Что такое пагода в буддизме и какие они бывают?

Пагода – что это такое? Пагоды Мьянмы, Китая, Непала – фото и описание

Что такое пагода в буддизме и какие они бывают?

Что понимают под словом «пагода»

Слово «пагода» вызывает в воображении пейзажи с классических китайских картин, на которых изображены горы, водоемы и строения в несколько этажей, с крышами, у которых изящно загнуты уголки.

Видение не противоречит истине, но пагода – явление не чисто китайское; при этом в разных регионах этим словом могут называть строения разного назначения.

В любом случае, «пагода» — это культовое сооружение. Чаще всего это название используют буддисты, но нередко название применяют и к индуистским храмам. При этом многие специалисты считают, что само слово – персидского происхождения.

Главная черта архитектуры пагоды

– ее многоярусность. Также во многих подобных сооружениях стены двойные, и между ними устроена лестница, по спирали выводящая на крышу верхнего яруса.

Такая конструкция призвана символизировать мировой круговорот, цикличность основных явлений мироздания. Количество ярусов может указывать и на другие важные детали буддистской мифологии (9 – показывают, что Будда – девятое воплощение Вишну; 7 – намекает на количество Будд, живших в разное время).

Где можно встретить пагоду

На острове Цейлон, в Мьянме, Лаосе, Камбодже и некоторых других странах пагодой принято называть храм, в буддистской классике именуемый ступой – святилище, где хранится реликвия одного либо нескольких Будд.

Эти пагоды и архитектуру имеют соответственную – их основная часть напоминает колокол. К подобному типу сооружений относится знаменитая бирманская пагода Шведагон.

В Китае, Японии, Непале, Корее пагодами именуют многоэтажные башни, используемые в качестве храмов (при этом они не обязаны быть буддистскими!).

В Непале они могут быть круглыми, квадратными или восьмиугольными. Считается, что родиной этого типа пагод является Непал, и архитектурная идея заимствована у индуизма.

В Непале и сейчас можно видеть немало индуистских храмов похожей конструкции (нужно отметить, что индуизм и буддизм не враждебны друг другу, хотя на своей родине в Индии буддизм ныне распространен мало). Окончательно архитектурная идея оформилась в Китае (предположительно в III веке н.э.).

Китайцы всерьез полагают, что в течение нескольких веков являлись владельцами самой красивой пагоды мира – Фарфоровой башни в Нанкине (XV век). Однако предъявление доказательств, подтверждающих эту точку зрения, невозможно – пагода была разрушена в 1856 году во время восстания тайпинов.

Китайская пагода

Однако коммунистическая идеология современного Китая не мешает строительству в этой стране новых пагод – китайцы часто делают это с целью улучшить «энергетику» местности. Они уверены, что небольшая пагода может заставить пейзаж соответствовать фэн-шуй.

Больше всего пагод на единицу площади приходится в Мьянме. Здесь расположен город Баган (Паган), прозванный «городом тысячи пагод».

Это столица средневекового королевства, от которой сохранились именно что только пагоды, поскольку они строились из кирпича, а прочие сооружения – из дерева, и не смогли устоять перед натиском времени.

Бирманцы нередко сооружают собственные пагоды – небольшие каменные строения, имитирующие архитектуру храма. Они полагают, что это поможет им очиститься от грехов и улучшить карму.

Источник: http://Mianma.ru/chto-takoe-pagoda/

Буддийская пагода, которой нет – Otres Pagoda

Пока жила в Таиланде, обнаружила в себе странное свойство: храмы разных религий манят меня, радуют и «вставляют» порой так, как ни одна синяя таблетка ни одного московского мажора ни в одном ночном клубе не вштыривает.

Типичный пример — история с Вихарна Сиен в Паттайе.  В буддийской пагоде Otres Pagoda в Сиануквиле, Камбоджа, все было несколько по-иному. Наполовину существующий, храмовый комплекс удивил неожиданно  богатым внутренним миром.

Почему буддийской пагоды Otres Pagoda почти не существует

Потому что она еще строится.

Мы были в храмовом комплексе в декабре 2015-го, и сама пагода находилась с состоянии двух металлических каркасов, по которой под жужжание строительных машин эквилибрируют кхмеры в оранжевых каска. Под буддийской пагодой подразумеваются высокие ступы, где хранятся некие священные артефакты, или же пагоды могут служить мемориальными комплексами.

Впрочем, на территории Otres Pagoda, помимо главной, есть множество небольших мемориальных, как я предполагаю, ступ.Размеры не мешают сооружениям выглядеть очень величественно и внушительно.

Когда я гуляла между ними, не понимала, какую функцию несут эти здания, но не покидало ощущение, что брожу по кладбищу.

Информации о местечке почти нет, а мой кхмерский в зачаточном состоянии — к своему стыду, могу лишь догадываться, что в небольших ступах хранятся прахи духовных личностей — монахов, священнослужителей.

Даже сейчас, в незаконченном виде, пагода на Отресе — занятный экскурсионный объект, рекомендую ее для посещения тем, кто малость интересуется буддийскими храмами. 

При пагоде расположена средняя школа, что в Камбодже встречается повсеместно.

Корпуса школы при пагоде

Храмовый цветок — франжипани — колосится буйным цветом. Все по правилам. 

В буддистских храмах нередко встречаются такие астрологические хороводы — изваяния двенадцати животных, символов восточного гороскопа.

Помню, аналогичные животинки есть в Храме Рая и Ада в провинции Чонбури, Таиланд. Все бы ничего, но на физиономии всадников, что изображены верхом на зверушках, лучше не смотреть.
Статуи Будды в Камбодже слегка отличаются по стилю от виденных мною в таиландских храмах.

Интересный фонтан, обрамленный писающими мальчиками. Стилистика неуловимо намекает на Европу — влияние французского господства не прошло даром для Страны Кхмеров. Фонтан пока не работает.

Собак раскидало от жары — типичная Юго-Восточноазиатская картина: буддисты крайне лояльны к братьям нашим меньшим.

Подбираемся  самому большому храмовому зданию.Снаружи — обычный строительный бардак. Но заходишь внутрь, и замираешь от чувства, очень похожего на благоговение. Все стены и потолки покрыты фресками, где изображены ключевые моменты из жизни Будды.В тот момент стало досадно, что я так плохо знаю буддийскую мифологию — настолько хотелось понимать, о чем идет речь на этих картинах.

В центре зала находится алтарь со статуэтками Будды. Самый главный Сиддхартха Гаотама выглядит аскетично и концентрированно — непривычная интерпретация после многочисленных смеющихся мягкотелых и пумпуйчатых таиландских Будд.  

Небольшое памятное видео — оцените, насколько яркий и необычный интерьер храма.

