Буддийские узоры – что означает восточная символика?

Буддийские узоры – что означает восточная символика?

Буддийские узоры - что означает восточная символика?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

С первого взгляда может показаться, что фигуры и орнаменты в узоре являются лишь плодом фантазии его автора. На самом деле все составляющие его элементы – это символы древнего знания.

Они являются частью мифологии и культурного наследия того или иного народа. И сегодня мы рассмотрим некоторые буддийские узоры и узнаем их значение на примере бурятских орнаментов – угалза.

Определение и выполняемые функции

Слово орнамент на латыни значит «украшение, узор». Главной его характерной особенностью является то, что он несамостоятелен, то есть, не может существовать отдельно от украшаемого им предмета.

Но украшение – не единственная функция этого изображения. Оно служит также для защиты, в качестве оберега и для передачи определённой информации, которая раскрывает свойства предметов или явлений, качества человека.

Не каждому узору суждено стать орнаментом. Чтобы узор подходил под это определение, нужно, чтобы паттерны в нём чередовались или повторялись в определённом порядке.

Творческие источники

Откуда берутся идеи для этого вида творчества? Обычно их черпают в народной вере, природном окружении многих поколений, их жизненном укладе.

Все узоры подразделяются на:

  • космогонические (природные);
  • зооморфные (анималистические);
  • геометрические;
  • растительные;
  • культовые.

Разнообразие составляющих элементов

Самые популярные мотивы подсказывает сама природа. Это дождь, гроза, вода, ветер, солнце, луна, звёзды, огонь, радуга, горы а также мифические животные, возведённые в ранг божеств. 

Животные могут изображаться в них не целиком. За основу часто берётся какая-то часть их тела. Самый популярный – «рогатый» узор, где повторяется изображение рога.

Древнейшими мотивами являются разнообразные геометрические фигуры:

  • прямые, 
  • зигзагообразные линии, 
  • спирали и завитки, 
  • разные виды крестов, 
  • круги и окружности, 
  • ромбовидные паттерны.

Они символически передают природные явления, связанные с плодородием. Например, круглые формы олицетворяют небесные светила, зигзагообразные и волнистые – воздушную среду, отображающую влияние ветра, туч и облаков на получение хорошего урожая.

Растительные узоры включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов, плодов, деревьев. Особое сакральное значение для любого буддиста имеет изображение цветка лотоса. Он обычно образует трон божеств на буддийских иконах, на котором они восседают или стоят. 

Народы, исповедовавшие буддизм, всегда старались жить в гармонии с природой. Она вдохновляла их на создание уникальных и своеобразных рисунков. Бурятские узоры сходны с мотивами древних и современных южносибирских и среднеазиатских кочевников и полукочевников.

Элементы в культовых изображениях

Говоря о буддийской орнаментике, нельзя не упомянуть 8 благоприятных символов, которые можно встретить повсеместно как в храмах, так и на алтарных столиках в жилищах верующих. Это

  • зонт белого цвета,
  • две золотые рыбки,
  • сосуд с сокровищами,
  • лотос,
  • раковина с поворотом вправо,
  • бесконечный узел,
  • знамя победы,
  • золотое колесо.

8 символов буддизма

В разных буддийских культурах эти предметы трактуются по-разному: в Китае связываются с внутренними органами Будды, в Тибете — с частями его тела. Также каждый из этих предметов имеет ещё множество самостоятельных значений.

Описание некоторых изображений

Все монголоязычные народы, включая бурятов, отдают предпочтение геометрическим формам. Среди них самыми распространёнными узорами являются: 

  • молоточный (алхан хээ, меандр),
  • плетёнка (улзы),
  • свастика (хас).

Молоточный мотив имеет множество разновидностей: древнегреческая классика, варианты попроще и посложнее её. В меандре заключена идея беспрерывного движения:

Узор Меандра

Скотоводы также выразили свое уважение к ремесленникам и любовь к самому ремеслу, использовав название древнего инструмента – молотка в обозначении этого орнамента. 

Общеизвестным фактом является то, что кочевые племена прославились, как большие умельцы в изготовлении ювелирных украшений и конской упряжи.

Сфера применения меандра широка. Им украшают как твёрдые предметы, так и мягкие. Это:

  • части юрты, выполненные из дерева;
  • мебель;
  • изделия из войлока;
  • вышивки;
  • одежда;
  • предметы посуды;
  • сбруя;
  • музыкальные инструменты.

Узоры на жилище кочевников

Если раньше молоточный орнамент встречался только на дорогих сердцу вещах, то в век трудящихся его можно увидеть повсюду.

Свастика – символизирует:

  • путь солнца вокруг нашей планеты; 
  • четыре времени года; 
  • жизнь;
  • свет;
  • изобилие; 
  • щедрость. 

Два слова на санскрите, от которых и произошла «свастика», вместе означают «благосостояние». 

В изображении сделан акцент на зимнее и летнее солнцестояние и на четыре стороны света. Свастика может показывать движение как по, так и против часовой стрелки. Соответственно, это символизирует мужскую и женскую энергию, а также добро и зло.

