Как принять буддизм и стать буддистом?

Содержание скрыть

Любой человек, независимо от возраста, пола, происхождения и текущего вероисповедания может принять буддизм. Не требуется никаких специальных обрядом для того, что отрекаться от прежних убеждений.

Единственное ограничение которое мне вспоминается, связано с профессиями, имеющими дело с убийством, свежеванием, забоем скота и т.д. но относительно этого вопроса лучше уточнить у монахов разных традиций.

А есть ли дорога назад?

В любой момент вы можете изменить свои убеждения без каких либо последствий со стороны других буддистов.

Что необходимо для того, что бы «быть буддистом»?

Под принятием буддизма обычно подразумевается:

— согласие с основными идеями буддизма в виде 4 Благородных Истин

— принятие буддийского прибежища в 3 драгоценностях: Будде, Дхамме (проще говоря само учение) и Сангхе (община монахов).

— принятие 5 правил обучения.

Что за 5 правил обучения?

Коротко своими словами:

Искренне стремиться к…

— воздержанию от вранья

— от лишения жизни

— от половой распущенности

— от воровства

— от употребления веществ приводящих к беспечности ( алкоголь, наркотики)

Я не случайно написал «искренне стремиться». Миряне МОГУТ нарушать правила. Акцент делается на ответственность за свои решения прежде всего перед сами собой.

Где и как можно принять прибежище?

Это зависит от традиции буддизма, которую вы выберите. На нем есть разделы разных традиций и всегда есть люди из разных городов и регионов, которые смогут дать более конструктивные ответы на этот вопрос.

Какие есть традиции?

Их много, однако все они делятся на 2 основных направления — тераваду (она же хинаяна) и махаяну. Махаяна в свою очередь делится на еще ряд традиций.

Подробно о том, почему так получилось, и в чем особенности традиций можно почитать здесь: Торчинов: Школы и направления буддизма. Хинаяна и Махаяна

РЕКОМЕНДАЦИИ

Критично относитесь к выбору источников информации

В сети очень много нелепостей, начиная от просто коммерческих статей, которые написаны с целью привлечения трафика людьми не очень радеющими за их качество, заканчивая откровенно сектантской литературой, призванной под видом «буддизма» манипулировать людьми.

В качестве действительно хороших источников я рекомендую Торчинова: курс лекций «Введение в буддологию».

Этот источник хорош и тем, что дает комплексное представление о ключевых вопросах с т.з. разных традиций -вы имеете лучшую возможность сравнить традиции и их подходы.

Мне кажется более правильным подход, когда люди ждут, полгода-год, прежде чем принять прибежище, изучают основы буддизма, сравнивают разные традиции. К слову, это не только мое мнение, его разделяют множество монахов. Даже на бытовом уровне — лучше принимать хорошо взвешенные решения, нежели делать что-то впопыхах.

Задавайте свои вопросы в комментариях к статье.

Тема обширная и если у вас возник вопрос, не стесняйтесь, задавайте его в комментариях к статье и я постараюсь ответить на него=)

Источник: https://Rx24.ru/stati/kak-prinyat-buddizm-i-stat-buddistom.html

Буддизм – что это и как стать буддистом

“Что такое оргазм? Это несколько мгновений, когда, отделяясь от тела, наше я парит в блаженстве. Люди живут в мире, в котором мы присутствуем или нас не наблюдается.” — Так начинаются лекции по буддизму профессором Колумбийского университета.

  • Буддизм – не религия, а стиль жизни
  • Идеология буддизма

Буддизм – не религия, а стиль жизни

Буддизм сейчас привлекает большое количество людей. Объясняется это тем, что буддизм включает в себя науку и психологию и даёт ответ на важный вопрос о жизни и смерти.

Можно рассматривать Будду, как великого учёного. Он в свою бытность предсказал о бесконечном делении атомов. Это можно не принимать на веру.

Но когда нет желания слепо следовать догмам, а хочется докопаться до истины, значит он уже буддист.

Не стоит относить буддизм к религии, это больше йога. Исповедуя любую другую религию, например, православие, возможно ли быть одновременно буддистом? Точный ответ не даст никто. Важно развиваться, совершенствовать ум, знания и научиться управлять эмоциями. И тогда становиться не первостепенно, к какому вероисповеданию относишься.

Что значит ощущать себя буддистом?

Осознавать и не принимать поспешных выводов и решений. Например, во время обиды или гнева – выдохнуть, взять паузу и спросить самого себя, для чего сейчас выплёскивать свою энергию. Эта пауза даст глоток свободы мыслям. А что такое несвободный ум? Это как радио, настроенное на одной частоте и можно даже не подозревать, что на других каналах звучат совершенно иные мелодии.

Что лучше: подавить собственные эмоции или дать им выплеснуться?

Здесь диктует ситуация. Бывают моменты, когда логичнее сдержать себя. Буддийские гуру придерживаются такого правила, гневаться лучше начинать раньше, чем успели разозлиться. Если стараться держать под контролем эмоции, свой ум, то придёт ощущение счастья.

Счастье, что это?

Счастье – чувствовать себя настоящим, реальным, здесь и сейчас. И понимать, что счастье присутствует, и оно рядом. Счастье – суть жизни. И даже, когда нет ощущения счастья, важно знать, что я счастлив, так как дышу, живу и творю. Реальность всегда сильнее вымысла, а правда преобладает над иллюзиями. Реальность уже существует, а над иллюзиями надо работать, чтоб их создать.

Буддисты ищут нирвану, но каждый человек и есть нирвана, каждая человеческая клетка из неё состоит. Счастье заполняет всё собой вокруг, а вселенная двигается благодаря бесконечной энергии любви. Любовь существовала всегда, и она вечна.

