Буддизм и его роль в культуре

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра философии

Контрольная работа по дисциплине

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

на тему «Буддизм и его роль в культуре»

Выполнил:__ Ленская О.В___________________________

(Фамилия И.О.)

Студент_ 1курса, срок обучения __3 года 10 мес.________

группа __№ 8/3301___ № зачетной книжки __43054/10___

специальность 080105 – Финансы и кредит

Подпись:__________________________________________

Преподаватель: ____________________________________

Должность:________________________________________

________________ Дата:______________________

Подпись:__________________________________________

Санкт-Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Раздел 1 Предпосылки возникновения буддизма……………………………….4

Раздел 2 Что такое буддизм……………………………………………………..13

Раздел 3 Влияние буддизма на культуру………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………27

ВВЕДЕНИЕ

Буддизм – религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо – одну из трех главных религий Китая. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э – начале I тысячеления н.э.

Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э.

, он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну.

Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна – в северных странах, получив название северного буддизма.

Выбранная мною тема «Буддизм и его культурное влияние», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – проанализировать основные положения буддизма и его влияние на культуру.

РАЗДЕЛ 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУДДИЗМА

Буддизм — первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу.

Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.

Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке.

Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма — Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.

Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.

В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно не только с чисто историко-философской точки зрения, так как вполне возможно, что буддийское умозрение способно обогатить и современную философию, в выжидании стоящую на путях схождения новоевропейской классики и постмодерна.

Таким образом, изучение буддизма (а дисциплина, занятая научным изучением буддизма, более ста лет тому назад получила название буддологии) необходимо и для востоковеда, и для культуролога, и для религиоведа, и для философа. И, конечно, нельзя понять буддизм, не обратившись прежде к вопросу о причинах его происхождения. Надо сказать, что этот вопрос вполне правомерен и с точки зрения самого буддизма: ведь буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной обусловленности, а следовательно, и сам также должен рассматриваться с точки зрения причинной обусловленности (пратитья самутпада).

Не будет ошибкой сказать, что буддизм возник в Индии (точнее, на индийском субконтиненте, поскольку на территории исторической Индии в настоящее время существует несколько государств — Республика Индия, Пакистан, Бангладеш и Непал; к этим континентальным странам следует также добавить и остров Ланку) в середине первого тысячелетия до н. э., то есть в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа.

Сама буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма — Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) — 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. (здесь, конечно, не имеются в виду совершенно фантастические даты, родившиеся из астрологических выкладок поздних тантрических авторов).

Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма. Однако в настоящее время ни один серьезный буддолог не признает эти даты (так называемые «долгая хронология» и «исправленная долгая хронология») исторически релевантными.

Но этот вывод, кажется, и все, что сближает позиции разных буддологов по вопросу о датировке жизни основателя буддизма. И, пожалуй, есть согласие и еще по одной позиции: никто не сомневается, что Будда жил до походов Александра Македонского в Индию, то есть до 20-х годов IV в. до н. э.

Далее начинаются разногласия: одни ученые максимально приближают Будду к эпохе походов Александра, другие же, напротив, разводят эти даты.

Эти разногласия определяются спецификой источников, которым те или иные буддологи предпочитают пользоваться, — царские хроники, монастырские хроники или же списки глав сангхи (буддийской монашеской общины) от паринирваны Будды до вступления на престол первого буддийского императора Ашоки (273? — 232? до н. э.).

Именно последний тип источников представляется наиболее надежным, а к тому же и дающим дату паринирваны Будды, наиболее близкую «золотой середине» — около 400 г. до н. э. Поскольку традиция утверждает, что Будда прожил 80 лет, мы, думается, не очень ошибемся, если предположим, что Будда был современником и ровесником Сократа.

О происхождении буддизма написано множество книг, но особой ясности в этом вопросе по-прежнему нет. Поэтому здесь мы ограничимся тем, что охарактеризуем некоторые достаточно очевидные причины и условия, способствовавшие возникновению буддизма и его укреплению в индийском обществе древности.

Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки.

Середина I-го тысячелетия до н.э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой и цитаделью альтернативных религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм.

А возникновение этих альтернативных учений, в свою очередь, было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определенными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей).

Как бы то ни было, старая ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таких шраманов (или на языке пали — саманов) и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

Шраманы и шраманские движения сыграли огромную роль в истории индийской философии и культуры.

Прежде всего, именно от них идет традиция свободного философского диспута и философии как логико-дискурсивного обоснования и вывода тех или иных теоретических положений.

