать хотя бы какую-то путеводную нить в том море образов Будды, с которыми можно столкнуться в странах, где традициям буддизма насчитывается не один десяток веков.

Большинство историков признаёт тот факт, что основатель буддизма, Сиддхартха Готама, получивший впоследствии имена Шакьямуни («мудрец из племени шакья») и Будда («пробуждённый»), был реальным человеком. Он родился в Северной Индии в 566 или 563 году до н.э.

и прожил 90 лет. Тем не менее, вокруг Будды, которому поклоняются последователи одной из самых распространённых в мире религий, сложился целый комплекс верований и даже пантеон второстепенных божеств, отчего и сам его образ приобрёл мифологическое измерение.

Основу преданий о Будде составляет история его духовного пробуждения (или «просветления»).

В индуизме (на базе которого возникло учение Будды) считается, что души могут перерождаться в разных телах, поэтому жизнь Шакьямуни началась задолго до его последнего воплощения.

В течение огромных промежутков времени (кальп) он рождался в разных мирах в облике непохожих друг на друга существ, но повсюду достигал совершенства. Непосредственным предшественником Готамы в качестве «Будды в человеческом облике» (Манушибудды), считается Кашьяпа.

Но известен и Будда, который придёт в будущем — Майтрейя.

По представлениям северных буддистов, каждый новый земной Будда становится отражением или воплощением соответственного небесного Будды (дхьянибудды), который не создан, но производит себе сына, небесного бодхисатву (дхьянибодхисатву) — «существо, стремящееся к просветлению». Небесный Будда Готамы известен под именем Амитабхи, а его небесный бодхисатва — падмапати — «держащий цветок лотоса», или Авалокитешвара, что переводится как «любвеобильный», «милостиво взирающий на людей».

В буддийских текстах можно встретить 108 различных форм, которые принимает Авалокитешвара. Одной из самых популярных в Камбодже является многорукий Авалокитешвара или Локешвара, как привычнее звучит для кампучийцев.

В этом обличьи он выполняет функции Творца, каждая пора на коже Локешвары является отдельным космосом, содержащим свою вселенную. Его торс, щиколотки и руки до локтя покрыты изображениями многочисленных сидящих будд. В пучке волос на голове помещена фигурка дхьянибудды Амитабхи, воплощением которого является Локешвара.

В восьми руках различные атрибуты: цветок лотоса и коробочка с его семенами, боевой диск, книгу, чётки.

Падмапани и Майтрейя изображаются в бесчисленных статуях и специальных иконах (танках) по всему буддийскому востоку.

Вьетнам. XVIII в. Дерево, резьба, лак, позолота. Высота 70,5 см. Государственный музей искусства народов Востока.

Увидев, что миру людей угрожает мрак неведения, Шакьямуни (тогда он ещё был бодхисатвой), то есть «существом, стремящимся к просветлению») принял решение воплотиться в образе человека у благочестивого царя Шуддходаны и царицы Майядевы. Матери Шакьямуни приснилось, будто в её лоно сошёл белый слон, что предвещало рождение великого младенца. Его появление на свет также изображается необычно в буддийском искусстве: Шакьямуни как бы отделяется от бока Майядевы.

При этом только что родившийся Готама тут же сделал «семь шагов». Одновременно с его рождением Будды в миру чудесным образом появились его царские атрибуты, «семь драгоценностей» — Дерево просветления, мать его будущей жены, четыре вазы с сокровищами, его белый слон и т.п.

На своём теле ребёнок имел 32 отличительных знака (лакшана), которые свидетельствовали, что ему суждено стать либо «просветлённым» (буддой), либо идеальным царём (чакравартином). Старец-отшельник Асита, спустившийся с Гималаев, в столицу, где правил Шуддходана, совершил у ног младенца жертвоприношение, а затем трижды обойдя его, поднял на руки и обнаружил 32 лакшана.

В их число входят, например: изображения колёс с тысячью спиц на подошвах; длинные пальцы рук и ног; их мягкость и нежность; бронзовый цвет лица; каждый волосок на теле заворачивается направо, образуя маленький завиток; родимое пятно между бровей; глубокая синева глаз; пропорции соответствуют симметрии дерева баньян (длина тела равна размаху рук, а размах рук равен высоте); стоя и не нагибаясь может достать и потереть свои колени любой рукой; сорок ровных зубов, растущих без промежутков; кожа настолько гладкая, что на ней не держится пыль; семь выпуклых поверхностей на теле; передняя часть тела подобна львиной и т.д. Тогда-то мальчика и нарекли Сиддхартхой Готамой, его родовым именем, где имя «Сиддхартха» означало «Полностью Достигший Цели». Все признаки, найденные Аситой, впоследствии учитывались скульпторами и художниками.

Отец Шакьямуни желал видеть в сыне царя и потому избрал для него удел чакравартина. Шуддходана обеспечил принцу самое лучшее образование и постарался оградить его от тёмной стороны жизни.

Готама Шакьямуни жил в собственном дворце, где проводил счастливые, не омрачаемые никакими бедами дни. Его окружали молодые друзья, красивые и здоровые слуги.

Готама женился и сам уже готовился стать отцом, когда случилось то, чего больше всего опасался Шуддходана.

Однажды принц выехал на прогулку в город и встретил четырёх людей, которые перевернули его взгляды на мир и надолго лишили покоя. Вначале Готама увидел дряхлого старика и когда спросил, что с ним произошло, то ему ответили, что здесь, якобы, нет ничего страшного: к такому состоянию приходят все люди, независимо от происхождения, ума или красоты.

Потом Шакьямуни встретился больной и он узнал, что никто в мире не застрахован от недугов, которые способны превратить жизнь в сущий ад. Третьей неожиданностью оказались похороны: впервые царевич созерцал мёртвое тело, которое покинула душа…

Последним перед Готамой предстал изнурённый аскет, ограничивавший себя в одежде, еде, питье и прочих человеческих потребностях.

В глубокой печали возвратился Готама в свой дворец. Первые три встречи показали царевичу изменчивость круговорота бытия (сансары), а поведение аскета заставило задуматься о возможности освобождения от него.

Шакьямуни понял, что сделавшись после смерти отца полновластным царём, он будет вынужден навсегда проститься со своей свободой и потому, дождавшись рождения сына, в ту же ночь бежал из дворца, завещав престол наследнику.