Когда человек обретёт нирвану и будет оглядываться на прошлое, то поймёт, что был счастлив, даже в сложные периоды жизни. Стоит только доверять вселенной.

И понять, что настоящая любовь — это та, когда хочешь, чтобы другой человек был счастлив, так как он важнее.

Идеология буддизма

Свой рецепт как прекратить страдать и найти счастье предлагает буддизм. Стоит только освободиться от эмоций. Страхи, ревность и гнев губительны для тех, кто испытывает эти чувства и ранят тех, на кого направлены.

Будда учил, что всё происходящее с нами относительно. И только мы стремимся воспринимать события как грустные или весёлые. Буддизм помогает понять, постичь их причины и научиться их контролировать.

Буддизм выделяет несколько чувств, которые отравляют нам жизнь: агрессивность, гордыня, зависть и страсть. Этим чувствам доступно нарушить эмоциональный баланс, запутать мысли и заставить страдать.

Обладая спокойной просветлённой душой, люди в состоянии «грязного» разума попадают в сети страданий, которые ведут к возникновению чувства вины, тревоги и злобы. Разомкнуть круг, возможно, только поняв, причину собственных эмоций.

Люди стремятся получать то, что приятно. И если это не происходит, возникает чувство досады, неуверенности и упадка сил. А это ведёт к возникновению отрицательных и неконтролируемых реакций, то есть прямой путь к возникновению страданий.

Цель буддизма не контроль над эмоциями, а прекращение страдания.

Основные положения буддизма

  • Мы не можем отвечать, направлять и регулировать действия других людей, но несём ответственность за свою реакцию. Преувеличивая эмоции, мы только наращиваем их. Эмоции, с которыми себя соотносим, оставляют свой отрицательный след в сознании. Этот след и ответственен за будущие страдания.
  • Не стоит гасить эмоции. Необходимо «отпускать» мысли и наблюдать. Это даст возможность выйти им и раствориться, не оставив душевных травм.
  • Страдания порождаются привязанностями, которые дают надежду, что сохранит навечно предмет любви или обожания. Но это заблуждение однажды проходит. Насколько глубока привязанность, тем сильнее страдания от потерь.
  • Смешивая любовь с привязанностью, люди ожидают соответствия своим требованиям. И это далеко не настоящая любовь. Здесь любовь преподносится как средство самоутверждения. Настоящая любовь свободна, не ограничена рамками, лишена эгоизма и бескорыстна. Через любовь сердце и душа познаёт мир.

Источник: http://torise.ru/soul/vera/buddizm-chto-eto-i-kak-stat-buddistom/

Как стать буддистом?

В конце XX века в нашей стране появилось большое количество религиозных течений. Одни из них носили явно сектантский характер, но, все же большое количество населения нашей страны придерживаются 4 основных религиозных конфессий: ислам, христианство, иудаизм и буддизм.

Буддизм – как стать буддистом?

Буддизм – одно из старейших религиозных учений, которое даже в постсоветском пространстве насчитывает более 900 000 последователей. Причем, стать буддистом можно формально и неформально.

Что нужно сделать, чтобы стать буддистом неформально? Прежде всего, изучить основы этого религиозного учения, соблюдать буддистские обеты и принципы.

Невозможно в один миг стать буддистом. К этому нужно тщательно подготовиться: телом и душой. Это, прежде всего, духовная практика. Человеку придется определенный период времени понаблюдать за собой, своими поступками.

Для того, чтобы лучше понять, как стать буддистом «с нуля», попробуйте придерживаться советов мудрого Ламы:

  1. Окружающий мир и себя нужно принимать сначала сердцем, а потом – умом. Так вы сможете понять всю суть происходящего.
  2. Нужно по-доброму относиться и к миру, и к своему окружению. Мир – это мы все.
  3. Не употребляйте пищу животного происхождения. Вегетарианство способствует прояснению ума, сделает Вас добрее и уважительнее к людям.
  4. Алкоголь, табак, спиртное и наркотики – людям даровали демоны, чтобы затруднить их путь к постижению истины.

Как стать буддистом, если ты христианин?

На первый взгляд христианину стать буддистом практически невозможно, да и, может быть, не за чем… Но, это только на первый взгляд! В этих религиях есть много общего. Прежде всего – личный духовный опыт, отношение к другим людям, темы нравственности и любви.

Христианину, заинтересовавшемуся Буддой, интересен образ Бога. Каким себе его представляют буддисты? У них нет одного единственного Бога-творца, как в Христианстве. Считается, что Человек сам для себя является и Спасителем, и Творцом своего счастья.

По-иному воспринимают буддисты и жизнь после смерти. Человек проходит восьмеричный жизненный путь для очищения от всех грехов, накопленных за эти жизни, и достичь высшего просветления – нирваны.

Как стать дзен-буддистом?

Дзен-буддизм ничему специально не учит и не ссылается ни на какие священные книги. Это путь прямой передачи знаний от учителя к ученику. Поэтому данное учение нельзя отнести к религии в общепринятом смысле этого слова. Чем это объясняется? Учение дзен не отрицает существование Бога, но и не говорит о его существовании.

Дзен-буддизм полон противоречий: он против всяких религиозных условностей, и в то же время, содержит очень много религиозного. Достичь этого можно только в том случае, если вы в совершенстве овладеете искусством медитации.

Особенности дзен медитации

В учении Дзен, медитация – особенное состояние практикующего, при котором можно полностью отключить свое сознание, а также «блокировать» все отрицательные физиологические и психические процессы в организме. Упражняясь в дзен-медитации постепенно можно научиться избегать стрессовых ситуаций, а также улучшить физическое и психическое здоровье.

