Кратко о восьмеричном пути в буддизме – ступени к просветлению

Бханте Хенепола Гунаратана – Восемь внимательных шагов к счастью. Следуя по стопам Будды

Кратко о восьмеричном пути в буддизме - ступени к просветлениюЗдесь можно скачать бесплатно “Бханте Хенепола Гунаратана – Восемь внимательных шагов к счастью. Следуя по стопам Будды” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: religion, издательство ЛитагентГангаb2a35bc8-f872-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2017.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы

Описание и краткое содержание “Восемь внимательных шагов к счастью.

Следуя по стопам Будды” читать бесплатно онлайн.

Восемь внимательных шагов к счастью – это Восьмеричный благородный путь, фундаментальное практическое учение буддизма о преодолении страдания.

В простой и доступной манере автор объясняет смысл каждого шага, снабжая текст множеством примеров из священных текстов, а также из современной жизни и собственного опыта.

В отличие от специализированных руководств по медитации, данная книга предлагает комплексный подход к духовному пути, подразумевающий развитие этики, сосредоточения и прозрения.

Бханте Хенепола Гунаратана

Восемь внимательных шагов к счастью. Следуя по стопам Будды

Издатель выражает огромную благодарность Фонду семьи Херши за щедрый вклад в издание этой книги.

By arrangement with Wisdom Publications

199 Elm Street, Somerville, MA 02114 USA

www.wisdompubs.org

Публикуется по согласованию с издательством «Виздом Пабликейшнз», Сомервилл, Массачусетс, США, и Агентством Александра Корженевского

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Bhante Henepola Gunaratana, 2001

© О. Турухина. Перевод на рус. яз., 2016

© ООО ИД «Ганга». Издание на рус. яз., оформление, 2017

Отзывы на книгу «Восемь внимательных шагов к счастью»

«Обаяние Бханте – в его прямоте и способности увлечь читателя, которые особенно заметны в предлагаемом им живом описании карты пути к просветлению, Восьмеричного благородного пути, указанного Буддой.

В каждой главе книги «Восемь внимательных шагов к счастью» Бханте рассказывает о цели и практике одного из аспектов правильного поведения, а также предупреждает о возможных преградах, иногда возникающих в контексте современной жизни».

Shambhala Sun

«Интеллектуальная утончённость, элегантная подача и восхитительная простота».

Midwest Journal

«Бханте Гунаратана глубоко исследует основополагающее учение Будды, Восьмеричный путь.

Как „учитель учителей“ он щедро дарует точные советы по развитию внимательности, придерживаясь при этом простоты и доступности изложения.

Эта книга, сочетающая в себе выразительные иллюстрации благородных истин и конкретные указания по практикам, – драгоценный подарок для всех, кто решил двигаться к счастью по стопам Будды».

NAPRA ReView

«Этой книге свойственна та же простота, какой отличалась классическая работа Бханте „Простыми словами о внимательности“. Перед нами поразительно ясное и полное радости руководство по глубокой духовной жизни.

Бханте иллюстрирует учения, используя свой потрясающий и многогранный талант рассказывать истории.

Книга „Восемь внимательных шагов к счастью“ – безусловно достоверный источник, в котором отражены доброта и сострадание того, кто посвятил свою жизнь возвращению к изначальной свободе».

Inquiring Mind

«Учебник, написанный в прямой и привлекательной манере. Автор с неизменной прямотой иллюстрирует принципы, раскрытые Буддой, а стиль изложения компенсирует разрыв между западным сознанием и восточной философией. Глубокий источник универсальной мудрости».

Foreword Magazine

Эта книга не увидела бы свет, если бы не инициатива моего друга Дугласа Дурхама, выполнившего расшифровку моих лекций и подготовившего первый черновик этой книги. Я благодарю его за его упорный труд над этим проектом.

Я благодарю мою ученицу Саманери Судхамму (что означает «благая Дхамма») за внесённые ею исправления, позволившие очистить благую Дхамму этой книги от всего ненужного.

Я также не могу не выразить огромную благодарность редакторам: Бренде Розен и Джону Лерою.

Наконец, я благодарю всех моих учеников, проходящих обучение в Обществе «Бхавана», терпеливо сносивших моё продолжительное отсутствие во время работы над книгой. Пусть на всех вас распространится заслуга, порождённая благодаря тому, что эта книга станет доступна тысячам людей, стремящихся к счастью.

В текстах на западных языках цитаты из Палийского канона обычно приводятся с указанием соответствующих страниц издания на пали, подготовленного Pali Text Society (PTS), Оксфорд.

(Вы могли видеть такие цитаты в различных английских или русскоязычных переводах, снабжённых многочисленными ссылками на страницы.) В данной книге, насколько это было возможно, использовалась другая, более удобная для читателя система ссылок.

Однако, поскольку тексты разных жанров имеют разную структуру, невозможно придерживаться единого подхода при работе со всеми книгами Палийского канона.

A – Aхguttara Nikāya – «Ангуттара-никая», или «Сборник наставлений, возрастающих на один член» (опубликовано PaliTextSociety). Например: AI (Threes). VII. 65 – то же, что и том 1, The Book of Threes, гл. 7, история № 65.

D – Dīgha Nikāya — «Дигха-никая», или «Сборник длинных наставлений» (опубликовано Wisdon Publications, Boston). Например: D 22 – то же, что и сутта № 22.

Dh – Dhammapada – «Дхаммапада», или «Слово закона» (опубликовано многими издателями, включая PTS). Например: Dh 5 – то же, что и стих № 5.

