Буддисты – вегетарианцы или нет? питание монахов разных школ

Буддисты – вегетарианцы или нет? Питание монахов разных школ

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многих интересует вопрос о пищевых предпочтениях в буддизме. Сегодня мы постараемся разобраться: все ли буддисты — вегетарианцы или нет?

Что сказал об этом Будда

Так как основоположником данного учения является Будда Шакьямуни, обратимся сначала к древним источникам, которые зафиксировали его высказывания на тему вегетарианства. Она поднималась по разным поводам неоднократно, и почитать про это можно в:

  • Амагандха-сутре
  • Дживака-сутре
  • Ланкаватара-сутре
  • Ангулимале-сутре
  • Сутре о слоне
  • Сутре о великом облаке
  • Сурангама-сутре
  • Махапаринирвана-сутре

Монахи до начала строительства монастырей вели странствующий образ жизни и питались людскими подаяниями. Они принимали с благодарностью любую еду, которую им жертвовали оседлые жители.

Будда не считал возможным указывать мирянам, чем им питаться, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который назывался Виная-питака. 

Однако и в нём не предписывалось питаться без мяса, так как буддизм рекомендует следовать срединным путём и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие – питаться мясом и не причинить зла животному, Шакьямуни советовал монахам не включать в рацион блюда из мяса в трёх случаях:

  • Если они сами видели животное, забиваемое специально к их столу
  • Если они об этом слышали
  • При имеющихся подозрениях на этот счёт

Однажды один из послушников по имени Дэвадатта, предложил установить вегетарианство в монашеском сообществе, на что Будда ответил, что каждый свободен сделать свой выбор, и принуждать к этому не нужно. 

Учитель образно пояснил, что в действительности человека делает нечистым то, что выходит изо рта, а не то, что туда кладут. 

Чтобы сохранить чувство собственного достоинства и в целях безопасности членам монашеского сообщества запрещалось есть плоть десяти видов:

  • человека,
  • слона,
  • лошади,
  • собаки,
  • змеи, 
  • льва, 
  • тигра, 
  • леопарда, 
  • медведя,
  • гиены.

Это также косвенно указывает, что на поедание мясных блюд не было строгого запрета — раз это мясо запрещено, значит, другое – можно.

Также правила ограничивали монахов и в земледельческих работах, так как, вскапывая землю, можно было нанести вред насекомым и мелким животным.

Растения в полной мере относятся к живым существам. Монахам нельзя было вырывать растительность с корнем или заставлять кого-то так поступать, или есть фрукт с косточками.

Будда рекомендовал послушникам в монастырях даже фильтровать воду, чтобы не уничтожать имеющиеся в ней микроорганизмы.

Вегетарианство и различные направления буддизма

Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.

 В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику: 

  • кушать рис, 
  • другие зерновые, 
  • бобовые, 
  • зеленные культуры, 
  • масло гхи, 
  • растительное масло, 
  • мёд и сахар.

Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга. 

С документальной точки зрения в тхераваде убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы.  Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.

Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.

В ваджраянских школах, в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно неявляется непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?

Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.

Правитель Трисонг Децен

Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма, Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.

В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.

Современные реалии

Со времён Будды многое изменилось в нашей жизни. Условия жизни животных, содержащихся в клетках для дальнейшего забоя, очень жестоки. В буддийской практике принято проявлять доброжелательность ко всем живым существам, эгоистически не привязываясь к ним. 

Особо сострадательные будддисты просто отказываются от мясной пищи, проявляя милость к невинным животным. Некоторые даже становятся веганами, то есть, исключают из рациона: 

  • мясо, 
  • рыбу, 
  • яйца, 
  • молочные продукты, 
  • морепродукты, 
  • мед.

Истинные буддисты отказываются от приобретения определённых продуктов или вещей, производство которых замешано на страдании животных или людском горе, вследствие жесточайшей эксплуатации труда человека.

Однако современный буддийский лидер, Далай-лама XIV не является вегетарианцем. Он потребляет мясопродукты раз в семь дней по совету своего доктора, для поддержания здоровья. 

Далай Лама XIV

Другим последователям веры он даёт такой совет: нужно очень постараться, чтобы не принимать мясную пищу, но когда это почему-либо не получается, нужно просто есть её понемножку.

Ещё в шестнадцатилетнем возрасте, на официальном приёме, посвящённом его назначению на этот пост, где подали множество деликатесов из мяса, Далай-лама твёрдо решил убрать их из списка угощений на официальных мероприятиях.

Такое правило соблюдается и во время проведения буддийских учебных мероприятий. Далай-лама просит владельцев окрестных заведений общепита не включать мясные блюда в меню на это время, чтобы избежать массового убийства животных и наживы на их смерти.

Ещё одним буддийским способом уменьшить негативные последствия от поедания мяса является произнести перед едой сочувственную мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» или «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ШРИ», подуть на блюдо и пожелать существу лучшего перерождения в следующей жизни. 

Если не истекло семь недель между забоем и трапезой, то связь между сознанием и плотью ещё не утеряна, и это может помочь.

Заключение

Люди принимают пищу, чтобы продолжать жить. Энергия, вырабатывающаяся в результате приёма пищи, позволяет человеку быть здоровым, трудиться, выполнять свои обязанности по отношению к ближнему. 

Но многие люди с хорошим материальным уровнем едят для получения наслаждения. Тяга к мясной, да и любой другой пище или участие в убийстве для удовлетворения своих гурманских пристрастий считается неверной с буддийской точки зрения.

Правильным будет знать в еде меру, не жадничать, есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания здоровья. Грех алчности в еде гораздо тяжелее греха мясоедства.

Друзья, всего доброго!

Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источник: http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/buddisty-vegetariancy-ili-net

Буддийский мастер о вегетарианстве

Интервью о вегетарианстве со странствующим учителем ФПМТ геше Тубтеном Сопой.

— В отличие от буддийских монастырей Шри-Ланки, Тайваня, Таиланда, Бирмы и Китая, в монастырях Тибета мясо употребляют. Объясните, почему так происходит?