Считается, что дзен-медитация – самая распространенная практика в мире. Мастера утверждают, что только так человек способен максимально концентрироваться и четко следовать к достижению поставленной цели, открыть для себя все ресурсы памяти, а также нормализовать свой вес.

Начиная такую практику, необходимо сосредоточиться сначала на дыхании и мыслительной деятельности. Специально «зацикливаться» на том, как происходит процесс дыхания, нет необходимости. Медитирующий должен почувствовать это с позиции внешнего наблюдателя, иначе не наступит глубокое внутреннее очищение тела и души.

Не всегда в жизни все складывается так, как хотелось бы. Часто бывает, что черные полосы начинают преобладать над белыми, и тогда начинает казаться, что выхода нет. Если человек продолжает бороться, то рано или поздно он одержит победу, а те, кто сдался, становятся лузерами.
Цель и смысл жизни человека

«Для чего я живу? Как оставить после себя след? Ради чего преодолевать жизненные трудности?», – рано или поздно каждого из нас посещают такие мысли. О том, что такое смысл и цель жизни, узнайте прямо сейчас.

В мире существует не одна тысяча религий и практически в каждой имеются отдельные течения. Три основных религии помогают людям найти себя и свое место в этом мире, понять, что после смерти ничего не заканчивается. Секты же полноценными религиями считать нельзя. Как найти смысл в жизни – советы психологаВ поисках смысла существования может пройти целая жизнь, а смысл так и не будет найден. Советы психолога помогут выйти из депрессии и найти свой путь, без которого жизнь пуста и окрашена в серый цвет.

Источник: http://kak-bog.ru/kak-stat-buddistom

Как стать буддистом?

Здесь мы попытались дать краткие ответы на некоторые ваши вопросы. Если вы хотите увидеть здесь ответ на ваш вопрос, пишите на электронный адрес web@ripa-center.ru

Многие люди, которые ищут свой духовный путь, интересуются буддизмом, но не все знают, как стать буддистом. 

Буддизм – это одна из религий и, как каждая религия, делится на множество направлений, традиций, что может вызвать затруднения у человека, который только начал изучать буддизм.

Если вы не знаете как стать буддистом, для начала придите к пониманию основных принципов буддизма через их изучение:

• изучите буддийскую терминологию. Грубо говоря, на этом этапе необходимо изучить теорию данного религиозного учения. Это позволит вам гораздо точнее и глубже понимать религиозные тексты, без которых невозможно полное погружение в буддизм,

Читайте также:  Что означает слон в буддизме – восточная символика

• далее необходимо выбрать направление буддизма, которому вы будете привержены.

На сегодняшний день существует немало буддийских направлений, а, другими словами, традиций, но в основе всего лежит одно и то же учение, одна и та же мудрость, поэтому вы можете выбрать любую традицию, ту, которая вам ближе всего, • далее необходимо внимательно ознакомиться с жизнеописанием основателя буддизма, чтобы наиболее полно проникнуться в сущность этой религии, • далее необходимо изучить информацию о четырех благородных истинах, которые являются фундаментальными понятиями данной религии. Четыре благородные истины вещают о страдании, но при этом не несут негатива, а несут понимание того, что страдание можно уменьшить через его созерцание, • далее необходимо изучить информацию о реинкарнации и нирване. Это важно, потому что буддисты верят в то, что каждое существо перерождается много раз,

• далее необходимо узнать о том, что такое карма и как она влияет на людей.

Как принять буддизм

Когда человек уже ознакомился с теорией буддизма, то его непременно интересует информация о том, как принять буддизм. Если вы твердо решили стать буддистом, то вам необходимо познать истину, пройдя восьмеричный путь.

Восьмеричный путь состоит из 8 этапов, в ходе прохождение которых, познается истина:

1. Понимание, которое достигается путем размышления об истинности бытия. 2. Решимость, которая выражается в отречении от всего сущего. 3. Данный этап заключается в достижении речи, в которой отсутствуют любая ложь и бранные слова. 4. На данном этапе человек учится совершать только благие дела. 5.

На данном этапе человек приходит к пониманию истинной жизни. 6. На данном этапе человек приходит к осознанию истинной мысли. 7. На данном этапе человек должен достичь полного сосредоточения, отрешения от всего внешнего. 8. На данном этапе человек достигает просветления, пройдя все предыдущие этапы.

Таким образом, человек через внутреннюю духовную работу приходит к пониманию того, как принять буддизм.

Принятие буддизма

Для человека, решившего посвятить себя данной религии, главным шагом является принятие буддизма.

Когда человек прошел восьмеричный путь и достиг познания философии буддизма, он становится частью данного религиозного учения, и с этого момента он может смело считать себя буддистом.

Однако для официального признания данного момента необходима аудиенция Ламы. Именно он может понять и решить готов ли человек быть буддистом и следовать учению Будды.   

Принятие буддизма должно быть осознанным и добровольным – помните об этом!

Центр Рипа.   Дизайн сайта – imren.ru

Источник: http://www.ripa-center.ru/buddhism/kak-stat-buddistom.html

Что значит быть буддистом? Вопросы новичка | Буддизм Алмазного пути

Анатолий, благодаря твоему приглашению в этом году я съездила на пхову и теперь полна желания начать самостоятельную практику. Но наверное, медитация – это не единственное, что делает человека буддистом?

В традиционном понимании буддист – это тот, кто обретает Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Именно это отличает его от приверженца какой-либо другой религии.