Яркость местных фресок больше нашептывает об Индии — сцены из жизни Просветленного Учителя выглядят, словно в болливудском кино. Вспомним росписи в храме и музее Буддизма Тхеравады в Паттайе — они значительно менее цветасты, даже стиль написания отличается.

Картина со сценой из жизни Будды в Viharnra Sien, Паттайя

Буддизм в Камбодже значительно разнится с тайским: если я правильно понимаю, в Стране Кхмеров более популярен Буддизм Большой Колесницы, или Махаяна, в противовес таиландскому Буддизму Малой Колесницы, или Тхеравады.

Вопрос различия между двумя ветками одного из самых распространенных на Земле философски-религиозного течения интересен до чрезвычайности, но не терпит повествования мимоходом.

Как минимум, потому что вопрос касается отношения буддистов к Богу…

Жирную точку к нынешнему посту о буддийской пагоде на Отресе поставлю, дав обещание посвятить отдельную публикацию рассказу о том, как многогранен буддизм.

Пусть эта тема интересна совсем малому кругу читателей, все-таки приглашаю вместе расширять сознание, изучая духовную жизнь этой планетки.

Которая то и дело норовит улететь в тартарары из-за недальновидности, ограниченности и невежества большинства ее обитателей. К коему отношусь, разумеется, и ваша покорная слуга, что плодит здесь свои заметки…

С пожеланиями процветать материально и духовно, искренне ваша, Marta

Источник: http://martathai.ru/thailand/cambodia/buddiyskaya_pagoda_cambodia.html

Что такое буддийская ступа?

Буддийская ступа – это потрясающее монументальное сооружение, культовый памятник какому-то событию буддизма. Причина его воздвижения кроется не только в эстетическом смысле. Его значение имеет глубокие корни. Ступа олицетворяет собой гармонию, процветание, мир. Существует даже мнение, что такие сооружения благоприятно влияют на силовое поле Вселенной.

Что такое буддийская ступа? Значение символа

Исторические корни буддийских ступ

Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков.

В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия. Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела.

Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся. Более подробно про философию буддизма можно прочитать в этой статье.

Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений: «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.

Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.

Буддйская ступа в Санчи. Индия

После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей.

Для каждой из этих частей были построены соответствующие ступы в разных местах Индии. Они получили название «Великие реликварные ступы».

Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.

Символизм буддийских ступ

Значение ступы в буддизме священно. Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели.

Особое значение придается обходу ступы в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала. Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.

Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом.

Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг.

Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум».

Ступа буддизма в Непале

Разновидности буддийских ступ

По мере того, как ступы стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.

Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.

В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.

В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд, получили широкое распространение ступы в виде храма-пагоды. Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.

На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – особенности этой ступы.

Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.

Восемь ступ Татхагаты

«Восемь ступ Татхагаты», «Восемь сутрических ступ», олицетворяющих этапы жизни и деятельности Будды Шакьямуни, являются известными местами паломничества. Перечислим их названия, назначение и места расположения:

  1. Ступа лотоса (Лумбини). Символизирует рождение Будды. Получила свое название за счет того, что главная ее часть выполнена в виде лотоса.
  2. Ступа Просветления (Бохгайя). Олицетворяет событие, состоявшееся накануне Просветления Будды, когда последние препятствия в уме были устранены.
  3. Ступа схождения с неба Тушита (Шанкас). Запечатлено, как в мире богов Будда давал поучения своей матери.
  4. Ступа примирения (Раджгир). Олицетворяет примирение Сангхи, состоявшееся после того, как двоюродный брат Будды стремился расколоть сообщество последователей.
  5. Ступа мудрости (Варанаси). Символизирует Четыре благородные истины, которыми поделился Будда в своей первой проповеди.
  1. Ступа чудес (Шравасти). Отражает событие демонстрации Буддой чудес, переубедивших последователей неправильных взглядов.
  2. Ступа совершенной победы (Вайшали). Перед уходом в паринирвану Будда продлил жизнь на три месяца по просьбе свои учеников.
  3. Ступа паринирваны (Кушинагари) – символ совершенной мудрости, вхождения Будды в паринирвану.

Открытие ступы в республике Тыва

Читайте также:  Тибетские практики - общий обзор основных техник и упражнений

Хоть сегодня и существует большое разнообразие буддийских школ и разных форм ступ, их значение приблизительно одинаковое: взращивание мудрости, освобождение от всего негативного, достижение Просветления.

Источник: https://indiada.ru/religia/buddiyskaya-stupa.html

Ступа. Что это за сооружение? Буддийская или буддистская ступа. Ступа Просветления и Мира

В этой статье мы расскажем о происхождении ступ, или ступ-пагод, ступ-храмов, по всему миру, об их видах и значении, а также об их связи с философско-религиозным течением буддизма.

Ступа в буддизме. Ступа Будды

Священные ступы в буддизме расположены во многих странах. Достаточно упомянуть об Индии, Непале, Лаосе, Камбодже, Индонезии, Таиланде, Мьянме, России, Тибете и других странах, куда проник буддизм. На основе ступ стали возводиться буддийские храмы-ступы. Таким образом получается, что ступа — это не только место поклонения Будде как таковому, но она также может выполнять функцию храма.

Так, например, в Китае ступа трансформировалась и приняла форму пагоды. Храмы-пагоды стали появляться тут и там. Эта традиция распространилась и за пределами Китая, в соседние Японию, Таиланд. Даже сейчас можно встретить такие храмы-ступы, в которых происходят религиозные ритуалы, практики медитации.

Первоначально предназначение ступы было в том, чтобы хранить останки умершего — его прах, остатки вещей, принадлежавших ему, и т. д. Затем ступы стали сооружаться как памятники в честь того или иного деятеля буддизма.

Существуют и так называемые сутрические ступы, связанные с деятельностью Будды. Информация о них хранится в тибетских анналах. Тибетские источники указывают их разное расположение, но, к сожалению, в настоящее время трудно найти их действительное местоположение.

В Индии, в районе города Сарнатх, находится несколько руин древних ступ, хотя трудно сказать, какие из них действительно были воздвигнуты на месте, где Будда учил своих учеников. Места паломничества в основном сконцентрированы вокруг 8 так называемых «сутрических ступ».

Также существует много реликварных ступ, расположенных по всей территории Индии и на территории Пакистана, Афганистана и Непала.

Буддийская ступа — священный холм

Согласно буддийским воззрениям, обход вокруг ступы очищает карму. Ещё больший эффект достигается, когда верующий совершает простирания, а затем поднимается в полный рост. Ламы делают обход вокруг неё 108 раз. Некоторые верующие тоже обходят ступу, хотя для этого требуется много сил и энергии. Ступы могут быть довольно внушительными по размеру, поэтому часто делается перерыв на отдых.

