Что такое дхарма в буддизме – как следовать учению будды

Дхарма в буддизме

Что такое дхарма в буддизме - как следовать учению Будды

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Что такое дхарма в буддизме? Это ключевое понятие. Обычно руководствуются двумя разными (но связанными) значениями. Во-первых, дхарма просто означает коллективное учение Будды. В этом отношении вы можете думать о дхарме как о простом значении духовное учение.

Второе значение обычно переводится как то, что происходит. Это может показаться довольно неопределенным, пока вы не поймете, что слово дхарма в дзен буддизме используется для обозначения законов природы или того, что поддерживает вселенную.

Будда и дхарма

Следует помнить, что даже в древние времена, начиная с эпохи Вед за несколько тысяч лет до нашей эры, Будда, дхарма, Сангха в буддизме считались неизменным универсальным законом, подобным законам гравитации, математики и гидродинамики. Поскольку гравитация считается универсальным законом, независимо от того, что она называет на разных языках, дхарма также считается универсальным законом, независимо от того, что она называет в разных религиях.

Самые ранние сочинения о дхарме (из Вед) подразумевали, что только мудрецы могут испытать это, и должны передать его мирянам через мантры и другие действия.

Те, кто знаком с буддизмом, знают, что дхарма была главным центром медитации Будды. Это были основные характеристики дхармы:

  • А именно, что она была бесконечна и охватывала как материальные (мирские), так и духовные (сверхземные) миры.
  • Дхарму можно рассматривать как ментальный «смысл». То есть, в то время как глаз имеет вид, а ухо имеет звук, а нос имеет запах, у ума есть дхарма.
  • Дхарма была носителем добра и пользы, и, таким образом, слово дхарма хорошо использовалось, чтобы подразумевать здравый смысл, в то время как слово адхарма имело бы плохой смысл.
  • Дхарма была обязанностью человека, те действия, которые были бы пригодны для выполнения в соответствии с их обязанностями.
  • Дхарма — это постоянная универсальная истина, в том числе законы природы и природа законов.

Так же читайте:  Семья в буддизме

Именно через медитации Будды он пытался понять истинный смысл дхармы. Именно благодаря медитации озарения Будда дал указание, чтобы миряне могли сами реализовать дхарму. Будда учил, что прямая реализация на индивидуальном уровне превосходит предположения или традиционные убеждения.

Для просвещения человек должен пройти 8 шагов Восьмеричного пути. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.

Восемь дхарм и восемь шагов

Принято выделять именно 8 дхарм на пути совершенствования. Традиционно их именуют:

  • стремление обладать материальными благами;
  • нежелание отсутствия материальных благ;
  • жажда быть счастливым;
  • нежелание быть несчастным;
  • стремление к славе;
  • нежелание бесславия;
  • жажда похвалы;
  • нежелание критики.

И чтобы правильно пройти к Просветлению, буддист должен идти Восьмеричным путем. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.

Восьмеричный путь — это процесс разворачивания. Традиционно эти аспекты называются:

  • «Правильный взгляд»,
  • «Прямое намерение»,
  • «Правильная речь»,
  • «Правильное действие»,
  • «Правильное существование»,
  • «Правильное мышление»,
  • «Правильная осознанность и правильная концентрация».

8 мирских дхарм не сложно содержать, если следовать правильным путем.

Смотрите еще видео о том, что такое дхарма:

Источник: https://tolkovanie.info/dharma-v-buddizme/

Что такое дхарма в буддизме — как найти путь к просветлению

Наша беседа сегодня посвящена одному из ключевых понятий буддизма – дхарме. У нее много форм и толкований. Это древнеиндийское слово, происходящее из санскрита. В тесно связанном с ним языке Пали Дхарма принимает форму Дхаммы. Но перевести слово для западного человека не так просто.

Рассматривая, что такое дхарма в буддизме, можно узнать, что ее определяют как фактор, составляющий опыт. Это указывает на каждый элемент, являющийся частью материальных и физических аспектов мира.Отсюда следует, что все существует как дхарма либо включает ее.

То есть из нее состоят атомы, мысли, облака, искусство, автомобили, звезды и утконосы. Дхамму также описывают как естественный ход вещей (универсальный закон) и учения Будды, которые указывают на эту истину и описывают Путь к ее реализации (другими словами, просветление).

Определения

Прежде всего, Дхарма представляет собой одну из трех драгоценностей буддизма. Это идеалы, которых следует придерживаться для вдохновения и приверженности практике. Три драгоценных камня – это Будда (совершенство просветления разума), Дхарма (учения и методы) и Сангха (пробужденные существа, которые руководят и поддерживают на Пути).

Дхамма иногда используется для обозначения высказываний Будды и его ранних учеников. В более широком смысле она включает появившиеся впоследствии толкования и дополнения, разработанные различными школами, чтобы помочь объяснить и расширить учения.Альтернативно дхамму можно рассматривать как высшую и трансцендентную истину.

Она полностью выходит за пределы мирских вещей и относится к «закону» или конечной реальности (природе вещей).Один из самых важных символов буддизма – это колесо Дхармы. Оно олицетворяет собой учения Будды. Тибетский термин для этого символа «колесо трансформации».

Его движение служит метафорой для ускоренного духовного изменения благодаря учениям Будды.Так, беседа учителя в Сарнатхе считается «первым поворотом колеса дхармы». Его проповеди в Раджгире и Шравасти олицетворяют второй и третий обороты. Восемь спиц – это символ Благородного восьмеричного пути.

Колесо также олицетворяет бесконечный цикл сансары или возрождения, которого можно избежать только с помощью буддийских учений. Некоторые последователи религии рассматривают основные части этого элемента как символы «трех навыков» в практике:Ось – это моральная дисциплина, которая стабилизирует разум.