— Буддийские монастыри появились в Стране снегов в IX веке, там Шантаракшита и Гуру Падмасамбхава, а также их ученики — семеро новопосвященных монахов — призывали первых тибетцев-буддистов отказаться от мяса. Однако, в силу укоренившейся привычки, существовавшей ещё со времён традиции совершения подношения плотью и кровью, тибетцы продолжали употреблять мясо.

Тогда Шантаракшита и Падмасамбхава заявили, что, если тибетцы не откажутся от мясных продуктов и не прекратят совершать кровавые жертвоприношения, они не будут обучать их Дхарме и вернутся в Индию. Тибетский царь Трисонг Децен принёс им извинения и пообещал ввести соответствующий закон.

Позже по приказу царя установили столб, на котором был высечен текст закона, запрещавшего монахам и монахиням употреблять неблагие, или «чёрные», пищу и напитки, например мясо и алкоголь. Монахам и монахиням, проживающим в монастырях, не разрешалось есть мясо.

Следующий царь, Лангдарма, уничтожил буддизм в Тибете, и, можно сказать, что на восемьдесят лет буддийское монашество в стране прекратило существование. Спустя какое-то время буддизм возродился, но всё же, в силу застарелой привычки, тибетцы продолжали есть мясо.

В XII веке прибывший в Тибет лама Атиша советовал отказаться от мяса, но его наказ был нестрогим, поэтому не все буддисты последовали ему.

В целом в учениях хинаяны запрещается употреблять мясо.

Тем не менее если у монашествующего есть проблемы со здоровьем, и он нуждается в мясной пище, то его помощники могут принести ему мясо животного, умершего естественной смертью. Мясо готовят с куркумой и, поедая его, монах или монахиня должны закрывать глаза.

Я читал об этом в коренных священных текстах Кангьюра. Если употреблять мясо без привязанности или желания, но только ради поддержания здоровья, и при этом животное не убивали с намерением накормить людей, тогда, согласно нравственному кодексу хинаяны, употреблять его в пищу разрешается.

— Можно ли одновременно взращивать бодхичитту — основополагающую мотивацию махаяны — и употреблять мясную пищу?

— Согласно учению махаяны, Будда полностью запрещал есть мясо.

Во многих сутрах, например в Ланкаватаре сутре, в Великой сутре о нирване, в Ангулимала-сутре, в Сутре о слоне, в Сутре о великом облаке, говорится, что если вы пытаетесь практиковать великое сострадание, тогда употребление мяса недопустимо, поскольку в каждом живом существе мы должны видеть свою мать, брата, сына и т. д.

В Ангулимала-сутре приводится беседа Манджушри и Будды. На вопрос Манджушри, почему он не ест мяса, Будда ответил, что в каждом живом существе видит природу Будды и поэтому воздерживается от мяса. Поэтому практика махаяны и поедание мяса – несовместимые понятия.

В махаянской высшей йога-тантре практикующие используют пять видов плоти и пять видов нектара. Пять видов плоти — это мясо человека, слона, коровы, собаки и лошади. Пять видов нектара — это экскременты, моча, менструальная кровь, сперма и костный мозг.

Люди высоких духовных достижений способны преобразовать эти грязные субстанции в прекрасный нектар, пребывая в осознании, что в высшем смысле грязное и чистое — это одно и то же.

Они используют эти виды мяса, которые получают от животных, умерших естественной смертью существ, для практики цог.

Обычным существам, практикующим тантру и не обладающим высокими духовными достижениями, во время практики цог запрещено делать подношение пятью видами мяса и нектара.

Они подносят фрукты, сок, печенье или другую еду, которая не содержит мяса и яиц.

Но если вы обрели высокие духовные достижения и можете преобразовать любую субстанцию в чистый нектар, то во время практики цог можете подносить даже экскременты!

— В буддийских текстах всех традиций говорится, что нельзя есть мясо животного, намеренно убитого для употребления в пищу. Описаны ли в текстах иные причины в пользу отказа от употребления мяса?

— Безусловно, все буддийские традиции утверждают, что намеренное убийство недопустимо. Во всех текстах учений хинаяны, махаяны и ваджраяны встречаются высказывания против употребления мяса.

Если вы верите в закон кармы, то нетрудно понять, почему нельзя убивать живых существ, включая самого себя, или нанимать кого-либо, например мясника, чтобы он убил животное, мясо которого вы впоследствии съедите. 

Еще одна причина — это прибежище в Дхарме. Обращаясь за прибежищем, вы даёте обещание не причинять прямой или косвенный вред любому живому существу.

Кроме того, среди всех буддийских традиций именно махаяна уделяет особое внимание развитию великого сострадания и бодхичитты, поэтому её последователям мясо есть нельзя.

Основная причина заключается в том, что все живые существа обладают природой Будды, а значит, все они стремятся к счастью и не хотят страданий, что, в свою очередь, служит характеристиками природы Будды.

— Из-за особых климатических условий у жителей Тибета были некоторые послабления в правиле не употреблять мясную пищу. Известны ли Вам великие учителя, которые всё же придерживались вегетарианской диеты?

Читайте также:  Что такое сангха - почему буддийские монахи живут в общинах

-Это первые буддийские учителя, жившие в IX и X вв., — Шантаракшита, Гуру Ринпоче и наставник Камалашила. В XII веке лама Атиша призывал монахов и монахинь отказаться от мясной пищи.

В наши дни более шести тысяч монахов и монахинь из монастыря Сера, согласно монастырскому уставу, не употребляют мясо. Если ответственные за порядок увидят, что монахи едят или покупают мясные продукты, они немедленно выпишут штраф в тысячу рупий.

В тантрическом монастыре Гьюдмед более пятисот монахов — вегетарианцы. От мясной пищи отказались монастыри Дрепунг и Гаден. В монастырях Ладака, Непала и Бутана также существуют соответствующие предписания.

Вегетарианцами были Гампопа, учитель традиции Кагью, Пагмодругпа, Дигун Чопа, Ченгава, Таклунг Тангпа и Тогме Сангпо, а также многие учителя традиции сакья, ньигма и гелуг. 

— Расскажите, почему Вы стали убежденным вегетарианцем?

— В детстве моя мать кормила меня мясом. Подростком мне довелось увидеть, как одни мясники убивали яка, вспарывали ему брюхо, а другие — овцу. Именно тогда я принял решение отказаться от мясной пищи. Я осознал, сколь ужасно убийство животных, и у меня попросту пропало желание есть мясо.