Буддийская ступа или буддистская ступа? Виды ступ

С течением времени сложились каноны, по которым строились ступы. Существуют 8 видов классических ступ:

  • ступа Лотоса,
  • ступа Просветления,
  • ступа схождения с неба Тушита,
  • ступа Примирения,
  • ступа Мудрости, или 16 ворот,
  • ступа Чудес,
  • ступа Совершенной победы,
  • ступа Паринирваны.

Строение ступы можно условно разделить на три части, две из которых во всех ступах очень похожи, — это нижняя часть, включающая в себя Львиный трон, и верхняя, которая состоит из 13 колец шпиля, символизирующая окончательное просветление. В середине могут быть вариации. Так, например, в ступе Лотоса средняя часть состоит исключительно из Лотосов. 

Также существуют не только сутрические ступы, но и мемориальные, и реликварные.

Что из себя представляют мемориальные ступы? Это такие ступы, которые возводятся для того, чтобы запечатлеть в памяти события, которые были связаны с буддийской историей, прошлыми рождениями Будды, а также его последним воплощением на земле. Также эти ступы могут быть посвящены событиям из жизни великих учителей буддизма.

https://www.youtube.com/watch?v=ubisQZ19-E8

Что касается реликварных ступ, то они также очень распространены. Их возводят над телесными останками реализованных учителей или же над предметами, которыми они пользовались при жизни. Так как по тибетским канонам содержимое ступы обязательно должно включать в себя предметы великого учителя, то все ступы на Тибете являются реликварными.

Интересна форма тайских и бирманских ступ. Обычно они конусообразны, со скошенными углами. Эти ступы отличаются яркостью. Иногда их покрывают золотой краской. Другие ступы юго-восточной Азии — это ступы-пагоды, или ступы-храмы.

Тут определённо сказалось влияние Китая. В Мьянме расположена очень примечательная ступа Шведагон. 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, по преданию, содержит реликвии 4 Будд.

Одна из таких реликвий — это восемь волос Будды Шакьямуни.

В Непале символика ступы соотносится с телом Будды. Основание — это скрещенные ноги Будды, когда он сидит в позе Лотоса, округлая часть — это туловище Будды, над ней располагается реликварий — голова Будды, шпиль и луна, солнце и бинду. Часто под шпилем изображены глаза Будды, которые символизируют его всеведение.

Ступа Просветления: значение

Ступа Просветления относится к одной из восьми сутрических ступ и является главнейшей их них, т. к., по преданию, в том месте, где она расположена, — в Бодхгае — Будда устранил последние завесы и иллюзии ума, что открыло ему дорогу к настоящему просветлению. 

Эта ступа может быть условно разделена на три части:

  • Львиный трон — это основание, над которым и возвышается сама ступа, состоящая из двух частей.
  • Ступа причин (первая часть ступы) — причины для просветления.
  • Ступа результатов (это вторая часть ступы, от колец и выше) — само просветление.

Каждый элемент ступы символичен. Так, например, снежные Львы — это и Дхарма, и сам Будда, потому что одно из имен Будды — это Симха, что в переводе означает 'лев'.

Над Львиным троном располагаются два Лотоса, которые символизируют шесть парамит — щедрость, осмысленное поведение, терпение, усердие, дхарану и джняну.

Над Лотосами расположена квадратная плита, четыре угла которой символизируют неизмеримое — то, что нельзя измерить, — любовь, сочувствие, радость и равностность.

Выше плиты расположена сама ступа, символизирующая просветление и пять его составляющих, — накопление, соединение, видение, медитацию и путь без учения. Каждая ступенька, расположенная выше плиты, и будет означать один из этих аспектов. Так, накопление состоит из трёх ступенек — малое накопление, средний путь накопления и большой путь накопления.

  • Малое накопление — это учение о внимательности. Нужно быть внимательным не только к телу, но и к мыслям и окружению.
  • Средний путь накопления — это учение буддизма об отказе: в первую очередь, это отказ от неправильных действий.
  • Большой путь накопления — это переход к настоящему просветлению, где происходит поворот к Дхарме, выдержке, медитации и исследованию.
  • Четвёртая ступень — это Соединение, т. е. способность на пути к соединению. В них включены опять же усердие, внимательность, доверие, концентрация и мудрость.
  • Пятой ступенькой можно назвать вазу — это уже путь Видения, который достигается через глубокое внимание, глубокую радость и усердие, глубокую медитацию и концентрацию, глубокое равновесие. Ваза — это Великая Колесница, которая ведёт к уровню Бодхисаттвы. Здесь мы встречаемся с Махаяной, т. е. течением буддизма, которое читает сутры махаяны и считает возможным следование по пути Бодхисаттвы. Хотя и существует деление буддизма на махаяну и хинаяну, но в самой буддистской среде никогда не было противоборства школ, что довольно символично для буддизма, стремящегося избегать всякого рода конфликтов.
  • Шестой уровень — это небольшой квадрат «тре», символизирующий восьмеричный путь Будды, который состоит из правильных: понимания, мыслей, речи, действий, образа жизни, усилий, памяти и медитации.
  • Над шестым уровнем находится шпиль, который символизирует Путь без Учения, где 13 колец означают 10 аспектов мудрости Будды плюс воспоминание трёх времён — настоящего, прошлого и будущего.Внутри ступы расположено Древо Жизни, которое символизирует трансцендентальное знание, или аспекты мудрости Будды.

Ступа Мира:  описание

Мы уже говорили о различных видах ступ, но есть один совершенно новый вид, ступа Мира, основание которому заложил Нитидацу Фудзии, японский монах. В 30-х годах прошлого века, после встречи с Ганди Нитидацу, он решил посвятить свою жизнь постройке ступ Мира. Так на него подействовал пример практики ахимсы, которую исповедовал великий Ганди.

Первые ступы были построены в Хиросиме и Нагасаки в память о бомбёжках, а затем они стали строиться по всему миру. На сегодняшний день в мире уже возведено около 80 ступ-пагод Мира. Цель их возведения состоит в том, чтобы люди осознали единство всех рас и континентов, чтобы закончилась вражда между народами.

Одной из самих известных ступ мира в Европе является ступа, расположенная на южной стороне Темзы. Её постройка была завершена в 1985 году, и она была подарена городу орденом Ниппондзан Мёходзи.

В Мюнхене пагода Мира расположена в Западном парке. Её постройка также относится к 80-м годам прошлого столетия.

В Вене ступа Мира стоит на Дунае, и она считается первой ступой Мира, расположенной в континентальной Европе.

Множество пагод Мира построены в Индии, в том числе в Дарджилинге и Ладахе. Есть такие пагоды и в США, и в Австралии. В селе Паньковка Луганской области также идет постройка такой ступы.

