Дацан на лысой горе – что расположено вокруг храма

Дацан Ринпоче Багша и тропа символов года

Дацан на Лысой Горе - что расположено вокруг храма

Дацан Ринпоче Багша был последним в списке тех мест, которые я собиралась посмотреть в Улан-Удэ, но оказался самым интересным.

Ни прогулки по центру, ни походы в музеи не могут с этим сравниться. В центре Улан-Удэ почти всё советское и европейское, хоть и чувствуется азиатский оттенок, а здесь живой колорит.

Можно свободно зайти в буддийский храм, позвонить в огромный колокол в саду монастыря и пройти по тропе 12-ти символов года. Буддисты верят, что совершая этот круг по часовой стрелке, человек усиливает свою удачу и получает возможность реализовать заветное желание.

Правда это или нет, но в конце я и правда ощутила прилив энергии и хорошего настроения. Это лучшее место в Улан-Удэ!

Об названия большинства дацанов в Улан-Удэ можно язык сломать, и Дацан Ринпоче Багша не исключение. Запомнить легче, если знать, что это занчит.

 Ринпоче – уважительное обращение к высшим ламам и перерожденцам, на тибетском языке оно означает “дорогой”, а багша на бурятском – “учитель”, т.е. Ринпоче Багша – “Дорогой Учитель”. 

Под учителем имеется в виду основатель этого дацана – лама Еше Лодой Ринпоче. Считается, что Еше Лодой – одно из проявлений Будды в нашем обыденном мире. Он приехал в Бурятию из Тибета в 1992 году.

Дацан совсем новый, открыт в 2004 году, и, строго говоря, исторической и архитектурной ценности он не имеет. Храм построен из красного кирпича, с пластиковыми окнами и прочими атрибутами современности. Похоже, что новые храмы в Бурятии строятся именно так: без попыток воспроизвести старину.

Попасть туда можно совершенно беспрепятственно, даже если вы не буддист. Каких-то строгих правил нет, но одеваться желательно разумно: ноги и плечи у взрослых должны быть закрыты.Внутри установлена самая большая в России статуя Будды Шакьямуни.

Конечно, это не такое огромное изваяние, как будды в храмах Тайланда, Мьянмы и Китая, но тоже внушительное.

Ещё одна уникальная вещь, которая хранится в Дацане Ринопче Багша – огромные чётки, сделанные из африканского дерева бубинга возрастом 2000 лет.

Всего было сделано несколько таких чёток, они находятся в разных странах мира, и каждый месяц 28 числа проводятся общие молебны ради процветания добра и счастья во всём мире, во время которых монахи перебирают чётки.

Вокруг Дацана Ринпоче Багша разбит ухоженный сад. В дальнем его конце стоят те самые барабаны, которые всегда фигурируют на фото из буддистских храмов и монастырей:В Бурятии они называются хурдэ. Внутри барабанов закручены свитки с мантрами. Предполагается, что идя по часовой стрелке и вращая каждый барабан, человек одновременно совершает и духовное, и физическое действие. Сделав круг, он получает положительную энергию. Хождение по часовой стрелке во время обрядов – важное для буддистов правило. Ему надо следовать в храмах и на дорожках, предназначенных для ритуалов. В остальном по территории дацана можно ходить в любом направлении. В центре беседки, окружённой молитвенными барабанами, стоит дракон. Это первая из беседок посвящённых символам года. Чтобы пройти всю тропу, нужно зайти с левой стороны от храма и спуститься вниз по лесенке. Я не знала, что и этот круг тоже является священным (в конце-концов, мне неизвестно о связи буддизма с китайским календарём!), и мы начали с противоположного конца. Нас сразу же мягко развернули: “Первая беседка с другой стороны, а эта последняя. Надо начинать оттуда”. Никто не нахмурился и не возмутился тому, что туристы делают всё неправильно. Я спросила, почему не отсюда, женщина, поднимавшаяся навстречу, ответила: “Отсюда никак не получится”. Начали как положено, с года мыши:Животные-покровители идут согласно восточному календарю: мышь, корова, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака и свинья + дракон, стоящий отдельно от других.

Тропинка c небольшим сюрпризом: когда на неё заходишь, всё время спускаешься вниз, зато потом всё время поднимаешься

Источник: http://mirnetesen.blogspot.com/2017/09/datsan-rinpoche-bagsha-ulan-ude.html

Ринпоче Багша дацан на Лысой горе

А если серьёзно, Ринпоче Багша – это лучшее место для того, чтобы хоть на время уйти от нашего прагматичного мира и подумать о том, что действительно ценно в нашей жизни.

Дацан на лысой горе в Улан-Удэ был основан в начале 2000 года с благословления Далай Ламы XIV. Основатель храма  – Еше Лодой Ринпоче.

Открытие дацана Ринпоче Багша состоялось 27 июня 2004 года.

В 2004 году в  храме установлена шестиметровая бронзовая статуя Будды, покрытая сусальным золотом. Это самая большая бронзовая статуя Будды в России.

Она была изготовлена в Китае, а затем на автомобиле в разобранном состоянии доставлена в Улан-Удэ, где и собрана. Обязательно зайдите в главный храм дацана и посмотрите на неё.

Когда стоишь перед Буддой и смотришь на него снизу вверх, тебя переполняет очень интересное чувство, как будто ты действително смотришь на божество.

В 2009 году на территории дацана Ринпоче Багша был установлен Колокол четырёх печатей – самый большой буддийский колокол в России.

Следуя наставлениям досточтимого  Ело Ринпоче, на территории дацана установлены стенды с цитатами из буддийских трактатов.

В честь 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России, по решению досточтимого Еше Лодой Ринпоче, была организована парковая зона с большим кора долгой жизни вокруг дацана. В парковой зоне проложена пешеходная дорожка длиной около одного километра. Сооружены 12 беседок, каждая из которых соответствует одному из годов двенадцатилетнего цикла буддийского календаря.

В сентябре 2012 года в зелёной парковой зоне дацана Ринпоче Багша был заложен парк камней, выполненный в японском стиле. Досточтимый Еше Лодой Ринпоче дал ему название “Сад благих мыслей”. Это место благоприятно для медитации и размышлений.

Обязательно посетите дацан Ринпоче Багша. Подумайте о вечном. О том, ради чего действительно стоит жить.

Беседка в саду благих мыслей

Колокол четырёх печатей, самый большой буддисткий колокол в России

Колокол четырёх печатей, самый большой буддисткий колокол в России. Ударив в него, Вы улучшите свою карму

Такие стенды с цитатами из священных текстов размещены по всей территории дацана

Дорога длинной жизни проходит вокруг дацана в парковой зоне. На её протяжении есть беседки с символами года

Молитвенные барабаны вокруг беседки Года Дракона

Сад Благих мыслей

Фотогалерея

Ринпоче

Багша

Главный храм дацана Ринпоче Багша

Иволгинский

дацан

Что посмотреть 

в Улан-Удэ.

Источник: http://www.baikaliaincognita.com/lisaia-gora

История строительства дацана «Ринпоче Багша» на Лысой горе

В 1993 году по просьбе бурятского духовенства и по поручению Его Святейшества Далай Ламы досточтимый Еше Лодой Ринпоче прибыл в Бурятию в Иволгинский дацан для преподавания в буддийском институте Даши Чойнхорлин.

В 1996 году по просьбам верующих  досточтимый Еше Лодой Ринпоче начал давать наставления по буддийской философии и передавать посвящения на выполнение специальных практик. Верующие отмечали умение Еше Лодоя Ринпоче объяснить смысл и значение явлений с буддийской точки зрения и его способность разрешать любые вопросы с точностью и ясностью большого ученого.