Спицы означают мудрость, которая применяется для поражения невежества.Обод представляет собой концентрацию, которая держит все остальное вместе.

Практика

Иногда Будду сравнивают с опытным и умелым врачом, а Дхарму с подходящим лекарством. Но даже с самым замечательным доктором или эффективным препаратом пациент не излечится, если не следует курсу лечения. В этом смысле практика Дхаммы – единственный способ достичь окончательного освобождения, то есть нирваны.

Характеристики

Те, кто следуют по пути дхармы, должны развить в себе 10 важных качеств, неотъемлемо связанных с ней. Первое – это дхарти или терпение. В духовной сфере нереалистично ожидать немедленных результатов после начала практики. Другие качества:Кшама.

Это момент, в который цикл действия и реакции прекращается по собственной инициативе человека.Дама. Это состояние достижения контроля над внутренними врагами, включая отказ от желаний.Астея. Буквально означает отказ от кражи, физической или умственной.Шаоча. Это чистота, внешняя и внутренняя.

Первая относится к телу, одежде и окружающей среде. Внутренняя чистота – это ум.Индрийяниграха. Есть десять индрий или органов: пять сенсорных и пять моторных. Поскольку они осуществляют контроль над физическими действиями, их называют доминирующей сущностью.

Индрии в свою очередь находятся под контролем умственной и духовной силы.Дхи. Если человеческий интеллект недостаточно развит, он становится разрушительным. Дхи означает доброжелательный разум, помогающий возродить общество, принося пользу не только людям, но и всем существам.Видья. Это внутреннее усвоение внешних целей.

Делится на 2 типа: видья и авидья. Первая связана с внутренней жизнью, вторая – с внешней. Видья и авидья помогают добиться успеха в материальной и духовной сферах.Сатьям или истина, которая соблюдается в личной и общественной жизни.Акродха.

Это отказ от гнева, который представляет собой пребывание под воздействием нервных клеток, а не более тонких слоев разума, поэтому он очень опасен. Гнев можно проявлять, только чтобы остановить нечестивые деяния грешных людей.

Мораль

Дхарма и карма, которые связаны с концепцией справедливости, служат основой для буддийской этики. Они образуют космический путь, который ведет душу через реинкарнацию к конечной цели просветления. Два понятия связаны между собой: дхамма учит людей жить в ладу с миром, позволяя накапливать позитивную карму.

Это дает возможность испытать благоприятные события в этой и следующей жизни.Естественное состояние мира гармонично, и люди должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить это. Деяния, нарушающие естественный баланс, такие как война или кража, безнравственны.

Карма – космическая сила, которая сопровождает как хорошее, так и плохое действие. Если люди не могут наблюдать дхарму и действовать в своих собственных интересах, они набирают плохую карму, что приводит к негативным событиям в будущем. Дхамма – это своего рода очевидная истина в буддизме.

Это естественное состояние всех вещей, и приверженцы узнают его через изучение писаний и медитации. Дхарма объединяет буддийский принцип Четырех благородных истин:Существование страдания.Происхождение страдания.Прекращение страдания.Путь к прекращению страдания.Карма, с другой стороны, представляет собой естественную причинную силу.

Она пронизывает космос и направляет душу через многие жизни. Она учит, что у каждого действия есть последствия, а у каждого решения – результат.

Убеждения

Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.

Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано.

Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.

Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности.

Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.

Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб.

Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.

Источник: http://baikal-tourist.ru/news-ibur/chto-takoe-dkharma-v-buddizme-kak-najti-put-k-prosvetleniyu

Что такое три драгоценности?

Клуб йоги oum.ruЧто такое три драгоценности в Буддизме? Будда (Учитель), Дхарма (Учение) и Сангха (община или собрание единомышленников) называются Тремя Драгоценностями.
Будда и все реализованные мастера объяснили, что очень важно иметь Учителя, который обладает великим состраданием и глубоким знанием, являясь воплощением Будды, Дхармы и Сангхи.

Будда

(санскр.; тиб. сангье): обозначение просветленного состояния ума.
«Санг» означает «полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума. «Гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага существ.
Будда нашего времени – это исторический Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период Дхармы.

Учение Будды называется Дхармой (санскр.; тиб. Чё).

Ее подразделяют по-разному, часто на Тхераваду, Махаяну и Ваджраяну – три уровня поучений, данных Буддой ученикам в соответствии с их способностями и склонностями.

Собрание личностей, практикующих Учение и истинно придерживающихся пути, указанном Буддой, можно назвать Сангхой (санскр.; тиб. гендюн).

В строгом смысле Сангхой называют посвященных монахов и монахинь.

Что такое практика Дхармы?


Практика Дхармы – это определенные возможности, которые проявляются для практикующего в повседневных ситуациях. Количество возможностей в этих ситуациях зависит от способностей каждого человека. Это зависит от уровня поучений, с которыми вы можете установить связь, — такими как Махаяна (учение о сострадании и освобождеии всех существ от страданий) или Хинаяна (учение о личном освобождении).      Именно в данный момент нашей жизни доступна практика поучений Махаяны, которые, безусловно, драгоценны и редки. Наше стремление к развитию и чувство ответственности ставят перед нами задачу совместить драгоценность и редкость поучений Махаяны и нашу жизнь.     Среди блужданий нашего ума иногда мы можем подумать, что, практикуем мы или нет, Дхарма всегда будет оставаться доступной нам. Если вы тоже так считаете, то это серьёзная ошибка. Каждое мгновение, вообще любое время, которое можно было бы использовать как благоприятную возможность для практики Дхармы, нужно использовать. Если же не брать на себя эту ответственность, не проявлять искреннее уважение к учениям, существует определённая возможность причинить вред себе и тем духовным друзьям, с кем есть связь.     Если вы считаете, что учение не столь важно, то оно станет таковым из-за вашего отношения, и вы многое потеряете. Дело в том, что учение в большой степени скрыто от вас, поэтому в действительности невозможно строить предположения на его счёт. С другой стороны, ценность учения подтверждается его неизменной эффективностью со времён Будды и по настоящий день. Это то, на что можно положиться. Вам следует всем сердцем осознавать святость учения, в том смысле, что нет ничего более важного, чем практика Дхармы в течение этой и будущих жизней. В обычной ситуации мирской жизни, в сфере бизнеса, деловой человек составляет для проекта план; он знает, что, возможно, проект обойдётся ему в миллион долларов, и рассматривает каждую его деталь предельно внимательно. В деловом мире такому проекту придают крайнюю важность и вкладывают огромное количество энергии в то, чтобы успешно довести его до конца. Дело в том, что если столько сил собираются потратить на столь временный предмет, то почему бы не вложить, по крайней мере, столько же сил в дело, которое принесёт не только временную, но и абсолютную пользу… не только в этой жизни, но и будущих жизнях?

