Бурятские обычаи и традиции – в древности и сейчас

Традиции бурятcкого народа

Бурятские обычаи и традиции - в древности и сейчас

Бурятские поселения – улусы появились на берегах озера Байкал в 17 веке. Семейный уклад основывался на патриархально-родовом строе.

Совместно с бурятами селились группы монголов-джугаров, сартолов, которые бежали из Монголии из-за родовых междоусобиц.

Когда у бурята просят назвать свою клановую принадлежность, то он начинает перечислять предков по мужской линии вплоть до седьмого колена. 

Традиции бурятского народа

Социальное неравенство

Буряты выживали в суровых сибирских условиях только благодаря своему опыту взаимовыручки, с общей помощью ставились юрты, женщины валяли войлок и выполнялись семейные обряды (свадьбы, похороны).

Даже при столь сильной традиции взаимопомощи, в среде кланов существовало социальное неравенство.

Верхушка клана была более богатой, тогда как рядовые члены клана попадали в кабальную зависимость к богачам, которые нашли способ использовать бедняков-скотоводов в своих интересах. 

Социальное неравенство

Вековые традиции

В среде бурятов строго соблюдались следующие вековые традиции:

  • Если скотовод резал живность, то на свежатину приглашались все ближайшие соседи;
  • У охотников была своя традиция, по которой часть своей добычи они относили соседу, если тот не мог придти к охотнику на угощение.
  • Буряты славятся своим гостеприимством и почитают нищих, которым щедро раздают подаяние. Не обделяют своим гостеприимством и заезжих гостей, и путешественников, выделяя им, при необходимости и стол и дом. 

Вековые традиции

Интересное у бурятов

Гостевание

Гостевание – одна из древнейших традиций, когда собираются гости и обходят близлежащие улусы. Обычно такое гостевание происходит летом во время религиозного праздника – тайлагана. 

Гостевание

Почему буряты особенно ценят белый цвет?

Белый цвет очень почитаем бурятами, которые олицетворяют этот цвет с чистотой и благородством. Усадить гостя на войлок белого цвета – значит оказать ему почести. Буряты, причисляющие себя к знати, считали себя белокостными: саган ясу, а бедняков, соответственно называли хара ясу, то есть чернокостные.

!!!Важно!!!

Традиционно, в знак причисления себя к саган ясу, знатный бурят селился в юрте из белого войлока. Шаманы, которые так же причисляли себя к белокостными, носили только белую одежду и для верховой езды предпочитали лошадей белой масти.

Белый цвет у бурят

Праздники и развлечения бурятов

Жизнь бурята-скотовода не была однообразной. Развлекались они, устраивая танцы, игры и хоровое пение. Игры, в основном, были выражением охотничьих традиций:

  • «Хурайн наадан» (тетеревиный танец);
  • «Баабгайн наадан» (Медвежья игра).

Совет

Во всех играх и танцах исполнители старались, как можно точнее воспроизвести движения, повадки и голоса изображаемых животных. Для детских игр из шерсти скатывали мяч. Детей с малолетства учили стрелять из лука, ездить верхом и заниматься борьбой.

Праздники и развлечения бурят

Вечеринка

Специальных онгонов-нааданов приглашали на вечеринки молодежи, где они развлекали собравшуюся молодежь. Некоторые игры и танцы несли обрядовый характер.

Массовая игра «Земхэн» устраивалась для того, чтобы молодежь из соседних улусов перезнакомилась между собой.

В процессе игры могли образоваться парочки и, если между родителями жениха и невесты достигалось взаимопонимание, то родители невесты устраивали девичник.

Вечеринка

Кузница

Особый обряд буряты выполняли при освящении кузницы. Ремесло кузнеца было очень почитаемо среди бурятов, которые были искусными кузнецами. 

КузницаВывод:

Общественные праздники у бурятов тесно переплетались с обрядовыми шаманскими праздниками. Современные буряты, которые сегодня ведут оседлый образ жизни, тем не менее, чтят и соблюдают древние традиции своего народа, передавая их из поколения в поколение.

Буряты – обычаи и традиции

Источник: http://www.xn—–6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/traditsii-buryatckogo-naroda

Традиции бурятского народа

Бурятия – это страна за Байкалом, страна, где всегда светит солнце, страна живописных пейзажей, широких степей, высоких гор и синих рек, страна, где живут буряты… Особый дух у Бурятии, и у ее столицы, особая культура, Улан-Удэ – это ещё не Азия, но уже не Европа. На стыке культур сложилась архитектура города, её особый стиль. В новых, современных зданиях, наряду с западным «фунционалом» присутствуют и очертания бурятской юрты.

 

 

В Улан-Удэ самые вкусные и натуральные мясные и молочные продукты, на всю Сибирь славится продукция Улан-Удэнского мясокомбината. Мясные блюда в бурятской кухне весьма изысканы и разнообразны.

Самое первое место в традиционной бурятской кухне занимают, конечно же, знаменитые бурятские Буузы (позы). Это блюдо должен попробовать каждый гость города. Буузы это культовое блюдо в Бурятии.

Вариантов приготовления бууз множество и каждая хозяйка в Бурятии имеет свой секрет.

 

 

Еще одно национальное блюдо-это бухлёр. Готовится бухлёр из свежего, мелко нарубленного говяжьего или бараньего мяса с добавлением картофеля, в старину его готовили только из мяса и дикого лука. Уникальность этого блюда в простоте приготовления. Душистый, наваристый, горячий мясной бульон в условиях холодной Сибири, что лучше покажет заботу о госте, прошедшем, быть может, неблизкий путь.

 

Фото с сайта www.funpanda.ru

 

Пустым считается у бурят стол без молочных продуктов. Ханачан зоохей (саламат), хургэчэн ээзгэй (творожные снежки), урмэн (сушеные пенки). Молоко и молочные продукты считаются у бурят священной белой пищей (Сагаан эдеэн). Её подносят богам, угощают почетных гостей, её первой ставят на праздничный стол.

 

 

А самое главное в Бурятии – это её люди. Самые красивые бурятки живут в Улан-Удэ. Самые образованные буряты живут в Улан-Удэ. Самые талантливые художники живут в Улан-Удэ. Самые гостеприимные люди живут в Улан-Удэ.

 

 

Как и у всех Сибирских народов, гостеприимство-главная традиция у бурят. И сегодня, приглашая гостя в бурятскую семью вас будут принимать, соблюдая бурятские традиции. При входе в бурятскую юрту необходимо переступить через порог. В древности считалось, что гость, специально наступивший на порог, указывает на свои недобрые намерения, и смело может считаться врагом.