Так, постепенно, верующие буддисты убедились, что в Бурятию прибыл не простой монах, а очень высокий Учитель. Постепенно сложился круг учеников, людей разных профессий и национальностей, которые осознали необходимость постоянного и планомерного обучения.

И потому обратились с просьбой к Ело Ринпоче открыть свой центр, чтобы иметь возможность постепенно постигать Учение.

В 1999 году Ело Ринпоче отправился в Индию, где на аудиенции у Его Святейшества Далай Ламы изложил настойчивые просьбы учеников об открытии центра. Его Святейшество поддержал эту идею. Он сказал, что такой центр принесет большую пользу всем людям, и благословил Ело Ринпоче на его создание.

В 2000 году был основан центр «Ринпоче Багша», и началось строительство храмового комплекса в Улан-Удэ, в местности Лысая гора. Вместе с Ело Ринпоче за осуществление этого трудоемкого проекта взялся его ученик, геше-лхарамба Тензин Лама. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, создание храмового комплекса шло быстрыми темпами.

Для организации строительства Дацана был организован Попечительский совет, председателем которого стал президент Республики Бурятия Леонид Потапов. Немалую часть финансовых затрат взял на себя Еше Лодой Ринпоче.

Помощь строительству оказывали также правительство Республики Бурятия, главы других субъектов Российской Федерации, администрация города Улан-Удэ и частные лица.

Благодаря общим слаженным усилиям стало возможным успешное завершение строительства в достаточно сжатые сроки.

В 2004 году по специальному заказу дацана «Ринпоче Багша» мастером Гу Шиюанем была отлита из бронзы и покрыта сусальным золотом шестиметровая статуя Будды.

Большой вклад в это благое дело внес известный в республике предприниматель и общественный деятель Андрей Михайлович Туракин. Статуя была установлена в главном храмовом зале.

И 27 июня 2004 года, в день торжественного открытия Дацана, состоялось освящение Золотого Будды. Открытие дацана «Ринпоче Багша» стало большим праздником для всех пришедших в этот день на Лысую гору.

Главным помощником Ело Ринпоче в создании и работе дацана «Ринпоче Багша» является геше-лхарамба Тензин Лама. Благодаря его энергии, работоспособности, уму и проницательности строительство дацана осуществлено практически.

Несущие на своей голове тяжесть забот о других, Люди с благородной душой не ищут себе покоя. Они со всеми остальными связаны крепкими узами.

Десятки раз помноженное усердие – вот чем отличаются деяния их.

Источник: http://yelo-rinpoche.ru/history/history_of_building_datsan_rinpoche_bagsha/

33-метрового Будду высекли в скале для защиты России

Скриншот с сайта yelo-rinpoche.ru, пресс-служба дацана “Ринпоче багша”

В субботу 10 сентября Досточтимый Еше Лодой Ринпоче провел ритуал освящения изображения Будды Шакьямуни, высотой в 33 метра, высеченного на скале Баян-Хонгор.

В прошлом году на возвышенности близ села Баянгол возвели статую Будды, изготовленную по спецзаказу в Индии, и освятили три ступы примирения. В следующем году жители Баянгола попросили помочь в строительстве 8 ступ вокруг озера Могой.

В субурганы планируется заложить 4 тысячи статуэток разных буддийских божеств. 

Будда Шакьямуни на горе Баян-Хонгор близ села Баянгол – творение уникальное. Ему присвоят звание самого большого изображения Будды в России и войдет в список самых больших изображений Будд в мире.

Идею, возвести гигантского Будду, высказали жители Баянгола на сельском сходе. С этой инициативой они обратились в дацан на Лысой горе в Улан-Удэ Еше Лодой Ринпоче. Настоятель народное предложение поддержал.

Тем более, как оказалось, это была его давняя мечта.

Большой Будда – большое благо для всей России

«Лет 15-16 назад мы впервые посетили «сердце» Байкала» – остров Ольхон, прошли на катере вдоль иркутского берега» – вспоминает ближайший ученик Ринпоче геше-лхарамба Тензин-Лама, – «Величественные скалы, вырастающие из водной глади и устремляющиеся в небо, впечатлили Багшу своей красотой и мощью. И тогда у него родилась идея – сделать большую статую Всемирного драгоценного Учителя Будды Шакьямуни именно в скале. В азиатских странах это древняя традиция, а в России ничего подобного не было».

Справка infpol.ru: Самый большой и древний в мире Будда высеченный в скале находится в китайской провинции Сичуань. Его высота 71 метр, возраст – около 1200 лет. На строительство ушло почти 90 лет. Самая большая статуя в мире – тоже Будды. И тоже находится в Китае, в провинции Хэнань.

128-метровый монумент изображает Будду Вайрочана, одного из пяти священных Будд, олицетворяющих мудрость. Идея создать грандиозную святыню пришла китайцам после того, как в 2001 году талибы варварски уничтожили две огромных статуи Будды в Афганистане.

Их возраст датировался 6 веком нашей эры.

«Тогда мы стали подыскивать подходящий объект. На Байкале это было сложно сделать чисто технически. В других районах тоже искали. То слишком низкие, то слишком высокие, то слишком рельефные попадались скалы.

И в прошлом году, когда мы под Баянголом устанавливали тоже статую Будды, но маленького, метрового, изготовленного по спецзаказу в Индии из оникса, я обратил внимание на соседнюю скалу.

Она идеально подходила для воплощения задумки Учителя – ровная, красивая и достаточно высокая, около полусотни метров. И главное – идеально расположена!

«Но Учитель тогда сказал, что ещё пока время не пришло. И вот, спустя год, жители Хоринского района сами вышли с этим предложением. Скала Баян-Хонгор с давних пор у хоринских бурят считается сакральным местом.

Здесь жители села Баян-Гол 2 раза в год  – летом и во второй день Сагаалгана  – проводят обоо, и в течении года часто приходят поклониться святыням. Тут установлены, так называемые мунханы – маленькие домики, в которых находятся тханки и статуэтки буддийских божеств.

В прошлом году появилась статуя Будды и 3 ступы. Ринпоче долго обдумывал, и в итоге согласился. К тому же, это родина его коренного Учителя.

Справка infpol.ru: Досточтимый Еше Лодой Ринпоче родился в Тибете в 1943 году. В трехлетнем возрасте был признан четвертым перерождением Ело Ринпоче.

В Тибете таких людей называют тулуку – считается, что они осознанно продолжают цепь своих перерождений, посвящая жизнь помощи всем живым существам. С семи лет Ело Ринпоче посвятил себя монашеству и изучению буддийской философии.

В 1959 году в связи с оккупацией Тибета Китаем, покинул родину и через королевство Бутан перешел в Индию, где продолжил свое обучение.

Коренным Учителем Еше Лодоя Ринпоче является лама Дульва-хамбо Тубтен Чоки, бурят по национальности. Прославленный мастер тантры преподавал Ело Ринпоче курс винаи – монашеской дисциплины.

Так же, под руководством ламы из Бурятии – досточтимого Агван-Нимы, в 1979 году Ело Ринпоче защитил звание «геше-лхарамба» – высшей буддийской ученой степени.

В 1993 году по просьбе бурятского духовенства и по поручению Его Святейшества, он прибыл в Бурятию, в Иволгинский дацан для преподавания в буддийском институте ТашиЧойнохрлинг. С тех пор Еше Лодой Ринпоче остался жить и работать в Бурятии, на благо всех живых существ и процветания Дхармы.

В 1999 году, на аудиенции у Далай Ламы, Ело Ринпоче передал просьбы верующих из Бурятии об открытии буддийского центра и получил благословение Его Святейшества на начало строительства. Через 5 лет, в 2004 году состоялось открытие  дацана «Ринпоче Багша» на Лысой Горе в Улан-Удэ.