DhA – Dhammapada Aссhakathā — «Дхаммапада-аттхакатха», или «Комментарий к Дхаммападе» (опубликовано PTS и Buddhist Legends). Например: DhA 124 – то же, что и часть 124 в комментарии, где разбирается 124 стих «Дхаммапады».

J – Jātaka — «Джатака», или «Истории-джатаки» (опубликовано PTS). Например: J 26 – то же, что и история № 26.

M – Majjhima Nikāya — «Мадджхима-никая», или «Сборник наставлений средней длины» (опубликовано Wisdom Publications, Boston). Например: M 80 – то же, что и сутта № 80.

MA – Majjhima Nikāya Aссhakathā — «Маджджхима-никая-аттхакатха», или « к Сборнику наставлений средней длины» (не издавалась на английском языке). Например: MAI 225 – то же, что и том 1, с. 225 палийского издания.

Mhvs – Mahāvaьsa – «Махавамса», или «Большая хроника Цейлона» (опубликовано PTS). Например: MhvsV – то же, что глава 5.

Miln – Milindapañha – «Милиндапаньхa», или «Вопросы царя Милинды» (опубликовано PTS). Например: Miln 335 [V] – то же, что и с. 335 в издании PTS; цифра «5» в скобках означает номер главы и добавлена для облегчения поиска стиха.

S – Saьyutta Nikāya – «Самьютта-никая», или «Сборник сгруппированных наставлений» (опубликовано Wisdom Publications). Например: SI.7.1 [2] – то же, что и часть 1, глава 2, раздел 1, история № 2.

Sn – Sutta Nipāta – «Сутта-нипата», или «Второе собрание наставлений» (опубликовано PTS). Например: Sn 657 – то же, что и стих 657.

Thag – Theragatha — «Тхерагатха», или «Стихи первых буддийских монахов» (опубликовано PTS). Например: Thag 303 – то же, что и стих № 303.

Thig – Therīgāthā – «Тхеригатха», или «Стихи первых буддийских монахинь» (опубликовано PTS). Например: Thig 213 – то же, что и стих № 213.

Ud – Udāna – «Удана», или «Вдохновенные стихи» (опубликовано PTS). Например: UDVI.2 – то же, что и глава 6, история № 2.

V – Vinaya — «Виная», или «Книга правил» (опубликовано PTS). Например: Vii 292 – то же, что и том 2, с. 292 палийского издания.

VSM – Visuddhimagga — «Висуддхимагга», или «Путь очищения» (опубликовано Buddhist Publication Society, Kandy, SriLanka). Например: VsmI [55] – то же, что и глава 1, абзац № 55.

Вскоре после выхода книги «Простыми словами о внимательности» несколько моих друзей и учеников обратились ко мне с просьбой написать книгу об указанном Буддой пути к счастью в таком же доступном стиле. Эта книга была написана в ответ на их просьбу.

«Простыми словами о внимательности» – это учебник по медитации, руководство для изучающих практику внимательности. Внимательность может существенно улучшить качество нашей жизни, но Будда говорил о большем.

Он даровал нам полноценное руководство по пути к счастью, состоящее из восьми шагов. Постаравшись сделать эти шаги частью вашей жизни хотя бы в малой степени, вы обязательно станете счастливее.

Если же вы постараетесь как следует, это приведёт вас к внутренней трансформации, а также подарит вам самые возвышенные состояния счастья, какие только возможны.

Названия восьми шагов пути Будды довольно легко запомнить. В то же время они обладают глубоким смыслом и требуют понимания многих сопряжённых с ними разделов учения Будды.

Даже те, кому известно о Восьмеричном пути, могут не замечать важнейшей роли этой темы во всём комплексе учений Будды и не знать, как этот путь согласуется с их опытом.

Я стремился к максимально простой подаче учений – как в книге «Простыми словами о внимательности», чтобы, воспользовавшись этим текстом, любой желающий мог практиковать восемь шагов к внимательности в повседневной жизни.

Советую вам не читать эту книгу как роман или газету. Читая её, постоянно спрашивайте себя: «Счастлив ли я?» и исследуйте то, что вы чувствуете. Будда предлагал своим ученикам «прийти и увидеть».

Он призывал всех нас посмотреть на самих себя, вернуться домой, стать ближе к нашим собственным телам и умам и исследовать их.

Не теряйтесь в убеждениях и предположениях о том, как устроен мир, учил Будда, – попытайтесь обнаружить то, что происходит на самом деле.

У нас хорошо получается накапливать информацию, собирать данные. Возможно, вы взяли эту книгу в руки, чтобы получить какие-то новые сведения.

Если вы уже читали популярные буддийские книги, остановитесь и спросите себя: что я хочу получить от этой книги? Возможно, вам просто хочется произвести на кого-то впечатление своими познаниями о буддизме? Возможно, вы хотите прийти к счастью через интеллектуальное знание учения? Но одно лишь знание не поможет вам обрести счастье.

Источник: https://www.libfox.ru/671006-bhante-henepola-gunaratana-vosem-vnimatelnyh-shagov-k-schastyu-sleduya-po-stopam-buddy.html

Основы медитации для начинающих: День второй

Первая часть статьи – Основы медитации для начинающих: День первый

Настал второй день нашего путешествия, а именно путешествия в недра нашего сознания, чтобы понять кто мы и что мы.

К случаю вспомнилась одна цитата: “Все благородные вещи столь же трудны, сколь и редки”. Возможно вам покажется трудной привычкой заниматься медитацией регулярно, но это того стоит.

С уроков первого дня мы уже поняли, что Дхарма (космический порядок вещей) находится не где-то там, во внешнем пространстве, а в нас самих.