Правосторонняя свастика господствует над материальным и управляет энергией на физическом уровне, чтобы не дать проявиться низшим силам.

Левосторонняя свастика даёт свободу и физическим силам и инстинктам, что мешает воздействию высших сил. Она олицетворяет чёрную магию и отрицательную энергию.

Этот символ можно увидеть во всех местах, связанных с буддизмом: на статуях, скалах, в храмах, на ступах, в пещерах.

Улзы – это изображение в виде плетения, которое является символом благоденствия и долгожительства. Знак может быть обрамлён цветочными мотивами. Помещается он на предмет из любого материала, может быть сплетён из бисера. В буддизме означает бесконечное перерождение, что перекликается со значением меандра.

Улзы

Татуировка в буддизме

Многие буддийские изображения эффектно смотрятся на теле в виде татуировок. Отношение самих буддистов к этому неоднозначное. 

Некоторые буддийские ветви относятся к набиванию рисунков нейтрально, другие – резко отрицательно, особенно, когда сакральные узоры помещаются людьми, не придерживающимися буддистской веры, на ноги.

Тем не менее в юго-восточных странах существует практика Сак Янт – нанесение сакральных изображений на тело. 

Специально подготовленный буддийский мастер наносит нужный рисунок при помощи бамбуковых палочек и либо масла (если клиент хочет, чтобы его никто не видел), либо туши. При этом он читает молитвы, а по окончании – становится духовным учителем заказчика. Изображение выполняет роль оберега.

Нанесение татуировки на фестивале Сак Янт в Тайланде

Среди популярных татуировок есть изображение уналоме. Оно символизирует просветление. Извилистые линии олицетворяют превратности судьбы, а прямая – победу над слабостями и желаниями и духовную чистоту.

Заключение

Буддийская орнаментика ещё недостаточно изучена. Если когда-нибудь будут раскрыты все её загадки, представления об уникальной буддийской культуре, безусловно, значительно расширятся.

На этом, друзья, мы сегодня прощаемся с вами. Нам приятно, что вы поддерживаете проект и рекомендуете статьи в социальных сетях — это мотивирует нас на дальнейшую работу!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорых встреч!

Источник: http://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/buddiyskie-uzory

Тату уналоме: значение буддийского рисунка

Сакральные символы все больше входят в моду среди фанатов нательной живописи. Благодаря эстетически привлекательному виду тату уналоме пользуется особым спросом у девушек: оно действительно выглядит как изысканное украшение. Однако подобный рисунок имеет глубокий символический смысл и значение, о котором сложно догадаться непосвященным.

Что это такое

Уналоме представляют собой священные буддийские рисунки, выполняющие роль оберега. Они используются в защитных татуировках Сак Янт как часть геометрического узора, наделенного особым символическим смыслом.

Кстати, подобное сакральное изображение украшает лопатку любимой многими Анджелины Джоли. Если же рассматривать уналоме как отдельный элемент, то он символизирует просветление и достижение состояния нирваны.

Рассматривая структуру символа (см. фото), можно увидеть линию, которая переходит в зигзаг, закручивается в спирали и завитки и наконец распрямляется. Значение начальной линии – это начало пути к мудрости и самосовершенствованию.

Завитки отождествляются с трудностями, которые преодолевает человек, ступая на тропу просветления. Только пройдя все испытания, можно обрести мудрость и познать сущность бытия, стать лучше морально и духовно.

Значение верхушки символа – преодоление собственных недостатков и достижение высшей ступени самосознания и правильного восприятия окружающего мира.

Кому подойдет тату

Основное значение тату уналоме – гармония, внутренняя свобода, мудрость, богатый духовный мир. Это совершенно не означает, что человек должен быть наделен такими качествами изначально.

Наоборот, он стоит в начале большого пути к открытию самого себя и своих талантов.

Эскизы с данным буддийским символом выбирают те, кому необходимо напоминание о том, что со слабостями надо бороться, что к поставленной цели надо идти ежедневно.

Особое значение тату имеет для тайцев, которые исповедуют буддизм. Сеанс сопровождается чтением молитв и особыми ритуалами, усиливающими мощную энергетику символа. Считается, что уналоме, сделанное в Таиланде, обладает магической силой и действительно меняет жизнь человека к лучшему.

Техника выполнения

Воспроизвести классический узор можно при помощи стилей минимализм, трайбл, дотворк. Уналоме оригинально смотрится с другими деталями (например, цветком, расположенным у основания рисунка). Однако не стоит злоупотреблять внесением дополнительных элементов.

Девушкам рекомендуется рассмотреть вариант техники барокко. Такое тату подчеркнет женственность, хрупкость и изящность своей обладательницы. Фото работ и эскизы уналоме можно увидеть в галерее.

