Тибетские храмы – удивительные буддийские монастыри

5 самых красивых буддийских храмов

Тибетские храмы - удивительные буддийские монастыри

Shwedagon Pagoda, Бирма

Шведагон в Янгоне — самая почитаемая в Бирме пагода высотой 98 м — содержит реликвии четырех будд. Ее колокол покрыт сусальным золотом, а в богатом убранстве использованы бриллианты, рубины, изумруды, золотые и серебряные колокольчики.

Как доехать: Etihad Airways до Янгона с пересадкой в Абу-Даби и Бангкоке, 16 часов, от 28 600 руб. 
 

Где остановитьсяThe Strand, 92 Strand Road, +95 1 243 377, от $550.
 

Маршрут:  оказавшись в Янгоне, посетите и Паган, а также располо­женный в 50 км от него потухший вулкан Поупа (1518 м) и скалу Таунг-Калат (737 м) с одно­именным монастырем на вершине. 
 

Borobudur, Индонезия   

Самый большой в мире буддийский храмовый комплекс в форме мандалы c 504 статуями Будды раскинулся в джунглях острова Ява в 40 км от Джокьякарты. В XI веке Боробудур был засыпан пеплом вулкана Мерапи и обнаружен голландцами лишь в XIX веке. 

Как доехать: Emirates до Джокьякарты с пересадками в Дубае и Джакарте, 27 часов, от 41 000 руб.
 

Где остановитьсяAmanjiwo, Ds. Majaksingi, Borobudur, Magelang, Central Java, +62 293 788 333, от $850.
 

Маршрут:  пятикилометровый путь на вершину храма паломникам поло­жено проделать, перемещаясь по спирали против часовой стрелки через все восемь ярусов комплекса.
 

Wat Rong Khun, Таиланд

На севере Таиланда, в Чианграе, есть весьма необычный буддийский храм Ват‑Ронг‑Кун. Грандиозное тво­рение из алебастра и зеркал принадлежит художнику Чалермчаю Коситпипату, который планирует закончить строительство к 2070 году, причем на собственные средства. 

Как доехать: Etihad Airways до Чианграя через Абу-Даби и Бангкок, 20 часов, от 29 000 руб. 
 

Где остановитьсяFour Seasons Tented Camp Golden Triangle, Chiang Rai, +66 53 910 200, от €1 925. 
 

Маршрут: зайдите в Hall of Opium (Golden Triangle Park, Wiang, Chiang Saen, Chiang Rai, €5) — музей, рассказывающий об опасном сырье все, включая эффекты его воздействия и способы контрабанды. 

Paro Taktsang, Бутан 

«Гнездо тигра» — монастырь в долине Паро, построенный в XVII ве­ке в труднодоступном месте, на ска­ле, на высоте 3120 м у пещеры, где медитировал гуру Ринпоче в VIII веке. Именно Ринпоче приписывают основную роль в распространении буддизма в Бутане.

Как доехать: Aeroflot до Дели, 6 часов, от 27 000 руб. Далее Drukair до Паро, 4 часа, от $315.
 

Где остановитьсяUma by COMO, Paro, +975 8 27 1597, от $600.
 

Маршрут: путь к «Гнезду тигра» с северной стороны лежит через плато «Сто тысяч фей» и небольшую деревню и переходит в живописную тропу, идущую сквозь сосновый лес мимо 60-метрового водопада. 

Источник: https://www.gq.ru/travel/article/5-samyh-krasivyh-buddiyskih-hramov/

ТОП-10 буддийских храмов мира

Буддизм в наши дни является одним из самых популярных религиозно-философских течений в мире.

Его исповедуют как умудренные опытом люди, так и молодежь, привлекаемая невероятной эстетикой и возможностью прикоснуться к сакральным знаниям, передающимся из поколения в поколение многие сотни лет. Буддизм зародился в 5 веке до н.э. на территории современной Индии.

Учение, основанное Сиддхартхой Гаутамой, более известным под именем Будда, предлагает своим последователям достичь нирваны, оставив страдания и цикл перерождения. По некоторым подсчетам, число буддистов во всем мире достигает 500 миллионов.

Естественно, что для такого количества верующих необходимо соответствующее количество храмов. Некоторые из них более популярны, чем другие. Мы собрали подборку самых известных буддийских храмов.

Храм Хэинса, Южная Корея

Храм отражения в спокойном море (вдумайтесь, какое прекрасное название!) является одной из важнейших святынь Южной Кореи. Здесь хранится интересный артефакт — Трипитака Кореана. Это 80 табличек, содержащих мудрость буддизма. Храм построен в 802 году, но до наших дней дошла его реконструкция, созданная в 19-м веке, так как ему пришлось пережить масштабный пожар.

Ват Арун, Таиланд

Расположенный на западной стороне реки Чапхрая, храмовый комплекс входит в число архитектурных жемчужин Сиама.

Центральным зданием Храма Солнечного Восхода является 79-метровая пагода, искрящаяся на солнце разными цветами. Несмотря на свое название, Ват Арун лучше всего наблюдать в лучах заходящего солнца.

Храм является архитектурным представлением горы Меру, считающейся центром Вселенной в буддийской космологии.

10 самых известных храмов Азии

Пха Это Луанг, Лаос

Храм, носящий имя «Великая ступа в Лао» — один из самых почитаемых в Лаосе. Он находится в Вьентьяне и представляет собой ступу с несколькими террасами, символизирующими уровни духовного просветления в буддизме.

Низший уровень -материальная жизнь, высший — мир небытия. Храм построен в 16 веке на развалинах кхмерского святилища. В 1828 году он значительно пострадал после сиамского вторжения и был восстановлен французами в 1931 году.

ТОП-10 триумфальных арок

Джокханг, Тибет

Говоря о буддизме, нельзя не вспомнить Тибет — страну, пронизанную духовной мудростью этого учения.

Лхаса — центр не только Тибета, но и всего тибетского буддизма, привлекающий ежегодно тысячи паломников со всего мира. Храм был построен королем Сонгцэн Гампо в 7-м веке.

Монголы, напавшие на Лхасу, разоряли его несколько раз, но оставили здание не тронутым. Сегодня храмовый комплекс занимает территорию более 25 000 кв. метров.

10 потрясающих буддийских монастырей

Храм Тодай дзи, Япония

«Великий восточный храм» в Нара — это один из самых необычных буддийских храмов Японии и самый крупный храм в мире, состоящий из дерева.

Он построен в 8-м веке императором Сёму в качестве главного храма, однако с тех времен сохранилось мало что.

Он состоит из комплекса пагод и различных построек и окружен парком, в котором живут священные олени, не боящиеся людей. Здесь также находится одна из самых больших статуи Будды в Японии.