Путь к просветлению описан в учении Будды под названием Благородный Восьмеричный Путь. Это своеобразный путеводитель к просветлению.

Распишем каждый шаг этого пути: Правильно понимание относится к знанию законов природы, которые управляют нашей жизнью. Один из них – это закон Дхармы – закон причин и следствий. Если мы привносим в жизнь алчность и ненависть, то к нам, как бумеранг, возвращаются боль и страдания.

Если наоборот, мы привносим в жизнь любовь, щедрость и мудрость, мы получаем взамен счастье и мир. Будда подчеркивал важность щедрости. Духовному пути каждого человека должна быть свойственна легкость “отпускания” и чуждость склонности “хватать” и “цепляться”. Щедрый человек не привязан к своим вещам, его ум свободен от жадности.

Читайте также:  Особенности буддийских храмов - как они выглядят и что внутри

Не нужно забывать и о своих родителях. Наши родители заботились о нас, когда мы были маленькие и беспомощные. По словам Будды не существует способа вернуть этот долг, даже если мы будем носить родителей на руках 🙂 Не забывайте о своих родителях и любите их :)Этот шаг означает свободу мыслей от чувственных желаний. Наши желания имеют непостоянную основу.

Нельзя обладать ими всегда, поэтому желания как цель бессмысленны. Чувство удовлетворения от обладания ими быстро проходит. После чего, снова хочется обладать. Только человек на Земле жаждет обладать, среди других существ нет такой тяги. Постоянно думая о разных чувственных наслаждениях, разум находится в постоянном состоянии беспокойства и смятения.

Освобождение мыслей от желаний однако не означает подавление мыслей о них, или внушение, что они не существуют. Правильнее отстраненно осознавать свои чувственные желания и “отпускать” их за пределы своих мыслей. Чем больше мы “отпускаем” желаний, тем легче нашему уму – из жизни уходят все тревоги и напряжение.

Свобода от гнева.

Важно научиться “отпускать” его, так же как и чувственные желания. Как результат, ум вернет себе легкость, непринужденность и первоначальную доброжелательность.

Свобода от жестокости – сострадание несчастью других и стремление им помочь.

Правильная речь: отказ от лжи и клеветы, от оскорблений и грубости. Произнося слова, мы создаем вибрации. Хорошие слова создают вибрации мира и гармонии. Будда говорил своему сыну Рахуле, что говоря неправду другим – ты врешь себе, ты становишься неискренним даже перед самим собой.

Правильная речь способствует чистоте ума и возможности ясно видеть мир. Как и в предыдущей статье: отказ от убийства, от воровства, от беспорядочных сексуальных связей.

Приведем пример – притча из книги “Гора Аналогий”:

“Чтобы подняться на Большую Гору, каждому человеку нужно следовать правилу – не убивать.

Однажды, один человек поднялся на гору очень высоко. К несчастью, его настигла снежная буря, и он стал отрезан от внешнего мира. Дни на пролет он ждал помощи, голодный и холодный. На третий день он увидел как из норы выползла старая крыса. Человек решил, что ничего страшного не произойдет, если он ею перекусит. И он ею перекусил. Вскоре он спустился с горы и забыл об этом случае.

Через некоторое время его вызвали на Высший суд и рассказали о последствиях его поступка: крыса ввиду своей старости вылавливала больных насекомых. Когда она умерла, количество больных насекомых выросло, и они заразили здоровых “собратьев”. Вид вымер. Эти насекомые опыляли растения на всей Горе. Когда насекомые вымерли, некому было опылять растения. Эти растения удерживали почву от эрозии. Началась эрозия, большой оползень погреб под собой всех людей, что взбирались в это время на Гору.

И всё это результат незначительного события – убийства старой крысы”. Мы не знаем предназначения всего того, что нарушаем своими действиями. Мы нарушаем космический порядок – Дхарму. Мы вносим беспорядок в окружающую среду.Это означает выбор такой работы, которая не приносит вреда ни окружающей среде, ни людям. Даже ловля рыбы относится к такой работе. Все действия в своей жизни нужно делать осознанно, с пониманием Дхармы (причинно-следственных связей). Вы сами в силах превратить свою жизнь в ту, которая переполнена благих поступков. Всё зависит только от вас!В буддийской психологии говорится, что усилия – это корень всякого движения, развития и роста. Это основа всех достижений. Если мы будем только о чем-то мечтать, не прикладывая никаких действий, то это так и останется только мечтой. Только с помощью усилий, каждого шага на пути к своей цели, мы обретем желаемое. Рамана Махарши пишет:

“Никто не достигает успеха, не делая усилий. Владение своим умом не есть наше право от рождения. Преуспевшие в этом обязаны своим успехом только своему упорству”.


Однако, нужно знать меру и не переходить в крайности. Страстное желание успеха является препятствием для последнего. Это похоже на настройку гитары: если струны слишком напряжены, то звук будет неправильным. Так и здесь – нужно быть упорным и настойчивым, но также спокойным и сбалансированным. Вас никто не сделает просветленным, никто кроме вас самих. Это требует усилий! Каждый должен сам, своими усилиями, добиться Просвещения.Это состояние осознанности по отношению к происходящему в настоящем. Это означает, что вы по жизни должны всё замечать: как чувства, мысли и переживания внутри, так и происходящее снаружи. Как говорил один учитель Дзен:

“Когда идешь – только иди, когда бежишь – только беги, главное – не растекаться мыслью”.