Выполнив долг перед обществом, Шакьямуни начал изучать доступные тогда практики работы над собой. Он становился послушником то одного, то другого отшельника, прилежно исполняя их наставления. Высшей ценностью в глазах аскетов считалось умерщвление плоти. Они состязались друг с другом в умении не чувствовать, не видеть, не слышать. Частым явлением была смерть от самоистязаний.

Будда быстро постиг приёмы аскезы, перебрал множество учителей, но так и не нашёл способа освободиться от изменчивости бытия. Зато он пришёл к твёрдому убеждению, что изнурение плоти не приближает к истине. Существует традиционное изображение Готамы Будды в виде истощенного аскета в лохмотьях, предающегося медитации, в стиле Гандхары, I-IV вв.

, ярко демонстрирующего влияние греческого искусства.

Согласно преданию, к дереву, под которым сидел Готама, подошла девушка, и предложила ему в чаше еды. Он принял чашу, искупался в реке и поел. Это была его единственная трапеза за 49 дней аскезы.

Тогда он пустил чашу по течению реки со словами: «Если я сегодня смогу стать Буддой, пусть эта чаша поплывет против течения реки, если же нет — вниз по течению».

Чаша доплыла до середины реки, а потом, подобно резвому скакуну понеслась вверх по течению, скрывшись из глаз. Так Готама осознал ложность пути аскезы.

Шаг за шагом Будда нащупывал собственный путь, названный им потом «срединным» и, в итоге, уединился в глухом лесу под Урувилвой.
Чтобы добиться просветления Будда решил сесть у подножия смоковницы, получившей в дальнейшем название дерева бодхи и не вставать, пока не получит желаемого.

Здесь он вступил в битву с демоном Марой и его полчищами, препятствующими людям познать истину. Не смотря на их ухищрения, Шакьямуни достиг состояния просветлённости и действительно стал Буддой, «Пробуждённым». Это произошло на 49-й день подвига в возрасте 35 лет.

В таиландском стиле Лопбури и индийском Гандхара распространено его изображение с жестом«бхумиспарша», когда правая рука, положенная ладонью на колено, касается пальцами земли.

Жест (мудра) бхумиспарша напоминает о том моменте, когда в ответ на вопрос Мары, чем Будда может подтвердить, что находится в состоянии просветлённости, Готама призвал в свидетели саму Землю, породившую всех существ, обитающих на ней. Мудра бхумиспарша символизирует окончательную победу над Марой.

Суть «срединного пути», открытого Буддой состояла в том, что никакое внешнее механическое действие, каким бы успешным или благородным оно ни казалось, не может освободить человека от закона причин и следствий (кармы), ведущего ко всё новым и новым перерождениям в разных мирах. Начало пробуждения лежит в сознательном отношении к происходящему, которое с одной стороны избавляет от привязанности к чувственным вещам, а с другой — не зависит от самоумерщвления. Последнее даже напротив, ввергает человека в ещё более тяжкие искушения. Как говорил сам Будда, его путь «рождает понимание, открывает глаза». Чтобы следовать по нему, нужно избегать крайностей, быть бдительным и осторожным, задумываться над всеми сторонами собственной жизни, неустанно работая над собой, согласно методам, которые Будда передал затем своим ученикам.

Но прежде чем приступить к проповеди своего учения (дхармы), Будда долго колебался: смогут ли люди правильно понять его, захотят ли следовать по пути спасения? Согласно Винае (своду правил поведения буддийского монаха), Будда четыре недели оставался у дерева бодхи, где размышлял о Цепи Причинности. Один из моментов этого раздумья отражает сюжет, где Будда запечатлён сидящим на свернувшемся кольцами огромном семиголовом змее Наге, а тот распустил над ним капюшон (напоминающий капюшон кобры), чтобы оградить Просветлённого от бури и дождя. Здесь руки Готамы сложены в мудру дхьяна, которая символизирует сосредоточенное размышление. По легенде, к сомневающемуся Будде спустился сам бог Брахма, один из трех богов индуистского пантеона (тримурти), создатель вселенных, и стал уговаривать его начать проповедь своего учения. Оно длилось столько же дней, сколько подвиг, приведший к просветлению.

В итоге Будда принял решение проповедывать дхарму. Он увидел в людях нечто, что позволяет им надеяться на спасение от колеса сансары, Будда поверил в их способность постигнуть дхарму во всей полноте, так же как это удалось ему.

В отличие от индусских жрецов (брахманов), Будда учил, что спасение доступно не только для членов высших варн (каст), но и для любого способного следовать по срединному пути. Происхождение, пол или возраст не играют решительной роли. Все внешние условия важны лишь, поскольку они осознаются человеком.

В итоге, однако, последователь Будды должен был осознать всю свою жизнь как единое целое, не теряя связи ни с какой её частью и ничего не упустив из вида. Он должен был увидеть её такой, какова она на самом деле, а не представляется воображению или другим людям.

Такой предельный для человеческой психики опыт и называется состоянием пробуждённости. Совокупность духовных практик, с помощью которых происходит «пробуждение» обозначалась одним словом матрика.

Неслучайно популярный фантастический фильм, где герои борются со сном, охватившим человечество в будущем, называется очень похоже — «Матрица» (мейтрикс по-английски).

Свою первую проповедь Будда произнёс в парке Ришипатана близ Бенареса для пяти своих бывших товарищей-аскетов, которые стали его первыми учениками.

Монахи сначала не хотели разговаривать с ним, считая, что Будда проявил слабость, отказавшись от аскезы. Но понемногу они склонились к нему и стали слушать.

Эта Бенаресская проповедь, получившая свое название по месту, где Будда впервые сформулировал основы своего учения, стала называться «первым поворотом колеса учения».

Читайте также:  Практика ваджраяны - тантрического направления буддизма

В зависимости от состояния и способностей слушателей, Шакьямуни проповедывал разные по сложности (но единые по сути) дхармы.

Считается, что он совершил «три поворота колеса учения», проповедуя «малый» и «большой пути спасения» (хинаяну и махаяну).

Постепенно его последователи составили многочисленную сангху (буддийскую общину), которая распространилась в странах Индии, Тибета, в Средней и Юго-восточной Азии, Китае, Японии.

Почти сорок четыре года учительствовал Будда. На восьмидесятом году жизни, когда уже телесная слабость давала о себе знать, Будда пришел со своими учениками в местечко Кушинагар, недалеко от современной границы Индии с Непалом.