Практически для меня это означает, что если мы считаем себя буддистами, то в каждый момент жизни стараемся вести себя именно как буддисты, то есть как те, кто идет к цели, Просветлению, посвящая этому все свои дела.

Поэтому, отвечая на твой вопрос, можно сказать, что после пховы у нас наступает другая жизнь, в которой мы ежеминутно следуем Учению Будды. Это означает, что мы полностью развернули свою жизнь в другом направлении, пересмотрели свои ценности.

Отныне все действия, которые мы совершаем – пьем ли мы чай, разговариваем или просто сидим, – мы совершаем так, чтобы они приближали нас к цели. И только тогда мы можем называть себя буддистами.

Каким образом обычное чаепитие может привести к Просветлению?

Во время чаепития мы можем работать над чистым видением, наслаждаясь моментом «здесь и сейчас». У каждого из нас бывают минуты, когда мы идем по улице, просто смотрим вокруг, дышим воздухом, и нам становится хорошо только от этого.

А в другое время все вокруг может быть тем же – и пейзаж, и воздух, но при этом наш ум оказывается где-то в другом месте, пережевывая какие-то приятные или неприятные события, например ведя внутренние диалоги с нашим партнером или начальником, и наше состояние в этот момент будет совершенно другим.

И что же меняется? Меняется наше восприятие. Будда отличается от нас именно своим восприятием действительности.

Это переживание момента «здесь и сейчас» и называется медитацией.

Это переживание момента «здесь и сейчас» и называется медитацией.

То, что происходит, не может быть старым и скучным, оно может быть лишь свежим и интересным.

Такой взгляд помогает нам практиковать «чистое видение», наслаждаясь каждой секундой жизни, не убегая своим умом в «там и тогда», где нас уже поджидают негативные эмоции.

Когда я медитирую дома, могу ли я допустить какую-то ошибку?

Медитации Алмазного пути, которые мы используем, построены таким образом, что ошибиться в них очень сложно, практически невозможно.

Именно поэтому они передаются достаточно свободно, в отличие от некоторых тайных практик тибетского буддизма, для которых требуются специальные пояснения и условия. Конечно, если у тебя возникают сомнения в практике, всегда можно задать вопрос более опытным людям.

Но в целом, если четко следовать инструкции и ничего не придумывать дополнительно, то никаких ошибок не будет. Ошибки возникают, когда люди берут какую-то практику и начинают выкидывать из нее что-то на свое усмотрение, или что-то менять в ней от себя, на основе своего предыдущего опыта.

Но если мы уберем из практики все, что нам не нравится, и добавим к ней то, что нам нравится, то в итоге получится совсем другая практика, которая приведет к совершенно непредсказуемым последствиям.

Не является ли ошибкой постоянное отвлечение внимания от образов, на которых нужно концентрироваться во время медитации?

Нет, потому что это как раз и есть то явление, для работы с которым мы используем медитацию. Наша природа и привычки таковы, что ум постоянно убегает, но обычно мы считаем это нормальным явлением и даже не замечаем его.

А во время медитации мы, возможно, впервые в жизни обращаем внимание на этот факт и пытаемся с ним работать.

Наша поза во время медитации, повторение мантр, образ, который мы удерживаем перед внутренним взором, и четки служат тем «якорем», которым ум может зацепиться, чтобы остаться в настоящем. То есть это не ошибка, а неотъемлемая часть практики.

Насколько важно иметь дома алтарь?

Это полезно, но не необходимо. Если очень хочется, то можно поставить изображения Будда-аспектов, на которые ты сейчас медитируешь – Кармапы, Дордже Семпы, можно также повесить Древо Прибежища. Важно, чтобы на алтаре были только те Будды, на которых ты медитируешь, – от одной до пяти скульптур или изображений.

Не нужно делать из алтаря выставку тибетского искусства. Кроме того, если уж у тебя есть алтарь, его нужно содержать в чистоте. Если ты не способен на это, то лучше алтаря вообще не иметь или создать его в уме.

Ведь что такое алтарь, по большому счету? Это то, что помогает нам концентрироваться, напоминает нам, что мы обрели Прибежище и хотим продолжать свою практику. С другой стороны, если мы уважаем статуи и тханки, то уважаем и то, что они символизируют – то есть Просветление.

А раз мы уважаем цель, то будем прилагать усилия к ее достижению. По этой же причине не стоит, например, резать изображения Будд, делать футболки с изображениями Будд и т.д.

Какие еще медитации, кроме Прибежища, я могу делать самостоятельно?

Например, медитацию на Шестнадцатого Кармапу. Перед сном можно делать «Ясный свет», если на него есть лунг. Медитация на Будду Медицины – вещь специфическая, ее стоит выполнять, когда кто-то болен. Но в принципе вполне достаточно и одного Прибежища.

Ведь смысл здесь не в том, чтобы использовать огромное количество разных медитаций. Важно проделать одну медитацию многократно. Мы всю жизнь занимаемся тем, что ищем разные вещи и разные впечатления для ума, а здесь пробуем долго работать с чем-то одним – с одной мантрой, с одной медитацией.

В этом и состоит особенность буддийской практики.

Как быстрее стать «своим» человеком в буддийском центре?

Туда нужно чаще приходить, чаще общаться с людьми и, может быть, предлагать свою помощь. То есть с Сангхой надо начать дружить, как и с любой другой компанией, куда ты хочешь влиться. К сожалению, некоторые буддийские центры не слишком гостеприимны к новичкам.

Как-то так исторически сложилось. Есть, конечно, более либеральные центры, где еженедельно проводятся лекции для начинающих и где новичков встречают теплом и чаем. Там новым людям проще.