10 самых сказочных замков мира

Боднатх, Непал

Расположенный в пригороде Катманду храм Боднатх известен во всем мире тем, что является самой большой ступой. Его окружают монастыри различных школ и течений буддизма, и все, кто в них проживает, приходят на поклонение в Боднатх.

Ступа построена в 6-м веке (первая версия разрушена монголами и восстановлена в 14-м веке) и с тех пор занимает место главной святыни Непала. Глаз Будды, расположенный на ступе, является одним из самых известных изображений подобного рода.

Ступа даже «засветилась» в фильме европейского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда».

Храм Махабодхи, Индия

Храм Махабодхи (Великого Просвещения) представляет собой буддийскую ступу, расположенную в Бодхгае.

В главном комплексе находится редчайшая святыня — дерево Бодхи, выросшее от того самого дерева, под которым Гаутама Будда достиг просветления. Считается, что храм был заложен через 250 лет после того, как Будда достиг просветления.

Храм датируется 5-6 веками и восстановлен в 19 веке англичанами, действующими от имени Британского археологического сообщества.

10 самых красивых дворцов в мире

Пагода Шведагон, Мьянма

Позолоченная ступа высотой 98 метров расположена в Янгоне, бывшей столице Мьянмы. С чего началась история храма практически неизвестно. Считается, что пагода построена в период Баган, в период 6-10 веков.

Помимо основной ступы здесь расположены ступы поменьше, а также храм является местом хранения 4-х артефактов: волос Гаутамы Будды, кусочка ткани из туники Кассапы, посоха Какусандхи и водяного фильтра Конагаманы.

10 самых известных статуй Будды

Паган, Мьянма

Древний город Паган — столица царства, располагавшегося здесь задолго до Мьянмы.

Царство было разрушено монголами в 1287 году, однако от него остались бесчисленные руины и прекрасные храмы, которые сейчас являются популярным местом паломничества верующих со всей Азии.

Удивительные храмы содержат статуи Будд, пещеры, фрески. В самых значимых из них, Швезигон и Локананда Чаун, хранятся зубы Будды.

Боробудур, Индонезия

Громадная ступа Боробудур и храмовый комплекс находятся на острове Ява, в 40 км к северо-западу от Джокьякарты. Это самый крупный из известных буддийский храм в мире. Он строился около 75 лет, в 8-м и 9-м веках царства Сайлендра.

Громадная ступа темно-серого цвета состоит из 2 миллионов каменных блоков. Храм был оставлен в 14-м веке по загадочным причинам. Сотни лет он был покрыт вулканическим пеплом и прятался в джунглях. Сейчас это популярный туристический объект.

Источник: http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html

10 удивительных снимков невероятного тибетского монастыря 21 века

Пишет блогер Владимир Жога:

Я по Тибету поездил немало и местных монастырей и храмов посетил не один десяток, от самых древних до самых больших и знаменитых.

Но такого крутого и роскошного тибетского монастыря, как тот, что я посетил в Непале, я не видел нигде! Это некая смесь классической тибетской культуры и безграничного финансирования от щедрых спонсоров — золото, блеск и роскошь вперемешку с классическим тибетским буддизмом и монахами в привычных темно-красных робах.

https://www.youtube.com/watch?v=d4yLAcorXUQ

Хоть я и не сторонник буддийской роскоши, но признаюсь честно — архитектурно монастырь построен безупречно и там есть на что посмотреть!

Недалеко от Катманду есть местечко, не знаю то ли город, то ли район, то ли еще что-то, но называется это место Дакшинкали, так же, как и один очень известный храм, расположенный неподалеку. И вот в этом самом Дакшинкали построены новые и современные буддийские тибетские монастыри.

Их тут уже 3 или 4, и стройка продолжается. Видимо, природная красота Гималаев и находящаяся неподалеку пещера Падмасамбхавы придают особую святость этому месту, и оно идеально подходит для обучения современных тибетских буддистов.

А место и вправду шикарное!!! И всего-то в получасе езды от шумного и пыльного Катманду.

Все монастыри здесь действующие, в них живут и обучаются самые настоящие тибетские монахи. Это что-то вроде религиозных школ-интернатов, куда буддисты отдают своих детей на обучение и воспитание.

Монастыри построены на спонсорские деньги непальских магнатов, и обучение для местных здесь бесплатное.

А вот иностранным паломникам (которых тут тоже немало) придется немного заплатить за познание тибетских истин.

Я побывал в одном из дакшинкальских монастырей и сейчас покажу, как он выглядит снаружи и главное — внутри!

Как я уже говорил, монастыри принимают паломников со всего света. Для них построены специальные «покои», которые ничуть не хуже хорошего 3-х звездного отеля.

Здесь можно снять комнату и просто переночевать в святом месте, причем не обязательно быть монахом и даже буддистом.

Можно быть просто туристом, принимают всех! Единственный недостаток монастырского «отеля» — еда здесь очень простая и абсолютно вегетарианская.

А вот уже «кельи» монахов. Неплохо для монастыря, правда? Или вы думали, что тибетские монахи спят в пещерах на соломенных подстилках?

Но это еще ягодки…. Давайте заглянем внутрь, вот где по-настоящему круто!

Знаете, я уже 3-й раз приезжаю в Тибет, но такой роскоши я не видел еще ни в одном тибетском храме!!! Столько золота! Столько бабла!!! Столько шика и столько блеска!!!

И это не музей, и не дворец Далай-ламы (который внутри на порядок скромнее), а просто обычный монастырь, выполненный по всем канонам тибетского храмостроения. Будды, бодхисатвы, «трон» ламы, большой ритуальный барабан, мандала на потолке, лавки для монахов, буддийские росписи на стенах… все как и должно быть в тибетском храме.

Но хоть убейте — не сочетается у меня вся эта роскошь и Тибет. Нет, я ничего не имею против красоты, но все же тибетский храм должен быть чуточку скромнее. Но, видимо, олигарх, который построил этот монастырь, думает по-другому. И получился такой вот показательный тибетский монастырь XXI века!!! Красивый, роскошный и при этом вроде бы даже буддийский.

Конечно, это все очень и очень красиво, но, как по мне, настоящий тибетский храм должен выглядеть немного иначе…

Фотографии и текст — Источник

Источник: http://travelask.ru/blog/posts/8750-tibetskiy-monastyr-xxi-veka

Буддистские храмы и монастыри: фото + описание

Хотите узнать о самых красивых буддистских храмам и монастырях? Одни приходят сюда молиться. Другие — восхищенно вертеть головой по сторонам и без остановки щелкать фотоаппаратом. Рамблер. Путешествия рассказывают о 10 самых интересных буддистских храмов в мире.