Здесь, попробовав угощение бедного кузнеца Чунды, Будда оставил свое земное воплощение, достигнув Махапаринирваны — высшего состояния нирваны, бесконечного покоя и счастья. Само понятие «нирвана», буквально означает «угасание, прекращение».

Об этом высшем для человека состоянии невозможно сказать почти ничего определённого, кроме того, что оно полностью противоположно страданиям сансары и означает устранение всех кармических связей, которые привязывают душу человека к колесу перерождений.

Буддисты считают, что нирваны можно достичь и при жизни, но полностью она доступна лишь после смерти.

Во всех странах, где распространилась сангха, изображения Будды имеют свои местные особенности, хотя есть много общих черт, по которым всегда можно определить, что перед нами Просветлённый. Кроме перечисленных 32 лакшанов (иногда их насчитывают 80), такими чертами являются асаны (позы), в которых изображён Будда, и мудры, в которые сложены его руки. Существует не менее 40 их сочетаний.

Кроме мудр бхумиспарша и дхьяна, основными являются: варада — обещание дара или милости (опущенная рука обращена ладонью вперёд); абхайя — «защита», «покровительство страждущим», где вперёд обращена ладонь, поднятая на уровень плеча (она придаётся стоящим фигурам); дхармачакра — «вращение колеса учения (или закона)», где обе руки подняты на уровень груди с большим и указательными пальцами, соединёнными в форме кольца, причём правая ладонь отвёрнута от себя, а левая к себе; намаскар символизирует преданность и молитву; тарпана — почтение; ваджра (или ваджраханкара) — высшая и вечная, запястья перекрещены на груди, в одной руке ваджра (скипетр прочности и неуничтожимости), в другой — колокольчик; кшепана — кропление амритой (напитком бессмертия), два указательных пальца опущены в священную вазу с амритой.

Мудры:

а) дхьяна б) дхармачакра в) бхумиспарша г) намаскар д) варада е) абхайя ж) тарпана з) ваджра (ваджраханкара)

и) кшепана

Источник: http://family-values.ru/religioznoe_znanie/budda_kakim_my_ego_vidim_2405.html

Происхождение изображения Будды | Буддизм Алмазного пути

Изображение Будды

«Будда – изображение Аполлона» –  идея гамбургской выставки «Искусство на Сайденштрассе»

Летом 2003 года в Гамбурге состоялась выставка «Искусство на Сайденштрассе».

В приуроченной к этому событию статье «На Сайденштрассе Аполлон пришел к Будде» Матиас Гретцшель писал об искусстве региона Гандхары: «Прототипом украшающих сотни монастырей рельефных изображений и скульптур Будды является греческий бог Аполлон». На выставке экспонировался бюст Аполлона. На совершенные черты «сына света», бога наук и искусств, и должен был быть ориентирован образ Будды.

В прилагающемся каталоге, в абзаце, посвященном  завоевательному походу Александра Македонского, написано: «Наследие Александра в течение 500 лет с момента его смерти до возникновения буддийской культуры не могло бы продемонстрировать плодотворную силу, если бы в этот долгий временной промежуток эллинизм не оказал влияния на архитектуру, скульптуру и произведения искусства завоеванных им земель между Евфратом, Тигром и Индом…», и еще: «…В течение почти 600 лет после смерти Будды не появлялось художественного изображения Просветленного, его почитали лишь в символическом образе, а само изображение возникло с развитием буддизма Махаяны». Таким образом, зарождение буддийского искусства относится к рубежу первого и второго столетия нашей эры.

Прижизненные изображения Будды

В противовес этому есть источники, сообщающие о первых изображениях и статуях Будды, сделанных при его жизни. Так, по просьбе сингальской принцессы, Будда послал ей свой портрет, выполненный на ткани. Некоторые истории и легенды о статуях, изготовленных при жизни Будды, авторы выставки представили в каталоге «Пространство и радость» в главе «История различных стилей».

Вот одна из историй: Будда отправился в далекую Чистую страну Траятримша (Trayatrimsha) – небеса Тридцати Трех Богов, чтобы дать освобождающие поучения своей переродившейся там матери. В это время король Каусамби Удаяна, чтобы продемонстрировать свое уважение, создал скульптурный портрет Будды из сандалового дерева.

Когда Будда возвратился назад, король показал ему статую. Эта история запечатлена в рельефе из камня (см. иллюстрацию) в Пакистане, в музее Пешавара – бывшей столице Гандхары. На рельефе король Удаяна стоит (если смотреть со стороны наблюдающего) слева от Будды и показывает ему статую, изображающую Будду в позе медитации.

В то время Будда не разрешал поклонение статуям. На этот факт опираются многие искусствоведы, утверждая, что его первые скульптурные изображения появились в эпоху Гандхары. В IV в. н.э.

китайские монахи и путешественники Фа Сянь, Юань-Чжуан и другие, попав в Индию, обнаружили, что этим самым статуям все еще поклоняются в монастыре Йетавана в Шравасти. Согласно Фа Сяню, статуя принадлежала ученику Будды королю Кашалы Прасенаджиту.

В 20-й главе своего путевого дневника под заголовком «Доклад о буддийских королевствах» (англ. A Record of Buddhistic Kingdoms, перевод Джеймса Легге, 1886) Фа Сянь сообщает, что он узнал о первой буддийской статуе:

«Будда поднялся высоко в обитель богов Траятримша и учил Дхарме на благо своей матери. Он отсутствовал 90 дней. Ожидая возвращения Будды, король Прасенаджит изготовил из сандала его статую и поставил ее на место, обычно занимаемое Буддой.

Вернувшись в монастырь, Будда сказал вышедшей его приветствовать статуе: «Ступай назад, на свое место. Когда я уйду в Паринирвану, ты будешь олицетворять меня для четырех классов моих учеников». И тогда статуя вернулась на прежнее место.

Это было самое первое изображение Будды, и с тех пор люди его повторяют».

Согласно этому источнику, Будда не только разрешил почитать собственную статую при жизни, но и дал указание о том, что должно служить образцом для всех последующих изображений.

Подтверждением служит и разрешение сделать свое изображение, данное Буддой королю Бимбисаре. Этот рисунок был включен в Колесо Бытия, отражающее центральное учение Будды, и в качестве исключительного подарка передан соседнему королю.

При этом Будда настоятельно подчеркнул очень полезное действие этой картины.