Считалось также, что оставляя оружие и другую свою поклажу снаружи юрты, гость, показывает свои добрые намерения и уважение к хозяевам. Вход юрты всегда обращен на юг. Такое расположение сохраняется сегодня. Северная часть юрты более почетна, здесь принимают гостей. Но без приглашения гость не может расположиться там. Восточная половина юрты – женская, западная половина – мужская.

 

 

Поднося гостю угощение, хозяйка, в знак уважения, подает пиалу двумя руками. И так же её должен принять гость – показывая уважение к дому. Многие традиции пришли к бурятам из Монголии, тесно переплетаются культуры этих двух кочевых народов.

Так, например, почитаемый обычай правой руки. Подавать угощение и принимать любое подношение следует только правой рукой или двумя руками.

Приветствуя гостя, чтобы подчеркнуть особое уважение, ему подают две руки, сложенные ладонями вместе, как при буддийском поклоне, пожатие рук в ответ делается тоже двумя руками.

 

 

Как и во многих других странах с буддисткой культурой, заходя в дом, принято снимать обувь у порога. У бурят есть приятная традиция одаривать почетного гостя.

Нельзя отказываться от подарка, и хорошо бы тоже подарить что-нибудь хозяевам. Подарок – это знак уважения к вам, но это и знак вашего уважения к хозяевам.

Об этом обычае говорит бурятская пословица: «Руки, протянутые с подарком, назад с подарком не отнимают».

Вы окажете большое уважение хозяевам, выслушав их рассказы о семье, родителях, родословной, так как родственные отношения у бурят – это народная ценность. Тосты в бурятском застолье также имеют свои давние традиции и свою последовательность: сначала несколько тостов произносят хозяева, а уж потом тосты произносит гость.

Из уважения к хозяевам нужно попробовать все блюда, вы не пожалеет, ведь бурятские национальные блюда очень вкусны, а главная задача хозяев, принимающих гостя – накормить и напоить его досыта.

Невежливо торопиться уйти, потому, что гость в доме у бурят это большая радость, и вас непременно постараются задержать подольше. Несколько раз нужно предупредить хозяев о своем уходе, прежде чем покинуть дом. С посещения бурятского дома начинается дружба.

С посещения бурятской столицы начинается знакомство с Бурятией, а с посещения Байкала начинается любовь к удивительному краю, где каждый для себя найдет объект особого обожания.

 
Ваш гид-экскурсовод Татьяна Гусихина.
 

Выбрать гостиницу в Улан-Удэ, базу отдыха на побережье Байкала можно здесь.

Источник: http://fanatbaikala.ru/tradicii-buryatskogo-naroda/

Бурятская культура – Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село

25 лет назад был подписан Указ о праздновании Сагаалгана, Нового года по лунному календарю.

Бурятская культура, традиции и обычаи имеют самую древнюю и богатую историю.В преддверии новогодних праздников по лунному календарю нам не лишним будет еще раз ознакомиться с ней. 

Буряты очень заботились о своих детях. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Буряты не наказывали своих детей и не били. Ни криков, ни брани. Разве что погрозят высечь крапивой, этим дело и заканчивалось.

Дети были абсолютно свободны — играли и веселились где только могли. Новорождённым мальчикам радовались больше, чем девочкам. Это наследник, будущий хозяин и продолжатель рода. При рождении мальчика кололи бычка, а при рождении девочки — барана. После рождения проводилось много обрядов для очищения и защиты. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель.

Она передавалась только от родителей мужа. Даже братья не могли брать колыбель друг у друга. Старая колыбелька была увешана оберегами — защитными ритуальными предметами, и на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Мальчику отдавали лучший кусок еды, ему символически подавали чашку с тарасуном (молочным вином) в праздники и т. д.

Таким образом, он признавался важным членом рода. Мальчиков с детства учили воинскому искусству и охоте. Девочки с 12 лет были уже мастерицами и вовсю помогали по хозяйству. Они к этому возрасту постигали все премудрости под руководством мамы, тетушек и бабушек. Жили ведь большими семьями, все вместе.

Рядом с семьей деда – семьи всех его детей, каждая в своей усадьбе. Дед – патриарх обладал большой властью и решал все сам. Взрослые дети подчинялись отцу. Спорить со старшими, пререкаться, ослушиваться, тем более грубить было недопустимо.

В присутствии старших нельзя было громко разговаривать, кричать, вмешиваться в разговор. Некрасивым считалось шаркать ногами, топать, хлопать дверьми, стучать, принимать необычные позы, плеваться, сморкаться и издавать другие неприличные звуки.

Неуважением к старшим считалось держать руки на затылке, за спиной, класть локти на стол. Складывать руки на груди считалось не только неприличным, но и греховным.

Наши предки знали, что имя влияет на жизнь, характер и темперамент человека, поэтому давали красивые хорошие имена: золото, цветок, радость.

Но иногда придумывалось прозвище, чтобы злые духи не обратили внимания на ребёнка: Забаан — негодник; Тэнэг — глупый Ребёнка, чтобы не сглазить, вне семьи следовало называть страшненьким, безобразным, плохим, глупым и так далее. Было запрещено хвалить ребёнка при чужих людях, даже если он это заслужил.

Каждый ребёнок проходил домашнюю школу, где ему прививались трудолюбие, честность, доброжелательность, мужество. Историю рода и генеалогию племени знал каждый. Каждый ребёнок должен был знать наизусть минимум семь поколений своих предков. Родовые легенды, мифы, предания и песни знал каждый.

У бурят считалось важным – умение ребенка ладить с людьми, считаться с чужим мнением, порядочность и добродушие. Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь.

Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки. Излюбленной игрой детишек были шагай — бараньи косточки – лодыжки. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения — качеств, необходимых кочевнику.

Кстати, игра лодыжками была известна ещё в древней Месопотамии более ЗО столетий назад. С детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли в эту древнюю игру, пришедшую к бурятам из Индии сотни веков назад. Бурятская народная игра «Шагай наадан» (Правила игры)

Играли и мальчики, и девочки, и взрослые, и старики. Во времена Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней. Каждый бурят должен знать своё родословное древо предков двенадцати поколений, знать свои корни.

Это нужно, чтобы человек ощущал себя не одиночкой, а представителем древнего рода, связанным со всем племенем, с народом, с человечеством в целом. Это необходимо и для того, чтобы ближайшие родственники не переженились между собой, потому что в результате род может вымереть из-за кровосмешения.

Ощущая себя частицей огромного сообщества, человек проникается идеей сопричастности к общей ответственности и общей карме-судьбе, делай добро, взращивай уже возникшее добро, и твои дети также будут пожинать плоды твоего труда! И, напротив, твои устремления к личному обогащению и удовольствиям могут навредить не только тебе, но и твоим далёким потомкам.