В тринадцатом классе, на занятиях по буддийской философии, мы проводили немало диспутов по этой теме, а также изучали аутентичные, подлинные сочинения. Мысли и слова Будды об отказе от мясной пищи глубоко проникли в моё сердце. Я написал свою первую книгу и подарил один экземпляр Далай-ламе.

Его Святейшество пригласил меня на беседу, которая длилась почти сорок минут, и сказал, что книга ему очень понравилась. Он также посоветовал написать побольше столь же важных и полезных книг. 

К тому же я ношу монашеские одежды, то есть следую духовным путём. Быть представителем Сангхи — значит служить хорошим примером для других, поэтому я не ем мяса.

— Кто из современных тибетских учителей призывает к отказу от мясной пищи?

— Ньингмапиский учитель Чатрал Ринпоче Сангье Дордже, которому девяносто шесть или девяносто семь лет, не ест мясо и яйца и советует своим ученикам-монахам поступать так же. Лама Сопа Ринпоче не употребляет мясо и возглавляет множество проектов по освобождению животных.

 Кармапа 17-й Ургьен Тринлей Ринпоче часто говорит о необходимости быть вегетарианцем и просит учеников отказаться от мясной пищи.

 Есть и другие тибетские мастера, которые не едят мяса, например сакьяпинский лама Пемаомгда из Нью-Йорка, ньингмапиский лама Пема Онгьел и французский монах Мате Рикар. 

— Его Святейшество Далай-лама признаётся, что пытался стать вегетарианцем, но врачи посоветовали ему не отказываться от мяса. Как такое возможно? Это вызывает удивление, ведь миллионы индусов на протяжении всей жизни обходятся без мясной пищи. Поделитесь своим мнением по этому вопросу.

— Его Святейшество Далай-лама употребляет мясо раз в неделю, чтобы поддержать своё здоровье.

 Он даёт прекрасный совет: необходимо приложить усилия и постараться отказаться от мясной пищи, но если по каким-то причинам это невозможно, то ешьте мясо понемногу, а не килограммами.

Но всё же Его Святейшество утверждает, что лучше быть вегетарианцем, а также говорит, что тот, кто не ест мяса, — молодец. 

Когда Далай-ламе XIV исполнилось шестнадцать лет, его провозгласили политическим лидером Тибета. В его честь министры устроили торжественный ужин, на котором изобиловали мясные блюда.

Увидев их, Далай-лама принял решение, что впредь на официальных приёмах не должно быть мясной пищи. Тогда и зародилась эта традиция, которую я нахожу превосходной.

Кроме того, на время учений он просит своих учеников отказаться от мяса, а владельцев близлежащих ресторанов убрать из меню мясные блюда, иначе учения станут причиной массового забоя животных и наживы на их смерти. 

Его Святейшество Далай-лама заявляет, что самые жестокие убийцы на планете Земля — это люди. Если бы не люди, то рыбы, цыплята и другие животные жили бы свободной жизнью. Я считаю, что ситуация Далай-ламы и обычных людей в корне отличается. Обычные люди едят мясо, следуя своим желаниям и дурным привычкам.

Его Святейшество, безусловно, обладает высокими духовными достижениями и ест мясо не в силу желания или дурной привычки. Такие люди едят мясо по другим причинам. Например, в жизнеописании махасиддхи Тилопы говорится, что он целыми днями ловил рыбу и ел мясо. Тилопа был существом высочайшего духовного уровня.

Но это всего лишь моё мнение, поэтому не доверяйте ему с лёгкостью. Я не знаю истинных причин, по которым Тилопа так поступал. 

— Расскажите вкратце, какую пользу приносит вегетарианство духовному и физическому здоровью?

— Преимущества отказа от употребления мяса с духовной точки зрения можно обнаружить в Ланкаватара-сутре. В ней Будда призывает отказаться от мяса, поскольку иначе практика мантры не приведёт вас к достижению всех желаемых результатов.

Кроме того, если вы едите мясо, божества отвернутся от вас и не откликнутся, когда вы их призовете. Там также написано, что именно по этой причине йогины не употребляют мяса. Более того, невозможно развить сострадание и мудрость, поедая мясо. Пандита Камалашила также говорит, что нельзя достичь шаматхи, употребляя мясо.

Что же касается здоровья, многие врачи и учёные, изучавшие вегетарианство, установили, что в бедных странах люди, у которых не хватает средств на покупку мяса (таким образом невольно ставшие вегетарианцами), реже болеют, меньше подвержены раку лёгких и другим заболеваниям.

Богатые люди, чей рацион включает мясо, болеют чаще. Вегетарианцы страдают от высокого давления и сердечно-сосудистых заболеваний не так часто, как любители мяса, употребляющие много животного жира, который, попадая в кровь, делает её гуще! Употребление мяса затрудняет пищеварение, наносит ущерб печени.

Кроме того, мясо служит препятствием для развития ума, вы становитесь более агрессивными и менее умными. Также вегетарианцы медленнее стареют и живут дольше. 

— Что бы Вы посоветовали западным ученикам, которые употребляют мясные продукты регулярно?

— Если вы монах или монахиня и продолжаете употреблять мясо, будучи не в силах совладать с этой привычкой, то не делайте это публично, поскольку вы — представитель Сангхи и служите примером для мирян. Те, кто не может отказаться от мяса, должны постараться свести его количество до минимума. Не ешьте мясо, поддавшись желанию, или ради наслаждения вкусовыми ощущениями.

Воспринимайте мясо, как лекарство, а не как повседневную пищу. Если вы носите монашеские одежды и пытаетесь следовать примеру Будды в его сострадании, то употребление мяса противоречит вашей попытке уподобиться Будде. Более того, в западных странах такое изобилие продуктов питания, что можно без труда найти замену мясу, в нём нет столь острой необходимости.

Учитесь контролировать своё желание есть мясо. 

Геше Тубтен Сопа, странствующий учитель ФПМТ, посвятивший себя пропаганде вегетарианства.