Ступа: история

История происхождения ступ относится к могильным курганам. Изначально, даже зная этимологию слова «ступа» — 'макушка', или 'куча камней', — легко предположить, что ступы сооружались в месте погребения известных личностей прошлого.

Эта традиция идёт из восточных стран, из Индии, в частности. Позже, с проникновением в эти страны буддизма, значение и символика ступ значительно изменились и стали отражать буддистские идеи и философию.

Причём в каждой местности ступе придавалось какое-то собственное значение. В зависимости от понимания роли ступы в культуре того народа, где она была установлена, менялась и её форма.

Так, тибетские ступы в значительной степени отличаются от ступ в Таиланде, Мьянме или Лаосе. Также есть различие между древними ступами в Индии и на острове Ява в Индонезии.

Что касается Явы, то этот находящийся в уникальном месте исторический памятник, именуемый Борободур, что также имеет отношение к курганам, выполнен ещё и в форме мандалы.

Площадь, на которой расположены ступы, является мандалой, что многократно увеличивает энергетический эффект от пребывания в этом месте.

Символ ступы необычайно популярен в культуре стран, исповедующих буддизм, поэтому там их можно увидеть повсюду.

Ступы древней Индии

Ступа в Индии и в целом ступы древней Индии — это отдельная история. Когда мы говорим об индийских ступах, то первым делом приходят мысли о буддизме и его распространении. Буддийская ступа в Индии — это памятник и место поклонения Будде.

Для того чтобы лучше понять, почему изначально ступы ведут свою историю из этой страны, нужно осознавать тот факт, что буддизм пришёл к нам из Индии. Сам Будда был там рождён.

Так что неудивительно, что превращение ступ из могильных курганов в священные холмы и храмы начинает свой отсчет именно с того времени, когда Ашока декларировал установление этой религии на подвластной ему территории.

Где же установлены главные культурно-религиозные сооружения буддизма? Самые известные из них как раз и находятся в местах, связанных с жизненным путём Будды, а это означает, что они должны находиться в Индии и Непале. В Индии, в местах, где Будда родился, жил и проповедовал, установлены священные ступы.

В Лумбини была построена ступа Лотоса.

В Богхгайе — ступа Просветления.

В Сарнатхе — ступа Мудрости.

В Кушинагаре — ступа Паринирваны.

Последняя из этих четырёх ступ символизирует совершенную мудрость Будды и вхождение в Паринирвану. Сам уход Будды из этого мира — это и есть Паринирвана. 

Кроме этих четырёх мест есть ещё другие 4 места, где установлены ступы, связанные с чудесами, совершёнными Буддой.

В Раджгире он усмирил разъярившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат, постоянно мешавший практикующим и всячески старавшийся их разъединить. Поэтому в честь этого события была возведена ступа примирения, или ступа Единства.

В Шравасти построена другая ступа, знаменующая чудеса Будды. В этом месте в древней Индии Будда доказал шести учителям, которые не понимали его и пытались настаивать на своих взглядах, что они неправы. Будда поднимался в воздух, а затем, опустившись на землю, в позе Лотоса явил Будд в небе. Это было двойное чудо, которое подействовало на присутствующих, поэтому ступа названа ступой Чудес.

В Шинкаси есть ступа схождения с небес Тушита, по которой Будда Шакьямуни спустился с небес, как до него делали другие будды. Там, на небесах, он проповедовал своей матери и 33 божествам Абхидхарму, а затем настало время спуститься на землю. Лестницу для него соорудили сами Брахма и Индра, поэтому у этой ступы много ступеней.

В Вайшали находится ступа совершенной победы. Там Будда победил чуму. В древности в этом месте свирепствовала чума, а Будда смог её остановить. Также в этом месте он объявил своим ученикам о том, что скоро ему предстоит уйти, но по их просьбе он продлил свою жизнь ещё на 3 месяца, таким образом доказав, что он властен над временем и смертью.

На этом обзорная статья по буддийским ступам подошла к концу. Можно более подробно изучать ступы, их значение и влияние на человека, но лучше всего при возможности посетить места, где они установлены. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

Читайте также:  Что означает слон в буддизме - восточная символика

Автор статьи Елена Бородина

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/Stupi/

Монахи пагоды храмы Бирмы Буддизм Тхеравада

Страна, попавшая в ловушку времени тысячелетие назад, Мьянма оказалась в нашем веке с теми же мелодично позвякивающими на верхушках ступ колокольчиками, с оставшимися неизменными способами пахать землю и ловить рыбу, с такими же трудолюбивыми и глубокой верующими в буддизм людьми.

Бирма, бывшая воинственная и опасная, бывшая подчиненная Англии колония, страна древних царств и богатой истории, основной оплот буддизма Тхеравада, страна миллиона золотых, белых, желтых пагод и драгоценно украшенных храмов, страна множества монастырей и монахов в c бритыми головами и пурпурных рясах чрезвычайно ревностно и заботливо относится к своей культуре.

Прочитали? Внимательно? Это был небольшой тест.

А не удивили ли вас слова “буддизм Тхеравада”, что это еще за такой буддизм? А не заинтересовало ли вас, что это за такое сооружение в Бирме, как пагода, чем же она отличается от ступы или храма? Да, вот собственно об этом будет наш разговор, ну и о кое-чем еще. Бирма – страна, в которой много разных конфессий, но большая часть населения буддисты.

Бирма буддизм и буддизм Тхеравада

Около шестисотого года до нашей эры на границе Непала и Индии находилось небольшое государство. И вот у правителя этой страны, носившего фамильное имя Гаутама и принадлежавшего роду Шакья родился сын.

Его назвали Сиддхартха. Потом его назовут Буддой – Пробудившимся. Синеглазый младенец был ослепительно красив. Навестившие его мудрецы обнаружили на тельце малыша 32 великих и 80 малых признаков великого человека.

И они не ошиблись.

Из мировых религий буддизм – самая древняя. Она происходит от индуизма и основан на жизни и учении Сиддхартха Гаутама. Вместе со своими последователями Будда создал новую веру и сделал ее доступной для всех, независимо от расы или социальной принадлежности.

Буддизм – единственная изо всех религий в мире, в которой нет представления о едином боге и учения о нем.  По сути буддизм не религия, а духовно-нравственное учение направленное на очищение человека от страстей, на достижение тех или иных добродетелей.

Сегодня более 300 миллионов людей в мире исповедуют буддизм.

После смерти Будды Гаутамы его учение, распространяясь по Индии, утратило свое единство и раскололось на множество разных направлений.