Буддистский Храм Истины, Паттайя, Таиланд

Недостроенный паттайский храм иногда называют тайскими «Кижами» — так впечатляет это деревянное сооружение, построенное «без единого гвоздя».

Читайте также:  Дзогчен - что это такое? кратко о тибетском буддийском учении

По периметру его украшают витиеватые резные детали: всевозможные будды, животные, демоны и цари.

Строительные работы не прекращаются ни на день, и тем интереснее выходит экскурсия по этому месту: можно увидеть, как на ваших глазах создают настоящий шедевр.

Буддистский монастырь Золотая ступа, Вьентьян, Лаос

Золотую ступу легко увидеть из любой точки в центре столицы Лаоса.

Тут она стоит с 1566 года и поражает путешественников именно внешним видом: свежая штукатурка, горящая позолота — как будто выстроили ее всего с десяток лет назад.

На самом деле, ухоженный вид — заслуга прилежных монахов, вот уже почти пять веков ухаживающих за Золотой ступой. Их рвение понятно: монастырь остается главной святыней страны, в которой хранится волос Будды.

Храм Изумрудного Будды, Бангкок, Таиланд

Храм Изумрудного Будды — один из самых известных в столице Таиланда. Здесь находится небольшая — всего 66 сантиметров высотой — статуэтка, которая, правда, сделана она из жадеита, а не изумруда.

Считается, что изготовили ее в 43 году до нашей эры, потом она попала в Лаос, а затем, в конце XVIII века, — в Таиланд, где стала главной национальной святыней.

Храм расположен на территории Большого дворца — по соседству с Королевской резиденцией.

Буддистский храм Боднатх, Катманду, Непал

Боднатх считается символом Катманду и самой знаменитой ступой в мире. Она была построена в III веке на торговом пути, связывавшем Лхасу со столицей Непала. Здесь молились те, кто ступал на опасный путь через Гималаи, и те, кто благополучно его прошёл.

Ступа представляет собой мандалу. Ее основание символизирует землю, куполообразная часть — воду, шпиль и его 13 ступеней — огонь, а зонтик — воздух. Завершает сложную конструкцию наконечник, обозначающий эфир.

С квадратного основания шпиля в четыре стороны света смотрят знаменитые «всевидящие глаза Будды».

Храм Боробудур, Ява, Индонезия

Боробудур называют учебником буддизма в камне: сооружение состоит из девяти платформ и насчитывает 2672 барельефа. На его «чтение» уйдет уйма времени: площадь сооружения занимает почти 5 км, при его строительстве было израсходовано два млн кирпичей, тысячи декорированных панелей и около 500 статуй сидящих Будд.

Правда, посмотреть на эту восьмиступенчатую пирамиду — гигантскую мандалу — приходят не только туристы. Боробудур до сих пор является центром притяжения буддистов со всего мира. Паломники обязаны пройти семь раз по часовой стрелке на каждом уровне и обязательно прикоснуться к статуям Будд на верхнем ярусе.

Говорят, это приносит счастье.

Ват Ронг Кхун, Чианг Рай, Таиланд

Туристы называют этот религиозный комплекс новым чудом света, сравнивают с изящным Тадж‑Махалом и творениями Гауди. Он действительно невероятный: художник Чалермчаю Коситпипат создал его в нетрадиционной буддистской манере, с использованием белого мрамора и зеркальной мозаики. «Начинка» Ват Ронг Кхуна поражает не меньше.

Вместо привычных религиозных фресок на стенах храма можно увидеть стилизованное изображение нью‑йоркских башен‑близнецов, куда врезаются самолеты, Аватара, Человека‑паука, Супермена и других героев современного кино. Весной 2014 года храм сильно пострадал от землетрясения.

Однако Коситпипат пообещал, что Ват Ронг Кхун будет полностью восстановлен.

Буддистский храм Ват Арун, Бангкок, Таиланд

На самом деле, религиозное сооружение носит труднопроизносимое имя Wat Arunratchawararam Ratchaworamahavihara, которое сами тайцы для простоты сократили до Ват Аруна или храма Бога утренней зари.

Сооружение стоит на берегу реки Чаопрайи и оправдывает свое название: на восходе солнца оно выглядит особенно фотогенично. Главная постройка тут — 80-метровая ступа — самая высокая во всем Таиланде.

На ее верхнем ярусе оборудована смотровая площадка, с которой открывается фантастическая панорама Бангкока.

Храм Неба, Пекин, Китай

Храм Неба считается крупнейшим в Пекине: его площадь составляет 273 га, что в три раза больше территории Запретного города. Он был построен для китайских императоров в 1420 году. Именно сюда правители приходили дважды за год, чтобы поклониться Небесам.

Сейчас почувствовать небо на земле может каждый желающий — вход в храм свободный. От этого сооружения дорога ведет к главному объекту комплекса — Храму Урожая Циняньдянь.

Это единственный круглый храм в Пекине — средневековые китайцы верили, что небо круглое, а земля квадратная.

Ангкор‑Ват, Ангкор, Камбоджа

Ангкор‑Ват носит титул самого большого храмового сооружения в мире, посвященного богу Вишну. К тому же он является самым популярным в Камбодже. Три зубчатые башни храма давно стали символом страны.

В 1863 году силуэт Ангкор‑Вата появился на государственном флаге королевства, а сейчас его шлепают на свои логотипы все кому не лень — от производителей пива до владельцев придорожных пиццерий.

Ушлые кхмеры давно смекнули: товары с «трезубцем» иностранцы покупают охотнее всех прочих.

Буддистский храмовый комплекс Шведагон, Янгон, Мьянма

98-метровую ступу в Янгоне сложно не заметить и не услышать: она покрыта сусальным золотом, купол украшен драгоценными камнями, а к шпилю подвешены колокольчики, которые «поют» на ветру. Шведагон считается крупнейшим храмовым комплексом Бирмы.

Он занимает более 5 га земли, а кроме самой ступы здесь находятся несколько храмов и несчетное количество скульптур.

Комплекс остается и самым почитаемым в Мьянме: под пагодой хранится чашка от первого Будды, часть туники — от второго, посох — от третьего и восемь волос Гаутамы.

2 октября 2015 г. 11:50

Источник: https://travel.rambler.ru/article/2272/

Монастырь Гьюмед: сокровищница традиций тибетского буддизма

Старинный монастырь Гьюмед – один из наиболее необычных монастырей Тибета, обладающий уникальными традициями и удивительной историей. Впервые возник он ещё в 1433 г.

на юге Лхасы, а целью его создания стало сохранение и передача будущим поколениям тантрических учений и реликвий великого ламы Цонкапа.

Несколько позже монастырь был перенесён в северную часть Лхасы, где, согласно древнему тибетскому предсказанию, должен был возникнуть наиболее почитаемый тантрический монастырь Тибета.