Читайте также:  Что такое пагода в буддизме и какие они бывают?

Женились и выходили замуж буряты рано, родители с детства договаривались о будущей свадьбе. Все хотели себе вот такую жену: красивую, здоровую, работящую, умную, умелую, расторопную. Такая жена могла стоить 200 – 300 голов лошадей и коров. А если что, можно обойтись и 30 головами, а иногда и даром отдавали.

Юноша должен был быть умным и порядочным, уметь бороться, знать кузнечное дело, уметь мастерить, знать какое-нибудь ремесло, хорошо охотиться, уметь сломать руками позвоночник скотины, уметь плести кнут из восьми ремешков, уметь плести путы для лошади, уметь натягивать тетиву лука, сделанного из рога, быть хорошим наездником.

Женщина в семье пользовалась большим уважением, свободой и почетом. Она могла иметь своё мнение, спорить и отстаивать его. Неуважительное отношение к женщине считалось большим грехом.

Но женщине нельзя было приближаться к святым местам, садиться верхом на освящённых коней, присутствовать на тайлаганах, хотя её достоинствами считались умение ездить верхом на коне, читать, писать, стрелять из лука, владеть саблей и ножом.

Полная, крепкая девушка считалась красивой, потому что сможет народить здоровых ребятишек. Перед свадьбой родители жениха и невесты внимательно изучали родословные друг друга — для того, чтобы в будущем не рождались дети с плохой наследственностью.

Худенькая, хрупкая девушка могла и не понравиться. За каждую жену платился немалый калым — выкуп, поэтому вторую и, тем более, третью жену взять мог только богатый человек и только в том случае, если не было сыновей.

Родители часто договаривались о свадьбе, когда дети были совсем маленькие, девочке почти сразу же начинали готовить приданое, потому что его надо было долго собирать. Чаще всего в приданое девушке давали всё, что нужно в хозяйстве, даже новенькую юрту и скот. Конечно, это было непросто.

Одни коралловые бусы сколько стоили! После сговора засылали сватов. Невесте вручали подарок — монетку на ленточке. Если она её принимала, то считалась наречённой. Отцы повязывали друг другу пояса — кушаки, после чего договор считался нерасторжимым. Ведь у бурят-монголов не было разводов. Иногда при сговоре ещё обменивались трубками, кисетами или ножами.

Свадьбу играли летом или осенью, в полнолуние или новолуние, обязательно советуясь с ламами или шаманами, подходят ли жених и невеста друг другу, получится ли хорошая семья. Жениться нельзя было на отцовских родственницах. Свадьба сопровождалась большим количеством обрядов. Был расписан почти каждый шаг, что и как надо делать.

Эти обряды пришли к бурятам из далекой древности и имеют глубокий смысл. Сначала девичник с весёлыми играми и грустными песнями, пышный выезд из дому целым обозом в сопровождении жениха, поклонение невесты онгонам (духам) семьи жениха, родовому очагу, старшинам рода.

Потом невесту одаривали подарками, приглашали в гости к родственникам жениха, разжигали огонь в новой юрте. После этого устраивались грандиозные гулянья. Угощались, радовались и состязались оба рода. Песни, пляски, игры продолжались иногда неделю.

Сегодняшние свадьбы — очень скромные по сравнению с прошлыми. После празднеств невеста должна была ещё сдать экзамен родителям жениха, то есть показать, что и как она умеет делать.

После экзамена девушке расплетали свадебные косички и плели две косы. С этих пор она не имела права ходить с непокрытой головой и считалась семейной женщиной. Мужчины-буряты всегда носили одну косу. У женщин же причёска играла большую роль.

А невесте плели свадебную причёску: на висках заплетали девять косичек с правой стороны и восемь — с левой. Это было пожелание чадородия, большого потомства — родить восемь девочек и девять мальчиков. Эта причёска — отголосок древнего культа Солнца и Луны. Конечно, у каждого племени были свои обычаи.

Например, у агинских бурят девушка носила всегда восемь косичек. Это число Солнца. У селенгинских бурят девушки плели по пять косичек. Нельзя было подстригать косички, потому что это могло плохо отразиться на младших братьях и сестрах. В некоторых племенах девочки носили до 13 лет одну косу, часть волос на затылке сбривали.

Потом волосы отрастали и собирались в две косы.

В некоторых племенах женщина становилась полноправным членом общества только после рождения первенца, только тогда она могла расплести свои свадебные косы и заплести две. Выйдя замуж, женщина любого племени носила всего две косы. Число два — это муж и жена. Если муж умирал, женщина отрезала одну косу, которую хоронили вместе с мужем. Свадебную одежду специально не шили.

Одевали праздничную одежд у и много-много украшений из серебра, золота и кораллов. Украшения переходили от матери к дочери и часто были древние и дорогие. Иногда вес украшений достигал 4-5 кг.

Многие исследователи бурятского народа удивлялись такому богатству и такой любви бурятских женщин к дорогим украшениям.

Источник: http://selorodnoe.ru/history/show/id3681844/

Национальные праздники бурят

Сурхарбан, скачки. Фото с izh.ru

Не каждый народ может гордиться тем, что он сохранил свои исконные традиции и национальные праздники, а вот буряты могут. Конечно, их традиционные праздники также претерпели большие изменения, но осталось главное – люди их любят и с удовольствием празднуют.Национальных праздников у бурят два. Главный – это традиционный новый год – цагалган.

При советской власти он стал называться «белый месяц», а теперь и вовсе «Новый год», хотя старое название все еще помнят и даже иногда употребляют. Второй праздник – сурхарбан.

Этот праздник появился после революции, так как по всей стране после революции происходила борьба с религией, и ведь нельзя же было в Бурятии оставлять древний религиозный праздник и упразднять его совсем тоже не хотелось.

Цагалган в старину у бурят считался праздником молочных продуктов и праздновался осенью, по времени совпадая с русским праздником «Покров».

Наступала зима, молодняк скота уже подрос, и кочевники в преддверии зимы отправлялись в гости друг к другу, пили араку и ели праздничную белую пищу.

Как память об этом празднике, у бурят остался обычай прибавлять в это время год возраста всему скоту, хотя приплод к тому времени едва достигал полугода.

Постепенно под влиянием ламаизма, который из Тибета проник в Монголию, а затем в Бурятию, новый год стали праздновать по буддийскому календарю и старый праздник оказался почти забытым, хотя и сейчас праздничная новогодняя пища у бурят и монголов – это молочная белая пища.