Именно поэтому и Будда может считаться не только основателем религии и мудрецом, обретшим свою мудрость практикой созерцания, но и одним из первых индийских философов, участвовавшим в дискуссиях с другими шраманами по правилам, принятым в их среде.

В настоящее время совершенно невозможно реконструировать научную биографию Будды. Простое отсечение мифологических сюжетов и элементов фольклорного характера совершенно неэффективно, а материала для подлинной биографической реконструкции у современной науки явно недостаточно.

Поэтому здесь мы даже не будем пытаться заниматься этим безнадежным делом и представим не биографию, а вполне традиционное жизнеописание Будды на основе синтеза ряда буддийских житийных текстов (таких, как «Жизнь Будды» Ашвагхоши — I в. н. э. или махаянская «Лалитавистара»).

В течение сотен и сотен жизней Бодхисаттва (бодхи — пробуждение, просветление; саттва — существо; здесь — будущий Будда) совершал бесчисленные подвиги любви и сострадания, постепенно накапливая заслуги и приближаясь к состоянию мудреца, познавшего истину и вышедшего из мучительного колеса чередования рождений и смертей — Будды.

И вот пришло время его последнего рождения. Бодхисаттва пребывал в это время на небесах Тушита и обозревал землю в поисках наиболее благоприятного места для своего последнего рождения, поскольку он уже находился на таком уровне духовного развития, что мог выбирать.

И его взгляд остановился на небольшом государстве народа шакьев в северо-восточной части Индии (территория современного Непала), которым управлял мудрый царь Шуддходана из древнего царского рода.

И Бодхисаттва, который мог даже просто появиться в мире не входя в материнскую утробу, решил избрать семью царя шакьев для своего рождения, дабы впоследствии люди, испытывая глубокое уважение к почтенному роду царей шакьев, с большим доверием отнеслись бы к проповеди Будды, видя в нем отпрыска древней и славной семьи.

В эту ночь жена царя, царица Махамайя, увидела сон: в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями, и она поняла, что зачала великого человека. Буддизм учит, что зачатие Будды было вполне естественным, а видение белого слона было лишь знаком зачатия великой личности.

Незадолго до родов царица в сопровождении своей свиты отправилась в соответствии с обычаем в дом своих родителей.

На пути, когда они проходили через рощу саловых деревьев, называвшуюся Лумбини, царица почувствовала родовые схватки, взялась за ветку дерева и родила сына, который вышел из ее чрева через бедро.

Младенец немедленно встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей, и богов.

Но эти чудесные роды оказались роковыми, и вскоре Махамайя умерла.

Но ее сын не забыл о матери, которой совсем не знал: уже после своего Пробуждения он вознесся на небеса Тушита, где обрела рождение Махамайя, рассказал ей, что стал Буддой, победителем страданий, и проповедал ей Абхидхарму — буддийское философское учение. Но пока будущий Будда — еще младенец, и его доставляют в отцовский дворец в городе Капилавасту (близ современной столицы Непала г. Катманду), центре страны шакьев.

Источник: http://works.doklad.ru/view/GSG5eOMvozk.html

2. Буддийское искусство в Индии

Буддизм, распространяясь с течением веков на колоссальные соседние территории, не вступал в противоречие с уже существовавшими там исконными вероисповеданиями и культурой.

Находилось много общего с местными божествами, обычаями и обрядами.

Буддизм ассимилировался с ними, вбирая в себя многие аспекты местных культов, видоизменялся под давлением других религий, однако в основе своей остался неизменным.

Распространению идей буддизма способствовали архитектура, скульптура, живопись. Первоначально искусство буддизма являло собой набор «подкреплений» или «напоминаний», которые помогали верующему в восприятии часто слишком сложного для него вероучения. По мере распространения религии оно наполнялось новыми смыслами и отливалось в совершенно новые формы.

Созерцательное буддийское «искусство жизни» требовало слияния художественных форм с природными. Поэтому буддийская архитектура отличается от европейской: это не укрытие от природы, а растворение в ней.

Главная идея буддийских сооружений – создание зримого подобия искусственных и естественных форм, гармонии с природой, условий обретения душевного покоя. В основе архитектуры лежит классическое ощущение органического, свободно растущего из земли объема.

Тибетские храмы и китайские пагоды кажутся естественными образованиями, они вторят формам гор, холмов или выветренных скал, распускаются на их склонах подобно диковинным цветам.

Читайте также:  Монахи тибета и их способности – правда или выдумка?