Осуществить замысел удалось достаточно быстро. Прошли все необходимые согласования. Нашлись спонсоры, мастера, художники. Местные жители активно помогали при строительстве.

 Образ Будды Шакьямуни сделали максимально величественным, но с минимальным воздействием на природу. Высекать полноценную статую или барельеф не стали.

Лишь сняли верхний слой породы, нанесли контуры Всемирного учителя восседающего в позе лотоса и расписали краской.

Читайте также:  Японские обычаи и традциии - какие правила приняты в этой стране?

«Создание статуи именно Будды Шакьямуни не случайно. Будда Шакьямуни — высшая нирманакая, родился в нашем мире, совершил двенадцать подвигов, и в том числе повернул Колесо Учения.

Всё время, пока Учение Будды пребывает в мире, оно является ни с чем несравнимым безграничным лекарством от болезней наших омрачений, страданий.

Пусть статуя Будды Шакьямуни станет символом объединения наших чистых намерений в осуществлении учения и символом того, что буддийское учение — дхарма, которую 2500 лет назад даровал Будда, и сейчас пребывает в нашем мире”, — говорит учитель.

На ритуале рамней присутствовало около 4 тысяч человек. С площади Советов паломников бесплатно вывозили 80 автобусов.  После ритуала освящения, прошел праздничный концерт и спортивные соревнования.

Интервью Досточтимого Еше Лодой Ринпоче :

– В конце ритуала изображению Будды был поднесен символический миллион цветов? Это какая-то традиция?

– Когда создается статуя Будды, изображение Будды – это большая добродетель. И когда создается изображение такого гигантского размера это также огромная, несравненная добродетель! Соответственно, чем больше, богаче и красивее подношения, тем больше мы накапливаем благих заслуг. А цветы в буддизме – традиционный вид подношения, наравне с белой пищей, сладостями и фруктами.

– Почему высота изображения Будды именно 33 метра?

– В буддийской традиции есть такое благое отношение к числу «33», даже есть обитель богов 33 божеств.  Изначально не планировалось делать изображение таким большим, но когда измерили скалу, оказалось что она высотой около 55 метров.  Тогда и решили сделать именно 33 метра. Очень гармонично вписалось. Это тоже своего рода знак.

Читать далее

Источник: https://www.infpol.ru/118447-33-metrovogo-buddu-vysekli-v-skale-dlya-zashchity-rossii/

Путешествие по Бурятии, май 2016 г. Лысая гора, дацан “Ринпоче-Багша”

После похода в сауну Сергей меня повёз на Лысую гору в дацан “Ринпоче-Багша”.Вот информация о Лысой горе с сайта Турпром.
В Улан-Удэ, столице Бурятии, существует местность под названием Лысая Гора – по сути, это сопка, с которой открывается широкая панорама города.

Сопка довольно высока, застроена частными домами, к городу отсюда сбегает асфальтированная дорога.

Сейчас сложно представить, что более десяти лет тому назад Лысая гора представляла собой пустырь, куда членам сангхи пришлось на грузовиках везти чернозем, для того, чтобы иметь возможность создать здесь кусочек своей «Чистой Земли», фрагмент Западного Рая.

Благодаря работе друзей и представителей буддистской общины, Лысая гора теперь, скорее, «Цветущая». На зеленом холме здесь теперь стоит дацан из красного кирпича с парадной розовой лестницей: вокруг разбит газон, ярусами спускаются к каменному ободу цветы и декоративный кустарник.

Попадая сюда, ощущаешь, как с гипнотическим пением монахов, с каждой произнесенной мантрой с Лысой горы вниз к просторным улицам города разливаются волны благой, очищающей силы и энергии.

Лысая гора – удивительное место, мало какой район мажет сравниться по красоте с этим царством хребтов и сопок, почти совсем пустых или покрытых густым лесом. Часто Лысая гора окутывается таинственным серым туманом, сквозь который видны яркие взмельки праздничных буддистских флажков.

Сергей сделал много интересных снимков с этой горы, вид просто потрясающий.Вот снимок покрупнее – видна река Селенга:Фото со мной и с облаками удивительной формы:Итак, на Лысой горе Улан-Удэ находится один из дацанов Бурятии – “Ринпоче-Багша”:Краткая информация о дацане.

В начале 2000 года в городе Улан-Удэ, столице Республики Бурятия, был создан центр «Ринпоче Багша» (Ринпоче – тиб. «Драгоценный»; Багша – бур. «Учитель».).

С благословения Его Святейшества Далай Ламы XIV центр основал досточтимый Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче IV) – тулку, святой перерожденец, человек, осознанно родившийся и посвящающий свою жизнь помощи всем живым существам.

Предназначение центра «Ринпоче Багша» – это сохранение, развитие и распространение буддизма классической традиции Гелуг.

То есть последовательное и осознанное просвещение всех, кто чувствует свою историческую, национальную, духовную близость с буддизмом.

Понимание законов мироздания и методов достижения настоящего счастья и благополучия всеми живыми существами, заложенное в Учении Будды, происходит постепенно. Задача центра – помощь всем, идущим по этому пути.

В 2000 году с благословения Ело Ринпоче центром было начато строительство здания дацана в городе Улан-Удэ, в местности Лысая гора.

В 2004 году в дацане «Ринпоче Багша» была установлена самая большая в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни.

27 июня 2004 года дацан «Ринпоче Багша» был официально и торжественно открыт на благо всех живых существ.

В 2005 году на территории храмового комплекса было установлено восемь буддийских ступ, в совершенной форме символизирующих природу просветлённого ума Будды.

В 2009 году был установлен Колокол Четырёх Печатей – самый большой в России буддийский колокол.

С момента открытия в дацане «Ринпоче Багша» ежедневно проходят хуралы, можно попасть по предварительной записи на аудиенцию к досточтимому Ело Ринпоче. Также в дацане постоянный прием ведут ламы. Праздничные хуралы проходят в соответствии с лунным календарем.

На ограде по периметру дацана размещены таблички с мудрыми изречениями:Идём к первой достопроимечательности – колоколу:А вот и он:

И на карте “Викимапия”

Каждый может ударить в колокол (только один раз и не громко), и звон разойдётся по всей округе – дацан на вершине горы.Вот мой удар в колокол:Вот удар в колокол сделал Коля:Дальше мы отправились на Дорогу долгой жизни.

Дорога долгой жизни на карте “Викимапия”.

Она представляет собой деревянную дорожку, ведущую через 12 беседок, каждаяпосвящена году по восточному гороскопу.Беседка года змеи:Природа вокруг потрясающая.

Пройдя по дороге, мы снова вернулись к площадке, от которой начали путь.

Я сфотографировался рядом с потрясающей красоты субурганами:И вдобавок, потрясающее закатное небо:

Все фотографии посещения Лысой горы и дацана – в моём фотоальбоме.

Читайте следующую запись в моём “Живом журнале” о путешествии по Бурятии в 2016 году, перейти на неё Вы сможете на странице http://melnik-a.livejournal.com/14727.html

Источник: https://melnik-a.livejournal.com/20102.html

дацан на лысой горе

|

haikkyИз всех увиденных мной дацанов в УУ этот понравился мне больше всего. Очень тихий, немноголюдный, красивый, с прекрасными видами на город. Дацан построен в 2004 году, один из самых новых в УУ.  Как оказалось, у этого чудесного дацана есть даже свой сайт Дацан принадлежит к традиции Гелуг, настоятелем явлется тибетский перерожденец Ело Ринпоче.
Вокруг дацана выложена кирпичная дорожка, по которой люди обходят храм, читают мантры и делают пожелания

Вся территория дацана увешана молитвенными флажками хии-морин. По буддийской астрологии хии-морин символизирует психическую энергию человека. Когда эта энергия находится в плохом состоянии, у человека наступает упадок духа и его преследуют неудачи. Чтобы исправить это положение существует обряд вывешивания флажка хии-морин.