Дальнейшее развитие искусства статуй

В своем обширном труде «История буддизма в Индии» историк Таранатха (род. в 1575 г.) посвящает целую главу истории изготовления изображений Будды.

Он говорит, что, согласно тексту Виная-васту, изображения и статуи, изготавливаемые художниками в течение первых ста лет после смерти Будды, способствовали распространению иллюзии реального существования отображенных объектов.

  Немногим позже в Магадхеа были созданы восемь замечательных произведений искусства, среди которых особенно известна статуя Будды в храме Махабодхи в Бодхгайя и статуя Будды мудрости Манджушри. История статуи в Бодхгайеи, на сегодняшний день старейшей в мире статуи Будды, подробно представлена в каталоге выставки «Пространство и радость».

Согласно Таранатхе, король Ашока, правивший Маурийской империей с 272 до 232 год до н.э., после принятия буддизма построил много храмов и ступ. Он создавал изображения Будды и почитал их, чтобы накопить огромное количество хороших впечатлений.

Таким образом он хотел очиститься от совершенных им ранее негативных действий.

Предсказанный Буддой выдающийся мыслитель Нагарджуна организовал в Индии и Непале множество буддийских центров со статуями Будды, рядом с которыми ставились и статуи Защитников.

Наступившей после падения Империи Маурьев Шунгийской эпохе (II–-I в. до н.э.) также присуще богатое развитие буддийской скульптуры и живописи, особенно на западе индийского субконтинента.

Примеры этому находят в пещерных храмах Бхайи (Bhaja) (середина II в. до н.э.) и Карле (Karle) (конец I в. до н.э.) –- в штате Махараштра, также в Удаягири и Кандрагири –- в восточном Ориссе.

В те времена основными мотивами художественных композиций были предыдущие жизни Будды, изложенные в джатаках.

На юге Индии во времена правления династии Сатаваханов (II в. до н.э. –- III в. н.э.) на территории сегодняшней Андхра-Прадеш расцветала совершенно самостоятельная художественная школа Амаравати. Чудесные ступы и статуи Будд возведены в Амравати, Джагайджапете (Jagayyapeta) и Нагарджунаконде (Nagarjunakonda).

Они похожи между собой и в то же время стилистически сильно отличаются от северо-индийских статуй: они тоньше и Будда часто запечатлен в непривычной позе. Здесь, также очень часто находят изображение Будды в виде символа. Это побудило многих искусствоведов прийти к точке зрения, что в начальный период буддизма Будду вообще не изображали в виде человека.

Но как раз тот факт, что здесь находят оба варианта, подтверждает ошибочность этой теории.

Гандхара и ее полная перемен история

Таранатха установил, во всех регионах, где процветало Учение Будды, было много искусных художников, создающих изображения Будды. До наступления настоящей «»эпохи Гандхары»» (I – III в. н.э.) королевство пережило несколько буддийских периодов.

Из этого можно сделать заключение, что буддийское искусство существовало там очень давно. К территории Гандхары принадлежали Пешавар, Таксила и соседние области Сват и Памир на северо-западе Пакистана.

Эта местность стратегически очень благоприятно расположена, и при этом оказалась на стыке различных культур.

В течение многих столетий Гандхара являлась одной из семи провинций Персии, пока в 326 до н.э. ее не захватил Александр Великий. Уже через 20 лет греческого владычества Чандрагупта, основатель династии Маурья, получил эту область благодаря политически выгодной свадьбе в обмен на 500 слонов.

Его внук, король Ашока, из своей резиденции в Паталипутре (сегодня Патна) в 256 до н. э послал буддийского мастера Мадхъянтика (Madhyantika) в Гандхару, таким образом даруя жителям этой области связь с буддизмом.

Высеченные на скалах эдикты Ашоки в Шахбаз Гархи, в районе города Мардан, есть и сегодня.

После смерти Ашоки начался распад империи Маурьев. Сначала Гандхара добилась независимости, несколькими десятилетиями позже была завоевана последователями Александра Македонского –- греко-бактрийцами под предводительством царя Деметрия.

Их господство продолжалось примерно 200 лет. Согласно найденным монетам можно идентифицировать имена тридцати девяти королей и трех королев этого периода. Среди греческих королей наиболее важную роль сыграл Менандер.

Он вел свои войска из Гандхары в Паталипутру и захватил столицу господствующей там династии Шунга (Сунга). Вскоре после этого Менандер встретил буддийского монаха Нагазену и сам стал буддистом.

Его вопросы Нагазене и ответы монаха вошли в мировую литературу под названием «Вопросы короля Мелинды» (Melindapanha, ed. V. Trenckner, RAS, London, 1928).

После греков короткое время в Гандхаре господствовали скифы и парфянцы.

Кушанская империя и искусство Матхура

Кушаны, или гуйшуан, – ветвь народа юэчжи, потомки кочевников из различных частей Центральной Азии. Во II веке до н.э. они поселились в районе современной Северной Индии, области Гандхары, Пакистана и в восточных районах Афганистана. Однако регион объединился под единой властью только в I в. н.э.. Наиболее известный царь Канишка I правил в конце I в. н.э.

При нем искусство и культура Гандхары достиглио наивысшей точки своего развития, т.к. он был открыт буддизму. В его время первые изображения Будды появились на монетах.

Согласно Таранатхе, Канишка созвал большой буддийский совет практикующих различных школ, чтобы исправить ошибочную интерпретацию третьего (или четвертого в зависимости от того, как считать) буддийского собрания.

В Кушанской империи существовало два центра искусств, отличающихся друг от друга по стилю: северный – в регионе Гандхары, с центром в Пешаваре, а позднее – в Таксиле (Такшашиле); и южный – в Матхуре, на юге сегодняшнего Нью- Дели (Уттар-Прадеш).

Искусство Гандхары демонстрирует сильное влияние греческой и римской скульптуры, отчасти это результат завоевания Александром Македонским, но вместе с тем и тесных торгово-дипломатических связей с Римом.

Скульптуры имеют похожую на тогу одежду, волнистые волосы и прямые римские носы; обычно они выполнены из темно-серого глинистого сланца, стукко (лепнины) или терракоты (керамические).

В противовес северному искусство южного региона Мутхура развилось на основе местных индийских традиций: скульптуры подчеркивают округлые формы тела при минимуме одежды и обычно выдолблены из красного, крапленого песчаника. Позже этот стиль развился в законченные формы периода империи Гупта (IV–VI в. н.э.).