 

Источник: https://www.oum.ru/yoga/pravilnoe-pitanie/buddiyskiy-master-o-vegetarianstve/

Питание и буддизм

В буддизме, как известно, нет строгих заповедей и запретов вообще и нет правил, которые требуют отказываться от каких-то одних продуктов, заменяя их другими, с целью сделать ум и тело чище.

Нужно лишь осмотрительно выбирать пищу, не есть несвежие продукты, трудно перевариваемые и вызывающие беспокойство, тяжесть. А если Вы едите такую пищу, отдавайте себе отчет, руководствуясь принципом причины и следствия.

Проще говоря, заболев от плохой еды, не возмущайтесь — Вы же это осознавали.

Сам Будда и другие монахи принимали всю ту пищу, что люди имели счастье им подать. Если ты здоров, не требуй особой пищи. «Болезнь» голод может излечить самая простая еда.

Будда и монахи, следующие его учению, ели мясо. Условием было лишь то, что никто из них не видит, не слышит и не подозревает, что животное было убито специально для них.

Миряне могут купить ту еду, которая им нужна, но страстно гнаться за определенной, особой пищей не стоит.

Бывший буддистский монах Б. Кхантипало считает, что тем меньше человека привлекает пища, полученная в результате убийства животного, чем больше в этом человеке развито чувство сострадания. Короче говоря, вегетарианцы добрее мясоедов. При этом Б. Кхантипало выражает неодобрение тем вегетарианцам, кто осуждает мясоедов и указывает им на их неверный образ жизни.

Не следует слишком много думать о еде, преувеличивать ее значение. В буддизме важна пища для ума, а не для тела, ведь согласно буддистским учениям ум существует бесконечно долго.

Заботиться больше нужно о чистоте ума, и он будет стремиться к просветлению.

Поэтому тратьте на выбор, покупку, приготовление еды разумное количество времени, не зацикливайтесь на том, что раз вы сегодня съели это, завтра непременно стоит для баланса съесть то – бренные мысли.

Никто не становится глупее (греховнее — в других религиях) от того, что ест какую-то «греховную пищу». Но никто и не прибавит себе просветления (святости), питаясь как-то особенно. Хотя зацикливаясь на религиозном образе питания и постах, придавая им чрезмерно правоверное значение, недолго стать глупым до святости.

Вся соль отношений человека и еды в буддизме выражается в таких мыслях: «Тщательно размышляя, я пользуюсь этой пищей не для удовольствия, не для излишеств, не для личного очарования, не для украшения себя, но только для поддержания этого тела, чтобы 6ы оно продолжало существовать, чтобы уберечь его от вреда. Тело — опора святой жизни. Я разрушаю прежнее чувство голода и не даю возникнуть новым чувствам из-за чрезмерной еды. Тогда для меня уменьшится число телесных помех, и я буду жить спокойно». В этом размышлении «пища» буквально означает «пищу, полученную в виде подаяния»; под «личным очарованием» подразумевают приобретение стройности, а «украшение» – это полнота тела; слова «жить спокойно» имеют особый внутренний смысл, означая: «устойчиво пребывать в медитации»; последнее состояние обычно и называют «устойчивым пребыванием в теле».

Источник: http://www.foodestet.ru/2010/05/pitanie-i-buddizm/

Религия и питание: что можно и чего нельзя есть христианам, мусульманам и буддистам

С развитием человеческой цивилизации развивались и системы верований, и в первом тысячелетии нашей эры были сформированы три самых больших религиозных систем, что сейчас считаются мировыми религиями.

Эти религии, как и большинство менее распространенных верований, включают в себя не только свод догматов веры, но и целый комплекс обрядов, правил и морально-поведенческих норм, которых обязан придерживаться каждый адепт религии.

Все религиозные системы так или иначе регулируют жизнь всех приверженцев веры, устанавливая нормы и правила поведения в различных ситуациях и диктуя отношение к определенным вещам и явлениям. И конечно, практически во всех религиях уделяется очень много внимания такому важному аспекту, как культура питания человека.

Еще в доисторические времена, когда люди придерживались примитивных верований, уже прослеживалось существенное влияние религии на культуру питания, проявляющееся в традициях ритуальных принятий пищи, жертвования продуктов питания божествам, ограничений в еде в определенные дни и в обильных застольях в честь религиозных праздников.

В современных религиях существует намного больше норм и правил, регулирующих питание адептов верования, чем в первобытных анимизме и тотемизме. В священных книгах мировых религий и в многочисленных трудах и трактатах выдающихся религиозных деятелей прописан целый свод рекомендаций, ограничений и запретов, касающихся пищи.

Рассмотрим особенности культуры питания адептов самых распространенных в современном мире религий.

Культура питания христиан

Современное христианство берет свои истоки из более древней религии – иудаизма, поэтому адепты двух этих религий черпают знания о вере из одной и той же книги – Библии.

Однако если иудеи признают только Ветхий завет, то христиане считают, что многие правила и норма, установленные в Пятикнижье Моисея, утратили свою актуальность после появления Нового завета, книги которого были записаны сподвижниками и последователями нового пророка – Иисуса Христа.

А так как во всех проповедях Христа одной из основных тем была любовь к ближним, необходимость прощать и заперт осуждения других, правила, которых должны придерживаться христиане, существенно проще и лояльнее, чем нормы поведения иудеев.  

Культура питания христиан рассматривается в комплексе христианского образа жизни в целом, так как ее регулируют те же правила, которые влияют и на другие сферы жизни.

В частности, одной из главных добродетелей христиан является умеренность, и это качество адепты данной религии должны соблюдать во всем, начиная от отношения к финансовой сфере жизни и заканчивая потреблением пищи.

И наоборот, чревоугодие в католическом христианстве считается одним из 7 грехов, ведущих к разрушению души.

Читайте также:  Основные правила чань-буддизма - что нужно знать практикующему

Согласно учению Христа, каждый его последователь должен на первое место в своей жизни ставить Бога и веру, поэтому христианам рекомендуется больше внимания уделять духовному развитию, а не пренебрегать духовным в пользу материального. Исходя из этого, пища христианина должна быть простой и сытной, чтобы человек мог утолить голод и получить с нее энергию для богоугодных дел.