У каждого человека свой хий-морин, соответствующий году его рождения. Он различается по цвету флажка. На флажке в середине изображен конь, а в четырех его углах: тигр, лев, дракон и царь птиц гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. На этом флажке написаны священные мантры и есть специальное место, куда нужно вписать имя человека.

Обычно обряд вывешивания хии-морин проводится верующими после наступления буддийского Нового года. В этот день (а также и в последующие дни первого месяца Нового года) можно прийти в дацан, выбрать себе флажок в соответствии со своим годом рождения и обратится к ламе с просьбой освятить его.

Далее следует выйти на указанное место для развешивания хий – морина и водрузить его на дерево, читая следующую мантру:«КУНДУ САРВА ДУДУ ХОБАЗАР АЮХЫ СУУХА»Обряд хий-морин требует выполнения трех основных условий:1. выбор цвета флажка и дня вывешивания в соответствии со следующими правилами, прим.: конь должен «бежать» в определенную сторону света.

Лама даст вам соответствующие инструкции 2. освещение («оживление коня») флажка ритуалами а) «лунтасан» (очищение) и б) «рабнай» (освещение)3. вывешивание хий-морин в каком-либо священном месте, хотя в настоящее время некоторые городские жители вывешивают его на балконе.

Видимо, хии-морин работает, раз так много желающих! 

Есть молитвенные барабанчики и небольшая ступа.

Буряты, как и буддисты в Индии и Тибете, покручивая молитвенные барабанчики, произносят ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ на благо всех живых существ.

Традиционные снежные львы

А это фотография специально для тех, кто считает, что буддизм в России является сектой

Вход в дацан. Ну чем не маленький Тибет?)Далай-Лама на троне.

Он является главой практически всех дацанов в Бурятии, правда последний раз был там в 1992 году. Но это не мешает верующим почитать его как живого Будду.

Вокруг столько прекраснейших тханок, что дух захватывает!

Очень насмешили подношения из овсяных хлопьев! Первый раз такое видела!

Очень красивая статуя Тары

Позолоченный шестиметровый Будда. Его привезли из Китая.

Внутри находятся собрания всех поучений Будды Шакьямуни и комментарии к ним (Ганджур и Данжур)

Подношения

А это вид из дацана на город. Правда красиво?)
А еще открою секрет, именно в столовке рядом с дацаном на Лысой горе, самые вкусные позы! Меня даже уговорили попробовать! Действительно вкусно)

Источник: https://haikky.livejournal.com/429805.html

Улан-Удэ. Часть 4: дацан Ринпоче Багша

?varandej (varandej) wrote,
2012-02-21 12:38:00varandej
varandej
2012-02-21 12:38:00

Как уже говорилось в прошлых частях, бурятская столица в ХХ веке будто бы разрасталась годичными кольцами.

Старый Верхнеудинск у слияния Уды и Селенги стоял на самом дне котловины между хребтами Улан-Бургасы, Цаган-Дабан и Хамар-Дабан. Советский Улан-Удэ поднимался по склонам, постепенно заполнив всю котловину.

И немудрено, что дацаны, самые яркие здесь памятники постсоветской эпохи, строились уже на вершинах гор.

В завершение рассказа про Улан-Удэ съездим в дацан Ринпоче Багша на вершине Лысой горы. Основанный в 2000 году, для бурятского буддизма это примерно то же, что для русского православия – Храм Христа Спасителя.

Да, и заранее оговорюсь, что я почти ничего о буддизме не знаю, поэтому на истину и полноту описаний не претендую.

Просто личные впечатления человека, первый раз зашедшего в буддийский храм (точнее, второй – после Иволгинского дацана).

В 1993 году в Бурятию от Далай-ламы прибыл монах и тулку (то есть воплощение Будды в обыденном мире, а Будда, как известно – не имя собственное, ближайший аналог в христианской культуре – Пророк) Еше Лодой Ринпоче и начал преподавать буддийскую философию в Иволгинском дацане: ведь дацаны – это не только монастыри, но и университеты. Постепенно вокругу тулку сложился круг учников, и в 2000 году Далай-лама благословил Еше Лодоя на обустройство собственного дацана. Название обители с бурятского переводится просто: Монастырь Учителя Ринпоче (или Монастырь Драгоценного Учителя, так как “Ринпоче” с тибетского языка переводится именно так).

И само расположение дацана очень характеризует разницу между христианством и буддизмом: они построили монастырь на самой окраине – но зато на вершине горы…

Ринпоче Багша виден реально из любой точки Улан-Удэ, но так как буддийские храмы не имеют таких выделяющих силуэтов, как церкви или мечети, неподготовленному человеку он не очень заметен.

Вот так при помощи 35-кратного зума дацан выглядит от вокзала, но пересматривая свои фотографии, я понял, что можно снять много более удачных ракурсов из других точек города (особенно от моста через Уду).2.Путь к дацану выглядит так, как и должен выглядеть путь к буддийской святыне – долго и по извилистым улочкам куда-то под самое небо.

Туда активно ходят маршрутки (садится можно у удинского моста, на любой из двух главных площадей, у “Октября”, у “Одона” и т.д.), и когда едешь здесь рядом с водителем, появление встречной машины заставляет вздрогнуть:3.Но стоит оглянуться…4.Домики тут попадаются довольно симпатичные, и может быть даже исторические.

Насколько я понял, это поглощенное городом село Шишковка с дачами 1920-х годов:5.По бокам виды тоже впечатляющие. Мы поднимаемся на хребет Улан-Бургасы (в переводе – хребет Красных кустов):6.Верхушки двух пагод маячат за домами:7.Площадка перед монастырём. Даже в морозный зимний день людей тут немало:8.

Ниже этой площадки с 2005 года стоят 8 ступ, или субурганов. Ступа – это в Тибете и Монголии примрено то же, что в Юго-Восточной Азии называют “пагода”, то есть культовая постройка без доступа вовнутрь, в которую замурована какая-нибудь святыня. Считается, что субурганы произошли от курганов – главных святынь шаманства:9.

Назначение 8 ступ описаны на официальном сайте дацана:

Ступа Лотоса. Символизирует рождение Будды.Ступа Просветления. Символ победы над всеми препятствиями в уме, в том числе самыми тонкими.Ступа Мудрости. Символизирует Учение о Четырех Благородных Истинах.Ступа Чудес. Символизирует победу Будды над неправильными взглядами с помощью чудес.Ступа схождения с небес Тушита. Построена в связи с Учениями, которые Будда давал своей матери в мире богов на небесах Тушита.Ступа Примирения. Символизирует единство внутри сообщества практикующих.Ступа Совершенной Победы. Построена в связи тем, что Будда продлил свою жизнь на три месяца по просьбе учеников.

Ступа Паринирваны. Эта форма – символ вхождения Будды в Паринирвану

.Вот это, насколько я понимаю, ступы Чудес и схождения с небес Тушита:10.Теперь поднимемся к дацану. Как называются вот эти существа, стерегущие вход, я точно не знаю. Меня с детства удивляло, что в буддизме “демон” – это просто могущественный дух, который может быть и злым, и добрым.11.Ворота дацана, вид изнутри. “Колесо Учения” и два оленя по бокам от него – примерно тоже, что христианский крест и мусульманский полумесяц.12.А вот чему в христианской культуре аналога не найти – это гороо. Входя в дацан или дуган (храм), первое, что нужно сделать – обойти его по часовой стрелке, выполняя молитвенные действа. В первую очередь – вращая хурдэ, вот эти вот красные цилиндрики с буквами. Внутри хурдэ – листочки с молитвами на тибетском языке: буддисты давно смекнули, что разучитвать священный язык как христиане (латынь, старославянский) или мусульмане (арабский) – это в общем-то суета, главное ведь не слова, а мысли, поэтому вместо словесной молитвы можно просто крутить хурдэ.13.Чуть дальше виден Большой колокол Четырёх Печатей, отлитый в 2009 году на Урале – крупнейший в России буддийский колокол весом 700 килограмм. Печатей на нём, правда, не 4, а 8 – опять же процитирую сайт дацана:

Читайте также:  Что означает слон в буддизме - восточная символика

1. Благой Зонт. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ.2. Золотые рыбки. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения.3. Драгоценный Сосуд. Символ долгой жизни, богатства и процветания.4. Лотос. Символ чистоты.5.