В 1926 году индийский искусствовед Ананда Кумарасвами написал ставшую впоследствии знаменитой статью «Индийское происхождение изображения Будды», опубликовав в журнале американского Восточного общества №46 (of the American Oriental Society 46) стр.

165–-170, в которой он доказывал, что первые изображения Будды не возникли бы в Матхуре, если бы этому не предшествовала школа Гандхары. Подробно об этом можно узнать из его книги «Происхождение изображения Будды» («»The Origin of the Buddha Image»», Munshiram Manoharlal Publishers Ltd, Dehli 2001).

Читайте также:  Дацан на лысой горе - что расположено вокруг храма

Показательно то, что ранние матхурские изображения Будды были найдены в Гандхаре, в то время как влияние Гандхары на Матхуру осуществлялось позднее. Поэтому изображения из Матхуры должны считаться более ранними.

Заключение

Технику изготовления статуй Гандхара переняла у Греции, но содержание искусства было коренным индийским. Оно не отражало греческой истории или легенд. Да и фигуры, сидящие подогнув ноги в позе медитации, не имели греческих или римских прототипов.

Бог Аполлон точно не имел 32 главных признаков и 80 дополнительных признаков Будды, наблюдаемых на изображениях эпохи Гандхары. Индийская иконография и качество статуй совершенно разные по сравнению с типичными греческими статуями. Греческие – направлены наружу, натуралистичные и показывали идеальную форму проявления.

Скульптура Гандхары служила в первую очередь достижению внутреннего опыта по другую сторону привычного мира.

Поэтому нельзя сказать, что внешность греческого бога Аполлона оказалась прототипом для создания изображения Будды. Скорее имелось выраженное влияние греческой и римской культуры на искусство буддизма. Профессор мельбурнского университета имени Ла Тробы П.

Фридландер в опубликованной в сети лекции о буддийском искусстве придерживается взгляда, что открытие в 19-м веке изображений Гандхары западными учеными, рассматривавшими тогда греческое искусство как источник развития любого искусства, привело к появлению предположения, что изображение Будды возникло под действием греческого влияния.

Эта точка зрения сохранилась до сегодняшнего дня, так как другие источники едва ли принимались к сведению.

Тем не менее буддийское искусство формировалось не только в эпоху Гандхары, напротив, образ Будды пронизывает распространение буддизма Махаяны.

Еще один важный фактор – мнение большинства историков, что Будда, происходя из царственного рода Шакьев, имеет индоевропейское происхождение. На это указывают некоторые главные признаки Будды: атлетическое телосложение и синие, иногда сине-черные глаза.

Это тоже дает некие основания говорить о сильном культурном влиянии Европы на все стили буддийского искусства Азии.

Источник: http://www.buddhism.ru/ru/?p=2942

Буддийский парк. Будды и другие скульптуры

С санскрита слово «будда» буквально переводится — «пробудившийся». Так называют людей и других разумных существ, которые достигли просветления (бодхи).

В их числе и основатель буддизма Сиддхартхи Гаутаму Шакьямуни, который заложил буддийские традиции и достиг бодхи по некоторым данным в 588 году до н.э. Однако он не был ни первым и ни последним Буддой, т.к.

за долго до него в мифологии упоминаются многие будды.

Люди поклоняются буддам, как богам, но стоит знать, что будда — это скорее учитель, помогающий другим разумным существам найти свой путь и преодолеть трудности. Часто будды рассматриваются как спасители, которые стремятся привести всех других к пробужденного состоянию, называемому «нирвана».

В этом аспекте буддизм отличается от большинства других религиозных учений, т.к. будды не существовали изначально, а появлялись, появляются и будут еще появляться в будущем, исполняя роль живых богов. Как и прочие теистические направления буддизм имеет разные школы и направления, разобраться в которых постороннему наблюдателю довольно сложно.

За многие века существования в буддизме накопилось множество противоречий, как и в других религиях.

Будда Сиддхартхи Гаутама Шакьямуни — основатель традиционного буддизма

Традиционный буддизм широко распространился за пределами Индии, где он возник. Гаутама родился в семье раджи, принадлежащего к касте воинов. Отец стремился защитить своего сына от жизненных тягот, однако любознательный и отзывчивый юноша был недоволен своей жизнью, а также печалился о судьбах окружающих людей.

В 29 лет он отправился в путешествие, изучал индуизм, йогу, впал в аскетизм и чуть не погиб от истощения. К жизни его вернула чашка риса, сваренная простой девушкой из жертвоприношения индийским богам. Это было нарушением общепринятых законов, однако Гаутама остался жив, и увидев в этом действии знамение, приблизился к своей цели.

Вскоре он достиг просветления, сидя в тени дерева, которое с тех пор называют бодхи.

Ответ на все его вопросы был одновременно прост и сложен — источником всех человеческих проблем является желание, точнее стремление воплотить желание. Если объяснять по очень упрощенной модели, то каждый человек хочет достичь своей цели, получить выгоду и превосходство над окружающими.

Желания многих людей приходят в противоречие, разжигая страсти. А если кто-то достигает свей цели, то испытывает счастье не долго, т.к. появляются новые желания и все начинается сначала. Получается, что, как исполненные, так и не исполненные желания становятся причинами страданий.

А чтобы их прекратить, надо обрести душевный покой и внутреннюю свободу. Пробудившийся под деревом бодхи Будда Гаутама осознал, что ему теперь нет необходимости переживать бесконечные циклы перевоплощений согласно индуизму.

Основная заслуга Будда Гаутама Шакьямуни в том, что после достижения просветления он стал помогать другим людям достигать просветления, а не успокоился в ожидания перехода в нирвану.

Гаутама предложил людям средний путь к просветлению, отказавшись от роскоши и аскетизма. Он оставил четыре великих заповеди — о страдании; причине страданий; избавлении от страданий; пути к избавлению, состоящего из восьми ступеней:

  • Правильные взгляды на окружающий мир;
  • Правильное мышление, помогающее оставаться спокойным в любой ситуации;
  • Правильная правдивая речь;
  • Правильное поведение во благо себе и окружающим;
  • Правильный выбор здорового образа жизни;
  • Правильное усилие для сопротивления злу и совершения добрых деяний;
  • Правильное созерцание, помогающее быть наблюдательным и внимательным;
  • Правильная медитация путем концентрации.