Видео по теме

Фото тату и эскизы уналоме

Источник: https://tattoofan.ru/simvoly/unalome.html

Символика в орнаменте |

В современном мире орнамент – узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на ковре – просто ромбы, а круги – просто круги.Но были времена, когда люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах.

Можно сказать, что  декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений.

Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амаранский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.

Сначала возник геометрический орнамент ,это было на  заре человеческой культуры.

Что могло быть проще прямых или волнистых линий, кругов, клеток, крестов? Именно эти мотивы украшают стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости.

Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия  означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.

По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. Например, в филимоновской игрушке(Россия) мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия.

Мастера пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы встречаются и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р.

Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

А орнамент в русском народном костюме.

Основными мотивами которого  являлись солярные знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, обозначающие землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы.

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека.

Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.

Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, можно найти в разных видах народного творчества.

Прямой равноконечный крест  так же  был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком.

Дерево жизни

Читайте также:  Где находится внутренняя монголия и чем интересен этот уголок?

Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Например, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия.

В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека.

Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ.

Наиболее разнообразная символика характерна для образов растительного мира, включавшего цветы, деревья, травы.

В орнаменте Египта в декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).

В орнаменте египтяне так же использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире.  Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево- они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни..

Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах — главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.

Хмель — культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.

Виноградная лоза — гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века.

В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан — в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) — символ страданий Христа.

Плющ — вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.

Дуб — царь лесов, символ силы и могущества.

Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения.

В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.

Дуб – символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы.

В древнем Китае сосна символизирует бессмертие, долголетие. истинно благородную личность.С образом сосны перекликается образ кипариса,который наделялся в китайских верованиях особыми охранительно-целительными свойствами,включая защиту от мертвых.

Среди цветущих деревье важное место занимает дикая слива -мейхуа-это  дерево символ  Нового года, весны и рождения всего нового.Среди цветов  центральное место отведено пиону.Пион ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем.Орхидея и хризантема связаны с божественным миром и ритуальной обрядностью.

Самым распространенным  символом среди овощей является  тыква  горлянка, ставшая символом бессмертия и долголетия.

Расписная тыква-горлянка, сосуд и талисман (Китай, XIX век)

«Счастливые  плоды»: гранат,мандарин,апельсин-символы долголетия и успешной карьеры.

Мотивы сакуры часто встречаются в в японском  декоративно-прикладном  искусстве.Это символ красоты,юности,нежности, неизбежной изменчивости преходящего мира.

Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.
Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность.

Это также символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином – чувственность и совращение.

Бутон розы – символ девственности; увядшая роза – скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.

Геральдические розы: 1 – Ланкастеров; 2 – Йорков; 3 – Тюдоров; 4 – Англии (бэдж); 5 – немецкая роза Розенов; 6 – русская гербовая.

Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадой и декадой. Роза с красными лепестками и белыми тычинками – эмблема Англии, самый известный нагрудный знак английских королей.

После «Войны Алой и Белой Роз», названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза Ланкастеров и белая Йорков были объединены в форме «Розы Тюдоров». Ярко-пунцовая роза – неофициальная эмблема Болгарии. Знаменитая чайная роза – эмблема Пекина.

Девять белых роз – в гербе Финляндии.
В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, волки, единороги, львы.

Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине — птицы; на уровне ствола — люди, звери, а также пчелы; под корнями — змеи, лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры.

Животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках , на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в украшениях изб, в орнаментах буквиц . Древние образы коня и птицы сохранились в народных игрушках и в посуде.

В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для конских плеток и боевых луков. Стилизованные звери и птицы украшали гребни для волос, утварь и посуду.

 В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных и каждый смотрел на эти явления с той точки зрения, которая была ему ближе в зависимости от образа жизни и занятий: точка зрения пастуха отличалась от взглядов охотника, а их обоих — от воина. Свои знания о земных животных люди переносили и на атмосферные явления.

Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду . Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира.

Конь  также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым.

Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто весь украшен солярными знаками или цветами . Считалось, что это оберегает ребенка от злых сил.

Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках , веретенах), на одежде.

В северных районах природные явления, связанные с конями, древние люди относили и к оленям .Олени часто изображались возле древа жизни на вышитом полотенце, иногда их помещали вместо конька на крыше избы.

Сакральная роль коня, оленя в скифском искусстве часто связана с надеждой о благополучном вознесении души в мир иной.

Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также в разные времена у разных народов он олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в декоративно-прикладном искусстве.

На протяжении многих веков лев оставался одной из излюбленных фигур в русской символике. В древнерусских изображениях, связанных с великокняжеской властью, образ льва в зависимости от того, что его окружало, имел два значения: власть, даруемую Богом, и побежденную силу зла.

Народные мастера часто вырезали львов на лобовой доске избы  или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента, мастерицы вышивали их.

Женское начало. Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы иногда изображается в виде паука. Все лунные богини – прядильщицы и ткачихи судьбы.

Паутина, которую плетет паук, плетется из центра по спирали, – символ созидательных сил Вселенной, символ мироздания.