Белая раковина, с завитком повернутым вправо. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения.6. Бесконечный узел. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной.7. Стяг победы.

Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.

8. Колесо Дхармы

.

14.Забор за колоколом урашают флажки “хий-морин”, что переводится как Конь Ветра. Это древний тибетский символ, конь, несущий на спине исполняющий желания камень чинтамани. По тибетскому и монгольскому поверию, у каждого человека есть свой хий-морин, и чем он выше летит – тем лучше идут дела. Цвет флажков зависит от года рождения – а вы думали, к чему эти все Год Красной Мыши или Зелёного Дракона?15.А монастырь действительно стоит под самым небом, на маленькой площадке с крутыми краями. Высота этих гор – около километра над уровнем моря, но для жителя Страны Великих Равнин это очень немало!16.Молитвенные флаги – едва ли не самый запоминающийся элемент буддийской обрядовости. Их цвет символизирует стихию: белые – воздух, красные – огонь, желтые – земля, зеленые – вода, а синие – Небо.17.Обходим храм по заднему двору. Кстати, едва ли не самая сложная для гостя особенность дацанов – к храмам запрещено поворачитваться спиной.17а.Ступа и храм:18.

У ступы – какие-то подношения. В Бурятии, и в дацанах, и на обоо, принято оставлять монетку, камушек, лоскуток или горсть зёрен – то есть чисто символический подарок, свидетельствующий о внимании.

19.А обойдя гороо, можно и подниматься в храм. У входа пара львов с разным выражением лиц:20.21.22.В дугане, как и православной церкви, снимают шапку – причём как мужчины, так и женщины.А зайдя в храм, сначала нужно ещё раз выполнить гороо (причём в более ортодоксальном Иволгинском дацане молящиеся ещё и отходили назад к двери спиной вперёд, дабы не оскорбить святыни). Надо заметить, к фотосъёмке в дацанах отношение резко отрицательное, едва ли не строже, чем в православных церквях. В Иволгинском это просто запрещено, а центральный и потому более космополитичный дацан Ринпоче-Багша всё-таки позволяет… но за 50 рублей.23.Тем не менее, я этим правом воспользовался и ходил тут как по музею (хотя и строго по часовой стрелке), наснимав где-то полсотни кадров. На кадре выше – общий вид от входа, молящиеся ложатся всем телом на вот эту доску и сразу встают, а хуварак (послушник) в характерном красном одеянии сразу же поинтересовался, спросил ли я разрешение.Из-за вот этой двери доносились голоса – пугающие, нечеловеческие, именно такие, какие можно услышать в псевдовосточных голливудских фильмах. Я спросил, что там – мне сказали, что там принимают ламы, с которыми можно поговорить по важным вопросам. Голоса – видимо, молитвы на тибетском:24.Шестиметровый золочённый Будда здесь появилась в 2004 году, и считается крупнейшей статуей Будды в России… на самом деле это не так, у главном буддийском храме Калмыкии (там их называют “хурулы”) Будда высотой 12 метров:25.По бокам от Будды – ещё два алтаря. Справа – в честь нынешнего Далай-ламы (на фотографии он в молодости):26.26а.Слева – Даши-Доржо Итэгэлов, глава буддистов России (Пандидо Хомбо-лама) в 1911-1917 годах, в 1927 году ушедший в нирвану. Ныне его нетленное тело в позе лотоса пребывает в Иволгинском дацане:27.Потолок главного зала:28.Местами буддийский интерьер неуловимо напоминает расписаные православные церкви:29.По бокам – субурганы и статуи святых:30.Обратите внимание на подношения:31.32.Вот ещё нечто мне не понятное:33.А про этот стол я даже спросил, и мне объяснили, что это подношения по аналогии со свечами в христианских церквях. Только в дацане можно поднести как свечу, так и, например, пиалу с водой, цветок лотоса и другие – я не знаю ни сколько форм у таких подношений, ни что они значат. Отвечала на мои наверное очень глупые вопросы девочка из “церковной лавки”, очень доброжелательная, но когда она обратилась к стоявшему рядом ламе, тот что-то бросил не по-русски, и она объяснила мне: “Он не хочет разговаривать”.34.Ещё одна реликвия – это Большие чётки весом 350 килограмм, которые вырезал из 2000-летнего африканского дерева бубинга японский монах Хаяши Хироши специально в дар бурятским дацанам.35.Но в целом от двух дацанов – Иволгинского и Ринпоче-Багша – у меня осталось чувство непонимания и отталкивающей чуждости. Да, внешне буддизм имеет много общего с христианством (как мне показалось – даже больше, чем ислам), но вот суть у него слишком иная. Вдобавок, сказалась несловоохотливость лам и запрет на фотосъёмку – думаю, примерно то же самое чувствует “представитель креативного класса”, поехавший смотреть русский глубинку и посланный в церкви во время службы со своей мега-зеркалкой далеко и надолго. Но я хотя бы понимаю, что храм любой веры – это не музей и не аттракцион, здесь люди делом заняты, и никто не обязан угождать туристу – скорее, у меня остался осадок в виде лёгкого стыда и понимания, что я слишком мало знаю.Сами буряты, кстати, в быту производят впечатление абсолютно нерелигиозного народа, но в дацанах это впечатление сменяется на строго противоположное. И как мне показалось, буддизм – часть их самосознания, а вот русский в дацане по умолчанию просто так зашёл.36.А потом я вышел на крыльцо. К вечеру потеплело, из-за туч пробивалось Солнце. Рядом из динамика доносилось “Ом мани падме хум” – но не теми жуткими голосами, а нараспев, мелодично и очень современно. Передо мной расстилалась котловина Улан-Удэ:37.Вот хорошо видна Селенга, текущая “из-за дальних гор, из-за древних гор”. Слева – Цаган-Дабан, справа – Хамар-Дабан, в переводе соответственно Белые горы и Ореховые горы:38.Годичные кольца бурятской столицы:39.

Врубив 35-кратный зум, можно заснять сквозь городской смог даже то, что отсюда невидно глазом – правда, практически наугад и плохого качества. Вот, например, в кадре почти весь Старый Верхнеудинск, видны крыши Бурятского оперного театра на площади Советов и универмага на площади Революции и конечно же Одигитриевский собор (1741-86) на берегу Уды:

40.

А здесь – Заудинская слобода с Вознесенской церковью (1791) и домами у набережной:

41.Районы за Удой, хорошо виден Русский драмтеатр в стиле “под модерн”:42.Ещё левее из-за холмов дымит ТЭЦ, а вот Соцгород ЛВРЗ отсюда не видно – его закрывает ближняя гора:43.Совсем вдалеке – ещё одна, очень высокая труба в горах Цаган-Дабана:44.А напоследок – вид на эту же долину с другой стороны, с Цаган-Дабана, где водитель тарбагатайской маршрутки заехал на бензоколонку. Вдалеке город карабкается по склонам Улан-Бургасы, и при желании на левой вершине можно различить симметричный силуэт Ринпоче Багша:45.