Особых запретов на употребление в пищу определенных продуктов нет, поэтому христиане могут составлять свой рацион питания в соответствии с личными предпочтениями и умеренностью. Единственное исключение из этого правила – блюда из мертвечины и блюда, в состав которых входит кровь животных.

Однако, исходя из того, что в национальных кухнях и россиян, и европейцев блюда с кровью не пользуются большой популярностью, а мертвечину употреблять в пищу не советует не только Библия, но и врачи, можно сказать, что правила, касающиеся выбора продуктов, в христианстве очень лояльны.

К алкоголю христианство также относится лояльно – адептам этой религии разрешается употреблять спиртные напитки в разумных количествах. Причем важно, что алкоголь не только может присутствовать на праздничных столах христиан, но и играет важную роль в обрядовой части христианской религии – в частности, таинство причастия включает в себя употребление вина, символизирующего кровь Христа.

Одним из важнейших элементов культуры питания в христианстве является необходимость поститься. Во время поста каждый христиан должен максимально сосредотачиваться на духовном развитии и учиться усмирять свои физические желания, питаясь пищей растительного происхождения.

В разных ответвлениях христианства традиция соблюдения постов разнится – к примеру, католики соблюдают Великий пост (40 дней перед Пасхой), Адвент (4 воскресения перед Рождеством), а также воздерживаются от употребления пищи животного происхождения каждую пятницу, а православные постятся более 200 дней в году, но разные посты отличаются по строгости.

Культура питания мусульман

Догматы и правила ислама строго регулируют культуру питания мусульман и определяют, какие продукты питания дозволено употреблять в пищу, а какие являются запрещенными.

Согласно этому учению, вся пища подразделяется на три группы: халяль (дозволенные продукты), харам (запретная еда) и макрух (пища, на употребление которой нет прямого запрета в Коране, однако есть ее нежелательно).

Список запрещенных продуктов в исламе включает в себя следующее:

  • Мясо «нечистых» животных – свиней и ослов
  • Блюда, в состав которых входит кровь
  • Мясо любого животного, убитого не по правилам шариата
  • Мясо хищников (животных, у которых есть клыки)
  • Мертвечина
  • Мясо хищных птиц
  • Мясо рыб, не имеющих чешуи
  • Мясо рептилий
  • Внутренности животных
  • Спиртные напитки
  • Мясо жертвенного животного, приготовленное для определенной трапезы, нельзя доедать после того, как был окончен прием пищи, связанный с жертвоприношением.  

Версий, почему мусульманам нельзя свинину, внутренности и мясо хищников, несколько.

Большинство религиеведов и деятелей ислама придерживаются мнения, что эти продукты животного происхождения «нечистые», так как в рацион питания свиней и хищников входят вещества, что могут причинить вред здоровью человека, а внутренние органы любых животных способны накапливать тяжелые химические элементы.

Некоторые же историки считают, что ответ на вопрос, почему мусульманам нельзя свинину, кроется в климатическом факторе. Объясняют они свою версию тем, что на территориях, исторически принадлежавших адептам ислама, большую часть года держится жаркая погода, а есть жирное мясо в жару очень вредно для здоровья.

Не менее важной составляющей культуры питания мусульман, чем разделение всех продуктов на три группы, являются посты.

В исламе существует два вида постов: обязательный пост Рамадан и рекомендуемые посты (все понедельники и четверги, 6 дней в месяце Шавваль, все дни полнолуний, 9 – 11 числа месяца Муххарам и 9 число месяца зуль-Хиджа).

Во время поста мусульманам запрещено употреблять в пищу любые продукты питания и напитки днем (от момента совершения утренней молитвы и до заката солнца). В Рамадан адепты ислама принимают пищу только в темное время суток, причем в постном рационе не должны присутствовать жирные, жаренные и излишне сладкие блюда.

Культура питания буддистов

В отличие от монотеистических религий христианства и ислама, буддизм представляет собой философско-религиозную доктрину, в которой нет понятия греха, а значит, нет и запретов.

Тем не менее, в священных текстах буддистов содержится ряд рекомендаций, что должны помочь адептам практиковать Благородный Восьмеричный путь и достичь Просветления.

Часть этих рекомендаций касается и культуры питания.

Восьмеричный путь также называют Серединным путем, то есть, путем, на котором нет крайностей, поэтому буддистам рекомендуется придерживаться умеренности во всем, в том числе – и в питании.

А так как Просветление невозможно без отказа от материальных и физических привязанностей, буддисты должны научиться воспринимать пищу только как источник энергии, но не как источник удовольствия.

Вегетарианство в буддизме поощряется, однако не является обязательным – по мнению учителей этой доктрины, к отказу от мяса убитых животных каждый адепт должен прийти сам.

Тем не менее, буддистам не рекомендуется видеть, как убивают животных, а также есть мясо любого животного, что было зарезано специально для них.

К примеру, буддист никогда не будет охотиться и не примет в дар убитую на охоте птицу или дичь.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/religiya-i-pitanie-chto-mozhno-i-chego-nelzya-est-hristianam-musulmanam-i-buddistam

Питание в религиях: язычество, зороастризм, буддизм

16 Сентября 2013 0 0 2095

Человеку необходимо питание. Как бы мы не стремились обойтись без пищи, пока это удается лишь на короткий срок и далеко не всем. В последнее время тема здорового питания стала актуальна, можно сказать, что модна. Из-за этого сразу появилось (или вышло из тени) вегетарианство, раздельное питание, сыроедение, диеты по крови и так далее.

Все чаще стали подниматься нравственные аспекты питания: как можно есть убитое животное? Все больше людей, имеющих те или иные религиозные убеждения, стали задумываться: а как правильно? Чему учит Бог? Религиозные принципы – это образ жизни. И не может быть, чтобы в религии не рассматривался такой важный для человека аспект, как питание.

Попытаемся разобраться в этом вопросе и мы. Действительно, все религиозные течения в большей или меньшей степени регламентируют виды пищи, которую можно употреблять в пищу верующему человеку.

Вначале о ритуальной и жертвенной еде. С древних времен в праздники и при совершении обрядов пища приносилась в жертву богам (жертвоприношение). Это могла быть как растительная пища, так и животное.