Паук в центре паутины символизирует центр мира; Солнце в окружении лучей; Луну, олицетворяющую циклы жизни и смерти, прядущую паутину времени. Паук часто ассоциируется с удачей, богатством или дождем. Убить паука – плохая примета.

Паук, изображенный на амулете американских индейцев

Благодаря устойчивости религиозных канонов, значение символов в орнаментике Египта,искусства стран Древнего Востока сохранялось без изменения в течение многих тысячелетий.Поэтому для этнографов и археологов древние орнаменты представляют собой знаки, с помощью которых можно «прочитать» своего рода магические тексты.

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.

Часто последующие поколения художников используют предыдущее искусство и создают на его основе свои вариации.

Таким ярким примером может служить элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V—IV тыс. до н. э.

В древних и средневековых культурах свастика — солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца.

Коловрат или Солнцеворот — один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Ярилы. От слова «коло» — солнце и произошло название символа.

Сам символ выглядит как круг с загнутыми лучами, поэтому у многих он ассоциируется с фашисткой свастикой. Хотя это в корне не так: фашисты действительно использовали этот солярный символ, но не наоборот.

В 1852 г. французский ученый Эжен Бурнуф впервые дал четырехконечному кресту с загнутыми концами санскритское название «свастика», что примерно означает «несущая добро». Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира.

В орнаментах нового времени фактически отсутствует современная символика, несмотря на то, что она существует в избытке в окружающей действительности. Как исключение, может быть творчество художников-модернистов. В конце XIX — начале XX в. эти художники попытались создать свою собственную символику и воспроизвести ее в своем творчестве.

Орнамент в их произведениях играл уже не вспомогательную роль, а становился неотъемлемой частью изображения, органично вплетаясь в канву сюжета. Тогда же А. Белый — теоретик русского символизма писал: «Художник-символист, насыщая образ переживанием, претворяет его в своем творчестве; такой претворенный (видоизмененный) образ есть символ». И далее А.

Белый фиксирует основные лозунги символизма в искусстве: «1. символ всегда отражает действительность; 2. символ есть образ, видоизмененный переживанием; 3. форма художественного образа неотделима от содержания».

В этих трех пунктах известным поэтом и прозаиком точно сформулированы основные положения создания символического произведения, которые могут быть использованы в любом виде искусства, в том числе и орнаментальном.

Похожее

Источник: http://www.tvorchistvo.ru/simvolika-v-ornamente/

Индийские орнаменты и их значение

Сегодня в повальном увлечении Индией, многие художники открывают для себя такое народное искусство, как традиционный индийский орнамент. Как и в любом народном творчестве, индийский орнамент также необычайно красив и замысловат, а каждый элемент не просто изображение, а средство передачи информации, проще говоря, каждый элемент что то означает, как у любого народа.

Я вообще люблю народное творчество, орнаменты всех народов на мой взгляд прекрасны, у каждого своя неповторимая красота, для каждого орнамента можно найти место в своей жизни. Орнаменты могут украшать интерьер, детали интерьера, одежду, посуду, мебель.

Но популярную сегодня роспись хной к примеру, не будешь выполнять в стиле северо-американских индейцев, в таком деле, каждый художник в первую очередь вспомнит именно о традиционном индийском орнаменте. А что бы не пожелать случайно носителю рисунка чего нибудь не уместного, хорошо бы перед началом работы узнать, что же значит тот или иной элемент 🙂

Первый элемент знаком нам наверное всем с детства, помните этот элемент можно было часто встретить на домашних маминых халатиках, платках, кофтах и т.д. Он и сегодня всё так же популярен, надо сказать, что популярным и распространённым этот элемент стал ещё много веков назад.

Читайте также:  Буддийское божество по году рождения - найди своего защитника

Называется он: Бутан (бута), пейсли, индийские огурцы (перцы). 

До сих пор неизвестно, что же конкретно он из себя представляет, возможно это семя финиковой пальмы, кипарис, или даже священное в восточной культуре пламя.

Но главное это то, что означает Бутан, это символ плодородия, считается, что вещи с этим символом притягивают владельцу богатство и благополучие.

Также принято считать, что этот символ обозначает всю прекрасную божественную суть самого человека, его таланты и все лучшие качества, данные ему богами.

Цветы

Цветы, также очень популярный элемент узоров, их можно встретить практически везде, у индийцев вообще особая любовь к цветам. Цветы также означают быстротечность жизни, ценность каждого мгновения. Важно разбираться какой именно цветок нарисован, к примеру красные цветы ашока, символизируют любовь.

Лотос

У лотоса очень важное значение, лотос является символом чистоты, верности, просветления, вдохновения на преодоление любых трудностей в жизни. Лотос это больше чем растение, это символ непоколебимой воли и целеустремлённости.

Лотос рождается для того что бы пройти сквозь тьму, выжить даже в самой грязной воде и явить миру свою чистую, безупречную красоту. Также в орнаменте у лотоса лёгкий эротический подтекст, к примеру новобрачных принято украшать гирляндами из лотосов.