Ещё в Улан-Удэ есть чуть более старый дацан Хамбын-Хурэ (основан в 1994 году) по дороге на Верхнюю Берёзовку – но туда, равно как и в интереснейший музей деревянного зодчества я не успел. Ещё один небольшой дацан (дуган и ступа) я видел из окна маршрутки на южной окраине. Так что буддийские храмы в Улан-Удэ есть и не единичны.

Что же касается национального колорита, о котором меня тут уже спрашивали, то в Улан-Удэ он, безусловно, есть. При этом бурятская столица поразила меня полным отсутствие надписей на бурятском языке – ни вывесок, ни даже официоза.

Бурятская речь на улицах тоже не очень-то слышна, при том, что “на глаз” тут около половины населения – буряты (на самом деле, скорее, треть, как и во всей республике). При этом бурятских театров два и в центре, а русский – один и в спальном районе.

Из национальных особенностей, как уже говорилось, лучше всего представлена бурятская кухня: позные здесь – такая же проза жизни, как у нас блинные и чебуречные, цены везде почти одинаковые (одна поза – 30 рублей), в посетителях недостатка нет, а позами бурятская кухня не исчерпывается.

Но самое сильное впечатление от общения с бурятами было уже на обратном пути, в поезде. Со мной ехал слегка приблатненного вида молодой человек по имени Сократ, много и довольно интересно рассказывавший о “жизни по понятиям” в Улан-Удэ, и очень симпатичная (хотя буряты вообще на удивление красивые внешне) молчаливая девушка-студентка.

Под конец парень разговорился с ней, и выяснилось, что они сходят на одной станции. Поговорили ещё немного, нашли общих знакомых… и внезапно обнаружили, что они – троюродные брат и сестра.В следующей части – о бурятских степях. Дороги, пейзажи, образы.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012

“К вечеру потеплело до -35”. Вступление.
Колывань. “По Большому Сибирскому тракту…”
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. От Глазковки до острога.
Вокруг Иркутского острога.
Улица Маркса и окрестности.
Улицами старого города.
Вокруг Иерусалимской горы.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Улан-Удэ. Вокзал и площадь.
Улан-Удэ. Старый Верхнеудинск.
Улан-Удэ. За Удой и за Транссибом.Улан-Удэ. Дацан “Ринпоче Багша”.По бурятской степи. Пейзажи и образы.Тарбагатай. Твердыня старой веры.

Петровск-Забайкальский.

“Тюркский след”, Великая Степь, Сибирь, дорожное, этнография

Источник: https://varandej.livejournal.com/438491.html

Поездка к Лику Будды Шакьямуни на горе Баян-Хонгор Хоринского района Бурятии

33-метровый Лик Будды, высеченный в скале, – явление более распространенное в Юго-Восточной Азии, в Китае, но никак не в Бурятии. В северном буддизме вообще как-то не принято в природных местах изображения и статуи Будды устанавливать.

Но в 2016 году в Бурятии открыли новое место для паломничества верующих и просто туристов в Хоринском районе, вблизи села Баянгол. В сентябре этого года ездил в экспедицию в Еравну, и по пути заехали в это место.

Лик действительно масштабный и по размерам, и по сакральности. 

Ехать от Улан-Удэ нужно до села Баянгол Хоринского района. От села к горе Баян-Хонгор ведет дорога, по которой можно проехать значительную часть дистанции даже на легковой машине. 

В принципе, на джипах можно будет доехать и до собственно святыни. Но гораздо приятнее эту дистанцию все-таки пройти пешком – путь к сакральному месту не должен быть настолько прост. Да и красотами тайги можно любоваться по пути. 

В самом конце уже придется идти по дороге, которая опоясывает саму гору Баян-Хонгор. Еще несколько сотен метров – и мы на месте! 

Изображение Будды Шакьямуни высечено в скале и окрашено желтой краской. Чтобы увидеть его полностью с земли, приходится значительно запрокидывать голову. А еще для удобства верующих  напротив скалы имеется смотровая площадка со скамейками. 

Место это издавна считалось у жителей Баянгола священным, они здесь проводят ежегодные ритуалы. Местные жители сами обратились к настоятелю дацана на Лысой горе (в Улан-Удэ) Еше Лодой Римпоче с просьбой о возведении Будды на горе Баян-Хонгор. 

Вообще, самый большой и древний в мире Будда, высеченный в скале, находится в Китае, в провинции Сычуань. Его высота 71 метр, возраст – около 1200 лет.

Не сравнить, конечно, с нашим новоделом, но наш тоже классно выглядит. Фото с сайта infpol.ru 

Сама гора Баян-Хонгор выглядит вот так. Ее ровная и гладкая западная сторона идеально подошла для создания гигантского изображения. 

Вообще, вкратце история такова. Один из учеников Ринпоче во время установки маленькой статуи Будды под Баняголом обратил внимание на соседнюю скалу и понял, что нашел отличное место для создания лика Будды. Кстати, Маленький Будда из оникса находится повыше, на другой скале. К нему проложена явно видимая тропинка. 

После того, как поклонились и лику Будды, и маленькому Будде, самое время полазать по окрестным скалам, пофотографировать замечательные виды . 

В одну сторону открываются просторы хоринской степи и долина реки Уды. 

А в другую сторону – голубая тайга Курбинского хребта.

В общем, для жителей Улан-Удэ появился еще один отличный тур выходного дня, который совмещает в себе и приятные прогулки по горам, и поклонение буддийским святыням. 

А, чуть не забыл еще.То, что по пути можно поесть вкусные буузы на перевале Шанатский, – это знают, все, кто хоть раз ездил по этой трассе в Хоринск или Еравну. А вот если не обедать на Шанатском, а проехать чуть дальше, то будет придорожное кафе (название не запомнил), в котором офигенно вкусные супы шулэн  и бухлёор. Настоятельно рекомендую!)  

Источник: http://igormor.blogspot.com/2017/10/blog-post.html

Сакральные войны в Бурятии – Общество и культура – Новая Бурятия

Что круче – появление в Бурятии самого большого в России изображения Будды или очередное чудо с “вечно живым” телом хамбо-ламы Этигэлова, перемещения которого в пространстве зафиксировали камеры видеонаблюдения в его дворце?

Буддисты Бурятии дважды за последний месяц удивили международные и российские СМИ. Кто же победил в споре между двумя “чудесами света”, представленными двумя конкурирующими сообществами буддистов?

Самый большой Будда

Началось все с того, что 10 сентября социальные сети, российские, а затем и зарубежные СМИ заполнили фото и видео с церемонии освящения (рамней) 33-метрового изображения Будды Шакьямуни, высеченного на высокой скале Баян-Хонгор в Хоринском районе Бурятии.

на видео: освящение статуи Будды Шакьямуни на горе Баян-Хонгор

Освящение статуи (контуры фигуры высечены в скале, сама она раскрашена красками), которая стала самым большим изображением Будды в России и вошла в список его крупнейших изображений в мире, провел авторитетный учитель буддизма из Тибета Еши Лодой Ринпоче. С начала 90-х годов прошлого века он живет в Улан-Удэ, получил гражданство нашей страны, имея при этом статус официального представителя Далай-ламы XIVв России, многочисленных учеников и последователей в России, Европе, странах бывшего СССР.

Читайте также:  Буддийский храм в чите - внешний вид дацана и день из жизни лам

По информации официального сайта дацана “Ринпоче Багша”, в церемонии рамней у горы Баян-Хонгор Ула приняли участие более 4,5 верующих, среди которых были жители близлежащих сел, а также приехавшие на 80-ти автобусах паломники из Улан-Удэ и других городов, ученики Еши Лодой Ринпоче, священники-ламы. В ходе церемонии было совершено “подношение миллиона цветов”. Сами цветы были высыпаны на изображение Будды с вершины горы, а также выложены внизу у его стоп. Среди подношений от верующих на этот раз кроме цветов были также фрукты, молочные продукты и сладости.