Индусы и сейчас вначале предлагают пищу богам, а затем освященную пищу едят. Обычай жертвоприношения существует у евреев и мусульман, в этих религиях в жертву могут приноситься только определенные виды животных. Жертвенную пищу освящают и едят.

Ритуалы, связанные с пищей, предложением ее богам или освящением есть во всех религиях.

Мы рассмотрим питание в различных религиозных течениях. Отразить все аспекты в одной статье невозможно, поэтому автор приносит извинения за некоторые неточности и не полное отражение всех видов пищи, а также за высказывания, которые могут каким-то образом задеть чувства верующих.

Язычество

Язычество – одушевление природы, существование множества богов, отвечающих за различные аспекты жизни. Сейчас язычеством называют многобожие. В язычестве богов считают частью природы, им не поклоняются, с ними советуются. Язычники толерантны к другим религиям, ведь у них самих богов множество.

Выраженных запретов в язычестве нет, человек совершенен, как и все, что окружает его. Говорить о каком-то особом ритуальном питании в язычестве не приходится, ведь распространено оно было повсеместно. С приходом христианства язычество на Руси стало искореняться всеми возможными способами.

Тогда и появился миф о человеческих жертвоприношениях Перуну, Велесу и богине смерти.

На Руси существовало жертвоприношение, но из дошедшей до нас книги Велеса (дощечка №4) известно, что боги русов не принимают жертв людских, животными, птицами и рыбой, в жертву приносились лишь плоды, овощи, цветы, молочная сыворотка, всевозможное питье, настоянное на травах, и мед.

Зороастризм

Зороастризм – религия, обожествляющая солнце (Бог Митра). Сейчас практически исчезла, но некоторые астрологи, хироманты, экстрасенсы и предсказатели считают себя адептами этой религии, поэтому мы немного расскажем о питании в зороастризме.

В пищевой традиции зороастризма нет строгих запретов на пищу, но некоторые продукты соответствуют природе человечества, поэтому называются благими.

К ним относятся: хлеб – как источник жизни, молочные продукты – как придающие силу, овощи и фрукты – как божественные дети (они вырастают только в теплое время, значит, солнце им благоволит). Еда должна быть умеренной и не мешать духовным практикам. Во время медитаций рекомендуется голодание.

Мясо в пище допускалось, но регламентировалось. Можно есть баранину, свинину, конину. Нельзя говядину, так как корова – священное животное в зороастризме. Яйца не считаются благой пищей, но есть их можно, если в них нет зародыша.

Нельзя есть собак, волков, орлов – как нечистых животных и поедателей трупов. В зороастризме существуют посты, когда мясо есть нельзя. Мясо птицы и рыба допускаются  в разрешенные дни. Зороастризм категорически против кровавых жертв.

Из алкогольных напитков разрешено вино. Существуют дни, когда вино рекомендовано, и дни, когда запрещено. Пьянство, курение, наркотики – грех.

Если нет возможности выбрать благую пищу, разрешено есть все, потому что жизнь человека представляет большую ценность, чем возможное осквернение пищей.

Очень большое значение имеет приготовление пищи, она должна готовиться только с благими и светлыми мыслями. Если вы раздражены, лучше пищу не готовить совсем. Нельзя спешить при приготовлении и употреблении пищи. Употребление пищи – ежедневный обряд.

Рассмотрим зороастризм с точки зрения здорового питания:

Обилие овощей и фруктов – большой плюс. Хлеб вызывает некоторые сомнения у диетологов, но если учесть, что религия появилась тогда, когда существовала мука только грубого помола, то хлеб также можно отнести к продуктам здорового питания. Рыба, яйца, курица допустимы в меру, это очень хорошо. Большое ограничение на мясо.

Какие здесь плюсы: запрет на животных, питающихся падалью – хорошо, потому что можно заразиться паразитами. Редкое потребление мяса – тоже хорошо. Удивляет разрешение употребления свинины, возможно, тогда она не была столь жирной, но поклонникам зороастризма в наше время можно порекомендовать редкое употребление свинины и только постной.

Употребление только вина и в умеренных количествах, тоже плюс. Недостатки: разрешение на ежедневное употребление молочных продуктов. Опять-таки, раньше холодильников не существовало, молоко быстро сквашивалось, употреблялись кисломолочные продукты, что вполне допустимо.

Умеренность в пище, ограничения на некоторые виды пищи (чаще всего это мясо), периодическое голодание – несомненные плюсы питания. Периодическое голодание улучшает здоровье. Зороастризм можно считать здоровым образом жизни.

Буддизм

Буддизм – скорее философия, чем религия. Это путь духовного искания и самосовершенствования.  Ограничений на пищу в буддизме нет. Пищу выбирать надо осмотрительно, употреблять только свежие продукты. Будда и его последователи питались только тем, что им подадут люди. Мясо есть можно, но адепты не должны видеть и даже подозревать, что животное убито ради них.

Но буддисты отмечают, что на пути духовного самосовершенствования отказ от мясной пищи – переход к более высокой ступени развития. Сострадание – тоже ступень к совершенству. В идеале человек не должен убивать животных.  Но осуждение мясоедов – больший грех, чем мясоедство.

Понятия греха, подобно иудаизму, индуизму, христианству, в буддизме нет, есть путь к просветлению, и есть шаги назад.

О еде не надо много думать, главное – ум и его непрерывное развитие. Думы о еде – бессмысленная трата времени, важна пища для ума, пища не может прибавить или убавить святости. Главная мысль о еде: пищей я пользуюсь только для поддержания тела, а тело – опора для чистой жизни.

Вполне разумное отношение к еде, призывающее на ней не зацикливаться. Несмотря на то, что употреблять можно любую пищу, приветствуется умеренность, в идеале – лакто-вегетарианство с употреблением рыбы (ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ).

похожие статьи

Источник: http://www.healthy-info.ru/stati/pitanie-v-religiyax-yazyichestvo,-zoroastrizm,-buddizm

Вегетарианство: парадоксы «духовной диеты» | Респектабельная газета «КОНКУРЕНТ»

Люди, отказавшиеся поедать плоть живых существ, ради этого принципа готовы жертвовать собственным здоровьем.

Полезно или опасно?