Среди этого множества есть одно, самое древнее из его направлений – буддизм Тхеравада. Это то, чего придерживались самые близкие ученики Пробудившегося, после его ухода в нирвану, они записали все поучения учителя, диалоги с ним, его заветы в сборник, который известен под названием Трипитака – или Палийский Канон. Палийский потому, что тексты написаны на древнеиндийском языке – пали.

Сейчас во всем мире растет известность этого учения, даже в нашей стране, в Санкт-Петербурге, есть община буддийской традиции Тхеравада, которую возглавляет бханте Топпер Панньявудхо.

Бирма страна много конфессиональная, но буддизмом Тхеравада охвачены более 80% населения.

Главное в этой религии – осознание того, что Будда был не богом, а человеком, учителем, указавшим путь к счастью и просветлению. Однако это путь самостоятельный для каждого.

Но, безмерно преданные буддизму Тхеравада, бирманцы верят и в потусторонние силы, в духов-натов, живущих рядом и с людьми и – во множестве – вблизи горы Попа.

Статуи натов-стражников охраняют статуи Будды и многие буддийские храмы. Чаще – это жители сельской местности, горожане отдают предпочтение не поклонению натам, а медитации.

Медитация в буддизме

Медитация в переводе с латыни – размышление.

Зачем она нужна? Что же делает медитирующий человек? Ведь не просто же он сидит? Нет, не просто.

Медитация – это особое состояние человека. Чтобы войти в такое состояние, в буддизме существует много методик. И в то время, когда человек находится в медитативном состоянии, у него происходит некая работа с его же сознанием.

Далеко не все в жизни зависит от нас. От этого рождаются тревоги, неудовлетворенность, ненависть, заблуждения. Буддизм учит противостоять этому с помощью медитативных практик, то есть с помощью особых техник достигать спокойствия, устранять страх, депрессию, агрессивность, получать прилив сил и позитивный настрой.

Достижение гармонии, спокойствия и улучшение эмоционального состояния человека – все это дает буддисту медитация. В Бирме умение медитации ценится как нигде высоко, никакие жизненные достижения, никакие деньги несравнимы с ним. Считается неправильным терять самообладание или показать много эмоций на публике.

Храмы и пагоды Бирмы

В Бирме и иных странах, где практикуется буддизм Тхеравада, существует только два вида культовых зданий: пагоды, или ступы, и храмы. В станах с иными направлениями учения – ступы и пагоды разные сооружения. Во внешнем виде пагод Бирмы нашел воплощение местный колорит и архитектурные пристрастия людей этой страны, а также и сам буддизм Тхеравада.

Пагоды Бирмы – сооружения, в которые никто и никогда не входит, внутри них в специально отведенном месте хранится какая-либо священная реликвия.

Внешне ступы выглядят по-разному, для каждого типа существуют определенные каноны, по которым они возводятся и каждый элемент ее имеем религиозный смысл.

Чтобы более наглядно представить себе пример устройства – вот ступа Просветления, возведенная после просветления Будды, одна из восьми великих ступ.

Приходя вместе с буддизмом в новую страну, эти священные сооружения несколько видоизменялись и обретали новое черты.

Во внешнем виде пагод Бирмы нашел воплощение местный колорит и архитектурные пристрастия людей этой страны, а также и сам буддизм Тхеравада. В Бирме возведение пагод считается святым делом.

Часто храмы, построенные возле основного, являются подношениями, дарами тех, кто искал пробуждения. Мера святости пагод определяется той реликвией, что сохраняется под фундаментом кладки.

В храмы Бирмы входить можно, там есть алтари. Один из главных ритуалов – подношение даров Будде. Это может быть некоторая сумма денег, фрукты, сладости.

Молитва неотъемлемая составляющая жизни людей этой страны, это очень неформальная процедура очень личная, некоторые идут к пробуждению через сидячую медитацию, некоторые совершают ежедневное паломничество к пагодам и храмам, где совершают подношение к богам и святым, «заслугу» – позитивную карму.

Кому молятся буддисты

Люди молятся. А о чем? Чего они просят? И у кого просят? Что представляют собой буддийские молитвы?

Это очень сильно зависит во-первых от буддийской традиции, во-вторых от самих людей.

Традиции буддийские не просто разные, а очень разные. В другом направлении этой религии – махаяне, например, действительно молятся и просят будд о разных благах, а в Тхераваде это скорее не молитвы, а славословия в честь Трёх Драгоценностей, коими являются Будда, Дхамма (его учение) и Сангха (община святых или в некоторых случаях община монахов).

Во время службы читают традиционные тексты на пали, древнем языке. Вот несколько предложений:“Свежие, ароматные и отборные, все эти цветы, я подношу Благородному Мудрецу, к его святым лотосовым стопам… Я подношу Тебе, Будда, эти цветы, пусть эта заслуга поможет мне освободиться, точно так же, как неизбежно увянут эти цветы, так и наши тела подвержены разрушению.”

Но и в Тхераваде простые люди, которые верят на уровне ритуала, могут молиться и просить Будду о чём-либо. Хотя доктринально это неправильно.

6 храмов, которые нельзя пропустить

Количество храмов Бирмы, которыми может полюбоваться турист, зависит только от того количества времени, которым он располагает. Они – наиболее популярная достопримечательность страны.

  1. Шведагон, величественная пагода, возвышающаяся в Янгоне. Место исключительной святости, одна из главных святынь и идеальное место, чтобы узнать о вере и культуре страны.
  2. Ананда, пожалуй, самый известный и наиболее уцелевший храм Багана. Он назван в честь ученика Будды. У него изящные очертания, напоминающие индийский архитектурный стиль. Внутри находится 4 огромных зала, в двух из которых установлены оригинальные статуи Пробудившегося. Храм Ананда был серьезно поврежден во время землетрясения в 1975 году, но был восстановлен в прежней славе с предельным вниманием к деталям.
  3. Храм Махамуни в Мандалае. Здесь находится огромное бронзовое изображение Будды, для которого, согласно легенде, он позировал лично, а затем вдохнул в него жизнь и сказал, что наполненная его существом, она проживет пять тысяч лет, так же, как и созданная им религия. Сюда едут паломники со всего мира.
  4. Пагода Швезигон в Багане. Ее великолепная золотая ступа в форме колокола – самая фотографируемая достопримечательность. Она поражает не только своими размерами и красотой, но и тем, что внутри храма находится бесценная реликвия: копия зуба Будды.
  5. Шиттаун или “Храм Победы” в Мраук-У. Этот храм был построен в 16 веке, чтобы отпраздновать триумф короля Мин Бин в Бенгалии. Он имеет форму колокола, ступа окружена рядом ступ меньшего размера. Главный зал заполненный статуями. Безжалостное время вместе с муссонами на протяжении многих лет разрушали его, но были предприняты радикальные меры, чтоб сохранить его.
  6. Храм Дамаянги – тоже  Баган. Мистический пейзаж Багана и на его фоне огромная, впечатляющая архитектура храма Дамаянги выглядит снаружи почти египетской и готической внутри. От его масштабов захватывает дух. Он известен своей нестандартной архитектурой и кирпичной кладкой такой плотности, что между кирпичами не просунешь даже бумажный лист. В нем есть некоторые из самых ценных и почитаемых буддийских изображений в мире.