Я замечал, что в центрах первого типа новые люди чувствуют себя неуютно и часто им приходится прилагать много собственных усилий, чтобы «стать своим человеком». Но в конце концов это все равно происходит, если ты часто приходишь в центр.

На тебя начинают обращать внимание, у тебя там появляются друзья, хорошие знакомые, с которыми после медитации можно попить чай в центре или зайти в кафе.

Если я полностью закончу медитацию Прибежище, но не захочу продолжать, какой эффект окажет на меня эта практика в дальнейшем?

Будда обещал, что если ты принял Прибежище, то обязательно станешь Буддой – весь вопрос в сроках. Поэтому можно сказать, что Прибежище останется с тобой навсегда.

Кроме того, в текст каждой медитации Алмазного пути «встроено» пожелание разделить полученные позитивные впечатления с другими существами.

Благодаря ей все, что мы наработали в своем уме, никуда не исчезает, поскольку мы не оставляем это себе, а делимся с другими.

На пхове я дала Обет Бодхисаттвы, но не все запомнила из того, что именно пообещала. Ты не мог бы в двух словах объяснить, в чем состоит суть Обета Бодхисаттвы?

Существуют обещания, которые дают на уровне тела: не воровать, не убивать и прочие. Монахи вообще дают 254 различных обещания, которые в первую очередь связаны с хорошим поведением.

Но поскольку мы взрослые, самостоятельные люди, которым не нужны ограничения и четкие инструкции «что такое хорошо и что такое плохо», нам больше подходит уровень Махаяны, где и существует Обет Бодхисаттвы.

И здесь на первый план выходит мотивация – желание принести максимальную пользу максимальному количеству существ на максимально длительное время.

И здесь на первый план выходит мотивация – желание принести максимальную пользу максимальному количеству существ на максимально длительное время.

Поэтому ни одно из действий само по себе не является его нарушением.

Таковым может стать, скорее, намерение причинить вред человеку, который нам не нравится. Лама Оле обычно говорит, что нарушением Обета Бодхисаттвы является утверждение: «Я никогда не помогу этому человеку, в какой бы ситуации он ни оказался».

Таким образом, мы исключаем кого-то из поля своего сочувствия и тем самым нарушаем обет.

Что, если человек все же нарушает Обет Бодхисаттвы?

Он может принять его еще раз, если захочет. Все мы не совершенны и живем в обусловленном мире. Но в принципе, хорошо самостоятельно повторять этот обет несколько раз, тем самым укрепляя его. В частности, он дается после каждой сессии простираний.

Как часто нужно проходить пхову?

Достаточно одного раза в год. Это будет освежать впечатление, укреплять связь с Буддой Безграничного Света. Конечно, это не обязательно, но периодическое повторение пховы помогает не забыть о своей главной цели в повседневной суете жизни. К тому же обычно эта практика людям очень нравится.

Насколько важно следовать за Ламой Оле в его путешествиях по миру?

Это полезно, но не обязательно. Те люди, которые постоянно следуют за Учителем, нисколько не просветленнее тех, кто делает какую-то работу в буддийском центре своего города, медитирует дома и работает над собой.

Однако путешествие с Ламой помогает понять, как он работает, мыслит и живет. Ведь Алмазный путь – это путь отождествления с Ламой, и для того, чтобы знать, с кем отождествляешься, нужно иногда иметь возможность понаблюдать за ним.

Кроме того, любое путешествие меняет нашу картину мира, что помогает справиться со своими концепциями и стереотипами.

Что изменилось именно в тебе за 18 лет практики?

Читайте также:  Божество ваджрасаттва и практика работы с ним

Забавно говорить о себе и своем развитии, поскольку сложно объективно посмотреть на себя со стороны. Насколько помню по реакции окружающих, я всегда был очень критичным, нетерпимым к людям. Мне не нравилось, что они плохо понимают мои слова.

Потом мне пришлось осознать, что все люди разные и у каждого свой взгляд на вещи. По-своему все замечательные, у каждого есть потенциал Просветления. Когда я понял это, моя жизнь очень изменилась, в том числе и на внешнем уровне.

Кроме того, выражение «здесь и сейчас» перестало быть для меня пустой фразой, а стало формулой того, как надо жить.

Потому всегда стоит помогать людям изменять что-то в уме, особенно если они просят о помощи.

Только когда перестанешь воспринимать окружающий мир как нападающий на тебя – этот человек обидел меня, а этот сделал все не так, как я хотел, – начинаешь понимать, что все люди живут своей жизнью.

Многие, не сознавая этого, делают то, что может быть вредно для них самих. Потому всегда стоит помогать людям изменять что-то в уме, особенно если они просят о помощи.

Вопросы задавала Наталья БУДИЛОВА

Источник: http://www.buddhism.ru/ru/?p=2164

Буддийские притчи или как стать буддистом

Это небольшая заметка об «Учение Дзэн Бодхидхармы», одной из 100 книг в списке для саморазвития и личностного роста.

Есть книги которые несут знания, а есть книги которые вызывают состояние души. Так вот для меня «Учение Дзэн Бодхидхармы» — это второй вариант.  Вот знаете подобное возникает с некоторыми людьми… Когда не важно о чем человек говорит, слова можно не слушать, важно состояние, которым собеседник с вами делится.

Ценность этих текстов именно в состоянии, которое они создают. Они дают возможность прикоснуться к умиротворенности, любви и спокойствию, очищают сознание и устраняют лишнее. Эти учения не несут информационной нагрузки на рассудок. Они не смешивают мысли, эти тексты, как таблетка аспирина, устраняют лишнее из головы. Это настройка на волну воодушевления и позитива.