на фото: подношения Будде

По словам участников этого события, сам характер подношений как бы подчеркивает миролюбие буддистов, их отказ от кровавых жертвоприношений и алкоголя. Напомним, что последнее иногда присутствует у части бурят-буддистов во время обрядов обоо-тахилга.

– Статуя Будды Шакьямуни обращена на запад, в сторону Улан-Удэ, Москвы и ее появление будет способствовать миру и благополучию в Бурятии, России и во всем мире, – говорят участники обряда подношения.

Новый “сакральный объект” который на самом деле расположен на традиционном месте поклонения верующих (гора Баян-Хонгор Ула в Хоринском районе Бурятии известна как святое место уже не одну сотню лет), наверняка привлечет новые сотни паломников и туристов. Самое большое в России изображение Будды стало еще одним туристическим брендом Бурятии, о котором сообщили мировые и российские СМИ.

Феномен покруче?

Однако в самой Бурятии это событие вызвало в определенной степени ревность и беспокойство лам, относящихся к крупнейшему в республике религиозному объединению буддистов – Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР). Главой Сангхи (санскрит. – “община”) является харизматический лидер большей части буддистов Бурятии Пандит хамбо-лама Дамба Аюшеев, которого власти в Москве воспринимают как главу в целом российских буддистов.

Немного истории. Напомним, что к БТСР относится целый ряд буддистских религиозных объединений (смешанных в этническом отношении) в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России.

Сам хамбо-лама Дамба Аюшеев, как представитель буддистов России, входит в Межрелигиозный совет при президенте России, вхож в высокие кабинеты в Кремле и сам часто принимает в своей резиденции в Иволгинском дацане близ Улан-Удэ ведущих политиков страны, в том числе, президентов России, а также многочисленных российских и мировых селебрити.

Среди священников-лам Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев пользуется непререкаемым авторитетом, не имея (на сторонний взгляд) даже потенциально равных соперников или конкурентов в борьбе за власть.

Расчистив поляну от внутренних угроз, сам хамбо-лама Дамба Аюшеев в последние годы серьезно увлекся переводами и изучением священных книг буддизма, ярко проявляя себя, в том числе, и как религиозный реформатор.

на фото: Пандит хамбо-лама Дамба Аюшеев, глава БТСР

Изменения в практике местных буддистов, которые произошли по инициативе хамбо-ламы, касаются прежде всего возведения в ранг святых буддизма XII-го хамбо-ламу Бурятии Даши-Доржо Этигэлова, “драгоценное нетленное тело” (эрдэни мунхэ бэе) которого ныне пребывает под неусыпным надзором лам-хранителей тела в специальном дворце на территории Иволгинского дацана, где установлен режим наблюдения и хранения со строгим соблюдением определенных условий температуры и влажности.

“Феноменом Этигэлова”, тело которого не разлагается после физической смешрти уже почти 90 лет, интересуются ученые из разных стран мира. Он привлекает в Иволгинский дацан многочисленных паломников и туристов, а также статусных личных гостей Пандит хамбо-ламы Дамбы Аюшеева.

О бурятских святых

Кроме того, в последние годы БТСР активно внедряет у себя культ предшествующих Дамбе Аюшееву бурятских хамбо-лам, институт которых появился на территории этнической Бурятии в середине XVIII века при императрице Елизавете, с возникновением автокефальной буддистской церкви в Российской империи, отдельной от буддистов Монголии.

Официально учреждены “святые места”, связанные с жизнью предшественников XXIV Пандит хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. В особенности, первого хамбо-ламы бурят-буддистов Восточной Сибири Дамба-Доржо Заяева, основателя Цонгольского дацана.

В честь первого хамбо-ламы на юге Бурятии создается большой буддистский комплекс.

Процесс сакрализации института бурятских хамбо-лам проявляется в установлении на месте их рождения ритуальных ступ (субурганов), разработан паломнический маршрут по “святым местам” нового культа.

Отметим, что не все предшественники Дамбы Аюшеева удостоились чести быть причисленными, так сказать, к “лику святых”. И хотя сам глава БТСР официально числится 24-м по счету хамбо-ламой, в настоящее время установлен только 21 субурган в память о предшественниках.

Дело в том, что двое из них, 67-летний XXII хамбо-лама Жамьян Шагдаров и 55-летний XXIII хамбо-лама Чой-Доржи Будаев, ныне здравствуют, возглавляя каждый свою независимую от Сангхи общину.

Ты буддист и я буддист…

Так Жамьян Шагдаров, при котором начинал свою деятельность в Бурятии тибетский учитель Еши Лодой Ринпоче, возглавлял Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) России с 1992-го по 1993-й год, сегодня возглавляет общину буддистов “Тэгчен” в Улан-Удэ.

А Чой-Доржи Будаев, свергнутый Дамбой Аюшеевым в 1995 году с поста главы ЦДУБ России, является его естественным конкурентом.

Первоначально Чой-Доржи Будаев обвинял нынешнего хамбо-ламу в заговоре и узурпации власти в ЦДУБ, а после перерегистрации этой организации в БТСР, некоторое время был одним из лидеров ЦДУБ, воссозданного ушедшими от Дамбы Аюшеева оппонентами.

Затем он формально возглавлял Объединение буддистов Бурятии, в которое вошли несколько независимых общин буддистов. Все это время Чой-Доржи Будаев является председателем общины “Ламрим” в Улан-Удэ.

Заметим, что большинство буддистских общин в Улан-Удэ, включая общины “Ламрим” (Чой-Доржи Будаев), “Тэгчен” (Жамьян Шагдаров), “Дхарма” (Нимажап Илюхинов), дацан “Ринпоче Багша” (Еши Лодой Ринпоче), относятся к одному направлению буддизма – школе гелугпа (“желтошапочников”), к которой принадлежит действующий Далай-лама.

Ни по характеру вероучения и обрядности, ни по отношению к главным духовным авторитетам (основателю школы Цонкапе, тибетским Далай- и Панчен-ламам, монгольским Богдо-Гэгэнам, учителям прошлого), ни по методам духовной практики и даже по внешнему виду ламы в этих общинах друг от друга ничем не отличаются. Основная проблема сообщества буддистов в Бурятии заключается в том, что у них сейчас нет одного общепризнанного лидера.

В других же регионах России (Калмыкии, Тыве, Республике Алтай) существуют региональные религиозные объединения буддистов, которые возглавляют свои авторитеты в статусе хамбо-лам. Хотя исторически (в имперское и советское время) все буддисты в России формально подчинялись Пандит хамбо-ламе буддистов Восточной Сибири.

Именно на основании этого нынешний XXIVПандит хамбо-лама БТСР Дамба Аюшеев и претендует на роль лидера всех буддистов страны.

И если в районах Бурятии в буддийской среде сейчас доминируют приверженцы Буддийской традиционной Сангхи России и ее лидера, то в столице республики соотношение влияния на население разных религиозных объединений буддистов далеко не в пользу Дамбы Аюшеева.

Комплекс на Лысой горе

Такое положение закрепилось со строительством в начале 2000-х годов крупного религиозного и образовательного комплекса “Ринпоче Багша” в Улан-Удэ, расположенного на Лысой горе, самой высокой точке города.

Напомним, что построен этот комплекс был при содействии бывшего президента Бурятии Леонида Потапова, чьи отношения с Дамбой Аюшеевым испортились после скандала с вывозом знаменитого Атласа тибетской медицины в США.

В то же время самому Еши Лодой Ринпоче удалось привлечь к строительству дацана “Ринпоче Багша” значительные спонсорские средства со стороны представителей власти и бизнеса.