Второй праздник – сурхарбан, что означает «стрельба в сур», то есть в кожаную мишень. Сурхарбан проводится в начале июля.

В древности в это время проводились ламаистские и шаманские молебны «обо тахилга», «тайлаганы» и «хуралы» с привлечением большого количества верующих, то есть всего населения Бурятии.

В это время население свободно от хозяйственных забот: в земледельческих районах посев уже прошел, а в скотоводческих – скот принес приплод и начал нагуливать жир, сенокос же еще не начался.

Празднование проводилось около крупных монастырей, куда собирались все близко расположенные кочевья и местные князья – нойоны, возглавлял праздник настоятель монастыря. (Теперь праздник проводится на открытом стадионе, а возглавляет его глава администрации района). На хуралах проводилось три вида состязаний: стрельба из лука, бега лошадей и борьба.

Состязание «Стрельба из лука» пришло из далекой древности, когда монголы и буряты (а это родственные племена, раньше составлявшие один народ) занимались в основном охотой, а лук был единственным орудием стрельбы.

Соревнования по стрельбе у бурят проводятся так: на расстоянии 30 луков и 20 луков (один лук – 160 см) ставятся горизонтально суры (мишени) на высоту лука; через расстояние, равное длине лука, сзади и спереди суров проводится черта. Стрела не должна падать ближе передней черты и выбивать сур за черту.

Выпускают поочередно по две стрелы, но когда остается по одному суру на каждом из участков, то выпускают по одной стреле.

С древности у бурят-монголов были очень популярны конные скачки. Раньше на соревнования допускали только коней-меринов, а теперь допускаются производители и кобылицы.

Из двух меринов, пришедших первыми, один подносился в дар старшему ламе, второй – старшему нойону, а имена владельцев лошадей даже не объявлялись; теперь владельцы лошадей-победителей получают специальный приз и поощрение к улучшению породы. Получает приз и наездник.

Третий вид соревнований на сурхарбане – борьба, которая считается национальным видом спорта у бурят. На ламаистских праздниках также устраивались соревнования по борьбе и проходили они в соответствии с религиозным этикетом: перед схваткой борцы подходили к ламе за благословением, а после схватки победитель подносил ламе часть своего приза.

В настоящее время сурхарбаны стали очень популярны: кроме соревнований на них проходят выступления самодеятельных артистов, возобновились молебны лам, для которых устанавливают специальные юрты, люди одевают красивые национальные одежды, и каждый празднует, как умеет.

Источник: https://www.epochtimes.ru/content/view/45542/34/

Свадьба в Усть-Орде

Недавно мне пришлось побывать на свадьбе в Усть-Орде. Проводилась она по обычаям кудинских бурят (булагаты, эхириты) – это жители современных Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов округа. Здешние свадебные обряды и поныне сохранили многие черты из глубокой древности.

В начале XX века их описал ученый-этнограф Матвей Николаевич Хангалов и еще тогда он отмечал, что: «В свадебных обрядах верхне-кудинских бурят сохранилось много старинного, в глаза резко бросаются остатки от прежней зэгэтэ-аба (коллективной охоты) и общинного скотоводства, то есть родового управления». Именно у кудинских бурят дольше всего сохранялись традиции выплаты калыма, многоженства и умыкания невест («Минии Буряад», № 2, 2014 г.).

Обряды других западных бурят больше подверглись влиянию русской культуры, особенно там, где были более тесные контакты с пришлым населением (в западных и центральных районах Иркутской области).

С другой стороны, в той или иной степени сказалось влияние буддизма на баргузинских и тункинских бурятах проживающих в периферийных зонах.

Это же относится к аларским хонгодорам и унгинцам переселенным в свое время в Закамну, Оку и Джиду для несения пограничной службы на границе.

  Позднее, свадебные обряды повсеместно подверглись советской модернизации (ЗАГС, марш Мендельсона, обмен кольцами), а ныне и западным веяниям, например, первый танец, ловля букета невесты и т.д. Итак, как проходят свадьбы у современных эхиритцев и баендаевцев? 

Сватовство и проводы невесты

На сватовство (худа оролсохо) едет нечетное количество сватов. Худа – это только самые уважаемые мужчины, с хорошей «кредитной историей» (семейные, с положением и внешним видом). Женщин на сватовство не берут, кудинцы говорят по этому поводу: «А-а, это Аларь и Бохан со своими женщинами ходят!».

Сваты (худанууд) стараются разузнать историю рода невесты (туухэ или урдаба). Может оказаться, что невеста без рода и племени и зачем им такая в этом случае? Но, бывает, и сватам дают от ворот поворот. Не понравились и все тут! В таком случае, если жених упорствует, отправляют других, более искусных и привлекательных сватов.

Сговорившись, сваты устанавливают срок свадьбы (болзор абаха, болзор хэлсээд, удэр гаргаха).

  Затем у невесты играют (басаганай наадан) проводы невесты. Собираются родственники, соседи и подруги невесты, дарят свои подарки. При этом мать невесты ведет строгий учет (некоторые ведут специальную тетрадь), кто и сколько подарил, чтобы затем, при ответном визите вернуть дарителю адекватный подарок (харюу). На основную свадьбу у жениха (хурим) гости невесты уже могут не ехать. 

Приданое и главный обряд

Свадебный поезд встречают у ворот родителей жениха. Горит очистительный костер. Огонь играет большую роль во всех ритуалах западных бурят, а в качестве подношений используются тогооной архи (молочное вино) или водку, мясо и саламат. Поют и танцуют родственники жениха. Гостей со стороны невесты встречают с шутками и прибаутками.

Гости спрашивают: «Заа харгыемнай юундэ хаагаабта?», а те в ответ: кто такие, откуда, с кем и чем приехали. В общем, соревнуются в остроумии и от души веселятся.

Сторона невесты заносит приданое, но хозяева не пускают их, они стараются напоить гостей, чтобы выпили за здоровье молодых, спели и станцевали. Соответственно худанууд (сторона невесты) должны быть люди опытные, веселые, не лезущие за словом в карман.

В конце концов приданое заносят, опытные тетушки и бабушки с жениховской стороны оценивают и принимают его (яhала зохеохо). 

В это время мужчины с обеих сторон совершают во дворе главный обряд поклонения духам предков и божествам (хоер худын архи), с тем, чтобы испросить у них покровительства новой семье. Убгэны (старейшины) читают молитвы и благопожелания. Жених с невестой сидят рядом и держатся за руки.