Можно выделить два основных типа буддийских строений.

Первый вид – это службы, предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов – вихара, зал для верующих – чайтья, библиотеки, башни для гонгов и колоколов.

Второй тип – сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа или пагода. Они, как правило, являются центром монастыря в соответствии со своей ролью хранителя священных реликвий.

Ступы – это не здания, а цельные монолитные монументы с небольшими камерами – реликвариями и нишами для скульптур. Согласно преданию, первые ступы были воздвигнуты после сожжения по индийскому обычаю тела Будды – для хранения его пепла, поделенного на восемь частей по числу областей Индии, заявивших свои права на его мощи.

Ступы бывают полусферической, башнеобразной или колоколообразной формы. В системе буддийской символики ступа рассматривается как вертикальная модель Вселенной. Она символизирует «творческое начало Вселенной», «импульс жизни», нирвану.

Архитектурные особенности ступ в каждой стране определяется местными традициями, однако в плане они должны быть обязательно круглыми или квадратными.

Вся группа зданий монастырского комплекса организована по единому плану. В Восточной Азии монастырь окружен стеной и обычно ориентирован по центральной оси главными воротами на юг, за которыми стояла пагода, за ней храм. Завершали эту линию зал для проповедей и задние ворота.

Расположение зданий могло меняться из-за особенностей рельефа, особенно в горах, однако буддийская культура всегда предполагает ритуальный обход вокруг по часовой стрелке. В выдолбленных в скалах храмах для этого использовали специальную тропинку.

Со временем храм вытеснил с центрального места пагоду, поэтому она приобрела менее священный и более декоративный вид, и часто к одной пагоде пристраивали вторую – для симметрии.

В буддийских храмах на возвышении – своеобразном алтаре в глубине зала находятся статуи Будд или бодхисатв (святых, решивших выйти из круга перевоплощений и достичь состояния Будды).

Алтарь представляет собой несколько ступеней: квадратная ступень – символ земли, круглая – символ неба.

В стенных нишах расположены статуи божеств, на стенах – росписи, напоминающие о прежних деяниях Будды, картины рая, фигуры бодхисатв, бесчисленные декоративные мотивы.

Расцвет буддийской скульптуры относится к IV – V вв. В эти годы изготавливаются огромное количество изображений Будды и бодхисатов из золота, бронзы, раскрашенного дерева, слоновой кости, камня от маленьких (2-3 см) до огромных фигур в 54м высотой.

Часто буддийские сооружения превращаются в гигантские пирамиды скульптур, сплошь закрывающие основной объем. Рельефы и скульптуры храмовых и монастырских сооружений включает также изображения, не связанные с философией буддизма, отражающие более древние культы и верования, а иногда и просто фантазию художника.

Буддизм не объявлял запретов на изображения живых существ, поощрял самостоятельность мышления, объявлял важнейшим принцип великой сложности и непрерывной изменчивости мира. Будда учил, что дорога к спасению лежит через избавление от иллюзий, поэтому буддийские персонажи имеют ясное и просветленное выражение, они находятся вне моральных слабостей и эгоистических страстей.

Живописные изображения Будды, бодхисатов, буддийской символики (ваза, скипетр, чаша для подаяния, лук и стрелы, четки, колесо Сансары или колесо Закона и др.) можно видеть практически в каждом буддийском храме.

Вот как описывает внутреннее убранство одного из буддийских монастырей в Тибете европейская путешественница, много лет изучавшая буддизм на Востоке, А. Давид – Неэль в книге «Мистики и маги Тибета» (М.,1991г.

): «Масса стягов, подвешенных к потолку в галереях и прикрепленных к высоким опорным столбам, являют собравшимся великое множество изображений Будды и богов, а на покрывающих стенах фресках, среди когорт других героев, красуются святые и демоны в угрожающих или благодушных позах.

В глубине огромного помещения за несколькими рядом алтарных светильников мягко мерцают статуи великих, давно преставившихся лам и усыпанные драгоценностями ковчеги из серебра и золота, хранящие их мумии или кремационный пепел.

Устремив свои требовательные или повелительные взоры на людей, подавляя их своим количеством, все эти существа…будто смешиваются с толпой монахов. Мистическая атмосфера окутывает людей и предметы, застилает дымкой тривиальные детали, идеализирует лица и позы. »)

В тибетском буддийском искусстве значительное место занимают танка – изображения Будды, иерархов церкви, персонажей буддийского пантеона, житийные циклы и т.д. Они выполняются красками на шелке или отпечатываются на хлопчатобумажной ткани, предназначаются для медитации, религиозных процессий, в храмовых интерьеров, в домашних алтарей.