Глупо конечно полагать, что у всех реакция будет аналогичная, но в любом случае основная ценность такой литературы не в знаниях, а в состоянии во время и после прочтения.

Четыре маленькие притчи или обнаженный дзен

  • О практике в общих чертах
  • Проповедь кровяного потока
  • Проповедь пробуждения
  • Проповедь прорыва

Все их можно скачать в pdf формате по ссылке — Учение Дзэн Бодхидхармы.

Проповеди Бодхитхармы на удивление открыты и, в некоторой степени, полностью «обнаженные». Когда привыкаешь к современной жизни, так вообще, они могут показаться чужеродными и не понятными.

В каждом тексте есть часть души, которую человек вкладывает в него. В этих текстах душа прекрасна.

Суть явлений. Буддийские притчи.

Итак, есть явления. Явления – все, что мы можем ощутить нашими органами чувств. Явления в обычном состоянии вызывают эмоции внутри нас. Явления захватывают наше подсознание и делают его рабом, то есть наша осознанность теряется, и мы живем лишь примитивной реакцией. Мы не отдаем себе отчет в действиях, а только реагируем на эмоции.

Непривязанность – свобода от явлений. То есть это сознательный контроль разума, сознание того, что каждое событие можно интерпретировать по-разному, в зависимости как на него посмотреть.

Это сознание того, что в действительности событие не несет в себе эмоции, оно нейтрально. Эмоции – это наш личный ответ, реакция нашего подсознания.

Поставив подсознание под контроль разума, можно обрести непривязанность.

Когда мы ограничиваем ум от внешних воздействий, когда мы наблюдаем мысли и не позволяем им управлять, тогда можно обратить внимание на новое состояние – «отсутствие мыслей». Не достигнув этого состояния дальнейший прогресс не возможен, так как не ты управляешь собой, в мысли внутри тебя руководят действиями.

Откуда берётся жадность, гнев и другие эмоции? Мысль вызывает эти эмоции. Нет мысли – нет эмоций.

Очень интересное понятие этого и другого берега. Этот берег – состояние сознания. Когда наш разум контролируем мыслями – это состояние управляемого, не сознательного человека. Это прямая эмоциональная реакция на ощущения. Проснуться – понять, что ты живешь не своей жизнью, что не ты управляешь своим развитием, понять иллюзию важности внешнего мира.

Внешнее создано только для поддержки внутреннего. Тело – создано для поддержки разума, тело – инструмент разума.  Как жаль что часто мы, люди, так часто ставим сознание в рабство нашему телу.

Излишки внешних проявлений теряют смысл, материальные блага нужны только в том объеме, чтобы поддерживать непрерывный процесс развития сознания. Понять, что ты раньше не управлял собой, и понять, что теперь можешь. Это значит проснуться.

Большинство людей живут «на этом берегу», они выполняют чужую волю, они в постоянной погоне за место под солнцем, это постоянная беготня, которая не заканчивается до самой смерти. Это жизнь, лишенная сознательности. Выполнять чужую волю, жить чужими убеждениями, развивать чужие мысли и получать за это награду. В общем, послушно играть роль «дрессированной обезьянки».

«И любой, кто знает, что ум ни от чего не зависит, всегда находится на месте просветления».  Зависимость ума – отождествление себя с мыслями и эмоциями. Если же разделять эти понятия, то мы можем найти себя и собственный путь.

«Это потому так, что природа ошибки пуста». В природе нет правильных и не правильных поступков. Все можно осудить и все можно оправдать. Правильно или не правильно – всего лишь мнение отдельного человека, общества, времени. То, что сегодня правильно будет осмеяно завтра, то что было вчера нормальным, сегодня вызывает смех. По сути, все нейтрально, мы только сами задаемся окраску.

«Но, когда он находит Путь, он не находит ничего». Когда исчезают мысли, когда освобождаешься от навязанных программ поведения, вдруг оказывается, что нет ничего твоего. Раньше полагая, что мысли твои, думал – я думаю, значит, я существую.

Но мысли оказались не твоими, цели оказались чужими, а что же осталось твоим? И в этот момент ты ощутил полную пустоту. Но это совершенно не весело в первое время. Это страшно. И велик риск опять увлечься с головой во что-то: в работу, отношения, проблемы.

  Но потом начинаешь осознавать, куда тебе нужно двигаться, понимаешь, что есть твоя собственная дорога и она прекрасна. И в этот момент страх проходит, потому что ты знаешь – ты на правильном пути.

И нельзя объяснить источник этой уверенности, она основана не на логике, не на чужих убеждениях, она исходит изнутри.

Все внутри нас, или как стать буддистом

Никакой монастырь не сделает из человека святого. Лишь упорный постоянный труд, дисциплина, контроль сознания и постоянное движение имеют смысл.

Все что может быть действительно ценно, все, что можно назвать собой — не имеет материальной оболочки. Смерть отберет все материальное. Единственный достойный смысл жизни – найти то, что не умирает и что не рождается. Это и есть нирвана, это и есть состояние Будды.

Источник: https://foog.me/buddijskie-pritchi-kak-stat-buddistom.html

Каждый может стать буддой

Буддизм решительно утверждает, что каждый может стать буддой. Но что это значит? Будда – тот, кто полностью устранил все свои изъяны и полностью раскрыл свой потенциал. Будды начинали так же, как и мы: они были обычными существами, испытывающими сложности.

Они заблуждались относительно реальности, строили нереалистичные проекции, упрямо верили в них, и в результате переживали беспокоящие эмоции и действовали на основе навязчивых побуждений. Из-за всего этого проблемы бесконтрольно возникали у них снова и снова.