Читайте также:  Буддизм на алтае - как он возникал и развивался в этом регионе


Зачем заниматься практикой Дхармы?

    Если бы вы могли понимать и ценить истинность Дхармы и в свете этого понимания продолжать практиковать, вы бы без сомнения приносили огромную пользу встречающимся вам людям и в особенности этой стране.     К практике Дхармы следует относиться весьма серьёзно и выполнять её абсолютно искренне. Это играет решающую роль в формировании вашей жизни, причём не только этой, но и всех предстоящих. Если хотите переживать временное, а затем и абсолютное счастье, практика Дхармы является ни с чем не сравнимой и единственно надёжной связью.     Природа ума выходит за пределы всех жёстких понятий. И по этой причине в практике медитации важно не пребывать в будущем и не вспоминать прошлое, но оставаться в настоящем. Удержание ума в настоящем — вот практика, которую нам всем следует совершенствовать.         Если мы лучше всмотримся в себя и в окружающих, то поймем, что все мы хотим счастья. Однако одно только желание счастья не может принести нам самого счастья, потому что для достижения счастья мы должны использовать эффективные и разумные методы.     Когда мы осознаем, что каждый из нас также как и мы хочет счастья, то мы в силах понять, что нет особых причин заботиться лишь только о самом себе. Каждый хочет счастья, и нет разницы между всеми нами.

    По этому поводу Его Святейшество Далай-лама говорит следующее: «Надеюсь, что каждый из вас согласится со мной в мысли о том, каждое существо желает счастья и не хочет страдать. Все мы едины в одном – избежать страдания и быть счастливыми.

Внешнее физическое удовольствие преходяще, оно не прочно и не может быть бесконечным, следовательно, следует искать иные пути обретения другого, настоящего, прочного, непоколебимого счастья. С самим фактом рождения мы вовлечены в страдание, в борьбу за жизнь, но человек, ищущий счастья в духовной сфере, находится в более выгодном положении, ему намного легче переносить физические лишения.

Нет такого места, где бы мы могли навсегда скрыться от всех наших несчастий. Есть смысл в том, чтобы, используя методы трансформации ума, которые предлагает нам Учение Будды, помаленьку улучшать наше нынешнее состояние. Каждый момент нашего существования – это данность, проистекающая из совокупности причин.

Причины эти – потенции сознания, то есть скрытые способности к совершению добрых и дурных действий. Эти потенции пребывают в пассивном состоянии; когда появляются внешние факторы, то возникает чувство наслаждения и боли. Если таковые потенции отсутствуют, то сколько бы ни было внешних факторов, удовольствие и боль не могут ни возникнуть, ни исчезнуть.

Такие потенции заложены действиями, совершенными в прошлом. Все наслаждения и все страдания в основе своей проистекают из сознания. Дисциплинирование ума посредством религиозной практики пресекает в потоке сознания потенции, под воздействием которых произрастают плоды страдания».

по материалам сайта buddhism.ru,  irkdacan.ru, а также из поучений из Карма Трийяна Дхармачакра (США) в августе 1980 года (перевод с английского — Мария Пшеницына).

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/tri-dragotsennosti-praktika-dharmy/

Дхарма в индуизме и буддизме – как определить свою дхарму?

В переводе буддийский философский термин «дхарма» определяется как поддержка, его можно представить как свод правил, помогающих сохранить космический баланс. Это нравственные принципы, праведный путь, которым должен следовать человек, чтобы достигнуть просветления. Цель дхармы – союз души с реальностью, которого реально достичь.

Что такое «дхарма»?

В буддийских текстах санскритское слово дхарма употребляется в двух значениях:

  1. Общепринятом в Древней Индии, пишется с заглавной буквы, в значении «закон».
  2. Строго буддийском. Не переводится, пишется с маленькой буквы

С учетом концепций, существует несколько определений, объясняющих понятие «дхарма». Основной постулат: она дарит уважение, советует, как жить в гармонии с Вселенной и чувствовать себя удовлетворенным. Что означает дхарма?

  1. Следование собственному назначению, долг перед Вселенной.
  2. Нравственное развитие, связь с Высшими силами.
  3. Верность нравственным принципам.
  4. Развитие своего высшего «я» и подавление низшего.
  5. Моральный закон мира.

Дхарма помогает человеку достичь Бога, ее еще называют балансированием между духовным и физическим совершенством. Как гласит индийское учение, праведная жизнь имеет 4 аспекта:

  • экономии (тап);
  • чистоты (шауч);
  • сострадания (дайн)
  • праведности (сатья).

Дхарма в буддизме

Этот термин по-своему трактуют в разных религиях. У буддистов дхарма считается важным определением, воплощением учения Будды – высшей истины. Существует объяснение, якобы Будда видел каждую личность, как уникальную, поэтому нет общей формулировки дхармы, срабатывающей в разных ситуациях. Есть только учение, для определенной части верующих – свое. Что такое дхарма в буддизме?