Как угощают и украшают гостей

Начинается собственно свадебный пир. Стороны назначают худа – мужчин сватов, которые ведут торжество. Они представляют обе стороны: кто, откуда, какого рода племени. На этой свадьбе в Усть-Орде были представлены Эхирит, Баяндай, Ольхон, Бичура, Тунка, Аларь и Оса – свидетельство реального единства бурятского народа.

Читайте также:  Кто такие сикхи в индии - их образ жизни и мышление

Сторона жениха угощает гостей со стороны невесты. Почетным гостям ставят нэрэтэй мяхан (дословно – именное мясо, самому почетному гостю мужчине подают голову барана тоолэй, женщине хотын шуhан), остальные блюда соответственно табеля о рангах. Сначала гости должны отрезать по кусочку и отдать огню.

На этой свадьбе в Усть-Орде преподнесли более пяти нэрэтэй мяхан, то есть более пяти овец. Сначала сватам, потом родственникам отца жениха, матери жениха и т.д. Нэрэтэй мяхан преподносят и на следующий день, на отдельном застолье.

Кроме того, каждому гостю дарят вино, мужчинам одевают рубашки, женщинам накидывают платки и палантины (что называется залаа или гоёохо, то есть украсить). По качеству подарков судят о зажиточности самих хозяев, а также их рода.

Ближайшие родственники отца жениха считаются своими, им не дарят подарки, напротив, они сами участвуют в приеме и угощении гостей. С этой целью перед свадьбой отцовский род собирается на суглаан (собрание), где решаются оргвопросы.

Перед сугланом также принято помолиться убгэнуудтэ (предкам). Кто будет совершать молебен, кого назначить худа (сватом), кто барана приготовит, кто пригласит гостей на ночлег, к кому пойдут архидаашан (когда пирующие ходят из дома в дом по строгой очередности, первыми принимают ближайшие родственники) и т.д. В тот же день после свадьбы сторона невесты должна уехать, не оставаясь на ночлег. 

Свадебные истории от автора.

Раньше, а порой и сейчас проводы невесты часто сопровождались драками, поскольку деревенская молодежь годами враждовала между собой. Или же один край деревни шел на другой край.

Впрочем, драки обыденное развлечение в деревне, и парни не обижались за разбитые носы и синяки. 

В деревне под Усть-Ордой жила одна веселая женщина. На свадьбе она подарила роскошный золотой перстень, односельчане ахнули.

Однако, затем выяснилось, что перстень был фальшивый. На вопрос, почему так поступила, она ответила: «Ну и что? Зато как я блеснула!»

На одной из свадеб в Алари наблюдал обряд бэhэнуудээ андалдаха (обмен поясами) в виде бурятской национальной борьбы. Худанууд вышли с поясами и старались как можно быстрее и ловчее накинуть и завязать друг на друге кушаки. Фактически это был настоящий “бухэ барилдаан”. Завязавший первым вышел победителем.

Очевидно, и этот обычай берет свое начало в традициях облавных охот “зэгэтэ-аба”, когда у бурят господствовал культ силы и войны. В пользу этой версии говорит и обычай проведения скачек и борьбы до приезда свадебного поезда и после окончания обрядовой части свадьбы. Обыкновенно состязались борцы с двух сторон, со стороны жениха и со стороны невесты.

Угощение бывало равное и победителю и побежденному.

  А вот как обряд обмена поясами проходит у кудинцев. Отец жениха и отец невесты, садятся рядом. Потом отец жениха встает, кланяется отцу невесты и целует его, снимает свой пояс, опоясывает его и садится на прежнее место. В свою очередь встает отец невесты. Он также кланяется и целует отца жениха, потом снимает собственный пояс и опоясывает свата. 

Описание традиций от Матвея Хангалова и других источников. 

О древнем обычае у балаганских бурят дошедшем до ХХ века. Если свадебные гости были недовольны приемом, они, уезжая домой, старались как можно ловчее угнать несколько штук рогатого скота. Сторона жениха бросалась в погоню; происходила драка; иногда скот возвращали, а иногда его угоняли в улус невесты, где его кололи и мясо съедали, а кожу делили поровну между всеми.

Во избежание угона свадебным гостям перед отъездом подавали вино, называемое ухэрэй архи (вино за скот). У кудинских бурят в старину свадебные гости всегда приезжали верхами. Важным моментом в церемонии сватовства у предбайкальских бурят было подношение подарка невесте— бэлэг бариха. Во время сватовства сторона жениха приводила коня — аманай морин (лошадь помолвки).

Худа надевал невесте на шею холобшо, т.е. золотую монету на ленточке. Это считалось первым актом в церемонии сватовства. Без холобшо сватовство не может состояться. Если девушка не желает выходить замуж за приехавшего жениха, то она снимала с шеи холобшо и бросала ему обратно. Приняв холобшо она уже не могла быть просватана за другого.

Приняв его, невеста подносила сватам поочередно (начиная с будущего свекра) чарки с вином тагша бариха. Они, выпив, накрывали чарку деньгами, серебром или золотом, т. е. отплачивали подношение вина подарком.  Сваты привозили с собой тарасун худын архи (вино сватов). После приема и угощения гостей стороной невесты приступали к исполнению обрядов.

Привезенный сосуд с тарасуном ставился на пол посреди дома (юрты), рядом усаживались сваты той и другой сторон, и начинались церемонии. Прежде всего, совершали обряд моления покровителям — хозяевам местности и духам умерших предков (дайдын убгэдтэ, удха узууртэ).

Исполнением этого обряда, обязательного элемента сватовства, как бы испрашивали благополучия будущим супругам и заключаемому родству. В ознаменование заключения союза приведенная в дар лошадь — аманай морин — привязывалась к специальной коновязи — сэргэ (баабайн мунгэн сэргэдэ, иибиин алтан сэргэдэ — к отцовской серебряной коновязи, материнской золотой коновязи).

В день свадьбы с утра собираются родные, соседи и приезжают родственники. Последние привозят с собою вино, тарасун и мясо и иногда одаривают жениха деньгами. Собирается и молодежь обоего пола и в ожидании свадьбы устраивает национальные пляски и танцы. Танцуют на улице вокруг огня.
 

Как готовили невесту к главному обряду: заплетали на каждой стороне по нескольку кос, из шелка делали ханчиг, на нижнем конце вплетали мелкие серебряные монеты, на затылке делали косу из материи, на эту материю пришивали несколько мелких серебряных монет, на нижнем конце – шелковые кисти; потом на голову надевали женскую шапку и одевали на нее женскую шубу (дэгэл). Лицо невесты покрывали белой тканью с отверстиями для глаз. По поверьям, таким образом можно было обвести злых духов и уберечь невесту от их враждебных действий.