Осознавая объекты, вы не должны пытаться “схватить” или “удержать” их (жадность), осуждать их (ненависть), или забыть о них (заблуждение; как о той старой крысе). Только наблюдать и замечать их. Вот что означает Осознанность. ПБД задает мозгу состояние сфокусированности и отстраненности от событий настоящего. По мере развития концентрации, уменьшится трудность находиться полностью в настоящем. Цитата из книги “Гора Аналогий”:

“Держите взгляд на тропе к вершине. Но не забывайте и смотреть перед собой. Последний шаг зависит от первого. Но не льстите себе обманом, что вы уже там, только потому что вы видите вершину. Следите за своими шагами. Дарите полную бдительность каждому очередному шагу. Но пусть эта бдительность не отвлекает вас от высшей цели впереди. Ибо первый шаг зависит от последнего!”.


И на десерт:

Источник: http://www.spirit-digest.ru/2013/01/meditacii-dlja-nachinajushhih-2.html

Восьмеричный благородный путь в буддизме

Помощь астролога

Восьмеричный благородный путь в буддизме – это одно из учений Будды. Он предусматривает очищение души и тела от страданий. Эту дорогу в своё время прошёл сам Будда, и теперь это пример для наследования, на который равняются монахи и простые миряне.

Ступив на неё, люди добиваются прозрения и реального осознания природы всех вещей, избавляются от трёх порочных качеств характера: невежества, жажды и злобы. Человеку нужно освоить восемь правил, именно поэтому путь называется восьмеричным.

Его символом является рулевое колесо, имеющее такое же количество ответвлений, каждое из которых символизирует одну из истин (подробнее о символах буддизма). Человек представляется, как капитан корабля, идущий по благочестивому маршруту к своей цели.

Правильное поведение

Оно заключается в делах и поступках человека, его отношению к другим людям. Он не должен приносить вред обществу в целом и отдельным его членам. Существует пять обязательных заповедей, которых должен придерживаться каждый мирянин.

Это воздержание от прелюбодеяния и распутства, пьянства, лжи, краж и воровства и убийства. Соблюдая их, человек обретает гармонию на всех уровнях жизни: кармическом, созерцательном, психологическом и даже социальном.

Дисциплина моральная — это основа для других ступеней, ведущих к мудрости.

Правильный образ жизни

Восьмеричный путь предусматривает и это правило, которое гласит: следует отказаться от профессии, что причиняет вред любому живому существу. То есть строго запрещено:

  1. Торговать животными, людьми. Заниматься или покрывать проституцию.
  2. Изготовлять, заказывать, переправлять, продавать или использовать оружие. При этом служба в армии разрешена, так она связана с защитой от внешней агрессии, сохранением мира на своей земле и обереганием родных и близких.
  3. Работать в мясных отделах, на фермах, где разделывают скот.
  4. Изготовление и торговля наркотиками, алкоголем и другими дурманящими средствами.
  5. Работа, целью которой является обман и мошенничество, накопление золота и денег преступным путём.

Правильный образ жизни предусматривает и отказ от накопления денежных запасов, излишней роскоши и богатства. Только в этом случае можно избавиться от завистливых людей и их ненависти, а также со связанными с ними страданиями, что предусматривает Восьмеричный путь и его основные каноны.

Правильное осознание

Имеется в виду непрерывная работа над своим внутренним миром, обуздание нечестивых желаний, контроль над плохими поступками. Бдительность и внимательность, уклонение от жажды и беспокойства к миру – это путь, которым следуют все буддийские монахи. При этом ум должен быть ясным, хладнокровным, оценивая внутреннее состояние и направляя энергию в нужное благочестивое русло.

Правильная речь

Безусловно, это воздержание от грубых неприличных слов. Восьмеричный путь невозможен без отказа от распространения клеветы и слухов, глупости и обид. Нельзя сеять распри среди людей, что приводят к вражде и ненависти.

Правильная речь вместо того заключается в следующем:

  • Необходимо говорить мягкие и добрые слова, быть вежливым и чутким.
  • Нельзя быть пустословом. Каждая фраза должна быть подана в нужный момент, неся смысловую нагрузку.
  • Говорить правду, излагать истину.

Только так можно обрести внутреннюю гармонию и выйти на путь добродетели. Правильная речь важна не только в диалогах с окружающими, а и во внутренних монологах.

Правильное усилие

Все ваши силы должны быть направлены на соблюдение основных правил, которые проповедует Будда. Восьмеричный путь – сложный, поэтому усердие и воля помогут не оступиться и продолжать шагать выбранной дорогой.

В этом деле также важна уверенность, которая подпитывает усилие, даёт ему новый толчок. Выработать силу воли можно методом специальных упражнений, отказа от еды, например.

Только обуздав физические желания можно работать над внутренним миром.

Правильное сосредоточение

Это медитация. Каждый человек, ступивший на Восьмеричный путь, должен научиться концентрироваться.

Откинув все мирские проблемы, погрузившись в себя – только так мирянин сможет достичь самоконтроля, созерцания, анализа, а в результате и свободы.

Медитация в буддизме очень важная вещь, которая позволят человеку раскрыться, стать выше над своими плотскими потребностями и обрести полное душевное равновесие, спокойствие и независимость.