  • нравственность, которой должны стараться достичь люди;
  • комплекс итоговых компонентов, на них расщепляется священный поток создания Вселенной.

Дхарма в индуизме

Впервые индуистские гуру упомянули дхарму в древних писаниях, автор Рамачаритаманаса Тулсидас назвал ее источником умение сострадать. Что такое дхарма в индуизме?

  1. Свод универсальных законов, соблюдая которые, человек становится счастливым.
  2. Моральный закон и духовная дисциплина.
  3. Основа для верующих, то, что держит все творения Бога на земле.

Особое внимание уделяет учение такому понятию, как дхарма семейной жизни. По ведическим писаниям, если человек в семействе следует своей дхарме и выполняет свой долг, то Бог воздаст ему в полной мере. Для жены это:

  • соблюдать верность, уметь служить мужу;
  • ценить родственников супруга;
  • во всем поддерживать главу семьи, следовать по его пути.

Для мужа:

  • защищать жену при любых обстоятельствах;
  • хранить верность;
  • обеспечивать супругу и детей;
  • быть духовным лидером семьи.

Дхарма в астрологии

Астрологи внесли свою лепту, расшифровывая понятие «дхарма». В науке о небесных светилах, дома, которые демонстрируют дхарму личности, имеют номера 1, 5 и 9 – лучшие дома гороскопа.

Если они сильны, то человек наделен большой мудростью и способностями. Дома дхармы определяют, сколько благочестивой кармы у той или иной личности.

Главная цель человека от рождения – следовать своей дхарме, а помочь ему могут 5 столпов учения:

  • знания;
  • справедливость;
  • терпение;
  • преданность;
  • любовь.

Виды дхармы

Выделяют в учении 5 дхарм, которые переводятся, как «этические принципы»:

  1. Не причинять вред всему живому.
  2. Воздерживаться от присвоения того, что отдали не добровольно.
  3. Избегать неразумных трат и эксплуатации других существ.
  4. Удерживаться от лжи, борясь с ее источниками: привязанностью, ненавистью и страхом.
  5. Не употреблять спиртных напитков и наркотиков, что ведет к утрате осознанности. В одних странах, исповедающих буддизм, этот постулат трактуют, как полное воздержание, в других – умеренное.

Как узнать свою дхарму?

Многие люди задаются вопросом: как определить свою дхарму? Веды советуют руководствоваться своим сознанием и ценностями, а не выгодой, поскольку, что для него главное в жизни, человек должен решать самостоятельно. Ученые выделили 5 дхармических типов, которые помогают «примерить» их на себя:

  1. Просветитель: научные работники, преподаватели, врачи, священнослужители. Качества: умение сострадать, мудрость.
  2. Воин: военные, политики, юристы. Качества: смелость, наблюдательность.
  3. Торговец: предприниматели, деловые люди. Качества: милосердие, энергичность.
  4. Рабочий: ремесленники, служащие. Качества: преданность, настойчивость.
  5. Бунтарь: умение сопереживать, любовь к свободе.

Колесо дхармы – значение

Колесо дхармы называют священным знаком буддийского учения, исследователи придерживаются мнения, что это – самое раннее изображение. Колесо имеет от 5 до 8 спиц, на некоторых рисунках возле него лежат олени.

В древнеиндийской культуре оно означало защиту, в буддизме является символом Будды.

Существует понятие «поворот колеса дхармы», оно излагает, что Будда учил не только сам, его учение, как колесо, пребывает в постоянном движении и спустя много лет.

  1. Первый поворот колеса описан в оленьем парке Сарнатх, где Будда рассказывал о карме.
  2. Второй – в Раджгире, там бог учил людей Праджняпарамите.
  3. Третий поворот колеса дхармы имел место в разных городах, когда Будда обучал секретной Мантраяне только самых талантливых учеников.
Что такое табу и что значит наложить табу?Вопросом, что такое табу и как его наличие сказывается на общественном строе, задаются антропологи, психологи и социологи. В современном мире все еще существуют запреты, основанные на религиозных или моральных нормах. Обет молчания – значение в мировых религияхОбет молчания – это обещание, которое дает себе человек, стремясь стать ближе к Богу и познать его благодать. Не всегда он выполняется в буквальном смысле слова. Иногда верующий клянется не касаться какой-то определенной темы разговора.
Кинестетик – особенности психологического типаКинестетик – это необычный человек, который умеет воспринимать окружающий мир посредством ощущений, для него не так важен цвет или форма, а скорее тактильный контакт. Все дети отчасти кинестетики, может быть, поэтому видят мир таким удивительным. Что такое творчество и как развить творческие способности?Что такое творчество каждый понимает для себя по-своему. Но то, что оно живет в каждом из нас, это факт. Его надо только разглядеть и натренировать, как шпагат в гимнастике. Начать что-то новое никогда не поздно.

Источник: https://womanadvice.ru/dharma-v-induizme-i-buddizme-kak-opredelit-svoyu-dharmu

Буддизм для начинающих: Три Драгоценности Буддизма (Будда, Дхарма, Сангха)

Среднестатистический человек привык искать Прибежище в материальных благах: еда, секс, шопинг, карьера, богатство и т.д. Но ничего из этого не может принести постоянного счастья и удовлетворения.

Есть хочется снова и снова, покупать с каждым разом хочется что-то более дорогое и не соответствующее нашему финансовому положению (сегодня мы хотим Тойоту, завтра – Лексус, а послезавтра – Порш). Нельзя в один раз поесть и насытиться, или купить хорошую машину и успокоиться…

Нет, мы непременно захотим что-то поизящней. Этот путь бесконечный. И конечная остановка в нем – Страдания. Самое первое наше Прибежище в жизни – это наша мать. Подрастая появляются наши друзья и становятся нашим Прибежищем, позже: богатство, власть, еда, секс, наркотики, алкоголь…

Мы убеждены, что деньги избавят нас от страданий. Но с жизненным опытом мы начинаем понимать, что деньги не могут решить наши проблемы и избавить от страданий.