«Странствующий» тибетский монастырь

Монастырь Гьюмед – одна из наиболее древнейших и почитаемых буддийских школ Тибета. Здесь вот уже несколько веков бережно хранят и передают новым поколениям давние традиции и духовные практики тибетского буддизма. Интересная особенность Гьюмеда в том, что вплоть до 1959 г.

монахи этого тибетского храма не проживали в его стенах, а странствовали по всей стране, проводя свои ритуалы в различных уголках Тибета, и прославились как обладающие поистине чудодейственной силой своих таинственных обрядов.

Именно поэтому монахов монастыря Гьюмед постоянно куда-то приглашали: то в одно, то в иное поселение.

Всё это способствовало тому, что в итоге во многих уголках Тибета появлялись небольшие храмы таких монахов, где хранились ритуальные принадлежности и некоторые реликвии, и именно поэтому монастырь Гьюмед издавна называли «странствующим храмом».

В скитаниях в поисках просветления

Согласно правилам монастыря, ученики должны были провести в странствиях первые 5 лет обучения, чтобы научиться ни к чему не привязываться. Они постоянно кочевали из одного места в иное, но исключительно по тем городам, которые должны были посещать.

Места были избраны не случайно: в каждом хранилась некая реликвия, в каждом можно было постичь какую-то специфическую духовную практику. Такие паломничества осуществлялись как в группах, так и поодиночке, а скитающиеся аскеты питались за счёт подаяний.

У каждого монаха храма по сей день с собой всегда есть чёрная чаша, которая как раз и предназначена специально для подаяний. Для такой чаши монах сам шьёт чехол и, не смотря на строгость правил и суровую аскету, может его украшать на свой вкус.

Во время великих церемоний, когда перед каждым монахом лежит такой свой оригинальный мешочек, можно полюбоваться в особенности впечатляющим зрелищем: множеством ярких красок и особой роскошью на фоне общей простоты.

Монастырь ГьюмедМонастырь ГьюмедМонастырь ГьюмедМонастырь Гьюмед

Новый Гьюмед в Индии

В 1959 г., когда буддисты попали в немилость правящих властей, Далай-лама покинул Тибет, а вместе с ним в путь отправились 150 монахов из монастыря Гьюмед. Пристанище они нашли в Индии, в штате Карнатака, где в 1972 г. беглым тибетским монахам даже выделили земельный участок для возведения нового храма Гьюмед.

Перемена высокогорного климата Тибета на тропические жары Индии погубила немало монахов. Те, кто выжил, стали самыми почитаемыми людьми монастыря, ведь именно от них теперь зависит дальнейшая судьба традиций тибетского буддизма: возможность сохранения традиций и передача знаний следующим поколениям.

Тибетский монастырь-университет

Обучение в монастыре Гьюмед всегда считалось особой честью. В Тибете желающим попасть на обучение именно в этот храм приходилось длительное время ожидать появления свободного места. В Индии каждый желающий обучаться в стенах Гьюмеда стал на вес золота.

Учеников в особенности ценят, ведь благодаря им не исчезнут с лица земли давние традиции тибетских буддистов. Именно в Индии монахам Гьюмеда пришлось отказаться от традиции странствий.

Все ритуалы, которые послушники проходили за годы странствий в Тибете, здесь осуществляются в стенах храма.

Гьюмед – это типичный восточный монастырь-университет: место, где не только осваивают духовные практики, но и получают многие знания. Монахом этой обители можно стать с детских лет.

Здесь встречается немало послушников в возрасте 8-10 лет, а родители считают высшей наградой, если ребёнок пожелает стать на такой путь с ранних лет.

В стенах монастыря царит жесточайшая дисциплина: монахи соблюдают установленные строгие правила, учатся преодолевать любые препятствия и изучают методы достижения просветления, что включает углублённое изучение тантры.

Монастырь ГьюмедМонастырь ГьюмедМонастырь ГьюмедМонастырь Гьюмед

Уникальное пение монахов Гьюмеда

Пение – одна из неотъемлемых традиций тибетского буддизма, которой в особенности знамениты монахи Гьюмеда. В стенах этого тибетского храма обучают особому виду обертонного пения, которому больше нигде не учат.

Это ещё одна из особенностей этой «путешествующей» тибетской святыни. Называют это особое пение гюке. Это особая гордость монахов Гьюмеда и высшая вершина мастерства в искусстве тибетского гортанного пения.

Одна из старинных тибетских легенд гласит, что основателю монастыря приснился сон об особом звукоизвлечении, и именно это послужило причиной для возникновения храма. Искусство необычного обертонного пения настолько непросто, что на сегодняшний день из 550 монахов храма им в совершенстве в чистом виде владеют лишь единицы, остальные же используют смешанные техники.

Для разработки связок монахи Гьюмеда издавна использовали довольно сложный ритуал.

Каждое утро монах брал кусок сырого мяса, привязывал его за крепкую нить и проглатывал, а затем при помощи нити вытаскивал из горла и вновь проглатывал, повторяя такой довольно опасный приём много раз.

В результате таких непростых практик связки приобретали особую пластичность и выносливость. Но далеко не всем удаётся осилить это непростое искусство, и нередко монахи срывают голос, до конца дней оставаясь сиплыми и говорящими лишь шёпотом.

Сами монахи Гьюмеда называют своё пение именем божества, победившего смерть, чей голос сравнивают с рокотом сходящей с горы лавины.

В действительности же, сложно найти слова, чтобы хоть как-то отобразить сущность этого особого пения: всяческие метафоры тут оказываются бессильными.

Вряд ли даже сами монахи смогут чётко пояснить, как им удаётся добиться такого неординарного звучания, которое вселяет в сердца тех, кто слышит эти уникальные звуки, особый трепет и веру.

Особых таинственных знаний, касающихся этого пения, нет, но каждый монах Гьюмеда обязан его освоить. Особую роль здесь играет взаимодействие учителя с учеником. Обладающий высоким мастерством такого пения учитель способен на энергетическом уровне передавать свои навыки ученику.

Расслабленное тело, свободное дыхание и медитативное сознание – именно то, что помогает освоить стиль тантрического гортанного пения, которое само по себе служит монахам Гьюмеда особой формой медитации.

При исполнении такого пения монахи при помощи двух камушков отстукивают ритм, и считается, что это в особенности радует богов.

Истинные носители тибетской культуры

Гьюмед и в Индии остаётся всё той же высокочтимой святыней, славой которой в былые времена этот храм обладал на просторах Тибета. Это удивительная неиссякаемая сокровищница духовных практик тибетского буддизма. В течение года в монастыре проводится немало ритуально-обрядовых церемоний различной сложности и длительности.