А женщины дарят мужчинам предметы с изображениями восьмилистного лотоса, желая намекнуть о своих чувствах.

Слон

Какой же традиционный индийский рисунок может обойтись без слона, слон одно из любимейших животных в художественном искусстве Индии.

Это не случайно, ведь слон является символом долголетия, процветания, благоразумия, воли, терпения, доброжелательности и проницательности.

В общем если желаете человеку всего самого лучшего, всего, что нужно для того что бы добиться успеха в жизни или исполнить свои сокровенные желания, подарите ему “слона”, ну или его изображение.

Не даром у индусов символом мудрости и счастья является бог Ганеша. Узнать его легко, ведь у этого бога голова слона.

Корова

Корова это мать всего мира, индусы очень уважают и почитают корову, изображение коровы на предметах символизирует всё самое доброе, бескорыстие и самопожертвование.

Павлин

Павлина тоже часто можно встретить в индийских узорах. Павлин национальный символ Индии, эта царственная птица символизирует богатство, изобилие, а также может изгонять тёмные силы.

Солнце

Солнце будет означать божественную защиту, так как солнце, это божественное око, взирающее на нас с небес. Чаще всего солнце в индийском орнаменте изображают в виде круга со множеством лучей.

Рыба

Также является символом плодородия и безграничной свободы.

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Источник: https://izent.ru/posts/mirskoe/etno/1706/Indijskie_ornamenty_i_ih_znachenie

Книга знаков и орнаментов – Гирих, в исламской традиции. Аналитики Точка зрения

Одни и те же элементы орнамента в иные времена воспринимались и использовались по-разному, в зависимости от верований и взглядов на окружающую действительность. Им придавали особое толкование, изобразительное решение, стилистику.

Например: цветок розы (розетта, розетка) по древним, языческим верованиям, цветок богини Венеры — символ любви и красоты; в Средневековье — цветок Богоматери; в исламе — символ райской жизни и космической силы: «пылает роза как подарок солнца, а лепестки ее суть маленькие луны». Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев. В их орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы.

Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. …

В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью…

хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон “Золотого сечения”, или, как его называют математики, “Закон Золотого числа”»

Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности. Орнамент – как способ передачи сакральных знаний. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.).

Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций.

Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира, часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он…

представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства.

Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа…»

В 1852 г. французский ученый Эжен Бурнуф впервые дал четырехконечному кресту с загнутыми концами санскритское название «свастика», что примерно означает «несущая добро».

Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира. Свастические знаки входят и в христианские изображения, и в народное искусство.

«Народное сознание донесло первоначальный смысл употребления свастики — не просто символа стихии, но того, кто распоряжается стихиями — вечного ветра, Святого Духа»

(от персидского – узел)

В мусульманском искусстве Среднего Востока сложный геометрический орнамент. Орнамент, как искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет.

Более того, можно утвердительно сказать, что он зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм выражения сакральных знаний .

Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов:

  • растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами);
  • геометрический гирих (прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы)

Сложный рисунок, образованный многократным наложением друг на друга геометрических фигур – линий, многоугольников и круга. Гирих выглядит как сверхсложная математически выверенная сетка. В исламе фигуры гириха – изображают строение мира. Обычно гирихом оформлялись фасады зданий. А внутри мечетей им расписывался михраб – ниша, в которую становится перед молитвой имам.

Наложенные друг на друга геометрические фигуры из композиции гириха имеют мистические значение. Иногда такие фигуры совпадают с символами из других культурных традиций. Например, гексаграмма – наложенные друг на друга два треугольника – один из самых древних и распространенных религиозных символов, встречающийся в исламском орнаменте гирих.

Этот рисунок находят на наскальных изображениях и на предметах эпохи неолита.

Арабский восточный орнамент и каллиграфия идут как бы параллельно в своём развитии. Когда в течение времени изобретались новые узоры, они применялись как для орнамента, так и для каллиграфии.

Одна из особенностей арабского декора – «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения.

В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи – пословицы, благопожелательные изречения из Ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.

Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

В этих двух типах узоров заключена глубинная квинтэссенция ислама. Гирих, который выражает абсолютное совершенство геометрической красоты, является символом божественного начала.

Ислими, отсылающий нас к живому, хрупкому цветку, символизирует человеческое начало. Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны.

Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

Важно отметить, что подобное деление на божественное и человеческое носит не жесткий, не механистический, не непроницаемый характер, а построено по принципу, который можно назвать принципом голограммы.

Особенность голограммы, как известно, заключается в том, что стоит разбить стекло, на которое она нанесена, в каждом образовавшемся фрагменте мы увидим не часть исходного изображения, а все изображение целиком, хоть и немного в размытом виде.

Другими словами, когда мы делим тот или иной элемент исламской культуры на божественное и человеческое, в каждой из этих двух «половинок» мы вновь увидим проявление исходной бинарности.