Правильное воззрение

Это понимание закона каммы, умение провести параллель между причиной поступка и его последствием. Это постоянное обучение, познание Восьмеричного пути и Четырёх благородных истин. Последние заключаются в следующем:

  • Истина о страданиях. Они вечные спутники любого живого существа. Где бы не находились мы, как бы не жили, страдания всё равно подстерегают. Беспомощная старость и смерть встречаются на каждом шагу и свидания с ними не избежать. Неприятные ситуации, боль сопутствуют человека на протяжении всей его жизни.
  • Причины страданий. Главные из них – желания и страсти живых существ. Удовлетворение идёт параллельно с неудовлетворённостью, получение приятного – с разочарованием. Получив желаемое, люди обычно пресыщаются им или теряют. А не получив, страдают от невозможности его постигнуть.
  • Возможность прекратить страдания. Эта истина показывает состояние, освобождённое от любых неприятных ощущений и боли, физической и душевной. «Ниббана» — так называл его Будда.
  • Путь к прекращению страданий. Чтобы достигнуть «ниббаны», обрести гармонию, счастье, равновесие и благополучие нужно выбрать Восьмеричный путь и следовать по нему до конца своих дней.
Читайте также:  Город капилавасту - родина сиддхартхи гаутамы

Это правильное воззрение – одна из фундаментальных основ вашей дороги к нирване. Отказавшись и сумев преодолеть мирские страсти, человек становится выше и сильнее, достигая вершины духовного развития.

Правильное намерение

Ещё будучи в младенческом возрасте, человек должен стремится к этому пути. Родители, настоящие буддисты, обязаны воспитывать детей в таком духе, чтоб они не сошли с правильной дороги.

Прививая им доброту к людям и животным, вежливость, благородство и честность, вы даёте малышам старт в жизни.

Повзрослев, буддист уже не видит другого пути, и продолжает следовать правильным, развивая и совершенствуя в себе все хорошие качества характера.

Каждый человек, выбравший Восьмеричный путь, должен сделать семь пожертвований. Иметь при этом богатство и деньги не обязательно, ведь дань, преподнесённая вами, не зависит от банковского вклада и наличия золотых запасов. Пожертвования эти такие:

  1. Физическое. Заключается в работе и труде. Его высшая форма – самопожертвование.
  2. Духовное. Доброжелательность, чуткость и внимание по отношению к окружающим.
  3. Пожертвование глазами – кроткий, скромный и ласковый взгляд.
  4. Мягкое лицо – наличие искренней улыбки.
  5. Слова – быть участливым к другим, уметь успокаивать людей, направлять их на путь истинный.
  6. Жертва местом – уметь поступиться ближнему во всём и всегда.
  7. Жертва домом – давать ночлег тому, кто этого требует.

Соблюдать все эти нехитрые истины следует по спирали: переходя от простого более к сложному, при этом соблюдая каноны уже освоенных этапов и воплощая их в каждом поступке своей жизни.

Восьмеричный путь и его правила, делают каждого человека более добрым, заботливым, участливым, добросовестным, ответственным, честным, смиренным. От его деяний мир становится лучшим.

А сам он находится на пути к совершенствованию, которому, как известно, нет предела.

Источник: http://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/vosmerichnyj-blagorodnyj-put.html

Новое сообщество служителей мира

Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т. е.

чтобы достичь состояния  нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось  религиозной системой джайнизма, а с другой — в отличие от индуизма и так же, как это проповедовал джайнизм, в 

состоянии делать это в пределах одной человеческой жизни, освободившись от цепи перевоплощений.

Однако средний путь буддизма по-своему нелегок. Чтобы достичь освобождения, человек не должен наслаждаться  роскошью, как это было в жизни самого Гаутамы, до того как он оставил семью. Лучше всего держаться среднего 

уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам.

Четыре великие истины

1. Страдание. Первая великая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в  рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти. Отсутствие того, чем мы хотели бы 

обладать, и присутствие того, от чего мы хотели бы избавиться, тоже является источником боли.

2. Причина страданий. Вторая великая истина говорит, что причина страданий и боли заключается в желании 
наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений.

3. Избавление от страданий. Третья великая истина учит, что для освобождения от страданий человек должен 
избавить себя от всякого рода стремлений и отказаться от всех своих желаний.

4. Путь, ведущий к освобождению. И, наконец, четвертая великая истина для достижения освобождения предлагает  путь, состоящий из восьми ступеней, который предполагает последовательное выполнение строго определенных 

требований.

Восьмеричный Благородный путь

Восьмеричный Благородный путь представлял собой практический синтез всех аспектов буддийского учения, 
зафиксированных в каноне.

Путь включает в себя:

§ Правильные взгляды.

§ Правильная решимость.

§ Правильная речь.

§ Правильные действия.

§ Правильный образ жизни.

§ Правильное усилие.

§ Правильное внимание.

§ Правильное сосредоточение.

Учение о 4 благородных истинах

Учение о 4 благородных истинах

Под правильными взглядами понимаются знание и верное восприятие четырех благородных истин. Отсюда следует, что,  если человек никогда о них не слышал, он не может спастись, пока ему не доведется переродиться в человеческом 

же образе в одной из буддийских стран. Только буддист способен понять истину и преодолеть сансару.

Правильная решимость — это решимость познавшего благородные истины человека действовать в соответствии с ними,  практически реализовать их в своей жизни. Одним из проявлений решимости является правильная речь, т.е. речь, 

лишенная лжи, клеветы, грубости.

Праведная решимость должна также материализоваться в правильное поведение, в отказе от уничтожения живых  существ, от воровства и других наносящих вред поступков. Под правильным образом жизни понимается проявление 

решимости в честном способе добывания средств к существованию.

Названные звенья пути часто понимаются неверно, т.к. они имеют обманчивое сходство с «моральным кодексом».  Буддизм не разделяет убеждения Запада, что существует некий нравственный закон, предписанный Богом или 

природой, которому человек обязан повиноваться.

uchenie-o-4-blagorodnykh-istinakh-buddizm

Буддийские правила поведения — воздержание от захвата жизни, от захвата того, что не дано, от эксплуатации  страстей, ото лжи и опьянения — все это целесообразные наставления, которые принимаются добровольно, дабы 

удалить помехи, затрудняющие ясность сознания.