Буддисты ищут Прибежище в Трех Драгоценностях: Будде, Дхарме и Сангхе. Наши страдания и неудовлетворенность – это наша болезнь.

Будда – это наш врач, который выпишет нам лекарство (Дхарму), а Сангха (наши друзья и родственники) помогут нам принимать это лекарство.

Дхарма

Поняв это, мы начинаем осознавать, что нам нужно совершенное Прибежище. Оно постоянно и действительно избавит нас от страданий.

Когда мы признаем, что у нас есть страдания, мы признаем, что прежние Прибежища неэффективны и не помогают нам. Без настоящего Прибежища мы находимся в неведении. Только Будда, как лекарь, в силах дать нам лекарство (Дхарму) от неведения и страданий, а Сангха вдохновит нас на совершенство.

Читайте также:  Кратко об истории жизни будды - от рождения до паринирваны

Каждый буддист знает о Трех Драгоценностях (или Трех Прибежищах) Буддизма: Будде, Дхарме и Сангхе. Только сосредоточившись на этих Драгоценностях можно стать настоящим буддистом.

БУДДА. Первая Драгоценность – это Будда (как личность), или состояние Будды (состояние Просветления). Первая Драгоценность – это освобождение.

ДХАРМА. Вторая Драгоценность – это учение Будды, переданное Буддой его ученикам. Это и записи Будды при его жизни (Палийский канон), и записи его учеников.. и учеников учеников. Палийский канон содержит в себе: Дхаммападу, Алмазную Сутру и Тибетскую Книгу Мертвых. Вторая Драгоценность также означает практику Просветления – Пути к Нирване. Сила Дхармы проявляется даже через произношение ее формулировок. Вторая Драгоценность – это учение об освобождении.

Сангха

САНГХА. Третья Драгоценность – это духовная община. Это ученики и духовный учитель. Буддизм – это не чисто теория, а образ жизни. Мало просто изучать книги и практиковаться, необходимо ещё и общаться с единомышленниками. Тогда достичь Просветления будет легче и быстрее. Община защищает, лечит и благословляет своих учеников. Поиск Прибежища в Трех Драгоценностях проявляется через практику, обучение, молитвы, ритуалы и пожертвования.

Ещё одно преимущество Трех Драгоценностей Буддизма в том, что они (Три Прибежища) и Сострадание закроют нам путь в низшие миры. После смерти мы не переродимся в собаку, кошку или любое другое животное.

Вера в Три Драгоценности выражается у буддистов через произношение формулы Тройного Прибежища:

Я иду в поисках прибежища к Будде.

Я иду в поисках прибежища к Дхамме.
Я иду в поисках прибежища к Сангхе.

или

Иду [за спасением] к Будде-убежищу.

Иду [за спасением] к Дхарме-убежищу.

Иду [за спасением] к Сангхе-убежищу.

Далай-Лама

Далай-лама XIV говорил:

«Прежде всего нужно принять Прибежище и размышлять о действиях и их следствиях. Прибежище — это Три драгоценности: Будда, его учение и духовное сообщество.

Когда живое существо очищает свое сознание от омрачений и их скрытых потенций, оно освобождается от всех несовершенств, являющихся препятствиями. И тогда оно одновременно и непосредственно познает все явления. Такое существо называют „Будда“, он — учитель Прибежища и подобен врачу.

Драгоценность учения — это высшие пути (главные правильные пути, которые устраняют омрачения и их скрытые потенции) и их отсутствия, т. е. состояния после устранения того, что должно быть устранено. Учение и есть подлинное Прибежище, и оно подобно лекарству.

Драгоценность сообщества — это все те миряне или монахи, которые выработали высший путь в потоке своего сознания. Они друзья, помогающие обрести Прибежище, и подобны сиделкам.

Тройственное Прибежище, которое достигнуто и уже существует в потоках других сознаний, — это причинное Прибежище, когда полагаются на защитника, как слабый на более сильного.

Тройственное Прибежище, которое будет достигнуто в будущем, — это результативное Прибежище.

Тому, кто полагается на Три Драгоценности, зная, что должен достичь их, следует самому породить Тройственное Прибежище в потоке своего сознания».

Источник: http://www.spirit-digest.ru/2013/03/buddizm-dlja-nachinajushhih-7.html

Буддизм. Учение Будды (стр. 1 из 3)

Основная часть.

Учение Будды.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого бытия – страданий, невзгод, страстей, страха смерти.

Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его бытие постепенно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо вкушает радость и умиротворенность. Таков закон кармы (модального в—даяния), который определяет участь человека в сансаре (циклическом существовании, «круговороте» рождений, смертей и перерождений).

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра – «колесо жизни». Любое живое существо замкнуто внутри «колеса жизни» с его бесконечной цепью перерождений. Гнев, неведение и вожделение не дают ему возможности вырваться из «колеса жизни».

Бхавачакра состоит из 12 нидан – звеньев , взаимосвязанных причин, порождающих беспрерывный поток жизней: неведение обуславливает появление кармических импульсов; они формируют индивидуальное сознание; сознание определяет характер физического и психического облика человека: это в свою очередь способствует формированию шести чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие окружающего мира порождает само чувство; затем желание , в свою очередь, порождает привязанность к тому, что чувствует и о чем мыслит человек. Привязанность приводит к вхождению в существование, следствием чего является рождение. А всякое рождение неизбежно ведет за собой старость и смерть

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляет свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы как можно меньше оставить кармических следов. Это значит, что он не должен зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

«Нет уз у тех, у которых нет приятного и неприятного»; «Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх, у того , кто освободится от привязанности, нет печали, откуда возьмется страх?».