Кстати, некоторые мусульманские богословы этимологию главного имени Бога «Аллах» возводят к глаголу валаха, что значит «быть потрясенным», «терять голову».

Гирих выражает и еще один важный посыл, так или иначе ассоциируемый с идеей Бога: мотив вечности как единства в многообразии. Или, возможно, точнее будет сказать, единства в многоликости.

Если внимательно посмотреть на образцы гириха, то легко заметить, что очень часто он представляет собой ничто иное, нежели конфигурацию, сложенную из одной многократно повторяющейся геометрической композиции.

При этом данная композиция могла бы множиться бесконечно, если бы не ограниченность тех материальных форм, на которые наносится узор.

Другими словами, гирих — это не изображение, замкнутое внутри некоего ограниченного пространства, а нечто, что всегда выходит за рамки доступных нам физических носителей.

Рамка, очерчивающая гирих, на самом деле не определяет его границы, а словно является тем окошком, которое как бы врезается в наш мир и распахивает перед нами перспективу вечности. При чем вечность эта оказывается явленной через фундаментальное единство ее многоликости.

Прежде всего, гирих в своей математической точности и геометрической безупречности являет собой образ абсолютного совершенства, которое в исламской культуре всегда было ассоциировано с Богом.

Геометрический узор гириха настолько точен и настолько детализирован, что восторг от его созерцания невозможно выразить словами.

Его умопомрачительная сложность и безукоризненная выверенность безо всякого преувеличения потрясают воображение.

Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в теплом образе. Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и росписях посуды.

Для лучшего понимания смысла орнамента мечети следует отметить, что во все времена она была одновременно и местом собраний, и школой-медресе. Если снаружи более используемым был стиль гирих и в соответствие к нему куфический шрифт письма, то во внутренней отделке – ислими и насх.

Внутренний орнамент не стремился к удаленности и твердости, он должен был не только приближать человека к духовному миру , но и объединять людей между собой. Милосердие и твердость диалектически соседствуют здесь.

Когда мы смотрим на его образцы, нам всегда кажется, что мы видим в нем квадраты, ромбы, пяти- и шестиугольники, звездочки — словом, всевозможные геометрические фигуры. Гирих – это книга, написанная языком знаков, соединенных между собой и объясняющих замысел творения.

Рассмотренный выше мотив вечности, явленной через единство ее многоликости, также можно рассматривать как выражение трансцендентности, непрестанно оборачивающейся своей имманентностью. (Иммане́нтность (лат. immanens, род.пад. immanentis «пребывающий внутри») — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней.

Для религиозной философии важен вопрос об имманентности (принадлежности) божества миру.)

Созерцание всех этих оттенков переливающегося многоцветия единого в основе смысла, особенно схваченного в своей цельной совокупности, а не в ментально анатомированном виде, дарит человеку невыразимое интеллектуальное наслаждение. И помогает соприкоснуться с нечто большим — духовными глубинами веры.

Читайте также:  Буддизм в тайланде - влияние религии на образ жизни

Oрнамент чаще всего расположен над михрабом (часть стены, имеющая углубление, направленное в сторону Мекки, где становится на молитву имам), и любой мусульманин видит его только во время вставания на молитву, а далее уже ни в процессе самой молитвы, ни во время бесед или занятий он с ней не сталкивается.

Но весь другой орнамент – это растительное сплетение, когда на один бесконечный побег приходятся тысячи цветов и бутонов. Причем это не мозаика, в которой легко можно сделать копию предыдущего элемента, это рисунок, в котором каждый последующий цветок хоть и похож на предыдущий, но все же чем-то и отличен от него.

Оригинален орнамент верхней части колонн внутреннего дворика мечети Пророка в Медине.

На крупной штриховке гириха проступает стилизованный контур сложенных в мольбе ладоней. Эффект усиливается контрастом светлых и темных тонов. Создается ощущение, что не только люди, но и само здание вместе с ними взывает к Всевышнему.

Наиболее ярко вся символичность и загадочность мусульманского орнамента отразилась в книгах.

Тем более что в книгах орнамент обязательно должен был сочетаться со стилем письма, а это диктовало ему своеобразное направление развития, так как именно в орнаментах книг наблюдалась наибольшая символичность.

Арабская надпись “Аллах” включает четыре вертикальных линии, схематически передающих смысл этого слова.

Также распространенными орнаментальными мотивами являются пятиугольник (или пятилучевая звезда) символизирующий пять столпов Ислама и шестиугольник (или шестилучевая звезда) символизирующий шесть столпов (веры). В Исламе священной книгой является Коран.

Следовательно, именно он всегда наиболее украшался, в том числе и разнообразными орнаментами. Следует заметить, что в основном орнаментизировались футляр книги и ее первые две страницы.

Ковер и Ислам – понятия неразделимые. Это связано с особенностями культуры мусульманина и его молитвы. Ковры, покрывала, коврики для молитв – все это обычно украшено богатыми орнаментальными узорами. Орнамент ковра это не только простая гармония мира чувств и мира вещей, это еще и некая своеобразная установка на будущее.