Характерным для буддийского искусства является стремление к контрастному сочетанию ярких, красочных материалов: золота и серебра, красного и черного лака, инкрустации цветным стеклом, фарфором, фольгой, перламутром, драгоценными камнями. Буддизм стал школой для нескольких поколений мастеров Индии, Персии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. С буддизмом связаны многие классические произведения искусства Китая и Японии и других стран.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/12537

Буддийский тип культуры

Индо-буддийский тип культуры сформировался на основе двух великих религий – индуизма и буддизма. 

Индуизм начал складываться во 2 тысячелетии до н. э. Священным писанием стали Веды, отсюда и название раннего периода этой религии – ведический период.

Веды включают в себя 4 основных сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Ригведа представляет собой собрание гимнов (1028 гимнов), исполнявшихся при жертвоприношениях. Самаведа включает избранные гимны из Ригведы.

Яджурведа содержит жертвенные формулы, а Атхарваведа – заклинания и магические заговоры.

Основные объекты почитания в ведах – дэвы, божества, олицетворяющие отдельные природные явления и стихии.

Основу культа составляли жертвоприношения, которые требовали знания тонкостей ритуала и сопровождающих его текстов, поэтому в Индии рано оформилось сословие жрецов. Они составляли одну из четырех варн. Уже в Ведах деление на варны упоминается как древний, установленный богами порядок.

Варна – это социально-религиозное разделение общества, каждая варна изначально имела свой род занятий, свой образ жизни, свой круг религиозных предписаний. Вся жизнь человека была детально регламентирована в зависимости от варны и касты, пола и возраста.

Основных варн было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и правители), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (слуги). 

Вторым этапом развития индийской религии называют брахманизм (1 тыс. до н.э. и начало 1 тыс. н. э.). Здесь складываются религиозно-мифологические тексты – Брахманы. Развивается и усложняется религиозная практика, отраженная в текстах араньяк и упанишад. Все пребывание человека в мире сопровождается циклом обрядов – домашних и храмовых – от рождения до смерти. 

С середины 1 тысячелетия индуизм приобретает классические формы. Сохраняется непреложный авторитет Вед, но при этом перераспределяются функции богов. На первое место выходит почитание Тримурти – триады верховных богов: Брахмы, Вишну и Шивы.

Буддизм зародился как одна из форм критики религиозных идей и социальных практик индуизма. Время его возникновения – VII–VI века до н. э. Основателем нового учения был Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев, первым достигший состояния Будды, т. е. пробужденного.

Гаутама использовал ряд идей, характерных для предшествующих религиозных учений – учение о перерождении, осознание жизни как страдания, истину о вечной изменчивости бытия, необходимость праведной жизни.

Новым в буддизме было отсутствие веры в бога-творца, отрицание сакральности варн, осуждение ведического ритуализма, отказ от крайностей аскезы и погони за удовольствиями. 

Еще одним принципиальным положением буддизма является идея непостоянства мира. Каждое существо, каждый предмет являются преходящими и составными. Не существует и того, что люди привыкли считать устойчивой личностью. Она также пустотна, т. е. относительна и условна.

Будда провозгласил принципиальное единство человека и мира. Центральное место в учении Будды занимает этика. Буддизм – не столько религия или философия, сколько образ жизни, способ отношения к миру, тип поведения. Главной добродетелью Будда называл любовь к людям, доброжелательность.

Буддизм, как и индуизм, основывается на принципе ахимсы – непричинения вреда живому, ненасилия. Будда провозгласил срединный путь – воздерживание от крайностей, он осуждал не только безудержную погоню за наслаждениями, но и аскетизм.

«Будь полностью осознанным» – такова была последняя проповедь Учителя. 

Будда при жизни достиг нирваны – освобождения от страдания, несвязанности, высшей мудрости.

Это скорее состояние, чем место. Вот как описывается это состояние: величественный город, незапятнанный и беспорочный, чистый и белоснежный, нестареющий, бессмертный, прочный и спокойный. Он не находится в каком-то определенном месте. Достичь нирваны можно в любом месте и в любое время еще при жизни, и тот, кто нашел ее, уже никогда не потеряет.

 

После смерти Будды его учение широко распространилось, разделившись на несколько направлений – махаяну (Большую колесницу или широкий путь к спасению), хинаяну (Малую колесницу или узкий путь к спасению)256 и ваджраяну (Алмазную колесницу или Колесницу раската грома).