Монахи Бирмы

В буддизме Тхеравада придается большой смысл монашеской жизни, потому, что такой образ жизни вел сам Будда. Он создал первое сообщество практикующих монахов – Сангха. Если следовать образу жизни Пробудившегося, то это верный путь достигнуть просветления. И сегодня в Бирме каждая деревня оказывает поддержку по крайней мере одному монастырю.

Жизнь монахов в них строго регламентируется. Монахи Бирмы зависят от мирян и существуют на их подаяние. Пища и одежда – все приходит в виде даров и пожертвований. Каждый день они с первыми лучами солнца обходят дома и учреждения в окрестностях монастыря с чашей для подаяний. Этот ритуал проводят дважды в день и он имеет многовековую традицию.

При этом тот, кто дает, должен быть благодарен, ведь ему представляется шанс совершить благое дело и тем самым улучшить свою карму. Еда, которую получили монахи во время обхода, делится поровну, по возвращении в монастырь. Бирманский монах полностью посвящает свою жизнь Будде и его жизнь исполнена смирения, простоты и воздержания.

Монашество – стиль жизни, но монахи тоже люди, и далеко не каждый из них святой.

Когда мальчику исполняется 10 лет, его на несколько недель обязательно отдают в монастырь. Там он приобщается к монашеской жизни, которая включает в себя молитвы, а также повседневный труд.

Вырастая, мужчина по крайней мере еще раз бывает таким “временным монахом”.

Монахи Бирмы ходят в пурпурных тогах, они, как и большинство людей в этой стране, худые . Женщины-монахини носят одежду розового цвета.

Бирманский буддизм Тхеравада уделяет большое внимание служению другим живым существам, пусть даже в скромных масштабах. Местные храмы – традиционное место образования и центры жизни общины. Люди верят, что следуя указанным путем, они на пути к пробуждению они накапливают “заслуги”, то есть улучшают свою карму, а это, в последствии, приведет к благим результатам.

В этой стране в названиях часто фигурирует слово шве – золото. Но, пожалуй,все-таки Бирма это страна оттенков красного: красная почва, красная слюна от жевания бетеля, темно-красные одеяния монахов или розовые монашек, красный кирпич, используемый для многих пагод и храмов Багана, красновато-бронзовой цвет кожи простых людей в сельской местности…

В тему:

Источник: http://www.control-point.ru/birma/hramyi-birmy-pagodyi-monahi-birma-theravada/

ПАГОДА

ПАГОДА – отдельно стоящее культовое сооружение реликварного, погребального или мемориального назначения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Термин «Пагода» появился в Европе в XVI веке; возможно, он представляет собой португальскую транскрипцию (pagoda) слова «бхагавати» (санскр. – священный) либо связан с бацзяота (кит. – 8-угольная башня).

Пагоды появились в Китае на рубеже эр в связи с распространением буддизма и характерной для него практики поклонения ступам. Представляют собой версию индийских ступ, сформировавшуюся под влиянием добуддийской национальной традиции многоэтажных сооружений (башен, сторожевых вышек, павильонов).

За китаизированными ступами сразу же закрепилось именование та («башня»), которое и переводится на европейские языки как «Пагода». Согласно письменным источникам, древнейшие Пагоды были деревянными, реже каменными. В первых веках н. э. появились Пагоды из кирпича, а позднее и из комбинированных материалов.

Деревянные части Пагоды обычно расписывались; в декоре некоторых Пагод использовались серебро, золото и драгоценные камни. В X веке научились сооружать Пагоды целиком из чугунных отливок, а также железных плит и бронзовых деталей.

В рельефах кирпичных, каменных и металлических Пагод воспроизводились деревянные конструкции.

В архитектуре Пагод не сформировалась самостоятельная эстетика каменного зодчества, чему препятствовали как нормативы фэн-шуй (энергетика камня предназначалась для мира усопших), так и приоритетный для китайского искусства интерес к передаче пластических свойств одних материалов средствами других материалов.

Читайте также:  Практика ваджраяны - тантрического направления буддизма

Композиция Пагоды по вертикали состоит из 3 частей: цзицзо («цоколь»), шэнь («тело») и ша («навершие»), символизирующих соответственно чувственный мир, мир чистых форм и мир за пределами форм.

Цоколи могли быть гладкими, но часто их профилям придавали форму сюймицзо [«трон (в форме горы) Сумеру»], воспроизводившую уступы склонов мифические горы, символизировавшей ось мира. Некоторые крупные Пагоды, помимо цоколей, имели высокие платформы, обеспечивавшие устойчивость их конструкции.

В «теле» Пагоды, как правило, насчитывалось чётное число граней и нечётное число ярусов, что соответствовало китайской нумерологии. «Навершия» были полностью металлическими или бронзовые шпили сочетались с основным материалом Пагоды. Каждая Пагода отличалась своим набором символических элементов «навершия», служивших кодом доктрин разных буддийских школ.

В соответствии с требованиями фэн-шуй о пребывании праха только под землёй в Китае под Пагодой к трём основным частям добавили четвёртую (дигун – «подземный дворец»), представлявшую собой традиционных склеп, в который помещали урну, личные вещи покойного или ценные реликвии. Уже на раннем этапе стали различаться прихрамовые и кладбищенские Пагоды.

Первые служили хранилищами важнейших реликвий, кладбищенские выполняли функцию надгробия и образовывали зону за стенами монастыря [самый известный комплекс из 500 пагод Талинь («Лес пагод», VI-XIX века, площадь 14 тысяч м2) в мон. Шаолинь на горе Суншань (провинция Хэнань)].

Известно свыше 20 типов и подтипов Пагод, из которых 7 считаются основными.

Одним из ранних является тип одноэтажных Пагод тингэ ши та («пагода в форме беседки»), возникший путём простого присоединения буддийского навершия к форме китайского садового строения (возводились до конца XIII века).

Сохранившиеся кирпичные и каменные Пагоды этого типа имеют квадратные, реже круглые и многогранные формы без внутренных помещений, т. к. служат надгробиями; у прихрамовых Пагод имеются небольшие внутренние помещения с поклонными изображениями.