Ковер – это символ, неодушевленный предвестник Рая, надежда на который не покидает даже самую заблудшую душу. Отдельным видом искусства стали тканые ковры. В течение веков их называли «красотой, сотканной из тайн». И это вполне объяснимо, если учесть, что у народов, имеющих глубокую историю, самым древним ремеслом было ковроткачество.

Имея в себе множество необычного, орнаменты ковров хранят истины, открывающие окошко в тайны нашей цивилизации.

Зачастую тайный смысл орнаментов восточных ковров можно смело считать посланием человечеству из глубин веков. Законы космоса, влияние стихий и связь их с человеком нашли своё отражение в орнаментах. Вызывает восхищение, насколько информационно ёмко наши предки смогли выразить в орнаменте понятие просветлённой души с развитым Осознанием.

Давно замечено: исламский узор отличается тем, что он обычно выстраивается вокруг точки, которая выступает центром, организующим всю орнаментальную композицию. Иногда эта точка наглядно прорисовывается, иногда вместо нее зияет пустое пространство.

Однако самое главное заключается в том, что данный центр остается внеположенным всей композиции. Другими словами, узор исламского орнамента не соприкасается со своим центром и соответственно не вытекает непосредственно из него.

При этом центр организует, «держит» всю композицию, но пребывает вне ее составляющих.

Через подобные художественные приемы исламская культура выражает ту самую ключевую идею, о которой было сказано выше — идею инаковости Бога. Если бы узор напрямую произрастал из своей опорной точки/пустоты, то речь бы шла об онтологическом соответствии центра и композиции, Бога и мира.

Однако инобытие — это не субтильный уровень бытия, не утонченно-духовная вершина, значит, и не продолжение тварного/материального мира, а нечто по отношению к нему принципиально иное, нечто, никоим образом несоположенное с ним.

Собственно поэтому символом Бога в исламском узоре и выступает либо точка, не несущая никакого значения, либо пустота.

Исламское богословие учит, что в этом мире все было создано из ничего. Другими словами, именно ничто выступило тем строительным материалом, из которого соткан узор существующего мироздания.

Это означает, что существование мира как нечто укорененного в самом себе, ставится под большой вопрос, ведь он выступает в действительности лишь продолжением ничто, т.е. следствием пустоты, небытия.

Таким образом, мир с точки зрения собственных онтологических критериев есть иллюзия. «Мир — это сон», — в один голос говорят все духовники исламской традиции.

О бренности материального мира и фантомности его природы говорят, кстати, не только духовные учителя. Современные физики констатируют, что материя обнаруживается в результате коллапса волновой функции, процесса декогеренеции.

Они отмечают, что в замкнутой системе элементарные частицы существуют в состоянии суперпозиции, т.е. как потенция, возможность, и «материализуются» лишь вследствие акта наблюдения, контакта с чем-то внешним. А поскольку, строго говоря, замкнутых систем в мире не существует, т.к.

любая система с чем-то да контактирует, то единственная по настоящему замкнутая система — это вся наша Вселенная в своей совокупности. Поэтому со стороны, отмечают ученые, она «выглядит» абсолютно пустой, нереализованной.

И если бы гипотетический наблюдатель прошел сквозь нее, то он бы прошел сквозь пустоту и ни на что бы не наткнулся, несмотря на самокристаллизацию материи внутри нее. Естественно, это очень грубый взгляд на физические теории, причем обрамленный мировоззренческими интерпретациями.

Однако важно то, что все больше ученых и философов замечают подобное сходство духовных учений древности с той картиной мира, которая проистекает из современной квантовой физики. Фантомность, пустотность существующей реальности — ключевая категория для данных параллелей.

Нейролингвисты изучая искусство и музыку и её влияние столкнулись с тем , что эти две вещи минуют сознание и действуют на более глубоком уровне восприятия. Сознание почти вообще не участвует в обработке информации такого рода. Поэтому гирих это идеальная форма передачи духовных знаний будущим поколениям, то есть нам. А что бы прочесть эту книгу жизни надо знать азбуку Знаков Духовного Мира.

Более детально о знаках и мерностях бытия вы найдёте в книге “АллатРа”.

Гирих — не просто элемент исламского декора, а манифестация измерений.

Мотивы вечности и единства в многообразии могут подарить нам ту внутреннюю целостность и гармонию с внешним миром, которую зачастую человек утрачивает в современности .

А опыт сочетания несочетаемого и распознавания , безусловно, делает наше мышление более многовариативным, гибким, далеким от крайних, не терпящих иных трактовок, суждений.

Вообще, взгляд на мир с той духовной высоты, которая концентрирует в себе семантика гириха, может целиком нейтрализовать заряд конфликтности и враждебности, порождаемый, как известно, той или иной формой болезненного мышления.

Разве не в этом нуждается весь мир в целом?