Овощи и фрукты, которые составляют основу вегетарианства, укрепляют иммунную систему (благодаря витамину С и бета-каротину) и повышают сопротивляемость организма к различным инфекциям. Вегетарианство очень полезно для пищеварительной системы.

Читайте также:  Тибетские храмы - удивительные буддийские монастыри

Растительная пища богата фитонцидами, которые подавляют процессы гниения в кишечнике и улучшают работу желудочно-кишечного тракта. Сторонники вегетарианства реже страдают болезнями кровеносной системы, потому что у них в крови понижено содержание так называемого плохого холестерина, поступающего в организм в основном с животными жирами.

Растительная пища низкокалорийна, препятствует жировым отложениям и рекомендуется при ожирении. Такие болезни, как артериальная гипертензия, мочекислый диатез и аппендицит, у вегетарианцев почти не встречаются, а некоторые другие – нарушение обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и подагра – возникают значительно реже.

  Большинство врачей считают, что мягкий вариант вегетарианской диеты не опасен для здоровья. Что касается строгих вегетарианцев, отказавшихся от всех продуктов животного происхождения, то у них могут возникнуть проблемы.

Недостаток в организме содержащихся только в мясе, яйцах, молоке, сыре незаменимых аминокислот приводит к снижению мышечной массы, анемии и повреждениям костей. Жизненно важные витамины D и B12 в избытке встречаются лишь в животной пище. Дефицит витамина В12 вызывает изменения практически во всех органах и тканях, особенно в нервной системе.

Нехватка витамина D у детей приводит к рахиту и отставанию в развитии, а у взрослых – к ломкости костей, выпадению волос и зубов. Недостаток кальция, основным источником которого являются молочные продукты, приводит к остеопорозу и анемии.

Исключив из рациона рыбу, человек лишает себя главного источника полиненасыщенных жирных кислот, играющих важную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

Пол МАККАРТНИ является вегетарианцем уже несколько десятилетий. В одном из интервью он сказал: «Если бы скотобойни строились со стеклянными стенами, все были бы вегетарианцами».

Хотя растительная клетчатка способствует нормализации пищеварения и избавляет от шлаков, ее избыток может навредить. Дело в том, что чрезмерное количество клетчатки препятствует усвоению белка, который является строительным материалом для всех клеток и тканей организма.

Мало того, дефицит белка приводит к нарушению умственной деятельности. Педиатры считают, что на здоровье детей вегетарианство сказывается отрицательно: замедляются темпы роста, повышается риск отставаний в развитии, возникает угроза малокровия.

Пожилые вегетарианцы могут испытывать недостаток йода.

Кроме того, необходимо делать скидку на климат. Всё-таки вегетарианство зародилось в южном тёплом климате. Однако чем севернее народ, тем меньше овощей и фруктов в его рационе по чисто климатическим причинам. Ну не сделать из чукчи вегетарианца, как ни старайся.

 Ни яиц, ни молока, ни мёда…

В наше время насчитываются сотни видов вегетарианских диет, которые можно условно объединить в несколько общих групп. Веганство. Абсолютное вегетарианство. Последователи этой диеты не употребляют в пищу ни мяса, ни молока, ни рыбы, ни яиц, ни мёда. Они практикуют полный отказ от продуктов животного происхождения.

Очень часто именно эта вегетарианская диета подвергается наибольшей критике со стороны официальной науки и медицины.  Лактовегетарианство. Этот вид вегетарианской диеты допускает, наряду с продуктами растительного происхождения, употребление молока и молочных продуктов.

Именно к лактовегетарианцам относится большинство последователей восточных, особенно индийских, философских и религиозных течений. Ововегетарианство. Диета, исключающая употребление молока, но допускающая употребление в пищу яиц.

Этот вид вегетарианской диеты обычно основывается на соображениях этического характера либо на личной непереносимости молочных продуктов. Лактоововегетарианство. Как следует из названия, это вегетарианская диета, которая, кроме пищи растительного происхождения, допускает употребление яиц и молока.

Современные научные исследования доказывают, что именно такая диета является наиболее подходящей с точки зрения здорового и сбалансированного питания. Кроме вышеперечисленных четырех основных групп вегетарианских диет, существует также множество видов диет полувегетарианских.

С вегетарианством тесно связаны и другие типы диетических практик. К примеру, фруторианство – диета, которая допускает употребление в пищу фруктов, орехов, семян и других видов растительной пищи, но только при условии, что добыча этих продуктов не связана с причинением вреда растениям.

Все виды вегетарианства допускают тепловую кулинарную обработку пищи, тем самым принципиально отличаясь от витарианизма – учения об употреблении только сырой вегетарианской пищи.

Одним из столпов вегетарианства является милосердие к животным. Но земли, на которых находятся возделанные поля, когда-то «принадлежали» животным. Чтобы они не вредили урожаям, их просто массово уничтожали.

И сейчас в каждом государстве есть квоты на количество диких животных на квадратный километр. А как же иначе? Если бы егеря и охотники не отстреливали животных, они бы разоряли поля.

Так что теория о том, что поедание растительной пищи якобы спасает животных, мягко говоря, сомнительна.

Большинство биографов Адольфа Гитлера утверждают, что он был вегетарианцем с 1931 до самой смерти в 1945 году. Влияние на его диету оказали работы композитора Рихарда Вагнера, который содействовал распространению вегетарианства.

В 1881 году Вагнер приводил доводы в пользу того, что естественная диета человека была растительной, но человеческий генофонд был загрязнён из-за расового смешения и потребления мяса животных.
В личных разговорах Гитлер часто рассуждал о пользе употребления в пищу свежих овощей, фруктов и зерновых культур, в особенности для детей и солдат.

Стараясь как-то подпортить аппетит гостям и заставить их стесняться поедания мяса, он в ярких деталях описывал увиденное им, когда посещал еврейскую скотобойню на Украине.

Карикатура Кукрыниксов на Гитлера-вегетарианца. 1941 г.

 Будда и Христос не были вегетарианцами?

 > Самыми известными вегетарианцами Древней Греции были Пифагор и Порфирий. Когда-то люди, которых мы сейчас зовём вегетарианцами, называли себя последователями пифагорейской диеты.  Платон в своей «Республике» описывает вегетарианство как наиболее подходящую диету для идеального общества.