4 благородные истины буддизма кратко

4 благородные истины буддизма кратко

Нарушение этих предписаний порождает дурную карму, но не потому, что карма — это закон или некое моральное  возмездие, а потому, что все целенаправленные и мотивированные поступки, будь они с конвенциональной точки 

зрения хорошими или дурными, безразлично, — являются кармой, раз они направлены на «обладание» жизнью.

Вообще говоря, «дурные» с конвенциональной точки зрения дела носят захватнический характер, чем «добрые». Но на 
высших стадиях буддийская практика занята освобождением, как от «хорошей», так и от «дурной» кармы.

Последние три звена относятся непосредственно к сознанию человека, к его внутреннему духовному миру.

Под правильным усилием подразумевается решимость постоянно преодолевать дурные мысли и побуждения, то, что 
привязывает сознание к земным объектам, к бытию сансары, которое буддизм признает иллюзорным.

Под правильным вниманием следует понимать, по мнению буддистов, постоянное сосредоточение на том, что уже  осознано и достигнуто на пути к спасению.

Память должна служить не копилкой земных впечатлений, фактов, связей,  а средством укрепления отрешенности от мирских дел и привязанностей.

Созерцать надо не внешнее, иллюзорное, 

быстро меняющееся и обреченное на исчезновение, а внутреннее, очищенное и освобожденное от «иллюзий».

Наконец, правильное сосредоточение (санскрит.

— «дьяхна», часто переводится на западные языки как «медитация»)  — это конечное звено постепенного самосовершенствования мысли, путь все более глубокой отрешенности от всего  земного, обретение такого непоколебимого внутреннего покоя и такой невозмутимости, в которых нет места даже для  радости по поводу освобождения от земных уз и появления перспективы близкого окончательного спасения, 

достижения нирваны.

Последнее звено является важнейшим и решающим во всем «благородном срединном пути», его итогом и сущностью, 
высшей и наиважнейшей задачей буддиста, принципиальной ступенью, которая ведет из бытия в небытие.

Расчленение «пути спасения» на восемь звеньев и детальная трактовка каждого из них понадобились буддистам для  последовательного и всестороннего обоснования особого «образа жизни», который необходим для спасения. Ведь все  рассмотренные звенья охватывают понятие, которое можно выразить достаточно абсурдной фразой: «Как надо жить, 

чтобы прекратить жизнь».

4 благородные истины и восьмеричный путь

4 благородные истины и восьмеричный путь

Поэтому для понимания буддийских требований к «вступившему на путь» важен акцент не столько на отдельные  звенья, сколько на то общее, что их объединяет, их качественная определенность, иначе говоря, содержание  палийского термина «samma», которым окрашено каждое звено пути. Здесь использовался для перевода этого 

определения эпитет «праведный». В литературе часто можно встретить другой перевод — «правильный» («right»).

Другие идеи Будды

Гаутама Будда не признавал существование единого вечного Бога. Он верил, что во Вселенной обитают различные  божества и демоны, но смотрел на них как на временных существ, которые, подобно людям, рождаются и умирают. И  потому считал бесполезным надеяться на их помощь и обращаться к ним с молитвой. Гаутама отвергал путь спасения 

индуизма — путь посвящения.

Признавая закон кармы, Будда в то же время был убежден, что человек, принадлежащий к любой касте, может достичь  совершенства в течение одной земной жизни и избежать возмездия за злые дела, совершенные во время прошлых 

воплощений. Только тем, кто не ищет просветления, учил Будда, суждено узнать последствия своей кармы.

Хотя Будда верил в теорию перевоплощения, у него был свой, особый взгляд на душу. В индуизме душа нерушима и  переходит, не нарушая своей целостности из одного воплощения в другое, неся в себе свою карму. Согласно же 

учению Будды, душа состоит из своего рода психологических компонентов.

Каждое новое воплощение не оставляет их состав неизменным, но соотношение между настоящим и прошлым  воплощениями сохраняется. Это соотношение и определяет характер кармы. Как печать оставляет свою форму, если 

придавить ею воск, так и каждое воплощение передает что-то свое следующему.

Источник: http://reiki-kundalini.ucoz.ru/load/uchenie_o_4_blagorodnykh_istinakh_i_vosmerichnom_puti_buddizma/1-1-0-39

Аштанга-марга – ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

(санскр. astangikamarga) доктрина буддизма, составляющая содержание четвертой из четырех благородных истин. Восьмеричный путь—это правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение. Т. о.

, восьмеричный путь включает три основные составляющие: «культуру поведения» (правильные мысль, слово, действие), «культуру медитации» (правильные осознавание и концентрация) и «культуру мудрости» (правильные взгляды).

«Культура поведения» — это пять (или десять) основных заповедей (панчашила): не убей, не бери чужого, не лги, не опьяняй себя, не прелюбодействуй, а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.

«Культура медитации» — система упражнений, ведущая к достижению внутреннего умиротворения, отстраненности от мира и обузданию страстей. «Культура мудрости» — знание четырех благородных истин. Следование лишь культуре поведения приведет, согласно Будде, только к временному облегчению участи.

Лишь осуществление восьмеричного пути в полном объеме способно обеспечить выход из круговорота перерождений (сансары) и достижение освобождения (нирваны). Из всех четырех благородных истин в восьмеричном пути Будда не просто констатирует возможность освобождения, а указывает практический способ, как самому, без посторонней помощи, стать буддой.


Бодхи

БОДХИ (санскр. “пробуждение”, “просветление”, “совершенное знание”) — в буддизме — высшее состояние сознания, духовное просветление, правильное понимание природы запредельного. Достижение Б. не есть прекращение духовного развития личности. Это истинное восприятие является признаками будды, Б.