Подобный обычай существовал и у тункинских бурят. На свадьбу невеста ехала в мужской одежде, а в ее свадебный костюм наряжали парня-одногодка, который сопровождал невесту до того времени, пока не наступал момент переодевания ее в свадебный костюм.

Дома у невесты молодежь обоего пола устраивает вечеринку, во время которой молодые девушки, подруги невесты, украшают жениха: делают из красивой материи косу и на ее нижнем конце пришивают шелковую кисть, а повыше на материи пришивают белые рубашечные пуговицы, на самом же верху косы пришивают монету. Эту косу пришивают жениху на спину к воротнику халата или пальто. Конечно, эта коса делается по состоянию родителей невесты,– у богатых невест косы для женихов подороже. После этого на шапку, а также на подолы халата или пальто также пришивают. Все это служит отличием и украшением жениха.

Перед главным свадебным обрядом на улице около юрты жениха расстилали потник, на который ложили онгон (культовое изображение духа предка) жениха; перед онгоном на мешке положили мясо, голову убитой кобылы, хурай и ребра. Около онгонов ложили женскую юбку, сшитую из волчьих лап (бэлэбшэ); эту юбку в прежнее время женщины носили во время облавной охоты зэгэтэ-аба

Источник: http://asiarussia.ru/articles/3089/

Культура, обычаи и традиции бурятского народа

Новости и общество 1 декабря 2015

Буряты с незапамятных времен жили вблизи легендарного озера Байкал. Культура этого народа представляет собой яркое сплетение традиций Азии и Европы в сочетании с их уникальным самобытным воплощением. Какие традиции бурятского народа считаются наиболее интересными, и что следует знать туристу, отправляющемуся на отдых в Бурятию?

Отношение к окружающему миру

Буряты одухотворяют окружающий мир. Любая роща, долина или водоем, по мнению представителей этого народа, имеет собственного духа. Нельзя пренебрежительно относиться к любому дереву или камню. Плевать на землю или в озера запрещается в этих краях. Также непозволительно ломать деревья, срывать травы или убивать животных без крайней необходимости.

Традиции бурятского народа включают в себя также поклонение особым священным местам. В них запрещено разводить огонь, совершать нечистые деяния и даже думать плохо. Даже сегодня во многих регионах Бурятии распространены жертвоприношения духам, живущим вокруг людей.

Священными считаются огонь и дым, их часто используют в различных шаманских ритуалах и обрядах.

Семейные ценности

Нормальным считается спросить незнакомого бурята, к какому роду он относится. Этот народ очень ценит кровные узы, и каждый его представитель без запинки назовет имена всех своих предков по отцовской линии, вплоть до 7-8-го поколения. Наибольшим счастьем считается рождение в семье мальчика.

С самых ранних лет дети познают традиции и обычаи бурятского народа. Мальчиков учат обращаться с лошадьми, уверенно держаться в седле и стрелять из лука, а девочек – помогать по хозяйству и народным ремеслам.

Дети обоих полов познают также традиции общения с миром духов, воспитываются с глубоким чувством уважения к мудрости старших. Буряты славятся как гостеприимный народ. С незапамятных времен для этих людей одним из важнейших был принцип взаимопомощи и взаимовыручки.

Каждый бурят считает своим долгом поделиться тем, что у него есть, с менее обеспеченным соседом. В этой стране каждого постучавшего в дверь сначала угостят чаем, и только после спросят, что случилось.

Видео по теме

Традиции бурятского народа: фото национальных и семейных праздников

Один из самых интересных местных праздников – Сурхарбан, день почитания духов Земли. Начиналось торжество с обрядов жертвоприношения и молитв, после чего были массовые народные гуляния с играми, состязаниями и общим угощением.

Традиции бурятского народа неразрывно связаны с самым главным праздником в году – Сагаалганом (Началом Белого месяца). Отмечается эта дата по лунному календарю в первый день первого весеннего месяца. Праздновать начало нового года начинают накануне, проводится обряд Дугжуба, во время которого сжигается «Сор».

В эту волшебную ночь читаются особые молитвы, а с первого дня нового месяца еще 15 дней возносятся хвалебны чудесам Будды. Есть в Бурятии и свой Дед Мороз – его зовут Сагаан Убгэн (Белый Старец). А вот семейные праздники в этой стране не всегда отмечают с большим размахом.

Свадьба и рождение детей у бурятов связаны с обрядами, получением благословления духов и защитой от злых сущностей.

Национальные игры, танцы и прочие виды искусства

Все праздники в Бурятии сопровождаются национальными танцами и игрищами. Подобные действа могут нести ритуальный смысл или являться исключительно развлекательными забавами. Некоторые игры и танцы придуманы специально для сплочения незнакомых участников праздника. Традиции бурятского народа неразрывно связаны с местным фольклором.

Нередко в этой стране проводятся даже отдельные состязания чтецов, рассказчиков народных преданий, сказочников и бардов. Такие импровизированные фестивали всегда привлекали огромное число зрителей. Большой популярностью пользуется и “сэсэ буляалдаха” (словесная игра на остроумие), уместная на всех праздниках.

В этом действе участвуют два человека, задающие друг другу провокационные вопросы по очереди, на которые нужно быстро отвечать. Интересные традиции бурятского народа связаны с физической культурой. В этой стране регулярно проводятся самые настоящие олимпиады местного значения. Более того, ни один крупный праздник не обходится без спортивных состязаний.

В ходе таких соревнований все юноши и мужчины могут узнать, кто из них самый ловкий и сильный, а затем вместе отпраздновать выигрыш победителя.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Новости и общество
Культура, обычаи и традиции татарского народа: кратко

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них – необычные и интересные. Чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их. В этой статье мы рассмотри…

Образование
Примеры народов России. Обычаи и традиции народов России

Наша страна огромна, ее населяют множество разных людей, которые могут отличаться друг от друга ростом и телосложением, разрезом глаз и цветом кожи, традициями и культурой, религией и фольклором. Примеры народов Росси…

Новости и общество
Обычаи и традиции США: особенности культуры американцев

Соединенные штаты Америки – огромная многонациональная страна. Ее даже можно назвать страной эмигрантов. Каждая новая национальность, которая когда-то обустроилась на территории Америки, принесла что-то новое в …

Читайте также:  Что означает слон в буддизме - восточная символика

Дом и семья
Как празднуют Новый год в Австралии. Обычаи и традиции, соблюдаемые местными жителями в новогодние праздники

Кто не любит отмечать такой яркий праздник, как Новый год! Жители Земли к этому торжеству готовятся задолго. Пожалуй, это единственное событие, которое широко отмечают, соблюдая все традиции и обычаи. Интересно узнать…