«Как дерево, хотя вырванное, продолжает расти, если корень его не поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию».

Так сказано в «Дхаммападе».

Высшую цель жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Такое состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме и называется нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана – это смерть. Но это не так. Нирвана – это угасание обычных желаний и страстей. Это не смерть, а жизнь, только в ином качестве, жизнь совершенно освобожденного духа.

Буддизм не относится ни к монотеистическим, ни к политеистическим религиям. Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада и т.п.), но считает , что они тоже подчинены действию кармы и , несмотря на свои сверхъестественные силы, не могут самого главного – выйти за пределы непрерывного круга перерождений.

Только человек способен «встать на путь» и , последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений богам и другим существам придется родится в человеческом облике.

Только среди людей могут появится высшие духовные существа: будды – люди, достигшие Просветления, и бодхисаттвы – те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим существам.

Но будды не могут , как боги других религий , создавать мир , управлять стихиями; они , как правило , не могут карать грешников или награждать праведников.

Буддизм подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой.

Поэтому в «Дхаммападе» сказано: «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя».

Четыре благородных истины: проповедь учения Будда начал с «четырех благородных истин» : о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий, обращаясь к ученикам (бхи—) так: «А вот, бхи —, благая истина о том, что существуют страдания. Вожделение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание; соединение с тем, что неприятно – страдание; разъединение с тем, что приятно – страдание; когда нет возможности достичь желаемого – это тоже страдание.

А вот, бхи—-, благая истина о том, что страдание имеет свою причину. Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трех видов: жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.

А вот, бхи—-, благая истина о том, что страдание может быть уничтожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение от них, освобождение от них, отвращение от них.

А вот, бхи—-, благая истина о том, что существует путь, ведущий к уничтожению страданий»[8] .

Согласно первой истине все существование человека есть страдание, неудовлетворенность, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением с приятным».

хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину – желание или жажду удовольствий, которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире.

Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же устранена: чтобы положить конец страданиям и разочарованиям надо прекратить испытывать желание.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: «Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание и правильное сосредоточение.»[9]

То есть восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды). Культура поведения – это пять (или десять) основных заповедей: не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй: а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т.п.

Культура медитации – – это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.

Культура мудрости – это знание четырех благородных истин.

Из всех четырех благородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет ядро буддийской религии.

Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь Свободы и сам стать буддой.

Все это отличается от других известных религий: ни одно религиозное учение не признает, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.

Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики бытия (трилакшама): страдание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а так же учение о взаимозависимости возникновения всех вещей (пратетоя самутпада).

В мире не ничего вечного – всякое существование имеет начало и конец, а раз так, то не может быть и неизменной души. Каждый человек состоит из пяти совокупностей, буквально «груд» элементов (скандх): телесного (пупа), ощущений (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.

Дхарма – закон, истина, путь.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы. Оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Понятие «дхарма» также означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего моральные и духовные качества Будды, которые следует развивать в себе. Кроме того, дхармы – это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

Будда, как никто иной, понимая, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним дхарму нужно растолковывать, другие схватят её на лету, третьим потребуется множество примеров и т.

п. Не существует единого, универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формы Дхармы на все случаи жизни, есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей каждого типа последователей.

Различные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда остается просветление, но достичь его довольно трудно – это под силу лишь самым упорным и одаренным.

Для простых людей, не способных на значительные духовные усилия в нынешнем своем состоянии, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях на земле или в чистой сфере какого-нибудь будды, с помощью которого они в дальнейшем достигнут нирваны.

Вселенная и её устройство.

«Важной особенностью буддийского представления о мире является нерасторжимое слияние в нем черт реального, то есть подсказанного прямым наблюдением, правильно зафиксированного человеческим созданием, с идеями, установками, существами и процессами, порожденными религиозной фантазией. Слияние это настолько полно, что здесь можно было бы говорить о тождестве естественного и сверхъестественного, если бы последнее не было бы всегда для буддиста главным и определяющим.»[10]

Мир сансары в буддизме – это непрерывный поток рождений, смертей и новых рождений, возникновения, разрушения и нового возникновения. В него вовлечено все живое и неживое на всех уровнях существования .

Источник: http://MirZnanii.com/a/228493/buddizm-uchenie-buddy

Дхарма – это что такое? Определение слова, понятие в буддизме

Понятие “дхарма” нам известно из культуры Востока, а точнее – из индийской философии. Точного перевода слова “дхарма” на русский не существует. Из всей совокупности значений это понятие можно перевести как “то, что должно быть”, “то, что следует”.

Читайте также:  Ом мани падме хум – перевод и значение мантры

Что такое дхарма?

Во многих восточных философских доктринах существует концепция космического порядка. Нечто, что поддерживает этот порядок – это и есть дхарма.

Это также может трактоваться как свод правил и универсальных законов, соблюдая которые, человечество способствует вселенской гармонии.

Концепция дхармы подразумевает, что каждый из нас вносит свой личный вклад в становление и поддержание космического порядка.

Интересно, что в современных индийских языках слово “дхарма” часто означает “религия”. Поэтому и основные религии индийского мира содержат в своем самоназвании это слово:

  • индуизм – санатана-дхарма (в переводе – “вечная дхарма”);
  • буддизм – будда-дхарма (“учение просветленного”);
  • джайнизм – джайна-дхарма (“дхарма победителей”);
  • сикхизм – сикх-дхарма (“дхарма последователей”).

Четверть человечества верит в вышеперечисленные дхармические религии, появившиеся в Индии и содержащие в своей основе веру в дхарму. Рассмотрим каждую из них по отдельности.