Но они осознали, что эти проекции не соответствуют реальности, и, побуждаемые твёрдой решимостью освободиться от страданий, созданных собственным наивным неосознаванием, постепенно перестали непроизвольно верить в фантазии, которые проецировал их ум.

Благодаря этому они больше не испытывали беспокоящих эмоций и не совершали действий на основе навязчивых побуждений.

Всё это время они работали над тем, чтобы усилить свои положительные эмоции, например любовь и сострадание, одинаково направленные на всех существ, а также помогали другим, насколько могли. Они развивали по отношению ко всем существам такую сердечную любовь, какую любящая мать чувствует к своему единственному ребёнку.

Их постижение реальности всё больше укреплялось благодаря энергии глубокой любви и сострадания, охватывающих всех существ, а также исключительной решимости помогать всем. В конце концов это постижение становилось таким мощным, что их ум перестал даже проецировать обманчивые видимости самостоятельного, отдельного существования всех явлений и существ.

Они беспрепятственно и ясно видели, что всё существует взаимосвязанно и взаимозависимо.

Достигнув этого, они становились просветлёнными существами, буддами. Их тело, ум и способность к общению освобождались от всех ограничений.

Теперь, зная, как повлияет на других всё, чему бы они их ни учили, будды могли помогать всем существам настолько, насколько это вообще возможно. Однако даже будды не всесильны.

Они способны распространять положительное влияние только на тех, кто открыт и восприимчив к их советам, а также правильно им следует.

Будда говорил, что все способны достичь того же: все могут стать буддами. Это возможно, потому что у каждого из нас есть ресурсы, которые позволяют это сделать. Они известны как «природа будды».

В нейробиологии говорят о нейропластичности – способности головного мозга изменяться и развивать новые нейронные связи в течение жизни.

Если оказывается поражённой часть головного мозга, отвечающая за определённые функции, например за использование правой руки, с помощью физиотерапии можно развить в головном мозге новые нейронные связи, благодаря которым мы сможем пользоваться левой рукой.

Недавние исследования показали, что медитации, например на сострадание, тоже создают новые нейронные связи, благодаря которым люди становятся счастливее и спокойнее.

Поскольку именно ум вызывает такие физиологические изменения, можно говорить не только о нейропластичности головного мозга, но и о пластичности ума. Ум, а значит и качества нашей личности, не являются неподвижными, неизменными. Можно развивать в нём новые полезные связи, и это основополагающий фактор, который позволяет каждому из нас стать просветлённым буддой.

На физиологическом уровне каждый раз, когда мы делаем, говорим или думаем что-либо созидательное, мы строим и укрепляем положительные нейронные связи. Поступать так становится проще, поэтому, скорее всего, мы будем повторять это действие.

Если говорить об уровне ума, то буддизм утверждает, что таким образом мы создаём определённую положительную силу и потенциал. Чем больше мы укрепляем систему положительной силы, особенно делая что-нибудь полезное для других, тем более развитой она становится.

Если направить эту положительную силу на достижение состояния будды – способности наилучшим образом помогать всем существам, мы сможем достичь этой цели и стать полезными для всех.

Подобным образом, чем больше мы сосредоточиваемся на отсутствии чего-либо реального, соответствующего нашим ложным проекциям, тем слабее становятся нейронные и умственные связи – вначале ответственные за веру в эту бессмыслицу, а потом и те, которые создают проекции.

В конце концов мы освобождаемся от нейронных и умственных связей, вводящих нас в заблуждение, а также от основанных на них беспокоящих эмоций и навязчивых способов поведения. Вместо этого мы развиваем сильные нейронные и умственные связи глубокого осознавания реальности.

Если эти связи усиливаются за счёт стремления развить всеведущий ум будды, который знает, как наилучшим образом помогать каждому ограниченному существу, – образовавшаяся система глубокого осознавания позволяет нам обрести ум будды.

У всех нас есть тело, способность взаимодействовать с другими (в первую очередь с помощью речи) и ум. Это ресурсы для достижения тела, речи и ума будды. Это и есть факторы природы будды.

Подобным образом у каждого из нас есть положительные качества, развитые в той или иной степени, – инстинкт самосохранения и сохранения нашего вида, материнский или отцовский инстинкт и так далее, а также способность действовать и влиять на других.

Это тоже факторы природы будды, ресурсы для развития положительных качеств, например безграничной любви или заботы, и просветляющих активностей будды.

Изучая, как работает наш ум, мы обнаруживаем остальные факторы природы будды.

Каждый из нас способен усваивать информацию, группировать явления по одинаковым признакам, распознавать отличительные свойства объектов, реагировать на воспринимаемое и понимать, что представляют собой явления.

Читайте также:  В каких странах исповедуют буддизм – изучаем карту мира

Сейчас эти виды умственной деятельности ограниченны, однако это тоже ресурсы, на основе которых мы обретём ум будды. Тогда они будут функционировать на высшем уровне своего потенциала.

Видео: Мэтью Рикар — «Ум людей и ум животных»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Все мы располагаем ресурсами, с помощью которых можем стать буддами, а значит, просветление зависит только от нашей мотивации и усердия. Развитие не бывает линейным: иногда у нас будет получаться лучше, иногда хуже. Путь к состоянию будды долгий и непростой.

Однако чем чаще мы напоминаем себе о факторах природы будды, тем реже теряем уверенность в своих силах. Нам нужно помнить, что на глубинном уровне с нами всё в порядке.