Духовное развитие
Обычаи и традиции христианства: день Святой Троицы

Троица – один из самых значительных и почитаемых всеми христианами праздников. Выпадает он традиционно на лето, на июнь месяц. Отмечается в воскресенье, на пятидесятый день от Пасхи. Потому другое название празд…

Новости и общество
Обычаи и традиции башкир: национальный костюм, свадебные, погребально-поминальные обряды, семейные традиции

Обычаи и традиции башкир, народные праздники, развлечений и досуг содержат элементы хозяйственного, трудового, воспитательного, эстетического, религиозного характера. Основными их задачами были укрепление единства нар…

Новости и общество
Как здороваются в разных странах? Обычаи и традиции

Во всем мире принято оставлять о себе хорошее первое впечатление. Самый верный способ сделать это – выразить свое уважение к собеседнику при помощи традиционного приветствия его родной страны. Однако жесты и сло…

Новости и общество
Папаха кавказская: обычаи и традиции

Ещё относительно недавно папаху принято было считать неотъемлемым аксессуаром гордых горцев. По этому поводу даже говорили, будто этот головной убор должен находиться на голове, пока она находится на плечах. Кавказцы …

Новости и общество
Новоселье: приметы, обычаи и традиции. Что дарить на новоселье

Покупка нового жилья связана не только с эйфорией от приобретения, но и с такими хлопотами, как беготня по различным инстанциям для переоформления бумаг, перевоз накопленного добра и трудоёмкий ремонт, который никогда…

Новости и общество
Обычаи и традиции Китая

Замыслив совершить туристический вояж в Поднебесную империю, полезно будет предварительно узнать основные традиции Китая. Это древняя страна со своими многовековыми обычаями и самобытными нравами, которые складывались…

Источник: http://monateka.com/article/167971/

Традиции бурятского народа: между Востоком и Западом :

Традиции и обычаи бурятского народа в основном формировались внутри большого монгольского этноса.

Многие их поколения испытывали сильнейшее культурное воздействие со стороны народов Центральной Азии, а после вхождения их в состав России, они еще оказалась и в зоне влияния западно-христианской цивилизации.

Довольно трудно описать кратко традиции бурятского народа, так как они весьма красочны и разнообразны.

Общество и уклад

В быту у бурят ярко проявлялись черты патриархально-родового общества. Улусы делились на роды, затем на семьи, и каждый бурят должен был знать своих прародителей, уметь назвать своих предков по мужской линии вплоть до девятого колена.

Кочевой народ свято придерживался традиций взаимопомощи. При выполнении особо трудоемких работ, требующих большого числа людей, на помощь человеку приходили представители рода, помогая, в зависимости от обстоятельств, строить юрту, катать войлок, организовывать свадьбу или похороны.

К традициям бурятского народа относится обычай приглашать представителей рода на свежее мясо, когда резали барана или быка. Особенно строгими были правила по отношению к охотничьей добыче.

К любопытным для детей традициям бурятского народа можно отнести поклонение белому цвету. Так, почетного гостя всегда устраивали на белоснежный войлок, а шаманы предпочитали носить светлую одежду. Люди знатного рода называли себя «белой костью» в противовес простолюдинам, которых причисляли к «черной кости».

Игры и праздники

Самыми занимательными для детей традициями бурятского народа безусловно относятся обычаи, связанные с играми, праздниками, весельем. Жизнь бурят-скотоводов была не такой уж скучной и однообразной, как это можно представить.

Собираясь вместе, охотники забавлялись тем, что как можно тщательнее воспроизводили звуки животных, голоса птиц. Победителем считался тот, кто с максимальной точностью выполнил задачу. К таким играм относят «Хурайн наадан», «Шонын наадан» и другие.

Танец – универсальный язык, способный выразить окружающую жизнь. Так думали и буряты, отражавшие в танцах свои кочевые будни. Чего стоят названия: «Игра верблюда и верблюжонка», «Танец пересмешника», «Выделка кожи».

К традициям бурятского народа относят также ежегодную ритуальную стрижку лошадей. Каждую весну хозяин стриг своих коней, после чего бросал в огонь белые волоски с гривы и хвоста вместе с кусками мяса, а также угощал гостей.

Домашние традиции

Главной ячейкой общества считалась моногамная семья, куда входил ее глава, его жена, дети и родители. Согласно традициям бурятского народа, младший сын со своей супругой должен был жить вместе с отцом и матерью, чтобы заботиться о них.

Обычай не был строгим по отношению к многоженству. Можно было обзавестись второй супругой, однако препятствием этому служил большой размер калыма – выкупа за невесту. Особо предприимчивые и не особо богатые Ромео предпочитали похищать невест, чтобы не ломать голову над денежной стороной дела.

К традициям бурятского народа относился обычай совершать помолвку жениха и невесты еще в младенчестве. Приезжали сваты и долго торговались насчет размеров калыма, делая поправку на финансовое положение сторон.

К числу интересных традиций бурятского народа относится и андалят. Две семьи, имеющие детей обоих полов, которые не в состоянии выплатить большой калым, просто обменивались невестами для своих сыновей из числа дочерей.

Мудрые буряты тщательно соблюдали принцип экзогамии, то есть недопустимости кровосмешения. Невеста должна быть выбрана непременно из другого рода, даже если родственная связь была условной и выражалась в общем предке через девять поколений, на такой союз налагалось строгое табу.

Бракосочетание

Бурятские свадьбы до сих пор представляют собой весьма красочное зрелище. Традиционный обряд состоит из нескольких этапов: сговор, сватовство, назначение дня, уплата калыма, девичник, розыск невесты и отправка кортежа, ожидание в доме жениха, торжество, освящение нового семейного очага.

Религиозная сторона свадебного обряда менялась со временем. Изначально буряты доверяли своим шаманам и, согласно их предписаниям, с удовольствием предавались возлияниям в честь духов предков. Приобщение бурят к буддизму изменило и религиозную составляющую свадьбы. Большое влияние приобрел лама. Он самолично определявший дату бракосочетания, масть свадебных лошадей и прочие тонкости.

Дети

Особое положение в жизни бурят занимают дети. Сыновья продолжают род, дочери пополняют семейный бюджет за счет калымов. В общем, без детей никуда. Отсюда произошел обычай усыновления чужих младенцев, когда женщина оказывалась бесплодной. Кроме того, согласно традиции, мужчина имел право взять в дом вторую жену, если первая не могла родить.

Детская смертность в первобытном обществе была довольно высокой, однако эти несчастья приписывали козням злых духов, от которых старались оградиться. Таким образом, появление малышей на свет обросло целым комплексов магических ритуалов и церемоний.