Индуизм

Индуизм – это древняя национальная религия Индии, состоящая из множества отдельных верований. Единого основателя у индуизма нет. Да и на самом деле отследить корни индуизма весьма сложно – некоторые ученые считают ее древнейшей религией на планете.

По количеству последователей эта религия занимает почетное “бронзовое” место на пъедестале – после христианства и ислама – при этом фактически являясь, скорее, семейством множества верований. Единого института управления (по типу папства) у индуизма также нет.

Традиция индуизма чтит большое количество священных писаний, среди них – Веды, Упанишады, знаменитый эпос “Махабхарата” и другие тексты. Среди основных его направлений наиболее важными являются следующие:

  • вайшнавизм – поклоняются Вишну;
  • шиваизм – считают наиболее важным богом Шиву;
  • шактизм – верят в женскую ипостась бога – Шакти или Дэви;
  • смартизм – зародился как попытка примирить чтящих разных божеств; основан на почитании пяти основных божеств – Ганапати, Вишну, Сурьи, Шивы и Шакти.

Буддизм

Буддизм – философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI столетия до н. э., ключевой фигурой которого является личность Сиддхартха Гаутама, после просветления называемый Буддой Шакьямуни. Практически всю историю своего существования сами буддисты называли свою религию дхармой. Это уже европейцы придумали в XIX веке слово “буддизм”.

Последователей буддизма в мире – около 500 млн. Из них большинство живут в странах Южной, Восточной и Юго-восточной Азии и около 7 млн – за пределами этих регионов. В России буддизм преобладает по количеству последователей в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Джайнизм

Джайнизм – религиозно-философское учение, распространенное в Индии и Шри-Ланке. Оно возникло примерно одновременно с буддизмом, а возможно, и на пару столетий раньше. В основе этого верования – постоянное самосовершенствование души. Последователей джайнизма не так много, по сравнению с тем же индуизмом или буддизмом – не более 10 млн в мире.

В понимании джайнов дхарма – это истинное знание, которое не пребывает в мире постоянно. Оно то угасает и скрывается, то вновь становится проявленным. Тех, кто вновь открывает миру дхарму, называют “хранителями переправы” – тиртханкарами.

Когда тиртханкар проходит этапы своего становления и очищает карму, он переходит в статус Бхагавана – высшего божества. Джайны считают, что всего таких Бхагаванов, вышедших из простых смертных, существовало 24 на протяжении истории.

Сикхизм

Сикхизм – учение, возникшее в на стыке индуизма и ислама. Это основная религия индийского штата Пенджаб. Ее основателем считают гуру Нанака, а главным писанием – книгу “Гуру Грантх Сахиб”.

Сикхизм исповедует около 22 миллионов человек по всему миру. Сикхи верят в единого бога, настоящее имя которого никому не известно.

Божественная сущность пронизывает все на свете и является творцом настоящего.

Сикха всегда можно отличить в толпе по тюрбану – это один из обязательных атрибутов последователей этой религии:

  • кеш – нестриженные волосы, которые должны быть убраны под тюрбан (дастар);
  • кханга – гребень для расчесывания волос;
  • кирпан – кинжал с выгнутым лезвием – как символ готовности защитить нуждающихся;
  • кара – стальной браслет, напоминание для носящего о постоянной преданности богу;
  • качера – нижние шаровары (как бы это смешно ни звучало, но можно провести аналогию с мужскими семейными трусами).

Интересно, что все мужчины при рождении получают отчество Сингх (“лев”), а девушки – Каур (“принцесса”). В отличие от многих восточных религий, сикхизм не рассматривает женщину как низшее существо – считается, что женщина равна мужчине, в том числе и духовно.

Женщины не изолированы от общества, а брак воспринимается как союз между двумя полноценными, духовно близкими существами.

В сикхизме также считают, что хороший хозяин и глава семьи больше приближается к Богу, чем аскет, отказывающийся от всего мирского и не приносящий пользу обществу.

Понятие о пурушартхах

Пурушартхами в индуизме называют четыре основных цели жизни человека. Они фигурируют под названиями дхарма, артха, кама и мокша. В контексте пурушартх эти понятия означают следующее:

  • дхарма – праведная жизнь, подчиненная моральным устоям;
  • артха – материальные приобретения, процветание и благополучие в мирской жизни;
  • кама – чувственные наслаждения;
  • мокша – освобождение из колеса сансары – бесконечной череды перерождений.

Считается, что четыре пурушартхи соответствуют четырем основным ступеням духовного развития по индуизму – ашрамам. Каждая из ступеней длится 25 лет – индуисты верят, что можно дожить до ста лет, если соблюдать предписания всех четырех этапов:

  • брахмачарья – период ученичества, длящийся до 25 лет. В это время человек приобретает знания в соответствии с принципами дхармы;
  • грихастха – период семейной жизни, время с 25 до 50 лет. В этот период человеку в жизни человека преобладают артха и кама;
  • ванапрастха – время с 50 до 75 лет, постепенный уход от мирских дел;
  • санньяса – от 75 до 100 лет – полное отречение от мира ради божественного освобождения (соотносят с пурушартхой мокши); считается, что выйти в нирвану можно, только если жизнь была прожита в соответствии с принципами Дхармы.

Деление на касты и дхарма

Это деление на четыре группы прослеживается и в понятии о кастах, на которые традиционно разделяют индийское общество. Прямого указания на связь четырех пурушартх с четырьмя кастами (варнами) нет, но можно сказать, что принадлежность к касте определяет главенствующую пурушартху:

  • брахманы – жрецы и ученые – тяготеют к праведной жизни, то есть к дхарме и мокше;
  • кшатрии – воины и политики – должны следовать дхарме, но также заботиться и об артхе;
  • вайшья – земледельцы и купцы – погружены в материальный мир, значит, в их жизни главенствует артха;
  • шудры – слуги и ремесленники – пребывают в состояниях артхи и камы.