-саттвы или архата; последнему, однако, все еще необходимо совершенствовать его в кратком ряде воплощений, или в ходе нескольких перерождений в тонком теле, что сопоставимо с телесным рождением. Достижения Б. — цель каждого буддиста. Для этого человеку необходимо пробиться через барьеры обыденного мышления к недвойственности, которая лежит за противопоставлением “Я” и “не-Я”.

Читайте также:  Буддизм в тайланде - влияние религии на образ жизни

В священных Кигах содержатся высказывания о низших ступенях лестницы, ведущей к предельным духовным вершинам Б.: самадхи, праджня, сатори. Слово “Б.” входит как составная часть в ряд понятий и названий, играющих важную роль в истории буддизма, его мифологии и философии: Б.-Гая — местность, в которой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево Б., под которым оно произошло; Б.

-саттва — личность, стремящаяся к состоянию просветления; Б.-читта — энергия, движущая Б.-саттву к просветлению.

ДХАРМА(пали dhamma, cанскр. dharma), в индийской философии, «порядок», «норма» существования и развития как космоса, так и общества. Во втором случае объем понятия дхармы перекрывает значения и «религии», и «права», и «морали».

Дхарма в качестве «закона» включает религиозный закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения (в виде последствий и в рамках настоящей жизни индивида и в перспективе его будущей реинкарнации).

В системе целей человеческого существования (пурушартха) дхарма – одна из четырех задач человека, наряду с задачами приобретения (артха), удовольствий (кама) и «освобождения» (мокша), притом задача накопления дхармы как «религиозного капитала» является основополагающей.

Дхарме наиболее близки понятия «правды» (сатья), «заслуги» (пунья) и «блага» (кушала). Антипод дхармы – адхарма, или дхарма с отрицательным значением.

Кшаникавада (санскр. क्षणिकवाद, «теория мгновенности») – буддийское онтологическое учение о мгновенности бытия и непостоянстве любого состояния. «Кшана» означает мгновение – время, за которое можно щелкнуть пальцами.

Существуют переводы этой величины в доли суток, секунды и другие единицы измерения времени. Согласно буддийскому учению, кшана составляет продолжительность вспышки одной дхармы (элемента бытия).

Ежемгновенно дхармы вспыхивают и исчезают, образуя новый «узор», новую комбинацию, обусловленную законом взаимозависимого возникновения (пратитьясамутпада) и кармой. Не существует ни материи, ни иной субстанции, есть лишь поток последовательных психических элементов – дхарм.

[1]Восприятие мира живыми существами подобно восприятию кадров на движущейся кинопленке, которые так быстро сменяют друг друга, что у наблюдающих создается полная иллюзия стабильной и длящейся реальности.[2]

Представление об изменчивости (анитья, аничча) бытия – одно из трёх базовых понятий буддизма, наряду со страданием (духкха) и отрицанием субстанциальной души (анатман).[3]Кшаникавада представляет собой модификацию доктрины «анитья» (учения о всеобщем непостоянстве).[4]

Маха́яна (санскр. महयान, «великая колесница»; кит. 大乘, да-чэн; тиб. theg-pa chen-po) — позднейшая форма развития буддизма, сейчас распространённая в основном в Китае,Японии, Непале, Индии, Корее, Вьетнаме и Тибете.

Махаяна — Великая (Большая) колесница буддийского пути, проходя по которому буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости Праджняпарамиты.

Махаяна — это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы (вследствие чего изредка можно встретить ещё одно её название — Бодхисаттваяна). Она включает Сутру и Тантру.

Численность приверженцев Махаяны на конец XX века — около 600 миллионов человек.

Нирва́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna, «угасание, прекращение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме.[1] Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре.

В буддизме нирвана:

§ свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);

§ освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);

§ состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;

§ высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»).[2]

Помимо «нирваны с остатком» в палийских суттах различают «нирвану без остатка» (паринирвана).

Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении (шанти) или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару.

В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие «естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпой (состоянием Изначального будды Самантабхадры).

По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахмо.

Са́нгха, Са́мгха, (санскр. संघ, saṃgha IAST, «собрание, множество») — название буддийской общины. Этот термин может употребляться для обозначения религиозного братства в целом. В более узком смысле — сонм существ, достигших определённой степени просветления.

В широком смысле «сообщества буддистов» употребляется термин «четырёхчастная сангха»: община из монахов, монахинь, мирян и мирянок.

Это сообщество, наличие которого, например, свидетельствует о распространённости учения Будды в стране или регионе. Важно отметить, что миряне и мирянки отдельно сангху не составляют.

Монахи и монахини могут быть названы Сангхой безотносительно мирян. Собственно говоря, Будда Готама подразумевал под сангхой именно бхиккху-сангху.

В узком смысле, например при принятии Прибежища, под Сангхой рекомендуется понимать Освобождённую Сангху, сообщество святых, освобождённых от иллюзии «эго» существ.

Пять куч – Панча-скандха

пять куч

У ЮНЬ

У инь, у чжун, санскр. панча скандха – доел, “пять куч”, “пять скоплений”

Одна из важнейших категорий учения буддизма о психич. деятельности. Отрицая существование единой, субстанциальной индивид, души, буддизм рассматривает личность как структурно упорядоченную комбинацию дхарм (см. Фа (1), п. 2), распределяющихся по пяти осн. группам (скандха, юнь). Совокупность пяти скандх создает, по буд.