Позже возникли и другие школы буддизма, особенно влиятельным стал буддизм чань (японский вариант – буддизм дзэн). 

Несмотря на различия между этими крупными учениями – индуизмом и буддизмом – есть ряд черт, сближающих их и позволяющих объединить в один культурный тип. Это учение о вечном круговороте, колесе сансары. Мир не имеет ни начала, ни конца, он лишен направленности, находится в вечном изменении, в нем все непостоянно. Судьба человека определяется его кармой.

Санскритское слова карма означает действие, деятельность. Карма приобретает значение закона причинности, поскольку каждая причина есть действие и каждое действие есть причина. Ни в одной другой культуре судьба человека не обусловлена в такой степени его собственными действиями (буддизм добавляет – осознанными). Индо-буддийская культура строится на идее вечного возвращения, перерождения.

 

Другими важнейшими принципами индо-буддийской культуры являются принцип иллюзорности мира и значимость Небытия. Небытие первично по отношению к Бытию, оно есть возможность всякого становления и существования. 

Художественная культура и эстетика Востока испытали на себе мощное воздействие индо-буддийского комплекса, особенно буддизма.

В поэзии, живописи, музыке, театральной эстетике особое значение приобретает красота скрытая, не до конца явленная миру, намек, подтекст.

Восприятие такой красоты требует философского раздумья, неспешности, сосредоточенного созерцания отрешенности от мирской суеты.

Все восточное искусство глубоко символично. Как и вся культура, художественный язык здесь выражает это благоговение перед жизнью во всех ее проявлениях, не разделяет мир одушевленных и неодушевленных сущностей. 

Источник: https://students-library.com/library/read/43204-buddijskij-tip-kultury

Образ Будды в художественной культуре Индии (стр. 1 из 2)

Московский государственный открытый

университет

Кафедра культурологии

Тема реферата:

«Образ Будды в художественной культуре Индии»

выполнила:

студентка I курса

автомеханического

факультета

Фролова И.Н.

Шифр707409

080502

проверила: Бондаренко К.А.

Москва 2008 г.

План:

  1. Введение.
  2. Основатель буддизма.
  3. Трип Итака.
  4. Две ветви буддизма: Хинаяна и Махаяна.
  5. Буддизм и искусство.
  6. Распространение буддизма в России и других странах.
  7. Список литературы.

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э.- начале I тысячелетия н.э.

Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э.

, он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий – результат длительного развития политических, экономических и культурных кон­тактов между различными странами и народами.

Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные гра­ницы, широко распространиться по земному шару.

Мировым религиям в боль­шей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесу­щего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

сточной Азии.

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию – указать живым существам избавление от страданий.

Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда его родовое имя – Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 – 600 лет до н. э.

в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи – жена правителя шакьев Майя – увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон.

Читайте также:  Национальные блюда камбоджи – знакомимся с экзотической кухней

Через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем – через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия.

Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит “выполнивший свое назначение”.

Мать Сиддхартхы умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить характер ребенка.

Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений.

Шуддходана окружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Он решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений.

Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания?

Он не был Творцом или Богом. Он был просто человеком, сумевшим понять жизнь, являющуюся источником всевозможных внешних и внутренних проблем.

Он смог преодолеть все собственные проблемы и ограничения и реализовать все свои возможности, чтобы помогать другим наиболее эффективно. Так он стал известен как Будда, т.е. тот, кто является полностью просветленным.

Он учил, что каждый может достичь этого, ибо каждый обладает способностями, возможностями или факторами, позволяющими произойти подобной трансформации, т. е. каждый обладает “природой Будды”. Каждый обладает умом, а значит способностью понимать и знать.

Каждый обладает сердцем, а значит способностью проявлять чувства по отношению к другим. Каждый обладает способностью общения и определенным уровнем энергии – способностью действовать.

Эти способности являются основным рабочим материалом, имеющимся у каждого, включая животных и насекомых, и хотя у отдельных индивидуумов они могут быть ограничены, тем не менее, каждый может развить свои способности и преодолеть ограничения с целью наиболее полной реализации собственных возможностей.

Будда понимал, что все люди неодинаковы и обладают разными характерами и склонностями, и поэтому он никогда не выдвигал какую-либо одну догматическую систему, а обучал различным системам и методам в зависимости от индивидуальности обучаемого. Он всегда поощрял людей проверять их на собственном опыте и ничего не принимать на веру.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) – своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение.

Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности.

Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания – рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

И, наконец, последний уровень – арупалока – отрешен от формы и от телесного материального начала.

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме.

Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой – это важный элемент трактовки спасения в Буддизме.

Душа, в буддистском представлении, – индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване.

При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилием, вниманием, и полной сосредоточенностью и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия – это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.

Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние.

Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение.

Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа.

Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана – углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”.

Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией.

Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными оча­гами распространения религии.

В I в. н. э. в Буддизме образова­лось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-по­литических условиях жизни в отдельных частях Индии.

Хинаяна, теснее связан­ная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасе­нию, которое счи­тается достижимым только через уход от мира – монашество.

Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, при­чем упор сделан на активную проповедническую деятель­ность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.

Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множе­ство толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Источник: http://MirZnanii.com/a/133713/obraz-buddy-v-khudozhestvennoy-kulture-indii

Буддийская культура – Буддизм

Индийский император Ашока принял буддизм в III веке до нашей эры — после кровопролитной войны с государством Калинга. Позднее появились его знаменитые указы, которые он повелел высечь на камнях и скалах по всей империи.

«Сто пятьдесят тысяч человек было взято в плен, сто тысяч убито в бою и еще больше умерло… Его Священное Величество стал испытывать раскаяние в том, что завоевал Калин-гу, ибо завоевание прежде свободной страны влечет за собой убийства, гибель и увод в плен людей. Это наполняет Его Священное Величество глубокой печалью и раскаянием».

Далее в указе говорится, что Ашока не допустит больше убийств или увода в плен даже сотой или тысячной доли того числа людей, которое было убито или взято в плен в Калинге. Истинное завоевание — это завоевание сердец с помощью закона долга или благочестия. «Текст этого закона высечен на камне для моих сыновей и внуков, чтобы они не помышляли о новых победах.

Им следует стремиться к истинным победам, вооружившись при этом одним терпением…»

Мир, породивший 2500 лет назад буддизм, был миром, где существовал широкий обмен идеями и где люди совершали далекие путешествия. Связи были установлены между значительно более удаленными районами мира, чем мы себе обычно представляем. Индия в те времена располагалась на пересечении путей, ведущих от западных цивилизаций к дальне-восточным и обратно.

Оба великих караванных пути — с Запада (из Персии) и с Востока (из Китая и Центральной Азии) — проходили по северным перевалам Индии. Греческие, римские и александрийские суда заходили в порты Гуджарата и Кон-канского побережья, а также Коимба-тора, Андхры, Бенгалии и Цейлона.

В Индии останавливались и корабли, шедшие с Востока на Запад, а ее суда отправлялись в самые различные страны.

На восемь миль ядоль реки Иравади и на две мили в глубь от нее, вплодь до самого горизонта, раскинулся лес буддийских пагод в Пагане (Центральнаz Бирма). Выстроенный в XI веке, Паган имел некогда около 4000 пагод и был одним из крупнейших религиозных центров Азии.

На восемь миль ядоль реки Иравади и на две мили в глубь от нее, вплодь до самого горизонта, раскинулся лес буддийских пагод в Пагане (Центральная Бирма). Выстроенный в XI веке, Паган имел некогда около 4000 пагод и был одним из крупнейших религиозных центров Азии. На снимке справа: голова и плечи огромной (28 метров) статуи Лежащего Будды (XVI век) в Аютии, древней столице Сиама.

Контакты между Индией и Западным миром поддерживались длительное время. В V веке до нашей эры персидский царь Дарий, покинув свой знаменитый дворец в Персеполе, возглавил поход в Пенджаб и долину Инда.

Дороги, использовавшиеся курьерами персидских царей, были улучшены во время похода Александра Македонского (IV век до нашей эры), в войсках которого находились топографы и ученые.

На реке Инд Александр выстроил порт и соорудил флотилию, а один из его капитанов спустился по реке и прошел путь от Инда до Тигра. Вернулся Александр через Афганистан, имея в составе своей армии боевых слонов и индийских воинов.

В течение нескольких столетий вся северо-западная Индия, Гандхара (территория Афганистана и Западного Пакистана), Пенджаб находились под властью греческих князей, один из которых (Менандр) принял буддизм.

Эти княжества способствовали проникновению греческой, эллинистической и древнеримской культуры.

Греки вступали в брак с индийскими женщинами, и потомки этих браков создавали колонии, где складывались очаги новой греко-римско-буддийской культуры, достигшей расцвета в эпоху Кушанской империи (I век нашей эры).