Покрытая сусальным золотом бронзовая статуя Будды Шакьямуни в дацане на Лысой горе в Улан-Удэ считалась какое-то время “самым большим Золотым Буддой в России”.

До установления такой же статуи большего размера в комплексе “Золотая обитель Будды” в столице Калмыкии Элисте.

на видео: религиозный комплекс “Ринпоче Багша” в Улан-Удэ

В любом случае с появлением в Улан-Удэ крупного религиозного центра “Ринпоче Багша” значительное количество горожан-буддистов считают себя прихожанами этого дацана, что серьезно ударило по человеческим и финансовым ресурсам БТСР.

Особенностью последователей Еши Лодой Ринпоче в Бурятии являются их тесные связи с сообществом тибетских лам в Индии и других странах мира, подчеркнутое поклонение действующему Далай-ламе XIV как воплощению бодхисаттвы Авалокитешвары (бур. Арьяа Балаа), земному воплощению милосердия и сострадания всех Будд, в том числе, последнего четвертого Будды Шакьямуни.

Секретное оружие

С другой стороны, глава БТСР Дамба Аюшеева с преданными ему ламами довольно прохладно относятся к деятельности тибетского сообщества в Бурятии, делая упор на поклонение своим бурятским святым.

Еще в ходе возведения конкурентами дацана на Лысой горе (строительство началось в 2000 году) Дамба Аюшеев явил миру свое “секретное оружие” – тело XII Пандит хамбо-ламы Даши-Доржо Этигэлова (бур., монг.

этигэл – вера, надежда; варианты написания фамилии – Итыгилов, Итигелов, Итигэлов, Этигэлов).

“Феномен Этигэлова” в 2002 году обошел все мировые СМИ, поразил общественность и ученых, а Иволгинский дацан снова стал местом скопления большого числа паломников и верующих.

Долгое время внимание общественности привлекали акции специально созданного “Института Пандито Хамбо Ламы Итигэлова”, который систематически занимается изучением и популяризацией “феномена”, привлекает ученых и экспертов, проводит научно-практические конференции, издает научно-популярную литературу, снимает фильмы, содействует созданию художественных произведений о Даши-Доржо Этигэлове.

на фото: Пандит хамбо-лама Дамба Аюшеев на научной конференции “Феномен Этигэлова”

Сам Дамба Аюшеев уже несколько лет в Твиттере и Фейсбуке в ежедневном режиме передает “послания” хамбо-ламы Этигэлова “граду и миру”.

Эти “послания”, по словам самого лидера БТСР, ему каждый день приносит главный хранитель “драгоценного нетленного тела” лама Бимба Доржиев.

Считается, что Бимба-лама имеет постоянную связь с хамбо-ламой Этигэловым “на тонком уровне” и сам записывает на бурятском языке эти послания. Вот пример “послания”.

– 26 декабря, 24 день. Президент Путин говорит ламе: “Нам еще кое-что нужно”. Хамбо Лама определил: “Надо сделать это еще лучше и красивее”, – говорит одна из записей в изданной в 2015 году брошюре с посланиями “Учение Хамбо Ламы Этигэлова”.

Такие события вокруг “нетленного тела”, как и периодические ритуалы с выносом тела из дворца, а также постоянные визиты к нему сильных мира сего способствуют подогреванию интереса к теме “Лама жил. Лама жив. Лама будет жить”.

Чье святое место?

Однако в ходе сакральной войны соперники иногда перехватывают инициативу. Так появление в Хоринском районе Бурятии, вблизи одного из старейших в Бурятии Анинского дацана (относится сегодня к БТСР) самого большого в России изображения Будды Шакьямуни, сделанного по инициативе Еши Лодой Ринпоче, вызвало серьезное беспокойство в стане Дамбы Аюшеева.

Решают эту проблему просто.

Сразу же после освящения Еши Лодой Ринпоче изображения Будды на горе Баян-Хонгор, ширетуй (настоятель) Анинского дацана лама Легцог Дарижапов обратился к администрации Хоринского района и Республиканскому агентству лесного хозяйства с просьбой передать земли, на которых расположено это святое место, в безвозмездное пользование или в долгосрочную аренду Анинскому дацану. При этом высеченное в скале гигантское изображение настоятель назвал “рисунком”.

– На территории Хоринского района сделали рисунок Будды. Но это место исторически имеет тонкую связь с Анинским дацаном. Наши ламы испокон веков проводили все богослужения и ритуалы на этом месте.

Но особая ценность этого места в том, что шестой ширетуй Анинского дацана Дулзын-Дамба Жамбаев провел там 20 лет в медитации, освятил эту гору и те аршаны (источники с целебной водой – ред.

), которые рядом с ней находятся, – сообщил лама Легцог Дарижапов в интервью телекомпании ГТРК “Бурятия”.

на видео: интервью ламы Легцога Дарижапова, настоятеля Анинского дацана БТСР

По словам настоятеля Анинского дацана, Пандит хамбо-лама Дамба Аюшеев еще два года назад приказал ему предпринять действия для того, чтобы юридически “застолбить” землю вокруг горы Баян-Хонгор за приходом Анинского дацана, к которому исторически относились все близлежащие культовые места.

Кроме того, в социальных сетях сегодня распространяется некое письмо-поддержка прихожан Анинского дацана, в котором часть верующих поставили свои подписи под следующим текстом: ” Мы полностью поддерживаем деятельность Анинского дацана и не желаем присутствия на территории Хоринского района иных буддийских религиозных организаций, объединений, общин и центров”.

на фото: Анинский дацан в разное время

Хотя ламы БТСР все же понимают, что ограничить посещение этого святого места буддистами других общин, не относящихся к “епархии” Дамбы Аюшеева, вряд ли удастся.

– Ула (гора – ред.) Баян-Хонгор, где нарисована статуя Будды, находится в лесном массиве и по закону Российской Федерации, мы не имеем права устанавливать запреты для верующих, которые будут приезжать туда молиться, – говорит лама Легцог Дарижапов.

Тем не менее, эта акция, которую некоторые верующие-прихожане дацана “Ринпоче Багша” назвали “выходкой”, явно имеет целью установить приоритет лам БТСР на проведение своих молебнов на этом культовом месте.

Тело перемещается

Еще одной новостью, возможно, предназначенной некоторым образом сбалансировать негативный эффект от невольного конфликта вокруг святого места в Хоринском районе, а также отвлечь внимание СМИ от “самой большой в России статуи Будды”, стала очередная сенсация из дворца “вечно живого” хамбо-ламы Этигэлова.

Глава БТСР Дамба Аюшеев на своей личной странице в Фейбуке опубликовал снимки с камер видеонаблюдения во дворце Этигэлова, на которых запечатлены, якобы, его перемещения.

на фото: кадр с камеры видеонаблюдения во дворце Этигэлова

“Хамбо-лама Этигэлов передвигается по дворцу!” – эта новость в первые же часы своего появления в социальных сетях переместилась в российские СМИ и разлетелась по миру.

Сам же Дамба Аюшеев в это время публикует все новую информацию о “чуде” и активно его комментирует, общается с френдами, сам подбрасывая дрова в огонь жгучего любопытства пользователей соцсетей и читателей электронных изданий.

Отдадим должное. Пока эта новость явно затмила собой событие, которое произошло месяц назад у горы Баян-Хонгор и дала преимущество Дамбе Аюшееву в этой сакральной войне со своими оппонентами. Как говорится, секретное оружие в действии.

Чем же ответят его соперники, и удастся ли ламам БТСР, что называется, под шумок застолбить за собой и самую большую в России статую Будды?

Источник: https://newbur.ru/n/17964/

Ссылка на основную публикацию