представлениям, эмпирич. личность. В учении хинаяны, трактующем “человеч. я” (найратмья, жэнь во) как иллюзорное временное соединение скандх, этот постулат воплотился в тезисе о “человеч. не-я” (пудгаланайратмья, жэнь у во, см. У во). Доктрина махаяны отрицала бытийную реальность не только “человеч. я”, но и самих У ю.

, что выразилось в концепции “дхарменного не-я” (дхарманай-ратмья, фа у во, см. У во). Пять скандх делились на “относящиеся к материальному – рупа, сэ (первая скандха) и “относящиеся к психич.” – нама, синь ( I ) (остальные четыре).

Первая скандха состоит из “четырех великих первостихий” (махаб-хута, сы да): земли, воды, огня и ветра, формирующих человека и материальный мир. Вторая (шоу, ведана) – “ощущение” – обусловливает способность ощущать приятное, неприятное и нейтральное.

Третья (сам-джня, сян (1))- “(способность к созданию) образов” – определяет возможность различения и продуцирования чувств и представлений. Четвертая (самскара, син (3))- “действование” – реализует потенции направленной на образование и изменение психич. и материальных явлений кармич. (см.

Е) деятельности, субъект к-рой характеризуется постоянной изменчивостью. Пятая (виджняна, ши (4))- “сознание” – функция психики, сводящая воедино способность к формированию представлений и “действование”, дающая мысленную оценку, собирающая и сохраняющая опыт (см.Ба ши).

Доктрина У ю., характерная для всех направлений кит. буддизма, оказала значит, влияние на развитие учений о психич. деятельности и познании в средневек. Китае.

Три тела Будды, Трика́я (санскр. त्रिकाय, trikāya IAST, кит. 三身, сан шэн — «три тела») — триединая сущность, или три способа бытия Будды. Согласно учению махаяны, Будда проявляет себя в трех аспектах.

1. Дхармакая (санскр. धर्मकाय, кит. 法身, фа шэн — «сущностное тело») или Ваджракая (санскр. वज्रकाय, «алмазное тело») — высшее, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления.

2. Самбхогакая (санскр. संभोगकाय, кит. 報身, бао шэн — «тело блаженства» или «божественное тело») — образ Будды, постижимый в глубокой медитации. В этой мистической форме Будда проявляет себя, чтобы дать глубокие поучения бодхисаттвам и йогинам.

3. Нирманакая (санскр. निर्माणकाय, кит. 化身 хуа шэн — «феноменальное тело»). Будда, проявляющий себя в обыденном мире. В частности, нирманакаей считается исторический Будда (принц Сиддхартха Гаутама).

ТХЕРАВАДА

(пали theravada, санскр. sthaviravada — учение старейших) — направление классического буддизма в рамках стхаваравады.

С одной стороны, термин «тхеравада» использовался для общего обозначения консервативного направления, образовавшегося после первого раскола общины последователей Будды (сангхи) в результате отделения от нее сторонников .

»(вжасвнгпжи, или «большой общины», выступавших за ослабление монашеской дисциплины и более широкий доступ в сангху мирян. С другой стороны, тхеравадой в дальнейшем стала называться одна из восемнадцати школ этого направления, утвердившая свое влияние.

Самый известный из индийских правителей, Ашока (3 в. до н. э.), покровительствовал тхераваде и поддержал миссионерское начинание, которое принесло ее в Шри-Ланку и в Юго-Восточную Азию (Бирма, Таиланд, Камбоджа, Лаос), где она стала преобладающей формой буддизма, существующей и поныне.

Сторонники тхеравады прослеживают свое происхождение к тхерам — старейшинам первой буддийской сангхи. К 3 в. до н. э. доктрина и практика тхеравады были в основном сформированы и отражены в каноне Типитака (санскр. Трипитака).

Основываясь, как и другие ранние буддийские школы, на идее составной и изменчивой природы всех вещей, и прежде всего самого человека (теория дхарм), тхеравада делала главный акцент на медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»).

В ней различались две формы медитации — джхана (nannjhana, санскр. dhyana) — успокоение «волнения» чувств и мыслей (см. Дхьяна), а также випассана (vipassana) — медитация озарения (инсайта), предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения.

Основные положения теории и практики тхеравады содержатся В сочинении Буддхагхосы «Висуддхи-магга» («Путь очищения»).

Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna; кит. 小乘, Сяо Шен; яп. 小乗, Сёдзё) — термин, буквально означающий «малая колесница» (в смысле «малый, или низший, ущербный, путь к спасению»).

Данный термин был создан махаянистами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма. В махаяне хинаяна считается частью пути к Просветлению. Первые упоминания этого термина относятся к I—II вв.н. э.

Так как использование термина «хинаяна» для ссылки на ранние буддийские школы достаточно спорно, а для обозначения современной Тхеравады — оскорбляет последователей данной школы, многие современные буддологи отказались от использования слова «хинаяна» в научном контексте.

Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном и, в частности, отождествление проявленного с волнением дхарм.

Особый акцент хинаяны заключается в том, что «Я»; и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчеркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм.

Характерной чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности (доказательству этого посвящена Милинда-паньха).

В собственно этическом плане характерная для буддизма идея личного совершенствования принимает в хинаяне форму подчеркнуто независимого развития личности.

Идеал совершенствования личности в хинаяне – архат – достигает совершенства самостоятельно и как бы мало заботясь о совершенстве других. Будда в хинаяне – идеал и учитель совершенства, объект подражания и почитания.

Хотя в хинаяне есть элементы обожествления Будды, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религиозной организации; все заменено жизнью в монашеской общине.

Источник: https://cyberpedia.su/4×3102.html

Ссылка на основную публикацию