По мнению Платона, растительная пища предпочтительна, так как она более всего способствует здоровью человека.  > Идея о том, что все буддисты, особенно монахи и монахини, практикуют вегетарианство, является западным заблуждением. Согласно традициям, буддийские монахи питались подаянием от мирян.

Если мирянин подал монаху мясо, тот должен был смиренно съесть всё, что ему пожертвовали. Будда лишь запретил монахам есть мясо, если они знают или подозревают, что животное было убито специально для них.

> Как свидетельствует Библия, Иисус Христос, считавший, что «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст», ел рыбу даже после своего воскресения: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

И, взяв, ел пред ними» (Евангелие от Луки. Глава 24).

Группа британских психологов и эпидемиологов из Саутгемптонского университета провела исследование, в котором приняли участие 8179 детей 10-летнего возраста. Ученые оценили уровень IQ детей и затем наблюдали за ними примерно в течение 20 лет.

Оказалось, что дети с более высоким уровнем IQ имеют большую предрасположенность к вегетарианству. Исследователи предположили, что такие люди ярче ощущают связь между видом мясной пищи и убийством животных, что и является причиной отказа от мяса.

«Я не ем моих друзей!»  «Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека». Леонардо да ВИНЧИ.

 * * *  «Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, – Вы – соучастник». Ральф Уолдо ЭМЕРСОН.  * * *  «Если человек серьезен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуться, – это мясоедение…

Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и истинно стремление человека к моральному совершенству». Лев ТОЛСТОЙ.  * * *  «Животные – мои друзья, и я не ем моих друзей!» Бернард ШОУ.  * * *  «Мое мнение: мы должны выступить в защиту животных, полностью отказаться от мясоедения и говорить против него».

Альберт ШВЕЙЦЕР.  * * *  «Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества».

Альберт ЭЙНШТЕЙН.

Василий ПОЛЕЖАЕВ, 
психолог: 

– Вегетарианство, веганство и фриганизм являются видами девиантного пищевого поведения. Все эти люди, включая ещё солнцеедов, страдают психическими отклонениями и составляют культуру пищевого сектантства. Лично я не испытываю отвращение к мясу, молоку и рыбе.

Просто на нашей планете есть чудики, которые наивно верят, что, отказавшись от животной пищи, они продлят себе жизнь. Могу вполне понять людей, страдающих физиологическими отклонениями и неспособных переваривать эти продукты. Не можешь, так и не ешь. Но куда там. В мире полным-полно самозомбированных полудурков, употребляющих только растительную пищу и жалеющих каждую убитую птичку.

Человечество ещё чересчур набито всевозможными предрассудками, и вегетарианство – один из них. 

Александр ИСТРАТЬКОВ, 
актёр театра имени Пушкина: 

– Кушать, без сомнения, можно и нужно питательно и сытно. Буженина и окорок в разумных количествах – очень смачно. Неплох ещё балычок под коньячок. Но везде нужна мера.

Мужчина, не употребляющий мяса и рыбы, дохловат по своей комплекции и быстро выдыхается. Не осуждаю вегетарианцев и прочих пищевых ограниченцев. Пускай питаются травкой-муравкой. Если от этого и пострадают, то они же сами. Как говорится, на вкус и цвет товарища нет.

В условиях Сибири и Крайнего Севера прожить без мяса практически невозможно. Мороз всегда отнимает тепло, особенно если работаешь на холоде. Поэтому все вегетарианские понты здесь не прокатывают.

Этих клоунов я бы поселил на месяцок в блокадный Ленинград или в голодающее Поволжье. Посмотрел бы, как они взвоют.

Ролан ГЕГИЯ, 
адвокат: 

– Абсолютно не разбираюсь в различных диетах, но считаю, естественная пища лучше всего. Вегетарианство, по-моему, не приносит человеку какой-нибудь пользы. Эти растительные забавы и сознательный отказ от хороших продуктов не умещается ни в какие рамки.

Аристократы типа Льва Толстого вводили данный принцип от безделья и незнания, куда применить свои силы. Но в отличие от подавляющей массы у них на это были средства, а крестьянам не до барских причуд: есть хлебушко – и то хорошо. Современное вегетарианство и веганство – то же самое желание провозгласить: мы не такие, как все.

Недополучение определённых витаминов и белков для организма губительно и вредно. Но уж если человек своевольничает, то так тому и быть.

Арэг ДЕМИРХАНОВ,
архитектор: 

– Грешен, никогда не соблюдал никакой диеты. Но сейчас уже не ем мяса – видимо, возраст такой, и тормоза сработали. Естественная здоровая пища нам даётся от природы, и отказываться от неё по крайней мере нелепо. Другое дело – соблюдать во всём меру и не переедать. В питании надо уметь прислушиваться к ритму своего организма.

Но я достаточно консервативный человек и говорю: нельзя выступать против природы. Современные люди зачастую хилы и рахитичны, они не годятся для армии и физической работы. Поэтому советую молодым людям до 25 лет кушать всё подряд. Организм должен получать белки и жиры в полном объёме.

А вегетарианство – это в меньшей мере образ жизни, а в большей – временные вкусовые привязанности.

Людмила ЛАПШИНА, 
заслуженный врач России: 
– Здоровая еда позволяет организму сохранять иммунитет и стойко переносить болезни. Нельзя отказываться от того, что заложено в нас природой.

Переходить на вегетарианский режим питания стоит лишь при избыточной массе тела и неспособности желудка усваивать жирное и мясное. Но при этом уместно проконсультироваться с диетологом и определить подходящий пищевой рацион.

Переедание и перепой обычно случаются во время массовых торжеств: свадеб, дней рождения, юбилеев. Но в течение жизни каждый из нас подбирает подходящее только себе меню. Овощи и фрукты, конечно же, полезны, но не всегда дают полную сумму калорий.

Мужчинам в связи с их структурой тела регулярно необходимы мясо и рыба. Детям же для активного роста – молоко и молочные блюда. Бездумное ограничение и отказ здесь неуместны.

Источник: http://www.konkurent-krsk.ru/index.php?id=5094

Ссылка на основную публикацию