Тип Пагод лоугэ ши та («пагода в форме многоэтажных хором») объединяет многоэтажные ступенчато-пирамидальные и ступенчато-полигональные Пагоды, которые могли иметь от 3 до 13 этажей, разделённых сильно выступающими карнизами. Крупные Пагоды были обычно прихрамовыми и внутри имели лестницы, соединявшие этажи с деревянными настилами [7-этажная пагода Даяньта («Большая пагода гуся», 701-704 годы, высота 64 м) монастырь Цыэньсы в Сиане].

Ступенчато-полигональные Пагоды чаще всего бывают 8-гранными, реже 6-гранными; они получили распространение с X века [кирпично-каменная 11-этажная пагода Ляодита (1001-1055 годы, высота 84 м) монастыря Кайюаньсы (город Динчжоу, провинция Хэбэй); деревянная 9-этажная пагода Шицзята (1056, высота 67 м) монастыря Фогунсы (уезд Инсянь, провинция Шаньси)]. Пагода Тета («Железная пагода», 1049, 13 этажей, высота 57 м) монастыря Югосы в Кайфыне облицована глазурными изразцами зеленовато-коричневого цвета, с чем и связано её название. Самые древние металлические Пагоды имели ступенчато-пирамидальную форму и небольшую высоту; последующие были в основном ступенчато-октагональными и высокими.

Для многокарнизного типа Пагоды миянь ши та [«пагода в форме (расположенных плотно) карнизов»] характерны частые тяги горизонтальных карнизов, расположение которых не совпадает с внутренними этажами, и вытянутый параболический силуэт [15-карнизная и 12-гранная Пагода (520) монастыря Сунъюэсы (гора Суншань, провинция Хэнань); 13-карнизная кирпичная пагода Байта (2-я половина XII века, высота 71 м) в Ляояне)].

Тип Пагоды фу-бо ши та («пагода в форме перевёрнутой чаши»), или лама та (ламаистские Пагоды, XIII-XVII века), воспроизводит форму тибетских ступ, для него характерен высокий цоколь сюймицзо, бутылеобразная центральная часть и навершие в форме многоярусного конуса, накрытого сверху металлическим балдахином. Все Пагоды имеют глинобитное ядро, укреплённое кирпичной кладкой, и обязательную побелку, из-за которой все они называются байта («белая пагода»).

Тип Пагоды цзиньган баоцзо та («пагода алмазного трона») заимствован из Индии (преимущественно XV – середина XVIII веков, хотя прототипы встречаются в VIII веке).

Основание Пагоды представляет высокую, широкую, покрытую резьбой платформу, символизирующую «алмазный трон». На платформе покоятся 5 многокарнизных пирамидальных башен в честь 5 главных будд в буддизме ваджраяны.

Сохранилось около 10 Пагод многобашенного типа, из которых наиболее известна беломраморная пагода Ута (1473) монастыря Чжэньцзюэсы в Пекине.

Каменные, многогранные, столпообразные Пагоды небольших размеров, называемые цзинчуан ши та («пагода в форме хоругви канонов») или шичуан («каменные хоругви»), воспроизводят в камне шёлковые хоругви с текстами сутр.

С VIII века одиночные и парные Пагоды с гравированными на их гранях текстами сутр начали размещать на монастырских дворах, в гробничных комплексах и на перекрёстках городских улиц (Пагода XI века, монастырь Дицансы в Куньмине).

Надвратные Пагоды гоцзе ши та («пагода в форме уличного прохода») с XIV века возводились поперёк улиц.

Среди погребальных Пагод различается несколько типов – в зависимости от скульптурного оформления их средней части в виде урны для праха, многопрофильного постамента, хоругви, лотоса и пр.

К Пагодам причисляются также сян та («пагода для воскурения благовоний») – небольшие башни, в нижней части которых имеется камера со створкой, куда кладутся благовония и др. культовые подношения. К категории Пагод китайские исследователи относят фэн-шуй та («башни фэн-шуй»), существовавшие ещё до появления буддийских Пагод в Китае.

Монолитные, многоярусные, конусообразные башни круглых и многогранных форм служили своеобразными «антеннами», регулировавшими энергетические потоки на местности.

В Корее Пагоды появились с проникновением буддизма из Китая в IV веке. Предпосылкой возникновения и распространения именно каменных пагод в Корее можно считать систему традиционных добуддийских верований (шаманизма), с которыми буддизм на Корейском полуострове активно взаимодействовал.

Пагоды как «могилы Будды» стали преемниками традиционных каменных гробниц и в целом культа гор. Поэтому Пагода символизировала также и космическую вертикаль, связывающую Землю и Небо.

Об этом свидетельствуют как случаи возведения Пагод на вершинах гор, так и поздний феномен уникальных Пагод, сложенных из необработанных камней (постройки монаха Ли Гамнёна в горах Маисан, конец XIX – 1-я половина XX веков).

Различают Пагоды двух типов: погребальные Пагоды-ступы, которые воздвигались над местом захоронения урны с прахом известного буддийского монаха, и Пагоды-башни вотивного характера; самые известные – каменная Пагода-ступа монастыря Кодальса (Йоджу, провинция Кёнгидо), а также Пагода монастыря Чонтхоса (город Ульсан) и Попчхонса, возведённые в период Корё (X-XIV века).

Пагоды второго типа представляют собой вертикальные башни, сужающиеся к вершине и расчленённые горизонтальными ярусами. На эволюцию Пагоды повлияла китайская традиция, определившая исходные конструктивные особенности и выбор материала. Самые ранние сохранившиеся деревянные Пагоды датируются XVII веком (Пхальсан-чжон монастыря Попчуса, провинция Северный Чхунчхон).

Ранние каменные Пагоды (монастрь Чоннимса, VII век, провинция Южный Чхунчхон) государства Пэкче по своей структуре подражают аналогичным постройкам из дерева. Строители Силла прежние приёмы сочетали с подражанием в камне кирпичным сооружениям (Пагода в монастыре Пунхванса, VII век, провинция Южный Кёнсан).

Кирпичные Пагоды появились в Силла под влиянием Китая в VIII-X веках, но не получили широкого распространения. Внешняя отличительная черта каменных Пагод«стиля Силла» – ступенчатая нижняя часть ярусов, доходящая до края ската яруса.

С VIII века каменные Пагоды теряют прежнюю суровость: на верхней ступени пьедестала, а в отдельных случаях и на 1-м ярусе со всех четырёх сторон помещают рельефы с изображениями буддийских божеств. Новым стало и сооружение перед храмом парных Пагод, а самым распространённым типом стала 3-ярусная Пагода.

В качестве типичных Пагод периода Объединённого Силла можно назвать Пагоды монастырей Камынса, Косонса и Хванбонса в Кёнджу. Одновременно с этим воздвигаются и более декоративные варианты Пагоды с элементами скульптуры [Львиная Пагода монастыря Хваомса (754), провинция Южная Чолла].