Подготовила: Natasha (Deutschland)

Источник: https://rgdn.info/girih-_kniga_znakov

Татуировка Будда


Значение символа Будда
Другие символы
Видео
ФотографииКак и другие религиозные татуировки Будда редко наносится на тело просто ради красоты. В традиционном понимании, такое тату показывает на приверженность Буддизму и принятие его основных ценностей. Сюда можно отнести веру в реинкарнацию и закон кармы.

Несмотря на то, что символика является религиозной она часто используется людьми не являющимися буддистами. Такую татуировку может сделать человек которому близки основные принципы философии Буддизма. Гораздо реже, татуировку с изображением Будды наносят следуя веяниям моды на всё восточное. Считается, что такое изображение защищает от злых сил.

У буддистов не принято украшать свое тело:

Таким образом Будда является не божеством, а скорее учителем. Тем не менее люди наносящие такие тату, вероятно, хотят показать свою приверженность взглядам и идеям Буддизма. С другой стороны запретов на татуировку в Буддизме нет. В отличии от многих ортодоксальных религий. Поэтому и «Оскорбить чувства верующих» такое тату вряд ли сможет.

Кому подойдет?

Разумеется такую татуировку можно назвать универсальной, поскольку она подойдет и мужчинам и женщинам. На первый взгляд, такое тату указывает на приверженность к религии «Буддизм». Но, так же может говорить просто о близости идеологии этого религиозного течения

Места и стиль татуировки.

Татуировку в черно-белых тонах можно увидеть достаточно редко. Часто используется золотой цвет. Особенно, эффектно смотрятся объемные татуировки.

Чаще такую татуировку делают на объемных участках тела: живот, грудь или спина.

Такие тату отличаются проработкой фона и большим количеством мелких деталей.

Восточная тематика позволяет в полной мере развернуться вашей фантазии и профессионализму вашего тату-мастера.

Как было написано выше, Будда был учителем. Он верил, что каждый может достичь просветления и нирваны. И не требовал к себе особого отношения. Тату с изображением Будды несет в себе основной смысл философии Буддизма.

Избавление от страданий — главная цель человека в его жизни.

Татуировка медитирующего Будды символизирует стремление обрести гармонию и равновесие во всем, углубленность в себя. Основной мотив — восприятие действительности такой, какая она есть.

Без вмешательства и отклонения от истины.

Изображение смеющегося Будды — олицетворение благополучия и счастья.
Голова Будды — своего рода оберег, помогающий проявлять мудрость и терпение.
Сложенные руки Будды символизируют созерцание. Буддизм — распространенная религия. Хотя сами буддисты, скорее всего обидятся на слово «религия» и предпочтут «философия». Не удивительно, что помимо основателя и основного учителя, т.е. непосредственно Будды в существует еще множество символов каждый из которых обладает своим тайным и иногда мистическим смыслом.
 

  • Лев символизирует королевскую силу. Показывает высшую власть. В тату символике может отражать высшую власть человека над самим собой.
  • Буддисткий узел — символ взаимосвязи всех людей в мире.
  • Шри Янтра (Посмотреть фото татуировки)— один из древнейших символов. 9 пересекающихся треугольников образуют изображение, центр которого, обозначен точкой. Первые упоминания о нем встречаются в «Атхарваведе» (1,2 тыс. лет до н.э.). Используется для медитации во многих школах йоги и тантризма.
    Считается, что концентрация внимания на этом символе заставляет активнее работать правое полушарие мозга (то самое, которое отвечает творческий подход и интуицию).
  • Колесо Дхармы — символ благородного восьмеричного пути. Символ указывает на следование по пути к просвещению.
  • Сидящий Хотей — покровитель женщин, приносит долголетие и благополучие.
  • Бодхисаттва — человек, цель которого достичь просветления ради облегчения жизни всех живых существ.
  • Распустившийся лотос (чаще в розовым цвете) — символ Будды,
  • Следы Будды указывает на его постоянное присутствие в мире, в виде разнообразных воплощений.
    Такое тату может указывать на желание пройти по стопам своего учителя. Так же, Лотос является символом природной чистоты.

Иногда, буддистские тату сопровождают мантрами (хотя конечно любая мантра может быть и отдельной тату). Самая распространенная на русском языке звучит так: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!». Это перевод мантры «ом мани падме хум».
Несмотря, на мнимую простоту мантры её следует понимать не буквально, а разобрать по словам:

  • «ом» — символ вселенной;
  • «мани» — стремление к пробуждению, всеобъемлющей любви;
  • «падме» — дословно цветок лотоса, который является символом мудрости;
  • «хум» — неделимость практики.

Татуировка с изображением Будды во всю спину:
Давайте взглянем на процесс нанесения татуировки с буддисткой тематикой на предплечье руки:«Будда мл… Будда на … Будда на … Будда на … Будда на … Эскиз тат… Будда на … Мандала Ш…
Посмотреть все фото в альбоме

Рейтинг: +1 1

Источник: http://moetatu.ru/znachenija-tatuirovok/budda.html

Ссылка на основную публикацию