В последние годы тибетских монахов индийского Гьюмеда нередко приглашаются в разные страны мира для проведения их неординарных тантрических ритуалов, и они отправляются туда, где их ждут. Как и в былые времена, монахи Гьюмеда вновь обретают возможность путешествовать, неся пользу другим и распространяя культуру Тибета далеко за его пределы.

Источник: http://sweeteast.com/en/monastir-qyumed-tibet/

Тибетские монастыри

Монастыри Тибета появились вследствие стремления многочисленных отшельников вести духовную жизнь вне общества потребления, но в близком по настроению сообществе.

Первым основателем буддистской общины монахов стал Принц Сиддхартха Гаутама, который, отказавшись от богатства бренного мира, уединился в поисках просветления.

Тибетские монахи во всех буддийских странах принимают активное участие в жизни общества: проводят проповеди, рассказывают о своем учении интересующейся публике – вот почему, тибетские монастыри, по сегодняшний день играют весьма важную роль в буддийском обществе верующих.

Монастырь Джоканг, что в переводе означает «Дом Господа», – самое важное и священное место Тибета, куда каждый день стекаются многочисленные толпы не только тибетских паломников, но и обычных туристов, желающих познакомиться с религиозной культурой страны. В этом монастыре каждый год проводят Фестиваль Великой молитвы и обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы.

Читайте также:  Почему китайцы едят палочками - обычаи поднебесной

С 2000 года, монастырь Джоканг вошел в обширный список всемирного наследия ЮНЕСКО. О создании данного тибетского монастыря ходит легенда: когда принцесса Бхрикути искала место, где возвести храм, она использовала знания о фэн-шуй, только все, возведенные ей здания, разрушались.

После нескольких неудачных попыток, она попросила совета у мудрого царя Вэнь Чэн, который сказал, что храм должен быть возведен в центре озера. То озеро, было местом обитания – «демоницы». И для начала, было необходимо разобраться с ней: пригвоздив к земле, обезвредить ее. Сделать это, было возможно, заполнив озеро почвой, которую должны привезти с гор, тысячи коз.

Возведенный храм получил название – «Ра-Са-Впрул-Снанг», причем «ра», в переводе – «коза», «са» – «земля». Таким образом, была увековечена память этих коз. Вокруг храма быстро вырос город «Лхаса» – «Святая земля». Здание тибетского монастыря Джоканг – массивное и состоит из четырех этажей.

У него открытая крыша, которую венчает пара золотых ланей и колесо дхармы – это самые первые и ранние буддистские символы. В основном постройки относятся к седьмому столетию, но они были реконструированы в семнадцатом веке, в период правления Далай-ламы Пятого. Росписи и многочисленные статуи, в большинстве своем, были созданы в восемнадцатом-девятнадцатом веках.

Данный монастырь был значительно поврежден в период монгольского вторжения, а также в 1959 году, во время оккупации Тибета Китаем. После китайской культурной революции, произошедшей в период с 1966 по 1976 годы, в храме разместился свинарник, другие строения отдали под казармы китайских солдат, разжигавших костры для обогрева древними тибетскими писаниями.

Сегодня, храмовый комплекс занимает двадцать пять тысяч квадратных метров. В его архитектуре прослеживаются стили разных восточных стран: Тибета, Индии, Китая, Непала. Здание подразделяется на несколько залов и алтарей. Посредством темных лабиринтов залы храма соединены с помещениями часовен, которые посвящены различным буддистским богам и Бодхисаттвам.

В основном зале размещена огромная статуя – «Будды Шакьямуни» – «Исполняющего желания». Это наиболее почитаемая в тибетском буддизме статуя, которая изображает Будду в возрасте двенадцати лет, в натуральный рост – полтора метра. Статую, в 641 году привезли из Индии: она была частью приданого китайской принцессы Вэнь Чэн.

Эта красивейшая статуя изготовлена из золота, серебра и украшена драгоценными камнями. Будда стоит рядом с царем Сонгцен Гампо и двумя его женами: принцессой Вэнь Чэн – китаянкой и принцессой Бхрикути – непалкой, которые поспособствовали распространению религии буддизма в Тибете.

Третий этаж занимает женская статуя – Палден Лхамо, являющаяся единственным женским божеством в группе Восьми Защитников Дхармы, а также, это главная защитница Лхасы, которая, дабы закончить длительную военную кампанию мужа, убила собственного ребенка. Джоканг – привлекает к себе приверженцев любых школ тибетского буддизма.

Если вам интересны религиозные обряды буддистов, то придите сюда пораньше, чтобы понаблюдать за молитвами паломников, а затем рассмотрите чудесные храмовые интерьеры. Поднявшись на открытую крышу, полюбуйтесь прекрасными видами города Лхасы и на величественный дворец Потала. Монастырь Джоканг, верующие посещают с восьми утра до половины двенадцатого дня, затем с этого времени и до половины шестого вечера, его могут посещать туристы. Вход стоит – 70 юаней, примерно восемь евро, отдельно оплачивается разрешение на произведение фото-и видеосъемки – 90 юаней.

Монастырь Сэра в Тибете – находится в городе Лхаса. Это крупнейший буддийский монастырь мира. В давние годы тут находился один из трех тибетских монастырей от университета буддизма Тибета – «Школы Гелугпа», где жили более пяти тысяч монахов. Но, когда Китай вторгся на территорию Тибета, от того огромного числа, осталось только несколько сотен монахов.

Восстановительные работы в монастыре продолжаются по сей день. Что касается истории этого монастыря: его построил ученик Чже Цонкапы Сакья Еши, это было в 1414 году. Название «Сэра» обитель получила благодаря обильно цветущим диким розам вокруг. «Сэра», в переводе с тибетского языка – «Шиповник».

Монастырский комплекс – просто огромен: его площадь сто пятнадцать тысяч квадратных метров. Основными зданиями монастыря являются: «Кокен» – «зал», «Цхаканг» – «колледж», «Камсун» – «общежитие». Зал Кокен был возведен в 1710 году: это здание из четырех этажей, где проходят различные религиозные буддистские церемонии.

Здание занимает площадь в две тысячи квадратных метров, крышу его поддерживают сто двадцать пять столбов, они имеют разную высоту. При Зале Кокен имеется пять часовен: «Майтрея», «Шакьямуни», «Аархаты», «Цонкапы», «Гуань-инь». Цхаканг служит ареной для монахов, которые изучают буддийскую классику.

При монастыре Сэра находятся три колледжа: «Ме Цхаканг», «Йо Цхаканг», «Нгаба Цхаканг». Самым старым, является – «Ме Цхаканг», который построили в 1419 году при правлении династии Мин. Тут очень хорошо сохранились древние фрески. А в «Йо Цхаканг» можно увидеть известное тибетское изображение «Хаягривы».