Дхармачакра

Дхармачакра или Колесо Дхармы – один из основных символов данной концепции. Его также называют Колесом Закона. Зачастую на изображениях у колеса Дхармачакры восемь спиц, обозначающих благородный восьмеричный путь – способ освобождения из сансары, заключающийся в следовании восьми правилам, сформированных Буддой:

  1. Правильное воззрение – принятие основных буддизма в качестве жизненного фундамента.
  2. Правильное намерение – целеустремленное следование Восьмеричному пути.
  3. Правильная речь – отказ от лжи, клеветы, грубой лексики и пустой болтовни.
  4. Правильное поведение – отказ от любого девиантного поведения (воровство, убийство, прелюбодеяние).
  5. Правильный образ жизни – умеренность во всем, отказ от причинения страданий другим существам.
  6. Правильное усилие – умение правильно и мудро распоряжаться своей внутренней силой.
  7. Правильное памятование – пребывание в состоянии постоянной осознанности.
  8. Правильное сосредоточение – практика глубоких медитаций.

Считается, что Будда запустил Дхармачакру, прочитав свою первую проповедь. Это случилось в городе Варанаси (Бенарес).

Слушателями проповеди были пятеро аскетов, с которыми Будда практиковал и, неожиданно, пара газелей – именно поэтому их часто помещают рядом с изображением колеса.

Образ первого поворота колеса так сильно отпечатался в сознании людей, что эту речь Будды даже назвали «Сутра запуска дхармачакры» или “Сутрой, запускающей колесо”.

Считается, что всего Будда повернул колесо Дхармачакры три раза. Еще два поворота связаны с другими важными проповедями Шакьямуни, в которых упоминается карма как закон причины и следствия, изначально присущее всему живому просветление, а также другие составляющие Восьмеричного пути.

На понятиях индийской философии часто паразитируют и процветают многие секты. Одной из таких организаций является “Каула Дхарма”, спекулирующая понятиями Дхармы и Тантры.

На самом деле деятельность секты заключается в предоставлении интимных услуг богатыхм клиентам.

Лидер “Каула Дхармы” объединяет вокруг себя женщин, интересующихся йогой и ведами, и пропагандирует свободную любовь и полигамию.

Дхарма в современной культуре

В 2004 году вышел на экраны телесериал “Лост”, у нас также известный как “Остаться в живых”. В нем присутствует вымышленная организация Dharma Initiative (по-русски читается как “Дхарма Инишитив”), занимающаяся различными научными исследованиями.

Среди областей, которые интересуют организацию – психология, парапсихология, электромагнетизм, биология. По сюжету фильма, в “Дхарма Инишитив” около десятка подразделений, каждое из которых занимается своей задачей – от экспериментов над животными до разработки оружия.

У всех департаментов – свой логотип, который, тем не менее, основан на общей концепции.

В контексте связи с восточными учениями интересно рассмотреть логотип организации. Он основан на древнем китайском символе Ба Гуа или “восемь триграмм”. Он состоит из восьми так называемых триграмм – комбинаций прерывающихся и непрерывных линий.

Это изображение принято отождествлять с фундаментальными принципами бытия, что в принципе соотносится с общей идеей Дхармы.

Это в европейской традиции стихии и сторон всего четыре, а китайская философия рассматривает символ Ба Гуа как сочетание восьми элементов-триграмм:

  • Север – Вода.
  • Северо-восток – Гора .
  • Восток – Гром.
  • Юго-восток – Ветер.
  • Юг – Огонь.
  • Юго-запад – Земля.
  • Запад – Озеро.
  • Северо-запад – Небо.

Линии составляющих триграммы тоже соотносятся с определенными энергиями. Непрерывная линия соответствует Ян, мужскому началу, а пунктирная – женскому, то есть Инь.

“Бродяги Дхармы” Джека Керуака

Американского писателя Джека Керуака вправе можно назвать одной из икон “бит-поколения” 50-60-хх годов. Именно он придумал сам термин – в переводе с английского слово “бит” означает “разбитый”. Так и ощущало себя в те годы молодое послевоенное поколение – разбитым и потерянным.

В поисках утраченных идеалов и смысла жизни их умы обращались к другим традициям, в том числе и к восточному мировоззрению. Заинтересовался доктриной буддизма и Джек Керуак. Дхарма в его понимании стала чем-то вроде Судьбы и Фортуны. Свои философские поиски писатель отобразил в романе “Бродяги Дхармы”, куда вошли также и эпизоды из его жизни.

Рассуждения о понятиях восточной философии и следовании ей переплетаются с с беспечными буднями молодых людей середины прошлого века.

Хорошо объясняет главные принципы Дхармы йога-тичер Саймон Хаас в своем труде “Книга Дхармы”.

Проведя несколько лет в Индии, Саймон смог переосмыслить понятия индийской философии и понятным образом их растолковать в книге для западного читателя.

По мнению Хааса, существует четыре главных принципа Дхармы. Это правда, дисциплина, ненасилие и чистота. Вместе они составляют так называемый “Код Дхармы”.

Пообщаться с единомышленниками

Если вам захочется обсудить с кем-то понятия индийской философии, то всегда можно отыскать единомышленников на просторах сети – например, на буддистском форуме дхарма.орг. Кстати, эмблемой форума служит то самое колесо Дхармачакра.

Здесь вы сможете отыскать информацию о событиях в отечественном буддистском сообществе, почитать интересные материалы об истории буддизма и пообщаться с представителями различных его направлений.

Источник: https://www.nastroy.net/post/dharma—eto-chto-takoe-opredelenie-slova-ponyatie-v-buddizme

Ссылка на основную публикацию