Пагоды IX-X веков становятся более высокими, украшаются статуями и барельефами с изображениями буддийских божеств. Характерной Пагодой периода Корё (X-XIV века) является 7-ярусная Пагода монастыря Хонбокса (1368, Пхеньян). В XV-XIX веках (государство Чосон) каменные Пагоды внешне повторяют форму пагод Корё, но конструкция и декор продолжают усложняться [10-ярусная мраморная Пагода монастыря Вонгакса (1467; ныне перенесена в Сеул)].

Во Вьетнаме сооружение Пагод связано с появлением буддизма, пришедшего сюда в первые века н. э. из Индии, а с V-VI веках – в виде школы китайского буддизма чань. Пагода, как правило, находилась перед храмом либо в центре внутреннего дворика, окружённого культовыми сооружениями, либо на одной вытянутой оси с храмом.

В позднесредневековый период её могли размещать сбоку либо позади храма в отдельном дворике и даже выносить за ограду (пагода Баонгием в храме Бут-Тхап, XVII век, провинция Бакнинь). До наших дней сохранилось малое количество древних (деревянных) Пагод, к тому же все Пагоды были сильно перестроены.

К VIII веку сложился так называемый стиль Дайла, соединивший в себе элементы тямской, ханьской и собственно вьетской архитектуры.

От Пагод этого периода остались лишь каменные фундаменты; согласно археологическим данным и литературным источникам, Пагоды были квадратные в плане, высотой в 5-6 и более ярусов, построены из обожжённого кирпича, как правило, с черепичной кровлей. Отличительной чертой этих Пагод были вогнутые крыши – как считают исследователи, наследие культуры Донгшона.

Основные типы Пагод сложились при династиях Поздние Ли и Чан (1009 или 1010-1400 годы).

Наряду с укрепившейся традицией квадратных в плане строений, получивших дальнейшее развитие в невысоких надгробных Пагод (комплекс в храме Фаттить, XI-XVII века), начинает распространяться тип многоугольных многоярусных Пагод, образцом для которых были китайские ступенчато-пирамидальные Пагоды. В правление Поздних Ли храм зачастую фланкировали две Пагоды, количество их этажей доходило до 12 [пагода Дай-Тханг-Ты-Тхиен с медной кровлей храма Баотхиен в городе Тханглонг (ныне Ханой)]. При династии Чан (1225-1400 годы) многоярусные Пагоды становятся более изящными по своим пропорциям [14-ярусная пагода Фоминь (провинция Намдинь, 1305-1310 годы)].

В XVII веке появляется новая разновидность многоэтажной Пагоды – 9-ярусная «Лотосовая башня» (деревянная пагода Кыу-Фам-Льен-Хоа комплекса Бут-Тхап, способная вращаться вокруг осевого стержня; её нижний край входит в медное отверстие в полу здания, а верхний фиксируется в балках крыши, что даёт возможность видеть всю буддийскую скульптуру на стенах). В Пагодах XIX-XX веков отразились 2 тенденции: сдержанность орнаментального оформления [7-ярусная октагональная пагода Фыок-Зуен (1884) храма Тхиенму (провинция Тхыатхьен-Хюэ) и др.] и усложнённость архитектурного декора [12-ярусная пагода Кыу-Фам-Льен-Хоа (1926) буддийского комплекса Коле]. В современных Пагодах заметно стремление соединить традиции вьетнамской архитектуры с достижениями зодчества Европы и сопредельных азиатских стран (Пагода храма Зяк-Вьен в Хошимине и др.).

В Японии Пагоды начали возводить после проникновения в страну буддизма в VI веке.

Принцип сооружения Пагоды, вне зависимости от их высоты и количества ярусов (3 или 5), одинаков: она представляет собой коробчатую конструкцию из квадратных в плане ярусов, в которой каждый последующий ярус меньше предыдущего, поэтому как бы «вложен» в него и скреплён с помощью гнездовых шарниров. Уменьшающиеся последовательно по высоте ярусы образуют уступы, которые со всех четырёх сторон закрываются односкатной крышей, и поэтому пагоды зрительно воспринимаются как многоэтажные. Как правило, деревянные Пагоды сооружались на каменном основании и укреплялись одним или несколькими шипами. В нижнем ярусе Пагоды, имеющем перекрытие, хранятся священные изображения, свитки и др.; внутреннее пространство выше 1-го яруса не используется.

Японская Пагода – образец антисейсмической постройки.

Практически все её элементы скреплены без гвоздей с помощью шарниров, пазов и выступов; в центре Пагоды имеется вертикально стоящая колонна (симбасира; выступает над крышей Пагоды в виде высокого шпиля сорин, на нём укрепляются 9 бронзовых колец, символизирующих 9 небесных сфер), на которую «нанизаны» ярусы, но не скреплены с ней. Все элементы такой конструкции могут во время землетрясения, не распадаясь, двигаться в местах соединений, что придаёт Пагоде большую устойчивость.

Самая ранняя Пагода Японии – 3-ярусная Пагода храма Хоккидзи в Икаруге близ Нары (706).

Среди наиболее значительных образцов японской Пагоды – 5-ярусная Пагода монастыря Хорюдзи в Икаруге (начало VIII века, высота 31,9 м), 3-ярусная Восточная Пагода храма Якусидзи в Наре (730, с 6 ярусами крыш и шпилем высотой 10 м), 5-ярусные Пагоды храма Муродзи в префектуре Нара (конец VIII – начало IX веков) и Пагода храма Тодзи в Киото (1644; высота 57 м).

Иллюстрации: 

Архив БРЭ; Комплекс Талинь из 500 пагод в монастыре Шаолинь на горе Суншань в провинции Хэнань в Китае. VI-XIX века.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Franz H. G. Pagoda, Turmtempel, Stupa: Studien zum Kultbau des Buddhismus in Indien und Ostasien. Graz, 1978
  • Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979
  • The stupa. Its religious, historical and architectural significance.

    Wiesbaden, 1980

  • Liang Ssu-ch’eng. A pictorial history of Chinese architecture. Camb., 1984
  • Ha Van Tan. Buddhist temples in Vietnam. Hanoi, 1993
  • Korean traditional art. Seoul, 1995
  • Древние пагоды Китая. Ханчжоу, 1996 (на кит. яз.)
  • Tran Ngoc Them.

    Recherche sur l’identité de la culture Vietnamienne. Hanoi, 2001

  • Chinese architecture / Ed. S. N. Steinhardt. New Haven, 2002
  • Nguyen Ba Dang, Nguyen Vu Phuong, Ta Hoang Van. Traditional Vietnamese architecture. Hanoi, 2004
  • Духовная культура Китая: Энциклопедия. М., 2010 [Т.

    6]: Искусство.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pagoda

Ссылка на основную публикацию