Мы способны преодолевать все препятствия, сохраняя сильную положительную мотивацию и применяя реалистичные методы, которые искусно сочетают сострадание и мудрость.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/o-buddizme/osnovnye-idei-buddy/kazhdyy-mozhet-stat-buddoy

Буддизм для начинающих. Что нужно знать начинающему практику? | Христианство на 4-women.ru

В конце XX и в начале XXI вв. восточные религии начали активную экспансию в страны Запада. Такие религии, как буддизм и индуизм, имеют в них чрезвычайный, невероятный успех.

Этому есть множество причин – набившая оскомину культура потребления, навязываемая чуть ли не в качестве идеологии демократическими властями, ущербность и односторонность собственных религиозных традиций, тяга к экзотике, ну и, конечно же, стремление постичь сокровенные знания Востока, о которых ходят легенды.

Эта статья имеет целью прояснить только один аспект всего этого контекста – азы религиозной практики новообращенного буддиста.

Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу – в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища.

Смысл буддийской практики – достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга.

Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы.

Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.

Самостоятельное принятие буддизма

Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто.

Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности.

Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища.

Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.

Чистое видение

Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей.

Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность – то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым.

Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» — это и есть медитация, ее внутреннее содержание.

Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался – питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».

Домашние медитации и ошибки

В тибетском буддизме очень много различных медитативных техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны и даже опасны, а потому их передают тайно.

Но практики буддизма для начинающих обычно являются безопасными и ошибиться в них практически невозможно, если не подходить, что называется, «творчески», то есть изменяя практику, привнося в нее новые элементы и устраняя прежние.

К тому же в буддизме предполагается, что новообращенный занимается практикой под руководством и с благословения своего наставника, который преподавал ему три прибежища (то есть принимал в лоно буддизма и конкретной буддийской школы), а также инструкции по практике. Самостоятельно же принять буддизм без этой церемонии фактически нельзя.

О домашнем алтаре

Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым.

По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель – просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику.

Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти.

Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант – «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу – символ чистоты ума Будды.

Обновление обетов

Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы.

Последними называются просветленные люди, которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ.

Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны.

К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.

Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ.

В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания.

Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108.

К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.

Начальные практики

Начальные практики в буддизме называются нёндро. Во всех четырех школах тибетского буддизма они примерно одинаковые. Состоят они из четырех частей (хотя классификации бывают различные).

В них входит 100000 простираний с принятием прибежища, начитка 100000 раз стослоговой мантры Ваджрасаттвы, 100000 подношений мандалы и 100000 повторений гуру-йоги. Этот порядок, в принципе, можно менять, но лучше следовать именно такой схеме.

Кроме того, следует добавить, что эту практику можно выполнять и тем, кто не получил передачи обета прибежища, то есть формально не является буддистом. Однако, как утверждают буддийские учителя, пользы от нёндро в данном случае будет значительно меньше.

Буддизм для начинающих – книги

В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих».

Геше Джампа Тинлей – ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути.

В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.

Следующий труд — это книга с таким же названием, что и предыдущая – «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, — это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей.

На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области.

В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.

Другие книги

Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.

Источник

  • Что такое Чань-буддизм История всего Китая тесно связана с Чань-буддизмом, который в Японии называют Дзен-буддизмом. Влияние данного религиозно-философского течения было и есть настолько сильно, что стало даже символом……
  • Буддизм: основные идеи и догмы Наиболее  древней из всех существующих мировых религий является буддизм.

    Основные идеи этой религии являются частью мировоззрения многих народов, проживающих на территории от Японии до Индии…….

  • Молитвы на каждый день нужно знать Человек постоянно произносит внутренний монолог, а иногда и яростно спорит с воображаемым оппонентом. Его раздирают противоречивые чувства, угнетает необходимость принимать решения.

    Суетные мысли, большие проблемы……

  • Сорокоуст о здравии: что это такое, нужно знать верующим Молебен «Сорокоуст о здравии» в последнее время вызывает массу споров, т. к. некоторые священники полагают, что такую молитву в адрес живых людей не читают. Однако……
  • Православный обряд: крещение ребенка.

    Что нужно знать маме? Рождение чада — большая радость для родителей. Если семья православная, то у родных возникает много религиозных вопросов, среди них: «каким именем назвать крошку», «кого брать……

  • Крещение детей: что нужно знать перед важным событием Когда в семье появляется ребенок – это, несомненно, счастье, не зря же говорят, что дети – Божий дар. Со временем молодая семья начинает задумываться о……
  • Как проходит крещение ребенка? Что нужно знать в первую очередь Крещение – это своего рода очищение от возможной скверны, наставление пришедшего к Богу на путь истинный. В мистическом смысле это еще и отречение от Сатаны,……
  • Буддизм как мировая религия Буддизм как мировая религия – одна из самых древнейших, и не напрасно существует мнение о том, что без понимания ее основ невозможно ощутить все богатство……
  • Для чего нужно крещение ребенка и нужно ли вообще? Наверняка каждый родитель в свое время задавался вопросом: «Для чего нужно крещение ребенка и нужно ли оно вообще, в каком возрасте лучше совершить этот обряд……
  • Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм Религиозное пространство Российской Федерации довольно многообразно.

    Занимая исключительно большую территорию и объединяя под своей политической юрисдикцией огромное множество народов и этнических групп, наша страна представляет……

  • Подготовка к причастию: памятка для начинающих Церковные таинства в христианстве не всегда понятны не только новичкам, но и тем, кто уже давно крещен и даже регулярно посещает храм вместе со своими……

Теперь вы значете что такое Буддизм для начинающих. Что нужно знать начинающему практику?, у нас можно прочитать об этом, а также, смотрите другие молитвы и статьи о религии онлайн!

Источник: http://4-women.ru/religiya/hristianstvo/byddizm-dlia-nachinaushih-chto-nyjno-znat-nachinaushemy-praktiky.html