Золотой будда

Последователи буддизма по всему миру возвели множество статуй будд. Одним из популярных символов буддизма является статуя Золотого Будды. При этом лишь часть из них действительно изготовлена из золота.

Иногда случаются удивительные открытия, воспринимаемые верующими как чудо. Примером может послужить самая большая в мире статуя Золотого Будды в Таиланде. Трехметровая скульптура отлита из чистого золота и весит 5,5 тонн. Глаза Будды выполнены из жемчуга и тайских сапфиров.

До наших дней дошла легенда, что король Рамкамхен, правящий более 700 лет назад решил сохранить золото для потомков, выплавив огромного Золотого Будду. Статуи разместили в храме города Айютайе, бывшей столице государства. В 18 веке во время войны с соседней Бирмой на Золотого Будду срочно наложили слой цемента, чтобы враги не позарились на драгоценный металл.

Достоверно неизвестно, по какой причине в следующие века никто так и не вспомнил о спрятанном Золотом Будде. Возможно, все посвященные в тайну монахи погибли. Как бы то ни было, в 1957 году храм было решено перевезти в Бангкок, и при погрузке тяжелая статуя Будды сорвалась и упала.

Откололся кусок цемента, и изумленные свидетели узрели яркое сияние, внезапно вырвавшееся из недр поврежденной статуи. Этот случай наглядно демонстрирует, что в каждом человеке под неказистым защитным слоем скрывается истинное сокровище.

Лежащий будда

Другим распространенным символом буддизма является статуя будды в лежащем положении с закрытыми глазами и бесстрастным выражением лица. Иногда такую позу называют — поза лежащего льва.

Лежащая статуя символизирует важнейший момент окончания земного пути Будды, когда его душа покидает умирающее тело и переходит в состояние нирваны. Показательно то, что ступни Будды не касаются земли, т.к.

он сознательно отвергает все несметные земные богатства, которые для него легко доступны.

Многорукий будда

Многорукий Будда является олицетворением истинного возрожденного человека, который прошел огромный путь развития с достиг единения с божествами. Важно, что благодаря своей обретенной духовности он смог видоизменить собственное тело, сделав его совершенным и приспособленным для одновременного исполнения многих дел.

Будда Майтрея

Поскольку это Будда будущего и признается всеми буддийскими течениями, то изображается в самых разных позах сидящим и стоящим.

С санскрита Майтрея переводится как любящий или доброжелательный. Будда Майтрея — это грядущий учитель человечества, который до поры до времени пребывает в Саду Радости и только готовится к появлению в нашем мире через пять тысяч лет после последнего Будды Шакьямуни.

Несмотря на многие противоречия в разных школах буддизма именно Будда Майтрея признается всеми и считается Буддой новой эпохи Сатья-Юги. Интересно, что Майтрея будет одновременно выразителем двух учений — Будды и Христа. При этом на Земле произойдет новое возрождение женщины, поэтому грядущую эпоху именуют Эпохой Матери Мира.

Наиболее древние статуи Будды Майтреи сооружены за 350 лет до н.э. в центральной Азии и Гималаях.

Удивительно, что мир заранее подготовится к приходу грядущего Будды, в том числе уменьшатся океаны, чтобы Будда их быстрее и легче пересекал, люди постигнут истинную дхарму, прекратятся войны, болезни, голод, религии объединятся и даже отступит сама смерть. В результате человечество окажется в новом мире всеобщей терпимости и любви.

Будда Хотей

Веселый толстяк с большим животом, обязательным мешком и монетами.

Будда Хотей часто называется богом веселья, богатства и счастья. Сохранилась легенда, что в стародавние времена по городам и селам странствовал смелый монах с огромным мешком за плечами.

Был он толст и весел, а на вопрос — «что в мешке?», он неизменно отвечал — «там весь мир». Кто-то ошибочно считал, что мешок наполнен несметными богатствами, однако Хотей собирал в мешок все встреченные человеческие несчастья.

Он искренне радовался, что освобождает людей от проблем, поэтому был неизменно счастлив и всегда заразительно весел.

Многие люди его уважали за большой живот. В прежние века только обеспеченные люди на востоке могли отрастить себе внушительный живот, а жители южной Азии были убеждены, что душа человека размещается именно в животе.

Поэтому считалось, что чем больше живот — тем вольготнее живется в нем душе, следовательно человек более счастлив и могущественнее. Добродушный Хотей позволял людям гладить свой живот, и они от этого становились веселее и богаче.

Интересно, что в наше время многие бизнесмены из южно-азиатских стран ежедневно 300 раз поглаживают животик статуэтке Будды Хотея. Для этого можно дома установить статуэтку Хотея лицом к входной двери или всегда носить с собой миниатюрную нэцкэ.

Существует поверье, что статуя Будды Хотей поглощает всю негативную энергию в помещении и даже способна защитить от нашествия летящих звезд, которые предвещают потери и болезни. Чем больше статуэтка, тем лучше она защищает. Чтобы статуя была наиболее эффективной, ее часто красят в золотистый цвет (иногда в белый) и дополняют атрибутами богатства и роскоши.

Очень распространены связки из шести древнекитайских монет счастья, каждая из которых имеет свое значение — финансовый достаток, успех в делах, долгая счастливая жизнь, здоровье, семейное благополучие и здоровое потомство. Поза и улыбка у статуи может быть разной.

Поглаживая живот Хотея, надо загадать желание и смотреть ему в глаза, отчего будда обязательно поможет, поднимет настроение и заразит своей искренней радостью.

Статуя Лакшми

Статуи женщин, часто держат в руках лотос.

Индийскую богиню Лакшми на Востоке почитают на протяжении многих веков. Ее имя переводится с санскрита как счастье и она олицетворяет бесконечный ряд добродетелей и духовных ценностей, включая красоту, любовь, миролюбие, удачливость, широту ума и тягу к просвещению.

Согласно легенде богиня Лакшми появилась в цветке лотоса в незапамятные времена, который плавал на поверхности вод первозданного океана. Богиня никогда не покидает своего Лотоса, при этом часто держит в руках другой Лотос.

Народное поверье гласит, что если в доме завелось богатство, то там поселилась Лакшми, а если посыпались несчастья, то богиня покинула жилище.

Чтобы привлечь в дом достаток и стать более успешным многие люди на Востоке украшают свои дома изображениями и статуэтками Лакшми, перед которыми медитируют и распевают мантры.