Колледж «Нгаба Цхаканг» – это маленькое, новое здание, и место поклонения основателю этого монастыря. В общежитие – «Камсун», монахи принимают пищу и спят. Тут расположены библиотеки, чайные домики.

Монастырь Сэра привлекает туристов древними религиозными достопримечательностями: буддистскими ступами, удивительными статуями, красивыми фресками, старинными священными Писаниями, которые были написаны золотым порошком. В августе, тут проходит Фестиваль Шотон, который посвящается поклонению Будде: на очень зрелищную и красочную церемонию, съезжаются туристы со всего мира. Монастырь Сэра туристы могут посетить с девяти утра до половины седьмого вечера. Вход стоит двадцать пять юаней.

Монастырь Ташилхунпо в Тибете – расположен в городе Шигадзе, прямо у подножия высокой горы Дролмари. Тут находится один из шести монастырей «Школы Гелугпа» и резиденция Панчен-ламы. Монастырь Ташилхунпо основал в 1447 году первый Далай-лама – племянник и ученик известного философа буддизма – Дже Цонкапы.

В 1791 году на этот монастырь напали и разграбили непальские гуркхами, затем их вытеснили китайцы. В период расцвета, при монастыре жило около четырех тысяч монахов. В 1960 году монастырь был осажден китайскими войсками, а живший тут Панчен-лама Десятый, был брошен в тюрьму на девять лет, за критику оккупации Китая.

Сегодня, тибетский монастырь Ташилхунпо – популярный туристический центр. Тут до сих пор стоит стена, которую возводил еще самый первый Далай-лама, в далеком, 1468 году. Ежегодно, в дни, приходящиеся на 14, 15, 16 мая, по тибетскому календарю, на этой стене появляется крупное изображение Будды.

В одной из часовен находится крупнейшая статуя – «Сидящий Будда Майтрея» – высотой, почти двадцать семь метров. Статую украшают драгоценные камни и металлы. Над ней, тысяча мастеров, трудились более девяти лет. А еще, в монастыре находится ступа с захоронением Панчен-ламы Десятого.

Ее покрывает шестьсот пятнадцать килограммов чистого золота и украшают драгоценные камни. Рядом с ней стоит Дворец Панчен-ламы, к сожалению, закрытый для посещений широкой публикой. Восточнее этого дворца находится ступа с захоронением Панчен-ламы Четвертого, тоже покрытая золотом и серебром.

Посетить монастырь можно ежедневно: с восьми утра до двенадцати дня и с двух дня до четырех вечера.

Монастырь Ронгбук в Тибете – находится на высоте в пять тысяч сто метров в северной части Гималаев, являясь священным порогом по пути к высочайшей вершине мира и крайнему пределу человечества, за которым лишь вечные ледники. Монастырь стоит у подножия горы Эверест, но на Тибете, эту гору зовут – «Джомолунгма», в переводе – «Божественная Мать Земли».

Ронгбук основал в 1902 году, лама Ньингмапа. В эти священные для буддистов места, издавна стекались для уединения и медитаций монахи. Они строили тут незамысловатые хижины. Путь к этой долине усеян камнями, на которых выгравированы мантры и священные знаки.

Основатель монастыря Ронгбук – лама Цатул Ринпоче был очень мудрым человеком, пользующийся непререкаемым авторитетом среди тибетцев. Несмотря на то, что он считал первых альпинистов, стремящихся покорить Эверест – «еретиками», он давал им кров и делился мясом и чаем, молясь об их скором просветлении.

Монастырь Ронгбук полностью разрушился в 1974 году, все что из него удалось отправить на хранение: казну, старинные книги, религиозные костюмы, сгорело в пожаре, случившемся в 1989 году, в Тьянгбоче. В 1983 году начались ремонтные работы по восстановлению этого тибетского монастыря, были созданы новые фрески. На сегодняшний день, из пяти этажей здания, используются – два.

В основном молитвенном зале располагаются статуи Шакьямуни и Геру Ринпоче. Внутренние стены прекрасно украшает великолепная роспись. Около основного здания стоит круглая гробница – это ковчег, имеющий глубокий религиозный смысл, он отмечен знаками Солнца и Луны – символов света учения Будды. В данном монастыре проживают как монахи, так и монахини.

15 апреля, согласно, тибетского календаря, тут стартует Фестиваль Сака Дава – яркий и красочный праздник танца, приуроченный к Дню рождения Шакьямуни. Этот праздник идет в течение трех дней. Монахи, обряженные в яркие маски, кружат в танце, под ритмичные громовые звуки, исходящие из длинных тибетских труб.

Это шумное зрелище влечет в Тибет сотни посетителей, рассаживающихся для наблюдения за церемонией вдоль нескольких уровней многоярусных, плоских монастырских крыш. Еще один буддистский праздник, который отмечают в монастыре Ронгбук, приходится на двадцать девятый день двенадцатого месяца тибетского календаря.

Священную церемонию проводят, чтобы успокоить духи и блуждающие призраки. Монахи также надевают маски и танцуют, разыгрывая сцены во время проведения торжественной церемонии. Рядом с монастырем есть гостиница и небольшой ресторанчик, там можно остановиться на несколько дней, чтобы лучше узнать буддистскую культуру Тибета и его религиозные традиции.

Тибетские монастыри – древние хранители богатой культуры страны, ее религии. Они являются объединяющим многочисленные религиозные течения звеном. Поэтому, если хотите познакомиться с этой древней и загадочной горной страной поближе, то обязательно посетите самые важные монастыри Тибета.

Источник: http://puteshestvie.net/sights/348-tibetskie-monastyri.html

Тибетская шкатулка. Храмы Тибета

Очередная лекция Тамары Илюхиной из серии «Тибетская шкатулка» про тибетские храмы, как всегда, заворожила.

Все-таки, удивительно – не тот Тибет, который – эзотерика, Падмасамбхава с его практиками на древних кладбищах и битвами с даками и дакинями, не тантрический буддизм с его загадками, а тот Тибет, который живет в одном мире с нами, завораживает сильнее всегоJ

Мы любуемся старыми тибетскими храмами, гармонично вписанными в окружающие горы и ставшие как бы их частью – уходящие вверх ярусами, с наклоненными внутрь стенами, массивными снизу, и плоскими глинобитными крышами.

И надо всем этим парят многочисленные пологи и занавеси, китайские крыши с загнутыми вверх краями, позолоченные цилиндры и цилиндры многоярусных складок тканей, нити и трезубцы, диковинные животные.

Созданные человеком «горы» смотрят на мир окаймленными широкими черными полосами окнами и красуются разноцветными узорчатыми фризами.

Необычные и странные для нас украшения и их элементы–символы целой философской системы, покорившей значительную часть мира.