Существовал также один любопытный обычай при назначении имен новорожденному. В том случае, если семью уже постигла целая череда детских ранних смертей, то младенца называли заведомо уродливым именем, чтобы испугать злых духов. Так среди бурятов появлялись ребята с именами Балта (камень), Тэнэг (глупый), Хазагай (кривой).

Смерть

Разные группы бурятов по-своему хоронили умерших. До прихода буддизма покойников закапывали в землю, сжигали, оставляли в лесу. Пораженных молнией считали избранниками неба и провожали в путь с особенным почетом. Их одевали в костюм колдуна, отвозили в специальную шаманскую рощу и укладывали на помост, оставляя рядом пищу и вино.

С приходом ламаизма, а позже и христианства, быт бурят значительно изменился. Особенно резкие перемены произошли в XX веке, однако неизменным остался дух самобытного народа.

Источник: https://www.syl.ru/article/347266/traditsii-buryatskogo-naroda-mejdu-vostokom-i-zapadom

Буряты в XXI веке

Когда путешествуешь по Сибири, многое приводит в восторг и недоумение. Проезжаешь мимо, казалось бы, обычного столба, присмотришься, а это и не столб вовсе, а Бурхан, по словам местных жителей.

Тут, оказывается, святое место, около которого нужно совершить особенный ритуал –  “побурханить”, духов задобрить, иначе жди беды. Бурханят следующим образом: в стакан с водкой нужно макнуть безымянный палец, брызнуть во все стороны света, выпить и подумать о хорошем.

Едешь дальше и удивляешься деревьям, обвязанным разноцветными лоскутами ткани, а это оказывается  Бариса – “место силы”, тут можно помолиться или желание загадать.  А если попросить местных, они тебя к настоящему шаману проводят или тарасуном угостят, то есть молочной водкой.

Все эти причудливые особенности характерны для бурятской культуры, которая сегодня насчитывает более 460 тысяч носителей, в основном живущих в Республике Бурятия, Иркутской области, Забайкальском крае.

Жалко, конечно, что сегодня не увидеть красавиц в традиционных одеждах, складные юрты сменили новостройки, а бурятские богатыри пересели с лошадей на машины, но тихие отголоски древности все еще будоражат сознание путешествующих жителей мегаполисов.

 Происхождение

Бурятский этнос образовался из различных монголоязычных групп, по истории народа “прогулялись” Чингисхан, Китайская и Российская империи. Будучи кочевниками, занимались буряты охотой, рыболовством и скотоводством. Скитания, междоусобицы, смешение кровей и вообще бурная кочевая жизнь осложняют изучение происхождения этого народа.

Современная Бурятия представляет собой микс национальной и соседских культур. Так, например, традиционные шаманские верования соседствуют с христианством, буддизмом и их течениями, а на территории Республики Бурятия существуют два государственных языка – русский и бурятский.

Традиции рода

Как рассказал Андрей Куркутов, представитель бурятской молодежи, студент из Иркутска, выступивший одним из наших гидов по бурятской культуре, сейчас традиции различных родов соблюдаются не так часто, как хотелось бы.

“Современная молодежь стремится к традициям своих предков, но они не ставят это первостепенной задачей.

В основном, раз в год все собираются у себя на малой родине всем родом для проведения различных обрядов, костюмы не надевают, так как не считают это целесообразным”, —  добавил Андрей.

Однако некоторые традиции все же соблюдаются, видимо, благодаря старшему поколению.

Например, у бурят шаманского толка ежегодно проходит древний праздник Тайлаган, на котором совершался обряд жертвоприношения Великому духу.

Выглядит это примерно так: на шест закрепляется голова лошади, снятая вместе со шкурой и ногами, а жертвенное мясо жарится на костре и подается на стол вместе с тарасуном – молочной водкой

Культура

Если вам когда-нибудь посчастливится оказаться в Бурятии, стоит обязательно посмотреть на древний и очень красочный танец Ехор. По словам Андрея Куркутова, бурятская молодежь собирается вместе на ночь Ехора, надевает традиционные костюмы, танцует и веселится. 

На первый взгляд, кажется, что станцевать Ехор может любой, но, как правило, новичку это оказывается не под силу из-за неудобного раскачивающегося движения согнутых рук. Выглядит  танец очень красиво: хоровод собравшихся похож на Солнце, все идут по кругу и поют. В древности этот танец имел сакральное значение и исполнялся только в особенных случаях.

 Верования

Шаманизм представляет собой сложное явление, и его часто ошибочно приравнивают к магии и колдовству. Жрец верования – шаман, как принято считать, способен впадать в экстатический транс, связываться с духами. Шаманизм нацелен на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека. 

Некоторые бурятские семьи даже в городских квартирах выполняют не сложные шаманские обряды.

“Шаманисты ставят под потолок стрелы – онгоны. Точных данных у меня нет, но, думаю, около ста тысяч человек бурятского населения исповедуют шаманизм в той или иной форме. Это около трети бурятского населения”, – поделился с нами потомственный шаман Валентин Хагдаев.

“Священное море”

Байкальские места издревле считались святыми у бурятского народа. Им посвящено множество песен, легенд, даже некоторые орнаменты одежды или жилища повторяют волны озера.

Байкал, в представлении коренного населения,  это отдельное живое существо, со своим характером и настроением. И правда, когда попадаешь на озеро, погода рядом с ним совершенно отличается от той, что в то же время, например, в Иркутске.

Об озере сложено множество легенд, которые может рассказать вам любой местный мальчишка. Самая известная рассказывает о дочери Байкала Ангаре, которая пыталась сбежать от отца к возлюбленному, но тот, пытаясь остановить ее, бросил ей вдогонку скалу, но промахнулся.

Так и отмечен исток реки Ангара из Байкала огромной скалой – Шаман-камнем.

Эта легенда, как оказалось, связана сразу с двумя фактами. Во-первых, это объяснение,  почему 336 рек и ручьев впадают в Байкал, и только одна Ангара вытекает из него.

Во-вторых, легенда поясняет особое отношение бурят к Шаман-камню, как к священному месту, где раньше приносили жертвы и оставляли преступников на суд Байкала.

Если воды его забирали, значит, он был виновен, если нет – то и люди его прощали.

Байкал такого же загадочного происхождения, что и сами буряты. Ученые утверждают, что такие старые озера со временем зарастают илом или превращаются в болото, но вода в Байкале самая чистая на планете. 

Источник: http://nazaccent.ru/content/12878-buryaty-v-xxi-veke.html

Ссылка на основную публикацию