Еще более важным с точки зрения развития контактов между Индией и Западом был довольно длительный период, в течение которого поддерживались дружественные связи между Селевкидами, наследниками Александра в Персии, и представителями династии Маурьев, правивших в северо-восточной Индии.

Дворец Маурьев был построен по образцу дворца Дария в Персеполе. Эти империи обменивались посольствами, а в Патали-путру (современная Патна, столица штата Бихар) стекались иностранные купцы.

Император Ашока женился на греческой принцессе; он посылал своих миссионеров как на Запад, где они достигли Персии, Египта, Македонии, Киренаики и северо-западной Греции, так и на Восток.

По свидетельству историка Плиния, Рим ежегодно закупал в Индии на 50 миллионов сестерций хлопка с Мальвы, лака и нарда в Паталипут-ре, индиго, пряностей и драгоценных камней на Конканском берегу, а также нефрита, слоновой кости, шелка и слонов. Последние широко использовались в древнем Риме, применялись как боевые слоны и в цирках.

Римские золотые монеты с изображениями Августа, Каракаллы, Клавдия, Теодора и Константина обнаружены при раскопках в северо-западной Индии и на ее южном побережье. Живший в Азии римский художник Тит создал буддийские фрески в Миране (Центральная Азия).

Александрийские купцы оказывали денежную помощь буддийским монастырям в Насике и Джуннаре, близ Бомбея.

Некоторые данные свидетельствуют о значительных перемещениях людей в те времена: наемников (индийские лучники считались лучшими в персидской армии), ремесленников, резчиков по слоновой кости (индийские изделия из нее были найдены в Помпеях), ткачей, ювелиров, скульпторов, гончаров. Их стремились привлечь любой ценой, и они находились под покровительством крупных торговцев и князей.

Из Центральной Азии в Индию через разделяющие их пустыни вели два пути: северный и южный, пересекавшиеся в Дуньхуане (северо-западный Китай).

Читайте также:  Что такое сангха – почему буддийские монахи живут в общинах

По этим основным артериям и распространялся буддизм в Китае и Центральной Азии, вдоль них складывались и основные центры буддийской культуры. Были созданы тысячи пещерных и наземных сооружений.

Только в Кызыле находится множество пещер, расписанных руками художников и скульпторов, вывезенных со Среднего Востока, из Индии и Китая.

Знаменитый китайский ученый Сюань Цзан, совершивший путешествие в VII веке нашей эры северным путем из Китая в Индию, оставил незабываемое описание путешествия по знойным пустыням и заснеженным перевалам.

Кроме того, историки говорят об очаровательных женщинах из Кучи и свидетельствуют, что тамошние музыканты и танцоры в малиновых шелковых тюрбанах выступали на празднествах китайского императора.

Сохранились даже названия их песен:    «Встреча седьмого вечера», «Женщина с нефритом подносит чашу», «Битва цветов».

На фресках Кучи, Кызыла и Кум-тура изображены прекрасные всадники, напоминающие тех, что сопровождали Сюань Цзана в его путешествии, ибо фрески выполнены примерно в то же время, когда там был этот ученый. Всадники изображены в длинных сапогах, шелковых, ниспадающих до колен плащах с отделанными металлом поясами.

Голубые, серые, белые и оливково-зеленые туники оторочены и подбиты мехом, вышиты жемчугом. Рыжие волосы всадников перехвачены на шее лентой. Эти всадники, несущие цветные и позолоченные знамена с геральдическими фигурками животных, вроде тигра или дракона, должно быть, выглядели весьма величественно.

Сюань Цзан вернулся в Китай с большим количеством рукописей и изображений Будды.

Бамиан в Афганистане – служил местом отдыха как для тех караванов, что перевалили через Гиндукуш, так и для тех, что готовились к этому переходу.

В огромной скале Ба миана высечены священные пещеры, где имеются колоссальные статуи и изображения будд; высота двух из них 173 и 120 футов.

Купцы оплачивали труд ремесленников и художников, рассматривая это как своего рода жертвоприношение в знак благодарности за благополучное путешествие.

Дуньхуан, расположенный на другом конце пути, возвысился благодаря тому, что в его развитие вкладывали средства и торговцы и правители.

Представители династии Вэй, Тан и Сунь субсидировали строительство этого одного из наиболее выдающихся памятников буддийской культуры.

Только в одном из сотен пещерных храмов Дуньхуана, носящем название Пещеры тысячи будд, о котором не было ничего известно многие столетия, находятся сотни бесценных рукописей и росписей по шелку.