Колесо Учения с восемью спицами, с двух сторон окруженное ланями (оленями) – важнейший символ буддизма.

Сам процесс «дать учение» – поворот Колеса, восемь спиц – восемь Благородных истин, а внимание Учеников к этому Учению должно быть аналогичным вниманию диких оленей к звукам в лесу. Олени также намекают на проповедь Будды в Оленьем парке.

Этот символ встречается на крышах тибетских храмов, на фасадах, на воротах и дверях, может быть вышит на многочисленных занавесях и пологах.

Крыши тибетских храмов, кроме колеса и оленей, украшены несколькими видами украшений, также символичными.

Один из видов, годзира (слово, как и само украшение, позаимствовано из Индии), представляет собой пирамиду, вверху которой – шар, символизирующий драгоценность, или Дхьяни-Будду Ратнасамбхаву (“Тот [от которого] возникают драгоценности”), ниже – сосуд, символизирующий Дхьяни-Будду Ахшобью, под ним – Лотос, символизирующий Дхьяни-Будду Амитабху , потом – колокол, символизирующий Дхьяни-Будду Амогхасиддхи, а под ним -Колесо, символизирующее Дхьяни-Будду Вайрочану. Таким образом, годзира символизирует все пять начал, пять сторон света, пять стихий…

Читайте также:  Буддизм на алтае - как он возникал и развивался в этом регионе

Еще один вид украшения – Гьялцен(дословно – стяг победы) – массивный цилиндр, может быть каменным, сделанным как обшитый листовым металлом деревянный каркас, или каркас, задрапированный тканью в несколько ярусов. Символизирует победу в стяжании добродетелей.

Еще одно украшение, символизирующее победу – туб – представляет собой цилиндр из длинных черных нитей, увенчанный трезубцем. Нити символизируют волосы побежденных в философских дебатах соперников.

Углы крыш охраняют мифические животные – Макара (Чусин), с головой крокодила, хоботом слона, чешуйчатым телом и львиными лапами. Индийские макары символизируют дикую, победоносную природу, в данном случае дарующую защиту.

Среди украшений также одно из самых известных – Лик Славы, ли Лик Величия, символ мужества и преданности, Киртимукха, которого, по легенде, сам Шива «назначил» вечно охранять жилища и, особенно, храмы.

Внутри храмы украшены богатой росписью и многочисленными гирляндами и молитвенными шарфами пяти цветов – цветов пяти Дхъяни-Будд. Храм, как правил, имеет прямоугольную форму с двумя рядами колонн, колонны, как правило, деревянные, и установлены так, чтобы при необходимости можно было каждую легко заменить. Верх колонны также украшен росписью и имеет форму «лапа тигра».

Для росписи существуют строгие каноны, каждый ряд фриза или окаймления двери или окна имеет свое название и свой определенный узор.

При входе в храм наиболее часто встречаются четыре вида росписи.

Первый – квадраты с мозаичным узором, в квадраты которого вписаны молитвы.

На втором изображены все шесть миров, в которых обитают и перерождаются люди – Рай, Мир Богов, Мир Полубогов, Асуров, Мир людей, Мир животных, Мир голодных духов, Прета и Адские миры.

В центре колеса изображены три животных, символизирующих основные причины бесконечного перерождения человека в Колесе – Петух (сиволизирует желание обладать), Змея (гнев, желание уничтожить) и Свинья (безразличие, невежество, тупость).

Третий мотив – шесть символов долголетия.

Существует легенда о том, что в некой пещере практиковал великий Бодхисаттва, достиг Просветления, и часть его пещеры чудесным образом наполнилась водой, выросло дерево, туда на водопой начали приходить олени и другие животные, прилетать птицы, и существовало это место в счастье и благодати сотни лет. Символы долголетия – фигура старика, дерево, гора, река, олени, птицы.

Четвертый вид росписи напоминает о необходимости увежения к старшим. Тут изображены герои известной джатаки, рассказанной Буддой монахам, не подумавшим о месте для ночлега для самого старшего из них: «в далеком прошлом у подножия Гималайских гор рос огромный баньян, и жили под его сенью куропатка, заяц, обезьяна и слон.

Относились они друг к другу без всякого почтения.  Но, в конце концов, и они поняли, что жить в согласии лучше, чем в раздоре и решили: «Надо выяснить, кто из нас старший,— того и будем уважать и слушать».

Однажды, когда они все четверо сидели под баньяном, куропатка, заяц и обезьяна спросили слона: «Скажи-ка, братец, каким ты помнишь это баньяновое дерево с того времени, когда впервые осознал себя?» Слон ответил: «Друзья мои, в те времена, когда еще крошечным слоненком я, бывало, прогуливался возле этого баньяна, он был высотой с траву; когда я останавливался над ним, его верхушка как раз доходила мне до пупка. Так вот: я помню это дерево с тех пор, как оно было размером с траву». «Когда я была совсем крошкой,- ответила обезьяна,-  я могла, сидя на земле, рвать и есть плоды, которые росли на самой верхушке баньянчика, для этого мне даже не нужно было вытягивать шеи. Так вот: я помню этот баньян еще совсем маленьким деревцем». «А я зайчонком прятался в его листьях, и я помню этот баньян маленьким кустиком». «Друзья мои! — ответила им куропатка.— Когда-то, давным-давно, росло поблизости огромное баньяновое дерево. Я питалась его плодами, и как-то раз обронила на этом  месте баньяновое зернышко. Из него и выросло потом это дерево. Так что я помню баньян с тех пор, когда его и на свете не было, стало быть, я старше вас всех». Выслушав куропатку, обезьяна, заяц  и слон сказали ей: «Ты и впрямь старшая среди нас, значит, у тебя больше жизненного опыта, и мы будем помогать тебе и словом и делом,  станем следовать твоим наставлениям, ты же отныне веди и учи нас». Куропатка наставила их в мудрости и научила жить в согласии и мире. И все четверо с тех пор оказывали друг другу знаки внимания, уважали друг друга и в речах своих были вежливы. И оттого что поступали так, с окончанием земного срока все четверо оказались в Чистых сферах.»

Также в храме установлены (или, что вернее, живут) многочисленные статуи богов.

Для гневных божеств (которые являются те же самые Просветленные, только в своем яростном аспекте), как правило, выделяется отдельное помещение.

Некоторые известные статуи, танки или другие места для поклонения расположены в относительно труднодоступных местах, куда невозможно попасть, не приложив определенные усилия (нагнуться, проползти и т.д.). В Тибете небезосновательно считается, что на духовном пути обязательно должны быть препятствия.

Очень необычна история старейших буддийских храмов Тибета.