Собаки Фу или Небесные львы Будды

Собачки Фу (Foo Dogs) — это мифические создания, которые нейтрализуют недобрые влияния сверхъестественных сил и разных демонов. Рассматривая статуи, часто можно увидеть шары, с которыми играют собаки. Народное поверье гласит, что размещенные как можно выше над полом у входной двери собаки Фу поддерживают покой и атмосферу гармонии в доме.

Если напротив окон располагается что-то тревожное, например, кладбище или больница, то собачки Фу, расставленные на подоконнике предотвращают проникновение плохой энергии через окно. Часто изготавливают статуи собаки Фу со щенком. Такой образ предназначен для привлечения в дом энергии процветания и развития, которые символизирует растущий щенок.

До сих пор не найдено однозначного ответа, почему эти мифические существа называются по разному — Собаки Фу, Небесные Львы Будды или Благоприятствующие львы. Возможно путаница произошла из-за различия значения одних и тех же слов в разных языках. Существует несколько неподтвержденных версий.

Согласно одной легенде, Будду в странствиях сопровождала маленькая собачка и когда она чувствовала, что хозяин устал, то превращалась в огромного льва и везла Будду верхом. С тех пор львиный рык олицетворяет появление Будды.

Кроме того, «Foo» с китайского может переводиться как «будда», поэтому буквальный перевод Foo Dogs — собаки Будды.

Статуи драконов

Образ дракона традиционно используется во многих мировых культурах, например, в христианстве и у древних викингов, у римлян и у восточных народов. Буддистский дракон отличается тем, что имеет рога, когти и чешую с шипами на хребте.

Его хребет довольно длинный, а сам дракон вызывает ассоциации с гибкой змеей, наделенной лапами. Дракона нельзя однозначно отнести к злым или добрым силам — он себе на уме и не подчиняется человеческим законам.

Этому дракону присущи характеристики божества и он считается одним из магических животных, которым доступно и небо, и Земля. Дракон олицетворяет мудрость, т.к. он непобедим в споре и глубины его познаний невозможно измерить.

Именно поэтому китайские императоры задолго до нашей эры выбрали дракона своим символом. С тех пор трон императора стал называться троном дракона, а его лицо — ликом дракона.

Дракон по мнению его почитателей производит молнию, после молнии приходит дождь, а затем наступает пора плодородия и благоденствия. Такой ассоциативный ряд встречается в древней восточной литературе и в народных преданиях.

Даже сейчас в Китае про дождь иносказательно говорят, что земля соединилась с драконом. Это объясняет, почему Дракон играет роль посредника двух миров — земного и небесного, т.к. он дары неба в виде благодатной воды доставляет на Землю.

Кроме того, в его обязанности входит держать на своем хребте чертоги богов, не позволяя им упасть на землю.

10.11.11

Источник: https://lusitanasol.ru/articles/portugal/poleznaja-informacija/buddijskij-park-buddy-i-drugie

Откуда взялся Будда?

Юрий Чернов Высший разум (115026) 10 лет назадБудда (санскр. просветленный) – в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда – имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. В некоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама был не первым буддой, а одним из воплощений Амибудды.

Читайте также:  Божество ваджрасаттва и практика работы с ним

Сиддхартха Гаутама – индийский царевич. По одной из версий, родился в день майского полнолуния в 623 году до н. э. в Капилавастху, на границе Непала и Индии – город, где некогда жил великий отшельник Капила.Его отец, король Суддходана из аристократов Шакья (Отсюда одно из имен Будды – Шакьямуни) .

Цари Шакьев вели свою генеалогию от царя Икшвакулы, сына законодателя Ману, и в числе своих предков насчитывали даже одного святого мудреца Готаму. От него они приняли фамильное прозвание Гаутама (происходящий от Готамы) .Мать – любимая жена короля, Майя, умерла через семь дней после его рождения.

На пятый день после его рождения он был назван Сиддхартха, что означает “выполненное желание”. В соответствии со старинным обычаем много знатных браминов были приглашены на церемонию.

Осматривая ребенка, семь из них обнаружили характерные отметки, состоявшие из 32 главных знаков и 80 второстепенных, а один из браминов, отшельник Асита, сказал, что Сиддхартха станет или великим монархом, или просветленным. Согласно этому пророчеству, Сиддхартха мог стать отшельником, что вызвало неудовольствие у его отца, так как на этом мог прерваться их род.

В качестве королевского ребенка Сиддхартха должен был получить соответствующее образование, но никаких сведений об этом не имеется.В 16 лет Будда женился на своей двоюродной сестре, дочери удельного сакийского князя Сопрабудды, Ясодхаре. После этого события он тринадцать лет провел роскошную жизнь, не зная, что происходит за стенами дворца.

По приказу царя его всячески оберегали от реальностей жизни, чтобы не сбылось пророчество Аситы.Кроме Ясодхары, у Сиддхартхи было впоследствии еще две жены и несколько наложниц. Вторую жену его звали Гопа, она принадлежала не к касте кшатриев, как того требовал закон, а к касте судр – отец ее был брадобреем.

Как-то раз, когда он проезжал от дворца к парку удовольствий, его взгляд упал на старого человека, больного, труп и отшельника. То, о чем он не раз размышлял, наконец было увидено им в действительности. Первые три взгляда убедительно доказали ему неумолимую природу жизни. Четвертый взгляд подсказал способ преодолеть болезни жизни и достичь спокойствия и мира.

Тогда он решил покинуть мир в поисках правды и вечного мира. Существует еще несколько толкований причин того, что Сиддхартха покинул светскую жизнь – сложная политическая ситуация в стране Шакьев, оскорбление со стороны правителей Косалы, надвигающееся покорение страны со стороны усиливающихся царств Косала и Магадхи.В 29 лет Сиддхартха ушел в отшельничество.

Первоначально он учился у Алара Калама, который научил его высокой степени концентрации сознания. Однако Гаутама не был удовлетворен, так как его знания не привели к прекращению страданий и нирване. В это время в Индии было нетрудно найти компетентного учителя, и Гаутама перешел к учителю Уддаха Рамапутта. У этого учителя он научился максимальной степени мысленной концентрации.

Однако он не был полностью удовлетворен. Поэтому он покинул созерцателя и начал самостоятельно заниматься созерцаниями.В 35 лет в результате занятий созерцанием Будда достиг просветления и постиг четыре благородные истины.

Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда долго размышлял, должен ли он передать достигнутое им знание человечеству, и движимый состраданием к миру, решил возвестить свое открытие людям. По легенде, бог смерти – демон зла Мара – пытался препятствовать этому. Будда победил Мару, пришел в Варенаси и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко изложил основные положения новой религии.

Источник:

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Angelina Просветленный (41906) 10 лет назад Александр Романенко Мастер (1125) 10 лет назадБу́дда (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся» ) в буддизме — существо, достигшее просветления (бодхи) . В более узком значении Будда — эпитет Сиддхартхи Гаутамы являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма.Как правило, Сиддхартха Гаутама, живший приблизительно с 623 г. до н. э. по 543 г. до н. э. , и достигнувший бодхи около 588 г. до н. э. , не считается буддистами ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической буддийской доктрины буддой является любой, открывший дхарму и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы. В истории космоса было множество подобных существ. Таким образом, Гаутама Будда (известный под религиозным именем Шакьямуни) является одним из звеньев в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его непосредственным предшественником был будда Дипанкара, в то время как будда, следующий за ним, и последний, именуется Майтрейя.Исторический Будда, по-видимому, представлял собой не бога или спасителя, а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары. Тем не менее, во многих разновидностях буддизма выделяют персонажей-спасителей. В практическом поклонении различия между буддами, бодхисаттвами, дхармапалами (божествами-защитниками) , йидамами (божествами-покровителями) и «богами» (дэва на санскрите, лха на тибетском) часто бывают размыты. Тем не менее, все вышеупомянутые рассматриваются в контексте традиционного буддизма как лишенные изначального существования, в то время как ни одна теистическая религия не наделяет своего бога такими качествами. Определенные учения Будды в значительном количестве сутр Махаяны категорически противоречат тезису о том, что даже Будда (в своей конечной форме — Дхармакайя) не является истинно и вечно сущим: в соответствии с этой менее распространенной доктриной, только сансара не имеет вечной сущности, в то время как утверждать то же о Будде — значит произносить тяжкое оскорбление и опасно отклоняться от пути истинной дхармы (см. Нирвана-сутра) .Скульптура будды Амитабхи династии Тан, расположенная в пещерных гротах восточного КитаяСкульптура будды Амитабхи династии Тан, расположенная в пещерных гротах восточного КитаяБлаженство пробужденного состояния — нирвана, — согласно буддизму, доступна всем существам, однако в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком. Подчеркивая эту всеобщую доступность, буддийские источники упоминают множество будд и множество бодхисаттв — существ, посвятивших себя просветлению, которые приняли обет: * (с точки зрения Никая) отсрочить собственную нирвану ради помощи другим на этом пути, или

* (с точки зрения Махаяны) вначале достигнуть пробуждения/нирваны самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.

Вовчик Я Просветленный (46221) 10 лет назад Фиалка Гуру (2995) 10 лет назад Александра Бессонова Мастер (1131) 10 лет назадБу́дда (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся» ) в буддизме — существо, достигшее просветления (бодхи) . В более узком значении Будда — эпитет Сиддхартхи Гаутамы являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма.Как правило, Сиддхартха Гаутама, живший приблизительно с 623 г. до н. э. по 543 г. до н. э. , и достигнувший бодхи около 588 г. до н. э. , не считается буддистами ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической буддийской доктрины буддой является любой, открывший дхарму и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы. В истории космоса было множество подобных существ. Таким образом, Гаутама Будда (известный под религиозным именем Шакьямуни) является одним из звеньев в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его непосредственным предшественником был будда Дипанкара, в то время как будда, следующий за ним, и последний, именуется Майтрейя.Исторический Будда, по-видимому, представлял собой не бога или спасителя, а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары. Тем не менее, во многих разновидностях буддизма выделяют персонажей-спасителей. В практическом поклонении различия между буддами, бодхисаттвами, дхармапалами (божествами-защитниками) , йидамами (божествами-покровителями) и «богами» (дэва на санскрите, лха на тибетском) часто бывают размыты. Тем не менее, все вышеупомянутые рассматриваются в контексте традиционного буддизма как лишенные изначального существования, в то время как ни одна теистическая религия не наделяет своего бога такими качествами. Определенные учения Будды в значительном количестве сутр Махаяны категорически противоречат тезису о том, что даже Будда (в своей конечной форме — Дхармакайя) не является истинно и вечно сущим: в соответствии с этой менее распространенной доктриной, только сансара не имеет вечной сущности, в то время как утверждать то же о Будде — значит произносить тяжкое оскорбление и опасно отклоняться от пути истинной дхармы (см. Нирвана-сутра) .Скульптура будды Амитабхи династии Тан, расположенная в пещерных гротах восточного КитаяБлаженство пробужденного состояния — нирвана, — согласно буддизму, доступна всем существам, однако в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком. Подчеркивая эту всеобщую доступность, буддийские источники упоминают множество будд и множество бодхисаттв — существ, посвятивших себя просветлению, которые приняли обет:(с точки зрения Никая) отсрочить собственную нирвану ради помощи другим на этом пути, или

(с точки зрения Махаяны) вначале достигнуть пробуждения/нирваны самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания

entusik Мастер (1717) 10 лет назад Андрей Глухов Мастер (1647) 10 лет назадБУДДА (санскр. , букв. — просветленный) ,1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.) , происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьямуни, «отшельник из шакьев») .2) В буддизме — существо, достигшее состояние высшего совершенства.* * *БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas — проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет) , 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара) .Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э. , и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э. , но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой — 483 (+ 3) до н. э. и короткой — 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически.ЖизньЖизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, буквально — Достигающий цели, Преуспевающий) . Отца звали Шуддходана (на пали Суддходана, буквально — Имеющий рис) , мать — Майя (Иллюзия) . Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали — Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы) , и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету) . На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и сать отшельником под своим родовым именем Гаутама (на пали Готама, буквально — Лучший из пастухов; так звали ведийского мудреца, от которого производили свой род цари шакьев) . В обителях аскетов Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи) .ПросветлениеВ результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению) ; стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара) , что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение) . Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар) .Проповедь

Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на пали дхамма, тибет. chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь (см.

Буддизм, раздел Хинаяна) он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей — это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира.

Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды —одно из начал, объединяющих

Источник: https://otvet.mail.ru/question/11212226

Ссылка на основную публикацию