Первые сведения о проникновении буддизма в Китай относятся к 65 году нашей эры, когда принц Ханьской династии Чжоу оказал покровительство маленькой буддийской общине в Лаояне.

Перевод буддийских текстов с санскрита и пали на китайский язык поощрялся китайскими властями во времена Кушанской империи (30— 224 годы нашей эры). Китайские путешественники, купцы, послы императоров и паломники приезжали в Индию и морем.

Благодаря китайским историкам у нас имеются уникальные письменные свидетельства о государствах Юго-Восточной Азии в первые века нашей эры.

Начиная с I века нашей эры буддизм распространяется по всей Азии. Бронзовые статуи того времени были обнаружены в джунглях Аннама, на Борнео и Целебесе. Буддийская культура оказывает неоспоримое влияние во всей Юго-Восточной Азии. Однако каждый народ сохранил свое национальное своеобразие.

Буддийское искусство расцветает в этих странах с VIII века нашей эры, что особенно заметно на храме Боробудур (остров Ява). 1400 панно и 504 статуи Будды этого храма ярко свидетельствуют о переплетении яванского и индийского стилей, проявляющемся в композиции, в гармонии и в позах будд.

Позднее яванское искусство свободно от этого влияния и очень самобытно.

Тем временем во всех буддийских странах Юго-Восточной Азии, в Японии и Корее появились огромные монастыри и университеты. Тысячи паломников со всего континента стекались в буддийские университеты Таксилы (Пакистан) и Наланды (Индия).

Цари Цейлона и Явы строили для студентов специальные помещения в Наланде и Боддх-Гайе (штат Бихар, Индия), где на Будду снизошло просветление под деревом Боддхи.

На многих кораблях, покидавших порты Бенгалии и юга Индии, находились не только пряности, драгоценные камни, муслин и шелк, но и статуи Будды, изготовленные в Матхуре и Наланде; на этих же судах отправлялись паломники и миссионеры.

Поскольку буддизм возник во время усиленного развития торговли и обмена культурными ценностями между странами Азии, он способствовал развитию интеллектуальной жизни этих стран в последующий период. Учение о всеобщем братстве всех людей — «Брахманом и неприкасаемым не рождаются, ими становятся в результате своих действий» («Висала сутра») — было подобно дождю для иссушенной земли. Это изречение всколыхнуло чувства людей, подобно проповеди Христа в первые века нашей эры.

Глубоко человечное содержание буддизма, которое явилось духовной базой искусства, вышедшего за рамки чисто художественного выражения, возродило местные традиции, сделав их истинно буддийскими и подлинно национальными по характеру.

Это была проповедь надежды. Это была проповедь мира. И эти важнейшие факторы способствовали возникновению и становлению благородного искусства, обогатившего художественные традиции всего мира.

Источник: http://xn—-8sbzdfdkkigfrhec4km.xn--p1ai/razdely/buddizm/buddijskaya-kultura

Основы буддийской культуры

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии.

В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий.

Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» – призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме.

Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей.

Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях.

Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Основы иудейской культуры

Иудаизм — одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире по разным оценкам от 10 до 15 млн. человек.

В настоящее время большинство иудаистов проживают в государстве Израиль и в США. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён.

Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Изучение модуля «Основы иудейской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на то, чтобы в доступной для учащегося начальной школы представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, мировоззренческом, культурном аспектах.

Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «религия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Особое внимание уделяется структуре и названиям священных книг, что существенно расширяет кругозор ребёнка.

В первых разделах особо подчеркивается роль заповедей (мицвот), которые определяют морально-этическое содержание иудаизма, достаточно места уделено и учению Устной Торы, определившей своеобразие современного еврейского религиозного наследия.

В ходе экскурса в историческое прошлое вводятся значимые для иудаизма понятия: «Завет», «пророчество», «Мессия», «праведность», «храмовая служба», милосердие и благотворительность.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей, религиозным обычаям цикла жизни (семейные связи, совершеннолетие, свадьба и т.д.).

Освоение нравственных категорий строится с опорой на жизненный опыт детей, используя цитаты из Торы и другой религиозной, а также исторической литературы. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре.

Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире.

Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Основы светской этики

Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Наряду с семьей школа сегодня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с учителем будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Уроки строятся на живом взаимодействии учителя с детьми в совместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных понятий, в создании проблемных ситуаций на уроках отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы.

Источник: https://megalektsii.ru/s2321t9.html