Когда тибетский царь Сонгцен Гампо стал укреплять буддизм в Тибете, он столкнулся с тем, что у него нет ни одной священной статуи Будды. По легендам, когда Будда Шакьямуни вознамерился покинуть этом мир, он согласился оставить свое прижизненное изображение.

Небесный скульптор Вишвакарам был вынужден снять мерки для изваяния с отражения Будды в озере, поскольку у него от благоговения тряслись руки. Но по его меркам из священного сплава из семи металлов были изготовлены четыре статуи, одна из которых попала в Китай, другая – в Непал, а две сохранены в ашрамах Шамбалы.

Тогда Сонгцен Гампо, чтобы заполучить обе доступные статуи, женился на непальской и танской принцессах.

Танская принцесса Венченг занималась гаданием по пыли, земле и воде и владела геомантией (фен-шуй). Ее магические способности сказали ей, что вся территория Тибета – тело огромной демоницы, причем, в центре Лхасы, в озере Отханг, расположено сердце демоницы, наполненное кровью.

Принцесса бросила в озеро волшебное кольцо, и посреди озера вырос остров, а священный горный козел принес земли из страны нагов и засыпал остатки озера, и на месте озера был построен храм Джохканг (Дом Будды). Было это в седьмом веке нашей эры.

В одной из капелл святилища сохранилось изображение горного козла, как одно из подтверждений этой легенды.

Непальская принцесса Бирикути привезла статую Будды Ахшобьи, для которой и был изначально предназначен храм Джохканг. Для наиболее почитаемой статуи Джово Шакьямуни был построен храм Рамоче. Но после смерти Сонгцена Гампо статуя была перенесена в Джохканг и находится там по наше время.

Монастырь Самье также не обошли стороной легенды. По преданиям, монастырь начали строить по приказу царя Трисонга Децэна в 8 веке нашей эры.

Но злые демоны, которым поклонялись приверженцы распространенной в то время в Тибете религии бон, воспротивились этому и каждую ночь разрушали то, что было построено за день.

За помощью Трисонг Децэн обратился к великому Падмасамбхаве , которому удалось настолько подчинить себе демонов, что они не только перестали разрушать храм, но и помогли в строительстве. В память об этом в одном из помещений монастыря сохранилась надпись: «Этот храм построен демонами».

Вот так заканчивается наше путешествие по Тибету, во всяком случае, этим летом. Все хорошее имеет обыкновение в какой-то момент заканчиваться, чтобы вернуться к нам позжеJ

Мы ждем Тамару Илюхину к нам снова, чтобы продолжить путешествие и поговорить о Тибете в наше время, о буддизме в прошлом и в настоящем, об этом огромном и интересном мире и о людях, живущих в нем.

Интересные факты и моменты лекции, не попавшие в основное повествование ради стройности оного:

– Легенда о рождении Киртимукхи: В древние времена жил некий аскет, который своим аскетизмом и работой над собой достиг таких высот, что владел частью всего мира, и даже задружился с некоторыми Богами, в том числе с Богом Раху (который заглатывал и выплевывал в урочное время Луну).

Аскет возомнил о себе настолько, что решил потребовать у Шивы его жену, а с этим требованием послал к Шиве своего друга Раху. Разумеется, Шива разгневался невероятно, и из его третьего глаза клуб гнева вырвался на свободу и, приняв образ страшного голодного чудовища, погнался за Раху. Аскет, виновник всей заварушки, испугался и побежал к Шиве просить прощения.

Шива, конечно, будучи Богом, простил наглецов, но чудовище-то уже вырвалось на волю и было голодно…Тогда Шива предложил чудовищу сожрать самого себя. Чудовище не могло осмелиться не послушать своего повелителя и начало пожирать себя с хвоста, и пожирало до тех пор, пока от него не осталась одна голова.

Тогда-то Шива, пораженный преданностью и самоотверженностью чудовища (Киртимукхи), и сказал: «Твой лик будет вечно охранять жилища и храмы»;

– В Индии проводились философские дебаты между Учителями, дававшими каждый свое Учение.

Эти дебаты проходили среди огромного стечения народа и вызывали огромный и неизменный интерес (это в те времена, которые мы считаем почти что дикими).

Но, поскольку эти времена также были весьма суровыми, проигравший в дебатах должен был либо принять точку зрения победившего оппонента, либо покончить с собой;

– Глинобитные крыши тибетских зданий утрамбовываются в течение всего дня двумя бригадами, как правило, мужской и женской, под музыку и пение, специальными толкушками. Процесс этот напоминает ритуальные танцы, а более всего – русскую игру «Бояре, а мы к вам пришли…», когда два ряда поочередно, притиптывая, надвигаются один на другой и отступают;

-Белые стены зданий в сочетании с темными широкими полосами вокруг окон и дверей служат для регуляции температуры в зданиях, поскольку отопления в зданиях не предусмотрено;

-Обилие занавесей и пологов также обусловлено климатом – они служат защитой от ветра и обильной пыли;

– Хотя описания буддийских и христианских Рая и Ада во многом очень похожи, есть существенное отличие: пребывание в буддийских Рае и Аде конечно. При этом пребывание в буддийском Рае, как бы продолжительно не было, заканчивается следующим кругом – начиная с Ада.

О том, что его пребывание в Раю подходит к концу, существо узнает заранее – на его теле вянут увивашие его гирлянды цветов, само тело начинает издавать неприятный запах, окружающие начинают его избегать, и существо вынуждено искать уединения, при этом он видит тот мир (тот Ад), перерождение в котором его ждет;

– Самым подходящим Рай, и, тем более, для жизни человека считается не Ад, а, как это ни странно, Мир людей;

– В мире Асуров растет сказочное дерево, за которым Асуры тщательно ухаживают. Но верхушка Дерева с его плодами располагается выше Неба, в Мире Богов…Знакомая картинаJ Конечно же, эта ситуация вызывает недовольство и зависть в Мире Асуров, и Асуры идут на Богов войной…;

– Мир животных плох тем, что животные либо вынуждены пожирать друг друга, либо бытьо зависимыми от Человека. Поэтому, если вы, ради того, чтобы быть или казаться независимым, кого-то пожираете, пусть и в перенесном смысле, то вы, скорее всего, ближе к миру животных;

– Расстояние между Тибетом и Иерусалимом не так велико, как кажется на первый взгляд. Во всяком случае, царю Соломону при постройке храма тоже вредили демоны, и он тоже исхитрился с ними ак-то договориться.

– Те качества, которые символизируют Петух, Змея и Свинья, и которые у нас принято считать грехами, являются тремя естественными реакциями человека на любое проявление материального мира – желание обладать, нежелание обладать или безразличие. Видимо, как всегда, дело в дозеJ

Источник: https://zona-riska.livejournal.com/21852.html

Ссылка на основную публикацию